Индейские движения и организации в политических процессах Перу и Эквадора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Шинкаренко, Александр Александрович

  • Шинкаренко, Александр Александрович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 180
Шинкаренко, Александр Александрович. Индейские движения и организации в политических процессах Перу и Эквадора: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2010. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Шинкаренко, Александр Александрович

Введение.

Глава 1. Индейские движения: становление и развитие

1.1 Концептуальные основы индеанизма.

1.2 Генезис индейских движений.

1.3 Социально-политические причины активизации.

Глава 2 Динамика этнополитических процессов на рубеже XX-XXI веков

2.1. Индейские организации в Эквадоре.

2.2. Роль индейского фактора в общественном развитии Перу.

2.3. Амазонские общины в зоне риска.

Глава 3 Национальный вопрос и политика государства

3.1. Международный опыт правового регулирования.

3.2. Национальный вопрос в законодательствах Перу и Эквадора.

3.3. Формы политической партисипации коренного населения.

3.4. Проблема индейской автономии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индейские движения и организации в политических процессах Перу и Эквадора»

На рубеже XX-XXI веков процессы глобализации, экономической и политической модернизации вызвали глубокие социальные сдвиги в Латинской Америке и повлекли за собой появление новых субъектов политики из среды коренного населения, численность которого превышает 50 млн. человек. Современным социально-экономическим и экологическим вызовам здесь противостоят традиционные институты и культурное наследие доколониального прошлого. Неолиберальные реформы усугубили тяжелое положение автохтонных народов. Пауперизация, маргинализация и социальная исключен-ность приобрели структурный характер. Низкий общественный статус и культурно-расовая дискриминация индейских общностей обострили проблемы их адаптации и аккультурации. Демократические преобразования 80-90-х гг. XX в. и расширение гражданских и политических прав стимулировали появление этнополитических'движений, выражающих интересы коренного населения. Сохранение национальной' идентичности, предоставление автономии общинам и защита окружающей среды стали ключевыми требованиями этих движений. Проблема органичного включения традиционных общностей в современный социум получила общественный резонанс.

Незавершенность процесса национальной консолидации, в совокупности с этнической дезинтеграцией и социальным неравенством определили специфику политического развития государств андской зоны. В Эквадоре и Перу, где численность аборигенных групп варьируется от 35 до 45%, «индейский вопрос» выдвинулся в число первостепенных. При относительном сходстве этнического субстрата, политические процессы в субрегионе имеют свою специфику, определившую различные варианты участия коренных этносов в общественной жизни.

Актуальность исследования. В начале нового тысячелетия аборигенные общности становятся все более заметными политическими акторами в Перу и Эквадоре. Активизация автохтонного населения обусловлена ухудшением социально-экономических условий жизни крестьян и усилением диспропорции регионального развития. Возросшая способность индейских этносов к мобилизации в условиях децентрализации государственной власти и кризиса управляемости проявляется в работе национальных и субрегиональных форумов, нацеленных на решение насущных проблем коренного населения, а также участии индейцев в электоральных процессах.

Апелляция политических деятелей к этнической проблематике и ставка на «индейскую карту» в период последних избирательных кампаний стала характерной чертой политической культуры Перу и Эквадора. Невыполнение предвыборных обещаний политиков приводит к разочарованию избирателей-аборигенов, а их недовольство действиями властей пробуждает протестные настроения и антиправительственные выступления. Политизация коренных народов (кечуа, аймара, шуар и др.) и рост конфликтного потенциала этнических движений создают условия для социальных волнений и обострения латентных противоречий между индейским социумом и государством. Участившиеся протестные акции амазонских общин Перу и Эквадора свидетельствуют о возникновении реальной угрозы политической дестабилизации. В связи с этим представляется актуальной научная интерпретация моделей поведения «малых» народов в современных условиях.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования рассматривается роль индейских организаций в общественно-политической жизни Перу и Эквадора. Предметом исследования являются специфика формирования, структурирования и развития этнополитических процессов в данных государствах.

Цель исследования: изучить особенности политического поведения индейских общностей, функционирования их организаций, их участия в общественно-политической жизни, а также те трудности, с которыми сталкиваются данные объединения в процессе взаимодействия с государственными институтами.

Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:

1. Проанализироватьy концептуальную1; базу индихенизма и индеанизма и их вклад в защиту автохтонного населения Латинской Америки.

• ■ Проследить зарождение индейских движений' в Перу и Эквадоре и основные этапы их формирования и эволюции;

• Выделить социально-экономические предпосылки их активизации и политизации в последней* четверти XX века.

2. Изучить динамику этнополитических процессов на: рубеже XX-XXI веков.

•■ Провести сравнительный анализ современных* индейских организаций Эквадора;

• Определить роль этнического компонента в,общественном< развитии;

• Выявить специфику амазонских общин. ■

3'. Вскрыть особенности^ национальной политики государства: .

• Исследовать механизмы: регулирования национально-этнических проблем в международном праве; ■ •• Сравнить нормативно-правовые? аспекты политики государства на основе анализа конституций .Перу и Эквадора;

Проанализировать особенности политического поведения? организаций коренных общностейш,Эквадоре иПеру;

• Рассмотреть проблему индейской-автономии:

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 1980-х гг. по первую декаду XXI века. В это время выросло количество народных низовых движений с активным участием в них индейского сегмента.

Методологической и теоретической основой диссертации послужило сочетание политического анализа с конкретно-историческим. Их применение осуществлялось с учетом общих закономерностей^ мирового развития в условиях глобализации, специфики развития латиноамериканского региона в целом и национально-этнических особенностей' Перу и Эквадора. Стремясь придерживаться, научной объективности в оценке тех или иных явлений, автор сочетал цивилизационный и формационный подходы. Диссертант также использовал контент-анализ официальных документов и ивент-анализ при изучении изменений во внутренней политике государств.

Компаративный анализ в исследовании этнополитических процессов потребовал обращения к междисциплинарному инструментарию таких отраслей знания, как история, политология, социология и культурология. Для объективного понимания сущности политических процессов возникла необходимость в определении используемого категориального аппарата. Для этого диссертант использовал теории этничности, на базе которых в политической науке с 70-х гг. XX в. формировались разные определения этноса. Применительно к государствам с богатой этнокультурной палитрой ученые используют три подхода - примордиалистский или эссенциалистский (Э. Шилз, С. Гиртц)1, конструктивистский (К. Поппер, Т. Эриксен, Ф. Барт)2 и инструо менталистский (Дж. Ротшильд, П. Брасс, Р. Ставенхаген, Д. Хоровитц) .

Примордиалистский подход отталкивается от факта, что этническая принадлежность индивида является объективной данностью, основа которой изначально заложена в генетическом коде человека. При этом осознание причастности индивида к конкретной этнической группе строилось на «кровных отношениях». Такая трактовка этнического субстрата была характерна, прежде всего, для представителей социобиологического направления (Л.Н. Гумилев, П.Л. Ван ден Берг)4. Долгое время примордиалистский подход являлся научной парадигмой отечественной школы этнологии. Впоследствии из него выделилось и так называемое эволюционно-историческое течение, связанное с именем советского ученого академика Ю. В. Бромлея5.

1 Shils Е. Tradition. - Chicago, 1981.; Geertz С. The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in the New States. - New York, 1963.

2 Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992; Eriksen Т. Etnicity and Nationalism. Antropological Perspectives. — London, 1993.; Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. - Bergen, 1969.

3 Rotshild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. - New York, 1985.; Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. - New Delhi, 1991.; Stavenhagen R. Agrarian Problems and Peasant Movements in Latin America. -New York, 1970.; Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. - Berkley, 1985.

4 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 2008.; Van den Berge P.L. The Ethnic Phenomenon. - New York, 1987.

5 Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

Конструктивистский подход был сформулирован западными исследователями. Они рассматривали категорию этноса через призму целенаправленной деятельности членов социума. Этничность и этнос, в отличие от при-мордиалистской теории, трактовались ими как продукт созидания (мысленный конструкт), возникающий в процессе социализации.

В рамках третьего, инструменталистского подхода, этнические группы рассматриваются как общности, объединенные коллективными интересами. В данном случае масштаб мобилизации масс и сами интересы определяются лидерами движений. Среди отечественных ученых-сторонников данного направления, следует выделить Ю.В. Арутюняна, М.Н. Губогло, Г.С. Денисову, JI.M. Дробижеву, применявших в своих работах метод социологического анализа6.

Сам термин этнос (от греч. ethnos — народ) прочно закрепился в отечественной научной литературе с начала 60-х гг. XX века. Она изрядно потеснила такие категории, как племя, народность и нация7. По мнению ряда ученых, данное определение употребляется преимущественно для исследования традиционных (родоплеменных, тейповых) отношений. Под этносом понималась «исторически сложившаяся'на данной территории устойчивая межпо-коленная'совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и о относительно стабильными особенностями культуры» . Такая группа обладает определенными атрибутами, отличающими ее от других форм общностей, к числу, которых относятся: самоназвание (этноним), самосознание (на основе антитезы «мы» - «они») и относительная устойчивость. Данная трактовка этноса была типична и для отечественной школы этнологии.

В работах отечественного исследователя, академика В.А. Тишкова, сторонника конструктивистского подхода, нашел отражение важнейший аспект в понимании этноса и этничности - идея общего происхождения, кото

6 Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциолбгия. - М., 1999.; Губогло М Н Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. — М., 1996.; Денисова Г.С., Радовель М Р Этносо-циология - Ростов-на-Дону, 2000.

7 Этнос и политика. — М., 2000. С. 7.

8 Цит по Бромлеи Ю. В. Указ. соч. С. 58. рой связаны между собой представители конкретного этноса9. Он утверждает, что «народ» - как этническая общность — это группа, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры. Они прибегают к мифу об общем происхождении и наделены общей исторической памятью. Представители того или иного этноса идентифицируют себя с общей территорией, а также демонстрируют чувство групповой солидарности10.

Стоит подчеркнуть, что территориальная принадлежность, являясь условием возникновения этноса, не выступает строго обязательным фактором воспроизводства всех его частей. Однако в процессе национального строительства границы вновь образовавшихся государств часто не совпадали с ареалами традиционного расселения этносов. Характерной чертой государственного устройства Перу и Эквадора являются разделенность индейских общностей и их частая миграция; в особенности; в периферийных зонах Амазонии.

Все перечисленные подходы не являются взаимоисключающими. Поэтому в последние годы в научном сообществе появились суждения о возможности их синтеза. В отечественной науке комплексный метод нашел отражение в работах таких исследователей, как С.Е. Рыбаков, С.В. Чешко, И.Ю. Заринов, В .В: Карлов, А.Н. Ямсков, Б.Е. Винер11. Этой точки зрения придерживался и автор данного диссертационного исследования.

При подготовке диссертации был изучен большой эмпирический материал по этнокультурной специфике индейских общностей Андского субрегиона. Для анализа взаимодействия автохтонных движений с государствен

9 Впервые об этом заявил немецкий мыслитель И. Кант (1724-1804) в своей работе «Антропология с прагматической точки зрения». В дальнейшем этот «миф о единстве происхождения» антропологи станут оценивать, как важнейший элемент теории этничности. Цит. по.: Панн Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России. - М., 2004. С. 21.

10 См. подробнее: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

11 Рыбаков С.Е. Философия этноса. - М., 2001.; Чешко С.В. Роль этнонационализма в распаде СССР. - М., 2005.; Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных этнических теорий и концепций) //Этнографическое обозрение, 2000. №2.; Ямсков А.Н. Трактовки понятия «жизнеобеспечение» в этнической экологии и возможный подход к изучению культурной адаптации /Этнос и среда обитания. Т. 1. - М., 2009.; Винер Б.Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности. //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 3. ными институтами в многонациональных обществах, диссертант привлекал исследования по мультикультурной проблематике.

Степень разработанности темы. При изучении данной темы, автор опирался на труды отечественных латиноамериканистов. Среди фундаментальных работ следует выделить исследования Т.В. Гончаровой, Ю.А. Зубрицкого, А.А. Истомина, В.А. Кузьмищева, И.К. Самаркиной, С.Я. Серова, 12

А.А. Слинько . Вопросы генезиса, становления и развития этнополитиче-ских движений были отражены в докторской диссертации Т.В. Гончаровой «Индейские движения в Латинской Америке 70-80-х гг.: идеология'и практи

13 ка» . Богатый фактический и этнографический материал по анализу архаичной культуры и обычаев коренного населения Перу и Эквадора содержат труды российского историка Ю.А. Зубрицкого.

В диссертации продолжено изучение реалий-конца XX - начала XXI вв., которые еще не получили должного отражения в отечественной латино-американистике.

Источниковая .база работы представлена пятью группами документов. В первую группу вошли официальные документы государств и правительств, в частности Конституции Перу (1979* 1993) и Эквадора (1998,

1 1

2008)'. Также в эту группу были включены тексты деклараций и конвенций международных организаций ООН по проблемам коренных этносов, в том числе Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г., Устав ЮНЕСКО

12 Гончарова Т В. Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор 50-60 гг. XX века. - М.,1979.; Зубрицкий Ю А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. - М., 1975; Истомин А.А. Особенности политической борьбы в Эквадоре в 1976-1984 гг. /Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1988; Кузьмищев В.А. У истоков общественной мысли в Перу: Гарсиласо и его история инков. - М., 1979; Самаркина И. К. Община в Перу. Очерк социально-экономического развития. - М., 1974.; Серов С.Я. Проблемы этнической истории кечуа (вторая половина XVI в.). /Автореферат на соискание степени кандидата исторических наук. - М., 1972, Этнические процессы в странах Южной Америки. - М.,1981.; Слинько А.А. Переход к демократии в условиях террористической войны и нестабильности (политические процессы в Перу). - Воронеж, 2005., Он же: Демократ™ без насилия. - Воронеж., 2009.

13 Гончарова Т.В. Индейские движения в Латинской Америке 70-80-х гг.: идеология и практика /Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 1993.

14 Constitucion poHtica del Ecuador de 1998: - <http://www.ecuanex.net.ec/constitucion/indice.html>; Constituci6n de la Repiiplica del Ecuador de 2008.: - <http://www.asambleanacional.gov.ec/docunientos/ constitucion deboIsiIIo.pd£>; Constitucion poHtica del Peru de 1993.: - <http://www2.congreso.gob.pe/sicr /RelatAgenda/constitucion.nsf/constitucion>; Primer Cumbre Iberoamericana de Jefes de Estado у Presidentes de Gobierno. Declaration de Guadalajara. Ciudad de Guadalajara, Jalisco, Mexico, 18-19 de Julio de 1991: -<//http://www.iin.oea.org/Icumbreiberoamericanadejefes.htm>. и нормативно-правовые документы' Международной организации труда (МОТ)15. Вторая группа источников объединяет заявления индейских лидеров и правозащитных объединений16. Третья группа включает доклады Межамериканского индихенистского института (МИИ)17. Ежегодные отчеты Межамериканской комиссии по правам человека составили четвертую группу18. Пятую группу образуют документы международных конференций по проблемам коренного населения19.

Обзор литературы. Отдельные аспекты истории и политического развития Эквадора и Перу в XX в. были рассмотрены отечественными исследователями С.А. Созиной и И.И. Янчуком . Проблема адаптации древних индейских традиций к современным" реалиям перуанского общества стала предметом для отдельных диссертационных исследований21. Интерпретации этнополитической ситуации в Перу и Эквадоре нашли отражение в работах

15 Декларация ООН о правах коренных народов (от 13 сентября 2007 года): - <http://www.un.org/russian/ documents/declarat/indigenousrights.htmI>; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 14 декабря 1960 года): - <http://www.un.org/russian/documeii/gadocs/convres/rl5-1514.pdf>; Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принята резолюцией 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1963 года): - <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/convres/rl8-1904.htm>; Конвенция МОТ № 169 о коренных народа и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах.: -<http://www.un.org/russian/documents/convents/ioll69.htrn>; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.: - <http://www.un.org/russian/documen/convents/pactecon.htm>.

16 Articulacion у Diversidad. Pluralidad Etnica, Autonomfas у Democratizacion en America Latina. Tercera Reunion de Barbados. - Quito, 1995.; Centra Amaz6nico de Antropologia у Aplicaci6n Practica. - Lima, 1999.; Cronologia de las Acciones у Logros de la CONAIE.: - <http://www.conaie.ecu/>; Confederaci6n de las Nacionalidades Indi'genas del Ecuador (CONAIE).: - <http://www.llacta.org/organiz/conaie/conaie.htm>; . Confederaci6n de las Nacionalidades Indi'genas Amazonicas del Ecuador (CONFENAIE).: - <http: //www.applycom.com/confeniae.htm/>; Coordinadora de las Organizaciones Indigenas de la Cuenca Amazonica (COICA).: - <http://www.llacta.org/organiz/coica/coica.htm>; Asociacion de la Nacionalidad Zapara de la Provincia Pastaza (ANAZPPA).: - <http://www.llacta.org/organiz/anazppa/anazppa.htm>; Coordinaci6n Permanente de los Pueblos Indi'genas del Peru.: - <http-//www. rcp.net.pe/ashaninka/coppip/>. .

17 Primera Declaraci6n de Barbados: Por la Liberaci6n del Indfgena.: - <http://www.seivindi.org/pdf/ DecBarbadosl.pdf>; Segunda Declaracion de Barbados,: - <http://www.servindi.org/pdf/ Dec Barbados2.pdf>; Deruyttere A. Indigenous People and Sustainable Development: The Role of Inter-American Development Bank. IDB Forum of Americas, April 8th, 1997: - <http://www.iadb.org/sds/docs/IND-97101E.PDF>; CEPAL. Panorama Social de America Latina. Documento Informativo. - Santiago de Chile, 2008.

18 General Secrtariat. Organization of American States. Report on the Situation of Human Rights In Ecuador. -Washington, 1997.; Second Report on the Situation of Human Rights in Peru. General Secretariat. Organization of American States. - Washington, 2000. (OEA/Ser.L/V/II.106).

19 UNIFEM-RA. Ecuador: Hacia un Sistema de Estadisticas sobre Violencia Contra las Mujeres (por Jara L.). - La Paz, 21-23 de noviembre de 2001; Menchu Turn R. The Phantom of Racism and Indigenous Peoples. World Conference against Racism, Racial Discrimination, Xenophobia and Related Intolerance. Durban. 31 August-7 September. 2001.; Fundacion Rigoberta МепсИй Turn.: - <http://www.frmt.org/inde\.php?module= ContentExpress&file=I ndex&fiinc= display&ceid=2&meid=9>.

20 История Перу: с древнейших времен до конца XX века. — М., 2000.

21 Просветов P.B. Политическая культура Перу и проблема нового авторитаризма /Автореферат на соискание ученой степени кандидата политических наук. - М., 2005.; Эспинель-Суарес А.А. Инкские традиции и современность /Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 1997.

Э.С. Дабагяна, В.М. Давыдова, JI.A. Макеевой, О.П-. Ироселковой, Н.В'. Раку-ца, А.К. Стеценко, Я.Г. Шемякина . В'исследовании вопросов политического развития Перу и Эквадора на современном этапе диссертанту существенно помогла информация, содержащаяся в коллективном труде ученых ИЛА РАН «Латинская Америка и Карибы: Политические институты и процессы» под редакцией З.В. Ивановского23.

Помимо исследований отечественных латиноамериканистов, особое значение имели теоретические труды зарубежных авторов, посвященные анализу политических и этнических процессов-в Латинской Америке. В подготовке диссертации была изучена обширная база перуанских, эквадорских, I мексиканских, аргентинских, чилийских, французских и американских монографий и статей по индейской проблематике. Прщанализе отдельных моментов политического развития* Перу диссертант опирался на исследования перуанского военного эксперта Л. Эскарсены24. Чтобы, разобраться в причинах р политического насилия в перуанском обществе, автор использовал фактические сведения, содержащиеся в докладах различных латиноамериканских и< американских исследовательских центров и правозащитных организаций25.

Обобщая причины появления и эволюции индейского движения Эквадора, диссертант обращался к работе американской исследовательницы В. Дж. Кандиал, содержащей ценный фактический материал .

22 Дабагян Э.С. Электоральная панорама Латинской Америки //Латинская Америка № 2. 2006 , Дабагян Э.С. Генезис, динамика и уроки перуанского кризиса //Латинская Америка 2001. №5., Давыдов В.М Циви-лиография. Цивилизационная идентификация Латино-Карибской Америки. - М., 2007.;Макеева Л.А. Исторические предпосылки формирования «новой роли» военных в Перу //Исторический альманах, 2003 №3; Проселкова О.П. Крестьянство и революционный процесс в Перу (1968-1976 гг.) /Автореферат диссертации на соискание степени кандидата исторических наук. - М , 1985.; Гончарова T.B., Стеценко А.К , Шемякин Я.Г. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. - М., 1995 , Шемякин Я Г. Европа и Латинская Америка в контексте всемирной истории - M., 2001.; Чумакова М. Л. Латинская Америка: власть и политика в зеркале общественного мнения //Латинская Америка. №8 2005.; Чумакова M Л Координаты политической модернизации//Латинская Америка. №4. 2004.

23 Латинская Америка и Карибы Политические институты и процессы - М., 2000

24 Escarcena L. Terrorismo en el Peru. Amenaza contra la Seguridad del Continente Americano. Monografia. -Washington, 1999.

25 Las condiciones de la Violencia en Peru у Bolivia. — La Paz, 1990.; Matfas A. CIA Sendero Luminoso: Guerra Polftica. - Lima, 1988.; Conaghan C. M. Public Life in the Time of Alberto Fujimori. - Washington, 1996.

26 Candial V. J. From Resistance to Organized social Movement: A Comparative Study of Indigenous Movements in Ecuador and Colombia. - Colchester, 1995

При рассмотрении концептуальных основ индихенизма как идеологии движений в защиту коренных общностей региона, диссертант обращался к теоретическим наработкам латиноамериканских ученых. Среди них стоит особо отметить работы известного мексиканского антрополога М. Гамио, подчеркивающего необходимость сбалансированного подхода при интеграции автохтонных этносов в современный социум27. Для глубокого и комплексного понимания феномена индихенизма и его направлений, автор учел и точку зрения критиков такого подхода. Так, французские эксперты М.-Ш.

Баррэ, А. Фавр и А. Обри, полагали, что он «выдуман метисами» как инстру

28 мент манипулирования коренным населением .

Диссертант обращался также к работам перуанского общественного

90 деятеля М. Гонсалеса Прады , идеи которого стали определяющими для целого поколения индихенистов-традиционалистов. Среди них стоит выделить перуанского антрополога JI. Э. Валькарселя и эквадорского общественного деятеля Г. Гарсеса30. Первый занимался изучением проблемы «обратного воздействия» индейского фактора на метисное и белое население в районах доминирования туземных этносов. В его книге «Буря в Андах» были сформулированы главные постулаты традиционного течения индихенизма31. Г. Гарсес, в свою очередь изучал корни индихенистского общественного движения в Эквадоре. На формирование традиционалистов существенное влия

Ч 9 ние оказали работы перуанского марксиста X. К. Мариатеги .

Для получения более полного представления об идейных истоках индейских движений автор обращался к идеям В. Р. Айя де ла Торре и приверженцев апризма, представляющих националистическое течение33. Рассматривая концепцию «индейской самобытности», ставшую основой перуанского

27 Gamio М. Consideiaciones sobre el Problema Indi'gena. - Mexico, 1966.

28 Favre H. L'Indigenisme Mexicain: Naissance, Development, Crise et Renouveau //La Documentation Fra^aise, Paris, 1976.; Aubry A. Indfgenismo, Indianismo у Movimientos de Liberation Nacional. - Paris, 1982.

29 Самаркина И. К. Мануэль Гонсалес Прада как истолкователь и критик перуанской действительности. -Перу: 150 лет независимости. Доклады и сообщения научной конференции. /Отв. ред. Шульговсыш А Ф., -М., 1971.; См. также: Gonzdles Prada М. Paginas Libres. - Lima, 1960

30 Valcarcel L. Ruta Cultural del Peril - Lima, 1964.; Garcds G. Indigenismo. - Quito, 1957.

31 Cometta Manzoni A. Ibid. P. 24.

32 Mariategui J.C. Los 7 Ensayos de Interpretation de la Realidad Peruana. - La Habana, 1963,

33 Haya de la Torre V.R. Indo-America The Ideologies of the Developing Nations. - New York, 1963. , национализма, диссертант проанализировал ее основные положения, изложенные в работах боливийских интеллектуалов Ф. Тамайо 34 и Ф. Рейнаги, заявлявшего об «индейском ренессансе»35.

Одной из важных проблем, затронутых в диссертации, стала тема воздействия аборигенных общностей на литературу и в целом на культуру Латинской Америки. Для ее детального рассмотрения автор изучил труды аргентинской исследовательницы А. Кометты Мансони36. В" частности это касалось общественной мысли Эквадора. Родоначальником индихенистской литературы в этой стране был П. Харамильо Альварадо. Его эссе «Эквадорский индеец», опубликованное в 1921 г., способствовало дальнейшему разви

37 тию индихенизма . Наиболее яркими-представителями этого направления стали писатели и публицисты X. Икаса и Д. Агилера Мальта38.

В изучение возникновения генезиса и развития континентальной и национальных моделей индихенизма заметный вклад внесли латиноамериканские представители либерального - направления. Среди них выделяют мексиканских антропологов Г. Агиррэ Бельтрана и А. Марокина, чилийца X. Бен-гоа и др. В своих работах эти ученые анализировали роль и значение феномена индихенизма39. , На рубеже веков детальным анализом индейских движений Латинской Америки занимались испанский исследователь Х.М. Фернандес, перуанский -публицист Р. Монтойя Рохас, а также перуанский антрополог Г. Лопес-и-Ривас, которые являются адептами индеанизма. В частности, Монтойя Рохас анализируя события, повлиявшие на формирование индейского движения- в Перу, особое внимание уделял внутренней политике правительств, а также проблемам этнической разобщенности и отсутствия ' единой программы, у

34 Ташауо F. Creation de la Pedagogia Nacional. - La Paz, 1999.

35 Reinaga F. El pensamiento indio. - La Paz, 1991.; Reinaga F. Bolivia у la revolution de las fuerzas armadas. - La Paz, 1981.; Reinaga F. Tierray libertad. La RevoIuci6n nacional у el Indio. - La Paz, 1953.

36 Cometta Manzoni A. El Indio en la Novela de America. - Buenos Aires, 1960.

37 Гончарова T.B. Указ. соч. С 45.

38 Cometta Manzoni A. Ibid. P. 52-53.

39 Aguirre Beltr&n G. PoHtica Indigenista en America Latina. - Mexico, 1970.; Marroquin A. Balance del Indigenismo. Informe Sobre la PoHtica Indigenista. - Mexico, 1972.; Bengoa J. Los indigenas у El Estado Nacional en America Latina //Anuario Indigenista, vol. XXXIII, 1994. представителей коренного населения40. Для самого автора более близка позиция индеанистов, которая как представляется, является оптимальной в вопросах адаптации туземного населения.

В подготовке диссертации широко привлекались публикации перуанской и эквадорской печати, сопоставлялись материалы крупных международных информационных агентств41. Диссертантом были использованы и впервые введены в научный оборот материалы индейских Интернет-ресурсов.

Научная новизна работы. Диссертация^ представляет собой первый комплексный анализ этнополитических процессов в Перу и Эквадоре. В' работах отечественных ученых-латиноамериканистов освещение данной проблематики завершается периодом 70-80-х гг. XX века. Автор предлагает собственную периодизацию развития индихенизма и индеанизма. Диссертант впервые в отечественной политологии исследовал концепцию «этноразви-тия», являющуюся синтезом идей индихенистов «новой волны» и индеанистов - представителей индейских организаций. На примере двух стран анд-ского субрегиона автор проанализировал и сопоставил модели политического поведения коренного населения. Наряду с анализом текстов конституций,' диссертант впервые осветил ряд важных международно-правовых документов и нормативных актов государственной политики Эквадора и Перу по национальному вопросу.

Введение в научный оборот информационной базы последнего десятилетия, включая сайты индейских организаций Латинской Америки, помогло существенно дополнить разработки по проблеме политического участия коренного населения и индейских движений.

40 Montoya Rojas R. Los Movimientos Indigenas en America del Sur: Potencialidades у Limites.: -//<http://www.andes.missouri.edu/andes/Especiales/RMMulticulturalidad/RMMovimientosl.htmI>; Cultura у Poder.: - //<http://www. ecoportal.net/content/view/fuIl/15781> Fernandez J.M. Del Indi'genismo al Indianismo: ^Cambio Semantico о Giro Copernicano en la Ideologia у PoHtica Indigenista Interamericana? /Cuatro Encuentro de Latinoamericanistas Espanoles. - Madrid, 1997.: - <http://www.cepis.ops-oms.Org/busapi/e/cuItura2004/ fernandez.pdf>.

41 The New York Times, La Jornada, ALAI, El Comercio, Le Monde diplomatique, Reuters, La Hoy, La Republica, The Economist, El Nuevo Herald, Associated Press, IndyMedia.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении этнополитической проблематики в государствах Латинской Америки. Рассмотренный диссертантом опыт адаптации коренных народов представляет интерес, и применим при анализе и прогнозировании развития этнополитической ситуации в Российской Федерации и других многонациональных государствах.

Материалы и выводы диссертации могут быть востребованы в работе органов государственной власти, занимающихся формулированием и осуществлением национальной политики на территории Российской Федерации. Выводы исследования могут найти применение в системе высшего образования и курсов повышения квалификации. Отдельные положения работы могут быть рекомендованы к использованию в программах и спецкурсах высших учебных заведений, в частности по этнополитическим конфликтам.

Апробация работы. Диссертация была подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите в Центре политических исследований Учреждения Российской академии наук Института Латинской Америки. Отдельные аспекты данного исследования были изложены диссертантом в ряде статей и в сборниках докладов научных конференций молодых латиноамериканистов (Москва, 13-14 июня 2006 г., 21 апреля 2009 г.), а также на круглых столах и коллоквиумах, прошедших в Институте Латинской Америки (июнь и декабрь 2008 г., декабрь 2009 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений в виде карт и таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Шинкаренко, Александр Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы автор проанализировал роль индейских организаций в общественно-политической жизни Перу и Эквадора. Также им была выявлена специфика формирования, структурирования и развития этнополитиче-ских процессов в данных государствах. Исходя из поставленной цели, диссертант пришел к следующим выводам:

1. Индихенизм - течение общественной мысли и государственная практика, нацеленные на улучшение условий проживания коренных народов Латинской Америки и их дальнейшую интеграцию и ассимиляцию. В узком смысле оно понимается, как течение в латиноамериканской литературе и искусстве, с характерной.романтизацией доколониального .периода. Впоследствии от ин-дихенизма отделился,индеанизм. Суть его заключалась в идее автономного развития коренных народов с опорой на.собственное культурное наследие.

2. В 80-90-е гг. XX в: социальные требования индейских движений дополнились политическими, а сами движения стали превращаться в новых политических акторов. Они участвовали в электоральных процессах и постепенно подошли к выработке общей стратегии «индейского сопротивления». Активизация организаций коренных этносов на рубеже XX -XXI вв., (с блокированием-транспортных артерий, осадой городов);,, показал а возросший мобилизационный потенциал коренных жителей. Новыми характеристиками их объединений стали возросшая организованность и массовый характер протест-ных акций. Индейские движения конца XX в. стали одним из заметных субъектов политики. Данная тенденция демонстрировала смену акцентов в деятельности организаций коренных этносов. От спорадических вспышек недовольства они перешли к выработке собственной политической стратегии на национальном и субрегиональном уровнях.

3. Активизация коренного населения Перу и Эквадора была обусловлена ухудшением их социально-политического статуса в ходе экономических преобразований неолиберальной эпохи, которые заметно усилили социальную исключенность туземных народов. Политизация индейских движении была обусловлена фактами расовой дискриминации и ухудшением экологической ситуации в зонах компактного расселения аборигенов. Кроме того, социокультурная гетерогенность, порожденная этнической пестротой, до сих пор остается типичной для многих государств латиноамериканского региона. Вследствие этого возникают многочисленные трудности во взаимодействии между основными этническими группами. Также не решена проблема сопря-гаемости различных цивилизационных парадигм: норм и ценностей архаичного общества и индивидуалистических тенденций западного мира. Именно неприятие культурно-расовых аспектов многими участниками завязало этот «гордиев узел» взаимоотношений в эквадорском и перуанском обществе.

4. Этнические организации с конца XX в. все чаще заявляли о себе на политической арене Эквадора. Индейское движение страны стало одним- из наиболее влиятельных на континенте. Деятельность объединений в рамках стратегии «индейского сопротивления» сочеталась с ростом политического участия в представительных органах и демонстрацией восприимчивости к межкультурному диалогу. Анализ деятельности этнических организаций позволяет придти к выводу о том, что индейское движение в Эквадоре пережило крупную трансформацию. Произошла реструктуризация институтов-КОНАИЕ и пересмотр ее ключевых установок. По словам представителей туземных альянсов, национальная консолидация государства ныне понимается как взаимодействие носителей различных культур, живущих на одной территории. Тем самым лидеры индейского движения увидели единство социума в его многообразии и межэтнической коммуникации.

5. В Перу отсутствие структурированного движения коренного населения обусловило его незначительную активность. Процесс объединения индейских этносов проходит в Перу с большими «пробуксовками» и значительно отстает от Эквадора. Факт разновекторных устремлений кечуа и аймара говорит о трудности формирования единых структур и, как следствие, приводит к их дальнейшей разобщенности. Такая тенденция преобладала вплоть до лета 2009 г., когда произошли индейские волнения в департаменте Амазонас.

6. В периферийных зонах перуанской и эквадорской Амазонии сохраняется архаичный* быт лесных племен. Консервация патриархального уклада явилась следствием отсутствия иерархической структуры управления в общинах и их дисперсного расселения. Концепция этноразвития по многим параметрам не прижилась в районах сельвы. Это создало определенные трудности для проведения совместных акций и поставило под сомнение формирование единой позиции в рамках национального индейского движения.

7. Международно-правовые нормы существенно повлияли на корректировку национальной политики правительств, благодаря чему наметились тенденции к поиску консенсуса между индейским социумом и современным государством. Результатом такого компромисса стало включение статей о правах коренного населения-в тексты перуанской и эквадорской конституций. Однако частные нормы для лиц, относящихся к этническим меньшинствам, остаются, в стадии разработки даже после того, как они были признаны субъектами права. Несмотря на позитивные изменения в Перу и Эквадоре туземное население пока остается наиболее дискриминируемой частью общества.

8. В начале XXI в. значительно расширились возможности участия индейских организаций в политике. Их переход в оппозицию сопровождался усилением конфронтационного подхода и учащению протестных акций. Накопление конфликтного потенциала, с одной стороны, и замедленная реакция властей, с другой, привели к увеличению рисков дестабилизации в андском субрегионе. Так, по данным социологических опросов Latinobarometro, среди представителей коренного населения, за возможность участия в массовых выступлениях высказались в Перу — 93%, а в Эквадоре — 95% соответственно. Несовпадение интересов государства и общин коренного населения по вопросам развития территорий традиционного расселения, на наш взгляд, в ближайшей перспективе может повлечь возникновение новых конфликтных ситуаций.

9. В последние десятилетия сформировался комплексный подход к проблеме индейской автономии, предусматривающий содействие созданию институтов самоуправления на территориях коренных общностей. Руководители индейских организаций добиваются закрепления положений об автономии в законодательных актах Перу и Эквадора. По мнению индейских лидеров, дальнейший прогресс государства должен базироваться на признании и уважении культурных норм и обычаев коренных жителей. Отсутствие баланса между социо-культурной, политической и административной системами препятствует реализации программ культурного развития туземных народов. Их претворение в жизнь часто сталкивается с противодействием на местном уровне, из-за чего возрастает вероятность появления этнических конфликтов, вспышек расовой дискриминации и затрудняется процесс межэтнического взаимопонимания. Таким образом, в краткосрочной перспективе без политического участия узловых сегментов перуанского и эквадорского обществ и их взаимодействия, демократическая управляемость и социально-политическая стабильность в субрегионе становятся недостижимы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Шинкаренко, Александр Александрович, 2010 год

1. Censo de Poblacion del Peru de 1993.: <http://es.wikipedia.org/wiki/Censo 1993 (Per%C3%BA)>

2. Constitucion poli'tica del Ecuador de 1998.: <http://www.ecuanex.net.ec/ constitucion/indice.html>

3. Constitucion de la Repuplica del Ecuador de 2008.: <http://www. asambleanacional.gov.ec/documentos/constituciondebolsillo.pdf>

4. Constitucion politica del Peru de 1993.: <http://www2.congreso.gob.pe /sicr /RelatAgenda/constitucion.nsf/constitucion>

5. Convention de Patzucaro.: <http://www.iadb.org/sds/ind/ley/pdocs/ CONVENCIONPATZUCARO.pd£>

6. General Secretariat. Organization of American States. Report on the Situation of Human Rights In Ecuador. Washington. D.C., 1997. 109 p.

7. Menchu Turn R. The Phantom of Racism* and Indigenous Peoples. World Conference Against Racism, Racial Discrimination, Xenophobia and Related Intolerance. Durban. 31 August-7 September. 2001. 28 p.

8. Primer Cumbre Iberoamericana de Jefes de Estado у Presidentes de Gobierno. Declaracion de Guadalajara. Ciudad de Guadalajara, Jalisco, Mexico, 18-19 de

9. Julio de 1991.: <http://www.iin.oea.orgAcumbreiberoamericanadeJefes .htm

10. Primera Declaracion de Barbados: Por la Liberation del Indigena.: <http: //www.servindi.org/pdf/DecBarbadosl.pdf>

11. Organization of American States. Inter-American Commission on Human Rights. Report on the Situation of Human Rights Defenders in the Americas. -Washington, 2006. (OAE/Ser.L/V/II.124) 170 p.

12. Organization of American States. General Secretariat. Second Report on the Situation of Human Rights in Peru. Washington. D.C. 2000 (OEA/Ser.L/V/II.106). 154 p.

13. Segunda Declaration de Barbados.: <http://www.servindi.org/pdf/ Dec Barbados2.pd£>

14. UNICEF. Informe sobre el Estado de la Ninez, la Adolencuencia у la Mujer en el Peru.: <http://ekeko.rep.net.pe/UNICEF/estado/estado.htm>

15. UNIFEM-RA. Ecuador: Hacia un Sistema de Estadisticas sobre Violencia contra las Mujeres (por Jara L.). La Paz. 21-23 de noviembre de 2001. 7 p.

16. XI Congreso Indigenista Interamericano. Managua, 1993.: <http: //www. indigenista.org/content/view/65/40/>

17. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 14 декабря 1960 года).: <http://www.un.org/russian/documen/gadocs/convres/ rl5-1514.pdf>

18. Декларация о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.).: -<http://www.ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9F%D 1 %80%D0%B0%>

19. Декларация о расе и расовых предрассудках.: <http://www.un.org/russian/ documen/declarat/racism.htm>

20. Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Принятая резолюцией 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1963 года).: <http://www.un.org/nissian/documen/gadocs/convres/rl8-1904.htm>

21. Декларация ООН о правах коренных народов (от 13 сентября 2007 года).:- <http://www.un.org/russian/documents/declarat/indigenousrights. html>

22. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 1990: Т. II. Женева, 1991. - 2260 с.

23. Конвенция МОТ № 169 о коренных народа и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах.: <http://www.un.org/russian/documents/ convents/iol 169.htm>

24. Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.:- <http://www.un.org/russian/documen/convents/educat.htm>

25. Коренные народы, ООН и права человека.: <http://www.un.org/ russian/ hr/indigenous/guide/brosh2.html>

26. Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (от 25 декабря 1965года).: <http://www.un.org/russian/ documen/convents/2106.pdf>

27. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 13 декабря 1966 года).:http ://www. un. org/russian/documen/ convents/ pactecon.htm>

28. MOT и коренные народы, и народы, ведущие племенной образ жизни.: -<http .7Avww.un.org/russian/hr/indigenous/guide/brosh8.html>

29. Устав ЮНЕСКО.: <http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001255/ 125590 r.pdf#constitution>

30. Официальные сайты международных организаций, интеграционных блоков и проектов

31. World Bank.: <http://www.worldbank.com/>

32. Summit of the Americas.: <http://www.summit-americas.org/>

33. Comision Economica Para America Latina (CEPAL).: -<http ://wwvv. eclac. cl/>

34. Inter-American Development Bank.: <http://www.iadb.org/>

35. CIA Fact Book 2007.: <www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook /geos/pe.html>

36. Сайты индейских организаций

37. Confederation de las Nacionalidades Indigenas del Ecuador (CONAIE).: -<http://www.llacta.org/organiz/conaie/conaie.htm>

38. Confederation de las Nacionalidades Indigenas Amazonicas del Ecuador (CONFENAIE).: <http://www.applycom.com/confeniae.htm/>

39. Coordinadora de las Organizaciones Indigenas de la Cuenca Amazonica (COICA).: <http://www.llacta.org/organiz/coica/coica.htm>

40. Asociacion de la Nacionalidad Zapara de la Provincia Pastaza (ANAZPPA).: -<http: //www. llacta. org/organiz/ anazppa/anazpp a. htm>

41. Coordination Permanente de los Pueblos Indigenas del Peru.: <http://www. rep .net .p e/ashaninka/copp ip/>

42. Parlamento Indio de America.: <www.asamblea.gob.ni/> Литератураа) на русском языке

43. Американские индейцы: новые факты и интерпретации. Проблемы индеанистики. -М., 1996. 304 с.

44. Арутюнян Ю. В., Дробижева JI. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М., 1999.-271 с.

45. Атоян А.И. Социомаргиналистка. Луганск, 1999. - 546 с.

46. Атоян А.И., Атоян О.Н. Ультралевые. Опыт социального конфликта. -Луганск, 2001. 508 с.

47. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. - 412 с.

48. Винер Б.Е. К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности. //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. Вып. 3.

49. Гончарова Т. В. Индеанизм: идеология и политика. Боливия, Перу, Эквадор 50-60-е гг. XX века. М., 1979. - 200 с.

50. Губогло М.Н. Развивающийся электорат России. Этнополитический ракурс. М., 1996. - 498 с.

51. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2008. - 560 с.

52. Дабагян Э.С. Генезис, динамика и уроки перуанского кризиса //Латинская Америка. 2001. №5. С. 18-34.

53. Дабагян Э.С. Электоральная панорама Латинской Америки //Латинская Америка. № 2. 2006. С. 4-13.

54. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-на-Дону, 2000. -280 с.

55. Заринов И.Ю. Время искать общий язык (проблема интеграции различных этнических теорий и концепций) //Этнографическое обозрение, 2000. №2

56. Зубрицкий Ю.А. Инки-кечуа. Основные этапы становления народа М., 1975.- 190 с.

57. Икаса X. Уасипунго. М., 1976. - 184 с.

58. История Латинской Америки: вторая половина XX века. М., 2004. - 540 с.

59. История Латинской Америки: доколумбова эпоха 70 гг. XIX в. - М., 1991.-520 с.

60. История Перу: С древнейших времен до конца XX века. М., 2000. - 476 с.

61. Капитализм в Латинской Америке. Очерки генезиса, эволюции и кризиса. М., 1983. - 414 с.

62. Кондрашева Л. Штат Чьяпас, 1994 //Латинская Америка. 1994. №11. С. 41-52.

63. Коренное население. Глобальное стремление к справедливости. Доклад независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1988.- 180 с.

64. Кузьмищев В.А. У истоков общественной мысли в Перу: Гарсиласо и его история инков. — М., 1979. 383 с.

65. Лас Касас Б. де История Индий. СПб., 2007. - 472 с.

66. Латиноамериканские индейцы пожинают первые плоды успеха.: <http:// www.tiwy.com>

67. Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. — М., 2000.-447 с.

68. Латинская Америка XX века: социальная антропология бедности. М., 2006.-287 с.

69. Латинская Америка: политические партии и социальные движения Т.2. -М., 1994.-238 с.

70. Латинская Америка: проблемы региональной безопасности. Сборник статей.— М., 1998.- 132 с.

71. Макеева Л. А. Исторические предпосылки формирования «новой роли» военных в Перу//Исторический альманах. 2003. №3. С. 200-215.

72. Нации Латинской Америки. Формирование, развитие. — М., 1964. 444 с.

73. Национализм в Латинской Америке: политические и идеологические течения. М., 1976. - 368 с.

74. Национально-этническая идентичность и автономия (Круглый стол) //Латинская Америка. 2003. № 11. С. 47-64.

75. Паин Э. А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветсткой России. М., 2004. — 328 с.

76. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. - 448 с.

77. Рыбаков С.Е. Философия этноса. — М., 2001.; Чешко С.В. Роль этнонационализма в распаде СССР. М., 2005.

78. Самаркина И. К. Мануэль Гонсалес Прада как истолкователь и критик перуанской действительности. Перу: 150 лет независимости. Доклады и сообщения научной конференции М., 1971. - 190 с.

79. Самаркина И. К. Община в Перу. Очерк социально-экономического развития М., 1974. 250 с.

80. Слинько А. А. Демократия без насилия. Воронеж, 2009. — 263 с.

81. Слинько А. А. Переход к демократии в условиях террористической войны и нестабильности (политические процессы в Перу). — Воронеж, 2005. 262 с.

82. Социальная и политическая ситуация в Латинской Америке: Итоги 1992г. — тенденции 1993 г. (Конъюнктурно-аналитический обзор) М., 1993. 129t

83. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы М., 2003.-358 с.

84. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.-528 с.

85. Ткаченко В. Феномен Фухимори: авторитаризм versus демократия. — М.,2002. 228 с.

86. Транснациональный наркобизнес: Новая глобальная угроза. М., 2002. -263 с.

87. Чумакова М. Л. Латинская Америка: власть и политика в зеркале общественного мнения //Латинская Америка. 2005. №8. С. 9-23.

88. Чумакова М.Л. Координаты политической модернизации //Латинская Америка. №4. 2004. С. 26-40.

89. Чумакова М.Л. Эквадор: Анатомия нестабильности /Латинская Америка.2003. № 6. С. 4-20.

90. Щелчков А. А. Путешествие Хуана Бустаманте в Россию //Латинская Америка. 2009. № 4. С. 66-79.

91. Этнические процессы в странах Южной Америки М.,1981. 533 с.

92. Южная Америка: Общественно-политические движения. М., 1989. -185 с.

93. Ямсков А.Н. Трактовки понятия «жизнеобеспечение» в этнической экологии и возможный подход к изучению культурной адаптации /Этнос и среда обитания. Т. 1. М., 2009.б) на английском и испанском языках

94. Adams R. Los Pueblos Indios en el Proceso de Globalizacion //Anuario Indigenista. 1993, Vol. 32.

95. Adams R. The Origins of Maya Civilization. Albuquerque, 1977. - 230 p.

96. Aguirre Beltran G. Politica Indigenista en America Latina. — Mexico, 1970. -270 p.

97. Alianza Popular Revolucionaria Americana.: <http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%90%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC>

98. Allegret R. Evolucion у Tendencias de las Reformas Agrarias en America Latina.: <http://www.fao.org/DOCREP/006/J0415T/j0415t0b.htm>

99. Alvarez Grau V. El Golpe Detras de los Ponchos. Quito, 2000. - 219 p.

100. America Indigena. //Instituto Indigenista Interamericano. Vol. L. 1991. P. 4857.

101. Arce Quintanilla O. Del Indigenismo a la Identidad: Cincuenta Anos del Indi'genismo Continental. //Indianismo e Indigenismo en Атёпса. Madrid, 1990. P. 20-37.

102. Articulacion у Diversidad. Pluralidad Etnica, Autonomias у Democratizacion en America Latina. Tercera Reunion de Barbados. Quito, 1995. — 370 p.

103. Aubry A. Indigenismo, Indianismo у Movimientos de Liberacion Nacional. — Buenos Aires, 1982. 150 p.

104. Barre M. C. Ideologias Indfgenistas у Movimientos Indios. Mexico, 1983. -230 p.

105. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Culture Differences. Bergen, 1969. — 207 p.

106. Barthelemy F. Ecuador's pipeline Out of Debts //Le monde diplomatique, janvier de 2003.

107. Bartolome M. Movimientos Etnopoliticos у Autonomias indigenas en Mexico //America Indigena, vol. 1-2. 1995. P. 370-382.

108. Becker M. My Land is Cayambe. The Roots of Ecuador's Modem Indian Movement.: <http://www.yachana.org/research/prospectus.html>

109. Bengoa J. Los Indigenas у El Estado Nacional en America Latina // Anuario Indigenista, vol. XXXIII.-1994. 13-40 pp.

110. Berhant G. Problemas Contemporaneos de America Latina. — Montevideo, 1990.- 181 p.

111. Bonfil Batalla G. Identidad у Pluralismo Cultural en America Latina. -Buenos Aires, 1992. 150 p.

112. Bonfil Batalla G. Mexico Profundo. M6xico, 1994. - 230 p.

113. Bongcam C. Latinoamerica 500 anos. Estocolmo,1988. — 301 p.

114. Brass P. Ethnicity and Nationalism: Theory and Comparison. New Delhi, 1991.-358 p.

115. Bromley R. South Americas Development: A Geographical Introduction. -Cambridge, 1982. 128 p.

116. Calvo Calvo R. Qosqo Sociedad e Ideologia: Siglo XX. Qosko, 1995.- 171 P

117. Candau V. Multiculturalismo, Interculturalidad у Democracia //Revista Novamerica- 91,Rio de Janeiro, 2001. P. 4-15.

118. Candial V. J. From Resistance to Organized social Movement: A Comparative Study of Indigenous Movements in Ecuador and Colombia. -University of Essex, 1995. 90 p.

119. Centro Amazonico de Antropologia у Aplicacion Practica. Lima, 1999. -143 p.

120. CEPAL. Panorama Social de America Latina 2008. Santiago de Chile, 2008.-207 p.

121. CEPAL. Panorama Social de America Latina. Documento Informativo. -Santiago de Chile, 2008. 199 p.

122. Chuecas Cabrera A. Lo Cultural у lo Politico en los Procesos de Globalization: Pueblos Indigenas.: <http://www.iidh.ed.cr/communidades /diversidades/docs/divenlinea/lo%20cultural.html>

123. Cojti Cuxil D. Configuration del Pensamiento Politico del Pueblo Maya. -Quetzaltenango, 1991. 208 p.

124. Cometta Manzoni A. El Indio en la Novela de America. Buenos Aires, 1960. 101 p.

125. Conaghan С. M. Public Life in the Time of Alberto Fujimori. Washington, 1996.-30 p.

126. Cordeiro E. Politicas Indigenistas de Brasil //America Indigena. № 3. 1994. P. 25-32.

127. Crabtree J. Peru under Garcia: An Opportunity Lost. Pittsburg, 1992.

128. Cronologia de las Acciones у Logros de la CONAIE.: <http: //www.conaie.ecu/>

129. Democracia у Violencia en el Pern. — Lima, 1988.-136 p.

130. Demografia del Peru.: <http://es.wikipedia.org/wiki/DemograP/oC 3%ADadelPer%C3%BA>

131. Deruyttere A. Indigenous People and Sustainable Development: The Role of Inter-American Development Bank. IDB Forum of Americas, April 8th, 1997.: -<http://www.iadb.org/sds/docs/IND-97101 E.PDF>

132. Deruyttere A. Pueblos Indigenas, Globalization у Desarrollo con Identidad.: -<http://www.iadb.org/sds/docs/lND-97101E.PDF>

133. Dominguez N. El Movimiento Indigenista Ecuatoriano.: <http://www. nuevamayoria.com/invest/sociedad/cso289c.htm>

134. Ecuador: An Economic and Social Agenda in the New Millennium. -Washington, 2003. 548 p.

135. Ecuadorean Indians Sue Texaco.: <http:/news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/ 1/lii/ world/americas/3 009201 .stm>

136. El Indigena en America Latina. La Habana, 1967. - 24 p.

137. Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. -London, 1993.-204 p.

138. Escarcena L. Terrorismo en el Peru. Amenaza Contra la Seguridad del Continente Americano. Monografia. Washington, 1999. - 97 p.

139. Escobar M., Sicaya G. Cambios Culturales en una Comunidad de Mestiza Andina. Lima, 1973.

140. Excluyen de Subasta Zonas de Reservas Indigenas en Peru //Associated Press. Feb. 05. 2007.

141. Favre H. Cambio у Continuidad Entre los Mayas de Mexico. Mexico, 1973. - 392 p.

142. Fernandez J. M. Movimientos Indigenas.: <http://www.ucm.es/info / eurotheo/diccionario/M/mo vindigenas .htm>

143. Fernandez J. M. Indigenismo.: <http://www.ucm.es/info/eurotheo/ diccionario/I/indigenismo.htm>

144. Fundacion Rigoberta Menchu Turn.: <http://www.frmt.org/ index.php? module=ContentExpress&file=index&func=display&ceid=2&meid=9>

145. Galvez C. Peruanismo Revolucionario. — Lima, 1987. -223 p.

146. Gamio M. Arqueologia e Indigenismo. Mexico, 1972. - 136 p.

147. Gamio M. Consideraciones Sobre el Problema Indigena. — Mexico, 1966. —

148. Garces G. Indigenismo. Quito, 1957. - 286 p.

149. Garcia F. Los Indigenas, Actores con Voz Propia.: <http://www. flasco.org.ecu/program.php?idprograma=1000&ID=DC06>

150. Garcia Linera A. The Indigenous Movements in Bolivia-Diplomacy, Strategy, Politics. Brasilia, april-june de 2005.

151. Geertz C. The Integrative Revolution: Primordial Sentiments and Civil Politics in the New States. New York, 1963. - 76 p.

152. Gonzales Manrique L. E. El "Etnonacionalismo": Las Nuevas Tensiones Interetnicas en America Latina.: <http://www.realinstitutoelcano.org/analisis/ 738.asp>

153. Gonzales Prada M. Paginas Libres. Lima, 1960. - 234 p.

154. Guerra Popular en el Peru: El Pensamiento Gonzalo. — Bruxelles, 1989. 418 P

155. Haya de la Torre V.R. Indo-America. The Ideologies of the Developing Nations. - New York, 1963. - 205 p.

156. Hetcher M. Internal Colonialism. The Celtic Fringe in the British Development, 1536-1966.-London, 1975.-379 p.

157. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985. — 711 p.

158. Indigenas Evangelicos se Movilizaron por la Paz у la Democracia. //Gobiemo Nacional de la Republica del Ecuador. 20 de abril 2005.

159. Iturralde D. La Gestion de la Multiculturalidad у la Multienticidad en America Latina. UNESCO. Documento del debate №5. Paris, 1995. - 10 p.

160. Jorna P., Malaver L., Oostra M. Etnohistoria del Amazonas. Quito, 1991. -288 p.

161. Lajo L. La «Invisibilidad Indigena» en el Peru у la Action Disociadora del Antropologismo.: <http://alainet.org/docs/4837.html>

162. Landsberger H. Latin America Peasant Movement. London, 1969. - 476 p.

163. Las Condiciones de la Violencia en el Peru у Bolivia. La Paz, 1990. - 141 P

164. Las Matanzas de Barrios Altos у La Cantuta.: <http://wwwl.elcomercio. com.pe/ediciononline/HTML/2007-12-12>

165. Latin America in Current Process of Globalization and Regionalizatiorr. — Belgrade, 2000. 128 p.

166. Lee Van Cott D. 500 Years of Confrontation.: <http://www.ndu.edu/inss/ McNair/mcnair53/m53cl.html>

167. Lopes у Rivas G. Acerca de la Antropologia Militante //La Otra Antopologia. Itzalapala, 2005. P. 7

168. Lopez E. Humala Reaparece en Defensa de Hugo Chavez //El Nuevo Herald, lrojulio de 2007.

169. Mapa Etnico: Ubicacion Geografica de los Pueblos del Ecuador.: <http:// www.abyayala.org/Kipu/index.htm>

170. Mariategui J. C. 7 Ensayos de Interpretation de la Realidad Peruana. La Habana, 1963.-331 p.

171. Marroquin A. Balance del Indigenismo. Informe Sobre la Poh'tica Indfgenista. -Mexico, 1972.-300 p.

172. Martinez Pelaez S. La Patria del Criollo. San Jose de Costa Rica, 1985. -329 p.

173. Matias A. CIA Sendero Luminoso: Guerra PoHtica. Lima, 1988. - 248 p.

174. Matos Mar J. Poblacion у Grupos Etnicos de America. //Anuario Indigena. 1994. Vol. 32. №4. P. 34-45.

175. Melado T. Llapansuyo Peru: Party Seeks to Reclaim Power for Native People //Reuters. Nov. 19th, 2002.

176. Military Reformism and Social Classes: The Peruvian Experience 1968-80. -New York, 1983.-210 p.

177. Molina Hugo C. Ejercicio de la Ciudadania у Reinvindicaciones Indigenas. Una Vision Critica. Reporte de Avance №22. Montevideo, 2002. - 35 p.

178. Montoya Rojas R. Cultura у Poder.: <http://www.ecoportal.net/content/ view/full/15781>

179. Montoya Rojas R. Los Movimientos Indigenas en Атёпса del Sur: Potencialidades у Limites.: <http://www.andes.missouri.edu/andes/ Especiales/ RMMulticulturalidad/RMMovimientos 1 .html>

180. Movimiento Indigena Preve Posible Levantamiento.: <http://wwwl. elcomercio.com/solotextosearch.asp?idnoticia=108275&anio=2008&>

181. Movimientos Sociales у Democracia: la Fundacion de un Nuevo Orden: -Lima, 1986.-253 p.

182. Moya J. Las Otras Muertes: 20 Anos de Violencia en los Andes del Peru. //IX Congreso Latinoamericano de Medicina Social (ALAMES), Lima, 2004.: -<http://www.disaster-info .net/desplazados/informes/peru/otrasmuertes .htm>

183. Nationalism in Latin America. New York, 1971. - 207 p.

184. Organization de los Estados Americanos Foro Democratico: Democracia у Derechos Indigenas, abril de 1997, Washington.: - <http://www.summit -americas.org/issues-spanish.htm>

185. Pareja Pelucker P. Terrorismo у Sindicalismo en Ayacucho (1980). Lima, 1981.- 198 p.

186. Peru under Fire: Human Rights since the Return to Democracy. — London, 1992.- 169 p.

187. Peru: Derechos por los Pueblos Indigenas //ALAI, Quito 368, 29 abril 2003.

188. Peru: Identidad Nacional. Lima, 1979. - 511 p.

189. Peruvian Nationalism. A Corporatist Revolution. New Jersey, 1976. - 494 P

190. Plant R., Hvalkof S. Land Titling and Indigenous People (draft). Interamerican Development Bank. Sustainable Development Department. 1999. -205 p.

191. Poblaciones Indigenas.: <http://www.cinu.org.mx/temas/pind. htm>

192. Poblaciones Indigenas: Un Desafio para la Comunidad International.: -<http://www.nu.org/spanish/hr/pobla.htm>

193. Politica Indigenista (1991-1995) //America Indigena. 1991. Vol. L.

194. Proyecto Regional Mejoramiento de las Condiciones Ambientales (Agua у Saneamiento) en Comunidades Indigenas. Curso Interculturalidad у Proyectos de Desarrollo. Abril-mayo 2004.: <http://www.cepis.0ps-0ms.0rg/bvsapi/e/cultura 2004/modulo 1 .pdf>

195. Pueblos Indigenas Acuerdan su Mandato //ALAI. Quito, 361, 19 noviembre 2002.

196. Puertas L. Rights-Peru: 20 Years of Bloodshed and Death. MPS, Mon., Aug. 08, 2005.

197. Race and Class in Post-colonial Society: A Study of Ethnic Group Relations in Bolivia. Paris, 1977. - 309 p.

198. Ramos A. Sociedades Indigenas. Sao Paulo, 1988.- 15 p.

199. Reinaga F. Bolivia у la Revolution de las Fuerzas Armadas. La Paz, 1981. -89 p.

200. Reinaga F. El Pensamiento Indio. La Paz, 1991. - 40 p.

201. Reinaga F. Tierra у Libertad. La Revolution Nacional у el Indio. — La Paz, 1953.- 109 p.

202. Reydon В., Plata L., Echenique J., Jordan F., Mendoza E., Delahaye O. Mercado у Politicas de Tierras: Experiencias en America Latina. FAO/UNICAMP. 1996.: <http://www.fao.org/sd/Spdirect/Ltre0002.htm>

203. Ritter U.P. Comunidades Indigenas у Cooperativismo en el Peru. Bilbao, 1965.- 128 p.

204. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. New York, 1985. -290 p.

205. Sampaio P. FAO: 1992. La Reforma Agraria en America Latina. Documento Presentado en la Reunion Tecnica sobre la Evolucion de la Reforma Agraria en America Latina. Mexico, 1992. - 256 p.

206. Sanchez J. M. Hatun Willakuy: Importancia del Relato en la Politica (Comentarios al Informe Final de la Comision de la Verdad у Reconciliation del Peru) //Nueva Sociedad, 2005, № 197. P. 54-68.

207. SIPRI. Yearbook 1989. World Armament and Disarmament. New York,1989.-538 p.

208. SIPRI. Yearbook 1990. World Armament and Disarmament. New York,1990.-714 p.

209. SIPRI. Yearbook 1991. World Armament and Disarmament. New York,1991.-741 p.

210. SIPRI. Yearbook 1992. World Armament and Disarmament. New York,1992.-670 p.

211. Shils E. Tradition. Chicago, 1981.-342 p.

212. Shoemaker R. The peasants of El Dorado. Conflict and Contradiction in a Peruvian Frontier Settlements. — London, 1981. 265 p.

213. Small Rebellion, Big Questions.: <http://www.economist.com/world/la/ display Story. cfm?storyid=3 545172>

214. Tfie Indian in Latin American History: Resistance, Resilience and Acculturation. Wilmington, 2000. - 296 p.

215. Transformaciones politicas, Sociales у Culturales en America Latina a Fin del Milenio. Tucuman, 2000. - 433 p.

216. Valcarcel L. Ruta Cultural del Peru. Lima, 1964. -239 p.

217. Van den Berge P.L. The Ethnic Phenomenon. New York, 1987. - 396 p.

218. Waging the Global War on Poverty. Strategies and Case Studies. Paris, 2000.-238 p.

219. Weinberg W. Plan Colombia Militarizes Peruvian Amazon Indians Accuse Armed Forces Of Illegally Seizing Lands.: <http://www.wbai.org>

220. Whyte W., Alberti G. Power Politics and Progress: Social Changes in Rural Peru. New York, 1976. - 306 p.

221. Yuluila Ontiveros A. Peru: Racismo у Discrimination Racial Latente.: -<http://www.agrentina.indymedia.org /news/2004/1 l/235864.php>в) на других языках

222. Favre Н. L'indigenisme mexicain: naissance, development, crise et renouveau // La documentation Franchise, nums.43 38-4340 (diciembre 1976).

223. A Questao do Indio do Periodo Colonial Ate Os Dias Actuais.: <http: //www.paulosuza.org/vest001 .htm>

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.