Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи: философско-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.08, кандидат философских наук Волкова, Екатерина Георгиевна

  • Волкова, Екатерина Георгиевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.08
  • Количество страниц 138
Волкова, Екатерина Георгиевна. Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи: философско-методологический анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.08 - Философия науки и техники. Москва. 2011. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Волкова, Екатерина Георгиевна

Введение.

Глава 1. Методологические истоки научного творчества

В.Я. Проппа.

1.1. Исследования В.Я. Проппа и традиция европейской эмпирической философии.

1.2. Структурный анализ В.Я. Проппа и концепция мотива

А.Н. Веселовского.

1.3. В.Я. Пропп и русская формальная школа.

1.4. Влияние марксистко-ленинской философии и идеологии на исследования В.Я. Проппа.

Глава 2. Философско-методологический анализ концепции архаического фольклора В.Я. Проппа.

2.1. Феномен архаического фольклора в концепции В.Я. Проппа.

2.2. Концепция архаического мифа В.Я. Проппа как одно из оснований его работ в области фольклористики и этнографии.

2.3. Метод синхронного анализа структуры в исследованиях В.Я. Проппа.

2.4. Историко-генетические исследования В.Я. Проппа в области архаического фольклора.

2.5. Рецепция идей В.Я. Проппа в мировой гуманитарной науке.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи В.Я. Проппа в интеллектуальном контексте эпохи: философско-методологический анализ»

Актуальность темы исследования. Архаические мифы и произведения фольклора, генетически восходящие к этим мифам, а также - к связанной с ними обрядовой практике, представляют собой культурное наследие, интерес к которому не угасает на протяжении многих столетий. Проблема природы мифологических представлений, обнаруживаемых, в частности, в символическом подтексте фольклорных произведений, неоднократно рассматривалась в трудах многих исследователей в области этнографии и фольклористики. Особое место среди работ, посвященных структуре мифологических текстов и фольклорных нарративов, а также вопросу взаимосвязи произведений фольклора и мифологических представлений, занимают труды известного отечественного филолога и этнографа Владимира Яковлевича Проппа - исследователя, стоявшего у истоков современной теории структурного анализа текста.

По широте научной проблематики и уровню методологии работы В.Я. Проппа не только соответствовали современным ему тенденциям развития гуманитарной науки, но и в определенных аспектах ее опережали. Их можно поставить в один ряд с исследованиями таких русских филологов XX века, как P.O. Якобсон, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, Б.М. Гаспаров, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский и др., сфера интересов которых не ограничивалась исключительно областью филологии. Все они в той или иной степени, прямо или косвенно выходили в своих исследованиях на междисциплинарный, метанаучный и философский уровень и оказали значительное влияние на развитие современной мировой гуманитарной науки и философии.

Главной особенностью исследовательской позиции Проппа являлось стремление не использовать при рассмотрении того или иного феномена культуры уже готовую методологическую схему. Он всегда опирался на результаты эмпирического исследования материала, разрабатывая на их основе свой метод и создавая, таким образом, индивидуальную методологию.

С позиции философского подхода научная деятельность Проппа не осмыслена в достаточной степени. И если в трудах европейских философов можно обнаружить анализ исследований ученого, то представители отечественного философского сообщества, как правило, ограничиваются лишь упоминанием работ Проппа и в редких случаях - краткой характеристикой его исследований.

Философско-методологический анализ научной деятельности Проппа открывает новые пути в осмыслении как места исследований ученого в истории гуманитарного познания в целом, так и значении его научных построений для мировой гуманитаристики, а также философии и методологии науки. Анализ методологической системы В.Я. Проппа обнаруживает новую и актуальную перспективу в исследовании ряда философско-методологических проблем, в частности, вопроса становления и развития метода синхронного анализа структуры, а также историко-генетического метода в сфере гуманитарного познания.

Степень разработанности проблемы. Тема исследования находится на пересечении историко-философской, философско-методологической, филологической и этнографической проблематики. В.Я. Пропп известен представителям мировой гуманитаристики, прежде всего, как фольклорист, поэтому и отечественные, и зарубежные исследования его научной деятельности имеют преимущественно филологическую направленность. При этом работ монографического характера, целиком посвященных анализу основных идей ученого, на сегодня имеется всего две. Это книга английского слависта Э.Э. Уорнер «Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика» (2005) и научно-биографическое исследование отечественного фольклориста А.Н. Мартыновой «Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность» (2006).

В тематических сборниках статей по проблемам фольклористики • и этнографии существует несколько работ, посвященных В.Я. Проппу. Это статьи И.И. Ревзина «К общесемиотическому истолкованию трех постулатов Проппа: Анализ сказки и теория связности текста» (1975); Б.Н. Путилова «Проблемы фольклора в трудах В.Я. Проппа» (1975) и «Наследие В.Я. Проппа - фольклориста» (1995); Э.Э. Уорнер «Некоторые аспекты влияния Проппа на работу англоязычных исследователей: Правильно ли его понимали?» (1995), В.К. Чистова «Заметки о В.Я. Проппе» (1995).

В периодической печати филологической и этнографической направленности следует отметить статьи В.Н. Перетца «Нова метода вивчати казки (Обзор книги Проппа «Морфология сказки» (1928)» (1930), В.М. Жирмунского «В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки» (1947), Е.М. Мелетинского «Обзор книги Проппа «Русский героический эпос» (1956), П.Н. Беркова «Метод исследования народного творчества в трудах В.Я. Проппа» (1966), С.Ю. Неклюдова «В.Я. Пропп и «Морфология сказки» (1995), К. Сайто «В.Я. Пропп в Японии» (1995), A.A. Грякалова «Константы чудесного и образ мира (к эстетическому смыслу концепции В.Я. Проппа)» (1997), H.H. Воробьевой «Методы исследования архаической культуры в трудах О.М. Фрейденберг и В.Я. Проппа» (1999).

Имеются также статьи, сопровождающие издания трудов Проппа. Среди них работа Е.М. Мелетинского «Структурно-типологическое изучение сказки» (1969), а также статья В.И. Ереминой «Книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и ее значение для современного исследования сказки» (1986). Кроме того, Проппу посвящена глава «Карты Проппа» в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (1978).

В отечественной философской литературе отдельные идеи В.Я. Проппа упоминаются в ряде работ, посвященных различным аспектам структурализма и семиотики, а также проблеме комического. В этой связи к исследованиям Проппа обращаются такие философы, как Н.С. Автономова,

Т.Б. Любимова, В.К. Финн, Л. В. Карасев. Однако как предмет самостоятельного анализа научная деятельность ученого в трудах этих мыслителей не рассматривается.

В зарубежной философии интерес к Проппу гораздо выше, причем одной из самых значимых работ, во много определивших отношение к ученому на Западе, является статья французского философа-структуралиста К. Леви-Стросса «Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа» (1967). Краткий анализ исследований Проппа присутствует также в трудах таких мыслителей, как Р. Барт, П. Рикер, М. Фуко, У. Эко.

Кроме того, по данным каталогов диссертационного филиала РГБ, в отечественной гуманитарной науке не существует ни одной диссертации, непосредственно посвященной исследованию как научной деятельности Проппа в целом, так и ее методологической составляющей, в частности.

Таким образом, несмотря на достаточно широкий круг научной литературы, имеющей то или иное отношение к анализу идей Проппа, созданной к настоящему времени преимущественно учеными-филологами, его научное наследие остается малоизученным с философской и, в частности, философско-методологической точки зрения, что и определило выбор предмета данного исследования, его цели, задач, методов и логики диссертационной работы.

Объект диссертационного исследования - исследовательская деятельность В.Я. Проппа в области фольклористики и этнографии, рассматриваемая в широком контексте мирового общегуманитарного и философского наследия.

Предмет диссертационного исследования - философско-методологические аспекты филолого-этнографических исследований В.Я. Проппа в идейном пересечении и взаимодействии с основными тенденциями развития методологии гуманитарного познания в XX веке.

Целью диссертационного исследования является выявление специфики методологии В.Я. Проппа, ее истоков, места, роли и значения в развитии истории и философии гуманитарных наук, а также анализ его концепции архаического фольклора и мифа.

Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:

- определить значение идей европейской эмпирической философии, и в частности, естественнонаучных построений И.-В. Гете, а также философии классического позитивизма для формирования методологии этого ученого;

- рассмотреть роль трудов А.Н. Веселовского в становлении исследовательской позиции Проппа;

- проанализировать разноплановые корреляции методологической установки Проппа и идей представителей русской формальной школы;

- определить степень влияния марксистско-ленинской философии и идеологии на исследования Проппа;

- описать особенности феномена архаического фольклора в его интерпретации Проппом;

- реконструировать концепцию архаического мифа Проппа;

- рассмотреть специфику использования Проппом метода синхронного анализа структуры, а также историко-генетического метода в области архаического фольклора;

- выявить особенности рецепции идей Проппа в мировой гуманитарной науке.

Теоретико-методологическая база и источники диссертационного исследования. Для решения поставленных задач и реализации цели исследования требуются соответствующие методологические основания. В процессе исследования были учтены современные методологические подходы к гуманитарному исследованию. В диссертации используются системный и междисциплинарный подходы, философско-методологический I анализ, а также метод историко-философской реконструкции, который включает в себя приемы первичного (при рассмотрении источников) и вторичного (при привлечении различного рода литературы по изучаемой теме) исследования при отборе необходимого материала.

Кроме того, в данном исследовании применяется метод сравнительного анализа для выявления интеллектуальных пересечений основных положений концепции В.Я. Проппа с идеями как представителей западной философии и гуманитаристики, так и отечественных исследователей.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют работы самого Проппа, а именно «Морфология [волшебной] сказки» (1928), «Исторические корни волшебной сказки» (1946), «Русский героический эпос» (1955), «Русские аграрные праздники» (1963), «Проблемы комизма и смеха» (1976), «Русская сказка» (1984) и незавершенная работа «Поэтика [фольклора]» (1998), а также его статьи, как объединенные в тематические сборники, так и выходившие в периодических изданиях.

Особое значение для данного исследования имеет сборник архивных материалов «Неизвестный Пропп», составленный А.Н. Мартыновой и ее же работа «Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность».

При рассмотрении методологических истоков концепции фольклора Проппа, особенностей и значения методологии его трудов привлекаются исследования как зарубежных, так и отечественных философов: И.-В. Гете, представителей первого позитивизма, а также основоположников марксистско-ленинской философии и идеологии. С этой же целью используются работы исследователей в области филологической науки, среди которых: Ф. де Соссюр, С. Пиркова-Якобсон, А. Дандес, Э.Э. Уорнер, В. Эрлих, а также А.Н. Веселовский, В.Б. Шкловский, В.М. Жирмунский, Б.М. Эйхенбаум, Е.М. Мелетинский, П.Н. Берков, Б.Н. Путилов и др.

Привлекаются упоминания о Проппе и его научной деятельности в работах таких философов и исследователей в области гуманитарного знания, как: P.O. Якобсон, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, К. Бремон, У. Эко, П. Рикер, Дж. Родари.

Автор диссертации обращается в заданном целью и задачами исследования контексте к идеям таких философов и ученых как: А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, К.А. Свасьян, Л.А. Микешина, О.М. Фрейденберг, Дж. Фрэзер, Э. Тэйлор, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Ф.Х. Кессиди, В. Гейзенберг и др.

Научная новизна диссертационного исследования.

- на основе анализа методологии В.Я. Проппа установлено, что в своих исследованиях в области архаического фольклора и мифа он опирался на европейскую эмпирическую традицию, причем особое влияние на становление исследовательской позиции ученого оказали естественнонаучные труды И.-В. Гете;

- обосновано, что идеи Проппа коррелировали с философскими построениями представителей первого позитивизма, их утверждениями о приоритетности эмпирического, индуктивного исследования, а также с возможностью и необходимостью использования методов естественнонаучного исследования в сфере гуманитарных наук; высказано предположение о том, что общая позитивистская направленность работ Проппа связана с влиянием на него идей А.Н. Веселовского;

- в результате сопоставления исследовательских позиций Проппа и русской формальной школой выявлено, что он придерживался ключевой для формализма идеи о самоценности и внеидеологичности искусства; обосновано что, несмотря на видимую близость морфологического метода формалистов и метода структурного анализа Проппа, суть подходов к исследованию произведений искусства в их концепциях различна;

- установлено, что идеи ученого, связанные с разработанной и использованной им методологией, подбором материала для интерпретации волшебной сказки, а также спецификой его отношения к искусству, в целом противоречили марксистско-ленинской идеологии, но были близки положениям концепции исторического материализма;

- исследованы основные положения концепции архаического фольклора Проппа, касающиеся специфики данного вида творчества, особенностей его возникновения, существования и развития, его социальной роли; предложена реконструкция концепции архаического мифа Проппа, включающая анализ идей ученого, связанных с онтологическим статусом мифа, его гносеологической функцией, социальным значением;

- выявлены особенности восприятия и осмысления научного наследия Проппа в мировой гуманитарной науке и философии на основе анализа работ, посвященных изучению архаического фольклора и мифа, а также проблемам структурного и семиотического анализа феноменов духовной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Отечественный фольклорист и этнограф В.Я. Пропп был не только одним из первооткрывателей структурных методов в филологии, но и стоял у истоков борьбы за научность гуманитарного познания, обращения к математике и структурной лингвистике, стремясь к точному, проверяемому знанию.

2. Опираясь на естественнонаучные труды И.-В. Гете и некоторые идеи представителей первого позитивизма, он полагал, что эмпирическое исследование является приоритетным, а под влиянием индуктивной поэтики А.Н. Веселовского главным источником нового знания считал индуктивное рассуждение.

3. Методология исследований Проппа, несмотря на определенную близость, отличалась от методологии русского формализма. Его исследование было направлено на выявление и изучение формы фольклорных и этнографических феноменов как их структуры.

4. Научные взгляды В.Я. Проппа были отчасти близки марксизму, к концепции материалистического понимания истории в изучении генезиса феноменов архаического фольклора. Многие идеи и методы ученого не вписывались в официальную марксистско-ленинскую идеологическую парадигму, а использование им цитат из марксизма, возможно, было конъюнктурным.

5. В области изучения архаического фольклора Пропп применял методы синхронного анализа структуры и историко-генетического анализа, причем синхроническое исследование, с его точки зрения, имело смысл только в случае, когда оно предваряло исследование диахроническое.

6. В работах Проппа обнаруживается ряд положений, которые возможно объединить в единую концепцию архаического мифа. Главней специфической особенностью мифа, демаркирующей его от сказки, ученый считал его сакральный характер; утверждал равенство мифа и ритуала, признавал за мифом познавательную функцию.

7. Методологический аппарат, разработанный В.Я. Проппом, широко использовался в области теоретических построений связанных с выявлением структуры различных феноменов духовной культуры; идеи ученого также нашли применение в сфере прикладной педагогики и в области искусственного интеллекта.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обосновании актуальности анализа научного наследия Проппа, в первую очередь, с точки зрения его методологической составляющей, для современной философии науки. В предлагаемой работе осуществлен обладающий самостоятельной ценностью философско-методологический анализ, который способствует лучшему пониманию научной деятельности В.Я. Проппа и помогает более адекватно оценить ее роль в развитии отечественной и зарубежной гуманитаристики.

Диссертация способствует открытию новых исследовательских перспектив: ее содержание и выводы могут быть использованы в дальнейших работах в области философских проблем филологии, а также исследованиях, посвященных рассмотрению места и значения структурного и историко-генетического метода в системе общей методологии гуманитарных наук.

Материалы диссертационного исследования могут привлекаться при подготовке и чтении учебных курсов для студентов и аспирантов по философии, истории философии, философской антропологии, истории и философии науки, спецкурсов по философии гуманитарных наук, в частности, философии филологии, логике, эстетике, культурологии, литературоведению и теории фольклора.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили свое освещение в научных публикациях автора, в том числе в статьях, опубликованных. в журналах, рецензируемых ВАК: «К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я. Проппа» и «Методология исследований В.Я. Проппа: между формализмом и структурализмом»; в следующих выступлениях с докладами на темы: «Типологические идеи И.-В. Гете и истоки методологии В.Я. Проппа», «К вопросу о научно-методологическом контексте трудов В.Я, Проппа», «В.Я. Пропп и русская формальная школа» на ежегодных научных чтениях МПГУ по итогам научно-исследовательской работы соответственно за 2008, 2009 и 2010 гг. Концепция диссертации неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры философии Московского педагогического государственного университета.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется замыслом и логикой исследования, подчинена последовательному решению поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия науки и техники», 09.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия науки и техники», Волкова, Екатерина Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:

На становление исследовательской позиции В.Я. Проппа оказали влияние идеи европейской эмпирической философской традиции. Его научная деятельность, в особенности ее методологическая составляющая, в целом коррелировала с философскими построениями представителей первого позитивизма. В своих работах ученый отказывался от умозрительных трактовок, утверждая, что истинно научное исследование должно основываться на использовании индуктивного метода и накоплении фактического материала, полученного эмпирическим путем. Для Проппа, так же как для философов-позитивистов, образцом науки являлось естествознание. Он полагал, что естественнонаучные методы могут и в ряде случаев должны быть использованы в сфере гуманитарного познания. Среди естественных наук ученый отводил первостепенную роль биологии. Идеи Проппа близки концепции биологизации социо-гуманитарного знания Г. Спенсера, который в своих социально-философских построениях сравниваел общество с биологическим организмом. В исследованиях Проппа с объектами природы соотносились феномены фольклора, в частности, волшебная сказка.

Однако к идее первостепенности эмпирического подхода и индуктивного пути познания В.Я. Пропп пришел, опираясь не на философские построения представителей первого позитивизма, а на естественнонаучные исследования И.-В. Гете, суть методологической установки которого заключалась в том, что в любом исследовании не следует отталкиваться от заранее данных абстрактных гипотез, первичным в процессе познания должно быть чувственное созерцание, опирающееся на конкретный фактический материал. Возможно, идеи позитивистского характера Пропп унаследовал от А.Н. Веселовского, чья общеметодологическая установка была связана с философскими построениями первых позитивистов: основным методологическим принципом его исследований в области литературоведения и фольклористики была идея индуктивной поэтики, основанной на изучении конкретных историко-литературных фактов.

Определенная близость исследовательских позиций обнаруживается также между научными построениями Проппа и идеями представителей русского формализма. С общей научной направленностью формальной школы коррелируют, например, его идеи, связанные с пониманием специфики искусства. Подобно представителям формальной школы Пропп придерживался концепции самоценности искусства и считал, что оно не может иметь никаких прагматических функций. При этом методология ученого во многом отличалась от методологии формалистов, полагавших, что художественную сущность произведения искусства можно выявить лишь посредством морфологического анализа, то есть изучения его формальной составляющей. Исследование содержательного компонента они считали несущественным. Для В.Я. Проппа одинаковой значимостью обладали как форма, так и содержание художественного произведения. В отличие от формалистов, изучение формы только ради самой формы для него не было принципиально важным. Оно составляло лишь первый этап целостного синхронно-диахронического анализа любого феномена духовной культуры. Исследование фольклорных и этнографических феноменов, осуществленное Проппом с позиции синхронического подхода было направлено на выявление и последующее изучение их формы как структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, сохраняющей свою устойчивость при различных видоизменениях. В рамках же морфологического анализа формы произведения искусства, который использовали формалисты, каждый элемент ее, как правило, исследовался независимо от других.

Рассматривая проблему методологических истоков научного творчества В.Я. Проппа, важно отметить, что его научные взгляды, были отчасти близки основным положениям неидеалогизированного марксизма. Это в первую очередь, относится к использованию ученым концепции материалистического понимания истории в изучении генезиса феноменов архаического фольклора. Однако многие идеи ученого, в том числе связанные с применяемыми им методами исследования, а также привлекаемыми фольклорными и этнографическими материалами, противоречили официальной марксистско-ленинской идеологической парадигме, а использование ученым в текстах его работ цитат из трудов основоположников марксистско-ленинской философии во многих случаях было исключительно конъюнктурным.

Одним из основных научных достижений Проппа было создание им целостной концепции архаического фольклора. С целью обнаружения всей совокупности свойств, характерных для данного вида творческой деятельности, ученый исследовал особенности возникновения, существования и функционирования фольклора, специфику его взаимоотношения с действительностью, а также с различными видами искусства, в частности, с художественной литературой, социальную роль, принципы фольклорной эстетики. Рефлексируя по поводу значения исследований, проводимых в области фольклористики, Пропп отмечал, что произведения фольклора могут, а в ряде случаев и должны, использоваться в качестве интерпретирующей основы при изучении разнообразных феноменов духовной культуры.

Исследованию мифа как такового, а также связанной с ним обрядовсй практики, В.Я. Пропп в своих работах уделял весьма незначительное внимание. Миф и обряд были интересны ему в первую очередь как возможные генетические источники эпических жанров архаического фольклора. Однако в его работах можно обнаружить ряд положений, имеющих отношение к исследованию мифо-обрядовой проблематики, которые возможно объединить в некую концепцию, включающую в себя идеи, связанные с онтологическим статусом мифа, его гносеологической функцией, социальными аспектами его существования, а также спецификой мифологического сознания и характерного для него мышления.

В области исследования архаического фольклора и мифа В.Я. Пропп являлся сторонником использования методов структурного и историко-генетического анализа, а также метода сравнительного анализа, который он применял при исследовании соотношения фольклора с этнографической реальностью и при сопоставлении фольклорного творчества с творчеством художественно-литературным. Пропп был одним из первых исследователей, применивших метод синхронного анализа структуры в сфере гуманитарного познания. Используя данный метод для анализа структуры волшебной фольклорной сказки, он обнаружил во множестве ее вариантов некий инвариант, единую композиционную схему, не обладающую независимым существованием, но в самых разнообразных формах реализующуюся в сказочном повествовании. Относительно сферы применения метода синхронного анализа структуры, Пропп полагал, что он может быть использован для изучения самых разнообразных феноменов духовной культуры, в особенности тех которые обнаруживают в себе повторяемость, являются однородными и относительно устойчивыми к изменениям. В одних областях гуманитарного знания он может быть более продуктивным, нежели в других. Например, в тех случаях, когда объектом исследования становится продукт индивидуального творчества, применение данного метода возможно лишь в сочетании с исследованием неповторимости и единственности.

В.Я. Пропп утверждал, что структурный анализ не может и не должен исключать и тем более заменять историко-генетическое исследование феноменов духовной культуры, он должен его дополнять. Для ученого синхроническое исследование имело смысл только в том случае, когда оно являлось предварительным этапом для исследования диахронического.

Поэтому после осуществления структурного анализа феномена волшебной фольклорной сказки, он обратился к ее исследованию с историко-генетической позиции. Результатом научных изысканий Проппа в данном направлении стало выявление им того контекста, на основе которого возможно интерпретировать волшебную сказку, а также другие фольклорные феномены. С точки зрения ученого, этим контекстом явилась этнографическая реальность, причем, в первую очередь такие ее элементы, как архаические обряды и связанны с ними мифологические представления. Особое внимание в ходе анализа историко-генетической основы волшебной фольклорной сказки Пропп уделял рассмотрению двух обрядово-мифологических циклов, находящихся в тесной взаимосвязи: цикла инициации и цикла представлений о смерти и загробном мире. Именно обряд инициации и связанные с ним мифологические представления он считал общей историко-генетической основой единой структуры волшебной фольклорной сказки.

Идеи В.Я. Проппа имели серьезное значение для исследований . в области гуманитарного познания в XX веке. Среди европейских мыслителей особое внимание анализу его научной деятельности уделяли представители французского структурализма и постструктурализма (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко, У. Эко). Они оценивали идеи ученого в целом позитивно, отмечая их значимость для структуралистских построений, но при этом характеризуя его как типичного представителя русской формальной школы. Однако исследования Проппа в области структуры сказочного нарратива обнаруживают в себе содержательную и методологическую близость в большей степени с идеями самих структуралистов, нежели формалистов. Но если, к примеру, Леви-Стросс имплицировал метод структурного анализа, предложенный Ф. де Соссюром, на сферу этнографических исследований, то Пропп создавал свою методологическую систему независимо, на основе эмпирического исследования.

В исследованиях отечественных и зарубежных русскоязычных мыслителей весьма обстоятельный анализ ряда компонентов научной деятельности Проппа обнаруживается в работах Е.М. Мелетинского, P.O. Якобсона, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова и др. Ими отмечалось, что исследования ученого послужили основой для развития метода структурного анализа повествовательного фольклора. В целом, разработанная Проппом методология получила широкое применение, как в области теоретических построений связанных с выявлением структуры различных феноменов духовной культуры, так и в сфере педагогической науки и компьютерных технологий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Волкова, Екатерина Георгиевна, 2011 год

1. Автономова Н.С. Открытая структура: Якобсон - Бахтин - Лотман -Гаспаров. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2008.

2. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках (критический очерк концепций французского структурализма). М.: Наука, 1977.

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. В 2-х томах. -М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1958; 1963.

4. Антисери Д., Реале Дж., Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. От Возрождения до Канта. СПб.: Пневма, 2004.

5. Антисери Д., Реале Дж. Мальцева С.А. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.

6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. — М.: Прогресс, 1989.

7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики — М.: Художественная литература, 1975.

8. Берков П.Н. Метод исследования народного творчества в трудах В. Я. Проппа: (К 70-летию со дня рождения) // Вестник ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.-№20.

9. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму // Сост. и вступ. статья Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000.

10. Бычков В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению// Вопросы философии. М., 2007. - № 8.

11. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

12. Воробьева H.H. Методы исследования архаической культуры в трудах О.М. Фрейденберг и В.Я. Проппа // Исторический ежегодник. Омск: Омский государственный университет, 1999.

13. Гаазе-Рапопорт М.Г. Поиск вариантов в сочинении сказок // Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческих процессов. -М.: Наука, 1983.

14. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Либроком, 2009.

15. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987.

16. Гете И.-В. Избранные философские произведения // Под ред.: Г. А. Курсанова и А. В. Гулыги. М.: Наука, 1964.

17. Гете И.-В. К учению о цвете (хроматика) // Избранные сочинения по естествознанию. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

18. Гиппиус Е.В., Чичеров В.И. Советская фольклористика за 30 лет // Советская этнография, 1947. № 4.

19. Горелов A.A. Памяти В.Я. Проппа (1985 1970) // Русский фольклор. Т.13 - Л., 1972.

20. Горных A.A. Формализм: от структуры к тексту и за его пределы. -Минск: Логвинов И.П., 2003.

21. Гречина О.Н. Человек другой цивилизации // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

22. Грякалов A.A. Константы чудесного и образ мира (к эстетическому смыслу концепции В.Я. Проппа) // Вече. Альманах русской филосфии и культуры. СПб, 1997. - Выпуск 8.

23. Дмитраков И., Кузнецов М. Против буржуазных традиции в фольклористике (О книге проф. В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки») // Советская этнография. М.: Издательство института этнографии АН СССР, 1948. - № 2.

24. Егоров Б.Ф. Что я помню о В.Я. Проппе // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

25. Еремина В.И. Книга В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» и ее значение для современного исследования сказки // Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

26. Еремина В.И. О двух книгах Проппа // Русский фольклор. Т. 19. Л., 1979.

27. Жирмунский В.М. В.Я. Пропп. «Исторические корни волшебной сказки» // Советская книга. М., 1947.- №5.

28. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

29. Зеленин Д.К. Отзыв о диссертации В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки» // Избранные труды: Статьи по духовной культуре 1934- 1954.-М.: Индрик, 2004.

30. Земцовский И.И. Пропп музыкант // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. - СПб.: Алетейя, 2002.

31. Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформация в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти Владимира Яковлевича

32. Проппа (1895 1970) // Сост. Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. - М.: Наука, 1975.

33. Иванов М.В. Поднявший перчатку // Санкт-Петербургский университет. СПб., 2005 - № 8, №10 - 11, № 12 - 13.

34. Исторический материализм как социально-философская теория // Под ред. Разина В.И. М.: Высшая школа, 1982.

35. История философии: Запад Россия - Восток // Под ред. Н.В. Мотрошиловой: в 4-х томах. - М.: Греко-латинскийй кабинет Ю.А. Шичалина, 1 995 - 1999.

36. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии. СПб.: Алетейа, 2003.

37. Кола Д. Фуко и Советский Союз. Мишель Фуко и Россия: Сб. статей // Под ред. О. Хархордина. — СПб.; М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге: Летний сад, 2001.

38. Конрад и К. О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х томах. М.: Радуга, 1987.

39. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

40. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930.

41. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика- Пресс, 1994.

42. Леви-Стросс К. Структура и форма. Размышления об одной работе Владимира Проппа // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму // Сост. и вступ. статья Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 2000.

43. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2001.

44. Лосев А.Ф. Мифология // Философская энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1964.

45. Лотман Ю.М. Статьи по истории русской литературы // Избранные статьи. В 3-х томах. Т. 2. Талин: Александра, 1992

46. Лотман Ю.М. Статьи по истории русской литературы // Избранные статьи. В 3-х томах. Т. 3. Талин: Александра, 1992

47. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Избранные статьи. В 3-х томах. Т. 1. Талин: Александра, 1992

48. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике: введение, теория стиха. Труды по знаковым системам. № 1 // Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1964. ,

49. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство - СПБ , 1998.

50. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефл-бук , 1998.

51. Маркс К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 13- М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

52. Мартынова А.Н. Владимир Яковлевич Пропп: Жизненный путь. Научная деятельность СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

53. Мартынова А.Н. Вспоминая Учителя // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

54. Мелетинский Е.М. О структурно-морфологическом анализе сказки // Тезисы докладов во второй летней школе по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1966.

55. Мелетинский Е.М. Обзор книги Проппа «Русский героический эпос» // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Л., 1956. - Выпуск 2.

56. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М.: Наука, 1995.

57. Мелетинский Е.М. Структурно-типологическое изучение сказки // Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969.

58. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М. Проблема структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М.: Изд-во РГГУ, 2001.

59. Микешина Л. А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.

60. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006.

61. Милль Дж. С. Система логики силлогической и индуктивной. М.: Ленанд, 2011.

62. Мифы народов мира // Под. ред. С.А. Токарева. Том 1-2. М., 1992.

63. Михайлов А.И. О Владимире Яковлевиче Проппе // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

64. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX начало XXI в. - М.: Альфа-М, 2004.

65. Нарский И.С. Европейская философия восемнадцатого века. М.: Высшая школа, 1974.

66. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма. М.: МГУ, 1960.

67. Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. -СПб.: Алетейя, 2002.

68. Неклюдов С.Ю. В.Я. Пропп и «Морфология сказки» // Живая старина. М., 1995. - № 3 (7).

69. Некрылова А.Ф. Разговоры о смысле молчания // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

70. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах // Председатель научно-ред. совета В. С. Степин. М.: Мысль, 2000-2001.

71. Ойзерман Т.Н. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.: Наука, 1989.

72. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. М.: Интерпракс, 1994

73. Перетц В.Н. Нова метода вивчати Казки (Обзор книги Проппа «Морфология сказки» (1928) // Етнограф1чний вюник. Киев, 1930. - № 9.

74. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Мир, 1983.

75. Пропп В.Я. Волшебное дерево на могиле // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

76. Пропп В.Я. Врубель и фольклор // В свете фольклора // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

77. Пропп В.Я. Дневник старости // Неизвестный В.Я. Пропп // Научное издание // Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

78. Пропп В.Я. Древо жизни. Автобиографическая повесть// Неизвестный В.Я. Пропп // Научное издание // Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

79. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

80. Пропп В.Я. Исторические основы некоторых русских религиозных празднеств // В свете фольклора // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

81. Пропп В.Я. Змееборство Георгия в свете фольклора // В свете фольклора // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

82. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2005.

83. Пропп В.Я. Калевала в свете фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

84. Пропп В.Я. Кумулятивная сказка // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

85. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2003.

86. Пропп В.Я. Мотив чудесного рождения // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

87. Пропп В.Я. Мотивы лубочных повестей в стихотворении А.С. Пушкина Сон // В свете фольклора // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

88. Пропп В.Я. Мужской дом в русской сказке // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

89. Пропп В.Я. О русской народной лирической песне // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

90. Пропп В.Я. О составлении алфавитных указателей к собраниям сказок // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

91. Пропп В.Я. Об историзме фольклора и методах его изучения '// Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. -М.: Наука, 1976.

92. Пропп В.Я. Основные этапы развития русского героического эпоса // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

93. Пропп В.Я. Открытая лекция // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя , 2002.

94. Пропп В.Я. Отражение разгрома монголо-татарского нашествия // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

95. Пропп В.Я. Песня о гневе Грозного на сына // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

96. Пропп В.Я. Переписка с B.C. Шабуниным // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя , 2002.

97. Пропп В.Я. Предисловие к книге «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева. Т 1. М.: Гослитиздат, 1957.

98. Пропп В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М., Наука, 1976.

99. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Лабиринт , 2005.

100. Пропп В.Я. Рабочая песня 1905 года // Сказка. Эпос. Песня/ Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

101. Пропп В.Я. Ритуальный смех в фольклоре (По поводу сказки о Несмеяне) // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

102. Пропп В. Я. Русская сказка. — М.: Лабиринт, 2005.

103. Пропп В.Я. Русский героический эпос. — М.: Лабиринт, 2005.

104. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. -М.: Лабиринт, 2006.

105. Пропп В.Я. Сказки братьев Гримм на русском Севере // В свете фольклора // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

106. Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова.- М., Наука, 1976.

107. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М., Наука, 1976.

108. Пропп В.Я. Текстологическое редактирование записей фольклора // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. -М.: Лабиринт, 2007.

109. Пропп В.Я. Трансформация волшебных сказок // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

110. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор ,и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. М., Лабиринт, 1976.

111. Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

112. Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука, 1976.

113. Пропп В.Я. Язык былин как средство художественной изобразительности // Сказка. Эпос. Песня // Сост. В.Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2007.

114. Путилов Б.Н. Перечитывая и передумывая Проппа // Неизвестный

115. B.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя , 2002.

116. Путилов Б.Н. Проблемы фольклора в трудах В.Я. Проппа // Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895 1970) // Сост. Е.М. Мелетинский,

117. C.Ю. Неклюдов.-М.: Наука, 1975.

118. Путилов Б.Н. Предисловие // Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Фольклор и действительность: Избранные статьи // Под. ред. Б.Н. Путилова. М.: Наука; 1976.

119. Путилова Е.О. Из воспоминаний о В.Я. Проппе // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

120. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

121. Рафаева A.B. Методы В.Я. Проппа в современной науке // Пропп В.Я. Морфология волшебной. сказки. Исторические корни волшебной сказки. -М.: Лабиринт, 1998.

122. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Изд. центр «Academia», 1995.

123. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывание историй. М.: Прогресс, 1978.

124. Родоначальники позитивизма: Пер. И.А.Шапиро /Предисл. проф. М.М. Ковалевского. В 5-ти томах СПб.: Изд-во М.А. Бракгауза и И.А. Ефрона, 1910-1913.

125. Сайто К. В.Я. Пропп в Японии // Живая старина. М., 1995. - № 3 (7).

126. Свасьян К. А. Иоганн Вольфганг Гете. М.: Мысль, 1989.

127. Свасьян К.А. Философское мировоззрение Гете. М.: Evidentis, 2001.

128. Соколов В.В. Европейская философия XV XVII веков. - М.: Высшая школа, 1984.

129. Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М.: Академический Проект, 2004.

130. Соколянский М. Обзор книги Проппа «Проблемы комизма и смеха: (М., 1976)//Литературное обозрение. М., 1977. - №9.

131. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009.

132. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Ника-Центр, 1997.

133. Степанов Ю.С. Понятие типического в традиции и перспективе (А.Н. Веселовский, В.Ф. Шишмарев, В.Я. Пропп)// Актуальные проблемы советской романистики: Тезисы докладов. Л., 1975.

134. Структурализм: «за» и «против». Сборник статей // Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975.

135. Типологические исследования по фольклору: Сборник статей памяти Владимира Яковлевича Проппа (1895 1970) // Сост. Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов. -М.: Наука, 1975.

136. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 1996.

137. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939.

138. Уорнер Э.Э. Владимир Яковлевич Пропп и русская фольклористика. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005.

139. Ухов П.Д. Обзор книги Проппа «Русский героический эпос» (1955)// Советская этнография, 1956. № 2.

140. Философские траектории русского формализма // Коллектив авторов // Новое литературное обозрение. М.: Издательский дом Новое литературное обозрение , 2006. - № 80.

141. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.

142. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1980.

143. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа , 2002.

144. Шаповалова Г.Г. Вспоминая В.Я. Проппа // Неизвестный В.Я. Пропп// Научное издание// Сост. А.Н. Мартынова. СПб.: Алетейя, 2002.

145. Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени, М.: Мысль, 1976.

146. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения. В 2-х томах . Том 2. М.: 1989.

147. Шкловский В.Б. Избранное: в 2-х томах. Т. 1. М.: Художественная литература, 1983.

148. Шишмарев В.Ф. Александр Веселовский и русская литература. Л.: Изд-воЛГУ, 1946.

149. Шор Р. Обзор книги Проппа Морфология сказки (1928)// Печать и революция, 1928. Кн. 7.

150. Эйхенбаум Б.М. Вокруг вопроса о формалистах // Печать и революция. М., 1924,- №5.

151. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика: Сборник по теории поэтического языка. Петроград, 1919. - Выпуск 3.

152. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1998.

153. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 20. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

154. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана/ Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 21. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959.

155. Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996.

156. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». Сборник статей // Под ред. Е.Я. Басина и М.Я. Полякова. М.: Прогресс, 1975.

157. Bremon С. The morphology of the French Fairy Tale: Ethical model // Patterns in oral literature // ed. H. Jason, D. Segal. The Hague; Paris; Mouton, 1977.

158. Dundes A. Introduction to the second edition // Propp J. Morphology of folktale. Austin, 1968.

159. Dundes A. The making and breaking of friendship as a structural frame in African folktale // Structural analysis of oral tradition / Ed. by P. Maranda, E Kongas-Maranda. Philadelphia, 1971.

160. Georges R. Some overlooked aspects of Propp's morphology of the folktale: a characterisation and critique // The old traditional way of life: Essays in Honor of Warren E. Roberts // ed. R.E. Walls, C.H. Schoemaher, Bloomington; 1989.

161. Kamin S. J., Lee Yung-Da, Price L. A., Salsieder D. F. Modeling Propp and Levi-Strauss in a metasymbolic Simulation System // Patterns in oral literature, ed. H. Jason, D. Segal The Hague; Paris; Mouton, 1977.

162. Milne P. J. Vladimir Propp and the Study of Structure in Hebrew Biblical Narrative. Sheffield Academic Press, 1988.

163. Nathhorst B. Formal or Structural Studies of Traditional Tales: the Usefulness of some methodological proposals advanced by Vladimir Propp, Alan Dundes, Claude Levi-Strauss and Edmund Leach. Stockholm: Norstedt & soener, 1969.

164. Propp V. Morfology of the folktale / Ed. and introduction by S. Pirkova-Yakobson. Transi. L. Scott // Indiana University Research Center in Antropology. Folklore and Linguistics, Publication lO.Bloomington, 1958.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.