Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Подопригора, Станислав Яковлевич

  • Подопригора, Станислав Яковлевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2003, Ростов-на-ДонуРостов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 355
Подопригора, Станислав Яковлевич. Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2003. 355 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Подопригора, Станислав Яковлевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Истоки обращенности человека к миру и к самому себе.

1.2. Немецкая философия о проблеме личностного начала в человеке и его стратегии самосовершенствования.

1.3. Социокультурные модели стратегий идентификации личности.

1.4. Стратегии развития человека в современной философской антропологии.

Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ;.

2.1. Социализация и адаптация как стратегии самосозидания личности и способы культурной идентификации.

2.2. Мировоззрение как индивидуальная стратегия определения идентичности человека.

2.3; Формирование индивидуальной стратегии как процесс инкультурации.

Глава 3. УРОВНИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК КОНСТИТУТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САМОСОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

3.1. Культурная идентификация как самореализация и самовоспитание.

3.2. Личностно-ориентированные индивидуальные стратегии и тактики культурной идентификации.

3.3. Самосозидание как общая стратегия формирования идентичности человека.

Глава 41 СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

4.1. Стратегия субъективности человека как идентификация культуры.

4.2. Культура целеполагания как субъективность и стратегия идентификации.

4.3. Паттерны стратегий синергетического мышления как социокультурного.

Глава 5. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

СТРАТЕГИИ.

5.1. Социальная организация и стратегия управления.

5.2. Стратегии социальной мобильности как способы культурной идентификации.

5.3. Девиации культурной идентичности и стратегии социального контроля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации»

Соответствие, мыслимое в совершенстве, есть идентичность»

Ф. Брентано

Актуальность исследования. Жизненный мир нелинеен, нестабилен и неравномерно развит; он представляет собой результат коэволюции традиционного, индустриального и постиндустриального типов цивилизаций. Становление постиндустриальной цивилизации или глобального мира в настоящее время стало предметом острой дискуссии. Мир представляется или «столкновением цивилизаций» (С. Хантингтон), или «концом истории» (Ф. Фукуяма), или кардинальным изменением всего планетарного жизнеустройства и утверждением цивилизации «гуманистического глобализма» (В.И. Толстых, Ю.В. Яковец). Глобальная политика начала формироваться в аспекте новых культурно-исторических факторов развития в человеческой цивилизации. Как совместить глобальную эмансипацию с локальными, культурными ценностями? Ответ на этот вопрос мы видим в реализации индивидуальных стратегий деятельности человека как способах культурных идентификаций, воспроизводящих и модифицирующих ценностно-смысловую, нормативно-регулятивную, знаково-коммуникативную гетерогенность культуры и цивилизации.

Многообразие стратегий цивилизационного развития фундирует не только различие приоритетов в становлении новых культурных идентичностей, но и порождает серьезные противоречия формирующегося глобального мира. В условиях экзистенциального вакуума, ситуации синергийной неопределенности культурное созидание человеческой идентичности, актуализация возможностей субъектности индивида приобретает личностный смысл и значимость. Проблематика жизненных стратегий человека незаслуженно игнорируется постмодернистской философией, для которой ценностные ориентации, рациональные, трансцендентные и эмпирические источники самосозидания не являются достаточными основаниями для утверждения самоорганизации бытия человека. Поэтому проблема человеческой идентичности для такой позиции является трудно разрешимой, не обладающей устойчивостью, относительной самостоятельностью и ситуативно обусловленной данностью.

Выбор темы диссертационного исследования вызван необходимостью переосмысления субъективности человеках позиций его индивидуальных стратегий самосозидания как способа культурной идентификации. Названная палитра ключевых понятий: субъективность - индивидуальная стратегия - самосозидание - культурная идентификация образует общее понятие «идентичность человека как целостность». В диссертации социокультурный анализ категории индивидуальной стратегии человека опирается на дискурсы, таких понятий как «становление», «процессуальность», «самоорганизация», «саморазвитие», «самосозидание», «самореализация», «самовоспитание», «идентичность», «самоидентичность», «идентификация», «самоидентификация», «идентификация стратегии», «самореферентность», «субъективность», «субъектность», «интерсубъективность» и др.

Человеку свойственно находиться в поисках самого себя, путей и средств самовыражения. К сожалению, проблема субъекта как активно действующего лица, созидающего, определяющего свою позицию, для современной философии стала своего рода экзистенциальным вакуумом, темой менее популярной, чем во второй половине XX столетия, когда в нашей стране изучение проблемы человека, его активной жизненной позиции, деятельностной сущности, субъект-субъектных, субъект-объектных отношений были в центре философского внимания (М.М: Бахтин, Г.С. Батищев, И.В. Ватин, И.А. Гобозов, В.Е. Давидович, Ю.Н. Давыдов, Ю.А. Жданов, Э.В: Ильенков, В:А. Лекторский, Ю.М. Лот-ман, К.Р. Мегрелидзе, Т.П. Матяш, В.М. Межуев, Ф.Т. Михайлов, К.Х. Момд-жян, А.П. Огурцов, Е.Я1 Режабек, М.Б. Туровский, В.Г. Федотова, И.Т. Фролов и др.).

Постмодернизм нивелировал эту проблему. Возвышающийся до безразличия к феномену человека плюрализм методологии, стилей и смыслов постмодерна не актуализирует деятельного, творческого субъекта в культуре и обществе. Происходит недооценка потенциала, созидательных возможностей концепта «Я». В то же время обновляющееся культурное поле, процессуальность культурной идентификации требуют от человека активности действия и созидания своего «Я», самореферентности и самореализации. Дефицит таких ори-ентаций превращает человека в духовно опустошенную и «потерявшую» себя личность. Негативные трансформации деятельностного начала человеческой субъективности ограничивают возможности самоорганизации культурных форм социальной жизни, приводят к доминированию пассивно-иждивенческих настроений или чисто прагматических действий. Это вызывает столкновение идентичностей, усиление процессов фрустрации, агрессивности человека, ведет к аномии общества, деструктивизму в культуре. И, наоборот, развитие человека как созидающего свое окружение и созидающего себя способно придать мощные импульсы общественному развитию. Культура является не подсистемой общества, а системообразующим элементом общества, его ценностно ориентированной и его культуросозидающей деятельность.

Противоречивая динамика общественной жизни в нашей стране, обеднение духовности, нравственности, переоценка ценностей в значительной степени актуализируют проблему самостоятельного, индивидуального развития человека, нуждающегося в формировании своей субъективности, целостности, самоидентичности; ему необходима стратегия деятельности, ориентация в жизненном пространстве, видение своего будущего. Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации .отметил, что прямая обязанность государства - определить стратегические ориентиры, создать условия для развития человека и свободы его выбора. Установка на индивидуальные стратегии самосозидания человека как культурной ценности, стала реальной проблемой для общества и мотивацией для личности.

Движение к гражданскому обществу, целью которого является социально защищенная в своих правах, свободная и целостная личность, требует научных идей и практических разработок. В этом направлении одной из существенных идей диссертанту представляется идея самосозидания субъективности человека на основе его индивидуальных стратегий деятельности как способа культурной идентификации. Идентификацию мы рассматриваем как центральный механизм, жизненный стержень человека, обеспечивающий способность «Я» к самосозиданию. Сложившаяся ситуация в условиях переходного общества с его крайне ослабленными воспитательными и культурными функциями предоставляет возможность человеку самому формировать свою идентичность, осуществлять выбор и самостоятельно действовать. Это тот сущностный момент позитивной свободы, который возможно и необходимо максимально использовать человеку. Индивидуальная стратегия — это и есть использование уникального ресурса личностной системы человека в целях достижения им культурной идентичности.

Анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что в культурно обусловленной и мировоззренчески ориентированной индивидуальной стратегии субъективности человека заложен творческий потенциал российского общества. Можно утверждать, что в настоящее время как никогда актуализирована, но не реализована потребность формирования социальной установки на индивидуальные стратегии самосозидания человека, его субъективности как «внутренней» культуры и «внешнего» имиджа. Индивидуальная стратегия — это личностно-ориентированная деятельность, которая определяет выбор, активность, социокультурный интерес, стиль жизни человека, высвобождает его жизненную энергию и творческий потенциал. Человек, осознавший необходимость формирования! и реализации своей индивидуальной стратегии, менее зависим, более самостоятелен и актуализирован.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в научной литературе определено содержание понятий «военная стратегия», «геополитическая стратегия», «жизненная стратегия», «экономическая стратегия», «стратегическое управление», «стратегия бизнеса», «деловая стратегия», «педагогическая стратегия», «исследовательская стратегия» и др.*

Мы предлагаем рассмотреть концепт «индивидуальная стратегия самосозидания субъективности человека как способ культурной идентификации».

Осознание в данном контексте проблемы идентичности человека возможно в рамках интегральных представлений единства субъективного (личность), объективного (культура) и интерсубъективного (социальная организация) аспектов пространства жизненного мира.

Историко-философский анализ показывает, что теоретические предпосылки понятия культурной идентификации формировались не только в русле антропологической культурологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, социальной психологии, истории и др. наук. В работах Mi Бахтина, М. Вебера, В; Виндельбанда, Н. Гартмана, Э. Гуссерля, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Л. Карсавина, Э. Кассирера, Р. Кронера, А. Лосева, К. Маркса, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Риккерта, П. Сорокина, Тейяра де Шардена, А. Тойнби, П. Флоренского, С. Франка, 3. Фрейда, О. Шпенглера, Г. Шпета, Ф. Энгельса, Э. Эриксона, К. Юнга и многих других мыслителей сформулированы основные идеи и различные подходы к исследованию культуры и человека, ее носителя и созидателя.

Особое значение для темы диссертационного анализа имеют исследования См., напр.: Лбульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 е.; Ансофф И. Стратегия управления. - М.: Экономика, 1989, 519 е.; Балабанова ЕС. Социально-экономическая независимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации //Социс. — 1999. - № 4. - С. 46 - 57; Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания //Там же. - 2001. - № 6. - С. 44 - 53; Васечко Е.Н. Социокультурное становление личности в условиях закрытого общества. Лвтореф. дисс. . докт. филос. наук. - Ростов н/д, 2002. - 54с.; Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1998. - 296 е.; Егорова Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект. — Иваново: Юнона, 1999. — 60 е.; Ефремов. Стратегия бизнеса. - М.: Финпресс, 1998. -192с.; В.С.Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. — Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1995. - 416 е.; Муздыбаев К. Стратегия совпадения с жизненными трудностями //Журн. социол. и социальной антропологии. - СПб., 1998. -Т. 1, № 2. - С. 102 - 112; Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе //Социологический журнал. - 1995, №2. Осьмук Л.А. Символы и жизненные стратегии //Социально-гуманитарные исследования: Сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001. - С. 20 — 27; Петров В.П. Адаптивно-адаптирующие стратегии в антропологическом дискурсе: Автореф. дис. докт. филос. наук. - СПб., 1998. - 49 е., Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. - М., 1995. - 69 е.; Резник Ю.М., Е.А. Смирнов. Жизненные стратегии личности. - М.: Институт человека РАН, 2002. — 260 е.; Шабанова М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций //Мир России. - Социология. Этиология. - 2001. - № 3. - С. 78 - 105; Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М.: Весь мир, 2002. - 143с.; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. -603с. таких известных отечественных специалистов в области философии культуры, культурологии, как Г.А. Аванесова, С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич, П.С. Гуре-вич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, Ю.А. Жданов, М.С. Каган, Ю. М. Лотман, Э.С. Маркарян, С.Я. Матвеева, М.Ж. Межуев, Э.А. Орман, Э.С. Маркарян, С.Я. Матвеева, М.Ж. Межуев, Э.А. Орлова, М.К. Петров, O.K. Румянцев, Ю.В. Рождественский, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер и др.

Человек всегда находится в состоянии выбора смысложизненных ориентации для собственных идентификаций и самореализации. Данной проблеме посвящены работы таких ученых, как: К.А. Абульханова-Славская, Е.С. Балабанова, Л.А. Беляева, О.С. Виханский, Б.Т. Григорьян, Ю.Н. Давыдов, О.Г. Дроб-ницкий, Р.А. Зобов, Л.С. Егорова, B.C. Ефремов, В.Н. Келасьев, В.И. Курбатов, В.П. Петров, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, М.А. Шабанова, B.F. Федотова и др.

Теоретическим и практическим вопросам проблемы: человека, его самовоспитанию и самоактуализации посвящены работы зарубежных (Дж. Гордон, Р. Ингарден, X. Линдеман, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Стенли, П. Стравсон, Г. Шульц, Э. Шострем, Л. Хьелл и другие), а также отечественных авторов (Б.Г. Ананьев, А.А. Гусейнов, И.В. Динейка, И.А. Донцов, Ю.М. Иванов, Э.В: Ильенков, В.Л. Леви, В.П. Медведев, Ю.В. Пахомов, В.Л. Рабинович, Л.В^ Со-хань, Н.В. Цзен, Г.Г. Шпет и др.).

В отечественной < философской литературе жизненной стратегии человека как субъекта труда, общения и познания, его деятельностной сущности уделялось значительное внимание такими авторами, как Б.Г. Ананьев, Г.А. Багату-рия, С.С. Батенин, B.C. Барулин, Г.С. Батищев, Э.В. Безчеревных, B.C. Библер, А.А. Бодалев, В.Е. Давидович, Ю.Н; Давыдов, Г.В. Драч, А.Н. Ерыгин, Э.В; Ильенков, В.Е. Кемеров, Н.И. Лапин, К.Р. Мегрелидзе, И.А. Негодаев, А.П. Огурцов, Б.Д. Парыгин, Е.Я. Режабек, И.И. Резвицкий, В.М. Соковнин, Ю.Р. Тищенко, М.Б. Туровский и др.

Влияние мировоззрения на индивидуальные жизненные; стратегии-ориентации представлено в философских исследованиях М.Н. Алексеева,

В.В. Бабенко, А.Б. Бальсиса, В.Р. Букина, А.Н. Борщева, В.Г. Иванова, В.П. Коблякова, МЛ. Лезгиной, С.В. Резванова, Г.Л. Смирнова и др.

Этико-философское и историко-культурологическое рассмотрение проблемы индивидуального развития личности осуществили в своих работах И.А. Донцов, В.П. Киселев, В.М. Межуев, И.И. Резвицкий и др. Культуролого-психологическое направление представлено: Л.Б. Филонов (психология социокультурных взаимодействий); А.П; Назаретян (психология социально-синергетических процессов); С.Н. Иконникова (социально-психологические аспекты инкультурации); А.Г. Асмолов (культурно-историческая психология, психология образования); В.Ф. Петренко (психосемантика) и др.

В истории западноевропейской философии различные аспекты проблемы ценностей как жизненных ориентаций человека представлены в творчестве таких мыслителей, как: В. Виндельбанд, Г.Г. Гадамер, Н. Гартман, Э. Гуссерль, И. Кант, Г. Коген, Г. Лотце, А. Маслоу, А. Мейнонг, Г. Мюнстерберг, Ф. Ницше, Р.Б. Перри, Г. Риккерт, Ж.П. Сартр, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдег-гер, И. Хейде, А. Шопенгауэр, А. Шефстбери и др.

В отечественной философии различные аспекты ценностной проблематики исследуют: А.К. Абишева, С.Ф. Анисимов, Л.В. Баева, О.М. Бакурадзе, И.Ф. Балакина, Л.И. Буева, В.А. Василенко, Г.Я. Головных, О.И. Джиоев, О.Г. Дроб-ницкий, З.Г. Залевская, А.А. Ивин, И.С. Каган, И.А. Майзель, В.М. Межуев, И.С. Нарский, E.Bi Плотникова, В.Р.'Полозов, Р;Л. Розенбергс, М.'А. Розов, Л.В. Рябова, B.C. Степин, Л.И. Столович, В.П. Тугаринов, А.Б. Фирсов, С.Л. Франк, Ю.А. Шилов и др.

Вопросы жизненной позиции человека,. его идентичности и предпосылок самореализации, тревоги общественного сознания за судьбы человека и человечества, будущности цивилизации отражены в работах таких авторов, как Я.Ф. Аскин, В.Н. Гасилин, И.А. Гобозов, М.В; Заковоротная, Р.Д. Клочковская, В.И. Ковалев, Н.Г. Козин, Р.Е. Миронова, Б.И. Мокин, К.Х. Момджян, В.И. Снесар, B.C. Степин, Ф. Теннис, В.И. Толстых, В.Б. Устьянцев, В.Г. Федотова, З.В. Фомина, Б.Т. Фролов, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, С. Хантингтон, Ю.В. Яковец,

В.Н. Ярская и др.

В настоящее время активно обсуждаются вопросы, касающиеся характеристик социальной адаптации, социализации, инкультурации. Этому посвящены исследования К.А. Абульхановой-Славской; Н.В. Андреенковой, Л.И. Анцыфе-ровой, А.Г. Асмолова, С.С. Батенина, М.И. Бобневой, Л.П. Буевой, Е.Н. Васеч-ко, Б.В. Дубина, С.Н. Иконниковой, Т.Г. Киселевой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, В.А. Макарова, А.Т. Москаленко, А.В. Мудрика, А.А. Налчаджяна, B.F. Николаева, В.П. Петрова, М.С. Ромма, Х.Ф. Сабирова, JI.K. Синцовой, Ю.Н. Стрельцова; В.А. Ядова, JI.C. Яхъяевой и др.

Самостоятельный интерес имеют концепции культурогенеза, культурно-исторического происхождения социальной адаптации, структуры и развития высших психических функций человеческой субъективности (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Аршавский, Н.А. Бернштейн, JI.C. Выготский, О.И. Золото-ва, Д.И. Дубровский, Р.Ю. Ильюченко, Э.А. Костандов, И.К. Кряжев, С.Я. Левит, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, Т.П. Матяш, B.C. Мерлин, К.Х. Момджян, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршнев, В.Н. Пушкин, М.В. Ромм, B.C. Ро-тенберг, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.Я. Флиер и др.).

Проблемам человеческой субъективности, ее сущности и структуре посвящены исследования таких авторов, как А.С. Арсеньев, С.С. Батенин, Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, И.В. Ватин, Б.Г. Григорян, В.Е. Давидович, Д.И1 Дубровский, М.В; Заковоротная, Е.В. Золотухина-Аболина, В.П. Иванов, З.М. Ка-кабадзе, Т.А. Кузьмина, В.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, В.М. Межуев, А.К. Можеева, А.Г. Мысливченко, Т.И. Ойзерман, С.Л: Рубинштейн, Э.В. Соловьев, Е.В: Черносвитов, B.C. Швырев и др. Понятие интерсубъективности как одного из ключевых в феноменологической традиции представлено в работах П.П. Гайденко, Г. Гарфинкель, М.В. Заковоротной, В.А. Лекторского, Ю.М. Резника, А. Сикурел, К. Хелд, А. ИЬоц и др.

С введением принципа неопределенности в научную картину мира стала развиваться нелинейная теория систем (И.В. Андрианов, А.Н. Андронов, Н.Н. Боголюбов, А.А. Витте, Ю.А. Данилов, Н.М. Крылов, Л.И. Маневич, Б.Н.

Пойзнер, JI.С. Понтряпш, С.Э. Хайкен и др.). Синергетика как междисциплинарное направление, возникшее в начале 70-х годов прошлого столетия и признающее нелинейность отношений, стохастичность явлений и их свойств, разрабатывают С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, Н.Н. Моисеев, И. Пригожин, А.А. Самарский, B.G. Степин, Г.Х. Хакен и др. Синергетика позволяет по-новому представить видение мира и раскрыть условия саморазвития сложных систем, их самоорганизацию (Р. Винклер, С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева, А.С. Михайлов, Н.Н. Моисеев, Г. Николис, Л.С. Полак, И. Пригожин, Е.Я. Режабек,. И. Стенгерс, М Эйген и др.). Активно развивается социосинергетика такими авторами, как: В.И. Аршинов, В.П. Бранский, B.F. Буданов, В.Э. Войцехович, К.Х. Делокаров, А.П; Назаретян, Е.А. Ничипорович, В.П. Шалаев и др.

При проведении данного исследования были учтены концептуальные подходы ученых ростовской школы (И.В; Ватин, Ю.Т. Волков, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин, А.Н. Ерыгин, Ю.А. Жданов, М.В. Заковоротная, В.Е. Золотухин, Е.В. Золотухина-Аболина, М.М. Карпов, В.К. Королев, В.П. Коха-новский, В.И. Курбатов, В.П. Макаренко, Т.П. Матяш, И.А. Негодаев, М.К. Петров, В.А. Рамих, Е.Я. Режабек, С.В. Резванов, Л.В. Рябова, Ю.Р. Тищенко, О.М. Штомпель, С.Н. Яременко и др.).

Анализ литературы по проблеме самосовершенствования человека показывает широкие творческие возможности теоретического наследия как отечественных, так и зарубежных исследователей. В то же время в философских дискурсах отсутствует четкое представление о структуре и типологии индивидуальных стратегий, механизмах их формирования и реализации. Возникшая проблемная ситуация в сфере социокультурного познания жизненных реалий на пороге третьего тысячелетия, актуализирует новые подходы, предлагает иные методы познания, наряду с классическими. Мы видим перспективы познания человека в анализе индивидуальных стратегам его самосозидания субъективности как способа культурной идентификации.

Объект исследования. Объектом исследования выступает человек как субъект процесса культурной идентификации, носитель ее потенций и сущностных сил.

Предмет исследования. Предметом исследования является проблема культурной идентификации, ее социальное пространство и способы реализации на основе индивидуальных стратегий самосозидания человеческой субъективности.

Целью диссертационного исследования явилось создание теоретической модели' индивидуальной стратегии самосозидания субъективности человека, отражающей его смысложизненные ориентации и процессуальность культурной идентификации.

Цель исследования определила задачи:

- обобщить историко-философское описание и объяснение проблемы человека под углом зрения его социокультурных различий и стратегий самосовершенствования;

- определить социокультурное содержание понятия «индивидуальная стратегия самосозидания»;

- выявить специфику культурной идентификации как исходной детерминанты индивидуальных стратегий самосозидания развитой субъективности и целостности человека, обеспечивающей стратегическую деятельность необходимыми образцами (способами, средствами и технологиями реализации);

- раскрыть роль концепции жизни, убеждений,. интеллектуальной культуры, творческих способностей и социального опыта человека при формировании и реализации индивидуальных стратегий как способа культурной идентификации;

- представить самосозидание1 как общую индивидуальную стратегию; самовоспитание и самореализацию как особенные индивидуальные стратегии; компоненты основных сфер личностной структуры как тактики реализации индивидуальных стратегий субъективности и идентичности человека;

- обосновать положение о том, что целенаправленное самосозидание субъективности человека на основе его индивидуальных стратегий деятельности является системообразующим элементом культурной идентификации и опреде

13 ляющим фактором воспроизводства, модернизации и трансляции культурного микро и макромира; проанализировать основания субъектности человека, в отличие от антропологической субъективности классической философии; определить субъект-ность не только как потенции и реализацию индивидуальных стратегий, но и как процесс инкультурации;

- показать, что реализация индивидуальных стратегий дает возможность преодолеть не только кризис идентичности, восполнить утраченные идеалы,, раскрыть творческий потенциал человека, но и актуализировать социокультурные формы развития общества.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают социокультурный подход в раскрытии общего смысла жизненного мира человека. Исследование также осуществлялось на основе теоретической концепции куль-турогенеза становления человека, его ценностных ориентации и норм деятельности, общения и поведения. Сложность и многоаспектность избранной темы, недостаточная ее разработанность потребовали междисциплинарного подхода с привлечением культурологической мысли, историко-философских, философских, социологических, социально-психологических, педагогических и других источников. Наряду с диалектическими принципами восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формального и содержательного, единства и многообразия социокультурной жизни и др. в настоящей работе была использована традиционная установка деятельностного подхода к анализу субъективности, культуры и социальной реальности.

Теоретические основы обусловили использование методов структурно-функционального анализа и междисциплинарного синтеза. Это расширило спектр концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило возможность проанализировать проблему индивидуальных стратегий субъективности человека с системных позиций культурной идентификации общего, особенного и единичного. Индивидуальная стратегия не только воспринимает, усваивает, отражает культурную данность, но и создает, созидает культурный ареал и личностное «Я» человека в нем. Методология дискурсов исследования была ориентирована на культуросозидающие, нравственные, ценностные смыслы и значения, социальные нормы, синергетическую и гуманистическую природу человека в условиях воздействия на его жизненный путь социокультурной организации системного, цивилизационного мира.

Научная новизна результатов исследования выражается в следующем:

1. Введен в категориальный аппарат концепт «индивидуальная стратегия самосозидания субъективности как способ культурной идентификации». Определено адекватное процессу формирования культурной идентичности человека понятие «индивидуальная стратегия самосозидания», отражающее процессу-альность таких элементов личностной структуры, как целеполагание, ценностные ориентации, убеждения, интеллект, креативность и социокультурный опыт. Показано, что самосозидание субъективности на основе индивидуальных стратегий деятельности репрезентирует мотивационную сферу, актуализирует личностный потенциал человека как «жизненную силу» культурной идентификации.

2. Исследована культурная динамика самосозидания человека, в которой формируется свой язык символов, понятий, культурных кодов, происходит модернизация ценностей, идеалов, дающих возможность формировать и реализо-вывать индивидуальные стратегии деятельности как способы культурной идентификации. Акцентировано внимание на теоретической значимости проблемы индивидуальных стратегий культурной идентификации для философского анализа корреляции культуры и общества.

3. Показано, что культурные ценности, традиции и установки составляют содержание индивидуальных стратегий деятельности человека; чем больше личность ориентируется на них при формировании собственных ценностно-нормативных смыслов, тем более вероятен выбор ею конструктивной стратегии самосозидания. И, наоборот, чем менее значимы для личности культурные нормы и ценности общества, тем более становится возможным выбор деструктивной модели реализации индивидуальной стратегии жизненного успеха.

4. Обосновано, что культура как система ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик воспроизводится, модифицируется и транслируется на основе индивидуальных стратегий деятельности человека. В отличие от социализации, которая включает человека в нормативно-ролевую структуру социума, инкультурация формирует человеческую индивидуальность, актуализирует ее творческий потенциал, исходя из особенностей самой культуры и возможностей выбора тех ценностей; которые индивид идентифицирует в своем жизненном пространстве.

5. В противоположность культурному детерминизму, ограничивающему самоосуществление индивида, культурная идентификация человека рассмотрена как свобода выбора, поступка, инновация действия, реализация индивидуальных стратегий самосозидания; в этом аспекте дан анализ субъектности человека не только как осознание своих потенций и возможностей, но и как способ культурной идентификации.

6. Выявлены связи между структурными элементами мировоззрения и свойствами индивидуальной стратегии: миропредставление - целевая направленность и креативность; миропонимание - рациональность, внерациональ-ность, иррациональность; мироощущение - сенсорность и экспрессия; мировосприятие - целостность и структурность; мироотношение - функциональность и практическая реализация.

7. Рассмотрены иерархические уровни индивидуальной стратегии: общее -самосозидание; особенное - самовоспитание (гомеостаз) и самореализация (ге-теростаз); единичное - компоненты сфер личностной структуры как тактики реализации общего ^ и особенного индивидуальной; стратегии. Представлены диссипативная- природа и функции, относительная самостоятельность и когерентность, саморазвитие единичных индивидуальных стратегий, которые распределены по сферам личностной культурной идентификации: рациональной, эмоциональной, волевой, телесной, деятельностной.

8. Показано, что ценностный выбор реализуется посредством идентификации стратегам. Это - сложный, полиструктурный процесс осознания человеком собственных стратегических ориентаций или принятия общегрупповой стратегии референтной группы. Идентификация индивидуальной стратегии обеспечивается, с одной стороны, посредством механизма типизации (отнесения к традиционным типам жизненных стратегий), а, с другой стороны, при помощи механизма инкультурации (придания стратегии ценностного, индивидуального и творческого смыслов и значений).

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1 .Индивидуальная стратегия является способом культурной идентификации, предстает не только как адаптация индивида, но и как инновационное воспроизводство микро и/или макромира культуры, не только как средство рационального отношения к жизни, но и как более высокий уровень организации ее культуры. Субъективная потребность самосозидания на основе индивидуальных стратегий деятельности предстает мотивациониой движущей силой актуализации творческого потенциала человека в контексте социокультурной обусловленности труда, общения и познания.

2. Индивидуальная стратегия позволяет человеку ориентироваться на перспективу в жизненном мире и выбирать наиболее эффективные пути достижения культурной идентичности как интеграции предшествующих и настоящих идентификаций. Индивидуальная стратегия - это способ воспроизводства культуры, ее ценностей, смыслов, значений и норм; это осознанное и мотивированное единство и взаимодействие цели, средств и результата, определяющих активность, социальный интерес и стиль жизни человека. Вопреки усилиям «Манипулятора» любого уровня в личностной структуре человека сохраняется синергия как ядро интрапсихических сил самоидентификации, которое «упорно» противостоит «оккультуриванию», внешним попыткам «растворить» все индивидуальное в социальном, культурное в нормативном, ценностное в функционально-ролевом.

3. Понятие индивидуальной стратегии входит в состав определений, характеризующих более широкие понятия: бытие, становление, формирование, развитие, процесс и т.д. и фиксирует в своем конструкте синергетическую неопределенность: объект, вещь, тело, организм, явление, событие и цели их достижения уже определились, но их еще нет; их нет, но они уже оказывают воздействие на субъективность человека и его среду окружения. Главные системные качества индивидуальной стратегии: субъектность (личность субъект стратегической ориентации-и носитель культурных ценностей); культурная идентичность (личность как агент культуры, субъект действий и отношений); целостность и соотнесенность с социумом (личность как референтная система); субстанциональность (личность как самореферентная система); телеологичность (личность как целенаправленная система, идентификаций, устремленная в будущее).

4. Культурная идентификация определяется индивидуальной стратегией человека и реализуется: в деятельности, как изменение своего содержания; в общении, как расширение интерсубъективности; в созидании, как воспроизводство и творческое преобразование культурного динамического поля. Взаимодействие субъективного и объективного миров человеческой жизни осуществляется посредством иитерсубъективиости, которая представляет собой согласование социальных смыслов и значений. Самодетерминация жизненного мира определяют сферы его структурной организации: индивидуальная сфера — субъективность; культурная сфера — объективность (прежде всего объективная идеальность); социально-организационная сфера (интерсубъективность). Взаимосвязь между субъективной, культурной и иитерсубъективной сферами жизненного мира осуществляется на основе: культурной идентификации (типизация и индивидуализация); изменяюще-поддерживающих механизмов (адаптация и инновация); регулирующих механизмов (социальная регуляция и легитимизация).

5; Индивидуальная стратегия проявляет себя как самоорганизация на трех иерархических уровнях взаимодействия — общем, особенном и единичном. Общая индивидуальная стратегия (самосозидание) включает в себя особенные индивидуальные стратегии (самовоспитание и самореализацию) и единичные. К единичным индивидуальным стратегиям-тактикам реализации общего и особенного относятся компоненты рациональной, эмоциональной, волевой, телесной, деятельностной сфер культурной идентификации человека. Индивидуальная стратегия - это «субъектные» компоненты (ценностные, смысложизненные, целевые ориентации, нормативные, перцептивные адаптации); «объектные» компоненты (жизненные ситуации, обстоятельства и события); «процессуальные» компоненты (этапы, уровни, способы, технологии и механизмы) стратегического поведения и деятельности.

6. Переориентация мировоззренческих культурных ценностей ставит новые стратегические проблемы коэволюции человека, общества и культуры. В культуре рождается и утверждается определенный идеал, на который человек в своем самосозидании ориентируется. Приобщение к культуре это не только социализация личности, но и условия для ее культурной идентификации. Культура раскрывает и утверждает уникальность личности. В то же время культура создается и воспроизводится индивидом-творцом; в определенной степени культура не зависит от общества, но и не существует вне общества; культура биполярна: она предстает как процесс, ориентированный на традицию, норму, обычай, но в то же время сохраняет свою жизненную силу благодаря новациям как постоянно формирующимся и реализующимся индивидуальным стратегиям развития человека.

7. Духовная культура (всеобщее) надличностна (трансцендентальна), но в то же время не внеличностна (имманентна); духовная культура «нечто» абсолютное и одновременно субъективное для человека, «свое», а не «чужое»; мен-тальность (особенное) в человеке, его культуре восприятия и индивидуальной стратегии деятельности; субъективность - духовно-мыслительное и субъективно-идеальное состояние, проект жизнедеятельности; субъектность — креативное свойство личности, активное действие, способ ориентации; субъект - социокультурный индивид, в его субъективности и культурной идентификации, развивающийся в деятельности самосозидаиия и созидания среды окружения.

8. Индивидуальная стратегия не только культурно и мировоззренчески обусловлена, она активна, направлена на самосозидаиие - «со-творение» чсловеком самого себя; самосозидание - это деятельность субъекта, ориентированная на формирование и реализацию индивидуальных стратегий; форма не только субъективного отношения человека к миру на основе его культурной идентичности, нон воспроизводство, трансляция, модернизация системного мира культуры. Стратегия самосозидания приобретает сегодня особую значимость и актуальность, поскольку в настоящее время культивируется утилитарно-потребительское отношение к человеку, утверждается господство технократического мышления вместо принципа гуманистической рациональности; человек самоутверждается, стремится выделиться, доминировать, но не совершенствуется его созидательная субъективность. Обладание и бытие — это не отдельные качества субъекта, а два основных способа существования, различные виды ориентаций в мире, индивидуальных стратегий, способов экзистенции, которые определяют два вида человеческой субъективности.

9. Человек получил право на духовную свободу и как именно он ею воспользуется, каких успехов достигнет, будет зависеть прежде всего от него самого. Без предпосылок развитой субъективности культура не может воспроизводить свои ключевые функции - «человекотворческую» и «созидательную». В то же время культурная идентификация обращает человека к собственной рефлексии, своему внутреннему духовному миру потребностей, интересов, убеждений, смыслов^ образов, представлений, воображения, ориентаций, идеалов. В ходе этого процесса индивид становится человеком самосозидающим и созидающим культуру.

10. Индивидуальная стратегия — это экзистенциальное самоопределение индивида, личностная форма его самосозидания, стремление к идентичности. Осознанное и целенаправленное самосозидание можно с полным правом назвать кульминацией процесса индивидуального развития: Наличие субъективности, как синтеза индивидуальных стратегий деятельности, предполагает актуализацию адаптации, индивидуализации и интеграции человека в контексте культурной организации среды окружения и воздействия. Данная процессуаль-ность составляет целевую динамику человеческой субъективности. Чем выше степень несоответствия ценностно-нормативных и целевых ориентации личности, тем больше вероятность применения самореферентной модели реализации жизненных стратегий личности. Утверждая, что человек стремится к самосозиданию, мы исходим из тезиса о том, что люди не столько отталкиваются от внутренних или внешних причин, сколько направлены к собственной идентичности; они идентифицируются, находятся в движении к личностно и культур-нозначимым целям. Цели-идентификации и индивидуальные стратегии их достижения - это путь к самосозиданию и созиданию микро и макрокультуры. Планируя действия и достигая намеченных целей, человек, не только повышает собственную самооценку, но и свое место в жизненном мире - пространстве культурной идентификации; формируется новая культура идентичности человека, созидающего себя и свое окружение.

Теоретическая и практическая значимость работы. Проведенный нами социокультурный анализ позволяет рассматривать субъективность, культуру и социальную организацию как уровни системы жизненного мира. Системообразующим элементом субъективности жизненного мира является самосозидание, а основной функцией выступает индивидуальная стратегия. Объективно-идеальный уровень жизненного мира составляет культура,, а интерсубъективный - социальная организация. Взаимодействие субъективности, культуры и социальной организации определяет характер и содержание культурной идентификации (инкультурации).

В диссертации автор стремился использовать результаты сравнительно-исторического и философско-антропологического подходов. Предложенные нами результаты философской интроспекции индивидуальных стратегий субъективности человека, задают установку на социокультурную ориентацию самосозидания. Теоретический анализ данной проблемы на уровне единичного, особенного и общего предоставляет возможность расширить философское представление о потенциях человека к воспроизводству собственной субъективности и культурного поля его жизнедеятельности. Идентичность человека является важнейшей предпосылкой его самосозидания на основе культурного выбора и социальных установок общества. Предложенный нами концепт «индивидуальная стратегия самосозидания человеческой субъективности» во многом отражает теоретическую и предметную области современного анализа проблем культурной (1) идентификации: как процесса становления целостности и (2) идентичности как состояния развития личностной структуры человека.

В практическом отношении результаты диссертационной работы должны помочь человеку:

- применять в своих индивидуальных стратегиях деятельности структурную организацию человеческой жизни (субъективность - культура - социальная организация);.

- понять сложные противоречия российской культуры, ее дегуманизацию; сформировать интерес к культурным ценностям и социальному измерению жизненных стратегий;

- осознать внутриличностные проблемы, преодолеть кризис идентичности, отрицательные последствия «оккультуривания» и девиантного поведения;

- раскрыть, ценностно-ориентирующий потенциал культурной идентичности как основы формирования и реализации человеком индивидуальных стратегий деятельности;

- овладеть технологией самосозидания как способа культурной идентификации;

- благодаря самосозиданию эго-позиции «Я» и культурной идентификации, стать менее зависимым; более самостоятельным, ориентированным на личностные достижения в условиях противоречивой, неоднозначной динамики развития нашего общества.

Практическая значимость самосозидания человека посредством реализации индивидуальных стратегий несомненна. Человек должен осуществить свою субъективность и субъектность, идентичность и идентификацию. Ему сейчас предоставлена для этого уникальная возможность. Войти полноценно в новую парадигму общественных отношений, прежде всего экономических, без этого невозможно. Негативизм, скептическое отношение, бездуховность и дест

22 руктивизм приводят к иллюзиям и заблуждениям. Это тем более неприемлемо для человека, который желает добиться положительных результатов в этой жизни. Негативизму во всех его формах следует противопоставить реальные культурно-ценностные установки на самосозидаиие человека. Необходимо поощрять, стимулировать его стремление к формированию и реализации собственных индивидуальных стратегий. Мы глубоко убеждены в том, что решение этих вопросов во многом зависит от самого человека и от его личностного потенциала, от творческого процесса культурной идентификации. Самосозидающий человек на «перепутье» столкновения культурного, рационального и иррационального начал в жизни нашего общества, в конечном итоге, должен сам осуществлять свой выбор, определять свою судьбу и предназначение. Этот гуманистический пафос реального самоосуществления человека, эту субъективную потребность и мотивацию к самосозиданию и созиданию культуры на основе формирования и реализации индивидуальных стратегий деятельности мы и пытались отразить в диссертационном исследовании.

Апробация результатов разработки проблемы. Представленные в диссертации положения и рекомендации применяются в воспитательной работе ряда образовательных учреждений Министерства общего и специального профессионального образования Ростовской области, а также в сфере культурной молодежной политики, проводимой областным Комитетом по молодежной политике при администрации Ростовской области.

Результаты исследования используются в учебном процессе преподавания дисциплин «Философия», «Социология», «Психология и педагогика», «История и культурология», а также спецкурсов «Проблемы самореализации человека», «Этика делового общения», «Культура делового этикета».

Полученные методологические, теоретические и практические результаты докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, а также на третьем Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия» (сентябрь 2002г., Ростов-на-Дону).

Публикации результатов исследования. По проблеме докторской диссертации опубликовано 48 печатных работ общим объемом 70,5 п.л., в т.ч. две авторские монографии (36,5 п.л.); статьи в периодической печати и в сборниках научных трудов 4 п.л.; тезисы докладов и выступлений на научных конференциях 3 п.л.; кроме этого изданы учебные пособия - всего 95 п.л. (в соавторстве), из них три учебных пособия (55 п.л.) с грифом УМО Министерства образования Российской Федерации и два учебных пособия (20 п.л.) с грифом Министерства образования и науки Украины.

Структура диссертационной работы включает введение, пять глав, содержащие 16 параграфов, заключение, библиографию - 418 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Подопригора, Станислав Яковлевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не так давно ушел в историю XX век. Человечество живет в необычное время. Наше время особенное, уникальное: рубеж веков, рубеж тысячелетий. Каждому поколению свойственно преувеличение значимости своего времени. В нашем переходном обществе происходит становление новых социокультурных отношений, изменение места и роли человека в культурном пространстве самосозидания идентичности. Ранее в идеологической системе и социальной практике существовала «жесткая» концепция «одномерного человека» (Маркузе), ограниченного в свободе творчества и самореализации.

В настоящее время в управлении обществом используется многообразие социально-экономических стратегий, позволяющих оптимизировать, выполнение жизненно важных функций, осуществление способов действия, необходимых для принятия решений. На основе стратегай развития и тактик реализации мы строим проект будущего, прогнозируем, ориентируемся, трудимся, общаемся, познаем. И за всем этим стоит человек. Общество воспроизводится и развивается благодаря индивидуальным стратегиям социокультурной идентификации человеческой субъективности. Обществу требуется самостоятельная, ответственная, креативная, профессионально подготовленная, актуализированная личность.

Философии необходима своя социосинергетика, предполагающая на основе принципов самоорганизации и саморазвития не механическое приложение синергетических понятий к философской методологии, а разработку собственных категорий, отвечающих по содержанию и функциям синергетическим, но отражающим специфику развития как философского знания, так и онтологические особенности, многообразие новых типов индивидуальных, социальных и культурных форм идентификаций адекватизации, изоморфизации, соответствия, сопоставления, сравнения, отождествления и т.д. с предметом, объектом, субъектом, явлением, процессом, состоянием, свойством и другими элементами системного жизненного мира.

Одной из задач настоящей работы была попытка анализа самосозидаиия человека, осознания идентичности не только как потенциала, но и как воспроизводство микро- и макромира культуры. Субъектность и субъективность человека формируют индивидуальную стратегию с ориентацией на социокультурный смысл самосозидаиия идентичности. Факт единства культуры и субъективности человека в ситуации интерсубъективности обладает собственной уникальной логикой и «мудрой» властью над индивидом. Эго — это логика самосозидания внутреннего и внешнего в человеке, логика границы и предела, логика со-бытия субъективности и субъектиости, идентичности и идентификации; идентификации и самоидентификации. Одна из важных особенностей этой логики — преодоление бинарных оппозиций объективного и субъективного, рационального и иррационального, свободы и детерминизма, гомеостаза и гете-ростаза, культурного и социального и др. Это так же логика актуализации возможностей человека, выбора им той индивидуальной стратегии деятельности, которая идентифицирована с его внутренней культурой и внешним культурным смыслом его существования. Неоднозначность и вероятностный характер подобной логики - это уже не тенденция, а наличествующий механизм самоорганизации и саморазвития человека, культуры, социальной организации.

Вполне очевидна необходимость кардинального поворота в социокультурном анализе к проблеме формирования и реализации индивидуальных стратегий самосозидания субъективности человека как способа культурной идентификации. Ответ на этот вопрос во многом определяет, на наш взгляд, настоящее и будущее развитие российского общества. То, как мы используем возможности реализации своих индивидуальных стратегий, оказывает решающее воздействие на все сферы общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной. Человек, осознавший свою индивидуальную стратегию, менее зависим, более самостоятелен и актуализирован.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Анализ идеи самосовершенствования в истории философии показывает, что во все времена, в большей или меньшей степени, было осознанное или неосознанное стремление человека определить стратегии своего развития. Индивидуальные стратепш, которые, на первый взгляд, кажутся независимыми и различными, могут быть поняты как производные единого фундаментального отношения человека к миру; переориентация мировоззренческих ценностей ставила и постоянно ставит новые общие и особенные стратегаческие проблемы развития человека, культуры и общества.

2.Акцентировано внимание на теоретической значимости проблемы индивидуальной стратепш культурной идентификации для философского анализа корреляции культуры и общества. Показано, что культурные ценности, традиции и установки составляют содержание индивидуальных стратегий деятельности человека. Там, где есть стратепш идентификации, ценностная ориентация и мотивированный смысл действия, зримо присутствует, активно проявляет себя культурное динамическое поле как наличный механизм воспроизводства общества на собственной саморазвивающейся основе. Где этого нет, - там происходит стагнация, аномия общества и кризис идентичности человека. 3.Общечеловеческие духовные ценности являются базисными основаниями культуры; они регенерируют, стабилизируют культуру, придавая ей когерентность и целостность. Необходим переход от деструктивной глобалистики к философии культурной идентификации «Я» и положительной экзистенции значимого «Другого».

4.В настоящее время определено содержание понятий «военная стратегия», «жизненная стратегия», «стратегическое управление», «стратегическое планирование», «стратегический маркетинг», «деловая стратегия», «геополитическая; стратегия»,. «педагогическая стратегия», «исследовательская стратегия» и др. Мы ввели в категориальный аппарат философии понятие «индивидуальная стратепш самосозидаиия субъективности как способ культурной идентификации человека».

5.Индивидуальная стратепш - это: план действий, направленный на достижение поставленных целей; осознанное, мотивированное единство цели, средств и результата; способ культурной идентификации, который определяет социальный интерес, активность, стиль жизни человека и воспроизводит, регенерирует, модифицирует культуру, ее ценности, смыслы, образцы; индивидуальная стратегия — это не просто совокупность реакций, адаптация, а система проактивных действий человека, направленных на выбор достижение целей самосозидания и созидания культурной среды окружения; индивидуальная стратегия самосозидания является ведущей личностной формой культурной идентификации как процесса, состояния и свойства.

6.Исходя из цели как проекта будущего, понятие «индивидуальная стратегия» включает в свое содержание: целостное субъективное представление о ситуации, позволяющее ориентироваться на перспективу, прогнозировать дальнейшее развитие явления, учитывать существенные и несущественные его факторы; сравнение данной ситуации с другими обстоятельствами; анализ, обобщение и конкретизацию в рамках данного стратегического решения; умение концентрироваться на проблеме, адекватно реагировать на социокультурную среду окружения, самостоятельно принимать решения; стремление мобилизовать интеллект и творческие способности на эффективное проведение стратегической линии, умение актуализировать внутренние ресурсы личностной структуры для самореализации и культурной идентификации; умение применять в ходе изменений культурного жизненного процесса наиболее эффективные методы и приемы самосозидания; готовность корректировать индивидуальную стратегию в зависимости от изменений культурной картины мира и личностных ценно-стей-ориентаций; способность воплощать индивидуальную стратегию в ходе самореализации личности в практику самовоспитания и тактику действий в процессе ее инкультурации.

7.Индивидуальная стратегия проявляет себя как ценностная ориентация на иерархических уровнях организации взаимодействия — общем, особенном и единичном. Индивидуальная стратегия самосозндания (общее) включает в себя особенные индивидуальные стратегии - самовоспитание (гомеостаз) и самореализацию (гетеростаз). К единичным индивидуальным стратегиям-тактикам практикам) реализации общего и особенного относятся компоненты когнитивной, эмоциональной, волевой, телесной, деятельностной сфер личностной структуры человека, открытых друг другу и относительно самостоятельных «настолько», что ведущая для одного человека — для другого может перейти на второй план его жизненных интересов и, наоборот. Способ, с помощью которого человек обретает смысл своего существования — это и есть его культурная; идентификация.

8.Индивидуальная стратегия самосозидания - это личностная форма культурной идентификации. Самосозидание - это «сотворение» самого себя, стремление человека к целостности посредством реализации индивидуальных стратегий инкультурации и самоидентификации. Осознанное-и целенаправленное самосозидание личности можно с полным правом назвать кульминацией процесса ее индивидуального развития. Наличие субъективности во всех стратегиях деятельности предполагает социализацию и адаптацию, индивидуализацию и идентификацию человека социальной организации. Данные процессы составляют динамику человеческой субъективности и нелинейную синергетическую корреляцию в ней социокультурного, биологического, психологического, случайного, изменяющегося, креативного, традиционного и т.д.

9.Вполне очевидной становится практическая значимость самосозидания и самовоспитания человека в условиях усиления техногенных и рыночных влияний на него, ослабления воспитательных функций со стороны общества и государства. Самовоспитание является важнейшим средством самосозидания; это социокультурный процесс восхождения от абстрактного идеала к человеческой-индивидуальности посредством и на основе реализации открытой * саморазвивающейся системы индивидуальных стратегий личностной структуры культурной идентификации. Высшая ступень инкультурации человека проявляется в созидательном творчестве своего «Я», а самовоспитание есть способ формирования и развития способностей к этому процессу. Самосозидание личности -это оптимальное условие и предпосылка ее самореализации. Под самореализацией мы понимаем наиболее полное раскрытие субъективных способностей, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в различные формы деятельности и социальные структуры культурного взаимодействия.

Ю.Компоненты основных сфер личностной структуры являются тактиками реализации субъективности и индивидуальных стратегий человека. Несмотря на многообразие компонентов-стратегий, каждая из них значима в различной мере, имеет свою идентификацию и свои функции, предназначение. Но все компоненты-стратегии со своеобразной последовательностью их реализации и преемственностью от одной к другой составляют способы культурной идентификации. «Само.» — часть сложных понятий (самовоспитание, самореализация, самосознание, самопознание, самоуправление и т.д.), которые мы рассматриваем как индивидуальные стратегии самосозидания и которые имеют свои «корни», истоки в положении о субъективности. Стратегии «само.» фиксируются на полифоничной субъективности, на реализации целей культурной идентификации. Без предпосылок развитой субъективности культура не может воспроизводить свои ключевые функции — «человекотворческую» и созидательную. В то же время культурная идентификация обращает человека в собственной рефлексии, своему внутреннему духовному миру потребностей, интересов, убеждений, смыслов, образов, представлений, воображения, ориентаций, идеалов. В ходе этого процесса индивид становится человеком самосозидающим и созидающим культуру.

11.Для обретения свободы самосозидания познания необходимости недостаточно. Важны предоставленные культурой возможности для реализации индивидуальных стратегий идентификации, видение и понимание человеком многовариантности личностного выбора и оценки. Осознание выбора - есть важнейшая предпосылка успешного формирования и реализации индивидуальных стратегий самосозидания человека. Нравственную культуру личности следует рассматривать как наиболее значимое условие входа в процесс самосозидания; вопросы морали общества и нравственного сознания личности постоянно присутствуют во всех индивидуальных стратегиях самосозидания; без нравственного возвышения всё другое в культурной идентификации лишено личностного и общественного смысла.

12.В зависимости от актуализации потенциала человека, содержания его субъективности, тендерных, профессиональных, возрастных и других различий на первый план могут выходить одна или сразу несколько индивидуальных стратегий. Человек входит в ситуацию целенаправленного самосозидания с «любой» стороны, с «любого» важного для него в данный момент этапа, звена, элемента той «цепочки» индивидуальных стратегий идентификаций, которая нами представлена. Система индивидуальных стратегий и практик инкультурации не ограничивает личность, а,, наоборот, формирует мотивацию достижения, определяет вектор ее саморазвития, внутреннюю субъективную свободу и относительную самостоятельность осознанного выбора действий при реализации общей стратегической цели - самосозидание человека как его культурная идентификация.

13.В работе решалась задача социокультурного обоснования и объяснения индивидуальных стратегий развития и их влияние на формирование целостности личностной структуры идентификации. Целостность нами рассматривается как взаимодействие дополняющих друг друга индивидуальных стратегий, определяющих конгруэнтность личности, соответствие его внешней и внутренней культуры. Это позволяет уверенно преодолевать противоречивые неоднозначные внешние факторы среды и внутриличностные проблемы, противостоять снижению личностного потенциала. Утверждая, что человек стремится к самосозиданию, мы исходили из тезиса о том, что люди не столько отталкиваются от внутренних или внешних причин, а, скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно-значимым целям. Цели и индивидуальные стратегии их достижения - это стремление к культурной идентичности. Планируя действия и достигая намеченных целей, человек не только повышает собственную самооценку, но и находит свое место в культурном пространстве жизненного мира.

14.В настоящее время все чаще можно слышать, что современный человек находится в особом киберпространстве с отсутствующей «человекоразмерно-стью» и целеполаганием, а, следовательно, его сознание не способно контролировать огромную «децентрированную» коммуникативную сеть общения, что ведет к рассогласованию между субъективным, культурным и социальным. В противоположность этому, мы считаем, что именно индивидуальная стратегия, с ее гуманистической направленностью идентификации должна помочь человеку преодолеть отмеченную тенденцию рассогласования указанных элементов триады, стать основой самосозидания человека, а, следовательно, его инкульту-рации и идентификации. Взаимосвязь индивида - культуры — социальных организаций выстраивает иерархию индивидуальных стратегий субъективности и той идентификации, которая «создает» самого человека и формирует культурное динамическое поле. Самосозидание субъективности на основе реализации индивидуальных стратегий должно занять достойное место в социокультурных исследованиях проблем идентификации и идентичности.

15.Несмотря на неоднозначность концепций и решения проблем постмодернистской философией, социокультурный анализ должен не только усиливать критическую рефлексию, но и стимулировать позитивные научные поиски путей культурной идентификации человека, социальной организации, этноса, цивилизации в целом. В настоящее время возникают точки роста нового знания, иных ценностей. Постнеклассическая парадигма науки ведет к формированию нового типа мировозрения и стилей уровней и форм культурной идентификации. Этому должны способствовать индивидуальные стратегии субъективности человека созидающего (экстракреативность) и самосозидающего (интрокреативность); хотя, как известно, истина бывает не нова, а новое — не всегда истинно. Но человек должен искать выход из проблемной ситуации необходимости воспроизводства, обновления, трансляции, культуры как формы деятельности человека. И реализация индивидуальных стратегий идентификаций должна ему в этом помочь, а, следовательно, и обществу. Без «классической» постановки проблемы нам ие обойтись. Но решать ее необходимо по-новому.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Подопригора, Станислав Яковлевич, 2003 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода //Вопросы философии. — 1992. №8.

2. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпре-тативную социологию. СПб.: Алетейя, 1999. - 272 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Новые возможности комплексного изучения человека //Вест. Рос. гуманит. науч. фонда. 1999. - №3.

4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

5. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования //Психол. журн. 1994. - Т. 15, № 4.

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 299с.

7. Адлер А. Понять природу человека: Пер. с нем. Цветина Е.А. — СПб.: Гуманит. агенство, 2000. 254 с.

8. Аверинцев С.С. Два рождения европейской рациональности //Вопросы фи-лосифии 1989, №3.

9. Ананьев В.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. /Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

10. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1998. — 236 с.

11. Аношкина B.JI., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). — Ростов н/Д: Изд. РО ИПК и ПРО, 2001.- 176 с.

12. Антюхова Е.Ю. Нравственный императив в социализации личности //Мир психологии. 1998. - № 1.

13. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4 //АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1983.-830 с.

14. Артемьев А.И. Социология личности, М.: Арба T-XXI, 2001. 252 с.

15. Артемьев П. Психология самосознания, или Как найти формулу жизни. -М.: Аст-Пресс СКД, 2002. 303 с.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.