Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Волкова, Елена Сергеевна

  • Волкова, Елена Сергеевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 219
Волкова, Елена Сергеевна. Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2013. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Волкова, Елена Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОАНГЛИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К КОНЦУ XVII в.

§1. Новоанглийский пуританизм: характерные черты теологической доктрины.

§2. Социально-политическое развитие колоний Новой Англии к концу XVII века.

§3. Кризисные явления духовной жизни новоанглийского общества конца XVII века.

Глава II. ИДЕЙНЫЕ ДИСКУССИИ В ПУРИТАНИЗМЕ НОВОЙ АНГЛИИ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ.

§1. Англиканская и конгрегационалистская церкви в колониях Новой Англии в конце XVII-первой четверти XVIII вв: соперничество за духовную монополию.

§2. Идейные размежевания в вопросах веры и церковной организации в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

Глава III. МАССАЧУСЕТТС: АРЕНА БОРЬБЫ ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОЛОНИИ.

§1. Основные вопросы политической борьбы в колонии Массачусетс в конце XVII - первой четверти XVIII вв.

§2. Идейные споры о финансово-экономическом развитии колонии Массачусетс в первой четверти XVIII века.

Глава IV. НОВОАНГЛИЙСКИЙ ПУРИТАНИЗМ И ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

§1. Разум и вера: проблема взаимоотношения научного знания и религии.

§2. Эволюция политической доктрины новоанглийского пуританизма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейные дискуссии в пуританизме Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв.»

Новая Англия занимает особое место в американской истории. Этот регион имеет свою неповторимую специфику и особый колорит, оказавший значительное влияние на формирование американского самосознания и того, что принято называть американским национальным характером с его приверженностью идеям исключительности, мессианства и демократии. Немаловажную роль в этом процессе сыграл пуританизм, долгое время являвшийся не просто господствующей теологической доктриной целого региона, но духовной основой и системообразующим элементом во всех сферах жизни общества.

Период конца XVII - первой четверти XVIII вв. представляет собой сложную переходную эпоху, когда под воздействием целого ряда объективных факторов внутриполитического развития и внешнего влияния, а также причин, связанных, главным образом, с противоречиями, заложенными в самом протестантском учении, новоанглийский пуританизм как идейное течение и господствующая теологическая доктрина претерпевает существенную трансформацию. В этот период «богоизбранность» пуритан, призванных создать идеальное общество, служащее примером для всего остального человечества, и с этой целью предпринявших «Великий исход», была поставлена под сомнение.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной проблематики как в отечественной, так и зарубежной историографии.

Колониальному периоду американской истории посвящено большое количество научных работ, однако приходится признать, что значительная их часть представляет собой исследования истории колоний времен первых поселенцев, или же периода, непосредственно предшествующего Войне за независимость. Время же конца XVII - первой четверти XVIII веков считается своеобразным «провалом», характеризующимся духовным упадком в пуританских колониях и отсутствием каких-либо значимых событий, однако именно в этот период на фоне важных изменений в политической, социально-экономической и духовной сферах жизни общества происходит качественная трансформация идейных, мировоззренческих представлений. На рубеже веков в интеллектуальном развитии колоний Новой Англии соседствуют и борются между собой несколько тенденций, связанных, с одной стороны, с господствующим религиозным мировоззрением и попытками реформировать духовную сферу, а с другой, с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания. Противоречивость данных тенденций ярко проявляется в ходе идейных дискуссий в новоанглийском пуританизме по церковным, политическим и социально-экономическим вопросам.

Объектом исследования диссертации является идейно-политическое и духовное развитие Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII веков. В качестве предмета исследования выступают идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации, социально-экономического и политического развития, а также взгляды главных участников и идеологов противоборствующих сторон.

Цель работы состоит в том, чтобы на примере идейных дискуссий проследить эволюцию духовного и общественно-политического развития пуританских колоний Новой Англии в конце XVII - начале XVIII веков, а также выявить причины и факторы, оказавшие как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- выявить характерные черты и особенности теологической доктрины новоанглийского пуританизма;

- изучить изменения, произошедшие в общественно-политическом устройстве и духовном развитии пуританской Новой Англии к концу XVII века;

- определить значение и влияние соперничества англиканских и пуританских священников на религиозную ситуацию в новоанглийских колониях;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам церковной политики и организации;

- изучить причины и ход политической борьбы в Массачусетсе, выявить основные разногласия сторон;

- проанализировать идейные дискуссии по вопросам финансово-экономического развития колонии Массачусетс; проследить влияние идей Европейского Просвещения на мировоззрение новоанглийских пуритан, оценить его степень и значение.

Хронологические рамки данной работы охватывают период конца XVII - первой четверти XVIII вв. В качестве нижней границы выступают события 1690-х гг. «Славная революция» стала важным рубежом в истории как самой Англии, так и ее колоний. Особенно заметные перемены коснулись Массачусетса, где с принятием новой хартии 1691 года изменился не только политический статус колонии, но и основные принципы религиозной политики в соответствии с узаконенным положением о веротерпимости. В новых политических и социально-экономических условиях конца XVII - начала XVIII вв. ранее непререкаемый авторитет церковной элиты в лице пуританских священников все чаще ставится под сомнение. Светская власть формально не должна вмешиваться в духовную сферу, однако все более явным становится покровительство, оказываемое английской короной представителям англиканской церкви в колониях. Вместе с тем внутри самого пуританизма набирают силу течения либеральной и радикальной направленности, представляющие альтернативный подход как в вопросах церковной организации, так и в отношении самой теологической доктрины.

Верхняя граница исследования представляется более условной. К концу первой четверти XVIII века очевидным фактом становится определенная переориентация сознания новоанглийских пуритан, происходившая в условиях формирования нового общества, более секуляризованного, открытого, политически активного. В духовной сфере под влиянием идей Европейского Просвещения и новой науки с опорой на разум и рациональное мышление предпринимаются попытки логически объяснить и доказать обоснованность христианского вероучения, что, в свою очередь, ведет к более формальному отношению к религии. Принимая во внимание данные тенденции духовного развития, кажется неслучайным, что именно в 1720-е гг. Новая Англия оказывается в преддверии первого Великого пробуждения1, когда религиозные и политические вопросы приобретают новое звучание.

Специфика темы исследования и переходный характер изучаемого периода не позволяют предложить в качестве верхней и нижней границ каких-либо конкретных дат, приуроченных к тому или иному событию. Кроме того, иногда с целью лучшего понимания явлений и их исторического значения автор вынужден обращаться к более раннему периоду истории английских колоний в Америке.

Географические рамки исследования охватывают регион Новая Англия , а также частично Великобританию при характеристике взаимодействия английских колоний с метрополией и территорию французских владений в Северной Америке при рассмотрении особенностей взаимоотношения английских и французских колонистов.

1 Первое Великое пробуждение - массовое религиозное евангелическое движение, проповедовавшее более искренний, проникновенный контакт с Богом. Развиваясь наряду с просветительским движением, оно уже к 1730 - 1740-м гг. охватило все британские колонии в Северной Америке. Подробнее об этом см., например: Жук С.И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. М., 1997. № 6. С. 133-143. Хрулева И.Ю. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1. 2011. С. 15-23. Cowing С.В. The Great Awakening and the American Revolution: Colonial Thought in the 18th Century. Chicago, 1971; Crarwford M.J. Origins of the Eighteeth-Century Evangelical Revival: England and New England Compared // Journal of British Studies. Vol. 26. № 4. Oct., 1987. P. 361-397; Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.

2 Новая Англия - исторически сложившийся в начале XVII века регион в северо-восточной части США. Применительно к изучаемому периоду включает в себя колонии Массачусетс, Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд.

При этом основное внимание в работе сфокусировано на событиях, происходивших в Массачусетсе, крупнейшей колонии новоанглийского региона, позиционировавшей себя единственным оплотом «истинной» веры. В других колониях Новой Англии и, прежде всего, в Коннектикуте, пуританизм также пользовался значительным влиянием. Исключением, однако, являлся Род-Айленд, который хоть и относится к данному региону в географическом плане, едва ли может считаться пуританской колонией. Религиозная политика здесь с момента основания строилась на принципах веротерпимости и религиозного плюрализма, и в связи с этим причисление данной колонии к числу пуританских представляется не целесообразным.

Именно на примере Массачусетса наиболее отчетливо прослеживается переходный характер изучаемого периода в истории Новой Англии. Кроме того, главное внимание в работе уделено исследованию идейных дискуссий по вопросам организации церкви и политических институтов, которые имели место уже после сейлемских ведовских процессов 1692 года. Подробное рассмотрение такого сложного и неоднозначного явления, как «охота на ведьм», не входит в задачу данного исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования

В основу диссертации положены принципы научной объективности и историзма, требующие применения комплексного подхода к изучению идейных дискуссий в пуританизме Новой Англии, их всестороннего анализа с учетом общеисторического контекста и идейного климата эпохи. Принимая во внимание специфику темы, большое внимание в которой уделяется анализу различных религиозных течений в рамках протестантизма, далеко не последнее значение для работы имеют также принципы беспристрастности и толерантности.

Данная диссертация продолжает традицию изучения идейного наследия колониального периода американской истории, а именно проблематики духовного и идейно-политического развития новоанглийских колоний в Северной Америке, начало которому было положено в работах американских исследователей так называемой «интеллектуальной» или Гарвардской школы, превратившей исследование пуританизма в одну из Л центральных тем американской историографии .

В ходе исследования нами были использованы методологические разработки американских историков Ф. Бримера4 и Т. Брина5, рассматривающих историю новоанглийского пуританизма в его развитии с учетом множества внешних и внутренних факторов, оказывающих как прямое, так и косвенное воздействие на данный процесс.

Исследовательская позиция настоящей работы включает в качестве одного из основополагающих принципов представление о тесной взаимосвязи и взаимозависимости событий, происходивших в новоанглийских колониях и метрополии. В этой связи представляется целесообразным использование элементов «трансатлантического подхода», предполагающего рассмотрение политических, экономических и культурных процессов по обе стороны Атлантики, как непосредственно в новоанглийских колониях, так и в метрополии, выявление и анализ их взаимозависимости. В соответствии с данным подходом идейная история новоанглийского общества представляется частью «трансатлантической культуры»6.

Очевидно, что историю новоанглийских колоний и, в частности, Массачусетса невозможно рассматривать в отрыве от важнейших событий

3 См., например: Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570-1700. Williamsburg (Virginia), 1984; Miller P. The New England Mind. The Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), 1982; Idem. Orthodoxy in Massachusetts. 1630-1650. Boston, 1933; Morgan E.S. Visible Saints. The History of a Puritan Idea. Ithaca (N.Y.), 1965.

Bremer F.J. Communications: The English Context of New England's Seventeenth Century History // The New England Quarterly. Vol. 60. №. 2. Jun., 1987. P. 323-335; Idem. Congregational Communion. Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community. 1610-1692. Boston, 1994; Idem. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon (New Hampshire), 1995.

5 Breen Т.Н. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. N.Y., 1980. Idem. The Character of the Good Ruler: Puritan Political Ideas in New England. N.Y., 1970. Idem. The Marketplace of Revolution. How Consumer Politics Shaped American Independence. Oxford, 2004.

6 Подробнее о «трансатлантическом подходе» см.: Butler J. The Future of American Religious History: Prospectus, Agenda, Transatlantic "Problématique" // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 42. № 2. Apr., 1985. P. 167-183; Canny N. Writing Atlantic History: or, Reconfigurating the History of Colonial British America // The Journal of American History. Vol. 86. № 3. The Nation and Beyond: Transnational Perspectives on United States History: A Special Issue. Dec., 1999. P. 1093-1114; Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith / Ed. by F.J. Bremer. Boston, 1993. истории Англии, последствия которых оказывали значительное влияние и во многом определяли развитие новоанглийского общества. Принятие новой хартии в 1691 году фактически ознаменовало собой усиление контроля над политикой колониальных властей, которая должна была отвечать, прежде всего, интересам английской короны. В официальных документах и сочинениях колонистов Массачусетс все чаще позиционирует себя как «имперская провинция», а метрополия фигурирует в источниках как «Империя». Следует отметить, что вопрос о том, правомерно ли называть империей Англию (с 1707 года - Великобританию) применительно к периоду конца XVII - начала XVIII вв. остается дискуссионным. При этом в англоязычной историографии доминирует точка зрения о том, что период английской истории с 1607 года (основания первой колонии - Вирджинии) до 1783 года (отделения тринадцати североамериканских колоний) следует считать эпохой первой, или старой, империи. Подобного мнения придерживаются, в частности, Д. Хок, JI. Ледер, Ф. Бример и Дж. Батлер, отмечая постепенное становление «имперской политики» английской короны, начиная с конца XVII века, и называя период начала XVIII века временем «первых имперских войн»7.

Междисциплинарный характер исследуемой проблематики, а также специфические особенности источниковой базы заставляют искать наиболее оптимальные методы анализа не только в исторической науке, но и в ряде смежных дисциплин, таких как культурология, регионоведение, социология религии и конфликтология. Очевидно, что лишь рассматривая проблему под различным углом зрения, сочетая разные методы научного исследования можно создать целостную и достоверную картину изучаемых событий и явлений.

В процессе исследования были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и историко-типологический методы анализа.

7 Bremer F. The Puritan Experiment, New England Society from Bradford to Edwards. P. 209; Butler J. Becoming America. The Revolution before 1776. Cambridge (Mass.), 2000. P. 117; Hawke D.F. The Colonial Experience. N.Y., 1966. P. 315; Leder L.H. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 16891763. N.Y., 1968. P. 131.

Историко-генетический метод, ориентированный на исследование динамических процессов, позволил выявить основные причины и предпосылки тех изменений, которые происходили в интеллектуальной и духовной сферах новоанглийского общества в рассматриваемый период, показать причинно-следственные связи событий политической и идейной истории, происходивших в новоанглийских колониях и метрополии.

Историко-сравнительный метод, предполагающий раскрытие сущности изучаемых объектов как по сходству, так и по различию свойств, а также историко-типологический метод, раскрывающий сущность явления посредством типологизации по совокупности качеств и признаков, послужили основным методологическим инструментарием при анализе идейной борьбы, развернувшейся между пуританами и англиканами Новой Англии, а также при попытке выстроить некую шкалу идейно-политических и религиозных представлений внутри самого новоанглийского пуританизма.

Культурологический анализ применяется в работе в связи с необходимостью выявления определяющих особенностей культуры и тех тенденций, которые противоречат ее основному строю, но при этом определенным образом с ней соотнесены. Иными словами, новоанглийская культура, основой и системообразующим элементом которой стал протестантизм, рассматривается в работе, главным образом, на уровне ее масштабных динамических трансформаций. В связи с этим, исходя из представлений о значительном английском влиянии на всестороннее развитие колоний, актуальными представляются концепции «смены

8 9 парадигм» Т. Куна и «потребительской революции» в Англии в XVIII веке.

8 Кун Т. Структура научных революций. М., 2002.

9 «Потребительская революция» связана с изменением ценностных ориентиров в английском обществе XVIII века, одним из проявлений которых стала интенсификация потребления предметов роскоши, что, в свою очередь, означало необусловленность потребительской мотивации только лишь материальными и духовными потребностями. Подробнее о концепции «потребительской революции» см.: McKendrick N., Brewer J., Plumb J. The Birth of a Consumer Society: the Commercialization of Eighteenth Century England. London, 1982.

В поисках необходимого инструментария для анализа идейных дискуссий в пуританизме Новой Англии мы также обратились к методологическим разработкам регионоведения, конфликтологии и социологии религии.

Ключевым понятием регионоведения является «регион» (от лат. regio -страна, область), особый вид территории, характеризующейся специфической целостностью природных, политических, торгово-экономических и социокультурных свойств. Исходя из данного определения, представляется целесообразным рассматривать Новую Англию как особый регион, обладающий рядом общих и уникальных только для данной области черт, среди которых первостепенное значение в исследуемый период, безусловно, принадлежит особенностям духовного развития.

В связи с этим важно различать понятия религии, теологии и философского мышления.

Религия (от лат. relegio - благочестие, набожность, святыня) представляет собой наиболее пространное понятие, заключающее в себе мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога.

Теология (от греч. theos - Бог и logos - учение), в свою очередь, понимается как богословие, система догм христианского вероучения и является, таким образом, понятием более узким. Важным является понимание того, что «теологическое мировоззрение - совершенно особое образование, обладающее известной самостоятельностью по отношению к религии, к живому вероисповеданию, которое на первый взгляд просто со смирением толкуется и систематизируется теологами»10.

Что касается философского мышления, то это понятие, применительно к концу XVII века, еще трудноотделимо от теологии, так как оно все еще содержит в себе представления о сакральном происхождении разумного

10 Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983. С. 161. познания, отражая постепенный переход от религии откровения к деизму, и иначе называемому «естественной религиеи» .

Нельзя не согласиться с утверждением о том, что «догматическая разработка веры - это известное видоизменение ее первоначального спонтанно вызревшего содержания, изменение, направленность которого определяется, прежде всего, потребностью самосохранения церкви как

12 особого социального института» . Возможно, именно с этим связан тот факт, что пуританизм, воспринимаемый как опасный элемент в Англии, на определенное время стал залогом стабильности существования колониального общества Новой Англии.

При этом очевидно, что теологическая доктрина новоанглийского пуританизма не была изначально присуща поселенцам, а вырабатывалась постепенно, видоизменяясь в новых условиях и приобретая уникальные, не свойственные английскому пуританизму черты.

В силу того, что в центре диссертационного исследования находится идейная борьба, использовались принципы анализа, разработанные конфликтологией, в частности, рассмотрение конфликта на различных уровнях (социальном, межличностном, внутриличностном, на уровне личность - группа), оценка его интенсивности во времени, а также выделение основных объектов разногласий и противоречий. При этом в данном случае под понятием «конфликт» подразумевается столкновение противоположно направленных целей, мнений и взглядов.

Применительно к данной теме одной из наиболее важных является проблема извлечения скрытой информации, в частности, отражающей идейно-политические взгляды, которые не всегда просматриваются сквозь рассуждения, наполненные религиозным содержанием. Для решения этой проблемы в работе, в частности, используются элементы лингвистического Деизм (от лат. ОеиБ - Бог) - система верований, возникшая в Англии в XVII веке, согласно которой Бог признается первопричиной мира, творцом природы, покинувшим свое творение после его создания. Движение мироздания, согласно естественной религии, совершается без божественного участия, подчиняясь природным законам.

12 Философия эпохи ранних буржуазных революций. С. 161. анализа , а так же методологические разработки социологии религии, ставящей своей задачей исследовать функционирование религии в обществе, ее взаимоотношение с другими областями социальной жизни.

Не менее важным представляется определение субъективного и объективного в источниках. Очевидно, что в таких сочинениях, как проповедь, теологические или полемические трактаты субъективный фактор очень велик, однако, применительно к задачам данного исследования, субъективность источника является не недостатком, а главным преимуществом. Именно эта субъективность взглядов во многом помогает выявить и проследить общие объективные тенденции развития общественно-политической мысли в Новой Англии.

Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя введение, четыре главы, заключение, библиографию и приложения. В соответствии с задачами исследования была определена следующая структура работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Волкова, Елена Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новоанглийский пуританизм является системообразующим элементом в процессе становления политических институтов, культуры и национального самосознания, определяющих в немалой степени черты современного американского общества. Представление о Новой Англии как регионе, имеющем свою специфику, обусловленную особенностями географического положения, общностью идейно-политических взглядов и экономических интересов, закладываются именно в колониальный период.

Идея «Великого исхода» пуритан с целью воздвижения «Града на холме», воплощения в жизнь религиозных и политических идеалов являлась одной из ключевых в системе ценностей первого поколения новоанглийских пуритан. Мирская жизнь изначально была фактически полностью подчинена задачам религии, что вызывало тесное переплетение теологии и политики, прерогатив гражданской власти и авторитета власти церкви.

Характерной чертой политической доктрины новоанглийского пуританизма являлась ковенантная теория как основа образования гражданских институтов власти, необходимость существования которых объяснялась порочностью человеческой натуры. Пуританам Новой Англии с самого начало было присуще представление о правительстве как институте, ответственном в своих действиях перед народом, а также призванном обуздывать людей, подверженных греху, и способствовать поддержанию религиозности в обществе. Политическая власть, в свою очередь, должна формироваться из наиболее достойных и менее всего склонных к греху людей. Однако реализация данных представлений на практике сталкивалась со значительными трудностями, которые были связаны, прежде всего, с колониальным статусом и зависимостью от метрополии в широком смысле.

В процессе относительно стабильного развития новоанглийских колоний происходит постепенный спад религиозной активности, обмирщение всего жизненного уклада под воздействием таких факторов, как благоприятная экономическая ситуация, развитие торговли, рост населения и расширение территории колоний на запад. Эти объективные процессы совпали с целым рядом неблагоприятных внешнеполитических факторов, что в совокупности вызвало трансформацию внутриполитического устройства колоний и серьезные психологические последствия. Рост колониального вмешательства метрополии, усиление контроля над внутренней политикой посредством специальных проверочных комиссий, кровопролитные столкновения с индейцами, религиозная политика, проводимая в интересах англиканства, наконец, отмена королевской хартии 1629 года и создание Доминиона Новая Англия с абсолютистским режимом Э. Андроса, - все это способствовало расшатыванию традиционных устоев новоанглийского общества.

Славная революция» в Англии, последствиями которой стало восстание в Бостоне в 1689 году и свержение режима Э. Андроса, несмотря на положительный эффект, не решила накопившихся проблем. С принятием хартии 1691 года, объявлявшей Массачусетс королевской провинцией и провозглашавшей принцип веротерпимости ко всем протестантским деноминациям, стало абсолютно очевидно, что возврат к прошлым порядкам более не представлялся возможным.

Принятие новой хартии, в свою очередь, привело к изменению не только политического устройства колонии, но вместе с тем к утверждению новых политических идей. Принцип веротерпимости и связанные с ним новые критерии избирательного права в теории допускали к управлению политической жизнью колонии представителей любой протестантской деноминации, а какие-либо методы принуждения к вере не допускались. Однако на деле ситуация складывалась несколько иначе.

Немаловажным является тот факт, что с конца XVII века практически все назначаемые королем губернаторы Массачусетса являлись англиканами по своим религиозным воззрениям610, и, следовательно, гражданская власть более не способствовала распространению идей ортодоксального пуританизма, а также не осуществляла мер по поддержанию и сохранению религиозного чувства среди новоанглийских пуритан.

Сначала же восшествие на английский престол Вильгельма III было с восторгом воспринято колонистами, хотя колониальная политика нового монарха не так уж сильно отличалась от курса, проводимого ранее. В то время как колонисты продолжали воспринимать себя, как тех же англичан, только переселившихся в Новый Свет, сохранив за собой права свободных граждан, метрополия рассматривала колонии, прежде всего, как источник торговли и главное средство пополнения финансовых ресурсов, огромные суммы из которых затрачивались на проведение активной внешней политики Англии.

К концу XVII века англо-французский антагонизм выходит на первый план в международных отношениях. В ходе войн 1689-1697 и 1702-1714 гг. боевые действия велись не только в Европе, но и на территории североамериканских земель. При этом для новоанглийских пуритан англофранцузское противостояние имело двоякий смысл. Наличие заселенных французскими католиками земель в северной части новоанглийского региона по соседству с враждебно настроенными по отношению к английским колонистам индейскими племенами не давало покоя жителям пограничных территорий как с точки зрения безопасности, так и по религиозным мотивам. Протестанты традиционно питали глубокую неприязнь ко всему, что связано с католичеством, поэтому совершаемые колонистами периодические походы с целью захвата канадских территорий, заселенных французскими католиками, воспринимались не иначе, как дело

610 Джозеф Дадли (1702-1714), Уильям Тэйлер (1715-1716), Самюэль Шут (1716-1722), Уильям Даммер (1722-1727). во славу Господа, своеобразный крестовый поход против неверных. Кроме того, новоанглийские колонисты были хорошо осведомлены об угрозах, которые сулило якобитское движение в самой Англии.

Ведение военных действий требовало значительных денежных затрат, что влекло за собой серьезные финансовые трудности, в частности, связанные с ростом долгов и нехваткой денежных средств в обращении. Ситуация усугублялась периодическими вспышками эпидемий, пожаров и других несчастий, которые воспринимались пуританами не иначе, как Божья кара. Пуританские священники посредством «иеремиад» обращались к жителям с призывом вести более активную духовную жизнь, стремиться к возрождению церковных порядков, существовавших во времена первых поселенцев.

Ортодоксальный пуританизм, несмотря на те вызовы, с которыми приходилось сталкиваться на протяжении второй половины XVII века, сумел сохранить доминирующее идейное влияние в Новой Англии вплоть до начала XVIII века. Однако уже с конца XVII века помимо вызовов извне, связанных с последствиями утверждения принципа веротерпимости и религиозного плюрализма, а также претензий, исходящих со стороны англиканской церкви, ортодоксальным пуританам приходилось иметь дело с периодическими расколами внутри самого пуританизма.

Идейные разногласия в среде пуританских священников проявились уже в дебатах по вопросу церковного членства в связи с принятием «половинчатого ковенанта». Носившая рекомендательный характер, эта мера создала своего рода прецедент, допустив сосуществование двух различных требований к приему в церковное членство. Впоследствии центробежные тенденции внутри новоанглийского пуританизма начинают только усиливаться. В 1670-е гг. в полный голос заявляет о себе Соломон Стоддард, выдвинувший целый ряд идей, направленных на либерализацию церковной политики, однако, не остановившись на этом, в дальнейшем он обращается к вопросу радикального пересмотра ряда положений пуританской теологической доктрины, чем вызвал глубокое недовольство пуритан как консервативного, так и либерального толка.

Более серьезным вызовом для ортодоксального пуританизма стало образование Церкви на Брэтл-стрит. Основное значение образования новой конгрегации заключается, на наш взгляд в том, что у жителей Бостона наконец-то появилась реальная альтернатива - пуританская церковь, имеющая отличный от традиционного стиль проведения церковных служб и иную организацию. Если взгляды С. Стоддарда казались многим слишком радикальными, и своих сторонников он находил в основном в поселениях западных пограничных земель, то образование новой конгрегации в Бостоне, в культурном, интеллектуальном и духовном центре Новой Англии, серьезно подрывало авторитет бостонских ортодоксальных священников в лице Мезеров и их сторонников, придерживавшихся более консервативного взгляда на религию и церковное устройство. При этом следует подчеркнуть, что данная характеристика имеет двоякий смысл. Если рассматривать консерватизм как стремление сохранить в неизменном виде существующие порядки, то вряд ли можно считать Мезеров консерваторами. Напротив, они стремились не к сохранению существующих порядков, а к реформированию, возвращению к чистой вере. Однако очевидно, что взгляды на то, какими методами следует исправлять ситуацию, были различны. И лишь в сравнении с другими подходами к решению актуальных для Новой Англии конца XVII - начала XVIII вв. проблем мы можем говорить о пуританских ортодоксах как о более консервативном течении.

Применительно к изучаемому периоду выделение внутри пуританизма консервативного, либерального и радикального течений носит условный характер и оправданно лишь в отношении конкретных исторических сюжетов.

Таким образом, период конца XVII - первой четверти XVIII веков представляет собой сложную переходную эпоху в истории Новой Англии. В интеллектуальном развитии колоний соседствуют и борются между собой несколько тенденций, связанных, с одной стороны, с господствующим религиозным мировоззрением и попытками реформировать духовную сферу, а с другой, с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания, а также ростом влияния идей английской политической мысли и английской культуры в целом.

На рубеже веков в условиях религиозного спада и социальной нестабильности в обществе разгорается идейная борьба по церковным, политическим и социально-экономическим вопросам. В большей степени это относится к колонии Массачусетс, самой крупной и влиятельной в регионе. Коннектикут в рассматриваемый период в идейном плане развивается в русле проводимой Массачусетсом религиозной политики. Однако фактор территориальной удаленности от Бостона, несомненно являвшегося интеллектуальным и духовным центром всего новоанглийского региона611, а также иной общественно-политический строй корпоративной колонии, способствовали тому, что вопросы общественно-политического развития не вызывали столь острые дискуссии, которые наблюдаются в колонии Массачусетс. Особенностью этих дискуссий является их ориентированность на широкие слои населения.

Дискуссия по вопросу о вакцинации против оспы, а также идейная борьба вокруг проекта учреждения земельного банка нашли свое отражение на страницах первых американских газет, которые стали для жителей Новой Англии не просто источником информации и новостей, но и средством выражения своего мнения по наиболее актуальным вопросам и темам, волновавшим новоанглийское общество в тот или иной период времени.

611 О передовом характере развития Массачусетса и, в частности, Бостона по сравнению с другими новоанглийскими колониями, свидетельствует тот факт, что уже к 1721 году в колонии существовало три собственных периодических издания, в то время как первая газета в Коннектикуте появится лишь в 1755 г., в Род-Айленде в 1732 г., а в Нью-Гэмпшире в 1756 г.

Подробный анализ данных дискуссий позволяет сделать вывод о том, что в новоанглийском обществе первой четверти XVIII века религия по-прежнему имела большое влияние на общественно-политическую сферу. Так, дискуссия о допустимости практики вакцинации против оспы, по всей вероятности, являлась отражением и следствием соперничества сторонников англиканской и пуританской церквей, претендовавших не только на доминирующую роль в духовной сфере, но и на определенное влияние в общественно-политической жизни новоанглийского общества. Что же касается политической борьбы по вопросу учреждения земельного банка и эмиссии бумажных денег, то она не только поднимала один из важных и актуальных вопросов внутриполитического развития колонии. Именно в ходе данной идейной дискуссии, на почве отношения к проекту земельного банка и кредитным билетам, а также в ходе борьбы между губернатором и колониальной ассамблеей происходит политическое размежевание в новоанглийском обществе: формируются так называемые «партия Двора» и «сельская партия», наблюдается заметный рост политической активности населения, закладываются основы гражданского самосознания.

Что касается идейных дискуссий в пуританизме Новой Англии по вопросам, связанным с духовным развитием колоний, то здесь, начиная с середины XVII века на первый план выходят не столько споры о различных толкованиях теологической доктрины и принципов вероисповедания, сколько более практические вопросы церковной политики и организации. Многие пуританские священники, осознавая тот факт, что слабость конгрегационалистских церквей, проявляющаяся в постоянных разногласиях и идейных противоречиях, несомненно, подрывающих их собственный авторитет, кроется в самом принципе конгрегационализма, стремились к координированным и слаженным действиям. Наиболее острые идейные споры на протяжении второй половины XVII - первой четверти XVIII вв. связаны с вопросами реформирования церковной организации.

Вместе с тем к началу XVIII века известность получают новые философские и научные учения. Джон Уайз представляется своеобразным символом переходной эпохи в истории Новой Англии. Защищая принцип конгрегационализма в организации новоанглийских церквей, пуританский священник выходит за рамки теологических рассуждений, используя в своей аргументации естественно-правовые категории, оперируя такими понятиями, как общественный договор, естественное состояние, принцип общего блага.

Другая важная тенденция была связана с более «формальным», рациональным отношением к религии. Пуританские священники все чаще используют рассуждения о разуме для обоснования текста Священного писания, при этом уделяя все больше внимания вопросам морали. Так, в частности, Коттон Мезер, стремившийся дать теологическую интерпретацию ньютоновской физике, не видит противоречия между методами естественнонаучного знания и принципами религиозного суждения. Пример Коттона Мезера, на наш взгляд, также позволяет оценить, насколько постепенным и неоднозначным был переход от религиозного мировоззрения и мистицизма к рациональному мышлению. Однако не следует забывать, что, несмотря на позитивную роль Коттона Мезера в подготовке почвы для распространения и восприятия в новоанглийских колониях сначала естественнонаучных открытий, а затем и основных мировоззренческих постулатов и идейных основ Европейского Просвещения, сам он видел главную цель в оживлении религиозного чувства среди жителей Новой Англии, а также укреплении позиций новоанглийского пуританизма как в религиозной, так и в общественно-политической сферах.

Очевидно, что длительный и постепенный процесс трансформации идейно-политического и духовного развития новоанглийского региона не был завершен к концу первой четверти XVIII века. Вместе с тем именно на рубеже веков происходят события, которые знаменуют собой своеобразный надлом, разрушение традиционных устоев пуританского общества образца XVII века.

Таким образом, идейно-политическая и духовная эволюция общества Новой Англии в конце XVII - первой четверти XVIII вв. была обусловлена как внешними факторами (колониальная политика Великобритании, участие в англо-французских войнах, деятельность англиканской церкви в Северной Америке), так и внутренними причинами, связанными с противоречиями и расколами внутри самого пуританизма. Одной из важнейших тенденций духовного развития новоанглийского общества в рассматриваемый период стало постепенное ослабевание религиозного чувства, повлекшее за собой определенную переоценку ценностей и обмирщение всего жизненного уклада. Другая тенденция была связана с распространением в колониях идей Европейского Просвещения и нового научного знания, а также ростом влияния идей английской политической мысли и английской культуры в целом. На протяжении рассматриваемого периода и в особенности в 1720-е гг. наблюдается заметный рост политической активности среди населения колоний, на фоне которой закладываются основы гражданского самосознания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Волкова, Елена Сергеевна, 2013 год

1. A Confession of Faith Owned and Consented to by the Elders and Messengers Of the Churches in the colony of Connecticut in New England Assembled by Delegation at Saybrook. New-London, 1710.

2. A Manifesto or Declaration, Set forth by the Undertakers of the Newth

3. Church Now Erected in Boston in New England, November 17 , 1699.

4. Allen J. New-England's Choicest Blessing. Boston, 1679.

5. Colman B. The Religious Regards We Owe to Our Country. Boston, 1718.

6. Estabrook S. A Sermos Shewing that the Peace and Quietness of a People Is a Main Part of the Work of Civil Rulers, and That it is the Duty of All to Pray for Them. New London, 1718.

7. Gospel Order Revived, Being an Answer to a Book lately set by the Reverend Mr. Increase Mather, President of Harvard Colledge. Boston , 1700.

8. Mather C. Essays to Do Good. Glasgow, 1825.

9. Mather C. Parentator. Memoirs of Remarkables in the Life and the Death of the Ever-Memorable Dr. Increase Mather. Boston, 1724.

10. Mather C. Religious societies. Proposals for the revival of dying religion, by well ordered societies for that purpose. With a brief discourse, offered unto a religious society, on the first day of their meeting. Boston, 1724.

11. Mather C. Seasonable Thoughts upon Mortality. Boston, 1712.

12. Mather C. The Deplorable State of New-England. Boston, 1721.

13. Mather C. The Present State of New-England. Boston, 1690.

14. Mather C. The Serviceable Man. A Discourse Made Unto the General Court of the Mass. Colony, at the Anniversary Election. Boston, 1690.

15. Mather I. A Vindication of the Divene Authority of Ruling Elders in the Churches of Christ. Boston, 1700.

16. Mather I. A Sermon Concerning Renewing of Covenant with God in Christ. Boston, 1677.

17. Mather I. Heaven's Alarm to the World. Or A Sermon, wherein is shewed, That Fearful Sights And Signs in Heaven, are the Presages of Great Calamities at hand. Boston, 1682.

18. Mather I. Some Important Truths Concerning Conversion. Boston, 1684.

19. Mather I. The Day of Trouble is Near. Cambridge, 1674.

20. Mather I. The Excellency of a Publick Spirit. Boston, 1702.

21. Mather I. The Necessity of Reformation. Boston, 1679.

22. Mather I. The Order of the Gospel. Boston, 1700.

23. Mather S. The life of the Reverend and learned Cotton Mather, D.D. & F.R.S. late Pastor of the North Church in Boston. Who died, Feb. 13. 1727, 8. Boston, 1729.

24. Pemberton E. The Divine Original and Dignity of Government. Boston, 1710.

25. Preston J. Paul's Conversion, or the Right to Be Saved in Works. L., 1637. P. 179-187.

26. Propositions Concerning the Subject of Baptism and Consociation of Churches, Collected and Confirmed out of the Word of God, by a Synod of Elders and Messengers of the Churches in Massachusetts Colony in New-England. Boston, 1662.

27. Stoddard S. An Appeal to the Learned being A Vindication of the Right of Visible Saints to the Lords Supper, Though They Be Destitude of Saving Work of God's Spirit on Their Hearts: Against the Exceptions of I. Mather. Boston, 1709.

28. Stoddard S. A Treatise Concerning Conversion. Boston, 1719.

29. Stoddard S. The Inexcusableness of Neglecting the Worship of God, under a Pretence of being in an Unconverted Condition. Boston, 1708.

30. Stoddard S. The Way for a people to live long in the Land that God hath given them. Boston, 1703.

31. Platform of Churche Discipline Gathered out of the Word of God and Agreed upon by the Elders and Messengers of the Churches. Cambridge, 1649.

32. Questions and Proposals // Walker W. The Creeds and Platforms of Congregationalism, N.Y., 1991. P. 486-490

33. The Heads of Agreement, 1691. // Walker W. The Creeds and Platforms of Congregationalism, N.Y., 1991. P. 455-462.

34. The Savoy Declaration, 1658 // Walker W. The Creeds and Platforms of Congregationalism, N.Y., 1991. P. 340-408.

35. White J. The Gospel Treasure in Earthen Vessels. A Funeral Sermon on the Mournful Occasion of the Death of the Faithful Servant of God, the Reverend Mr. John Wise, Pastor of the Second Church in Ipswich. Boston, 1725.

36. Willard S. A Remedy against Despare. Boston, 1700.

37. Willard S. A Sermon Preached upon the Occasioned by the Death of the much honoured John Leverett. Boston, 1679.

38. Willard S. The Character of a Good Ruler. Boston, 1694.

39. Willard S. The Duty of a People. Boston, 1680.

40. Williams J. The Reddemed Captive, Returning to Zion. Boston. 1707.

41. Памфлеты и полемические сочинения

42. A Letter to an Eminent Clergy-man in the Massachusetts-Bay. Boston, 1721.

43. A Letter from a Gentleman in Mount Hope to his Friend in Treamount. Boston, 1721.

44. Byfield N. An Account of the Late Revolution in New-England. Together with the Declaration of the Gentlemen, Merchants, and Inhabitants of

45. Boston, and the Country Adjacent. April 18, 1689 // Narratives of the insurrections. 1675-1690 / Ed. by Charles M. Andrews. N.Y., 1915. P. 170 -182.

46. Douglass W. Inoculation of the Small-pox. Boston. 1722.

47. Douglass W. The Abuses and Scandals. Boston, 1722.

48. English Advice to the Freeholders of the Province of the Massachusetts Bay. Boston, 1722.

49. Mather C. An Additional Story of the Dogs and the Wolves // Selections from Cotton Mather / Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926. P. 370-371.

50. Mather C. The Elephant's Case A Little Stated // Selections from Cotton Mather / Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926. P. 365-366.

51. Mather C. The New Settlement of the Birds in New England // Selections from Cotton Mather / Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926. P. 363-365.

52. Mather C. Mercury's Negotiation // Selections from Cotton Mather / Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926. P. 366-370.

53. Mather C. Some accounts of what is said of inoculating or transplanting the small pox. By the learned Dr. Emanuel Timonius, and Jacobus Pylarinus. Boston, 1721.

54. Mather I. A Narrative of the Miseries of New-England. Boston, 1688.

55. Mather I. Several Reasons Proving that Inoculation or Transplanting the Small Pox is a Lawful Practice, and that it has been Blessed by God for the Saving of many a Life. Boston, 1721.

56. Williams J. Several Arguments, Proving That Inoculating the Small Pox Is not Contained in the Law of Physick, either Natural or Divine, and therefore Unlawful. Together with a Reply to two short Pieces, one by the

57. Rev. Dr. Increase Mather, and another by an Anonymous Author, Intituled, Sentiments on the Small Pox Inoculated. Second edition. Boston, 1721.

58. Wise J. A Friendly Check from a Kind Relation, to the Chief Cannoneer, founded on a Late Information, Dated N.E. Castle-William, 1721.

59. Wise J. A Vindication of the Government of New-England Churches. Boston, 1717.

60. Wise J. Churches Quarrel Espoused. Boston, 1715.

61. Wise J. The Epistle Dedicatory. To the Fraternity of the Churches in the New-England Colonies // Wise J. Churches Quarrel Espoused. Boston, 1715. P. 5-26.

62. Cotton Mather's Letter to Dr. Woodward about "An Horrid Snow". December 10, 1717 // Selections from Cotton Mather. Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926. P. 373-377.

63. Mather C. An Extact of Several Letters from Cotton Mather, D.D. to John Woodward, M.D. and Richard Waller, Esq; S.R. Seer. // Philosophical Transactions (1683 1775). Vol. 29 (1714-1716).

64. The Mather Papers // Collections of Massachusetts Historical Society. Vol. VIII. Boston, 1868.1. Дневники

65. Mather C. Diary of Cotton Mather. Vols. 1-2. N.Y., 1957.

66. Memoir and Diaries of John Hull // Puritan Personal Writings. N.Y., 1984. Vol. 7. P. 117- 265.

67. Sewall S. The Diary of Samuel Sewall. 1674-1729. N.Y., 1973. Vols. 1-2.

68. Естественнонаучные трактаты и философские сочинения

69. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 2001.

70. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3 Тт. М., 1988. Т. 3. С. 135 -405.

71. Локк Дж. Опыт о веротерпимости // Локк Дж. Сочинения. В 3 Тт. М., 1988. Т. 3. С. 66-90.

72. Локк Дж. Послание о веротерпимости // Локк Дж. Сочинения. В 3 Тт. М., 1988. Т. 3. С. 91 134.

73. Локк Дж. Рассуждение о чудесах. // Локк Дж. Сочинения. В 3 Тт. М., 1988. Т. 3.

74. Locke J. The Reasonableness of Christianity. London, 1824.

75. Mather C. A man of reason. A brief essay to demonstrate, that all men should hearken to reason; and what a world of evil would be prevented in the world, if men would once become so reasonable. Boston, 1718.

76. Mather C. The Angel of Bethesda. An Essay Upon the Common Maladies of Mankind. Mass., 1972.

77. Mather C. The Christian Philosopher: a Collection of the Best Discoveries in Nature, with Religious Improvements. L., 1721.

78. Mather C. Reasonable Religion: Or, the Truths of the Christian Religion Demonstrated. L., 1713.

79. Newton I. Newton's Principia. The Mathematical Principles of Natural Philosophy. N.Y., 1848.

80. Pufendorf S. The Two Books on the Duty of Man and Citizen According to Natural Law. Translated by Michael Silverthorne. N.Y., 1991.

81. Toland J. Cristianity not Mysterious: or a Treatise showing, that there is nothing in the Gospel Contrary to Reason, nor above it. L., 1702.

82. Пуританские истории» и источники нарративного характера

83. Hubbard W. A General History of New England, From the Discovery to MDCLXXX. (Collections of the Massachusetts Historical Society). Boston, 1848.

84. Mather C. Magnalia Christi Americana; Or, The Ecclesiastical History of New-England, From.the Year 1620, Unto the Year. 1698. In seven books. London, 1702. Second edition, reprint. Vols. 1-2. N.Y., 1967.

85. Wise J. The Narrative of Mr. John Wise, Minister of Gods at Chebacco // Waters T.F. Ipswich in the Massachusetts Bay Colony. Ipswich (Mass.), 1905. P. 525-537.1. Официальные документы

86. Book of General Laws and Liberties Governing the Inhabitants of the Massachusetts, 1647 // Foundations of Colonial America. A Documentary History / Ed. by W.K. Kavenagh. 3 vols. N.Y., 1973. Vol. 2. P. 295-306.

87. Charter of the Massachusetts Bay, March 4, 1628/29 // Foundations of Colonial America. A Documentary History / Ed. by W.K. Kavenagh. 3 vols. N.Y., 1973. Vol. 2. P. 45-59.

88. Charter of the Massachusetts Bay, October 7, 1691 // Foundations of Colonial America. A Documentary History / Ed. by W.K. Kavenagh. 3 vols. N.Y., 1973. Vol. 2. P. 203-218.

89. Petition for John Proctor and Elizabeth Proctor // The Salem Witchcraft Papers. Verbatim Transcripts of the Legal Documents of the Salem Witchcraft Outbreak of 1692. 3 vols. / Ed. by P. Boyer and S. Nissenbaum. N.Y., 1977. Vol. II. P. 681-683.

90. Petition of Eleven Ministers from Essex County, July 8, 1703 // The Salem Witchcraft Papers. Verbatim Transcripts of the Legal Documents of the Salem Witchcraft Outbreak of 1692. 3 vols. / Ed. by P. Boyer and S. Nissenbaum. N.Y., 1977. Vol. III. P. 969.

91. Proceedings and debates of the British parliaments respecting North America / Ed. by Leo Francis Stock. 3 vols. Washington, D.C., 1930. Vol. III.

92. Records of the Governor and Company of the Massachusetts Bay in New England, 1628-1686. 5 vols. Boston, 1853-1854. Vol. IV-V.

93. The General Courts Answer to Joseph Dudley. Boston, 1686.

94. The Results of Three Synods Held by the Elders and Messengers of the

95. Churches of Massachusetts Province, New England. Boston, 1725.1. Сборники документов

96. Foundations of Colonial America. A Documentary History. Vols. 1-3. / Ed. by W.K. Kavenagh. N.Y., 1973. Vol. 2.

97. Narratives of the Insurrections, 1675-1690 / Ed. by Charles M. Andrews. N.Y., 1915.

98. Narratives of the Indian Wars, 1675-1699 / Ed. by Charles H. Lincoln. N.Y., 1913.

99. Provincial America 1600 1763 / Ed. by Bradley Chapin. N.Y. 1966.

100. Racial Thought in America. A Documentary History. Vol. I / Ed. by Louis Richames. Mass., 1969.

101. Remarkable Providences 1600-1760 / Ed. by John Demos. N.Y., 1972.

102. Selections from Cotton Mather / Ed. by Kenneth B. Murdock. N.Y., 1926.

103. Settlements to Society 1607-1763. A Documentary History of Colonial America. / Ed. by Jack P. Greene.

104. The American Intellectual Tradition. A sourcebook. Vol. I / Ed. by David A. Hollinger and Charles Capper. N.Y., 1997.

105. The Glorious Revolution in America / Ed. by M.G. Hall. N.Y., 1964.

106. The Puritans. A sourcebook of Their Writings / Ed. by Perry Miller and Thomas H. Johnson. N.Y., 2001.

107. The Puritans in America. A Narrative Anthology / Ed. by Alan Heimert and Andrew Delbanco. Cambridge (Mass.), 1985.1. Литература

108. Адо A.A. Кто такие пуритане? // Атеистические чтения. Вып. 13. М., 1984. С. 49-64.

109. Акимов Ю.Г. От межколониальных конфликтов к битве империй: англо-французское соперничество в Северной Америке в XVII начале XVIII в. СПб., 2005.

110. Аптекер Г. История американского народа. Колониальная эра. Пер. с англ. И.З. Романова. М., 1961.

111. Байбакова Л.В. О новых научно-методологических резервах российской американистики // Американский Ежегодник 2008/2009 / Отв. ред. Согрин В.В. Москва, 2010. С. 59-62.

112. Бейлин Б. Политический опыт и радикальные идеи в Америке XVIII века // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 37-49.

113. Бурстин Д. Американцы: Колониальный опыт. М., 1993.

114. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961.

115. Гаджиев К.С. США: Протестантизм религия американского образа жизни // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. С. 5-31.

116. Галкина Е.В. Основные тенденции развития протестантских течений в колониальной Америке // Американский ежегодник. 2000. М., 2002. С. 98-117.

117. Жудинова Е.В. Религии мира. Протестантизм. М., 2006.

118. Жук С.И., Грин Дж. П. Британская Колониальная Америка и Американская Революция: Переосмысливая опыт империи // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 73-86.

119. Жук С.И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. М., 1997. № 6. С. 133-143.

120. Жук С.И. Ранняя Америка: социокультурная преемственности и «прорыв в утопию» // Новый взгляд на историю США: Американский ежегодник, 1992. М., 1993. С. 16-37.

121. Жук С.И. Традиционализм против капитализма: социальная история ранней Америки. Днепропетровск, 1992.

122. Исаев С.А. Какой тип протестантизма создал основу американской государственности? // Русское открытие Америки: Сборник статей, посвященный 70-летию академика Николая Николаевича Болховитинова. М., 2002. С. 50-57.

123. Исаев С.А. Состояние и перспективы изучения религиозной истории США // Американский Ежегодник 2008/2009 / Отв. ред. В.В. Согрин. Москва, 2010. С.31-38.

124. История США / Отв. ред. H.H. Болховитинов. В 4 т. М., 1983. Т. 1.

125. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

126. Кауркин Р.В. Образ идеального правителя в русской и европейской мысли средних веков и начала нового времени // Концепции человеческой личности в богословии и религиозном сознании Нового и Новейшего времени. М., 2008. С. 121-138.

127. Кизима М.П. Пуританские и американские мифы // Вопросы научного атеизма. Вып. 36. Религия и политика. М., 1987. С. 32-56.

128. Кислова A.A. Американская религиозная историография // Американский ежегодник. 1989 / Отв. ред. H.H. Болховитинов. М., 1990. С. 229-243.

129. Ковалев A.B. Политическая концепция Д. Локка и проблемы формирования английской конституционной монархии после Славной революции. Волгоград, 2001. Деп. в ИНИОН РАН.

130. Крывелев И.А. История религий. В 2 т. М., 1988. Т.1.

131. Медяков A.C. История международных отношений в Новое время. М. 2007.

132. Общественно-политическая мысль Европейского Просвещения. Под ред. Мещерековой. М., 2002.

133. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3 т. М., 1962. Т. 1.

134. Покровский Н.Е. От «Майского цветка» к «сейлемским ведьмам» // Наука и религия. 1989 № 9 С. 25-27 / № 10 С. 23-25 / № 12 С.56-59 -1990-№ 1 С. 28-31.

135. Покровский Н.Е. Ранняя американская философия: Пуританизм. М., 1989.

136. Полякова Е.Ю. Государственная церковь в Англии // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. С. 117-129.

137. Ревуненкова Н.В. Протестантизм. СПб., 2007.

138. Ротбард М. История денежного обращения и банковского дела в США. Челябинск, 2009.

139. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории: Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642. М., 1978.

140. Согрин В.В. Актуальные вопросы изучения США XVII XVIII веков // Американский ежегодник. 2004. М., 2006. С. 11-27.

141. Согрин В.В. Демократия в США: От колониальной эры до XXI века. М., 2011.

142. Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII в. М., 1980.

143. Согрин В.В. Исторический опыт США. М. 2010.

144. Согрин В.В. От Тернера к Бирду: становление «прогрессистской» школы в американской историографии // Проблемы американистики. Т. 2.М., 1983. С. 141-168.

145. Согрин В.В. Политическая власть, демократия и олигархия в Северной Америке колониального периода // Новая и новейшая история. 2001. № 1. С. 29 50.

146. Согрин В.В. Политическая история США. М., 2001.

147. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

148. Фортунатов С.Ф. Права гражданина в Англии и в Сев. Америк. Штатах. М., 1906.

149. Хрулева И.Ю. Актуальные проблемы современной американской историографии новоанглийского пуританизма. // Исторический образ Америи. М., 1994. С. 97-108.

150. Хрулева И.Ю. Государство, церковь и общество в системе взглядов радикальных пуритан Новой Англии в XVII веке. М., 2002.

151. Хрулева И.Ю. Духовные предпосылки Американской революции // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1. М., 2011. С. 1523.

152. Хрулева И.Ю. Преподавание истории США колониального периода. // Американский Ежегодник 2008/2009 / Отв. ред. В.В. Согрин М., 2010. С. 111-116.

153. Хрулева И.Ю. У истоков американской демократии: политическая доктрина новоанглийского радикального пуританизма // Памяти профессора Н.В. Сивачева. США: эволюция основных идейно-политических концепций / Под ред. А.С. Маныкина. М., 2004. С. 141162.

154. Шершнева С.В. Проблемы новой истории США Религия и церковь в общественно-политической жизни английских колоний в Америке (XVII в.). СПб., 1999.

155. Adams J.T. Provincial Society 1690 1763. N.Y., 1927.

156. Adams J.T. The Founding of New England. Boston, 1921.

157. Adams R.G. Political Ideas of the American Revolution. N.Y., 1958.

158. Andrews C.M. Colonial Self-Government, 1652-1689. N.Y., 1904.

159. Andrews C.M. The Colonial Background of the American Revolution. Four Essays in American Colonial History. New Haven, 1931.

160. Anglo-American Political Relations, 1675 1775 / Ed. by A.G. Olson, R.M. Brown. NJ., 1970.

161. Amacher R.E. American Political Writers, 1588-1800. Boston (Mass.), 1979.

162. America before the Revolution. 1725 1775 / Ed. by A.T. Vaughan. Engelwood Cliffs (N.J.), 1967.

163. Bailyn B. Political Experience and Enlightenment Ideas in Eighteen-Century America // The American Historical Review. Vol. 67. № 2. Jan., 1962. P. 339-351.

164. Bailyn B. The Ideological Origins of American Revolution. Cambridge (Mass.), 1967.

165. Bailyn B. The Origins of American Politics. N.Y., 1967.

166. Baird R. Religion in the United States of America. N.Y., 1969.

167. Beall O.T. Cotton Mather's Early "Curiosa Americana" and the Boston Philosophical Society of 1683 // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 18. № 3. Jul., 1961. P. 360-372.

168. Beall O.T., Jr., Shryock R.H. Cotton Mather. First Significant Figure in American Medicine. Baltimore, 1954.

169. Beard C.A., Beard M.R. A Basic History of the United States. Philadelphia, 1944.

170. Becker C.L. The Heavenly City of the Eighteenth-Century Philosophers. New Haven, 1932.

171. Bell J.B. A War of Religion. Dissenters, Anglicans, and the American Revolution // Studies in Modern History. N.Y., 2008.

172. Bell J.B. The Imperial Origins of the King's Church in Early America, 1607-1783. N.Y., 2004.

173. Bercovitch S. New England Epic: Cotton Mather's Magnalia Christi Americana//ELH. Vol. 33. № 3. Sep., 1966. P. 337-350.

174. Bercovitch S. The American Jeremiad. Madison, Wisconsin, 1978. Berg P.L. Racism and the Puritan Mind // Phylon. Vol. 36. № 1. 1st Qtr., 1975. P. 1-7.

175. Blake J.B. The Inoculation Controversy in Boston: 1721 1722 // The New England Quarterly. Vol. 25. № 4. Dec., 1952. P. 489 - 506.

176. Bonomi P.U., Eisenstadt P.R. Church Adherence in the Eighteenth-Century British American Colonies // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 39. № 2. Apr., 1982. P. 245-286.

177. Bonomi P.U. Under the Cope of Heaven: Religion, Society, and Politics in Colonial America. N.Y., 1986.

178. Booth S.S. Seeds of Anger. Revolts in America, 1607-1771. N.Y., 1977.

179. Boyer P., Nissenbaum S. Salem Possessed: The Social Origins of Witchcraft. Cambridge (Mass.), 1974.

180. Breen T.H. Persistent Localism: English Social Change and the Shaping of New England Institutions // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 32. № 1. Jan, 1975. P. 3-28.

181. Breen T.H. Puritans and Adventures. Change and Persistence in Early America. N.Y, 1980.

182. Breen T.H, Hall T. Structuring Provincial Imagination: The Rhetoric and Experience of Social Change in Eighteenth-Century New England // The American Historical Review. Vol. 103. № 5. Dec, 1998. P. 1411-1439.

183. Breen T.H. The Character of the Good Ruler: Puritan Political Ideas in New England. N.Y, 1970.

184. Breen T.H. The Marketplace of Revolution. How Consumer Politics Shaped American Independence. Oxford, 2004.

185. Bremer F.J. Communications: The English Context of New England's Seventeenth Century History // The New England Quarterly. Vol. 60. №. 2. Jun, 1987. P. 323-335.

186. Bremer F.J. Congregational Communion. Clerical Friendship in the Anglo-American Puritan Community. 1610-1692. Boston, 1994.

187. Bremer F.J. The Puritan Experiment: New England Society from Bradford to Edwards. Lebanon (New Hampshire), 1995.

188. Bridenbaugh C. Mitre and Sceptre. Transatlantic Faiths, Ideas, Personalities, and Politics 1689-1775. N.Y, 1962.

189. Brietwieser M.R. Cotton Mather's Pharmacy. // Early American Literature. Vol. 16. № 1. Spring, 1981. P. 42-49.

190. Brigham C.S. Journals and Journeymen. A Contribution to the History of Early American Newspapers. Westport (Conn.), 1950.

191. Brock L.V. The Currency of the American Colonies 1700 1764. A Study in Colonial Finance and Imperial Relations. N.Y., 1975.

192. Brown R.D. Massachusetts. A Bicentennial History. N.Y., 1978.

193. Brown R.E. Middle-class democracy and the Revolution in Massachusetts, 1691-1780. N.Y., 1968.

194. Buchanan J.G. Drumfire from the Pulpit: Natural Law in the Colonial Election Sermons of Massachusetts // The American Journal of Legal History. Vol. 12. № 3. Jul., 1968. P. 232-244.

195. Bushman R.L. From Puritan to Yankee. Cambridge, 1967.

196. Bushman R.L. The Great Awakening in Connecticut // Colonial America. Essays in Politics and Social Development. 3rd ed. / Ed. by S.N. Katz, J.M. Murrin. N.Y., 1976. P. 487-497.

197. Butler J. Awash in a Sea of Faith: Christianizing the American People. Cambridge (Mass.), 1990.

198. Butler J. Becoming America. The Revolution before 1776. Cambridge (Mass.), 2000.

199. Butler J. Magic, Astrology, and the Early American Religious Heritage, 1600-1760 // The American Historical Review. Vol. 84. № 2. Apr., 1979. P. 317-346.

200. Butler J. New World Faiths. Religion in Colonial America. N.Y., 2008.

201. Butler J. The Future of American Religious History: Prospectus, Agenda, Transatlantic "Problématique" // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 42. № 2. Apr., 1985. P. 167-183.

202. Chapman P.C. John Wise and the Democratic Impulse in American Thought // Non-Lockean Roots of American Democratic Thought. Tucson (Arizona), 1977. P. 1-16.

203. Chitwood O.P. A History of Colonial America. Third edition. N.Y., 1961.

204. Clark C.E. Boston and the Nurturing of Newspapers: Dimensions of the Cradle, 1690-1741 // The New England Quarterly. Vol. 64. № 2. Jun., 1991. P. 243-271.

205. Clark C.E. Economics and Culture: Opening Up the Rural History of the Early American Northeast // American Quarterly. Vol. 43. № 2. Jun., 1991. P. 279-301.

206. Clark C.E. The Public Prints. The Newspaper in Anglo-American Culture, 1665 1740. N.Y., 1994.

207. Clark D.M. The Rise of the British Treasury. Colonial Administration in the Eighteenth Century. New Haven, 1960.

208. Clark D.M. The Rise of the British Treasury Colonial Administration in the Eighteenth Century. New Haven, 1960.

209. Cohen C.L. The Post-Puritan Paradigm of Early American Religious History // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 54. № 4. Oct., 1997. P. 695-722.

210. Commager H.S. The Empire of Reason. How Europe Imagined and America Realized the Enlightenment. Garden City (N.Y.), 1978.

211. Cook G.A. John Wise, Early American Democrat. N.Y., 1966.

212. Cooper, Jr. J.F. Tenacious of Their Liberties: The Congregationalists in Colonial Massachusetts. N.Y., 1999.

213. Copeland D.A. Debating the Issues in Colonial Newspapers: Primary Documents on Event of the Period. Westport (Conn.), 2000.

214. Cowing C.B. The Great Awakening and the American Revolution: Colonial Thought in the 18th Century. Chicago, 1971.

215. Crag G.R. The Church and the Age of Reason (1648-1789). Bristol, 1960.

216. Craven W.F. The Colonies in Transition, 1660 1713. N.Y., 1968.

217. Crawford M.J. Origins of the Eighteeth-Century Evangelical Revival: England and New England Compared // Journal of British Studies. Vol. 26. №4. Oct., 1987. P. 361-397.

218. Cromphout G.V. Cotton Mather: The Puritan Historian as Renaissance Humanist // American Literature. Vol. 49. № 3. Nov., 1977. P. 327-337.

219. Curti M.E. The Growth of American Thought. New Brunswick (N.J.); London (UK), 1982.

220. Danbom D.B. Born in the Country: A History of Rural America. Baltimore (Maryland), 1995.

221. Daniels B.C. Puritans at Play: Leisure and Recreation in Colonial New England. N.Y., 1995.

222. Daniels B.C. Sober Mirth and Pleasant Poisons: Puritan Ambivalence Toward Leisure and Recreation in Colonial New England // American Studies. Vol. 34. № 1. Spring, 1993. P. 121-137.

223. Daniels B.C. The Connecticut Town: Growth and Development, 16351790. Middletown (Conn.), 1979.

224. Davidson E.H. The Establishment of English Church in Continental American Colonies. N.Y., 1936.

225. Dickerson O.M. American Colonial Government, 1696-1765. Cleveland (Ohio), 1912.

226. Diggins J.P. Civil Disobedience in American Political Thought // Making America: The Society and Culture of the United States / Ed. by L.S. Luedtke. Washington, D.C., 1992. P. 344 354.

227. Dimensions of Change. Problems and Issues of American Colonial History / Ed. by L.H. Leder. Minneapolis (Minn.), 1972.

228. Dinkin R.J. Voting in Provincial America. A Study of Elections in the Thirteen Colonies, 1689-1776. Westport (Conn.); London (UK), 1977.

229. Dufour R.P. Modernization in Colonial Massachusetts, 1630-1763. Ph.D. The Colledge of William and Mary (Virginia), 1982.

230. Dunn E.E. "Grasping at the Shadow": The Massachusetts Currency Debate, 1690-1751 // The New England Quarterly. Vol. 71. № 1. Mar., 1998. P. 54-76.

231. Dunn E.E. The Age of Religious Wars, 1559-1689. N.Y., 1970.

232. Elliott J.H. Empires of the Atlantic World. Britain and Spain in America 1492-1830. New Haven, 2006.

233. Emerson E. Puritanism in America 1620-1750. Boston, 1977.

234. Fieldhouse D.K. The Colonial Empires. A Comparative Survey from the Eighteenth Century. L., 1966.

235. Fiering N.S. The Transatlantic Republic of Letters: A Note on the Circulation of Learned Periodicals to Early Eighteenth-Century America // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 33. № 4. Oct., 1976. P. 642-660.

236. Fireoved J. Nathaniel Gardner and the "New-England Courant" // Early American Literature. Vol. 20. № 3. Winter, 1985/1986. P. 214-235.

237. Foster S. The Long Argument. English Puritanism and the Shaping of New England Culture, 1570-1700. Williamsburg (Virginia), 1984.

238. Gildrie R.P. The Profane, the Civil and the Godly. The Reformation of Manners in Orthodox New England, 1679 1749. Pennsylvania, 1994.

239. Goodman P., Gatell F.O. The American Colonial Experience. An Essay in National Origins. N.Y., 1970.

240. Gordon D.C. The Moment of Power. Britain's Imperial Epoch. Englewood Cliffs (N.J.), 1970.

241. Great Britain and American Colonies, 1606 1763 / Ed. by J.P. Greene. Columbia (South Carolina), 1970.

242. Graham G.S. A Concise History of the British Empire. London, 1970.

243. Greene E.B. Religion and the State. The Making and Testing of an American Tradition. N.Y., 1941.

244. Greene J.P. An Uneasy Connection. An Analysis of the Preconditions of the American Revolution // Essays on the American Revolution / Ed. by S.G. Kurtz, J.H. Hutson N.Y., 1973. P. 32-80.

245. Greene J.P. Intellectual Construction of America: Exceptionalism and Identity from 1492 to 1800. Chapel Hill (North Carolina), 1993.

246. Greene J.P. Interpreting Early America. Historiographical Essays. Charlottesville (Virginia), 1996.

247. Greene J.P. Political Mimesis: A Consideration of the Historical and Cultural Roots of Legislative Behavior in the British Colonies in the Eighteenth Century // The American Historical Review. Vol. 75. № 2. Dec., 1969. P. 337-360.

248. Greene J.P. Pursuits of Happiness: The Social Development of Early Modern British Colonies and the Formation of American Culture. North Carolina, 1988.

249. Greene J.P. The Role of the Lower Houses of Assembly in Eighteenth-Century Politics // The Journal of Southern History. Vol. 27. № 4. Nov., 1961. P. 451-474.

250. Gummere R.M. Seven Wise Men of Colonial America. Cambridge (Mass.), 1967.

251. Hall D. Toward a History of Popular Religion in Early New England // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 41. № 1. Jan., 1984. P. 4955.

252. Hall D. The Faithful Shepherd: A History of the New England Ministry in the Seventeenth Century. N.Y., 1972.

253. Hall D. Worlds of Wonder, Days of Judgment. Popular Religious Belief in Early New England. Cambridge (Mass.), 1990.

254. Harper G.W. A People So Favored of God. Boston's Congregational Churches and Their Pastors, 1710-1760. Oregon, 2007.

255. Hawke D.F. The Colonial Experience. N.Y., 1966.

256. Henretta J.A., Nobles G.H. Evolution and Revolution. American Society, 1600-1820. Mass., 1987.

257. Henretta J.A. The Evolution of American Society, 1700-1815. An Interdisciplinary Analysis. Lexington (Mass.), 1973.

258. Heyrman C.L. Commerce and Culture of Colonial Massachusetts, 1690-1750. N.Y., 1984.

259. Holifield E.B. On Toleration in Massachusetts // Church History. Vol. 38. № 2. June, 1969. P. 188-200.

260. Holifield E.B. Peace, Conflict, and Ritual in Puritan Congregations // The Journal of Interdisciplinary History. Vol. 23. № 3. Religion and History. Winter, 1993. P. 551-570.

261. Holifield E.B. Theology in America. Christian Thought from the Age of the Puritans to the Civil War. New Haven, 2003.

262. Hopping C.M. New England Puritanism and American Democracy // Melbourne Historical Journal. № 7. 1968. P. 24-30.

263. Horn D.B. Great Britain and Europe in the Eighteen Century. Oxford, 1967.

264. Hornberger T. The Date, the Source, and the Significance of Cotton Mather's Interest in Science.// American Literature. Vol. 6. № 4. Jan., 1935. P. 413-420.

265. Innes S. Land Tenacy and Social Order in Springfield, Massachusetts, 1652 to 1702 // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 35. № 1. Jan., 1978. P. 33-56.

266. James S.V. Colonial Rhode Island. A History. N.Y., 1975.

267. Jeske J. Cotton Mather: Physico-Theologian // Journal of the History of Ideas. Vol. 47. № 4. Oct. Dec., 1986. P. 583-594.

268. Jernegan M.W. The American Colonies 1492-1750. A Study of Their Political, Economic and Social Development. N.Y., 1965.

269. Johnson R.R. Adjustment to Empire. The New England Colonies 16751715. New Jersey, 1981.

270. Johnston E., Jr. John Wise: Early American Political Thinker // Early American Literature Newsletter. Vol. 3. № 1. Spring, 1968. P. 30-40.

271. Kass A.M. Boston's Historic Smallpox Epidemic // Massachusetts Historical Review. Vol. 14. 2012. P. 1-51.

272. Kidd T.S. "Let Hell and Rome Do Their Worst": World News, Anti-Catholicism, and International Protestantism in Early-Eighteenth-Century Boston // The New England Quarterly. Vol. 76. № 2. Jun., 2003. P. 265-290.

273. Kidd T.S. The Great Awakening: The Roots of Evangelical Christianity in Colonial America. New Haven, 2007.

274. Kidd T.S. The Protestant Interest. New England after Puritanism. New Haven, 2004.

275. Kittredge G.L. Cotton Mather's election into the Royal Society. Cambridge (Mass.), 1912.

276. Kleber B.E. The Colonial Newspaper at the Emergence of an American Community. Ph.D. University of Pennsylvania, 1957.

277. Knight J. Orthodoxies in Massachusetts. Rereading American Puritanism. Cambridge (Mass.), 1994.

278. Kobre S. Foundation of American Journalism. Westport (Conn.), 1958.

279. Kobre S. The Development of the Colonial Newspaper. Gloucester (Mass.), 1960.

280. Labaree B.W. Colonial Massachusetts. A History. N.Y., 1979.

281. Landsman N.C. From Colonials to Provincials. American Thought and Culture 1680-1760. L., 1997.

282. LaPlante E. Salem Witch Judge: The Life and Repentance of Samuel Sewall. N.Y., 2007.

283. Leder L.H. America 1603-1789: Prelude to a Nation. Minneapolis (Minnesota), 1978.

284. Leder L.H. Liberty and Authority. Early American Political Ideology, 1689-1763. N.Y., 1968.

285. Levie D.D. Cotton Mather, Theologian and Scientist // American Quarterly. Vol. 3. № 4. Winter, 1951. P. 362-365.

286. Levin D. Giants in the Earth: Science and the Occult in Cotton Mather's Letters to the Royal Society // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 45. №. 4. Oct, 1988. P. 751-770.

287. Levin D. The Hazing of Cotton Mather: The Creation of a Biographical Personality // The New England Quarterly. Vol. 36. № 2. Jun, 1963. P. 147171.

288. Levy L.W. Freedom of Speech and Press in Early American History. N.Y, 1963.

289. Littell F.H. The Churches and the Body Politic // Religion in America / Ed. by W.G. McLoughlin, R.N. Bellah. Boston, 1968. P. 24-44.

290. Lockridge K.A. A New England Town: The First Hundred Years. N.Y, 1985.

291. Lockridge K.A. The History of a Puritan Church, 1637-1736 // The New England Quarterly. Vol. 40. № 3. Sep, 1967. P. 399-424.

292. Lockridge K.A. The Population of Dedham, Massachusetts, 1636-1736 // The Economic History Review. New Series. Vol. 19. № 2. 1966. P. 318344.

293. Lokken R.N. The Concept of Democracy in Colonial Political Thought // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 16. № 4. Oct, 1959. P. 568-580.

294. Lovejoy D.S. Religious Enthusiasm in the New World. Heresy to Revolution. Cambridge (Mass.), 1985.

295. Lovejoy D.S. The Glorious Revolution in America. Middletown (Conn.), 1987.

296. Lucas P.R. Valley of Discord. Church and Society along the Connecticut River, 1636-1725. Hanover (New Hampshire), 1976.

297. Lund J.M. The Contested Will of "Goodman Penn": Anglo-New England Politics, Culture, and Legalities, 1688-1716 // Law and History Review. Vol. 27. № 3. Fall, 2009. P. 549-584.

298. Marsden G.M. Perry Miller's Rehabilitation of the Puritans: A Critique // Church History. Vol. 39. № 1. Mar., 1970. P. 91-105.

299. Marshall P., Williams G. The British Atlantic Empire before the American Revolution. Totowa, (N.J.), 1980.

300. Marty M.E. Religion in America // Making America: The Society and Culture of the United States. / Ed. by L.S. Luedtke. Washington, D.C., 1992. P. 302-314.

301. May H.F. The Enlightenment in America. N.Y., 1976.

302. May H.F. The Recovery of American Religious History // The American Historical Review. Vol. 70. № 1. Oct., 1964. P. 79-92.

303. Mclntyre S. "I Heare It So Variously Reported": News-Letters, Newspapers, and the Ministerial Network in New England, 1670-1730 // The New England Quarterly. Vol. 71. № 4. Dec., 1998. P. 593-614.

304. Melvoin R.I. New England Outpost: War and Society in Colonial Deerfield. N.Y., 1989.

305. Middlekauff R. Piety and Intellect in Puritanism // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 22. № 3. Jul., 1965. P. 457-470.

306. Middlekauff R. The Mathers: Three Generations of Puritan Intellectuals, 1596-1728. N.Y., 1971.

307. Middleton R., Lombard A. Colonial America: A History to 1763. Maiden (Mass.), 2011.

308. Miller E.S. The Historians of Early New England // The Reinterpretation of Early American History. / Ed. by R.A. Billington. N.Y., 1968. P. 41-63.

309. Miller G. Smallpox Inoculation in England and America: A Reappraisal // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 13. № 4. Oct., 1956. P. 476-492.

310. Miller J. Direct Democracy and the Puritan Theory of Membership // The Journal of Politics. Vol. 53. № 1. Feb., 1991. P. 57 74.

311. Miller P. Orthodoxy in Massachusetts. 1630-1650. Boston, 1933

312. Miller P. The New England Mind: From Colony to Province. Cambridge (Mass.), 1983.

313. Miller P. The New England Mind. The Seventeenth Century. Cambridge (Mass.), L., 1982.

314. Miller P. The Contribution of the Protestant Churches to Religious Liberty in Colonial America // Church History. Vol. 4. №. 1. Mar., 1935. P. 57-66.

315. Miller P.N. Defining the Common Good. Empire, Religion and Philosophy in Eighteenth-Century Britain. Cambridge (Mass.), 1994.

316. McKendrick N., Brewer J., Plumb J. The Birth of a Consumer Society: the Commercialization of Eighteenth Century England. L., 1982.

317. Morgan G.F., Vinovskis M.A. The Puritan Family and Religion: A Critical Reappraisal // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 39. № 1. The Family in Early American History and Culture. Jan., 1982. P. 2963.

318. Morgan E.S. Introduction // Puritan Political Ideas, 1558-1794 / Ed. by E.S. Morgan. N.Y., 1965. P. XIII-XLVII.

319. Morgan E.S. New England Puritanism: Another Approach // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 18. №. 2. Apr., 1961. P. 236-242.

320. Morgan E.S. The Puritan Ethic and the American Revolution // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 24. №. 1. Jan., 1967. P. 443.

321. Morgan E.S. Visible Saints. The History of a Puritan Idea. Ithaca (N.Y.), 1965.

322. Morison S.E. Builders of the Bay Colony. Boston, 1981.

323. Murphey M.G. American Philosophy // Making America: The Society and Culture of the United States / Ed. by L.S. Luedtke. Washington, D.C., 1992. P. 325-343.

324. Murrin J.M. Anglicizing an American Colony: The Transformation of Provincial Massachusetts. New Haven, 1967.

325. Newlin C.M. Philosophy and Religion in Colonial America. N.Y., 1968.

326. Nobles G. The Rise of Merchants Market Towns: A Case Study of Eighteenth-Century Northampton, Massachusetts // Journal of Social History. Vol. 24. № 1. Autumn, 1990. P. 5-23.

327. Noll M.A. Protestants in America. N.Y., 2000.

328. Noll M.A. The Old Religion in a New World. Grand Rapids (Michigan), 2002.

329. Nord D.P. Communities of Journalism. A History of American Newspapers and Their Readers. Urbana (Illinois), 2001.

330. Nord D.P. Teleology and News: The Religious Roots of American Journalism, 1630-1730 // The Journal of American History. Vol. 77. № 1. Jun., 1990. P. 9-38.

331. Norton S.L. Population Growth in Colonial America: A Study of Ipswich, Massachusetts // Population Studies. Vol. 25. № 3. Nov., 1971. P. 433-452.

332. Olson A.G. Anglo-American Politics, 1660-1775. The Relationship between Parties in England and Colonial America. Oxford, 1973.

333. Osgood H.L. The American Colonies in the Seventeenth Century. Vol. I-III. N.Y., 1926.

334. Osgood H.L. The Political Ideas of the Puritans // Political Science Quarterly. Vol. 6. № 1. March, 1891. P. 1-28.

335. Pendery S.R. Consumer Behavior in Colonial Charlestown, Massachusetts, 1630-1760 // Historical Archaeology. Vol. 26. № 3. Meanings and Uses of Material Culture. 1992. P. 57-72.

336. Perkins E.D. The Economy of Colonial America. N.Y., 1988.

337. Peterson M.A. The Price of Redemption. The Spiritual Economy of Puritan New England. Stanford (California), 1997.

338. Pope R.G. The Half-Way Covenant: Church Membership in Puritan New England. Princeton (N.J.), 1969.

339. Porterfield A. The Protestant Experience in America. Westport (Conn.), 2006.

340. Powell S.C. Puritan Village. The Formation of a New England Town. Hanover, (N.H.), 1963.

341. Priest C. Currency Policies and Legal Development in Colonial New England // The Yale Law Journal. Vol. 110. № 8. Jun., 2001. P. 1303-1405.

342. Puritan and Puritanism in Europe and America. A Comprehensive Encyclopedia. / Ed. by F.J. Breemer, T. Webster. Oxford (UK), 2006. Vol. 1-2.

343. Puritan New England. Essays on Religion, Society and Culture / Ed. by A.T. Vaughan and F.J. Bremer. N.Y., 1977.

344. Puritanism: Transatlantic Perspectives on a Seventeenth-Century Anglo-American Faith / Ed. by F.J. Bremer. Boston, 1993.

345. Religion and American Politics. From the Colonial Period to the 1980s / Ed. by M.A. Noll. N.Y., 1990.

346. Riley W. American Thought from Puritanism to Pragmatism and beyond. N.Y., 1923.

347. Rossiter C.L. John Wise: Colonial Democrat // New England Quarterly. Vol. 22. № 1. 1949. P. 3-32.

348. Rutman D.B. God's Bridge Falling Down: "Another Approach" to New England Puritanism Assayed // The William and Mary Quarterly. Third Series. Vol. 19. № 3. Jul., 1962. P. 408-421.

349. Saints and Revolutionaries. Essays on Early American History. / Ed. by D.D. Hall, J.M. Murrin, T.W. Tate. N.Y., 1984.

350. Sasser D. The Weather and Theology: The Influence of the Natural World on Religious Thought in Puritan New England. PhD Diss. Richmond (Virginia), 2010.

351. Shipton C.K. The New England Frontier // The New England Quarterly. Vol. 10. № 1. Mar., 1937. P. 25-36.

352. Sibley J.L. John Wise // Biographical Sketches of Graduates of Harvard University, In Cambridge, Massachusetts. Cambridge (Mass.), 1881. Vol. II. P. 428-441.

353. Silver R. John Wise // American Colonial Writers, 1606-1734. Dictionary of Literary Biography. Vol. 24. / Ed. by E. Elliot. Detroit (Michigan), 1984. P. 370-372.

354. Silver R.G. Financing the Publication of Early New England Sermons // Studies in Bibliography. Vol. 11. 1958. P. 163-178.

355. Simmons R.C. The American Colonies. From Settlement to Independence. N.Y., 1976.

356. Sloan D.W. The Early American Press, 1690 1783. Westport (Conn.), 1994.

357. Smith D.B. The Study of the Family in Early America: Trends, Problems, and Prospects // The William and Mary Quarterly. Third Ser. Vol. 39. № 1. The Family in Early American History and Culture. Jan., 1982. P. 3-28.

358. Solberg W.U. Science and Religion in Early America: Cotton Mather's "Christian Philosopher" // Church History. Vol. 56. № 1. Mar., 1987. P. 7392.

359. Stanwood O. The Protested Moment: Antipopery, the Revolution of 1688-1689, and the Making of an Anglo-American Empire // Journal of British Studies. Vol. 46. № 3. Jul., 2007. P. 481-508.

360. Stavely K.W.F. Puritan Legacies: Paradise Lost and the New England Tradition, 1630-1890. Ithaca (N.Y.), 1987.

361. Stout H.S. The New England Soul. Preaching and Religious Culture in Colonial New England. N.Y., 1986.

362. Sydney J. Colonial Rhode Island. A History. N.Y., 1975.

363. Taylor A. American Colonies. The Settling of North America. N.Y., 2001.

364. Tensions in American Puritanism / Ed. by R. Reinitz. NY., 1970.

365. The British Atlantic Empire before the American Revolution / Ed. by P. Marshall, G. Williams. L., 1980.

366. The British Atlantic World, 1500-1800 / Ed. by D. Armitage, M.J. Braddick. N.Y., 2002.

367. The Puritan Tradition in America, 1620-1730. / Ed. by A.T. Vaughan. Columbia (South Carolina), 1972.

368. The Reinterpretation of Early American History / Ed. by R.A. Billington. N.Y., 1968.

369. Thomas I. The History of Printing in America with the Biography of Printers and an Account of Newspapers / Ed. by M.A. McCorison. Second Edition. N.Y., 1970.

370. Tracy P.J. Re-Considering Migration within Colonial New England // Journal of Social History. Vol. 23. № 1. Autumn, 1989. P. 93-113.

371. Tucker B. The Reinvention of New England, 1691-1770 // The New England Quarterly. Vol. 59. № 3. Sep., 1986. P. 315-340.

372. Turner E.R. Peasants and Parsons: John Wise's Churches Quarrel Espoused // Early American Literature. Vol. 18. № 2. 1983. P. 146-170.

373. Tyler M.C. A History of American Literature. N.Y., 1879.

374. Vartanian P. Cotton Mather and the Puritan Transition into the Enlightenment // Early American Literature. Vol. 7. № 3. Science and Literature Issue. Winter, 1973. P. 213-224.

375. Viets H.R. Some Features of the History of Medicine in Massachusetts during the Colonial Period (1620 1770) // The History of Science Society. Vol. 23. № 2. Sept., 1935. P. 389 - 405.

376. Walker W., Norris R.A., Lotz D.W., Handy R.T. A History of the Christian Church. Fourth edition. N.Y., 1985.

377. Walsh J.P. Holy Time and Sacred Space in Puritan New England //American Quarterly. Vol. 32. № 1. Spring, 1980. P. 79 95.

378. Warden G.B. The Caucus and Democracy in Colonial Boston // The New England Quarterly. Vol. 43. № 1. Mar., 1970. P. 19-45.

379. Warden G.B. Inequality and Instability in Eighteenth-Century Boston: A Reappraisal // Journal of Interdisciplinary History. Vol. 6. № 4. Interdisciplinary Studies of the American Revolution. Spring, 1976. P. 585 -620.

380. Warner W.B. Communicating Liberty: The Newspapers of the British Empire as a Matrix for the American Revolution // ELH. Vol. 72. № 2. Summer, 2005. P. 339-361.

381. Waters T.F. Ipswich in the Massachusetts Bay Colony. Vol. 1-2. Ipswich (Mass.), 1905.

382. Wells R.V. The Population of the British Colonies in America before 1776. Princeton (N.J.), 1975.

383. Wells R.V. The Population of England's Colonies in America: Old or New Americans? // Population Studies. Vol. 46. № 1. Mar., 1992. P. 85-102.

384. Wertenbaker T.J. Puritan Oligarchy. N.Y., 1947.

385. Wetering M.V. A Reconsideration of the Inoculation Controversy // The New England Quarterly. Vol. 58. № 1. Mar., 1985. P. 46-67.

386. Williams T. The Pox and the Covenant. Mather, Franklin and the Epidemic That Changed America's Destiny. Naperville (Illinois), 2010.

387. Winship M.P. Cotton Mather, Astrologer. // The New England Quarterly. Vol. 63. № 2. Jun, 1990. P. 308-314.

388. Winship M.P. Seers of God. Puritan Providentialism in the Restoration and Early Enlightenment. Baltimore (Maryland), 1996.

389. Winship M.P. Prodigies, Puritanism, and the Perils of Natural Philosophy: The Example of Cotton Mather // The William and Mary Quarterly, Third Series, Vol. 51. No. 1. Jan, 1994. P. 92-105.

390. Winship M.P. Were There Any Puritan in New England? // The New England Quarterly. Vol. 74. № 1. Mar, 2001. P. 118-138.

391. Wood J.S. "Build, Therefore, Your Own World": The New England Village as Settlement Ideal // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 81. № 1. Mar, 1991. P. 32-50.

392. Wood W.P. A Comparison of the Political Philosophies of John Winthrop and John Wise. PhD Diss. Westminster Theological Seminary, 1989.

393. Zuckerman M. Myth and Method: The Current Crises in American Historical Writing // The History Teacher. Vol. 17. № 2. Feb, 1984. P. 219245.

394. Zuckerman M. Peaceable Kingdoms: New England Towns in the Eighteenth Century. N.Y, 1970.

395. Zuckerman M. The Social Context of Democracy in Massachusetts // Colonial America. Essays in Politics and Social Development. 3rd ed. / Ed. by S.N. Katz, J.M. Murrin. N.Y, 1976. P. 375-409.

396. Колонии Новой Англии к 1675 годуlewburyp«»rt1. Albany1.Gloucester1. Andover Ipewich1. Springheld1. CONNECTICUT

397. Han ford G Wethersfieldo ф1. Providence.iKHODE 'ISLAND1. New Haven1. VINEYARD NANTUCKET1. Fairfield1. Easlhampton Southampton1. Huntingtonfew Yorknote:

398. Pre*n/ day Vermont was. in 1675. claimed by both New York and New Hampshire All colonial boundaries were in dispute and must be looked upon as approximations only1. NEW ENGLAND ca. 16751. M A 1 N F1. Deerficld (0 I H1. MASSACHUSETTS o<1. Northampton (

399. Cambrid^e—A Sudbury о ^h,,,,,,

400. Weiert own y* V Roxbury^/y? Dorch^V^ Dedham J v1. East ham• К X1.mouthl '{¿Kast1. Newport Ь^к MARTHA S

401. Источник: Lockridge К. A New England Town: The First Hundred Years. N.Y., 1985.

402. Колонии Новой Англии в 1680 г.

403. Источник: Johnson R.R. Adjustment to Empire. The New England Colonies 1675-1715. New Jersey, 1981. P. 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.