Игра как феномен журналистского творчества: тип текста, жанры публикаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Савицкий, Виктор Андреевич

  • Савицкий, Виктор Андреевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 182
Савицкий, Виктор Андреевич. Игра как феномен журналистского творчества: тип текста, жанры публикаций: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2010. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Савицкий, Виктор Андреевич

ВВЕДЕНИЕ.

1. КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФЕНОМЕНА ИГРЫ.

1.1. Способы построения игрового коммуникационного пространства.

1.2. Функции игровой коммуникации.

1.3. Игровая коммуникация в структуре современных информационных технологий.

2. ИГРОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ.

2.1. Игровой вербальный текст в средствах массовой коммуникации.

2.2. СМИ и игровое моделирование социальной реальности.

3. ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

3.1. Становление мультимедийного игрового журналистского текста.

3.2. Публицистический потенциал игровой мультимедийной технологии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Игра как феномен журналистского творчества: тип текста, жанры публикаций»

Актуальность темы исследования. Глобализация информационного пространства на основе новейших технологий, стремительное распространение мультимедийных средств, всепроникающий Интернет, медиа-бизнес, продвигающий на рынок новейшие технические приспособления и услуги, - все это дает возможность по-новому работать с информацией. В связи с этим в духовно-практической деятельности людей видны существенные перемены, которые не только меняют стиль поведения, но и сам тип личности современного человека.

Однако развитие новейших информационных технологий и изменение методов работы средств массовой информации приводит к тому, что возрастают новые опасности манипулятивного воздействия, которые перерастают в информационные войны. Уже привычными в современной духовной жизни становятся понятия: информационно-психологическая безопасность, информационная травма, постинформационный синдром, информационный «киллер» и т.п. Высшим проявлением деструктивного воздействия, становятся политтехнологии типа «цветных революций», распространявшихся в конце XX начале XXI вв. Противодействие деструктивным политтехнологиями и одновременно разработка программ духовной консолидации общества превратились в одну из самых актуальных проблем современного общества.

Современная журналистика принимает непосредственное участие в обсуждении различных проблем развития общества, становясь одним из важнейших средств в их разрешении. Наряду с очевидными эффективными кампаниями и акциями российские СМИ часто оказываются не в состоянии адекватно освещать события и вызывать устойчивые реакции общественного мнения, что приводит к значительному снижению эффективности журналистики. Это связано не только с инертными представлениями о журналисткой деятельности, но и с неумением воспользоваться новейшими технологиями, которые могут предоставлять «продвинутым» журналистам и блогерам новые средства поиска, переработки и ретрансляции информации.

Особой актуальностью для теории журналистики становится внимательное рассмотрение собственных творческих ресурсов противодействия манипулятивным технологиям путем использования новейших способов подачи информации. Важным шагом в этом направлении, как представляется, становится изучение складывающейся в массовой коммуникации современной парадигмы мышления, адекватной новейшим информационным технологиям и оказывающей существенное влияние на журналистское творчество. Тема диссертационного исследования: «Игра как феномен журналистского творчества: тип текста, жанры публикаций» дает возможность описать проявление игровой технологии в парадигме «Ме^мышления» как специфической сфере творческой переработки журналистской информации, выражающейся в появлении новых публицистических жанров.

Степень разработанности проблемы. Говоря о степени разработанности проблемы, следует учитывать, что само по себе явление игры чрезвычайно многоплановое и охватывает почти все сферы человеческой жизни. Наука до сих пор не располагает чётким определением игры, несмотря на множество концептуальных подходов.

До сих пор нет ясного представления о том, как соотносится явление игры с массовой коммуникацией, и чем является игра по отношению к журналистике в целом. Игра в журналистике, как правило, рассматривается в рамках ее развлекательного потенциала - как определенный развлекательный жанр (многочисленные теле-игры и радио-викторины, кроссворды, загадки-головоломки и т.д.). Немногие исследователи пытались анализировать игру с точки зрения непосредственного ее проникновения в само творчество журналиста, в его работу с журналистской информацией.

Но игра никогда не ограничивалась только рамками исключительно развлекательных жанров. В работах исследователей1 в области массовой коммуникации игра рассматривается как мощный творческий ресурс в литературной работе журналиста. Сегодня игровые процессы в массовой коммуникации выходят на новую технологическую ступень. Богатый верификационный материал содержат современные диссертационные исследования молодых ученых2. Игра рассматривается уже не просто в контексте языка, а как возможный инструмент моделирования социальной реальности, где роль СМИ является ключевой.

1 Вартанова Е. JL Медиаидустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. - М.: Аспект Пресс, 2010; Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции 2325 окт. 1997. - М.: Изд-во МГУ, 1998; Землянова JI. М. Процесс глобализации СМИ и культура // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 1998. - № 2; Ильясова С. В., Амири JI. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. — М.: Изд-во Флинта, 2009; Курганова Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004; Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2010; Мельник Г. С. MASS MEDIA: психологические процессы и эффекты. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996; Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. - Екатеренбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002; Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. - М.: Изд-во МГУ, 1980; Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. — М.: Изд-во МГУ, 2003; Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2002; Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000; Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. - М.: Изд-во МГУ, 2002; Шаболдин А. С. Дизайн и информация // Проблемы медиапсихологии - 2. - М.: РИП-холдинг, 2003.

2 Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология; Дисс. .канд. филос. наук: 09.00.01 / Курганский гос. ун-т. - Омск, 2004; Лохова С. К. Игра слов в политическом дискурсе (компьютерный анализ политической метафоры); Дис. . канд. филол. наук: 10.02.21 / Моск. гос. обл. ун-т. - М., 2007; Мазрова Н. А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности; Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11. / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2004; Прокшина, Л. Р. Роль игры в современном российском обществе; Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 2006; Сабурова Н. В. Заголовочная игра слов как смыслоформирующий механизм текста: на примере англоязычной публицистики; Дис. . канд. филол. наук: 10.02.04 / С,-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2007; Сумской П. Ф. Телевизионная игра как форма интерактивной коммуникации: опыт культурологического анализа; Дис. .канд. культурол. наук: 24.00.01 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2009; Тимофеева Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта; Дис. . канд. филос. наук: 24.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. — Тамбов, 2004; Хлебникова О. В. Познание как игра; Дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Ом. гос. пед. унт. - Омск, 2004.

Однако вопросы о том, как игра может инструментально использоваться в работе с журналистской информацией, какие иные функции, кроме развлекательной, реализуют игровые жанры, в каком смысле можно говорить о «разыгрывании» информации в массовой коммуникации, пока еще не анализировались как предмет научного исследования. Социально важная проблема воздействия игровой коммуникации на реципиента в манипулятивных и антиманипулятивных целях также еще не была рассмотрена. Предпринятое исследование является первой попыткой анализа игровой технологии в СМИ и описания игровых форматов и жанров публицистики, а также их коммуникативных эффектов.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые ставится и прорабатывается проблема использования игровых технологий для установления интерактивного контакта с аудиторией и совместной проработки информации автором и реципиентом.

Выявлены новые, специфически игровые форматы и жанры информационного воздействия, обладающие публицистическим потенциалом. Предложена новая методика определения, анализа и моделирования игровых форм в массовой коммуникации.

Объектом исследования является деятельность российских СМИ в условиях новейших информационных технологий и нарастающей интерактивности аудитории в глобализирующемся коммуникационном пространстве.

Предметом исследования является проявление в журналистских текстах игровых принципов проработки и транслирования информации, порождающих специфические форматы и жанры публицистики.

Цель исследования состоит в разработке научного аппарата анализа игровой технологии в современных СМИ; анализе специфических форматов и жанров публицистики, порождаемых игровой технологией; моделировании интерактивного журналистского текста; выявлении его антиманипулятивного ресурса.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа феномена игры в гуманитарных науках разработать систему принципов игрового коммуникационного пространства, позволяющих различать в потоке1 публикаций игровые форматы и жанры.

2. Определить коммуникативные функции игры, влияние которых нарастало в ходе эволюции массовой коммуникации.

3. Выявить роль игровых форматов и жанров в реализации функции игровой коммуникации как особой формы познания, общения, творчества.

4. Описать трансформацию игровой коммуникации на основе современных информационных технологий.

5. Раскрыть потенциал игровой технологии для современной журналистики, а также определить перспективы развития игровых форматов и жанров.

Теоретико-методологические основания исследования. Диссертация входила в план медиапсихологических исследований кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Теоретическая база исследования сложилась в результате изучения трудов по теории, истории, социологии и технологии журналистики. При построении исследовательского аппарата концептуально рассматривались работы Е. Л. Вартановой, В. М. Горохова, Б. И. Есина, Я. Н. Засурского, И. И. Засурского, Г. В. Лазутиной, Е'. И. Пронина, Е. Е. Прониной, Е. П. Прохорова, Л. Л. Реснянской, Л. Г. Свитич, Г. Я. Солганика, А. А. Тертычного, М. В. Шкондина, М. И. Шостак, чьи исследования позволили определить специфику журналистского творчества, характеристики журналистского текста, а также обозначить проявление игровых элементов в новейших информационных технологиях.

На основе фундаментальных трудов зарубежных и отечественных философов, психологов и социологов - М. М. Бахтина, Г. Бейтсона, Э. Берна, Л. Витгенштейна, Л. С. Выготского, Г. Дебора, А. В: Дмитриева. Р. Кайуа, Ю. Л. Лотмана, М. Маклюэна, Д. Мида, Я. Морено, X. Ортеги-и-Гассета, Ж. Пиаже, Г. Г. Почепцова, С. Л. Рубинштейна, А. А. Сычева, Э. о

Финка, И- Хейзинги, М: Элиаде, Д. Элысонина была сформирована система категорий анализа коммуникативного пространства игры в журналистике. В цели диссертации не входило формирование общетеоретического определения игры как феномена человеческого бытия1.

Методы исследования. Цели и задачи данного диссертационного исследования определили отбор методов. За базовый был взят методологический принцип системного подхода и анализа явлений и процессов. Системный подход к анализу явлений во многом обеспечивает возможность его полноценной реализации, поскольку ориентирует на рассмотрение явлений и процессов в целостности, в совокупности всех составляющих и с учетом закономерностей их взаимодействия.

В качестве рабочей методики использовались разработанные на кафедре периодической печати факультета журналистики МГУ им. М; В. Ломоносова медиапсихологический анализ и моделирование журналистского текста, а также типологический анализ средств массовой коммуникации.

Анализ и классификация игровых форматов и жанров осуществлялись на основе разработанной в диссертации системы принципов игрового коммуникативного пространства и дополнялись традиционным филологическим анализом текстов.

1 В связи с масштабным объемом исследований феномена игры в разных областях науки на протяжении долгого исторического периода в данном исследовании предпринят жесткий отбор материала, направленный, прежде всего, на выявление коммуникативных особенностей игры. В работе предполагалось не формулировать новое понятие игры, а предложить новое теоретическое определение механизмов функционирования:игрового коммуникационного пространства.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составляют журналистские материалы прессы, радио, телевидения, интернет-изданий и блогов. Анализируются публикации газет: «Комсомольская правда», «Новые Известия», «Коммерсантъ», «F5», «Московский Комсомолец»; журналов: «Esquire», «Бакел», «Лиза», «Русский Newsweek»; телевизионные программы: «Времена», «Куклы», «Тушите свет» и др. Исследуются мультимедийные игровые интернет-проекты аналитической онлайн-газеты «Маркер», а также информационного интернет-агентства «Атмосфера» и др.

Гипотеза исследования опирается на ряд принятых в гуманитарных науках представлений об игре как специфическом феномене человеческой психики. Это позволяет анализировать игру как коммуникативное пространство, значение которого поступательно нарастало в ходе исторического развития журналистики, достигнув пика в электронных СМИ, продвигающих новые форматы и жанры текста, стимулирующих интерактивность взаимодействия с аудиторией.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Установлено, что игровое коммуникационное пространство в средствах массовой коммуникации характеризуется принципами виртуальности, символизации, стохастичности, интерактивности, под влиянием которых возникают игровые форматы и жанры публикаций.

2. Выявлено, что игра всегда в той или иной степени обнаруживала себя в журналистском творчестве, но ее проявления зависели от новейших технологий своего времени. В период становления журналистики это ярче всего выражалось в памфлетном стиле, в период доминирования партийной прессы - в игровом моделировании социальной реальности, наконец, с появлением современных мультимедийных технологий - в новых медиа.

3. В современной журналистике игровая технология становится одним из важнейших методов организации и осмысления журналистской информации.

4. В средствах массовой коммуникации возникают* особые игровые форматы и жанры, повышающие интерактивное освоение журналисткой информации.

5. Игровые форматы и жанры получают широкое распространение с развитием мультимедиа.

6. Новая игровая технология в журналистском творчестве обладает художественно-публицистическим потенциалом.

7. В силу повышенной интерактивности игровые форматы и жанры делают читателя соавтором в работе с информацией.

Теоретическое значение диссертации. Существенными с теоретической точки зрения представляются положения диссертации, в которых устанавливается непосредственная связь между игрой и массовой коммуникацией. В теорию журналистики вводится понятие игровой технологии, порождающей специфические форматы и жанры, обладающие публицистическим потенциалом.

Существенный интерес для медиапсихологии могут представить факты, показывающие, что игровые форматы и жанры способны оказывать на реципиента медиатерапевтическое воздействие.

Практическое значение работы состоит в том, что последовательное применение игровой технологии может способствовать повышению интерактивности массовой коммуникации и укреплению информационно-психологической безопасности. Оно открывает дополнительные возможности адекватного осмысления реальности. Установленные в исследовании новые игровые форматы и жанры материалов в современной журналистике могут быть освоены в процессе обучения и переподготовки журналистов.

Апробация

Основные положения работы и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях «Ломоносов» (2006-2010), «Журналистика в 2007 году», «Журналистика в 2008 году» и «Журналистика в 2009 году», а также в электронном научном журнале Факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». Общий объем публикаций - 4,7 п. л.

1. Савицкий В. А. Игровая технология в современных средствах массовой коммуникации // электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». — 2010. - № 2. -1,5 п. л.

2. Савицкий В. А. Игровое моделирование социальной реальности в массовой коммуникации // электронный научный журнал факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Медиаскоп». - 2010. - № 2. -1,4 п. л.

3. Савицкий В. А. Новый формат игры или новый жанр публицистики? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2010. - № 4 . — 0,6 п. л.

4. Савицкий В. А. Принципы игровой коммуникации в современных СМИ // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2009 «Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ». — М.: МедиаМир, 2009. - 0,2 п. л.

5. Савицкий В. А. Игра как мультимедийная коммуникация // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции -2008 «Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды». - М.: МедиаМир, 2008. - 0,2 п. л.

6. Савицкий В.А. Современный игровой подход в работе с информацией // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2010. «Журналистика в 2009 году. Трансформация систем СМИ в современном мире». - М.: МедиаМир, 2010. - 0,2 п. л.

7. Савицкий В. А. Игра как феномен журналистского творчества: парадигма мышления, тип текста, жанры публикаций // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». - М., 2008. - 0,2 п. л.

8. Савицкий В. А. Игра как феномен журналистского творчества: особенности игровой коммуникации, создание игровых смыслов в журналистском тексте // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2009». - М., 2009. — 0,2 п. л.

9. Савицкий В. А. Игровой подход в работе с информацией в современных средствах массовой коммуникации // Материалы докладов Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2010». - М., 2010. - 0,2 п. л.

Диссертационная работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Савицкий, Виктор Андреевич, 2010 год

1. Алейник Р. М. Человек в философском постмодернизме. М.: МИК, 2006.

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998.

3. Барт Р. Текстовый анализ // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. Лингвостилистика / Сост. И. Р. Гальперин. М.: Прогресс, 1980.

4. Барт Р. Мифологии / Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2008.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.

6. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.

7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990.

8. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: РОУ, 1995.

9. Бейтсон Г. Экология разума // Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.; М.: Университетская книга, 1998.

11. Берлова О. А., Захаров В. П., Колесникова В. Б., Кочинева А. Л. Игра на информационном поле. Журналистика и РЯ для «зеленых» / Ред.-сост. -Берлова О. А. -М.: Изд-во МСоЭС, 2003.

12. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000.

13. Ванейгем Р. Революция повседневной жизни. М.: Час «Ч», 2005.

14. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2003.

15. Вартанова Е. Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. -М.: МедиаМир, 2009.

16. Вартанова Е. Л. Медиаидустрия и конвергенция // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.

17. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. М.: Гнозис, 1994.

18. Вулис А.З. И. Ильф, Е.Петров. Очерк творчества. -М.: Гослитиздат, 1960.

19. Вулис А. 3. Сатира // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М.Кожевникова, П. А.Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.

20. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1988.

21. Гессе Г. Игра в бисер. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.

22. Гофман И. Закрепление форм деятельности // Социология вещей. Сборник статей / Под. ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006.

23. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.

24. Грицанов А. А. История философии. Энциклопедия. М.: Интерпрессервис, 2002.

25. Гуревич С. М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2004.

26. Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум). Как избежать разговора: денегации.Минск: Экономпресс, 2001.

27. Гуссерль Э. Картезианские размышления. -М.: Наука, 2001.

28. Дебор Ги-Эрнст. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.

29. Дебре Р. Введение в медиологию / Пер. с франц. Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2010.

30. Дзялошинский И. М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. — М.: Престиж, 2006.

31. Дзялошинский И.М. Как нами манипулируют // Современная пресса: теория и опыт исследования. М.: Факультет журналистики МГУ, 2010.

32. Дмитриев А. В., Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. М.: Альфа-М, 2005.

33. Есин Б.И. История русской журналистики. XIX век. М.: Изд-во МГУ, 2008.

34. Журбина Е. И. Искусство очерка. М.: Сов. писатель, 1957.

35. Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010.

36. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания / Под ред. A.A. Стриженко. Алтайский край: Алтайский государственный технический ун-т. им. И.И. Ползунова, 2003.

37. Засурский Я. Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции 23-25окт. 1997.-М.: Изд-во МГУ, 1998.

38. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика: теории, концепции, проблемы, прогнозы М.: Изд-во МГУ, 1995.

39. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков // От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. М.: Изд-во МГУ, 2000.

40. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Радуга, 1988.

41. Зиммель Г. Рама картины // Социология вещей. Сборник статей / Под. ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006.

42. Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987.

43. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: очерки истории и теории. М.:Политиздат, 1974.

44. Ильясова С. В., Амири Л. П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: Изд-во Флинта, 2009.

45. Интернет-СМИ: Теория и практика. Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010.

46. Каган М.' С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.

47. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991.

48. Кайуа Р. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007.

49. Камю А. Избранное: Сборник. Пер. с франц. М.: Радуга, 1989.

50. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.

51. Кант И. Критика способности суждения. М.: Наука, 2001.

52. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2003.

53. Касстельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.

54. Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004.

55. Киреев О. Поваренная книга медиа-активиста. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2006.

56. Кирющенко В. В. Язык и знак в прагматизме. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.

57. Колмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005.

58. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.

59. Кржижановский С. Статьи. Заметки. Размышления о литературе и театре. Собр. соч.: В 5 т. СПб.: Симпозиум, 2006. - Т.4.

60. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917 2000): учеб.пособие; хрестоматия. 3-е изд., испр. -М.: Флинта: Наука, 2006.

61. Курганова Е. Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.

62. Курганова Е. Б. Прецедентные тексты как вид языковой игры в современной рекламной практике // Проблемы массовой коммуникации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.

63. Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. -М.: Аспект Пресс, 2000.

64. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2010.

65. Лакан Ж. Телевидение. М.: Гнозис, 2000.

66. Лакан Ж. Имена-Отца. М.: Гнозис, 2006.л

67. Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: Алетейя, 1998.

68. Лисоченко Л. В., Лисоченко О. В. Языковая игра на газетной полосе. Эстетика и поэтика языкового творчества. Межвуз. сб. науч. статей. -Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2000.

69. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Сборник статей в честь Михаила Михайловича Бахтина (к 75-летию со дня рождения). Отв. ред. Ю.М. Лотман. Труды по знаковым системам, 6. — Тарту: Тартуский госуниверситет, 1973.

70. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в трех томах.- Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992.

71. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Таллин: Александра, 1992. Т. 1.

72. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998.

73. Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII — начало XIX века). -М., 1996.

74. Лукина М. М. Технология интервью: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

75. Маклюэн М. Понимание Медиа. М.: Гиперборея, 2007.

76. Маслов A.A. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и нтеллектуала. -М.: Алетейя, 2003.

77. Мельник Г. С. MASS, MEDIA: психологические процессы и эффекты. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996

78. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

79. Миллер С. Психология игры. СПб.: Университетская книга, 1999.

80. Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. -Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.

81. Невелева С. JI. Махабхарата. Изучение древнеиндийского эпоса. М.: Наука, 1991.

82. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Соч. В 2-х т. - М.: Мысль, 1990.

83. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. В 2-х т. - М.: Мысль, 1990.

84. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Транспорт, 1995.

85. Ницше. Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. М.: Мир книги/Литература, 2006.

86. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Изд-во МГУ, Наука, 2005.

87. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. Екатеренбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2002.

88. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / Отв. ред. Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова. — М.: Изд-во МГУ, 2000.

89. Парч С. Пауль Клее. М.: Арт-Родник; Кельн: Taschen, 2004.

90. Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, 2000.

91. Почепцов. Г. Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001.

92. Правовые и этические нормы в журналистике. Хрестоматия. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.

93. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. Учебное пособие / Под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. М.: Аспект Пресс, 2008.

94. Проблемы медиапсихологии 2 / Сост. Е. Е.Пронина. - М.: РИП-холдинг, 2004.

95. Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. М.: Изд-во МГУ, 1980.

96. Пронин Е. И. Текстовые факторы журналистского воздействия. М.: Изд-во МГУ, 1981.

97. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

98. Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М.: РИП-холдинг, 2001.

99. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. Учебник. 7-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009.

100. Развлечение и искусство. Сборник статей под ред. Е. В. Дукова. — СПб.: Алетейя, 2008.

101. Реснянская Л. Л. Двусторонняя коммуникация: методика организации общественного диалога: Учеб. пособие. М.: Пульс, 2000.

102. Риторические основы журналистики. Работаем над жанрами газеты: учеб. пособие / З.С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Саввова, О. А. Сальникова. -М.: Флинта: Наука, 2009.

103. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

104. Рэндал Дэвид. Универсальный журналист / Перевод с английского Алексея Парьяза, под редакцией Владимира Харитонова. — 3-е издание, испр. и доп. Великий Новгород, Санкт-Петербург: Кириллица, 1999.

105. Сартр Ж.- П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Терра-Книжный клуб, 2002.

106. Семиотика безумия. Сборник статей. Составитель Нора Букс. Париж -Москва: Издательство «Европа», 2005.

107. Свитич JI. Г. Феномен жунализма. М.: Изд-во МГУ, 2000.

108. Семиотика: Антология / Сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

109. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. -М.: Аспект Пресс, 2001.

110. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Спб.: Изд-во Михайлова, 2002.

111. Смирнов С. А. Философия игры (пролегомены к построению онтологии игры). М.: Кентавр, 1995.

112. Современная пресса: теория и опыт исследования. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2010.

113. Солганик Г. Я. Стилистика публицистической речи // Язык средств массовой информации: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. Н. Володиной. -М.: Академический проект; Альма Матер, 2008.

114. Стриженко А. А. Зарубежная и российская журналистика: трансформация картины мира и ее содержания. Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, 2003.

115. Тертычный A.A. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002.

116. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2010.

117. Типология периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Шкондина, JI. JI. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009.

118. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. Пер. / сост. и послесл. П. С. Гуревича. -М.: Гелиус, 1988.

119. Федотов М. А. Правовые основы журналистики: Учебное пособие. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002.

120. Франц M.-JI. Алхимия: Введение в символизм и психологию. СПб: Б. С. К., 1997.

121. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975.

122. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М.: АСИ, 2009.

123. Хайдегтер М. «Европейский нигилизм», «Письмо о гуманизме» // Проблема человека в западной философии. Пер. / сост. и послесл. П. С. Гуревича. -М.: Гелиус, 1988.

124. Хайдегтер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

125. Хайдегтер М. Время картины мира // Время и бытие. М.: Республика, 1999.

126. Хариш Джохари Лила. Игра самопознания. Киев; София, 1999.

127. Хёйзинга И. Homo Ludens. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

128. Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. — М.: Прогресс — Традиция, 1997.

129. Черны И. Игра как искусство и искусство как игра // Спорт, духовные ценности, культура. М.: Гуманитарный Центр СпАрт РГАФК, 1997. -Вып. 5.

130. Шаболдин А. С. Дизайн и информация // Проблемы медиапсихологии -2.-М.: РИП-холдинг, 2003.

131. Шкондин М. В. Система средств массовой коммуникации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002.

132. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993.

133. Шопенгауэр А. О ничтожестве и горестях жизни. М.: Вагриус, 2002.

134. Шостак М. И. Журналист и его произведение. М.: ИМПЭ им. A.C. Грибоедова, 1998.

135. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. — М.: РИП-холдинг, 2001.

136. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. -М.: ЭКСМО, 2007.

137. Элиаде М. Аспекты мифа. -М.: Инвест-ШШ, 1995.

138. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии / Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1996.

139. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М.: Атланта, 1957.

140. Юнг. К. Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Когито-Центр, 2006.

141. Ячин С. Е. Человек в последовательности событий жертвы, дара и обмена. Владивосток: Дальнаука, 2001.

142. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. -М.: Политиздат, 1991.Справочная литература

143. Беккер К. Словарь тактической реальности. М.: Ультра.Культура,2005.

144. Биографический энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001.

145. Большая энциклопедия / Под ред. С. А. Кондратова: В 64 т. М.: Тера,2006.

146. Большой психологический словарь / Сост., общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П Зинченко. СПб: Прайм-Еврознак, 2004.

147. Васюкова И. А. Словарь иностранных слов. — М.: Астрель: ACT: Транзиткнига, 2005.

148. Землянова JI. М. Зарубежная коммуниктивистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М.: Изд-во МГУ, 1999.

149. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. Англорусский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во МГУ, 2004.

150. Курьянов Е. И. Англо-русский словарь по средствам массовой информации (с толкованиями): Около 12 ООО терминов. -М.: Московская международная школа переводчиков, 1993.

151. Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.

152. Новейший философский словарь. Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., исправл. Минск, 2003.

153. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953.

154. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-пресс, 1997.

155. Словарь иностранных слов и выражений / Трус Н. В., Щубина Т. Г. -М.: Литература, 1997.

156. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. изд. 4-е. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

157. Современный словарь иностранных слов /Под ред Л. М. Баш, А. В.Боброва и др. М.: Цитадель, 2009.

158. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. М.: ОГИЗ, 1940.

159. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.

160. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983.Диссертации

161. Вербицкая Ю. А. Массовая коммуникация как творческая проблема: текст и личность; Дис. .канд. филол. наук: 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. М., 2006.

162. Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология; Дисс. .канд. филос. наук: 09.00.01 / Курганский гос. ун-т. Омск, 2004;

163. Лохова С. К. Игра слов в политическом дискурсе (компьютерный анализ политической метафоры); Дис. канд. филол: наук: 10.02.21 / Моск. гос. обл. ун-т. М., 2007;

164. Мазрова Н. А. Философский смысл игры в моделировании социальной реальности; Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11. / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2004;

165. Прокшина, Л. Р. Роль игры в современном российском обществе; Дис. .канд. филос. наук: 09.00.11 / Башкир, гос. ун-т. Уфа, 2006;

166. Сабурова Н. В. Заголовочная игра слов как смыслоформирующий механизм текста: на примере англоязычной публицистики; Дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2007;

167. Сумской П. Ф. Телевизионная игра как форма интерактивной коммуникации: опыт культурологического анализа; Дис. .канд. культурол. наук: 24.00.01 / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск, 2009;

168. Тимофеева Л. П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта; Дис. канд. филос. наук: 24.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2004;

169. Хлебникова О. В. Познание как игра; Дис. канд. филос. наук: 09.00.01 / Ом. гос. пед. ун-т. Омск, 2004.Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы Научные журналы

170. Болескина Е. Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. — 2000. — № 9.

171. Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Концепция рекламы и паблик рилейшнз втеории массовых коммуникаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2001. - № 1.

172. Демин М. В. Игра как специфический вид деятельности // Философские науки. 1983.- №2.

173. Землянова Л. М. Процесс глобализации СМИ и культура // Вест. Моск. унта. Сер. 10, Журналистика. 1998. — № 2.

174. Ильенков Э.В. Свобода воли // Вопросы философии. 1990. - № 2.

175. Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1986. - № 6.

176. Колесникова А. Продажный квест. Компьютерные игры обросли рекламой // Индустрия рекламы. 2006. - № 7.

177. Маслов О. Р., Пронина Е. Е. Психика и реальность: типология виртуальности // Прикладная психология. 1998. - № 6.

178. Седов К.Ф. Теоретическая модель психолингвоперсонологии // Вопросы психолингвистики. 2008. - №7.Интернет-ресурсы

179. Аграновский А. А. — Труба. Режим доступа: http://journ.elsu.ru/read002.htm. — Загл. с экрана.

180. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Режим доступа:http://www.philosophy.ru/library/bahtm/rable.html. Загл. с экрана.

181. Бейтсон Г. К теории шизофрении. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1986. - Загл. с экрана.

182. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/articlel 15657.html. - Загл. с экрана.

183. Видеоигра «Охота на аргали» на сайте информационного агентства Атмосфера. — Режим доступа: http://asfera.info/hunt/. — Загл. с экрана.

184. Видеоигра «Разбери бутерброд» на официальном сайте Всемирного фонда дикой природы. Режим доступа: http://www.wwf.ru/bezikry/. - Загл. с экрана.

185. Видео игра на официальном Интернет-портале деловой газеты «Маркер». -Режим доступа: http://www.marker.ru/interactive/ministers. Загл. с экрана.

186. Видео-колонка электронного ресурса Коммерсантъ.ги. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/video/. — Загл. с экрана.

187. Л.Витгенштейн. Философские исследования. — Режим flocTyna:http://www.philosophy.ru/library/witt/phil.html. Загл. с экрана.

188. Виртуальная библиотека EUNnet. Режим доступа: http://virlib.eunnet.net/metodmaterials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id. — Загл. с экрана.

189. Вольнов В. В. Феномен игры. Режим доступа: http://v-volnov.narod.ru/SmallWorks/PhenomenonOflPlay.htm. — Загл. с экрана.

190. Гаврилов Д. Традиционные народные игры и обряды в воспитании детей. Режим доступа: http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/14/13. - Загл. с экрана.

191. Журбина Е. И. Искусство очерка (Избранные главы). — Режим доступа: http://psujourn.narod.ru/lib/zhurbinasketch.htm. Загл. с экрана.

192. Заблудовский М. Д. Свифт. Режим доступа: http://az.lib.rU/z/zabludowskijmd/text0020.shtml. - Загл. с экрана.

193. Игра «Разбери бутерброд» на официальном сайте Всемирного фонда дикой природы. Режим доступа: http://www.wwf.ru/bezikry. - Загл. с экрана.

194. Игра на официальном интернет-портале деловой газеты «Маркер». -Режим доступа: http://www.marker.ru/interactive/ministers. — Загл. с экрана.

195. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. — Режим доступа: http//www/evartist.narod.ru/textl9/132htm. — Загл. с экрана.

196. Лозовский Б.Н. Журналистика: краткий словарь // Виртуальнаябиблиотека. Режим доступа: EUNnethttp ://virlib.eunnet.net/metodmaterials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81. Загл. с экрана.

197. Мид Д.Г. От жеста к символу. Режим доступа: http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/mead. — Загл. с экрана.

198. Официальный интернет-портал деловой газеты «Маркер». Режим доступа: // http://www.marker.ru/interactive/sniper. — Загл. с экрана.

199. Официальный сайт государственного информационно-аналитического телеканала с круглосуточным вещанием «Россия 24». Режим доступа: http://www.vesti.ru/videos?vid=onair. - Загл. с экрана.

200. Официальный сайт проекта Natal. — Режим доступа: http://www.xbox.com/en-US/live/projectnatal/. Загл. с экрана.

201. Платон. Законы. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/plato01/30zak07.htm. - Загл. с экрана.

202. Платон. Государство. Режим доступа: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt. - Загл. с экрана.

203. Психология личности: словарь-справочник / Под. ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. Режим flociyna:http://psylib.org.ua/books/psiteol/. - Загл. с экрана.

204. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt29.htm. - Загл. с экрана.

205. Сайт рекламной игры жевательной резинки Orbit. Режим доступа: http://www.orbitpro.ru/. — Загл. с экрана.

206. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text2/06.htm. - Загл. с экрана.

207. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку. Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/whorf701 .html. - Загл. с экрана.

208. Bignel J. Me dia semiotics. An introduction. Edition 2. Manchester University Press, Manchester/ New York, 2002.

209. Meikle G. Future Active: Media Activism and the Internet. Routledge, N.Y., USA, 2002.

210. Montola M., Stenros J., Waern A. Theory and design. Pervasive games. Experiences on the boundary between life and play. Morgan Kaufmann Pub, Burlington,USA, 2009.

211. Stuart A. Online News. Journalism and the Internet. Open University Press,New York, USA, 2006.

212. Wexelblat A. Virtual reality. Application and explorations. Morgan Kaufmann Pub, Burlington, USA, 1993.

213. Wiederhold В., Wiederhold M. Virtual Reality Therapy for Anxiety Disorders: Advances in Evaluation and Treatment. American Psychological Association, Washington, D.C, USA, 2004.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.