Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Зима, Мария Викторовна

  • Зима, Мария Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Зима, Мария Викторовна. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Зима, Мария Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Отечественная философско-педагогическая мысль X - начала XX века - источник идей И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании.

1.1. Нравственно-религиозная направленность национально-патриотического воспитания в Древнерусской педагогике X - XVII веков. р 1.2. Воспитание гражданина-патриота в представлении русских просветителей XVIII века.

1.3. Реализация идеи народности деятелями просвещения

XIX - начала XX века.

ГЛАВА 2. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А.Ильина.

2.1. Жизненный путь И.А.Ильина как идеал духовного служения Родине.

2.2. Идея о воспитании национального духовного характера как цели национально-патриотического воспитания.

4 2.3. Идея духовно здоровой семьи как первоначального института национально-патриотического воспитания.

2.4. Идея национального самопознания как задачи и средства национально-патриотического воспитания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина»

Российское государство на современном этапе испытывает необходимость уяснения для себя национально-патриотической идеи, консолидирующей творческие силы всего общества. В основе национально-патриотической идеи лежат позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественной жизни через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Развитие этой идеи в общественном сознании предполагает реформы и инновационные изменения в системе образования. Ряд школ, лицеев, гимназий, высших учебных заведений стремится реализовать образовательную модель, основанную на национальных традициях. На этом пути образовательные учреждения испытывают затруднения, во многом на сегодняшний день связанные с недостатками существующей системы национально-патриотического воспитания.

В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" значится одна из целей образования - "обеспечить. историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России" [110, с.4]. Нормативные документы в области образования [32, 53, 87, 111] также предусматривают развитие у подрастающего поколения идеи патриотизма. В них отмечается негативное влияние кризисных явлений в обществе на сознание народа и подчеркивается необходимость на государственном уровне средствами образования, культуры и искусства решать проблемы воспитания патриотизма и гражданственности как основы консолидации общества и укрепления государства. В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы" также говорится о задаче формирования методических основ патриотического воспитания, что понуждает деятелей науки к всестороннему научно-теоретическому осмыслению этой социально-педагогической проблемы, разработке учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к национально-патриотическим ценностям, подготовке его к военной службе и достойному служению Отечеству.

С началом перестройки в российском обществе возникла проблема национальной идентичности. Прежние идеалы - сначала царской, затем советской России - разрушены, а новые, западнические идеи не оказывают желаемого нравственного влияния на подрастающее поколение. Развитие такого научного направления как "психодемография" - яркое свидетельство того, что доминирование потребительских установок, отсутствие цензуры в средствах массовой информации действуют губительно на молодежь. Разложение нравственности во многом происходит от того, что значительная часть нашего общества утеряла связь со своими национально-духовными корнями и ведет антирусский образ жизни. Несомненным фактом является необходимость воспитания русского человека, укорененного в национальной культуре, формирование личности гражданина России, готового защищать свое Отечество.

В связи с этим назрела жизненная необходимость ориентации системы образования на традиции русской культуры, педагогики и философии, характеризующиеся принятием постулатов о духовной сущности человека, о взаимосвязи веры и знания, признанием нравственного воспитания основной целью образовательного процесса.

После революции 1917 года отечественная педагогическая традиция продолжалась в "России зарубежной". В советское время предельно идеологизированная школа была ориентирована на производство унифицированного стандартного человека - "строителя коммунизма", а потому выступала ретранслятором не национальной, а социалистической идеологии. Традиции русской культуры, во многом не принятые советским государством, пытались сохранить деятели российского зарубежья.

Педагогическая мысль российского зарубежья принадлежит к тем пластам отечественной культуры, которые долгое время предавались забвению. Изучение подходов педагогов российского зарубежья к теоретическим проблемам национально-патриотического воспитания позволяет внести значительный вклад в историю развития отечественной педагогики первой половины XX века, а также отвечает стремлению к синтезу всего ценного, что есть в педагогическом наследии.

В среде российской эмиграции в широком философском контексте обсуждался вопрос о ценностях и идеалах воспитания, разрабатывались проблемы сущности, смысла, содержания национально-патриотического воспитания, об-думывались его цели и задачи, анализировались возможности различных средств национально-патриотического воспитания.

В плеяде известных мыслителей российского зарубежья особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1882-1954) - русскому философу, педагогу, религиозному мыслителю, общественному деятелю. Идеи И.А.Ильина о национальной культуре, русской душе, взаимосвязи общечеловеческого и национального, национального и духовного, самобытном воспитании русского человека представляют особый интерес и могут оказаться полезными при разработке теоретических основ национально-патриотического воспитания, а также при его практическом осуществлении в современных учебных заведениях.

Степень разработанности проблемы. Попытки осмысления философии И.А.Ильина русскими учеными были предприняты еще при его жизни. В трудах В.В.Зеньковского и Н.О.Лосского, одинаково озаглавленных "История русской философии", взглядам И.А.Ильина уделено незначительное внимание. В.В.Зеньковский рассматривает преимущественно гносеологию И.А.Ильина [56, с.418-423], а Н.О.Лосский акцентирует внимание на концепции И.А.Ильина "о сопротивлении злу силою" [99, с.493-495].

Являясь популярным публицистом 20 - 30-х годов, И.А.Ильин вызывал большую полемику вокруг своих идей. О нем писали З.Гиппиус, Н.Бердяев, Ю.Айхенвальд, Ф.Степун, П.Струве и многие другие мыслители российского зарубежья [130].

После смерти И.А.Ильина за рубежом стали появляться отдельные научные работы, посвященные анализу его наследия. Среди них наиболее авторитетными признаны работы Н.П.Полторацкого [130, 131], который почти всю свою жизнь собирал работы И.А.Ильина, систематизировал и пропагандировал его идеи.

В СССР творческое наследие И.А.Ильина фактически не изучалось, хотя упоминания о нем можно встретить, например, в "Большой Советской Энциклопедии" [20, с.393] и статье газеты "Правда" М.Кольцова [86, с.1], где приводятся автобиографические данные, а также сведения об антибольшевистской деятельности ученого.

С ростом интереса к отечественному философскому наследию в конце 80-х годов прошлого столетия, в нашей стране стали появляться работы, посвященные творчеству И.А.Ильина [1, 4, 8, 9, 13, 18, 19, 23, 26, 28, 30, 36, 38, 47, 48, 49, 58, 83, 85, 89, 90, 91, 101, 121, 132, 139, 150, 152, 154, 157, 158, 162, 165, 175, 183, 184, 186, 188]. Много потрудился в этом направлении Ю.Т.Лисица, являющийся составителем и комментатором 10-томного собрания сочинений видного ученого [65]. Однако эти труды отражают в основном философские и социально-политические взгляды мыслителя и не касаются педагогических тем.

В 90-х годах XX века к наследию И.А.Ильина обратились и ученые-педагоги. В Саранске под руководством проф. Е.Г.Осовского начались исследования проблем истории образования и педагогической мысли российского зарубежья, в которых некоторое место отводилось идеям И.А.Ильина о нравственном и национально-патриотическом воспитании [17,24, 37,46,118,161].

На рубеже веков философско-педагогическое творчество мыслителя стало анализироваться более основательно. Внимание исследователей привлекают духовно-нравственный потенциал педагогических идей И.А.Ильина [2, 35, 42, 81, 102, 115, 153, 190], воззрения ученого на национальное [105, 143] и семейное воспитание [2, 33, 34, 142], а также богатые литературные изыскания философа [100,163].

Наиболее содержательное исследование выполнила И.М.Коняева, представившая воззрения И.А.Ильина на духовно-нравственное воспитание в современном контексте педагогической действительности [88]. Однако автор отмечает, что многие аспекты философско-педагогического наследия мыслителя остались за пределами ее труда и нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Один из таких аспектов - идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом * воспитании.

Выявленное нами противоречие между нацеленностью нормативных документов на воспитание патриота, практической необходимостью национально-патриотического воспитания, а также исторической важностью конкретных воззрений И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание с одной стороны и отсутствием целостного анализа идей И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание с другой стороны определило выбор темы диссертационного исследования - "Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А.Ильина".

Названное противоречие обозначило проблему исследования, которая со-£ стоит в изложении целостного взгляда И.А.Ильина на национальнопатриотическое воспитание, а также осмыслении этого взгляда относительно основных идей русской педагогики X - начала XX века о национально-патриотическом воспитании.

Объект исследования - философско-педагогическая мысль X - начала XX века о национально-патриотическом воспитании.

Предмет исследования - философско-педагогические воззрения И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание.

Цель исследования - представить идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании, показав их преемственность основным тенденциям русской педагогики X - начала XX века. А

Задачи исследования :

- представить воззрения отечественных деятелей просвещения X - начала XX века на национально-патриотическое воспитание;

- сформулировать идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании;

- показать историческую преемственность педагогического наследия И.А.Ильина основным идеям русской педагогики X - начала XX века.

Источники исследования: труды отечественных педагогов, философов, историков, деятелей культуры и просвещения X - начала XX века; антологии и хрестоматии по истории педагогики в России; произведения И.А.Ильина, его воспоминания и письма; работы ученых, посвященные различным аспектам творчества И.А.Ильина.

Методы исследования: историко-педагогические - изучение и анализ философско-педагогической литературы, посвященной национально-патриотическому воспитанию; сравнительный анализ взглядов И.А.Ильина и отечественных деятелей просвещения; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Методологической базой исследования являются диалектика преемственности идей, соотношение исторического и логического в историко-педагогических исследованиях; герменевтический подход, направленный на толкование философско-педагогических взглядов ученого.

Теоретические положения исследования составили идеи о духовной сущности человека (Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, Н.И.Пирогов, Г.П.Редкин, П.Ф.Юркевич), о взаимосвязи веры и знания (З.В.Видякова, М.В.Захарченко, В.В.Зеньковский, А.А.Корольков, С.В.Перевезенцев, С.А.Рачинский, К.Д.Ушинский, А.С.Хомяков, В.Д.Шадриков)^об усвоении национальной культуры как способе приобщения к общечеловеческим ценностям (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.И.Гессен, В.И.Додонов, Ф.М.Достоевский, К.Д.Ушинский), о духовно-религиозном воспитании как национализирующем элементе учебно-воспитательного процесса (Н.С.Арсеньев, И.Ф.Гончаров, А.Н.Мигунов, В.А.Мосолов, Н.Д.Никандров, А.Радонежский, Н.К.Симаков, А.Н.Стрижев, В.Ю.Троицкий, Г.П.Федотов).

Научная новизна работы заключается в том, что уточнены философско-педагогические аспекты творческого наследия И.А.Ильина; на основе герменевтического анализа раскрыты педагогические представления И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании; в рамках историко-логического подхода показана преемственность основных идей И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании отечественной философско-педагогической мысли X - начала XX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что панорамно представлен исторический аспект проблемы национально-патриотического воспитания; в контексте отечественной философско-педагогической мысли X -начала XX века охарактеризованы идеи И.А.Ильина: о воспитании национального духовного характера как главной цели национально-патриотического воспитания, о духовно здоровой семье как первом и самом важном институте национально-патриотического воспитания, о национальном самопознании как задаче и средстве национально-патриотического воспитания; теоретически углублен вопрос о цели, задачах, содержании, средствах национально-патриотического воспитания.

Практическая значимость работы. Полученные результаты и выводы исследования могут оказаться полезными в ходе дальнейшего изучения проблемы национально-патриотического воспитания, а также педагогического наследия И.А.Ильина; позволят полнее и основательнее освятить вопросы национально-патриотического воспитания в учебных пособиях по истории педагогики. Исследование в целом может составить основу спецкурса или семинара для студентов, способствовать углублению знаний по истории отечественной школы и педагогики. Материалы исследования могут быть использованы как в светских, так и в религиозных учебных заведениях, в системе общего или дополнительного образования; применяться в практическом учебно-воспитательном процессе с учащимися разных возрастных групп, а также при разработке лекций и семинаров по курсам "История образования и педагогической мысли", "Основы православной культуры", "Православная педагогика", "Духовное просвещение в светской школе".

Положения, выносимые на защиту.

1. Отечественная философско-педагогическая мысль X - начала XX века характеризуется следующими положениями: о формировании цельной личности, отвечающей нравственным идеалам православной веры; о задаче воспитателя претворить национальный инстинкт ребенка в патриотическое чувство, являющееся самым коротким путем к пробуждению его нравственности; о необходимости первоначального воспитания детей в национальных рамках; о семье, школе и церкви как главных социальных институтах национально-патриотического воспитания; о всестороннем изучении национальной данности (истории, географии, культуры, языка, религии, народных обычаев и др.) и деятельном участии в ней как средствах борьбы против денационализации молодого поколения и воспитания его в национально-патриотическом духе; об уважительной форме преподавания учебных дисциплин, имеющих своим предметом Родину; о значимости нравственно и патриотически настроенных педагогических кадров в деле национально-патриотического воспитания.

2. И.А.Ильин является видным представителем российского зарубежья, философско-педагогическое творчество которого отвечало стремлению воспринять и в новых социально-исторических условиях отразить педагогические воззрения отечественных деятелей просвещения X - начала XX века на национально-патриотическое воспитание.

3. Преемственность идей И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании воззрениям русских деятелей просвещения X - начала XX века выражаются в следующем: а) главной целью национально-патриотического воспитания служит формирование у подрастающего поколения национального духовного характера, сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармоничным сочетанием в ней таких духовных качеств и умений, как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм и национализм; б) семья выступает первым и самым важным институтом национально-патриотического воспитания, если обладает духовной, целомудренной любовью, религиозной отечественной традицией, искренностью и дисциплиной. Семья с такими свойствами называется духовно здоровой и является школой для воспитания в ребенке любви, веры, свободы, искренности, доверия, почтительности, дисциплины, верного отношения к власти авторита, способности к духовному единению и жертвенному служению своим близким, а в дальнейшем -своему народу и Отечеству; в) задачей и средством национально-патриотического воспитания является национальное самопознание - изучение русских языка, музыки, живописи, архитектуры, индивидуальной и церковной молитвы, сказки, жития святых и героев, поэзии, истории с богатым краеведческим материалом.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации. Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается непротиворечивостью и четким обозначением методологических и теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ исторической, философской и педагогической литературы по проблеме исследования; применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования; результатами достаточной апробации основных выводов исследования.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, на Покровских научно-педагогических чтениях (Санкт-Петербург, 10-14 октября 2003 г.), а также вошли в состав дипломной работы, выполненной на базе Свя-то-Иоанновских Богословско-Педагогических курсов при Отделе религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии в 2002 г. Основное содержание диссертации представлено в пяти публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Зима, Мария Викторовна

Заключение

Суммируя то, что сказано в исследовании, прежде всего подчеркнем непреходящий философско-педагогический смысл идеи национально-патриотического воспитания. Мы проследили, как с каждым историческим периодом она приобретала все новые оттенки. В педагогике Древней Руси основное внимание уделялось нравственно-религиозному просвещению подрастающего поколения. Воспитать русского человека и патриота значило сделать его членом Православной Церкви, заложить в нем такие нравственные качества, как страх Божий, милосердие, совестливость, любовь к Русской земле. В XVIII веке, в связи с общественными и государственными преобразованиями российской жизни, деятели просвещения подчеркивали необходимость воспитания у молодых людей высоких гражданских добродетелей: способности жертвовать личными интересами ради общего блага, чувства собственного достоинства, ответственного исполнения профессиональных и общественных обязанностей, уважительного отношения к правительству. Общественно-педагогическое сознание XIX века было сосредоточено на идее народности, под которой понималась сообразность образовательного процесса культурно-историческим и другим особенностям жизни русского народа.

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует о том, что на всех исторических этапах развития российского общества представления о воспитании человека тесно связывались с идеями служения Отечеству, которым придавалось значение "вопросов жизни". Нравственно-духовное содержание этих идей заключалось в постоянном поиске ответов на одни и те же вопросы: Жить для себя или для других?, Как совмещается любовь к себе с любовью к своему народу и Отечеству?, Надо ли хранить верность идеям, идущим из глубины веков от прежних поколений?, Как воспитать каждого человека патриотом своей Родины?, Какое место в национально-патриотическом воспитании занимают традиции?

Эти и множество других вопросов встают в любое историческое время. Попыткой осмысления и ответа на них является творчество русского философа и педагога И.А.Ильина. В условиях эмиграции видный мыслитель создал богатейшее наследие, в котором органическим образом сочетаются как идеи, идущие из глубины веков, имеющие своим источником Священное Писание и святоотеческое учение первых веков христианства, так и многие положения, составляющие идейное поле русской философии, культуры и педагогики X - начала XX века. Заслуга И.А.Ильина состоит в том, что он в условиях новой социально-исторической обстановки, на высоком философском уровне проанализировал педагогический опыт прежних поколений и сделал его достоянием своих современников, а главное - потомков, граждан постсоветской России. Научная эрудиция и духовная зрелость ученого помогли ему высказать и теоретически обосновать свои философско-педагогические взгляды таким образом, чтобы они могли способствовать возрождению и укреплению духовной жизни российского общества, быть реализованы в воспитательной практике семейных, общественных и государственных институтов.

Проанализировав взгляды И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание в контексте философско-педагогической мысли X - начала XX века, необходимо сделать следующие выводы:

Целью национально-патриотического воспитания является формирование у подрастающего поколения национального духовного характера. Национальный духовный характер есть принадлежность цельной личности, в которой гармонически сочетаются такие духовные чувства и умения, как вера, любовь, свобода, совесть, патриотизм и национализм. Воспитание цельного, верующего, совестливого и добродетельного человека, отвечающего нравственным идеалам православной веры, считалось главной задачей системы образования в России X - начала XX века.

Семья выступает первым и самым важным союзом, в котором человек приобретает национальный духовный характер, научается духовному единению и жертвенному служению своим близким, а в дальнейшем своему народу и Отечеству. Духовно здоровая семья должна быть основана на духовной, целомудренной любви и научить ребенка этой любви. Семья является школой для воспитания свободы, почтительности, верного отношения к власти авторита, дисциплины, искренности и доверия. Семья - это носительница религиозно-культурных традиций, достаточно консервативная ячейка общества, посредством которой осуществляется преемственность национального уклада жизни и сохраняется устойчивость государственного союза. По мнению отечественных педагогов X - начала XX века, семейное воспитание является неотъемлемым условием для пробуждения в ребенке нравственно-религиозных и национально-патриотических чувств. Среди воспитательных факторов в семье большое значение придавалось религии, труду, народному фольклору, семейным традициям.

Развитие российской образовательной системы должно осуществляться исходя из национальных особенностей народной жизни, а не путем механического перенесения в нее иностранного опыта. Вхождение в пространство общечеловеческих моральных норм возможно только посредством национального воспитания, сообразуясь с нравственным идеалом христианского учения. Поэтому задачей национально-патриотического воспитания является национальное самопознание, заключающееся во внимательном изучении культуры, религии, истории и государственности своего народа. В качестве средств национально-патриотического воспитания выступают русские язык, музыка, живопись, архитектура, индивидуальная и церковная молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история с богатым краеведческим материалом.

В деле национально-патриотического воспитания большое значение приобретает высоко нравственная личность учителя, а также уважительное и патриотически настроенное преподавание учебных дисциплин, имеющих своим предметом Родину.

Таким образом, философско-педагогическое наследие И.А.Ильина является органичной частью русской педагогики, главный акцент в которой всегда делался на нравственно-религиозном воспитании. Педагогическая целесообразность тесного взаимодействия научного образования и вероучения, обоснованная отечественными деятелями пресвещения X - начала XX века, была реализована в творчестве И.А.Ильина. Его идеи составили религиозно-педагогическое направление, являющееся своего рода компромиссом между христианской антропологией и психолого-педагогической наукой; они ориентируют на разумную христианизацию образования и культуры с целью воспитания у подрастающего поколения национального самосознания, чувства любви и уважения к России, желания трудиться ради ее процветания.

Следует подчеркнуть, что национально-патриотическое чувство было и остается одним из самых сильных и сплачивающих народ, принижение или отрицание которого неизбежно ведут к кризису национального самосознания, всеобщему безверию, утрате личной ответственности за судьбу Отечества. Исходя из данного положения, считаем, что весь философско-педагогический опыт развития национально-патриотических идей в России должен быть учтен в современной системе образования. Он показывает, что связь патриотизма с нравственным здоровьем общества, зависимость глубины национально-патриотических чувств от степени гражданских свобод - отнюдь не полузабытые страницы прошлого, а реальная проблематика каждой исторической эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зима, Мария Викторовна, 2004 год

1. Адрианов Б.Г. Иерархические основы творчества. К метафизике И.А.Ильина / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. - Ч. 2. - С. 56-59.

2. Азаров Ю. Педагогика И.А.Ильина // Воспитание школьников. 2000. - №7. - С. 42-44.

3. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1982.-383 с.

4. Антонов В.В. Что значит быть русским? / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 54-56.

5. Арсеньев Н.С. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк: Изд-во Русского Православного Богословского Фонда, 1959. - 256 с.

6. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - 302 с.

7. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли России I половины XIX века (до реформы 60-х годов) / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - С. 394-402.

8. Бабинцев С.Н. Историософские идеи И.А.Ильина в контексте его религиозной метафизики.: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1996. -24 с.

9. Бабинцев С.Н. Миросозерцание И.А.Ильина. М.: Прометей, 1997.170 с.

10. Белинский В.Г. Литературные мечтания / Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. - С. 24-31.

11. Белинский В.Г. О детских книгах / Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982. С. 64-101.

12. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности. М.: Философское общество СССР, 1990. - 240 с.

13. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.

14. Бецкой И.И. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. -М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 101-104.

15. Библия. Новый Завет. М., 1989. - 296 с.

16. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. М.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1961. - 183 с.

17. Богуславский М.В. Трактовка национальных ценностей образования в наследии философов русского зарубежья (1920-50-е гг.) // Национальные ценности образования: история и современность. М., 1996. - С. 50-53.

18. Болотков В.Х., Кумыков A.M. Феномен нации и национально-психологической проблемы в социологии русского зарубежья. М.: Логос, 1998.-264 с.

19. Болотков В.Х., Кумыков A.M. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли I половины XX века. М.: Гелиос АРВ, 2002. -480 с.

20. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - С. 393.

21. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992. -528 с.

22. Бунаков Н.Ф. Задача народной школы // Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М.И.Демков. 2-е. изд. - М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1915. - С. 267-268.

23. Васильева В.Н. И.А.Ильин о соотношении общественных и личных интересов как основе государства и политики / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 46-50.

24. Владыкина В.А. И в изгнании учить любви к Родине // Педагогика. -1995.-№3.-С. 47-51.

25. Волкович В.А. Национальный воспитатель К.Д.Ушинский. СПб; М.: Издание товарищества М.О.Вольф, 1913. - 236 с.

26. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. -М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. 325 с.

27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. - 368 с.

28. Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого / Вопр. филос. 1995. - № 7. - С. 98-105.

29. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Сост. П.В.Алексеев. М.: Школа-прогресс, 1995. - 448 с.

30. Гнатюк O.JI. Русская политическая мысль начала XX века: Н.И.Кареев, П.Б.Струве, И.А.Ильин. СПб: СПбГТУ, 1994. - 126 с.

31. Гончаров И.Ф. Русская современная школа (концепция): Пособие для создателей русской школы. СПб, 1998. - 80 с.

32. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 гг." - М.: Российский государственный военный историко-культурный центр при Президенте РФ, 2001. - 56 с.

33. Гранкин А.Ю. Задачи семейного воспитания в трудах И.А.Ильина // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып. 7. - С. 35-42.

34. Гранкин А.Ю. О методологических основах семейного воспитания в трудах И.А.Ильина // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып. 8.-С. 29-31.

35. Гранкин А.Ю. О воспитании личности. Пятигорск, 1998. - 55 с.

36. Гулыга А. Я живу только для России / Лит. Россия. 1993. - №13. - С.13.14.

37. Гулюкина О.Н. Проблемы нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского эмигрантского зарубежья (20-40-е годы XX века).: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001. - 15 с.

38. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. - № 4. - С. 64-70.

39. Демков М.И. История русской педагогики. 4.1. - 3-е изд. - М., 1913.-302 с.

40. Доватор P.JI. Народность в педагогической системе К.Д.Ушинского // Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории, практики: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Бишкек, 1991. - С. 60-62.

41. До донов В.И. Общечеловеческое и национальное в воспитании молодого поколения // Педагоги за национальное возрождение: вопросы истории, теории, практики: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. Бишкек, 1991. - С. 24-26.

42. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX -начала XX вв. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994. - 140 с.

43. Достоевский Ф.М. Ответ редакции "Времени" на нападение "Московских ведомостей" // Полн. собр. соч. Т. 20. - JL: Наука, 1980. - С. 97-101.

44. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 г. // Полн. собр. соч. Т. 25. - Л.: Наука, 1983. - 470 с.

45. Достоевский Ф.М. Записки литературно-критического и публицистического характера из записной тетради 1880 1881 гг. // Полн. собр. соч. - Т. 27. - Л.: Наука, 1984. - С.42-87.

46. Дубровина С.К. Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье (20-50-е годы XX века). Дис. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2000. - 168 с.

47. Евлампиев И.И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. - СПб: Наука, 1994.-С. 5-12.

48. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб: Наука, 1998. - 512 с.

49. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 2. - СПб: Алетейя, 2000. - 413 с.

50. Екатерина II. Наставления касательно знания и того, что потому от детей требуется // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. -М.: Издательский центр "Академия", 1999. С. 108-110.

51. Епифаний Славинецкий. Гражданство обычаев детских // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 57-61.

52. Жажда познания / Сост. А.С.Орлов и др. М.: Молодая гвардия, 1986. -669 с.

53. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Дом Советов России, 1992. - 62 с.

54. Захарченко М.В. Типологическая интерпретация понятия традиция. Дис. док. филос. наук.- СПб, 2002. 353, XLIII л.

55. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.

56. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 544 с.

57. Златоструй: Древняя Русь X XIII вв. / Сост. А.Г.Кузьмина и др. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 303 с.

58. Иванова А.А. Русская классическая философия: от Ф.М.Достоевского к И.А.Ильину. М.: Диалог-МГУ, 1999. - 110 с.

59. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. М: Госполитиздат, 1952. - Т. 1. - 711 с.

60. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Женева: Издание Бюро Конфедерации Русских Трудящихся Христиан, 1937. - 50 с.

61. Ильин И.А. О христианском национализме / Вече. 1991. - №43. - С. 172-178.

62. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. - М.: Рарог, 1992. - Т. 2. - 272 с.

63. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 6-132.

64. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - С. 134-288.

65. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. — В 10 т. — М.: Русская книга, 1993-1999.

66. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т. 1. - М.: Русская книга,1993.-400 с.

67. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т.4. - М.: Русская книга,1994.-624 с.

68. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т.6. Кн. 2. - М.: Русская книга, 1996. - 672 с.

69. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т.7. - М.: Русская книга, 1998.-608 с.

70. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т. 8. - М.: Русская книга, 1998.-576 с.

71. Ильин И.А. Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. Т. 9-10. - М.: Русская книга, 1999.-512 с.

72. Ильин И.А. Дневники. Письма. Документы (1903 1938) П Собр. соч. / Сост. Ю.ТЛисица - М.: Русская книга, 1999. - 608 с.

73. Ильин И.А. Письма. Мемуары (1939 1945) // Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. - М.: Русская книга, 1999. - 512 с.

74. Ильин И.А. Переписка двух Иванов (1927 1934) // Собр. соч. / Сост. Ю.Т.Лисица. - М.: Русская книга, 2000. - 560 с.

75. Ильминский Н.И. Об образовании инородцев // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 231-232.

76. История образования России. Ч. 1. Древнерусская педагогика X -XVII веков / Под ред. Т.К.Ахаян. СПб, 1997. - 96 с.

77. История образования в России. Ч. 4. Педагогика Российского государства XIX века / Под ред. Т.К.Ахаян. СПб, 2001. - 255 с.

78. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 400 с.

79. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб: Русская школа, 1897. - 146 с.

80. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России I половины XIX века (до реформы 60-х годов) / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - С. 59-61.

81. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX XX веков. - М., 1996. - 124 с.

82. Ключевский В.О. И.Н.Болтин // Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост. В.А.Александрова. М.: Правда, 1990.-С. 447-475.

83. Ковалев В.А. Духовные и национальные основы государства в политико-правовой теории И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. соц. наук. СПб, 1993. -15 с.

84. Ковалевский П.И. Национальное воспитание // Школа православного воспитания / Сост. А.Н.Стрижев. М.: Паломник, 1999. - С. 382-427.

85. Козловский В.В. Нормативная онтография Ивана Ильина / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 50-54.

86. Кольцов М. Омоложенное Евангелие // Правда. 1925. - № 137.1. С. 1.

87. Конституция Российской Федерации. Научно-практические комментарий и семантический словарь. М.: Бератор-Пресс, 2003. - 752 с.

88. Коняева И.М. Фипософско-педагогические идеи И.А.Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания. Дис. канд. пед. наук. -Рязань, 2002.

89. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб: Изд-во РХГИ, 1998. - 567 с.

90. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности.- М.: Республика, 1993. С. 404-414.

91. Лавров А.Г. Философия культуры И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 24 с.

92. Леонтьев К.Н. Грамотность и народность // Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. - С. 351-399.

93. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.180 с.

94. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1980. - 412 с.

95. Лобачевский Н.И. Речь "О важнейших предметах воспитания" // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 138-141.

96. Ломоносов М.В. Труды по филологии 1739-1758 гг. // Полн. собр. соч.- Т. 7. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. - 943 с.

97. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М.: Сов. Россия, 1990.381с.

98. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2 кн. - М.: Ключ, 1990.

99. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.-559 с.

100. Макаев В.В. И.А.Ильин о философии и педагогике русской народной сказки // Страницы истории педагогики. Пятигорск, 1997. - Вып. 8. - С. 59-62.

101. Мальцев К.Г., Мальцева А.В. "Философия свободы" и соблазн христианского государства (Н.А.Бердяев и И.А.Ильин). М.: МАКС Пресс, 2001. -336 с.

102. Мальцева В.М. И.А.Ильин о духовности как источнике гуманности личности // Школа на рубеже веков. Смоленск, 2000. - С. 259-261.

103. Мартынов И.И. О влиянии языка на нравы // Антология педагогической мысли России I половины XIX века (до реформы 60-х годов) / Сост. П.АЛебедев. М.: Педагогика, 1987. - С. 99-100.

104. Мигунов А.Н. Феномен русского Просвещения. СПб: Изд-во Смольного ун-та, 1999. - 184 с.

105. Мосолов В.А. И.А.Ильин о национальном воспитании // Образование и педагогика Российского Зарубежья. М., 1995 - С. 56-68.

106. Мусин-Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 313-317.

107. Н.И.Новиков и его современники. Избранные сочинения. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 535 с.

108. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Т.1. - Ставрополь: Кавказский край, 1992. - 416 с.

109. Наказ Императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения / Под ред. Н.Д.Чегулина. СПб, 1907. - 174 с.

110. Национальная доктрина образования в РФ / Бюллетень Министерства образования РФ. 1999. - №11. - С. 3-10.

111. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М.: Агентство "Обозреватель", 1994. - 501 с.112. "Наши задачи" Ивана Ильина и. наши задачи.: Матер, конф. М.: Рарог, 1995. -144 с.

112. Новиков Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н.А.Трушин. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1959. -256 с.

113. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 111-115.

114. Новикова J1.И. Педагогические идеи И.А.Ильина // Педагогика. -2001.-№10.-С. 62-68.

115. Олейник О.Ю., Меметов B.C. Эмиграция и Отечество (к анализу творческого наследия интеллигенции Российского Зарубежья 20-30-х годов) / Российское Зарубежье: история и современность. М., 1998. - С. 28-33.

116. Орлов В.И. Русские просветители 1790-1800-х годов. М.: Литгиз, 1953.-541 с.

117. Осовский Е.Г. Российское Зарубежье: педагогическая наука в изгнании (20е-50-е годы XX века) // Российское Зарубежье: образование, педагогика, культура. 20-50-е годы XX века / Под ред. Е.Г.Осовского. Саранск, 1998. - С. 8-22.

118. Острогорский А.Н. О национальном воспитании / Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М.И.Демков. 2-е изд. - М.: Книго-изд-во К.И.Тихомирова. 1915. - С. 304-311.

119. Очерки по истории русской педагогики / Сост. М.И.Демков. 3-е изд. - М., 1915.-144 с.

120. Паламарчук П. Иван Ильин критик // Моск. вестн. - 1990. - N 1. -С. 246-256.

121. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI начало XII века / Под ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. - М.: Художественная литература, 1978. - 464 с.

122. Памятники литературы Древней Руси: XIII век / Под ред. Л.А.Дмитриева, Д.СЛихачева. М.: Художественная литература, 1981. - 620 с.

123. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI начало XVII веков / Под ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. - М.: Художественная литература, 1987.-616с.

124. Педагогическое наследие Российского Зарубежья. 20-е годы / Сост. П.ВАлексеев. М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

125. Перевалова JI.А. Педагогические взгляды М.В.Ломоносова. М.: Просвещение, 1964. - 144 с.

126. Перевезенцев С.В. О смысле бытия в философии образования русского народа / Педагогика. 2001. - №8. - С. 93-98.

127. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А.Н.Алексюк, Г.Г.Савенок. М.: Педагогика, 1985. - 496 с.

128. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб: НАУКА, 1996. - 510 с.

129. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силою. Лондон (Канада): Заря, 1975. - 61 с.

130. Полторацкий Н.П. И.А.Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение: Сборник статей. Нью-Йорк: Эрмитаж, 1989. - 320 с.

131. Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. -25 с.

132. Православие: pro et contra / Сост. В.Ф.Федоров. СПб: Изд-во РХГИ, 2001.-792 с.

133. Привалова Е.П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова "Детское чтение для сердца и разума" // Н.И.Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л.: Наука, 1976. - №11. - С. 104-112.

134. Пушкин А.С. О народном воспитании // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 132-136.

135. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1. - М.; Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938. - 503 с.

136. Радонежский А. Основы русской школы и современная гимназия. -СПб, 1901.-34с.

137. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 264-268.

138. Ребещенкова И.Г. И.А.Ильин о национальных особенностях русского способа постижения мира / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. -Ч. 2. С. 35-40.

139. Редкин П.Г. Что такое воспитание // Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М.И.Демков. 2-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1915.-С. 154-162.

140. Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России I половины XIX века (до реформы 60-х годов) / Сост. П.А.Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - С. 373-385.

141. Ризз Г.И. Концепция национального воспитания И.А.Ильина // История педагогики сегодня. СПб, 1998. - С. 15-33.

142. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI XX вв.). Дис. канд. пед. наук. - Белгород, 1997.

143. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н.Шербаков. М.: Педагогика, 1990. - 624 с.

144. Русская идея / Сост. М.А.Маслин. М.: Республика, 1992. - 494 с.

145. Русские просветители: от Радищева до декабристов. Собр. соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1966, - Т. 1. - 440 с.

146. Русский колокол. 1927. - N 1.

147. Русский колокол. 1927. - N 2.

148. Самохина А.А. Проблема человека в произведениях И.А.Ильина доэмигрантского периода.: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1996. - 25 с.

149. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации / Сост. О.А.Платонов. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. - 1040 с.

150. Семенов В.И. Право и государственность в работе И.А.Ильина "Монархия и республика" / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 24-27.

151. Сиземская И.Н. Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин // Педагогика. 2001. - №1. - С. 6367.

152. Симаков Н.К. И.А.Ильин о путях национального и государственного возрождения России / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 60.

153. Сковорода Г.С. О народном воспитании // Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М.И.Демков. 2-е. изд. - М.: Книгоизд-во К.И.Тихомирова. 1915. - С. 90-91.

154. Смагина Г.И. Педагогические взгляды княгини Е.Р.Дашковой / Педагогика. 2003. - №5. - С. 67-71.

155. Смирнов И.Н. Духовный подвиг Ивана Ильина // Журн. Моск. Патриархии. 1991. - № 3. - С. 18-26.

156. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А.Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. - М.: Рарог, 1993. - С. 3-33.

157. Сорока-Росинский В.Н. Путь русской национальной школы / Сост. А.Т.Губко. М.: Педагогика, 1991.-240 с.

158. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г.Г.Савенок. М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

159. Сухачева В.А. Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы (1919-1939 годы). Дис. канд. пед. наук. Саранск, 1995.-250 с.

160. Сысуев Д.А. Проблемы насилия и справедливости в нравственной философии И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. филос. наук. Саранск, 1997. -19 с.

161. Тарасова М.Р. И.А.Ильин как литературный критик.: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1999. - 18 с.

162. Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академиям 999. - С. 79-84.

163. Тимофеев И.А. И.А.Ильин: право, сила, мораль / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 3-7.

164. Толстой Л.Н. О воспитании // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. -С. 250-256.

165. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Московская правда, 1994.-96 с.

166. Троицкий В.Ю. Русская школа и современное состояние образования / Педагогика. 2001. - №7 - С.22-26.

167. Трубецкой С.Н. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / Под ред. Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской. М.: Наука, 1993. - С. 36-84.

168. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения / Сост. С.Ф.Егоров. Т.1. - М.: Педагогика, 1988. -С. 194-256.

169. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Педагогические сочинения. / Сост. С.Ф.Егоров. Т.2. - М.: Педагогика, 1988. -С. 358-363.

170. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Там же. С. 27-57.

171. Ушинский К.Д. Родное слово // Там же. С. 108-121.

172. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Там же. С. 8-26.

173. Федоров В.А. Необходимость авторитарного правления в посткоммунистической России (по И.А.Ильину) / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 28-34.

174. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // Молдова литературная. -1991.-№2.-С. 151-159.

175. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986. - 543 с.

176. Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.; JL: Гослитиздат, 1959. Т. 1.631с.

177. Фонвизин Д.И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. Т. 2.742 с.

178. Хомяков А.С. Сочинения. Работы по богословию. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. - 476 с.

179. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999.-С. 162-166.

180. Цвык В.А. Проблемы борьбы со злом в философии И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997. - 23 с.

181. Цыганков Д.Б. Политическое завещание Ивана Ильина / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 14-19.

182. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. / Под ред. В.Я.Кирпотина. Т. 3. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1947. - 884 с.

183. Чубанова Е.И. Проблемы государственного устройства в учении И.А.Ильина / Социальная философия Ивана Ильина. Материалы российского семинара. Ч. 2. - С. 40-46.

184. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: Логос, 1993.- 181 с.

185. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А.Ильина.: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. -24 с.

186. Шевырев С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному // История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Издательский центр "Академия", 1999. - С. 148-151.

187. Школа православного вовоспитания / Сост. А.Н.Стрижев. М.: Паломник, 1999. - 576 с.

188. Юрчевич П.Д. Понятие о задачах педагогики // Русская педагогика в главнейших ее представителях / Сост. М.И.Демков. 2-е изд. - М.: Книгоиздательство К.И.Тихомирова, 1915. - С. 171-174.

189. Янковича-де-Мириево Ф.И. О должностях человека и гражданина // Там же. С. 86-89.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.