Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Михайлов, Юрий Петрович

  • Михайлов, Юрий Петрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 137
Михайлов, Юрий Петрович. Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Чебоксары. 2008. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Михайлов, Юрий Петрович

Введение.

Глава 1. От иллюзорного восприятия к мистическим представлениям.

1.1. Феноменология иллюзии.

1.2. Иллюзии в природе и в жизни человека.

1.3. От иллюзии к мистике.

1.4. Реальность события, трюка и факта.

Глава 2. Диалектика и логика перцептивных механизмов.

2.1. Многоступенчатый отбор перцептивной информации.

2.2. Логика механизмов извлечения инварианта.

2.3. Видимость и реальность в контексте практических действий.

2.4. Иллюзии восприятия и их рационально-теоретическое устранение.

2.5. Редукция субъективной реальности к отражению.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иллюзия, мистика и реализм перцептивных процессов»

Актуальность темы исследования. В эпоху неравномерного роста специальных научных знаний и появления новых пластов философского исследования антинаука не только утихла, но с уверенностью прокладывает себе дорогу в наивные души людей. Такое ощущение, что в последние годы наше общество переживает религиозно-мистический ренессанс. Атмосфера вседозволенности позволяет публиковать в печати любые материалы, не взирая на их добротность, трансформировать любое научное положение в форму, в которой магия (антинаука) приобретает доминирующее положение.

Наша задача заключается в том, чтобы показать какие грандиозные отклики порождают безответственные интерпретации рядовых явлений природы, особенно явлений, касающихся жизни и смерти человека.

Напомним, какой громкий судебный процесс разыгрался вокруг имени афериста Григория Грабового. Собрал огромную сумму денег, обещав родителям воскресить детей с того света. С обывательской точки зрения нет большого расстояния между летаргическим сном или клинической смертью и подлинной смертью. Аферисты могут ссылаться на живых свидетелей «воскрешения».

Самое дикое суеверие — воскрешение мертвых — приняло в наши дни статус практического мировосприятия. Верно, что оно получило осуждение в широких массах людей со здравым смыслом. Речь идет о сенсации XXI века, имевшей место на родине атеизма. Идея появилась в новом варианте - с претензией на «материализацию» за определенное вознаграждение.

Григорий Грабовой объявлял себя Миссией и будущим президентом России. Знаменитым он стал своим нашумевшим обещанием — воскресить детей, погибших в бесланской школе. Совершать чудеса он согласился лишь после значительного денежного вознаграждения. Обещание свое дело сделало — в карман афериста поступило несчитанное количество денежной массы. Лишь после многочисленных жалоб граждан, в том числе и жителей Беслана, прокуратура заинтересовалась деятельностью Грабового. Сумма нанесенного ущерба оценивалась более чем в миллионы рублей.

Странно, откуда все это взялось? На пустом месте оно не могло появиться. Где истоки его происхождения? Без исторического подхода к вопросу трудно что-либо сказать. Даже фрагментарные данные о духовной жизни далекого прошлого дают нам очевидные свидетельства, уходящие вглубь иллюзионного искусства.

Анализ иллюзионных трюков подводит нас к мысли о восприятии, в природе которого содержатся загадки многих социальных явлений.

Иллюзионные зрелища с древнейших времен пользовались в народе особым успехом [8, 26], в этом проявлялась затаенная подсознательная потребность людей в соприкосновении с иным миром. Одновременно и параллельно это искусство внедрилось в душу (в сознание) людей как Бытие иного мира с иными «закономерностями». В течение всей истории общества иллюзионные зрелища служили зрелым подтверждением жизнеспособности «магического духа», разлившегося на все континенты земного шара [26].

Возможно, что история потеряла некоторые промежуточные звенья развития иллюзионного искусства, но нас не покидает убеждение в том, что это лишь пробелы нашей осведомленности.

Демонстрация трюка «обезглавливание» продолжалась в Средневековье и Новое время. Трюк под названием «отсечение головы Иона» фигурирует во всех памятниках истории вплоть до XIX века. Страх публики стал всеобщей эпидемией в подсознании людей, неподозревающих своей причастности к этой заразе [26].

Идея воскрешения красной нитью проходит через всю историю человечества. В той или иной форме она появляется неизвестно откуда и в наше время [86].

В настоящее время наиболее популярной формой мистики и иррационализма является экстрасенсорная идеология. Широкая экспансия ее в сферу публичного сознания обеспечивается выходом в область так называемой нетрадиционной медицины. Количество больных, страдающих неврозом, все еще растет. Даже дипломированные врачи, не владея искусством внушения, переориентировались на получение легкого результата, например, при помощи дистанционного массажа [46, 47, 56]. Идея сверхчувственного воздействия на больных противоречит канонам научной медицины, но так как экстрасенсорная методика дает иногда очевидные терапевтические результаты, то люди, оказавшиеся в плену рекламы, вынуждены обращаться к экстрасенсам [56].

Экстрасенсы эксплуатируют реальный научно обоснованный феномен человеческой психики - «внушение» под новым названием, состоящим из двух наукоподобных терминов [56].

Назревает законный вопрос юристам, принимающим ответственное решение относительно экспертных советов, предлагаемых следователям экстрасенсами. Трудно себе представить, чтобы юристы-практики были основательно знакомы с тем, например, можно ли определить преступника по фотографии его жертвы?

Каково положение юриста, обязанного решать судьбу подозреваемого на основании показаний, исходящих от экстрасенсов, лишенных чувства реальности? Знает ли он, что такое внушение, невидимое для него, как неспециалиста? Фокус экстрасенсов очень прост: результат, достигаемый техникой внушения, выдается за чудо. Все, что выходит за рамки эффектов, достигаемых внушением, представляет собой голословные вербальные упражнения.

Устранить мистику из жизни общества невозможно, но противостоять можно и необходимо. Для этого надо выбрать эффективную стратегию демистификации.

Нельзя сказать, что наука ничего не делает в этом направлении. Научное знание и научное мировоззрение теперь кругом в тисках. Открыли ворота для демократии, а туда ворвались силы, не имеющие никакого отношения к демократии.

Практикующийся ныне метод борьбы с мистикой сводится к голословному утверждению того, что это противоречит науке. Правильный, но слабый аргумент. Нужна такая стратегия, которая бы позволяла выявить самые глубинные корни иррационализма.

Степень разработанности проблемы. Данное исследование посвящено одному из источников иррационализма - иллюзии ухода от реальности. Было время, когда модно было исследовать не только социальные, но и гносеологические корни идеализма. Теперь мало или вовсе не говорят об этом. Разумеется, логико-рационалистический анализ происхождения мистики и иррационализма необходим в рамках методологии комплексного исследования. Однако для более конкретного анализа позволительно сузить рамки исследования. Именно таким путем решил идти автор, избрав иллюзии восприятия объектом своего специального научного анализа.

Верно, что иллюзии деформируют восприятие и восприятие компенсирует допущенные им ошибки за счет своих внутренних механизмов. Таковы нейродинамические механизмы, компенсирующие когнитивные дефекты восприятия за счет внутренней самоорганизации мозга.

Работа преследует цель ответить на вопрос, каким образом иллюзии восприятия становятся причиной столь глобальных явлений общественной жизни как иррациональное сознание. Мы не знакомы ни с одной работой, посвященной раскрытию причин возникновения иррационального сознания в лице иллюзии, выходящей за пределы восприятия. Как правило, в специальной литературе иллюзии и умственные течения в обществе представлены порознь.

Вопрос о том, как относиться к мало или вовсе неизученным психическим феноменам в ситуациях, требующих незамедлительного принятия решения, стоял в прошлом и стоит в наше цивилизованное время.

Сюда в первую очередь относятся юридические решения, определяющие судьбу отдельно взятого человека или группы людей.

Еще в конце XIX века появились статьи и даже монографии, в которых просвещенные практики поднимали тревогу о том, как быть специалисту, обязанному принимать срочное практическое решение, касающееся судьбы человека.

В этой связи представляет интерес книга А. Левинстела «Суеверие и уголовное право» [83].

Казалось бы, теперь, в наш век научно-технического прогресса, такие вопросы решаются без суеты, без особых умственных усилий. Но это ошибка. Если раньше специалисты в силу отсутствия однозначного научного решения пограничных проблем на них закрывали глаза или в силу высокомерного пренебрежительного отношения к ним как к суевериям, то теперь просвещенные практические работники справедливо поднимают тревогу о необходимости научного решения так называемых загадочных явлений человеческой природы. Мы являемся живыми свидетелями по поводу наглого вторжения мистических представлений в сферу общественного сознания. Читатель может убедиться в этом, познакомившись с монографией нашего видного специалиста Л.Гримака «Гипноз и преступность» [49], со статьей врача И.Коновалова «Медицина выросла из колдовства» [75].

Яркие примеры связи иллюзионных трюков и мистики приводит историк и философ, профессор В.Г. Богораз-Тан в книге «Чукчи» [22].

Проблема, обсуждаемая в данной работе, представлена в монографиях философа М. Шахновича «От суеверий к науке» [158], «Современная мистика в свете науки» [159], А. Григоренко «Сон разума рождает чудовищ» [48]. Программное исследование вопроса принадлежит Ф.Энгельсу «Естествознание в мире духов» [163].

Существует много литературы по мистике. Одни пропагандируют мистику, другие наоборот, пытаются разоблачить ее. Освещение природы мистики не входит в нашу задачу, она затрагивается лишь потому, что она питает глубокие корни в самой реальности, видимой очевидности иллюзионных трюков. Проследить историю внутренней скрытой связи иллюзионных трюков с мистицизмом помогли такие работы как «Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней» Леманна [85], «От древних магов до иллюзионистов наших дней» А.Вадимова и М.Триваса [26], «Факиры» И.Уразовой [144], «Иллюзионы» Н.Ознобишина [110], «Гарри Гудини — разоблачитель спиритов» Е.Толкачева [142], «Факиры и медиумы» Э.Поля [120], «Древняя высшая магия. Теория и практические формулы» И.Пиабба [116], «The magic of Uri Geller» J.Randi [171].

Теоретические и философские аспекты данной проблемы освещены в работах П. Гуревича «Возрожден ли мистицизм» [50], И Г. Габинского «Теология и чудо» [38], М. Долгаполова «Последний факир России» [52], М. Зильбербрандта «Секреты подлинные и мнимые» [6 0]. В этих работах перечислены исторически достоверные иллюзионные трюки, граничащие с мистикой. Они представляют теоретический (философский) интерес во-первых, в том смысле, что они положили начало зарождению и консолидации мистических представлений, и, во-вторых, в том, что они непосредственно затрагивают природу восприятия, олицетворяющего очевидность эмпирического факта.

Об иллюзиях как деформации восприятия пишут психологи, математики и художники. Если первые объясняют причину появления геометрической иллюзии из потребностей развлечения, не связывая это с целями какой-либо идеологии, то последние - развитием особой категории искусства, удовлетворением своеобразной эстетической потребности — бегства от привычной реальности.

Самое крупное коммерческое искусство, базирующееся на практическом обмане чувств, производится в специальных зрелищных учреждениях. Это узаконенный всей историей общества обман, идущий навстречу желаниям любителей острых ощущений испытать обман на себе [162].

Опасными для публичного сознания являются аферисты, выдающие иллюзионные трюки за реальность. Они заслуживают морального осуждения, но это не эффективный метод разоблачения, так как находится слишком много защитников. Вопреки всему они продолжают верховодить в сознании наивных поклонников, демонстрируя очевидные трюки, секреты которых упрятаны далеко от взора свидетелей [162].

Существует общеизвестная истина: если секреты фокусов раскрыты, то они теряют всякий интерес, а двери цирков захлопываются с внешней стороны.

Экстрасенсы всячески скрывают секреты внушения и тем самым обволакивают сознание пустыми манипуляциями, поэтому одним из эффективных приемов противостояния мистической эпидемии является разоблачение трюка [69].

Объектом исследования является скрытая связь иллюзии с мистическими представлениями и практикой.

Предметом исследования являются иллюзии восприятия как первичный источник происхождения мистических представлений. Роль мозга в когнитивной адекватности восприятия.

Цель — показать и доказать роль обмана чувств (иллюзии) в происхождении мистицизма и роль мозга в обеспечении адекватности восприятия.

Исходя из этой цели, автор поставил перед собой следующие задачи:

1. Показать, что иллюзии, как графические, так и сценически-практические, появились для удовлетворения потребностей общества.

2. Доказать, что демонстрация иллюзионных трюков со временем вышла за пределы искусства и попала в нечистоплотные руки аферистов, сумевших подменить в глазах публики простые технические средства производства трюков своими бессмысленными действиями, сопровождая их туманными, будто бы магическими фразами.

3. Доказать, что иллюзионные трюки, производимые ложными целителями, а также людьми, способными манипулировать судьбами своих клиентов, захватывают не только умы непросвещенных, но и завоевывают области практической жизни общества с печальными последствиями.

4. Охарактеризовать восприятие как надежное средство ориентации субъекта в объективном мире, имея в своей голове адекватный образ этого мира. Эволюция живых организмов позаботилась, чтобы в мозгу сформировался специальный механизм самоорганизации, предназначенный для достижения перцептивной адекватности.

Теоретико-методологические основания исследования. Автор выдвинул проблему исходя из того, что в нашей повседневности широко бытуют мистические представления, отнесенные по своему происхождению к иллюзионной практике. В философской литературе содержится досадный пробел, позволяющий поклонникам мистики свободно рекламировать возможности манипулирования душой и телом своих клиентов.

Для выполнения данной работы пришлось мобилизовать нетрадиционные источники об иллюзионном искусстве и его влиянии на духовную сферу людей. С целью обоснования принципиальной достоверности восприятия привлечена соответствующая литература по психологии, нейрофизиологии и теории самоорганизующихся систем.

В основу построения концепции легли такие оправданные в практике научного исследования принципы, как принцип объективности, системности, историчности, комплексного подхода и принцип конкретности истины.

Научная новизна исследования содержится в следующих суждениях, получивших в работе достаточное рациональное обоснование:

1. Показано многообразие иллюзорных восприятий и их жизненные значения, и социальные назначения.

2. Обсуждены природные и бытовые иллюзии, безобидные на первый взгляд, но не безболезненные в отклике в духовной сфере повседневности.

3. Определены иллюзии восприятия, используемые лицами "особой категории для внушения в массы мистических представлений и соответствующего образа жизни.

4. Доказано, что иллюзии восприятия реальны и востребованы обществом, но не являются помехой в ориентации в условиях постоянно изменяющейся среде обитания. Гарантией надежности восприятия является самоорганизация механизмов мозга, сформировавшаяся в ходе эволюции.

Концептуальные результаты проведенного исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Иллюзии восприятия многообразны: графические, содержащиеся в учебниках психологии и геометрии; в изобразительном искусстве, посвященном оптическим деформациям; в явлениях природы, куда можно отнести изменение величины диска Луны и Солнца, миражи и т.д.; наиболее значимыми являются трюки, производимые аферистами для внедрения в общество особого режима, основанного на общении при помощи сверхъестественных магических сил.

2. Иллюзии имеют естественное и бытовое происхождение. Безобидные на первый взгляд они становятся причиной серьезных деформаций общественного сознания. Современные мифы (летающие тарелки, воскрешение мертвых и др.) могут быть, бесспорно, объяснены первоначальной субъективной деформацией восприятия. Будучи безобидными и развлекательными, они со временем трансформируются в средства эксплуатации невежества.

3. Известны иллюзии и суеверия, вошедшие в «кровь и плоть» восприимчивых людей, способные незаметно внедрить в сознание мистические представления и тем самым установить режим, обряды и ритуалы беспрекословного подчинения воле одного человека. Люди общаются в массе на непонятном, окутанном туманом, оккультном языке.

Это не язык, а лишь бессмысленные звуки, символизирующие поведение людей в «пещере».

4. Иллюзии вмонтированы в процесс восприятия и, будучи в структуре восприятия, не составляют помеху адекватной ориентации в среде. Эволюция живых организмов (мозга) позаботилась, чтобы человек видел мир таким, какой он есть. Для этого мозг стал функционировать в режиме многоступенчатой переработки информации с обратной связью. Цель — получить полезный конечный эффект.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем научно и методологически обоснован тезис об иллюзиях, представляющих собой скрытую причину возникновения в обществе мистических и иррационалистических представлений.

Практическая значимость прослеживается в логико-гносеологических разоблачениях ложного сознания, основанного на прямолинейном и тенденциозном истолковании иллюзий.

Восприятие хотя и подвержено иллюзорным нарушениям, но в нем содержатся специальные компесаторные механизмы, выработанные эволюцией для адекватной ориентации человека в окружающем мире и в самом себе.

Апробация. Диссертация обсуждена на кафедре философии и методологии науки Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова, на межрегиональном симпозиуме, посвященном философским проблемам искусства (г. Чебоксары), на университетском межкафедральном семинаре, где обсуждался доклад автора на тему: «Прикладные аспекты философских исследований».

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, 9 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Михайлов, Юрий Петрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как бы наука ни развивалась, какие бы успехи она ни имела, параллельно ей рождается и пускает свои корни антинаука. Никакая рационально ориентированная сила в обществе не может ее приостановить. Это не значит, что здоровая сила не может противостоять ей. Что делается в науке и в обществе в этом направлении.

Появляются публикации в журналах и газетах, разоблачающие антинаучную направленность мистики и мифов, привлекая потенциал научной методологии. К сожалению, результаты такого рода противостояния чрезвычайно скромны.

Причина в том, что антинаука имеет не только свой «методологический тыл», но самое главное, она не имеет никакой методологии. В этом плане она не уязвима. Критику в свой адрес она вовсе не слышит. Методологическая «перепалка» между наукой и антинаукой не сулит особого успеха для науки.

Также как и наука, она многогранна, имеет много корней жизнеобеспечения. Как многоголовая змея: отсекают ей одну голову, неизвестно откуда возрастает другая — новая.

Антинаука считает себя сильной яркой эмпирической базой и соответствующей аргументацией. Хотя эта база от начала и до конца вымышленная, но воспринимается публикой на уровне достоверности фактов.

В этой связи проблема упирается на понимание особенностей восприятия. Выделяются два уровня восприятия: феноменологический, когда эффекты восприятия не имеют четкой границы между возможным и невозможным, когда иллюзия может быть «смазана» и не распознана и поэтому воспринята как объективная реальность; далее на уровне внутренних нейродинамических механизмов, где восприятие не может быть иным, как реалистическим, следовательно, достоверным.

В борьбе с антинаукой существенное значение имеет разоблачение механизмов, при помощи которых конструируется иллюзия. Мифотворящие иллюзионисты прекрасно владеют секретами производства трюков, чего не хватает у людей науки. Дело вовсе не в том, что эти секреты в принципе недоступны, а в том, что мы ими просто-напросто пренебрегаем и тем самым теряем «власть» над ними.

Иллюзионные трюки - это источники мистических представлений. Скрестить шпаги с ними без знания технологии производства трюков, безнадежная затея. Иллюзии затемняют восприятие, основанное на реальных механизмах работы мозга. Знание логики этих механизмов сокращает дистанцию движения критического мышления от обманчивой внешности иллюзионного эффекта до внутренних скрытых его механизмов.

Вопреки сложившейся в обществе традиции отношения к иллюзиям лишь как к средствам развлечения, необходимо осознать, что они являются явной или неявной причиной массового заблуждения с негативными практическими последствиями.

Человек видит предметы, созерцает события такими, какими они есть. Это обстоятельство занимает в феноменологии восприятия доминирующее положение. Трудно себе представить субъект восприятия, если бы он был полностью дезориентирован в окружающем мире, будучи в плену иллюзий. Очевидно, что человек успешно действует в предметной среде, имея перед собой адекватные образы реального мира. Благодаря этому человек наделен прирожденными предпосылками к адекватному отражению (репрезентации) внешних событий. В сенсорных каналах связи мозга с внешним миром имеются специальные механизмы, обеспечивающие субъекту необходимый приспособительный эффект.

Эти данные, если их перевести предварительно на язык теории познания, говорят, что в мозгу имеются специальные механизмы, при помощи которых достигается наибольшая адекватность образа оригиналу. Речь идет о механизмах самонастройки, информационного поиска и обнаружения сигнала, о явлениях сканирования и сличения, интеграции изображения, об организации процессов отражения по принципам избыточности и надежности, опережения и коррегирования через обратную связь, селективного извлечения и обобщения информации.

Доминирование полезного сигнала над шумами, устранение иллюзорности достигается при помощи специальных компенсаторных механизмов, которыми располагает преимущественно зрительный анализатор. Адекватность — это внутренне присущая мозгу объективная тенденция процессов и механизмов, ответственных за прием, хранение и переработку информации. При получении адекватной информации, особенно в трудных и запутанных ситуациях, создаваемых иллюзиями, в мозгу автоматически срабатывают особые адаптивные механизмы, направленные на достижение конечного полезного результата — адекватного отражения действительности в голове человека.

Мозг как самоорганизующаяся и саморегулирующая система не может функционировать без постоянного контакта с внешним миром, без адекватного отражения среды. Как организм в целом не может жить без освоения пищи и воздуха, так и мозг не может выполнять функцию управления и регулирования без постоянного получения информация из внешнего мира, без активной стратегии переработки ее в мозгу. Известно, что при лишении мозга всех сенсорных входов испытуемый полностью теряет ориентировку, перестает мыслить, у него следует полный провал памяти, без участия особой логики механизмов мозг становится ареной хаотических, неупорядоченных событий.

Отражение внешнего мира обеспечивается выполнением тех функций, которые «возложены» на мозг эволюцией живого мира, и потому постоянное извлечение из внешнего мира приспособительной информации является объективной необходимостью для нормального функционирования мозга.

Основная задача предлагаемой работы состоит в том, чтобы показать гносеологическую ценность анализа работы механизмов мозга, обеспечивающих адекватное отражение действительности и тем самым обосновать поставленный нами тезис: достоверность — это результат, объективная закономерность восприятия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Михайлов, Юрий Петрович, 2008 год

1. Айзенек, Г. Исследование человеческой психики / Г. Айзенек, М. Айзенек. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 480 с.

2. Аксельрод, Л.И. Рецензия на кн. «Материализм и эмпириокритицизм» / Л.И. Аксельрод // Вопросы философии. — 1991. № 12. -С. 88-91.

3. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г. Ананьев. -М.: АПН РСФСР, 1970. 487 с.

4. Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. М.: Наука, 1978. - 400 с.

5. Аристотель. О душе // Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1975. -Т. 1.-550 с.

6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Архейнм. -М.: Прогресс, 1974. 392 с.

7. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Архейнм. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

8. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения / И.Д. Артамонов. М.: Наука, 1969.-98 с.

9. Атлас тайн и загадок в 2-х т. М.: Белый город, 2000. — Т. 1 223 е.; 2001.-Т. 2.-230 с.

10. Афтанас, Л.И. Анализ ЭЭГ при восприятии / Л.И. Афтанас // Журнал высшей нервной деятельности. 2004. - Т. 54, № 4. - С. 473-481.

11. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. -М.: Наука, 1990. 140 с.

12. Барбакару, А.И. Записки шулера / А.И. Барбакару. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

13. Белкин, P.C. Сквозь завесу тайны / P.C. Белкин. — М., 1989.

14. Белоусов, Р. Хитроумные обманщики / Р. Белоусов. М.: ACT Олимп, 1996.

15. Белоусова, С.А. Иллюзорные формы обыденного сознания: автореф. дис.канд.филос.наук: 09.00.01 / С.А. Белоусова. Ставрополь, 1996.-19 с.

16. Бергсон, А. Материя и память / А. Бергсон. — СПБ, 1914.-391 с.

17. Бердяев, H.A. Новое Средневековье / H.A. Бердяев. Берлин, 1924.I

18. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.,1994.

19. Беркли, Д. Сочинения / Д. Беркли. М.: Мысль, 1978. - 556 с.

20. Бернштейн, H.A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности / H.A. Бернштейн. М.: Наука, 1990. — 485 с.

21. Бехтерева, Н.П. Здоровый и больной мозг / Н.П. Бехтерева. Л.: Наука, 1980.-246 с.

22. Богораз-Тан, В.Г. Чукчи / В.Г. Богораз-Тан. Л.: Лениздат, 1939. —1. Т. 2.

23. Бонгард, М.М. Проблема узнавания / М.М. Бонгард. М.: Наука, 1967.-320 с.

24. Брунер, Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации / Дж. Брунер; предисл и общ. ред. А.Р. Лурия. -М.: Прогресс, 1977. -412 с.

25. Бурно, М.Е. О целебности абсурда / М.Е. Бурно // Московск. психотер. журнал. 1994. -№ 5. - С. 110-111.

26. Вадимов, A.A. От магов древности до иллюзионистов наших дней / A.A. Вадимов, М.А. Тривас. М.: Искусство, 1966. - 306 с.

27. Вальтер Шуриан. Фантастическое искусство. Taschen/ Арт-родник, 2002. 90 с.

28. Вартанов, A.B. Мозговые механизмы семантического анализа слов-омонимов / A.B. Вартанов // Журнал высшей нервной деятельности — 2005.-Т. 55, №2.-С. 197-201.

29. Веккер, Л.М. Психические процессы / Л.М. Веккер. Л.: ЛГУ,1974.

30. Веккер, JI.M. Уровни организации психических процессов как сигналов / Л.М. Веккер // Вопросы философии. 1968. — № 4.

31. Велихов, В.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода / В.П.Велихов, В.П. Зинченко, В.А. Лекторский // Вопросы философии. 1988. -№11.-С. 3-30.

32. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.

33. Вергилес, Н.Ю. Проблема адекватности образа / Н.Ю. Вергилес, В.П. Зинченко // Вопросы философии. 1967. - № 4. - С. 64-69.

34. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. М.: Наук, 1983. - 343 с.

35. Восприятие и деятельность. — М.: Изд-во Московского университета, 1976. 320 с.

36. Вулдридж, Л. Механизмы мозга / Л. Вулдридж. М., 1965. - 344 с.

37. Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт. Спб.: Питер, 2002. -128 с.

38. Габинский, И. Г. Теология и чудо / И. Г. Габинский. М.: Мысль,1978.

39. Гаеман, Жан-Луи. Дали С. Великий параноик / Ж-Л. Гаеман. М.: ACT Астрель, 2006. - 159 с.

40. Гегель, Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В. Гегель; АН СССР, Ин-т филос. М.: Наука. - Т. 3: Философия духа. - 1977. - 471 с.

41. Гельвеций, К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К.А. Гельвеций. М.: Соцэкгиз, 1938. — 483 с.

42. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. М.: Прогресс, 1988. - 462 с.

43. Глезер, В.Д. Механизмы опознания зрительных образов / В.Д. Глезер. -М.-Л.: Наука, 1966.

44. Грановская, P.M. Восприятие и модели памяти / P.M. Гранвоская. — Л.: Наука, 1974.-361 с.

45. Грегори, P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р.Л. Грегори. -М.: Прогресс, 1970.-269 с.

46. Грегори, Р.Л. Разумный глаз / Р.Л. регори. М.: Мир., 1972. - 220 с.

47. Гресс, Дж. Опыты со зрением / Дж. Гресс. М.: Мир, 1970. - 189 с.

48. Григоренко, А.Ю. Сон разума рождает чудовищ / А.Ю. Григоренко. Л., 1986. - 276 с.

49. Гримак, Л. Гипноз и преступность / Л. Гримак. М.: Республика, 1997.-304 с.

50. Гуревич, П.С. Возрожден ли мистицизм / П.С. Гуревич. М., 1984. -300 с.

51. Декарт, Р. Диоптрика // Рассуждение о методе. М.: Изд. АН СССР, 1953.-С. 67-187.

52. Долгаполова, М. Последний факир России / М, Долгаполова. М.,1972.

53. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. М.: Соваминка, 1989. - 280 с.

54. Дубровский, Д.И. Информация, сознание, мозг / Д.И. Дубровский. М.: Высшая школа, 1980. - 480 с.

55. Дубровский, Д.И. Психические явления и мозг / Д.И. Дубровский. -М., 1971.

56. Дубровский, Д.И. Чудеса телепсихотерапии: о массовых сеансах внушения А. Кашпировского и А. Чумака / Д.И. Дубровский, Э.З. Феизов. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1990. — 35 с.

57. Ермильченко, Н. Античные мифы в искусстве / Н. Ермильченко. — М.: Слово/Slovo, 2001. 47 с.

58. Еще больше оптических иллюзий М.: ACT Астрель, 2006. - 86 с.

59. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М.: Полиздат, 1990. - 464 с.

60. Зильбербрандт, М. Секреты подлинные и мнимые / М. Зильбер-брандт // Советский цирк. 1960. — № 5.

61. Зинченко, В.П. Образ и деятельность / В.П. Зинченко. — Воронеж: Институт практической психологии, 1997. 608 с.

62. Зинченко, В.П. Продуктивное восприятие / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. 1971. - №6. - С. 27-42.

63. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы) / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес.' М.: Изд-во МГУ, 1969. - 106 с.

64. Знаков, В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания / В.В. Знаков. М.: Институт психологии РАН, 1993.

65. Иваницкий, A.M. Сознание и рефлекс / А. М. Иваницкий // Журнал высшей нервной деятельности. 1990. — Т.40, №. 6. - С. 463-469.

66. Иваницкий, A.M. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания / A.M. Иваницкий // Психологический журнал. 1999. - Т. 20, №3 - С. 93-104.

67. Кальоти, Дж. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначных и нарушенных симметрии / Дж. Кальоти. М.: Мир, 1998. - 221 с.

68. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Сочинения: в 6 т.; Акад. наук СССР, Ин-т философии ; под общ. ред. В.Ф. Асмуса, A.B. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1963-1966. - (Философское наследие). - Т. 3. — 1964.-799 с.

69. Картрин Клингсёр-Лерой. Сюрреализм. Taschen/ Арт-родник, 2005. 96 с.

70. Кауфман, Л. Иллюзия «луны и горизонта» / Л. Кауфман, И. Рок // Восприятие. М.: Мир, 1974. - С. 262-275.

71. Китаев-Смык, Л.А. Зрительные иллюзии у людей в невесомости и при комбинированном действии невесомости, угловых и кориолисовых ускорений / Л.А. Китаев-Смык // Проблемы космической биологии. — М.: Наука, 1967. Т. 7. - С. 180-186.

72. Клацки, Р. Память человека / Р.Клацки. М.: Мир, 1978.-319с.

73. Колере, П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов / П. Колере // Распознавание образов. Исследование живых и автомат, распознающих систем. М.: Мир, 1970. — С.3-48.

74. Кондратов, А.Н. Как рождаются мифы XX века / А.Н. Кондратов, К.К. Шилик. Л.: Лениздат, 1988. - 176 с.

75. Коновалов, И. Медицина выросла из колдовства / И. Коновалов // Медицинская газета. — 1990. 5 августа.

76. Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество / А.М. Коршунов. — М.: Изд-во «Политиздат», 1971. 255с.

77. Красота и мозг, биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. -234 с.

78. Крюков, В.И. (Игумен Феофан). Принципы сенсорной интеграции: иерархичность и синхронизация / В.И. Крюков // Журнал высшей нервной деятельности. 2005. - Т.55, № 2. - С. 163-169.

79. Ламетри, Ж.О. Сочинения / Ж.О. Ламетри. М., 1983. - 509 с.

80. Ларичев, В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса / В.Д. Ларичев. М.: Юрист, 1996.

81. Латаш, Л.П. Сон как этап переработки информации / Л.П. Латаш // Первая республиканская школа по нейробионике: тез.докл. — Киев, 1971.

82. Латынина, Ю. Колдуны и империя / Ю. Латынина. Саратов: Труба, 1996.

83. Левинстел, А. Суеверие и уголовное право / А. Левинстел. СПб,1897.

84. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. — М.: Наука, 1980.-359 с.

85. Леманн, А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства / А. Леманн. Киев: Украина, 1993. - 398 с.

86. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / В.И. Ленин. 5-е изд., том 18.-501 с. (T. 18.-С. 142, 185. Т. 29.-С. 172).

87. Леонов, A.A. Восприятие пространства и времени в космосе / A.A. Леонов, В.И. Лебедев. М.: Наука, 1968. - 115 с.

88. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. — 3-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 575 с.

89. Леонтьев, А.Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1970. - №2. - С. 34-45.

90. Леушина, Л.И. Сохранение информации в иконической зрительной памяти при опознании изображений разной сложности / Л.И. Леушина // Физиологический журнал. 1973. - T. IX, № 1.

91. Линдсей, П. Переработка информации у человека / П. Линдсей, Д.Норман; под ред. и с предисл. А.Р. Лурия. -М.: Мир, 1974. 550 с.

92. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства / А.Д. Логвиненко. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 223 с.

93. Локк, Дж. Опыт о человеческом разуме / Дж. Локк // Избранные философские произведения. — М.: Социально-экономическая литература, 1960.-Т. 1.-734 с.

94. Лурия, А.Р. Процесс отражения в свете современной нейропсихологии / А.Р. Лурия // Вестник МГУ, серия VIII, «Философия». -1968.-№3.

95. Львов, В. Фабрика чудес / В. Львов. Л., 1974. - 258 с.

96. Магритт Бернар Ноэль. М. : Слово/Slovo., 1995. 95 с.

97. Малгина, М.Н. правовой взгляд на проявление нетрадиционных способностей (качеств) человека / М.Н. Малгина // Государство и право. -1994.-№2.-С. 122-129.

98. Марр, Д. Зрение / Д. Марр. М.: Радио и связь, 1987. - 400 с.

99. Маховиков, А.Е. Социально-философский анализ соотношения обыденного и теоретического в иллюзорных формах общественного сознания: автореф. дис.канд. филос. наук: 09.00.01 / А.Е. Маховиков. -Казань, 1990.-22 с.

100. ЮО.Мерло-Понти, M. Феноменология восприятия / M. Мерло-Понти. -СПб: Ювента, Наука, 1999. 606 с.

101. Мессинг, В. О самом себе/В. Мессинг. — М.: Политиздат, 1991.

102. Микешина, JI.A. Новые образы познания и реальности / JI.A. Микешина, М.Ю. Опенков. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - 239 с.

103. Миронов, В.В. Наука и философия в системе мировоззренческих ориентаций современной культуры: автореф. дис. докт. филос. наук: 09.00.01 /Миронов Владимир Васильевич. Москва, 1997. - 47 с.

104. Миронов, В.В. Онтология и теория познания / В.В. Миронов, A.B. Иванов. М.: Гардарики, 2005. - 447 с.

105. Могдалена, X. Вазарели. Taschen/ Арт-родник, 2006. — 96 с Юб.Найссер, У. Познание и реальность:. Смысл и принципкогнитивной психологии / У. Найссер. — М.: Прогресс, 1981. — 230 с.

106. Непомнящий, H.H. Величайшие тайны мира / H.H. Непомнящий. -М.6 Вече, 2007. 480 с.

107. Нетрадиционные методы в раскрытии преступлений М., 1994.110 с.

108. Образцов, В. Криминалистическая гипнология? / В. Образцов // Записки криминалиста. М., 1995. - Вып. 5. - С. 233-234.

109. Ознобишин, Н. Иллюзионы / Н.Ознобишин. М., 1929.

110. Оптические иллюзии в живописи и графике. Мировое искусство. СПБ СЗКЭО «Кристалл» Москва «Оникс», 2007. 175 с.

111. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ошанин. Воронеж: АПСН, 1999. - 518 с.

112. Павлов, И.П. Полное собрание трудов / И.П.Павлов. M.-JL, 1947. -T. IV.-С. 102-103.

113. Панов, И.И. Непосредственно-чувственное восприятие движения объектов /И.И. Панов. -М.: ПИ РАО, 1993.-140 с.

114. Патнэм, X. Философия сознания / X. Патнэм. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. -235 с.

115. Пиабб, И. Древняя высшая магия. Теория и практические формулы /И. Пиабб. — СПб.

116. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

117. Платон Собрание сочинений: В 4 т. / Платон; общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993-1994. - Т.З. - 1994.- 656 с.

118. Поликарпов, B.C. Наука и мистицизм в XX веке / B.C. Поликарпов. -М.: Мысль, 1990.

119. Поль, Э. Факиры и медиумы / Э. Поль. Одесса, 1928.

120. Прибрам, К, Языки мозга: Экспериментальный парадоксы и принципы нейропсихологии / К. Прибрам. М.: Прогресс, 1975. - 466 с.

121. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума. М.: Наука, 1989. - 194 с.

122. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел.- М.: Изд. иностр. л-ры, 1957. 555 с.

123. Рок, И. Введение в зрительное восприятие / И. Рок. М.: Наука, 1980.-Т. 1.-134 с.

124. Романов, С.А. Мошенничество в России / С.А. Романов. — М.: Конец века, 1995.

125. Рутерсвард, О. Невозможные фигуры / О. Рутерсвард. М.: Строиздат, 1990. - 120 с.

126. Рыбальский, М.Н. Иллюзии и галлюцинации / М.Н. Рыбальский. -Баку, 1983.

127. Самоорганизующиеся системы. Сборник. М, 1964. - 434 с.

128. Сеченов, И.М. Избранные философские и психологические произведения / И.М. Сеченов. -М.: Госполитиздат, 1947. 645 с.

129. Сильберман, Кеннет. Гудини великий и ужасный. М.: Эксмо, 2004. - 608 с.

130. Синергетика и психология. М.: МГСУ «Союз», 1997. - Вып. 7. —361 с.

131. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения / С.Д. Смирнов. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.

132. Соколов, E.H. Вероятная модель восприятия / E.H. Соколов // Вопросы психологии. — 1960. № 2. - С. 61-73.

133. Соколов, E.H. Восприятие / E.H. Соколов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1973. - 60 с.

134. Соколов, E.H. О моделирующих свойствах нервной системы / E.H. Соколов // Кибернетика, мышление, жизнь. — М., 1964.

135. Соколов, E.H. Ориентировочный рефлекс «реакция прицеливания» и «прожектора внимания» / E.H. Соколов, Н.И. Незлина // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. -Т.51, № 4. — С. 421-437.

136. Сорока, JI.M. Голография и интерференционная обработка информации/ JI.M. Сорока // Успехи физических наук 1966. - Т. 90, вып. 1.

137. Спиноза, Б. Этика. / Б. Спиноза // Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957. - 631 с.

138. Сперлинг, Дж. Информация, получаемая при коротких зрительных предъявлениях / Дж. Сперлинг // Инженерная психология за рубежом 1967.

139. Тарасов, JI.M. Чудо в зеркале разума / JI.M. Тарасов. Л.: Лениздат, 1989.

140. Толанский, С. Оптические иллюзии / С. Толанский. — М.: Мир, 1967. 127 с.

141. Толкачев, Е. Гарри Гудини — разоблачитель спиритов / Е. Толкачев. М.-Л., 1927. - 46 с.

142. Томов, К. Принципът на холографията возможна основа на паметта и психиката. / К. Томов // Философска мисъл. — 1971. - кн. 12.

143. Уразова, И. Факиры / И. Уразова. М., 1928.

144. Фараон Хуфу и чародеи. Полный русский перевод папируса. М: Гослитиздат, 1958.

145. Феизов, Э.З. Восприятие и реальность / Э.З. Феизов. Чебоксары: Изд. Чуваш, гос. ун-та, 1992. - 121 с.

146. Феизов, Э.З. Философский анализ психофизиологической проблемы (методологические аспекты) / Э.З. Феизов. — Чебоксары.: Изд-во ЧТУ, 1993.-314 с.

147. Фейгенберг, И.М. Видеть — предвидеть действовать / И.М. Фейгенберг. -М.: Знание, 1986. - 160 с.

148. Фейгенберг, И.М. Мозг, психика, здоровье / И.М. Фейгенберг. — М.: Наука, 1972.

149. Фейербах, JI. Избранные философские произведения / JI. Фейербах // Соч. в 2 т. М.: Политиздат, 1955. - Т. 1. - 676 с. Т. 2 - 942 с.

150. Фриман, У. Дж. Физиология восприятия / У. Дж. Фриман // В мире науки. 1991. - № 4. - С. 26-35.

151. Хант, Г. О природе сознания / Г. Хант. М.: Изд. • экспериментальной психологии, 1988. - 555 с.

152. Хепзел, Ч. Парапсихология / Ч. Хепзел. М.: Мир, 1970. - 320 с.

153. Хефлинг, Г. Все чудеса в одной книге / Г. Хефлинг. М., 1983.230 с.

154. Хофман, И. Активная память / И.Хофман. М., 1986.

155. Хьюбел, Д. Глаз. Мозг. Зрение / Д. Хьюбел. М.: Мир, 1990.239 с.

156. Человек. Загадки сознания. М.: Эгмонт. Россия. ЛТД, 2001. — 159 с.

157. Шахнович, М. От суеверий к науке / М. Шахнович. — Л.: Молодая гвардия, 1948.

158. Шахнович, М. Современная мистика в свете науки / М. Шахнович. -М.-Л, 1965.

159. Шингаров, Г.Х. Условный рефлекс и проблема знака и значения / Г.Х. Шингаров. -М.: Наука, 1978. 199 с.

160. Шингаров, Г.Х. Учение о высшей нервной деятельности и проблема «мозг-психика» / Г.Х. Шингаров // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. -М.: Наука, 1980.-150с.

161. Щербатых, Ю. Искусство обмана / Ю. Щербатых. М.: Эксмо, 2005.-712 с.

162. Энгельс, Ф. Естествознание в мире духов / ,Ф. Энегльс //

163. Диалектика природы. Партиздат, 1948.

164. Юм, Д. Этика. Трактат о человеческой природе. В 2-х тт. / Д. Юм. М. : Мысль, 1965. - Т. 1. - 847 с.

165. Ярбус, A.J1. Роль движений глаз в процессе зрения / A.JI. Ярбус. — М.: Наука, 1965,- 166 с.

166. Bruce, Green P. Visual perception: physiology, psychology and ecology / G.P. Bruce / Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1993. 431 p.

167. Carterette E. C., Fridman M.P. Handbook of perception. Vol. 1. Historical and -philosophical roots of perception. N.Y.: Wiley, 1974. —493 p.

168. Eisenbud, J. Paranormal for knowledge / J. Eisenbud. -N-Y, 1982.i

169. Eisenbud, J. The world Ted Serios / J. Eisenbud. N-Y, 1987.

170. Michotte T.R. The Perception of Causaliti, and E. Mills, ed. Methuen,1963.

171. Randi, J. The magic of Uri Geller / J. Randi N-Y, 1975. , ->

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.