Идеологические традиции, стереотипы в молодежной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Непрозванных, Александр Леонидович

  • Непрозванных, Александр Леонидович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 164
Непрозванных, Александр Леонидович. Идеологические традиции, стереотипы в молодежной культуре: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Екатеринбург. 2003. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Непрозванных, Александр Леонидович

Введение

Глава 1. Роль идеологии в формировании и развитии культуры

1.1. Сущность и функции культуры и идеологии, их взаимосвязь

1.2. Идеологические стереотипы и традиции культуры

Глава 2. Противоречие традиционности, стереотипности и инновационности в культуре современной молодежи

2.1. Ретрансляционная функция современной молодежной культуры и идеологические стереотипы, традиции

2.2. Механизмы воспроизводства, изменения и преодоления идеологических традиций и стереотипов молодежной культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеологические традиции, стереотипы в молодежной культуре»

Актуальность исследования. С середины 80-х годов XX века в нашей стране начался глубочайший кризис. Это был не просто кризис конкретной экономики, политики и идеологии, это был кризис сложившейся системы общественных отношений, кризис старого типа культуры. Кризисные явления охватили как все формы сознания и поведения отдельных людей, так и все сферы общественной жизни. Но кризис культуры следует понимать не как упадок всего и вся, а как исчерпанность возможностей определенного развития прежней социокультурной системы. Перед обществом встали задачи переоценки предшествующей эпохи, определения эффективных путей преодоления кризисных явлений и направлений дальнейшего развития.

К началу 90-х годов XX века ориентиры новой российской культуры были определены. Ее основными составляющими явились: формирование демократического государства, социально ориентированной рыночной экономики, гражданского общества, плюралистической по мировоззренческим и ценностным установкам культуры.

Как показывает опыт развитых государств, реализация такого типа культуры обеспечивается сложнейшей системой норм, правил, законов, укорененных в своеобразном типе ментальности, в определенных идеологических традициях, стереотипах сознания и поведения людей и новых социальных институтах, созданных на базе новой системы идеалов.

Результатом проводимых в настоящее время реформ в российском обществе стали системные изменения. Кроме того, эти изменения являются фундаментальными, ведь меняются сущность и качество, как самой социальной системы, так и всех ее проявлений. По сути, это и есть смена способа существования социума, смена типа культуры. Она характеризуется многими факторами, в том числе и сменой идеалов, взглядов на современную действительность, преодолением старых, нежизнеспособных идеологических традиций и стереотипов сознания и поведения и созданием новых, сменой ментальности, отмиранием старых социальных институтов и заменой их новыми. Происходит формирование нового типа российской культуры.

В процессе формирования и развития нового типа культуры россиян, особое значение приобрела необходимость целенаправленного формирования и развития современной молодежной культуры, как наиболее подвижной составляющей культуры вообще. К сожалению, в нашем обществе на протяжении десятилетий молодежи отводилась только роль объекта воспитания, что отчуждало ее от решения общественных проблем, ставило на обочину развития российского общества. Сегодня роль молодежи не исчерпывается исключительно выполнением роли одного из средств общественного развития, она является целью его. И процесс превращения молодежи из средства общественного развития в его цель исторически и логически протекает одновременно с другим процессом - повышением ее роли в обществе и общественном воспроизводстве.

Изменение массового сознания, убеждений и ценностей, разделяемых значительной частью молодых людей, представляет собой неустойчивый, противоречивый процесс, сопровождающийся социальными потрясениями. Потому то так остро в этот переходный для России период стоит вопрос о переосмыслении таких феноменов, как социальная память, национальные традиции, стереотипы сознания и поведения, которые образуют культурный аспект развития общества, являются основой для формирования новой молодежной культуры. В процессе ее создания, функционирования и стабильного развития очень важно закрепить найденные ценностные формы, превратить их в убеждения, а затем укоренить в новых традициях и стереотипах поведения молодых людей, что должно обеспечить самовоспроизводство этих ценностных форм. Потому то так важно, формируя новый тип молодежной культуры, учитывать положительный опыт, помогая ему реализоваться, оперативно устранять последствия ошибочных действий.

Состояние дезориентации молодежного сознания и духовной пустоты, вызванные радикальной ломкой старых идеологических традиций и стереотипов и девальвацией прежних ценностей, инициировали поиски духовно-нравственных ориентиров в историческом прошлом. Ведь как уже не раз подтверждалось ходом исторического развития, определяют рамки общественных процессов, задают им направление, во многом детерминируют сознание и поведение людей и различных социальных групп, устойчивые особенности и закономерности, входящие в систему социально-исторического опыта нации. Именно идеологические традиции и стереотипы, представляющие наиболее устойчивый элемент этого опыта, по нашему мнению, оказывают постоянное влияние на выработку норм и ценностей общественного сознания, способствуя или, напротив, препятствуя восприятию новых форм социальной жизни, становясь, таким образом, либо локомотивом, либо тормозом преобразований в обществе. Потому-то исследователей все более занимает изучение таких сторон и аспектов исторического опыта, социально-культурного наследия, которые могли бы стать факторами формирования и становления в современной России нового типа молодежной культуры.

Представляет интерес стремление современных исследователей рассмотреть различные традиционные идеологические основания формирования российского менталитета. Но зачастую эти идеологические традиции и стереотипы представлены в виде единого монолитного образования, равномерно проявляющегося на всем протяжении истории российской государственности. Дифференцированность российских идеологических традиций и стереотипов в историческом аспекте, трансформация и эволюционное развитие их в конкретно-историческом аспекте нуждаются в более глубоком изучении. Мало, на наш взгляд, исследованы особенности модернизации, способы мифологизации и приемы использования российских идеологических традиций и стереотипов в современной идеологической практике.

Вот почему в настоящее время особую важность приобретает анализ проблемы идеологизации, деидеологизации и реидеологизации, являющейся фактором, определяющим состояние молодежной культуры. Для решения стоящих перед российским обществом задач по формированию общенациональной идеи, новых идеологических представлений у народа, очень важно изучить и понять, исходя из интересов молодежи, какую роль играют идеологии в формировании современной молодежной культуры. Ведь будущее принадлежит молодежи, и каким будет общество, зависит от того, какими будут пристрастия и представления у молодежи. А они формируются под воздействием идеологий.

Одним из средств решения этой задачи является создание и обеспечение эффективного действия механизмов воспроизводства, сохранения, либо преодоления идеологических традиций и стереотипов в формировании новой культуры, ее дальнейшем развитии:

• в процессе формирования нового типа молодежной культуры необходимо создать такие рефлексивно-регулятивные формы, механизмы и виды деятельности, которые бы отслеживали, «семиотизировали», кодифицировали культурные процессы, происходящие в молодежной среде, помогая их закреплению, превращению в стереотипы, традиции;

• не менее важны в переходный период механизмы критической рефлексии молодежной культуры, оперативного и стратегического регулирования изменений, ориентации во всем многообразии изменений и, с учетом этого, стимулирование инноваций и гармоничного, разумного сочетания идеологических традиций, стереотипов и инноваций во всех значимых сферах жизни молодежи;

• пропаганда и контрпропаганда, средства массовой информации, искусство, продолжают выступать механизмами, традиционно формирующими молодежную культуру, хотя их роль и значение должны быть переосмыслены. Ведь они могут нести и высокие, и пошлые ценности, формировать примитивное или многомерное восприятие жизни, духовность творческую или банально-стереотипную, гуманную или равнодушную к человеку;

• в процессе смены типа молодежной культуры резко возрастает роль институтов образования и воспитания всех уровней, метакультурная роль гуманитарных дисциплин, закладывающих предметно-информационные, ценностные, мировоззренческие основы нового культурного сознания и практики и, в то же время, способствующих сохранению всего лучшего, что накопили предшествующие поколения.

Трудности решения этих задач во многом связаны с тем, что обострилось противоречие между реальным присутствием и функционированием в обществе разнообразных идеологических традиций, стереотипов и недостаточной разработанностью методологии их социологического анализа. Эта проблема носит фундаментальный характер. Недостаточная разработка вопроса о сущности и структуре идеологических традиций и стереотипов, являющихся важнейшими элементами молодежной культуры, не позволяет разработать действенные механизмы воспроизводства, сохранения или преодоления идеологических традиций и стереотипов с целью формирования и развития новой молодежной культуры. Поскольку на данный момент наука не располагает достаточным объемом информации об идеологических традициях и стереотипах, представляется возможным разрешить проблему средствами социологии.

Можно выделить следующий ряд проблем функционирования идеологических традиций и стереотипов:

• нехватка или отсутствие идеологических традиций и стереотипов, обеспечивающих личностный смысл жизненной перспективы молодого человека;

• рассогласование сложившихся идеологических традиций и стереотипов с реальными потребностями, как молодежи, так и всего общества в целом;

• расхождение между существующими идеологическими традициями и стереотипами и возможностями их реализации, что способствует возникновению напряженности в массовом сознании молодежи, в ее культуре.

Сегодняшняя действительность, демонстрирующая противоречивость и многогранность происходящих явлений и процессов, подчеркивает необходимость увязать в исследовании теоретико-фундаментальные и прикладные эмпирические разработки. Такая связь означает не просто своеобразный компромисс между разными точками зрения, а намеренное руководство интегративным подходом, использующим в полном объеме совокупность социологической информации, добываемой в микро- и макроуровневых областях современного социологического знания, сделав особый упор на качественные социологические методы.

Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее большая практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования. Методология научного исследования феномена молодежной культуры, места и роли идеологических традиций и стереотипов в ней предполагает анализ их содержания с позиции единства духовных и практических начал, поскольку формировать новые идеологические традиции и стереотипы, и, соответственно, новую молодежную культуру без понимания процессов, происходящих в экономической, политической, идеологической, социальной сферах - просто невозможно.

Степень научной разработанности проблемы. Неоднозначность и сложность проблемы исследования, а также широкое разнообразие социологических, культурологических, политологических, психологических интерпретаций ее в отечественной и зарубежной науке, определяет ее междисциплинарный характер. Методологической и теоретической основой исследования являются работы ведущих отечественных и зарубежных исследователей по вопросам культуры, идеологии, традиций и стереотипов, становления и развития молодежной культуры, идеологического воспитания и формирования мировоззрения молодежи. Исходным в исследовании выступал системный подход. Поставленная в диссертационном исследовании проблема предполагает обращение к нескольким группам научных источников, которые можно классифицировать по разным аспектам.

Первая группа научных источников посвящена одному из важнейших аспектов проблемы - культуре. Общие проблемы социологии культуры, обоснование ее статуса и методологических принципов, роли в осмыслении социокультурных явлений и процессов, значимости социологического анализа культуры, способного наиболее адекватно раскрыть происходящие в обществе изменения, раскрыты в работах целого ряда известных ученых, проводивших исследования в этой области: A.C. Ахиезера, Э.А. Баллера, П.С. Гуреви-ча, B.C. Ерасова, Ю.Г. Ершова, JI.A. Закса, Л.Г. Ионина, JI.H. Когана, Ю.М. Лотмана, Э.С. Маркаряна К.С. Сарингуляна, И.Е. Ширшова и др.

Вторая группа научных источников посвящена проблемам формирования и развития молодежной культуры. К ним относятся работы М.Н. Блинова, B.C. Боровика, В.П. Васильева, Ю.Р. Вишневского, И.М. Ильинского, A.A. Козлова, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Т.Э. Петровой, Б.А. Ручкина, В.И. Чупрова, А.И. Шендрика, Ф.Э. Шереги, В.А. Щегорцева, А.И. Яковлева и др.

Третью группу научных источников составляют работы, посвященные исследованию традиций и стереотипов. Значительный вклад в их изучение внесли: B.C. Агеев, Г.М. Андреева, И. Берри, Ю.В. Бромлей, Л.П. Буева, У. Вай-неки, Е. Виолетт, Е.И. Головаха, Л.Н. Гумилев, И.А. Гусина, Л.Г. Гуслякова, Ю.Н. Давыдов, Л.В. Данилова, В. Дауз, И.М. Дьяконов, Р. Картер, И.Т. Каса-вин, М.Н. Кулажников, У. Липпман, А.И. Лучанкин, A.B. Меренков, В.Г. Немировский, Г.Ф. Салтыков, К.С. Сарингулян, Ю.Н. Сафронов, К. Силверт, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирев и др. Общетеоретические работы, посвященные исследованию социокультурных традиций И.А. Барсегяна, В.Б. Власовой, Э.С. Маркаряна, В.Д. Плахова, И.В. Суханова позволили уточнить методологические подходы к проблематике исследования.

Внимание отечественных ученых к идеологическому аспекту молодежной культуры было обращено на протяжении практически всего советского периода развития России. Особый упор при этом делался на идеологическое воспитание молодежи, формирование ее культуры через политические интересы, а также через такие составляющие их элементы, как потребность в по

U 1 U литических знаниях и политической информации, интерес к политической власти и способам ее осуществления. Исследованием этих проблем занимались Б.А. Ануфриев, Г.Е. Глезерман, А.Г. Здравомыслов и др. Особый интерес представляют работы, обобщающие опыт идеологического воспитания зарубежной молодежи (Е.А. Баразгова, Е.И. Косенко, Х.Петров и др.)

Изучение отечественных идеологических традиций и стереотипов невозможно без обращения к материалам по российской истории, поэтому важным базовым источником разработки проблематики идеологических традиций и стереотипов являются исследования известных российских историков Н.М. Карамзина и В.О. Ключевского. Особую эвристическую ценность в анализе судьбы отечественных идеологических традиций и стереотипов имеют работы H.A. Бердяева, И.А. Ильина. Существенно дополняют картину исследований в этой области работы Э. Kappa, Р. Пайпса, Р. Такера, материалы периодической и массовой печати, посвященные различным аспектам современной идеологической жизни России.

Однако и сегодня многие проблемы идеологии, идеологических традиций и стереотипов в социологии культуры разработаны явно недостаточно. Особенно нуждается в дальнейшем исследовании - на теоретическом и эмпирическом уровнях - проблематика идеологического аспекта современной молодежной культуры, места и роли в ней идеологических традиций и стереотипов, механизма их воспроизводства, сохранения либо преодоления, проблем формирования идеологических представлений молодежи. Она освещается лишь в немногочисленных работах A.B. Бушляковой, А.И. Демидова, В.А. Иванова, Ю.В. Ирхина, Р.Ф. Матвеева, Е.Е. Несмеянова, в которых преимущественно затрагиваются проблемы политических традиций. Но идеологические традиции и стереотипы, представляющие собой более фундаментальное понятие, не получили специального анализа, изучены крайне недостаточно.

Исследование феномена преодоления идеологических традиций и стереотипов в молодежной культуре формирует потребность в изучении явления социокультурной инновации. Проблеме теории инноваций в научной литературе уделялось достаточно большое внимание. К теоретическому фундаменту исследований инноваций можно отнести положения традиционных макро-социологических теорий функционализма К. Дэвиса, Э. Дюркгейма, Р. Мер-тона, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Г. Спенсера и др. Широкое представление о разных подходах к инновациям дают труды И.В. Абрамова, А.Н. Антонова,

Д.С. Дудченко, Г.М. Елфимова, Н.Д. Кондратьева, А.Г. Кругликова, Н.И. Jla-пина, А.И. Пригожина, Б.В. Сазонова P.A. Фатхутдинова, И. Шумпетера и др. С социокультурной точки зрения эта область научного знания в последнее время разрабатывается в работах A.C. Ахиезера. Несомненную ценность для автора представляют исследования западных социологов по проблемам исторического развития и социальных изменений Г. Блумера, Э. Дюркгейма, Г. Лебона, К. Поппера, Г. Тарда, Э. Шилза, С. Эйзенштадта.

Исследование роли гуманитарных дисциплин как одного из факторов сохранения или преодоления идеологических традиций и стереотипов потребовало обращения к общетеоретическим и социологическим проблемам образования (работы H.A. Аитова, Г.Е. Зборовского, И.С. Кона, В.Я. Нечаева, Л.Я. Рубиной, М.Н. Руткевича, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклиной и др.).

Анализ актуальных потребностей социальной практики, изучение научной литературы и другой источниковедческой базы позволил сформулировать основные цели и конкретные задачи диссертационной работы.

Цель исследования: Выявление и анализ места и роли идеологических традиций, стереотипов в культуре современной российской молодежи и их трансформации в условиях социально-экономических реформ. Это определило необходимость решения следующих задач:

• уточнить социологическое содержание категорий «культура» и «идеология», выявить их взаимосвязь;

• определить характер социокультурных изменений под влиянием деидео-логизации и реидеологизации;

• изучить сущность и специфику идеологических традиций и стереотипов;

• выявить особенности их проявления в молодежной культуре, в ценностных ориентациях и установках молодежи;

• на основе эмпирического исследования проанализировать конкретные механизмы, пути и способы воспроизводства, сохранения, изменения и преодоления идеологических традиций и стереотипов в процессе формирования и развития молодежной культуры;

• выявить роль различных факторов (особенно - системы образования) в функционировании и трансформации идеологических традиций и стереотипов молодежной культуры;

• конкретизировать содержание и формы идеологического воспитания современной молодежи - в соответствии с ее интересами и потребностью в самоутверждении, самостоятельности.

Объект исследования - молодежь - работники ОАО «Синарский трубный завод» и студенты средних и высших профессиональных учебных заведений г.г. Каменска-Уральского и Сухого Лога.

Предмет исследования - состояние и трансформация идеологических традиций и стереотипов современной российской молодежи.

Эмпирической базой исследования послужили материалы исследований, проведенных автором в 1997 - 2003 гг. в г.г. Каменск-Уральский и Сухой Лог Свердловской области. По квотной гнездовой выборке - в режиме мониторинга (1997 г. - 2000 г. -2003 г.) - проводился анкетный опрос студенческой, учащейся и работающей молодежи (общий объем выборки - 1608 человек; доля работающей молодежи - 28%). Это позволило рассмотреть в динамике процессы воспроизводства, сохранения или преодоления идеологических традиций и стереотипов молодежной культуры.

Кроме исследований, проведенных нами, мы использовали материалы мониторинговых социологических исследований студенческой и работающей молодежи Свердловской области («Социокультурный портрет молодого та-гильчанина (Семь лет спустя)»/2000/; «Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры»/2002/; «Студент-95», «Сту-дент-99» и др.) Дополнительной базой - для сравнения и сопоставления - послужили данные социологических исследований Российского независимого института социальных и национальных проблем, НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета, Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова. Это позволило более точно обозначить проблемы, тенденции, направления развития молодежной культуры, выявить факторы, влияющие на сохранение, либо трансформацию и преодоление идеологических традиций и стереотипов в ней. Научная новизна работы заключается в следующем:

• Понимание культуры как меры реализации сущностных сил человека дополнено характеристикой культуры как меры освоения и развития человеком социального опыта.

• В отличие от традиционной (основанной на узкоклассовом подходе) трактовки идеологии как ядра культуры, автор предлагает иное понимание взаимосвязи культуры и идеологии, когда идеологические представления включаются и закрепляются в ментальных структурах культуры. Соответственно, обосновывается положение о двух - теоретическом и обыденном - уровнях функционирования идеологии: для массового восприятия теоретические построения идеологии должны быть упрощены, примитивизированы - для манипулирования сознанием и поведением людей.

• На основе анализа различных трактовок понятий «традиция» и «стереотип» в научной литературе уточнено их определение: стереотипы рассматриваются как схематические, стандартизированные, эмоционально окрашенные, устойчивые представления о социальных явлениях и процессах; традиции - как целостные системы исторически сложившихся и поддерживаемых общественным мнением устойчивых или относительно изменчивых форм передачи социокультурного опыта, обеспечивающие преемственность воспроизводства образа жизни различных социальных общностей. На основе понимания сущности традиций как стереотипизированного социального опыта сделан вывод о необходимости исследования стереотипов в тесной взаимосвязи с традициями.

• Выявлены особенности идеологических традиций и стереотипов, их фундаментальность, соотнесенность с ключевыми проблемами самосохранения и развития общества, «сквозной» характер - проникновение в различные виды культуры (экономическая, политическая, религиозная, нравственная и т.д.).

• Исследован ретрансляционный аспект молодежной культуры в системе преемственности поколений: социализация молодежи предполагает освоение идеологических традиций и стереотипов старшего поколения; одновременно - особенно в периоды общей трансформации - молодежи не нужно отказываться от еще не усвоенных ею идеологических традиций, стереотипов.

• На основе обобщения результатов эмпирических исследований предпринята попытка содержательного анализа идеологических традиций и стереотипов молодежи, выявлен противоречивый характер, механизм и факторы воспроизводства, трансформации и преодоления различных идеологических традиций и стереотипов российской молодежи.

• Разработаны методики оптимизации идеологического воспитания молодежи, изучения гуманитарных дисциплин на основе целенаправленного формирования идеологических традиций и стереотипов. Даны рекомендации по использованию научно сконструированных идеологем для успешной коммуникации с молодежью.

Практическая значимость работы. Теоретические и практические результаты диссертационного исследования могут быть использованы для:

• теоретического осмысления проблематики идеологического ядра культуры, специфики и характера молодежной культуры, динамики идеологических традиций, стереотипов, их воспроизводства, сохранения или преодоления;

• разработки и чтения спецкурсов по социологии культуры, социологии молодежи, социологии образования;

• совершенствования и оптимизации идеологического воспитания молодежи, чтобы избежать и манипулирования молодежным сознанием, и его стихийного, неуправляемого развития.

Апробация диссертационной работы. Положения и выводы настоящего исследования нашли отражение в выступлениях автора на IV, V и VI научно-практических конференциях Гуманитарного университета (Екатеринбург, 2001, 2002, 2003 гг.), научно-практических конференциях «Актуальные проблемы экономического и правового образования» (Екатеринбург, 2001г.),

Россия и Советский Союз в локальных войнах и вооруженных конфликтах XX столетия» (Екатеринбург, 2002г.), научно-практической конференции, посвященной 80-летию УГТУ-УПИ «Возрождение России: общество - образование - культура - молодежь» (Екатеринбург, 2001г.), всероссийских научно-практических конференциях «Уральским социологическим чтениям 25 лет» (Екатеринбург, 2001г.), «Возрождение России: общество - управление -образование - молодежь - культура» (Екатеринбург, 2003г). Материалы работы использовались при подготовке лекций в рамках учебных курсов «Социология культуры», «Социология молодежи», «Социология образования», «Политология», прочитанных в Гуманитарном университете и Современном гуманитарном институте, учебных курсов «Основы социологии и политологии», «История и теория культуры», прочитанных в Уральских экономическом и архитектурно-строительном колледжах. Содержание работы отражено в 9 публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Непрозванных, Александр Леонидович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня говорить о молодежи, как о целостной социальной группе с одинаковым взглядом на мир, общество и его проблемы не приходится, поскольку каждое поколение молодежи приходит в другое общество. Делая попытку выделить, раскрыть специфику и проанализировать основные идеологические традиции и стереотипы, мы обратились к изучению взглядов и представлений двух групп молодежи, которые в некоторой мере отражают специфику поколений молодежи постсоветской России. Сама по себе молодежная культура нами не рассматривается, она используется как база анализа идеологических традиций и стереотипов в молодежной культуре.

В молодежной среде все более зримо и отчетливо происходят процессы дифференциации. В связи с изменяющейся социально-классовой структурой общества, меняется и социально-классовая структура молодежи. Обладая социальными признаками разных общностей молодежные группы различаются по своим материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни, роли и месту в становлении нового общества.

Рассмотрение идеологических традиций и стереотипов в качестве фактора, элемента и механизма формирования и развития молодежной культуры, предпринятое в данной работе, основывается на материалах российской истории, исследованиях отечественных и зарубежных ученых, проведенных социологических исследованиях, и позволяет сделать следующие выводы.

Долговременность существования идеологических традиций и стереотипов, многообразие форм выражения и проявления в различных сферах молодежной культуры, их способность к развитию и преобразованиям, придает этой социальной категории универсальный характер. Идеологические традиции и стереотипы, как форма и механизм осуществления преемственности в процессе формирования культуры разных поколений молодежи, выражают устойчивость, стабильность, воспроизводимость элементов социокультурного опыта на протяжении длительного времени. Посредством идеологических традиций и стереотипов настоящее связывается с прошлым, испытывая на себе его воздействие, как реальной социальной силы. Через призму прошлого идеологические традиции и стереотипы могут быть средством оценки явлений и событий настоящего, воплощением и носителем социальной памяти.

Идеологические традиции и стереотипы в социально-психологическом плане формируют мировоззрение молодежи и испытывают его обратное воздействие сами, складываясь, трансформируясь и развиваясь на основе этого мировоззрения. То есть, идеологические традиции и стереотипы выступают механизмом сохранения и передачи менталитета молодежи во времени. И поскольку идеологические традиции и стереотипы выражают общезначимое содержание социокультурного опыта и обеспечивают механизм его воспроизводства и изменения в общественном развитии в целом, их можно отнести к категориям общественно-исторического развития.

Важнейшей составляющей единого процесса, обеспечивающего функционирование и развитие молодежной культуры, являются идеологические инновации, приводящие к отказу от старых и возникновению новых идеологических традиций и стереотипов. Появление инноваций говорит о назревшей необходимости осуществления тех социальных функций в молодежной культуре, реализация которых невозможна традиционными способами. Взаимодействуя друг с другом, старые идеологические традиции, стереотипы и инновации проходят несколько различных этапов: сосуществование, борьба, вытеснение, отторжение, замещение. В процессе поэтапного формирования и становления инноваций от их возникновения, скрытого существования до институциализации, пока новое социокультурное явление в молодежной культуре не находит адекватную форму для выражения своего содержания, в течение этого периода происходит и преобразование старых идеологических традиций и стереотипов.

Мы полагаем, что есть все основания для введения понятий «идеологическая традиция», «идеологический стереотип» в систему категорий общественно-исторического развития. Этому категориальному статусу соответствует нижеприведенный перечень признаков и характеристик, присущих развитым идеологическим традициям и стереотипам.

1. Сфера проявления. Идеологические традиции и стереотипы проявляются как на уровне общественного (группового) сознания и подсознания (в способах мышления, ценностных установках, преобладающих ориентациях), так и в деятельностных формах социальной практики (в стандартизированных образцах и способах деятельности).

2. Цикличность развития. Развитые идеологические традиции и стереотипы характеризует полный эволюционный цикл - от периода зарождения, формирования, становления их, активного функционирования и взаимодействия с инновацией к периоду разрушения, отмирания или к последующей трансформации, возрождению в обновленном качестве.

3. Функциональная эффективность. Идеологические традиции и стереотипы на любом из этапов исторического развития конкретной субкультуры (в нашем примере - молодежной) либо конкретного общества выполняют общезначимые социальные функции: коммуникативную, интеграционную, регулятивную, функцию социальной памяти.

4. Уровни субъектности. В качестве субъектов - носителей идеологических традиций и стереотипов выступают социальные слои и группы (в нашем случае - молодежь), национально-этнические общности, общество в целом.

В системе социальных традиций и стереотипов идеологические традиции и стереотипы занимают особое место. Их особенностью является важность не только в жизни отдельного молодого человека, но и всех людей, поскольку действие идеологических традиций и стереотипов сконцентрировано в области, где решаются ключевые проблемы жизнедеятельности, самосохранения и развития общества в целом.

Идеологические традиции и стереотипы являются интегративным механизмом регуляции не только идеологических, но и экономических, политических, социальных взаимодействий. Они представляют собой не просто механизм становления и передачи устойчивых форм идеологического сознания и поведения людей, но и способов организации общественного процесса. Идеологические традиции и стереотипы по своей природе отражают совокупность мировоззренческих представлений, включающих, наряду с идеологическими ориентациями, политическое, религиозное, нравственное отношение человека к действительности. Таким образом, они связывают идеологическую сферу с социокультурным контекстом.

Одной из особенностей идеологических традиций и стереотипов является их корпоративность. Она выражается в том, что идеологические традиции и стереотипы имеют дифференцированную социальную основу, всегда социально обусловлены, соотнесены с экономическими и политическими интересами своих носителей. В идеологической сфере традиции и стереотипы часто действуют по аналогии, при которой реальное или внешнее соответствие исторических событий или явлений порождает воспроизводство опыта конкретной идеологической практики и формирование предрасположенности социального субъекта к определенному способу реагирования на эти события. Когда члены человеческого сообщества негативно относятся к тем или иным идеологическим традициям и стереотипам, то такие идеологические традиции и стереотипы могут функционировать не только по аналогии, но и по контрасту.

Еще одной особенностью идеологических традиций и стереотипов является ярко выраженный историзм. Закрепившаяся в России на протяжении многих веков общинная форма самоорганизации и хозяйственной деятельности людей обусловила в отечественных идеологических традициях и стереотипах постоянное сочетание элементов авторитаризма и демократизма, оказывающих серьезное влияние на мировоззрение молодых людей, всех граждан и, соответственно, на государственное и общественное устройство. Упрочение идеологических традиций непосредственного общинного демократизма сдерживалось складывающимися идеологическими традициями и стереотипами негативного отношения к автономному развитию, индивидуальности, табуированности коллективистских ценностей, выдвигающими на первый план идеи равенства и справедливого распределения. В то же время традиции местного самоуправления и самоорганизации в России ограничивали со стороны власти жесткую регламентацию общественной жизни. Российская вечевая традиция и стереотипы отношения к ней формировали особую идеологию и мировоззрение россиян, в том числе и молодых. Эта идеологическая традиция постепенно трансформировалась в особый политический институт государственной власти, отражающий определенное развитие демократических традиций участия граждан в государственных и общественных делах.

Идеологическая традиция общественного самоуправления на протяжении своего развития постепенно утрачивала свою актуальность, поскольку санкционировалась государством и становилась формальной, теряя свое значение. Идеология безграничной любви к Родине, доминирование традиций служения Отечеству, инфантильного отношения к верховной власти, отождествления закона и воли государственных институтов над другими традициями и стереотипами тормозили рост гражданского самосознания, порождая политическую пассивность людей.

Через всю историю России проходит протестная традиция, проявляясь и как самозванство, и как бунтарство, и как идея тираноборчества. В то же время, демократические традиции парламентаризма, независимой гражданской деятельности, оставались изолированными от широких социальных слоев, молодежи, не получили возможности укрепиться в сознании народа и противостоять нарастанию революционного экстремизма.

В советский период развития истории, несмотря на институциональную инновационность нового политического режима и декларируемый отказ от прошлого, устоявшиеся элементы старой национальной идеологии, прежние идеологические традиции и стереотипы, привычные способы управления общественными процессами продолжали воспроизводиться хотя и в новых, модернизированных формах, во всех социальных группах, в том числе и молодежной.

Необходимо все же отметить, что в начальный период деятельности Советов российские традиции прямой общинной демократии, самоуправления на местах, включающие в себя коллективное принятие решений, относительно автономное от власти, были возобновлены. Однако социально-политические условия большевистского режима способствовали вытеснению идеологических традиций низовой демократии, выхолащиванию их содержания и превращению в ритуальный механизм, символизирующий лишь участие общества в решении принципиальных общественных проблем. Конечно, это не могло не коснуться молодежи, как важнейшего элемента общества.

В советское время сформировались и утвердились собственные идеологические традиции и стереотипы: идеологический монизм, «чрезвычайщина», военно-авторитарный стиль руководства. Все же доминирование идеологических традиций и стереотипов авторитаризма и тоталитаризма в общественном сознании и поведении не смогло блокировать идеологических традиций демократизма, индивидуальной независимости, которые начали формироваться еще до революции и подспудно существовали на протяжении всего советского периода истории. Особенно ярко они проявлялись только в периоды либерализации тоталитарного режима: во времена НЭПа и так называемой «оттепели». Действие новых, оппозиционных советскому режиму, идеологических традиций и стереотипов проявлялось в идеологии и деятельности различных диссидентских движений, демонстрирующих протест и романтическую апелляцию интеллигенции к власти и ее представителям и состоящих в большинстве своем из представителей молодежи, наиболее остро чувствующих несправедливость существующего общественного строя.

Особенности одновременного сосуществования и взаимодействия идеологических традиций и стереотипов, характерных для дореволюционного российского менталитета, идеологических традиций и стереотипов, сформировавшихся в советский период на различных этапах социалистического строительства, а также появившихся в постсоветский период и уже начинающих приобретать статус новых идеологических традиций и стереотипов, определяются закономерностями современного развития идеологий в России. Кризис тоталитарной идеологии, прежних ценностей, утрата актуальности старых идеологических традиций и стереотипов привела, с одной стороны, к широкому распространению новых ценностей, модернистских идей и идеологии, легших в основу новых идеологических традиции и стереотипов. С другой стороны, массовое сознание ищет новый ориентир в том или ином периоде прошлого, чтобы определить собственное место в сегодняшнем социокультурном пространстве.

Зачастую, идеологические инновации в современной России представляют декоративные, искусственные установления, не укорененные в глубинных пластах сознания. Новые идеологические ориентации, во многом являясь продуктом пропагандистского воздействия, большинством молодых россиян усваиваются чисто вербально, как элементы современной лексики и терминологии и носят, в основном, отвлеченный характер. Постепенное прогрессирующее усиление различных вариантов консервативного традиционализма стало реакцией молодежного сознания на внедрение незнакомых ценностей и ориентаций.

Усиление ностальгических чувств в отношении мифологизированного прошлого, желание реанимировать отжившие идеологические традиции и стереотипы используются различными субъектами, действующими в идеологической сфере, для завоевания доверия молодежи. Принятие и поддержка на рациональном уровне новых ценностей либерально-демократического типа, совмещаемое с сохранением и воспроизводством в массовом поведении молодых людей патриархальных ориентаций и авторитарных идеологических традиций и стереотипов, выражаются в противоречивом сочетании в молодежном сознании инновационных и консервативно-традиционалистских ориентаций.

Несмотря на крах тоталитарной идеологии и смену политического устройства в России, устранение старых идеологических и политических структур, являющихся непосредственными носителями прежней культуры, многие традиционные поведенческие и ментальные установки у современной молодежи остались и продолжают воспроизводиться. Приверженность старым идеологическим традициям и стереотипам и сегодня проявляется в ожидании патерналистской заботы со стороны государства, в живучести нигилистической традиции, в ментальных ориентациях и образцах поведения не только рядовых граждан, но и представителей политической элитьь

И, в то же время, массовое разочарование в возможностях государства, как реального субъекта позитивных экономических и политических преобразований привело к росту рациональности восприятия и оценки идеологических и политических процессов и их лидеров. Усиливающаяся в массовом молодежном сознании национально-державная ориентация отражает возросшую потребность молодежи в исторической преемственности как в факторе, соединяющем прошлое и настоящее нации и определяющее ее перспективу.

Проведенное нами исследование позволяет сделать важный методологический вывод и выразить убежденность в том, что традиции и стереотипы вообще и идеологические традиции и стереотипы в частности, представляют собой достаточно перспективный объект изучения, как в научно-теоретическом, так и в инструментально-практическом плане.

Во-первых, усилиями различных гуманитарных наук необходимо углубленное изучение видов, форм проявления отечественных идеологических традиций и стереотипов в различных сферах и общественных срезах молодежной культуры (нравственных, трудовых, бытовых и семейных отношениях, в сфере культуры и досуга).

Во-вторых, средствами и методами социально-исторических наук, необходимо дальнейшее изучение особенностей эволюции и трансформации идеологических традиций и стереотипов в различные периоды и отрезки социальной истории (здесь особый интерес представляет анализ факторов и условий изменения социальной базы идеологических традиций и стереотипов и иерархии их общественных функций).

В-третьих, усилиями различных специалистов в области идеологии и социологии культуры требуется исследовать влияние идеологических традиций и стереотипов на гражданскую активность молодых людей. Необходимо изучение идеологических традиций и стереотипов как средства идеологического обеспечения политической практики, способов интерпретации идеологических традиций и стереотипов, их дискредитации и стимулирования, использования в электоральных технологиях.

В-четвертых, на наш взгляд, перспективным является подход к идеологическим традициям и стереотипам как к средству научного и социального прогнозирования общественно-политических процессов.

Наши исследования позволили установить механизм отмирания старых и возникновения новых идеологических традиций, стереотипов в экономической, политической и социальной сферах, выработать инновационный социально-культурный подход к воспитанию молодежи, позволяющий создавать благоприятные . условия для формирования гуманной, социально активной личности.

149

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Непрозванных, Александр Леонидович, 2003 год

1. Абрамов И.В., Писарев С.А. Стратегия инновационного развития общества. Системный подход. Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 1996.

2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер B.C. Социологический словарь. Пер. с англ. М., Экономика, 1999.

3. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал. 1989. №2.

4. Аитов H.A. Можно ли управлять социальными процессами? СОЦИС. 1998. №3.

5. Алексеев C.B., Каламанов В.А., Черненко А.Г. Идеологические ориентиры в России. (Основы новой общерусской идеологии) в 2-х т. Т.1. М. 1998.

6. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Под ред. Т. Парсонса. М. Политиздат. 1972.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Аспект Пресс. 2001.

8. Антология исследований культуры. / Сост. Левит С.Я. Ред. Мостова Л.А. Санкт-Петербург. Университетская книга. 1997. Т.1. Интерпретации культуры. 1997.

9. Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: МГУ. 1985.

10. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления. М. 1997.

11. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. Наука. 1993.

12. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. №2.

13. Ахиезер A.C. От культурологического к социокультурному анализу инноваций // ВМУ, серия 12. 1996. №2.

14. Ахиезер A.C. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные науки и современность. 1994. №1.

15. Багиров Б.Б., Генин Л.В., Попов В.Г., Руденкин В.Н. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и духовных ориентаций. Екатеринбург. 1993.

16. Бажутина Т.О. Стереотипы русской психологии: поиск духовных оснований общественного развития // Известия СО РАН. История. Филология и философия. Новосибирск. 1993. Вып.2.

17. Баимбетов A.A., Кабакович Г.А., Насибуллин Р.Т., Хайруллин Ф.Г. Молодежь в кризисном социуме. М. 1998.

18. Балицкий А.Г., Сабурова JI.A. Социальные стереотипы и социальная самореализация // Философия истории: диалог культур. М. 1989.

19. Баллер Э.А. Тезисы к IV Уральским социологическим чтениям. Секция культуры. Пермь. 1982.

20. Баразгова Е.С. Идеологическое воспитание молодежи в США. / Научн. ред. Г.П. Орлов. Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та. 1989,

21. Барсегян И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси: изд-во Мецумиреба. 1980.

22. Баткин JI.M. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М. Курсив-А. 1994.

23. Батыгин Г.С. Стереотипы поведения: распознавание и интерпретация // СОЦИС. 1980. №4.

24. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М. Сварог и К. 1997.

25. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939.

26. Бестужев-Лада И.В. «Алгоритм» социального нововведения // СОЦИС. 1991. №9.

27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М. 1991.

28. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред. В.И. Добренькова. М. 1996.

29. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М. Политиздат. 1984.

30. Бугазов А.Х. Социально-психологический стереотип как элемент познания // Знание: семантика и прагматика. Фрунзе. 1991.

31. Буева Л.П. Социальная сфера и развитие личности. М. 1968.

32. Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет россиян и евразийство // СОЦИС, 1996, №5

33. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. Т.2. М. 1972.

34. Васильева Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты). М. ИНИОН. 1988.

35. Вебер М. Избранные произведения. М. Прогресс. 1990.

36. Вишневский Ю.Р. Вторые Уральские социологические чтения. 60 лет Великой Октябрьской социалистической революции и актуальные социальные проблемы советского общества. Тезисы докладов. Свердловск. 1977.

37. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М. Социум. 2000.

38. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург Н. Тагил. 1996.

39. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. №2.

40. Власова В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. №4.

41. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М. Прогресс. 1981.

42. Вонсовский C.B. О гуманитарном образовании // Вестник Гуманитарного университета. Серия: «Экономика» №1 (2). Издательство Гуманитарного университета. Екатеринбург. 2000.

43. Вятр Е. Социология политических отношений. М. 1979.

44. Гаджиев К.С. Размышления о политической культуре современной России//МЭиМО. 1996. №2.

45. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. Соч.Т.9. М. 1932.

46. Глезерман Г.Е. Классы и нации. М.: Политиздат, 1977.

47. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное определение молодежи. Киев. 1988.

48. Горшков М. Граждане России: взгляд на самих себя // НГ-сценарии. 1998; Граждане России об итогах 1998 года и надежды на 1999-й // Независимая газета. 25.02.99г.

49. Грунт Е.В. Проблема смысла жизни в западноевропейской философии (от античности до конца XIX века). Челябинск. 1996.

50. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М. Изд-во МГУ. 1990.

51. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М. 1980.

52. Гуревич П.С. Философия культуры. M. Nota Вепе. 2001.

53. Гусина H.A. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семантических измерений // Вопр. психологии. 1981. №1.

54. Гуслякова Л.Г., Дубинин И.И. Динамика обыденного сознания. Минск. 1985.

55. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция. М. 1978.

56. Давыдов Ю.Н. Традиция в истории культуры. М. 1978.

57. Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография. 1981. №3.

58. Девятко И.Ф. Модели и логика социологического исследования. М. 1996.

59. Демидов А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. М., «Высшая школа»,1995.

60. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. Новая школа.1996.

61. Дряхов Н.И. Традиции и модернизация в современной России // СОЦИС. 1992. №10.

62. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. Наука. 1990.

63. Елфимов Г.М. Возникновение нового. М. Мысль. 1983.

64. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 3-е изд. Аспект-Пресс. М. 1998.

65. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История (Социально-философские проблемы теории исторического процесса). Свердловск. Изд-во УрГУ. 1990.

66. Закс Л.А. Конец века: усталость от культуры, овеществление духа. Уральская философская школа и ее вклад в развитие современной философии. Екатеринбург. 1996.

67. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. М.: Мысль. 1980.

68. Заславская Т.И. Роль социологии в преобразовании России // СОЦИС. 1996. №3.

69. Зборовский Е.Е. Социология образования. 4.1. Екатеринбург. 1993.

70. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. 3-е изд., перераб. и доп., М.: Аспект Пресс, 1996.

71. Зиновьев E.H. Тезисы к IV Уральским социологическим чтениям. Секция культуры. Пермь. 1982.

72. Зыков М.Б. Понятие «память» как концептуальная основа для организации междисциплинарного исследования понятия «культурная традиция» // Советская этнография. 1981. №3.

73. Иванов В. Идеология: характер и закономерности развития. Пер. с болг. М.: Политиздат. 1977.

74. Идеи и наш мир: Великие концепции прошлого и настоящего. / Ред. Роберт Стюарт. М. БММ АО. 1998.

75. Идолы и идеалы. (Сборник) / Сост. И.А. Михайлов. М. Педагогика. 1988.

76. Ильин В.В., Ильина Т.А. Россия: опыт национально-государственной идеологии // ВМУ, серия 12. 1993. №1.

77. Ильин И.А. О России. Студия «Тритэ» «Российский Архив». М. 1991.

78. Ильин И.А. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М. Интрада. 1998.

79. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001.

80. Ионин Л.Г. Социология культуры. М. 1996.

81. Ионин JI.Г. Культура на переломе (механизмы и направления современного культурного развития в России) // СОЦИС. 1995. №2.

82. Ирхин Ю.В. Психология и политика. М. Изд-во Ун-та Дружбы народов. 1993.

83. Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. М. Изд-во «РУДН». 1992.

84. Истмэн М. Конец социализма в России. 1937.

85. Карамзин Н.М. История государства Российского. В 6 кн., М.: Кн. Сад, 1993.

86. Kapp Э. История Советской России. Кн. 1: Т. 1 и 2. Большевистская революция. 1917 1923. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990.

87. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, №5

88. Касавин И.Т. Познавание в мире традиции. М. 1990.

89. Кашперский В.И. Магия обладания против идеала служения. Ценности и идеология в современной России: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 1996.

90. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х кн., М., «Мысль», 1994.

91. Коган Л.Н. Вечность. Преходящее и непреходящее в жизни человека. Екатеринбург. 1994.

92. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск. 1972.

93. Коган Л.Н. XXII съезд КПСС и актуальные проблемы социального развития советского общества. Ижевск. 1978.

94. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992.

95. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: изд-во УрГУ. 1993.

96. Козлова О.Н. К вопросу о деидеологизации // Социально-политический журнал. 1992. №6-7.

97. Козлова О.Н. Развитие идеологий и социальные конфликты // СОЦИС. 1993. №4.

98. Кон И.С. Молодежь в современном мире. // Вопросы философии. 1990. №5.

99. Кон И.С. Социология личности. М. 1967.

100. Косенко Е.И. Молодежь в современном американском обществе. М. Мысль. 1977.

101. Косолапов H.A. Интеграционная идеология для России // Вопросы философии. 1994. №1.

102. Костин А.И. Глобальные проблемы и политическое самосознание населения России // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М. 1995.

103. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии // Под общ. ред.Т.И. Заславской. М. 1997.

104. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе. Ростов-на-Дону: изд-воРост. Ун-та. 1972.

105. Культура и идеологическая борьба. / A.B. Кукаркин., Г.К. Ашин., А.П. Мидлер и др. Под общ. ред. А.И. Арнольдова, Н.В. Новикова. М. Мысль. 1979.

106. Культура и традиции: Сб. научных трудов // Отв. ред. P.A. Бурханов, В.И. Полищук. Екатеринбург: изд-во УрГУ, Нижневартовск: изд-во Нижневартовск. пед. ин-та. 1995.

107. Курукин И.В., Богомолов Б.А. Традиции и особенности развития политического строя в России. (X-XIX в.в.) // Политика: проблемы теории и практики. Выпуск VII. 4.2. М. 1990.

108. Лебон Г. Психология народов и масс. С.-Пб: изд-е Ф. Павленкова. 1896.

109. Лейбович O.A. Модернизация в России (к методологии изучения современной отечественной истории). Пермь. ЗУУНЦ. 1996.

110. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 10.

111. Лисовский B.T. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб.: СПбГУП, 2000.

112. Лихачев Д.С. Русская культура. М. Искусство. 2000.

113. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. Политиздат. 1991.

114. Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. (Статьи. Исследования. Заметки.) Санкт-Петербург. Искусство-СПБ. 2000.

115. Луначарский A.B. Статьи о советской литературе. М. 1958.

116. Лучанкин А.И. Природа народных традиций: опыт философского осмысления // Духовное производство и народная культура. Свердловск. 1988.

117. Малиновский Б. Научная теория культуры. М. ОГЦ. 2000.

118. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М. 1991.

119. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994

120. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М. Мысль. 1983.

121. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. №2.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.З.

123. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая философия. Соч.2-е изд. Т. 12. 4.1.

124. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.25.

125. Матвеева С.Я. Модернизация и глубинный конфликт ценностей в России // Социальный конфликт. 1994. №4.

126. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М. РОССПЭН. 1993.

127. Межуев В.М. Культура и история. М. 1977.

128. Меренков A.B. Политические стереотипы студенчества// СОЦИС. 1992. №8.

129. Меренков A.B. Рыночные ориентиры студенчества. СОЦИС. 1998. №12.

130. Меренков A.B. Современные политические стереотипы населения России // Россия на пороге реформ: XXI век. Камо грядеши? Челябинск. 2000.

131. Меренков A.B. Социология стереотипов. Екатеринбург. Изд-во Урал, гос. ун-та. 2001. 290С.

132. Мешков A.A. Основные направления исследования инновации в американской социологии // СОЦИС. 1996. №5.

133. Мид М. Культура и мир детства. М. 1988.

134. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М. 1987.

135. Мокроносов Г.В. Собственность и идеология. Ценности и идеология в современной России: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ, 1996.

136. Молодежь 97: надежды и разочарования. - М., 1997.

137. Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры. Екатеринбург. 2002.

138. Молодежь России: тенденции и перспективы. М. Мол. гвардия. 1993.

139. Москвичев JI.H. Теория «деидеологизации»: иллюзии и действительность. М. Мысль. 1971.

140. Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск. 1989.

141. Несмеянов Е.Б. Стиль политико-теоретического мышления. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростов, пед. ин-та. 1992.

142. Нечаев В.Я. Социология образования. М. Изд-во МГУ. 1992.

143. Образование: Время перемен. Екатеринбург, Н.Тагил. 1992.

144. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. / Под. ред. М.И. Кондакова. М. Педагогика. 1986.

145. Онищенко A.C. Обряды и их роль в жизни общества и личности // Социалистическая обрядность. Киев. 1985.

146. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. М. 1991.

147. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. №3.

148. Осипова O.A. Американская социология о традициях в странах Востока. М. Наука. 1985.

149. Отчет о социологическом исследовании интересов, жизненных планов и ценностных ориентаций молодежи НИИ комплексных социальных проблем. -СПб., 1998.

150. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., «Независимая газета», 1993.

151. Парсонс Т. Понятие общества. Компоненты и их взаимоотношения // Реферативный журнал «Социология». 1993. №3-4.

152. Першиц А.И. Динамика традиций и возможности их исторического истолкования // Народы Азии и Африки. 1981. №5.

153. Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб.: Изд-во «Бельведер», 2000.

154. Петров X. Общественото съзнание на българската младеж. С.:БАН. 1978.

155. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М. 1982.

156. Плахов В.Д. Традиции, их роль и место в общественных отношениях. JI. 1970.

157. Поле битвы сердца людей: Литература, искусство, культура - борьба идей, мировоззрений, политических систем. М. Художественная литература. 1987.

158. Политическая культура: теория и национальные модели // Сост. Д.В. Гу-дименко. М. «Интерпакс». 1994.

159. Политология на российском фоне. М. 1993.

160. Политология: Энциклопедический словарь / Сост. Аверьянов Ю.И. М., 1993.

161. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург. 1993.

162. Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. №3.

163. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М. 1992.

164. Праздников Г.А. Традиция как диалог культур // Советская этнография. 1982.

165. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // ОНиС. 1996. №3.

166. Пригожин А.И. Проблемы исследования нововведений в организациях // Социальные факторы нововведений. М. 1980.

167. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М. 1995.

168. Пушкарева Г.В. Общество: механизмы развития и функционирования // Социально-политический журнал. 1998. №1.

169. Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры. Иркутск. Изд-во Иркутск. Ун-та. 1991.

170. Розова Т.В. Идеалы и традиции // Философская и социологическая мысль. 1991. №8.

171. Российская ментальность // Вопросы философии, 1994, №1.

172. Россия: опыт национально-государственной идеологии. / Под ред. В.В. Ильина. М. 1994.

173. Руднев В.А. Праздники, обряды, ритуалы в трудовом коллективе. М. 1984.

174. Рукавишников В.О. Социологические аспекты модернизации России и других посткоммунистических обществ // СОЦИС. 1995. №1.

175. Руткевич М.Н. Социология, власть, общественное мнение // СОЦИС. 1993. №7.

176. Салтыков Г.Ф. Традиции, механизм их действия и некоторые особенности в Китае. М. 1972. С.4.

177. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван. 1986.

178. Сарсенбаев Н.С. Традиции и обычаи в развитии. Алма-Ата. 1966.

179. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М. Мысль. 1970.

180. Сборник социологических исследований молодежи в Свердловской области за 1991-1996 г.г. Молодые социологи о социальных проблемах молодежи. Екатеринбург. 1996.

181. Система образования Свердловской области: проблемы, тенденции и перспективы. Екатеринбург. 1992.

182. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования /Сост. А.П. Логунов, Т.В. Евгеньева. Рос. Гуманит. Ун-т. 1996.

183. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания / Под ред. Т.Н. Кухтевич и В.М. Прокопенко. М.: Издательство МГУ, 1992.

184. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. Санкт-Петербург. Изд-во РХГИ. 2000.

185. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. Политиздат. 1992.

186. Софронов Л.Г. Апология стереотипа // Логос, культура, цивилизация. Якутск. 1993.

187. Социальные факторы нововведений в организационных системах / Все-союз. науч.-исслед. Ин-т системных исследований. М. 1980.

188. Социокультурный портрет молодого тагильчанина (Семь лет спустя). Нижний Тагил. 2000.

189. Степин B.C. Личность в технотронную эпоху // Наука в России. 1993. №2.

190. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы в социальном контексте. Общение и оптимизация совместной деятельности. М. 1987.

191. Суханов И.В. Традиции, обычаи и преемственность поколений. М. Политиздат. 1976.

192. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. Политиздат. 1989.

193. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879 1929. История и личность. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.

194. Тард Г. Социальные законы. // В. Зомбарт. Социология. Ленинград. Мысль. 1923.

195. Тойнби Дж. Постижение истории. М. Прогресс. 1991.

196. Традиции в истории культуры. М. Наука. 1978.

197. Традиции и инновации в духовной жизни общества: Сб. научн. трудов / Сост. Ф.И. Гиденок, Л.Ф. Пирожкова. М. 1986.

198. Традиции и реформы: «круглый стол» // ОНиС. 1991. №5.

199. Угринович Д.М. Обряды: за и против. М. 1975.

200. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М. Мысль. 1990.

201. Феофанов O.A. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980.

202. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. Просвещение. 1990.

203. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. Республика. 1994.

204. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с англ. М. Новость. 1992.

205. Харчева В.Г. Пути реформирования российской высшей школы. Вестник РАН. №3. 1996.

206. Ценности и идеология в современной России. Екатеринбург: УГТУ, 1996.

207. Чавчавадзе Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры. // Культура и общественное развитие. Тбилиси. 1979.

208. Чернышев B.C. Традиции, обычаи в системе формирования идеалов личности. Киев: изд-во Киев. Гос. Ун-та. 1986.

209. Чешков М. Дореволюционная Россия и Советский Союз: анализ преемственности и разрыва // ОниС. 1997. №1.

210. Чистов К.В. Традиция, традиционные общества и проблемы варьирования // Сов. этнография. 1981. №2.

211. Шацкий Е. Утопия и традиция. Пер. с польского. М. «Прогресс». 1990.

212. Шилз 3. Общество и общества //Американская социология. М. 1970.

213. Ширшов И.Е. Динамика культуры. Изд-во БГУ. 1980.'

214. Шихирев П.Н. Исследование стереотипов в американской социальной науке // Вопросы философии. 1971. №5.

215. Шихирев П.Н. Современная социальная психология Западной Европы. М. 1985.

216. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М. 1979.

217. Шпенглер О. Закат Европы. М. Аст. 2000.

218. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996.

219. Щербинина Н.Г. Российское сегментарное общество как основа коллективистских политико-культурных традиций // ВМУ, серия 12. 1996. №1.

220. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А.К. Байбурина. JI. Наука. 1985.

221. Юнг К.-Г. Феномен духа в искусстве и науке. Т. 15. М. 1992.

222. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. Добросвет. 2000.

223. Яковлев М.В. Идеология: противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. М.: Мысль. 1979.

224. Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М. Республика. 1994.

225. Alport G. The Natural of Prejudice. New York. 1958.

226. Aron R. L'opium des intellectuels. Paris, 1955.

227. Bell D. Technocracy and Politics//Survey, 1971. v. 16. №1.

228. Bell D. The End of Ideology. N. Y. 1960.

229. Benoist A. de. Les idees a Tend roit. P. 1979.

230. Brzezinski Z. Between two ages. America's role in the technetronic era. N.Y., 1970.

231. Eisenstaad S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y.I973.

232. Fromm E. The Revolution of Hope. Towards a humanized technology. Toronto, 1968.

233. La Violett G., Silvert K. A theory of stereotypes. Social Forces. 1951.vol 21.

234. Lemberg E. Ideologie und Gesellschaft: Eine Theorie der ideologischen Systeme, ihrer Struktur und Funktion. Stuttgart, 1971.

235. Lippman W. Publik Opinion. New York. 1965.

236. Lippman W. Publik Opinion. New York. 1922.

237. Lipset S. M. Political Man. The Social Basis of Politics. N.Y., 1963.

238. McLuhan M. Understanding Media. N.Y., 1970.

239. Pareto V. Trattato di sociologia generale. Introd. di N. Bobbio. 3-a ed. Milano, vol. 1-2, 1964.

240. Parsons T. The Social Sistem. N.Y., 1964.

241. Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence. Ethics /1968. Vol. XIVIII. №3.

242. Tajfel H. Human group: and social categories, studied in social psychology. Cambridge: Univ. press. 1981.roc

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.