Интерпретация этнокультурных традиций в творчестве живописцев Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Итемгенова, Бекзат Упышовна

  • Итемгенова, Бекзат Упышовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 163
Итемгенова, Бекзат Упышовна. Интерпретация этнокультурных традиций в творчестве живописцев Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетии: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2017. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Итемгенова, Бекзат Упышовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАСТЕРОВ КАЗАХСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сущность понятий «Этнокультурная компетентность», «диалог культур», «традиция»

Усиление этнического начала в современном изобразительном искусстве Республики Казахстан как средство сохранения национальных художественных традиций

Роль Алматинского художественного училища им. Гоголя (ныне О. Тансыкбаева) в формировании национальной художественной школыРеспубликиКазахстан

Глава II. АКТУАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХОВНОГО НАЧАЛА В ТВОРЧЕСТВЕ ЖИВОПИСЦЕВ ПАВЛОДАРСКОГО ПРИИРТЫШЬЯ

2.1. Особенности творческого метода казахских живописцев как синтеза национальных истоков и влияния русско - европейской художественных школ

2.2. Проявление творческих индивидуальностей в произведениях изобразительного искусства современных живописцев

Павлодара

2.3. Творчество Игембаева Ануара Есмухановича как выражение национальных особенностей в контексте влиянии западно-европейской художественной культуры

Заключение

Список сокращений

Список литературы и источников

Иллюстрации

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретация этнокультурных традиций в творчестве живописцев Павлодарского Прииртышья на рубеже XX - XXI столетии»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Глубокие изменения, произошедшие во всех сферах жизни независимой Республики Казахстана, выдвигают ряд новых задач, связанных с осмыслением роли изобразительного искусства в общей панораме художественной культуры. Оно приобретает в этих условиях принципиально новый статус, формируется целостная система «Государство-искусство-общество». Как следствие появляются новые художественные произведения, отражающие и выражающие происходящие в современном обществе процессы. Показателен факт, что творческий ответ на вызовы истории создается не только в центрах, крупных городах, северной и южной столицах, но и в регионах. В числе таких локальных по месту происхождения, но значимых по масштабу, произведения живописцев, чье творчество характеризуется органичным взаимодействием этнокультурных традиций и различных художественных школ. К таким художникам принадлежат и павлодарские мастера кисти Г.Р. Каржасов, А.Е. Игембаев, О.А. Шоранов и ряд их современников.

Художественный уровень произведений данных авторов позволяет представить их не только казахскому, но и мировому сообществу. Это обусловлено тем, что живопись павлодарских мастеров, опираясь, на глубинные константы казахской традиции, органично претворяет их в контексте эстетических и стилистических принципов европейской и русской художественных школ.

Исходя из изложенного выше, данное исследование направлено на выявление и анализ этнокультурных традиций в контексте современного изобразительного искусства в творчестве трех ведущих живописцев Павлодарского Прииртышья. Будучи представителями одного культурно -исторического периода, они выражают и отражают посредством художественного языка, казалось бы, одну и ту же картину мира. И вместе с

тем, творчество каждого из них отличается неповторимостью, наличием авторского стиля, присущего только состоявшимся мастерам. А потому работы Г.Р. Каржасова, А.Е. Игембаева и О.А. Шоранова востребованы и узнаваемы в обществе.

Тем не менее, несмотря на то, что их лучшие произведения известны не только в стране, но и за его пределами, их творческое наследие пока не стало предметом научных исследований. Публикации о художниках приурочиваются преимущественно к предстоящим выставкам, которые проводятся не только на Родине - в городе Павлодаре Республики Казахстан, но и других городах: это - статьи в периодике на русском и казахском языках, каталоги. Что касается научных публикаций, то о них содержатся краткие сведения в учебниках по ИЗО, также дается анализ отдельных картин в трудах Ж.Таниевой, в материалах из интернет ресурсов.

Отсутствуют не только монографии, но и общие труды о творчестве ведущих художников Павлодарского Прииртышья. Все сказанное определяет актуальность темы диссертации.

Степень изученности проблемы.

Тема исследования потребовала обращения к таким общетеоретическим определениям, как «этнокультурная компетентность», «диалог культур», « традиция», которые являются предметом исследования искусствоведения и культурологии, эстетики и философии. Специфика же искусствоведческого анализа заключается в изучении особенностей и закономерностей развития современного изобразительного искусства с целью определения вклада региона в общемировую сокровищницу искусства и современный художественный процесс. В связи с этим исследование предполагает междисциплинарный подход в различных научных областях. В процессе исследования использовались труды Р.А.Ергалиевой, А.Юсуповой, О.Батуриной, А.Галимжановой, Г.Мухтаровой, в колллективном сборнике «Современное искусство Казахстана, проблемы и поиски» (2002г.).

Среди исследований по казахскому изобразительному искусству для нас оказались актуальны труды Р.А. Ергалиевой, в частности, «Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана» (2002), «Феномен степи в живописи» (2008), посвященные рассмотрению генезиса, эволюции и специфики национальной школы живописи сквозь призму традиционного мирочувствования и мышления казахского народа. В ходе анализа привлекались также искусствоведческие, исторические и культурологические исследования, посвященные изучению искусства Павлодарского Прииртышья. В их числе - многочисленные публикации ученых, историков, библиографов, журналистов, проведенных по программе «Этнокультурные исследования Павлодарского Прииртышья (2001 - 2003 гг.), а также энциклопедии «Павлодарское Прииртышье» под редакцией Е.Арына (Павлодар, 2003 г.). Это исследование Е.Ю.Личман «Развитие станковой живописи Казахстана в середине ХХ века в контексте влияния русской художественной школы» (2010).

Нами также вовлечены в научный оборот статьи искусствоведов Павлодарского Прииртышья опубликованны в журналах и сборниках, в каталогах к республиканским, областным и зональным выставкам (персональным и групповым), посвященных художественному музею, творчеству отдельных мастеров и развитию изобразительного искусства. Наиболее значимыми являются такие труды, как каталог «Галым Каржасов» со вступительной статьей Н.Аверьяновой, (Павлодар, 2000); каталог «Ануар Игембаев» под редакцией А.Канафиной, Г.Шестопаловой со вступительной статьей Е.Червонцевой (Павлодар, Дом печати, 2004 г.). Ценным в перечисленных печатных изданиях является практическое знание материала авторами, их личное свидетельство и непосредственное участие в событиях художественной жизни региона. Общее представление о культуре и изобразительном искусстве Павлодарского Прииртышья содержится в научных и научно-популярных статьях таких авторов, как Т.М. Степанская, Б.Д. Кокумбаева, Е.Ю. Личман, Н.И. Денисова, Ж. Таниева. Немало сведений

о творчестве художников Прииртышья содержат опубликованные каталоги и буклеты выставок. Но, как правило, в них преобладают биографические справки и отсутствует искусствоведческий анализ даже программных произведений А.Е. Игембаева, Г.Р. Каржасова, О.А. Шоранова. Эти пробелы в некоторой степени восполняют краткие разделы в учебниках по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений. Тем не менее в них доминирует биографическая информация, не выделяются ключевые произведения, не раскрывается идейное духовное содержание живописных образов. Исключение составляет научная статья Р.А. Алимкуловой ПГУ им. С.Торайгырова. Традицией становится издание альбомов, в структуру которых входят, как правило, вступительная статья и репродукции произведений, в связи с чем ценность альбомов обусловлена презентацией картин художников. Таким образом, как показывает проведенный краткий анализ, творчество ведущих современных художников Павлодарского Прииртышья все еще не стало предметом обстоятельного искусствоведческого анализа, а потому требует глубокого исследования.

Объект исследования. Изобразительное искусство Павлодарского Прииртышья.

Предмет исследования. Этнокультурные традиции в живописи художников Павлодарского Прииртышья.

Цель исследования: выявление и анализ национальных истоков творчества живописцев Павлодарского Прииртышья в контексте влияния европейской и русской художественных школ.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

рассмотреть этнические истоки современной национальной живописи;

выявить этапы творческого пути художников второй половины ХХ -начала ХХ1 вв. в контексте казахских художественных традиций;

* определить программные и ключевые произведения художников Павлодарского Прииртышья;

* раскрыть индивидуально-стилевую специфику их живописи;

V доказать национальную природу мышления, представляющую новый этап развития традиционной живописной семантики со своей этнической системой художественно-выразительных средств;

V рассмотреть многообразие форм интерпретаций этнокультурных традиции в современной художественной культуре Республики Казахстан.

Территориальные рамки исследования: Республика Казахстан.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XX -начало ХХ1 столетий.

Методологическая основа и методы исследования. В основу методологии были положены искусствоведческие концепции, сформулированные в трудах таких авторов как Г.Ю. Стернин, В.П. Лапшин, Д.В. Сарабьянов, П.Д. Муратов, А.И. Морозов. Теоретическую основу анализа художественной жизни Павлодарского региона составила концепция С.Ш. Аязбековой о бикультурной сущности современной казахской культуры. Актуальными для исследования явился этнокультурологический региональный подход, широко применяемый в культурологии и искусствоведении Р.А. Ергалиевой. Полезной для исследования явилась концепция, разработанная Р.А. Ергалиевой о преемственности изобразительного искусства Казахстана XX века с национальной духовностью, мировоззренческими приоритетами казахского народа.

Методы исследования. Использовались методы: общенаучные: системный, исторический, сравнительно-исторический; специальные: искусствоведческий, ретроспективный, проблемно-хронологический, синтеза, сравнения, социологический. В исследовании применяется комплексная методика, включающая анализ, обобщение и систематизацию художественных произведении, архивных документов и натурных исследований. Главный метод - описание и анализ произведения на основе искусствоведческой науки.

Источниковая база исследования. Специфика работы потребовала использования достаточно широкого круга источников,

систематизированных с учетом характера проблематики. В процессе исследования были выявлены и использованы разнообразные источники:

Опубликованные источники:

1) Документальную основу исследования составили правительственные документы фондов Центрального государственного архива Республики Казахстан: постановления высших государственных органов по вопросам искусства, принятые в исследуемый нами период; нормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культуры - союзные, республиканские, краевые.

2) каталоги позволяющие получить достоверную информацию о содержании и ходе проведения выставок, о количественном, видовом и жанровом разнообразии экспонатов. Каталог зональной выставки, посвященной 70-летию Великого Октября. (Караганда, 1987), Каталог/Ануар Игембаев. Департамент культуры Павлодарской области-: под редакцией А.Канафиной, Г.Шестопаловой со вступительной статьей Е.Червонцевой ТОО «Дом печати», (Павлодар 2004), Каталог выставки "Золотая колыбель" искусства Республики Казахстан посвященный 75-летию Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева (Алматы 2013), Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. - Алматы: Гылым, 1993, Каталог "Голос эпохи": Акимат г. Павлодара- (Павлодар: ЭКО,2008), Каталог-справочник СХРК-Алматы: тип.» Бизнес-пресс»,2000 источник, Каталог книжной выставки: "Ертютщ Павлодар ещрь"// к 20 летию независимости Казахстана. (Павлодар 2011), Каталог"Адыраспан" / творческий центр «А; Желен», (Атырау 2013). Каталог "Пленэр -Баянаул-2013"Павлодарский областной комитет культуры//( Павлодар 2013), Альбомы и фотоальбомы с репродукциями картин художников: Альбом пятитомник. Казахское искусство. Посвященный к 80- летию Союза художников Казахстана. (Алматы: Елнур, 2013), Альбом. Художники Павлодара (Павлодар-2003), Книга-альбом. "Золотая колыбель" Художественного образования Республики Казахстан

(Алматы- 2013), Портретная галерея ПГУ им. Торайгырова г. (Павлодар 2003), Союз Художников РК в документах и фотографиях. 1933-1991 года, автор проекта Е. Ж. Кожабаев. (Алматы, 2009), Фотоальбом. Баянаул. / Сост, В. Бугаев.-Павгодар -2006),Фотоальбом "Голос эпохи" К 2 0 летию Независимости Казахстана (Павлодар 2011), Фотокнига. Сарыарка маржаны. Павлодар ешрь (Алматы 2008), Художники Павлодара / Департамент культуры Павлодарской области. (Алматы: Золотая книга, 2003) Справочники: Важную группу источников составили статистические и справочные издания по городу Павлодару, содержащие информацию об обществах, учреждениях культуры, сведения о художниках и представителях местной интеллигенции Павлодарская область: календарь исторических событий и дат (Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2003), Справочник. Художники Казахстана. (Алма-Ата: Онер, 1987)

3) Материалы библиотечных фондов.

В ходе работы над диссертационным исследованием широко использовались материалы Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я.Шишкова, научной библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Павлодарского государственного педагогического института, областной библиотеки им. С. Торайгырова (г. Павлодар), библиотеки Павлодарского государственного педагогического института, фонда редкой книги городской библиотеки им. П.Васильева (г. Павлодар).

4) Материалы периодической печати дали возможность составить общую картину. В ходе работы фронтально изучены материалы центральной и местной периодической печати: газеты «Казахстанская правда», «Звезда Прииртышья», «Сарыарка самалы», «Новое время» журналы «Искусство Казахстана», «Айдын», «Искусствоведение», «Вектор успеха», «Аманат». Извлеченная информация позволила восстановить не только события художественной жизни и их последовательность, но и на ее основе

детализировать общую картину развития изобразительного искусства Павлодара в изучаемый период.

Неопубликованные источники:

Архивные фонды и экспозиции музеев.

5) Прямыми источниками исследования стали произведения живописи, хранящиеся в фондах Павлодарского областного художественного музея; Государственного музея искусств имени А. Кастеева; Музея современного искусства г. Астаны; президентского центра культуры г. Астаны. Музея Научно-практического центра археолого-этнологических и палеонтологических исследований Павлодарского Государственного Педагогического института, Музея Павлодарского Государственного Университета им. С. Торайгырова. (г. Павлодар)

6)Материалы личного архива павлодарских художников - членов Союза художников Республики Казахстан Г.Н. Каржасова, А.Е. Игембаева, О.А. Шоранова. Воспоминания, фотографии, документы, видео и фото документы, афишы выставок, произведения художественного творчества мастеров стали весьма ценным источником информации в процессе исследовательской работы.

7) Интернет-источники. Официальные сайты художественных галерей, сайты сибирских отделений Союза художников Казахстана, персональные сайты художников и другие вспомогательные электронные ресурсы.

В целом собранная источниковая база, характеризуясь достаточным разнообразием информации, позволила развернуть исследование и осуществить его в достойном объеме.

Научная новизна исследования.

V Определены и охарактеризованы этнические особенности средств художественной выразительности в современных произведениях художников Павлодарского Прииртышья.

* Рассмотрены такие этнические истоки современной национальной живописи, как орнаментальность, декоративность, символичность.

* Выявлены и охарактеризованы этапы творческого пути художников в контексте с художественными традициями Павлодара.

* Раскрыта индивидуально-стилевая специфика живописи художников Г. Каржасов, А. Игембаев, О. Шоранов.

* Показано значение национальной природы мышления, представляющего новый этап развития традиционной живописной семантики со своей этнической системой художественно-выразительных средств.

Теоретическая значимость исследования состоит в накоплении результатов, которые пополняют отечественную и зарубежную историю искусства новым историко-художественным материалом, востребованным в контексте диалога культур. Положенные в основу методы исследования и те обобщения, которые они содержат, расширяют представления о произведении искусства как этнокультурном тексте и углубляют его характеристику в процессе синтеза средств художественной выразительности различных жанров живописи.

Практическая значимость состоит в возможности использования положений и выводов при создании обобщающих научных трудов по истории культуры и искусства Казахстана. Также материалы могут быть использованы в научно-педагогической работе при чтении спецкурсов; при организации художественных выставок; при подготовке каталогов, статей и альбомов; при проведении экспертизы и атрибуций произведений живописцев Павлодарского Прииртышья для дальнейшего изучения изобразительного искусства Казахстана.

Основные положения, выносимые на защиту:

* В современном многополюсном мире востребованы оригинальные авторские произведения, порожденные национальным своеобразием художественных школ. Однако понимание их смысла и

семантики, созданных творческой интуицией живописцев, требует искусствоведческой интерпретации, базирующейся на научных понятиях. В данном случае, это такие ключевые слова, как «этнокультурная компетентность», «диалог культур», « традиция».

V На материале творчества казахских мастеров живописи Г.Р. Каржасова, А.Е. Игембаева и О.А.Шоранова дано представление об одной из ведущих национальных школ Евразийского культурно -художественного пространства. В ходе целостного анализа, включающего и интервьюирование павлодарских художников, определены общие черты и особенности творческого пути и лучшие произведения мастеров, вошедшие в культурно-художественный фонд Республики Казахстан.

V Выявлено, что индивидуально-стилевую специфику живописи Г.Р. Каржасова, А.Е. Игембаева и О.А.Шоранова составляет доминирование этнокультурных традиций, получивших авторское преломление в художественных почерках павлодарских авторов.

V На примере произведений павлодарских художников выявлено общечеловеческое содержание подлинно национального эстетического мироощущения, содержащего, с одной стороны, этнокультурные константы, а с другой стороны, органично синтезирующего универсальные художественно-выразительные средства.

Апробация результатов исследования. В процессе работы над исследованием результаты его неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета. Отдельные положения и выводы нашли отражение в докладах и выступлениях на конференциях различного уровня таких, как: Международная научная конференция ученых, магистрантов, студентов и школьников XIII Сатпаевские чтения (Павлодар, 2013), Международная научно-практическая конференция «Тенденции и перспективы культурной интеграции» (Астана 2014), VI Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Казахстан в

Международном образовательном пространстве», (Алматы, 2014); Международная научная конференция ученых, магистрантов, студентов и школьников XIV Сатпаевские чтения (Павлодар, 2014), Республиканская научно-практическая конференция «Национальная история: Казахскому ханству - 550 лет» (Павлодар, 2015), Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы этнокультурного образования в современном мире» (Павлодар, 2016).

Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Общий объем диссертации 163 страницы.

ГЛАВА I.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МАСТЕРОВ

КАЗАХСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЕЕ РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1.1 Сущность понятий «этнокультурная компетентность», «диалог культур», «традиция»

Современное искусство Казахстана характеризуется интеграцией различных видов, жанров и стилей. Художники расширяют палитру профессионального творчества на основе традиционнго мировидения. «Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в развитии. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое» [11. С. 265]. Традиционная культура является предметом изучения смежных областей социогуманитарного знания (этнографии и искусствоведения, истории и философии, мифологии и культурологии. К настоящему времени в ее определении как предмета научного исследования сложились разные авторские позиции, что обусловлено объективными причинами - этногенетическими различиями, закономерными проявлениями которых является множественность субкультур. В свою очередь, многообразие культурных традиций связано с множеством различных социально-политических, историко-экономических факторов. По-разному определяются исследователями временные (хронологические) рамки

традиционной культуры. Одни авторы, как например, Б. С. Ерасов, связывают ее структуру и ценности с доиндустриальным обществом, хотя культурные традиции, культурное наследие, культурное достояние народа могут играть в дальнейшем значительную, хотя и противоречивую роль в процессе социокультурной модернизации при переходе к индустриальному и постиндустриальным обществам [16.С. 462-467]. Другие авторы, (например, казахстанский философ Г. Шалабаева) характеризуют традиционную культуру как явление локальных обществ, которая, осознавая свою самоценность, выходит на мировую арену на стадии индустриальной цивилизации. Эти аспекты динамики культуры определяются как явления разного исторического характера: традиционная и современная культуры, различия между которыми обусловлены «переходом от эпохи замкнутого существования локальных обществ к современной эпохе всеобщих связей и взаимодействий» [49. С. -15]. И, наконец, третья группа ученых отстаивает «вечный» характер традиции как синонима культуры вообще. Так, российский культуролог К.В.Чистов считает, что переход «от доиндустриального общества к индустриальному и урбанизированному сопровождался не ликвидацией традиции как таковой или (что в этом случае одно и то же) культуры как таковой, а сменой одной системы традиций другой, одного типа культуры другим». Следовательно, по мысли автора, «противопоставление доиндустриального общества как "традиционного" индустриальному как "нетрадиционному" не имеет теоретического основания и сохраняется по инерции или (что чаще) весьма условно». Свою точку зрения К.В. Чистов обосновывает следующим образом: «Всякая трансмиссия текста, фольклорного или литературного, устного или закрепленного на письме, распространенного изустно, тиражированием рукописи или типографским способом изготовленной книги, есть традиция. Различие между ними — это различие в содержании того, что передается посредством прямой или опосредствованной коммуникации, в способах формирования такой трансмиссии, наборе стереотипов, темпе и способах их

обновления» [46, С. 305]. Подобной точки зрения придерживается и Э. Маркарян, согласно которому традиция является неким символом непрерывности в движении. Автор определяет культурную традицию как «универсальный механизм», который благодаря «аккультурации и пространственно-временной трансмиссии жизненного опыта позволяет достигать необходимой для социальных организмов стабильности и прогрессивного развития», где «динамика культурной традиции - это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых. Он выступает в качестве стержня процесса социальной самоорганизации» [29.С.155-169].

На рубеже ХХ-ХХ1 столетий свой вклад в этнокультурологию, в этноискусствознание внесли сибирские искусствоведы, среди них, Т.М. Степанская, Л.И. Нехвядович К.А. Мелехова, а также ученые Казахстана и Китая: Р.А. Ергалиева (Казахстан), Кокумбаева Б.Д. (Казахстан), Е.Ю. Личман (Казахстан), Д.М. Мергалиев (Казахстан), Нурланова К. (Казахстан), Сино Гуань (Китай). Внимание ученых сосредоточено на проблеме интеграции культур, на рассмотрении этнического фактора в художественном творчестве. Все эти вопросы в настоящее время обостряются в связи с таким явлением как глобализация.

Этнокультурная компетентность предполагает знание и понимание научной концепции об этничности как совокупности признаков, отличающих один реально существующий этнос от другого. Плодотворное взаимодействие культур прошлого и настоящего несет в себе позитивный интеграционный потенциал. В достижении этой цели в обществе решающую роль призвана сыграть личность, мировоззрение которой формируется в современной исторической ситуации в контексте образовательного пространства. Понимание личности как абсолютной жизненной ценности имеет наибольшее значение для самоопределения человека в окружающем мире. В связи с этим в образовании возрастает значение гуманитарных наук. Толерантность успешно можно воспитывать на основе национальных

компонентов, включенных в гуманитарное знание. Любить возможно только то, что знакомо, известно, изучено. Изучение художественных культур различных народов - наиболее короткий путь к взаимопониманию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Итемгенова, Бекзат Упышовна, 2017 год

Список литературы и источников:

Литература:

1. Алимжанова А.Ш. Динамика эстетических ценностей художественной культуры казахского народа.-Алматы, С.-39.

2. Аязбекова, С.Ш. Картина мира и бикультура казахов в XX веке / С.Ш. Аязбекова // Аязбекова С.Ш. Картина мира этноса: Коркут-ата и философия музыки казахов. Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 1999. С.- 285.

3. Аубакир А. Живопись и музыка в картине Галымжана Каржасова) // Традиция в современной культуре и искусстве: сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И.Мухамбетовой. - Алматы: КазНАИ им. Т.Жургенова, 2012. С-344 . С. 37 -4.

4. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. - Алматы: Дайк-Пресс, 2002. С.-544. С.61. -228.

5. Р. Алимкулова Изобразительное искусство Павлодара. Взгляд со стороны... Павлодарский государственный университет им. Торайгырова, колледж. 2013.С.- 6.

6. Балгимбаев А.С.Ценности постмодернизма и традиции// Национальная культура: традиция и современность. Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы: 2009.С.-208. С. 32 - 34(на каз.и рус. яз.).

7. Батурина О.В. Живопись соцреализма, ее особенности, роль и место в художественной школе Казахстана 40-50-х годов ХХ века // = «Традиционные мировоззренческие системы и современное искусство». Материалы Международной научной конференции. - Алматы. - КазНАИ им. Т.Жургенева. - 2009.С - 507. С. 60 - 63.

8. Балтабаев, М.Х. Современная художественная культура Казахстана: гносеология, ментальность, преемственность, перспективы. Алматы: РНЦПК, 1997. С.- 57.

9. Байтанаев Б.А. Древний Исфиджаб. -Шымкент-Алматы,2003.

10. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. Алматы, 1998.

11. Гофман А.Б. Традиции // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга, 1998. С.-447.

12. Ергалиева Р. "Концепты традиционного созданния и современная казахская живопись". Учебник./Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски/ сост. С Кабдиева, Н. Ярмухамедова. ответ. редактор С. Кабиева .- Алматы: Фонд Сорос Казахстан, 2002 С.-248.

13. Ергалиева Р.А. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. [Текст] - Алматы: НИЦ Гылым, 2002

14. Ергалиева, P.A. От поэзии сказаний к поэтике красок. Фольклорные образы и мотивы в казахской живописи и графике. / P.A. Ергалиева. —Алматы, 2000. С.-132.

15. Ергалиева, P.A. Казахское изобразительное искусство XX века и традиционное мировоззрение. Живопись. Скульптура: [Текст] автореф. доктор, диссер. / P.A. Ергалиева. — Ташкент, НИИ искусствознания АХ', Узбекистана, 2001.

16. Ерасов Б. С. Социальная культурология. [Текст] - М.: Аспект Пресс, 2000. С.- 591.

17. Золотарева Л.Р. История искусств Казахстана: Учеб. пособие. — Караганда: Изд-во КарГУ им. Е.А.Букетова, 2000.— 332с., ил.

18. Искусство Казахстана. Культурно-информационный журнал -2011 - №1. Статья "Художники Павлодара" С.-44-46.

19. История казахского искусства : Учебник Том 3: Искусство Казахстана нового и новейшего времени. / ответ. редактор Кундакбайулы Б. -Алматы, "Арда +7" , 2013.С.-863.

20. Ибраева К.Т. Казахский орнамент. - Алматы: Энер, 1994. С.-128.С.-18.

21. История искусств Казахстана: / сост. Галимжанова А.С., Глаудинова М.Б. Кишкашбаева Т.А, Шкляева С.А., Муртаева К.К., Елеукенова Г.Ш., Барманкулова Б.К.-Алматы, 2006.С.-24.

22. Имамбек Е.Б. Композиция пейзажа как отражение культурной идентичности. // Экономика, право, культура в эпоху общественных преобразований: Мат. междунар. науч.-практ. конф., 24 янв. 2007 г. -Алматы, 2007. С. -155-157.

23. Кшибеков Д., Кшибеков Т. Независимость и государство// Сборник материалов Республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 20- летию Независимости Республики Казахстан и 105-летию со дня рождения Акжана Машани на тему: «Духовно-культурные основания казахстанской государственности» - Алматы: Кдз¥ТУ, 2012. -С.-280., С. -2021.

24. Калыбекова А. Теоретическое и прикладные основы народной педагогики. "Баур", Астана, 2006.С.-64.

25. Кокумбаева Л.А., Кокумбаева Б.Д. Павлодар интеллектуальный (к проблеме изучения истории науки региона). // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и изучения культурного и природного наследия Прииртышья». -Павлодар: ПГПИ, 2008. С.-373. - Т. 1. С. -110-116.

26. Кокумбаева, Б.Д. Онтология культуры. / Б.Д.Кокумбаева Павлодар: Павлодарский государственный педагогический институт, 2005. С.-268.

27. Личман, Е.Ю. Развитие станковой живописи Казахстана в середине XX века в контексте влияния русской художественной школы. дис. канд. иск. /Личман Е.Ю. Барнаул, 2010. С.-28.

28. Мелехова, К.А. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века. [Текст] / К.А. Мелехова, Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская. -Барнаул, 2012.

29. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методол. анализ). [Текст] / - М.: Мысль, 1983. С.-284.

30. Маргулан, А.Х., Акишев, К.А., Кадырбаев, М.К., Оразбаев, A.M. Древняя культура Центрального Казахстана. [Текст] /Под ред. А.Х. Маргулана. Алма-Ата: Наука, 1966. С.- 435.

31. Нуржанов Б. Культурология: курс лекций. - Алматы: Университет Кайнар, 1994. С.-128.

32. Национальное наследие и диалог культур. Казахстан - Россия. / Е.Ю. Личман, Е. Жанайхан, Н.И. Денисова. Павлодар-Барнаул, 2013.

33. Нурпеисов А.К. Айтеке би. - Алматы, 1998.

34. Нехвядович Л.И. Исторические истоки современного этноискусствознания. //Мир науки, культуры и образования. Горно-Алтайск, 2008. №4

35. Нурланова К.Ш. Человек и мир: Казахская национальная идея.-Алматы: аржы-аражат, 1994.С.-48

36. Очерки истории изобразительного искусства Казахстана. [Текст] /- Алма-Ата Наука КазССР, 1977. С.-224.

37. Прокушев, Г. В поисках тайны энергетики цвета [Текст] / Г. Прокушев //Йошкар-Ола. - 2004. - 11 февраля. - С. 14.

38. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. /В.Я Пропп. М. 1976.С.-235.

39. Садыкова Г.Т. Казахская традиционная музыкальная культура в контексте социокультурной модернизации -Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - КР, Бишкек, 2011.

40. Следзевский И.С. Диалог культур и цивилизаций. Понятие, реалии, перспективы. // Материалы конференции диалог культур и цивилизаций. 22 мая 2003 г.

41. Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски. / Сост. С.Кабдиева, Н.Ярмухамедова. Алматы: Казахстан, 2002. С.-248.

42. Труспекова X. "Традиционная культура и современное искусство Казахстана" // Материалы международной научно-практической конференции "Традиционное и современное искусство Казахстана и Средней Азии" Сост. Ж. Бадан, Р. Каргабекова, Р. Малдыбаева-Алматы:'^ш киян", 2004.С.-688.

43. Турсунов Е. Д. Возникновение баксы, акынов, серэ и жырау. -Астана: Фолиант, 1999. С.-252.

44. Таниева Ж. К. Знаки и символы в традиционном и современном

изобразительном искусстве Казахстана -Диссертация на соискание

ученой степени кандидата искусствоведения- Республика Казахстан, Алматы - 2010.

45. Уразбекова Л. " Трансформация традиционных боразов в современных формах изобразительного искусства".Учебник // Материалы международной научно-практической конференции "Традиционное и современное искусство Казахстана и Средней Азии" Сост. Ж. Бадан, Р. Каргабекова, Р. Малдыбаева-Алматы:'^ш киян", 2004.С.-688.

46. Чистов К. В. Фольклор // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.2. - СПб.: Университетская книга, 1998. С.-447.

47. Шевцова А.А. Казахский народный орнамент: истоки и традиция [Текст]. - М.: Московский фонд «Казахская диаспора», 2007. С.-240.

48. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). - Алматы: Казахстан, 1998. С.-184.

49. Шалабаева Г. К. Постижение культуры: мировоззренческие парадигмы и исторические реалии Казахстана. - Алматы: Акыл ютабы, 2001.С.- 420. С.-15.

50. Юсупова, А.К. Основные тенденции в развитии живописи Казахстана 1980-1990 гг. [Текст] - Алматы, 200

51. Яценко Е. Восток и запад: взаимодействие культур // Культура всовременном мире: опыт.проблемы.решения. / Вып. 1. - М., 1999. С. 32 - 37.

Источники:

Опубликованные источники:

Альбомы:

52. Альбом пятитомник. Казахское искусство. Посвященный к 80-летию Союза художников Казахстана. Алматы: Елнур, 2013.С.- 104 .

53. Альбом. Художники Павлодара. Депортамент культуры Павлодарской области. Редакторы: А. Канафина, Г. Шестопалова. Автор втупительной статьи: Е. Дубовая Павлодар-2013. -С.- 34-39.

54. Искусство Казахстана. культурно-информационный журнал №12011 статья "Художники Павлодара" -С.-44-46

55. Книга-альбом. "Золотая колыбель" Художественного образования Республики Казахстан Алматы- 2013- С. -209-С.- 191.

56. Портретная галерея ПГУ им. Торайгырова г. Павлодар 2003. Проект выполнен в рамках программы «Этнокультурные исследования Павлодарского Прииртышья» отпечатано ТОО «Эверо» г. Алмата

57. Союз Художников РК в документах и фотографиях.1933-1991 г. Автор проекта Е. Ж. Кожабаев.-Алматы: изд, «Интерпринт.2009

58. Фотоальбом. Баянаул. / Сост, В. Бугаев.-Павгодар. ТОО «Дом печати». 2006.

59. Фотоальбом "Голос эпохи" К 2 0 летию Независимости Казахстана Павлодар 2011 год Управление культуры Павлодарской области. Павлодарский областной художественны музей

60. Фотокнига. Сарыарка маржаны. Павлодар ешр^ -Алматы:ТОО «Тау Кайнар», 2008.

61. Художники Павлодара / Департамент культуры Павлодарской области.- Алматы: Золотая книга,2003

62. Художники Павлодара / Департамент культуры Павлодарской области. - Алматы: Золотая книга, 2006.

Каталоги:

63. Каталог зональной выставки, посвященной 70-летию Великого Октября. Караганда, 1987.

64. Каталог/Ануар Игембаев . Департамент культуры Павлодарской области- Павлодар: под редакцией А.Канафиной, Г.Шестопаловой со вступительной статьей Е.Червонцевой ТОО «Дом печати»,2004

65. Каталог/ Осербай Шуранов. Живопись. Вступительная статья Дубовой Е.: кат. Павлодар, «Контраст-дизайн», 2000.

66. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. - Алматы: Гылым, 1993 - 264 с.

67. Каталог "Голос эпохи": Акимат г. Павлодара.-Павлодар: ЭКО,2008.

68. Каталог-справочник CXPK-Алматы: тип.»Бизнес-пресс»,2000.

69. Каталог-справочник CXPK-Алматы: тип.»Бизнес-пресс»,2000 источник Каталог книжной выставки: "Ертютщ Павлодар ендрь"// к 20 летию независимости Казахстана. Павлодар 2011.

70. Каталог"Адыраспан" / творческий центр «А; Желен», Атырау

2013

71. Каталог выставки "Золотая колыбель" искусства Республики Казахстан посвященный 75-летию Алматинского колледжа декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева

72. Каталог "Пленэр -Баянаул-2013"Павлодарский областной комитет культуры// Павлодар 2013г.

73. Каталог Осербай Шуранов. Живопись. Вступительная статья Дубовой Е.: кат. Павлодар, «Контраст-дизайн», 2005

74. Каталог Галым Каржасов со вступительной статьей Н.Аверьяновой,- Павлодар, 2000

Справочные издания и периодическая печать:

75. Айдын: журнал-Павлодар, № 2, 2005

76. Аманат: журнал.-Алматы, №5,2010

77. Аверьянова Н. "Дастархан Ануара Егимбаева" // Звезда Прииртышья-1999-28 январь

78. Александрова Г. "Певец родной земли" // Зведа Приртышья 20 май 2014,стр 8.

79. Вектор успеха: журнал.-Павлодар: ТОО «Контраст-дизайн»,2003,№8

80. Веревкин А. "Его работа уедет на юг"// Звезда Прииртышья-2006-4 март

81. Веревкин А. "Игембаеву дали "академика" // Звезда Прииртышья-2007-2 август

82. Вектор успеха: журнал.-Павлодар: ТОО «Контраст-дизайн»,2003,№8 Вектор успеха: журнал.-Павлодар: ТОО «Кснтраст-дизайн» 2003,№11

83. Карандашова Т. "Если спета от души"// Новое время-2000-11 октябрь

84. Карандашова Т. "Я обнаружил в себе много Ануаров" //Новое время-2005-6 январь.

85. Карандашова Т. "Звездный день и "Голоса эпохи"//Новое время -2011-15 декабрь.

86. Карандашова Т. "Если есть пустота, ее нужно обязательно заполнить" // Новое время-2007-28 июнь

87. Молдайып С. "Ою-ернек-бабалар хаты" // Сарыарка самалы -2002-21 март.

88. Степанская Т.М. Слово и кисть художника - источник духовности и уникальности национального наследия // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 229 - 232: ил.

89. Степанская Т.М. Этнос и горизонты культуры // Коренные народы России: история и современность: [материалы междунар. науч.-практ. конф. «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона», (15 - 18 сент. 2011 г., г. Бийск)]: сб. науч. ст. Бийск, 2011. С. 197 - 200.

Архивные неопубликованные источники: Фонды Центрального Государственного архива Республики Казахстан.

89. ЦГА РК. Ф.-1736, оп.1, д. 1156(63)1. С. 1,20,21,53.

90. ЦГА РК. Ф. 1295,оп.1, д. 442. л.21

91. ЦГА РК.Ф. -1295, оп. 1, д. 292. л.123

92. ЦГА РК. Ф. -1295, оп. 1, д.212. л. 1,2

93. ЦГА РК. Ф. -1295, оп.1, д.288. л. 32

Фонды Государственного архива Павлодарской области

94. ГАПО Ф. -400,оп.3, д. 503. с.44.л. 47

95. ГАПО Ф. -400, оп. 5, д. 936. с.109л.88

96. ГАПО Ф. -400, оп. 5, д.382 с.32.л.32

Изобразительные:

Музейный фонд: Павлодарский областной художественный музей:

97. Игембаев А.Е. Двор. 1980г., х., м., 100х120, ПХМ инв. 909-ж, КП 3558

98. Игембаев А.Е. Разговор с матерью. 1982г., х., м., 100х110, ПХМ инв. 1399-ж. КП 5536

99. Игембаев А.Е. Сабантуй, 1980г., х., м., 97х117, ПХМ инв. 1114-ж, КП 4513

100. Игембаев А.Е. Наш дом. 1980г., х., м., 100х80, ПХМ инв. 1115-ж, КП 4514

101. Игембаев А.Е. Жет казына. 2010г., х., смешанная техника, 72,5х59,8, ПХМ инв. 1522- Ж, КП 5709

102. Игембаев А.Е. Гостеприимство. 2009г., х., смешанная техника, 90х65, ПХМ инв. 1523-ж КП 5710

103. Игембаев А.Е. Старый сарай. 1983г., б., акв., 21х31,5, ПХМ инв. 2176 - гр, КП 3176

104. Игембаев А.Е.Сумерки 1983г., б., акв., 21х31,5, ПХМ инв. 2177-гр, КП 3177

105. Игембаев А.Е. Во дворе 1983г., б., кар., 15х21,5, ПКМ инв. 2178-гр, КП 3178

106. Игембаев А.Е. Кухня. Печка. 1983г., б., кар., 22х16,5, ПКМ инв.

2179-гр, КП 3179

107. Игембаев А.Е. Март 1983г., б., тушь, перо, 26,5х40,5, ПXМ инв.

2180-гр, КП 3180

108. Игембаев А.Е. Вечером. б., кар., 28,5х42,7, ПКМ инв. 2181-гр, КП 3181

109. Игембаев А.Е. Водопой. 1983г., б., тушь, перо,31х44,5, ПКМ инв.

2182-гр, КП 3182

110. Игембаев А.Е. Конюшный, 1983г., б., кар, 18,5х35,5, ПXМ инв.

2183-гр, КП 3183

111. Игембаев А.Е. Больной жеребенок. б., кар., 19,5х27, ПКМ инв.

2184-гр, КП 3184

Научно-практический центр археолого-этнологических и палеонтологических исследований Павлодарского Государственного Педагогического института:

112. Игембаев А.Е. Отрар, серуен.2006 г., х.м.,50х77, инв.№

0001988041

113. Игембаев А.Е. Калбасунская башня. 2006 г.,х.м., 50х77. инв.№

0001988042

114. Игембаев А.Е. Ясы - ТYркистан, зиярат. 2006 г., х.м.,50х77. инв.№ 0001988043

115. Игембаев А.Е. Караван сарай 2006 г.,х.м., 50х77. инв.№ 0001988044

116. Игембаев А.Е. Сайрам 2006 г.,х.м., 50х77. инв.№ 0001988045 Список интернет ресурсов:

117. Режим доступа: http://news.nur.kz/148675.html В Павлодаре открыли памятник Сатпаеву Павлодар интеллектуальный.

118. Режимдоступа:http://pavlodarnews.kz/index.php/ru/istoriya/itemlist/c ategory/141

119. Режим доступа: Павлодарское Прииртышье в средневековье (1).

120. Режим доступа: http://atoyi.narod.ru/Old.html Древний город Сайрам

121. Режим доступа: http://prometa.ru/projects/prospect/antropologiy/3/4, Генисаретский, О.И. Визуальная антропология, этнокультурные традиции и этнофутуризм [Электронный ресурс].

122. Режим доступа: http://creatioart.ru неотрадиционализм

123. Режим доступа: этнофутуризм http://rudocs.exdat.com/docs/mdex-171429.html

124. «Жизнь замечательных людей Казахстана» - Режим доступа: http://www.zzl.kz/rubric/det/533/1417/

Законодательные и нормативные акты:

125. Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 1999 года "Об объявлении 2000 года Годом поддержки культуры"

126. Указ президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 13 января 2004 года. Государственная программа «Культурное наследие»

127. Указ Президента Республики Казахстан от 10 сентября 1998 г. «О Государственном Фонде поддержки культуры и искусства в Республике Казахстан».

128. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. -С. 266-323. - c.305.

129. Этнос и горизонты культуры // Коренные народы России: история и современность: [материалы междунар. науч.-практ.конф. «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона», (15 - 18 сент. 2011 г., г. Бийск)]: сб. науч. ст. Бийск, 2011. C. 197 - 200.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Ил.1. А.Е. Игембаев. « Автопортрет» 1978, к./м., 61х50 см.

Ил.2. А.Е. Игембаев. « Портрет отца». 1978, к.м., 79х56 см.

Ил.3. А.Е. Игембаев. «Разговор с матерью» 1982, х.м., 100х110 см.

Ил.4. А.Е. Игембаев. «Родители» 1980, х.м. 100х100 см.

Из серии "Я и мой аул", "Люди моего аула"

Ил.5. А.Е. Игембаев. «Я и мой аул» 1979, х.м., 120х90 см.

Ил.6. А.Е. Игембаев. «Двор» 180. х.м., 100х110 см..

Ил.8. А.Е. Игембаев. «Козлы на крыше» 1997, х.м., 50х60 см.

Ил.9. А£. Игембаев. «Красный колодец» 1996.х.м.,65-85.

Ил.10. А.E. Игембаев. «Одинокий дом» 1991, х.м., 50х60.

Из серии «Казахские степные мотивы»

Ил.11. А.Е. Игембаев. «Кобыз» 2001. х.м., 110х90 см.

Ил.12. А.Е. Игембаев. «Семья» 2001. х.м., 90х10см.

Ил.13. А.Е. Игембаев. «Дастархан» 2004.с.т. х.,70х80 см.

Ил. 14. А.Е. Игембаев. «Родовые знаки казахских жузов» 2003. х.м., 150х200 см

Ил. 15. А.Е. Игембаев. «Назидание» 2001, х.м., 110х90

Ил. 16. А.Е. Игембаев. «Гостеприимство» 2009, х.м., 110х90 см.

Ил.18. А.Е. Игембаев. «Караван» 2010, смеш. техника к., 22х32 см.

Ил.20. А.Е. Игембаев. « Охотники» 2008, смеш.техника, х. 45х45см.

Ил. 21. А.Е. Игембаев. «Родная земля» 2013, к.м.б., 65х110см.

Ил.22. А.Е. Игембаев. «Лето» 2014, х.м.,70х100 см.

Ил.23. Г.Н. Каржасов. « Автопортрет»1996, х.м. 73,5х75см.

Ил.24. Г.Н. Каржасов. «Портрет отца» 2000, Х.м., 35х23см.

Ил.26. Г.Н. Каржасов. «Символ предков» 2000, х.м. 94х74см.

Ил.28. Г.Н. Каржасов. «Гобелен» 2004. 1992, х.м.,35х45 см.

Ил.29. Г.Н. Каржасов. «Сокровище» 1997. х.м., 75х90 из коллекции М.Х. Балтабаева.

Ил.31. Г.Н. Каржасов. «Бурабай» 2003, х.м., 60х80 см.

Ил.32. Г.Н. Каржасов. «Можжевельник» 2004, х.м., 90х110см.

Ил.35. О.А. Шоранов. «Мотив»1999, х.м., 80х80 см.

Ил.37. О.А. Шоранов. «Вечер» 2002, х.м. 85х100 см.

Ил.38. О.А. Шоранов. «Прогулка» 2000, х.м., 100х100 см.

Ил.39. O.A. Шоранов. «Детство» 2002, х.м., 70х90 см

Ил.40. O.A. Шоранов. «Невеста» 2002, х.м., 80х80 см

Ил.41. О.А. Шоранов. «На побережье Аксу» 1997, х. м., 60х80 см.

Ил.42. О.А. Шоранов. «Горы Баянаул» 2003, х.м., 70х80 см.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.