Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кагарманова, Марьена Шайхисламовна

  • Кагарманова, Марьена Шайхисламовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1998, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 226
Кагарманова, Марьена Шайхисламовна. Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Уфа. 1998. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кагарманова, Марьена Шайхисламовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА-ЭПОПЕИ «ВОЙНА И МИР».

1.1. ВРЕМЕННО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ РОМАНА-ЭПОПЕИ.

1.2. ИСТОРИЯ В ВОСПРИЯТИИ ГЕРОЕВ «ВОЙНЫ И МИРА».

1.3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ

Л.Н. ТОЛСТЫМ.

ГЛАВА П. «ПОЛНАЯ КАРТИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (Н.Н. СТРАХОВ). ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭПОХ РУССКОЙ ЖИЗНИ

В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ «ВОЙНА И МИР».

2.1. МИР XVIII ВЕКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ «ВОЙНЫ И МИРА».

2.2. КАРТИНЫ «ЭПОХИ НЕУДАЧ И ПОРАЖЕНИЙ»

В ДВИЖУЩЕЙСЯ ЖИЗНИ.

2.3. «СЛАВНАЯ ДЛЯ РОССИИ ЭПОХА» - КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР РОМАНА-ЭПОПЕИ.

ГЛАВА III. ВОПРОС О ЖАНРЕ «ВОЙНЫ И МИРА»; ДВИЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ К ОСВОЕНИЮ СИНТЕТИЧЕСКОГО ЖАНРА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея исторического синтеза и ее художественное воплощение в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир"»

Война и мир» во всем творческом наследии Л.Н. Толстого наиболее изучена, на сегодняшний день существует множество работ, обращенных к самым разным сторонам грандиозного конструкта произведения. Центральной проблемой исследования книги, которую художник, по его признанию, писал как «историю народа», была - и остается - проблема историзма. Исследования, посвященные собственно историзму «Войны и мира», отличаются многонаправленностью, что говорит об интенсивном изучении проблемы наукой. Вопросы философии истории занимают центральное место в трудах В.Н. Перцева [167], Б.М. Эйхенбаума [247], А.П. Скафтымова [198], Е.Н. Купреяновой [115, 117], В.Ф.Асмуса [10], Я.С.Лурье [141, 142], Г.Я. Галаган [52]. Конкретно-исторический план романа исследован Н,Н. Апостоловым (Арденсом) [9], А.А. Сабуровым [193], Я.С. Билинкисом [27], В.В.Ермиловым [84], Э.Е. Зайденшнур [89], И.А.Потаповым [175], И.Е. Гриневой [66] и др. Изучение историзма «книги о прошедшем», проводимое по линии рассмотрения ее поэтики, осуществлялось В.В, Виноградовым [48], А.В. Чичериным [232; 234], Л.М. Мышковской [155], С.Г, Бочаровым [36], Л.Н. Алдошиной [255], Л.Н. Розановой [189], П.П. Громовым [68], В.И. Камяновым [98]. «Войну и мир» в связи с древнерусским художественным опытом осмысления и воспроизведения истории рассмотрели Б.М. Эйхенбаум [250, с. 371-379], Д.С. Лихачев [129]. При всех бесспорных достижениях толстоведения в изучении историзма «Войны и мира» остаются вопросы, недостаточно освещенные в науке. Один из них -вопрос об историческом синтезе в «Войне и мире», восходящий к более ши- \ рокой проблеме - связи историзма и поэтики произведения на историческую > тему.

С другой стороны, сама сегодняшняя реальность актуализировала роль исторической художественной литературы и историзм как проблему искусства. В «перестроечное» время, открывшее нам глубинные истоки современных конфликтов и противоречий истории, обострился общий интерес к историческому прошлому, в познании которого немалую роль сыграла художественная историческая литература. На совместной конференции историков и литературоведов (Москва, 1988) стали своеобразным лейтмотивом слова известного литературоведа Г.А. Белой о том, что «история литературой написана» [166]. На том форуме определилось важное свойство реалистического искусства — историзм, воспринятое нашими современниками как «высшая, лучшая точка зрения на жизнь, на духовную культуру» [95]. Пожалуй, самым ценным тут было признание того, что реалистическая историческая литература не только открывает читателям черты прошлых эпох в их достоверности и многообразии и не только дает им ключ к объяснению современности обстоятельствами прошлого (что само по себе немаловажно), но и ведет их к пониманию «смысла» бытия, несет истину о человеке и мире, такое же понимание жизни выражено великой книгой JI.H. Толстого.

Уже в современности Толстого определились два направления в решении стержневой проблемы изучения «Войны и мира» - соотношения художественной правды и правды исторической. С одной стороны, было признано глубокое проникновение Толстого в историю, выражение «книгой о прошедшем» исторической истины в полноте и многообразии ее проявлений; с другой стороны, было немало критических замечаний по поводу искажения писателем очевидных, с первого взгляда, фактов. Оказалось, были правы сторонники и того, и другого направлений.

Действительно, «Война и мир» проявила способность художественной исторической литературы «прозревать» реальность, проникать в ее глубинные пласты, обнажая тем самым истину жизни. Биограф JI.H. Толстого П.И. Бирюков приводит разговор историка А.Н. Попова с известным критиком XIX века, исследователем исторического романа A.M. Скабичевским, в котором ученый признавался, что он обращается к «Войне и миру» как к историческому источнику, при этом делая оговорку, что, конечно же, он не пишет «истории по роману». «В моих руках,- говорил Попов,- много совершенно никому неизвестных новых документов, о которых, очевидно, не имел понятия Толстой. Очень часто я рассказываю на основании непреложных исторических данных; граф Толстой, незнакомый с этими данными, рассказывает на основании своего творческого прозрения, и выводы наши выходят одни и те же» [32, с. 52-53]. В свете этого вполне правомерна постановка вопроса об исторической истине, добытой писателем художественным способом, и о самих художественных средствах ее постижения в литературе.

Сделав главным предметом своего произведения и главным критерием в оценке жизни «истину», JI.H. Толстой лелеет ее, боится отступить от нее, ищет каналы ее постижения, причем иные, чем исторические «документы». Об этом он признавался в самом начале работы над будущей «Войной и миром»: «.Я боялся, что необходимость описывать значительных лиц 12-го года заставит меня руководиться историческими документами, а не истиной.» [1, т. 13, с. 53.]. После написания «книги о прошедшем» автор опять как бы напоминает о главном своем предмете и о его, авторской верности этому предмету в статье «Несколько слов по поводу книги «Война и мир» [1, т. 16, с. 10]. В процессе поисков путей постижения истины Л.Н. Толстой неизмеримо расширяет собственно историческую тему, заявленную вначале, в книге начинает проступать человеческое бытие в его всеохватности, одновременно идет поиск нового, чем в обычном историческом романе, синтеза человека и истории, формируется историзм нового качества. Поэтому важной задачей современного изучения «Войны и мира» является исследование способов реализации исторических взглядов писателя в художественной системе его романа-эпопеи, обусловивших новый тип историзма произведения.

Общеизвестно, что произведение об историческом прошлом своей структурой отличается от произведения о современности, обусловлено это отличие тем, что в историческом сочинении сюжет задан историей, и это, в свою очередь, определяет всю художественную систему произведения. Рассмотрение характерности изображаемой исторической эпохи в произведении сопряжено с углублением в его внутренний мир, с познанием законов его поэтики, позволяющим сквозь призму художественного строя уяснить историческую концепцию автора. Подобный подход к историческому произведению характерен для работ В.Б. Шкловского [239], Г.А. Гуковского [69], JI.H. Апдошиной [255], Л.П. Александровой [6], И.М. Тойбина [210]. Плодотворность такого пути демонстрирует блестящий разбор трагедии «Борис Годунов» Г.А. Гуковского [69, с. 37-53]. Нет сомнения, прав ученый в своем утверждении, что «непосредственно об историзме могут свидетельствовать особенности тематического пласта» [257, с. 87], действительно, историзм -категория мировоззренческая. Однако исследование проблемы историзма путем анализа лишь содержательного «уровня» произведения привело бы к сужению аспектов проблемы. Для уяснения специфики художественного историзма необходимо обратиться и к художественному строю произведения, исследовать его поэтику и обусловленные поэтикой жанровые особенности. Это углубит понимание исторических воззрений писателя и позволит выявить некоторые общие типологические черты произведений художественной исторической литературы.

Итак, с одной стороны, потребность осмыслить реализацию историко-философских воззрений JI.H. Толстого в художественной системе его романа-эпопеи, возникшей из-за недостаточного изучения проблемы в толстове-дении при несомненных его достижениях, с другой - живой интерес в современной культуре к историческому прошлому, побуждающий нас обращаться к историографии и к исторической художественной литературе, обуславливают актуальность нашей работы.

Предметом данного исследования является роман-эпопея «Война и мир», рассматриваемый нами с точки зрения способов художественного воплощения в нем исторической реальности конца XVIII - начала XIX века, при этом в центре нашего внимания такие важные вопросы, как соотношение исторической и художественной истины, исторического факта и его интерпретации, художественно выраженная историко-философская концепция писателя. В работе использованы произведения документальной автобиографической литературы, которые представляют для нас интерес как с точки зрения фактографии, так и наличием точек соприкосновения с «Войной и миром» в области психологизма. И в «человеческом документе», и в «Войне и мире» история «пропущена» через человека эпохи. В первом случае - через реального человека времени (существенно то, что среди мемуаристов и авторов дневников и писем не только государственные и военные деятели эпохи, но чаще всего обыкновенные люди - Болотов, Жихарев, Свербеев, Дурново), во втором — через героя романа-эпопеи (например Николая Ростова - «среднего человека», рядового истории). Итак, «мемуарный» контекст позволит выявить художественные особенности произведения, обусловленные направленностью обработки реального жизненного материала.

Цель работы — углубить и расширить представления об историзме романа-эпопеи «Война и мир» путем анализа его художественного строя, нас интересуют стороны поэтики произведения, обусловленные особенностями исторического синтеза у Толстого.

Для достижения цели формулируем конкретные задачи:

• рассмотреть художественные средства воссоздания писателем целостной картины человеческой жизни, не ограниченной ни временем, ни пространством, при этом уделить внимание приемам соотнесения в романе эпох русской истории, исследовать принципы организации временно-пространственного континуума и обусловленный этим тип сюжетостроения произведения;

• для выявления закономерностей исторической типизации в романе-эпопее Толстого рассмотреть средства изображения героев - как вымышлен-. ных, так и реальных личностей начала XIX века, имея в виду новые способы синтеза человека и истории в «Войне и мире»;

• рассмотреть дискутируемый вопрос о жанре «Войны и мира» и обозначить свой подход к нему.

В достижении цели и разрешении вышеназванных задач состоит научная новизна исследования, которую можно определить таким образом: в диссертации выявляются особенности исторического синтеза в «Войне и мире», обусловившие специфику поэтики романа-эпопеи. В процессе исследования устанавливается, что синтез - это доминирующий, основополагающий принцип организации материала на всех уровнях художественного строя произведения, определивший его художественную целостность и его жанровую природу. В свою очередь этим определился тип историзма произведения: в «Войне и мире» формируется историзм нового качества на основе соединения принципов собственно реалистического историзма (выработанного j реалистическим историческим романом) и эпического историзма (специфического для эпоса).

Методы исследования. Анализируя поэтику романа-эпопеи и рас-смотривая предшествующую Толстому художественную историческую литературу с целью уяснения общих закономерностей ее развития и выявления специфики толстовского историзма, мы основываемся на принципах истори-ко-функционального и структурного методов, а также при обращении к типологии жанра романа-эпопеи делается опора на принципы сравнительно-исторического и типологического методов.

Методологическая основа диссертации. Мы основываемся на достижениях современного литературоведения, на трудах ученых, посвященных проблемам поэтики литературы, художественного историзма, исторического типа сознания, типологии литературы, культурологии. В ходе работы были изучены работы В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, М.Б. Храпченко, А.П. Скафтымова,

А.В. Чичерина, Г,А. Гуковского, И.М. Тойбина, H.J1. Лейдермана, ведущих толстоведов Я.С. Билинкиса, А.А. Сабурова, П.П. Громова, Л.Д. Опульской, Е.Н. Купреяновой, Г.Я. Галаган,

Практическое значение работы. Материалы и выводы диссертации углубляют понимание специфики историзма и представление о поэтике романа-эпопеи «Война и мир». Они были использованы автором в преподавании курса «История русской литературы XIX века» в Стерлитамакском государственном педагогическом институте, в построении спецкурса о творческом пути Л.Н. Толстого и спецсеминара по проблеме «Человек в художественном мире Л.Н. Толстого» для студентов филологического факультета СГПИ, в выступлениях перед учителями-словесниками Башкортостана.

Апробация работы. Материалы диссертации освещены в докладах, прочитанных на Герценовских чтениях (Ленинград, 1981, 1989); на межвузовских научных конференциях (Стерлитамак, 1990; Челябинск, 1990, Волгоград, 1993; Уфа, 1995); на научно-практических конференциях преподавателей Стерлитамакского пединститута (1984-1997).

По материалам диссертации опубликовано 6 работ, общим объемом 2,3 пл.

Структура работы. Диссертация включает введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы из 258 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кагарманова, Марьена Шайхисламовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великая «книга о прошедшем» - оригинальное, самобытное творение Л.Н. Толстого - представляет собой существенное звено в литературном процессе XVIII-XIX веков и своеобразный итог в развитии русской литературы. Художественные открытия великих предшественников Л.Н. Толстого во многом послужили предпосылкой для его романа-эпопеи, вместе с тем, «Война и мир» показала, как искусство в своем стремлении воспроизвести динамичную эволюционирующую жизнь идет по пути отказа от условностей традиционных жанровых форм литературы. В середине XIX века жанром, способным соединить в художественное целое многообразные стороны бытия, схваченные в общем потоке жизни, эстетически воплотить идею о единстве общечеловеческой жизни, становится эпопея, вобравшая в себя признаки других жанров и обогатившаяся за счет этого. Опираясь на опыт предшественников и не повторяя освоенного до него, Толстой представил в «Войне и мире» небывалый синтез человека и истории, определивший художественный строй его романа-эпопеи.

О том, что сложилась поэтика крупного эпического произведения нового типа, видно прежде всего из сюжетостроения «Войны и мира». Сюжет и композиционные принципы «книги о прошедшем», с одной стороны, «продиктованы» самой исторической реальностью начала XIX века, и этим, как известно, произведения на историческую тему отличаются от произведений о современности. Благодаря этому «картины» жизни, образы персонажей, в которых воплощены человеческие типы эпохи, тесно соприкасаются с реальной действительностью конца XVIII - начала XIX в., благодаря этому также каждая эпоха выступает у Толстого в ее неповторимом, «индивидуальном» облике: «колорит» эпохи проявляется как в самих картинах общественно-политической, культурной, повседневной жизни людей, исторических событий времени, так и через еле уловимые реалии времени: общественное настроение, эмоциональную атмосферу, тонко выписанных художником. В этом сюжетном плане повествование отличается композиционной четкостью и событийной организованностью, особенно зримо выступает этот принцип построения в организации военно-исторических эпизодов. Три крупных исторических события - Шенграбен, Аустерлиц, Бородино - соотнесены автором по принципу симметрии, Толстой как бы стягивает одним узлом три исторических события и тем самым создает единый исторический сюжет, отсутствовавший в самой реальности как единство. Сопоставление «Войны и мира» с произведениями автобиографической документальной литературы убеждают в достоверности толстовских изображений.

С другой стороны, отчетливо просматривается стремление автора «события» и «эпохи» представить в потоке движущейся стихии жизни. Действие «Войны и мира» развертывается в неограниченных - хронологически и территориально - времени и пространстве, неизмеримо расширяющих своими масштабами границы внутреннего мира произведения. Благодаря такому решению, «картины» и изображения Толстого стереоскопичны и многомерны. Синтетическое время и многополярное, широкоохватное пространство позволяет писателю создать грандиозный «образ мира», воплощающий идею писателя о единстве человеческой жизни. «Эпохи» в контексте целого не отделены друг от друга гранями, за множеством их связей и сложных соотношений видится единая эпическая линия.

Для «сцепления» всего многообразного исторического материала с тем, чтобы преодолеть его эмпиризм, необходим был особый механизм сюжета. Он был найден художником: движение в художественной системе «Войны и мира» выступает как универсальная эстетическая категория, наделенная множеством функций, главная из них - сюжетоорганизующая. Сюжет книги воспроизводит неостановимое движение жизни, вызывая у читателей иллюзию максимального жизнеподобия. Открытый финал усиливает впечатление движения жизни: судьбы героев вырисовываются здесь в новой исторической перспективе, определяемой новыми конфликтами. Особенностью поэтики «Войны и мира», как показал анализ, является то, что синтез обладает интегрирующим свойством на всех уровнях художественного строя произведения, главное назначение его - создание целостной картины человеческой жизни.

Эпический мир «Войны и мира» несет собственное представление об истории. Выделяются две тенденции в подходе Толстого к истории и к ее деятелям. С одной стороны, писатель в своем стремлении к исторической достоверности проникает глубоко в суть происходивших в прошлом событий, наиболее излюбленным приемом обнажения исторической истины у него является демифологизация истории и образов ее деятелей (например, в «Войне и мире» развенчиваются общеизвестные в XIX веке мифы о Салта-новском сражении, о «подвиге» Ермолова, вокруг образов императора Александра I и Наполеона). С другой стороны, Толстой «возвышает» прошлую реальность до народных идеальных представлений об истории и ее людях, творя собственные мифы - о Бородине, вокруг образа Кутузова, отдаляя изображение от реальности путем обобщения, идеализации и гиперболизации. Таким образом, у Толстого сложился новый тип историзма на основе соединения принципов собственно реалистического историзма и эпического историзма.

Эти тенденции определили принципы изображения человека. Сохраняя свое конкретное историческое содержание, оставаясь человеком своей эпохи, вместе с тем герой «Войны и мир» активно приобщен к многовековому опыту народа, нации, человечества, благодаря своему проникновению в историю. Связи с историей у толстовских героев разнообразные - это могут быть народные начала, единящие человека с «историей народа» (обнаруживающие себя в Кутузове, Наташе), это и древний род, связывающий его представителей с историей государства (как, например, у Болконских), скрепы человека с историей осуществляются в показе Толстого благодаря культуре, уровню развития человека, позволяющим ему ощущать свою жизнь в контексте общечеловеческой истории (что характерно для Безухова). Таким образом, герои «Войны и мира» способны совмещать в своих образах разные временные планы, это неизмеримо укрупняет масштабы их личностей. В конечном счете, герой «Войны и мира» равновелик эпопейному миру произведения, выступает как «представитель национального духа» (В.Г. Белинский) и как носитель общечеловеческого содержания.

Психологизм — свойство индивидуального стиля JI.H. Толстого - в историческом повествовании «Войны и мира» обретает особую эстетическую функцию. В полотнах Толстого важно все, что касается человеческой личности: индивидуальное восприятие и осмысление событий героями, характер их реакции на события и в соответствии с этим характер их действий в них, в конечном счете, это все - составные исторического процесса. Углубление в событие или эпоху сопряжено у Толстого с углублением в психологию человека эпохи, в процессе этого осуществляется психологизация истории, перемещение истории в духовный мир человека. Вместе с тем, этот самый духовный мир современника - тоже часть истории, без учета этого не может быть, по мнению писателя, полноты ее трактовки. Искусство Толстого, таким образом, создало новый тип синтеза человека и истории, обусловивший новый тип художественного историзма: полнота исторических картин в «Войне и мире» достигается путем соединения в рассказе линий «внешних», собственно исторических, и линий «внутренних», психологических.

Психологизм «Войны и мира» важен для понимания еще одного аспекта историзма писателя: нравственное выступает в художественной системе «Войны и мира» как главный критерий оценки происходящего. Исторически масштабный конфликт между «Востоком» и «Западом» углублен Толстым за счет внесения в рассказ проблем нравственных. И автор, и его герои стремятся вникнуть в нравственный смысл событий и выработать собственную позицию в выборе линии поведения, поэтому особую важность обретает в романе-эпопее вопрос о нравственной ответственности за происходящее в мире и поэтому нравственная линия - важный компонент образов толстовских героев - как вымышленных, так и исторических личностей. Общеизвестные в XIX веке исторические факты, будучи преломленными через психологию конкретного человека и сквозь призму нравственности, переосмыслены автором и по-новому интерпретированы. Перспективность этой линии повествования в том, что она максимально приближает к самой «истине» истории, несет новые эстетические возможности ее обнажения и познания. «Психологизация» повествования, таким образом, углубляет историзм произведения.

Введение историко-философских рассуждений в рассказ о прошлом было продиктовано как внутренней необходимостью, так и объективными факторами литературного развития XIX века. У Толстого историко-философские «отступления» - важный компонент целого, способствующий как укрупнению масштабов рассказа, так и «укреплению» его «теоретическим фундаментом». Благодаря философским размышлениям автора стиль рассказа обретает эпическую ровность, «монументализм» (Д.С, Лихачев), тем самым этот компонент, в свою очередь, расширяет горизонты внутреннего мира произведения. Философские главы «Войны и мира» расширяют и собственно литературный контекст вокруг толстовского произведения. Начиная с Карамзина, все крупные авторы XIX века, ощущая потребность дополнить художественное познание истории исследовательским, в параллель к своему художественному творчеству создают исторические сочинения, и в этом ряду «Война и мир» - этапное произведение в движении исторической художественной литературы, представляющее ее перспективную линию: в толстовском романе-эпопее художественное и исследовательское познание истории предстает в контексте целого.

Искусство Толстого открывает новую страницу в литературе: «Война и мир» несет читателям энергию творческого преобразования жизни. Обращаясь к истории, писатель возлагает надежды на инициативу народных масс, которые, действуя в истории бессознательно, «по инстинкту», тем не менее, поступают целесообразно, в силу этого народ способен к изменению жизни в лучшую сторону. Эти возможности были продемонстрированы русским народом в 1812 году, поэтому исторический опыт Отечественной войны значим как для современности писателя, так и для будущего человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кагарманова, Марьена Шайхисламовна, 1998 год

1. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. Юбилейное изд. - М.; Л.: ГИЗ, 1928-1959.

2. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. -М.: Худож. лит., 1978-1985.

3. Азарова Н.И. Сон Николеньки Болконского // Яснополянский сборник. -Тула, 1972.-С. 118-124.

4. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора Л.: Наука, 1982.-327 с.

5. Аксельрод-Ортодокс Л. Л.Н. Толстой — мировоззрение и творчество // Литературная учеба. — 1935. №9. - С. 15-32.

6. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. -Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1971. 156 с.

7. Андроников И. Лермонтов: Исследования и находки. М.: Художественная литература, 1977. - 647 с.

8. Аникин В.П. Об историческом изучении былин // Русск. лит. 1984. -№1.-С. 107-119.

9. Апостолов Н.Н. Лев Толстой: Над страницами истории. Историко-лит, наблюдения. М. г Комиссия по ознаменованию 100-летия со дня рождения Толстого, 1928. - 296 с.

10. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Избр. философские труды: В 2 т. М., 1969. - Т. 1. - С. 40-101.

11. Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994.-314 с.

12. Ахутин А.В. Открытие сознания (древнегреческая трагедия) // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры, М., 1990. -С. 5-42.

13. Ахшарумов Н. «1805 год», сочинение гр. Льва Толстого // Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого / Собрал и издал В. Зелинский. Изд. 4. -М., 1913. -Ч. III. - С. 28-42.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.