Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX - начала XX вв. в контексте проблемы "Восток-Запад" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Зябиров, Радик Мустафович

  • Зябиров, Радик Мустафович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 171
Зябиров, Радик Мустафович. Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX - начала XX вв. в контексте проблемы "Восток-Запад": дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2014. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зябиров, Радик Мустафович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Татарское общество конца XIX - начала XX вв. в контексте исторического взаимодействия Востока и Запада

1.1. Историческое взаимодействие Востока и Запада

1.2. Причины стагнации восточной мысли и переход интеллектуальной инициативы на Запад

1.3. Процесс проникновения западно-светских идей в татарскую общественную мысль

ГЛАВА 2. Поиск татарскими мыслителями путей трансформации традиционного общества в конце XIX - начале XX вв. в контексте проблемы «Восток-Запад»

2.1. Распространение в татарском обществе реформаторских и светских идей как один из способов его вхождения в российское социокультурное пространство

2.2. Сохранение языка и развитие литературы - важнейшие факторы проявления самобытности татар в условиях усиления интеграционных процессов

2.3. Взаимовлияние Востока и Запада как один из факторов полноценного

развития татарского общества в наследии Исмаила Гаспринского

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеллектуальные поиски путей развития татарского общества конца XIX - начала XX вв. в контексте проблемы "Восток-Запад"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На рубеже Х1Х-ХХ вв. мировое сообщество вступило в новую стадию своего развития. Данный процесс, в который активно включилась и Россия, имел свои особенности, связанные с историческими, экономико-географическими, социально-политическими факторами, которые были вызваны целым рядом причин, в том числе и в контексте выстраивания отношений между Востоком и Западом.

Первые из этих причин могут быть выражены во взаимосвязи Запада и Востока в виде значимости межнационального, межконфессионального согласия, диалога цивилизаций и культуры мира в социальном прогрессе человечества. При этом огромную роль должно играть создание, сохранение и воспроизводство базовых, ориентационных ценностей локальных цивилизаций, регионально-местных и этнокультурных сообществ.

В этих условиях проблема взаимодействия Востока и Запада стала и остаётся актуальным предметом дискуссий, нацеливающих мировое сообщество на формирование сбалансированного взаимодействия сил, которые долгое время воспринимались как разнонаправленные.

Диалог между Востоком и Западом в контексте истории того или иного народа рассматривается, во-первых, в качестве инструмента достижения согласия. Во-вторых, диалог - это мотивация, усиливающая социокультурную энергию участников диалога. В-третьих, диалог выступает в качестве уравнителя участников историко-культурного процесса. Умение правильно распределять данные диалогические ресурсы приводит человечество к благоприятным результатам развития общества. В этом аспекте в диалоге цивилизаций заложен огромный положительный потенциал, который, к сожалению, сегодня практически не используется. Поэтому сегодня очень важно изучение любого, в первую очередь, положительного опыта в этой сфере.

Существенным фактором, обуславливающим значимость данной проблемы, является и поиск путей выхода из интеллектуального кризиса татаро-мусульманским сообществом в конце XIX - начале XX вв., которое решение многих проблем видело в более углубленном осмыслении опыта взаимоотношения Востока и Запада.

Тем более, сложившаяся ситуация в мусульманском мире, в том числе в мусульманском сообществе России, позволяет делать вывод и о том, что при исследовании форм интеллектуального поиска, в том числе и модернистских движений, которые формировались за пределами нашей страны, выявляются хронологические и идеологические сходства с богословскими идеями татарских интеллектуалов, в частности с мусульманским реформаторством и джадидизмом.

Степень изученности темы. Исследуемая тема представляет собой комплексную научную проблему. Вопросу осмысления проблемы «Восток-Запад» в различных ее проявлениях в историческом развитии татарского общества посвящено немало трудов философов, историков, этнографов, социологов, политологов и религиоведов. Историографию проблемы можно разделить на три периода, в рамках которых можно сформулировать и определенные закономерности исследования проблемы и выделить наиболее значимые труды. Это дореволюционный, советский и постсоветский периоды.

Дореволюционный период осмысления проблемы взаимосвязи Востока и

Запада, в первую очередь, в контексте определения роли и места татарского

общества в формировании и развитии мусульманской цивилизации,

выявлении особенностей татарского общества как составной части этой

цивилизации и, как одной из ключевых аспектов этой проблемы, роль и

значение, последствия влияния западной цивилизации на татарское

общество, представлен исследованиями самих татарских ученых, труды

которых можно рассматривать как важнейшую источниковедческую базу для

изучения истории этой проблемы, а с другой стороны, эти исследования во

4

многом определили сам процесс интеллектуальных поисков по данной проблеме. В частности, труды Абдуннасыра Курсави, Шихабутдина Марджани, Исмаила Гаспринского, Каюма Насыри, Мусы Бигиева, Ризы Фахретдинова, Зии Камали, Габдуллы Буби, Гатауллы Баязитова, Газиза Губайдуллина, Галимджана Баруди, Юсуфа Акчуры, Садри и Ахмедхади Максуди, Мурада Рамзи и др. стали основополагающими основных направлений интеллектуальных поисков по определению роли и места проблемы «Восток-Запад»1.

Дореволюционные исследования русскоязычных ученых для изучения данной проблемы также имеют большое значение. Безусловно, они не лишены довольно четко выраженного идеологического настроя, поскольку в основной массе были написаны миссионерами-исследователями. Тем не менее, для выявления точки зрения определенной части русской интеллигенции, православного духовенства по проблеме перспектив развития татарского общества и, особенно, по вопросу адаптации татар в условиях Российской империи и проведении конфессиональной политики по отношению к татарам, исследования Н. Ашмарина, П. Знаменского, Н.И. Ильминского, Я.Д. Коблова, Е.О. Малова, М.А. Машанова, А. Можаровского, Н.П. Остроумова, H.A. Фирсова, A.A. Васильева, С.Н. Булгакова, К.Ф. Фукса, A.A. Сперанского, Н.Ф. Красносельцева и других содержат много ценного фактического

1 О деятельности и мировоззренческих позициях этих мыслителей см. более подробно: Беннигсен A.A. Исманл бей Гасприиский (Гаспралы) и происхождение джадидистского движения в России // Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. - Казань, 1993; Хайрутдинов А. Последний татарский богослов (жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева). - Казань, 1999; Марджани: наследие и современность. Материалы международной научной конференции. - Казань, 1998; Ислам в татарском мире: история и современность (материалы международного симпозиума). - Казань, 1997; Баишев Ф.П. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова. - Уфа, 1996; Хосэенов Г. Ризаитдин бин Фэхретдин. Тарихи-биографик китап. - Офе, 1997; Battal-Taymas A. Rizaeddin Fahreddin. - Istanbul, 1958; Идиятуллина Г. Габденнасыйр Курсави // Габденнасыир Курсави. Кешелэрне тугры юлга кундеру (Эл-иршад лил гыйбад). - Казань, 1999; Бертуган БубыГшар lidm Иж-Бубый мэдрэсэсе. - Казань, 1999; Ризазтдин Фохретдин. -

Казань, 1999; ШиИабетдин Мэржани. - Казань, 1998; Камалов Т. Зия Камали. - Казань, 1997; Юзеев А. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков. В 2-х книгах. - Казань, 1998; Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. — Казань, 1976; Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - М.-Пб., 1923; Гаффарова Ф.Ю. Мин миллэтемнец баласымын (Садри Максуди). -Казань, 1997; Баггал-Таймас Г. Муса .Ярулла Биги: тормышы, эшчэнлеге Иэм эсэрлэре. - Казань, 1997; Адиле Айда. Садри Максуди Ареал. — М., 1996; Усманов М. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. - Казань, 1980; Садри Максуди (1879-1957). - Казань, 1996; Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. -Казань, 1981; Рамзи М. Тальфик аль-ахбар ва талькыху апь-асар фи вакаии Казан ва Булгар ва мулюк татар. -Т. 1,-Оренбург, 1907. и др.

материала и это очень важно для нашего исследования, поскольку дают возможность обозначить целое направление в российской исторической науке, которое можно обозначить как цивилизационное измерение национальной и конфессиональной политики российского государства по отношению к народам, представляющим иные традиции2.

За годы советской власти появился ряд исследований, которые для изучения данной темы также представляют значительный интерес. Среди публикаций советского периода особо необходимо выделить относящиеся к 1920-30-м годам, когда появились книги татарских авторов, которые, в рамках реализации идеологических установок партии большевиков, писали свои «обличительные» трактаты. Эти авторы, будучи когда-то или представителями духовенства, или зная татарское мусульманское общество изнутри, в своих книгах приводили много фактического материала. Немаловажно и то, что они, еще не до конца освоив марксистскую методологию, довольно часто занимали «объективистскую» позицию. Среди наиболее интересных исследований можно выделить труды Галимджана Ибрагимова, Зарифа Музаффарова, Булата Ишемгулова, А. Аршаруни и

2 См., напр.: Ашмарпн Н. Очерк литературной деятельности казанских татар-магометан за 1880-1895 гг. — М., 1901; Знаменский П. Казанские татары. - Казань, 1910; Ильминский П.И. О системе просвещения инородцев и о Казанской крещено-татарской школе. - Казань, 1913; Его же. Письма Н.И. Ильминского к обер-прокурору святейшего синода К.П. Победоносцеву. - Казань, 1895; Коблов Я.Д. О магометанских муллах: религиозно-бытовой очерк. — Казань, 1998; Его же. О татарских мусульманских праздниках. -Казань, 1907; Малов Е.О. Миссионерство среди мухамедан и крещеных татар. — Казань, 1892; Его же. О татарских мечетях в России. - Казань, 1892; Машанов М.А. Обзор деятельности братства святителя Гурия за двадцать пять лет существования его. 1867-1892. - Казань, 1892; Можаропский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 годы. - М., 1880; Остроумов Н.П. Мусульманская высшая школа (мадраса) // Журнал Министерства народного просвещения. - Новая серия. —

Ч. 5. - 1906. - Октябрь; Его же. К истории мусульманского образовательного движения в XIX и XX столетиях // Мир ислама. - Т. 2. - 1913. - Вып. 5; Фирсов H.A. Инородческие населения прежнего Казанского царства в новой России до 1762 и колонизация закамских земель в это время. — Казань, 1869; Васильев A.A. История Византийской Империи. Т. 1 // Васильев А.А.Византия п арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии. - СПб., 1900; Булгаков C.II. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. - М., 1902; Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань, 1844; Сказания старожилов о пребывании Пугачева в Казани и о состоянии ее в то время: Материалы для истории Пугачевского бунта и истории Казани, собр. К.Ф. Фуксом. - Казань: типография Губернского правления, 1843; Сперанский А. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). - Казань: Центр, типогр., 1914; Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Сочинение воспитанника Казанской Духовной Академии Николая Красносельцева на степень магистра богословия. — Казань. 1872. Переиздано: Казань: изд. «Иман», 2004 и др.

X. Габидуллина и др.3 Особо следует выделить фундаментальное исследование Джамалутдина Валиди «Очерки истории образованности и литературы татар» (М.-Пб., 1923), где автор раскрывает основные вехи функционирования ислама среди татар, дает разностороннюю характеристику татарского общества, в том числе в контексте его приобщения к западноевропейским ценностям.

Одной из заслуживающей внимания тенденцией историко-общество-ведческих исследований в Татарстане в 1970-80-е годы можно назвать становление нового направления - истории татарской общественной мысли. Труды татарских ученых К.Ф. Фасеева, Р.И. Нафигова, Я.Г. Абдуллина4, появившиеся именно в этот период, были посвящены определению прогрессивных тенденций в татарском обществе, которые рассматривались также в контексте проблемы «Восток-Запад». Безусловно, позицию этих ученых определяли устоявшиеся идеологические шаблоны: Восток не может породить прогрессивные пути развития общества, поскольку зиждется на реакционных идеологических постулатах, основанных на исламе. Поэтому в обществе прогрессивными могли быть только те направления развития, которые предполагали освобождение от влияния этой религии. В связи с этим наиболее перспективным учением становится джадидизм, который, по советским меркам, должен обозначить пути влияния на отсталый Восток передовых идей Запада. Не случайно, в трудах татарских историков проблема «Восток-Запад» применительно к татарскому обществу рассматривалась именно в контексте осмысления идеологии джадидизма.

Для понимания процессов, происходящих во всем мусульманском мире в рамках обозначенной в диссертации проблемы, безусловно, большое значение

3 Ибрагимов Г. Татары в революции 1905-1907 годов. - Казань, 1926; Мозаффари 3. Ишаннар. Ишаннар-дэрвишлар. — Казань, 1930; Ишемгулов Б. Патша хокемэте Ьзм моселмаинарныц диния нэзарэте. — Уфа, 1930; Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. -М., 1931.

4 См.: Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли: вторая половина XIX - начало

XX в. - Казань: Таткнигоиздат, 1955; Его же. На путях пролетарского интернационализма. - Казань, 1971;

Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Очерк истории 1895-1917 гг. - Казань, 1964; Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы). - Казань, 1976; Его же. Джадидизм, его социальная природа и эволюция // Из истории татарской общественной мысли. - Казань, 1979 и др.

7

имеет определение общетеоретических и методологических подходов к ним. Среди трудов, которые во многом способствовали формированию этих подходов можно назвать исследования Б.С. Ерасова, А.И. Ионовой, А.И. Игнатенко, Р.Г. Ланды, З.И. Левина, С.А. Кириллиной, Ю.М. Кобищанова, A.B. Малашенко, Д.Б. Малышевой, Л.И. Медведко, М.С. Мейера, Г.В. Милославского, Л.Р. Полонского, Т.С. Саидбаева, A.B. Сагадеева, И.В. Следзевского, М.Т. Степанянц, Л.Р. Сюкияйнена, Г.Б. Шаймухамбетовой, P.M. Шариповой и др.5.

В постсоветский период в исторической и обществоведческой науке произошли кардинальные изменения. В исследованиях различных цивилизаций, их сложного взаимоотношения и противостояния также наметились новые тенденции. Одна из них - попытка преодоления узкого, идеологизированного понимания роли ислама в формировании мусульманской цивилизации. Правда, видимо, еще рано говорить о том, что методологические стереотипы, идеологические и психологические предубеждения, сложившиеся за годы советской власти по отношению к исламу, окончательно преодолены.

Среди исследований, которые стали первыми в постсоветский период, необходимо отметить статью В. Садура «Мусульмане в СССР: история и современность», изданную в сборнике «На пути к свободе совести» (М., 1989), где автор обозначил новые подходы в осмыслении ислама в формировании цивилизации. По словам В. Садура, «мусульмане принадлежат другой, неевропейской цивилизации, и их часто не понимают.

5 С точки зрения оевещеиия избранной нами проблемы наибольшее значение имеют следующие исследования: Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. - М., 1962; Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. - М., 1981; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - М., 1988; Его же. Развитие основных течений общественной мысли 1917—1945. — М., 1979; Малюковский М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте в конце XIX и начале XX вв. // Ученые записки Института востоковедения. - 1959. - Т. 17; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике Х1Х-ХХ вв.; Шаймухамбетопа Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. - М., 1979 и др.

Поэтому, чтобы судить о них, было бы полезно выслушать, как сами они относятся к тем или иным событиям или процессам»6.

В постсоветский период и в Татарстане появились исследования, предпринимающие попытки по-новому осмыслить пути развития татарского общества на рубеже веков и при этом более четко обозначить роль и значение цивилизационных параметров. Правда, сразу можно оговориться, что в постановке многих ключевых проблем, дающих возможность выявить идеологические предпосылки развития татарского общества, до сих пор преобладают традиционные методологические подходы. Такие явления как джадидизм, кадимизм, татарский мусульманский реформизм все еще нуждаются в серьезных исследованиях.

Тем не менее, труды татарстанских ученых последних лет являются значительным шагом вперед в изучении основных тенденций развития татарского общества на рубеже веков, выявление путей поиска оптимальных форм создания современного общества, в том числе и изучая опыт Запада и при этом не теряя свои особенности. Работы P.M. Мухаметшина, А.Г. Хайрутдинова, А.Ю. Хабутдинова, P.M. Валеева, А.Х. Мухаметдиновой, Л.И. Тухватуллиной, Г.Р. Балтановой, P.M. Амирханова, Д.М. Исхакова, А.Н. Юзеева, Ф.М. Султанова, Р.Ф. Мухаметдинова, Ф.Я. Уразаева, И.А. Зарипова и другие в плане постановки проблем, и в использовании новых источников и фактического материала представляют значительный научный интерес7.

6 На пути к свободе совести. - М., 1989. - С. 416.

7 Мухаметшин P.M. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века. - Казань: Иман, 2000; Мухаметшин P.M. Исламски» фактор в общественном сознании татар XVI-XIX вв. // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. материалов Международного научного семинара «Христиано-исламское пограничье: история, современность и перспективы» (Казань, 26-29 октября 1993 г.) / АН Татарстана, Ин-тяз., лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова; отв. ред. Я. Абдуллин. - Казань, 1994; Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джарулла Бигиепа. Сборник документов и материалов. - 4.1. - Казань: Иман, 2000; Хабутдинов А. Бухарское образовательное влияние на татарскую элиту // Минарет. - 2007. - № 2-3; Хабутдинов А.Ю. От общины к нации: татары на пути от средневековья к Новому времени (конец XVIII -начало XX вв.). - Казань: Татар, кн. нзд-во, 2008; Валеев P.M. Из истории казанского востоковедения середины - второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков - тюрколог и исламовед. - Казань: Кагап-Казань, 1993; Валеев P.M. Мусульманский мир: Средние века, новое время: Пособие для студетов. - Казань: Б.и., 1996; Мухаметдинова А.Х. Х.Атласи: общественный деятель и историк. - Казань: Изд-во Казан, университета, 2004; Ьади Атласи: Тарихи-документаль жыентык / Тоз.-авт. Р.Мицнуллин, А.Мохэмэтдинова, И.Ьадиев. -Казан: Ж^ыен, 2007; Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX — начало XX вв. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2003; Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. - Казань, 1998; Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к

Вопросы самоопределения татарского народа и роли его на евразийском пространстве в начале XX в. стали центральной темой в исследованиях М.А. Усманова, А.Г. Каримуллина, И.Р. Тагирова, Т.А. Биктимировой, К.Д. Давлетшина, Э.Р. Тагирова, Р.Г. Фахрутдинова и др.8

На рубеже веков к проблеме осмысления путей развития татарского общества особое внимание обратил татарский просветитель Исмаил Гасп-ринский. Имея ввиду то, что проблема взаимоотношения Востока и Запада была в центре внимания многих татарских историков и богословов данного периода, тем не менее, следует особо выделить именно этого мыслителя, поскольку его подход по данной проблеме является наиболее продуктивной и

социокультурному осмыслению. - Казань, 1997; Его же. Проблемы становления и трансформации татарской нации. - Казань, 1997; Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII -середина XVI вв.). В 2-х книгах. - Казань, 1993; Его же. Татарская национальная идеология: история и современность // Панорама-форум. - 1996. — № 1; Мухаметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. -Казань, 1996; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVI11 - XIX вв. В 2-х книгах. - Казань, 1998; Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность. - Казань, 1999; Тагиров Э.Р. Па перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. - Казань: Тат. кн. изд., 2007; Его же. Парод в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации,— Казань: Магариф, 2008; Его же. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию.- Казань: Изд-во Казан, фин.-экон. ин-та, 1996; Его же. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации. - Казань: Магариф, 2008; Тагиров Э.Р., Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве: (потенциал идей культуры мира в традиционных праздниках народов планеты). - Казань: Центр, оператив. печати, 2004; Уразаев Ф.Я. Механизмы сохранения этнокультурной идентичности татарского народа (конца XIX - начала XX вв.): автореф. дис.... канд. ист. наук. - Казань, 2011; Зарипои И.А. Влияние идей религиозного реформаторства на развитие капиталистических отношений в татарском обществе начала XX века: дис.... канд. ист. наук. — Казань, 2013.

8 Усманоп М.А. Жалованные акты Джучпева Улуса XIV-XVI вв. — Казань, 1979; Источники и исследования по истории татарского народа. Материалы к учебным курсам в честь юбилея академика АН РТ М.А.Усманова / Сост. Д.М.Усманова, Д.А.Мустафина; науч. ред. И.А.Гилязов. - Казань: Казан, гос. ун-т, 2006; Первое тюрко-татарское печатное издание в России: манифест Петра I 1722 года / Сост. И.Г. Хадиев; науч. ред. М.А. Усманов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2010; Кэримуллин Эбрар. Безне кардэшлек: Мзкалэлэр. — Казан: Татар, кит. нэшр., 2005; Его же. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги: от начала возникновения до 60-х годов 19 века. - 2-е изд., испр. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1992; Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. - 2-е изд. - Казань: Татар, км. изд-во, 2008; Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. - Казань: Алма-Лит, 2003;Ее же. Апанай кызлары // Татарстан. - 1999. - № 2. - 46-49 б.; Ее же. Мэгьрифэтчелек хэрэкзтенец хатып-кыз мэгарифенэ йогынтысы // Мэгариф. -2001. -№ 3. - 71-74 б.; Ее же. Урта Азиядэ мэгърифэт нурын татарлар чэчте // Татарстан. — 2001. — № 9. - 58-61 б.; Ее же. «Мохэммэдия» мэдрэсэсе Ьэм татар хатын-кызы мэгарифе // Мэдони жомга. - 2003. - № 3. - 14 б.; Ее же. Зыялыларыбыз ярдэме // Мэгариф. - 2003. - № 7. — 75-77 б.; Ее же. Могърифэтле Терегуловлар Кавказда // Соембикэ. - 2007. - № 7. - 10-12 б.; Давлетшин К.Д. Нации и ислам (Критика философско-теологических концепций о единстве нации и ислама). - Казань: Татар, кн. изд-во, 1986; Тагиров Э.Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира. - Казань: Тат. кн. изд., 2007; Его же. Народ в пути. История Татарстана в контексте мировой цивилизации. - Казань: Магариф, 2008; Его же. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань: Изд-во Казан, фин.-экон. ин-та, 1996; Тагиров Э.Р., Шарафутдинов Д.Р. Сабантуй в локальном и глобальном цивилизационном пространстве: (потенциал идей культуры мира в традиц. праздниках народов планеты). -Казань: Центр, оператив. печати, 2004; Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. — М., 1984 и др.

не случайно И. Гаспринский стал ключевой фигурой, определившей пути поиска татарских интеллектуалов9.

Из зарубежных исследователей, в первую очередь, необходимо выделить труды А. Беннигсена и Ш. Келькеже, Ф. Жоржона, Т. Заркона, С. Дю-дуаньона, Э. Лаззерини, М. Кемпера, А. Рорлиха, Я. Роя, М. Гермеза, которые написаны в рамках общепринятых традиций западно-европейского востоковедения. Их отмечает также глубокое знание местного материала и новые методологические подходы10. Сюда же относятся также труды зарубежных авторов, среди которых можно выделить работы таких авторов, как Э.В. Сайд, Б. Луис, С. Хантингтон, Р.В. Эмерсон, У.У. Монтгомери, Г.Э. Грюнебаум, Абд ал-Хамид Абу Сулайман, Т. Гризингер, Амин Аль-Холи".

Источннковая база исследования. Исследование проблемы формирования социокультурного взаимодействия Востока и Запада в контексте исторического прогресса и трансформации татарского общества рубежа XIX - XX вв. потребовало привлечения широкого круга

9 Fisher A.W. Ismail Gaspirali. Model Leader for Asia // Tatars of the Crimea.Their Struggle. - Durham-London, 1988; Lazzerini E.J. Ismail Bey Gasprinskii (Gaspirali): the Discourse of Modernism and the Russians // Tatars of the Crimea. Their Struggle.- Durham-London, 1988; Devlet N. Ismail Bey Gaspirali.- Ankara, 1988; Абднрашидов 3. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале XX века: связи-отношения-влияние. Ташкент: Akademnashr, 2011; Гаспрннскнн Исмаил: историко-документальный сборник / Сост. С. Рахимов. - Казань: «Жыен», 2006; Червонная С. Пантюркизм и панисламизм в российской истории] // Отечественные записки. -2003.-№5.

10 Bennigsen Alexandre, Lemercier-Quelquejay Chantai. Islam in the Soviet Union. - New York, 1967; Lazzerini Edward J. Ismail Bey Gasprinskij and muslim modernism in Russia, 1878-1914. - Washington, 1973; Рой Я. Ислам в Советском Союзе после второй мировой войны И Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. - М., 1998; Azade-Ayse Rorlich. The Volga Tatars. - California, 1986; Kemper M. Entre Boukhara et la Moyenne-Volga: 'Abd an-Naçîr al-Qûr§âwî (1776-1812) en conflit avec les oulémas traditionalistes // Cahiers du Monde russe. - XXXVII (1-2), 1996; Дюдуаньон Стефан A. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционализма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII - нач. XX вв.) // Ислам в татарском мире: История и современность. - Казань, 1997; Заркон Тьери. Суфизм в татарском мире в начале XX века (Муса Ярулла Бигиев и один из полемических аспектов этой проблемы) // Ислам в татарском мире: история и современность. - Казань, 1997; Georjon F. Iusuf Akchura. - Paris, 1996; Гермез M. Муса Джарулла Бигиев. - Казань, 2010 и др.

11 Эдвард Вади Сайд. Ориентализм. Западные концепции Востока / Перевод с английского A.B. Горбунова. -СПб., 2006; Бернард Луис. Ислам и Запад. - Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003; Религиозно-философские учения Востока / Под ред. Г.Б. Шаймухамбетовой - М., 1989; Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003; Emerson R.W. The Complete Works of Ralph Waldo Emerson. - Vol. I-I2. N.Y., 1926. - Vol. I; Уильям Монтгомери Уотт. Влияние ислама на средневековую Европу / Пер. с английского. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1976; Грюнебаум Г.Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981; Абу Суляйман, Абд ал-Хамид. Кризис мусульманского разума / Пер. с арабского, примечания к хадисам и послесловие Э.Р. Кулиев. - Баку: Изд-во «CBS», 2011; Теодор Гризингер. Иезуиты. - Т. 1.- 1868; Амин Аль-Холи. Связь между Нилом и Волгой в XHI-XIV вв. Сокращенный перевод с арабского. - Казань: Изд-во «Иман», 2002.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зябиров, Радик Мустафович, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Неопубликованные источники

Архивные дела:

1.1. НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан: Фонд 1 - Канцелярия казанского губернатора. Опись 4, дело 4022.

Фонд 41 - Казанский Окружной суд. Опись 11, дело 8.

Фонд 51 - Казанская судебная палата Опись 1, дело 4.

Фонд 92 - Попечитель Казанского учебного округа. Опись 2, дело 8828.

Фонд 199 - Казанское губернское жандармское управление. Опись 1, дело 722.

Фонд 390 - Прокурор Казанского окружного суда. Опись 4, дело 115.

Фонд 776 - Отдел юстиции Казанского губернского исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губюст).

Опись 12, дело 82, 87. Опись 21, дело 1-2.

Фонд 821 - Главное управление духовных дел иностранных исповеданий (с 1832 г. - Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел Российской империи). Опись 133, дела 461, 470, 471, 525, 577, 646.

1.2. ОГУ ГАСО - Областное Государственное Учреждение

«Государственный архив Саратовской области» ОГУ ГАСО:

154

Фонд 103 - Хвалынское уездное рекрутское присутствие. Опись 1, дело 68.

Фонд 832 - Хвалынская уездная земская управа. Опись 1, дело 16.

Опубликованные источники

2.1. Гайнанов P.P., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / P.P. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. - Казань: Изд-во «Рухият», 1999. -312 с.

2.2. Докладная аналитическая записка попечителя Казанского учебного округа Председателю Кабинета Министров России П.А. Столыпину о Гаспринском и газете «Тарджиман» от 25 апреля 1908 г. № 5687. - Казань, 1908.

2.3. Докладная записка Исмаила Гаспринского начальнику Главного управления по делам печати от 13 января 1883 г. г.Бахчисарай. - Бахчисарай, 1883.

2.4. Донесение Баскакова Петру 1. 14.09.1720 г. Каб. Петра Великого, 1. -Кн. 30.-Л. 128.

2.5. Доклады Казанской губернской земской управы губернскому земскому собранию за 1872-1914 гг. - Казань, 1872-1914.

2.6. Журналы и протоколы заседаний казанской городской думы за 1872-1914 гг.-Казань, 1872-1914.

2.7. История Казани в документах и материалах. XIX век / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Магариф, 2005. - 720 с.

2.8. История Казани в документах и материалах. XX век / Под ред. Р.У. Амирханова. - Казань: Магариф, 2004. - 712 с.

2.9. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917 гг.) / Сост., авт. вступ. статей и примеч. P.P. Фахрутдинов. - Казань: КГПИ, 1992. - 126 с.

2.10. Медресе г.Казани XIX - начала XX вв.: Сборник документов и материалов / Отв.сост. JI.B. Горохова; сост. P.A. Гимазова, Н.С. Горицкая, H.A. Шарангина / Под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. - Казань: Гасыр, 2007. -319 с.

2.11. Обзор текущей инородческой литературы. Инородческое обозрение. Приложение к журналу «Православный собеседник» за июнь 1913 года. - Кн. 3 // Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия. Ежегодный научно-аналитический бюллетень № 2 / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - Нижний Новгород: Изд-ий дом «Медина», 2007. - С. 202220.

2.12. Письма Ильминского к Победоносцеву. - Казань, 1889.

2.13. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.

- Т. XIV: Казанская губерния / Под ред. H.A. Тройницкого - Казань, 1904. -284 с.

2.14. Республика Татарстан 1920-2000 гг. Статистический сборник. -Казань, 2001.-304 с.

2.15. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник / Науч. ред. М.З. Закиев, Ю.И. Смыков, М.М. Таишев, P.M. Валеев. - Казань: Изд-во «Эйдос», 1993. - 456 с.

2.16. Россия. Государственная дума. 3-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия 5-я. Заседание 93. 13 марта 1912. - Ч. 3. - СПб., 1912.

2.17. Татарская периодическая печать (1905-1924). Библиографический указатель / Гайнанов P.P., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н. - Казань: Изд-во «Рухият», 1999.-312 с.

2.18. Татарская периодическая печать начала XX века. Библиографический указатель / Гайнанов P.P., Марданов Р.Ф., Шакуров Ф.Н.

- Казань: «Милли китап», 2000. - 320 с.

156

2.19. Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х. Хасанов. -Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 е., илл.

2.20. Татары и Татарстан. Справочник / Сост. P.M. Мухаметшин. -Казань, Татар, кн. изд-во, 1993. - 176 с.

2.21. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. -СПб., 1898.

Периодическая печать

3.1. «Аль-Ислах» («Реформа», 1908 г.)

3.2. «Баянельхак» («Правдивое известие», 1911 г.)

3.3. «Вакыт» («Время», 1910 г.)

3.4. «День» (1913 г.)

3.5. «Земщина» (1911 г.)

3.6. «Йолдыз» («Звезда», 1907, 1914 гг.)

3.7. «Казан мухбире» («Казанский вестник», 1906 г.)

3.8. «Мусульманская газета» (1914 г.)

3.9. «Петроградский курьер» (1914 г.)

3.10. «Русская правда» (1912 г.)

3.11. «Тарджеман» («Переводчик», 1890, 1891, 1901, 1903, 1904, 1907, 1911 гг.)

3.12. «Ульфят» («Единство», 1905 г.)

Литература на русском языке:

4.1. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. / Я. Абдуллин - Казань: Таткнигоиздат, 1976. - 128 с.

4.2. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основная проблематика. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. — 319 с.

4.3. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. / Я.Г. Абдуллин. - Казань: Иман, 1998. - 121с.

4.4. Абдуллин Я.Г. Джадидизм как этап в развитии татарского просветительства / Я.Г. Абдуллин. // Очерки истории татарской общественной мысли / ред. P.M. Амирханов. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2000.-С. 128- 160.

4.5. Аблязов К.А. Историческая судьба татар: в двух томах. - Т. I. - От племени к нации. - Саратов: Научная книга, 2012. - 416 с.

4.6. Аблязов К.А. Историческая судьба татар: в двух томах. - T.TI: Этническая мобилизация и возрождение национальной государственности. - Саратов: Научная книга, 2012. - 368 с.

4.7. Абу Сулайман, Абд ал-Хамид. Кризис мусульманского разума / пер. с арабского, примечания к хадисам и послесловие Э.Р. Кулиев. - Баку: «CBS», 2011.-304 с.

4.8. Алишев С.Х. Материалы по истории татарского народа / С.Х. Алишев. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1995. - 195 с.

4.9. Аль-Холи А. Связь между Нилом и Волгой в XVIII-XIV вв. Сокращенный перевод с арабского / Амин аль-Холи. - Казань: «Иман», 2002.-49 с.

4.10. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья. XIII - XVI века / P.M. Амирханов. - Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1993. - 111 с.

4.11. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры). / Р.У. Амирханов. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 240 с.

4.12. Амирханов Р. Система конфессионального образования у татар: становление и формы функционирования / Р. Амирханов // Ислам и

мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Фэн, 2006. - С. 215-242.

4.13. Аршаруни А., Гибадуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А.Аршаруни, X. Гибадуллин. - Изд-во «Иман», 2002. - 199 с.

4.15. Бабур З.М. Бабур-наме / Записки Бабура /. - Ташкент, 1992. - 529 с.

4.16. Баруди Галимджан. Памятная книжка (Хэтер дэфтэре) / Галимджан Баруди. - Казань: Иман, 2000. - 147 с.

4.17. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. / В.В. Бартольд. - М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.

4.18. Бартольд В.В. Мусульманский мир.— Сочинения. Т. 6. М., 1966, - 433 с.

4.19. Баязитов А. Отношения ислама к науке и к иноверцам / Атаулла Баязитов. С-Петербург, 1883. - 102 с.

4.20. Бердяев H.A. Восток и Запад // Путь. - № 23.

4.21. Бернард Луис. «Ислам и Запад». - Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 320 с.

4.22. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны / Т.А. Бик-тимирова. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 184 с.

4.23. Бицилли П. М. "Восток" и "Запад" в истории Старого Света / П. М. Бицилли // На путях. Утверждение евразийцев. - Кн. 2. - М. - Берлин, 1922.-С. 317-340.

4.24. Валидов А.З. Кризис идеологии у турок // Тюрк-Юрты. - декабрь, 1926 г. - № 24.

4.25. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар / Дж. Валидов. - Казань: Иман, 1998. - 160 с.

4.26. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы волжских татар. Вып. 1 / Дж. Валидов. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - 107 с.

4.27. Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск 4. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. -301 с.

4.28. Гайнуллин М. X. Татарская литература XIX века / М.Х. Гайнуллии. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. - 307 с.

4.29. Гаспринский И. Россия и Восток / Исмаил бей Гаспринский. - Казань: «Жыен», тат. кн. изд-во, 1993. - 132 с.

4.30. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство / И.Б. Гаспринский // Этнографическое обозрение. - М., 1992. - № 6. - С. 110-116.

4.31. Гафаров А.А.Татарское религиозное реформаторство конца XVIII -первой половины XIX в. в контексте общеисламской модернизации // Ученые записки Казанского университета. Т.148. Серия гуманитарные науки. - Кн.4. - Казань, 2006. - С. 161-171.

4.32. Гегель Г.В. Философия истории. Соч. - Т.8. - М., 1935. - 470 с.

4.33. Гермез М. Муса Джарулла Бигиев. - Казань, 2010. - 169 с.

4.34. Гимазова P.A. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби / P.A. Гимазова. - Казань: Печатный двор, 2004. - 220 с.

4.35. Горохова Н.Д. Религия и женщина / Н.Д. Горохова. - Москва: Общество «Знание» РСФСР, 1975. - 34 с.

4.36. Гризенгер Т. Иезуиты /Теодор Гризингер. - Т.1. - 1868. - 662 с.

4.37. Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М., 1981.-225 с.

4.38. Давлетшин Г.М. История духовной культуры тюрко-татар / Г.М. Дав-летшин. - Казань: Магариф, 1999. - 512 с.

4.39. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты: Сборник статей для учителей и учащихся старших классов / Сост. P.M. Мухаметшин. - Казань: «Магариф», 2000. - 160 с.

4.40. Еникеев Г.Р., Шихаб Китабче. Наследие татар // (Татарский след в истории России и Евразии. Автор проекта серии Давлятшин С.Х.) - М.: Алгоритм, 2012. - 256 с.

4.41. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: мечети в европейской части России и Сибири / Ильдус Загидуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2007. - 414 с.

4.42. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Сочинение воспитанника Казанской Духовной Академии Николая Красносельцева на степень магистра богословия. - Казань: Универ. Тип., 1872. - 242 с.

4.43. Знаменский В.П. Казанские татары / В.П. Знаменский. - Казань: Иман, 2004. - 72 с.

4.44. Ибрагим Т.К. Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А.Н. Юзеев. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 237 с.

4.45. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года / Г. Ибрагимов; пер с татар. Г. Мухамедовой. - Казань: Гос. изд-во ТССР. - 1926. - 262 с.

4.46. Ибрагим М. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917). Пер. с турецкого / Марат Ибрагим. - Казань: «Иман», 2005. - 200 с.

4.47. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения: сб. статей / Я.Г.Абдуллин (отв. ред.), Р.М.Амирханов, Н.Г.Гараева, М.З.За-киев, Р.М.Мухаметшин. - Казань, 1994. - 206 с.

4.48. История Татарстана: учеб. пособие для основной школы. - Казань: ТаРИХ, 2001.-415 с.

4.49. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань: Иман, 1997. - 53 с.

4.50. Исхакы Г. Вырождение двести лет спустя. Пер. с булг. Антология Булгарской Литературы Х1Х-ХХ1 веков. / Исхакы Мухаммет Гаяз. - М.: Булгар Иле, 2004. - 264 с.

4.51. Камали 3. Философия ислама: в 2 т. - Т. 1. — Часть 1. Философия вероубеждения / пер., вст. сл., прим. и ком. Л.Алмазовой. / Зыяэтдин Камали. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2010. - 319 с.

4.52. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги: от начала возникновения до 60-х годов XIX века. 2-е изд., испр. - Казань: Татар.кн. изд-во, 1992. -208 с.

4.53. Корбут М.К. Проект первой татарской газеты в Казани // Вестник научного общества татароведения. - Казань, 1926. - № 5.

4.54. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (аль-Иршад ли-л-ибадат) / пер. с араб. / Курсави. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. -304 с.

4.55. Луис Б. «Ислам и Запад» / Бернард Луис. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003. - 320 с.

4.56. Лысцов В.П. Персидский поход Петра 1. 1722-1725. - М.: Изд-во МГУ, 1951.-247 с.

4.57. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850-1917) / пер. с тур. / Ибрагим Мараш. - Казань: Иман, 2005. - 199 с.

4.58. Марджани о татарской элите (1789-1889). Пер. со старотат. и примеч. А.Н. Юзеева и И.Ф. Гимадеева; (отв.ред.: И.Л.Алексеев). - М.: Изд. дом Марджани, 2009. - 347 с.

4.59. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.- 192 с.

4.60. Марджани Ш. Вафият ал-аслаф ва тахият ал-ахлаф (подробное о предшественниках и приветствие потомкам) / публикация А.Н. Юзеева. -Казань: Иман, 1999. - 126 с.

4.61. Массэ А. Ислам. Очерк истории / А. Массэ. -М.: Наука, 1961. -229 с.

4.62. Маторин Н. Религия у народов Волжско-Камского края прежде и теперь / Н.Маторин. - М., 1929. - 176 с.

4.63. Михалева Г.А. Узбекистан в XVIII - первой половине XIX века: ремесло, торговля и пошлины [Текст] : историческая литература / Г. А. Михалева; ред. Г. А. Пугачёнкова ; Акад. наук УзССР, Ин-т истории. - Ташкент: Фан, 1991. - 112 с.

4.64. Мухаметдинова А.Х. Х.Атласи: общественный деятель и историк / Мухаметдинова А.Х. - Казань: Изд-во Казан, университета, 2004. - 128 с.

4.65. Мухаметшин Р. М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века / Р. М. Мухаметшин. - Казань: Иман, 2000. - 160 с.

4.66. Мухаметшин Р. М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века / P.M. Мухаметшин // Очерки истории татарской общественной мысли. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. - 160 с.

4.67. Мухаметшин Р. Религиозно-мировоззренческие искания в начале XX века / P.M. Мухаметшин // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Мастер Лайн, 2002.-452 с.

4.68. Мухаметшин P.M. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке / P.M. Мухаметшин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005.-246 с.

4.69. Набиев Р. Булгар и Северная Европа. - Казан: «Иман». - 140 с.

4.70. Набиев P.A. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке / P.A. Набиев. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2002. - 244 с.

4.71. Научное наследие Ризы Фахретдинова и актуальные проблемы востоковедения: материалы республ. науч. конф. - Уфа, 2001. - 148 с.

4.72. Первое тюрко-татарское печатное издание В России: манифест Петра 1 1722 года / сост. И.Г. Хадиев; науч. Ред. М.А. Усманов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2010.-118 с.

4.73. Пигулевская Н. Византия на путях в Индию. М.-Л., 1951.-413 с.

4.74. Подъем и падение Запада / Анатолий Иванович Уткин. - М.: ACT МОСКВА, 2008.-761 с.

4.75. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / публикация О.Г. Большакова, А.Л.Мончайта. М., 1971.- 137 с.

4.76. Рашитов Ф.А. История татарского народа: учеб. пособие для национальных школ, гимназий, лицеев / Ф.А. Рашитов. - Саратов: Детская книга, 2001. - 288 с.

4.77. Российский парламентаризм: исторический опыт и современные тенденции развития: Сборник докладов и материалов / Всероссийская научно-практическая конференция к 100-летию Государственной думы.

- 23 марта 2006 года, г. Казань: Дом печати, 2006. - 279 с.

4.78. Сабирова Д.К. История Татарстана. С древнейших времен до наших дней: учебник / Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. - М.: КНОРУС, 2009. -352 с.

4.79. Сайд Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Эдвард Вади Сайд. Перевод с англ. яз. A.B. Горбунова. - Санкт-Петербург, 2006. -637 с.

4.80. Салихов P.P. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX в. / P.P. Салихов. - Казань: Фэн, 2004. - 260 с.

4.81. Сайфуллин Р.Г. Теория этногенеза и всемирный исторический прцесс . (Опыт естественнонаучной периодизации истории) / Р.Г. Сайфуллин. -Казань, 2002.-439 с.

4.82. Сафиуллина P.P. История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья / P.P. Сафиуллина. - Казань, 2003. - 113 с.

4.83. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. - М.: Наука, 1993. - 328 с.

4.84. Смирнов H.A. Очерки истории изучения ислама в СССР / Н.А.Смирнов.

- М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 275 с.

4.85. Соловьев С.М. Сочинения. - История России с древнейших времен. -Т.5-6.-М, 1989.-783 с.

4.86. Сочинения и письма П. Я. Чаадаева под ред. М. О. Гершензона. - Т. 2. -М., 1914.

4.87. Сперанский А. Казанские татары (Историко-этнографический очерк). -Казань: Центр.типогр., 1914. - 30 с.

4.88. Султанов Ф.М. Ислам и татарское национальное движение в

российском и мировом мусульманском контексте: история и

современность / Ф.М. Султанов. - Казань: Школа, 1999. - 236 с.

164

4.89. Тагирджапова А.Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. Казань, 2010. - 559 с.

4.90. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров; авт. Предисл. М.Ш. Шаймиев. - 2-е изд. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2008. - 455 с.

4.91. Тагиров Э. Р. На перекрестке цивилизаций. История татар в контексте культуры мира / Э.Р. Тагиров. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2007. - 391 с.

4.92. Татары. - М.: Наука, 2001. - 583 с.

4.93. Татарская периодическая печать (1905-1924): Библиографический указатель / сост.: P.P. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. -Казань: Рухият, 1999. На рус. и татар, языках. - 134 с.

4.94. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX — начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2003.-207 с.

4.95. Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - Вып. 3. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 128 с.

4.96. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. / М.А. Усманов. - Казань, 1979. - 288 с.

4.97. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова / М.А. Усманов. -Казань, 1984.-223 с.

4.98. Фарисов Ф.Ф. Тайны татарского народа. - Кн. 2. - Казань, 2005. - 270 с.

4.99. Фархшатов М. Н. Документы Оренбургского Магометанского Собрания по статистике мектебов и медресе Башкирии второй половины XIX века // Малоизученные источники по истории Башкирии. - Уфа, 1986.

4.100. Фахретдин Р. Ибн Араби / Ризаэтдин Фахретдин. - Казань: Изд-во «Иман», 2002. - 86 с.

4.101. Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории волжской Булгарии / Р.Г. Фахрутдинов. - М., 1984. - 216 с.

4.102. Филипов С. По Крыму. Отражения. / Филипов С. - Москва, 1889.

4.103. Франк Ален Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России; пер. с анг. / Дж. Ален Франк. -Казань: РИУ, 2008 - 226 с.

4.104. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф. Фукс. - Казань, 1844; Репринт. Фонд ТЯК. - Казань, 1991.-210с.

4.105. Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII - XIX веках / А.Ю. Хабутдинов. - Казань: «Иман», 2000. - 160 с.

4.106. Хайрутдинов А.Г. Наследие Муса Джарулла Бигиева. Сборник документов и материалов. - Ч. 1. - Казань: «Иман», 2000. - 73 с.

4.107. Хакимзянов Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар / Ф.С. Хакимзянов. -М., 1978.-206 с.

4.108. Халидов А. Тюрки в столице халифата (IX в.) // Международные связи, торговые пути и города Середнего Поволжья IX - XIII веков. Материалы международного симпозиума. Казань, 8-10 сентября 1998. - Казнь, 1999. - С. 8-9.

4.109. Хисамов Н.Ш. поэма «Кысса-и Юсуф» Кул Али. Анализ источников сюжета и авторского творчества / Н.Ш. Хисамов. - М., 1979. - 251 с.

4.110. Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. -М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 603 с.

4.111. Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (X - нач. XIII вв.) / Ф.Ш.Хузин. - Казань: Фест, 1997. - 184 с.

4.112. Чернышев Е.И. К истории татарской периодической печати в России -проект татарского журнала «Файда» («Польза») // Труды общества изучения Татарстана. Казань, 1930. - 128с.

4.113. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода / Г.Б. Шаймухамбетова. - М., 1995. - 288 с.

4.114. Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии / С.М. Шпилевский. -Казань: Университетская типография, 1877. - 610 с.

4.115. Штернберг Л. Из жизни и деятельности Василия Васильевича Радлова (Берлинский, Алтайский, и Казанский периоды) // Живая старина. -Вып: 2-3.-С. 1-ХХУ. 1909.

4.116. Шумовский Т. А. Арабы и море: по страницам рукописей и книг / Т.А. Шумовский. - 2-е изд., испр. - М.: Изд. Дом Марджани, 2010. - 192 с.

4.117. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей / Под. ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М.,1998. - 124 с.

4.118. Этнография татарского народа / под ред. Д.М. Исхакова. - Казань: Магариф, 2004. - 287 с.

4.119. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику / Г.В. Юсупов. -М.; Л.: 1960.-322 с.

4.120. Юзеев А. Мировоззрение Марджани и арабо-мусульманская философия / А. Юзеев. - Казань: Полигр. комб. им. К.Якуба, 1992. - 157 с.

4.121. Юзеев А.Н. Татарская религиозно-реформаторская мысль (XIX -начало XX вв.) / А.Н. Юзеев. - Казань: Татар.кн.изд, 2012. - 286 с.

4.122. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII - XIX веков. Книга первая / А.Н.Юзеев. - Казань: Иман, 1998. - 137 с.

4.123. Юзеев А. Философская мысль татарского народа / Айдар Юзеев. -Казань: Татар.кн. изд-во, 2007. -210 с.

4.124. Юзеев А. Философская мысль татарского народа / Айдар Юзеев. -Казань: Татар.кн. изд-во, 2007.

4.125. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк / М.Х. Юсупов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1981. - 232 с.

На татарском языке:

4.126. Ар-Рамзи. Тальфик аль-ахбар ва талькыху аль-асар фи вакаии Казан ва Булгар ва мулюк татар. - Т.1. - Оренбург, 1907.

4.127. Атласи Ь. Наданлык Ьэм аныП ж;имешлэре // Шура. - 1910. - № 19.

167

4.128. Атласи Ь. Сайланма эсэрлэр: 2 томда. - 2 том: мэкалэлэр, хатлар, библиография / Ьади Атласи - Казан: «Дыен», 2010. - 352 б.

4.129. Бертуган Туйкиннар: тарихи-документаль жыентык. / ТПз. авт. Эльмера Ханнанова-Галимжанова - Казан: Рухият, Дыен, 2007. — 592 б.

4.130. Бигиев М. Халык назырына берничэ мэсьэлэ / М.Бигиев. - Казан: М.Максудов, 1912. - 93 б.

4.131. Бигиев М. Эдэбият гарэбия илэ голум исламия / М.Бигиев. - Казан: Мэгариф китапханэсе, 1908. - 72 б.

4.132. Буби А. Тэрэкъкыйы фонун вэ магариф динсезлеге мужиб ме? / А. Буби-Казан, 1902.

4.133. Буби А. Хакыйкат, яхуд Тугрылык / А. Буби. - 1904-1906.

4.134. Валидов Дамал. Миллэт вэ миллият / К.Валидов. - Оренбург, 1913.

4.135. Габдерэшит ИбраИим: фэнни-биографик жыентык / тШз.: М.Госманов, Ф.Галимуллин. - Казан: Жыен, 2011. - 432 б.

4.136. Габдрахман Сагди: фэнни-биографик щлентык. ТШзучелэр Д. ЗаЬидуллина, Ч. Гыйлажева. - Казан: Ж^ыен, 2008. - 416 б.

4.137. Гайнетдин Эхмэрев: тарихи-документаль ж;ыентык. - Казан: «Хэтер», 2000.-384 б.

4.138. Гаспринский Исмэгыйль: тарихи-документаль ж,ыентык / тПз. С. Рэхимов. - Казан: Ж;ыен, 2006. - 544 б.

4.139. Гаяз Исхакый: тарихы-документаль ж;ыентык / тПз.-авт.: С. Рэхимов, 3. Мохэммэтшин, А. ЗаЬидуллин. - Казан: Ж^ыен, 2011. - 964 б.

4.140. Исхакы Г. Идел-Урал / Г. Исхакы. - Яр Чаллы, 1992. - 48 б.

4.141. ИбраЬим А. Миръат яки кШзге. - Т.1. - СПб.: изд-во М.М. Борогонского, 1900.

4.142. Камали 3. Ислам фэлсэфэсе: 2 т. Т. 1. Дин фэлсэфэсе. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2010. - 320 б.

4.143. Камали 3. Фэлсэфэ игтикадийа. Фэлсэфэ исламийэдэн 1 кис / З.Камали. - Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2010. - 319 б.

4.144. Курбатов X. Татар теленец алфавиты Ьэм орфография тарихы / Х.Курбатов. - Казан, 1960. - 132 б.

4.145. Кэримуллин Э. БезнеО кардэшлек: Мэкалэлэр / Кэримуллин Эбрар. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2005. - 335 б.

4.146. Максуди А.-Х. Гыйбадэте исламия / А.-Х. Максуди. — Казан, 2013. -86 6.

4.147. Мэря;эни Ш. Местэфадел-эхбэр фи эхвали Казан вэ Болгар (Казан Ьэм Болгар хэллэре турында файдаланылган хэбэрлэр). - Т.1. - Казан, 1897. - 264 б.

4.148. Мэрж;эни Ш. Китаб Назурат ал-хакк фи фардиййат ал - иша ва ин лям йагиб аш-шафак / Шихабутдин Мэржэни. Казань: Тип. Университета, 1870.- 164 б.

4.149. Фэхретдин Р. Асар. - 3 т. Рукопись. Л. 125 (а)-126(б).

4.150. Фэхреддин Р. Асар. - 2 т. - Казан.: Рухият, 2009. - 304 б.

4.151. Шихабетдин Мэржэни. Макалэлэр л^ыентыгы / Тоз. X. Хисмэтуллин. Казан: Таткитнэшр, 1968. - 80 б.

4.152. Дамал Вэлиди: эдэби Ьэм тарихи-документаль ж;ыентык / тйз. Дилэрэ Абдуллина, Жрудэт Мицнуллин. - Казан: Ж^ыен, 2010. - 624 б.

4.153. Щамал Вэлиди. Миллэт вэ миллият. - Оренбург, 1914. - 50 б.

4.154. Ьади Атласи: Тарихи-документаль жыентык / ТПз.-авт.: Р. Мицнуллин, А. Мухамэтдинова, И. Ьадиев. - Казан: Ж^ыен, 2007. - 400 б.

На иностранных языках:

4.155. Ahmet Temerin Hayati.-Ankara universitesi basimevi. - Ankara, 1993. - P. 39.

4.156. Baladhuri. Liber expugnationum regionum. Ed. M. J. de Goeje. Leiden, 1866.-P.137.

4.157. Bell II. 1. The Byzantine Servile State in Egypt. - Jornal of Egyptian

Archaeology, vol. IV, 1917.-P. 106.

169

4.158. Emerson R.W. Journals.-Vol. l.-P. 341.

4.159. Emerson R. W. The Complete Works of Ralph Waldo Emerson. - Vol. 112. N. Y., 1926,-vol. l.-P. 126.

4.160. Gouin E. L Egipte fux 19-e siècle. - Paris, 1847.-P. 46.

4.161. Nimet Kurat A. Kazan Türklerinin Medeni Uyaniç Devri. A.Ün.Dil ve Tarih Cografya Facültesi Dergisi. - С. XXIV. - S. 3-4. - Ankara, 1966. - S. 95194.

4.162. Adile Ayda. Sadri Maksudi Arsal. Kültür Bakanligi Yayinlan. - Ankara, 1991.-P. 1000.

4.163. Tamurbek Devletçin. Sovyet Tataristani, çev. Mehmet Emircan. Kültür Bakanligi Yayinlan. - Ankara, 1981. - P. 92-243.

Диссертации и авторефераты диссертаций

5.1. Зарипов И. А. Влияние идей религиозногореформаторства на развитие капиталистических отношений в татарском обществе начала XX века: дис. ... канд. ист. наук / И.А. Зарипов. — Казань, 2013. - 324 с.

5.2. Кадымова Р. Р. Вклад Ризаэддина Фахреддина в формировании нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX — начала XX вв.: дис. ... канд. ист. наук / P.P. Кадымова — Казань, 2013. - 180 с.

5.3. Мухамадеева JI.A. Торгово-промышленная и общественно-политическая деятельность купеческой династии Сайдашевых (вторая половина XIX -начало XX вв.): дисс. ...канд. ист. наук / JI.A. Мухамадеева. - Казань, 2008.-287 с.

5.4. Мухаметшин P.M. Ислам в общественно-политической жизни татар: возрождение и функционирование традиций в XX веке: дис. ... д-ра полит, наук / P.M. Мухаметшин. - Казань, 2000. - 300 с.

5.5. Уразаев Ф.Я. Механизмы сохранения этнокультурной идентичности татарского народа (конца XIX — начала XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Казань, 2011. - 226 с.

5.6. Янбаев И.К. Восточные традиции и книги «Асар» Р. Фахретдинова: автореф. Дис. ... канд. филол. наук / И.К. Янбаев. - Уфа, 2001. - 21 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.