Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления "Музыкальное искусство" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Большакова, Ирина Александровна

  • Большакова, Ирина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 268
Большакова, Ирина Александровна. Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления "Музыкальное искусство": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Нижний Новгород. 2010. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Большакова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Роль информационных и коммуникационных 20 технологий в музыкальном образовании и музыкальном творчестве учащихся

1.1. Роль информационных и коммуникационных технологий в 20 современном образовании

1.2. Информационные и коммуникационные технологии в музыке и 40 музыкальном образовании

1.3. Развитие опыта творческой деятельности учащихся средних 58 специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство». Компьютерное музыкальное творчество учащихся

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Моделирование информационной подготовки учащихся 69 средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

2.1. Системный, личностно-деятельностный, контекстный и модульный 69 подходы к организации обучения

2.2. Модель информационной подготовки учащихся средних 80 специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

2.3. Структура и содержание информационной подготовки учащихся 101 средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3. Опытно-экспериментальная работа по повышению 136 уровня информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

3.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы

3.2. Содержание, методика и анализ опытно-экспериментальной 148 работы по повышению уровня информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»

Выводы по третьей главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления "Музыкальное искусство"»

Актуальность исследования. Развитие экономики и социальной сферы требует от специалистов среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых: информационная и коммуникативная культура; способность к осознанному анализу своей деятельности, приобретению новых знаний; творческая активность. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности. Опережающее образование ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний и приобретению многофункциональных умений, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда. В основные направления развития системы среднего профессионального образования входит введение новых технологий и методов обучения (включая личност-но-ориентированные, модульные, информационные технологии); расширение самостоятельности учебных заведений в формировании содержания образования; развитие внеаудиторной деятельности студентов [179].

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) приводит к значительному изменению информационной среды современного общества и открывает новые возможности, в том числе и в сфере образования.

Анализу понятия информационные и коммуникационные технологии в образовании посвящены труды Е.И. Машбица, А .Я. Найна, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова и др. Под ИКТ в образовании понимается совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Учеными выделены следующие педагогические условия их использования в обучении: достаточный уровень информационной компетентности преподавателя и учащихся; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами (Г.А. Кручинина, И.В. Роберт, Л.А. Шевцова и др.). В числе положительных моментов применения ИКТ в образовании необходимо выделить возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, факт наличия обратной связи.

Проблемы совершенствования образовательного процесса с использованием ИКТ отражены в работах В.П. Беспалысо, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, Г.А. Кручининой, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, И.В. Роберт и др.

Применение средств информатизации в профессиональном образовании исследовано в работах М.Ю. Бухаркиной, С.Д. Каракозова, Г.И. Кирилловой, И.М. Красильникова, М.В. Моисеевой, М.И. Нижуриной, Е.С. Полат и др.

Информатизация общества существенным образом затронула также сферу музыкального образования. Современные музыканты проявляют возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, при изучении которой компьютерный и электронно-цифровой инструментарий используется с целью получения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран (Дж. Дрекслер, П.-Э. Ианолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.). Все больший интерес к использованию компьютеров и цифрового инструментария наблюдается и в отечественной системе музыкального образования (И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.М. Красильников и др.).

В мире существует большое количество разнообразных центров, студий электронной и компьютерной музыки, музыкальной информатики: СЕМАМи (Centre d'Etudes Mathematiques et Automatique Musicales) в Париже, образованный Я. Ксенакисом; Институт исследований и координации акустики и музыки (IRCAM) при центре имени Жоржа Помпиду в Париже; Центр компьютерных исследований музыки и акустики (CCRMA) Стенфордского университета; Центр музыкального эксперимента Калифорнийского университета в Сан-Диего; научно-учебный центр музыкально-компьютерных технологий (до 2006 г. - Вычислительный центр) Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; центр электроакустической музыки «Тер-мен-центр» при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и др. В Санкт-Петербурге в Российском государственном педагогическом университете открыта учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством И.Б. Горбуновой, где ведется профессиональная переподготовка по программе «Преподавание электронного музыкального инструмента в профессиональных средних образовательных учреждениях» и «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях». Появляются специализированные журналы, публикующие результаты экспериментов в компьютерной и электронной музыке и ее развитие: «Computer Music Journal» (1977), «Электронная музыка» (2002), «Музыка и электроника» (2004) и др.

Активно применяют музыкально-информационные технологии в своем творчестве такие композиторы, как Э. Артемьев, П. Булез, С. Губайдуллина, И. Красильников и др. Большой вклад внесли в развитие электронной и компьютерной музыки отечественные и зарубежные' композиторы Э. Варез, О. Мессиан, Э. Денисов, А. Шнитке, К. Штокхаузен, Р. Штраус, А. Пуссер, П. Шаффер, П. Анри, Я. Ксенакис и др.

Определяя перспективы во «взаимоотношениях» компьютера и музыки, исследователи отмечают, что традиционное образование, которое получает юный музыкант в школе, лицее, училище и далее в вузе, может быть усовершенствовано компьютерными технологиями. Для профессионального музыканта мультимедийный персональный компьютер способен стать многофункциональным «средством производства» [19, 24, 59, 83, 96, 98, 110, 117119 и др.]. Однако для этого необходимо массовое интеллектуальнотехнологическое усовершенствование образовательного процесса на всех его ступенях в музыкальных учреждениях.

Компьютер как музыкальный инструмент сегодня стоит в ряду других, ставших уже традиционными, музыкальных инструментов, исполнительскому искусству на которых обучают в музыкальной школе. В 2000 году появились образовательные программы «Электронные музыкальные инструменты» для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств (И.М. Красильников). Сегодня в России существует высшее образование по направлению 050600 «Художественное образование» по профилю «Музыкально-компьютерные технологии» (Уральский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Волгоградский государственный педагогический университет, Российский государственный педагогический университет и др.); по направлению 050601 «Музыкальное образование» по профилю «Аранжировка музыки на персональном компьютере, синтезаторе» (Российский государственный педагогический университет).

В музыкальном образовании практически не использовались инновации (ИКТ, модульные технологии, метод проектов), но в настоящее время роль ИКТ в нем переосмысливается. Большое количество научных и научно-методических публикаций по использованию музыкально-компьютерных технологий говорит о возросшем в последнее время интересе к использованию средств ИКТ в музыкальном образовании (А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, И.В. Заболотская, Р.Х. Зарипов, И.М. Красильников, В.В. Медушевский, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.А. Подражанская, А.Б. Родионов, Г.Р. Тараева, А.В. Харуто, В.М. Цеханский и др.). Анализ данных, полученных в ходе изучения ситуации в области обучения ИКТ учащихся музыкальных специальностей среднего профессионального образования, свидетельствует о наличии серьезных проблем в данной сфере:

• низкая мотивация учащихся при обучении курсу информационных технологий (дисциплины «Математика и информатика» (раздел «Информатика») и «Музыкальная информатика»), недостаточное осознание роли ИКТ в будущей профессиональной деятельности;

• недостаточное использование при обучении инновационных технологий (ИКТ, метод проектов, модульное обучение);

• малое количество учебных материалов (учебно-методические пособия можно разделить на два типа, делающие акцент: на строении и функциях цифрового инструментария, на развитии теории и практики музыкального обучения), которые по ряду причин не отвечают потребностям и возможностям учащихся в овладении информационными технологиями (большое количество англоязычных вставок, физических и специальных терминов и т.д.).

Научный поиск решения проблемы информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» направлен на разрешение следующих противоречий:

• между современными требованиями к музыкантам-специалистам и существующей системой информационной подготовки учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений (ссузов);

• между возросшей потребностью общеобразовательной школы, музыкальных отделений детских школ искусств и ссузов в преподавателях, обладающих информационной культурой и способных использовать в своей профессиональной деятельности ИКТ, и отсутствием конкретной системы информационной подготовки в условиях средних специальных учебных заведений (направление подготовки «Музыкальное искусство»);

• между целями самостоятельной учебной работы учащихся и недостаточно эффективными формами ее организации.

Разрешение данных противоречий обусловливает актуальность данного исследования.

Экспериментальное исследование проводилось с учащимися специальностей: 070102 «Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)», 070104 «Вокальное искусство», 070106 «Хоровое дирижирование», 070113 «Теория музыки», 070109 «Музыкальное искусство эстрады (по видам)».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность модели информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство».

Объект исследования: подготовка будущих музыкантов в средних специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство».

Гипотеза исследования: информационная подготовка будущих музыкантов будет более эффективной, если:

• разработаны и реализованы в учебном процессе модель и дидактические условия информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство»; в качестве основы организации процесса повышения уровня информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» используется уровнево-модульное построение курсов «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика» с привлечением кейс-технологии;

• разработаны и используются в учебном процессе факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Компьютер - инструмент искусства», «Нотный редактор и нотоиздание» и «MIDI. Аранжировка»;

• используется метод проектов, обеспечивающий возможность взаимосвязи информационной подготовки с будущей профессиональной деятельностью;

• сформулированы критерии и разработаны диагностические материалы для определения уровня информационной подготовки будущих музыкантов.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены и решались следующие задачи:

1. Проанализировать состояние и перспективы использования информационных и коммуникационных технологий в системе среднего профессионального образования, в том числе музыкального.

2. Определить сущность и структуру информационной подготовки учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений как составляющей профессиональной подготовки будущего музыканта.

3. На основе проведенного анализа научной, учебно-методической литературы и опыта педагогической деятельности разработать модель информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство».

4. Определить дидактические условия повышения уровня информационной подготовки учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений.

5. Сформулировать критерии и разработать диагностические материалы для определения уровня информационной подготовки учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений.

6. Экспериментально проверить эффективность модели информационной подготовки учащихся музыкальных специальностей средних специальных учебных заведений.

Методолого-теоретическими основами исследования явились:

• методология, теория и практика профессионального образования (С.И. Архангельский, С .Я. Батышев, А.А. Вербицкий, B.C. Данюшенков, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, A.M. Новиков, Ю.Н. Петров, В.А. Сластенин, Е.В. Ткаченко, А.А. Червова и др.);

• методология, теория и практика информатизации образования (Г.А. Бордовский, Я.А. Ваграменко, А.П.Ершов, В. А. Извозчиков, О.А. Козлов, Г.А. Кручинина, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др.);

• личностно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению (Д.Л. Белухин, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.);

• теория модульного подхода к обучению (Дж. Рассел, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.);

• научно-педагогические положения по проблеме проектирования технологий обучения (B.C. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.);

• теория педагогических систем (В .П. Беспалько, Е.В. Кирова, Н.В. Кузьмина, С.М. Маркова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.А. Якунин и др); теории творческой деятельности в процессе обучения (В.И. Андреев, В.И. Загвязинский, И.М. Красильников, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандров, А.В. Усова и др.);

• теории организации контрольно-оценочного этапа учебной деятельности (В.П. Беспалько, Б. Блум, Л.И. Божович, Н.Ф. Талызина и др.);

• теория содержания музыкального образования, идея развития личностных качеств учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О. А. Апраксина, Т.Е. Вендрова, А.Н. Зимина, Н.А. Калугина, B.C. Попов, Л.А. Рапацкая, Н.А. Терентьева, П.В. Халабузарь, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);

• музыкально-педагогические труды, раскрывающие проблемы приобщения учащихся к музыкальной творческой деятельности (Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Б.Я. Землянский, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский и др.);

• исследования компьютерного музыкального творчества

И.М. Красильников, Г. Лой, М. Мэтыос, С.В. Пучков, М.Г. Светлов, B.C. Ульянич, И.Р. Черешшок);

• теоретические и практические разработки в области использования компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.О. Белунцов, И.Б. Горбунова, AJB. Горельченко, Д.Ю. Дубровский, ИВ. Заболотская, И.М. Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, С.П. Полозов, Л.П. Робустова, А.В. Родионов, А.В. Харуто и др.).

Нами проанализированы работы отечественных и зарубежных учёных: монографии, диссертационные исследования, статьи в сборниках научных работ, материалы конференций, периодических печатных изданий, а также публикуемые в сети Интернет научные обзоры электронных конференций, электронных журналов по теме нашего исследования.

Нами использовались следующие методы исследования:

• методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных работ по проблемам профессионального образования, информатизации образования и подготовки студентов к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, материалов научно-практических конференций и Интернет-ресурсов; анализ учебно-методической документации (Государственных образовательных стандартов, программ профессиональной подготовки, учебных планов, нормативных документов); изучение педагогического опыта, связанного с информатизацией образования, разработкой и реализацией инновационных образовательных технологий; обобщение и систематизация научных положений по теме исследования, сравнение, моделирование, абстрагирование; методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, самооценка, собеседование, изучение продуктов деятельности студентов (самостоятельных и творческих работ), педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

•методы математической статистики: качественный и количественный анализ его результатов; определение достоверности изменений по t-критерию Стыодента.

Основными понятиялш нашего исследования являются: информатизация образования, средства информационных и коммуникационных технологий, модуль, модульное обучение, «кейс», кейс-технологии, информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство».

Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств информационных и коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания (В.Ф. Шолохович).

Средства информационных и коммуникационных технологий — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных) (И.В. Роберт).

Модуль (обучающий) - относительно автономная часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему (Т.К. Селевко).

Модульное обучение - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей (Т.И. Шамова).

Кейс» — комплект учебно-методических материалов, содержащих печатные и электронные пособия, позволяющий учащимся полноценно изучить курс в условиях сокращения очных контактов с преподавателем (Е.С. Полат).

Кейс-технология - технология создания «кейсов» и внедрения их в образовательный процесс с целью повышения качества обучения и подготовки конкурентоспособного специалиста (http://ito.edu.ru). t

Информационная подготовка учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» - составляющая профессиональной подготовки будущих музыкантов. Целью информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» является формирование информационной подготовленности, рассматриваемой как способность и готовность будущих специалистов использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в ГОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж им. JI.K. Сивухина» и ГОУ СПО «Нижегородский музыкальный колледж им. М.А. Балакирева». В экспериментальном исследовании принимали участие учащиеся дирижер-ско-хорового, фортепианного, теоретического, вокального, духового, струнного, эстрадного отделений и отделения инструментов народного оркестра. Исследованием было охвачено более 450 учащихся.

Этапы исследования. Методологические основы исследования и поставленные задачи определили процедуру исследовательской работы, которая проводилась в три этапа в период с 2002 по 2009 гг.

На первом этапе - теоретико-проектировочном (2002-2004 гг.): определялось общее направление исследования; анализировалось состояние проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ, сопряженных с проблемой данного исследования; определялся объект, предмет, рабочая гипотеза и научный аппарат исследования; проводилась разработка модели системы информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» и критериально-диагностических методик определения уровня информационной подготовки.

На втором этапе - опытно-экспериментальном (2004-2008 гг.): проводилось исследование по выявлению начального уровня информационной подготовленности (констатирующий эксперимент), по реализации модели информационной подготовки (формирующий эксперимент), определялась эффективность разработанной модели информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» (контрольный эксперимент).

На третьем этапе - обобщающем (2008-2009 гг.): осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, проводилось теоретическое осмысление и интерпретация экспериментальных данных, формулировались выводы, оформлялись результаты диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• разработана модель информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» в условиях информатизации среднего профессионального образования;

• определены дидактические условия, обеспечивающие информационную подготовку будущих музыкантов: организация самостоятельной и творческой работы на основе модульных и проектных технологий; внедрение в учебный процесс разработанного учебного пособия по электронной и комI пыотерной музыке («кейс»); компьютерная поддержка ряда общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, лекции-визуализации с использованием компьютерных презентаций, семинарские занятия с использованием электронных ресурсов;

• внесены изменения в содержание дисциплин «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика»;

• разработаны факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Компьютер - инструмент искусства» и «Нотный редактор и нотоиздание».

Теоретическая значимость исследования:

• разработаны структурные составляющие модели информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство»: цели обучения, теоретические подходы к обучению, принципы информационной подготовки, структура информационной подготовки, дидактические условия, уровни информационной подготовки;

• разработаны системы формирования низкого, среднего и высокого уровня информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство»; экспериментально доказана эффективность использования уровнево-модульного построения курсов информационных дисциплин с использованием кейс-технологий при информационной подготовке учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство».

Практическая значимость исследования: в внедрена модель информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» в учебный процесс ГОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж» и ГОУ СПО «Нижегородский музыкальный колледж»;

• внедрены в учебный процесс факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Нотный редактор и нотоиздание», «Компьютер - инструмент искусства», адаптирован для учащихся средних специальных учебных заведений курс «MIDI. Аранжировка»;

• разработаны учебно-методические пособия для формирования информационной подготовленности учащихся средних специальных учебных заведений (по специальностям: 070104 Вокальное искусство, 070106 Хоровое дирижирование, 070113 Теория музыки, 070102 Инструментальное исполнительство, 070109 Музыкальное искусство эстрады): «Работа в среде нотных редакторов», «Работа в среде секвенсоров», «Электронная и компьютерная музыка. Электромузыкальные инструменты» и «MIDI. Физические основы акустики. Оцифровка звука»; разработан и внедрен в учебный процесс «кейс» по электронной и компьютерной музыке для активной самостоятельной работы обучаемых, характеризующийся интерактивностыо представленных в нем материалов;

• экспериментально доказана эффективность модели информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» при соблюдении определенных дидактических условий.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательной деятельности учебных заведений среднего профессионального музыкального образования, а также в системе повышения квалификации преподавателей ссузов (направление «Музыкальное искусство»).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная подготовка учащихся ссуза направления «Музыкальное искусство» является составляющей профессиональной подготовки будущего музыканта. Целью информационной подготовки является формирование информационной подготовленности, проявляющейся в способности и готовности будущих специалистов: использовать средства ИКТ в музыкальной и профессиональной деятельности, реализовать свой творческий потенциал, осознавать личную ответственность за результаты своего труда, к саморазвитию для успешной профессиональной деятельности. Структура информационной подготовленности учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» включает мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты на трех уровнях ее сформированное™: низком, среднем и высоком.

2. Модель дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство»: предполагает определение цели, разработку содержания и условий формирования информационной подготовленности на основе личностно-деятельностного, контекстного, системного и модульного подходов; прогнозирует результат информационной подготовленности будущих музыкантов.

3. В информационной подготовке учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» используется уровнево-модульный подход к обучению с привлечением кейс-технологии и метода проектов, позволяющий:

• мотивировать учащихся к использованию средств ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности; развивать способность к адекватной самооценке информационной подготовленности;

• воссоздавать предметный контекст профессиональной деятельности в учебном процессе.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обеспечиваются: целостным подходом к решению поставленных задач; исходными методологическими положениями; адекватным сочетанием теоретического и экспериментального исследования; сочетанием количественного и качественного методов анализа экспериментальных данных; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; личным участием автора в проведении педагогического эксперимента.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были изложены автором и обсуждались на научных конференциях и семинарах: на Международных научно-практических и научно-методических конференциях: «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере» (Н. Новгород, НФ ИБП, 2008), «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства» (Н.Новгород, ВГИПУ, 2007), «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, НФ УРАО, 2009); на Всероссийской научно-практической конференции «Артемовские чтения» (Пенза, 2007), УШ Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, НФ УРАО, 2008), VI Всероссийской научной конференции «Наука. Образование. Молодело.» (Майкоп, АТУ, 2009); на IV-VI Межвузовских научно-практических конференциях «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, НФ УРАО, 20042006); на заседаниях кафедры педагогики и управления образовательными системами ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.

Н.И. Лобачевского» (2006-2009 гг.); на заседаниях предметно-цикловых комиссий ГОУ СПО «Нижегородский хоровой колледж» и ГОУ СПО «Нижегородский музыкальный колледж».

Материалы исследования нашли отражение в 21 публикации автора. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Большакова, Ирина Александровна

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ Результаты констатирующего этапа эксперимента подтвердили недостаточный уровень информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» в сложившейся системе обучения в средних специальных учебных заведениях. Это вызвало необходимость разработки и внедрения специальной модели дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство». Целью и результатом системы обучения является формирование информационной подготовленности учащихся, проявляющейся в сформированности мотива-ционно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого ее компонентов, а также сформированность позитивного отношения к проблеме использования ИКТ в других аспектах деятельности человека.

В процессе педагогического эксперимента изучалась эффективность модели дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство». Определив продвижение учащихся от низкого уровня информационной подготовки до высокого уровня информационной подготовки в качестве основного критерия эффективности системы обучения и, исходя из понимания подготовленности учащегося к использованию ИКТ в будущей профессиональной и педагогической деятельности как системной характеристики, мы получили результаты: в сформированность мотивационно-ценностных ориентаций (интерес, стремление к изучению и применению ИКТ в учебной, будущей профессиональной и педагогической деятельности, осознание учащимися значимости использования ИКТ в музыкальной профессиональной деятельности);

• сформированность знаний и умений использования ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности, опыта творческой деятельности;

• самооценка учащимся своих потенциальных возможностей применения ИКТ в будущей музыкальной профессиональной деятельности и готовность к осуществлению педагогической деятельности на основе использования ИКТ.

В первую экспериментальную группу (ЭГ1) вошли учащиеся, обучение которых осуществлялось в рамках разработанной нами системы формирования среднего уровня информационной подготовки: учащиеся посещали факультативный курс «Компьютер - инструмент искусства»; выстраивали индивидуальную траекторию обучения, используя уровнево-модульное построение курсов «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика»; выполняли творческие задания (метод проектов) и т.д.

Во вторую экспериментальную группу (ЭГ2) вошли учащиеся, обучение которых осуществлялось в рамках разработанной нами системы формирования высокого уровня информационной подготовки: учащиеся посещали факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Нотный редактор и нотоиздание» и(или) «MIDI. Аранжировка»; выстраивали индивидуальную траекторию обучения, используя уровнево-модульное построение курсов «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика»; выполняли творческие задания (метод проектов); использовали разработанный нами «кейс» по электронной и компьютерной музыке и т.д.

В контрольную группу (КГ) вошли учащиеся, которые не использовали подготовленный нами «кейс», не посещали факультативов, не использовали уровнево-модульное построение изучаемых дисциплин «Информатика» и «Музыкальная информатика» (традиционные формы лекций, семинаров, практических занятий (компьютерный практикум) + лекции-визуализации), присутствовали на различных мероприятиях, проводимых в колледже с использованием возможностей ИКТ.

В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что уровень информационной подготовки учащихся экспериментальных групп значительно выше, чем учащихся контрольной группы. Таким образом, была достигнута основная цель эксперимента - подтверждена эффективность разработанной дидактической системы информационной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство».

А*

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод об эффективности разработанной нами дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство». Исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать выводы и описать основные результаты.

1. Проанализированы современные тенденции модернизации российской системы среднего профессионального образования, которые показывают, что в настоящее время необходим переход системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, которое ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний и приобретению многофункциональных умений, обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.

2. Определена цель информационной подготовки (как составной части профессиональной подготовки музыканта) учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство», которая заключается в формировании общей и специальной составляющей информационной подготовленности будущего музыканта. Информационная подготовленность учащихся средних специальных учебных заведений направления «Музыкальное искусство» рассматривается как способность и готовность будущих специалистов: выполнять поиск и анализ информации по проблемам использования электронных музыкальных инструментов в профессиональной деятельности, работать с учебной и научной литературой по компьютерной и электронной музыке, решать задачи в сфере профессиональной деятельности (электронное представление нотной записи для сольфеджио, использование компьютерных программ для обучения игре на музыкальных инструментах, компьютерная аранжировка, оркестровка и инструментовка музыки).

3. В результате выполненного педагогического исследования определена структура информационной подготовленности учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство», которая представляет собой совокупность трех компонентов: мотивационно-ценностного (интерес к информационной подготовке и осознание ее значимости для будущей профессиональной деятельности, желание использовать возможности ИКТ в музыкальном образовании, во время педагогической практики и т.д.), когнитивно-деятельностного (знания, умения, опыт творческой деятельности в области курса информационных дисциплин) и эмоционально-волевого (связанного с адекватной оценкой своих способностей, выработкой чувства ответственности за успехи в учебной деятельности, стремлением к использованию ИКТ в изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, удовлетворением от использования ИКТ в творческой музыкальной деятельности и т.д.).

4. Разработана модель дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство».

5. Внесены изменения в содержание дисциплин «Математика и информатика» и «Музыкальная информатика», разработаны факультативные курсы «Компьютерная грамотность», «Компьютер - инструмент искусства» и «Нотный редактор и нотоиздание», адаптирован для учащихся ссузов курс «MIDI. Аранжировка».

6. Разработан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность созданной модели: использование кейс-технологии (разработка и внедрение в учебный процесс кейса по электронной и компьютерной музыке); организация самостоятельной работы на основе модульных и проектных технологий; компьютерная поддержка ряда общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; использование лекций-визуализаций с использованием компьютерных презентаций; семинарские занятия с использованием электронных ресурсов.

7. Разработаны учебно-методические пособия «Работа в среде нотных редакторов», «Работа в среде секвенсоров», «Электронная и компьютерная музыка. Электромузыкальные инструменты» и «MIDI. Физические основы акустики. Оцифровка звука».

8. Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о том, что внедрение разработанной нами модели дидактической системы информационной подготовки учащихся ссузов направления «Музыкальное искусство» в практику образовательного процесса ссуза способствует более эффективному формированию информационной подготовки будущих музыкантов.

Мы осознаем, что не все затронутые нами проблемы раскрыты в равной мере, глубоко и основательно. Более того, в процессе нашего исследования были выявлены вопросы (например, информационная компетентность студентов-музыкантов в связи с введением проекта новых государственных стандартов), изучение которых может и должно быть продолжено. Тем не менее, в рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Большакова, Ирина Александровна, 2010 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. / Э.Б. Абдуллин М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Адольф, В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Информатика и образование. 2006. № 1. С. 2-8.

3. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. / Н.А. Алексеев Тюмень: ТГУ, 1997. - 216 с.

4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. / Ю.Б. Алиев М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 336 с.

5. Анисимова, Н.С. Теоретические основы и методология использования мультимедийных технологий в обучении. Автореф. дис.докт. пед. наук / Н.С. Анисимова. СПб., 2002. - 32 с.

6. Анохина, Г.М. Личностно-адаптированная система обучения / Г.М. Анохина // Педагогика. 2003. № 7. С. 66-71.

7. Апраксина, О.А. Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе / О.А. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. -М.: «Музыка», 1982. С. 5-31.

8. Архангельский, С.И. Учебный процесс в среднем специальном звене, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. / С.И. Архангельский М.:Высшая школа, 1980. - 368 с.

9. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. / Л.Г. Арчажникова-М.: Просвещение, 1984. — 111 с.

10. Ю.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б.В. Асафьев Л.: «Музыка», 1973. - 143 с.

11. П.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев Л.: Музыка, 1971.-376 с.

12. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г.Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. - 368 с.

13. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. / Ю.К. Бабанский -М.: Знание, 1987. 80 с.

14. Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. / Ю.К. Бабанский М.: Педагогика, 1982. -192 с.

15. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. / С.Я. Батышев М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.

16. Бахтина, О.И. Информатизация гуманитарного образования / О.И. Бахтина // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 34-39.

17. Бахтиярова, JI.H. Компьютерные технологии как средство подготовки студентов к профессиональной деятельности. Монография. / Л.Н. Бахтиярова, А.А. Червова Н.Новгород: ВГИПА, 2003. - 205 с.

18. Белов, Г.Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко СПб.: Издательство «СМИО Пресс», 2006. - 216 с.

19. Белов, Г.Г. Магический кристалл музыкально-компьютерных технологий / Г.Г. Белов // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 221-225.

20. Белунцов, В.О. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. / В.О. Белунцов М.: «ТехБук», 2003. - 560 с.

21. Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика. / Д.А. Белухин -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 448 с.

22. Бергер, Н.А. Музыка в школе и компьютер / Н.А. Бергер, Н.А. Яцентовская // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 240-244.

23. Беспалов, П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П.В. Беспалов // Педагогика. 2003. №4. С. 41-45.

24. Беспалысо, В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспалысо -М.: Педагогика, 1989. 192 с.

25. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько М.: Педагогика, 1995. - 336 с.

26. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода. / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин М.: Наука, 1993. - 270 с.

27. Бовко, B.JI. Лучший путь сочетание живой и компьютерной музыки / В.Л. Бовко // Техника кино и телевидения, 1990, №7. С.3-6.

28. Большакова, И.А. Работа в среде нотных редакторов. Учебно-методическое пособие. / И.А. Большакова Н.Новгород: ННГУ, НХК, 2009. -45 с.

29. Большакова, И.А. Электронная и компьютерная музыка. Электромузыкальные инструменты. Учебно-методическое пособие. / И.А. Большакова Н.Новгород: ННГУ, НХК, 2009. - 52 с.

30. Бондаревская, Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. / Е.В. Бондаревская Ростов на Дону: РГПУ, 1997. -94 с.

31. Босова, JI.JI. Пропедевтическая подготовка сельских школьников в области информатики и информационных технологий. Дис.канд.пед.наук. / Л. Л. Босова-Москва, 1999. 198 с

32. Браун, Ю.С. Модульно-уровневый подход в преподавании курса • «Основы мультимедийных технологий» / Ю.С. Браун, А.Ю. Кравцова, И.Б. Кириченко, Е.А. Ракитина // Информатика и образование. 2003. № 9. С. 52-57.

33. Браун, Ю.С. Содержание подготовки учащихся старших классов к применению технологии Мультимедиа в учебной деятельности. Дис. .канд.пед.наук. / Ю.С. Браун Москва, 2002. - 168 с.

34. Брянцев, М.М. Музыкальная информатика как динамично развивающаяся учебная дисциплина / М.М. Брянцев // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 262-265.

35. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / А.А. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. - 205 с.

36. Вербицкий, А.А. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры / А.А. Вербицкий, В.М. Цеханский // Информатика и культура. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990. С. 155-166.

37. Ветлугина, Н.А. Индивидуальное и типичное в музыкальном творчестве детей / Н.А. Ветлугина // Художественное творчество и ребенок. -М., 1972. С. 185-208.

38. Викулина, М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: Учебное пособие. / М.А. Викулина Н.Новгород: НГЛУ, 2004. - 296 с.

39. Вильсон, Гленн. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Пер. с англ. / Г. Вильсон М.: «Когито-центр», 2001. - 384 с.

40. Выготский, Л.С. Психология искусства. / Л.С.Выготский М.: Издательство «Искусство», 1968. - 576 с.

41. Вяткин, Л.Г. О формах проблемного обучения / Л.Г. Вяткин // Проблемное обучение в вузе. Сборник статей. Саратов: Саратовский университет, 1987. С. 5-17.

42. Гайденко, И.А. Роль музыкальных компьютерных технологий в современной композиторской практищ. Автореф. дис. канд. мистецтвознав. / И.А. Гайденко X., Харк. держ. ун-т мистец. им. И.П.Котляревського. 2005. - 19 с. - укр.

43. Гейн, А.Г. Психологические проблемы компьютерного обучения / А.Г. Гейн, В.М. Цеханский // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Новосибирск, Новосибирская гос. коне. им. М.И.Глинки, 1989. С. 31-49.

44. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. / Б.С. Гершунский М.: Педагогика, 1987. - 264 с.

45. Горельченко, А.В. Операционность знаний по информатике учащихся старших классов школ музыкального профиля на базе музыкальнокомпьютерных технологий. Дис.канд.пед.наук. / А.В. Горельченко- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. 188 с.

46. Готовцева, О.Г. Педагогическое обеспечение творческой самореализации студентов средствами мультимедиа-технологий. Дис.канд.пед.наук. / О.Г. Готовцева Якутск, 2006. - 157 с.

47. Гребенев, И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе / И.В. Гребенев // Педагогика. 1994. № 5. С. 46-49.

48. Гузеев, В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.

49. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии. /В.В. Гузеев-М.: Сентябрь, 1996.- 112 с.

50. Гузеев, В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. / В.В. Гузеев М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 208 с.

51. Давыдов, В.В. Тенденции информатизации советского образования / В.В. Давыдов, В.В. Рубцов // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 50-55.

52. Давыдова, Е.В. Искусство разработки проектов / Е.В. Давыдова // Информатика и образование. 2005. № 8. С. 6-26.

53. Денисова, A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Дис. .док.пед.наук. / А.Л. Денисова М., 1994. - 445 с.

54. Джабраилов, Е.В. Информатизация учебно-воспитательного процесса в школе: теория и практика. / Е.В. Джабраилов, О.А. Козлов -Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 154 с.

55. Дмитриева, Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки / Л.Г. Дмитриева // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. М.: «Музыка», 1982. С. 96-111.

56. Дядченко, М.С. Инновационные технологии в музыкальном обучении: тестирование слуховых навыков. Дис. .канд.искусствоведения. / М.С. Дядченко Ростов н/Д, 2006. - 220 с.

57. Егорова, Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе / Ю.Н. Егорова // Информатика и образование, 2004, №7. с.99-101.

58. Живайкин, П. 600 звуковых и музыкальных программ / П. Живайкин. СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 624 с.

59. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Учебное пособие. / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова М.: Дрофа, 2008. - 320 с.

60. Исакова, С.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Дис.канд.пед.наук. / С.Н.Исакова -Н.Новгород, 2005. 258 с.

61. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. / Д.Б. Кабалевский М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

62. Камерис, А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта. Автореф. дис.канд.пед.наук. / А. Камерис СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 23 с.

63. Канянина, Т.И. Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий. Дис.канд.пед.наук. / Т.И. Канянина — Н.Новгород, 2005. 223 с.

64. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-54.

65. Карпец, М.И. Электронная музыка. Заметки к вопросу о стиле и композиторской технике / М.И. Карпец // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 225-231.

66. Карпов, А.О. Интегрированное знание в современной школе / А.О. Карпов И Педагогика. 2005. № 3. С. 19-28.

67. Кинтцелль, Т. Программирование звука на ПК. / Т. Кинтцелль -М.: ДМК Пресс, 2005. 432 с.

68. Кирова, Е.В. Построение методической системы обучения разделу «Новые информационные технологии в школьном курсе информатики». Дис. . канд. пед. наук. / Е.В. Кирова М., 1999. - 177 с.

69. Кларин, М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. / М.В. Кларин М.: Наука, 1997. - 223 с.

70. Коваленко, И.Н. Создание электронной библиотеки учебных и методических материалов / И.Н. Коваленко // Информатика и образование. 2005. № 12. С. 55-62.

71. Козлов, О.А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военно-учебных заведений. / О.А. Козлов -М.: МО РФ, 2000. 230 с.

72. Колин, К.К. Информатизация образования: новые приоритеты / К.К. Колин // Alma mater. 2002. № 2. С. 16-23.

73. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации //Проблемы информатизации высшей школы. М., 1998.

74. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1244-р.

75. Косенко, И.И. Изучение мультимедиа в процессе профессиональной подготовки учителей информатики. Дис. . канд.пед.наук. / И.И. Косенко. Москва, 1999. - 122 с.

76. Кочурова, О.И. Система обучения взрослых использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дис.канд.пед.наук. / О.И. Кочурова Санкт-Петербург, 1996. -20 с.

77. Красильников, И.М. Музыкальное обучение на основе цифрового инструментария / И.М. Красильников // Педагогика. 2006. № 6. С. 43-49.

78. Красильников, И.М. Цифровые технологии в музыке: педагогические и творческие перспективы / И.М. Красильников // Педагогика. 2001. № 10. С. 26-29.

79. Красильников, И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования. / И.М. Красильников Дубна: Феникс+, 2007.-496 с.

80. Круподерова, Е.П. Формирование компетентности педагога в сфере информационно-коммуникационных технологий. / Е.П. Круподерова -Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. 117 с.

81. Кручинина, Г.А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. Монография. / Г.А. Кручинина М.: МПГУ, Изд-во МПГУ им. В.И. Ленина, 1996. - 176 с.

82. Кручинина, Г.А. Метод проектов в контекстном обучении в условиях информатизации образования / Г.А. Кручинина // Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста: Сб. науч. ст. -Н.Новгород: НГЛУ, 2003. С.57-74.

83. Кручинина, Г.А. Формирование психолого-педагогической компетентности специалистов в условиях информатизации высшей профессиональной школы. Монография. / Г.А. Кручинина, Ж.Б. Быкова -Н.Новгород: НФ УРАО, 2009. 256 с.

84. Кручинина, Г.А. Готовность студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Монография. / Г.А. Кручинина, С.Н. Исакова Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. - 179 с.

85. Кручинина, Г.А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении. Монография. / Г.А. Кручинина, Н.В. Патяева -Н.Новгород: ННГАСУ, 2008. 196 с.

86. Кудряшов, Б.М. Информационно-компьютерные технологии в обучении музыке / Б.М. Кудряшов // Материалы международной научно-методической конференции «Информатизация-2006» в 3-х томах. Тула, 2006. Т. 2. С. 201-205.

87. Кузнецов, А.А. Информатика в профильной школе / А.А. Кузнецов, JI.O. Филатова // Информатика и образование. 2003. № 6. С. 14-18.

88. Куликова, Н.Ю. Формирование информационно-коммуникационной компетенции преподавателей специальных дисциплин в среднем профессиональном учебном заведении. Дис. .канд.пед.наук / Н.Ю. Куликова -Н.Новгород, 2008. 199 с.

89. Кургасов, В.В. Совершенствование информационной подготовки преподавателей системы начального профессионального образования. Автореф. дис. . канд. пед.наук / В.В. Кургасов. Н.Новгород, 2006. - 24 с.

90. Лагунова, М.В. Повышение уровня информационной культуры специалистов в условиях дополнительного информационного образования. / М.В. Лагунова, П.В. Густов Н.Новгород: ВГИПУ, 2006. - 228 с.

91. Лапчик, М.П. О целях информатического образования учащихся / М.П. Лапчик// Информатика и образование. 2008. № 3. С. 2-6.

92. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

93. Леонтьев, В.П. Обработка музыки и звука на компьютере. / В.П. Леонтьев -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 192 с.

94. Лесневский, Ю.Ю. Информационная технология в музыкальной медиевистике / Ю.Ю. Лесневский, Б.А. Шиндин // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. Новосибирск 1988, Новосиб. гос. коне. им. М.И.Глинки. С. 66-82.

95. Луцкане, Л.И. Роль и место интегрированных уроков в развитии творческих способностей учащихся в современных общеобразовательных школах. Дис. .канд.пед.наук. / Л.И. Луцкане Чебоксары, 2000. - 209 с.

96. Макаров, А.В. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А.В. Макаров, З.П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4. С. 141-155.

97. Малясова, С.В. Творческий проект от идеи до разработки / С.В. Малясова // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 10-16.

98. Мансфельдерс, Э. Музыка, речь и компьютер: Пер. с нем. / Э. Мансфельдерс-Киев: BHV, 1995. 308 с.

99. Марков, А.И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании. Дис. .канд.пед.наук. / А.И. Марков Ставрополь: СГУ, 2004. - 167 с.

100. Маркова, С.М. Моделирование педагогических систем. / С.М. Маркова-Н.Новгород: ВГИПА, 2003. 143 с.

101. Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков электронный ресурс. / М.В. Мартынова / http://www.ido.tsu.ni/ss/?unit=199&page=594

102. Матрос, Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д.Ш. Матрос // Педагогика. 2007. № 6. С. 11-18.

103. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов -М.: Просвещение, 1977. 184 с.

104. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. / Е.И. Машбиц М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

105. Мещеркин, А.П. Опыт использования новых информационных технологий в музыкальном образовании электронный ресурс. / А.П. Мещеркин / http://www.ito.edu.ni/1999/II/4/499.html

106. Моисеева, М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ. Дис. .канд.пед.наук. / М.В. Моисеева Москва, 1997. - 250 с.

107. Моль, А. Искусство и ЭВМ. / А. Моль, В. Фукс, М. Касслер М.: «Мир», 1975.-556 с.

108. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции / Г.А. Монахова//Педагогика. 1997. № 5. С. 52-55.

109. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года Н Официальные документы в образовании. Информационный бюллетень. 2000. № 21. С. 3-11.

110. Николина, В.В. Подготовка будущего педагога в условиях личностной ориентации образования / В.В. Николина // Подготовка специалиста в области образования: Проблемы подготовки будущего учителя. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2001. Вып. X. С. 66-82.

111. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.

112. Огольцова, Н.Н. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / Н.Н. Огольцова, В.А. Стародубцев // Информатика и образование. 2007. № 7. С. 104-106.

113. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова-М.: Изд-во «АЗЪ», 1992. 921 с.

114. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. - 336 с.

115. Петелин, Р.Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2003. - 688 с.

116. Петелин, Ю.В. Математика плюс музыка / Ю.В. Петелин // Магия ПК, 2006. №10. С. 52-57.

117. Петелин, Ю.В. Сочинение и аранжировка музыки на ПК. / Ю.В. Петелин, Р.Ю. Петелин СПб.: БХВ-Питер, 2008. - 744 с.

118. Петелин, Ю.В. Персональный оркестр.в персональном компьютере. / Ю.В. Петелин, Р.Ю. Петелин СПб.: Полигон, 1997. - 280 с.

119. Петренко, JI. Интегрированные уроки. Не простое сложение, а взаимопроникновение электронный ресурс. / JI. Петренко, О. Дубровская / http://www.ug.ru/02.05/pg3.htm

120. Петров, Ю.Н. Гуманизация непрерывного многоуровневого профессионального образования / Ю.Н. Петров. Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. 144 с.

121. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. / И.П. Подласый М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. Общие основы. Процессобучения. 574 с.1

122. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

123. Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е.С. Полат //Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-33.

124. Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. / С.П. Полозов Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. — 208 с.

125. Пучков, С.В. Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества. / С.В. Пучков, М.Г. Светлов -СПбГУП, 2005.-232 с.

126. Pare, Ю.Н. Проблемы анализа музыкальных произведений и интеллектуальные системы / Ю.Н. Pare // ЭВМ и проблемы музыкальной науки. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 7. Новосибирск 1988, Новосиб. гос. коне. им. М.И.Глинки. С. 10-24.

127. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов М.: Политиздат, 1991. - 287 с.

128. Рахимбаева, И.Э. Использование информационных технологий в управлении качеством образования на факультете искусств / И.Э. Рахимбаева // Информатика и образование. 2008. № 4. С. 98-101.

129. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования / И.В. Роберт // Информатика и образование. 2002. № 12. С. 2-6. 2003. № 1. С. 2-9. 2003. № 2. С. 8-14.

130. Роберт, И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт // Информатика и образование. 2001. № 5. С. 12-16.

131. Роберт, И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования. Дис. .докт.пед.наук. / И.В. Роберт -Москва, 1994. 339 с.

132. Робустова, Л.П. ЭВМ в начальном музыкальном образовании / Л.П. Робустова // ЭВМ и проблемы музыкального образования. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 8. Новосибирск, Новосибирская гос. коне. им. М.И.Глинки, 1989. С. 70-77.

133. Родионов, А.Б. Возможности, предоставляемые персональными компьютерами в процессе обучения музыке / А.Б. Родионов // Информатика и компьютерная грамотность. -М.: Наука, 1988. С. 233-236.

134. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн

135. СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.

136. Русу, М.М. Явление музыкально-информационных технологий в историко-терминологическом аспекте / М.М. Русу // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 265-267.

137. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. / Г.К. Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.

138. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.2. / Г.К. Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.

139. Ситникова, Ж.Ю. Системно-уровневый подход в преподавании курса «музыкальная информатика». Дис. . канд. пед. наук. / Ж.Ю. Ситникова- Екатеринбург, 2006. 151 с.

140. Сластении, В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.

141. Степанова, И. Зачем музыке компьютер? / И. Степанова, В. Кальян // Советская музыка. 1989. № 2. С. 21-23.

142. Талызина, Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Вестник высшей школы, 1986. №3. С. 22-32.

143. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. / Г .Р. Тараева М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 128 с.

144. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. / Г.Р. Тараева М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 120 с.

145. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. / Г.Р. Тараева М.: Издательский дом«Классика-ХХ1», 2007. 128 с.

146. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. / Б.М. Теплов М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

147. Теремов, А.В. Интегративное знание в содержании общего среднего образования / А.В. Теремов // Педагогика. 2007. № 9. С. 12-18.

148. Терентьев, Ю.Ю. Структура и содержание музыкальной информатики в системе профессионального музыкального образования. Дис.канд.пед.наук. / Ю.Ю. Терентьев Краснодар, 2003. - 185 с.

149. Терентьева, Н.А. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию / Н.А. Терентьева // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 55-60.

150. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский / Под ред.П.И.Третьякова. М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

151. Трубинов, П.Ю. Музыкальная нотация в компьютерном представлении. Автореф. дис. .канд.искусствоведения. / П.Ю. Трубинов -СПб., 2001.-16 с.

152. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. / Е.Е. Туник СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

153. Ульянич, B.C. Заметки о компьютерной музыке / B.C. Ульянич // Музыкальная жизнь. 1990. № 15. С. 6-7.

154. Ульянич, B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусстве. Дис.канд.искусствоведения. / B.C. Ульянич Москва, 1997. - 170 с.

155. Устинов А. Компьютерное моделирование исполнительских воздействий как: средство анализа процесса музыкального исполнения электронный ресурс. / А. Устинов, А. Гуренко, Е. Комаров / http://www.nsu.ru/archive/conf/nit/96/sectl/nodel9.

156. Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.

157. Филатов, O.K. Основные направления информатизации современных технологий обучения / O.K. Филатов // Информатика и образование. 1999. № 2. С. 2-6.

158. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. -М.: Изд-во Московского университета, 1968. 135 с.

159. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания. / П.В. Халабузарь, B.C. Попов СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 224 с.

160. Харуто, А.В. Компьютерные методы анализа звука в музыковедческом исследовании / А.В. Харуто // Музыка и время. 2005. № 8. С. 55-59.

161. Харуто, А.В. Музыкальная информатика: Теоретические основы. / А.В. Харуто М.: Издательство ЛКИ, 2009. - 400 с.

162. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. / Е.К. Хеннер М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.

163. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / А.В. Хуторской — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

164. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А.В. Хуторской М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.

165. Черешнюк, И.Р. Развитие музыкального творчества старшеклассников на основе компьютерных технологий. Автореф. дис. . .канд.пед.наук. / И.Р. Черешнюк Москва, 2008. - 25 с.

166. Чибирев, С.В. Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате МШ1. Дис. .канд.техн.наук. / С.В. Чибирев СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 142 с.

167. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. / М.А. Чошанов М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

168. Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М.А. Чошанов // Педагогика. 1997. № 2. С. 21-29.

169. Шак, Т.Ф. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» (методические и практические основы) / Т.Ф. Шак // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. С. 231-235.

170. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Т.И. Шамова -М.: Педагогика, 1982.-208 с.

171. Шевцова, JI.A. Формирование готовности учителей к использованию новых информационных техзнологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения. Дис. .канд.пед.наук. / JI.A. Шевцова Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. - 253 с.

172. Шелепаева, А.Х. Поурочные разработки по информатике. Универсальное пособие: 8-9 классы. / А.Х. Шелепаева М.: ВАКО, 2007. -288 с.

173. Шолохович, В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях. Автореф. дис. . докт.пед.наук. / В.Ф. Шолохович — Екатеринбург, 1995. 45 с.

174. Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся. / B.C. Шубинский М.: Знание, 1988. - 80 с.

175. Шутикова, М.И. Методические аспекты обучения информационному моделированию в профильном курсе информатики для классов гуманитарного направления. Дис. .канд.пед.наук. / М.И. Шутикова. Череповец, 2000. - 196 с.

176. Энциклопедия профессионального образования. В 3-х тт. / Под ред. С.Я.Батышева. М.: АПО, 1998. Т.1 - 568 е.; Т.2 - 440 е.; Т.З . - 488 с.

177. Юцявичене, П.А. Принципы модульного обучения / П.А. Юцявичене // Советская педагогика. 1990. № 1. С. 55-60.

178. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения. / П.А. Юцявичене Каунас, 1989. -78 с.

179. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. / И.С. Якиманская М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

180. Agon, С. Formal Aspects of Iannis Xenakis' «Symbolic Music»: A Computer-Aided Exploration of Compositional Processes / C. Agon, M. Andreatta, G. Assayag, S. Schaub // Journal of New Music Research. 2004, v. 33, n. 2, p. 145159.

181. Agon, C. Computer Assisted Composition at Ircam : patchWork & OpenMusic / C. Agon, G. Assayag, M. Laurson, C. Rueda // Computer Music Journal. 1999, v. 23, n. 5, p. 59-72.

182. Boulez, P. Computers in Music / P. Boulez, A. Gerzso // Scientific American. 1988, v. 258, n. 4.

183. Cliemillier, M. Analysis and Computer Reconstruction of a Musical Fragment of Gyorgy Ligeti's Melodien / M. Chemillier // Muzica. 1995, v. 6, n. 2, p. 34-48.

184. Dubnov, S. Using Machine-Learning Methods for Musical Style Modeling / S. Dubnov, G. Assayag, O. Lartillot, G. Bejerano // IEEE Computer. 2003, v. 10, n. 38, p. 73-80.

185. Gross, D. Computer Applications to Music Theory / D. Gross // A Retrospective Computer Music Journal. 1984, v. 8, n. 4, p. 35-41.

186. International Computer Music Conference 1986. San Francisco. USA. 1986.-461 p.

187. Lartillot, O. A Musical Pattern Discovery System Founded on a Modeling of Listening Strategies / O. Lartillot // Computer Music Journal. 2004, v. 28, n. 3, p. 53-67.

188. Peters, G.D. Computer Technology in Instrumental Music Instruction / G.D. Peters // The Instrumentalist. 1983. V. 37. P. 35-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.