Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Калашникова, Ирина Витальевна

  • Калашникова, Ирина Витальевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 177
Калашникова, Ирина Витальевна. Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2006. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Калашникова, Ирина Витальевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Музыка и телевидение: аспекты диалога

§ 1. Музыка в телевизионной интерпретации.

§ 2. Особенности взаимодействия музыки и телевидения.

§ 3. 80-90-е годы XX века на отечественном телевидении: особенности «стиля времени».

ГЛАВА 2. Факторы телевизионной интерпретации музыкального произведения

§ 1. Изображение.

§2. Слово.

§ 3. Монтаж.

ГЛАВА 3. Телевизионно-музыкальный текст

§ 1. Пространственно-временные отношения.

§ 2. Принципы структурной организации.

§ 3. Другие виды отношений (из практики последних лет).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века»

Настоящее исследование явилось итогом многолетней работы автора на телевидении в качестве редактора Главной редакции музыкальных программ ЦТ (впоследствии — Студии музыкальных и развлекательных программ ТВ Российской государственной телерадиокомпании «Останкино»),

Помимо подготовки специальных музыкальных программ - таких, как «Музыка в эфире», «Открытый рояль», «Фестиваль русской музыки в Кускове», помимо записи по трансляции оперных и балетных спектаклей, симфонических и камерных концертов, автор принимал участие в музыкальном оформлении различных новостных, информационных и общественно-политических программ: «Время», «Международная панорама», «Окно в Европу», «Формула красоты», «Проект Россия». Во всех этих программах в 90-е годы XX века разрабатывались различные подходы к интерпретации произведений академической музыки в условиях телевещания. Накопленный за годы телевизионной работы большой практический опыт музыканта-редактора потребовал своего теоретического осмысления, результатом которого стало данное исследование. Его появление представляется особенно своевременным сегодня, когда «средой обитания» академической музыки все чаще становится телеэкран, когда, соответственно, происходит формирование новых, специфических форм музицирования, значительная часть которых обусловлена средствами телевизионного воздействия на музыкальное произведение.

Действительно, академическая музыка давно вышла из родного филармонического контекста и прочно закрепилась в телевизионном эфире. На этот феномен обращают внимание исследователи современной культурной ситуации, которые считают правомерной в настоящее время постановку вопроса о «роли искусства экрана в качестве культурного контекста. по отношению к другим видам искусств»1 — в первую очередь к музыке. Ведь очевидно: когда музыкальное произведение попадает в новую среду звучания, оно неизбежно меняется. Обращаясь к произведениям академического музыкального искусства, телевидение интерпретирует их с той или иной степенью достоверности и, по существу, преобразует в произведения телевизи-онно-музыкальные.

Актуальность настоящего исследования обусловлена спецификой феномена «музыка на телевидении». Изучение его связано с необходимостью анализа одной из центральных форм сегодняшнего бытования академической музыки, вышедшей за пределы филармонических залов в иную среду. С одной стороны, этот феномен относится к области «новых проблем» современного искусствознания. Особенности современной культуры — например, ее «синематичность» — способствуют укреплению преимущественно «эфирного» статуса такого бытования. Соответственно, феномен получает развитие: возникают новые формы телевизионно-музыкальных взаимодействий и, как следствие, — необходимость научного осмысления этих форм. С другой стороны, данная проблема предполагает в известной степени и «традиционный» взгляд. Он обусловлен причастностью к той неизменно актуальной проблематике музыковедения, которая связана с интерпретацией музыкального произведения и в данном исследовании представляет ее специфическую разновидность.

Главная проблема исследования — выявление различных форм интерпретации произведения академической музыки в условиях телевизионной среды. Для этого необходимо решить следующие задачи: ■ воссоздать панораму музыкальных явлений (произведений), представленных в телевизионной практике 80-90-х годов XX века; выявить основные тенденции и подходы в работе с музыкальным материалом;

1 Искусство и новые технологии: Методологические проблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Вып. 7 / Отв. ред. Я. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001. С. 74. выделить факторы, определяющие специфику телевизионных средств интерпретации музыкального произведения; выработать методы и приемы их описания; охарактеризовать «новый смысл» телевизионно-музыкальных высказываний.

Материалом исследования стали произведения, прозвучавшие в рамках конкретных телевизионных передач 80-90 годов XX века (список музыкальных произведений помещен в Приложении к диссертации). Соответственно, в поле нашего зрения попадают произведения самых разных жанров и стилей: опера, балет, хоровая, симфоническая, камерная вокальная и инструментальная музыка. Такое многообразие обусловлено объективным присутствием исследуемых произведений в телевизионной практике указанного периода.

Учитывая существенные различия в телевизионных «взглядах» на музыкальное произведение, мы условно разделяем все рассматриваемые программы на две основные группы: музыкальные и немузыкальные.

В программах первой группы музыка представлена визуально, а литературно-содержательная сторона всегда обусловлена исполняемым музыкальным произведением. Это телепередачи, посвященные тем или иным образцам музыкального искусства, а также композиторам, исполнителям, музыкально-историческим событиям. Такие передачи имеют концертную, публицистическую, информационную, просветительскую или развлекательную направленность. Рамки программы могут быть ограничены музыкальным текстом или включать дополнительную информацию: словесный комментарий, интервью, репортаж или вступительное слово.

В эту обширную группу телепрограмм входят оперные и балетные спектакли, концерты, записанные по трансляции из театров и концертных залов или созданные в телестудиях, а также музыкально-публицистические программы. Заметим, что музыкальное произведение в программах этого типа, каким бы изменениям оно ни подвергалось, всегда является целью и показа, и комментария — если таковой имеется. Иными словами, для всех программ этой группы характерно использование музыки ради самой музыки, а не для поддержания визуальных образов, хотя в одних случаях музыка является, так сказать, предметом, а в других — темой программы, то есть поводом для разговора. Эти программы можно дифференцировать: по принципам монтажа — как постановочные и трансляционные, по структуре — как простые и сложнокомпозиционные, по условиям телевещания — как выходящие в эфир в записи или напрямую. Каждый из этих типов в той или иной мере влияет на особенности интерпретации музыкального произведения.

Вторую группу составляют далекие от музыкальной тематики программы, в которых музыка выполняет те или иные функции и звучит, как правило, за кадром. Хотя система телевизионных жанров не достаточно изучена (что затрудняет определение и жанровую характеристику «частных случаев» закадровой музыки), все же по функциям и местоположению в программе будем различать музыкальную заставку (как начальную, так и конечную) и клип (рекламный или анонсирующий продукцию телеканала). Музыкальные произведения, использованные в телепрограммах данного типа, становятся компонентами некоего нового единства, также имеющего свои исторические прототипы и свои традиции бытования.

Ограничения. В соответствии с задачами исследования телевизионный материал ограничен, прежде всего, временными рамками 80-90-х годов XX века. Это обусловлено наибольшей репрезентативностью данного периода с точки зрения рассматриваемой нами проблемы. Укажем несколько главных причин, подтверждающих это обстоятельство. Грандиозные социальные потрясения и, как следствие, изменение функций телевидения, борьба за рейтинги телеканалов, поиск новых форм воздействия на аудиторию, компьютеризация и расширение технических возможностей монтажа — все это и многое другое выделяет обозначенный период как кульминационный в развитии отечественного телевидения. Именно в этот период завершаются одни процессы и начинаются другие, открываются перспективы для дальнейших творческих экспериментов.

В то же время по мере необходимости мы обращаемся к телевизионным программам как более раннего, так и позднейшего периодов времени. Анализ этих программ позволяет объемнее исследовать сущность творческих процессов, поставить их в контекст общей телевизионно-музыкальной практики.

Необходимо также отметить, что преимущественное место в работе занимают программы ведущих отечественных телеканалов - в отличие от продукции зарубежных телекомпаний, которая в исследуемый период была почти не известна в России и не оказала сколько-нибудь серьезного влияния на принципы работы российского телевидения. Однако, сосредоточив свое внимание на программах российских телеканалов, мы все же учитывали богатейший опыт западного телевидения — прежде всего в области создания программ развлекательного и коммерческого направления, так как «законы жанра» универсальны и действуют в условиях любого материала.

За пределами исследования остается музыка, специально написанная для телевидения, которая, как и киномузыка, составляет отдельную группу жанров экранной музыки. (Рассмотрение этой разновидности музыкальной продукции может стать темой специального исследования.)

Гипотеза исследования. Музыкальное произведение в условиях телевидения неизбежно вовлекается в процесс системных преобразований. Эти преобразования затрагивают все параметры произведения: оно меняется и приобретает новое значение и на уровне содержания, и на уровне структуры. Более того, в условиях телевидения музыка, по сути дела, преобразуется в компонент чужого языка. В итоге возникает принципиально новая целостность, которую мы определяем как «телевизионно-музыкальный текст».

Методологическая основа исследования имеет многосоставный характер. В работе использованы положения из области музыковедения, литературоведения и ряда искусствоведческих наук. Среди музыковедческих теорий, имеющих первостепенное значение для нашего исследования, назовем теории музыкального стиля, музыкального жанра, музыкальной композиции, музыкального текста, музыкальной интерпретации, разработанные в трудах JI. Акопяна, М. Арановского, Н. Гуляницкой, Л. Дьячковой, М. Лобановой, А. Малинковской, М. Михайлова, Е. Назайкинского, Т. Науменко, И. Рома-щук, С. Савенко, О. Соколова, Т. Цареградской и других ученых.

Важно было также учесть, что на телевидении отражаются процессы, которые характерны не только для современного музыкального искусства, но и для художественной культуры в целом 2: интерес к экспериментам, поиск синтезов, множественность стилевых и жанровых решений. Соответственно, изучение этих процессов потребовало расширения круга методологических подходов, среди которых укажем различные аспекты текстового анализа, вы-работаные в недрах литературоведения (Ю. Борев, Р. Барт, Ю. Лотман, Вяч. Вс. Иванов).

Наконец, в работе естественно использование положений из области теории средств массовой коммуникации и теории худоэ/сественных форм телевидения. К ним относятся истолкования природы художественного телевидения и телеискусства, высказанные в трудах таких исследователей, как Ю. Богомолов, О. Дворниченко, Т. Егорова, Р. Копылова, М. Кузнецова, О. Нечай, Е. Петрушанская. Для решения ряда частных задач, обусловленных субпроблематикой нашего исследования, также привлечены некоторые положения теории киномонтажа (С. Эйзенштейн, П. П. Пазолини и др.).

Так как сама проблема нашего исследования носит синтетический характер, мы обращались к некоторым аспектам междисциплинарного подхода и к тем идеям комплексного подхода, которые имеют отношение к проблематике взаимодействия искусств.

Помимо этого в поисках подходов, наиболее адекватных поставленным задачам, мы использовали ряд положений, выработанных в западной науке, в

2 Когда мы говорим: «современная художественная культура» или «современное музыкальное искусство», мы имеем в виду не только события текущего момента, но ситуацию, которая сложилась в культуре по крайней мере двух последних десятилетий XX века. частности в таких ее областях, как media studies и film studies, а также некоторые идеи дисциплины cultural studies, особенно в ее структуралистском направлении (Ж. Бодрийяр, К. Горман, Ж.-Ф. Лиотар, Дж. Фиск и др.).

Терминологический аппарат и язык описания обусловлены характером предмета. С одной стороны, исследование включает понятия и термины, принятые как в традиционном музыковедении, так и в специальных областях знания. С другой — учитывая специфику изучаемого предмета, то есть его коммуникативность, а также особые традиции описания, принятые в литературе соответствующих областей, в работе мы сознательно прибегали к использованию в некоторых случаях так называемого «журналистского стиля».

Научная новизна состоит в том, что анализируется особый тип интерпретации музыкального произведения, а, соответственно, особый тип музыкально-художественных взаимодействий, еще не бывший предметом специального музыковедческого рассмотрения. В научный обиход вводится понятие «телевизионно-музыкального текста», получающее многоуровневое обоснование. С этой целью впервые рассматривается ряд телевизионных передач, ранее не изучавшихся в научной литературе, вырабатывается новая методология и методика специального комплексного анализа и описания нетрадиционного вида художественного «текста».

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов «Музыкальная тележурналистика» и «Музыкальная критика» по специальностям «Музыковедение» и «Звукорежиссура», а также при создании учебных пособий для музыкальных работников телевидения: режиссеров и редакторов.

Апробация. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре теории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных. Основные положения диссертации отражены в ряде публикаций. По теме диссертации прочитаны доклады на Научных конференциях: «Христианская культура: прошлое и настоящее» (Российская академия музыки им. Гнесиных, 2000); «Массовая культура на рубеже столетий» (Государственный институт искусствознания, 2002). Кроме того, проблематика исследования была представлена и обсуждена в ходе работы «круглого стола» в рамках VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы «Reading Everyday Life in American and in Russian: Semiotics of Culture and Intercultural Communication», которая состоялась в Ясной Поляне в 2003 году.

Структура диссертации определяется ее задачами. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и Приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Калашникова, Ирина Витальевна

Рассмотрев многообразный телевизионно-музыкальный материал, по пытаемся уже по-новому, с позиции пройденного, снова ответить на вопро сы: что происходит с музыкой в телевизионном эфире? Каковы особенности

телевизионной интерпретации академической музыки? Под влиянием каких

телевизионных факторов происходит преобразование музыкального произ ведения и какие компоненты телевизионного языка играют в этом процессе

ведущую роль?

Ведь очевидью: как только музыка попадает на телевидение, ее уже не возможно рассматривать отдельно, вне того специфического контекста, в ко торый она помещается. Телевидение воздействует на музыкальное искусство

всей своей спецификой, соответственно, изменяются и условия исполнения,

и условия восприятия музыки. Возникает некая принципиально иная, новая

целостность, вбирающая в себя элементы и самого произведения, и его ис полнительских интерпретаций, и множество «околомузыкальных» сюжетов,

не всегда предсказуемых... Такая целостность обладает подвижностью и от крытостью, а также индивидуальным для каждого случая процессом «смыс лообразования». Возможно ли определить главные предпосылки, отправные пункты ин терпретации музыкального произведения в условиях телевидения?

Прежде всего подчеркнем то обстоятельство, что законы телевизион ной интерпретации, подобно любой другой интерпретации музыкального

произведения, во многом коренятся в психологии зрительского восприятия. Такое восприятие не только воздействует на поиск новых возможностей ин терпретации музыки, но во многом диктует направления этих поисков. Как

справедливо пищет Э. Федосова, «воображаемый» слущатель в некоторых

случаях принимает на себя функции детерминанты, участвующей не только в

выработке структуры сочинения, но и в выработке автором темы, сюжета,

КОМПОЗИЦИИ» . Огромное значение приобретает также исторический контекст. Музы ка сквозь нризму истории — истории, предстающей как иллюзия создавшего

ее времени, история как последующая судьба произведения, представленная

в образах, лицах, голосах: такая трактовка в наибольшей мере доступна

именно телевидению. Ведь оно обладает возможностью объемного взгляда

на произведение, взгляда, синтезирующего звуковой, изобразительный и

вербальный ряды. Разумеется, интенсивность телевизионной переработки музыкального

произведения зависит от многих факторов. Это жанр и хронометраж теле программы, ее тема и форма. Но все же главное — это то, что представляет

особые, чисто телевизионные факторы воздействия, благодаря которым му зыка неизбежно нопадает в систему иной целостности. Характер этого пре образования сложен и непривычен, как сложен, ненривычен и неосязаем сам

феномен, для характеристики которого нотребовалось выработать специаль ный подход. Поиск основных факторов воздействия на музыку в условиях телеви зионной среды привел к необходимости выделения наиболее очевидных, ося заемо присутствующих в каждом телевизионно-музыкальном тексте: ими

стали изображение, слово, монтаж. Каждый из этих факторов по-своему

определяет основные нанравления и скрытые механизмы телевизионно музыкальных взаимодействий. При этом важно отметить, что в процессе этих

взаимодействий изображение, слово и монтаж из разряда внешних факторов

переходят на уровень внутренней структуры, и, совместно с музыкой, стано вятся структурообразующими элементами. Художественный результат этого

симбиоза зависит от того, какая сторона становится доминантой смыслообра зования — музыка или телесреда. ' '" Федосова Э. Содержательный аспект формулы «композитор-слушатель»: наука или интуиция? // Музы коведение к началу века: прошлое и настоящее / Сб. ст. по материалам Международной научной конферен ции 24-26 сент. 2002 г. / РАМ им. Гнесиных. М., 2002. 56. В любом случае происходит творческий взаимообмен, в результате ко торого создается новая музыкальная реальность. Собственно телевизионный

язык при этом обогащается за счет синтезирования музыки на аудиоуровне,

что способствует созданию многомерной телевизионной образности. Воз можны даже случаи, когда логика музыкального развития проникает в струк туру телепередачи, определяя принципы монтажа и композиционные реше ния, И тогда принципы музыкальной драматургии действуют на уровне дра матургии передачи. Со своей стороны телевидение как средство массовой информации

также воздействует на явления современной культуры, усиливая влияние

внехудожественных факторов на «историческое бытие» произведений совре менного музыкального искусства. Это сказывается в возрастании интереса к

документализму, кинематографически монтажным принципам организации

музыкальной материи и т, д. Наиболее востребованным качеством академической музыки, особенно

на современном телевидении, является ее ассоциативность, благодаря кото рой музыка предлагает способы осмысления событий и фактов повседневной

жизни, выдвигающие телевизионные тексты в пространство мировой культу ры. Телевидение же, интерпретируя классические образцы музыкального ис кусства, создает нетрадиционные, принципиально другие формы музициро вания. Происходит это за счет расширения границ художественного про странства музыки, за счет подчеркивания ее коммуникативности. Такой сти левой контекст, в котором на первый план выдвигаются телевизионные па раметры, способствует созданию специфической целостности музыкального

произведения благодаря переосмыслению чисто музыкальных и заострению

внемузыкальных аспектов телевизионной интерпретации, В этом случае му зыка обретает новую жизнь в условиях телеэфира и обнаруживает свое со циокультурное предназначение — быть средством коммуникации между

прошлым и будущим. Рассуждая об особенностях существования академической музыки в

условиях телевидения, нельзя не сказать и о некоторых тенденциях послед него времени, о процессах переработки музыкального материала в условиях

телевидения конца XX — начала XXI веков. Современная телевизионно музыкальная практика свидетельствует о том, что под действием телевиде ния академическая культура постепенно преобразуется в арену для шоубиз неса. Это заставляет задуматься о том, обладают ли музыкальные шедевры

средствами защиты от различных воздействий медийной среды. Или, меняя

очертания своего художественного пространства, классика полностью рас творяется в телевизионном эфире?

Очевидно, что время, когда музыкальная классика была довольно ши роко представлена на всех телевизионных каналах, миновало. Компенсиро вать ее отсутствие сегодня призваны музыкальные заставки и рекламные

клипы (одному телеканалу «Культура» не под силу восстановить status quo). Учитывая возникшую не так давно среди эстрадных исполнителей моду на

классические шлягеры, можно сказать, что в целом академическая музыка

звучит в телевизионном эфире регулярно. Однако то, что ежедневно льется

на зрителей с телеэкранов, — совсем не высокое искусство. Это рассчитан ный на массовое потребление эрзац: разнообразные суррогаты — не редкость

на телевидении, которое само заменило многим из нас реальную жизнь. Девальвация классической музыки, начало которой положили мастера

телевизионного дизайна — изготовители различных телевизионных продук тов (от рекламных роликов до заставок к передачам), завершилась превраще нием классических шлягеров в сигналы для сотовых телефонов. В наши дни

классика — это звонки на мобильный, позывпые телепередач, реклама пре стижных брендов. Поэтому вопрос, сохранит ли в XXI веке музыка, звучащая

в телевизионном эфире, положение свободного от каких бы то ни было про фанации, самостоятельного и самоценного вида искусства или окончательно

перейдет на службу телевидению, пока остается открытым. В то же время нужно отдавать себе отчет в том, что в середине 90-х го дов музыкальное вещание, по сути дела, было разрушено, а весь накоплен ный опыт — утрачен. В отсутствие преемственности телеканалу «Культура»

пришлось начинать с нуля. Но откат назад был столь мощным, что теперь ка кое-то время уйдет просто на то, чтобы заново обучить персонал — поколе ние молодых режиссеров, операторов, звукорежиссеров — и достичь профес сионального уровня хотя бы 1988 года. Что касается перспективы дальнейших исследований, то мы убеждены

в том, что в настоящее время необходимо сконцентрироваться на расшире нии арсенала подходов и методов анализа произведений академической му зыки в условиях телевидения. Позитивный опыт музыкального телевещания

выделенного нами периода требует осмысления — в том числе музыковедче ского. При этом важно понимать, что мы имеем дело с нестабильным, измен чивым явлением. В постоянно возникающих все новых и новых практиках

совсем не легко определить те или иные тенденции: поэтому так важно нау читься выявлять ценное, художественно убедительное, что может нести ин терпретация музыкального произведения на телевидении. Музыка по-прежнему заполняет огромное пространство в современной

аудиовизуальной культуре, и возможно, что в будущем это пространство бу дет расти. Но чтобы понять, какое влияние визуальная культура оказывает на

академическое музыкальное искусство, и тем самым приблизиться к понима нию «проблемы аудиовизуального», нужно и дальше изучать и описывать

конкретные случаи визуализации музыки, тем более что каждый случай

представляет собой неповторимый результат преобразования. Следует также

определять общие механизмы, объясняющие различные формы телевизион ной работы с академической музыкой. Все это может составить перспективу

будущих исследований и дать материал для дальнейшей разработки пробле мы функционирования музыки в инохудожественной среде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Калашникова, Ирина Витальевна, 2006 год

1. Анастасьев А. Wow-TB! (язык Российского телевидения) Искусство кино. 2000. 5. 101-105.

2. Анашкин Pulp-видео Искусство кино. 2000. 7. 107-111.

3. Арановский М. История музыки и тип творческого процесса (К постановке вопроса) Процессы музыкального творчества Сб. тр. 140. Вып. 2. М.: РАМ им. Гнесиных, 1997. 40-52.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Иоэтика. М.: Изд. гр. Прогресс, Универс, 1994.

5. Батурина Л. Особенности восприятия рекламы в России на современном этапе: Ретроспективный анализ телевизионных рекламных клипов: Автореф. дис... канд. филол. наук. М., 2000.

6. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

7. Бегизова И. Взаимодействие музыки и изображения в образной структуре мультипликационного фильма: Автореф. дис... канд. иск. М., 1985.

8. Бепьямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 15-65.

9. Березовчук Л. Инструментальные и психологические основания интерактивности в контексте современных визуальных практик Искусство и новые технологии: Методологические проблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Вып. 7 Отв. ред. Я. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001. 39-71. Ю.Богомолов

10. Российское ТВ: предварительные итоги Ракурсы: Сб. ст. Вып. 2 Ред. Е. В. Сальникова. М. ГИИ, 1998. 192-207.

11. БогомоловЮ. Курьеры муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и телевидении. М.: Искусство, 1986. М.Богомолов Ю. Между мифом и искусством. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. \Ъ.БогомоловЮ. СМИ как искусство и искусство как СМИ Средства массовой коммуникации в художественной культуре XX века. Т. 1. М.: ГИИ, 2001. 13-21. ХА.Бодрийяр Ж. Прозрачность зла Пер. с фр. Л. Любарской, Е, Марковской. М.: Добросвет, 2000. \

12. БурдьёП. О телевидении IIБурдьёП. О телевидении и журналистике Пер. с фр. Т. В. Анисимовой Отв. ред. П. А. Шматко. М.: Ин-т эксперим. социологии, 2002. 21-88. Хв.Ванченко Т. Технология моделирования культурных программ на телевидении: состояние и перспективы. Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 1994. \

13. Вартанов А. ТВ и художественная культура (О форме телевизионных репродукций) Средства массовой коммуникации в художественной культуре XX века. Т. 1. М.: ГИИ, 2001. 157-176.

14. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана Пер. с фр. И. Окуневой. М.: ИТДГК «Гнозис»; Фонд «Прагматика культуры», 2002. Ю.Выготский Л. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997. 2\.ГадамерХ.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. И.Гаклин Д. Исполнитель и звукорежиссер Сов. музыка, 1969, №11. 98102.

15. Дворниченко О. Музыка как элемент экранного синтеза: Автореф. дис.., канд. иск. М., 1975.

16. Дебор Ги. Общество спектакля Пер. с фр. Офертаса и М. Якубович. М.:Лоуо;;(Радек), 2000.

17. Егорова Т. Проблемы музыкальной драматургии многосерийного игрового телефильма: Автореф. д и с канд. иск. М., 1985.

18. Ефшюва Н. Музыка в структуре художественных телепередач: Автореф. дис... канд. иск. М., 1996.

19. Зайцева А. Поэтика пространственно-временных отношений на телевизионном экране: Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1976.

20. Иванов Вяч. Вс. Функции и категории языка кино Из работ московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. 516-546.

21. Иоскевич Я. Связь онтологических и социокультурных аспектов взаимодействия искусств и новых технологий Искусство и новые технологии: Методологические проблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Вып. 7 Отв. ред. Я. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001. 3-20.

22. Иоскевич Я. Современный художественный процесс: методология комплексного подхода. СПб.: РИИИ, 1992. 3%.Ирза Н. Художественное пространство-время и современный синтез искусств: Автореф. дис... канд. иск. М., 1993.

23. Музыка и телевидение: Автореф. дис... канд. культурол. наук. Пижневартовск, 1997. 4О.КапустинЮ. Музыкант-исполнитель и публика. Л.: Музыка, 1985. 4\.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

24. Константипопольский Г. Между этажами Интервью ведет и комментирует Е. Кутловская Искусство кино. 2000. 1. 74-79.

25. Копылова Р. Диалогическая природа телевидения: от театра к телевизионному зрелищу: Автореф. дис... д-ра иск. Л., 1988.

26. Копылова Р. Экран зритель экран: заметки об особенностях «соучастия» телевизионного зрителя и выразительных средствах ТВ Вопросы истории и теории кино. Вып. 1. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1973. 163-188.

27. КорневаИ. Телевизионное пространство и его виртуальные образы: из опыта отечественного телевидения 1990-х гг.: Автореф. дис... канд. филол. наук. СПб., 2002.

28. Природа фильма: реабилитация физической реальности Сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Искусство, 1974.

29. Кузнегрва М. Проблема телевидения как искусства: Автореф. д и с д-ра иск.М., 1979. 4S.KyKnufta В. Мультимедийная реклама как репрезентативный язык культуры эпохи постмодерна: Автореф. дис... канд. культурол. наук. Кемерово., 2002.

30. Кулик И. Обои цвета телевизионного снега Искусство кино. 2001. J 2. V 123-127.

31. ЛиотарЖ.-Ф. Состояние постмодерна Пер. с фр. П. А. Шматко. М.: Интэксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

32. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.

33. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: Ээсти Раамат, 1973.

34. Манцое И. Родная речь Искусство кино. 2000. J f 4. 66-74. Se

35. Массовые виды искусства и современная художественная культура Отв. ред. А. Вартанов, В. П. Демин. М.: Искусство, 1986.

36. Михалкович В. Теевидение как экзистенциальная проблема Теория художественной культуры: Сб. ст. Вып. 4 Отв. ред. В. И. Тасалов. М.: ГИИ, 2000. 295-312.

37. Михалкович В. Феномен на телевидении Средства массовой коммуникации в художественной культуре России XX века: Сб. ст. Т. 2. М.: ГИИ, 2001. 39-50.

38. Москвина Т. Русский культурный бунт 90-х, безобидный и безобразный Искусство кино. 2000. 6. 37-39. 5S.Mycaeea Ф. Эстетико-теоретические проблемы советской телеоперы: Автореф. дис... канд. иск. М., 1984.

39. Нечай О. Телевидение как художественная система: Автореф. дис... д-ра иск. Минск, 1981. в.Новикова А. Клиповый монтаж как выражение телевизионной условности Ракурсы: Сб. ст. Вын. 3 Ред. Е. В. Сальникова. М.: ГИИ, 2001. 3-25.

40. Новикова А. Театральный спектакль на телевизионном экране: стартовая позиция Ракурсы: Сб. ст. Вып. 2 Ред. Е. В. Сальникова. М.: ГИИ, 1998. 135-149.

41. Ногайбаева-Брайтмэн Е. Опера на экране: принципы воплощения: Автореф. дис... канд. иск. Магнитогорск, 1998.

42. Пазолини П. Н. Теорема. М.: Ладомир, 2000. вА.Папкратова Ю. Профессия репортер Искусство кино. 1999. 2. 93-103.

43. Петров Г. Аудиовизуальная журналистика в художественной культуре XX века: Автореф. дис... д-ра филол. наук. СПб., 2001. бб.Петрушанская Е. Инструментальная музыка на телевизионном экране: эстетические проблемы адаптации: Автореф. дис... канд. иск. М., 1987.

44. Полегаева Е. Развитие экранного языка и его взаимодействие с экранными искусствами: Автореф. дис... д-ра иск. М., 1982.

45. Призов Д. Талант осуществления таланта Искусство кино. 2000. 5. 48-50.

46. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985. Ю.Пропп В. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. И.Прусакова Т. Реклама в современной России: эстетический анализ. Автореф. дис... канд. филос. наук. М., 2000. И.Разлогов К. Вперед в прошлое Искусство кино. 2001. J f 3. 95-98. Se

47. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. ТЗ.Саппак В. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1983. 1в.Соколов К. Социология искусства: старые проблемы и новые подходы Теория художественной культуры. Вып. 4 Отв. ред. В. И. Тасалов. М.: ГИИ, 2000. 258-275.

48. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: Автореф. дис... д-ра иск. М., 1995.

49. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. Ч.

50. Становление средств массовой коммуникации в художественной культуре первой половины XX века ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Н. М. Зоркая (отв. ред.). М.: Искусство, 1983.

51. Тарощина Утомленные солнцем Искусство кино. 1999. 3. 131137. SO.Тарханова Е. Кинематографичность как форма общения в канун XXI века. М., 1995. М.Тимченко М. Искусство в мультимедиальной культуре Искусство и новые технологии: Методологические нроблемы современного искусствознания: Сб. науч. тр. Вып. 7 Отв. ред. Я. Иоскевич. СПб.: РИИИ, 2001. 27-38.

52. Традиционные виды искусства в эпоху СМК Отв. ред. Ю. А. Богомолов. М.: ВНИИ искусствознания, 1987. %Ъ.Троицкая Г. Роль музыки в развитии довоенного кинематографа и телевидения: Автореф. дис... канд. иск. М., 1975. М.Трошин А. Кино и телевидение. М.: Знание, 1981.

53. Тульсаноба О. Телевизионная реклама в системе современной массовой коммуникации: Автореф. дис... канд. филос, наук, СПб., 1995. S

54. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Паука, 1977. %

55. Утилова Н. Аудиовизуальное мышление и формирование звукозрительного языка телевидения: Автореф. дис... канд. иск. М., 1990. .Утилова Н. Природа аудиовизуального творчества: Язык и образная система телевидения: Автореф. дис... д-ра иск. М., 2001. %

56. Ученова В., Шомова Полифония текстов в культуре. М., 2003. 9Q.Федосова Э. Содержательный аспект формулы «композитор-слушатель»: наука или интуиция? Музыковедение к началу века: прошлое и настояш;ее Сб. ст. по материалам Международной научной конференции 24-26 сент. 2002 г. РАМ им. Гнесиных. М., 2002. 9\.Фиггис М. Звук это эмоциональный мир фильма Искусство кино. 2001.№№5,6.С. 105-111; 111-117.

57. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ИД Пева; М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001.

58. Хреное Н. Логика теоретической рефлексии об искусстве в XX веке: постмодернистская парадигма Теория художественной культуры: Сб. ст. Вып. 4. М.: ГИИ, 2000. 3-64.

59. Чередниченко Т. Исповедалыцина//Искусство кино. 2002. 9. 54-59. 9S.Чередниченко Т. Логотипы //Искусство кино. 2002. 10. 44-49.

60. Чукреева Н. Специфика экранного изображения и эволюция его восприятия: Автореф. дис... канд иск. М., 2002.

61. Шилова И. О роли музыки в драматургии фильма: Автореф. дис... канд. иск. М., 1969.

62. Эйзенштейн Четвертое измерение в кино Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. 45-60. На английском языке

63. Воукап М. Reflection on Words and Music The Musical Quarterly. 2

65. Brown R. S. Overtones and Undertones: Reading Film Music. Berkeley: California University Press, 1994.

66. Conversation with Conductors Ed. Chesterman. London: Robson Books, 1976.

67. Film Music 1 Ed. C. McCarty. N. Y.; London: Garland Press, 1989.

68. Fiske J. British Cultural Studies and Television What is Cultural Studies? London, 1996.

69. Gauntlett D., Hill A. TV Living: Television, Culture and Everyday Life. Routledge, 1999.

70. Gorbman Unheard Melodies: Narrative Film Music, Bloomington, Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1987.

71. GrindstaffL. Trashy or Transgressive: «Reality TV» and the Politics of Social Control Thresholds: Viewing Culture 9. 1995. P. 46-55.

72. High theory low culture: Analyzing popular television and film Ed. by C. McCabe. N. Y.: St. Martins Press, 1986. 111. How to Read a Film: The Art Technology, Language, History and Theory of Film and Media Ed. by J. Monaco. N.-Y.: Oxford University Press, 1977.

73. KalinakK. Settling the Score: Music and the Classical Hollywood Film. Madison: University of Wisconsin Press, 1992.

74. Limbacher J. L. Film Music: From Violins to Video. Metuchen; New Jersey: The Scarecrow Press, 1974.

75. Living in the Information Age. A New Media Reader Ed. B. P. Bucy. Indiana University Press, 2002. 115. MacCenzie S. Closing arias: Operatic montage in the closing sequences of the trilogies of Coppola and Leone The Art of Film Editing. P.O.V. 6.

76. Mundy J. Popular Music on Screen: From the Hollywood Musical to Music Video. Manchester: Manchester University Press, 1999.

77. Postman N. Amusing Ourselves to Death. Penguin Books, 1985.

78. Prendergast R. M. Film Music: A Neglected Art A Critical Study of Music in Films. 2nd ed. N.-Y.: New York University Press, 1992.

79. Rodowick D. N. Audiovisual Culture and Interdisciplinary Knowledge New Literary History. 26. 1995.

80. Russell D. A World in Inaction Sight Sound. 1

82. Seiter E. Television and New Media Audiences. Oxford University Press, 1999.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.