Интуиция и ценностная ориентация в познании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Машенцев, Алексей Валентинович

  • Машенцев, Алексей Валентинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 197
Машенцев, Алексей Валентинович. Интуиция и ценностная ориентация в познании: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2003. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Машенцев, Алексей Валентинович

Введение.

Глава 1 Эвристическая интуиция.

1.1. Общая характеристика интуиции.

1.2. Интуиция как единство чувственного и абстрактного.!

Глава 2 Математическая интуиция.:

2.1. Взаимосвязь логики и интуиции.:

2.2. Аппроксимация и идеальные объекты.'

Глава 3 Аксиологическая интуиция.1(

3.1. Аксиологические характеристики интуиции.1<

3.2. Ценность - основной конституэнт аксиологической интуиции.Г

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интуиция и ценностная ориентация в познании»

1. Актуальность выбранной темы

В исследованиях, рассматривающих интуицию как источник познания, вне анализа осталось много существенных вопросов: вопрос о транссубъективности чувственных качеств, об отношении между реальным и идеальным бытием и вопрос о направленности интуиции на металогическое бытие. Отсутствие рассмотрения этих проблем связано с крайностями и односторонностью различных философских позиций (материализма, панпсихизма, эмпиризма и др.), приводящих к пониманию сознания и процессов познания как разделенных фундаментальными противопоставлениями: субъективное и объективное, имманентное и трансцендентное, рациональное и иррациональное, материальное и духовное и т.д. Анализ и предлагаемое решение указанных вопросов возможны на основе органического мировоззрения, преодолевающего крайности и односторонности многочисленных философских позиций во взгляде на сознание и процесс познания.

Многие исследователи не рассматривают теорию интуиции как всеобъемлющий и многосторонний философский синтез различных концепций интуиции и следствий проистекающих из них. Область исследования интуиции ограничивается каким-либо одним феноменальным проявлением интуиции. Такая сложившаяся в теоретических исследованиях интуиции ситуация не позволяет рассматривать интуицию во всех её феноменальных проявлениях, доступных философскому анализу: эвристическая, математическая, эстетическая, этическая, мистическая интуиция и т.д. Автор диссертации полагает, что решение этой проблемы возможно на основе дальнейшего развития концептуальных установок выдвинутых в теории русского идеал-реализма, которые не получили достаточную разработку в отечественных исследованиях по проблемам интуиции: обоснование процесса интуитивного познания как детерминированного идеальной ценностью.

От внимания исследователей часто ускользает и проблема онтологического анализа интуиции. Онтологический анализ предполагает определение предмета интуитивного постижения и направлен на выявление объективной составляющей интуиции. Гносеологический анализ связан с выявлением механизма интуиции, структуры интуитивного акта и связи интуиции с другими способами и формами познания. Без решения вопроса о гносеологическом статусе интуиции невозможно определить место и роль сознания в процессе познания. Актуальной задачей является систематизация и обобщение многообразных подходов в понимании феномена интуиции.

2. Краткий обзор литературы

Литературу, изученную в процессе работы над диссертацией, можно разделить на следующие группы.

1. К первой группе источников можно отнести "историческую" литературу философов прошлого: Платон, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр. Диссертанту также помогли в осмыслении некоторых историко-философских параллелей работы В.Ф. Асмуса, И.И. Лапшина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Романенко, В.П. Троицкого, Т.И. Хилла. В работах мыслителей прошлого сознание рассматривается как структурное, имеющее несколько одновременно осуществляющихся направлений своего развития. Опираясь на эту историко-философскую традицию, можно выделить три уровня, на которых происходит становление сознания и которые являются основой для возникновения различных видов интуиции: эмпирический, интеллектуальный и ценностный.

2. Литература, непосредственно посвященная проблемам интуитивного познания: работы Н.О. Лосского, С.Л. Франка. Ими же были разработаны основные принципы идеал-реализма (интуитивизма, мистического эмпиризма). Работы А. Бергсона и монографии зарубежных авторов, посвященных анализу его философии: JL Адольф (L. Adolphe), A.A. Даркауи (A.A. Darkaoui), Р.-М. Мосе-Бастид (R.-M. Mossé-Bastide).

Работы современных авторов: A.A. Атанова, В.Д. Бирюкова, Д.В. Бирюкова, В.П. Бранского, М. Бунге, В.Н. Дубровина, A.M. Емельяновой, A.A. Иви-на, В.Р. Ириной, A.C. Кармина, В.Г. Клирикова, В.Р. Когана, А.Ф. Кудряшова, А.Е. Кузнецова, A.A. Налчаджяна, A.A. Новикова, A.C. Новикова, A.A. Овча-рова, X. Перельмана, Л.Д. Погорлецкой, М.Р. Радовель, И.К. Родионовой, Е.П. Хайкина, В.Н. Хвостова, В.И. Хорева, В.А. Цапок, И.П. Чуевой, В.А. Яковлева.

Теоретическое содержание этой литературы определяет современное состояние исследуемой проблемы, а также научный уровень, с которого начинается диссертационное исследование.

3. Источники, в которых анализируется роль интуиции в математике. Это работы A.B. Бирюкова, Ж. Дьедонне, М.В. Козьяковой, Д. Майбуровой, С.М. Новикова, Н.И. Поливановой, А. Пуанкаре, А.Г. Рокаха, Л.Б. Султановой и работы М.И. Панова, К.Н. Суханова посвященные анализу интуиционистской математики (интуиционизма). Достаточно интересным является философский анализ математики в работах Э. Гуссерля, И. Канта, Б.Н. Чичерина, А. Шопенгауэра, Ф. Энгельса. Анализ математики, а также логической составляющей познавательного процесса с позиций идеал-реализма и философии Э. Гуссерля позволяет рассматривать очевидность (аподиктическую достоверность) как одну из основных характеристик интуиции.

4. Литература, в которой анализируется эстетическая и этическая интуиция представлена работами О.В. Артемьевой, Е.В. Алиевой, E.H. Бочкаревой, Д.Г. Дробницкого, Г.И. Иваненко, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Ф. Шеллинга, Ф. Делатр (F. Dellatre).

Анализ роли интуиции в этических и эстетических концепциях достаточно определенно указывает на аксиологическую составляющую интуиции. Научные выводы, сделанные в этических и эстетических концепциях, закрепляют и обосновывают роль ценностей в познании. Некоторые из концептуальных положений выдвинутых в этических и эстетических концепциях легли в основу понимания интуиции как связанной с идеальной ценностью.

5. При анализе интуиции необходимо учитывать психологические основания интуитивного процесса. Психология творчества анализируется в работах И.Я. Березной, Г.Н. Бершацкого, М. Вертгеймера, P.M. Грановской, JI. Дей, М. Микалко, P.M. Нагдяна, Е.А. Науменко, Я.А. Пономарева, Н.И. Поливановой, И.Н. Семенова, В.В. Тарасова, JI. Шульц.

Анализ литературы по психологии творчества показывает, что существование интуиции - это научный факт, и что феномен интуиции имеет много разнообразных форм своего проявления.

6. Автор диссертации опирался в основном на произведения В.П. Бран-ского, A.C. Кармина, А.Ф. Кудряшова, A.A. Овчарова, Е.П. Хайкина, Т.И. Хил-ла. Из истории отечественной философии диссертант отмечает концепцию интуиции, разработанную Н.О. Лосским и СЛ. Франком, которая оказала решающее влияние при выборе темы диссертационного исследования, а также философские идеи, составляющие основу интуитивного познания, высказываемые H.A. Бердяевым, И.А. Ильиным, А.Ф. Лосевым, В.Н. Лосским, B.C. Соловьевым, Б.Н. Чичериным, В.А. Шмаковым. Большую роль в осмыслении проблем интуитивного познания сыграли работы Аристотеля, Р. Декарта, Г. Гегеля, Э. Гуссерля.

3. Объект и предмет исследования

Объектом исследования являются феноменальные проявления интуиции.

Предметом исследования является содержание интуитивного познавательного акта.

4. Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является определение и последующее логико-философское осмысление интуиции.

Цель диссертационного исследования представлена двумя параллельно решаемыми задачами:

1. Задача определения и философского осмысления феномена интуиции как ценностно-познавательного процессуального акта, включенного в различные структурные уровни познавательной деятельности;

Для решения поставленной задачи необходимо:

- провести систематизацию теоретического материала и предложить критерии для его формальной классификации;

- проанализировать с различных философских позиций системное единство объективного, субъективного и ценностного в содержании интуитивного акта;

- провести синтез выявленных теоретических положений с философских позиций идеал-реализма;

2. Рассмотреть внутреннюю структуру интуитивного познавательного акта и определить смысловые детерминанты (конституэнты), обеспечивающие целостность интуитивного акта.

Для решения этой задачи необходимо:

- определить и проанализировать основные аспекты рассмотрения интуиции;

- установить и описать структуру интуитивного акта;

- рассмотреть взаимосвязь интуиции с логикой и математикой;

- определить гносеологический и онтологический статус аксиологического начала в познании вообще и для интуиции в частности.

5. Методы исследования

Специфика темы и задачи исследования предопределили выбор основных методологий: логический и исторический метод, аналитический и синтетический методы, системный поход.

Основным философским принципом, на основе которого используются указанные методологии, является позиция, отстаиваемая органическим мировоззрением. Практически все философские концепции можно разделить по отношению к миропониманию на две группы: органическое и неорганическое миропонимание. Если целое считается зависимым от своих элементов, или когда элементы рассматриваются как нечто самостоятельно существующее безотносительно к целому, такое мировоззрение называет неорганическим. Органическое понимание целого прямо противоположно неорганическому. Оно состоит в утверждении, что целое первоначальнее (в гносеологическом смысле) своих элементов, целое есть нечто основное, а элементы — производное. Органические теории в большинстве случаев принимают утверждения неорганических теорий и отвергают только их отрицания. Поэтому органическое мировоззрение оказывается более широким, чем неорганическое.

Методом исследования различных концепций интуиции является исторический метод. Выводы, полученные в результате исследования той или иной концепции интуитивного познания, как завершившейся ступени развития исследуемого объекта и знаний о нем, помогают понять состояние проблемы на современном этапе развития гносеологии и предвидеть основные контуры обозримого будущего в развитии исследуемой проблемы.

Выбор фактов, различных аспектов и их последующая группировка во многом зависит от научной квалификации исследователя, его субъективной приверженности определенным теориям, первоначально выбранной гипотезе. Исследователь, выявляя и оценивая факты, неизбежно пропускает их через свое индивидуальное сознание. Поэтому особенно важно не допустить искажения фактов и тем более игнорирования тех из них, которые ставят под сомнение предварительные умозаключения. Только на основе всестороннего и глубокого анализа фактов исследователь (философ-феноменолог) может раскрыть суть изучаемого явления, определяющие его закономерности.

Метод феноменологии - дескриптивный метод, метод описания. Но для гносеологической характеристики интуиции одного описания недостаточно.

Нужно не только описывать явление, но и проводить анализ и синтез выявленных в процессе описания характеристик (аспектов) интуитивного познания. Для этой цели и служит попытка всестороннего анализа (гносеологического) интуиции проводимого с различных гносеологических точек зрения (теорий интуитивного познания).

Аналитический метод предусматривает прежде всего научно обоснованное выявление основных элементов (аспектов) изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию (расслоение, разделение, структурирование) на отдельные стороны, этапы происходящих в нем изменений с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Для проведения успешного анализа необходимо соблюдать ряд принципов: единство онтологии и гносеологии, субъективного и объективного, рационального и иррационального, непосредственного и опосредствованного, имманентного и трансцендентного, целого и его частей, теоретического и практического, исторического и логического.

Предусматривается множественность уровней анализа, поскольку то, что на начальной его ступени может быть признано однородно неделимым элементом объекта изучения, на следующих ступенях (этапах) обнаруживает сложную структуру. Тем самым стимулируется продолжение и дальнейшее углубление познания объекта и поиск истины.

Применительно к исследованию интуиции системный подход предполагает изучение структуры элементов интуиции, присущих им взаимозависимостей (внутренних связей), а также, что особенно важно, выявление элементов, обеспечивающих целостность системы (интуитивного акта), т.е. являющихся системообразующими.

Нужно подчеркнуть, что степень обоснованности полученных выводов во многом зависит от знания общих закономерностей исследуемого объекта. А такое исследование не может быть полным без анализа всех эпистемологических установок, которыми обозначен объект в структуре философского познания.

6. Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается:

- в рассмотрении интуиции как специфической познавательной процедуры, придающей единство и целостность познавательному акту по всем направлениям: субъективном, объективном и ценностном;

- в выявлении зависимости результата познавательного акта от ценности: гносеологический статус любой интеллектуальной процедуры в структуре познавательной деятельности может быть повышен или понижен благодаря ценностной ориентации;

- из анализа взаимосвязи логики и интуиции (всякое суждение выводится путем перехода от общего к частному) сделан вывод о том, что в суждении всегда присутствует предположение всеобщности, т.е. непосредственного антецедента, являющего модусом ценности.

В отличие от отечественных работ в данной диссертации осуществлена попытка восстановления культурно-философской традиции в осмыслении оснований философского познания и сведение к некоторому единству, упорядоченности и иерархичности различных взглядов, теорий, описаний интуитивного процесса. В диссертации анализируются разнообразные описания интуиции и основные аспекты рассмотрения интуиции, что означает рассмотрение интуиции различными теориями познания, не ставящими под сомнение факта существования интуиции. Обращенность к различным теориям интуитивного познания связана с идеей объективного и максимально полного рассмотрения всех научных фактов изучаемого явления. Такой подход позволяет определить современное научное состояние исследуемой проблемы.

Многочисленные теории интуитивного познания можно классифицировать в три группы: эвристическая, математическая и аксиологическая теории, которые составляют теоретическую основу исследований феноменальных проявлений интуиции.

Рассмотрение феноменальных проявлений интуиции ограничено структурой познавательной деятельности. Под познавательной деятельностью понимается активность (актуальность сознания) познающего субъекта не только в процессе конструирования смысла, но и активное выражение смысла (своей ценностной ориентации) в форме действий (волевой актуализации ценности). Познание и деятельность субъекта не могут быть представлены одной плоскостью, одним тематически заданным объектом. Познавательная деятельность внутренне структурирована объектами (эмпирическими, идеальными и ценностными), что упорядочивает познавательный процесс, делая возможным гносеологическое "перемещение" субъекта познания от одного объекта к другому. Определены три уровня (гносеологических и онтологических) познавательной деятельности: эмпирическая действительность или эмпирический опыт — эвристическая интуиция (деятельность рассудка); идеальные объекты (область математики) - математическая интуиция (деятельность разума); идеальные ценности - аксиологическая интуиция (субстанциальный деятель, ценностная ориентация и волевая актуализация содержания усвоенной ценности).

Гипотезой исследования является следующая идея: основной конституэнт познавательного акта - это ценность. Ценность обеспечивает целостность интуитивного акта и является основным детерминантом любого познавательного процесса. Конституэнтами являются различные единства, а также цель, которая может иметь различные интерпретации. Но все другие, а также только возможные конституэнты познавательного акта, являются модусами идеальной ценности. Гносеологический и онтологический статус любого модуса имманентен актуальному и потенциальному содержанию соответствующей ему идеальной ценности.

Рассмотрено влияние предмета на сознание и как следствие на субъект познания, на его "гносеологический стереотип поведения". Проанализирован познавательный статус единства субъекта и объекта, онтологии и гносеологии, имманентного и трансцендентного.

Сознание и познавательная деятельность всегда структурно организована. Сознание на любом структурном уровне обладает смыслообразующей активностью: создает смыслы и их интерпретации, соотносит друг с другом различные смыслы и как завершение одного из этапов познавательного процесса пытается осуществить усвоенный смысл.

Структурные уровни познавательной деятельности находятся в диалектической связи и взаимозавистимости между собой. Переплетение разных уровней (классов объектов, рангов ценностей, методологий, различных отношений) порождает представление о господстве случайности и хаотичности в системе познавательной деятельности. Но внимательный и беспристрастный анализ обнаруживает в ней фундаментальные диалектические структурности: субъект и объект познания, субстанциальный деятель (волящий субъект познания), ценности, различные варианты диалектических единств: субъекта и объекта познания, онтологии и гносеологии, имманентного и трансцендентного, части и целого, сущности и явления. Все они определенным образом субординированы в составе познавательной деятельности. Структурное многообразие, системность является одновременно основой существования сознания и возможностью для познания.

К новым результатам можно отнести следующие теоретические положения:

1. Включение аксиологии в онто-гносеологический анализ создает предпосылку для всеобъемлющего синтеза различных аспектов интуиции в единое целое.

2. Различные единства бытия определенным образом субординированы и составляют иерархический порядок, каждый структурный уровень которого детерминирован соответствующим его онтологическому и гносеологическому статусу содержанием идеальной ценности, всегда имплицитно заданной для любого иерархического порядка, и эксплицитно выраженной различными достигаемыми на этом уровне конститутивными единствами, являющимися всегда модусами идеальной ценности.

3. Конститутивное единство реального бытия не достижимо без ценностной ориентации и волевой актуализации субъектом познания содержания усвоенной ценности. Любой даже самый простой познавательный акт требует волевых усилий.

4. Каждая формально-логическая определенность основывается на всеобщности, являющейся модусом ценности, всегда имплицитно заданной и познаваемой интуицией и имеющей более высокий онтологический и гносеологический статус, чем у следствий, проистекающих из утверждения формальнологической определенности.

5. Любые конститутивные гносеологические и онтологические единства, а также цель (целеполагание), снимающая противоположность между понятием и действительностью, субъективным и объективным, являются модусами идеальной ценности, выполняющей свою конститутивную и регулятивную функцию.

7. Научно-практическое значение диссертации

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в качестве основы для дальнейшего рассмотрения интуиции с позиций идеал-реализма, связи этой проблемы с национальными корнями русской философии.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в преподавании логики, истории философии, философии науки и в подготовке программ курсов охватывающих гносеологическую, онтологическую и аксиологическую проблематику.

8. Апробация работы

Основные идеи диссертации многократно обсуждались на теоретических семинарах кафедры философии Петербургского государственного университета путей сообщения, применялись в преподавании при проведении семинаров по философии со студентами. Часть полученных результатов была использована в публикациях автора: "Взаимодействие рассудка и единичного в технике", "Апофатическое богословие как бесконечная диалектика", "Вербальное выражение иррационального в философии Августина", "Проблемы взаимодействия информации и интеллекта", "Формализованное знание и трансцендентность", "Процедура интеллектуальных действий: управление и понимание".

9. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, основного списка литературы по теме диссертационного исследования (165 наименований) и дополнительного списка литературы, относящейся к теме диссертационного исследования косвенно (100 наименований), именного и предметного указателя. Общее число источников включает в себя 265 наименований, в том числе и на французском языке. Общий объем диссертации 197 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Машенцев, Алексей Валентинович

Выводы, сделанные на основе этического интуитивизма, эстетической концепции интуиции и идеал-реализма (Глава 3 § З.1.), позволяют утверждать: 1) первоначальное онтологическое и гносеологическое единство мира и познающего субъекта; 2) гносеологическую и онтологическую автономность субъекта познания, его свободной воли.

Автономность субъекта познания состоит в том, что он руководствуется не только правилами формальной логики и идеальными объектами чистой математики, но в деятельности субъекта играют роль и аксиологические принципы (должное, целевые установки, воля).

Автономность субъекта познания представлена как субстанциальный деятель, имеющий свободу воли. Гносеологическое "перемещение" субъекта познания по иерархической структуре познавательной деятельности всецело детерминировано содержанием идеальной ценности (Глава 3 § 3.2).

Философия всеединства, теория идеал-реализма утверждает не только единство различного, но и единство, в котором сохраняется всё. Истина есть всё и содержит в себе всё. В понятии истины заключается требование всё из неё вывести и объяснить. Разумность, смысл какого-нибудь факта состоит в его взаимоотношении со всем, в его единстве со всем, высшую степень которого составляет нравственный или аксиологический идеал. Ощущение может давать истинное знание, но само ощущение от этого не становится истинным, так как истина не есть только ощущение. Всё есть истина в своем единстве, или как единое. Имманентность всего всему является фундаментальным основанием субстанциональной напряженности интуитивного акта.

Само познаваемое в процессе познания не есть ни ощущение, ни понятие, а также не есть только их единство. Истинное содержание получается не только рациональным мышлением или эмпирическим опытом, практикой, а верой и идеальным созерцанием или интуицией. Полная истина достигается правильным синтезом элементов познания: мистический (аксиологическая интуиция), рациональное мышление (разум, математическая интуиция) и внешний опыт (рассудок, эвристическая интуиция). Для познания универсальных истин, идей необходима особенная форма мыслительной деятельности - интуиция.

Интуитивное познание получается тогда, когда достигается единство познавательного и волевого аспекта. Без интуитивной сопричастности с высшим началом любые проявления человеческой воли не только беспомощны, но и опасны.

Итогом диссертации можно считать следующие положения:

1. Основным методологическим принципом построения и дальнейшего развития теории интуитивного познания в теории идеал-реализма является единство онтологии и гносеологии, в основе которого лежит аксиология как учение о реальности ценностного Абсолюта.

Проведение гносеологического и онтологического анализа интуиции основывается на единстве онтологии и гносеологии. Единство онтологии и гносеологии является основным принципом философского анализа любой проблемы. Феномен интуиции настолько сложен, что практически трудно и невозможно следовать этому принципу. Сложность феномена интуиции показывает, с нашей точки зрения, что принципа единства онтологии и гносеологии недостаточно для анализа рассматриваемого явления.

Во-первых, существует много различных гносеологических и онтологических теорий, которые, в свою очередь, нуждаются в упорядочивании и систематизации. Во-вторых, нет гносеологической и онтологической определенности статуса единства онтологии и гносеологии, т.е. нет определенности в том, на каком структурном уровне познавательной деятельности достигается единство онтологии и гносеологии и какой уровень считать определяющим.

Решение указанных проблем возможно при понимании единства онтологии и гносеологии, основу которого составляет аксиология как учение о реальности ценностного Абсолюта. Аксиология упорядочивает структуру познавательной деятельности и, в месте с тем, различные гносеологии и онтологии и их единства, а также указывает на основной детерминант познавательной деятельности - это идеальная ценность, что, в итоге, позволяет рассматривать принцип единства онтологии и гносеологии, в основе которого лежит аксиология, основным принципом изучения феномена интуиции и дальнейшего теоретического и практического развития теории интуиции.

Включение аксиологии в онто-гносеологический анализ создает предпосылку для всеобъемлющего синтеза различных аспектов интуиции в единое целое.

2. Рассмотрение многочисленных аспектов интуиции дает основание определить интуицию как познавательно-волевой акт аксиологической направленности.

Такой синтез не исключает познавательной роли и значимости интуиции в создании нового знания и роли личности в интуитивном процессе.

Но, в месте с тем, такой синтез указывает, во-первых, на то, что любые единства, как и только возможные в отдаленной перспективе, определенным образом субординированы и составляют иерархический порядок, каждый структурный уровень которого детерминирован соответствующим его онтологическому и гносеологическому статусу содержанием идеальной ценности, всегда имплицитно заданной для любого иерархического порядка, и эксплицитно выраженной различными достигаемыми на этом уровне конститутивными единствами, являющимися всегда модусами идеальной ценности.

Во-вторых, такой синтез указывает на то, что любое конститутивное единство не достижимо без волевой актуализации субъектом познания содержания усвоенной ценности (ценностная ориентация). Любой даже самый простой познавательный акт требует волевых усилий.

3. Ценность является основным конституэнтом интуитивного акта.

В результате анализа взаимосвязи логического и интуитивного было установлено, что всякая формально-логическая определенность основывается на всеобщности, всегда имплицитно заданной и познаваемой интуицией и имеющей более высокий онтологический и гносеологический статус, чем у следствий, проистекающих из утверждения формально-логической определенности. Наличие в познавательном акте трансцендентно-имманентной всеобщности приводит нас к абсолютному началу (всеединству), являющемуся первопоряд-ковой природой и присутствующей в любом познавательном акте.

Любые конститутивные гносеологические и онтологические единства, а также цель (целеполагание), снимающая противоположность между понятием и действительностью, субъективным и объективным, являются модусами идеальной ценности, выполняющей свою конститутивную и регулятивную функцию. Регулятивная функция ценности репрезентирована нами как субстанциальный деятель, обладающий свободой воли и реализующий свою нормативную идею (цель). Конститутивная функция ценности всегда имплицитно указывает на единство возможного синтеза познаваемых частей исследуемого объекта и, как следствие, всегда придает целостность познавательному акту, которая достигается благодаря интуиции, редуцирующей в сознание аппроксимативный идеал, являющимся модусом идеальной ценности и всегда заданным, на основе которого и осуществляется этот согласующий синтез. Основу любого познавательного синтеза составляет ценность.

Ценность создает устойчивость бытия и является предельным инвариантом для любой бытийственной формы. Это составляет онтологический аспект ценности. С гносеологической точки зрения ценность отсылает нас, благодаря аппрезентации, к предельной форме любой интенциональности - это очевидность: пребывание познаваемого предмета в подлиннике в акте знания. Интуиция обнаруживает эту аподиктическую достоверность.

Рассмотрев онтологическую и гносеологическую составляющую ценности и её конститутивную и регулятивную функцию можно утверждать, что ценность является основным конституэнтом интуитивного акта.

Заключение

На примере рассмотрения концепции эвристической интуиции (Глава 1) были отмечены многочисленные трудности при проведении гносеологического и онтологического анализа феномена интуиции.

К этим трудностям (Глава 1 §1.1.) можно отнести проблему получения нового знания. Эта проблема состоит в том, что при помощи интуиции, вне всякого сомнения, можно получить новое знание, но механизм получения нового знания практически не удается раскрыть. Трудно так же показать преимущество интуиции перед логикой. Большинство исследователей только констатируют роль интуиции в познании, игнорируя анализ важных аспектов: роль личности, статус сознания и т.д. Нет ясности и в проведении классификации интуиции и её разнообразных и многочисленных интерпретаций. Не решена проблема самой методологии, в соответствии с которой можно достаточно успешно повести анализ феномена интуиции. Исследователи рассматривают интуицию в контексте гносеологии и онтологии, но такое исследование не выявляет специфику. Решить нестандартную задачу, каковой является анализ интуиции, стандартными и традиционными методами сложно и неперспективно. Необходимо предложить иные принципы, не отменяющие "старые", традиционные подходы, а дополняющие их. Только на основе всестороннего (органического) анализа феномена интуиции можно определить принципы, которые позволяют ответить на вопросы, не решенные прежними методологическими подходами.

Рассмотрение этических и эстетических концепций, а также принципов русского идеал-реализма ("всё имманентно всему" (всеединство), присутствие бытия в акте знания в подлиннике, учение о субстанциальном деятеле, гносеологическая координация и др.), позволяет проводить гносеологический и онтологический анализ и синтез выявленных аспектов интуиции с аксиологических позиций. Основу любого интуитивного процесса составляет ценность. Ценность следует рассматривать как бесконечную творческую форму, заключающую в самой себе всю полноту всякого содержания, и которая служит в месте с тем его источником. На основе ценности возникают многочисленные гносеологические и онтологические единства. Ценность есть имманентный конституэнт любого познавательного процесса. Ценность есть единство бытия и его значения. Любая гносеология и любая онтология выражает собой гносеологическую и онтологическую составляющую ценности, что позволяет рассматривать единство гносеологии и онтологии как единство, в основе которого лежит аксиология как учение о реальности ценностного Абсолюта.

Но такой вывод был бы преждевременным без анализа рассудочного понимания интуиции, которое представлено концепцией эвристической интуиции, а также без анализа взаимосвязи между интуицией и формальной логикой. Необходимо определить причины, по которым интуиция не может быть окончательно вытеснена из познания формально-логическим мышлением, эмпирическим опытом, практикой. Концепция эвристической интуиции (Глава 1 §1.2.), определяя интуицию как единсто чувственных и понятийных образов, игнорирует многоуровневую структуру познавательной деятельности, которая состоит из эмпирического, идеального и ценностного, а также не рассматривает основания, лежащие в основе различных форм конститутивных синтезов, например, основания целостности интуитивно-познавательного акта. Концепция эвристической интуиции проводит поверхностный анализ феномена интуиции. И всю проблематику, связанную с интуицией, относит к сфере подсознательного (до-сознательного).

Анализируя формальную логику (Глава 2 §2.1.), в частности, операцию индукции и дедукции, законы формальной логики, учение о суждении можно сделать вывод о первичности целого, представленного как всеединство, металогическое начало, как безусловный антецедент, по отношению к частному. Каждая формально-логическая мысль имеет безусловное предположение всеобщности, которое основывается на аподиктической достоверности. Проблемы, затрагиваемые критикой формально-логического вывода, получают своё дальнейшее обоснование в математике (Глава 2 § 2.2). Анализируя статус идеальных объектов чистой математики (числа, фигуры, аксиоматику) и объяснение

Ф. Энгельса, который придавал операции интегрирования и дифференцирования натуралистический (физико-химический) характер, проводя анализ роли в познании эмпирического опыта и практики, можно сделать о том, что математика и логика возникли не только как результат опыта и исторической практики людей, но и как результат работы интуиции. Этот вывод позволяет утверждать наличие иного уровня в структуре познавательной деятельности отличного от эмпирического. Это уровень чистых понятий и идеальных объектов, заключающих в себе единство априорного метода и эмпирии и являющихся единством чувственно-наглядного и абстрактно-понятийного.

На уровне идеальных объектов достигается единство опыта, благодаря интуиции, которая неполную индукцию эмпирического опыта, аппроксимативно достраивает до истинного дедуктивного обобщения на основе аппроксимативного идеала, всегда заданного и принадлежащего области идеальных объектов. Интуиция редуцирует в сознание аппроксимативный идеал, который всегда имплицитно задан, и который является модусом идеальной ценности. Поскольку математическая интуиция, как идеализирующая способность, с аподиктической очевидностью обнаруживает достоверность одной и той же идеальной объективности. Математика и логика игнорируют роль субъекта познания -ценностная ориентация личности и ее волевая актуализация, что указывает на возможность иной, более высокой (всеобщей) каузальности отношений. Предпринятый анализ принципов формальной логики и математики показывает ограниченность формально-логического способа познания, что с необходимостью требует от мышления признания наличия метасистемного или сверхсистемного начала, принимающего различные формы: эстетическую, религиозную, нравственную.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Машенцев, Алексей Валентинович, 2003 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. С-Пб., 1999.

2. Алиева Е.В. Критика современного буржуазного этического интуитивизма. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Баку, 1968.

3. Антюфеева М.А. Лосский И.О.: становление системы. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1994.

4. Аристотель. Вторая аналитика// Аналитика первая и вторая. Л., 1952.

5. Аристотель. Вторая аналитика// Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978.

6. Артемьева О.В. Рационалистический интуитивизм в английской моральной философии Нового времени. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1994.

7. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и в математике (очерк истории: XVII начало XX века). М.,1965.

8. Атанов A.A. Интуиция и её место в творчестве. Методологический аспект. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Иркутск, 1997.

9. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн., 1999.

10. Бердяев H.A. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики// Бердяев А.Н. О назначении человека. М., 1993.

11. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии// Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

12. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация// Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

13. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991.

14. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря// Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

15. Бердяев H.A. Я и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения// Бердяев А.Н. Философия свободного духа. М., 1994.

16. Бершацкий Г.Н., Семенов И.Н. Философия и психология интуиции в концепции творчества Я.А. Пономарева// Философия XX века: школы и концепции. С-Пб., 2000.

17. Бирюков В.Д. Место и роль интуиции в познавательно-планирующей деятельности военачальника. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1975.

18. Бирюков Д.В. Биосоциальная природа интуиции и её роль в предвидении. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1976.

19. Бочкарева E.H. Проблема выразительности эстетической формы в философии С. JI. Франка. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1997.

20. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.

21. Бранский В.П. Философское значение "проблемы наглядности" в современной физике. Л., 1962.

22. Бранский В.П., Никитин В.Е. Альтернатива "сциентизм-антисциентизм" и современная философия науки// Наука и альтернативные формы знания. Межвузовский сборник. С-Пб., 1995.

23. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

24. Вайчук Т.В. Философско-эпистемологические аспекты теории речевых актов. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000.

25. Вдовиченко В.Г. Проблема интуиции в марксистско-ленинской гносеологии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1987.

26. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

27. Виноградов В.Г. О книге М. Бунге "Интуиция и наука" // Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

28. Гайденко П.П. Иерархический персонализм Н.О. Лосского// Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

29. Гегель Г.В.Ф. Лекции о доказательстве бытия бога // Философия религии. В двух томах. Т. 2. М., 1977.

30. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. С-Пб., 1993.

31. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. С-Пб., 1994.

32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. С-Пб., 1994.

33. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. М., 1973.

34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. М., 1975.

35. Гегель. О сочинениях Гамана // Гегель. Работы разных лет. В двух томах. Т.1.М., 1972.

36. Гильманов С.А. Интуиция в профессиональной деятельности педагога. Ав-тореф. дисс. канд. филос. наук. Красноярск, 1990.

37. Гоготишвили Л.А. Коммуникативная версия исихазма // Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. М., 1994.

38. Горбачевский В.Ф. Место и роль интуиции в научном творчестве. Авто-реф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1970.

39. Горбачевский В.Ф. Творческая интуиция единство рационального и иррационального // Философия XX века: школы и концепции. С-Пб., 2000.

40. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

41. Губин В.Д. Проблема интеллектуальной интуиции в философии Эдмунда Гуссерля. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1969.

42. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Логические исследования. Картезианские размышления. Мн., М., 2000.

43. Гуссерль Э. Картезианские размышления // Логические исследования. Картезианские размышления. Мн., М., 2000.

44. Декарт Р. Первоначала философии// Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1,М., 1989.

45. Декарт Р. Правила для руководства ума// Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1,М., 1989.

46. Дробницкий О.Г. Критика интуитивистского направления в современной буржуазной этике. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1963.

47. Дубровин В.Н. Гносеологический и социологический аспекты проблемы интуиции. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1969.

48. Дьедонне Ж. А. Э. Абстракция и математическая интуиция// Математики о математике, М. 1982. http://www.philosophy.ru/library/math/diendonne.html.

49. Егоров А.Г. Логико-философский анализ целей и оснований аргументации. Дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 1999.

50. Егоров B.C. Рационализм и синергетизм. М., 1997.

51. Елизарова Г.П. Психологические особенности понимания сложного предложения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1975.

52. Емельянова Л.М. Роль интуиции в процессе познания мира: текст лекции. С-Пб., 1997.

53. Ермичев A.A. Реализм марксиствующего позитивизма// Философия реализма: Из истории русской мысли: Сб. статей. С-Пб., 1997.

54. Иваненко Г.И. Роль интуиции в формировании эстетического вкуса. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1978.

55. Ивин A.A. Основы теории аргументации. М., 1997.

56. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В двух томах. С-Пб., 1994.

57. Ирина В.Р., Новиков A.A. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. М., 1978.

58. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

59. Кармин A.C., Хайкин Е.П. Гносеологический анализ интуиции // Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973.

60. Кармин A.C., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971.

61. Клириков В.Г. Логико-гносеологический анализ интуиции как фактора научного творчества. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1983.

62. Коган В.Р. Гносеологическая роль интуиции в физическом познании мира. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1974.

63. Козьякова M.B. Место интуиции в математическом познании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1986.

64. Костеловский В,А. Изменение значения слов в процессе обучения и проблема понимания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1973.

65. Кудряшов А.Ф. Глава 10. Интуиция // Диалектика познания. Под ред. проф. Кармина A.C. Л., 1988.

66. Кудряшов А.Ф. Онтология. Методология. Негеоцентризм. С-Пб., 1993.

67. Кузнецов А.Е. Интуиция как философская проблема: гносеологический анализ. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Улан-Удэ, 1997.

68. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999.

69. Левицкий С.А. Н.О. Лосский // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

70. Левицкий С.А. Предисловие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

71. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. М., 1993.

72. Лосев А.Ф. Вещь и имя //Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. М., 1993.

73. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. М., 1994.

74. Лосев А.Ф. Самое самб //Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. М., 1994.

75. Лосский Н.О. Бог и мировое зло // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

76. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. С-Пб., 1994.

77. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание// Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.

78. Лосский Н.О. Идеал-реализм (Из книги "общедоступное введение в философию") // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

79. Лосский Н.О. Идея конкретности в русской философии. Вопросы философии. № 2. 1991.

80. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

81. Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

82. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

83. Лосский Н.О. Типы мировоззрений // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

84. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991.

85. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М., 1991.

86. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.,1994.

87. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.,1995.

88. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

89. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

90. Майбурова Д. Роль интуиции в математике. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1967.

91. Мень А.В. Сын человеческий. М., 1991.

92. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. М., 1972.

93. Науменко Е.А. Ориентиры интуитивности. Тюмень, 2000.

94. Никулин А.Г. Интуитивизм Н.О. Лосского и русская философия. Автореф. дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 1997.

95. Новиков A.C. Интуиция и её роль в научном познании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1968.

96. Овчаров A.A. Онтология социального бытия: идеал-реалистическая социально-философская концепция. Автореф. дисс. док. филос. наук. Новосибирск, 1999.

97. Овчаров A.A. Основы идеал-реалистической теории интуиции (Анализ интуитивизма Н.О. Лосского в контексте феноменологии и философии всеединства). Кемерово, 1999.

98. Олюшина М.В. Интуиция и дискурс (историческая типология и современное состояние). Дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 2003.

99. Панин Д.М. Теория густот: Опыт христианской философии конца XX века. М., 1993.

100. Панов М.И. Интуиция и логика в математике (гносеологический анализ интуиционизма). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1973.

101. Панов М.И. Методологические проблемы интуиционистской математики. Автореф. дисс. док. филос. наук. М., 1985.

102. Погорлецкая Л.Д. Интуиция и познавательный процесс. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1983.

103. Поливанова Н.И. Наглядно-интуитивные компоненты процесса решения задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1975.

104. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

105. Прокофьев Л.Е. Элементы мистического мировоззрения в современной науке и культуре. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.

106. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

107. Радовель М.Р. Анализ интуитивного в науке. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Киев, 1969.

108. Родионова И.К. Интуиция и её роль в познании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1966.

109. Роках А.Г. Логика и эвристика научно-технических решений. Учебное пособие. Саратов, 1991.

110. Романенко Ю.М. Число как символ в философском знании // Наука и альтернативные формы знания. Межвузовский сборник. С-Пб., 1995.

111. Рочев С.С. Трансдуктивная концепция творческого мышления. Автореф. дисс. док. филос. наук. Пермь, 2000.

112. Савельев В.А. Анализ структурных ошибок при решении мыслительных задач. Автореф. дисс. канд. психол. наук. JI., 1974.

113. Саптрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. Бишкек, 1992.

114. Свидерский В.И. О значении некоторых новых философских принципов для современного естествознания // Проблемы философии и методологии современного естествознания. М., 1973.

115. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал// Соловьев B.C. Философское начало цельного знания. Минск, 1999.

116. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия// Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990.

117. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания// Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. 2-е изд. Т. 2. М., 1990.

118. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье // Спиноза Б. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на-Дону, 1998.

119. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом // Спиноза Б. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на-Дону, 1998.

120. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Серия "Выдающиеся мыслители". Ростов-на-Дону, 1998.

121. Султанова JI. Б. Роль интуиции и неявного знания в формировании стиля математического мышления // Золотая философия. 2000. http: //philosophy. allru.net

122. Суханов К.Н. Комплексное историко-философское исследование гносеологии интуиционизма. Автореф. дисс. док. филос. наук. М., 1979.

123. Суханов К.Н. Критический очерк гносеологии интуиционизма. Челябинск, 1973.

124. Тарасов В.В. Гносеологическая роль языка в образовании понятий. Авто-реф. дисс. канд. псих. наук. Краснодар, 1999.

125. Титаренко А.И. Классическая этика Абсолюта (вместо предисловия)// Лос-ский Н.О. Условия абсолютного добра: основы этики; Характер русского народа. М., 1991.

126. Троицкий В.П. Осмысление чисел//Лосев А.Ф. Миф-Число-Сущность. М., 1994.

127. Филатов В.П. Жизнь и философская система Н.О. Лосского// Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

128. Филатов В.П. Примечания// Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

129. Флегонтова С.М. А.Ф. Лосев и М.И. Владиславлев: судьбы русского идеал-реализма// Философия XX века: школы и концепции. С-Пб., 2000.

130. Франк С.Л. Знание и вера// Русское мировоззрение. Сборник. С-Пб., 1996.

131. Франк С.Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания// Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. Минск, 2000.

132. Франк С.Л. Русская философия последних пятнадцати лет// Русское мировоззрение. Сборник. С-Пб., 1996.

133. Хайкин Е.П. Место и роль интуиции в научном познании. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1970.

134. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965.

135. Хорев В.И. Гносеологическая природа и механизм эвристической интуиции в научном познании. Автореф. дисс. док. филос. наук. Свердловск, 1981.

136. Хорев В.И. Роль интуиции в научном познании. Учебное пособие. Пермь, 1970.

137. Хребетова Ю.В. Гносеологическая природа логического знания. Автореф. дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 2000.

138. Цапок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Кишинев, 1974.

139. Черепнин М.С., Гришпун З.С., Луфт Э.Э. Методические разработки по теоретико-множественному воспитанию математической интуиции студентов втуза. Караганда, 1974.

140. Чёрненькая C.B. Философская герменевтика Г.Г. Шпета. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000.

141. Черников М.В. Рациональные основания религиозного чувства // Рациональное и иррациональное в современной философии. Часть 2. Материалы научно-теоретической конференции. Иваново, 19-20 мая 1999. Иваново,1999.

142. Чистякова Г.Д. Исследование понимания теста как функции его смысловой структуры. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1975.

143. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

144. Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. М.-Л., 1963.

145. Чуешов В.И. О природе аргументации в науке // Наука и альтернативные формы знания. Межвузовский сборник. С-Пб., 1995.

146. Чуманов Л.С. Гносеология и логика в философской системе Ивана Ивановича Лапшина. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000.

147. Шварц Г.М., Бохеска М. Дар интуиции. М., 1995.U

148. Шеллинг Ф.В.И. Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии умозрительной физики и о внутренней организации системы этойwнауки // Шеллинг В.Ф.И. Сочинения в двух томах. Том 1. М., 1987.U

149. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма// Шеллинг В.Ф.И. Сочинения в двух томах. Том 1. М., 1987.

150. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.

151. Шлиенкова Е.В. Проблема динамической целостности в проектной философии (гносеологический аспект). Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.,2000.

152. Шмаков Владимир. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. Киев, 1994.

153. Шмаков Владимир. Основы пневматологии. Киев, 1994.

154. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Философское исследование// О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. М., 1993.

155. Шорохов Е.В. Интуиция как особая творческая способность// Проблемы провинциальной художественной культуры. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. Курск, 1998.

156. Шустова А.М. Философско-религиозная антропология Ауробиндо Гхоша. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000.

157. Щербаков В.П. Трансцендентное в процедуре понимания у К. Ясперса и 3. Фрейда. Автореф. дисс. канд. филос. наук. С-Пб., 1999.

158. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах, М. Т. 5.

159. Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах, М. Т. 5.

160. Энгельс Ф. Диалектика природы. Статьи и главы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т., М., 1986. Т. 5.

161. Яковлев В.А. Проблема интуиции в структуре познавательной деятельности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1976.

162. Darkaoui А.А. Essai sur l'idée de pureté chez Bergson. Thèse principale pour le doctorat ès letteres présentée à la faculté des letteres & sciences humaines. Imp. de l'Université de Damas, 1963.

163. Delattre Floris. Ruskin et Bergson. De l'intuition esthétique à l'intuition métaphysique. Oxford, 1947.

164. Mossé-Bastide Rose-Marie. Bergson et Plotin. Thèse pour le Doctorat ès Lettres présentée à la Faculté des Lettres et Sciences Humaines de l'Université de Paris. Paris, 1959.

165. Perelman Chaïm. Exposé introductif// Philosophie et méthode. Actes du colloque de Bruxelles. Edité par les soins de Ch. Perelman. Bruxelles, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.