Иерархия ценностей в современной женской прозе: на материале произведений Т. Толстой, М. Арбатовой, Т. Москвиной тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Лазарева, Елена Витальевна

  • Лазарева, Елена Витальевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 192
Лазарева, Елена Витальевна. Иерархия ценностей в современной женской прозе: на материале произведений Т. Толстой, М. Арбатовой, Т. Москвиной: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2009. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лазарева, Елена Витальевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Иерархия ценностей в прозе Т.Н. Толстой

1.1 Творчество Т.Н. Толстой и художественная аксиология "женской 17 прозы".

1.2 Память, Слово и любовь - важнейшие ценностные константы худо- 23 жественного мира Т.Н. Толстой. Интеллигенция как хранительница ценностей.

1.3 Роман "Кысь" как филологическая антиутопия. Кризис "литературо- 51 центричного" сознания как ценностный кризис

1.3.1 Культура и псевдокультура в борьбе за ценностные ориентиры. Не- 51 гативные последствия литературоцентризма

1.3.2 Мифопоэтика романа в аксиологическом аспекте

1.3.3 Образ "грядущего хама" как антитеза системе ценностей русского 69 интеллигента

ГЛАВА 2 Апология феминистских ценностей в современной отечест- 76 венной литературе: проза М.И. Арбатовой

2.1 Творческая индивидуальность Марии Арбатовой. Феминизм как об- 76 раз жизни и система ценностей

2.2 Автобиографизм как способ художественного мышления. Становле- 82 ние системы ценностей героини "автобиографической прозы" "Мне сорок шесть"

2.3 Версия "женской прозы" М.И. Арбатовой: рассказы и романы как 103 "художественная пропаганда" феминизма

ГЛАВА 3 Сочетание феминистской психоидеологии с традициона- 115 лизмом в прозе Татьяны Москвиной ("Смерть это все мужчины", "Она что-то знала")

3.1 "История болезни гордого духа, драматически соединенного с жен- 115 ской природой.". Система ценностей в романе "Смерть это все мужчины"

3.1.1 Система ценностных оппозиций

3.1.2 Мужчина - Женщина

3.1.3 Мужской мир - женский мир

3.1.4 Отец (Он, Господь, Бог) - Мать (Она, Природа, Красная Дама)

3.1.5 Мужское письмо - женское письмо

3.2 Художественная аксиология романа "Она что-то знала"

3.2.1 Ценностный вакуум "современной героини" и поиск ценностной 131 идентичности как принцип структуры "детективного" сюжета

3.2.2 Жизненная стратегия правдолюбца: Лилия Серебринская

3.2.3 Традиционные ценности и богемный артистизм как жизненная 139 стратегия: Марина Фанардина

3.2.4 Интеллектуальный бунт женщины: Роза Штейн

3.2.5 Ценностная парадигма классической женственности: Алена Царева

3.2.6 Слово-Логос в ценностной иерархии Москвиной. Образ мужского 160 адресата романа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иерархия ценностей в современной женской прозе: на материале произведений Т. Толстой, М. Арбатовой, Т. Москвиной»

Русская литература девяностых годов XX и начала XXI века представляет собой очень сложное и неоднородное явление во всех отношениях — мировоззренческом, эстетическом, стилистическом и, конечно, аксиологическом. Оказавшись в состоянии постперестроечного идеологического вакуума, испытав все соблазны теоретического и "практического" постмодернизма, разделившись на множество течений, современная русская литература в своих лучших произведениях сохранила высокую духовность, страстный поиск истины, любовь и сострадание к человеку. Именно ориентация на истинные ценности, "разумное, доброе, вечное" позволила русской литературе установить и поддерживать высочайшие качества текста даже в эпоху торжества массовой культуры, и поэтому одним из важнейших критериев оценки произведения остается критерий аксиологический.

Ценности моральные - одна из основных категорий нравственного сознания. Обычно моральные ценности представлены в некоторой иерархии: высшие — низшие, общечеловеческие — групповые и т.п." (214, с.662). Аксиологическим базисом русской классической литературы являются, конечно, общечеловеческие ценности, важнейшая из которых - Бог, а в земном, материальном мире - человек (антропоцентрическая парадигма русской литературы). Но этот человек был "человеком вообще", а точнее, мужчиной, о чем свидетельствует даже грамматический род слова и совпадение слов "мужчина" и "человек" во многих европейских языках. "Универсальная тенденция. систем знания и научного дискурса в целом. состоит в совмещении мужской точки зрения с общей, "человеческой" точкой зрения" (Роза Брайдотти, 66, с. 501). Женщина же долгое время была лишь объектом, но не субъектом литературы. Изображение мира глазами женщины вплоть до XX века было делом очень немногих и очень смелых дам-писательниц, как правило, подвергавшихся за свою смелость и такое "неприличное" для женщины занятие, как писательство, общественному порицанию и имевших из-за него серьезные проблемы с личной жизнью.

Ситуация начала меняться к концу XIX - началу XX века с первыми победами суфражизма, а затем — феминизма. Женщины обрели свой голос, в том числе в искусстве, и отстояли право на собственное творчество во всех областях человеческого гения. Естественно предположить, что они привнесли в "общечеловеческие" ценности нечто свое, уникальный женский опыт, недостаточно полно выраженный в культуре. Признание ценности этого опыта, соотношение его с "общечеловеческим", специфика ценностной иерархии "писательницы" в сравнении с "писателем" - эти и подобные вопросы являются поводом для критической рефлексии феминизма, в том числе литературной феминистской критики, без которой уже невозможно представить современную западноевропейскую, американскую и российскую интеллектуальную культуру.

Этим и обусловлена актуальность нашего диссертационного исследования. Кроме того, мы считаем, что иерархия ценностей в современной женской прозе является одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов еще по нескольким причинам. С одной стороны, именно в произведениях писателей-женщин (слово "писательница", как и "поэтесса", имеет некий оттенок второсортности и несерьезности, поэтому, например, "поэтессу" так ненавидели Ахматова и Цветаева, а для нас предпочтительнее понятие "автор") мы видим верность традициям классического русского реализма и гуманизма, даже при органичном использовании средств постмодернистской поэтики, и это является интереснейшим материалом для исследования. С другой стороны, специфика "женского" творчества, языка, физиологического и жизненного опыта и отражение этой специфики в "женском" тексте (или его сознательное игнорирование как авторская стратегия) все еще являются достаточно новым для литературоведения предметом.

Научная новизна работы в том, что впервые при анализе особенностей современной женской прозы в качестве основного классифицирующего принципа выбран ценностный подход. И хотя в последнее время (в конце 90-х - начале 2000-х годов) появились работы о женской прозе, имеющие теоретико-обобщающий характер (Н. Габриелян, И. Жеребкиной, М. Завьяловой, Т. Ме-лешко, Т. Ровенской, М. Рюткенен и др., а в последние три года - Н. Воробьевой, Г.Пушкарь, Е. Широковой), авторская аксиология как важнейшая составляющая художественного мира в них не рассматривается или занимает незначительно место. Мы же считаем, что именно этот аспект рассмотрения художественного текста позволяет выявить своеобразие мировосприятия автора и его художественного метода.

Количество журнальных и сетевых публикаций, посвященных развитию и критике женской литературы, растет год от года. Растет, потому что самой этой литературы становится все больше и больше. В последние 10-15 лет в том объеме художественной словесности, который приходится на женскую прозу, приходится отметить просто революционный скачок развития, связанный с определенными структурными и аксиологическими изменениями в обществе.

С другой стороны, за такое сравнительно малое время серьезной методологии исследования еще во многом спорного литературного явления сложиться не могло: публичных реплик и поверхностных оценок много — восторженных и критических — но в основном они являются лишь констатацией фактов и не претендуют на глубокий анализ.

Правда и здесь можно найти очень интересные и актуальные на современном этапе работы. Такие, например, как статья М. Рюткенен 'Тендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения", а также концептуальная публикация Н. Габриелян "Ева — это значит жизнь".

Учеными различных отечественных и зарубежных университетов все чаще как средство используется аксиологический подход к изучению художественных образов современной литературы. Опыт таких исследований позволяет взглянуть на литературных героев и проблематику произведений через призму ценностных характеристик.

К тому же аксиологический ряд (лирического и эпического героя) важен также для филолога и как объект изучения. Поэтому необходимо отметить иногда определенное наложение целевого и методологического уровней исследования. Скорее всего, наиболее полную картину женской прозы начала XXI века можно получить именно подобным образом.

Кроме того, выбранные нами для сравнительного анализа имена ни разу не были сопоставлены в данном аспекте, а о творчестве Т. Москвиной и даже М. Арбатовой, несмотря на широкую известность последней как идеолога феминизма и телеперсонажа, нет ни одного серьезного исследования.

Объектом диссертационного исследования стала художественная проза Т. Толстой (роман "Кысь" и рассказы 90-х — начала 2000-х г.г.), М. Арбатовой (роман "Визит нестарой дамы", автобиографическая проза "Мне сорок шесть", рассказы 90-х г.г.) и Т. Москвиной (романы "Смерть это все мужчины" и "Она что-то знала"). В качестве дополнительного материала исследования привлекались также статьи, эссе, интервью и драматические произведения названных авторов.

Предмет исследования — своеобразие индивидуальной системы ценностей как основы авторской картины мира, созданной в художественной прозе Т. Толстой, М. Арбатовой и Т. Москвиной.

Цель исследования - выявить наиболее значимые для каждого из авторов ценности и представить их в виде иерархии. Указанная цель достигается в процессе решения следующих задач:

1) показать принципиальную значимость понятия "ценность" для анализа художественного текста;

2) сопоставить основные ценностные парадигмы русской культуры (традиционализм, православная этика, коммунизм как ценностная парадигма, феминизм, постмодернистская аксиология) и раскрыть отражение этих парадигм в сознании и поведении персонажей Т. Толстой, М. Арбатовой и Т. Москвиной;

3) исследовать ценностные системы выбранных авторов, их сходство и различия;

4) охарактеризовать способы воплощения в художественном мире названных авторов их системы ценностей — на сюжетно-тематическом, словесно-образном, мифопоэтическом и философско-онтологическом уровнях текста.

Методологической основой исследования послужили работы современных историков и теоретиков литературы (М.Н. Липовецкого, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпы, С.Н. Бройтмана, В.Е. Хализева, М.Н. Эпштейна, И.П. Ильина, И.С. Скоропановой и др.), гендерологов, представителей феминистской критики (С. Де Бовуар, Ю. Кристевой, К. Палья, Э. Сиксу, Дж. Батлер, С.Бем, О. Ворониной, Н. Габриелян, И. Жеребкиной, М. Завьяловой, Т. Мелешко, Т. Ровен-ской, М. Рюткенен и др.). В процессе работы над диссертацией мы использовали сравнительно-типологический и герменевтико-интерпретационный методы анализа текста, принципы мотивного и мифопоэтического анализа (Т. Толстая, Т. Москвина) и биографический метод (М. Арбатова). Специфика исследуемой темы и материала предполагала сочетание аксиологического подхода к анализу текстов с элементами гендерологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Понятие "женская проза" достаточно условно и должно использоваться не терминологически, а лишь функционально. Тем не менее можно говорить о некоей обобщающей специфичности женской прозы, поддерживаемой читательскими ожиданиями и выявленной большинством критиков и исследователей, объединяющих авторов-женщин по тендерному признаку;

2) Аксиологический подход к анализу художественного текста, в том числе "женского", является сегодня одним из наиболее продуктивных и результативных, поскольку позволяет определить тип творческой индивидуальности писателя (как мужчины, так и женщины) по самым существенным признакам. Этот подход традиционен для русской литературы, критики и читательской рецепции, и он должен вернуть себе позиции, утраченные в период форсированной декларации постмодернистского подхода к оценке литературного произведения;

3) Аксиологическая ориентация писателей-женщин далеко не всегда определяется в первую очередь их тендерной принадлежностью, а если определяется, то варианты такого самоопределения могут быть весьма различны. Так, творчество Т. Толстой хотя и можно отнести к женской прозе, но весьма условно и с оговорками, поскольку для нее характерна скорее так называемая общечеловеческая система ценностей (тоже условный термин) и защита традиционных ценностей русской интеллигенции. Типично "женские" темы и сюжеты Т. Толстую не привлекают;

4) Иерархия ценностей в прозе М. Арбатовой во многом определяется ее феминистскими убеждениями. "Женская тема" является основной в ее творчестве, однако непредвзятый читатель М. Арбатовой понимает, что ее феминизм базируется не на каких-либо специфически женских ценностях, а на основных ценностях западного либерализма, правах и свободах, изложенных в Декларации прав человека: подлинное равенство мужчины и женщины является следствием соблюдения этих прав;

5) Т. Москвина в своих романах воссоздает несколько типичных жизненных стратегий женщины, при этом ориентируясь все-таки на традиционный идеал (семья, любимый муж, дом, дети, остальное — по обстоятельствам). Героини Т. Москвиной, как правило, наделены высокой интеллектуальностью и профессиональной успешностью, но несчастливы, поскольку переживают конфликт своей системы ценностей с реальным сценарием судьбы. Невыполнение женщиной по тем или иным причинам классической женской жизненной программы рано или поздно приводит ее к личностному разрушению и уничтожению.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия "ценность" и выявлении его продуктивности при анализе художественного текста в тендерном аспекте; в уточнении понятия "женская проза" и выявлении сферы его применения; в утверждении аксиологического подхода как одного из наиболее перспективных в изучении современной отечественной литературы.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов и результатов в практике преподавания современной литературы, спецкурсов и спецсеминаров, например, "Актуальные проблемы современной литературы", "Образ женщины в современной литературе", "Новейшая отечественная литература в аксиологическом аспекте" и др., а также в преподавании основного курса истории русской литературы XX века.

Апробация диссертации. Результаты исследования, основные положения и выводы диссертации были изложены и обсуждены на заседании кафедры современной отечественной литературы и критики филологического факультета Кубанского государственного университета, на 7-й межвузовской конференции молодых ученых, состоявшейся 14 апреля 2008 года в г. Краснодаре, а также в статьях, опубликованных в журналах "Культурная жизнь Юга России", Вестник МГОУ, Филология, иных межвузовских и внутривузовских научных сборниках.

Структура диссертации. Объем диссертации — 192 страницы; она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 262 источника.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Лазарева, Елена Витальевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная отечественная литература (90-е — начало 2000-х) допускает различные возможности и способы интерпретации художественного произведения. Одним из наиболее продуктивных является, как показано в диссертации, аксиологический подход к оценке текста и творческого пути писателя, продолжающий традиции русской классической литературы, науки и критики XIX — XX веков. Носителем этих традиций в современной литературе в большей степени оказалась женская проза — неоднородное и сложное этико-эстетическое явление.

Современная русская литература находится не только на рубеже хронологическом, но и культурологическом. Это уже не одна из привычных тенденций реализма XX века. Но говорить, как правильно отмечали М. Липовецкий и Н. Лейдерман, о некоем неореализме скорее всего не стоит, потому что речь подчас идет о более жестком и натуралистичном подходе к действительности, чем в реалистическом повествовании. И это заметно у большинства представительниц современной изящной словесности (как у нас в стране, так и за-рубежом).

Все вышесказанное, однако, вовсе не доказывает необходимость особого — "тендерного" подхода к современной литературе, какие бы аргументированные позиции ни выдвигались критиками. Замкнутость на эмоционально-физиологической сфере характерна лишь для "дамского", "любовного" романа. Писательницы-интеллектуалки интуитивно и сознательно проникают гораздо глубже.

Мы можем видеть, что "женская" проза обнаруживает тайну и таинство человеческого бытия там, где в повседневности современного мира их попросту перестают замечать, а ценность неуклонно продолжают занижать. Однако "женская" проза выбирает именно их лейтмотивом, темой и смысловой канвой повествования. Она актуализирует проблему переакцентировки социально-культурных ценностей ради обретения современным человеком внутренней гармонии, которая приходит через осознание своих истоков и своей индивидуальности (159, с. 214).

Творческие индивидуальности таких авторов, как Т. Толстая, JL Улицкая, JI. Петрушевская, В. Токарева, О. Славникова, М. Палей, М. Вишневецкая, М. Арбатова, С. Василенко, Н. Габриэлян, Д. Рубина, Г. Щербакова, Т. Москвина и др., обычно объединяют "гендерной принадлежностью". Мы не считаем необходимым и достаточным в оценке творчества авторов-женщин исходить в первую очередь и исключительно из их "женственности", и все же, как нам представляется, есть нечто общее, что их сближает. Широко известное утверждение о том, что гений не имеет пола, кажется все-таки некоторым преувеличением. И если известная феминистка Линда Нохлин в своей концептуальной статье "Почему не было великих художниц?" утверждает, что нет никаких "обобщающих качеств "женственности", которые объединили бы художниц, равно как и писательниц", то, на наш взгляд, это обобщающее качество все же имеет место, иначе не были бы возможны никакие исследования женской прозы, и само это понятие было бы лишено смысла.

Любая пишущая женщина, независимо от своей гендерной самоидентификации, творческих принципов, отношения к рассматриваемой нами проблематике, неизбежно оказывается "встроенной" в мегаконтекст великой традиции, женской литературы в самом широком смысле этого слова. И хотя современная писательница уже не страдает от тех же проблем, с какими сталкивались, например, Жорж Санд или Шарлотта Бронте, она все еще ощущает некое поле читательского и критического ожидания, обусловленного все той же гендерной спецификой.

Как это ни печально, русскоязычной женщине-автору еще предстоит доказать, насколько женское искусство, критика и теоретизирование не требуют снисхождения" (Л.М. Бредихина, 66, с. 10). Даже если автор-женщина отвергает собственную женственность, игнорирует ее или находится с нею в конфликте, она так или иначе реализует определенную стратегию женственности, защищает определенную иерархию ценностей - "тендерных" или "общечеловеческих".

Из всего многообразия "женской литературы" (в данном случае словоупотребления условность и неоднозначность термина оправдывают использование кавычек) мы выбрали для своего исследования три имени. Выбор персоналий обусловлен тем, что Т. Толстая, М. Арбатова и Т. Москвина, на наш взгляд, осуществляют в своем творчестве различные стратегии мифологизированной мужским сознанием и терминологически неуловимой "женственности". Каждая из этих авторов воссоздает в своих произведениях своеобразный художественный мир, в основе которого — определенная иерархия ценностей.

Аксиологический анализ художественной прозы Т. Толстой, М. Арбатовой и Т. Москвиной позволил нам сделать следующие выводы.

Аксиологическая ориентация писателей-женщин далеко не всегда определяется в первую очередь их тендерной принадлежностью. Не менее существенной для творческой самоидентификации оказывается приверженность к великой духовной традиции русской классической литературы, и следовательно, самоидентификация "русский писатель" для них не менее, а может быть, и более значима, чем самоидентификация "женщина-писатель". Как правило, "традиционные для пишущего человека ценности" (М. Арбатова) либо являются определяющими в ценностной картине мира избранных нами авторов, либо как минимум не менее значимыми, чем традиционные "женские" ценности.

Варианты же собственно тендерного самоопределения и включения тендерной проблематики в художественный текст, равно как и варианты способов разрешения художественного конфликта, могут быть различными.

Так, творчество Т. Толстой наименее "женственно" в традиционном смысле. Ее ценностная иерархия - это как раз упомянутые в автобиографической прозе М. Арбатовой "традиционные для пишущего человека ценности". Для Т. Толстой это Бог и данное им Слово-Логос, воплощенное в литературе и культуре как величайшей ценности "земной" иерархии. Само по себе слово, забывшее о своей высшей природе и утратившее образ Логоса, ценностью не является (трагическая проблематика романа "Кысь"). Слово и культура не существуют вне Памяти (богиня памяти Мнемозина — мать муз), поэтому великой ценностью повседневного человеческого бытия Т. Толстая считает память, что и определяет сюжет большинства ее рассказов. Романтическая или эротическая любовь мужчины и женщины, в отличие от любви-жалости, любви-сочувствия, для Толстой безусловной ценностью не является и, как правило, разочаровывает героев, возлагающих на нее слишком большие надежды. Особая тема Т. Толстой, непосредственно представляющая читателю ее ценностную иерархию, -защита русской интеллигенции.

Феминистская иерархия ценностей в нашем исследовании представлена прозой М. Арбатовой. В отличие от достаточно традиционной в аксиологическом смысле Т. Толстой, М. Арбатова ставит во главу угла пропаганду феминистских ценностей и использует собственную биографию как иллюстративный материал для базовых концепций феминистского видения мира, передаваемого читателю. "Женская тема" является основной в ее творчестве, но это женская тема, как ее воспринимает феминизм. Причем М. Арбатова воспроизводит в своих текстах не какие-либо специфически "женские" ценности, а основные ценности и свободы европейского либерализма. Апология подлинного равенства мужчины и женщины, определившая пафос творчества М. Арбатовой и ставшая ее "визитной карточкой" для российского читателя, является следствием соблюдения прав человека по отношению к женщине. Уважение к личности, недопустимость дискриминации на основании половой, национальной, конфессиональной или иной принадлежности, гражданская ответственность, высокая экологическая культура, любовь, сексуальность и материнство, талант и творчество - вот ценностная иерархия М. Арбатовой, внушаемая читателю как потенциальному единомышленнику.

Т. Москвина в своем творчестве утверждает скорее антифеминистскую, классическую ценностную парадигму женщины. В своих романах она воссоздает несколько типичных жизненных стратегий женщины, при этом ориентируясь все-таки на традиционный идеал (семья, любимый муж, дом, дети; творчество и карьера - если получится, не это главное). При всех несомненных женских и человеческих достоинствах героини Т. Москвиной, наделенные автором и высокой интеллектуальностью, и успехом у мужчин, и профессиональной успешностью, несчастливы, поскольку переживают (иронично или трагически, смотря по темпераменту и типу интеллекта) конфликт своей системы ценностей с собственной жизненной практикой. Если женщина у Т. Москвиной по тем или иным причинам не выполнит типичной женской жизненной программы, то это рано или поздно приведет ее к разрушению личности. "Женскую" проблематику Т. Москвина ставит в центр своих произведений, но в картине мира ее героинь непременно присутствует и высшее начало (Бог Отец, Природа-Мать), с которым героиню связывают сложные отношения. Несовершенства "мужского мира", включая государственную социальную политику и недостойное поведение отдельных мужчин в любви, возводятся героинями Т. Москвиной к конфликту в трансцендентальных сферах, отражающемуся в судьбе отдельной женщины.

Современная женская проза очень разнообразна, а предметом нашего анализа стала проза лишь трех авторов. Но, по нашему глубокому убеждению, аксиологический подход к анализу женской прозы способен выявить как неповторимое своеобразие каждой писательницы, так и то, что их объединяет и делает все же корректным употребление понятия "женская проза".

В поисках аргументации к определенным утверждениям и наблюдениям, выраженным в настоящей работе, мы вынуждены были констатировать, что количество критических и публицистических работ, посвященных позиционированию и развитию женской литературы, растет год от года. Растет в той же пропорциональности, как и сама эта литература. В определенной степени можно отметить просто революционный скачок за последние 10-15 лет в том объеме художественной словесности, который приходится на женскую прозу.

Естественно, что за такой сравнительно малый временной период специальной методологии исследования еще не сложилось: откликов много - восторженных и критических - но в основном они являются лишь констатацией фактов и не претендуют на глубокий анализ.

Среди удачных и актуальных на современном этапе работ следует особо выделить статью М. Рюткенен 'Тендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения", а также концептуальную публикацию Н. Габрие-лян "Ева - это значит жизнь".

Филологами различных отечественных и зарубежных университетов все чаще разрабатывается аксиологический подход к изучению художественных образов современной литературы. Опыт таких исследований позволяет взглянуть на литературных героев и проблематику произведений через призму ценностных характеристик.

Нам кажется, именно такой подход необходим сейчас для всестороннего и полноценного рассмотрения женской прозы. Идеалы героинь и ценностные ориентиры авторов-писательниц помогли нам в нашем исследовании и помогут будущим критикам и ученым составить более полную картину женской прозы рубежа XX и XXI веков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лазарева, Елена Витальевна, 2009 год

1. Арбатова М. И. Любовь к американским автомобилям: Роман. Пьесы / М. И. Арбатова. М.: Эксмо, 2004. - 320 с.

2. Арбатова М. И. Меня зовут женщина: Рассказы / М. И. Арбатова. — М.: Эксмо, 2008.- 349 с.

3. Арбатова М. И. Мне сорок шесть: автобиографическая проза / М. И. Арбатова. М.: Эксмо, 2004. - 752 с.

4. Арбатова М. И. Визит нестарой дамы: Вполне роман / М. И. Арбатова.- М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. 285 с.

5. Москвина Т. Истории: Пьесы / Т. Москвина, С. Носов.- СПб.: Изд-во Лимбу с Пресс, 2006 — 352 с.

6. Москвина Т. В. Вред любви очевиден: Эссе, киноповести, рассказы / Т. В. Москвина.- СПб.: Лимбус Пресс, 2006 288 с.

7. Москвина Т. В. Ничего себе Россия! Статьи, рецензии, эссе / Т. В. Москвина- СПб.: Лимбус Пресс, Изд-во К. Тублина, 2008 344 с.

8. Москвина Т. В. Она что-то знала: роман. / Т. В. Москвина. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007.- 383 с.

9. Москвина Т. В. Смерть это все мужчины: роман. / Т. В. Москвина. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005.- 332 с. - (Серия "Романтическая драма").

10. Толстая Н. Н. Двое: разное / Н. Н. Толстая, Т. Н. Толстая — М.: Подкова, 2003.-384 с.

11. Толстая Т. Н. День: Личное / Т. Н. Толстая М.: Подкова, 2001.- 416 с.

12. Толстая Т. Н. Кысь / Т. Н. Толстая.- М.: Эксмо, 2007.- 368 с.

13. Толстая Т. Н. Ночь: рассказы / Т. Н. Толстая М.: Подкова, 2001.- 432 с.

14. Толстая Т. Н. Река Оккервиль / Т. Н. Толстая.- М.: Подкова, 2006 464 с.ijc sfc sfc

15. Абубекирова Н. И. Что такое "гендер" / Н. И. Абубекирова // ОНС: Общественные науки и современность.- 1996 —№6 — С. 122-125.

16. Адам и Ева. Альманах гендерной истории / Под ред. JI. П. Репиной.- М.: ИВИ РАН; СПБ.: Алетейя, 2003,- 567 с.

17. Айвазова С. Женщины в политике: норма или исключение? Размышления социолога / С. Айвазова // Лит. обозрение. — 1991№3 — С. 3-8.

18. Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России / С. Айвазова // ОНС: Общественные науки и современность.- 1991—№4 С. 125-133.

19. Айвазова С. Истоки феминизма / С. Айвазова // Искусство кино 1991 — №6.-С. 21-24.

20. Айвазова С. К истории феминизма / С. Айвазова // ОНС: Общественные науки и современность — 1992. — №6 — С. 153-168.

21. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия: Очерки полит, теории и истории. Док. материалы / С. Айвазова М.: Русанов, 1998 - 405 с.

22. Айзенстайн 3. Экспортный феминизм Севера и Запада / 3. Айзенстайн // Тендерные исследования — 1998 — №1.— С. 9-31.

23. Айслер Р. Чаша и клинок: Взгляд на историю сквозь призму взаимоотношений мужчины и женщины / Р. Айслер — М.: Древо жизни, 1993 — 288 с.

24. Аксиология // Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА-М, 2005. С.4-6.

25. Алгунова Ю. В. Малая проза Т. Толстой (проблематика и поэтика): дис. канд. филол. наук: 10.01.01/Ю.В. Алгунова -Тверь, 2006. — 214 с.

26. Антология гендерной теории / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой — Минск: Пропилеи, 2000. 383 с.

27. Антология тендерных исследований: сб. пер. / Сост. и коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000 - 384 с.

28. Арбатова М. В России права женщин нарушены по всем статьям: Интервью О. Трухан // Ставропольская правда. — 2004. — 10 июля.

29. Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма / М. Арбатова // Преображение. 1995. - № 3. - С. 26-28.

30. Арбатова М. Женщина это жизненная позиция: Интервью М. Ульяновой // www.girlclub/ru/ izvestnie/54.htn.

31. Арбатова M. Конец мужской цензуры? / М. Арбатова // Лит. газ — 1994 — 30 марта (№13).-С. 4.

32. Арбатова М. Что обещает обществу феминизм? // http: // arbatova.ru/ pub-lication/4.html.

33. Арбатова М. Женская литература как факт состоятельности отечественного феминизма / М. Арбатова // Преображение — 1995- № 3.- С. 27.

34. Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства / Е. В. Афонасин.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 318 с.

35. Барт Р. Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Р. Барт М.: Прогресс, 1994615 с.

36. Батлер Д. Меланхолийный тендер. Отторгнутая идентификация / Д. Бат-лер // Тендерные исследования. 1998- №1— С. 101-122.

37. Батлер Д. Тендерное беспокойство / Д. Батлер // Антология тендерной теории: сб. переводов / Сост., коммент. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. -Минск: Пропилеи, 2000. С. 297-347.

38. Батлер Д. Феминизм под любым другим именем. Интервью с Рози Брай-дотти / Д. Батлер // Тендерные исследования. — 1999. №2. - С. 48-78.

39. Батлер Д. От пародии к политике / Д. Батлер // Современная философия-1995.-№1.-С. 164-172.

40. Бебель А. Женщина и социализм / А. Бебель.- М., 1959 574 с.

41. Бем С. Линзы тендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов: монография / С. Беем; пер. с англ. Д. Викторовой.- М.: РОССПЭН, 2004.-331 с.

42. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман М.: Моск. филос. фонд, 1995.- 322 с.

43. Берн Ш. Тендерная психология / Ш. Берн.- 2-е изд.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-Пресс, 2001.-318 е.- (Секреты психологии).

44. Бовуар С. Второй пол: пер. с фр. / С. Бовуар.- М.: Прогресс; СПб.: Але-тейя, 1997,- 831 с.

45. Богуславская 3. Б. Американки плюс / 3. Б. Богуславская — М.: Линор: Амрита, 1993.-381 с.

46. Бок Г. История, история женщин, история полов / Г. Бок // THESIS. — 1994-№ 6.-С. 170-200.

47. Большакова А. Тендер // Литературная энциклопедия терминов и поня-тий.-М., 2001.-С. 161.

48. Брандт Г. А. Феминизм и Российское сознание / Г. А. Брандт // http://www.az.ru/women/texts/brandtr.html

49. Булычев И. И. Тендерная картина мира / И. И. Булычев // http://www.ivanovo.ac.ru/winl 25 l/jomal3/framlbul.htm

50. Ваганова Н. А. Эволюция софийной онтологии С. Н. Булгакова: дис. канд. филос. наук / Н. А. Ваганова.— М., 2004 — 230 с.

51. Васильева Л. Н. Женщина. Жизнь. Литература: Вступ. слово на учредит, конф. Федерации писательниц при СП ССР / Л. Н. Васильева // Лит. газ.- 1989 — 20 дек. (№51).

52. Власкин А.П. Творчество Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура / Власкин А.П., Магнитогорск, 1994, — С. 9-14.

53. Вейнингер О. Пол и характер / О. Вейнингер. Ростов н/Д: Феникс, 1998.- 608 с.

54. Воробьева Н. В. Женская проза 1980-2000 годов: динамика, проблематика, поэтика: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 /Н. В. Воробьева.-Пермь, 2006. -257 с.

55. Воронина О. А. Философия пола // Философия: учеб. / Под. ред. В. Д. Гу-бина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М., 1998. - С. 388-408.

56. Воронина О. А. Женщина в "мужском обществе" / О. А. Воронина // СО-ЦИС: Социолог, исслед.- 1988.-№2.-С. 104-110.

57. Воронина О. А. Женское предназначение: миф идеология, практика / О. А. Воронина//Искусство кино.- 1991.-№6. —С. 14-17.

58. Воронина О. А. Оппозиция духа и материи: тендерный аспект / О. А. Воронина // Вопр. философии — 2007. №2. - С. 56-65.

59. Габриэлян Н. М. Пол. Культура. Религия / Н. М. Габриэлян // ОНС: Общественные науки и современность — 1996. — №6. — С. 126-133.

60. Габриэлян Н. М. Введение в современную русскую женскую прозу: Лингвокультурологический контекст / Н. М. Габриэлян // Тендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития: материалы конф. М., 1996. - С. 69-76.

61. Габриэлян Н. М. Взгляд на женскую прозу / Н. М. Габриэлян // Преображение.- 1993.-№ 1.-С. 102-108.

62. Габриэлян Н. М. Ева это значит "жизнь" (Проблема пространства в современной русской женской прозе) / Н. М. Габриэлян // Вопр. лит. - 1996. - №4. -С. 31-71.

63. Гараева Г. Ф. Онтогносеологическая сущность софиологии и ее место в русской философии (Соловьев, Флоренский, Булгаков): дис. докт. филос. наук / Г. Ф. Гараева Армавир, 2000- 350 с.

64. Тендер: язык, культура, коммуникация. Доклады 2-й Междунар. конф. -М, 2001.-368 с.

65. Тендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000: пер. с англ. / Под ред. Л. М. Бредихиной, К. Дипуэлл.- М: РОССПЭН, 2005.- 592 с.

66. Тендерные исследования: феминисткая методология в социальных науках / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 1998. - 356 с.

67. Тендерные тетради. — СПб., 1997. — 128 с. (Тр. / Материалы текущих исследований; Вып. 1).

68. Тендерный калейдоскоп: курс лекций / Под ред. М. Малышевой. М.: Academia, 2001.-519 с.

69. Генис А. Беседа восьмая: рисунок на полях. Татьяна Толстая / А. Генис // Звезда.- 1997. № 9. - С. 228-230.

70. Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин / К. Гиллиган // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения / Общ. Ред. А. А. Гусейнова. -М.: Республика, 1992. С. 352-371.

71. Гимене Э. Социология / Э. Гимене — М., 1999.

72. Горошко Е. Особенности мужского и женского письма / Е. Горошко // Преображение. 1998. - № 6. - С. 48-64.

73. Гошевский В. Революционно-демократическая мысль России XIX века о положении женщины / В. Гошевский // Феминизм и российская культура. — СПб., 1995.

74. Гощило Е. Взрывоопасный мир Татьяны Толстой: монография / Пер. с англ. Д. Ганцевой, А. Ильенкова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. -201 с.

75. Гримшоу Д. Идея «женской этики» / Д. Гримшоу // Феминизм: Восток. Запад. Россия: сб. ст.-М.: Наука, 1993. С. 8-29.

76. Дарк О. Женские антиномии / О. Дарк // Дружба народов. 1991. - № 4-С. 257-269.

77. Девять чинов ангельских // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.— М.: Сов. энцикл., 1992.-Т. 2,- С. 362.

78. Дубинский Н. Женщины в жизни великих и знаменитых людей / Н. Ду-бинский. -М.: Республика, 1994.-415 с.

79. Душенко К. В. Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин / К. В. Душенко, Г. П. Манчха 6-е изд. перераб- М.: Эксмо, 2006 — 640 с.

80. Женская безработица // АН РБ, Соколова Г. Н. и др. Минск, 1995.

81. Женский вопрос и женское движение в XIX веке // Чикалов Р.А., Чикало-ва И. Р. Западная Европа и Соединенные Штаты Америки (1815-1918 г.г.). Мн., 2000.

82. Женщина в мужском мире / Е. Весельницкая. — СПб.: Импакс, 1993. — 125 с.

83. Женщина. Тендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.-368 с.

84. Женщины в социальной истории России: сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т; Редкол.: В. И. Успенская (отв. ред.) и др.. Тверь, 1997. - 115 с.

85. Женщины и социальная политика: (тендерный аспект) / РАН. Ин-т социально-экономических проблем народонаселения; отв. ред. 3. А. Хоткина. М., 1992. - 204 с. - (Сер. Демография и социология).

86. Женщины России вчера, сегодня, завтра: Материалы докл. и выступлений на рос.-амер. науч.-практ. конф., 1-5 июня 1993 г. / Редкол.: Ершова Э. Б. (отв. ред.) и др.. -М.: Россия молодая, 1994. - 221 с.

87. Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы: Материалы межрегион, науч. конф., Иваново, 18 нояб. 1992 г. / Редкол.: О. А. Хасбулатова (отв. ред.) и др.. Иваново: ИвГУ, 1993. - 134 с.

88. Женщины-легенды: сб. / Сост., науч. ред. и автор предисл. В. А. Федосик. -Минск, 1993.-336 с.

89. Женщины-террористки в России / Сост. вступ. ст. и примеч. О. В. Буд-ницкого. Ростов н/Д, 1996. — 604 с.

90. Жеребкина И. "Прочти мое желание": Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм / И. Жеребкина — М.: Идея-пресс, 2000. 256 с.

91. Жеребкина И. "Другая" женская литература: понятие женского опыта о перформативности женского, или литературные бригады как факт развития постсоветской литературы // http://kcgs.org.ua/gumal/gurnal-09-06.pdf.

92. Жеребкина И. Двойная ловушка демократии: постсоветский феминизм между универсализмом и локацией / И. Жеребкина // Тендерные исследования. -1999. № 2. - С.48-79.

93. Жеребкина И. Женское политическое бессознательное. Проблема тендера и женского движения в Украине / И. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; Ф-Пресс, 1996.-223 с.

94. Жеребкина И. Феминистская литературная критика. Введение в тендерные исследования / И. Жеребкина СПб.: Алетейя, 2002 - Т. 1991 с.

95. Завьялова М. Это и есть тендерное литературоведение. Современная женская литература: поиски традиций и новых языков / М. Завьялова // Независимая газ. 2000. - 21 сент.

96. Здравомыслова О. М. Семья и общество: тендерное измерение российской трансформации / О. М. Здравомыслова М.: Едиториал УРСС, 2003. — 152 с.

97. Здравомыслова-Стюнина О. Общество сквозь призму тендерных представлений / О. Здравомыслова-Стюнина // Женщина, тендер, культура. М., 1999.

98. Зинаида Гиппиус. Новые материалы. Исследования.- М.: ИМЛИ РАН, 2002.-384 с.

99. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты / Н. Иванова // Знамя.-2001. -№3.- С. 219-221.

100. Ильин И. Феминистская критика в лоне постструктурализма / Ильин И. // Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М., 1998.-С. 136-157.

101. Казакова С. Судьба "молчащего пола" в искусстве Модерна / С. Казакова // Преображение. 1997. - №3. - С. 25-34.

102. Казарина Т. Рецензия на сборник J1. Улицкой / Т. Казарина // Преображение. Русский феминистский журнал. 1996. -№ 4. - С. 169-173.

103. Клецина И. Тендерная социализация: учеб. пособие / И. Клецина.- СПб., 1998.-480 с.

104. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т. А. Клименкова. -М.: Преображение, 1996. 154 с.

105. Юб.Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов / Т. А. Клименкова // Вопр. философии. 1988.-№5. — С. 148-156.

106. Клименкова Т. А. Феминизм как культурная позиция / Т. А. Клименкова // Преображение Русский феминистский журнал. — 1993. — № 1.

107. Клименкова Т. А. Секс и тендер / Т. А. Клименкова // Материалы Первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям "Валдай-96". -М.: МЦГИ, 1997.-С. 35-42.

108. Колодны А. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики / А. Ко-лодны // Введение в тендерные исследования. СПб.: Алетейя, 2002. — Т. 2

109. Котельников В. А. От литературно-художественной оценки к проблеме ценности: русская критика в 1820-1830 годы / В. А. Котельников // Вопросы теории и истории русской литературной критики XIX века. — Курск, 1981.

110. Кристева Ю. Избранные труды: разрушение поэтики / Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.

111. Крыжановская О. Е. Антиутопическая картина мира в романе Татьяны Толстой "Кысь": дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / О. Е. Крыжановская. Тамбов, 2005. - 198 с.

112. Лавриненко Н. В. Женщина самореализация в семье и обществе (тендерный аспект) / Н. В. Лавриненко. Киев, 1999. - 171 с.

113. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература. Книга 3. В конце века (1986-1990-е годы). / Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н.- М., 2001.-С 42-101.

114. Лорбер Д. Пол как социальная категория / Д. Лорбер // THESIS. 1993— №6.-С. 127-136.

115. Лосский Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский.- М.: Республика, 1994.- 432 с.

116. Любезная Е. В. Авторские жанры в художественной публицистике и прозе Татьяны Толстой: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. В. Любезная. — Тамбов, 2006.-196 с.

117. Любимова Т. Б. Аксиологическое построение произведения искусства / Т. Б. Любимова // Эстетические исследования: Методы и критерии. — М.: ИФ-РАН, 1996.-С. 88-106.

118. Люй Цзиюн. Поэтико-философское своеобразие рассказов Татьяны Толстой: на материале сборника "Ночь": дис. канд. филол. наук: 10.01.01. Тамбов, 2005.- 162 с.

119. Мария Арбатова: Все бабы равны мужикам / Беседу вела О. Бакушинская // Комсомольская правда. М., 1996. - 17 февр.

120. Мария Арбатова: Если у женщины все хорошо, то почему ее волнует женский вопрос / Беседу вела Т. Ясинская // Литературная газ. — 1997. № 23.

121. Материалы Первой Российской школы по женским и тендерным исследованиям "Валдай-96". М., 1997.- 190 с.

122. Мелешко Т. Современная отечественная женская проза: проблемы поэтики в тендерном аспекте: учеб. пособие по спецкурсу / Т. Мелешко. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2001. - 90 с.

123. Мид М. Культура и мир детства Избранные произведения. Пер. с англ. / М. Мид — М.: Наука, 1988. 429 с.

124. Миллет К. Теория сексуальной политики / К. Миллет // Вопр. философии.- 1994. № 9. - С. 147-172.

125. Милованова Л. А. Женское движение: история и современность: учебное пособие / Л. А. Милованова. Воронеж, 1998.

126. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви / Сост. Р.Г. По-дольный. -М.: Политиздат, 1991. 335 с.

127. Молчанов А. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улиц-кой, 2002. Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира http://sem40.ru.

128. Мордовцев Д. JI. Замечательные исторические женщины на Руси от княгини Ольги до наших времен / Д. JI. Мордовцев. — Калининград: Янтар. Сказ, 1994.-312 с.

129. Мудуре М. Существует ли женская литературная традиция? / М. Мудуре // Тендерные исследования. 1999. —№ 2. - С. 171-177.

130. Не помнящая зла: новая женская проза / Сост. JI. JI. Ванеева. М.: Моск. рабочий, 1990.-365 с.

131. Нохлин Линда. Почему не было великих художниц? // Тендерная теория и искусство (под ред. М. Бредихиной и К. Дипуэлл). Москва, 2005, - С. 15-46.

132. Нужна ли нравственная оценка произведений искусства? // Фома. Православный журнал для сомневающихся. 2008 - № 6 (62).

133. Осборн Д. Женщины и самоуважение / Д. Осборн. Минск, 1995. — 287 с.

134. Павлюченко Э. Женщины в освободительном движении / Э. Павлюченко. М.: Мысль, 1987.- 269 с.

135. Палья К. Личины сексуальности / Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. С. Никитина. Екатеринбург: У-Фактория; Изд-во Урал, ун-та, 2006. - 880 с.

136. Пань Чэнлун. Творчество Т. Толстой в современной критике: дис. канд. филол. наук. М., 2007. - 130 с.

137. Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Антропологическое исследование. В 3-х т. / Г. Плосс — Сыктывкар, 1995. 640 с.

138. Пол. Тендер. Культура. Немецкие и русские исследования / Под. ред. Э. Шоре, К. Хайдер М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 215 с.

139. Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / С. В. Поленина; Ин-т государства и права РАН.- М.: Эслан, 2000.- 256 с.

140. Пономарев С. И. Наши писательницы / С. И. Пономарев. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1891.- 78 с.

141. Поэтика русской литературы: сб. ст. / Рос. гос. гуманитарный ун-т; ред-кол.: Н. Д. Тамарченко (отв. ред.) и др. М.: РГГУ, 2009. - 506 с.

142. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин. М., 1996124 с.

143. Пушкарева Н. JI. (Отв. ред. и сост.) "А се грехи злые, смертные" (русская сексуальная и эротическая культура X нач. XIX в.). - М., 1999.

144. Пушкарева Н. JI. Женщины Древней Руси / Н. JI. Пушкарева. М.: Мысль, 1989.-286 с.

145. Пушкарева П. JI. Женщины России и Европы на пороге Нового времени / РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Н. JI. Пушкарева.-М., 1996.-285 с.

146. Пушкарева Н. JI. Зачем он нужен, этот "гендер" (новая проблематика, новые концепции, новых методы анализа прошлого) / Н. JI. Пушкарева // Социальная история. Ежегодник, 1998/99. -М, 1999. 155-174.

147. Пушкарева Н. JI. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X начало XIX в.) / Н. JI. Пушкарева. - М.: Ладомир, 1997. - 384 с.

148. Пушкарева Н. Л. У истоков женской автобиографии в России / Н. Л. Пушкарева // Филологические науки. — 2000. № 3. - С. 62-70.

149. Пушкарь Г.А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): автореф. дис.канд. филол. наук / Г. А. Пушкарь. Ставрополь, 2007. - 21 с.

150. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: тендерный аспект (на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой): дис. . канд. филол. наук / Г. А. Пушкарь. Ставрополь, 2007. - 234 с.

151. Репина Л. П. Тендерная история: проблемы и методы исследования / Л. П. Репина // Новая и новейшая история. 1997. - № 6. — С. 41-58.

152. Репина Л. П. Смена познавательных ориентациЙ и метаморфозы социальной истории. Ч. I // Социальная история. Ежегодник. 1997. — М., 1998.

153. Репина JI. П. Смена познавательных ориентации и метаморфозы социальной истории. Ч. II // Социальная история. Ежегодник. 1998/99. М., 1999.

154. Ржаницына JI. С. Женщины на Российском рынке труда / JI. С. Ржаницы-на, Г. П. Сергеева // СОЦИС: Социологические исследования. 1995. - № 7 — С. 57-62.

155. Риккерт Г. О системе ценностей / Г. Риккерт // Логос. 1914. — Т.1, Вып. 1.

156. Римашевская Н. Тендерные отношения на советском и постсоветском пространстве развития России / Н. Римашевская // Пол. Тендер. Культура / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. -М., 1999. С. 153-159.

157. Ритц Г! Новая женская литература в Польше / Г. Ритц // Преображение — №5.-1997.-С. 78-81.

158. Ровенская Т. А. "Виновата ли я.?" или феномен тендерной вины (на материале женской прозы 80-х начала 90-х годов) / Т. А. Ровенская // Тендерные исследования. 1999. - № 3. - С. 214-224.

159. Ровенская Т. А. Женская проза 1980-90-х гг. В поисках "материнского языка" // Материалы Первой Международной конференции "Тендер: язык, культура, коммуникация".-МГЛУ, 1999.

160. Ровенская Т. А. Женская проза конца 1980-х — начала 1990-х годов: проблематика, ментальность, идентификация: дисканд. филол. наук: 10.01.01 / Т.

161. А. Ровенская. М., 2001. - 220 с.

162. Ровенская Т. А. К вопросу о периодизации истории русской женской литературы 1980-х 90-х годов XX века / Т. А. Ровенская // Женщины в истории: возможность быть увиденными. Вып. 2. - Минск, 2002.

163. Ровенская Т. А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женской прозы 80-х-90-х годов // http://www.biophys. msu.m/scripts/trans.pl/ms/cyrillic/awse/CONFER/NLW99/084/htm

164. Ровенская Т. А. Роман Л.Улицкой "Медея и ее дети" и повесть Л. Петру-шевской "Маленькая Грозная": опыт нового женского мифотворчества. Сайт "Женщины и новаторство в России" http://www.owl.ru/avangard /radostnyeiraznozvetnye.html

165. Ровенская Т. А. Переход от личности к культурному феномену. К проблеме рассмотрения женской прозы 80-90-х годов // http:www. bio-phys.msu.m/scripts/trans.pl/ms/(^lHc/awse/CONFEIL/NLW99/084/htni.

166. Российские женщины и европейская культура: тез. докл. II науч. конф. / Редкол.: Гепферт Ф. и др.. — СПб.: Санкт-Петербург, фонд , 1994. 85 с.

167. Рубчак М. Миф женственности: эволюция феминистского сознания в Украине и России / М. Рубчак // Тендерные исследования: феминистская методология в социальных науках / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков, 1998. — С. 133-149.

168. Русский Эрос, или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков; Коммент. А. Н. Богословского. — М.: Прогресс, 1991. 448 с.

169. Рюткенен М. Тендер и литература: проблема "женского письма" и "женского чтения" / М. Рюткенен // Филологические науки. — 2000. — № 3. С. 5-17.

170. Рябов О. В. Русская философия женственности Х1-ХХ века / О. В. Рябов. Иваново: Юнона, 1999.-359 с.

171. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья / Т. Б. Рябова. Иваново: Юнона, 1999. - 211 с.

172. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. -336 с.

173. Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе / Б. Сатклифф // Филологические науки. 2002. - № 3. - С. 117-132.

174. Сексуальные роли и неравенство // Смелзер Н. Социология. — М., 1995.

175. Серафимы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т.: Сов. энцикл., 1992.-Т.2.-С. 426.

176. Серго Ю. Н. "Не помнящая зла.": культура вины, дискурс признания и стратегии женского письма в творчестве русских писательниц конца XX — начала XXI веков. // http://www.pspu.ru/sciliter2005sergo.shtml

177. Сиксу Э. Хохот Медузы / Э. Сиксу // Введение в тендерные исследования. СПб.: Алетейя, 2002. - Т. 2. - С. 799-821.

178. Силластэ Г. Женские элиты в России / Г. Силластэ // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: материалы междунар. конф., 1993 г. / Отв. ред. В. Тишков. М.: Наука, 1994.

179. Скорнякова С. Феминизм и марксизм: два подхода к решению "женского вопроса" / С. Скорнякова // Феминизм и российская культура. СПб., 1995. — С. 60-66.

180. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык / И. С. Скоропанова. СПб.: Невский Простор, 2001. - 416 с.

181. Слободнюк С. JI. "Идущие путями зла.": древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг. / С. Л. Слободнюк. СПб., 1998.- 348 с.

182. Словарь тендерных терминов / Под. ред. А. А. Денисовой / http ://www.owl .ru / gender/ 010 .htm

183. Словарь тендерных терминов http://www.owl.ru/gender/index.htm

184. Социокультурный анализ тендерных отношений: сб. науч. тр. / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во Сарат. Гос. ун-та, 1998 - 208 с.

185. Темкина А. Женский путь в политику: тендерная перспектива / А. Тем-кина // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной СПб., 1996, Вып. 4. -С. 19-32.

186. Теоретическая поэтика: понятия и определения: хрестоматия / Рос. гос. гуманитар, ун-т; Авт.-сост. Н. Д. Тамарченко — М. : РГГУ , 2001 446 с.

187. Теория и история феминизма: курс лекций / Под ред. И. Жеребкиной. -Харьков. М., 1996. - 3 87 с.

188. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамар-ченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. — Саратов, 2004. — 509 с.

189. Толстая Т. Писание как прохождение в другую реальность. Интервью / Т. Толстая // Постмодернисты о посткультуре. — М.: Мир, 1998.

190. Трофимова Е. На руинах "большого стиля": женская литература в поисках новых тендерных конструктов. 2004 // Литературно-философский журнал "Топос". http://topos.ru.

191. Трофимова Е. О книжных новинках женской русской прозы / Е. Трофимова // Преображение. 1995. - № 3С. 105-111.

192. Улицкая Л. Сквозная линия. Сайт "Библиотека М.Мошкова" http://www.lib.ru.

193. Усачева Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре / Н. Усачева. Караганда, 1995. - 213 с.

194. Уэст К, Зиммерман Д. Создание тендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Тендерные тетради. СПб., 1997. - Вып. 1. - С. 94-124.

195. Уэст К. Создание тендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А.Тёмкиной. — СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин, 2000. С. 193-219.

196. Фатеева Н. А. Современная русская "женская" проза: способы самоидентификации женщины-как-автора http://www. owl.ru/avangard/ sovremennayarus .html.

197. Фатеева Н. А. Языковые особенности современной женской прозы: подступы к теме / Н. А. Фатеева // Русский язык сегодня: сб. ст. Вып.1 / Отв. ред. Л. П. Крысин М.: Азбуковник, 2000.- С. 573-586.

198. Феминизм: Восток, Запад, Россия / Рос. АН, Ин-т философии; отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Наука: Изд. фирма «Вост. лит», 1993. - 240 с.

199. Феминизм и российская культура: сб. тр. / Науч. ред. и сост. Г. А. Тиш-кин. СПб.: Междунар. ин-т "Женщина и управление": СПбГАК, 1995. - 166 с.

200. Феминизм: перспективы социального знания / Отв. ред. О. Воронина. — М.: ИНИОН, 1992.-242 с.

201. Феминизм: проза, мемуары, письма: пер. с англ. / Под ред. М. Шнеир. -М.: Прогресс: Литера, 1992. 474 с.

202. Феминистская теория и практика: Восток-Запад: материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, Репине. 9-12 июня 1995 г./ Отв. ред. Ю. Жукова; Петербургский Центр Тендерных Проблем. СПб., 1996. — 314 с.

203. Флекс Д. Конец невинности / Д. Флекс // Тендерные исследования. -1999.-№2.-С. 88-107.

204. Фридан Б. Загадка женственности: пер. с англ. / Б. Фридан. — М.: Прогресс: Литера, 1994 — 494 с.

205. Фромм Э. Мужчина и женщина / Э. Фромм; пер. Т. В. Самущик // Философ, поиск. Витебск, 1995.-№ 1.-С. 129-140.

206. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: Пер с фр. / М. Фуко М.: Касталь, 1996 — 448 с.

207. Фуко М. Говорящий пол. Сексуальность в системе микрофизики власти / М. Фуко // Современная философия. Харьков: Ф-Пресс, 1995 - №1- С. 148163.

208. Хализев В. Е. Теория литературы / Хализев В. Е. — М., 2000. 329 с.

209. Хамитов Н. В. Философия одиночества Одиночество женское и мужское: опыт вживания в проблему / Н. В. Хамитов. Киев: Наукова думка, 1995. — 170 с.

210. Хольмберг К. Феминистская теория / К. Хольмберг, М. Линдхольм // Современная западная социология / Под ред. П. Монсон. СПб.: Нотабене, 1992. -С. 228-260.

211. Хрестоматия к курсу "Основы тендерных исследований" / Ред. совет О.

212. A. Воронина (отв. ред.), Н. С. Григорьева, JI. Г. Лунякова.— М.: МЦГИУМВШСЭН, 2000.- 396 с.

213. Ценность // Краткая философская энциклопедия. — М.: Изд. Группа "Прогресс" "Энциклопедия", 1994. - С. 507.

214. Ценность // Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2005.- С. 662-664.

215. Ценность художественная // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. ИНИОН РАН.- М.: НПК "Интелвак", 2003. -С.1183-1184.

216. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Шелер; [Сост., науч. ред., предисл. А. В. Денежкина; Послесл. Л. А. Чухиной].- М.: Гнозис, 1994.-413 с.

217. Широкова Е. В. Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века: поэтика языка и времени: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.

218. B. Широкова —Ижевск, 2005- 151 с.

219. Шитов И. П. Природа художественной ценности / И. П. Шитов; под ред. А. Т. Гордиенко.- Киев: Вища шк., 1981. — 222 с.

220. Шоре Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века (на материале русской литературы XXI века) / Э. Шоре // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. - С.170.

221. Шорэ Э. Феминистское литературоведение на пороге XXI века. К постановке проблемы (на материале русской литературы XIX века) / Э. Шорэ // Литературоведение на пороге XXI века: сб. ст. М., 1998. - С. 101.

222. Щеглова Е. Человек страдающий (категория человечности в современной прозе) / Е. Щеглова // Вопр. лит. 2001.- № 6. - С. 42-66.

223. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9 т. М., 1987. - Т. 6.

224. Эндерлайн Э. Размышления о "Дневнике" Марии Башкирцевой / Э. Эн-дерлайн // Преображение. 1995. — № 3. - С. 75-78.

225. Энцлер И. Монологи вагины / И. Энцлер; пер. с англ. А. Леденевой. — М.: Гаятри, 2007.- 192 с.

226. Энцлер И. Отличное тело / И. Энцлер; пер. с англ. А. Леденевой. — М.: Гаятри, 2007. 96 с.

227. Эпштейн М. Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пособие для вузов / М. Н. Эпштейн. М.: Высш. шк., 2005. - 495 с.

228. Эпштейн М. Н. Слово и молчание: Метафизика русской литературы: учеб. пособие для вузов / М. Н. Эпштейн. М.: Высш. Шк., 2006. - 559 с.

229. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. Пер. с англ / К. П. Эстес. К.: "София"; М.: ИД "София", 2003. - 496 с.

230. Юзефович Г. "Сексуальное большинство" / Г. Юзефович // Еженедельный Журнал. 2002. - 9 июля. - С.46-49.

231. Юлина Н. С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США / Н. С. Юлина // Вопр. философии.- 1994. №9. С. 132-146.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.