Интуиция как философско-антропологическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Камалова, Ольга Николаевна

  • Камалова, Ольга Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 141
Камалова, Ольга Николаевна. Интуиция как философско-антропологическая проблема: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2005. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Камалова, Ольга Николаевна

Введение.

Глава 1. Человек, его сущность и интуиция в идеях классического рационализма.

§1. Сущность человека и феномен «интеллектуальной интуиции» в философии XVII в.

§2. Феномен интуиции в контексте антропологических идей немецкой классической философии.

§3. Иррациональный «ответ» в понимании сущности человека, ценность интуиции в философии А. Шопенгауэра.

Глава 2. Феномен интуиции в гносеологических и антропологических концепциях XX века.

§ 1. Проблема человека и интуиция в философии А.Бергсона.

§2. Интуиция человека. От феноменологии к экзистенциализму.

§3. «Живое знание» в контексте антропологических идей C.JI. Франка.

Глава 3. Ценность эмоционального сознания и проблема интуиции в индивидуальном бытии личности.

§1. Проблема эмоций в свете современной антропологии и психологии.

§2. Интуиция как экзистенциально-личностное знание.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интуиция как философско-антропологическая проблема»

Актуальность темы исследования.

Интуиция или непосредственное знание является объектом теоретико-познавательного осмысления уже в некоторых древнейших философских учениях и исследования ее проходят через всю историю философии. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. Число авторов и мнений относительно природы этого феномена стремительно возрастает.

Каждое философское обращение к феномену интуиции имеет свои исторические особенности. Не является исключением и 20 век. В современных философских дискурсах отмечается отход от классического рационализма, ориентированного в основном на научное знание. Внимание обращается к антропологическим основам познания. Существенно трансформируются традиционное представление о субъекте познания, о специфике субъект-объектных отношений, о процессе познания в целом. Открытое новых горизонтов и измерений человека способствовало переосмыслению -и расширению границ знания, актуализации исследований не фиксируемых ранее 'компонентов и уровней познавательной активности; неявных, дорефлективных мыслительных структур. В современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция. При этом, очевидно, что традиционно гносеологическая проблематизация данного феномена не отменяет значимость и антропологического его анализа со стороны выявления оснований, уходящих вглубь человеческой природы. Нам представляется, что указанный исследовательский подход, включающий в себя и конкретно-научные данные о человеке, будет способствовать выявлению не исследованных ранее аспектов понимания интуиции,* как в истории философии, так и в современных научных дискурсах.

Степень разработанности проблемы.

В европейской философской традиции представления об интуиции восходят к учениям Платона и Аристотеля, присутствуют в христианской патристике и теологии, в неоплатонизме эпохи Ренессанса, учениях Декарта, Спинозы, Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля, а в нашем столетии - Бергсона, Гуссерля, Шелера, Хайдеггера и других. Большое внимание феномену интуиции отведено в наследии русской философской школы, в работах Киреевского И.В., Франка СЛ., Лосского Н.О., Ильина И.А., Бердяева Н.А.

В последние десятилетия в отечественной печати было опубликовано много новых материалов по данной теме (Асмус В.Ф.,'Дубровин В.Н., Егоров А.В., Кармин B.C., Ирина В.Р., Новиков А.А., Родионова И.К.,Грановская P.M. и др.) Широкое распространение в современной отечественной философии получило представление об интуиции как специфической форме познавательного процесса, характеризующейся непосредственностью, внезапностью, новизной. В большинстве работ интуитивистская проблематика разрабатывается на материале научного творчества. Интуицию определяют как способность формирования наглядных представлений объектов непосредственным наблюдением (В.П.Бронский), трактуют ее как способ внезапного достижения нового знания путем своеобразного «перескакивания» этапов строгого логического рассуждения при неосознаваемости самого механизма вывода (И.К. Родионова, И.К.Михайлова, В.Д.Бирюков), форму познания, выражающуюся в специфическом сочетании чувственного (образного) и логического (П.В. Копнин, В.Р.Ирина, А.А. Новиков, А.С.Кармин). Некоторые работы посвящены исследованию феномена интуиции в художественном творчестве (Левчук Л.Т., Никифоров В.И., Ермохин А.А. и др.). Для проведения диссертационного исследования большое значение имеют труды Ростовской философской школы: Дубровина В.Н., Матяш Т.П., Режабека Е.Я., работы по философии науки Кохановского В.П., Несмеянова Е.Е., Минасян Л.А., Лешкевич Т.Г. и др.

Существенный вклад в разработку проблемы интуиции на современном этапе внесли отечественные психологи и физиологи: Выготский JI.C., Рубинштейн C.JT., Узнадзе Д.Н., Теплов Б.М., Леонтьев А.Н., Тихомиров O.K., Симонов П.В., Бассин Ф.В., Лук А.Н. и др. В современной когнитивной психологии, ориентированной на изучение индивидуального процесса мышления, исследуются механизмы возникновения интуитивного знания. Признанным аспектом осмысления феномена выступает взаимосвязь интуиции и бессознательного. «Отражение побочного продукта действия - и есть то зерно, из которого вырастает интуиция» (Пономарев А.Я.) Некоторые психологи обращают внимание на роль эмоций в формировании интуитивного знания (Симонов П.В., Налчаджян А.А., Морозов И.М.).

Настоящее исследование, предпринятое автором, проводится с учетом существующих конкретных подходов и обобщений по проблеме интуиции.

Цели и задачи исследования

Основной целью исследования является рассмотрение феномена интуиции, выявление ее многомерности в контексте антропологических идей о сущности человека.

Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:

1. Выявить предпосылки актуализации интуитивной проблематики в 17 веке. Показать влияние антропологических представлений о сущности человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени (на примере концепции Декарта).

2. Выявить антропологические основания трансформации интуитивной проблематики в иррациональной новоевропейской философии (на примере концепций Шопенгауэра и Бергсона);

3. Рассмотреть учения об интуиции А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М. Шелера, М.Хайдеггера, C.JI. Франка. Выделить инвариантное в осмыслении проблемы.

4. Типологизировать основные исторические варианты решения проблемы интуиции.

5. Проанализировать эмоциональный аспект интуиции (на материале современной антропологии и психологии).

Объектом диссертационного исследования являются теории интуиции," сложившиеся в классической и неклассической философских традициях. Определение такого объекта исследования дает возможность выявить общую динамику трансформации интуитивистской проблематики в истории философии и обозначить статус проблемы в современном философском дискурсе.

Предметом исследования выступает интуиция в аспекте ее субъективно-личностных характеристик.

Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются диалектические принципы объективности и всесторонности рассмотрения. Одним из основных методов, используемых в диссертации, является сравнительно-исторический метод, предполагающий возможность реконструирования проблемы интуиции и представлений о человеке, сложившиеся в различные исторические периоды. В работе используются возможности междисциплинарного синтеза, то есть результатов исследования феномена в конкретных науках о человеке, широко применяется метод сравнительного анализа, метод структурного анализа, а так же общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, аналогии, моделирования. Для решения поставленных задач сочетание вышеуказанных методов представляется необходимым.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные положения и выводы диссертации могут служить теоретическим материалом для дальнейших исследований по проблеме интуиции. Практическая значимость диссертации определяется возможностью включить полученные результаты * в материалы лекционных и семинарских занятий философской антропологии, истории философии, психологии. Полученные выводы могут быть также использованы при разработке учебных и научно-методических пособий.

Основная гипотеза исследования.

Теоретико-познавательной гипотезой является то, что, несмотря на ярко выраженную гносеологическую составляющую проблемы интуиции, рассмотрение этого феномена как экзистенциально-личностного знания предполагает обращение к эмоциональной сфере сознания, к проблеме бытия в целом. Тем самым открывается возможность комплексного понимания интуиции в структуре философского знания.

Научная новизна исследования. Выявлены социокультурные и антропологические основания актуализации интуитивной проблематики в 17 в. Показано, что понимание природы и специфики интеллектуальной интуиции в философии Нового времени тесно связано с классическим определением человека как мыслящего существа.

- Установлено влияние антропологических идей о сущности человека, оформленных в «философии жизни», на трансформацию интуитивной проблематики в современной философии.

Проанализированы интуитивные и антропологические идеи А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггер'а, С.Л. Франка. Выявлены общие черты, характеризующие интуитивную проблематику 20 в. в целом.

- Обозначены основные исторические варианты интуитивного знания. Наряду с общепризнанными: чувственной и интеллектуальной интуицией, в философии вычленяется интуиция-переживание как особый, не сводимый к предметным формам познания, интегративный вид знания.

Проанализированы антропологические основания неоднозначного понимания эмоций в истории философии, установлено значение эмоционального фактора в реальном мыслительном процессе психологический аспект). Выдвинута гипотеза, согласно которой эмоциональная активация является важной составляющей интуитивного познания.

Основные положения, выносимые на защиту.

В результате стремительного развития наук в 16-17 в.в., меняется не только представление о мире, но и самом человеке. Ориентированная на «очищенную» от всякого субъективизма и чувственности, математическую „ «модель» познания, философия Нового времени утвердила разумность и логичность собственно человеческими качествами, определяющими сущность человека. В философии Декарта интуиция понимается как высшая форма разумности. Признаки интуитивного знания - очевидность, ясность, простота. Предельную самоочевидность Декарт находит в положении «Я мыслю». Тем самым открывается путь к рациональному истолкованию человека, к закреплению антропологической проблематики, включая интуицию, в гносеологической плоскости.

В противовес сциентистской направленности классической философии, «философия жизни» обращается к внутреннему опыту, переживанию. В рассмотрение вводятся более широкие и глубокие уровни сознания. Дорефлективное сознание не является ясным и отчетливым, но оно непосредственно связано с жизнью, волей, влечениями, поэтому определяет сознание в его разумно-логической форме. В «философии жизни» в корне меняются антропологические представления о родовой сущности человека, осуществляется постановка проблемы интуиции в нетрадиционном ключе.

В новоевропейской философии пересматриваются представления о специфике и природе интуитивного знания. -В философии А.Шопенгауэра, А.Бергсона, М.Шелера, М.Хайдеггера, С.Л.Франка интуиция выступает как широкий и динамический тип обобщения, особая форма целостного, глубинного знания, превосходящего по своей значимости возможности логического,-дискурсивного мышления. Не будучи обусловленной лишь особенностями субъекта, на уровне индивидуального сознания интуитивное знание осознается как глубоко личностное.

Основными, гносеологически признанными вариантами интуиции являются интеллектуальная и чувственная интуиция. В настоящем исследовании, проведенном в контексте антропологических идей, выявлено, что наряду с указанными формами существует вид опыта, в гносеологическом аспекте раскрывающийся как мыслящее переживание. Незаслуженное «забвение» этого типа интуиции или сведение его лишь к осознанному перцептивному опыту, объясняется доминированием рационально-сциентистской линии в истории европейской философии.

То, что проблема эмоций не получила должного освещения вплоть до 20 века, является результатом определенного (в целом негативного) отношения к этой проблеме в истории философии. По мнению современных авторов, эмоции являются онтологической и гносеологической основой человека, выступают внутренней стороной, гранью мышления. Особенно велико значение эмоций на стадии формирования невербализованных смыслов. Включение эмоционального фактора в реальный мыслительный процесс меняет и отношение к проблеме интуиции в современной антропологии и психологии. Как субъективно-личностное явление, интуиция имеет свои генетические корни в эмоциональной сфере.

Апробация работы.

Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора и выступлениях на научной конференции аспирантов и соискателей СКНЦВШ (г. Ростов н/Д, 2002-2003г.г.) и итоговой научной конференции молодых ученых РостГМУ (г. Ростов н/Д, 2005 г.). Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры философии и культурологии Ростовского государственного педагогического университета и на заседании отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы (г. Ростов н/Д, 2005 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Камалова, Ольга Николаевна

Заключение.

В завершении нашего исследования, было бы уместным еще раз выделить основные выводы. Рассмотрению вопроса становления философских представлений об интуиции в истории • философии посвящены 1 и 2 главы диссертации. В результате анализа ряда концепций интуиции, которые сложились в европейской философии в 17-20 в.в., выявлены различные подходы в понимании феномена, зависимость их от мировоззренческих, социально-культурных и иных приоритетов. Обращает на себя внимание, что огромный интерес к проблеме интуиции, многочисленные усилия западных философов, направленные на разработку этой темы и сам характер, разработанных ими концепций обусловлен теми представлениями о сущности человека, которые доминировали в философии и культуре. Учитывая конкретный «контекст», в котором ставилась и обсуждалась проблема интуиции, мы выделили две, наиболее заметные, хотя и неоднородные линии исследований феномена. Одна из этих линий отчетливо просматривается уже'"в рационалистической философии 17 века, с самого начала ориентированной на теоретико-познавательное отношение к миру. Эта установка распространилась и на представления о структуре сознания. Приоритет был отдан мышлению, тогда как прочие присущие человеку способности (эмоциональные, эстетические, волевые, мистические.) стали рассматриваться как несущественные, или же, как искажающие истинное познание. Само познание понималось, как беспрестрастное научное/исследование. В рационализме Р.Декарта интуиция признается высшей способностью интеллекта, обеспечивающей получение всеобщего и необходимого знания и гарантирующей его достоверность. И.Кант, отрицая сущностное постижение мира и человека, отрицал и способность человека к интеллектуальному созерцанию. В его философии интуиция - чувственна. Но отрицаемая в качестве особого, самостоятельного пути познания, интеллектуальная интуиция, под именем' способности воображения, выступает в его системе необходимым условием возможности познания вообще. Послекантовская рационалистическая философия, преодолев агностицизм и устранив противопоставление чувственности и рассудка, вновь утвердила интеллектуальность всякого созерцания, в том числе и чувственно-предметного, а вместе с тем и уверенность в способность человека достичь полного познания мира. Если в свете современных данных экспериментально доказана опосредствованность самых элементарных форм чувственного восприятия, то уверенность в возможность исчерпывающего познания реальности «сильно поколеблена. Но, несмотря на существенное преобразование картины человеческого знания и способов его получения, в XX веке традиционно-классическая линия в* понимании интуиции, как созерцательной способности разума, обнаруживается в феноменологии Э.Гуссерля. Философ выделяет чувственную и категориальную интуицию. Последняя объявляется им фундаментом философского познания. Суть категориального созерцания заключается, по Гуссерлю, в «идеировании» умом смысла, эйдоса воспринимаемого предмета. Как и у Декарта, критерием истинности усмотрения выступает у Гуссерля, очевидность. «При этом, - пишет К.А.Свасьян, - Гуссерль отрицает сведение очевидности к некоему чувству очевидности и подчеркивает ее строго категориальный характер» (127, с.76).

Другая линия исследований интуиции, в которой- и постановка проблемы, и специфика ее решения, отличается от предыдущей, так же имеет некоторую традицию. Она восходит к тем определениям интуиции, которые встречаются в работах Августина, Паскаля, Якоби, романтиков. В качестве ведущей эта линия утвердилась в эпоху неклассической философии: в интуитивизме и философской антропологии, экзистенциализме, сосредоточившихся на тех сторонах процесса познания, мимо которых проходила классическая философия. Проблема интуиции получает здесь новое «звучание». В философии Бергсона, Шелера, Франка, Хайдеггера и др. под интуицией понимается не просто интеллектуальное видение, а целостный духовный, когнитивно-эмоциональный акт, личностное знание, в котором эмоциональный момент не только рассматривается как сопутствующий формированию знания, но и входящий в его состав. Интерес к эмоциональному сознанию, который имплицитно обозначился во многих философских концепциях интуиции XX века, побудил нас провести дополнительные исследования эмоций. Основываясь на научных данных, преимущественно отечественной психологии, нами было выяснено следующее:

- Эмоций и их оттенков бесчисленное множество. Они обладают различной степенью осознанности (ясности), интенсивностью, различной длительностью, значимостью для субъекта, и. т. д;

- Несмотря на то, что некоторые «элементарные» эмоции свойственны и животным, большинство человеческих переживаний социально обусловлены, следовательно, являются специфическими для человека. Такие эмоциональные состояния называют часто «высшими эмоциями» или чувствами;

- Если в рационалистической философии, вплоть до XX века, познавательное значение эмоций (в виду их субъективности), отрицалось, то представители уже экспериментальной науки приходят . к выводу о значении эмоций в осуществлении процесса мышления. Выделяют побудительную, регулятивную, оценочную, эвристическую и др. познавательные функции эмоций. Современные экспериментальные данные когнитивной психологии позволяют утверждать, что сближение (а не отождествление) понятий интуиции и чувства, засвидетельствованное как в философских концепциях, так и в отдельных высказываниях ученых, имеют под собой реальные основания. И хотя эмоциональная сфера в аспекте интуитивных характеристик сегодня малоизученна, нам представляется перспективным дальнейшее изучение этого вопроса.

В результате проведенного исследования установлены следующие основные трактовки интуиции: 1. Интуиция или непосредственное знание, получаемое с опорой на органы чувств — чувственное созерцание. Интуиция в этом значении близка обыденному восприятию, что, впрочем, отмечается довольно часто в справочно-энциклопедической литературе. 2. Интуиция как интеллектуальное созерцание. Человек, пишет Асмус В.Ф., конечно, ничего не «видит», не «созерцает» в прямом смысле слова. «Выражение «интеллектуальная интуиция» содержит мысль о том, что в составе постижений ума имеются истины, которые ум признает не на основе доказательства, а просто усмотрением мысленного в них содержания» (2, с.5). Наряду с «гносеологически признанными»: чувственной и интеллектуальной интуицией, существует еще одно значение интуиции. Интуиция этого типа не получила должного освещения в философии. Сами теории, утверждающие иррациональную природу феномена, до недавних пор рассматривались как ненаучные и заслуживающие строгого осуждения. Конечно, абсолютизация интуиции и попытка представить.- ее как единственно достоверную форму познания, перед которой рефлектирующее мышление теряет все свои права (например, в концепции Бергсона), заслуживает критики, но вместе с тем, рационалистическая критика интуитивизма сама не избежала односторонности, страдая от недостатка конструктивности. Рациональный подход заключается не в том, чтобы с порога отбрасывать иррациональные теории интуиции, а в том, чтобы выявить в них позитивные моменты. В основе иррациональной трактовки интуиции лежит не только критика понятийного мышления, но и поворот к отдельному человеку, его уникальности, индивидуальности. В интуитивизме, философской антропологии, экзистенциализме эмоциональность выступает как внутренний момент самого разума, его ускользающая грань. Интуиция рассматривается как широкий тип обобщения, особая форм целостного знания, превосходящего по своей значимости и ценности возможности логического мышления. Можно предположить, что интуиция-переживание, как в генетическом, так и в логическом плане предшествует интеллектуально-теоретической интуиции. Обозначенная антитеза закрепилась в литературе в таких терминах как «чувствование» и «видение».

Сознавая сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы и не претендуя на исчерпывающее ее решение, в настоящем исследовании мы попытались рассмотреть феномен интуиции не только в традиционно гносеологическом, но и в более широком, антропологическом контексте, что позволило обратить внимание на. . неисследованные стороны феномена интуиции и наметить некоторые из возможных путей более глубокого его изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Камалова, Ольга Николаевна, 2005 год

1. Августин А. Исповедь. М., 1992.

2. Автономова Н.С. Рассудок. Разум, рациональность. М., 1988.

3. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965.

4. Антология мировой философии. В 4-х т.т., М., 1965.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

6. Ахутин А.В. У истоков теоретического мышления // Вопросы философии. 1963, №1.

7. Бакрадзе К.С.Избранные философские труды. Тбилиси., 1981.

8. Бассин Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы философии, 1973 №6.

9. Бароян О Талант исследователя // Литературная газета, 1967, № 10. Ю.Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.

10. П.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск., 1999.

11. Бергсон А. Философская интуиция // Новые идеи в философии. СПб., 1912, т.1.

12. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

13. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

14. Боно Эд. Рождение новой идеи. М.,1976.• 16.Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. М., 1966.

15. Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. //Вопросы философии, 1975, №10.18.Бур М. Фихте. М., 1963.

16. Бур М., Ирлиц Г. Притязание разума. М., 1978.

17. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

18. Васильев И.К., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980.

19. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1974, т.2.

20. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

21. Виндельбанд В. История новой философии. СПб., 1908,т.2.

22. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.

23. Выготский JI.C. О двух направлениях в понимании эмоций в зарубежной психологии в начале XX века // Вопросы философии. 1968, №2.

24. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

25. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.

26. Гайм Р. Романтическая школа. М., 1891.

27. Гегел'ь Г.В.Ф. Сочинения. Т.З // Энциклопедия философских наук. Философия духа. М., 1956.

28. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000.

29. Гельдерлин Фр. Сочинения М., 1969.

30. Глазман М.С. Научное и художественное творчество. М., 1973.

31. Грановская P.M. Интуиция и искусственный интеллект. JL, 199L.;

32. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.

33. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск., 1923.

34. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

35. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978.

36. Гуссёрль Э. Философия как строгая наука. М., 1911.

37. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.

38. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

39. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм, Спиноза. М., 2000.43 .Джеймс У. Эмоции // Психология. М., 1922.

40. Дубровин В.Н. Гносеологический и социологический аспекты проблемы интуиции. Автореф. дис.канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1969.

41. Дубровский Д.И. О диалектических взаимосвязях категорий знания и незнания. // Философские науки. 1985, №3.

42. Егоров А.В. К вопросу о природе интуиции // Актуальные вопросы диалектического материализма. М., 1973.

43. Ермохин А.А. Творческая интуиция в исполнительском искусстве (философско-эстетический аспект). Автреф. дис. канд. филос. наук. М., 2000.

44. Илиади А.Н. Практическая природа человеческого познания. М., 1962.

45. Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка. //Вопросы философии, 1977, №6.

46. Ильин И. Путь к очевидности. М., 1993.

47. Иностранная литература. 1962, №7.

48. Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.

49. Ирина В.А., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М., 1978.

50. История философии. Запад-Россия-Восток. В 4-х т.т., М., 1999.

51. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1983.

52. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.,

53. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

54. Каринский М. Критический обзор последнего периода германской философии. М., 1873.

55. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971.

56. Карр Г.У. Философия Бергсона в популярном изложении. М., 1913.

57. Кедров Б.М. О теории научных открытий.// Научное творчество. М., 1969.

58. Киреевский И.В. Избранные статьи. М.,1984.

59. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.

60. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Тула., 2000.

61. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века. М. 1970.

62. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970/

63. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1990.

64. Лапшин И. Философия изобретения и изобретение в философии. М., 1999.

65. Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000

66. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.,1930.

67. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.

68. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

70. Лешкевич Т.Г. Философия. Ростов н/Д., 1997.

71. Логика, наука и искусство. М., 1992.

72. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2-х т.т., т.1, М., 1960.

73. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.,1892.

74. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. Пб Учитель, 1922.

75. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.83;Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.

76. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество // Философские науки. 1981, №5.

77. Льюис Д. История философии. Т. 2, СПб 1892.

78. Любутин К.Н. Критика современной философской антропологии М. 1970.

79. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1999.

80. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М., 1991.

81. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов н/Д., 1988.

82. Микешина Л.А. Неявное знание как феномен сознания // Теория познания. М., 1991, т.2.91.Мир философии. М., 1991.

83. Морозов И.М. Природа интуиции. Минск., 1990.

84. Мудрагей Н.С. Рациональное, иррациональное. Историко-теоретический очерк. М., 1972.

85. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского поиска. М., 1972.

86. Налчаджян А. А. Некоторые психологические и философские проблемы интуиции. М., 1972.

87. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.

88. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. М., 1976.

89. Немецкая романтическая повесть, т.2, М., -:

90. Несмеянов Е.Е. Феноменалистический стиль политического мышления: методологический анализ и конкретно-политические реалии. Автореф. дис.док.филос. наук. Ростов н/Д., 1993.

91. Никифоров В.И. О роли интуиции в художественном творчестве. Автореф. дис. канд. филос. наук. М. 1972.

92. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики. М., 1976.

93. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1997.

94. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М., 1992.

95. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Изр. филос труды. М., 1969.

96. Платон Соб. соч. в 4-х т.т. М., 1993, т.2.

97. Подорога В.А. Фундаментальная антропология М.Хайдеггера //Буржуазная философская антропология 20 в. М., 1986.

98. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М., 1985.

99. Полетика И. Современные направления философии. М., 1878.

100. Пономарев А .Я. Психика и интуиция. М., 1967.

101. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск., 1999.

102. Прист С. Теории сознания. С., 2000.

103. Проблема философии в западной философии. М., 1988.

104. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

105. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1982. '•115. Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

106. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней-М., 1997, в 4-х т.т.

107. Режабек Е.Я. Мифомышление. М., 2003.

108. Резвых П.П. Бытие, сущность и существование в поздней онтологии Шеллинга // Вопросы философии, 1996,№1.

109. Рибо Т. Психология чувств. СПб. 1896.

110. Родионова И.К. О природе интуиции. // Проблема отражения и современная наука. М., 1967.

111. Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества//Художественное творчество. М., 1982.

112. Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1968.

113. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.

114. Рудаков .A.M. Чувственность как метафизическая истина бытия. Автореф. дис. канд. филос. наук. Уфа., 2000.

115. Сафонов Б.В., Дорогова JI.H. Мир человека. М.,1975.

116. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. М., 2000.

117. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Ереван., 1987.

118. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1996.

119. Симонов П.В. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. М., 1980.

120. Скворцов JI.B. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М.", 1989.

121. Славин B.C. Проблема возникновения нового знания. М., 1976.

122. Спиноза Б Сочинения. Избр. произведения. М., 1957, т. 1.

123. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., 2002.

124. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

125. Тихомиров O.K. Эмоции в функции эвристик // Психологические исследования, вып.1. М., 1969.

126. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

127. Тодоров Ц. Теория символа. М., 1999.

128. Традиции и новаторство // Вопросы литературы. 1963 № 1.

129. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

130. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия. // Вопросы философии. 1998, №4.

131. Фейенберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

132. Фихте И.Г. Избранные сочинения. М., 1916, т.1.

133. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. М. 2000.

134. Франк С.JI. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии //Соч., М., 1990.

135. Фром Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

136. Фурманова О.В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе. // Вопросы философии. 1984, №7.

137. Хазиев В.И. Роса истины. Уфа., 1998.148. f Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. (. .

138. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

139. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962.

140. Цапок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе. Автореф. дис.канд. филос. наук. М. 1973.

141. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970.

142. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Избранные произведения. М., 1994.

143. Шелер М. Положение человека в космосе. //Проблема человека в западной философии. М., 1988.

144. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т.т. М., 1987.

145. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М., 1999.

146. Шилер Ф. Шилер к Кернеру //Собр. соч. М., 1957.

147. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М., 1971.

148. Шлейермахер Фр. Речи о религии к образованным людям, ее признающих. М., 1911.

149. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск., 1998.

150. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

151. Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

152. Юркевич П.Д. Философские произведения М., 1990.

153. Яковлев Е.Г. Проблема художественного творчества. М., 1972.

154. Янсон В.Н. Психофизиология функциональной ассиметрии мозга человека. М., 1982.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.