Интеграция индейского населения штата Юкатан в экономическое и социокультурное пространство Мексики (1910-1940-е гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Молодчикова Татьяна Сергеевна

  • Молодчикова Татьяна Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 248
Молодчикова Татьяна Сергеевна. Интеграция индейского населения штата Юкатан в экономическое и социокультурное пространство Мексики (1910-1940-е гг.): дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 248 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Молодчикова Татьяна Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРОЕКТЫ ИНДЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МЕКСИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1.1 Формирование проблематики «Другого» в мексиканской антропологии

1.2. Проект индейской интеграции в научном творчестве Андреса Молины Энрикеса

1.3 Индихенистский проект Мануэля Гамио

1.4 Официальный индихенизм в 1920-1940-е гг

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ ИНДЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮКАТАНА В ЕДИНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО В 1910-1940-Е ГГ

2.1 Индейское образование как национальный проект в постреволюционной Мексике

2.2 Проблема социокультурной интеграции индейского населения Юкатана в годы Мексиканской революции

2.3 Культурные миссии и сельские школы в Юкатане в 1920-1940-е гг

2.4 Дом индейского студента

ГЛАВА 3. ИНТЕГРАЦИЯ ИНДЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮКАТАНА В ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МЕКСИКИ

3.1 Особенности аграрной политики в Юкатане в первой половине XX в

3.2 Социалистическая революция в Юкатане и решение аграрного вопроса

3.3 Аграрная реформа Ласаро Карденаса в Юкатане

3.4 Конец хенекеновой промышленности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграция индейского населения штата Юкатан в экономическое и социокультурное пространство Мексики (1910-1940-е гг.)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования

Понимание нации самой себя как целостного организма, объединенного общей историей и общими целями, на сегодняшний день является одним из ключевых пунктов успешного развития государства. В странах Латинской Америки, возникших в результате завоевания и долгое время существовавших в форме колоний, вопрос о национальном самоопределении продолжает оставаться актуальным. В то же время в современном мире все большее развитие получает так называемый «этнический ренессанс»: на фоне навязываемого некоторыми политическими группами идеи глобализации активисты, представляющие коренное население, выдвигают все больше претензий к национальному дискурсу.

Штат Юкатан, располагающийся на одноименном полуострове на юго-востоке Мексики, - богатый историей регион, бывший в доколумбовую эпоху одним из центров цивилизации майя, в котором переплетаются совершенно разные культурные традиции - европейских завоевателей и местного индейского населения. Несмотря на значительное уменьшение количества коренных народов в странах Латинской Америки, в штате Юкатан до сих пор сохраняется заметный процент коренного и метисного населения. В центре диссертационного исследования стоит проблема конструирования наций в постколониальных обществах в условиях этнического разнообразия. Решение этой задачи находилось в центре политической повестки на протяжении всего колониального периода, однако особую значимость этот вопрос приобретает в первой половине XX в., когда постреволюционное независимое мексиканское государство стремилось выработать оригинальную национальную идею.

Изучение механизмов интеграции коренного населения Юкатана в единое национальное пространство не только необходимо для понимания процесса образования мексиканской нации, но и дает возможность более комплексно оценить процессы складывания национальных государств в бывших странах - колониях в целом. Необходимо принимать во внимание, что особенности решения «индейского вопроса» в Мексике в первой половине XX в. оказали влияние на создание и развитие в конце прошлого века непосредственно индейских организаций, борющихся за свои права, а также на возникновение такой науки, как мексиканская антропология.

Хронологические рамки исследования определяются началом Мексиканской революции (1910 г.), которая повлекла за собой серьезные изменения во всех сферах жизни общества и выдвинула на первый план проблему национальной интеграции, и Первым Межамериканским Индихенистским Конгрессом в Пацкуаро (штат Мичоакан, Мексика, 1940 г.), который положил начало новому этапу развития индейской проблемы в Мексике - так называемому институциональному индихенизму. Некоторые авторы полагают, что период Мексиканской революции следует рассматривать в рамках 1910-1940 гг., так как только к 40-м годам с проведением реформ Ласаро Карденаса окончательно завершился период радикальных революционных преобразований1.

Историографический обзор. Характеризуя историографию изучаемой темы, следует выделить три проблемных поля:

1. Исследования, посвященные «индейской проблеме» в контексте общенационального дискурса.

2. Исследования вопроса индейского образования в Мексике в 19101940-е гг., и, в частности, в штате Юкатан.

3. Исследования, касающиеся аграрной политики в Мексике, и ее влияния на индейское население штата Юкатан в указанный период.

1 Knight A. La revolución cósmica. Utopías, regiones y resultados, México 1910-1940. México: FCE, 2015. P. 21.

Изучение «индейского вопроса» в Мексике в XX в. было напрямую сопряжено с появлением и развитием социальной антропологии2. Новый импульс антропологические исследования получили в последние десятилетия XIX в., период бурного экономического и индустриального развития в регионе и построения национальных государств. В Мексике этот период совпал с эпохой порфириата, когда власть принадлежала президенту Порфирио Диасу (1877-1911). Главной идеологической базой для проводившейся П. Диасом модернизации стал позитивизм. Позитивизм, утверждающий примат науки и распространение законов природы на все общество, был идейно тесно связан с эволюционизмом и теорией естественного отбора, разработанными Чарльзом Дарвином и Льюисом Спенсером. Точно так же, как в природе существуют высшие и низшие виды, в обществе складывается социальное неравенство. Согласно мексиканским позитивистам для того, чтобы управлять обществом, необходимо создать научную элиту: в 1900 г. возникает неформальное объединение «мексиканские учёные», которое впоследствии, в 1914 г. трансформируется в «Общество позитивистов Мексики».

Согласно многим историкам-позитивистам Мексики этого периода, главным препятствием, стоящим на пути прогресса, является сохранение значительного количества отсталого индейского населения в стране. Расовый вопрос поднимали в своих работах историки и публицисты Франсиско Космес и Франсиско Бульнес, представлявшие индейцев в качестве компонента общества, неспособного к прогрессу3. В некоторых случаях способ разрешения этого вопроса был радикален: в качестве образца брался

2 В мексиканской традиции социального знания эта наука называется просто антропология, однако, учитывая особенности русскоязычной науки, где под антропологией подразумевается физическая антропология, целесообразно внести это уточнение.

3 Historia general de Méjico continuación á la de Don Niceto de Zamacois: parte contemporánea, los últimos 33 años por Don Francisco G. Cosmes. T. 19. Barcelona, México: J.F. Párres y compañía, 1901; Bulnes F. El porvenir de las naciones latinoamericanas ante las recientes conquistas de Europa y Norteamérica. Estructura y evolución de un continente. México: Imprenta de Mariano Naya, 1899. P. 264.

пример США или Аргентины, где аборигенное население оказалось уничтоженным физически. Одним из первых в Мексике, кто начал критиковать режим Диаса, его аграрную политику и латифундизм стал Вистано Луис Ороско в своей работе «Законодательство о заброшенных земельных участках»4. Также в качестве оппонента порфирианской версии позитивизма выступал мексиканский социолог, юрист и философ Андрес Молина Энрикес.

Другое решение индейской проблемы представили сторонники биологической метисации, основанной на идеях эволюционизма.

Еще в 70-х гг. XIX в. американский археолог Адольф Бандельер ввел в мексиканское интеллектуальное пространство идеи своего учителя Льюиса Генри Моргана, согласно которому, ацтеки преодолели этап дикости и находились на средней ступени варварства5. Идеи эволюционистов были восприняты многими мексиканскими интеллектуалами, среди которых особо выделяется Андрес Молина Энрикес (1868-1940). В своем главном теоретическом труде «Великие национальные проблемы»6 автор представляет обширную панораму всех социальных групп в стране, которые он классифицировал согласно их расовой принадлежности и уровню культурного развития. Одна из центральных идей исследования заключается в том, что метисная раса олицетворяет прогресс, в то время как индейцы и белые - символизируют упадок8. Исходя из этого, автор делает вывод, что

4 Orozco Luis W. Legislación y jurisprudencia sobre terrenos baldíos. México: Imprenta de El Tiempo. México, 1895.

5 Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Издательство института народов Севера ЦИК СССР, 1935. С. 10.

6 Molina Enríquez A. Los grandes problemas nacionales (1909) y otros textos, 1911-1919. México: Era, 1983.

7 Необходимо отметить, что несмотря на то, что современные исследования выделяют от 3 до 7 различных рас, а в некоторых случаях и вовсе отказываются от понятия расы, в начале XX в. термин «раса» использовали для описания социальных и морфологических различий между людьми. Отсюда на страницах исследований того времени постоянно появляются понятия «метисная раса», «индейская раса», «белая раса» и т.д.

8 Molina Enríquez A. Op. cit. P. 97.

решение национальной проблемы возможно только путем биологической метисации.

На смену эволюционистскому подходу к изучению «индейской проблемы» в Мексике пришел культурологический. Его главными теоретиками были американский антрополог Франц Боас (1858-1942) и основоположник мексиканской антропологии Мануэль Гамио9 (1883-1960). М. Гамио, c одной стороны, продолжнает использовать понятие «раса» как исходную аналитическую категорию, а с другой стороны, вводит концепцию культуры, которая должна пониматься в контексте исторической ситуации каждой конкретной человеческой общности (идея культурного плюрализма Ф. Боаса). Таким образом, из этого парадоксального сочетания возник политический индихенистский дискурс, который предопределил развитие мексиканской антропологии последующих десятилетий.

В истории мексиканской антропологии 1930-1970-е гг. связываются с расцветом индихенистской прикладной антропологии10. Перед государством встает задача проведения тотальных преобразований в обществе, которые в первую очередь должны были касаться индейского населения, представляющего, по мнению мексиканских прогрессистов, самую «отсталую» часть общества. У мексиканской антропологии появилась практическая задача - производство систематического знания о сельском населении с целью лучшего им управления11, а мексиканские антропологи, по мнению некоторых исследователей, все чаще начали выступать в роли

9 Boas F. Textos de antropología. Madrid: Editorial Centro de Estudios Ramón Areces, 2008; Gamio M. Forjando patria. México: Ediciones Porrúa, 1916.

10 Кротц Э. Три этапа мексиканской антропологии в XX веке: национальная интеграция, социальная критика, академическая нормализация // Этнографическое обозрение. 2008. №№ 6. С. 112.

11Кротц Э. Три этапа мексиканской антропологии в XX веке. С. 111. Среди крупных антропологических проектов по изучению индейского населения Мексики в этот период следует отметить работу Роберта Рэдфилда «Юкатан. Переходная культура», опубликованная в 1941 г. по результатам полевой работы среди общин майя Юкатана. См.: Redfield R. Yucatán. Una cultura y transición. México: FCE, 1968.

государственных агентов12. В 1930-е гг. антропологи не только осуществляли свои исследования, но также способствовали (особенно в период президентства Л. Карденаса (1934-1940)) организации региональных конгрессов индихенистов, на которых представители этнических групп могли поднимать различные вопросы и выдвигать требования.

Широкая реформаторская деятельность Л. Карденаса, и, прежде всего, его аграрная реформа заставила историков и антропологов взглянуть на индейскую интеграцию под другим углом. Одним из самых ярких представителей мексиканского индихенизма этого периода является мексиканский археолог и антрополог Альфонсо Касо (189б-1970).

Помимо чисто практических исследований13, А. Касо продолжил разрабатывать теоретические основы построения мексиканской национальности, в частности, в своей статье «Определение индейца и индейского»14 (1948) выдвинул идею о том, что индихенизм должен быть направлен не на индивидуумов или нацию, а на общину. Индейская идентичность находится в общине и ее интегральное развитие и есть цель прикладной антропологии, что в то же самое время подразумевало «мексиканизацию» общины15.

Уже к середине 50-х гг. появляются работы, направленные на переосмысление всего предыдущего опыта индихенизма в Мексике. Ключевой работой этого периода является «Великие моменты индихенизма в Мексике»115 мексиканского философа Луиса Вильоро (1922-2014). В ней автор рассматривает проблему восприятия индейцев и индейского, начиная с периода Конкисты и до настоящего для автора момента, строя свое исследование на дихотомии отрицание - принятие. Вильоро признает, что

12 Александренков Э. Г. Индихенизм в Латинской Америке (политика и наука о коренных обитателях) / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 200б. № 188. С. 11.

13 Caso A. La religión de los aztecas. México, 193б; Caso A. Las exploraciones de Monte Albán, Trece obras maestras de arqueología mexicana. México, 1938.

14 Caso A. Definición del indio y de lo indio // América Indígena. 1948. Vol. VIII. № 4. P. 243.

15 Ibid. P. 243.

16 Villoro L. Los grandes momentos del indigenismo en México. México: Colegio de México, 1950.

последние «моменты индихенизма» представляют собой момент мексиканского духа, смотрящего на самого себя, для того, чтобы обнаружить и понять все свои внутренние противоречия, вызванные дихотомией «индейское - западное», и преодолеть их через принятие и любовь к собственному «Я»17.

К попыткам переосмысления политики ассимиляции индейского населения можно отнести работы мексиканских антропологов Гонсало Агирре Белтрана, Хулио де ла Фуэнте, Хуана Комаса18. Агирре Бельтран

19

вводит понятие «аккультурация» в качестве синонима контакта различных культур, влекущего за собой изменение в одной или в обеих культурах20. Таким образом, решение «индейской проблемы» состоит в аккультурации индейских групп, главным инструментом чего становится образование.

В 1970 г. некоторые инакомыслящие молодые мексиканские антропологи (Артуро Ворман, Гильермо Бонфил Баталья) опубликовали книгу «О том, что называют мексиканской антропологией»21, где была высказана резкая критика индихенистскому мышлению, как и бюрократии официальной антропологии, поставленной на службу тому или иному политическому режиму. В целом для этого периода характерен кризис институционального индихенизма, который оказался бессилен перед новыми социальными вызовами. Это в свое очередь спровоцировало появление ряда

17 Villoro L. Op.cit. P. 227.

18 Aguirre Beltrán G. El Proceso de Aculturación y el cambio socio-cultural en México. Universidad Nacional Autónoma de México UNAM. 1a ed. (UNAM), 1957; De la Fuente J. Definición, pase y desaparición del indio en México // América indígena. 1947. Vol. 7. №3; Comas J. Ensayos sobre indigenismo: Prólogo de Manuel Gamio. México: Instituto indigenista interamericano, 1953.

19 В отечественной историографии проблема аккультурации в мексиканской этнографии поднята И.Ф. Хорошаевой, которая определяет аккультурацию как процесс культурного взаимодействия и взаимных культурных влияний. См.: Хорошаева И.Ф. Проблема аккультурации в мексиканской этнографии // Современная американская этнография. Теоретические направления и тенденции. М.:Из-во РАН, 1963. С. 224.

20 Aguirre Beltrán G. Op. cit. P. 14.

21 Warman A., Bonfil G., Nolasco M. De eso que llaman antropología mexicana. México: Nuestro Tiempo, 1970.

исторических исследований, в которых анализируются причины провала

22

индихенистской политики .

В 1965 г. социолог Пабло Гонсалес Казанова опубликовал книгу «Демократия в Мексике»,23 где были приведены свидетельства многочисленных проявлений официального и неофициального авторитаризма в стране, а также осуждался режим «внутреннего колониализма» против индейского населения. Автор приводит огромное количество статистических данных, показывающих, что политика индихенистов не принесла ожидаемых результатов. Так, например, согласно данным 1960 г., 52 % сельских жителей по-прежнему оставались

24

неграмотными и сохраняли маргинальный статус .

В 1970-1990-е гг. заметное влияние на развитие мексиканской антропологии начали оказывать социологические и экономические теории советского экономиста А.В. Чаянова.

Одними из самых важных работ для «новой антропологии» 70-х гг. стали работы Анхеля Палерма, посвященные анализу мексиканского крестьянства «с марксистских позиций». В фокусе его исследований находилось мексиканское крестьянство как особая социальная группа. Автор принимал марксистскую терминологию25 и говорил о «крестьянском способе производства», а также выдвигал идею о соединении способов производства в рамках одной общественной формации в качестве объяснения устойчивости крестьянства, которое, однако, должно рассматриваться и как социокультурный сегмент, развивающий собственные семейные и общинные навыки управления26.

22 Medina H. A. Diez años decisivos // La quiebra política de la antropología social en México. México: UNAM, 1983. Tomo I: 27-74.; Ovale Fernández I. INI 30 años después. Revisión crítica. México: Instituto Nacional Indigenista, 1978.

23 González Casanova P. La democracia en México, México: Editorial Era, 1965.

24 González Casanova P. La democracia en México. P. 90.

25 Подробнее об антропологии и марксизме: Palerm A. Antropología y marxismo, México: CIESAS, 1980.

26 Palerm A. Modos de producción. México: Edicol, 1980.

В последние десятилетия, переориентация мексиканской антропологии связана с кризисом национальной идеологии. Роджер Бартра в своем сочинении «Клетка меланхолии»27 отвергает идею «идеальной» сельской жизни индейцев в качестве основы мексиканской сущности, и признает современность как главного разрушителя этого мира. Бартра полагает, что этот «мифологический конструкт» был придуман мексиканскими

антропологами XX в., и что «все наше прошлое сфальсифицировано для

28

нужд настоящего» .

В настоящее время мексиканские антропологи все чаще берут на себя политические функции, но уже не на стороне государства, как это было в первой половине XX в., а в качестве защитников интересов и прав индейских народов на сохранение культурной самобытности.

Что касается изучения «индейской проблемы» в последние десятилетия, то, с одной стороны, по-прежнему сохраняется фокус на изучение ее интеллектуальной составляющей (проблема конструирования образа индейца в исторической и антропологической литературе29, развитие индихенистской мысли30 ), так и на проблему индейских прав и индейской

27 Bartra R. La jaula de la melancolía. México: Grijalbo, 1987.

28 Ibid. P. 126.

29 Ершова Г.Г. Деятели культуры эпохи «встречи миров». Миссионер и конкистадор // Iberica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М.: Наследие,1997. С. 71- 83; Rozat G. Indios imaginarios e indios reales en los relatos de la conquista de México. México: Universidad Iberoamericana-Consejo Nacional para la Cultura y Las Artes, 2001; Ochoa L. (ed.) Conquista, transculturación y mestizaje: raíz y origen de México. México: UNAM, 1995; Todorov T. La conquista de América: el problema del otro. México: Siglo XXI, 1987.

30 Кротц Э. Три этапа мексиканской антропологии в XX веке: национальная интеграция, социальная критика, академическая нормализация // Этнографическое обозрение. 2008. №6. С. 111-120; Александренков Э.Г. Индихенизм в Латинской Америке (политика и наука о коренных обитателях) / Исследования по прикладной и неотложной этнологии.

2006. № 188. Mосква: РАН; Шинкаренко А. А. Становление индихенизма в Латинской Америке // Латинская Америка. 2011. №10. С. 76-88; Sámano R. M. El indigenismo institucionalizado en México (1936-2000) // La construcción del Estado nacional: democracia, justicia, paz y Estado de derecho". XII Jornadas Lascasianas. Instituto de Investigaciones Jurídicas de la UNAM. Serie Doctrina Jurídica. 2004. № 179; Medina H. A. Recuentos y Configuraciones. Ensayos de Antropología Mexicana. México: IIA/UNAM, 1996; Favre H. El indigenismo. México: Fondo de Cultura Económica, 1998.; Korsbaek L., Sámano-Rentería M. A. El indigenismo en México: Antecedentes y Actualidad. Ra Ximhai Vol. 3. №1, Enero - Abril

2007. P. 195-224; Marzal M. Historia de la antropología. Primera parte: Antropología

автономии в новых условиях мировой глобализации31. В отечественной историографии проблемы этнической интеграции и этнических процессов в Мексике были подняты в работах И.Ф. Хорошаевой32, П.В. Грибанова33, И.В. Соколовой34, Т.В Гончарова35.

Культурная интеграция индейского населения Мексики в первой половине XX в. представлена сквозь призму образовательной политики36. Стоит отметить, что первые работы по данной теме начали появляться уже в 20-е гг. XX в. и были описанием основных образовательных стратегий с целью более эффективной интеграции индейского населения37.

indigenista. Lima: ABYA YALA, 1996; Krotz E. El indigenismo en México // Filosofía de la cultura. México, 1998; Landa B. M. Indigenismo y antropología: experiencia disciplinar y práctica social. México, 2011.

31 Krotz E. La nación ante los derechos de sus pueblos indígenas sobre cultura y relaciones interculturales desde una perspectiva antropológica // Estudios sobre las culturas contemporáneas. 2009. №. 30. 2009. P. 11-27; Krotz E. El pueblo maya y sus derechos // Nueva Antropología. Revista de Ciencias Sociales. 1998. № 54. P. 135-138; Odello M. El derecho a la identidad cultural de los pueblos indígenas de América: Canadá y México. Madrid: Universidad Nacional de Educación a Distancia, 2012; Graham R. The Idea of Race in Latin America, 18701940. Austin: Texas University Press, 1990.

32Хорошаева И. Ф. Мексика. Этническая история и национальные отношения // Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1974. C. 48-86. Хорошаева И.Ф. Социальная активность индейцев в современной Мексике // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. С. 191-198.

33 Грибанов П.В. Этнические процессы в Мексике // Этнографическое обозрение. 1996. №5. С. 57-70.; Грибанов П. В. Индейская община и мексиканское общество; некоторые аспекты социального взаимодействия // Америка после Колумба. М., 1992.

34 Соколова И. В. Государство и индейские этносы в современной Мексике // Расы и народы. М., 1992. С. 117-142.; Соколова И.В. Этнические процессы у индейцев Мексики // Российский этнограф. Вып. 20. М., 1993. С. 213-227

35 Гончарова Т.В. Индейское движение в Латинской Америке // История Латинской Америки: Вторая половина ХХ века. М.: Наука, 2004. С. 503-523.

36 Palacios G. La pluma y el arado. Los intelectuales pedagogos y la construcción sociocultural del "problema campesino" en México, 1932-1934. México: Colegio de México, 1999; Historia mínima de la educación en México. / Pablo Escalante (et. al.). México: El Colegio de México, 2010.

37 Corona E. Medios prácticos para la educación e incorporación del indio. México, 1929; Las misiones Culturales en 1927. Las escuelas normales rurales. México: Secretaría de Educación Pública, 1928; Ramírez R. Historia, orígenes y tendencias de las Misiones Culturales. Éxitos y fracasos. — Breve análisis de las causas. Por el Profesor Rafael Ramírez, director de las Misiones Culturales. México: Secretaría de Educación Pública, 1927; Vasconcelos J. Antología de textos sobre educación México. Introd. y selec. de Alicia Molina. México: Secretaría de Educación Pública. Fondo de Cultura Económica, 1981; Sáenz M. Escuelas federales en la sierra de Puebla. México: Secretaría de Educación Pública, 1927.

Одним из первых, кто начал критиковать идею образования как инструмента интеграции, стал антрополог Г. Агирре Белтран, представляющий собой новой направление индихенистов. В своей работе «Теория и практика индейского образования»38 автор высказывает мнение, что главная задача индейского образования состоит в том, чтобы «открыть ученикам, в зависимости от их способностей, склонностей и потребностей, путь, который приведёт их к лучшей технической или профессиональной подготовке, что в свою очередь обеспечит более высокий уровень жизни и статус»39. Начиная с этого периода появляется множество работ, посвященных изучению образовательных проектов как основному инструменту социальных преобразований в стране и интеграции коренного

40

населения .

В современной историографии продолжается дискуссия относительно того, существовал ли в реальности единый образовательный проект в начальные годы Мексиканской революции. Алан Найт полагает, что с самого начала Революции был разработан культурный проект, направленный на объединение мексиканской нации41. Элси Роквелл, напротив, считает, что в 1910 г. еще не существовало очевидной связи между образованием и революцией, и в этот период можно говорить о множестве различных идей относительно образования42.

В последние десятилетия внимание историков обратилось к проблеме взаимоотношения между государством и личностью, осуществляемого через различные социальные институты, в том числе школы. Следует выделить

38 Aguirre Beltrán G. Teoría y práctica de la educación indígena. México: Secretaría de Educación Pública, 1973.

39 Aguirre Beltrán G. Teoría y práctica de la educación indígena P. 18.

40 Raby D. Educación y revolución social en México. México: SEP, 1974; Saenz M. México íntegro. México: SEP, 1983; La escuela rural mexicana. México: FCE, SEP, 1981.; Educación rural e indígena en Iberoamérica / coord. Pilar Gonzalbo Aizpuru. México: Colegio de México, 1996; Ramírez Casteñada E. Educación indígena en México. México: UNAM, 2006.

41 Knight A. Popular Culture and the Revolutionary State in Mexico, 1910-1940 // Hispanic American Historical Review. 1994. № 74. P. 393-444.

42 Rockwell E. Hacer Escuela, hacer Estado. La educación posrevolucionaria vista desde Tlaxcala. Zamora, Michoacán: CIESAS, 2007. P. 22.

работы американской исследовательницы Мэри Вон «Школа и общество в период карденизма»43, «Культурная политика в эпоху революции. Учителя, крестьяне и школы в Мексике в 1930-1940 гг.»44. Эти исследования представляют собой широкий обзор отношений между государственными структурами, индейскими крестьянами и учителями в качестве посредников между первыми и вторыми. В том же ключе написана работа другой американской исследовательницы Элси Роквелл «Сделать школу, сделать

45

революцию» , в которой проводится микроисторический анализ школы в Тлашкале, которая отражает все перипетии построения нового государства в постреволюционный период. В качестве примера микроистории и региональной истории также можно назвать работы Марты Марии Мендосы46, Йонатана Гамбоа Эрреры47, Белинды Кастильо48, Хуана Кастильо Кокома49, Игнасио Лойо50, которые проанализировали особенности образовательной политики в каждом из регионов и ее влияния на социокультурные изменения в обществе. В отечественной историографии проблема индейского образования в Мексике была рассмотрена в работах А.Е. Солдатовой51.

43 Quintanilla S., Vaughan M.K. Escuela y sociedad en el período cardenista. México: FCE, 1997.

44 Vaughan M.K. La política cultural en la revolución. Maestros, campesinos y escuelas en México, 1930-1940. México: SEP, FCE, 2000.

45 Rockwell E. Op. cit.

46 Mendoza Ramírez M. Las misiones culturales y la escuela rural en Quintana Roo, 1927 - 1934. México: CIESAS, 2014.; Mendoza Ramírez Historia de la educación rural en Yucatán (19151940) // Escuela y proceso cultural. Ensayos sobre el sistema de educación formal dirigido a los mayas / J. Lizama Quijano (coord.). México: CIESAS, 2008. P. 21-55.

47 Gamboa Herrera J. Los primeros pasos de las Misiones Culturales y sus huellas en la educación rural de San Luis Potosí, 1923-1932. Tesis de maestría. San Luis Potosí: Universidad San Luis Potosí, 2009.

48 Castillo B. La escuela racionalista de Yucatán. Una experiencia mexicana de educación anarquista (1915-1923). México, 2005.

49 Castillo Cocom J., Castañeda Quetzil E. Estrategias Identitarias: Educación y la antropología historica en Yucatán. Mérida, México: Universidad Pedagógica Nacional, 2004.

50 Loyo E. Gobiernos revolucionarios y educación popular en México, 1911-1928. México, D.F.: Colegio de México, 1999.

51 Солдатова А. Е. Образовательная политика как один из аспектов решения индейской проблемы в Мексике // Ибероамерика в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы. Научная конференция молодых ученых (24 апреля 2012 г.). Сборник докладов. Москва: ИЛА РАН, 2013. С. 42-49.; Солдатова А.Е. Национальная

Вопрос экономической интеграции индейского населения Мексики и Юкатана, в частности, преимущественно рассматривается через призму аграрных реформ в годы революции, в первые постреволюционные годы, а также в период президентства Ласаро Карденаса (1934-1940).

Одна из первых классических работ по истории аграризма в Мексике принадлежит американскому историку Фрэнку Танненбауму52. В своей работе «Мексиканская аграрная революция» он выстраивает дихотомию «город-деревня», которая является источником глубоких социокультурных различий. Автор приходит к выводу, что революция в Мексике исходила из крестьянских общин53, в то время как «город» представлял собой оплот консерватизма и оппортунизма. Начиная с работы Танненбаума, появляется целая историографическая традиция, согласно которой одна из главных ролей в Мексиканской революции отводится индейскому крестьянству, борющемуся за возвращение утраченных земель54. Приблизительно с середины 1980-х гг. возникает так называемая «ревизионистская историография», представители которой доказывали, что крестьянство не было главной движущей силой мексиканской революции, а основной импульс исходил от так называемого «среднего класса» и лидеров-революционеров55. Также критике подверглась устоявшаяся теория о том, что главным источником экономической отсталости и эксплуатации является асьенда, особенно в зоне производства хенекена (Юкатан). Среди критиков

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Молодчикова Татьяна Сергеевна, 2021 год

ЛИТЕРАТУРА

106. Александренков Э.Г. Индихенизм в Латинской Америке (политика и наука о коренных обитателях) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. 2006. № 188. Москва: РАН. - 31 с.

107. Альперович М. С., Руденко Б. Т. Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США / М.С. Альперович. Москва.: Соцэкгиз, 1958. - 330 с.

108. Альперович М.С. Рождение мексиканского государства / М.С. Альперович. М., 1979. -168 с.

109. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследования культуры. Т.1. Интерпретации культуры. СПБ: Университетская книга, 1997. - С. 509-519.

110. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. - 576 с.

111. Гирц К. Интерпретация культур / К. Гирц. Москва: РОССПЭН, 2014. -560 с.

112. Глущенко И.В. Советский просветительский проект: ликвидация неграмотности среди взрослых в 1920-1930-е гг. // Вопросы образования. - 2015. - №3. - С. 246-282.

113. Гончарова Т.В. Индейское движение в Латинской Америке // История Латинской Америки: Вторая половина ХХ века. М. Наука, 2004. - С. 503523.

114. Грибанов П. В. Индейская община и мексиканское общество; некоторые аспекты социального взаимодействия // Америка после Колумба. М., 1992. - С. 243-250

115. Грибанов П.В. Этнические процессы в Мексике // Этнографическое обозрение. -1996. - №5. - С. 57-70.

116. Гуляев В.И. История Мезоамериканской археологии / В. И. Гуляев. М.: ИА РАН, 2010. - 316 с.

117. Ершова Г.Г. Деятели культуры эпохи «встречи миров». Миссионер и конкистадор // Iberica Americans. Тип творческой личности в латиноамериканской культуре. М.: Наследие, 1997. - С. 71- 83.

118. Ершова Г.Г. Культурная революция как механизм трансформации общества / Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований: сборник научных трудов / гл. редактор Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - C. 381389.

119. Земсков Б. В. Первооткрыватели Нового Света // Хроники открытия Америки. Новая Испания. Книга I: Исторические документы: пер. с исп. М., 2000. - C. 5-21.

120. Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под редакцией И.П.Дементьева, А.И.Патрушева. М., 2000. -432 с.

121. Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики / Отв. ред. В.А. Тишков. М.: Наука, 1985. - 360 с.

122. История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI - XIX веков / Сост. Е.А. Ларин. М.: Наука, 2010. - 810 с.

123. История Латинской Америки. 1918 - 1945. / Отв. ред. Калмыков Н.П. М.: Наука, 1999. - 485 с.

124. Клейн Л.С. История антропологических учений / Л.С. Клейн. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 744 с.

125. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки / Отв. ред. В.Н. Кутейшикова. М.: Наука, 1978. -189 с.

126. Кротц Э. Три этапа мексиканской антропологии в XX веке: национальная интеграция, социальная критика, академическая нормализация; пер. с исп. Э. Г. Александренкова // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 6. - С. 111-120.

127. Ларин Е.А. Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2007. - 494 с.

128. Литература Латинской Америки: История и современные процессы. М.: Институт Латинской Америки РАН, 1985. - 166 с.

129. Медушевская О. М. Теория и методология когнитивной истории / О.М. Медушевская. М.: РГГУ, 2008. - 361 с.

130. Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М.: Наука, 1974. - 352 с.

131. Одиссей: Человек в истории: Образ "другого" в культуре / отв. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 1994. - 336 с.

132. Открытие и колонизация Латинской Америки европейцами: исторические особенности и значения. Реферативный сборник. / под. ред. Н.А Лапиной, А.Г. Лосевой. ИНИОН АН СССР, 1990. - 222 с.

133. Ремизова М.Н. Интерпретация понятия «социокультурное пространство» в классической социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. - № 10. - С. 158-161.

134. Сеа Л. Философия американской истории / Л. Сеа. М.: Прогресс, 1984. -352 с.

135. Соколова И. В. Государство и индейские этносы в современной Мексике // Расы и народы. М., 1992. - С. 117-142.

136. Соколова И.В. Этнические процессы у индейцев Мексики // Российский этнограф. Вып. 20. М., 1993. - С. 213-227.

137. Солдатова А. Е. Образовательная политика как один из аспектов решения индейской проблемы в Мексике // Ибероамерика в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы. Научная конференция молодых ученых (24 апреля 2012 г.). Сборник докладов. Москва: ИЛА РАН, 2013. - С. 42-49.

138. Солдатова А.Е. Национальная государственная политика образования автохтонного населения Мексики // Новая и новейшая история. -2013. -№5. - С. 189-195.

139. Сорокин П.А. Структура социокультурного пространства // П. Сорокин: Новые материалы к научной биографии. Отв. ред. Ефременко Д. В., Кротов П. П. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2012. - 232 с.

140. Строганов А. И. Новейшая история стран Латинской Америки. М.: Высшая школа, 1995. - 415 с.

141. Строганов А.И. Латинская Америка: страницы истории ХХ века. М.: Либроком, 2011. - 168 с.

142. Хорошаева И. Ф. Мексика. Этническая история и национальные отношения // Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1974. - С. 48-86.

143. Хорошаева И.Ф. Социальная активность индейцев в современной Мексике // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики. - С. 191-198.

144. Шинкаренко А. А. Становление индихенизма в Латинской Америке // Латинская Америка. - 2011. - № 10. - С. 76-88.

145. Aguirre Beltrán G. Teoría y práctica de la educación indígena // Revista Mexicana de Sociología. - 2004. -Vol. 16. -№ 2. - P. 61-81.

146. Aguirre Beltrán G. El Proceso de Aculturación y el cambio socio-cultural en México / G. Aguirre Beltrán. México: Universidad Nacional Autónoma de México, 1957. -238 p.

147. Aguirre Beltrán G. Teoría y práctica de la educación indígena / G. Aguirre Beltrán. México: Secretaría de Educación Pública, 1973. -282 p.

148. Althusser L. Ideología y aparatos ideológicos de estado. México: INAH, Escuela Nacinal de Antropología e Historia, 1975. -72 p.

149. Arteaga Castillo B. La escuela racionalista en Yucatán. Una experiencia mexicana de la educación anarquista (1915-1923) / B. Arteaga Castillo. México: UPN, 2005. - 298 p.

150. Askinasy S. El problema agrario de Yucatán / S. Askinasy. México: Ediciones Botas, 1936. -114 p.

151. Askinasy S. El problema agrario de Yucatán // Revista de Geografía Agrícola. 1983. №4. P. 195-232.

152. Baños Ramírez O. Yucatán: ejidos sin campesinos / O. Baños Ramírez Mérida: Universidad Autónoma de Yucatán, 1989. - 336 p.

153. Barre M-Ch. Ideologías indigenistas y movimientos indios / M-Ch. Barre. México: Siglo XXI, 1983. 250 p.

154. Bartra R. La jaula de la melancolía / R. Bartra. México: Grijalbo, 1987. - 271 p.

155. Basave Benítez A. Andrés Molina Enríquez: con la Revolución a cuestas / A. Basave Benitez. México: Fondo de Cultura Económica, 2002. -173 p.

156. Basave Benítez A. México Mestizo. Análisis del nacionalismo mexicano en torno a la mestizofilia de Andrés Molina Enríquez / A. Basave Benítez. México: Sección de obras de Historia, Fondo de Cultura Económica, 1992. -167 p.

157. Bauer A. J. Rural Workers in Spanish America: Problems of Peonage and Oppression // The Hispanic American Historical Review. -1979. -Vol. 59. -№. 1. - P. 34-63.

158. Blancarte R. (comp.) Cultura e identidad nacional / R. Blancarte. México: Fondo de Cultura Económica, 1994. - 424 p.

159. Bonfil Batalla G. Andrés Molina Enríquez y la sociedad indianista mexicana. El indigenismo en las vísperas de Revolución // Anales del Instituto nacional de antropología e historia. 1965. Tomo XVIII. - P. 217-232.

160. Bonfil Batalla G. México profundo. Una civilización negada / G. Bonfil Batalla México: Grijalbo, 1990. -250 p.

161. Bracamonte y Sosa P. La memoria enclaustrada. Historia indígena de Yucatán 1750-1915 / P. Bracamonte y Sosa. México: CIESAS, 1994. -253 p.

162. Brading A. La política nacional y la tradición populista // Caudillos y campesinos en la revolución mexicana. FCE, México, 1985. - P. 13-31.

163. Brokmann C. Alfonso Caso, el indigenismo y la política cultural. [Electronic resource] https://archivos.iuridicas.unam.mx/www/biv/libros/8/3535/25.pdf (accessed 02.08.2017).

164. Calderon Mólgora M. Educación rural, experimentos sociales y estado en México: 1910-1933 / M. Calderon Mólgora. Michoacán: El Colegio de Michoacán, 2018. - 418 p.

165. Calderon Mólgora M. Educación rural, trabajo social y Estado en México: 1920-1933 // Revista Mexicana de Historia de la Educación. - 2016. - № 8. -P. 153-173.

166. Carey J.C. The Mexican Revolution in Yucatan, 1915-1924 / J.C. Carey. Boudler: Westview press, 1984. -251 p.

167. Cárdenas L. El problema indígena de México / L. Cárdenas. México: DAI, 1940. -16 p.

168. Castillo B. La escuela racionalista de Yucatán. Una experiencia mexicana de educación anarquista (1915-1923) / B. Castillo. México: Universidad Pedagógica nacional, 2005. - 296 p.

169. Castillo Cocom J., Castañeda Quetzil E. Estrategias Identitarias: Educación y la antropología histórica en Yucatán. / J. Castillo Cocom, E. Castañeda Quetzil. Mérida, México: Universidad Pedagógica Nacional, 2004. - 293 p.

170. Castillo Ramírez G. Imaginarios de pueblos indígenas y nación a fines del México revolucionario. Forjando Patria: génesis del ideario del indigenismo del siglo XX // Margen. 2013. Núm. 70. [Electronic resource]. - Electronic data. - Mode a^ess: http://www.margen.org/suscri/margen70/castillo.pdf (дата обращения 13.09.2017)

171. Chacón R.D. Rural Educational Reform in Yucatán: From the Porfiriato to the Era of Salvador Alvarado, 1910-1918 // The Americas. -1985. -Vol. 42. - № 2. - P. 207-228.

172. Clavijero F. J. Historia Antigua de México. T. 1 - 4. / F. Clavijero. México: Editorial del Valle de México, 1978. - 439 p.

173. Córdova A. El pensamiento social y político de Andrés Molina Enríquez. / prólogo a «Los grandes problemas nacionales y otros textos», 1911-19. México: Era, 1983. - P. 11-68.

174. Corona E. Medios prácticos para la educación e incorporación del indio / E. Corona. México, s/e., 1929. - 42 p.

175. Duncan D. Life and Letters of Herbert Spencer / D. Duncan. New York: Appleton. - 632 p.

176. Durán E. Cárdenas y el gran ejido henequenero de Yucatán / E. Durán. México: Costa Amic, 1963. - 94 p.

177. Ershova G., Knórozov Y. Diego de Landa como fundador del estudio de la cultura maya // Anales del Museo de América. -1994. -№ 2. - P. 21-32.

178. Fábregas A. El concepto de región en la literatura antropológica. Tuxtla Gutiérrez: Instituto Chiapaneco de Cultura, 1992. - 37 p.

179. Fallow B. Cárdenas Compromised. The Failure of Reform in Postrevolutionary Yucatán. / B. Fallow. Durham: Duke University Press, 2001. - 222 p.

180. Favre H. El indigenismo. / H. Favre. México: Fondo de Cultura Económica, 1998. -153 p.

181. Fell C. José Vasconcelos: los años del águila, 1920-1925: educación, cultura e iberoamericanismo en el México postrevolucionario / C. Fell. México: UNAM, 1989. -742 p.

182. Fernández J.M. Del indigenismo al indianismo: ¿cambio semántico o giro copernicano en la ideología y política indigenista interamericana? // América Latina en el umbral del siglo XXI. Madrid, 1997. Electronic resource]. -Electronic data. - Mode a^ess:

http://webs.ucm.es/info/cecal/encuentr/areas/antropol/5a/indig.htm (дата обращения 10.09. 2018)

183. Fuente de. J. Educación, antropología y desarrollo de la comunidad. / J. De La Fuente. México: Instituto Nacional Indigenista, 1964. - 315 p.

184. Gamboa Herrera J. Los primeros pasos de las Misiones Culturales y sus huellas en la educación rural de San Luis Potosí, 1923-1932. TESIS. / J. Gamboa Herrera. San Luis Potosí. 2009. -194 p.

185. García Mora C. La antropología en México. Panorama histórico. T. II. Los hechos y los dichos (1880-1986). / C. García Mora. México: Instituto nacional de Antropología e Historia, 1987. - 527 p.

186. Gibson Ch. The Aztecs Under Spanish Rule: A History of the Indians of the Valley of Mexico, 1519-1810. / Ch. Gibson. Stanford: Stanford University Press, 1964. - 657 p.

187. González Casanova P. La democracia en México / P. González Casanova. México: Editorial Era, 1965. - 261 p.

188. González Navarro M. Raza y tierra: La guerra de castas y el henequén / M. González Navarro. México: Colegio de México, 1970. - 392 p.

189. Graham R. The Idea of Race in Latin America, 1870-1940 / R. Graham. Austin: Texas University Press, 1990. -135 p.

190. Guevara Niebla G. La educación socialista en México (1934-1945) / G. Guevara Niebla México: El Caballito Ed., 1985. -159 p.

191. Historia mínima de la educación en México / Pablo Escalante (et. al.). México: El Colegio de México, 2010. - 261 p.

192. Irving Reynoso J. Manuel Gamio y las bases de la política indigenista en México // Andamios. - 2013. -Vol.10. -№.22. - P. 333-335.

193. Jiménez Alarcón C. Rafael Ramírez y la escuela rural mexicana / C. Jiménez Alarcón México: SEP, 1986. -156 p.

194. Jones Grant D. Anthropology and History in Yucatan / D. Jones Grant Austin: University of Texas Press, 1977. - 344 p.

195. Joseph G. M. Revolución desde afuera. Yucatán, México y los Estados Unidos, 1880-1924 / G. M. Joseph. México: Fondo de Cultura Económica, 1992. - 381 p.

196. Knight A. Caudillos y campesinos en el México revolucionario, 1910-1917 // Caudillos y campesinos en la revolución mexicana. México: FCE, 1985. -P. 34-35.

197. Knight A. La revolución cósmica. Utopías, regiones y resultados, México 1910-1940 / Knight A. México: FCE, 2015. -196 p.

198. Knight A. Popular Culture and the Revolutionary State in Mexico, 1910-1940 // Hispanic American Historical Review. -1994. - № 74. - P. 393-444.

199. Knight A. Mexican Peonage: What Was It and Why Was It? // Journal of Latin American Studies. -1986. -Vol. 18. - №.1. - P. 41-74.

200. Korsbaek L., Sámano-Rentería M.A. Indigenismo en México: antecedentes y actualidad. // Ra Xinmhai. - 2007. - №1. - P. 195-224.

201. Kourí E. (coord.) En busca de Molina Enríquez: cien años de Los grandes

problemas nacionales / E. Kourí. México: El Colegio de México, 2009. - 333 p.

202. Krauze E. Caudillos culturales en la Revolución mexicana / E. Krauze. México: Tusquets Ed., 2014. - 422 p.

203. Krotz E. El indigenismo en México // Filosofía de la cultura. Madrid: Trotta, 1998. P. 163-178.

204. Krotz E. El pueblo maya y sus derechos // Nueva Antropología. Revista de Ciencias Sociales. - 1998. - № 54. - P. 135-138.

205. Krotz E. Diálogos interculturales en la Península de Yucatán: perspectivas para las relaciones entre la sociedad maya y la no maya // Temas antropológicos: Revista científica de investigaciones regionales. - 2004. -Vol. 26. - № 1. - P. 33-54.

206. Krotz E. La nación ante los derechos de sus pueblos indígenas: sobre cultura y relaciones interculturales desde una perspectiva antropológica // Estudios sobre las culturas contemporáneas. - 2009. - № 30. - P. 11-27.

207. La política indigenista en México: métodos y resultados / A. Caso (et.al.). México: Instituto Nacional Indigenista, 1954. - 303 p.

208. Landa B. M. Indigenismo y antropología: experiencia disciplinar y práctica social / B.M. Landa. Xalapa: Universidad Veracruzana, 2011. -186 p.

209. Lapointe M. La reforma agraria de Cárdenas en Yucatán // Relaciones: Estudios de Historia y Sociedad. -1985. - Vol. 6. - № 3. - P.35-56.

210. Lazarín Miranda F. José Vasconcelos. Apóstol de la educación // Casa del Tiempo. - 2009. - №4. - P. 11-14.

211. Llinares Joan B. La construcción del tipo del "salvaje" en Homero // Ludus vitalis: revista de filosofía de las ciencias de la vida. №4. 1996. P. 101 - 126

212. Lloyd H. Las Misiones Culturales Mexicanas y su programa / Lloyd H. París: UNESCO, 1951. - 82 p.

213. López Hernández H. De la gloria prehispánica al socialismo. Las políticas indigenistas del Cardenismo // Cuicuilco. - 2013. - №57. - P. 47 - 74.

214. López J. José Vasconcelos y la educación mexicana // Revista Historia de la Educación Latinoamericana. - 2005. -Vol.7. - P. 139-159.

215. Loyo E. Escuelas rurales "Artículo 123" (1917-1940) // Historia Mexicana. -1990. - Vol. 40. - №2. - P. 299-366.

216. Loyo E. Gobiernos revolucionarios y educación popular en México, 19111928 / E. Loyo. México, D.F.: Colegio de México, 1999. - 369 p.

217. Loyo E. La Casa del Pueblo y el maestro rural mexicano / E. Loyo. México: SEP, 1985. - 157 p.

218. Marzal M. Historia de la antropología / Marzal M. Primera parte: Antropología indigenista. Lima: ABYA YALA, 1996. - 543 p.

219. Matos Moctezuma E. Arqueología e indigenismo / E. Matos Moctezuma. México: SEP, 1972. - 234 p.

220. McBride G. Los sistemas de propiedad rural en México // Problemas Agrícolas e Industriales de México. -1951. - № 3. - P. 71-74.

221. Medin T. Ideología y praxis política de Lázaro Cárdenas / T. Medin. México: Siglo XXI, 2003. - 237 p.

222. Medina A. Diez años decisivos // La quiebra política de la antropología social en México. México: UNAM, 1983. Tomo I. - P. 27-74.

223. Medina A. Los paradigmas de la antropología mexicana // Nueva Antropología. -1995. -Vol. 12. - № 48. - P. 19-37.

224. Medina A. Recuentos y Configuraciones. Ensayos de Antropología Mexicana / A. Medina. México: IIA/UNAM, 1996. - 287 p.

225. Mendoza Ramírez Historia de la educación rural en Yucatán (1915-1940) // Escuela y proceso cultural. Ensayos sobre el sistema de educación formal dirigido a los mayas. México: CIESAS, 2008. - P. 21-55.

226. Mendoza Ramírez M. Las misiones culturales y la escuela rural en Quintana Roo, 1927 - 1934 / M. Mendoza Ramírez. México: CIESAS, 2014. -160 p.

227. Meneses Morales E. Tendencias educativas oficiales en México, 1911-1934: la problemática de la educación mexicana durante la revolución y los primeros lustros de la época posrevolucionaria / E. Meneses Morales. México, 1986. -958 p.

228. Mesa Andraca M. El problema agrario en México // Problemas agrícolas e industriales en México. 1946. Vol. 1. - P. 3-48.

229. Moraga Valle F. Las ideas pedagógicas de Tolstoi y Tagore en el proyecto vasconcelista de educación, 1921-1964 // Historia Mexicana. - 2016. - №3. -P. 1341 -1404.

230. Mora L. A. Francisco de Vitoria y Bartolomé de Las Casas desde la perspectiva del pensamiento decolonial // Revista Ixchel. 2009. № 1. [Electronic resource]. - Electronic data. - Mode a^ess: http://www.academia.edu/301898/Francisco de Vitoria y Bartolom%C3% A9 de Las Casas desde la perspectiva del pensamiento decolonial Enc ubrimiento o reconocimiento del Otro (дата обращения 12.04.2017)

231. Morales Jiménez A. Maestros de la Revolución Mexicana / A. Morales Jiménez. México: INEHRM, 1987. - 341 p.

232. Moreno Acevedo E. Redescubriendo a Felipe Carrillo Puerto ¿Apóstol de los mayas, ideólogo del socialismo yucateco, intelectual no reconocido? //

Revista de la Universidad Autónoma de Yucatán. - 2005. - № 233. - P. 1025.

233. Morgan L. Ancient Society / L. Morgan. Tucson: University of Arizona, 1985.

- 560 p.

234. Moya López L. Andrés Molina Enríquez: Una sociología de la raza // Sociología. 1994. № 26. [Electronic resource]. - Electronic data. - Mode acсess:http://www.sociologicamexico.azc.uam.mx/index.php/Sociologica/art icle/view/697 (дата обращения 25.08.2018)

235. Nickel H. El peonaje en las haciendas mexicanas. Interpretaciones, fuentes, hallazgos / H. Nickel. México: Arnold Bergstraesser Institut-Universidad Iberoamericana, 1997. - 464 p.

236. Nickel H. Las deudas de los sirvientes en las haciendas henequeneras de Yucatán. Datos empíricos, constructos y su uso instrumental // Jahrbuch für Geschichte Lateinamerikas. Anuario de Historia de America Latina. - 1996.

- Vol. 33. - Issue 1. - P. 313-361.

237. Nueva historia mínima de México / Pablo Escalante (et. al.). México: El Colegio de México, 2004. - 315 p.

238. Ocampo López J. Justo Sierra "El maestro de América" // Revista Historia de la Educación Latinoamericana. - 2010. -Vol. 15. - P. 13-38.

239. Ochoa L. (ed.) Conquista, transculturación y mestizaje: raíz y origen de México. México: UNAM, 1995. -168 p.

240. Odello M. El derecho a la identidad cultural de los pueblos indígenas de América: Canadá y México / M. Odello. Madrid: Universidad Nacional de Educación a Distancia, 2012. - 484 p.

241. Ortega R.P. Bartolomé de las Casas: en búsqueda del rosto amable de la conquista // Teoría y critica de la psicología. - 2011. - № 1. - P. 2-25.

242. Ortiz Yam I. De milperos a henequeneros en Yucatán, 1870-1937 / I. Ortiz Yam México: El colegio de México, 2013. - 226 p.

243. Ovale Fernández I. INI 30 años después. Revisión crítica / I. Ovale Fernández México: Instituto Nacional Indigenista, 1978. - 400 p.

244. Palacios G. La pluma y el arado. Los intelectuales pedagogos y la construcción sociocultural del "problema campesino" en México, 1932-1934 / G. Palacios. México: Colegio de México, 1999. - 261 p.

245. Palerm A. Modos de producción / A. Palerm. México: Edicol, 1980. -107 p.

246. Palerm A. Antropología y marxismo / A. Palerm. México: CIESAS, 1980. -224 p.

247. Palerm A. Historia de la etnología. 1. Los precursores / A. Palerm. México: Centro de Investigaciones Superiores. Instituto Nacional de Antropología e Historia, 1974. - 319 p.

248. Peña de. G. Nacionales y extranjeros en la historia de la historia de la antropología mexicana // La historia de la antropología en México. Fuentes y transmisión. México: Plaza y Valdes Editores, 1996. - P. 41-83.

249. Peña G. La antropología social y cultural en México / seminario "Anthropology in Europe". Madrid, 2008. [Electronic resource]. - Electronic data. - Mode a^ess: http://www.redalyc.org/pdf/623/62310203.pdf (дата обращения 11.06. 2016)

250. Potash R. Historiografía de México independiente // Historia mexicana. -1961. -Vol. 10. - №3. - P. 361-412.

251. Quintanilla S., Vaughan M.K. Escuela y sociedad en el período cardenista / S., Quintanilla, M.K. Vaughan. México: FCE, 1997. - 281 p.

252. Raby D. Educación y revolución social en México / D. Raby. México: SEP, 1974. - 254 p.

253. Ramírez R. Historia, orígenes y tendencias de las Misiones Culturales. Éxitos y fracasos. Breve análisis de las causas. Por el Profesor Rafael Ramírez, director de las Misiones Culturales / Ramírez R. México: Secretaría de Educación Pública, 1927. - 56 p.

254. Ramírez R. La escuela rural mexicana / R. Ramírez. México: FCE, SEP, 1981. - 214 p.

255. Rockwell E. Hacer Escuela, hacer Estado. La educación posrevolucionaria vista desde Tlaxcala. Zamora / Rockwell E. Michoacán: CIESAS, 2007. -406 p.

256. Romero Miguel A. S. La situación jurídica del indio durante la conquista // Revista de la Facultad de Derecho de México. - 2004. - № 242. - P. 229260.

257. Rozat G. Indios imaginarios e indios reales en los relatos de la conquista de México / G. Rozat. México: Universidad Veracruzana Editorial, 2002. - 337 p.

258. Rozenzweig F. El desarrollo económico de México de 1877 a 1911 // El Trimestre Económico. -1965. -Vol.32. - № 127. - P. 405-454.

259. Sáenz M. Escuelas federales en la sierra de Puebla / M. Sáenz. México: Secretaría de Educación Pública, 1927. -105 p.

260. Sáenz M. México íntegro / M. Sáenz. México: SEP, 1983. -193 p.

261. Sámano Rentería M. El indigenismo institucionalizado en México (19362000) // La construcción del Estado nacional: democracia, justicia, paz y Estado de derecho". XII Jornadas Lascasianas. Instituto de Investigaciones Jurídicas de la UNAM. Serie Doctrina Jurídica. - 2004. - №. 179. - P. 141158.

262. Santiago Sierra A. Las Misiones Culturales / A. Santiago Sierra. México: Secretaría de Educación Pública, 1973. - 188 p.

263. Sarkisyanz M. Felipe Carrillo Puerto: Actuatión y muerte del Apóstol "Rojo" de los Mayas / M. Sarkisyanz. Mérida, 1995. - 520 p.

264. Savarino F. Etnicidad y jerarquía: la formación histórica de la sociedad poliétnica en Yucatán // Dimensión antropológica. - 1999. - Vol. 17. - P. 3765

265. Savarino F. Pueblos y nacionalismo, del régimen oligárquico a la sociedad de masas en Yucatán, 1894-1925 / F. Savarino. México: Instituto Nacional de Estudios Históricos de la Revolución Mexicana, 1997. - 457 p.

266. Savarino F., Pérez M. El cultivo de las élites. Grupos económicos y políticos en Yucatán en los siglos XIX y XX / F. Savarino, M. Pérez. México: Conaculta, 2001. - 261 p.

267. Sierra Villareal J.L. La Revolución en Yucatán. 1897-1925 / J.L. Sierra Villareal. Mérida: Edición Dante, 2018. - 352 p.

268. Sierra Villareal J.L., Paoli Bolio J.A. Cárdenas y el reparto de los henequenales // Secuencia. - 1986. - №6. - P. 33-60.

269. Stavenhagen R. Los derechos indígenas: algunos problemas conceptuales / R. Stavenhagen. Alzira (Valencia): Germania, 2001. - 106 p.

270. Tannenbaum F. The Mexican Agrarian Revolution / F. Tannenbaum. New York: The Macmillan Company, 1929. - 543 p.

271. Todorov T. La conquista de América: el problema del otro / T. Todorov. México: Siglo XXI, 1987. - 277 p.

272. Torres Quintero G. Tesis pedagógicas / G. Torres Quintero. Colima: Universidad de Colima, 2004. - 385 p.

273. Vaughan M.K. La política cultural en la revolución. Maestros, campesinos y escuelas en México, 1930-1940 / M.K. Vaughan. México: SEP, FCE, 2000. -405 p.

274. Vaugnan M. K. Gobiernos revolucionarios y educación popular en México, 1911-1928 / M.K. Vaughan. México: El Colegio de México,1999. - 369 p.

275. Vaugnan M. K. Estado, clases sociales y educación en México, Tomo II. / M.K. Vaughan. México: Secretaría de Educación Pública, 1982. - 548 p.

276. Villoro L. Los grandes momentos del indigenismo en México / L. Villoro. México: Colegio de México, 1950. - 248 p.

277. Warman A., Bonfil G., Nolasco M. De eso que llaman antropología mexicana // A. Warman, G. Bonfil, M. Nolasco. México: Nuestro Tiempo, 1970. - 153 p.

278. Wolf E. Aspects of Group Relations in a Complex Society: Mexico // American Anthropologist. - 1956. - №58. - P. 1065-1078.

279. Womack J. Zapata y la revolución mexicana / J. Womack. México: Siglo XXI, 1969. - 443 p.

280. Xavier Guerra F. México: del Antiguo Régimen a la Revolución. T. II. / F. Xavier Guerra México: FCE, 1988. - 547 p.

281. Yerves Ceballos E.M. Maestros misioneros de Yucatán. Una contribución a la historia de las Misiones culturales de Yucatán / E.M. Yerves Ceballos Mérida: Casa de la Historia de la Educación de Yucatán, 2011. - 31 p.

282. Zea L. Filosofía de la historia americana / L. Zea. México: Fondo de cultura económica, 1978. - 296 p.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1. Культурная лекция в деревне Тисимин, Юкатан, прочитанная Элосио Эроса Сьерра в июне 1922 г.

AHSEP. Fondo Departamento de Educación y Cultura Indígena. Caja. 19. Exp. Eligio Erosa Sierra. 1922.

Рис. 2. Культурная лекция, прочитанная Эроса Сьеррой в деревне Цицантун приуроченная к торжественной церемонии передачи земли крестьянам губернатором штата Фелиппе Каррильо Пуэрто, октябрь 1922 г.

AHSEP. Fondo: Departamento de Educación y Cultura Indígena. Caja. 72. Exp. Eligio Erosa Sierra. 1922.

w I и

Рис. 3. Здание школы, ранчо Сан Дионисио

AHSEP. Fondo: Departamento de Escuelas Rurales. Caja 35. Exp. IV-100 Inspector Santiago Pacheco Cruz. Informes de su labor. Julio 1935.

Рис. 4. Спортивная площадка, ранчо Сан Дионисио

AHSEP. Fondo: Departamento de Escuelas Rurales. Caja 35. Exp. IV-100 Inspector Santiago Pacheco Cruz. Informes de su labor. Julio 1935.

Рис. 5. Строительство школы «Долорес Идальго», Акиль

AHSEP. Fondo: Departamento de Escuelas Rurales. Caja 35. Exp. IV-100 Inspector Santiago Pacheco Cruz. Informes de su labor. Julio de 1935.

Табл.1 Список государственных праздников, отмеченных в школах выходным днем

Январь

1 января - Всеобщий праздник_

Февраль

5 февраля - Национальный праздник. День Конституции 16 февраля - День дерева

22 февраля - День смерти президента Мадеро_

Март

22 марта - День рождения «Достойнейшего Америк» Бенито Хуареса

Май

1 мая - день ребенка и труда

5 мая - Национальный праздник. Битва при Пуэбле 10 мая - День матери

15 мая - День учителя_

Июль

18 июля - День памяти Бенито Хуареса

30 июля - День памяти Мигеля Идальго_

Сентябрь

15-16 сентября - Национальный праздник. Провозглашение

Независимости_

Октябрь

12 октября - День расы. День Открытия Америки_

Ноябрь

10 ноября - Национальный праздник. День начала Социальной

Революции_

AHSEP. Fondo SEP. Sección Dirección Misiones Culturales. Caja 21. Exp. 12. Monografías relativas a los cursos del mejoramiento organizados en 1927. Escuela normal rural de San Juan de Río, QRO. Foja 87.

Табл. 2

Название школы (нас. пункта), год Поддержка властями и местными жителями Посещаемость (кол-во посещающих/количество по цензу) Инфраструктура

Салон Театр Участок для с/х Доп. постройки

Кашайтук, 1938 да 13/17 70 м2 нет нет Площадка для игры в бейсбол

Ноуайум, 1938 да 25/32 32 м2 да 60 м2 Площадка для игры в бейсбол

Кучель, 1938, бывшая асьенда да 25/30 (Из 120 жителей 117 неграмотны) 1 нет 96 м2 нет

Мульчекчен, Канасин, 1938 да 27/30 28 м2 180 м2 Санитарный кабинет, спортивная площадка, улей

Нок-ак, 1939 да 38/46 1 да 50 м2 2 спортивные площадки, 2 туалетные комнаты

Асьенда Шматкуиль (Мерида) да 26/21690 43 м2 да нет Спортивная площадка, туалетная комната. Проведена массовая вакцинация против оспы

Темосон, Пето (art. 123)691 15/23 1 Библиотека, проведена вакцинация против оспы

Шкалакцонот, 1943 да 35/40 1 да 1 Спортивная площадка, санитарная комната, курятник

Ошкум, (ст. 123), 1938 нет 19/33 Из 313 121 умеют читать (38%) 35 м2 да 25 м2 Аптечка, санитарная комната, туалет, спортивная площадка, патио

690 Возможно, в отчете была допущена ошибка (AHSEP. Fondo Dirección de la Educación Primaria en los estados y territorios. Exp Escuela Rural de Xmatcuil». Foja 8.

691 Инспекция 1940: Посещаемость 9 из 19, школа никаким образом не реконструировалась, жители деревни неохотно принимают какую-либо образовательную деятельность (AHSEP. Fondo Dirección de la Educación Primaria en los estados y territorios. Exp Escuela Rural de Temozón». Foja 6)

«Флорес Магон», Текаш, 1940 57/106 (50% учеников 1 класса умеют писать по-испански) 1 (ученики 1 и 2 класса занимаются в кантинах)

Танлум, Мерида, 1938 30/40 1 да Аптечка, санитарная комната, библиотека

AHSEP. Fondo: Dirección de la Educación Primaria en los estados y territorios. Serie Escuelas

rurales. Caja 17.

Табл. 3

Мексика, статистика грамотности населения старше 10 лет

Всего Умеют Умеют Не умеют читать %

читать и только и писать) неграмотных

писать читать

1900 9 822 220 2 185 761 350 378 7 286 081 74,18

1910 10 809 090 2 992 026 279 650 7 537 414 69, 73

1921 10 583 621 3 564 767 - 6 973 855 66,17

1930 11 748 936 4 525 035 261 384 6 962 517 59, 26

1940 16 220 316 6 809 241 454 263 8 956 812 54, 9

Источник: INEGI, Quinto Censo de Población, 1930 Sexto Censo de Población, 1940

https://inegi.org.mx/programas/ccpv/1930/default.html#Tabulados

Табл. 4.

Штат Юкатан, статистика грамотности населения

Всего Умеют читать Умеют Не умеют читать и %

и писать только читать писать) неграмотных

1900 231 993 (старше 12 лет 51 387 499 180 107 77,9

1910 241 792 (старше 12 лет) 74 063 3080 164 649 68,04

1921 262 468 (старше 10 лет) 111 443 150 781 57,2

1930 285 620 (старше 10 лет) 138 601 4092 142 927 50,1

1940 349 381 (старше 6 лет) 188 695 10191 150 495 42,9

Источник: INEGI, Censo General de la República Mexicana. Estado de Yucatán

https://inegi.org.mx/app/biblioteca/ficha.html?upc=702825410698

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.