Икона в контексте духовности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Келеберда, Нина Григорьевна

  • Келеберда, Нина Григорьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 182
Келеберда, Нина Григорьевна. Икона в контексте духовности: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2002. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Келеберда, Нина Григорьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ФЕНОМЕН ДУХОВНОСТИ.

1.1 Содержание феномена христианской духовности. Основные понятия.

1.2 Светская духовность.

1.3 Русский тип религиозной духовности.

Глава 2. ИКОНА И ИКОНОПИСЬ КАК СФЕРА АКТУАЛИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ДУХОВНОСТИ.

2.1 Понятие иконы и иконописи.

2.2 Иконописание как актуализация духовности.

2.3 Духовность в иконе.

2.4 Икона и русская культура.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Икона в контексте духовности»

Актуальность темы. В России в современных условиях секуляризации и потери самоидентификации и кризиса личности актуальными становятся теоретические исследования в области религии, религиозность. В отношении русской культуры необходимым представляется изучение ее православных основ. При этом ознакомление с православием не только в догматическом, но и в более широком культурологическом плане неизбежно приводит к встрече с иконой.

Для современной визуально-ориентированной эпохи анализ принципов иконописания помогает осмыслить основные положения христианской антропологии и христианской культуры.

Несмотря на многочисленные труды, в науке еще не достаточно четко зафиксирована сложная взаимосвязь системы иконописных символов и христианской духовности. Необходим углубленный анализ взаимоотношений системы категорий христианский антропологии и системы иконописных символов.

Такой анализ имеет не только теоретическое значение, но и значение практическое. Его актуальность определяется социокультурной ситуацией в стране в целом. Он находит свое отражение в концепциях формирования национального самосознания русского народа, так называемой «русской идеи». Отсюда научный анализ категорий христианской духовности, ее понимания в светской науке и теоретическом богословии актуален еще к потому, что помогает прояснить такой сложный и неоднозначно понимаемый в нашей философской и художественной литературе вопрос, - в чем своеобразие русского народа.

Степень научной разработанности проблемы. К выяснению сущности феномена духовности человека философия приступила в 19 -начала 20 вв. Духовность понималась как индивидуальная ценность, для которой характерна цельность и телеологичность (В. Дильтей, Э. Шпрангер и др.). Карл Юнг искал в разных культурах архетипы духа.

Р. Ассаджоли связывал духовность с уровнями сверхсознательного.

В гуманистической психологии (А. Маслоу и др.) духовность выступает в виде высших духовных ценностей и переживаний.

Трансперсональная психология (С. Гроф и др.) считет духовностью трансперсональные переживания единства со Вселенной.

С точки зрения логотерапии (В. Франкль и др.) духовность - один из базовых «экзистенциалов» человеческого бытия, высшее смысловое измерение человека.

А. ван Каама понимал под духовностью трансцендентальный феномен, выходящий за пределы тесной обусловленности чувств и интеллекта.

Следует отметить мировоззренческий аспект в интерпретации духовности. Атеистический экзистенциализм в лице Ж.П. Сартра полагает, что духовность конституируется субъективностью в смысле, что человек сам свободно выбирает свою сущность, и трансцендентностью в атеистическом смысле, что человек существует, выходя за собственные пределы в объектную среду. Современный пекулярный гуманизм (П. Куртц, В. Кувакин и др.) рассматривает духовность как развитие нравственных идеалов и добродетелей в духе рационализма. Высшей целью объявляется установление научного мировоззрения как альтернативы религии. Нужно также упомянуть известную работу В.Г. Федотовой, где духовность определяется как ценностные содержания сознания, обусловленные целями и ценностями человеческого общества. Выделяются типы духовности: эстетизм, теоретизм, этизм.

Католическая, протестантская теологии и православное теоретическое богословие понимают под духовностью те высшие и последние ценности, которые человек признает над с собой, а также практическое отношение к этим ценностям.

Так, для П. Тиллиха духовность есть «предельный интерес», проявляющийся во всех творческих функциях человеческого духа. В этом смысле религиозно нейтральных людей не существует.

Ж. Маритен определил духовность как трансцендентный принцип, формирующий культуру, но не формируемый ею. Этим принципом выступила католическая Церковь.

В Православном Богословии (например В.Н. Лосский) духовность определяется категорией обожения и имеет двойственный характер.

В русской религиозно-философской традиции под духовностью понималось «мистическое постижение сущего» (выражение А.Ф. Лосева), предполагающее цельное, целостное единение всех творческих возможностей человеческого духа. Качеством духовности объявлялась «соборность», (А.С. Хомяков и др.), «всеединство» (Вл. Соловьев) «единосущие», предполагающее «инаковость», «иночество», (о.П. Флоренский) «религиозность» (И.А. Ильин) и т.д.

В целом духовность понимается многими в качестве трансцендентности связанной с надиндивидуальными символами и ценностями. Духовность - как свобода и ответственность - это способ существования человека. Духовность - это тяга человека к вершинам культуры и совершенствование своих творческих возможностей. В лоне традиционной православной мысли духовность есть искание силы вне себя (еп. Григорий Лебедев и др.), искание связи с Богом (о.С. Булгаков, о.И. Галахов и др.).

Но прежде всего духовность есть церковность (гр. М. Толстой, И. Тальберг, Карташев А.В., митр. Владимир Сабодан и др.).

Единство христианской духовности и русской культуры отмечалось Е.Н. Трубецким, Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным, К. Леонтьевым, С.Г. Пушкаревым и др. Из современных исследователей отметим труды Е.С. Троицкого и игумена И. Экономцева, С.С. Аверинцева, А. Панарина и др.

Поскольку значительная часть диссертации посвящена анализу способов выражения православной духовности в иконописи, важно отметить достижения ведущих специалистов в области искусствознания и иконоведения. Существует ряд исследований выдающихся ученых, философов, богословов, посвященных выяснению (или объяснению у богословов) сущности христианской образности. Выдвигается несколько направлений. Непосредственное отношение к теме диссертационного исследования имеет культурологический подход, разработанный в трудах о.Павла Флоренского, кн. Е.Н. Трубецкого, К.В. Цеханской, а в советский период Д.С. Лихачевым, В.А. Плугиным и др. Его суть в том, что система построения изображения (иконы, картины) суть эквивалент определенного мировоззрения, определенного типа культуры.

Искусствоведческий подход рассматривает икону в системе древнерусского искусства (Алпатов М.В., Лазарев В.Н., Брюсова В.Л., Вздорнов В.Д. и др.) или в системе средневекового общеевропейского искусства (Яковлева А.И. и др.)

Одним из существенных недостатков указанного направления является практически полная неразработанность специальной иконописной терминологии, на что указал Вагнер Г.К. [31].

С точки зрения богословия, неправомерно также ограничивать иконопись определенной эпохой (Д.С. Лихачев и др.) или одним из аспектов христианского мировоззрения - эсхатологией (В.А. Плугин, Н.К. Голейзовский и др.). Историко-археологический подход разрабатывался в основном в дореволюционных трудах Покровским Н.В., Кондаковым Н.П.> Буслаевым Ф.И., Архиеп. Сергием (Спасским) и др.

Довольно многочисленны труды, развивавшие идеологический подход (Яковлев Е.Г., Тэнасе А, Глаголев B.C., Волков И., Михновский Д.В. и др.), где икона определяется как явление «противоцерковкое» (Лазарев В.Н., Волков И. и др.) или отрицается ее религиозная и культурная значимость (иконоборчество советского периода) (Яковлев Е.Г.).

Этот подход в той или иной мере свойственен практически всем искусствоведам советского периода.

Оригинальные и глубокие объяснения эстетических, онтологических и гносеологических особенностей христианской образности, в широком смысле, и иконы, в частности, можно найти в исследованиях В.В. Бычкова. Одним из достижений его эстетической концепции христианской образности можно считать многоплановость и целостность метода исследования, объединяющего разные области христианской литературы и искусства. Однако В.В. Бычков ограничивается византийским периодом развития христианской образности.

Среди других направлений в иконоведении можно отметить геометрический подход (Раушенбах Б.В., Мочалов Л. и др.), семиотический подход (Успенский Б.А.).

В рамках богословия вне конкуренции по значимости следует считать труды Л.А. Успенского. Исходным пунктом его исследований является мысль о том, что художественная форма образа определяется его содержанием. Поэтому основная работа «Богословие иконы» посвящена исследованию содержания, что является собственно предметом богословия.

Уникальным по своему направлению является творчество О.Ю. Тарасова, который занимается выявлением иконических истоков русского изобразительного искусства «Серебряного Века» и агитискуства начала 20-х годов.

В отличие от указанных исследований в диссертации вводится специальный термин «иконичность» русской религиозной культуры, который призван отразить сущностное единство религиозной культуры и православного культа в России.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является выявление духовной природы христианского образа и иконописи как рода православной духовно-аскетической практики.

Осуществление этой цели предполагает формулировку и решение следующих задач:

1). Рассмотреть феномен православной духовности. Очертить понятийный круг для описания содержания термина.

2). Определить содержание светская духовность.

3). Осуществить сравнительный анализ светского и православного понимания иконы и иконописи.

4). Выявить взаимосвязь художественных форм иконописи и христианской духовной практики.

5). Проследить генезис в понимании духовной природы иконы в русле русской религиозно-философской мысли.

6). Проанализировать значение иконы для русской религиозной культуры.

Хронологические рамки исследования. Данное исследование ограничено временными рамками: вторая половина 16 века и начало 20 века, - период наиболее активного религиозно-философского размышления о сущности христианского образа в России.

Объект исследования. Икона и иконопись как род духовной практики в христианстве.

Предметом исследования является выявление духовной основы иконы и ее места в системе русской религиозной культуры.

Методологический принцип исследования.

Методами исследования являются феноменологическое описание, понимание и истолкование символических конструкций иконы. Помимо этого в данной работе использован компаративистский, сравнительно-исторический компонент, который проявляется в описании тех изменений, которые происходили в восприятии понимания целей и языка иконы.

Это позволяет выявить реалии секуляризма и религиозности в рамках церковного сознания. Все это предполагает теоретический анализ философской, искусствоведческой и богословской литературы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1). На основе теоретического анализа феномена православной духовности очерчен круг понятий, концептуально представляющих содержание указанного явления.

2). Дано определение светской духовности.

3) Дан сравнительный анализ светского и православного подходов к интерпретации понятия иконы, иконописи.

4). Установлено, что существует тесная взаимосвязь между христианской духовной практикой и художественными формами иконописи.

5). В процессе анализа генезиса в понимании духовной природы иконы выявлена взаимосвязь между изменениями в оценке целей иконописания и секуляризацией церковного искусства.

6). Рассмотрено значение иконы для русской религиозной культуры.

На защиту выносятся следующие положения.

1). Концепция духовности содержит ряд понятий - обращение и миссия, сходство и несходство, образ и подобие, символизм и историзм. Все эти понятия антиномичны. Они входят в определение иконы.

2). Светская духовность определяется как секуляризм, то есть отчуждение от церкви, как попытка модификации самой религиозной системы с одновременным отчуждением внутренней религиозной жизни в сферу частного интереса. Светскость означает переориентацию сознания в плоскость эмпирического мира, обращение к человеку. В этом смысле светская духовность есть секулярный гуманизм. Внутренний секуляризм в рамках церковности означает наличие некой нецерковной тенденции в личной религиозной практике отдельного человека.

3). Светское понимание иконы состоит в том, что икона рассматривается вне церковной сферы. Ее изучение ограничено исследованием формально эстетической стороны и историко-культурного контекста. Православное понимание иконы исходит из того, что ее формальная сторона определяется ее ноуменональной глубиной. Поэтому искажения в форме предполагают прежде искажения в понимании содержания, что свидетельствует об обмирщении духовности.

4). Художественные формы иконописи органически исходят из духовного опыта иконописца, из догматичности его сознания, что является следствием его включенности во внутреннее многоединство Церкви.

5). Икона передает целостный, соборный характер православной духовности. Описание понимания этой целостности как единства символизма и историзма в русской религиозно-философской традиции, а также описания нарушений в понимании цельности природы иконы у разных исследователей позволяет выявить реалии внутреннего секуляризма, выраженного в скрытом иконоборчестве в рамках церковного искусства. у- \ Т1 Ч-» О С/

6). Единство русской религиознои культуры и русской иконы передается специальным термином - «иконичность». Иконичность означает проникновение образа Божия в культуру, открытие в мире обратной перспективы, когда культура приобретает черты иконичности.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации позволяют осознать специфику русской религиозной духовности, которая воспроизводится и выражается в иконе. Это объясняет столь важное ее значение для русского народа.

Выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для культурологов, философов, искусствоведов, религоведов, богословов. На основе текста диссертации могут быть составлены спецкурсы для студентов культурологических, философских, искусствоведческих факультетов, а также для слушателей христианских гуманитарных факультетов и специальных духовных учебных заведений (семинарий).

Апробация работы. Содержание диссертации апробировано на конференции молодых ученых СКНЦ ВШ, на вторых Дмитриевских образовательных чтениях (г. Ростов-на-Дону). Результаты исследования нашли отражение в изданных статьях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Келеберда, Нина Григорьевна

Заключение

Процессы реанимации богословской мысли в современном российском обществе требуют, в том числе, и своего философского осмысления. Прежние пропагандистские атеистические методы устарели. Выдвигается необходимость исследования в сфере методологии науки и методологии богословия в плане возможности применения современных научных методов к богословским проблемам. Одним из аспектов указанной проблемы является научное Исследование иконы и иконописи.

Важность и актуальность рассмотрения проблемы обусловлена повышенным научным интересом к религии вообще и к христианскому духовному опыту, частью которого является икона, в частности.

Исследование православной духовности позволяет по-новому взглянуть на специфику русской иконы и ее роль в русской культуре в целом и в русской религиозном культуре, в особенности.

Анализ литературы по выбранной теме подтвердил правомерность выдвинутых в ходе исследования положений и позволил прийти к выводу, что икона является одним из оснований русского религиозного мировоззрения. Она оказала заметное влияние на формирование особенностей русского светского сознания, а также «русского атеизма».

Выявление практической духовной основы христианского образа, как показано в диссертации, зависит от понимания природы иконы, ее символики разными учеными-искусствоведами, философами, богословами.

Применение методов науки при анализе того или иного понимания позволяет сделать вывод о роли иконы и ее месте в духовной жизни русского народа.

Религиозно-философское осмысление иконы в России началось в середине 16 века и было прервано переворотом 1917 года.

Светский искусствоведческий и философско-атеистический подход к изучению иконы представляет собой односторонний процесс, который можно охарактеризовать как понимание увиденного с позиции критики и скепсиса. В этой связи назревает необходимость изучения иконы, ее природы и системы иконописных символов в контексте русского духовного опыта. Впервые такую попытку предприняли русские религиозные мыслители конца 19 нач.20 в.в.

В настоящее время отечественные и зарубежные ученые изучают иконопись в различных направлениях - культурологическое, филологическое (язык иконы, семантика символов), историко-искусствоведческое, философское и богословское.

В исследовании иконы необходимо учитывать диалектику ее природы и символов, от анализа которых зависит успех данного исследования. Мы выделили символизм и историзм как два полюса единой антиномии. Рассмотрение понимания обоих разными авторами мы считаем особенно важными, поскольку они вскрывают одну из особенностей русского духа -его «иконичность».

Решение поставленных задач акцентирует внимание на конкретном рассмотрении связи между православной духовностью и иконой.

Изучение такой взаимосвязи показало, что икона повлияла на формирование духовного облика русского народа.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что наиболее полное научное изучение иконы возможно на базе святоотеческой концепции человека, что позволит выявить более глубокие уровни мировоззренческого и смыслоценностного потенциала православной иконы и объяснить механизмы ее воздействия на духовное развитие русского человека и общества.

Все, сказанное выше, дает основание утверждать, что поставленные цель и задачи диссертационного исследования достигнуты.

Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ поставленных вопросов, которые весьма сложны и требуют дальнейшего изучения. На наш взгляд, последующую разработку целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

- Критическое и сравнительное сопоставление методологии богословия и методологии науки в исследование православного искусства.

- Четкое разграничение методов науки и методов богословия и поиск путей их религиозно-философского синкриза.

- В этой связи возникает ключевая для всего богословского, научного и философского развития XX века проблема языка.

- Религиозно-философское осмысление принципов духовной жизни на основе аскетической традиции (духовного опыта) Православной Церкви, которое должно позволить использовать накопленный ею духовный опыт для систематического изложения христианской антропологии во взаимосвязи с религиозным искусством.

- Обнаружение элементов русского литургического творчества в русской иконе и соответственно в русском религиозном сознании.

Изучение этих вопросов представляет собой дальнейшее развитие исследования русской иконы и русской духовности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Келеберда, Нина Григорьевна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир 1988, №8, 9.

2. Айналов Д.В. Об иконе «Христос архиерей». // Византийский временник 1994. № 5.

3. Алпатов М.В. Андрей Рублев и русская культура. М.: 1971.

4. Алпатов М.В. Андрей Рублев М.: 1978 (альбом).

5. Алпатов М.В. Феофан Грек М.: 1990 (альбом).

6. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М.: 1990.

7. Антоний Митрополит Сурожский. Духовность и душевность // Московский психотерапевтический журнал 1997, № 4.

8. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству // Вопросы философии. 1996, № 10.

9. Балдин В.И. Загорск М.: 1984.

10. Белл Д. От священного к светскому // Религия и общество. М.: 1996.

11. Белая Г. Авангард как богоборчество. // Вопросы литературы. 1992. вып.З.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: 1994.

13. Бенуа А. История русской живописи в XIX в. Республика. 1995.

14. Бердяев Н.А. Вселенскость и конфессионализм // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. ОВЦС МП 1999.

15. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России М.: 1997.

16. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: 1995.

17. Богданова О.А. Процесс секуляризации и кризис личности в западной культуре XX века. Ростов-на-Дону 2001.

18. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб. 1995.

19. Бубер М. Два образа веры М.: 1995.

20. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы // сб. Философия Русского религиозного искусства, М.: 1993 в ст. Н.К. Гаврюшин.

21. Булгаков С.Н. прот. Невеста Агнца. Париж. 1945.

22. Булгаков С.Н. прот. Православие. Очерки учения православной Церкви Ymca press.

23. Булгаков С.Н. прот. Свет не вечерний М.: 1994. вст. сл. К.М. Долгов.

24. Булгаков С.Н. прот. Сочинения в 2-х т. М.: 1993 вст. ст. С.С. Хоружий.

25. Булгаков С.Н. У Кладезя Иаковля. // Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. ОВЦС МП. 1999.

26. Булгаков С.Н. Настольная книга священо-церковно служителей. Харьков. 1900.

27. Бычков В.В. Из истории византийской эстетики. // Византийский временник. 1976. т. 37.

28. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев. 1991.

29. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М.: 1972. т. 2.

30. Валицкий А. Словянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М.: 1991

31. Вангер Г.К. Проблемы жанров в древнерусском искусстве. М.: 1974.

32. Варнава (Беляев) еп. Основы искусства святости. Н-Новгород 1998.

33. Василий Великий св. Слово об образе и подобии. Творения. т.З

34. Васнецов В.М. О русской иконописи // ЖМП 1996. № 7-8.

35. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников М.: 1987.

36. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: 1999.

37. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М.: 1992.

38. Винкельман Ф. Византийская церковная историография. // Византийский временник. 1992. т.53.

39. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. Антология. М.:1983.

40. Вольтер. Философские сочинения. РАН 1996.

41. Вязовский А. Кратко об атеизме. // Здравый смысл. 2000. №1 / 15.

42. Гайденко П.П. К предыстории становления ново-европейской науки. // Философия, наука, цивилизация. М.: 1999.

43. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания.// Философско-религиозные истоки науки. М.: 1997.

44. Галахов И. прот. О религии. СПб.

45. Глаголев B.C. Критика православных представлений о культурно-художественном наследии. М.: 1975.

46. Глубоковский Н. прот. Учение ап. Павла.// Христианское чтение. СПб. 1899.

47. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. М.: 1991. т.2.

48. Голейзовский Н.К. Творчество Феофана Грека // Византийский временник. 1964. т.24.

49. Гордон JT.A. Марксизм живой и мертвый.// Марксизм Pro и Contra. М.: 1991.

50. Григорий (Лебедев) еп. Проповеди. Духовные размышления. Письма. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М.: 1996.

51. Григорий Нисский св. Человек есть образ Божий. М.: 1995.

52. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: 1991.

53. Дидро Д. Статьи из «энциклопедии». // Дидро Д. Собрание сочинений в 10 томах. Т.7 М.:-Л.: Академия 1939.

54. Длугач Т.В. Подвиг здравого смысла или рождение суверенной личности.М.: 1995.

55. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство. 1990.

56. Добротолюбие. New York. 1996 т.5.

57. Древнерусское искусство, сб. ст. под ред. А.И. Комеч, О.И. Победовой. М.: Наука. 1988.

58. Дунаев М.М. Соблазны искусства. // ЖМП 1996 № 3.

59. Духовность. Художественное творчество. Нравственность. Материалы круглого стола.// Вопросы философии. 1996 № 2.

60. Евфимий Чудовский преп. Вопросы и ответы по русской иноконописи. // Философа русского религиозного искусства. М.: 1993.

61. Епифанович C.JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: 1996.

62. Живов В.П. «Мистагогия» преп. Максима Исповедника и развитие византийской теории образа. // Художественный язык средневековья. М.: 1982.

63. Жильсон Э. Философ и теология. М.: 1995.

64. Завитневич В.В. Алексей Степанович Хомяков. Киев. 1902.

65. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных икон, чтимых православной церковью на основании Священного Писания и Церковных Преданий. СПб.: 1891. Составила София Снессорева.

66. Зеньковский В. прот. История русской философии. JL: 1991.

67. Зеньковский В. прот. Основы христианской философии. М.: 1996.

68. Иванов В. Родное и вселенское. М.: 1994.

69. Икона. Секреты ремесла. Изд. «Стайл А» ЛТД

70. Ильин В.Н. Рецензия на книгу П. Флоренского «Столп и утверждение истины» Путь. 1930. кн.20.

71. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта М.: 1993.

72. Ильин И.А. Кризис безбожия // Москва 1991 №4.

73. Ильин И.А. Собрание сочинений М. 1993. т. 1.

74. Иоанн Дамаскин преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Изд. Свято-Троеце-Сергеевой Лавры. 1993.

75. Иоанн Златоуст св. Собрание сочинений. СПб 1901т.7.

76. Иоанн Крондштатский. прот. Дневник // Русский паломник. 1891 №2.

77. Иоанн Лествичник. Лествица. Изд. Киево-Печерской Лавры.

78. Иоанн Митр. С-Петербургский и Ладожский. Быть русским. СПб 1998.

79. Иосиф Волоцкий преп. Просветитель. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М.: 1993.

80. Иосиф Волоцкий. Послание к иконописцу и три слова о почитании святых икон // Философия русского религиозного искусства. М.: 1993.

81. Искусство и религия, сб. ст. под ред. Яковлева Е.Г. изд. МГПУ 1977.

82. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли т. 1 изд. Академия Художеств. 1962.

83. Иустин (Попович) архим. Православная церковь и экумена. изд. «Духовная нива» 1997.

84. Кандидский В.В. О духовном в искусстве. М.: 1992.

85. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М.: 2000.

86. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? // Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М.: 1992.

87. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М. 1992.

88. Карташов А.В. Церковь. История России. Сб. ст. М.: 1996.

89. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М. 1998.

90. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений в 2-х т. М.: 1911. т.1.

91. Киселев Г.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. 2000 №6.

92. Клеман О. Вопросы о человеке // Беседа. Ленинград-Париж 1988. №7.

93. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери в 2-х т. М.: 1998.

94. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки 1991 №12.

95. Кувакин В. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. М.: СПб.: 1998.

96. Куртц П. Декларация светского гуманизма // Здравый смысл. 1998 №7.

97. Куртц П. Искушение потусторонним. М.: 1999.

98. Лаврецкий Г. Православное зодчество Белоруссии. Минск. 1992.

99. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М.: 1961.

100. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: 1966.

101. Лазовский Г. Собор Святаго Великаго князя Владимира в г. Киев. Альбом. СПб. 1900 г.

102. Левицкий С.А. Е. Трубецкой. Приложение к кн. Е.Н. Трубецкой. Избранное М.: 1995.

103. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство. М.: 1966.

104. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.:-Л.: Академия наук. 1962.

105. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: 1976.

106. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М. 1991.

107. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: 1998.

108. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991.

109. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев. 1957. кн.1.

110. Лотман М.Ю.Избранные статьи. Таллин. 1992.

111. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: 1974 Предисловие. Волков И.

112. Лященко Т.И. О церковности // Труды Киевской Духовной Академии. Март 1912.

113. Максим Исповедник преп. Mistagogia //преп. Максим Исповедник. Творения. 1993. кн. 1 вст. ст. А.И. Сидоров.

114. Малевич К. Бог не скинут. Искусство.ПЦерковь. Фабрика. // К.

115. Малевич. Собрание сочинений в 5 т. М.: 1995 т. 1.

116. Малевич К. Супрематизм. // К. Малевич. Собрание сочинений в 5 т. М.: 1998 т.2.

117. Мангейм К. Идеология или утопия. М.: 1976 ч.1.

118. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: 1994.

119. Маритен Ж. Знание и мудрость. М.:. 1999.

120. Марков В.Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб. 1999.

121. Маркова JI.A. Наука и религия. Проблемы границы. СПб. 2000.

122. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М.: 1955 т.З.

123. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: 1989.

124. Маркс К. Религиозное отчуждение. // Религия и общество. М.: 1996.

125. Мец И.Б. Будущее христианство // Вопросы философии. 1990. № 9.

126. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. М.: 1995 т.З.

127. Мирча Э. Священное и мирское, изд. МГУ. 1994.

128. Михновский Д.В. Проблема взаимоотношения искусства и религии в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. // Искусство и религия, сб. ст. изд. МГУ. 1977.

129. Мотрошилова Н.В. История философии. Запад-Россия-Восток. М.: 1996. кн.2.

130. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: 1983.

131. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: 1994.

132. Николин А. свящ. Церковь и государство, изд. Сретенского монастыря 1997.

133. Ничипоров В.В. Введение в христианскую психологию. М.:. 1994.

134. Овчинников В.Ф. Творческая личность в контексте русской культуры. Калининград. 1994.

135. Ортега-и-Гассет. Человек и люди. // Человек: образ и сущность. (Гуманитарные аспекты). М.: 1996.

136. О церковной живописи, сб. ст. под. ред. Л.И. Соколовой. СПб. 1998.

137. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева, изд. МГУ. 1974.

138. Повесть временных лет. // Повести Древней Руси. Л.: 1983.

139. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб. 1999.

140. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902-1998. ОВЦС МП 1999.

141. Пушкарев С.Г. Роль православной церкви в истории России. Ymca-press 1985.

142. Раннехристианские отцы церкви. Антология. Брюссель. 1978.

143. Рассел Б. История Западной философии. М.: 1993.

144. Раушенбах Б.В. Логика Троичности. // Русское возрождение. 19921993 №60-61.

145. Раушенбах Б.В. Передача троичного догмата в иконах. // Вопросы искусствознания. 1993 № 4.

146. Раушенбах Б.В. Пространственные построения древнерусской живописи. М.:. 1975.

147. Раушенбах Б.В. Простанственные построения в живописи. М.: 1980.

148. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве.// Общая теория перспективы. М.: 1986.

149. Религия и секуляризм на Востоке. М.: 1993.

150. Религия и Церковь в Западном обществе XX века. М.: 1992.

151. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. М.: 1989.

152. Розин В.М. Трансформация художественных канонов в эпоху Возрождения. Введение в культурологию. М.: 1997.

153. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху постмодерна. // Вопросы философии. 1991. № 5.

154. Руссо Ж.Ж. Гражданское исповедание веры. // Религия и общество. М.: 1996.

155. Сартр Ж-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М.: 1989.

156. Сергий (Спасский) архиеп. О почитании икон. СПб. 1995

157. Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // Византийский временник. 1986 Т.47.

158. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Репринтное издание. М.: 1989.

159. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия сб. ст. под ред. Хоружего С.С. М.: 1995.

160. Славянофильство и современность, сб. ст. СПб. 1994.

161. Смирнов И. Духовный подвиг Ивана Ильина. // ЖМП 1993 № 3.

162. Смирнова Э.С. Литургические образы в произведениях живописи. // Византийский временник. 1994. № 3.

163. Соколов В.В. Европейская философия. 15-17 вв. М.: 1984.

164. Соловьев B.C. Сочинения. М.: 1994. Чтения о богочеловечестве.

165. Соловьев B.C. «О подделках» // Вопросы философии и психологии. 1891.

166. Солоневич И. Россия в сравнении . П Быть русским. СПб. 1998.

167. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин как религиозный мыслитель и литературный критик. // Русское возрождение 1992-93 № 60-61.

168. Силуан преп. Жизнь и поучения. М.: «Православная община» 1991.

169. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла // Человек 2001 № 1, 2.

170. Сусак В. Русская икона в художественном сознании нач. 20 века, Некоторые проблемы // Вопросы искусствознания 1997 № 1.

171. Тальберг Н. История Христианской Церкви. М.: Нью-Йорк. 1991.

172. Тальберг Н. История Русской Церкви. Изд. Сретенского монастыря. 1997.

173. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. М.: 1995.

174. Тарасов О.Ю. Икона в русском авангарде 1910-1920 гг. // Искусство 1992 № 1

175. Тарасов О.Ю. Эмблематика в иконописи барокко. XVII-XVIII вв.// Славяноведение 1998 № 4.

176. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: 1995.

177. Тихомйров JI.A. Единоличная власть как принцип государственного строения. СПб.

178. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб. 1992.

179. Тихомиров М.Н. Андрей Рублев и его эпоха. // Вопросы истории 1961 № 1.

180. Толстой М.В. История Русской Церкви. Рассказы из истории Русской Церкви, изд. Валаамского монастыря 1991.

181. Троепольский А.Н. Метафизика, философия, теология или сумма оснований духовности. М: 1996.

182. Троица Андрея Рублева. Антология. М.:. 1981.

183. Троицкий Е.С. Соборная сила многонациональной России. АКИРН. М.: 1995.

184. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? АКИРН. М.: 1993.

185. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: 1995.

186. Трубецкой Е.Н. Патриотический эгоизм. // Новое время 1994 № 27.

187. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Русские философы. Антология. М.: 1994.

188. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск. 1991.

189. Тэн И. Философия искусства. М.: 1996.

190. Тэнасе А. Культура и религия. М.: 1975.

191. Тюрин П. Икона и Царь. // Москва 1997 № 3.

192. Успенский Б.А. О семиотике иконы.// Символ № 18 декабрь 1987.

193. Успенский J1.A. Богословие иконы Православной Церкви, изд. западно-европейского экзархата Московской Патриархии. 1989.

194. Ушаков С. Слово к люботщательному иконного писания. // Философия русского религиозного искусства. М.: 1993.

195. Фейербах J1. Сочинения в 2-х т. М.:. 1995. т.1.

196. Фейербах JI. Сочинения в 2-х т. М.:. 1995. т.2.

197. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: 1992.

198. Феодор (Поздеевский) еп. О духовной жизни. // ЖМП 1996 №11.

199. Философия русского религиозного искусства. Антология. М.: 1993.

200. Философская энциклопедия М.: 1970. т.5.

201. Философский энциклопедический словарь. М.: 1989.

202. Флоренский П. свящ. Иконостас. // сб. Философия русского религиозного искусства. М.: 1993.

203. Флоренский П.А. свящ. Обратная перспектива. // Избранные труды по искусству. М.: изд. «Изобразительное искусство» Центр изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского.

204. Флоренский П. свящ. Собрание сочинений, т.4. Столп и утверждение истины. Ymca-press Paris 1989.

205. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991.

206. Фромм Э. Типы религий и религиозного опыта. // Религия и общество. М.: 1998.

207. Функ Ф.К. История христианской Церкви. М.: 1911.

208. Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб. 1995 ст. Церковь одна.

209. Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии 1991 № 5.

210. Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности. // В.Р.Х.Д. 1995 №162/163

211. Христианство. Энциклопедический словарь. М.: 1995.

212. Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. «Паломник» 1998.

213. Шмеман А. прот. За жизнь мира. М.: «Весть» 1983.

214. Шмеман А. прот. Миссионерский императив. // Православие и экуменизм. ОВЦС МП. 1999.

215. Шуклин В.В. Целесообразность духовности, ее типы и искусство. // Осмысление духовной целостности. Екатеринбург, изд. Уральского Университета 1992.

216. Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси до конца 13 в. // Русское Православие. Вехи в истории. М.: 1989. сб. ст.

217. Экономцев И. иг. Православие. Византия. Россия. М.: 1992.

218. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. М.: 1989.

219. Эпштейн М. Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России (70-80 гг. XX в.) изд. Лабиринт. 1994.

220. Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Сборник докладов и документов. СПб. 2000.

221. Ягодовская А.Т. От реальности к образу. Духовный мир и предметно-пространственная среда в живописи 60-70-х г. 1985.

222. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: 1995.

223. Яковлев Е.Г. Эстетическое чувство и религиозное переживание. М.: 1964.

224. Bishop Nicolay Velimirovich. The Universe as Symbols and Signs. Pittsburg, 1950.

225. Heckman Theodore The Divine Liturgy // Tikhonaire. South Canaan 1993.

226. Hobbs T. Leviathan. Oxford 1947.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.