Идеи воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Алиева, Дияна Курмановна

  • Алиева, Дияна Курмановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 200
Алиева, Дияна Курмановна. Идеи воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2004. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алиева, Дияна Курмановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА.

1.1. Сущность патриотического воспитания старшеклассников в новых социокультурных условиях.

1.2. Характеристика диалектики соотношения общечеловеческого и национального в педагогике.

1.3. Основные предпосылки воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассников в процессе использования устного народного творчества.

Выводы.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

2.1. Психолого-педагогические особенности восприятия старшими подростками патриотически ориентированных ценностей устного народного творчества.

2.2. Использование устного народного творчества в реализации идеи патриотически ориентированной личности старшего подростка в школе

2.3. Влияние семьи на воспитание патриотически ориентированной личности старшеклассников средствами устного народного творчества .138 Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев»

Актуальность исследования: Новые условия социально-экономического развития страны, изменения в общественной жизни в сторону смены приоритетов и ценностей в сознании людей, национальное возрождение народов России потребовало кардинальных изменений в области школьного образования.

Одной из центральных задач современной общеобразовательной школы продолжает оставаться патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.

Актуальность темы продиктована тем, что страна все острее ощущает потребность в формировании человека, способного жить в гражданском обществе и вывести ее из продолжающегося экономического и социального кризиса.

Между тем, как указывается в многочисленных исследованиях, в сознании старшеклассников образовался некий идеологический вакуум, связанный с утратой значительной частью молодежи духовно-нравственных основ жизни. Причин усиления негативных тенденций в этой области немало. Основная из них - это длительная и неоправданная раскачка в разработке стратегий патриотического воспитания, определения его сущности, соответствующей современным социокультурным условиям.

За последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в политической жизни страны. Мы отошли от активной пропаганды активного образа внешнего врага, но зато усилилась волна экстремизма, внутреннего и внешнего терроризма, локальных войн, что актуализирует необходимость обеспечения школьной молодежи соответствующими знаниями и убеждениями, воспитания патриотически ориентированной личности.

В этих условиях необходима новая образовательно-воспитательная стратегия, основанная на освоении общечеловеческих ценностей, национально-культурных традиций народов России, воссоздании и развитии прогрессивных традиций национального воспитания. Национальная школа призвана формировать у старшеклассников чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого - «малой» и «большой» Родины - это самое ценное в любой и каждой культуре.

Возможность формирования такой личности предоставляет введенный Законом «Об образовании» национально-региональный компонент, предусматривающий изучение школьниками своеобразия местной культуры, природы в процессе освоения учебных дисциплин, в том числе устного народного творчества, в учебной и во внеучебной работе, изучение краеведческих материалов и средств народной педагогики, сохранившихся в недрах традиционной культуры воспитания.

Воспитание патриотически ориентированной личности привлекает внимание лингвистов, философов, педагогов, социологов. В истории русской философии этой проблеме уделяли внимание в своих работах В.Г.Белинский, Н.А. Бердяев, JI.H. Толстой, B.C. Соловьев. Они считали, что личность не может быть самобытной без национального своеобразия. Поэтому задача современной российской школы - воспитание национального самосознания, направленного на формирование духовно-нравственной личности, готовой верой и правдой служить Родине. Все это невозможно без знания истории России, ее народа.

Проблемы национально-патриотического воспитания молодежи освещались в трудах С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, М.В. Ломоносова, А.А. Мусина-Пушкина, К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, В.Н. Сорока-Росинского, В.А. Сухомлинского, К. Яроша и др.

Психологические особенности патриотического воспитания раскрывались в работах П.П. Блонского, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.

Важное значение придавали патриотическому воспитанию молодого поколения через традиционную культуру, ознакомлению его с устным и письменным творчеством известные деятели просвещения карачаевского народа второй половины XIX и начала XX веков И.П. Крымшамхалов, И.М. Байрамуков, И.Х.-Ш. Хубиев, И.А.-К. Хубиев, С.А. Урусбиев и др.

Различные аспекты патриотического воспитания, формы и методы его реализации, особенности патриотического и гражданского воспитания нашли освещение в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, И.С.Марьенко, Э.И. Моносзона, В.А. Разумного, Г.Н. Филонова, И.Ф.Харламова и др.

В определении понятий «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «патриотически ориентированная личность», «патриотизм» и использовании краеведческого материала большую помощь нам оказали диссертационные исследования последних лет, выполненные такими авторами как А.А. Байчорова, Х.Х. Боташева, В.М. Джашаккуев, П.К. Кечерукова,

A.С. Койчуева, С.Ю. Иванова, Е.В. Кузнецова, В.Т. Татаренко, М.М. Михнев, а также научные публикации А.В. Беляева, С.М. Шакаряна, Н.А. Савотиной, Г.Н. Филонова, В.А. Кобылянского, З.Я. Капустиной, О.В. Лебедевой и др.

В уточнении позиций по вопросу о соотношении национального и общечеловеческого помогли работы Г.Н. Волкова, А.В. Даринского,

B.А.Кобылянского, М.Н. Кузьмина, В.В. Макаева, П.И. Пидкасистого, Л.Л.Супруновой, В.Ю. Троицкого, Л.В. Тодорова и др.

В использовании устного народного творчества мы опирались на труды Х.Х.-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, И.А. Шорова, Ш.А. Мирзоева, А.И. Караевой, М.Д.Каракетова, С.Б. Узденовой, К.Б. Семенова и др.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований позволил нам выявить ряд нерешенных проблем в использовании традиционной культуры карачаевцев, в особенности устного народного творчества в патриотическом воспитании школьников. Во-первых, направления поисковых исследований, увеличивающиеся в последнее время в республике, все чаще касаются влияния традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии, в частности карачаевцев, на формирование других (нравственной, умственной, эстетической, физической и др.) сторон развития личности школьников. Не уделяется достаточное внимание их патриотическому воспитанию на уровне диссертационных исследований. Во-вторых, внимание исследователей еще не привлек в этом направлении такой кладезь народной культуры как устное народное творчество; в-третьих, тема «Патриотическое воспитание» для карачаевцев имеет особый смысл в связи с допущенной вопиющей несправедливостью, унизительным отношением к целому народу в годы сталинской репрессии - депортации в период Великой Отечественной войны; в-четвертых, устное народное творчество как средство, остро реагирующее на события окружающей действительности, явно недооценено в связи с новыми социокультурными условиями развития страны, кардинальными изменениями в области образования в связи с реализацией национально-регионального компонента образования; в-пятых, диверсификация образования, его демократизация приводит к возрастанию трудностей в дифференциации понятий «патриотическое» и «гражданское», «национально-патриотическое» и «государственно-патриотическое», нередко к смещению акцента в сторону удовлетворения местного патриотизма, национализма в ущерб развитию державного начала в воспитании подростков.

В результате создается несоответствие между потребностями государства и общества в воспитании патриотически ориентированной личности и традиционными подходами к их реализации в массовой практике.

В связи с этим возникает проблема: Каков образовательно-воспитательный потенциал устного народного творчества карачаевцев и возможности его использования в развитии патриотически ориентированной личности старшего подростка в современной национальной школе и семье. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования. W 7

Объект исследования - педагогический опыт карачаевцев по патриотическому воспитанию старших подростков, отраженный в устном народном творчестве. Выбор этой возрастной группы детей основан, прежде всего, на учете их следующих особенностей: появившегося чувства взрослости, повышенного интереса к вопросам патриотизма.

Предмет исследования - выявление педагогических возможностей использования устного народного творчества в воспитании патриотически ориентированной личности старшего подростка в школе и семье.

Задачи исследования:

- изучить утвердившийся идеал патриотически ориентированной личности подростка в устном народном творчестве;

- вычленить воспитательные ценности традиционной культуры карачаевцев, направленные на формирование патриотически ориентированной личности старшего подростка;

- раскрыть возможности общеобразовательной национальной (карачаевской) школы в использовании устного народного творчества в воспитании патриотически ориентированной личности старшеклассника;

- охарактеризовать психолого-педагогические особенности старших школьников при усвоении национально-культурных и общечеловеческих ценностей;

- показать педагогические возможности семьи в формировании патриотически ориентированной личности старшего подростка средствами устного народного творчества.

Методологической основой настоящего историко-педагогического исследования являются: научные взгляды и идеи выдающихся мыслителей и педагогов об отношении к творческому наследию народа; о диалектическом единстве национального, общечеловеческого и индивидуального; признание философского, гносеологического плюрализма, приоритета общечеловеческих ценностей; о роли народа в духовной жизни общества; об отношении к самобытному историко-культурному наследию народа; о признании воспитания патриотически ориентированной личности как части социализации личности.

Теоретической основой исследования - явились фундаментальные идеи, концепции, посвященные педагогике и психологии этноса (В.С.Библер, Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, JI.H. Гумилев и др.); изучение творческого наследия прошлого (В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, А.М.Гашимов, М.Б. Гур-туев, З.Г. Нигматов, ЯМ. Ханбиков, И.А. Шоров и др.); регионализация образования (И.А. Арабов, Г.Н.Волков, М.А.Кузьмин, П.И. Пидкасистый, JI.JI. Супрунова, В.Ю. Троицкий, В.К. Шаповалов и др.); культура, педагогика и быт народов Северного Кавказа (Х.Х.М.Батчаева, К.И. Бузаров, А.И. Караева, К.Б. Семенов, Ш.А. Мирзоев, А.И. Мусукаев, К.М. Текеев, С.Б.Узденова, И.М. Шаманов, И.А. Шоров и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, историко-этнографической, краеведческой литературы, в том числе устного народного творчества; анализ материалов о регионализации образования, республиканской концепции обновления учебно-воспитательных систем, учебных программ, учебников, пособий; опросы (анкетирование, интервьюрование); наблюдение (непосредственные и опосредованные); тестирование учителей, учащихся и родителей, беседы, методы математической обработки полученных результатов.

Организация, база и этапы исследования.

Исследование проводилось в 1999-2004 гг. на базе общеобразовательных школ г. Карачаевска и Карачаевского района.

Первый этап (1999-2001 гг.) - изучалась теоретико-методологическая литература по теме исследования, а также психолого-педагогическая литература по проблемам этнопедагогики, литературоведения, фольклористики, устного народного творчества карачаевского народа. Проводился анализ и синтез собранного материала.

Второй этап (2001-2003 гг.) - анализировались учебные программы, учебники, краеведческая литература. Вычленялись потенциальные возможности устного народного творчества в воспитании патриотически ориентированной личности подростка.

Третий этап (2003-2004 гг.) - анализировалась роль школы и семьи в патриотическом воспитании старших подростков; уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, оформлялся текст диссертации.

Источники исследования: произведения устного народного творчества, научные труды по краеведению, этнографии, психолого-педагогические работы по проблеме исследования, учебные программы, учебники, учебные пособия для национальных школ, концепции по обновлению национальной системы образования Карачаево-Черкесской республики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: впервые выявлен и синтезирован опыт воспитания патриотически ориентированной личности, отраженный в устном народном творчестве; дифференцирован этнический опыт воспитания патриотически ориентированной личности старших подростков, нашедший отражение в обновленном содержании учебно-воспитательной работы, где гуманистические национальные традиции рассматриваются в условиях приоритетности общечеловеческих нравственных ценностей; осуществлена типологизация знаний и национальных технологий обучения и воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка в процессе изучения предметов гуманитарного цикла общеобразовательной национальной школы; раскрыты особенности организации воспитательной деятельности национальной (карачаевской) семьи в воспитании патриотически ориентированной личности старшего подростка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена реализация идей формирования патриотически ориентированной личности старшего подростка в условиях обновления и создания оптимальных условий для приобщения учащихся к многовековой национальной культуре средствами устного народного творчества. Обоснован синтезированный опыт патриотического воспитания старших подростков, представляющий собой теоретическую характеристику идей, входящих в общую систему нравственного развития личности и научного мировоззрения; доказано постепенное осознание старшим подростком принадлежности к определенной этнокультурной общности, вхождение его в мировую культуру через национальную и этническую, являющуюся основой социализации патриотически ориентированной личности; раскрыты психолого-педагогические особенности усвоения старшеклассником национально-культурных ценностей, стимулирующих формирование историко-патриотического, гражданского и национального самосознания.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно свидетельствует об эволюции национально-культурных традиций карачаевского народа в течение многих веков, что позволяет проводить исторические параллели с современными нормами воспитания патриотически ориентированной личности старшего подростка. Отдельные теоретические выводы и методические указания могут явиться важным дополнением при изучении школьных и вузовских дисциплин гуманитарного цикла. Педагогически продуманный отбор учебного материала и соответствующие методические инструментарии способствуют оптимальной организации учебно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию старших школьников. Результаты исследования могут явиться основой для разработки специальных курсов по изучению устного народного творчества в национальной (карачаевской) школе и на соответствующих факультетах педагогических учебных заведений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается ориентацией диссертанта на современные методологические подходы к проблеме изучения историко-культурных традиций народа; широтой ис-точниковой базы исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, апробацией полученных результатов и их внедрением в школьную практику.

На защиту выносятся следующие положения:

-обновление содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной национальной (карачаевской) школы в его национально-региональном компоненте в настоящее время и на перспективу предусматривает успешное овладение старшеклассниками краеведческими знаниями, в том числе устным народным творчеством, для формирования у них патриотически ориентированной личности;

-овладение устным народным творчеством преследует многогранные цели. Помимо формирования патриотически ориентированной личности старшеклассника, является важным средоточием сохранения уважительного отношения к национальной культуре, преодоления этнического нигилизма у молодого поколения и стратегии приоритетности общечеловеческих ценностей;

-исторические парадигмы реализации идей патриотически ориентированной личности, отраженные в устном народном творчестве тесно связаны с формированием у старшеклассников национальной школы чувства принадлежности к человечеству, осознание себя частью единого целого - семьи, племени, народа, «малой» и «большой» Родины;

-успешность творческого, полновесного использования устного народного творчества в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника во многом определяется тесным сотрудничеством учителей и родителей, развитием у них профессиональной и педагогической культур.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета; докладывались на Всероссийской научной заочной конференции, Тверь (2000г.); на ежегодных Алиевских чтениях, Карачаево-Черкесском государственном университете (2001-2004гг); на международной научно-практической конференции Пенза (2004г.); на межвузовской научно-практической конференции в Ставропольском государственном университете (2004г.); на Всероссийской научно-практической конференции, Майкоп (2004г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Общий объем работы составляет страниц. Библиографический аппарат включает в себя наименований. Приложения страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Алиева, Дияна Курмановна

Выводы

Исследование раскрыло обоснованность выбора для формирования патриотических чувств и сознания учащихся старшего подросткового возраста, исходя из следующих соображений. В этом возрасте учащиеся тянутся к взрослости, они охотно принимают участие в традиционных видах деятельности взрослых. Применением разнообразных методов исследования было доказано, что старшеклассники преданно верят старшим и пытаются подражать им, заимствуют у них жизненный опыт, в том числе восприятие взрослыми обычаев и традиций, отраженных в устном и письменном педагогическом творчестве народа.

В старшем школьном возрасте более четко вырисовываются нравственные качества, что является более доступным для изучения личности старшеклассника сквозь призму его поведенческой деятельности и отношений.

В этом возрасте можно говорить о цельности сформированного мировоззрения, завершении сознательного накапливания нравственного опыта, что при умелом направлении может явиться основой формирования национального самосознания патриотически ориентированной личности. Велика значимость в трансформации и закреплении новых мировосприятий и мироощущений старшеклассника средств народной педагогики, нравственных примеров устного творчества карачаевского народа в контексте рассматриваемой проблемы.

Как убедило исследование, познавательный процесс по освоению устного народного творчества должен идти параллельно с приобщением учащихся к сюжетной линии этого творчества. Наиболее действенным направлением в школьной жизни является использование подсказанных устным народным творчеством традиций гуманизма, трудолюбия, героизма, мужества, отваги, любви к Отечеству; краеведческие знания по изучению родного края, народа, его прошлого и настоящего, национальных и общечеловеческих традиций; активизация деятельности старшеклассников, их социализация в ходе культуротворческой работы по распространению среди населения устного творчества народа, в первую очередь, его национально-культурных традиций.

Устное народное творчество карачаевцев имеет многовековую историю. Зародившись еще в недрах первобытнообщинного строя. Многие элементы УНТ (нарты, сказки, пословицы, поговорки, загадки, здравицы, песни и др.) в течение многих веков играли важную общественно-педагогическую роль в жизни народа.

Исследование показало, что в устном творчестве находят свое разностороннее отражение не только внешние глобальные процессы, но и различные нравственные нормы, связанные с повседневной жизнью и бытом народа. Настолько безграничны функции фольклора, что он не только является выразителем духовной культуры карачаевского народа, его художественного, нравственно-эстетического багажа, но и выполняет функции народной истории, народной философии, народной социологии и, конечно же, народной педагогики.

В настоящей главе раскрыты образовательно-воспитательные возможности образовательной (национальной) школы в воспитании патриотически ориентированной личности старшеклассников. Показаны национально-региональные установки освоения устного народного творчества в процессе изучения гуманитарных дисциплин (литература, родной язык, история, география, музыка, изобразительное искусство, технология и др.).

Кроме того, действенность устного народного творчества показана в ходе проведения разнообразных внеклассных воспитательных дел, повышающих как их воспитательную значимость, так и литературно-художественную колоритность. В контексте реализации патриотически ориентированной личности особое место было отведено проведению таких мероприятий, как встречи с героями войны и труда, сбор краеведческого материала, фольклорные кружки, инсценирование легенд и сказаний и многое другое.

Исследование подтвердило, что достичь полноценного результата в воспитательной работе по патриотически ориентированной личности старшеклассника возможно, консолидируя познавательные и социализирующие возможности школы и семьи. Во-первых, семья с достаточным уровнем развития педагогической культуры является главной помощницей в реализации всех задач, поставленных перед школой, в том числе, в патриотическом воспитании молодого поколения. Во-вторых, семья хранит в себе элементы народной педагогики, имеющие особую значимость для развития национальной и общечеловеческой культур. В-третьих, семья, в силу своей определенной обособленности, может сберечь в своем педагогическом арсенале особые технологии воспитания, присущие только ей или немногим семейным коллективам. В-четвертых, на семью «Конвенцией о правах ребенка» возложена ответственность гармоничного развития личности ребенка, обеспечения ею атмосферы счастья, любви и понимания.

Эти мысли легли в основу принципов «Концепции обновления национальных систем образования Карачаево-Черкесской республики». К числу основных принципов Концепции относится возрождение семейного воспитания, ориентированного на опыт народной педагогики, приобщение детей к национальной культуре, к его духовным и нравственно-патриотическим ценностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развернувшиеся в России демократические изменения в обществе обнажили серьезные недостатки в области воспитания молодого поколения. Изменения в социальном положении общества вызывают крайнюю тревогу, связанную с утратой значительной частью молодежи духовно-нравственных начал в развитии личности. Особенно с утратой школьной молодежью таких социально-нравственных качеств, как долг, ответственность, патриотизм, гражданственность и др.

Исследование подтвердило, что, несмотря на богатые по количеству и качеству теоретические и практические разработки в области патриотического воспитания, существовавшие в доперестроечные времена, на современном этапе, в силу отсутствия разработок, соответствующих новым мировоззренческим установкам и педагогическим реалиям, сохраняется тревожность де-патриотизации подрастающих поколений.

Востребованность практикой таких понятий, как «патриотизм», «патриотически ориентированная личность», «гражданское воспитание» требует теоретической обоснованности этих понятий в науке. Между тем, как стало видно из феноменологического анализа этих понятий в литературе послепе-рестроечного периода, нет единства мнений в педагогических исследованиях.

Анализ многочисленной литературы привел нас к выражению авторской позиции по определению этих феноменов. Патриотизм, на наш взгляд, это чувство любви к «большой» и «малой» Родине, уважение к их общечеловеческим и национально-культурным ценностям, готовность беречь и приумножать их достояние, верность им и защита их безопасности. Патриотическое воспитание молодежи - это воздействие на нее с целью формирования чувства любви к малой Родине, к своей семье, Отечеству, стремление защищать их честь и достоинство. Воспитание патриотически ориентированной личности — это воздействие на ее деятельность, направленное на активное освоение ею патриотических знаний, выработку соответствующих убеждений и поступков.

Патриотизм неотделим от гражданственности, но эти понятия не тождественны. В исследовании на основе разностороннего анализа понятий гражданственности, приведенных в «Педагогической энциклопедии» и прошлых (Н.А. Радищев, В.Г. Белинский, В.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Г. Герцен, К.Д. Ушинский), и современных (В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, Ф.Ф. Королев, И.Т.Огородников, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.) исследователей, делается попытка разграничения понятий патриотизма и гражданственности. Солидаризуясь с позицией Н.А. Савотиной, в исследовании признается правомочность вывода о том, что будет педагогически корректным определить гражданственность как качество гражданственно-политическое, важной составляющей которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей (Н.А. Савотина).

Таким образом, гражданское воспитание является более ёмким, широким по содержанию и направленности понятием, в отличие от патриотизма, который является его составной частью.

В исследовании разграничены понятия «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание». Последнее трактуется как часть совокупного целого (патриотического воспитания) и направлено на подготовку молодежи к вооруженной защите Отечества, к выполнению воинского долга.

Исследование показало присутствие особого интереса к проблеме соотношения национально-патриотического и общечеловеческого не только русских философов, просветителей П.П. Блонского, С.И. Гессена, П.О. Деви-на, М.М. Рубинштейна, В.Н. Сорока-Росинского, но и известных просветителей горских народов Северного Кавказа Ш.Б.Ногмова, У.Х. Барсея, К.-Г.М.

Хан-Гирея, И.П. Крымшамхалова, И.М.Байрамукова, П.И. Тамбиева, И.О. Акбаева, А.-Х.Ш. Джанибекова и др.

В работе показано, что проблема соотношения национального и общечеловеческого в последние годы снова стала возрождаться, но уже на другой методологической основе и иных исходных позициях. С принятием нового Закона «Об образовании», национально-регионального компонента образования, появились новые возможности в раскрытии этого феномена.

На основе анализа взглядов отечественных ученых последних трех столетий делается вывод о том, что при формировании у учащихся историко-культурных ценностей, на первом месте должно стоять изучение родного народа, затем родного края и, в конечном итоге, общечеловеческих ценностей.

Исследование проводилось на базе факторов, являющихся основными предпосылками воспитания патриотически ориентированной личности старшеклассника. В первую очередь, принятие Закона «Об образовании», привлекшего внимание учащихся к освоению историко-культурных традиций народов. Исходными позициями образования, стимулирующими оптимальное усвоение идей патриотического воспитания в народной педагогике, явились гуманизация, вариатизация, индивидуализация, дифференциация, демократизация, деидеологизация и др.

К числу основных предпосылок также можно отнести (в рамках исследуемого региона) этнопедагогические и этнокультурные ценности карачаевского народа, синтезированные в Кодексе социально-нравственных правил «Тау адет» (Закон гор), являющегося нравственным ориентиром развития личности школьников.

Исследование показало, что наряду с другими средствами, способствующими приближению неоправданно затянувшегося процесса формирования нового подхода к гражданско-патриотическому воспитанию, важное место занимает народная педагогика. Важную роль в воспитании патриотически ориентированной личности старшеклассника в современных условиях нарастания темпов этнического возрождения играет устное народное творчество - традиционные образы народа, запечатленные в мифах, сказаниях, легендах, пословицах, поговорках и др. Карачаевскому народу удалось накопить разнообразные произведения словесного искусства, которые, являясь исторической памятью народа, связаны как с национальными нравственными ценностями, так и с такими общечеловеческими ценностями, как патриотизм, честь, достоинство, долг и др.

В ходе исследования было подтверждено, что могучим центром преемственности историко-культурных традиций карачаевского народа является общеобразовательная (национальная) школа. Она не только озабочена преемственностью позитивных норм народной педагогики, но и синтезированием таких ценностей, которые созвучны современным потребностям государства и общества. Конкретными путями реализации идеи патриотически ориентированной личности является учебная работа с применением УНТ в процессе изучения таких учебных дисциплин, как литература, родной язык, история, география, музыка, изобразительное искусство и др. Не менее эффективным путем является организация внеклассных мероприятий с использованием различных форм воспитательной работы (встречи с героями войны и труда, сбор краеведческого материала, фольклорные кружки, инсценирование легенд и сказаний и др.).

Исследование показало, что в рамках системного подхода к формированию патриотически ориентированной личности старшеклассника, слагающегося из комплекса мер, находящихся в познавательно-воспитательном поле учебной и внеучебной работы школы, эмпирическом опыте семьи, вырабатывавшихся в течение веков, устное народное творчество в соответствии с возрастными особенностями старших подростков может оптимизировать процесс трансформации нравственно-исторического сознания в нравственные убеждения и закрепление установок на высокоэтичный патриотический тип поведения.

Результаты изучения проблемы показывают, что глубокого дальнейшего исследования требует сравнительный анализ потенциальных воспитательных возможностей устного народного творчества других национальностей, проживающих на территории Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа. Заслуживает особого внимания подготовка студентов педвузов к использованию устного народного творчества в работе по патриотическому воспитанию школьников. Как показало исследование, ещё далеко не исчерпаны познавательные и воспитательные возможности семьи, окружающей среды и средств массовой информации в пропаганде традиционной культуры карачаевцев через устное творчество народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алиева, Дияна Курмановна, 2004 год

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XV1.I-XIX вв. - Нальчик, 1974. - 688 с.

2. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам. Ставрополь, 1992. - 132 с.

3. Актуальные проблемы развития национальных отношений, интернационального и патриотического воспитания. М.: Воениздат, 1988.

4. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.

5. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. -Карачаевск, Изд-во КЧГУ, 2003. 155 с.

6. Алиев У.Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991. - 104 с.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.1.

8. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (культурологический аспект). Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999. - 215 с.

9. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. -Монография. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996. - 104 с.

10. Арутюнян С.Г. Социальные традиции в системе военно-патриотического воспитания призывной молодежи и подготовки ее к службе в Вооруженных Силах СССР. М.: ВПА, 1980.

11. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.-417 с.

12. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет / Б.Х. Бгажноков. Нальчик: Эльбрус, 1978.- 160 с.

13. Беликов Г. Просветитель и борец // Ленинское знамя. Черкесск, 1981,26 февраля.

14. Белинский В.Г. О детских книгах // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.

15. Белинский В.Г. Опыт системы нравственной философии // Собр. соч. в 9 томах.- М., 1977.

16. Беляев А.В. Принцип поликультурности образования и гражданское достоинство личности // Мир на Северном Кавказе через языки образования, культуру. Пятигорск: Изд-во ПТУ ЛЯ, 1998.

17. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.

18. Бердяев Н.А. Судьба России // Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. - 240 с.

19. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое описание Кавказа. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

20. Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания, 1915, №4.

21. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М., 1979. - 184 с.

22. Богусловский М.В. общечеловеческие и национальные ценности традиции отечественной педагогики (начало XX в.) // Педагогика. 1998. - № 7.- С.82-87.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968,

24. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание старшеклассников (Вопросы теории). М., 1979. - 224 с.

25. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика, 1999, № 3, С.37-43.

26. Боташева Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа. Автореферат дис.канд. пед. наук. - Карачаевск, 2000.- 21с.

27. Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Краснодарское книжное изд-во, 1987.

28. Вендеровская Р.Б. Сорока-Росинский: проблемы русской национальной школы. — Педагогика, 1996, № 3.

29. Веселовский А. Несколько географических и этнографических сведений о древней России из рассказов итальянцев. СПб, 1870.

30. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288 с.

31. Волков Г.Н. Вечность // Народное образование. 1994. - № 4.

32. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.- 338с.

33. Вопросы воинского воспитания. М.: Воениздат, 1983.

34. Вопросы фольклора Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983. - 186 с.

35. Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование. 2000. - № 6.

36. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 23-26 сентября 1996 г. Нальчик: изд-во КБГУ, 1996. - 324 с.

37. Выготский JI.C. Педология подростка // Собр. соч. ч. 4. - М.: Педагогика, 1984. - 242 с.

38. Гадагатль A.M. Героический эпос. «Нарты» и его генезис» Краснодар, 1967.

39. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга 1 и 2. Том 2. - Махачкала, 1989. -413 с.

40. Гаранин JI.A., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственно-образовательного стандарта. -М., 1997.

41. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика. 2001. - № 5.

42. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.-84 с.

43. Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923.

44. Гоголь Н.В. Авторская исповедь // Собр. соч. в 7-ми т. М.: Том 6, 1967.

45. Гончаров И.Ф. Духовное сердце грядущей России // Народное образование, 1994, № 4.

46. Горький М. О литературе. М., 1953.

47. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т. М.: Госиздат, худ. литературы. -1953-Т. 27.

48. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы». - М.: Российский гос. военный историко-культурный центр, 2001.

49. Гумилев JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: Экоо-прос, 1992.

50. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик: Эльбрус, 1974.

51. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 256 с.

52. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. -М., 1851.

53. Девин П.О. О национальном русском воспитании // Русская школа, 1916, №2-3.

54. Демков М.И. Начальная педагогика для учащихся в народной школе и для грамотных крестьян. М., 1913.

55. До донов Б.И- Структура и динамика мотивов деятельности. // Вопросы психологии. 1973, № 5.

56. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. — Ставропольское книжное изд-во, 1964. 78 с.

57. Емузова Н.Г. Воспитания чувства чести и собственного достоинства у подростков. Диссер.канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 155 с.

58. Ефимов Е.Е. Реформа средней школы и национальное воспитание по материалам Министерства народного просвещения // Вестник воспитания. 1916, № 3.

59. Загазежев М.Г. Очерки по адыгейской народной педагогике. Нальчик: Эльбрус, 1996. - 168 с.

60. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем // Педагогика, 1999, № 5 С. 8-13.

61. Закон РФ «Об образовании». 2-ое изд. - М.: изд-во «Ось - 89», 2001. -48 с.

62. Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в редакции Закона РФ от 01.07.93. № 5303. - 1.Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - М., 1993. - № 32. - Ст. 12. 30.

63. Зуманкулов В.И. Обычаи и праздничная культура народов Кавказа. -Нальчик: Эльбрус, 1985.

64. Иванова С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре. Диссер.канд. филос. Наук. - Ставрополь, 1999.

65. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Серия «Мастера психологии». — СПб: Питер, 2000, 512 с.

66. Ильин И.А. О национальном воспитании. Собр. соч. в 10 т. Т. 1, М., 1993.

67. Кабардино-русские отношения XVI-XVIII веков, Т.2. М., 1957.

68. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика, 1996, № 3.

69. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия и ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб, 1974.

70. Караева А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Карачаевская литературав дооктябрьский период. Черкесск, 1990. - 47 с.

71. Караева А.И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -Черкесск, 1961. 120 с.

72. Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. -М.: Наука, 1995. 345 с.

73. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности учебно-воспитательного процесса. М., 1993. - 120 с.

74. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX века. Избр. соч. в 2 т. — Т.1 // Сост. Т.Биттирова. - Нальчик: Эльбрус, 1993, 264 с.

75. Карачаево-балкарские просветители конца XIX начала XX в. // Избр.: из 2-хт, Т.1. - Нальчик: Эльбрус, 1983; Т.2. - Нальчик: Эльбрус, 1996. -245 с.

76. Карачайлы И. Статьи и очерки. Сост. Р.С.-Б. Лайпанов, И.М.Шаманов. -Черкесск, 1984, 174 с.

77. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк // Под ред. Лаврова Л.И. Черкесск, 1978.-360 с.78. «Къарачай-Малкъар халкъ джырла». М., 1969.

78. Кечерукова П.К. Формирование у младших подростков положительного отношения к освоению этикетных норм национальной педагогики. Ка-рачаевск, 2002. - 166 с.

79. Кобылянский В.А. Национальный идеал и воспитание патриота. // Педагогика, № 5.

80. Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.3-е, перераб. и дополн. - М.: Пресвещение, 1969. - 391 с.

81. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. - 256 с.

82. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - 224 с.

83. Койчуева А.С. Формирование ценностных ориентации старшеклассников в национальной школе. Автореф. диссерт. канд пед. наук. Карача-евск, 2000.-21с.

84. Койчуев А.Д. Славные сыны Карачая. Карачаевск, изд-во КЧГПУ, 1998.-232 с.

85. Койчуев А.Д. Сыны и дочери Карачая фронту. // Материалы к курсу «История и культура народов Карачаево-Черкесии» - Карачаево-Черкесское гос. книж. изд-во, 1995. - 176 с.

86. Кокиев Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом. УЗКНИИ. - Т. 1.-Нальчик, 1946.

87. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

88. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Уч. пособ. Для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1979.-175 с.

89. Конституция Российской Федерации. М., 1996.

90. Концепция Воспитания учащейся молодежи // Педагогика, 1992, № 3, С. 16-20.

91. Концепция национальной политики РФ. М., 1996.

92. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии, 1994.

93. Коран. Перевод и комментарий И.Ю. Крачковского. Изд.2-е. М.: Наука, 1986.

94. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. // Исследования и материалы.-М., 1961.

95. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для фил. спец. институтов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1983.-448 с.

96. Краткий психологический словарь. / Сост. А.А. Карпенко / Под общ. ред.

97. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985.

98. Краткий словарь по философии. М.: Политиздат, 1982. - 432 с.

99. Краткий словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.

100. Кривошеин В.Ф. Особенности воспитательной работы. «Советская педагогика», изд-во «Педагогика», М., 1989, № 7. - С. 51-57.

101. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М.: изд-во АПН СССР, 1960.

102. ЮЗ.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

103. Кузнецов Е.В. Этнопедагогическая подготовка студентов педвуза к работе в полиэтническом регионе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 2001.

104. Кузьмин М.Н. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования. -М.: ИНПО, 1994.

105. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.

106. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. // Материалы международной научной конференции. Черкесск, 14-19 октября 1991 г.-532 с.

107. Лазарев Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника. Диссер. канд. пед. наук. -М., 1999.

108. Лебедева О.В. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков. Диссер. канд. пед. наук. -М., 1992. - 207 с.

109. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание верноподданическое или гражданское // Педагогика, 203, № 9.

110. Леонтович И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883.

111. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1997. - 304 с.

112. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара: изд-во СИУ, 1997.

113. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.

114. Ломоносов М.В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986. ~ 541 с.

115. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика, 1997, № 3. С. 32-56.

116. Магомедов A.M. Кодекс чести в традициях кавказских горцев. // Педагогика, 1999, № 1.

117. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999, № 4. -С. 3-10.

118. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Просвещение, 1969.

119. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. // Пед. соч. / Под ред. Г.С. Макаренко, В.Н. Колбановского. Минск: Нар. асвета, 1969.

120. Малкондуев Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 1990.

121. Мамедов A.M. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала: изд-во «Юпитер», 1999. - 344 с.

122. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Т.2. - М., 1957.

123. Мартынов О.П. Методологические средства патриотического воспитания. Рязань, 1996.

124. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М., 1980.-224 с.

125. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие личности как стратегия гуманизации образования» / Под ред. Шиянова Е.Н. Ставрополь, 2002. - 467 с.

126. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.

127. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика. / Словесные средства воспитания. -Махачкала, 1984.

128. Мирошниченко Л.Д. Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Молодежь: Будущее России.-М., 1995.

129. Михнев М.М. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодежи (в условиях поликультурного региона). Диссер. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. - 177 с.

130. Можно ли считать здоровым государство, если в нем больные дети? // Педагогика. М., 1998, № 1.

131. Мусин-Пушкин А.А. Среднеобразовательная школа России и ее значение.-Пг., 1915.

132. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

133. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: издательский центр «Академия». - 456 с.

134. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: изд-во «Восточная литература», 1994. - 654 с.

135. Невская В.Н. Карачай в дореформенный период. Ставрополь, 1964. -224 с.

136. Неменская Б.М. Мудрость красоты. Книга для учителя. Изд. 2-е, пере-раб. и доп. -М.: Просвещение, 1987.

137. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. - 301 с.

138. Никондров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998, №4.-С. 3-8.

139. Никондров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика, 1998, №3.-С. 3-10.

140. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.: «Русский язык», 1983. 815 с.

141. Першиц А.И. Смирнова А.С. Геронтотимия почитание старших. (Этнографический аспект). // Природа, 1986, № 5.

142. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990. - 112 с.

143. Пидкасистый П.И. Содержание общего образования. Педагогика. Учеб. Пособие для студ-ов. ~ М., 1995.

144. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Ставропольское кн. Изд-во, Карачаево-Черкесское отделение. - Черкесск, 1990. - 365 с.

145. Прозрителев Г.Н. Кавказское оружие. ТСУАК., вып. VII, Ставрополь, 1915.

146. Права и свободы личности. Международные документы и комментарии. -Вып. 11. И., 1995.-224 с.

147. Примерное содержание воспитания школьников. Под ред. И.С. Марьен-ко. -М.: Просвещение, 1976.

148. Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии / Под ред. Кобычева Р.П. Черкесск, 1980. - 184 с.

149. Программа развития воспитания в системе образования России на 19992001 годы // Вестник образования. 1999, № 6.

150. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. -М.: Центр, 199. 256 с.

151. Психолого-педагогический словарь. Автор-составитель В.А. Мижери-ков. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 544 с.

152. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Избранное. Куйбышев, 1982.

153. Роков Г. О выработке идеала в нравственном отношении // Вестник воспитания, 1896, № 3.

154. Роль национального языка и культуры в формировании и развитии личности: Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции. Нальчик: изд-во К.-Б. ИПК, 1993. - 155 с.

155. Роль фольклора в формировании духовной жизни народа. Черкесск, 1986.-143 с.

156. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. 608 с.

157. Рубинштейн М.М. Очерки педагогической психологии. М., 1920.

158. Руководство к познанию Кавказа. Спб., кн. 2., 1847.

159. Румянцев Н. Социально-гражданское воспитание с педагогической точки зрения // Вестник воспитания, 1916. № 8.

160. Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества. История и современность. Дисс. .канд. филос. наук. -М.: ГАВС, 1994.

161. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. 2002, № 4.

162. Салихов А.В. Стандарты общего образования: региональный компонент, внедрение и управление. Янтарный сказ. Калининград, 2001.

163. Сборник рассказов для описания местности и племен Кавказа. Вып. 31, Тифлис, 1902, отдел П.

164. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, изд-во ПГЛУ, 1997. 200 с.

165. Семенов К.Б. Фригийские мотивы в древней ингушской культуре. УЗ Чечено-Ингушский НИИ, вып. 1, Грозный, 1959.

166. Симонов П.С. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. - 93 с.

167. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина). М.: Издательский центр «Академия», 2002.

168. Словарь по этике. М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 448 с.

169. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли. Пятигорск, 1998. — 93 с.

170. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1983.-264 с.

171. Социология молодежи. М., 1995.-166 с.

172. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Кавказскийсборник. Тифлис, 1900, XXI.

173. Стравинский И. Диалоги. Л., 1971.

174. Стурова М.П. Система образования и молодежная преступность. «Педагогика». - М., 1998, № 6. - С. 3-10.

175. Супрунова Л.Л. Гуманистическая направленность государственной образовательной политики на Северном Кавказе / Л.Л.Супрунова // Педагогика. 2001, № 5.

176. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

177. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

178. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

179. Сухомлинский В.А. О воспитании М.: Политиздат, 1975. - 272 с.

180. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Избр. произведения. Киев: Радянська школа. - 1988. - Т.З. - С. 301-627.

181. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982.

182. Татаренко В.Т. Педагогические основы профессионального воспитания военнослужащих по контракту. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Карачаевск, 2000.

183. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. -М.: наука, 1989.-448 с.

184. Толстой Л.Н. О народном образовании. Пед. соч., Т.1, 1963.

185. Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа. Нальчик, 1963.

186. Троицкий В.Ю. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление. М.: Советская Россия, 1989. - 289 с.

187. Узденова С.Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. Пятигорск, 1997.

188. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области. СМОМПК. - 1881, вып. 1, отд.2.

189. Устякии В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. Автореф. дис-сер. канд. пед. наук. -М., 1996.- 22с.

190. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 6-ти томах. Т.2.: Педагогика, 1988. -320 с.

191. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1948. Т.2.

192. Ушинский К.Д. Родное слово. // Собр. соч. М.: АПН РСФСР, 1948. -Т.2. - С. 554-574.

193. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика, 1999, № 8.- С.77.

194. Филонов Г.Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технология разработки. Педагогика, 2001, № 9. - С. 7.

195. Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа. // Тезисы докладов региональной научно-практической конференции на базе КЧРИПКРО. 4.II. Черкесск, 1994.-57 с.

196. Ханбиков ЯМ. Народная педагогика. М., 1996.

197. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика, 1999, № 2. С. 51-57.

198. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972. - 364 с.

199. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика, 1993.

200. Хрестоматия по детской литературе народов Карачая и Черкесии. Черкесск, 1995.

201. Чамкин В.Ф. Методологические основы патриотического воспитания. -Рязань, 1996.

202. Чивилихин В.А. Память. Роман-газета. 1982, № 16.

203. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. М.: Наука, 1986.

204. Чомаев К.Н. Наказанный народ. Изд-во «ПУЛ», 1993. 227 с.

205. Шакарян С.М. Русская народная педагогика о патриотизме как основе нравственного воспитания. // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1998.

206. Шаманов И.М. Народный календарь карачаевцев // В кн.: «Из истории Карачаево-Черкесии». Черкесск, 1974.

207. Шаповалов В.К. Проблемы национального образования на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. —Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 1998.

208. Школьная политика государства и воспитание подрастающего поколения // Педагогика, 1999, № 3.

209. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгейском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1977.

210. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» // Сказания о нартах -эпос народов Кавказа. М., 1969. - 260 с.

211. Шуркова Н.Е. Формирование духовной культуры школьника. Петрозаводск, 1992.

212. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971, № 4.

213. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969.

214. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника: Психологический очерк / П.М. Якобсон. М.: Просвещение, 1966.

215. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. — М., 1986.-160 с.

216. Ярош К.Н. Современные задачи нравственного воспитания. Харьков, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.