Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Кирпичева, Елена Викторовна

  • Кирпичева, Елена Викторовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Мичуринск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 179
Кирпичева, Елена Викторовна. Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Мичуринск. 2009. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Кирпичева, Елена Викторовна

Введение.

Глава I. Функциональность фольклорных текстов в творчестве

А. Ахматовой.16

§ 1. Интертекстуальность как доминантный поэтический аспект творчества А. Ахматовой.

§ 2. Функциональность фольклорных стилизаций в лирике

А. Ахматовой.

§ 3. Фольклорно-мифологические мотивы в поэме А. Ахматовой «У самого моря».

Глава II. Библейские прецедентные феномены в творчестве

А. Ахматовой.84

§ 1. Библейские образы и мотивы в лирике А. Ахматовой.

§ 2. Молитва в лирике А. Ахматовой.

§ 3. Использование библейских мотивов в поэме А. Ахматовой «Реквием».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интертекстуальный аспект творчества Анны Ахматовой»

Подлинный масштаб такого глобального поэтического явления, как творчество Анны Ахматовой, несмотря даже на повышенный интерес к нему в настоящее время, только начинает вырисовываться. Феномен «Ахматова», по словам А. Парщикова, «не сводим ни к маске, ни к психическому комплексу, ни к документальным планам, пересекающимся, как плоскости кубистической картины. Ахматова -становящееся, разворачивающееся событие, незаконченный образ, незаконченная поэма» [1]. А замечание А.И. Павловского, сделанное в 1966 г., о том, что: «.творчество Ахматовой шире и глубже, чем представляют себе многие читатели. Ее все еще знают плохо, очень поверхностно, а можно даже сказать, как-то по-обывательски» [2], и сегодня не утратило своей справедливости:

Вышедшие одна за другой две книги ее стихов «Вечер» (1912) и «Четки» (1914), а чуть позже третья - «Белая стая» (1917) не только заставили заговорить о появлении в начале века особой, «женской» поэзии, но и само десятилетие сделали временем Ахматовой. Богатое многоцветье газетных и журнальных рецензий Вас. Гиппиус [3], В. Жирмунского [4], J1. Канегисер [5], Н. Недоброво [6], А. Слонимского [7], Д. Усова [8] и несколько серьезных исследовательских работ Ю. Айхенвальда [9], В.В. Виноградова [10], Б.М. Эйхенбаума [11] - вот знак острого интереса к творчеству Анны Ахматовой, предшествовавший периоду официального очернения или замалчивания ее сочинений.

С началом «оттепели» конца 50-х - начала 60-х годов XX века, после «второго рождения» поэта Анны Ахматовой, ее ранняя лирика незаметно отошла на второй план, оказавшись в тени поздних шедевров, в первую очередь, «Реквиема» и «Поэмы без героя».

Опубликованные вскоре после смерти Анны Ахматовой книги А.И. Павловского [12], Е.С. Добина [13] и В.М. Жирмунского [14] -сразу стали «классикой» ахматоведения, вплоть до столетнего юбилея поэтессы оставаясь в России единственными монографическими исследованиями ее лирики. Однако в них преобладает анализ зрелого творчества Ахматовой, достижений второй половины ее жизни. Раннее творчество - как поэтический дебют - проходило своеобразной «бегущей строкой»: исследователи характеризовали первые сборники поэта и писали об участии в группе атеистов, о восприятии Первой мировой войны и революции. Очень серьезным, но объективным упущением стало игнорирование очевидной религиозной окрашенности первых книг поэта, что не могло быть отражено в трудах советских литературоведов.

Между тем нельзя не заметить, что многие художественные свершения Анны Ахматовой 30-х - начала 60-х годов стали закономерным развитием ее творческих исканий ранней поры. Лишь осознав неповторимое своеобразие всего созданного в 1910-е годы, можно верно истолковать удивительную целостность и глубину наследия художника, а в первых шагах увидеть истоки зрелого мастера.

С середины 70-х - начала 80-х годов XX столетия постепенно возникает новая волна интереса к поэзии Ахматовой. Время от времени появляются публикации воспоминаний поэтов, художников, писателей, переводчиков, актеров, знавших Анну Ахматову и общавшихся с ней в разные годы [15]. Выходят в свет обозначенные как воспоминания, но по существу являющиеся литературоведческими исследованиями очерки Л.Я. Гинзбург, Э.Г. Герштейн, а немного позже книга Д.Е. Максимова [16]. В это же время появляются и первые диссертации, исследующие художественный мир поэта. Одна из них целиком посвящена раннему периоду творчества Ахматовой - Р.Д. Тименчик «Художественные принципы предреволюционной поэзии А. Ахматовой» [17] - содержит первое научное обобщение типологических особенностей ее поэтики, а также опыт систематизации современной для той поры литературно-критической мысли, обращенной к ее наследию.

Пик исследовательского и читательского интереса к поэзии и судьбе Анны Ахматовой, как в нашей стране, так и за рубежом, безусловно, приходится на 1989 год - год ее 100-летнего юбилея. В новых политических условиях демократизации и гласности выходят в свет буквально потоки биографических, литературоведческих работ, мемуарных, справочных материалов. Жизнь и творчество Анны Ахматовой становятся объектом самого пристального внимания на научных конференциях самого высокого ранга, обсуждаются за «круглым столом» журналов, на полосах популярных газет.

Предметом научных исследований становится самый широкий спектр проблем: от биографии и концепции искусства Ахматовой в целом до частностей поэтики; от истоков лирики Ахматовой до осмысления ее поэтических традиций в современной поэзии. Высокой оценки заслуживают труды В.Я. Виленкина [18], В,А. Черных [19], М.М. Кралина [20], Р.Д. Тименчика [21] по публикации и исследованию биографических материалов, а также по изданию трех двухтомных собраний сочинений Анны Ахматовой.

Среди литературоведческих работ большой интерес представляют исследования А.Е. Аникина по проблеме творческих связей А. Ахматовой и И. Анненского, В.Н. Топорова, В.А. Черных о поэтическом диалоге А. Ахматовой и А. Блока. Значительная часть работ 90-х годов посвящена изучению поздних поэм и прозы А. Ахматовой (здесь следует отметить труды И.Л. Лиснянской, Т.В. Цивьян, В.Н. Топорова, В.А. Редькина, И.Н. Невинской, С.А.

Коваленко).

Из работ последних лет, посвященных творчеству Анны ' Ахматовой, следует отметить монографию Владимира Мусатова «"В то время я гостила на земле". Лирика Анны Ахматовой» - последний и оставшийся незавершенным труд замечательного литературоведа.

Творчество Анны Ахматовой критиками и исследователями всегда рассматривалось целостно, не разделяясь на временнь/е периоды. Среди материалов, имеющих отношение к первым сборникам стихов, заслуживает внимания статья М.М Кралина «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» [22], обращенная к художественной структуре третьего ахматовского поэтического сборника, оригинальность которого автор статьи видит в появлении в нем «хорового начала». В диссертации Л.И. Бронской «Концепция личности в раннем творчестве А. Ахматовой» [23], в третьей главе рассмотрена композиция первых поэтических книг, своеобразие которых, опираясь на исследование Б.М. Эйхенбаума, автор связывает с типом «романа-лирики».

С середины 90-х годов активный интерес у исследователей вызывает религиозная сторона творчества Анны Ахматовой. До сегодняшнего дня не иссякает поток работ, освещающих различные аспекты этой огромной темы. Далеко не все здесь однозначно, к сожалению, встречаются и поспешные поверхностные выводы. Среди тех же, кому удалось глубоко проникнуть в духовную атмосферу поэзии Ахматовой, видное место занимают исследования В.А. Редькина, в частности, его статья «Мифологическое сознание и христианская вера в поэтическом творчестве А.А. Ахматовой» [24], определившая несколько направлений в изучении духовного мира поэта, две монографии Л.Г. Кихней: «Поэзия Анны Ахматовой: Тайны ремесла» [25] и «"Так молюсь за Твоей литургией." Христианская вера и поэзия Анны Ахматовой» [26].

Из научно-исследовательских работ 1990-х годов творчеству Ахматовой посвящены: диссертация А.О. Тихомировой «Раннее творчество А.А. Ахматовой в свете связей с русской поэзией XIX в.» (М.: МПУ, 1998), содержащая ряд интересных наблюдений и выводов по проблемам ахматовской творческой генеалогии; диссертация С.Ф. Насрулаевой «Хронотоп в ранней лирике А. Ахматовой» (М.-Махачкала, 1997), рассматривающая в сборниках «Вечер» и «Четки» пространство и время как универсальные категории культуры.

К стихотворным текстам первых трех ахматовских книг несколько ранее обращалась Т.А. Пахарева («Поэтический мотив как средство формирования целостности художественной системы А. Ахматовой» -Киев, 1992), связавшая основной комплекс мотивов в творчестве поэта с именем «Анна». В изданной позже монографии Пахаревой Т.А. «Художественная система Анны Ахматовой» (Киев, 1994), вводится понятие «мотивное ядро», которое также соотнесено с именем «Анна». Думается, что художественная система Ахматовой гораздо богаче и далеко не исчерпывается одним единственным мотивным ядром.

Анализу эволюции циклических форм на протяжении всего творческого пути Ахматовой посвящена диссертация О.Н. Аминова «Поэтика лирического цикла А.А. Ахматовой» (Ульяновск, 1997).

В диссертации Ю.А. Быченковой «Мир образов ранней Ахматовой» (Смоленск, 2001) систематизируются лирические образы сборников «Вечер» и «Четки». В работе И.В. Ерохиной «Стиль эпохи серебряного века и творческая индивидуальность Анны Ахматовой» (М., 2001) поднимается культурологическая проблема соотнесения порожденного временем стиля (идея некоего единого стиля эпохи) с особенностями творческой манеры отдельного поэта. Однако, несмотря на ценность наблюдений и выводов, изложенных двумя авторами, целостного представления о творчестве Анны Ахматовой их работы на создают. В первую очередь, - в силу известной избирательности и определенной узости подходов к нему: рассматривается какая-то одна проблема, не позволяющая осознать синтез ахматовских художественных открытий.

В кандидатской диссертации Шевчук Ю.В. «Трагическое в лирике А. Ахматовой» (Уфа, 2004) тема памяти в творчестве Ахматовой рассматривается в контексте трагического и связывается с литературной драматической формой.

Вопросу интертекстуальности в творчестве А. Ахматовой посвящена кандидатская диссертация О.А. Троцик «Библейские мотивы в творчестве А. Ахматовой: интертекстуальность как структурообразующий принцип» (Симферополь, 2001). В диссертации предлагается системный анализ библейских мотивов в лирике Ахматовой, определяется их роль в контексте как отдельных произведений, так и всего творчества в целом; раскрываются особенности поэтики «семикнижия» как цикла. Работа выполнена на украинском языке. Это единственная работа, дающая анализ широты использования интертекста в творчестве поэта. Ее автор, опираясь на достижения своих предшественников, выдвигает гипотезу, позволяющую раскрыть сущность лирического творчества Анны Ахматовой средствами исследования интертекстуальности как поэтической доминанты ее литературного мастерства, но ограничивается только некоторыми примерами библейского интертекста, а интертексты в произведениях А. Ахматовой значительно шире.

Постижение интертекстуальных влияний в книгах «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Anno Domini» неразрывно объединено с анализом подвижной образной системы, разнообразных особенностей поэтики, ее постоянного обновления, с изучением процесса зарождения и обогащения ведущих мотивов лирики Ахматовой, иначе говоря, с осмыслением истоков и развития ее философско-эстетической концепции. Ведь определить неповторимость подобных достижений поэта можно лишь в их сопоставлении со сходными явлениями в предшествующем и современном ему искусстве, причем не только словесном, но и других его видов.

Одной из эстетически значимых идей в начале XX века была идея философии Вл.С. Соловьева о понимании поэзии «как высшего рода художества», который по-своему заключает в себе элементы всех других искусств», как нераздельного сочетания в слове «его внутреннего смысла и музыкальных звуков, и красок, и пластичных форм» [27].

Новый, удивительно чистый и неповторимый голос Анны Ахматовой буквально сразу был отмечен читателями и критикой. Мастерство Ахматовой сразу было оценено, запомнилось своей «простотой, искренностью, естественностью» [28]. Зрелость ее таланта уже в первом сборнике была увязана с характером его мелодики: «Ахматову нельзя не заметить: так странно звучат ее сдержанный и тихий голос, и так загадочно скупы ее слова» [29]. Одни только многочисленные сравнения в области поэтического мастерства не с кем-нибудь, а с самим Пушкиным, звучавшие по адресу столь молодого автора, говорили сами за себя.

До сегодняшнего дня в отношении изученности «Вечера», «Четок» и «Белой стаи», «Anno Domini» мало что изменилось; фактически определены темы и некоторые мотивы, особенно много сказано о поэтических (бытовых) деталях.

Актуальность исследования определяется связью с ведущим направлением современного литературоведения, а также необходимостью целостного анализа интертекстуальности как доминантного поэтического компонента творчества Анны Ахматовой, в том числе трансформированных в нем фольклорно-мифологических и библейских влияний. •

Материалом исследования являются стихотворения и поэмы А.А. Ахматовой, принадлежащие к различным этапам творческого пути поэта.

Объектом исследования в диссертации являются те произведения А. Ахматовой 1912-1960-х гг., в которых очевидны связи с фольклорными, мифологическими и библейскими образами и мотивами.

Предмет исследования - функции интертекстуальности как доминантного поэтического компонента творчества Анны Ахматовой.

Цель работы - раскрыть функциональность глубинных влияний фольклора, Библии, мировой литературы и искусства на авторские лирические интенции. Исходя из того, что приемы интертекстуальности приобретают громадную важность в поэзии А. Ахматовой, установить образные связи, «переходы» и взаимодействия мотивов и тем, что позволит проследить динамику, развитие поэтической мысли, насыщенность, смысловую емкость и оттеночность текста.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда конкретных задач:

• выявить фольклорные мотивы в поэтической ткани ахматовских произведений 1910-х- 1960-х гг.;

• обозначить сферу функционирования фольклорно-мифологических идей и образов литературы и особенности их художественной реализации в поэтической системе Анны Ахматовой;

• определить особенности функционирования библейских мотивов в поэтическом творчестве Анны Ахматовой с точки зрения реализации межкультурного диалога в художественном творчестве;

• выделить возможные литературные диалоги, которые складываются между идеями и поэтическими произведениями русских писателей XIX века и реминисцентными им парами из ахматовских книг.

В диссертации выдвигается следующая рабочая гипотеза: через фольклорные, мифологические, библейские и литературные интертексты А. Ахматовоа в своей поэзии не только устанавливает широкий «диалогический» контекст настоящей, предшествующей и последующей культуры, но и вырабатывает на ее основе свою эстетико-мировоззрительную позицию, создает художественные формы, которые наиболее адекватным образом позволяют выразить авторскую интенцию.

Теоретико-методологическая база диссертации создавалась с учетом историко- и теоретико-литературных разработок, представленных в трудах М. Бахтина, М. Гиршмана, Ю. Лотмана, Т. Цивьян и других ученых, а также работ выдающихся отечественных литературоведов - исследователей творчества Анны Ахматовой -Л.Г. Кихней, Н.Н. Скатова, В.И. Тюпы, Н.А. Фатеевой, Л.А. Шилова, Ш. Шаадат и др.

Метод исследования художественных текстов Анны Ахматовой представляет собой синтез системного, историко-литературного, сравнительно-типологического и структурно-поэтического методов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Принципы интертекстуальности, которые передают идейно-тематические, композиционные, сюжетно-образные, жанровые, языковые и другие особенности первичного текста, объединяют весь спектр поэтических возможностей художественной реализации межтекстовых связей ахматовской поэзии, усиливая их символические смыслы.

2. Интертекстемы русского народного творчества в поэзии А. Ахматовой использовались в качестве «соприсутствия» текстов с целью формирования русской ментальности, выражения народного характера. Ахматова, заимствуя какую-либо жанровую форму фольклора, воплощает характерные для этой формы художественно-изобразительные средства. Особенностью ахматовского фольклоризма является переработка фольклорного источника, усиление некоторых существенных сторон поэтики фольклорных жанров (лирической песни, заговора, частушки, причитания) с целью выражения авторского сознания («Муж хлестал меня узорчатым.» (1911), «Песенка» (1911), «Колыбельная» (1915), «Не бывать тебе в живых.» (1921), «А Смоленская нынче именинница.» (1921), «Причитание» (1922), «Двустишие» (1931) и другие).

3. Разнообразные фольклорно-мифологические мотивы, составляющие основу поэтики А.Ахматовой, углубляют представление о современности, выводя рассуждения поэта на общечеловеческий и «вечный» аспекты миросозерцания. Прочтение поэмы А. Ахматовой «У самого моря» с точки зрения функционирования в ней «мировых сюжетов» неизбежно ведет к символизации семантики и структуры произведения. Важнейшие принципы поэтики Ахматовой, такие, как зеркальность и подтекст, генетически связаны с фольклорным и мифологическим интертекстами (миф о Психее, миф об Орфее и Эвридике, близнечные мифы, сказки о Марье Маревне).

4. При осмыслении христианских основ творчества А. Ахматовой, очевидно, что основное место в ее лирике занимает тема любви в самом широком смысле, в том числе и любовь к ближнему. Рассмотрение любовной лирики Анны Ахматовой и осмысление ее динамики сквозь призму библейских образов и сюжетов позволяет выявить более глубокую авторскую интерпретацию происходящих событий в свете идей Ветхого Завета, который становится для поэта неисчерпаемым источником поэтического вдохновения.

5. Стилизация молитв получает многообразные поэтические формы: от варьирования мотивов псалмов Давида до индивидуализации ситуации молитвы. Именно путем раскрытия личностно-духовных отношений человека к Богу движется молитвенная лирика Анны Ахматовой: от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов в тексте одного произведения («Дал Ты мне молодость трудную.» (1912), «Умирая, томлюсь о бессмертьи.» (1912), «Молитва» (1915), «Эта встреча никем не воспета.» (1916) и другие).

6. К концу 1920-х годов и особенно в 1930-е годы А.Ахматова начинает привлекать библейскую образность и ассоциации с евангельскими сюжетами в свои стихи с целью придания им контекста вечности (поэма «Реквием», где образы Матери и казненного Сына соотнесены с евангельской символикой). Библейские образы и мотивы давали возможность предельно широко раздвинуть временные и пространственные рамки этого произведения. Перемежение идей исповеди (покаяния), памятника (памяти уничтоженной), «умышленной» измены, сна- одна из самых характерных черт этих стихов, соединяющих в себе трагическую доминанту разъединенности времени и вечности, рождения и смерти, материнского и сыновнего в творчестве А. Ахматовой.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, тем, что, интертекстуальность как поэтический аспект творчества Анны Ахматовой рассматривается нами специально и целостно. Автор диссертации постулирует интертекстуальность как проявление «Я» поэта через сложную систему оппозиций, идентификаций и маскировки с текстами других авторов (т. е. других поэтических «Я»), что позволяет максимально усилить многозначность поэтических идей.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она способствует пониманию процессов, происходящих в литературе начала XX века, эволюции творчества А. Ахматовой и в истории литературы в целом и уточняет понятие интертексту ал ьностй.

Анализ стихотворений А. Ахматовой позволяет уточнить определенные теоретические и эстетические аспекты творчества поэта, связанные с использованием текстов Ветхого и Нового Завета, античной литературы, русского и зарубежного фольклора.

Практическое значение результатов исследования связано с возможностью использования ее результатов при разработке общей историко-литературной концепции творчества А. Ахматовой, в курсе лекций по истории русской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах на филологических факультетах.

Апробация промежуточных и итоговых результатов исследования осуществлялась на конференциях разных уровней: на Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, 2004), на IV Международной научно-практической конференции «Проблемы моделирования в развивающихся образовательных системах» (Мичуринск, 2004), на Международной научной конференции «Война в русской литературе» (Воронеж, 2005), на II Международной научной конференции «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Ростов-на-Дону, 2007), на Международной научно-практической конференции «Человек и природа в русской литературе (к 95-летию С.П. Залыгина)» (Мичуринск, 2008), на Международном форуме по проблемам науки, техники и образования «III тысячелетие - Новый мир» (Москва, 2008), на XII Всероссийской научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2007), на ежегодных научных конференциях «Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин» (Мичуринский ГПИ 2003, 2004, 2005, 2009), а также на заседаниях кафедры литературы Мичуринского государственного педагогического института.

Основные положения диссертации изложены в двенадцати публикациях, в том числе одна публикация в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы включает в себя Введение, две главы, Заключение и список использованной литературы (198 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Кирпичева, Елена Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анна Ахматова принадлежит к числу великих творцов русской поэзии. Можно говорить о сложности и напряженности ее большого творческого пути. Глубина психологического подтекста, свойственная лирике Ахматовой, зримо сближает ее с определенными художественными исканиями XX века, в котором, как известно, меньше всего ценится в искусстве хронометрическая информационность, но зато идет постоянный поиск и находятся такие способы художественных решений, что дают возможность одновременного интегрирования многоразличных жизненных пластов.

Арсеналом художественного творчества Ахматовой являлись и древние мифы, и фольклор, и Священная история, пропущенные через призму глубокого религиозного чувства. Ее поэзия буквально пронизана библейскими образами и мотивами, реминисценциями и аллегориями священных книг.

Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Ахматова вводит в высокую поэзию свободное самовыражение как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется интегрирующему началу - выражению собственного творческого «Я». По своей родовой специфике лирика содержит на первом плане состояние человеческого сознания. Глубоко проникая в смысловой подтекст поэтических произведений Анны Ахматовой с помощью символики аллюзий, реминисценций, заголовочно-финальных комплексов, действия имен собственных и других интертекстем, мы получаем весьма яркое и многоплановое представление о ее духовно-биографическом опыте, круге умонастроений и переживаний, личной судьбе на фоне судьбы России.

Таким образом, Ахматова как бы проецирует свой личный опыт в плоскость истории. При этом интертекстуальные отношения строятся на взаимопроникновении текстов разных временных слоев, и каждый новый слой преобразует старый, отражая общую эволюцию лирики Анны Ахматовой. С каждым сборником стихов у Анны Ахматовой усиливается с помощью интертекстов ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической.

Фольклорная образность народных лирических песен в значительной степени повлияла на поэтический язык и образность ахматовской лирики. Народнопоэтическая лексика и разговорный синтаксис, просторечия и народные , присловья выступают в произведениях органическим элементом языкового строя. Использование подобных элементов поэтики заставляет при анализе интертекстуального аспекта творчества А. Ахматовой обратиться к проблеме «интертекст и троп», «интертекст и риторическая фигура». Ведь поэтика фольклора состоит в основном из устойчивых сочетаний слов (постоянных эпитетов, зачинов и концовок), а формальные показатели интертекстуальных связей, в свою очередь, сами могут входить в состав тропов и стилистических фигур. Такая распространенная форма интертекста, как цитата, при анализе функциональности использования фольклорной образности оказывается знаком того, что данная риторическая конструкция приобретает «вселенскость», универсальность. Причем в каждом отдельно взятом лирическом произведении выстраивается интертекстуальное поле, создается собственная интерпретация истории мировой культуры и литературы. Благодаря разнообразным интертекстемам поэтический текст Ахматовой вводится в более широкий культурно-литературный контекст, межтекстовые связи в свою очередь создают неодномерность смысла.

Использование поэтом приемов интертекстуальности на уровне «литературной игры» жанровыми формами предшествующей литературы (архитекстуальность) дает возможность индивидуализировать психологическую ситуацию молитвы, причитания, лирической песни, народной баллады и т. д.

Высокая нравственная самооценка, ощущение своей греховности и стремления к покаянию, характерное для православного сознания, органично вошли в поэзию А. Ахматовой. Облик лирического «я» в поэзии Ахматовой неотделим от «звона колоколов», от света «божьего дома», героиня многих ее стихотворений предстает перед читателем с молитвой на устах, в ожидании «последнего суда». В поэзии Ахматовой отразилась вера в то, что все падшие и грешные, но страдающие и раскаявшиеся люди найдут понимание и прощение Христа. Ее лирическая героиня «томится о бессмертии» и «верит в него, зная, что «бессмертны души». Обильно используемая Ахматовой религиозная лексика - лампада, молитва, монастырь, литургия, обедня, икона, ризы, колокольня, келья, храм, образа и т. п. - создает особый колорит, контекст духовности. Ориентированы на духовно-религиозные национальные традиции и многие элементы жанровой системы поэзии Ахматовой. Такие жанры ее лирики, как исповедь, проповедь, предсказание и т.д. наполнены ярко выраженным библейским содержанием. Таковы стихотворения «Предсказание», «Причитание», цикл ее «Библейских стихов», навеянных Ветхим Заветом и др.

Особенно часто она обращалась к жанру молитвы. Все это сообщает ее творчеству подлинно национальный, духовно-исповеднический, почвенный характер.

Для А. Ахматовой характерен также прием обозначения определенной духовной ситуации с помощью общеизвестных мифологических образов мировой литературы, который имеет целью выявить то, что присуще ей потенциально и пребывает в подсознании.

Таким образом, богатейшая библейская, фольклорная и литературная образность (символика народной песни, народнопоэтическая языковая стихия, фольклорные, мифологические и ветхозаветные аллюзии и реминисценции), преломляясь сквозь призму индивидуального поэтического мышления, сочетаясь со свойственным Анне Ахматовой душевным надрывом, изломом, порой утонченным эстетизмом, дают представление об уникальности творческой личности поэта, глубине его чувств и переживаний, передающих чаяния и страдания целого народа и отражающих специфику исторической эпохи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Кирпичева, Елена Викторовна, 2009 год

1. Ахматова А. Автобиографическая проза // Литературное обозрение. 1989. - № 5. - С. 3-17.

2. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 6 т. / Составление, подготовка текста, комментарии, статья Н.В. Королевой. М.: ЭллисЛак, 1998-2002.

3. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 2 т. / Сост., подгот. текста и примеч. В.А.Черных. М.: Художественная литература, 1990.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. -М.: Канонические Russian Bible, 1990. 586 с.

5. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.: Художественная литература, 1963.-Т. 8.-372 с.

6. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.: Torino, 1996.-453 с.

7. Лопатин Н.М., Прокунин В.П. Сборник русских народных лирических песен М., 1889. - Ч. 1. - № 79.

8. Мандельштам О.Э. Сочинения: В 2 т. М.: Художественная литература, 1990. - Т. 2. - 472 с.

9. Перро Ш. Волшебные сказки. Л.: Детская литература, 1989.110 с.

10. Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия. Вып. II. Ч. 2. -М., 1929.-№ 1927.-251 с.

11. П.Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.: Художественная литература, 1958. - Т. 4, 7.

12. Слово о полку Игореве. Л.: Художественная литература, 1953. -253 с.

13. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. — СПб., 1902.-Т. И.-№524.-249 с.

14. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ // Новый мир. 1989. -№ 7-11.

15. Слово батюшки Серафима. Волгоград, 1999. — 61 с.1..

16. Анна Ахматова и русская культура начала XX века. М.: Просвещение, 1989. - 539 с.

17. Ахматова А.А.: Pro et contra / Сост., вступ. ст., примеч. Св. Коваленко. СПб.: РХГИ, 2001. - Т. 1. - 964 с.

18. Анна Ахматова: pro et contra / Сост. С.А. Коваленко. СПб.: РХГИ, 2005.-Т.2. -941 с.

19. Ахматовские чтения: Сборник научных трудов. Тверь: ТвГУ, 1991.-371 с.

20. Абелюк Е. Читательский комментарий: замысел и воплощение: Путь школьника к «Реквиему» А.Ахматовой // Литература в школе. -1989.-№ З.-С. 13-29.

21. Аверинцев С.С. и др. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Просвещение, 1994. -372 с.

22. Алигер М. Тропинка во ржи. М.: Художественная литература, 1980.-296 с.

23. Альми И.Л. О лирических сюжетах Пушкина в стихотворениях Анны Ахматовой // Ахматовский чтения. М., 1992. - Вып. 2. Тайны ремесла. - С. 9.

24. Аненнский И. Книги сражений. М.: Художественная литература, 1979. - 389 с.

25. Анреп Б. О черном кольце // Звезда. 1989. - № 6. - С. 56-62.

26. Антипова В.Б. Серебряный век русской поэзии // Русская словесность. 1999. - №3. - С.23-27.

27. Артюховская Н.И. О традициях русской психологический прозы в раннем творчестве А.Ахматовой // Вестник Московского университета. Серия 9. филология. 1981. — № 2. - С. 53-59.

28. Архангельский А. «Час мужества» // Обозрение. 1988. — № 1. -С. 48-51.

29. Бабаев Э.Г. «Одна великолепная цитата» // Русская речь. -1993. -№3.- С. 3-6.

30. Бабаев Э.Г. Пушкинские страницы Анны Ахматовой // Новый мир. 1987.-№ 1.-С. 153-166.

31. Базанов В.Г. О социально-этической природе причитаний // Русская литература. 1964. - № 4. - С. 99-100.

32. Баран Г. Пасха 1917 года: Ахматова и другие в русских газетах // Ахматовский сборник / Сост. С. Дедюлин и Г. Суперфин. Париж, 1989.-С. 53-75.

33. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Наука, 1989. - 573 с.

34. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1989. - 385 с.

35. Бенштейн И.А. Скрытые циклы в лирике Ахматовой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1989. - №3. - С. 48-59.

36. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Слово, 1993. - 285 с.

37. Бурдина С.В. Библейские образы и мотивы в поэме А.Ахматовой «Реквием» // Филологические науки. 2001. - № 6. - С. 312.

38. Бурдина С.В. «Реквием» А. Ахматовой как «петербургский текст» русской литературы // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология.-2003.-№5.-С. 148-158.

39. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования, статьи. М.: Просвещение, 1990.-421 с.

40. Вайнштейн О. Удовольствие от гипертекста (генетическая критика во Франции) // Новое литературное обозрение. 1995. - №13. -С. 384-389.

41. Ван дер Энг-Лидмейер Серебряный век в России. М.: Правда, 1993.-395 с.

42. Веселова Т. Художественный текст и культура. Владимир, 1993.-295 с.

43. Виленкин В.Я. В сто первом зеркале (Анна Ахматова). М.: Советский писатель, 1987. - 287 с.

44. Виленкин В. Листки из дневника // Вопросы литературы. -1989.-№2.-С. 178-217.

45. Виленкин В. Образ «ветра» в поэтике Анны Ахматовой // Вопросы литературы. 1995.-№3,-С. 138-153.

46. Виленкин В. Образ «тени» в поэтике Анны Ахматовой // Вопросы литературы. 1994. - № 1. - С. 57-76.

47. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Просвещение, 1991.-371 с.

48. Виноградов В.В. О символике Анны Ахматовой // Литературная мысль. Вып. 1.-Пгр., 1922. - С. 95-100, 107, 121 и др.

49. Власова З.И. О приемах композиции в частушке // Русский фольклор. М.-Л.: Наука, 1960. - T.V. - С. 240-249.

50. Гаспаров М. Стих Ахматовой: четыре его этапа // Литературное обозрение. 1989. - № 5. - С. 65-73.

51. Гернштейн Э. Из воспоминаний. Письма Анны Ахматовой // Вопросы литературы. 1989. - № 6. - С. 248-270.

52. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Наука, 1974. - 185 с.

53. Гиппиус В. Анна Ахматова. «Вечер» // Новая жизнь. 1912. -№ 3. - С. 45-57.

54. Гончарова Н.Г. Анна Ахматова. Эскиз портрета на фоне античности // Гончарова Н.Г. «Фаты либелей» Анны Ахматовой. М., СПб.: Наука, 2000. - С. 11-23.

55. Горелов А.А. Насущные проблемы освоения культурного наследства (фольклористики) // Русская литература. 1977. - № 4. -С. 41-48.

56. Горелов А.А. Русская частушка в записях советского времени // Частушки в записях советского времени. M.-JL: Наука, 1965.-С. 5-23.

57. Горнунг JI.B. Встреча за встречей: К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой // Литературное обозрение. 1989. - № 5. -С. 83-97.

58. Грякалова Н.Ю. Фольклорные традиции в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература. 1982. - № 1. - С. 47-64.

59. Гумбольд В. Язык и философия культуры. М.: Художественная литература, 1986. - 285 с.

60. Гурвич И. Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция) // Вопросы литературы. 1997. - № 5 (сентябрь-октябрь). -С. 22-39.

61. Гурвич И. Художественное открытие в лирике Ахматовой // Вопросы литературы. 1995. - Вып. 3. - С. 153-175.

62. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб., 1880. - 424 с.

63. Демидова А. Ахматовские зеркала // www.demidova.ru

64. Дементьев В. Предсказанные дни Анны Ахматовой: Размышления о творческом пути. М.: Современник, 2004. - 320 с.

65. Дин Э. Знаменитые женщины Библии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-336 с.

66. Дмитриев А.А. А.С. Пушкин и язык поэзии А. Ахматовой // Русский язык в школе. 1987. - № 3. - С. 42-49.

67. Дмитриев А.А. Для великой земной любви // Русский язык в школе. 1989.-№3.-С. 29-34.

68. Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой // Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. JI.: Наука, 1981. - С. 4-162.

69. Долгополов JI.K. По законам притяжения (о литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой) // Русская литература. 1979.-№4.-С. 38-59.

70. Долгушин В.Г. Образ маски в поэзии М. Лермонтова, А. Блока и А. Ахматовой // Русская речь. 2004. - № 5. - С. 13-16.

71. Дудин М. Вступительное слово к поэме «Requiem» // Нева. -1987.-№ 6.-С. 74-79.

72. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. -Л.: Наука, 1978.- 186 с.73 .Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Кругъ, 2004. - 560 с.

73. Жирмунский В.М. Анна Ахматова и Александр Блок // Русская литература. 1970. -№ 3. - С. 76-89.

74. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л.: Наука, 1973.- 184 с.

75. Жолковский А.К. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М.: Художественная литература, 1992. - С. 3-28.

76. Жукова Н.Ю. Николай Гумилев и Анна Ахматова: Любовь и поэзия. М.: Просвещение, 2002. - 128 с.

77. Журавлева А.Н. Фольклорные и библейские мотивы в поэзии Анны Ахматовой // Проблемы эволюции русской литературы XX века. -М.: Просвещение, 1995. Вып. 2. - С. 75-77.

78. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1994.-С. 5-9.

79. Звягинцев JI. Черные камни Ахматовой // Наука и религия. -1994. -№3.'- С. 78-85.

80. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002. - 334 с.

81. Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. М., 1891. -825 с.

82. Ильин И.А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин Ремизов - Шмелев // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Знание, 1996. - Т. 6. - Кн. 1. - 416 с.

83. Ильин И.И. Интертекстуальность // Современное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Просвещение, 1999.-С. 204-205.

84. К 100-летию со дня рождения А.А.Ахматовой // Литературное обозрение, 1989. - № 5. - С. 5.

85. Калачева С.В. Своеобразие стиха ранней Ахматовой // Филологические науки. 1986. - № 4. - С. 73-76.

86. Католицизм: Словарь атеиста / Под общ ред. Л.Н. Великовича. М.: Политиздат, 1991.-320 с.

87. Кихней Л.Г. Заголовочно-финальный комплекс как потаенный шифр в стихах Ахматовой 1920-40-х годов // www.kid.com.ua 2006 г.

88. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. М.: Просвещение, 1997. - 452 с.

89. Кихней Л.Г., О.Е. Фоменко «Так молюсь за Твоей литургией.» Христианская вера и поэзия Анны Ахматовой. М.: Высшая школа, 2000.-493 с.

90. Клинг О.А. Своеобразие эпического в лирике А.А.Ахматовой // Филологические науки. 1989. - № 6. - С. 78-89.

91. Коваленко С.А. Анна Ахматова. М.: Молодая гвардия, 2009.347 с.

92. Коваленко С.А. Свершившееся и недовоплощенное. Поэмы и театр Анны Ахматовой // Ахматова, А. Соч.: В 6 т.- М.: ЭллисЛак, 1998. -Т. 3.-С. 361-486.

93. Колобаева Л.А. Ахматова и Мандельштам (самосознание личности в лирике) // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. - 1993. -№ 2. - С. 7-15.

94. Коржавин Н. Анна Ахматова и «Серебряный век» // Новый мир. 1989. - № 7. - С. 240-261.

95. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа. М.: Белый город, 2007. - 590 с.

96. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. -М.: Изд-во МГУ, 1998. 128 с.

97. Кошемчук Т.А. Русская поэзия в контексте православной культуры. СПб.: Наука, 2006. - 639 с.

98. Кравцова И. Об одном адресате Айвы Ахматовой // Новое литературное обозрение. 1992. - №1. - С. 257-262.

99. Кралин М. Артур и Анна. Л.: Наука, 1991. - 195 с.

100. Кралин М. Из заветной тетради // Знамя. 1987. - Книга 12. -С. 133-135.

101. Кралин М.М. «Хоровое начало» в книге Ахматовой «Белая стая» // Русская литература. 1989. - № 3. - С. 97-108.

102. Крупчанов А.А. «Возвращенные» поэмы // Вестник Московского университета. 1990. -№12. - С. 129-135.

103. Кублановский Ю.О. «Реквием» А. Ахматовой // Волна. -1992.-№ 11-12.-С. 35-39.

104. Куняев С. Город к миру: К 100-летию со дня рождения А.А. Ахматовой // Москва. 1989. - № 6. - С. 47-59.

105. Лекманов О. «Звезды смерти» в «Реквиеме» Анны Ахматовой // 1 сентября. Литература. 2002. — № 5. - С. 1.

106. Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А. Ахматовой // Новое литературное обозрение. -2000,-№6.-С. 216-230.

107. Лесневский С. Забвению неподвластно: «Реквием» // Взгляд: Критика. Полемика. Публикации. М.: Слово, 1988. - С. 67-81.

108. Лесневский С. Мужество поэта // Литературная Россия. -1987.- 19 июня.-С. 8-9.

109. Лесневский С. «. Известный профиль с гордо занесенной головой»: Из воспоминаний об Анне Ахматовой // Литературная газета. 1996.- 14 августа.-С. 5.

110. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой: В 2 т. М.: Художественная литература, 1996. - Т. 1. - 372 с.

111. Лосиевский И. Анна Всея Руси. Жизнеописание Анны Ахматовой. Харьков, 1996. -218 с.

112. Люкевич В.В. Преодолевая время. (А. Ахматова) // Трудные вопросы преподавания литературы в школе по новым программам. Конспекты уроков. Мичуринск: МГПИ, 1994. - С. 19-29.

113. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Роль эпитета в стихотворении А.Ахматовой «Слушая пение» // Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа.-М.: Просвещение, 1984.-С. 143-148.

114. Макагоненко Г.О. О сборнике А.Ахматовой «Нечет» // Вопросы литературы. 1986.-Ж 2.-С. 170-189.

115. Мандельштам О. Буря в натиск // Русское искусство. 1923. - № 1.-С. 80.

116. Мейлах М.Б. Об именах Ахматовой // Russian literature. -1975.-№ 10-11.-С.35

117. Мень А. Мир Библии. М.: АСТ-Пресс, 1990. - 584 с.

118. Мочульский Ю. Анна Ахматова // Лепта. 1994. - № 20. -С. 43-49.

119. Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле.». Лирика Анны Ахматовой. М.: Словари.ру, 2007. - 496 с.

120. Мыльников B.C. К вопросу о фольклорной традиции в творчестве А.С. Пушкина // Литература и фольклорная традиция: Тезисы докладов науч. конф. Волгоград: Перемена, 1993. - С. 21-23.

121. Найман А.Г. Рассказы о Анне Ахматовой. М.: Художественная литература, 1989. - 292 с.

122. Некрасова Е. Шедевр гражданской лирики («Мужество») // Русская речь. 1982. - № 1. - С. 43-47.

123. Николина Н.А. Образ Родины в поэзии А. Ахматовой // Русский язык в школе. 1989. - № 2. - С. 25-29.

124. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. -256 с.

125. Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма / Сост. М.М. Кралин.-Л.: Наука, 1990.-317 с.

126. Озеров Jl. Вехи творчества Анны Ахматовой // Русский язык в национальной школе. 1989. - № 5. - С. 26-34.

127. Озеров Л. Начала и концы: Творческая перекличка Анны Ахматовой и Александра Блока // Озеров Л.А. Начала и концы. — М.: Советская Россия, 1989. С. 69-91.

128. Озеров Л.А. Северная элегия // Озеров Л.А. Мастерство и волшебство. -М.: Советский писатель, 1976. С. 237-271.

129. Озеров Л. «. С неукротимой совестью своей.» //Правда. -1989.-23 июня.

130. Олизько Н.С. Типология интертекстуальных отношений // Интертекст в художественном и публицистическом дискурсе. -Магнитогорск, 2003. С. 59.

131. Ольшанская Е. «В сокровищнице памяти моей.» // Радуга. 1989. -№ 6.-С. 102-106.

132. Павловский А.И. Анна Ахматова. Очерк творчества. Л.: Советский писатель, 1982. - 264 с.

133. Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 213 с.

134. Парщиков А. Проект «Ахматова» // Новое литературное обозрение. 2006. - № 3. - С. 177-184.

135. Пахарева Т. «Я была тогда с моим народом» // Радуга. -1989.-№8.-С. 108-115.

136. Петербургские сны Анны Ахматовой / Сост., вступ. ст. и коммент. С.А. Коваленко. СПб.: Росток, 2004. - 368 с. - (Неизвестный XX век).

137. Петров В. Фонтанный дом // Наше наследие. 1988. - № 4. -С. 103-108.

138. Полякова Л.В. М. Горький об Ахматовой: перспектива оценки // Полякова Л.В. Теоретические и методологические аспектыистории русской литературы XX-XXI веков. Монография. — Тамбов: Пролетарский светоч, 2007. С.86-97.

139. Попова И.М. Интертекстуальность художественного творчества. Тамбов: ТГТУ, 1998. - 64 с.

140. Попова И.М. "Чужое слово" в творчестве Е.И. Замятина (Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский). Монография. Тамбов: ТГУ, 1997. - 160 с.

141. Потебня А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914. - 128 с.

142. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Наука, 1989. - 274 с.

143. Православие. Полная энциклопедия. СПб.: Весь, 2008.448 с.

144. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.-574 с.

145. Пьяных М. «Меня, как, реку, суровая эпоха повернула»: О поэзии А. Ахматовой второй половины 1930-х первой половины 1940-х гг. // Литературное обозрение. - 1989. - № 5. -С. 195-201.

146. Рецептер В. «Это для тебя на всю жизнь» (А. Ахматова и «шекспировский вопрос») // Вопросы литературы. 1987. - № 3. -С. 195-210.

147. Родословная Лурье / Собр. и сост. В. Гинзбургом. Киев, 1912.-204 с.

148. Ростовцева И. Между словом и молчанием. О современной поэзии. -М.: Советский писатель, 1989. С. 133-174.

149. Ростовцева И. «Реквием» А. Ахматовой. Опыт прочтения // Перспектива-89: Советская литература сегодня: сборник. М.: Наука, 1989.-С. 264-289.

150. Рубинчик О.Е. Оглянувшиеся (Анна Ахматова, Марк Шагал и Рахиль Баумволь) // Русская лтература. 2007. - № 3. - С. 215-223.

151. Руденко M.C. Религиозные мотивы в поэзии Ахматовой // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. - 1995. - № 4.- С. 66-77.

152. Симченко О.В. Тема памяти в творчестве А. Ахматовой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1985. - № 6. - С. 506518.

153. Слоним Е. «Библейские стихи» Анны Ахматовой // 1 • сентября, Литература. 1999. - № 38. - С. 15.

154. Слонимский А. Белая стая. Стихотворения Анны Ахматовой // Вестник Европы. 1917. - №9-12. - С. 403.

155. Смирнов И.П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака).- СПб.: Советский писатель, 1995. 184 с.

156. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2006. - 960 с.

157. Соловьев, Вл.С. Философия искусства и литературная критика.-М.: Слово, 1991.-375 с.

158. Сподарец Н.В. Жанровые особенности лирики А.А. Ахматовой 10-х годов // Вторые Ахматовские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Одесса, 1991. - С. 31-33.

159. Срезневская B.C. Дафнис и Хлоя // Звезда. 1989. - № 6. -С. 57-76.161. -Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Введение в курс.-М.: РГГУ, 2006.-208 с.

160. Тименчик Р. О «библейской тайнописи» у Ахматовой // Звезда. 1995. - №10. - С. 201-207.

161. Тименчик Р. После всего // Литературное обозрение. 1989. -№ 5.-С. 22-26.

162. Томашевская 3. Предисловие к поэме «Requiem» // Октябрь. 1987.-№3.-С. 130-135.

163. Торошин А.А. Произведение художественной литературы: основные аспекты анализа: Учебник. М.: Флинта-Наука, 2006. - 256 с.

164. Тропкина Н.Е. Символика времен года в творчестве Анны Ахматовой // Литература и фольклорная традиция: Тезисы докладов научной конференции. Волгоград, 1993. - С. 90-92.

165. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: Учебник. М.: Академия, 2006. - 332 с.

166. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX в. Самара: ООО Научно-Внедренческая фирма «Сенсоры, Модули, Системы», 1998. - 265 с.

167. Тюрин Ю. «Я научилась просто, мудро жить» // Москва. -1979.-№6.-С. 206-211.

168. Уваров М.С. А.А. Ахматовой в пространстве и времени Петербурга // Богословие. Философия. Словесность. СПб., 2000. -С. 255-272.

169. Угрюмова Т.С. К истокам жанра реквиема в отечественной музыке // Отечественная культура XX в. и духовная музыка. Ростов-н/Д: Феникс, 1990.-С. 135-137.

170. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М.: Агар, 2000. - 280 с.

171. Федоров Ф.П. «И только совесть с каждым днем страшней.» (О совести в художественном мире ранней А. Ахматовой) // Вторые Ахматовские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Одесса, 1991.-С. 100-105.

172. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. -398 с.

173. Ходасевич В. Война и поэзия // Даугава. 1992. - № 4. -С. 145-153.

174. Цивьян Т.В. Кассандра, Дидона, Федра. Античные героини -зеркала Ахматовой // Литературное обозрение 1989. - № 5. - С. 29-33.

175. Черкезова М.В. А.А. Ахматова. «Мужество» // Русский язык в национальной школе. 1989. - № 5. - С. 34-36.

176. Черников А.П. Анна Ахматова // Черников А.П. Серебряный век русской поэзии. Калуга: Гриф, 1998.-С. 351-371.

177. Черных В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. -М.: Художественная литература, 1996. Ч. I. 1889-1917. - 375 е.; 1998. -Ч. II. 1918-1934.-269 с.

178. Чулков Г. Анна Ахматова. «Вечер». Стихи // Жатва. 1912. -№3. - С. 275.

179. Шаадат Ш. Новые публикации по интертекстуальности // Новое литературное обозрение. 1995. - №12. - С. 337-345.

180. Шилов Л.А. Анна Ахматова. М.: Знание, 1989. - 126 с.

181. Щербинина О.Г. Не звукоподражание, а душепреображение // Русская речь. 1989. - № 3. - С. 37-40.

182. Эвентов И. Об Анне Ахматовой // Вопросы литературы. — 1987.-№3.-С. 176-194.

183. Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа. Пб., 1923.253 с.

184. Эткинд Е. Г. Бессмертие памяти. Поэма Анны Ахматовой «Реквием». М.: Просвещение, 1989. - 481 с.

185. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Порт-Рояль; М.: Совершенство, 1997. - 382 с.

186. Юнг К.-Г. Психология и поэтическое творчество // Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX века. М.: Наука, 1979.-С. 5-29.189. «Я зеркальным письмом пишу.» // Литературное обозрение. 1989. - № 5. - С. 202.1.I.

187. Афанасьева Н.А. Традиционные поэтические образы в лирике А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама: Дис. . канд. филол. наук. СПб., 2004,- 194 с.

188. Бронская Л.И. Концепция личности в раннем творчестве А. Ахматовой: Дис. . канд. филол. наук. Вологда, 1985. - 186 с.

189. Бурдина С.В. Поэмы А. Ахматовой: роль «вечных образов» культуры в формировании жанра: Дис. . д-ра филол. наук. М., 2003. -388 с.

190. Крутий С.М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов (О. Мандельштам и А. Ахматова): Дис. . канд. филол. наук. Магнитогорск, 2005. - 171 с.

191. Руденко М.С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии Анны Ахматовой): Дис. . канд. филол. наук.-М., 1995.- 187 с.

192. Тименчик Р. Художественные принципы предреволюционной поэзии А. Ахматовой: Автореф. дис. канд. филол. наук. Тарту, 1982. - 17 с.

193. Троцик О.А. Библейские мотивы в лирике А.Ахматовой: штертекстуальшсть как структурообразующий принцип: Автореф. дис. канд. филол. наук / Тавр. нац. ун-т им. В.И.Вернадського. С1мф., 2001. - 21 с. -укр.

194. Фоменко О.Е. Православно-христианские основы творчества Анны Ахматовой:): Дис. . канд. филол. наук. -Нерюнгри, 2000. 153 с.

195. Шевчук Ю.В. Трагическое в лирике А. Ахматовой: Дис. канд. филол. наук. Уфа, 2004. - 247 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.