Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая: Династия Северной Вэй - 386-534 гг. н.э. Комплекс Юньган тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Чжао Синьсинь

  • Чжао Синьсинь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 158
Чжао Синьсинь. Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая: Династия Северной Вэй - 386-534 гг. н.э. Комплекс Юньган: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжао Синьсинь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Историческое и художественное значение буддийских храмовых комплексов

1.1. Связь художественно-образных и исторических процессов династии Вэй

1.2. Характеристика художественных особенностей основных пещер Китая: Дуньхуан, Майцзишань, Лунмэн, Юньган

1.3. Художественно-историческое своеобразие каменных пещер Юньган

ГЛАВА II. Скульптура в организации пространства пещерного комплекса Юньган

2.1. Виды пластических мотивов и фактур пещеры Юньган

2.2. Технология и образ создания скульптур

2.3. Скульптура в художественной организации храмового пространства

ГЛАВА III. Цвет: символ и образ в храмах Юнгана

3.1 Цвет в китайском искусстве: символическое

и художественное значение

3.2. Цвет в скульптуре и архитектуре Юньгана

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АЛЬБОМ ПРИЛОЖЕНИЙ (Т. 2)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство буддийских каменных пещер Северного Китая: Династия Северной Вэй - 386-534 гг. н.э. Комплекс Юньган»

ВВЕДЕНИЕ

Китай - одна из древнейших мировых цивилизаций, насчитывающая более 5 тысяч лет. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о богатейшем культурном наследии страны. Классическим в китайской науке стало представление, о том, что раннее заселение территории Китая произошло более полутора (полагают 1,7) миллионов лет назад юаньмоуским человеком и примерно 800 тыс. лет ■ назад - ланътянъским человеком. Примерно к периоду 700 тыс. лет назад относятсуществование пекинского синантропа. В местах обитания первых носителей ранней культуры открыты остатки орудий каменного века, по которым судят о жизни в древнейшие времена. В XXI в. до н.э. Китай вступает в рабовладельческую стадию развития, а в 221 г. до н. э. стадию феодального строя, когда император Цинь Ши-Хуанди создал государство Цинь, объединив под своим управлением шесть небольших стран. Созданную на основе новой земледельческой базы империю, он укрепил денежной системой, единой письменностью, эталонами мер веса и длины, унифицированием оружия, строительством Великой стены, единой сетью казенных дорог. Всё последующие китайские династии стремились к централизованной власти и использовали нововведения Циня Ши-Хуанди. Блестящей страницей искусства этого времени является подземный мавзолей императора огромных размеров, занимающий площадь в 8 км2 внутри 225 км похоронного участка. Терракотовое 7000 войско Цинь Ши-Хуанди охраняет императорскую усыпальницу с востока - направления, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань. В наши дни, когда мировая культура достигла значительных высот, достижения Древнего Китая и его искусство продолжают вызывать восхищение. На этом фоне страница скульптуры являет высочайший уровень пластических искусств, в которых ученые отмечают уникальность образных решений.

Пластическая сила отвечает определенным технологическим усовершенствованиям, но в то же время специфика каждого образа уникальна. Необходимо также сказать, что пластическое искусство вобрало в себя высокое мастерство древнекитайских мастеров по бронзовому литью, производству керамики, архитектуре. Так 1У-У1 вв. в пенриод создания гигантских скальных храмов, наземных каменных сооружений, получили развитие многообразные виды скульптуры и живописи. В Китае раннефеодальной эпохи складываются оригинальные по своим масштабам и формам типы культовых архитектурных сооружений, исходящие во многом из традиций древнекитайского зодчества, но по-новому осмысленные. Наземными каменными и кирпичными сооружениями являются пагоды, получившие в дальнейшем в Китае широкое распространение и прошедшие весьма сложный путь развития. Пагоды близки по своему назначению индийским ступам и представляют своего рода мемориальные памятники, которые вначале строились рядом с храмами в честь легендарных деяний Будды, а впоследствии в честь знаменитых паломников и других достойных увековечивания лиц. Общим для ранних китайских и индийских культовых сооружений такого типа, помимо отдельных заимствованных Китаем деталей, можно назвать предпочтение к тяжёлой каменной массе, разделённой на ярусы в верхней части сооружения, мягкой кривизне линий силуэта, особой пластической выразительности нарастающих кверху архитектурных форм. Пришедшая из Индии архитектурная идея слилась здесь с древней китайской традицией сооружения многоэтажных башен, для которых характерны простые и строгие линии силуэта, ясно выраженная архитектоника. Стоит отметить, что основные отличия китайских пагод от индийских культовых сооружений проявляются преимущественно в чёткости ярусного членения, геометрической

правильности объёмов, а также в отсутствии пышной скульптурной орнаментации и сложности архитектурных форм. Примером ранней из постройки является пагода Сунюэсы, выстроенная в 523 г. на священной горе Суншань в провинции Хэнань. Сорокаметровая башня, сложенная из лёссовой глины и облицованная кирпичом, высится на двенадцатигранном основании, в свою очередь разделённом на две части: гладкий гранёный массивный постамент и отделённую от него верхнюю часть - карниз, украшенный пилястрами, нишами, арками и скульптурами. Над цокольным этажом поднимается состоящая из пятнадцати плавно сужающихся кверху ярусов верхняя часть, производящая впечатление ступенчатой крыши. Самый верхний ярус увенчан символическим изображением индийской ступы. Монументальное здание пагоды, выстроенное по обычаю на высокой горе, было рассчитано на обозрение с далёкого расстояния. Издали его строгий, очень ясный и мягкий силуэт и вытянутые пропорции производят законченное, гармоничное впечатление. В архитектуре Сунюэсы органическое сплетение черт, идущих от местной и индийской традиции, привело к сложению качественно нового архитектурного типа. Логичный и строгий линейный ритм геометрических форм, характерный для башенного зодчества ханьского времени, обогатился гибкой и пластичной трактовкой архитектурной массы, близкой к скульптурному решению объёмов в индийских храмах, и чисто индийской орнаментикой в виде изогнутых вокруг окон рельефных арок.

Сходные процессы искусства мы наблюдаем в скульптуре и внутреннем строе храмовых пещерных комплексов.

К VI в. буддизм в Китае обрел мощь идейной силы. По всей стране построены монастыри (особенно крупные монастырские комплексы были на севере, где были возведены гигантские статуи Будд и бодхисаттв пещерные комплексы Юньган и Лунмынь), в которых жили

многочисленные монахи императоров. Таким образом, буддизм постепенно завершал свою интеграцию в китайское общество [Торчинов 2007,18].

Обращение к теме исследования связано с тем огромным значением духовной культуры, которая во все времена была основой существования Китая. Особенность религиозного опыта в Китае обусловлена высокой терпимостью между религиями. Среди религий Китая важное значение имели буддизм, христианство и Дао. Однако объединяющей духовной силой для Китая Вэйского времени стал буддизм. Особенность буддизма в Китае, в отличие от его индийского ваианта, связывают со смягчением основных положений, ввиду важности конфуцианских принципов сяо, больше соответствовавших традиционным китайским идеалам, представлениям и нормам взаимоотношений в обществе. В Китае возник и чань-буддизм (яп. - дзэн) - одно из ярких явлений с точки зрения связи интеллектуального и чувственного в человеке, пользующееся привлекательностью во всем мире. Интересные изменения произошли в буддизме в связи с деятельностью Дао-аня - китайского патриарха буддизма, основавшего монастырь в Сяньяне. Он ввёл для китайских буддийских монахов фамильный знак Ши - из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья) и основал культ Будды грядущего - Майтрея (Милэфо), с приходом которого осуществится всеобщее благоденствие.

К середине II в. с буддизмом в Китае знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения, совершенные императором Хуань-Ди в 165 г. Будде. Упрочению буддизма способствовала династия Северной Вэй (кит. ЬШ, пиньинь Bei Wei, 386-534, которая известна также как Тоба Вэй или Юань Вэй (тиШ), со столицей Датун.

Династии принадлежит объединение Северного Китая в V в. Она • покровительствовала искусствам. Многие произведения этого периода

сохранились до наших дней. Блестящим примером являются каменные пещеры Китая, созданные в период правления династии китайских императоров Северной Вэй, правящих в 386-534 гг. н.э. Так в пещерах Юньгана обнаружены 51000 скульптурных изображений Будд. Считается, что династия происходит из рода Тоба, относившегося к некитайскому племени сяньби. В процессе упрочения рода Тоба как части китайской культуры он сменил родовое имя на Юань. В конце правления династии произошёл внутренний раскол, приведший к разделению империи на Западную Вэй и Восточную Вэй. Тем не менее, пещеры продолжали строиться, и это длилось до XVI в., до момента, когда Китай освободился от монгольского (хуннского) господства. Со времени династии Мин начался новый очень сложный и противоречивый период.

В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия». Однако до настоящего времени храмы Юньгана не исследованы как художественно-историческое явление. Это необходимо сделать, поскольку все остальные пещерные храмовые комплексы, в разной мере испытали ее влияние.

Буддийская скульптура в Китае существует в ряду других духовных явлений и форм: конфуцианских, даосистских, исламских, христианских (католических и протестантских). Ведущая роль религий определялась в зависимости от политических настроений правящих кругов и объединительных возможностей конфессий. Храмовые пещеры в Китае строились в Ш-ХУ1 вв., и хотя в целом строительство по причинам политическим было неравномерным, они являются яркой страницей искусства Китая с двухтысячелетней историей буддизма. Буддизм исповедают в настоящее время по разным данным до 300 млн. жителей Китая, в их составе примерно 1 млн. монахов и монахинь. Буддизм стал

проникать в Китай на рубеже нашей эры, хотя есть сведения о более раннем появлении буддийских проповедников и купцов, приходивших в Китай по Великому шелковому пути из центральноазиатских государств и Индии. Нюансами китайского буддизма явились некоторые местные основания. Так, характерное для индийского варианта восприятие жизни как страдания в китайском варианте оказалось связанным с конфуцианскими нормами этики. Исследователи отмечают, что и философия Дао с ее мировоззренческой подоплекой близка буддизму и в определенной мере способствовала укоренению буддизма на китайской земле. Политически, буддизм в Китае способствовал решению объединительных задач, как и в Индии, где он стал официальной религией с III в. до н.э. при Ашоке Маурье, использовавшим религию как условие преодоления племенной раздробленности. Божеством в виде человека Будда изображается с I в. н.э. и на его скульптурный образ заметное влияние оказало позднеэллинистическое искусство. Это проявилось в придании гуманистических черт образу. При некоторой условности скульптурных масс хорошо просматривается любование телесным совершенством, в образах преобладают черты мягкости, кротости, смериия внутреннего ликования. Вместе с тем, художников вэйского времени не интересовал ещё конкретный человеческий образ. Человек был для них неким символом, образом идеальной гармонии физических и духовных качеств божества. В вэйской скульптуре ещё отсутствовал интерес к личности, индивидуальности человека, а также к его телесной чувственной красоте, а сами физические качества, то есть красота лица, изящество позы и жестов, использовались художником лишь для передачи определённого внутреннего состояния самоуглубления; тело же, скрытое под тяжёлыми складками одежд, передавалось условно-схематически.

Буддизм пришёл в Китай из Индии в 1 в. н.э., укоренился в китайской культуре и стал самой популярной в стране религией. Понятие «буддизм» возникло в XIX в. в европейской науке. Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Закон, Учение) или Буддхадхармой и проецируют на более длительную историю (примерно в 2500 лет) [Максимов 2008, 53]. Распространение буддизма происходило одновременно в нескольких областях: религиозно-мировоззренческой сфере, искусстве, воспитании. Весь комплекс идей буддизма представлен в искусстве и особенно его вершине - храмовой среде, ядром которой являются пещерные храмы.

Актуальность темы. Особенностью китайского искусства является отсутствие в нем стилевых этапов; периоды его развития обусловлены доминированием художественных вкусов правящей династии. Это касается и особенностей художественного синтеза пещеры Юньган, что обусловлено мал отменяющимися каноническими требованиями. Вместе с тем, духовные ценности, пропагандировавшиеся династией Вэй, сделавшей буддизм духовной основой своего доминирования, иллюстрировали заключенные в буддизме идеи стабильности, удивительно тонко и проникновенно расцвеченные традиционными воззрениями Китая. Этот мировоззренческий план и то, что до настоящего времени пещерные храмы горы Юньган с точки зрения искусствоведения не были предметом специального анализа, объясняет актуальность настоящей работы. И несмотря на то, что искусство каменных пещер в период буддизма изучалось учеными разных стран как историческое явление, тем не менее, данный пещерный комплекс достоин более пристального внимания по ряду нескольких весьма важных причин.

Искусство храмового комплекса Юньган ассоциируется с четко определенной идеей нравственности, мира, стабильности, дружбы и

связано с религиозным буддийским сознанием, которое соединяет в себе элементы философии, духовной практики, основ поведения, взаимоотношения поколений, имеющих значение для формирования мировоззрения, и в пластическом многообразии храмовых образов фиксирует в общеконфессиональных идеях категории единого плана культуры. В определенной мере данный контекст объясняет стояние буддизма в ряду с мировыми религиями. Для больших мировоззренческих явлений характерна большая пластическая система, и ее китайский вариант нуждается в изучении.

Кроме того, данное искусство как предмет изучения является сегодня актуальным с точки зрения проблемы китайского традиционного искусства как национальной полноты образов. Своеобразие пещер Юньгана заключается в особенностях скульптурной пластики статуй Будды, в размерно-пластических основаниях и разнообразии художественных кодов скульптурной формы: объемной, рельефной, орнаментальной, раскрашенной, данной в многообразии тематических, жанровых характеристик как важнейшего монументально-декоративного компонента художественной среды.

И, наконец, духовная основа буддизма определяет принципы и закономерности искусства, проявляющиеся в особенностях скальной интерьерной архитектуры, монументальной скульптуры, пластического рельефа, методов живописи, формирующих высокий стиль художественного образа, который семиотически определен правилами возведения духовных сооружений, а онтологически - интересом к образу Будды и обширностью его художественно-образной трактовки, отражающей духовную суть общественного устройства и государственной системы.

Искусство гротов пришло вместе с буддизмом из Индии после широкого распространения его во 2-м в. н.э. В Китае искусство быстро развивалось со П-го по 1У-й вв. Гроты выбивались в скалах повсеместно, но особенно много таких; каменных гротов было построено в Северном Китае. Они являются настоящими сокровищами буддийского искусства в Китае.

Формирование собственно китайской буддийской традиции является ярким в истории китайской культуры примером межкультурного взаимодействия до наступления Нового времени и начала интенсивных контактов Китая и Запада. Кроме того, китайский буддизм, ставший, по существу, своеобразным продуктом синтеза китайской и индийской культур распространился из Китая по всем странам Дальнего Востока (Корея, Япония, Вьетнам) [Торчинов 2007, 3]. Буддизм в первых веках нашей эры обусловил формы иконографической системы и сюжетов с тягой их к монументальным формам в архитектуре и скульптуре, породил стремление к созданию грандиозных синтетических комплексов, способствовал появлению на китайской почве образов буддийских божеств. В результате в искусстве Китая периода раннего средневековья (IV - VI вв.) возникла и особая трактовка и ряд новых тем и образов. Буддизм способствовал возникновению и развитию новых типов культурных сооружений и их национальных вариантов - каменных пещер, башен-пагод и деревянных наземных храмов со скульптурами. Особым художественным феноменом в Китае являются скальные монастыри и храмы, которые высекались по типу индийских в толще подходящих для этого скал.

Научная новизна работы. В китайских источниках в целом освещены проблемы сюжетного строя статуй Будды, описано расположение росписей в разных пещерах, проведена фактографическая работа по фрагментам их

заполнения (см., например, Ли Хэнчэн 2006; Синь Чанцин 2007). Однако до настоящего времени и в Китае, и в России, и в мировой практике искусствоведения скульптурные каменные пещеры Юньган не обеспечены специальными искусствоведческим исследованиями и детальным изучением с точки зрения их составляющих структур. Объясняется это, в частности, несовпадением категорий российского и европейского искусствоведения с научным характером китайской науки. Поэтому одним из научных оснований является искусствоведческий анализ явления и введение в исследовательский оборот искусствознания материалов по пещере Юньган. В данном исследовании впервые рассматривается художественно-образный строй скальных храмов Юньган с точки зрения целостности художественного явления, понятий искусства на основе его системного рассмотрения. Пещера Юньган впервые рассматривается с позиций системного искусствоведческого анализа, предполагающего подход к предмету изучения с точки зрения связи доктринальных правил с технологией изготовления скульптур, материалом, из которого они сделаны, их ролью в создании пластического своеобразия архитектурного сакрального интерьера и многообразия художественного воплощения образа Будды. Также впервые в истории искусствоведения одним из предметов исследования является характер синтеза различных жанров и видов художественной формы в пещерах Юньган. В результате исследования создается система классификации художественно-образных структур и их взаимодействия на основе художественного синтеза.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является изучение храмового комплекса как художественно-исторического феномена, раскрывающего глубокий духовный потенциал художественной традиции Китая и имеющего исторически обусловленные тенденции важные для современной научной и образовательной международной практики.

Раскрытие художественных закономерностей скульптур в связи с духовными и институциональными причинами позволяют поставить " следующие задачи:

1. рассмотреть особенности каменных пещер Китая в их связи с культурными и историческими сдвигами в стране, зависимость искусства от изменений, происходящих в буддизме указанного времени;

2. рассмотреть предпосылки содержания каменных пещер в их связи с исторически трактованным религиозно-философским содержанием буддийской культуры;

3. раскрыть построение интерьерного пространства каменных пещер через постулаты буддизма - символику, основные положения буддийского учения, связанные с каноном буддизма и сюжетно-этнографическими и иконографическими темами;

4. оценить целостность пространственно-образной структуры Юньган и закономерности построения интерьеров пещер в исторической преемственности ранних, средних и поздних этапов строительства;

5. определить своеобразие пластических мотивов образа Будды в пещерах Юньган и их художественное своеобразие;

6. определить художественно-технологические принципы создания скульптурных тем, выявить особенности жанровой композиции и декоративной пластики скульптур, а также особенности воплощения образы Будды;

7. выявить символическое и художественное значение цвета, его ' функции в скульптуре пещер Китая и, в частности, в скульптуре и архитектуре пещеры Юньган.

Объектом исследования является интерьерное искусство каменных пещер Китая периода правления династии Северной Вэй (386-534 гг. н.э.).

Предмет изучения - художественно-образные связи искусства и классификационные параметры особенностей произведений каменных пещер Китая в их скульптурном, монументально-декоративном, а также цветовом выражении.

Границы исследования. Временные рамки определяются правлением династии Северной Вэй (386-534). Морфологически храмовое искусство относится к пространственным искусствам^ в которых пластика интерьера пещерного храма может быть определена внутренними структурами: монументальная скульптура, рельеф, орнаментально-пластические композиции и как дополнение скульптурной формы - раскраска и роспись. Тематическая природа оформления связана с жанрами, основанными на философско-религиозном мировоззрении буддизма и событиях из жизни Будды. В образах отражены черты местных традиций, связанных с правлением императоров.

Методы исследования: художественно-исторический - основывается на систематизации и анализе исторического материала, связанного с укоренением философско-религиозных воззрений буддизма в Китае, с отражением их в иконографии образов каменной пещеры Юньгана, и предполагает раскрытие этапов создания пещер как художественного феномена; семиотический анализ, который обуславливает связь символа и искусства на материале художественной традиции Китая; формально-стилистический анализ, предполагающий использование комплексного подхода к изучению материала - анализ материала с точки зрения художественного содержания отдельных явлений искусства, их становления, эволюции и взаимодействия.

Источники исследования. Источниками являются материалы, собранные автором в процессе работы над темой, а также литература, тематически связанная с исследуемыми вопросами. Автором обследованы

пещеры храмовой горы Юньган и ряд других комплексов. Исследование проводилось в течение 2008 - 2011 гг. Всего обследовано 23 сохранившиеся пещеры, собрано более 1500 илл., преимущественно выполненных автором. Работ, посвященных собственно интересующей нас теме, не очень много. Из источников, повествующих о пещерах, можно отметить материалы экспедиций академика С.Ф. Ольденбурга (1914-1915), пополнившие собрание Эрмитажа рядом ценных памятников скульптуры и живописи вэйского и тайского периодов. В Англии есть документы по пещере Дуньхуан, поскольку еще в 1907 г. А. Стейном были вывезены художественные памятники и древние манускрипты, которые хранятся в Британском музее. В 1953 году в Лондоне вышла книга французского ученого Анри Масперо по материалам А. Стейна. На русском языке практически нет работ, посвященных именно данной проблеме, кроме некоторых фрагментов, например, работы Жэнь Лань Синь «Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства» (2008), которая на материалах коллекции Эрмитажа рассматривает росписи гротов Дуньхуан. Несколькими годами ранее сходную тему рассмотрел Цзинь Мэй «Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан (618-907 гг.)» (2004). Материал по пещерам Юньгана имеется во Всеобщей истории искусств (т. 2, кн. 2, 1961). Справочный характер носит издание «Музеи и достопримечательности Китая» (Вяткин Р.В., 1962). Идея влияния античного искусства на буддийскую скульптуру представлена в работе «Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа» (Муриан И.Ф., 2005). Нам были интересны также материалы II-III в. по искусству буддийской скульптуры в кушанских владениях в Старом Термезе, некоторых городищах по Амударье в работе «Очерки искусства Средней Азии» (Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. М., 1982). Особенностям буддийского искусства в истории художественной культуры древней Индии

посвящена работа «Искусство Гандхары» (Пугаченкова Г.А., М., 1982). Материал по архитектуре, скульптуре, живопи Индии, начиная со времени правления Ашоки - царя династии Маурьев в 3 в. до н.э., приводится в книге Искусство Индии (Тюляев С.И. 1988, Б1Уи - 4 - 8 главы). Бесценным историческим источником о строительстве Юньгана являются записи в книге «Вэйшу шилаочжи», где сохранились сведения о строителях и некоторых правилах формирования пещер и статуй Будд в горе Ужоу. Таким образом, можно отметить, что аспекты искусствоведения в работах исследователей, посвященных данной проблеме, в широте и систематике задач настоящей работы не представлены.

Практическая ценность исследования заключается во введении систематизированных материалов в круг доступных объектов художественной культуры и возможности определения места и достоверности искусства буддизма в художественной истории Китая; использования результатов и выводов диссертации в педагогической и практической художественной деятельности в учебных заведениях как в Китае, так и в других странах. Выводы диссертации могут быть использованы в научных, учебных и исторических пособиях, предназначенных для художественных факультетов высших и средних учебных заведений, а также для специалистов искусствоведов, культурологов, педагогов, философов. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в отрасли туризма.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) впервые уникальность и высокая художественно-историческая ценность Юньгана представлена совокупностью форм, обусловленных вехами исторического развития Китая - в храмовом пространстве находит отражение пластический феномен китайского искусства, соединивший привнесенные и традиционные черты, которые были заложены в

скульптуре и архитектуре еще до нашей эры, но могут рассматриваться как формы эстетических представлений и мировоззрения эпохи Вэй;

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжао Синьсинь, 2012 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ и источников

Литература на китайском языке

1. Буддийская архитектура. - Пекин, КНР: Китайское архитектурнное промышленное издательство, 2010.-198 с.

2. Ван Вэньцзюань. Ритмы туши и живописи: Эстетика исследования цвета китайской живописи. - Пекин, КНР: Китайское переводное издательство, 2006. - 404 с.

3. Ван Сяоянь, Фан Сюебинь, Лян Вэй. Декоративнное искусство.

- Хэфэй, КНР: Издательство Хэфэйский промышленного университета, ' 2010.-95 с.

4. Ву Даои. Декоративное искусство. - Хэфэй, КНР: Аньхойское художественное издательство, 2010. - 82 с.

5. Ву Ляньюн. Китайский народный орнамент. - Шанхай, КНР: Шанхай Юаньдун, 2009. - 270 с.

6. Гао Ян. Китайская традиционная декоративная архитектура. -Тяньцзинь, КНР: Издательство литературы и искусства «Байхуа». 2009. -277 с.

7. Дун Юйсян. Ганьсу: прекрасные каменные пещеры Шёлкового пути. - Пекин, КНР: Издательство иностранного языка, 2006. - 244с.

8. История искусства Китая. - Пекин: Изд-во китайского вышего образования, 2001.

9. Ли Хэнчэн. Каменная пещера Юньган и период правления династии Северной Вэй Провинции Шаньси. - КНР: Научно-техническое издательство Шаньси, 2006. -136 с.

10. Ло Чжэвэнь. Известные китайские каменные пещеры. - Пекин, КНР: Издательство литературы и искусства «Байхуа», 2005. - 159 с.

11. Лоу Цинси. Десять вопросов китайской архитектуры. - КНР, Пекин: Издательство Сань Лянь, 2004. - 143 с.

12. Лу Юнсян. Все китайские традиционные ремёсла. -Шицзячжуан, КНР: Издательство «Хэбэйское образование», 2007. - 446 с.

13. Лю Юань. Искусство китайской живописи. - Чунцин, КНР: юго-западное педагогическое издательство, 1999. - 132 с.

14. Ни Цзяньлинь. Китайское буддийское декоративное искусство. - Провинция Гуанси, КНР: Гуансинский педагогический университет издательства, 2000.

15. (1) Синь Чанцин. Разгадка каменной пещеры Юньган. -Тайюань: Провинция Шаньси, КНР: Народное издательство, 2007. - 155с.

16. (2) Синь Чанцин. Легенда о каменной пещере Юньган. -Тайюань: Провинция Шаньси, КНР: Народное издательство, 2007. - 199 с.

17. (3) Синь Чанцин. Рассказ о каменной пещере Юньган. -Тайюань: Провинция Шаньси, КНР: Народное издательство, 2007. - 278 с.

18. Синь Чжэьньхуа. Эра публичного искусства. - Нанкин, КНР: Изд. дом провинции Цзянсу «Изобразительное искусство», 2003. - 157с.

19. Сун Сяого, Китайская древняя архитектура: украшения для счастья. - Пекин, КНР: Издательство водного хозяйства и • электроэнергетики, 2008. - 143 с.

20. Сунь Чжэнхуа. Пространство скульптуры. - Чанша, КНР: Изд. дом провинции Хунань «Изобразительное искусство», 2002. - 185с.

21. Сюе Линьпинь. Путь китайской буддийской архитектуры. -Пекин, КНР: Китайское архитектурнное промышленное издательство, 2007. -314 с.

22. Сюй Цзыцяп, Ву Мэнлинь. Китайская каменная резьба и пещеры. - Пекин, КНР: Издательство «Шанъу инынугуань». 1996. - 192с.

139

23. Фань Мэн. История буддийского искусства. - Пекин: Изд-во Пекинский университет, 2000.

24. Фэн Цзицай. Китай, Датун: Скульптура. - Пекин, КНР: Китайская книжная компания, 2010. - 782с.

25. Хну Гу. История китайского орнамента. - Пекин, КНР: Народнное художественное издательство, 2008. - 361 с.

26. Храмовые комплексы Китая. Храмовый комплекс Юньган. -Пекин: Издательство «Памятник», 2003.

27. Цао Шуцинь. Китайская новогодняя картина. - Пекин, КНР: Китайское архитектурно-промышленное издательство, 2009. - 399 с.

28. Цзян Чэнцин. Китайский цвет рассуждения. - Ланьчжоу, КНР: Народное издательство Ганьсу, 2008. - 181 с.

29. Цянь Чжэнкунь. Все китайские орнаменты, дарящие счастье человеку. - Шанхай, КНР: Издательство дунхуанского университета, 2006. -338 с.

30. Чжан Чжо. История пещеры Юньган. - Пекин, КНР: Издательство «Памятник», 2006. - 454 с.

31. Чжан Юйхуань. Древний архитектурный символ. - Ухань, КНР: Изд-во научно-технического университета Хуачжуна, 2011. - 144 с.

32. Чжао Дэнсин. Рассказ о старом Датуне. - Провинция Цзилинь, КНР: Культурно-историческое издательство Цзилиня, 2006. - 240 с.

33. Чжао Куньюй. Рассказ о буддизме и искусстве скульптуры Каменной пещеры Юньган. - Нанкин, КНР: Цзянсуское художественное издательство, 2010. - 139 с.

34. Чжао Маошэн, Декоративнный орнамент. - КНР, Ханчжоу: Изд-во китайской художественной академии, 2005. - 203с.

35. Чжао Пучу, Чжоу Шаолян. Фань монастырь: Искусство китайской буддийской архитектуры. - Шанхай, КНР: Изд-во «Шанхайский словарь», 2006. - 270с.

36. Чэнь Липин, Ван Янь. Искусство китайских каменных пещер. - Чанчунь, КНР: Изд-во современной литературы и искусства, 2007. - 319с.

37. Шэн Чуныпоу. Искусство каменной пещеры Синьцзяна. -Пекин, КНР: Китайское туристско-экскурсионное издательство, 2010. - 119 с.

38. Янь Вэньжу. Искусство китайских каменных пещер. - КНР, Провинция Гуанси: издательство Гуансинского педагогического университета, 2003. - 399с.

39. Янь Вэньжу. Искусство храмового комплекса Китая -каменный храмовый комплекс Майцзишань. - Наньнин, КНР: Гуансииское народное издательство, 1984. - 261с.

40. Янь Вэньжу. Исследование каменных пещер Юньган. - КНР, Наньнин: издательство Гуансинского педагогическго университета, 2003. -337 с.

41. Яо Бинь. Создание буддийского учения в Юньгане. - КНР: Народное издательство, 2003.

Литература на русском языке

42. Стержень жизни: Книга о Будде и его учении. - СПб.: Дхарма центр, 1997.-444 с.

43. Бокщании А.А., Непомнин О.Е., Степугина Т.В. История Китая: древность, средневековье, новое время; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. Лит., 2010. - 599с.: ил. - (в пер.)

44. Боревская Н.Е., Торопцов С.А. Китайская культура во времени и пространстве. 50 и 50. - М.: ИД «Форум», 2010. - 480 с.

141

45. Боровкова Л.А Запад центральной Азии во II в. до н.э -VII в. н.э: (По историко-географическим источникам) / АН СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1989. - 178с.

46. Браиловская JI.B. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет / Серия «Стильные штучки». - Ростов н / Д: Феникс. 2004.-384 с.

47. Буланже П.А. Будда. Конфуциий. Жизнь и учение. (Сост. С.В. ' Игошина). - М.: «Искусство», 1995 — 318 с.

48. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970.-480 с.

49. Великие сокровища мировых религий: христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, синтоизм, сикхизм: [энциклопедия] / [авт.-сост. Е. Владимирова]. - М.: Эксмо, 2010. - 512с.

50. Виноградова H.A. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве: Сборник научных статей. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 288с.

51. Виноградова H.A. Скульптура старого Китая. Духовные знаки времени М.: Театралис. 2010. - 200с.; илл.

52. Виногродский Б.Б. Китайские мудрости на Пути долголетия VI.: Изд-но «Жигуль с кий:». 2008,- 527с.

53. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - СПб.: Питер, 2006. - 192с.; илл.

54. Восточный альманах: 2. Мир Будды и китайская цивилизация / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Толк, 1996. - 414 с.

55. Восточный Туркестан в древности и раннем среднековье Архитектура. Искусство. Костюм. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 584с.: илл.

56. Гавристова Т.М. Буддизм. Даосизм. Конфуцианство: Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ярославль: ЯРГУ, 2010. -140 с.

57. Голосова Е.В. Ландшафтное искусство Китая / Е.В. Голосова; Российская акад. Наук, Гл. ботан. Сад им.Н.В. Цицина. -М.: Наталис, 2008.

- 328 е.: илл.

58. Гордиенко А.Н., Куделев П.Е., Перзашкевич О.В. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Издательство Эксмо, 2008. - 160 с.

59. Горяев Л.У. Буддизм. Истоки и традиции. - СПб.: Невский проспект; Издательство Вектор, 2007. - 204 с.

60. Гране Марсель. Китайская цивилизация / [пер.с фр. В.Б. Иорданского; подред. И.И. Семененко]. - М.: Алгоритм, 2008. - 416 с. -(Китайский марафон).

61. Грэй Дж. Г. История Древнего Китая / Пер. с англ. А.Б. Валъдман. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. - 606 с.

62. Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия) / Подбор текстов, пер. с древнегреч.

- М.: Ладомир, 2007. - 642 с.

63. Духовная культура Китая: энциклопедия: [Т. 2] мифология. Религия. / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2007. - 869 е.: илл. - (в пер.)

64. Духовная культура Китая: энциклопедия: [Т. 6 (дополнительный)] искусство. / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2007. - 869 е.: ил - (в пер.)

65. Дьяконова H.B. Искусство народов Зарубежного Востока в • Эрмитаже. - Л.: Гос. Эрмитаж, 1962. - 127 с.

66. Елисеев Д. История Китая. Корни настоящего / пер. с фр. А.П. Саниной. - СПб.: Евразия, 2008. - 311, [9] с.

67. Елисеефф В. Елисеефф Д. Цивилизация классического Китая / пер. с франц. Д. Лоевскош. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 640с.: ил. («Великие цивилизации») - Перевод изд,: Lf civilization de la Chint

clfssiques/ Vadime et Danielle Elisseeff/ Paris, 1987. C. 224-228.

68. Емохонова JI.F. Художественная культура буддизма. - М.:

ООО «ТИД Русское слово-РС», 2011. - 168 с.

69. Жэнь Лань Синь. Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуань в контексте буддийского искусства (на материале коллекции Государственного Эрмитажа): Диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09, 2008.

70. Задвернюк Л.В. Градостроительная культура государства Бохай Восточной Азии (698-926гг.). - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. Ун-та, 2010.- 163 с.

71. Иллюстрированная энциклопедия Китая. - М.: Издательство Эксмо, 2008. Гордиенко А.Н., Куделев П.Е., Перзашкевич О.В. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия. - М.: Издательство Эксмо, 2008. - 160с.

72. Искусство: иллюстрированная энциклопедия / Под ред. Э. Грэма - Диксона, - пер. с англ. - М: ЗАО «БММ» 2009. - 612с.: ил.

73. История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. A.B. Седова; Редкол.: Г.М. Бонгард - Левин (пред.) и др.; /Ин-т востоковедения. - М.: Вост. лит., 2004. - 895 е.: ил., карты.

74. История Китая [Пер. с англ. Л.А. Калашниковой]. - М.: ЗАО • Центрполиграф, 2004. - 460с.

75. История Китая: Учебник / Под редакцией A.B. Меликсетова. -4-е изд - М.: Изд-во МГУ: ИЗД-во «ОНИКС», 2007. - 752с.

76. Карнев В.И. Будда. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвмли, 1999. -222 [2] с.

77. Классическая живопись Китая. Альбом. Сост. Л.А. Шмотикова. - М.: Изд-во «Изобраз.искусство», Гос.музей искусства народов Востока,

1981.

78. Комиссаров С.А., Азаренко Ю.А., Тимонова Е.В., Хачатурян O.A.. Искусство китайской архитектуры: Монография. Новосиб. Гос. Унт. - Новосибирск, 2011. - 228 е., илл.

79. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 4-е изд., испр. и доп. -СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2011. -416с.: ил. - (Мир культуры, истории и философии).

80. Краткая история буддизма / Евгений Торчинов. - СПБ.: Амфора. 'ГИД Амфора, 2008. - 430с. - (Серия «Краткая история»)

81. Крютер Р. Китай. Полная история Поднебесной / [пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга]. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 448с., ил.- (Тайны древних цивилизаций).

82. Кузнецов B.C. Буддийский фактор во внешней политике КНР. -М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2006. - 380с.

83. Кукарина М.А. Словарь китайской мифологии - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. - 218, [6] с.

84. Кулагин A.A., Комиссаров С.А., Азаренко Ю.А. Очерки по истории архитектуры и строительного дела Китая: учеб. Пособие. Сиб. Гос. Индустр. Ун-т. - Новокузнецк, 2010. - 202с.

85. Ли Джуньяо, Ли Сяохун. Китайская живопись техника рисования, инструменты. Перевод с французского. - Тверь: Издательская группа «Контэт», 2011.-111 с.

86. Лисевич И.С. Мозаика древнекитайской культуры: избранное / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Вост. лит., - 2010. 446с. - (Corhus Sericum).

87. Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. -М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010. - 392с.

88. Максимов Ю., Смоляр К. Православное религиоведение. Ислам, Буддизм, Иудаизм. - М.: Изд-во Храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. - 304с.

89. Малявин В.В. Духовный опыт Китая /сост., пер. и коммент. -М.: Астрель: ACT, 2006. - 397,[3] е.: ил. - (Кит.классика: новые переводы, новый взгляд).

90. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, 2001. -

463 с.

91. Муриан И.Ф. Китайская раннебуддийская скульптура IV-VIII вв. в общем пространстве «классической» скульптуры античного типа. - М.: КомКнига, 2005. - 200с.

92. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни: пять лекцй по буддизму. - Самара: Агни, 1998. - 180 с.

93. Перельструз Л.В. Религии мира. Буддизм. - М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2007. -192 е.: ил.

94. Пертрик В.В Культура Китая: учебное пособие / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 156 с.

95. Пещеры тысячи Будд: Российские экспедиции на Шёлковом пути: К 190-летию Азиатского музея: каталог выставки/ науч.ред. О.П. Дешпанде; Государственный Эрмитаж; Институт восточных рукописей РАН. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - 480с.: ил.

96. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. Дополнение А.И. Кузьмина. Составитель Г.Г. Горбунова. - М.: Издательство «Амрита-Русь», 2004.- 184с.

97. Роберт Е. Фишер. Искусство буддизма. - М.: Большая библиотека «Слова», 2001. - 224с.

98. Романов И.Н. Восток: философско-культурные традиции: Сб.науч. статей. - М.: МГУКИ, 2005. - 147с. С. 3-7.

99. Слова Будды /пер. с англ. Н. фон Бока. - М.: Ганга, 2012. -

384с.

100. Степанянц М.Т. Восточные философии: Учебник для вузов. -М.: Академический Проект; Культура, 2011. - 549с.

101. Сторожук А.Г. Три учения и культура Китая: буддизм и даозм в художственном творчестве эпохи Тан / Вост. фак. С-Петерб. гос. Ун-та-СПб.: ООО «Типаграфия Береста», 2010. - 552с.

102. Сунь Лунбэнь. Современные тенденции развития средовой скульптуры Китая: Диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств. - пром. акад. им. А.Л. Штиглица]. - Санкт-Петербург, 2009. - 150 е.: ил.

103. Тюляев С.И. Искусство Индии [1988, DJVU]. - 344 с.

104. Тян В.Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. История, архитектура, философия. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 174с.: ил. (Культура народов Востока).

105. Уильяме Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы /Пер. с англ. С. Фёдорова. -М.: ЗАО Издательство Центр-полиграф, 2011.-478 с.

106. Уинтл, Джастин. История Китая / пер.с англ.М.Д. Гольдовской. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 288 с.

107. Улиг Гельмут. Будда. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 315[1] с.

108. Философия китайского буддизма. Пер. с кит. Е.А. Торчинова. -СПб.: Издательский Дом (Азбука-классика), 2007. - 256 с.

109. Хасин В.В. Философия Древней Индии и Древнего Китая: курс лекций / ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. -80 с.

110. Художественная культура буддизма. / Л.Г. Емохонова - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 96с.: ил.

111. Цзинь Мэй. Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан 618-907: Диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04, Москва, 2004.-210 с.

112. Эбри Патрисия. Иллюстрированная история Китая / П. Эбри; [пер. с англ. А. Тальте]. - СПб.: Питер, 2009. - 352 с. Пер. изд.: The ' Cambridge Illustrated History of China / P.B. Ebrey. - Cambridge: Cambridge University Press.

Литература на китайском и русском языках

113. Общие знания по географии Китая. - Пекин, КНР: Издательство "Sinolingua", 2007. - 236 с.

114. Общие знание по истории Китая. Китайский-русский язык. -Пекин, КНР: Издательство "Sinolingua", 2006. - 241 с.

Электронные ресурсы

115. Каменная пещера. Сайт (на китайском языке). Электронный доступ: http://www.cavetemples.com

116. Храмовый комплекс Юньган, Официальный сайт (на китайском языкое). Электронный доступ: http://www.yungang.org/

117. (ВИИ) Всеобщая история искусств. Академия художеств СССР. Институт теории и истории изобразительных искусств. Т.2. Искусство средних веков. Книга вторая. Электронный ресурс. Электронный доступ: http ://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/23 .htm

118. TuristUA.com. Сайт. Лучший поиск туров. Электронный доступ: http://sightseen.turistua.com/ru/card/1870/

119. Древняя Индия. Сайт. Электронный доступ: http://www.indua.ru/art/art6.htmL

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.