Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Пивень, Марина Георгиевна

  • Пивень, Марина Георгиевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 169
Пивень, Марина Георгиевна. Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2011. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пивень, Марина Георгиевна

Глава I. Свадебные сундуки кассони и подарочные"подносы дески да парто как объекты художественной культуры эпохи Возрождения.

1.1. Расписные предметы в убранстве жилого интерьера, свадебных и семейных обрядах кватроченто.

1.2. Общие художественные особенности росписей кассони и дески да парто.

Глава И. Античность в пространстве культуры эпохи Возрождения.

2.1. Источники сведений об античности и специфика их восприятия в эпоху Ренессанса.

2.2. Круг сюжетов росписей предметов обстановки и принципы их выбора.

Глава III. Художественная интерпретация античных сюжетов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов.

3.1. Античные образы в аллегорических композициях декоративной живописи конца XIV - начала XVI вв.

3.2. Сюжеты античной героики в росписях предметов интерьера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретация античных сюжетов и образов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов раннего итальянского Возрождения»

Произведения искусства эпохи Возрождения, предназначенные для домашнего обихода, привлекают сегодня пристальное внимание искусствоведов и историков, изучающих культуру повседневности. В комплекс подобных художественных объектов входят образцы широко практиковавшегося в Италии XV века живописного декора мебели и других предметов бытовой обстановки. Это единственный вид живописи того времени, в котором преобладала светская тематика и зачастую впервые появлялись античные образы и сюжеты. Особое место принадлежит предметам, используемым в свадебных и семейных обрядах кватроченто. До наших дней дошло значительное количество панелей свадебных сундуков (cassoni) и деревянных подносов (deschi da parto), росписи которых посвящены сюжетам античной истории и литературных обработок мифов. Однажды возникнув в росписях предметов интерьера, мифологический сюжет нередко воспроизводился впоследствии в станковых картинах и фресковых циклах.

Анонимность большинства сохранившихся работ (при наличии редких примеров достоверно установленного авторства ведущих мастеров), сложность атрибуции, устойчивые изобразительные традиции архаичного «готического» стиля, элемент массовости, проявляющийся в тиражировании композиционных схем и иконографических интерпретаций, делают декоративную живопись, украшающую предметы интерьера, одной из самых сложных и полемичных страниц истории искусства кватроченто.

Исследованию особенностей живописной декорации предметов обстановки интерьера Италии XV века (большую часть из которых составляют свадебные сундуки кассони) посвящена обширная научная литература. При этом следует отметить, что подходы к их изучению существенно менялись, составив особое направление в изучении искусства эпохи Ренессанса. Проблемы, связанные с изучением росписей сундуков во многом объясняются тем, что в них комбинируются два вида искусства - декоративно-прикладное творчество и собственно живопись, поскольку техника украшения мебели ничем не отличается от обычной для того времени техники живописи по деревянной основе.

При изучении росписей сундуков возникают трудности атрибуции. И поныне установлено авторство далеко не всех произведений. Нередки случаи, когда при большом количестве публикаций, посвященных определенному произведению, каждый исследователь предлагает новую атрибуционную версию. Это объясняется многими причинами: особенностями организации работы в мастерской, когда в выполнении заказа участвовал не один, а несколько человек, использованием подмастерьями набросков, созданных мастером или сборников образцов рисунков. Нередкими, видимо, были и случаи, когда заказчик желал повторить в новом произведении сюжет и композицию, созданные прежде другим автором. При этом в сохранившихся письменных источниках, указывающих на конкретные произведения (инвентари, книги записей заказов, брачные контракты), крайне редки упоминания о том, какие именно изображения украшают тот или иной предмет.

История обращения к росписям предметов обстановки жилого пространства как самостоятельному, специфическому художественному материалу берет начало в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Так, в биографии художника Делло (издания 1568 г.) Вазари упоминает о большом количестве заказов на расписную мебель в 15 веке: «в те времена горожане любили держать у себя в комнатах большие деревянные сундуки в виде гробов с разнообразно разрисованными крышками, и не было человека, который не заказывал бы росписей для этих сундуков»1. Художник высказывает мнение, что работы подобного рода «всегда будут достойны внимания хотя бы из-за разнообразия одежд того времени, как мужских, так и женских, которые можно на них рассмотреть»2.

Отмечая, что Делло «первым проявил в подобных вещах тщательность и хорошие приемы» , упоминая о работах Уччелло и Пезеллино по украшению предметов интерьера, в целом Вазари мало интересуется художественными особенностями росписей мебели, считая, что их главная ценность в том, чтобы служить иллюстрациями примет уходящего времени. Приоритетное внимание к станковому и монументальному искусству Ренессанса надолго оттеснило декоративную живопись кватроченто на периферию интересов исследователей и собирателей. Характерно, что еще в трудах многих историков искусства первой половины XX века росписи кассоне и дески да парто упоминаются только в качестве показательного примера сохранения в живописи кватроченто стиля «интернациональной готики».

Внимание коллекционеров расписные сундуки начинают привлекать в XIX веке, на волне возросшего в этот период интереса к искусству раннего итальянского Возрождения. До 1850-х годов круг этих коллекционеров был достаточно узким, и экземпляры панелей кассони приобретались, в основном, в качестве образца итальянских «примитивов»4. С интересом коллекционеров связано и появление первых публикаций произведений этого вида искусства. Так, например, Арто де Монтор (1772-1849) не только опубликовал каталог своей коллекции, включавшей девять панелей кассони и два дески да парто, но и сопроводил его иллюстрациями в виде гравюр, выполненных А. Шалламелем5.

В связи с преимущественным интересом только к живописным панелям, проблемой становится и сохранность сундуков как целостных объектов. Зачастую фронтальные панели, украшенные росписью, отделялись от плохо сохранившихся сундуков, приобретались коллекционерами и демонстрировались в качестве самостоятельных картин наряду с хронологически близкими произведениями станковой живописи. До сих пор бывает сложно установить, являлась ли расписная панель мебельной вставкой, или создавалась как оригинальное декоративное панно. Тем не менее, частные коллекционеры и влиятельные фигуры художественного рынка сыграли важную роль в привлечении интереса исследователей к этому роду художественных произведений.

Со временем кассони и дески да парто становятся все более востребованными на художественном рынке, интересуют любителей старины и исследователей уже в качестве элементов ренессансного интерьера. Их начинают приобретать в оригинальном виде во многом благодаря деятельности В. Б. Спенса (1814-1900) - одного из ведущих дилеров художественного рынка Великобритании второй половины XIX века. По его инициативе было реконструировано значительное количество сундуков с использованием продукции современных мебельных мастерских и сохранившихся частей собственно ренессансных предметов6. Подобная деятельность того времени также затрудняет изучение кассони, поскольку реставраторы зачастую комбинировали фрагменты разных сундуков (и других предметов мебели), а письменные свидетельства о предпринятой реконструкции имеются далеко не всегда. Остается неизвестной история бытования сундуков, невозможно представить их оригинальный вид.

Во второй половине XIX в. расписные фронтальные панели сундуков появляются во многих европейских художественных собраниях, и одна из причин роста популярности расписной мебели у коллекционеров видится исследователям в возникновении специализированных музеев п декоративно-прикладного искусства . Пополняется количество публикаций, знакомящих с предметами из музейных собраний и частных коллекций8.

В XIX веке антиквары часто приписывали появлявшиеся на рынке расписные панели упомянутым у Д. Вазари Пезеллино и Делло, а также Пьеро делла Франческо и другим известным мастерам, что, как правило, не имело фактического подтверждения9. Избегая называть конкретные имена художников, исследователи начала XX века, напротив, предпочитали именовать большинство работ по изображенным сюжетам («Мастер Вергилия», «Мастер Дидоны»), или имени владельца («Мастер кассоне Джарвиса»). Следует отметить, что для многих работ такой принцип актуален до сих пор.10 В первой четверти века появляется ряд работ по истории интерьера эпохи Возрождения. В ряду других предметов обстановки расписные сундуки фигурируют в монографиях А.Скьяпарелли11, В.Боде12, Ф. Шоттмюллер13. Основными подходами в этот период являются историко-документальные изыскания и стилистический анализ.

Начало серьезного изучения этой сферы художественной культуры Ренессанса было положено публикацией фундаментального труда П. Шубринга «С<тош. Сундуки и росписи сундуков раннего итальянского Возрождения в период кватроченто» (1915, 1923) 14. Шубринг систематизировал 959 образцов росписей предметов интерьера (большую часть из которых составляют панели сундуков), сопроводив каталог обстоятельной монографией. В теоретической части работы впервые применен комплексный подход к изучению расписной мебели эпохи Возрождения. Отдельные главы работы посвящены характерной обстановке комнаты флорентийского палаццо, обзору наиболее распространенных сюжетов росписей (в том числе античных - греческой мифологии и римской истории). Шубринг объединил в группы стилистически близкие произведения, а в каталожных описаниях подробно перечислил изображенные на каждой панели сюжеты и их персонажей. В то же время, труд Шубринга не миновал ряд проблем, главной из которых стало определение авторства произведений.

Несмотря на проблемы атрибуции, ошибочную трактовку некоторых персонажей и их атрибутов, значение работы Шубринга для изучения расписных предметов обстановки трудно переоценить. Публикация сведенных в единый корпус изображений панелей сундуков, дески да парто и декоративных панно сделала возможным системный взгляд на этот вид живописи, позволила выявить определенную специфику его художественного языка и образной системы. В этом аспекте каталог Шубринга (как и ряд последующих публикаций вновь выявленных панелей кассони)15, стал основой для дальнейших исследований, и по-прежнему сохраняет свою актуальность.

В приложении к своему труду ученый опубликовал документ, предоставленный ему А. Варбургом - обнаруженную Г.Брокгаузом в архиве Строцци копию книги записей заказов флорентинской мастерской Аполлонио ди Джованни и Марко дель Буоно, специализировавшейся на украшении кассони16. Этот источник содержит сведения о заказчиках, позволяет сделать выводы о сроках работ по украшению кассоне, количестве заказов, выполняемых мастерской за определенный период времени.

С публикацией книги заказов связано и уточнение атрибуции предметов, происходивших из мастерской. Внимание исследователей сразу привлекло обилие знаменитых заказчиков, в числе которых значились семейства Медичи, Руччелаи, Альбицци, Строцци, Пандольфини, Бруни. Еще А. Варбург надеялся идентифицировать сохранившиеся панели сундуков с работами, упоминаемыми в списке.17 Но ни он сам, ни П. Шубринг так и не связали список заказов с известными на тот момент произведениями. Тем не менее, начиная с этого периода, атрибуция часто основывается на сопоставлении изображенных на фрагментах сундуков геральдических композиций и записей в книге мастерской.

В 1944 г. В. Стехов атрибутировал Аполлонио ди Джованни панель кассоне из Мемориального художественного музея Аллена в Оберлине

18

Огайо), прежде относимую анонимному «Мастеру Вергилия» . Вслед за ним Э. Гомбрих в 1955 г. атрибутировал Аполлонио ди Джованни несколько кассони, автора которых Шубринг условно именовал «мастером

Дидоны»19. Ученый обратил внимание на поэму Уголино Верино, посвященную мастеру Аполлонио, которого за создание картин на сюжеты «Энеиды» поэт называет «Апеллесом Тосканы». Гомбрих связал миниатюры кодекса Вергилия из библиотеки Риккардиана с росписями панелей сундуков, и предположил существование декоративной стенной панели со схожими сюжетами, выполненной Аполлонио ди Джованни и воспетой поэтом-гуманистом.

Почти двадцатилетие спустя, Э. Каллманн выявила основные особенности стиля Аполлонио и атрибутировала значительный ряд (59) известных образцов росписей кассони и дески да парто20. Исследовательница убедительно выстроила хронологическую последовательность создания произведений, на основе изменений в концепции построения пространства и движения фигур выявила основные этапы в творчестве мастера. Пристальное изучение наследия Аполлонио позволило показать влияние выдающихся мастеров эпохи на его творчество21, выявить свободные от влияний составляющие индивидуального стиля мастера (характерные композиционные приемы, преимущественный интерес к рисунку), показать его роль уникального для своего времени создателя живописных нарративов.

В приложении к монографии представлены документальные свидетельства, касающиеся деятельности художников Аполлонио ди Джованни и Марко дель Буоно - уже упоминавшаяся копия книги заказов мастерской, и не публиковавшееся ранее завещание Аполлонио ди Джованни, составленное нотариусом Джино Корти.22

На наш взгляд, ценность работы Кальманн состоит, в первую очередь, в том, что ей удалось показать специфику художественных задач, стоявших перед мастером, расписывающим предметы интерьера, определить значимость работы мастерской Аполлонио и его собственного творчества в общем русле развития художественного языка кватроченто. И если труд Шубринга, по словам К. Кэмпбелл, «узаконил академический статус» искусства росписи мебели , то работы Э. Каллманн окончательно укрепили этот статус в искусствоведении. В отдельном каталоге монографии представлены работы мастерской, среди которых росписи на сюжеты «Одиссеи», «Энеиды», легендарной истории Рима. Исследователь обосновала важность живописных работ мастерской Аполлонио для распространения в изобразительном искусстве Флоренции образов античности. Но следует отметить при этом, что проблематика монографии Кальманн сосредоточена, в первую очередь, на формальных аспектах творчества Аполлонио ди Джованни, комплексное изучение специфики иконографии изображенных персонажей не входило в задачи исследования.

Базу для интерпретации античных образов в живописи эпохи Возрождения подготовили труды, посвященные изучению исторических форм символизма в искусстве. Проблема трансформации персонажей античной мифологии в аллегорические и символические образы получила освещение в работах иконологической школы, начиная с трудов основоположника этого направления в искусствознании А. Варбурга (1866-1929). Основная сфера исследовательского интереса Варбурга -влияние античности на искусство Возрождения, периода, который он называл эпохой «великого переселения образов»24. Предметом исследований ученого стали символические образы мифологии, астрологии, магии, сложный литературный и философский контекст формирования ренессансной иконографии.

Основным направлением исследований в этой области является определение семантики мифологических образов в контексте иконографической программы, определение литературного источника программы.

Последователи иконологической школы, начиная с Э.Панофского, часто привлекали материал росписей кассони для расшифровки аллегорических образов, созданных под влиянием идей гуманизма и философии неоплатоников.

Начало этому направлению исследований было положено в совместной статье Э.Панофского и Ф. Заксля, посвященной роли классической мифологии в средневековом искусстве, путям ее распространения и особенностям трактовки в этот период . Проблема различия изобразительной и литературной традиций использования мифологических образов получила развитие в других работах Э.

26 27

Панофского , в монографии Ж.Сезнека .

Работы Варбурга, Панофского заложили основы расшифровки семантики античных образов в искусстве с привлечением философских концепций эпохи Возрождения. Одним из самых значительных направлений становится исследование влияния на произведения художественной культуры идей ренессансного неоплатонизма. В 1958 г. выходит монография Э. Винда, посвященная исследованию значений мифологических образов и сюжетов в произведениях живописи и

28 скульптуры Ренессанса («Языческие таинства в искусстве Ренессанса») . Винд рассматривает связь ряда художественных образов с основными идеями неоплатоников Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы, прослеживает происхождение и семантику уходящих в древность иконографических мотивов.

Большой интерес представляют исследования Р. Витковера, посвященные проблемам миграции символических образов и их трансформации,

29 интеграции античной и христианской образности . Огромный вклад в исследование проблем интерпретации аллегорических образов внесли работы представителя венской школы искусствознания Э. Гомбриха. Гомбрих рассматривал произведения искусства в сложном культурном контексте, обусловливавшем характер прочтения и художественного решения образов. Отдельные вопросы были затронуты им в сборнике «Исследование искусства Возрождения: "Норма и форма» (1966).

Концептуальный характер носит исследование "Символические образы" (1972), главным предметом которого стала философия символизма . Э. Гомбрих исследовал черты, характеризующие образы-символы, образы-персонификации, значительная часть которых возникает в античности. Одной из таких характерных черт является изменчивость символических значений. Так, ученый показал зависимость интерпретации символических образов от смыслового контекста всей иконологической программы художественного произведения. Одна из важнейших идей книги также связана с исследованием влияния неоплатонической философии на искусство Возрождения. Для флорентийского искусства XV в. Гомбрих особенно важными считал работы Марсилио Фичино, образ мысли которого позволял "все что угодно обратить в символ чего-то более о 1 высокого". Э. Гомбрих выдвинул собственную гипотезу литературной основы произведений Боттичелли, провел детальный анализ трактовок мифологических образов в его творчестве. Ряд вопросов, непосредственно связанных с рассматриваемой проблемой, затрагивает и А. Шастель в книге «Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного» (1959) .

Возможности для более широкой интерпретации изобразительной традиции открывают исследования, основанные на применении культурно-исторического подхода. Большое методологическое значение имеет исследование влияния на художественную практику культурно-исторического опыта эпохи, предпринятое М. Баксандаллом в работе «Живопись и опыт в Италии XV века: пособие по социальной истории живописного стиля» (1972). Понимание искусства как сферы культурно-исторического опыта послужило базой для развития новых методологических подходов к исследованию росписей предметов интерьера. Большое значение имеют также работы по изучению изобразительного языка как знаковой системы, например, монография П. Франкастеля «Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху

Кватроченто»34. Исследование творчества Бартоломео ди Фруозино, проведенное М.Л. Д'Анконой, расширило представление о методах работы мастеров начала кватроченто, расписывавших предметы интерьера.35

Параллельно с указанными тенденциями в развитии методов изучения искусства, появляются работы, продолжающие изучение убранства интерьера периода кватроченто, истории мебели. В отечественной науке следует отметить, прежде всего, диссертационное исследование Л.И.Фаенсон, основанное на изучении значительного числа сундуков из собраний СССР и ГДР.36 Материалом для исследования послужили, в основном, резные сундуки XVI века, сохранившиеся в наибольшем количестве. В разделе, посвященном расписным сундукам, автор ограничивается перечислением наиболее популярных сюжетов, не ставит задач подробного анализа особенностей их художественного воплощения. В работах М.С. Тарасовой , П. Торнтона внимание свадебным сундукам уделено в контексте исследования общих особенностей убранства интерьера, но в задачи этих исследований не входило подробное рассмотрение специфики сюжетов их росписей.

Ряд вопросов, связанных с изучением стилистики живописного декора кассони рассматривается на примере отдельных музейных собраний. Так, в работе Д. Поуп-Хенесси и К. Кристиансен представлен обзор светской по назначению живописи из коллекций музея Метрополитен (Нью-Йорк)39. Публикуя предметы из фондов музея Виктории и Альберта (Лондон), П. Торнтон затрагивает терминологические аспекты изучения мебели кватроченто.40 Публикуются каталоги музейных коллекций, включающих расписные панели кассоне, в том числе каталог ренессансных сундуков из собраний Советского Союза, подготовленный и изданный под редакцией Л.И.Фаенсон.41

В последней трети XX века намечаются новые направления исследований в рассматриваемой области. К этому периоду относятся первые комплексные исследования культуры повседневности, форм жизненного уклада горожан позднесредневековой и ренессансной Италии. Важное место в этих исследованиях занимает изучение социальных и экономических аспектов семейно-брачных отношений, обычаев и обрядов, связанных с основными этапами жизненного цикла семьи42. Изучение вопросов брака привело к пониманию важных аспектов, касающихся кассони. Детальное изучение организации и проведения свадебных торжеств позволило Б. Витхофт выявить функции свадебных сундуков в структуре свадебного ритуала периода кватроченто. Исследовательница убедительно показала, что роль сундуков в свадебной процессии и обычаи, сложившиеся в практике их заказа проливают свет на специфику образной системы живописной декорации этих предметов43.

Значительное место в исследованиях последних десятилетий уделяется тендерной проблематике - вопросам изучения положения женщин в городах Италии, женских социальных ролей и ментальных особенностей. В искусствознании такой подход позволил поставить вопрос о существовании произведений и образов, специально адресованных мужской и женской аудитории. Проблема проявления тендерных начал в искусстве часто рассматривается на примере живописного декора жилого интерьера, в том числе росписей свадебных сундуков и дески да парто. Тендерные аспекты создания образов в росписях кассони затрагивает К.Бэскинс44. Интерпретация отдельных тем в свете представлений о рекомендуемом городской культурой женском идеале обозначена в статьях P.M. Сан-Хуан45. А. Рэндольф переосмысливает исследовательский инструментарий, предложенный М. Баксандаллом, в контексте тендерной специфики визуального опыта при изучении росписей дески да парто46. Публикации последних лет посвящены уточнению атрибуции отдельных произведений, проблемам иконографии47. П. Вэтсон подробно рассмотрел примеры воплощения в росписях кассони и дески да парто сюжетов из

АО произведений Боккаччо . Особенностям трактовки отдельных сюжетов и мотивов античности в росписях сундуков и стенных панелей уделено внимание в статьях Л. Вертова49, Е. Мижиолека50, Т.В. Сониной,51

52 53

К.Бэскинс , К. Симонеу . Многие аспекты проблем, связанных с историей интерьера, особенностей его убранства и отельных росписей кассони затронуты в публикациях, подготовленных Немецким институтом истории искусств во Флоренции54.

Ряд исследований специально посвящен подносам дески да парто. Ц. де Карли опубликовала каталог, включающий 73 предмета, созданные с XIV по XVI век. Его публикация сопровождена обстоятельным введением, освещающим важные аспекты создания и бытования этого вида произведений.55 Р. Ольсон подняла проблему взаимоотношения росписей дески да парто и станковых картин в форме тондо56. Специфике дески как

57 художественных объектов посвящена и работа К. Дойблер-Хаушке.

Важное значение имеют междисциплинарные исследования Ж. М. Мусакьо, сочетающие методы искусствознания, культурной антропологии и социальной истории. В ее работе «Искусство и ритуал рождения ребенка» (1999) дески да парто представлены в комплексе художественных

58 произведений прикладного и обрядового характера. В монографии «Искусство, свадьба и семейные отношения во дворце ренессансной Флоренции» Мусакьо последовательно поднимает вопросы художественного оформления интерьера, специфики украшения свадебных сундуков, символики хранившихся в них предметов59.

Сегодня можно констатировать возрастание интереса к проблемам декоративной живописи кватроченто, о чем свидетельствует значительное количество публикаций, а также ряд специальных тематических выставок и научных конференций, проведенных в последние

60 годы крупнеишими художественными музеями мира . Опубликованные статьи и монографии, реализованные выставочные проекты демонстрируют определенное единство современных подходов к изучению росписей, украшавших предметы обстановки ренессансного интерьера. Основные тенденции можно проследить на примере выставок, осуществленных музеями Великобритании, США, и Италии. Системный подход был воплощен в реализации проекта «В доме ренессансной Италии» музея Виктории и Альберта в Лондоне (2006)61, где были представлены разнообразные экспонаты, связанные с повседневной жизнью итальянцев эпохи Возрождения. Комплексный подход позволил отойти от ставшего традиционным изолированного экспонирования предметов материальной культуры повседневного обихода и произведений разных видов искусства. Директор музея М. Джонс говорит во вступительной статье к каталогу выставки о необходимости преодоления сложившейся традиции разграничивать искусство на «высокое» и л декоративное» . Задача выставочного проекта музея - объемно и разносторонне показать мир домашнего пространства как единое целое, и определить его роль в художественной культуре Возрождения.

Отдельные разделы экспозиции были посвящены ренессансному дому и жизни в нем: особенностям планировки и оформления интерьера, обстановки, свадьбе, рождению детей и их воспитанию, хозяйству и деловой активности, домашнему труду, особенностям костюма эпохи, правилам гигиены и заботе о здоровье, развлечениям. В экспозиции выставки кассони и дески да парто были включены в комплекс объектов, окружавших итальянцев эпохи Возрождения наряду с майоликовой посудой, шкатулками для хранения украшений, художественным стеклом, свадебными портретами, предметами женского рукоделия.

В выставочном проекте «Триумф свадьбы: расписные кассони

63

Ренессанса» (2008) музея Изабеллы Стюарт Гарднер ключевым стал один из самых распространенных мотивов в росписях кассоне - мотив триумфа. Куратором К. Бэскинс была спроектирована выставка, связывающая

64 кассоне с исследованиями тендера и семьи, литературы и политики . К выставке был приурочен научный симпозиум, программа которого направлена на всестороннее рассмотрение феномена кассони. В экспозицию были включены сундуки и отдельные панели, роспись которых посвящена триумфам античных героев и современных правителей, изображениям аллегорических триумфов Венеры, Целомудрия, Славы, Вечности. Помимо каталожных описаний экспонатов, участвовавших в выставке, в книге опубликованы эссе ведущих исследователей предметов домашнего интерьера. Показательно, что тексты статей посвящены не только ключевой теме выставки - мотиву триумфа, а осмыслению кассоне как специфического произведения искусства65.

Подобный подход к экспонированию можно видеть и в концепции масштабного проекта выставки «Искусство и любовь в Ренессансной Италии», проведенной музеем Метрополитен и рядом других музеев США (2009) .66 Значительный раздел выставки был посвящен художественным объектам, связанным с помолвкой, празднованием свадьбы и рождением детей, укладом семейной жизни эпохи Возрождения.

Как отметила директор галереи института Курто Д.Свеллоу, выставка «Любовь и свадьба в Ренессансной Флоренции» (Лондон, 2009) стала «первой выставкой в Великобритании, фокусирующей внимание на кассони»67. Задача экспозиции выставки - рассказать об особенностях оформления кассони, их функциях в качестве объектов свадебной церемонии и предметов интерьера. Каталог экспонатов выставки сопровожден статьями, посвященными особенностям иконографии сюжетных повествований росписей, а также истории «открытия» расписных предметов интерьера коллекционерами и исследователями. Чтобы полнее представить феномен кассоне, галереей были привлечены экспонаты из других музеев - Национальной галереи Шотландии, частных коллекций, музея Фрица Вильяма (Кембридж).

Широкий круг музейных собраний, предоставивших экспонаты, отличал и выставку, осуществленную Флорентийской Академией художеств «У^й сРАтоге. Свадебная живопись кватроченто во

ГО

Флоренции» (2010) , в экспозиции которой были представлены важнейшие произведения жанра. Каталог выставки предваряют статьи, посвященные особенностям использования кассони69, истокам формирования и раннего периода развития жанра саБЗот 1з1опай в творчестве мастеров конца XIV-первой трети XV века70, геральдическим знакам в росписях71, художественным тенденциям, характерным для росписей кассони и

72 стенных панелей 1440-70-х годов и др.

Таким образом, сегодняшний интерес к расписным предметам мебели кватроченто вызван к жизни актуальными направлениями современного гуманитарного знания, которые привносят в исторические науки новые исследовательские методы. Росписи свадебных сундуков и других предметов интерьера оказываются связанными с широким кругом историко-культурных проблем: они являются одновременно элементами публичных ритуалов и принадлежностью интерьера, выполняют утилитарные функции в качестве предметов мебели, и служат памятными вещами. Их изучение требует привлечения широкого спектра источников -литературы от философских трактатов до поэтических сочинений, исторических документов (текстов проповедей, инвентарей, хроник, дневников, переписки). Материалы последних исследований позволяют говорить о росписях кассони и дески как особом жанре, имеющем свои законы построения композиции, круг сюжетов и образов, специфическую иконографию. Такое понимание их специфики отражено и в крупнейших тематических выставочных проектах, представляющих необходимость системного взгляда на живопись, украшавшую предметы интерьера.

Актуальность темы данной диссертации определяется отсутствием в отечественной науке систематических исследований, посвященных росписям свадебных сундуков и подносов дески да парто. Хотя проблеме интерпретации античных сюжетов и образов в росписях предметов интерьера посвящена обширная литература, материалы носят разрозненный характер, в большинстве публикаций представлен анализ отдельных памятников, тогда как комплексный анализ традиционно изображаемых сюжетов не предпринимался.

Объектом исследования в данной работе являются росписи панелей свадебных сундуков и подносов, связанные с античной тематикой.

Предмет исследования - проблема интерпретации образов и сюжетов античности в живописных произведениях, украшающих предметы обстановки жилого интерьера XIV- начала XVI вв.

Хронологические рамки исследования обусловлены историческим фактом распространения в художественной практике Возрождения живописного декорирования деревянных предметов обстановки и быта. С учетом новейших датировок, этот период ограничен последней четвертью XIV- началом XVI вв.

Цель работы: выявить специфику интерпретации античных сюжетов и образов в росписях итальянских свадебных сундуков и подносов дески да парто конца XIV- начала XVI вв. Задачи исследования:

- обозначить функции свадебных сундуков и подносов дески да парто в убранстве жилого интерьера и их роль в свадебных и семейных обрядах кватроченто; исследовать эволюцию живописного оформления сундуков на протяжении рассматриваемого периода;

- выявить круг античных сюжетов, наиболее часто изображавшихся на панелях сундуков и подносов;

- раскрыть жанровую специфику трактовки сюжетов в росписях предметов интерьера;

- проанализировать композиционные, иконографические и семантические особенности художественного решения античных сюжетов в росписях сундуков и подносов.

Теоретико-методологические основы диссертации. При разработке общих направлений исследования автор опирался на труды Э. Кассирера,

Э. Гомбриха, Э. Панофского, М. Баксандалла, П. Франкастеля. Для понимания культурных процессов Италии XIV - XVI вв. большое значение имеют исследования Я. Буркхардта, Э. Гарена, П. Бицилли, П. Бёрка, Л.М. Баткина, в которых анализируются социальные основания, типологические особенности и основные категории культуры Ренессанса. В разработке специальных позиций, касающихся декоративной живописи кватроченто, автор отталкивался от идей, высказанных в работах Э. Каллманн, А. Рэндольфа, Е. Мижиолека, К. Бэскинс, Ж. М. Мусакьо. Методологической базой в диссертации избран системный подход, позволяющий соединить искусствоведческий инструментарий исследования с изучением культурно-исторической проблематики рассматриваемой эпохи.

В работе над диссертацией были применены следующие методы: метод стилистического анализа, необходимый для раскрытия особенностей композиционных принципов и художественного языка росписей;

- метод иконографического анализа, использовавшийся при выявлении общих схем решения сюжетов и репрезентации отдельных образов;

- генетический метод, давший возможность изучить причины обращения к образам античной мифологии и истории в рассматриваемый период;

- типологический метод, примененный для выработки оснований классификации сюжетов росписей;

- метод исторической реконструкции, необходимый для воссоздания культурной ситуации Италии XIV -XVI вв.;

- метод семантического анализа, позволивший раскрыть смысловое содержание художественных образов, созданных по мотивам античных сюжетов в росписях свадебных сундуков и подарочных подносов;

Источниковая база исследования. В качестве источников фактических сведений о практике росписи предметов обстановки ренессансного интерьера были привлечены сочинения «Книга об искусстве, или трактат о живописи» Ченнино Чеинини, «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари. Специфику интерпретации античных образов в итальянской художественной литературе Х1У-ХУ1 вв. демонстрируют произведения Джованни Боккаччо («Амето», «Фьезоланские нимфы», «Охота Дианы»), Франческо Петрарки («Канцоньере», «Триумфы», «Африка» и др.), «Сказание об Орфее» Анджело Полициано. Источниками изучения специфики культуры Возрождения, особенностей восприятия и воспроизведения античных образов в этот период стали произведения Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Колюччо Салютати, Кристины Пизанской, Леона Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Даниэле Барбаро, Пьетро Бембо, Лоренцо Баллы, Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандолы, Андреа Альчиати, Франческо Колонны. Источниками сведений по античной мифологии и истории являются произведения греческих и римских поэтов, драматургов, философов, историков (Гомера, Вергилия, Овидия, Эсхила, Софокла, Еврипида, Павсания, Плутарха, Тита Ливия и др.), мифографические сочинения Аполлодора, Гигина, Фульгенция, «Первый ватиканский мифограф», «Генеалогия богов» Д. Боккаччо и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в работе синтезируются и систематизируются разрозненные материалы, связанные с заявленной темой; подробно освещены функции и семантика расписных предметов в убранстве жилого интерьера рассматриваемого периода; выявлены общие принципы декорации свадебных сундуков и их эволюция, обозначены художественные приемы, использовавшиеся мастерами при создании живописного оформления подносов.

В работе прослежены особенности интеграции античных мифологических образов в культуру Италии XIV - XVI вв., подробно освещен круг сюжетов, изображавшихся на панелях сундуков и подносов, охарактеризованы принципы выбора сюжета для изображения.

Впервые в отечественной науке представлен анализ мифологических образов в росписях итальянских подарочных подносов, являвшихся важной частью светских ритуалов, сопровождавших рождение ребенка и функционировавших в обстановке дома в качестве мемориальных объектов. Выявлена жанровая специфика трактовки ряда античных сюжетов и отдельных образов в росписях кассони и дески да парто.

В научный оборот вводится ряд малоизвестных материалов, автором предложены новые прочтения семантики некоторых сюжетов и изображений. В частности, в ходе исследования был выявлен литературный источник росписи кассоне из музея Метрополитен на сюжет «Диана и Актеон». Этим источником автор считает «Послание Офеи к Гектору» Кристины Пизанской. Автором также уточнена датировка указанной росписи (первая четв. XV в.).

Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности при составлении курсов лекций и семинаров, в разработке методических пособий по истории культуры и искусства эпохи Возрождения, а также в атрибуционной практике в музеях и при подготовке тематических выставок.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика интерпретации сюжетов, использовавшихся в оформлении свадебных сундуков кассони и подносов дески да парто, определяется функциями этих предметов в убранстве интерьера и обрядах жизненного цикла горожан Италии.

2. Помимо функции декоративного оформления предметов интерьера, росписи свадебных сундуков и дески да парто имели дидактическое и мемориальное предназначение. Выбор античных сюжетов для росписей отражал культурные и ценностные установки рассматриваемого периода.

3. Росписи отражают процесс становления ренессансной иконографии античных сюжетов и образов. Иконография античных образов в росписях итальянских свадебных сундуков и подносов первой половины кватроченто формировалась под влиянием литературных произведений Ф. Петрарки и Д. Боккаччо.

4. Жанровая специфика проявилась во введении в живописное повествование на античную тематику дополнительных эпизодов, иллюстрирующих ключевые моменты свадебного ритуала - сцен обручения героев и торжественных пиров. Из росписей свадебных сундуков эти эпизоды заимствуются мастерами, расписывавшими деревянные панели, украшавшие стены жилых помещений во второй половине кватроченто.

Апробация работы. Текст диссертации обсуждался на заседаниях Отдела монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ теории и истории изобразительных искусств PAX. Материалы исследования нашли применение в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств: в разработке курса «Искусство Италии эпохи Возрождения»; спецкурсов «Культура повседневности итальянского Возрождения»; «Европейское декоративно-прикладное искусство от античности до модерна»; «Античная мифология в искусстве Западной Европы».

Результаты исследований докладывались автором на российских и международных научных конференциях:

1. «Некоторые аспекты интерпретации образов античной мифологии в росписях итальянских кассоне и шпалер XV в.». Доклад на научной конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус». Москва, МГУКИ,13-14 декабря 2006 г.

2. «Deschi da parto как объекты художественной культуры Италии XV в.». Доклад на IX международной научной конференции «Научноисследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 30 ноября-1 декабря 2006 г.

3. «Образы античной мифологии в оформлении итальянских студиоло XV-XVI вв.». Доклад на X международной научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 29-30 ноября 2007 г.

4. «Проблемы изучения и экспонирования итальянских расписных сундуков (кассоне) эпохи Возрождения». Доклад на XI всероссийской научно-практической конференции «Научно-исследовательская работа в музее». Москва, МГУКИ, 27 ноября 2009 г.

5. «Свадебные торжества в росписях итальянских сундуков эпохи Возрождения: исторические черты и идеальные образы». Доклад на международной научной конференции «Произведение искусства -документ эпохи». НИИ PAX, Москва, 24 марта 2011.

Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме исследования (общим объемом 4.0 а.л):

1. Пивень М.Г. К вопросу интерпретации мифологических образов в росписях итальянских подарочных подносов (deschi da parto) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 2'2007, М., 2007. С. 210-212. (0.3 а.л)

2. Пивень М.Г. Образы античной мифологии в культуре Западной Европы // Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых ученых. М.: МГУКИ, 2004. С. 17-22. (0.3 а.л.)

3. Пивень М.Г. К вопросу интерпретации образа античной богини Дианы в культуре итальянского Возрождения // Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых ученых. М.: МГУКИ, 2005. С.60-63. (0.3 а.л.)

4. Пивень М.Г. Некоторые аспекты интерпретации образов античной мифологии в росписях итальянских кассоне и шпалер XV века // Науки о культуре: современный статус. Ч. 1, М., 2007. С. 18-22. (0.3 а.л.)

5. Ливень М.Г. ' Хариты-Грации // Юный художник, № 3, М., 2004. С.11-13. (0.3 а.л.)

6. Ливень М.Г. Персей и Андромеда // Юный художник, № 5, М., 2004. С. 25-27. (0.3 а.л.)

7. Ливень М.Г. Суд Париса // Юный художник, № 3, М., 2006. С.18-21. (0.3 а.л.)

8. Ливень М.Г. Deschi da parto как объекты художественной культуры Италии XV века // Научно-исследовательская работа в музее: Доклады на IX международной научно-практической конференции МГУКИ. М.: МГУКИ, 2007. С. 123-128. (0.3 а.л.)

9. Ливень М.Г. Образы античной мифологии в оформлении итальянских студиоло XV-XVI вв. // Научно-исследовательская работа в музее. Доклады на X международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей кафедры музееведения. М., 2008. С.147-150. (0.3 а.л.)

10. Ливень М.Г. Образы античной мифологии в росписях итальянских деревянных подносов (дески да парто) первой половины XV века // Итальянский сборник. Вып.6, М: Памятники исторической мысли, 2011. С.212-224. (0.7 а.л.)

11. Ливень М.Г. Расписные предметы обстановки в убранстве жилого интерьера кватроченто // Предмет архитектуры: искусство без границ. Сборник научных статей в честь Е.И. Кириченко. Отв. ред. Слюнькова КН. М.: Прогресс-традиция, 2011. С. 50-62. (0.6 а.л.)

Структура диссертации.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографического списка. Основная часть работы представлена тремя главами, которые включают шесть параграфов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Пивень, Марина Георгиевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тесно связанные с приватной стороной жизни итальянцев эпохи раннего Возрождения, расписные предметы выполняли целый комплекс функций: как объекты материальной культуры они использовались в быту, в качестве декоративных элементов украшали жилое пространство, играли особую роль в обрядах и ритуалах, связанных с ключевыми моментами жизненного цикла семьи - рождением и свадьбой ее членов.

Античные сюжеты появляются в росписях кассони и дески да парто уже в последней четверти треченто. На раннем этапе (конец XIV - первая четверть XV века) обнаруживается следование средневековым традициям изображения античных персонажей. На стилистику росписей предметов интерьера в этот период оказывали влияние книжные миниатюры, иллюстрирующие литературные сюжеты. Сходство иллюстраций в иллюминованных манускриптах и росписей сундуков легко объяснимо -многие мастера выполняли заказы на оба вида работ.

Ранние работы также демонстрируют непосредственное влияние христианской иконографии на характер воплощения мифологических образов. В первой половине XV века мастера нередко помещают фигуры античных богов в мандорлу, встречаются изображения нимба у божественных персонажей мифологии, золотых лучей, окружающих их фигуры. Истоками художественной интерпретации образов в этот период часто являются тексты средневекового происхождения.

Античные образы появляются в росписях, иллюстрирующих поэзию раннего гуманизма - творения Петрарки и Боккаччо, и поэтические метафоры оказывают влияние на иконографические особенности воплощения античных образов в декоративной живописи. Особенно велико значение росписей на сюжеты «Триумфов» Петрарки в появлении живописных аллегорий борьбы Любви и Целомудрия. Образы итальянской поэзии часто перекликаются с мотивами Овидия, что также находит отражение в росписях.

По мере развития живописи, украшавшей предметы интерьера как особого жанра, определяется специфика задач, стоявших перед мастерами. Художественное решение сюжетов во многом определялось особенностями формы расписных предметов. Начиная со второй четверти кватроченто, в росписях подносов обнаруживается тяготение к аллегорическому способу трактовать сюжеты, тогда как в росписях сундуков - к повествовательному. В работах мастеров второй четверти -середины кватроченто складываются художественные приемы, используемые в росписях сундуков для создания повествовательных композиций. К середине кватроченто количество изображаемых античных сюжетов и образов увеличивается, а литературными источниками все чаще становятся оригинальные тексты произведений древних авторов.

Этот период также ознаменован началом сложения новой иконографии античных образов, процесс создания которой отражают росписи кассони и дески да парто. Так, в декоративной живописи, украшающей предметы интерьера, можно проследить становление иконографии популярных в рассматриваемый период сюжетов из «Метаморфоз» Овидия. Определяются общие схемы решения сюжета, а особенности его трактовки проявляются в деталях изображения. Семантика изображенных фигур уже в этот период могла быть сложной, многоплановой, отражающей многоуровневую трактовку античных образов, характерную для мифографической литературы. По мере расширения знакомства с античными текстами и более пристального знакомства с классической изобразительной традицией проявляются изменения в облике изображаемых персонажей.

Значительная роль в сложении иконографических особенностей решения сюжетов принадлежала флорентийской мастерской Аполлонио ди Джованни, им введен ряд иконографических схем, использовавшихся художниками других мастерских. В работах мастерской Аполлонио вводятся элементы новой иконографии «Одиссеи» и «Энеиды». Традиционными становятся некоторые композиционные приемы, например, повтор изобразительных мотивов (мотива фигуры сидящей за работой Пенелопы, спешащего Меркурия). Повтор мотива становится для художников средством раскрытия характера персонажа. Жанровая специфика проявилась во введении в росписи сюжетов, представляющих ключевые моменты свадебного ритуала - сцен обручения и свадебных пиров.

Героям римской истории в росписях предметов интерьера посвящались триумфальные, батальные сцены и повествовательные композиции. Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод, что в семантике образов героев преобладают этические аспекты трактовки.

Можно сделать вывод о преемственности сюжетного ряда росписей сундуков и подносов, и живописно оформленных стенных панелей второй половины кватроченто. Широкое пространство панели «зраШеге», удобное для обозрения положение на стене давали больше возможностей для воплощения сюжетных композиций. Именно в таких работах происходит «станковизация» сюжетов, появившихся в росписях предметов мебели и быта. Создавая картины на декоративных панелях, художники конца века привносили в росписи свое знание анатомии и памятников античного искусства, ренессансные принципы живописного видения.

Присутствие античных образов в произведениях искусства, связанных с повседневной жизнью, является показателем их глубокой интеграции в итальянскую культуру. В целом, росписи предметов интерьера отражают специфику культуры Возрождения - формирование новых ценностей и идеалов эпохи.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.