Интеграционная функция ислама в национально-освободительной войне народов Северного Кавказа XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Рагимов, Абдула Александрович

  • Рагимов, Абдула Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 163
Рагимов, Абдула Александрович. Интеграционная функция ислама в национально-освободительной войне народов Северного Кавказа XIX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2001. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рагимов, Абдула Александрович

Введение

Глава I. Этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе в начале XIX века

§ 1. Религиозно-политическая обстановка на Северном Кавказе в начале XIX века

§2. Идеологическая сущность северокавказского тариката и его особенности

Глава II. Ислам - идеология освободительной борьбы народов Северного Кавказа

§ 1. Ислам как идейная основа объединения горцев в национально-освободительной борьбе против завоевателей.

§2. Социально-правовая природа имамата Шамиля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграционная функция ислама в национально-освободительной войне народов Северного Кавказа XIX века»

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия двадцатого столетия ознаменовались активизацией религиозных движений в зонах распространения ислама. События в Чечне еще раз доказали, что любые социально-экономические и политические проблемы, не решенные своевременно и доведенные до кризисной черты, перерастают в регионах распространения ислама в конфликты, которые закономерно принимают религиозную оболочку. Развязать клубок этих проблем, понять истинные причины и корни происходящих сегодня событий, спрогнозировать, как они будут развиваться дальше, - ответить на эти и другие современные вопросы в определенной мере поможет всестороннее осмысление темы настоящего диссертационного исследования.

Исламский фактор в аспекте мировых событий приобретает все более важное значение, что дает повод многим политикам пугать общественность тотальной угрозой мусульманского экстремизма. По этому поводу идут дискуссии и существует множество мнений. Ясно одно - нельзя допускать перекосов в ту или иную сторону в оценке событий, где задействован религиозный фактор. История Кавказской войны показала, какой мощной мобилизующей и интегрирующей силой обладает ислам, когда он становится знаменем в руках негодующих народных масс.

Проблема исследования истории национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа XIX века прошла сложный и противоречивый путь своего освещения в научной литературе советского периода. Имели место как правдивый, объективный подход к оценке событий, происходящих в XIX веке на Кавказе, так и субъективная их оценка. Главным критерием этих оценок являлось зачастую не объективная истина, а политические и идеологические соображения.

В своей работе мы постарались проследить и проанализировать те идеологические и философские компоненты религиозного мировоззрения горцев, которые смогли объединить их в борьбе с российским самодержавием. Всестороннее исследование этих вопросов данного диссертационного исследования, особенно в комплексе с проблемами межконфессиональных отношений приобретает, в силу происходящих ныне событий, всевозрастающее значение для изучения современных процессов на Кавказе. Таким образом, исследуемая нами проблема имеет в настоящее время большую актуальность и научно-практическое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты мусульманского вероучения на протяжении длительного времени привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, при всем многообразии исследований, посвященных этим вопросам, их число не в полной мере соответствует степени актуальности проблем, возникающих в последние годы. Хотя специальных трудов, посвященных исследуемой теме, нет, но в отдельных работах отечественных и зарубежных авторов находят отражение отдельные ее стороны. Рассмотрим наиболее интересные работы, в той или иной степени имеющие отношение к проблематике нашей диссертации.

Анализу проблем возникновения и эволюции суфизма, а также проникновению и особенностям идей тариката на Северном Кавказе посвящены труды следующих отечественных исследователей: М.А. Абдуллаева, А.В. Авксентьева, А.Г. Агаева, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, Е.Э. Бертельса, Г.Р.

Габуния, Г.М. Керимова, А.Б. Крымского, Н.А. Смирнова, М.Т. Степанянц, А.В. Фадеева, А.Р. Шихсаидова, А.Д. Яндарова1.

1 Абдуллаее М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М. 1968; его же: Важный источник средневекового суфизма. // Вопросы философии. №7, 1986.

Авксентьева А.В. Ислам на Северном авказе. Ставрополь. 1973. АгаевА.Г. Магомед Ярагский. Мусульманский философ: поборник веры, свободы, нравственности // Философия совести. Махачкала. 1995. Бартолъд В.В. Сочинения. М. 1957. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М. 1957.

Бертелъс Е.Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. М. 1965.

Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма //

Автореферат на соискание ученой степени канд.филос.наук. Махачкала. 1971

Керимов Г.М. Аль-газали и суфизм. Баку. 1969. Крымский А.Б. Очерк развития суфизма. М. 1895. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М. 1963.

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М. 1987; ее же: Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. М. 1982.

Фадеев А.В. Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни // История СССР. №5. 1960.

Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала. 1969.

Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата. 1975.

Наиболее ценным источником, посвященным учению накшбандийского тариката в Дагестане можно считать сочинение шейха Джемаледдина Кази-кумухского.1 Различные аспекты тарикатского образа жизни затрагиваются также в работах Ильяса-Хаджи ал-Цудахари , так, например, им описываются три ступени тариката, пройдя которые мюрид (ученик) достигает нравственного совершенства и духовного соединения с Богом. В некоторой степени образу жизни последователей тарикатского учения посвящена работа М. Ма-гомедханова3, которого принято считать модернистом суфийского вероучения в Дагестане.

Анализу истоков развития мюридизма, становлению имама Шамиля посвящена работа М. Казем-Бека4.

Много ценных сведений, связанных с исследуемой нами темой, содержат труды дореволюционных дагестанских авторов Мухаммеда-Тахира5, f\ 7

Гаджи-Али и Гасана-Алкадари . Эти работы, хотя и страдают некоторым

Джемаледдин Казикумухский. Адабуль Мерзия. (Правила достодолжных приличий) // ССКГ. Вып.П. Тифлис. 1869.

Ал-Цудахари И.Х. Сулам мюрид. Казань. 1903. (на арабск. языке). л

Магомедханов М. Истинные и ложные последователи тариката // ССКГ. Вып.1У. Тифлис. 1870.

4 Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. Махачкала. 1990.

5 Мухаммед-Тахир алъ-Карахи. Три имама. Махачкала. 1990; его же: Хроника Мухаммеда Тахира аль-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.-Л. 1941.

6 Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1995.

Гасан Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала. 1929. субъективизмом в оценке отдельных сторон движения горцев, тем не менее содержат ценные сведения, которые по различным причинам не были доступны российским иследователям.

Значительный интерес для разработки темы диссертации представляют труды русских писателей, поэтов, прогрессивных деятелей и революционных демократов, среди которых особого внимания заслуживает работа Н.А. Добролюбова1, показывающая хорошую осведомленность автора в событиях на Кавказе. В ней раскрываются причины отхода народных масс от борьбы, а также выявляется взаимосвязь неудачи мюридизма с тяжелым для горцев внутренним режимом имамата.

Довольно ценный материал содержат статьи А. Юрова2. Хотя они ограничены периодом со второй половины 30-х до середины 40-х годов XIX века, тем не менее в них содержится немало сведений по интересующим нас вопросам.

Добролюбов Н.А. О значении наших последних подвигов на Кавказе. Полн.собр.соч. T.IV. М. 1937.

Юров А. 1843 год на Кавказе // Кавказский сборник (КС). Т.6. Тифлис. 1882. С. 1-220; его же: 1844 год на Кавказе // КС. Т.7. Тифлис. 1883. С.157-318; его же: Три года на Кавказе 1837-1839 гг. Т.8. Тифлис. 1884. С. 1-240; Т.9. Тифлис. 1885. С.1-156; его же: 1840, 1841 и 1842 годы на Кавказе // КС. Т.10. Тифлис. 1886. С.225-404; Т.П. Тифлис. 1887. С.188-301; Т.12. Тифлис. 1889. С.335-424; Т.13. Тифлис. 1883. С.335-424; Т.14. Тифлис. 1890. С.303-444.

Одним из наиболее ценных источников для данного диссертационного исследования являются «Записки о Шамиле» Руновского1. А.И. Руновский, бывший правительственным приставом при Шамиле в годы жизни последнего в Калуге, отразил в своих работах уникальные сведения об имаме, его семье и приближенных. Собранный А.И. Руновским материал представляет большую ценность для изучения многих сторон жизни имамата.

Официальная точка зрения на появление и роль религиозной оболочки (мюридизма) в борьбе горцев складывалась в России середины XIX века в основном под влиянием высказываний и докладных записок лиц, стоявших во главе царских войск на Кавказе. В этой связи нельзя не отметить труд Л

A.JI. Зиссермана , являвшегося официальным биографом виднейшего царского деятеля на Кавказе князя А.И. Барятинского. Последний объяснял усиление влияния мусульманского духовенства на горцев, а также причины возникновения мюридизма неправильной политикой царизма, выразившейся в пренебрежении к интересам местных феодалов.

Интересная точка зрения на появление кавказского мюридизма высказывается в статье М.Б. Лобанова-Ростовского3, считавшего, в отличие от большинства исследователей-кавказоведов, что мюридизм проник на Кавказ из Ирана.

1 Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала. 1989; его же: Кодекс Шамиля. Махачкала. 1992. л

Зиссерман A.JI. Фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. М. 1888-1891; его же: Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). СПб. 1879.

Лобанов-Ростовский М.Б. Начало мюридизма на Кавказе // Русский архив. СПб. 1875.

В трудах советских исследователей Н.И. Покровского1, С.К. Бушуева2, P.M. Магомедова3 и др., до середины 40-х годов движению горцев придавался антифеодальный и антиколониальный характер. Однако к середине 40-х годов в результате смены идеологических ориентиров сталинского тоталитарного режима сменилось и отношение к данной проблематике. Все связанное с национально-освободительной борьбой народов Северного Кавказа объявилось реакционным. Характерной в этом отношении является статья М.Д. Багирова4, а также сборник документов, выпущенный в 1953 году МВД Грузии5.

В период хрущевской оттепели отношение к проблеме национально-освободительного движения народов Северного Кавказа вновь сменилось. Антинаучная концепция движения горцев была отвергнута и вновь было признано, что это движение носило антиколониальный и антифеодальный характер и не могло быть инспирировано извне.

В 60-80-х годах, во времена так называемого застоя проблема борьбы

1 Покровский Н.И. Краткий обзор истории имамата Кавказской войны // Революция и горец. 1933. №6-7; его же: Мюридизм у власти // Историк-марксист. 1934. С.30-75.

2 Бушу ев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л. 1939. о

Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала. 1939.

4 Багиров М.Д. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля // Большевик. 1950. №13.

5 Шамиль - ставленник султанской Турции и английских колонизаторов. Сборник документальных материалов. Тбилиси. Изд-во МВД Грузии. 1953. горцев по существу оказалась в числе запрещенных.

В 1989 г. после Всесоюзной научной конференции «Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в.»1 отношение к данной проблеме вновь стало объективным.

Важное место в освещении отдельных аспектов данного диссертацион

2 3 ного исследования занимают труды Г.-А.Д. Даниялова , М.Б. Магомедова , Х.Х. Рамазанова4, A.M. Халилова5, Х.М. Хашаева6.

Вопросам взаимоотношения ислама с другими религиозными системами, процессам формирования идеологии джихада, а также динамике развития взаимоотношений мусульман с иноверцами в прошлом и настоящем у посвящены работы следующих исследователей: З.С. Арухова , Д. Ал-Ма

1 Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX века / Всесоюзная научная конференция. 20-22 июня 1989 г. Тезисы докл. и сообщ. Махачкала. 1989.

Даниилов Г.-А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Махачкала. 1966; его же: Имамы Дагестана. Махачкала. 1996; его же: Имам Шамиль. Махачкала. 1996.

Магомедов М.Б. Историко-правовые аспекты Кавказской войны 20-50-х годов XIX века. М. 2000.

4 Рамазанов Х.Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине XIX в. Махачкала. 1996.

5 Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев под предводительством Шамиля. Махачкала. 1991.

6 Хашаев Х.М. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала. 1956.

7 Арухов 3. С. Концепция джихада в раннем исламе // Диссертация на соискание уч.ст.канд. философских наук. Махачкала. 1995; его же: Вопросы войны и мира в исламе // Мусульманская цивилизация. 1994. №1. халли1, В.В. Бартольда2, М.В. Вагабова3, Н.М. Вагабова4, П Гольбаха5, П. Жу-зе6, А. Массэ7, И.П. Петрушевского8, Е.А. Резвана9, JI.B. Сагадеева10.

Исследованию некоторых проблем теории ислама, а также анализу интеграционных процессов в мусульманском мире посвящена работа Г.В. Мило-славского11. В своем исследовании он выявляет идеологические истоки различных концепций, присущих мусульманскому миру, рассматривает особенности и противоречия интеграционных процессов, их динамику соотношения с реальными факторами дезинтеграции.

В диссертации использованы труды таких зарубежных исследователей

Ал-Махалли, Джалал ad-Дин. Тафсир ал-Кур'ан. Темир-Хан-Шура.

1902. у

Бартольд В.В. Сочинения. М. 1966.

•з

Вагабое М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала.

1999.

4 Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М. 1985.

5 Гольбах П. Галерея святых. М. 1962.

6 Жузе П. Мухаммад Мекканский и Мухаммад Мединский. Казань. 1906. п

Массэ А. Ислам. Очерк истории. М. 1982. о

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Ленинград. 1966.

9 Резван Е.А. Коран и коранистика. Ислам. Историографические очерки. М. 1991.

10 СагадеевЛ.В. Ибн-Рушд. М. 1973.

11 Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М. 1991. как Ф. Боденштедт1, М. Гаммер2, И. Гольдциер3, Дж. Тримингэм4, У. Уотт5, Г. Ферпосон6, в которых рассматриваются те или иные проблемы развития исламской идеологии, а также раскрывается роль ислама в развитии народов Северного Кавказа.

Таким образом, актуальность проблемы исследования и состояние ее научной разработанности оказали влияние на выбор темы диссертации, определили ее цели и задачи.

Основные цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе диалектического и сравнительно-исторического методов научного анализа раскрыть роль и значение мусульманской религии в национально-освободительной борьбе народов Северного Кавказа XIX века. Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- дать общую характеристику этноконфессиональных процессов на Северном Кавказе в начале XIX века;

1 Боденштедт Ф. Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Пер. с немецкого. Махачкала. 1996.

Гаммер М. Шамиль - правитель государства и его дипломатия. Пер. с англ. Махачкала. 1997; его же: Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Дагестана и Чечни. Пер. с англ. М. 1998.

Гольдциер И. Лекции об исламе. Пер. с венгерского. СПб. 1912.

4 Trimingham J.S. The sufi orders in islam. Oxf. 1973.

5 Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976; его же: Watt W. Muhammad at Месса. L. 1953; его же: Muhammad at Medina. Oxf. 1956; его же: Islam and integration of society. L. 1961.

6 Ferguson G. War and peace in the world's religions. L. 1977.

- рассмотреть внешние и внутренние причины сложившейся в северокавказском регионе религиозно-политической обстановки в указанный период;

- провести исследование генезиса, типологии и идеологических особенностей формирования учения тариката на Северном Кавказе;

- проанализировать степень и формы влияния исламской идеологии на объединение угнетенных народностей в борьбе за свое освобождение от феодального и колониального гнета;

- рассмотреть специфику, структуру, механизмы социально-правового регулирования различных аспектов жизнедеятельности имамата Шамиля, а также выявить причины, обусловившие кризис и падение данного теократического государства.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проанализированы причины, специфика и особенности межконфессиональных конфликтов и противоречий.

- автором предпринята попытка теоретического осмысления некоторых концепций и идей, присущих мусульманской религиозной идеологии, сыгравших немаловажную интегративную роль в национально-освободительной борьбе народов Северного Кавказа.

- дан анализ противоречивости характер некоторых особенностей проявления интеграционных тенденций, присущих внутриисламским этносоциальным процессам.

- предпринята попытка провести параллели между консолидационной ролью исламского фактора в Кавказской войне XIX века и общецивилизаци-онным развитием и закономерностями интеграционных процессов, присущих вообще всей исламской религиозной системе с самого начала ее возникновения.

Методология и источники исследования. Методологической основой диссертации является принцип историзма и научный подход к исследованию проблем взаимосвязи религии и общества. В работе автор старался придерживаться принципов всеобщей связи и развития, а также причинно-следственной обусловленности событий и явлений. В работе использована обширная отечественная и зарубежная историческая, философская и религиозная литература. Широко использована религиозная каноническая литература, в частности, Коран, Сунна, сочинения и трактаты исламских идеологов и философов. Источниковой базой исследования послужили документы центральных и местных архивов, а также рукописных фондов: Центрального Государственного военно-исторического архива Российской Федерации (ЦГВИА РФ); Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД), а также рукописного фонда Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии наук. Важное значение для данного диссертационного исследования имеют материалы в составе «Актов Кавказской археологической комиссии» (АКАК)1, содержащие большой объем фактического материала по проблеме борьбы горцев Дагестана и Чечни, а также политике царской России на Кавказе.

Ценный материал по исследуемой теме содержится в сборнике документов «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг.

1 Акты Кавказской археографической комиссии (АКАК). Т. 1-12. Тифлис. 1866-1904.

XIX века»1. В нем содержатся официальные документы, донесения царских генералов, отчеты, рапорты, а также обширная переписка имама Шамиля со своими сподвижниками.

Научно-практическая значимость работы состоит в следующем:

- во-первых, активизация религиозных движений в регионах распространения ислама вне зависимости от форм своего проявления (оживление фундаменталистских течений, региональные конфликты на религиозной почве и т.д.) скорее всего еще долгое время будет оставаться реальностью общественных отношений, требующей особого внимания и научно-обоснованного анализа. В этом смысле материалы данного диссертационного исследования могут быть полезны для составления рекомендаций государственным органам и общественным организациям в практике прогнозирования, предотвращения и урегулирования этноконфессиональных конфликтов на различных уровнях.

- во-вторых, материалы диссертации могут представлять интерес для научных и учебных заведений при разработке и преподавании различных учебных курсов: «Философия религии», «Основы религиоведения», «Конфликтология», «Мировые религии», а также при чтении лекций по истории Дагестана, Северного Кавказа и Кавказской войны XIX века.

Апробация работы. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре основ религиоведения Дагестанского государственного университета. Некоторые результаты исследования легли в основу доклада на международной научной конференции «Кавказская война: спорные вопросы и новые подхо

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века. Сборник документов. Махачкала. 1959. ды», проходившей в 1998 году в г. Махачкала. По теме диссертации опубликован ряд работ.

Структура работы обусловлена целью исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Рагимов, Абдула Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей диссертационной работе нами была сделана попытка исследования проблемы влияния мусульманской религиозной идеологии на развитие национально-освободительной борьбы народов Северного Кавказа XIX века. Обобщая приведенный в данной работе материал, следует сделать ряд выводов.

1. Сложившаяся в начале XIX века религиозно-политическая обстановка на Северном Кавказе была обусловлена рядом причин как внешнего, так и внутреннего характера. В качестве внешнего фактора сложившейся в данном регионе обстановки можно назвать геополитические и экономические интересы некоторых иностранных держав. Исходя из своих внешнеполитических интересов эти государства (Англия, Франция, Турция, Персия) предпринимали попытки ослабить позиции царской России на Кавказе. Действия эти хотя и не были определяющими, но все же явились немаловажным внешним фактором сложившейся на Северном Кавказе начала XIX века религиозно-политической обстановки, приведшей впоследствии к крупномасштабному национально-освободительному движению.

К внутренним причинам возникшей обстановки следует отнести социально-экономическое положение народов региона, явившееся главной побудительной силой роста антифеодального и антиколониального движения горцев.

2. В движении горцев принимали участие различные социальные слои населения, в частности мусульманское духовенство. Позиция северокавказского духовенства по отношению к России определялась активностью участия в национально-освободительной и антиколониальной борьбе тех народов и племен, на территории которых проживали те или иные представители мусульманского духовенства.

3. Сложившееся в XIX веке на Кавказе учение тариката имело свои специфические особенности. Под учением кавказского тариката следует понимать идеологию антиколониального движения горцев, т.е. идеологию социальную, ставящую на первый план цели политические, а не религиозные.

4. Основой консолидации разрозненных горских народностей в борьбе против колониальной политики царизма послужило мусульманское единоверие всех северокавказцев. Объясняется это тем, что в описываемый нами период религия, в частности ислам, была доминирующей формой общественного сознания и поэтому горским народам легче было объяснить цели и задачи национально-освободительной борьбы через религиозные термины и образы. Однако, зачастую руководство движения горцев Северного Кавказа, призывая к священной войне против неверных, забывало или же не считалось с социальным содержанием данного движения. В результате классовые и национальные требования затушевывались, а все внимание сосредотачивалось на религиозных целях и задачах.

5. В национально-освободительной борьбе народов Северного Кавказа немаловажную интегративную роль сыграл такой феномен религиозного сознания (присущий, впрочем, представителям любой религиозной системы) как мусульманская конфессиональная исключительность. Наряду с идеями мусульманской конфессиональной исключительности значительную интегративную роль сыграла также идея (концепция) исламского единства.

6. Объединение мусульман под знаменем ислама во все времена происходило под лозунгом джихада (газавата), т.е. было основано на противопоставлении мусульман и немусульман. Таким образом, война, вошедшая в историю под названием Кавказской, являет собой пример столкновения не просто двух государств с различным укладом жизни, но и столкновение двух религиозных систем.

7. Возникновение теократического государства, возглавляемого имамом Шамилем, было вызвано потребностями борьбы против царизма. Единым законом, регулировавшим всю деятельность в имамате и обеспечивающим согласованное взаимодействие между различными обществами, явился шариат. Однако, в условиях той исторической действительности Шамиль был вынужден принять некоторые дополнения в постановления шариата сообразно с потребностями имамата. Подобные дополнения и уточнения Шамилем в своих низамах постановлений шариата носили прагматический характер.

8. Основой социальной политики имамата являлся принцип гражданского, правового равенства мусульман. Тем не менее осуществить в полном объеме справедливую социальную политику на территории имамата не удалось. Значительная часть крестьян была освобождена из крепостной зависимости, однако освобождение это носило чисто формальный характер, т.к. крестьяне, за некоторым исключением, не получали землю, а следовательно опять-таки фактически попадали в зависимость от землевладельца.

9. На завершающем этапе войны обострились внутриполитические противоречия между различными группировками в совете имамата. Наибы со временем переродились в жестоких эксплуататоров населения имамата. Имевшие место в начальный период движения интересы антифеодальной и антиколониальной борьбы уступили место интересам новоявленных феодалов в лице наибов и чиновников имамата.

10. Истории известны множество случаев, когда религия и религиозные лозунги являлись знаменем политической борьбы. Однако всесторонний анализ различных аспектов Кавказской войны XIX века, как впрочем и других народных движений, происходящих под религиозной оболочкой, позволяет сделать вывод о том, что, какими бы религиозными лозунгами ни прикрывалось то или иное народное движение, в его основе, при более глубоком изучении, всегда можно обнаружить социально-экономические причины, являющиеся предпосылками к его возникновению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рагимов, Абдула Александрович, 2001 год

1. Абдулатипов Р.Г. Знамение судьбы. М. 1998.

2. Абдулатипов Р.Г., Кадиев З.М. Русско-дагестанские межнациональные отношения. Исторические очерки. Махачкала. 1990.

3. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала. 1997.

4. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала. 1995.

5. Адабуль Марзия. Правила достодолжных приличий. Сочинение шейха Джемалэддина Казикумухского / Перевод с арабского // ССКГ. Вып.2. Тифлис. 1869. С. 1-22.

6. Акты Кавказской Археографической Комиссии. Т. 1-12. Тифлис. 1866-1904.

7. Алкадари Гасан. Асари Дагестан / Исторические сведения о Дагестане/Махачкала. 1929.

8. Аликберов А.К. К классификации знаков отличия // Всесоюзная научная конференция 20-22 июня 1989 г. Тезисы докладов и сообщений. Махачкала. 1989.

9. Арухов З.С. Вопросы войны и мира в исламе // Мусульманская цивилизация. 1994. № 1.

10. Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Махачкала. 1995.

11. Арухов З.С. Политический ислам и природа религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Наш Дагестан. 1999. № 189-191.

12. Асиятилов С.Х. К вопросу о так называемом «кавказском мюридизме» // Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. Махачкала. 1994.

13. Бартольд В.В. Сочинения. М. 1966.

14. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Му-каддима». М. 1965.

15. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М. 1957.

16. Бертельс А.Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. М. 1959.

17. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис. 1858.

18. Богуславский JI. История Апшеронского полка. СПб. 1892.

19. Боденштедт Ф.Народы Кавказа и их освободительные войны против русских. Махачкала. 1996.

20. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. M.-JI. 1939.

21. Бушуев С.К. Из истории внешнеполитических отношений в период присоединения Кавказа к России (20-70 гг. XIX в.). М. 1955.

22. Бушуев С.К. Государственная система имамата Шамиля // Историк-марксист. 1937. № 5.

23. Бушуев С.К. О кавказском мюридизме // Вопросы истории. 1956.2.

24. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам как мировая религия. Махачкала. 1999.

25. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М. 1988.

26. Вагабов М.В., Рагимов А.А. Роль исламского фактора в Кавказской войне // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов международной научной конференции. Махачкала. 1998.

27. Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля. СПб. 1856.

28. Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе // Кавказский сборник. Т.6. Тифлис. 1882.

29. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала. 1995.

30. Гаджиев В.Г. Движение кавказских горцев под руководством Шамиля в исторической литературе. Махачкала. 1956.

31. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М. 1965.

32. Гаджиев В.Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала. 1966.

33. Гаджиев В.Г. К вопросу о социально-экономической базе государства Шамиля // Товарно-денежные отношения в дореволюционном Дагестане. Махачкала. 1991.

34. Гайдарбеков М. Шейх Абдурахман-Хаджи ас-Сугури. // Наш Дагестан. 1992. № 162.

35. Гаммер М. Шамиль правитель государства и его дипломатия. Махачкала. 1997.

36. Гасанилау Гимринский. Имам Гази Магомад // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Махачкала. 1997.

37. Герцен A.M. Полное собрание сочинений. Т. 10. М. 1947.

38. Генерал Головин Е.А. Кавказцы или подвиги замечательных лиц, действовавших на Кавказе. СПб. 1859.

39. Гольбах П. Галерея святых. М. 1962.

40. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб. 1912.

41. Гржегорский И. Очерк военных действий и событий на Кавказе Клюки фон Клюгенау. // Военный сборник. Т. 15. 1876. № 1,2, 3, 6. С. 158г

42. Дадаев Ю.Х. По тропам шамилевских сражений. Махачкала. 1997.

43. Данилевский А. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. М. 1846.

44. Даниялов Г.-А.Д. К вопросу о социальной базе и характере движения горцев под руководством Шамиля // Уч.зап. ИИЯЛ Даг. ФАН СССР. Т.1. Махачкала. 1957.

45. Даниялов Г.-А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Махачкала. 1966.

46. Даниялов Г.-А.Д. Имамы Дагестана. Махачкала. 1996.

47. Даниялов Г.-А.Д. Имам Шамиль. Махачкала. 1996.

48. Даниялов Г.-А.Д. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала. 1996.

49. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX века Махачкала. 1959.

50. Джахиев Г.А. Россия и Дагестан в начале XIX века. Махачкала. 1985.

51. Джахиев Г.А. Дагестан в Кавказской политике Ирана и Турции в первой трети XIX века. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала. 1970.

52. Дневник Руновского А. // АКАК. Тифлис. 1904.

53. Добролюбов Н.А. О значении наших последних подвигов на Кавказе // Полное собрание сочинений. T.IV. М. 1937.

54. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе (Очерк Кавказа и народов, его населяющих). СПб. 1887.

55. Дугричилов М.М. Последний газават. Махачкала. 1990.

56. Дюма А. Дагестан. Махачкала. 1995.

57. Жузе П. Мухаммад Мекканский и Мухаммад Мединский. Казань. 1906.

58. Захарин И.Н. Встреча с сыном Шамиля и его рассказы об отце. СПб. 1902.

59. Зиссерман А.П. Фельдмаршал кн. А.И. Барятинский. Т.З. М. 18881891.

60. Зиссерман А.П. Двадцать пять лет на Кавказе (1842-1867). 4.1-2. СПб. 1879.

61. Изимбетов Т. Генезис и эволюция ислама. Нукус. 1987.

62. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала. 1990.

63. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М. 1985.

64. Ислам. Историографические очерки. М. 1991.

65. Ислам. Энциклопедический словарь. М. 1991.

66. Ислам в Дагестане (Межвузовский сборник научно-тематических статей). Махачкала. 1994.

67. История Дагестана. Т.П. М. 1968.

68. История Кабарды: С древнейших времен до наших дней. М. 1967.

69. История народов Северного Кавказа конец XVIII в. 1917 г. Т.П. М. 1988.

70. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. Махачкала. 1990.

71. Карлгоф Н. О политическом устройстве черкесских племен. // Русский вестник. № 8. 1860.

72. Каспари А. Покоренный Кавказ. СПб. 1904.

73. Керимов Г.М. Аль-Газали и суфизм. Баку. 1969.

74. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М. 1978.

75. Кинякина Н.С. Внешняя политика России в первой половине XIX века. М. 1963.

76. Климович Л.И. Ислам в царской России. М. 1937.

77. Климович Л.И. Ислам. М. 1965.

78. Климович Л.И. Книга о Коране. М. 1986.

79. Коблов Я.О. О магометанских муллах. М. 1907.

80. Ковалевский П.И. Восстание в Чечне и Дагестане. СПб. 1912.

81. Ковалевский П.И. История завоевания Кавказа. СПб. 1915.

82. Кодекс Шамиля. Махачкала. 1992.

83. Коран (Перевод И.Ю. Крачковского). М. 1963.

84. Коран (Перевод В.Д. Саблукова). М. 1994.

85. Крачковский И.Ю. Новые рукописи истории Шамиля Мухамед-Тахира аль-Карахи. // Избранные сочинения. Т.VI. М.-Л. 1960.

86. Крывелев И.А. История религий. М. 1975.

87. Крымский Е.А. История мусульманских народов. М. 1902.

88. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М. 1974.

89. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1882.

90. Лобанов-Ростовсий М.Б. Начало мюридизма на Кавказе // Русский архив. СПб. 1875.

91. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала. 1991.

92. Магомедов P.M. Два столетия с Шамилем. Махачкала. 1997.

93. Магомедов М.Б. Историко-правовые аспекты Кавказской войны 20-50-х годов XIX века. М. 2000.

94. Магомедов Ш.Б., Идрисов М.М. Интернациональный характер борьбы горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е годы XIX века. Махачкала. 1994.

95. Магомедов P.M. Имам Шамиль. Махачкала. 1941.

96. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала. 1990.

97. Магомедханов М. Истинные и ложные последователи тариката // ССКГ. Тифлис. 1870.

98. Мансуров Ш.М. Салатавия. Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII первой половине XIX века. Махачкала. 1995.

99. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е.

100. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М. 1982.

101. Махмудбеков М. Мюридическая секта на Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен на Кавказе (СМОМПК). Тифлис. 1889.

102. Ал-Махалли, Джалал ад-Дин. Тафсир ал-Кур'ан. Темир-Хан-Шура. 1902.

103. Мец А. Мусульманский ренессанс. М. 1977.

104. Мехтиев В. Первый и последний бой Шамиля. Махачкала. 1991.

105. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М. 1991.

106. Милютин Д.А. Описание военных действий 1839 г. на Северном Кавказе. СПб. 1850.

107. Муравьев Н. Война на Кавказе. СПб. 1877.

108. Мухаммед-Тахир. Три имама. Махачкала. 1990.

109. Набиева У.Н., Рамазанов А.Х. Государство Имамат. 1828-1859. Махачкала. 1997.

110. Надирадзе Л.И. Хрестоматия по истории халифата. М. 1968.

111. Неверовский А.А. О начале беспокойств в Северном и Среднем Дагестане. СПб. 1847.

112. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII начале XIX века. Махачкала. 1957.

113. О движении горцев под руководством Шамиля // Материалы сессии Даг. ФАН СССР 4-7 октября 1956 г. Махачкала. 1957.

114. Ольшевский М.Я. Кавказ с 1841 по 1866 гг. СПб. 1894.

115. Опись знаков отличия, данная чеченскому старшине Оздемиру // ЦГВИА. Ф. ВУА. Д. 6468. Л. 5.

116. Остроумов Н.П. Исламоведение. Ташкент. 1912.

117. Очерки истории Дагестана. Махачкала. 1957.

118. Очерки истории Адыгеи, Майкоп. 1957.

119. Очерки Карачаево-Черкессии. Ставрополь. 1967.

120. Павлиенко П.А. Шамиль. Махачкала. 1990.

121. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. Л. 1966.

122. Петрушевский И.П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX в. Махачкала. 1993.

123. Пиотровский Ю.В. Мусульманские представления о власти. М. 1987.

124. Пикман A.M. О борьбе Кавказских горцев с царскими колонизаторами. // Вопросы истории. 1956. № 3.

125. Покровский М.Н. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии. М. 1923.

126. Покровский Н.И. Краткий обзор истории имамата Кавказской войны // Революция и горец. 1933. № 6-7.

127. Покровский Н.И. Мюридизм у власти. // Историк-марксист. Кн.2. М. 1934. С.30-75.

128. Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. СПб. 1887.

129. Потто В.А. Утверждение русского владычества на Кавказе. Т.1. Тифлис. 1901.

130. Прецлавский П.Г. Шамиль в Калуге. СПб. 1877.

131. Происхождение ислама. Хрестоматия. M.-JI. 1931.

132. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Исторический портрет Шамиля. Махачкала. 1990.

133. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Мухаммад Ярагский идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. Махачкала. 1998.

134. Рамазанов Х.Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в первой половине XIX в. Махачкала. 1996.

135. Рамазанов Х.Х. Великие имена великой эпохи // Дагестанская правIда. 15 октября 1997 г.

136. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала. 1996.

137. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль исторический портрет. Махачкала. 1990.

138. Резван Е.А. Коран и коранистика. Ислам. Историографические очерки. М. 1991.

139. Религия и межнациональные отношения. Махачкала. 1990.

140. Ренан Э. Ислам и наука. СПб. 1883.

141. Ризванов Р. Дело имама Шамиля: Документальные материалы и свидетельские показания. Махачкала. 1992.

142. Румянцев И.Н. В плену у Шамиля. СПб. 1877.

143. Руновский А. Записки о Шамиле. Махачкала. 1989.

144. Рукописный фонд Дагестанского научно-исследовательского института истории, языка и литературы ДНИИЯЛ (отд. истории). On.II. Д.89.

145. Ржевский А. 1845 год на Кавказе // Кавказский сборник. Т.6. Тифлис. 1882. С.221-479.

146. Сагадеев Л.В. Ибн-Рушд. М. 1973.

147. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. СПб. 1912.

148. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа, кумыки. СПб. 1895.

149. Скитский Б.Н. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе. 1972.

150. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М. 1963.

151. Смирнов Н.А. Реакционная сущность движения мюридизма и Шамиля на Кавказе. М. 1952.

152. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. М. 1958.

153. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М. 1982.

154. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М. 1987.

155. Сулейман-Эфенди. Описание поступков Шамиля, противных шариату // Сборник газеты «Кавказ». Тифлис. 1847.

156. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб. 1850.

157. Тахнаева П.И. Чох в блистательную эпоху Шамиля 1840-1850 гг. Махачкала. 1997.

158. Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976.

159. Угринович Д.М. Философские проблемы критики религий. М. 1965.

160. Уманец С. Очерк религиозно-философской мысли в исламе. СПб. 1888.

161. Фадеев Р.А. 60 лет Кавказской войны // Собрание сочинений. Т.1. 4.1. СПб. 1889.

162. Фадеев Р.А. Письма с Кавказа // Собрание сочинений. Т.1. 4.1. СПб. 1889.

163. Фадеев А.В. Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX в. М. 1958.

164. Фадеев А.В. Кавказ в системе международных отношений 20-50 гг. XIX в. М. 1957.

165. Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX в. М. 1960.

166. Фадеев А.В. Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни. // История СССР. 1960. № 5.

167. Фадеев А.В. О внутренней социальной базе мюридического движения на Кавказе // Вопросы истории. 1995. № 6.

168. Фон Грюнебаум. Классический ислам. М. 1986.

169. Фан День Берг. Основные начала мусульманского права по учению имамов Абу-Ханифа и Шафи. СПб. 1888.

170. Фонвиль А. Последний год войны Черкессии за свою независимость. Краснодар. 1927.

171. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала. 1992.

172. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев под предводительством Шамиля. Махачкала. 1991.

173. Халилов A.M. Общественный строй в Дагестане в XIX веке. М. 1990.

174. Халилов A.M. Шамиль символ единства // Комсомолец Дагестана. 1990. №8.

175. Ханбабаев К.М. Суфизм и борьба горцев // Кавказская война: спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов международной научной конференции. Махачкала. 1998.

176. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М. 1961.

177. Хашаев Х.М. Движущие силы мюридизма в Дагестане. Махачкала. 1956.

178. Хашаев Х.М., Косвен М.О. История, география и этнография Дагестана (XVIII-XIX вв.). М. 1958.

179. Хроника Мухаммеда Тахира Ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. Махачкала. 1990.

180. Аль-Цудахари И.Х. Сулам мюрид . Казань. 1903.

181. Чихачев П.А. Великие державы и Восточный вопрос. М. 1970.

182. Чичагова М.Н. Шамиль на Кавказе и в России. Биографический очерк. СПб. 1889.

183. Шахнович М. Закат иудейской религии. JI. 1961.184. аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М. 1984.

184. Шифман И.Ш. О некоторых установках раннего ислама. СПб. 1912.

185. Шульгин С.Н. Из дагестанских преданий о Шамиле и его сподвижниках. Тифлис. 1910.

186. Шульгин С.Н. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках // СМОМПК. Вып.2. Тифлис. 1903.

187. Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. СПб. 1912.

188. Щербина Ф.А. Шамиль. Екатеринодар. 1913.

189. Энгельс Ф. Горная война прежде и теперь // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.

190. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Т.1. Тифлис. 1907.

191. Эсадзе С. Штурм Гуниба и пленение Шамиля. Исторический очерк Кавказской войны в Чечне и Дагестане. Тифлис. 1909.

192. Юров А. 1843 год на Кавказе // КС. Т.6. Тифлис. 1882.

193. Юров А. 1844 год на Кавказе // КС. Т.7. Тифлис. 1883.

194. Юров А. 1840, 1841, 1842 гг. на Кавказе // КС. Т.10. Тифлис. 1886. С.225-405; Т.П. Тифлис. 1887. С.188-301; Т.12. Тифлис. 1889. С.335-424; Т.14. Тифлис. 1890. С.303-444.

195. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительных движений. Алма-Ата. 1975.

196. Ferguson G. War and peace in the world's religions. L. 1977.

197. Trimingham J.S. The sufi orders in islam. Oxf. 1973.

198. Watt W.M. Muhammad at Mecca. L. 1953.

199. Watt W.M. Muhammad at Medina. Oxf. 1956.

200. Watt W.M. Islam and Integration of society. L. 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.