Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна

  • Увижева, Бэлла Даурбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 169
Увижева, Бэлла Даурбековна. Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нальчик. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна

Введение.3

Глава 1. Народная педагогика - синтез воспитательного опыта 12народов.

1.1. Формирование и особенности народной педагогики .12

1.2. Цель воспитания и его сущность у адыгских народов.23

1.3. Влияние традиционных общественных институтов адыгов на 31-43 систему адыгского воспитания в прошлом.

Выводы.44

Глава 2. Возникновение и развитие идеи воспитания национального идеала совершенной личности как составляющей системы народного воспитания у адыгов.

2.1. Национальный идеал совершенной личности в адыгской системе воспитания. Категории этого идеала.

2.2. Совершенная личность как цель народного воспитания, основные моральные принципы адыгов.62~

Выводы.83

Глава 3. Адыгская народная педагогика о содержании, факторах, средствах, методах и приемах формирования национального идеала совершенной личности.

3.1. Природосообразность как важный принцип воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике.86

3.2. Игры и обряды как метод воспитания совершенной личности. 107

3.3. Адыгские традиции - фактор формирования и развития национального идеала совершенной личности.131

Выводы.150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея воспитания совершенной личности в адыгской народной педагогике»

Актуальность темы и направленность исследования. Самобытная культура народов Северного Кавказа, их самосознание неразрывно связаны с историей этих этносов. Свойственное горцам поклонение памяти предков, их деяниям, запечатленные в исторических преданиях, народном героическом эпосе позволяют соприкоснуться с накопленными человечеством неоспоримыми ценностями, оказывают позитивное влияние на воспитание подрастающих поколений. Передача жизненного опыта от старших к младшим - одно из самых необходимых условий существования всех этнических общностей, т.к. от воспитания и внешних обстоятельств зависит развитие личности.

Идеал совершенной личности у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с развитием личности.

Совершенной личности не чуждо ничто человеческое. При этом не исключается сосредоточенность интересов на чем-либо главном, наиболее значимом, утверждает С.Л. Рубинштейн.

Совершенная личность - это человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой. Такой человек является непосредственно нравственной личностью. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности, пишет А.Т. Флоренская.

Всестороннее развитие личности обеспечивается общечеловеческой, нравственной направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, интересам близких людей, коллектива, общества - вплоть до общечеловеческих универсальных целей, утверждает Л.И. Божович.

Склад личности начинает формироваться очень рано, поэтому воспитание должно начинаться с первого года жизни ребенка. Главным при этом выступает способ педагогического воздействия, при котором необходимо организовать активность ребенка, а не просто подавлять нежелательные ее формы.

Основной целью народной педагогики была подготовка всесторонне развитых людей, способных переносить любые невзгоды; наделенных умом, физической силой и нравственными добродетелями.

Утрата исторических и духовных ценностей, созданных нашими предками, разобщенность и отчужденность поколений может привести к бездуховности, дисгармонии личности, потере внутреннего стержня и дисбалансу в сознании людей. Сегодня мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде.

Следовательно, возникает необходимость переосмысления педагогического опыта и этнических традиций, которые приобретают особую значимость в наши дни. Все более очевидно, что современная школа не может и не должна дистанцироваться от педагогического опыта и наследия предков, от особенностей национальной психологии народа, его обычаев и традиций.

Возникла необходимость воспитать Личность, устремленную к высоким нравственным идеалам через внутренне свободный самодостаточный разум, способный самостоятельно, по собственной воле контролировать свои влечения и поступать сообразно добродетели. Установка современного человека «знать и уметь» взяла верх над способностью «чувствовать и сопереживать». Между тем общество, относящееся с пренебрежением к духовной сфере человека, рано или поздно окажется лицом к лицу перед тревожной дилеммой: быстрый прогресс или неизбежное вырождение, отмечает Ш. Летурно.

Таким образом, актуальность темы исследования подтверждается тем, что сегодня и школа, и ученые, и общественность, и пресса говорят о том, что без решения важнейшей задачи воспитания подрастающего поколения на национальных традициях, проникнутых высоконравственным национальным идеалом не может быть полноценного, всестороннего воспитания.

Степень научной разработанности проблемы.

Горцы, как и другие народы, всегда уделяли серьезное внимание воспитанию подрастающего поколения. Это отмечали дагестанские, осетинские, чеченские и адыгские писатели, просветители и общественные деятели: И. Кануков, Т. Кашежев, А.Г. Кешев, У. Лаудаев, Ш.Б. Ногмов, А.Омаров, П.И. Тамбиев, С. Хан-Гирей, K.JI. Хетагуров, И. Шоров и многие другие.

Серьезное внимание этой проблеме уделили и иностранные ученые (военные историки и путешественники), жившие в течение длительного времени на Кавказе: Д. Белл, В.Ф. Миллер, Л.Я. Люлье, В.В. Пфаф, Жан-Шарль Бесс, К. Главани, Карл Кох, Г.Ю. Клапрот, Ф.И. Леонтович.

Русские ученые, военные историки, работавшие и служившие до революции на Северном Кавказе: И. Бларамберг, С. Броневский, Н.Дубровин, М. Ковалевский, Д. Лавров, Т. Макаров, С.А. Покровский, П. Услар, Г.Г.Шахвердова, В. Швецова, В. Острогорский и другие также не обошли вниманием эту проблему.

Для теоретического анализа народной педагогики, как самобытной системы воспитания, мы использовали работы по педагогике отечественных и зарубежных ученых: Я.А. Коменского, H.A. Константинова, М.О. Косвена, Б.Т. Лихачева, E.H. Медынского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Е.А.Покровского, А.Соболева, И.Сенигова, А.Ф.Хинтибидзе И.Ф.Харламова, М.Ф. Шабаевой, Д.Б. Эльконина, Г.С. Виноградова. Проблемы этнопедагогики нашли свое отражение в трудах известных ученых: Г.Н. Волкова, B.C. Кукушина, М.Б. Гуртуевой, М.Г. Загазежева, В.К. Кочисова,

Я.Н.Ханбикова, Х.Х. Малкондуева, К.Х.Унежева, Г.Х. Мамбетова, Е.Е.Хатаева, И.А.Шорова и др.

Для изучения проблемы воспитания совершенной личности в народной педагогике Северного Кавказа большое значение имеют работы современных авторов, изучавших различные аспекты воспитания горцев: В.К. Гарданова, К.И. Гостиева, А.Х. Магометова, P.M. Мамхеговой Ф.А. Агапова, Б.Х. Бгажнокова, С.Х. Мафедзева, М.А.Меретукова, С.Г. Гагиева, З.Б. Цаллаговой, А.И. Краснова, К.У. Тайсаева, Ю.С. Кимова, A.M. Гутова и Других.

Изучение научной литературы по данной проблеме, исследования вклада ученых и педагогов - практиков в ее решение выявило отсутствие обобщающих работ, в которых исследуется развитие данной темы в педагогическом аспекте.

Между тем, современная педагогика и образовательные учреждения испытывают потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающих поколений ценностных ориентаций, использования позитивного исторического опыта системы народного воспитания. В связи с этим проблема, поднимаемая в нашем исследовании, приобретает актуальность и требует дополнительного изучения.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в выявлении и анализе исторических условий и факторов становления и развития идеи и опыта воспитания совершенной личности, как цели системы народного воспитания адыгских народов. Решение этой проблемы определяет цель нашего исследования.

Объект исследования - педагогические идеи и опыт воспитания совершенной личности у адыгских народов.

Предметом диссертационного исследования является идеал совершенной личности в системе народного воспитания адыгов.

В соответствии с проблемой, объектом, целью и предметом были определены следующие задачи исследования:

- раскрыть сущность понятия «совершенной личности» как цели народного воспитания у адыгов;

- выявить методы, приемы и средства воспитания высокосознательной, всесторонне развитой личности;

- показать взаимосвязь основных моральных принципов адыгов с идеей воспитания «совершенной личности»;

- выявить особенности воспитания гармоничной личности у адыгских народов в соответствии с их половозрастными особенностями;

- на основе анализа и историко-педагогического обобщения исследуемого процесса воспитания определить роль и степень воздействия адыгского этикета на подрастающие поколения;

- взаимообусловленность общественного и семейного воспитания подрастающих поколений, как важнейшие условия формирования совершенной личности;

Методологическую основу исследования составили философские и педагогические положения о социально-исторической обусловленности педагогической мысли народов; признание приоритета общечеловеческих ценностей; о взаимосвязи общественного развития и семейного воспитания; бережном отношении к идее влияния фольклора на национальное самосознание; своеобразие и самобытность культурных традиций северокавказских народов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: зучение и теоретический анализ историко-педагогических, философских материалов, этнопедагогической, психолого-педагогической, социологической литературы и фольклорных источников;

- изучение и теоретический анализ трудов отечественных и современных авторов по фольклору, этнографии и периодической печати Северного Кавказа;

- научный анализ и систематизация архивных документов, исторических, этнопедагогических источников.

- изучение и анализ адыгского этикета, адыгэ хабзэ.

Источниковая база исследования:

- архивные документы о народном воспитании, извлеченные автором из центральных архивов Москвы, Владикавказа, Нальчика и др. городов;

- произведения устного народного творчества, периодические издания России и Северного Кавказа, адыгский фольклор;

- научные труды по истории педагогики; материалы, посвященные проблемам истории этнографии и народного воспитания на Северном Кавказе;

- издания дореволюционных и современных авторов о горском героическом эпосе, а также сказки, сказания, пословицы, поговорки, трудовые и колыбельные песни;

Организация и этапы исследования:

Диссертационное исследование проводилось с 2000 по 2007 годы в 3 этапа:

1-ый этап: 2000-2002 годы - изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогической и социологической литературы по проблеме, осуществление первичных наблюдений, их анализ и обобщения. Участие в различных научных конференциях на Северном Кавказе.

2-й этап: 2003-2005 годы - сбор научной информации и архивных материалов по теме исследования. Исследование степени изученности проблемы, определение исходных позиций исследования: объекта, предмета, проблемы, цели, задач, методологии и методов научно-понятийного аппарата.

3-й этап: 2006-2007 годы - уточнение теоретических положений, формулирование основных выводов, литературное оформление текста, завершение работы над диссертацией. Издание статей и методических пособий по проблеме исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- поставлены и решены проблемы этнопедагогического регионоведения;

- воссоздана целостная картина возникновения и развития идеи воспитания совершенной личности у адыгского народа;

- раскрыты цели, задачи, пути и средства воспитания адыгского народа;

- показана специфика формирования всесторонне развитой личности в адыгской народной педагогике;

- определена роль, взаимосвязь и взаимообусловленность различных сторон воспитания совершенной личности адыгским народом;

- выявлена единая, целостная система нравственных координат, созданных адыгским народом, обеспечивающая воспитательное влияние;

- обоснованы причины использования народного педагогического опыта адыгов, использования его гуманистического потенциала в современной практике воспитания в школе, семье;

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Исследовано понятие личность в философском, педагогическом и психологическом аспектах; раскрыта сущность понятия идеала совершенной личности в адыгской народной педагогике.

2. Выявлен нравственный потенциал и система гуманистических ценностей, содержащихся в этнокультурных традициях адыгов.

3. Показана взаимосвязь основных направлений воспитания, нацеленных на формирование национального идеала совершенной личности и особенностей их функционирования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в практике работы школ. В возможности использования содержащихся в нем материалов устного народного творчества в интересах усиления воспитательного влияния уроков родной литературы в школе. Проведенный анализ народного педагогического опыта воспитания адыгским народом подрастающих поколений может являться частью спецкурса по народной педагогике Северного Кавказа и раздела «История педагогики» в процессе обучения студентов педагогических вузов. Материалы исследования могут быть использованы при написании студентами и аспирантами дипломных и диссертационных работ. В совершенствовании работы современной национальной школы посредством усиления воспитательного влияния уроков истории КБР и традиционной культуры народов КБР.

Объективность и достоверность полученных результатов обеспечена избранным методологическим подходом к решению исследуемой проблемы; тщательным отбором фактического материала, документов, источников; логической структурой и содержанием диссертационной работы; многоплановым характером исследования, внедрением авторских рекомендаций, способствующих повышению качества профессиональной деятельности учителей в образовательно-воспитательный процесс.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народная педагогика - это кладезь накопленных и проверенных жизнью эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение, большей частью в устной форме, как результат исторического и социального опыта народа.

2. Адыгская народная педагогика - воспитательно-образовательный потенциал формирования высоких гражданских, морально-этических, психологических, физических качеств, норм поведения и действий в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

3. Воспитание всесторонне развитой личности - взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания в народной педагогике.

4. Адыгэ хабзэ - специфические особенности воспитания совершенной личности у адыгских народов, связь общечеловеческого и национального.

5. Совершенная личность - это, прежде всего, гармоничное единство разума и эмоций, соотношение ее внутренней и внешней активности, разных направлений ее интересов и практических действий.

6. Адыгская этика - единая и целостная система нравственных координат, система гуманистических ценностей и этнокультурных традиций адыгского народа, влияющих на формирование национального идеала совершенной личности.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения диссертации и результаты исследования неоднократно докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры психолого-педагогического образования ИПК и ПРО КБГУ, они докладывались на конференции по итогам научно-исследовательской работы. Отдельные рекомендации автора были использованы в практике преподавания предмета "Родной язык и литература", предмета "Культура КБР", при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии.

Структура диссертации отражает логику научного поиска, дается анализ идеи воспитания национального идеала совершенной личности у адыгских народов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Увижева, Бэлла Даурбековна

Выводы

Идеалы народной педагогики живут веками, в них все естественно и гармонично, все порождено жизнью, ее требованиями к человеку, нуждающегося в постоянном, беспрерывном и беспредельном развитии. Путь приобщения к общечеловеческой культуре лежит через усвоение обычаев и традиций, национальных особенностей народа. Народная педагогика обобщила педагогические идеи и воспитательный опыт, выработанные тем или иным этносом в течение всей его истории, и которые сохранились и в устном народном творчестве, и в традициях, и в играх, и в этнографических и археологических материалах. Надо лишь научно осмыслить многовековой народный воспитательный опыт, преемственность традиций. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формирование исторического самосознания и миропонимания народа. Мы можем сделать вывод, что программа воспитания всесторонне развитой личности многогранна и обширна. Многообразны и средства ее реализации.

Народная педагогика не мыслила воспитание всесторонне развитой личности вне активной умственной деятельности. Адыгским народом была выработана система воспитания подрастающего поколения, способствовавшая формированию умственных способностей детей, творческому мышлению, развитию памяти, самостоятельности в решении многих задач, с которыми они сталкивались в жизни. Умственное воспитание осуществлялось адыгским народом в тесной связи с жизнью и трудом, средства и методы обучения, носившие комплексный характер, были порождены практическими потребностями, условиями жизни адыгов. Многие идеи народа, о значении умственного воспитания, накопленные тысячелетиями, значимы и сегодня. Адыги считали, что умственное воспитание - основа формирования всех сторон духовной жизни подрастающего поколения, формирования его облика. Умный человек всегда нравственный, добропорядочный, авторитет человека зависит от его интеллекта, мудрости, а мудрость - главное богатство. Народная мудрость гласит: «мир освещает солнце, упорядочивает мудрость». Воспитание было самой жизнью народа: все воспитывали, всё воспитывало, всех воспитывали. Народная педагогика не дифференцировала, например, трудовое и нравственное воспитание: само собой разумелось, что трудолюбивый человек нравствен и наоборот. Это объясняется преемственностью, восходящей к первобытнообщинному строю, когда различные аспекты воспитания не были дискретны, а представляли собой слитный процесс усвоения практического опыта старших младшими. Народная педагогика, многонациональна в своей основе и общечеловеческая по своему значению.

Субъективно то или иное явление жизни служило определенной цели, выполняло конкретную задачу, например, такие произведения народного творчества, как песни, служили средствами развлечения и отдыха. Одновременно они выполняли еще и воспитательную функцию, воспитание личности, способной познавать и преобразовывать мир, себя, свою жизнь по законам духовности, красоты и гармонии. Гуманистическое воспитание, как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен. Как общенациональный идеал всесторонне развитой личности не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим философом, мыслителем, педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается каждым народом, а усваивается им, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонично развитой личности создается только совместными усилиями всех народов, этот идеал присущ каждому народу, характерен для него. Он характерен и для адыгского этноса.

Заключение

Анализ и систематизация историко-этнографических, литературных, историко-педагогических, фольклорных материалов, а также научно-педагогических трудов дореволюционных и современных авторов по проблемам воспитания подрастающего поколения позволили нам раскрыть особенности самобытной системы воспитания в народной педагогике народов Северного Кавказа, в частности, адыгского народа. Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь выскосознательная, способная и нравственно развитая личность, обладающая гражданственной жизненной позицией.

Хочется еще раз подчеркнуть важное значение народной педагогики словами Г.Н.Волкова: «Народная педагогика» - это по преимуществу дописьменная педагогика, устное педагогическое творчество народа. Ее целью является сохранить, творчески активно совершенствовать и распространить совокупность целей и задач, путей и средств воспитания и обучения (в их взаимной связи), применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу [27, с.7].

Народная педагогика была и остается источником воспитательных идей, носительницей гуманистических идеалов. На протяжении веков она являлась могучим средством педагогического воздействия на подрастающие поколения. Истоки народной мудрости присутствуют в любой воспитательной теории, и это доказывает, что народная педагогика является неотъемлемой и составной частью современной педагогики. А.Э. Измайлов конкретизирует основную цель народной педагогики - «воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс» [46, с. 123]. Сам же творческий воспитательный процесс сохраняется в традиционных нормах и правилах личного и общественного поведения, в знаниях, умениях, передаваемых от поколения к поколению.

Результаты нашего исследования дают возможность сделать вывод о том, что целью воспитания подрастающего поколения адыги считали подготовку всесторонне, гармонично развитой, высокосознательной, совершенной личности, способной преодолеть любые трудности и лишения в жизни. Адыги сумели создать свою, народную, систему трудового и физического воспитания, которая способствовала развитию выносливости, ловкости, силы и быстроты движения, трудолюбия и других качеств личности, необходимых в тяжелых горных условиях края.

И естественно, идеальным в представлении народа должен являться человек не только физически совершенный, но и мудрый, умственно и нравственно развитый, способный плодотворно, производительно, творчески трудиться. В народе такой человек - труженик, истинный горец. От трудолюбия - нравственность, гармоничность; трудолюбие - положительная отличительная черта, т.к. труд - основа, фундамент формирования нравственных качеств личности, без него немыслимо ее всестороннее совершенствование, трудолюбие же единственный путь к этому совершенствованию. Процесс совершенствования личности, доводящий ее до уровня идеала, происходит при разумной организации умственного, физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания. В идеале совершенная личность ориентируется, прежде всего, на социально значимое творчество, включающее и созидание самого себя, т.к. для совершенной, всесторонне развитой личности творчество есть способ ее существования.

Таким образом, народная адыгская педагогика в соответствии с гуманным, демократичным идеалом достойного человека, истинного адыга выдвигает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание как основные компоненты цели - всестороннего и гармоничного развития высокосознательной личности. При условии высокой оценки каждого из них, адыгская народная педагогика первоосновой воспитания признавала трудовое воспитание, так как лишь через труд и в процессе трудового воспитания, возможно, решать и задачи других направлений воспитания. В содержании умственного воспитания адыги включали:

1) развитие ума посредством развития всех познавательных функций человека: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

2) развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей;

3) развитие сознания и самосознания, самоорганизация умственной деятельности.

Умственное воспитание необходимо осуществлять прежде всего, через обучение, считали адыги.

В содержание эстетического воспитания адыги включали:

1) развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное (песни, танцы и т.д.);

2) развитие эстетических чувств и эмоций, развитие творчества;

3) формирование эстетического отношения к искусству, культуре, объектам природы, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

В содержание нравственного воспитания:

1) формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;

2) формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений (адыга хабзэ);

3) формирование чувства любви к Родине и ответственности за нее, готовности прийти на защиту Родины и своего народа;

4) формирование чувства национально-адыгского достоинства и уважения к другим народам и нациям; толерантности.

В содержание трудового воспитания:

1) формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя, для своего народа и общества в целом;

2) формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду;

3) развитие механизма самообучения в сфере труда. Формирование интереса к труду.

Содержание физического воспитания:

1) развитие двигательной системы, мускулатуры, мышечной и нервной системы для сохранения и укрепления здоровья;

2) формирование механизма физического самовоспитания и самовоспитания воли, выносливости, закаливания, настойчивости и самодисциплины;

3) разностороннее развитие конкретных спортивных умений (джигитовка, стрельба, перетягивание каната и т.д.) и мастерства;

4) развитие значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности (выносливость);

5) индивидуальная работа с физически закаленными, развитыми детьми с учетом их склонностей и интересов.

Условием успешности воспитания является формирование потребности интереса и стремления к труду. Именно трудолюбие ведет к всестороннему развитию и совершнствованию личности. Трудовая атмосфера, царящая в семье, личный пример родителей, убеждения, показ, одобрение, поощрение являются эффективными методами воспитания подрастающего поколения. Нравственный облик родителей, их труд, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям - все это служит примером для подрастающего поколения и оказывает действенное влияние на формирование личности. Вот почему народная мудрость адыгов, выраженная в педагогике их родителей, старших и т.д., говорит о необходимости использования в воспитании, прежде всего, положительного примера. Народный опыт воспитания формируется, совершенствуется и сохраняется, прежде всего, в семье, передается из поколения в поколение, и отношение к семье, как к родному очагу, который должен всегда «теплиться».

Великий педагог-гуманист, Я.А. Коменский, описывал традиции чешского семейного воспитания, носителями которых является простой народ, крестьянские семьи он считал началом их правильного воспитания. Выдающийся швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци образцом воспитания также считал здоровый, нравственный опыт крестьянской семьи, что общественное воспитание должно строиться на принципах передового опыта семейного воспитания. Если, по мнению Песталоцци, развитие «истинной человечности» - цель воспитания, то в народной педагогике она уже существовала: именно гармонично развитого, совершенного, достойного человека, истинного адыга хотел вырастить адыгский народ. Достойный человек - совершенен, а к совершенству ведет его всестороннее, гармоничное развитие, воспитание. Развитие в воспитании «руки, сердца и разума» ведет, по словам Песталоцци, к совершенствованию личности, ибо при этом осуществляется комплексное воспитание: трудовое, физическое, нравственное, умственное: весь процесс воспитания эстетизирован.

Адыги испокон веков строили внутрисемейные отношения на взаимном уважении, но авторитет отца и матери был непререкаемым. «Отдавая в семье предпочтение, главенствующую роль мужу, «адыгэ нэмыс» предписывает нормы поведения внутри семьи между супругами и их детьми» [81, с. 100].

Дети любили и почитали своих родителей, и родители, в свою очередь, питали к ним большую любовь и нежность, но в проявлениях были очень сдержаны. По обычаю запрещалось наказывать собственных детей физически, оскорблять их достоинство. Вместе с тем, родители старались не показывать чужим людям и старшим родственникам свои чувства к родным детям. Дурным тоном считалось хвалить или ругать своих детей при чужих людях. Супруги не выясняли отношения при детях. «Как спартанцы в древности, черкесы посещают своих жен как бы тайком, а по отношению к плодам этих тайных встреч, к своим детям, они не позволяют себе самого малейшего проявления нежности» [75, с.573].

Детям запрещалось перечить родителям, они не имели права садиться за один стол с родителями и обедать вместе с ними. Взаимоотношения членов семьи были уважительными и вместе с тем, строгими. Женщина в семье и обществе пользовалась всеобщим уважением и авторитетом. К ее слову прислушивались все мужчины. В семье авторитет отца был непререкаемым. Его слово было законом для остальных членов семьи. Он, в свою очередь, по возможности учитывал мнение жены, взрослых детей. Строгие, но вместе с тем уважительные взаимоотношения были между самими детьми. Адыгская народная педагогика учила уважению к старшим, к родителям, воспитанию сдержанности и добродетели, что семья не только радость, но и долг. Дети ждали родительского совета перед совершением важного дела. Родительский авторитет, слова одобрения и похвалы были стимулом для детей.

Опираясь на опыт и идеи народного воспитания, адыги учитывали половозрастные особенности развития детей в процессе воспитания подрастающего поколения, считая, что тот или иной вид деятельности ребенок может усвоить только в определенные периоды своего развития. Девочек обучали умению вести хозяйство, вышиванию, шитью, придавалось большое значение эстетическому воспитанию девочек. Серьезное воспитательное значение имело самобытное физическое воспитание мальчиков. В мальчиках особо ценилось физическое развитие, умение искусно танцевать, играть на музыкальных инструментах, их обучали также дворянскому этикету, воспитаннику прививали сдержанность, самообладание.

Большое значение для воспитания подрастающего поколения имели обряды, праздники, танцы, песни, сказки и сказания. Проведение различных обрядов осуществлялось всегда при участии в них детей - для приобщения их к духовному наследию своего народа, познанию значения прогрессивных традиций и обрядов. Песни и обряды воспитывали у подрастающего поколения любовь к труду, развивали чувство солидарности и взаимовыручки.

Исходя из исследуемой проблемы об опыте и идеях народного воспитания адыгов, в нашем исследовании мы пришли к заключению о возможности выделить такие критерии здорового, нормального, правильного развития личности:

- отношение к другому человеку как самоценности;

- способность к самоотдаче и любви;

- творческий характер жизнедеятельности;

- потребность в позитивной свободе;

- способность к свободному волепроявлению;

- вера в осуществление намеченного;

- внутренняя ответственность перед собой и другими; перед прошлыми и будущими поколениями;

- стремление к обретению смысла жизни.

Образ совершенной личности, в идеале: целостная, духовно богатая, любящая, творчески деятельная, позитивно настроенная, ответственно-свободная, самостоятельная, понимающая самосозидание, как главный смысл своей жизни. Конечно, вряд ли в реальности можно встретить столь совершенную личность. Это идеал. А идеал нужен затем, чтобы не сбиться с правильного пути. Возникает необходимость создания такой системы воспитания, которая ведет к формированию идеальной, всесторонне развитой личности. На наш взгляд, мало где поговорка «Новое - это просто хорошо забытое старое» звучит так актуально, как в науке о воспитании.

Сама логика развития этой науки требует постоянного соотнесения текущих исследований с классическими работами прошлого об опыте воспитания народной педагогики для оптимальной организации воспитания и обучения подрастающего поколения.

Основной целью народной педагогики была подготовка всесторонне развитых, высокосознательных людей, способных переносить любые невзгоды; наделенных умом, физической силой и нравственными добродетелями. Сегодня процесс воспитания подрастающего поколения требует внесения изменений и преобразований, использования народного опыта воспитания и педагогических идей, рекомендаций. Это связано с упущением применения опыта в современной школьной практике древнейших традиций воспитания, недостаточного использования народных методов и приемов воспитания подрастающего поколения. Мы считаем необходимым, направить воспитательный процесс на помощь подрастающему поколению в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития высокосознательной, нравственно здоровой, культурной личности.

Наравне с обогащением знаниями в школе необходимо возродить учебное краеведение. На занятиях по трудовому обучению также использовать краеведческий материал. В процессе изучения истории родного края систематически и последовательно внедрять краеведческий принцип, что позволит формировать представления о мире и о себе, о добре и зле, развивать чувство восприятия самого себя как личности с присущими ей положительными качествами и недостатками, научить оценивать свои поступки. Создать условия для развития творчества, где учащиеся смогут проявить свой высший потенциал как существа чувственные, сознательные, мыслящие, способные создавать новое, при этом соблюдать и сохранять чистоту своего внутреннего мира.

Человеческий мир, накопив колоссальный опыт воспитания и обучения, на основе его, набрав невиданные темпы создания новых моделей жизни, производственных и информационных технологий, стремительно движется к самоуничтожению. Существующее воспитание неадекватно жизни как универсальной ценности, самосохранению человека, его природе и назначению. Это привело к тому, что основным критерием результативности работы школы стали знания, «ценности» личного преуспевания.

Народная же педагогика традиционно видит смысл воспитания в духовно нравственном воспитании в первую очередь, она вновь возвращает к главным проблемам человека. История педагогики знает бесчисленные изменения в ценностных ориентациях. Даже такие явления, как труд, Родина, природа, жизнь могут потерять духовное значение и выйти за пределы сферы ценностей. Сила народной педагогики заключается в приоритете духовных, нравственных ценностей, абсолютно адекватных природе и назначению человека.

За рамками исследования остались такие проблемы, как использование этнопедагогического материала во внеклассной и внешкольной воспитательной работе, в системе повышения квалификации учителей. Богатое духовное педагогическое наследие народов Северного Кавказа может и должно стать предметом новых этнопедагогических исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Увижева, Бэлла Даурбековна, 2007 год

1. «Адыгский фольклор». Т. 1- Нальчик, 1963.(на каб. яз.).

2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974.

3. Адыгэ гущыЪжьхэр. Мыэкъуапэ, 1957(на каб. яз).

4. Адыгэ псалъэжьхэр. Нальчик, Кн. 1,1965, Кн. 2, 1967(на каб. яз).

5. Азаматова М.З. Материалы к земледельческой культуре бжедугов: Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1963.

6. Аристотель. Сочинение в четырех томах. Т. 1., М., 1975.

7. Аркин Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. -М, 1935.

8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1972.

10. Ю.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

11. ГБгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.

12. Белл Джеймс. Дневник Пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839 // АБКИЕА. Нальчик, 1974.

13. З.Бердяев H.A. О русской философии. Свердловск, 1991.

14. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999.

15. Белинский В.Г. Письма. Т. 1., М., 1914.

16. Большой психологический словарь. Москва, 2003.

17. Броневский Мартин. Описание татарин //АБКИЕа. Нальчик, 1974.18.БСЭ. Руссо. М., 1975.

18. Булгаковский Д., Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник. СПб., 1890.

19. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев. «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. 29. Тифлис, 1901.21 .Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1983.

20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.

21. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926.

22. Витсен Н. Северная и Восточная Татария. Амстердам, 1962. Перевод с голландского Зевакина Е.С. Рукописный отдел библиотеки КБИИФЭ, д. 252. лл. 255-256.

23. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.

24. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Москва, 1999.

25. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

26. Карданов В. К. Аталычество у адыгов. М., 1973.

27. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. -М., 1970.

28. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.

29. Гегель Г.В. Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т. 3., М., 1977.

30. Грамши А. Избранные произведения. Т. 3. М., 1959.

31. Гроцкий Г. О праве войны и мира. М., 1956.

32. Гукемух А. М., Кардангушев 3. П. Адыгэ псалъэжьхэр (Кабардинские пословицы). Нальчик, 1994.

33. Гуля Н.П. Дидактическая афористика Древнего Египта. М.; Л., 1941.

34. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. М., 1846.

35. Джованни Лука. Описание перекожских и ногайских татар, черкесов, мингрелов в Грузии в 1625г. //АБКИЕА. Нальчик, 1974.

36. Джорджио Интериано. Быт и страны зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование //АБКИЕА. Нальчик, 1974.

37. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб., Т.1., Кн.1., 1871.

38. Есаул. Походный дневник (У шапсугов). «Военный сборник». Т.ХИ. -СПб., 1860.

39. Жан-Виктор-Эдуард Тебу де Мариньи. Путешествие в Черкесию в 1818 году // АБКИЕА. Нальчик, 1974.

40. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения Средней Азии и Казахстана. М., 1991.

41. Иоганн Бларамберг. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

42. История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1968.

43. История Кабардино-Балкарской АССР. Нальчик, 1968.

44. Кабардино-русский словарь. М., 1957.51 .Кабардинские пословицы. Нальчик, 1965.

45. Кабардино-русский фразеологический словарь. Нальчик, 1963.

46. Каламбий. Записки черкеса. Нальчик, 1988.

47. Калоев Б.А. Осетины. -М., 1971.

48. Кантария М.В. О некоторых пережитках аграрного культа в быту кабардинцев. «Ученые записки Адыгейского НИИ». Т.8. Майкоп, 1968.

49. Кануков И. В осетинском ауле //Инал Кануков. Сочинения. -Орджоникидзе, 1963.

50. Кануков И. Горцы-переселенцы //Инал Кануков. Сочинения. -Орджоникидзе, 1963.

51. Карданов Б.М. Кабардино-русский фразеологический словарь. М., 1957.

52. Карачаевцы. Черкесск, 1978.

53. Карлгоф Н.И. О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря //РВ. 1860. Т.28.

54. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1986.

55. Корчак Я. Как любить детей. М., 1973.

56. Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа. Ученые записки Адыгейского НИИ., Т.8.-Майкоп, 1968.

57. Кокиев Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом. Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института. Т.1. -Нальчик, 1946.

58. Коменский Я.А. Избр. пед. соч., В 2 т., Педагогика, Т. 1. М., 1982.

59. Кон И.С. Этнография детства //Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. -М., 1983.

60. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

61. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли. Перевод с немецкого. Рукописный отдел библиотеки КБИИФЭ, д.2010, л. 30.

62. Козлов В.И. Этнос и культура//СЭ., №3., 1979.

63. Ксаверио Главани. Описание Черкес // АБКИЕА. Нальчик, 1974.

64. Лавров Л.И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев // В кн.: Кавказский этнографический сборник. М., 1959.

65. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882.

66. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей //Собр. соч. М.; Л., 1959.

67. Логофет Д.Н. В забытой стране. М., 1912.

68. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов //АБКИЕА. Нальчик, 1974.

69. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкес //Кавказ, № 7, 1889.

70. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задачи дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван, 1978.

71. Мамбетов Г.Х. Пища в обычаях и традициях кабардинцев и балкарцев. //Вестник КЕНИИ, вып. 6. Нальчик, 1972.

72. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1994.

73. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1997.

74. Мамхегова Раиса. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

75. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX начале XX в., - Нальчик, 1979.

76. Макаренко A.C. Собр. Соч. Т. 4. М., 1957.

77. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984.

78. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.

79. Меретуков М.А. Семейная община у адыгов //Ученые записки адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Майкоп, 1970.

80. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем //Культура и быт адыгов., Вып. 1. Майкоп, 1976.

81. Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство. СПб., 1896.

82. М-ль де Гель О. Путешествие в степи Каспийского моря и по Российскому меридиану., 2-е изд. Париж, 1868.

83. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

84. Намитлоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сб. статей кафедры педагогики и психологии Адыгейского пединститута. Вып. 1. Майкоп, 1957.92.Нарты. М., 1957.

85. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994.

86. Острогорский В. Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу. Изд. З-е.-М., 1891.95.0бразцов C.B. Золотое дерево // Эстетическое воспитание в семье. -М., 1966.

87. Очерки истории Карачаево-Черкессии. Ставрополь, 1967.

88. Пономарев П.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. М., 1970.

89. Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., 1982.

90. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М., 1977.

91. Пещерова Е.М. Некоторые игры среди оседлого населения Туркестана // Бюллетень Среднеазиатского государственного университета. № 11, 1925.

92. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной). 2-е изд., испр. и доп. M., 1885.

93. Пословицы и поговорки народов Востока. М., 1961.

94. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988.

95. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1990.

96. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. М., 1957.

97. Пфаф В.В. Этнология исследования об осетинах // Сборник сведений о Кавказе., Т. 2., Тифлис, 1987.

98. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. М., 1946.

99. Сенигов И. Нородные воззрения на учение и воспитание. СПб., 1896.Сказки народов Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 1959.

100. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем. //Ученые записки Адыгейского НИИ, Т. 8. -Майкоп, 1968.

101. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт //Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968.

102. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1869. Вып. 21.; Адыгейские сказки. - 1957.

103. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Адыгейские пословицы. Тифлис, 1899. Вып. 26.

104. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Адыгские тексты. Тифлис, 1899. Вып. 26.

105. Станиславский К.С. Собр. Соч. Т. 2., М., 1954.

106. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир, 1915.

107. Советский энциклопедический словарь. М., 1982.

108. Спенсер Э. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1994.

109. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа //Кавказский сборник. Тифлис., 1900.

110. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н. Волкову от 6 февраля 1967г. //Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

111. Тарпанов В.К. Общественный строй адыгейских народов. М., 1967.

112. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991.

113. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений., Т. 41 М., 1928.

114. Увижева Б. Д. Педагогические мысли адыгского народа. //Вестник национального государственного университета (научный журнал). № 2 Душанбе, 2007.

115. Ушинский К.Д. Родное слово//Педагогика, Пед. соч. В 6 т. М., 1988.

116. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч., Педагогика, Т. 1. -М., 1988.

117. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

118. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967.

119. Хан-Гирей. Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов //Журнал «Русский вестник», 1842. № 1. Архив КБИИФЭ.

120. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.

121. Хатанов A.A., Керашева З.И. Толковый словарь адыгейского языка. Майкоп, 1960.

122. Хачирти А. Аланика мудрость народа // Жемчужины и самоцветы народной философии. Владикавказ, 1999.

123. Хинтибидзе А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношения народной педагогики и истории педагогики. Ростов-на-Дону, 1975.

124. Христова Е. Понятие "народная педагогика" в советской историко-педагогической литературе //Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогической мысли. -М, 1986.

125. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп, 1989.

126. Чехов А.П. Сочинения. Т. 4. -М., 1961.

127. Шахвердов Г.Г. Воспитание народных масс. Ростов-на-Дону, 1924.

128. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями // М., 1856.

129. Шогенцуков А.О. Добрые обычаи народа //Наука и религия, № 4, 1967.

130. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1988.

131. Шоров И.А. Народная педагогика адыгов о факторах, влияющих на формирование личности // Проблемы обучения и воспитания в сельской национальной школе. Ростов-на-Дону, 1976.

132. Эльконин ДБ. Психология игры. М., 1999.

133. Якоб Рейнеггс. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа //АБКИЕА. Нальчик, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.