Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Драничкина, Ольга Сергеевна

  • Драничкина, Ольга Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 228
Драничкина, Ольга Сергеевна. Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2015. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Драничкина, Ольга Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I Глава: Генезис и развитие экспонирования под открытым 22 небом.

1.1 Исторические предпосылки зарождения и формирования 31 экспонирования под открытым небом в контексте развития ландшафтного искусства

1.2 Исторические предпосылки зарождения и формирования 64 экспонирования под открытым небом в контексте развития

городской среды (урбанистики)

1.3 Исторические предпосылки зарождения и формирования 72 экспонирования под открытым небом в контексте Всемирных Выставок конца XIX - начала XXI веков

II Глава: Типология современного экспонирования под 84 открытым небом.

2.1 Экспозиции под открытым небом в городской среде

2.1.1 Искусство на улицах города

2.1.2 Искусство и дорожно-транспортная инфраструктура города

2.1.3 Искусство в городских рекреационных зонах

2.2 Экспозиции под открытым небом на охраняемых природных 118 территориях.

2.2.1 Экспонирование в ботанических садах

2.2.2 Экспонирование в природных парках

2.2.3 Экспонирование в границах акватории

2.3 Экспонирование под открытым небом произведений из природного 137 материала.

2.4 Экспозиции под открытым небом в музейной практике

2.4.1 Экспозиция под открытым небом на примузейном участке (на 150 примере музея современной скульптуры Кан Марио (Испания).

2.4.2 Экспозиции под открытым небом на территории домов- и театров - 152 музеев «Далинианского треугольника» (Испания).

2.4.3 Экспонирование декоративно-прикладного искусства под открытым

небом на территориях российских музеев-заповедников, -усадеб и -дворцов.

(Государственный историко-архитектурный,художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей-усадьба «Архангельское», Елагиноостровский дворец-музей декоративно-прикладного искусства и интерьера ХУШ-ХХ вв.)

III Глава: Художник под открытым небом. Концептуальное 166 творчество американского стеклодела Дейла Чихули.

3.1 Биография и основные принципы работы художника

3.2 Эксперименты по созданию и экспонированию произведений из 170 неона, плексигласа и льда.

3.3 Экспонирование инсталляций из стекла в ботанических садах

3.4 Крупномасштабные проекты под открытым небом. 179 Проект «Чихули всей Венеции» («Chihuly over Venice»).

3.5 Проект «Свет Иерусалима 2000» («Jerusalem 2000»)

Заключение

Приложение №1 Кураторский проект «Ночь в музее - 2014 «Музей 195 вне себя», «В зоне урбанизма: знаки места»

Приложение №2 Экспозиция мозаичных произведений на 201 территории Казанского Кремля

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы»

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование проблемы исследования. Положительная динамика развития экспозиций под открытым небом на рубеже XX - XXI вв. превратило их в значимое социокультурное и художественное явление.

Развитие современных технологий в сфере медиакоммуникаций, возрастающая роль открытых информационных систем, повлияли на эволюцию музееведения и искусства экспонирования последних десятилетий. Основными функциями культурных институций стали: коммуникация и образование. В конкурентной борьбе за зрителя, музеям приходится соперничать не только друг с другом, но и с организациями досугово-развлекательной индустрии. Новые тенденции культуры ХХ-ХХ1 веков вынуждают их искать новые пути развития, перенимать профессиональные методы из областей, косвенно связанных с искусством. В работе современного музея используется инструментарий таких дисциплин как: менеджмент, маркетинг, финансовый анализ и аудит, статистика. С ними тесно связаны показатели эффективности организации экспонирования. Одним из которых является охват аудитории, измеряющийся численными показателями. Он напрямую связан с количеством проданных билетов, а значит с прибылью организации. Этот фактор стал одним из основных катализаторов развития процесса экспонирования под открытым небом, которое часто используют в рекламных целях при проведении крупных выставочных проектов. В настоящее время, экспозиции искусства под открытым небом приобрели самостоятельный характер, выделившись в отдельный жанр. Наступил момент переосмысления роли искусства под открытым небом в рамках музея, городской среды и природного ландшафта.

Во второй половине XX века экспонирование под открытым небом пережило второе рождение. Авангардные и традиционные движения в искусстве, следуя за стремительным ходом времени и техническим прогрессом, а также в поисках новой репрезентации и целевой аудитории, превратили этот вид творческой деятельности в отдельный самостоятельный

3

жанр, обладающий своим художественным языком, типологией,

I

разнообразием форм. Многочисленные события, фестивали и ярмарки современного искусства, носящие как официальный, так и неофициальный характер, всё чаще обращаются к экспонированию под открытым небом. Современный музей, стараясь находиться в авангарде новых течений, выходит за пределы своих традиционных рамок и реальных стен своих зданий, создавая специальные проекты, идущие навстречу зрителю, экспонируясь в открытых урбанистических или природных пространствах. Достаточное количество выставочных проектов в России и мире позволяет говорить о том, что экспонирование под открытым небом в музейной работе, переходя из разряда временной практики, становится закономерным явлением, требующим детального изучения.

Актуальность темы исследования. Своевременность данного исследования обусловлена новыми условиями существования музея или другой культурной институции, требующих инноваций как в работе со зрителем, так в работе с художником и экспонатом. Новые экспозиционные пространства и форматы культурных событий требуют его изучения, анализа, углублённой систематизации и прогнозирования. Развитие новых художественных направлений, таких как паблик-арт, стрит-арт, искусство граффити, привели к возникновению новых интерпретаций экспозиционного пространства. Изменилась парадигма взаимодействия и художественного восприятия произведения искусства. Пространство выставки и зритель, наравне с художником, становятся создателями экспозиции, её основными участниками и критиками. Изменение экономической ситуации в мире, в частности коммерциализация искусства, вводит такие понятия как «прибыль», «посещаемость», «окупаемость», «количество откликов в средствах массовой информации». Эти показатели становятся основными в решении о целесообразности проекта и его финансировании. Экспозиции, представленные под открытым небом чаще всего менее затратны при

4

большем охвате аудитории, что даёт им несомненное конкурентное преимущество перед традиционными выставочными пространствами. Особой проблемой является отсутствие фундаментальных трудов в отечественном и зарубежном искусствоведении, посвященных теме экспонирования под открытым небом, что во многом определило необходимость написания данной научной работы. Экспонирование под открытым небом, является на сегодняшний день, деятельностью, не имеющей точной, разработанной и принятой терминологии, что значительно затрудняет ее понимание.

Хронологические рамки исследования. Основная часть работы основана на рассмотрении современного опыта экспонирования под открытым небом, исключением является материал, приведённый в Главе I, касающийся исторических предпосылок зарождения рассматриваемого вида художественной деятельности. Основной период, о котором идет речь в данном исследовании, охватывает 1950-е - 2014-е годы. Однако в работе встречаются обращения к искусству первой половины и середины XX века, а в тех случаях, когда необходимо проследить связь или сравнить подходы в области создания экспозиций под открытым небом, рассмотрены и более ранние периоды. В России отсчетом новейшего периода можно считать московскую «Бульдозерную выставку» 1974 года, а в Европе принято считать выставку современного искусства «documenta» в немецком Касселе 1955 года.

Географические границы исследования. Для изучения проблемы были выбраны крупнейшие выставки Великобритании, Западной Европы, Японии, Мексики, США и России. В исследовании приводятся многочисленные примеры из практики испанских культурных институций, что связано с распространённостью этой темы на Иберийском полуострове, владении

автором испанским языком и малой изученностью некоторых примеров российским искусствоведением.

Объектом исследования научной работы является экспонирование произведений искусства под открытым небом в выставочной деятельности музейных и иных институций в России и за рубежом.

Предметом исследования стал процесс возникновения, эволюции и развития экспонирования под открытым небом. На материале современной экспозиционной практики ведущих институций и персоналий представлен характер явления, типология и трансформация формы. Цель диссертационного исследования.

Основной целью диссертационной работы является:

1) Научно обосновать истоки развития данного вида экспонирования;

2) Проследить историческую и концептуальную связь с развитием других видов искусств и форм экспонирования;

3) Систематизировать существующие тенденции экспонирования под открытым небом;

4) Выделить основные характеристики и многообразие трактовок;

5) Проанализировать современную практику в стране и за рубежом;

6) Определить ряд ключевых мастеров, создающих современные экспозиции под открытым небом;

Задачи исследования.

Для достижения поставленных целей требуется решение следующих

задач:

1. Выявление примеров экспонирования в истории музееведения, а также смежных дисциплин, таких как садово-парковое искусство, архитектура, скульптура и прочее;

2. Анализ экспозиций под открытым небом с целью выявления наиболее часто выставляемых видов искусств;

3. Рассмотрение принципов и приёмов экспонирования различных видов искусств в различных пространствах под открытым небом;

4. Рассмотрение трактовки городской среды или природного ландшафта как экспозиционного контекста для экспонирования произведения искусства;

5. Создание типологии экспозиций под открытым небом;

6. Определение мастеров, формирующих этот вид деятельности в самостоятельный художественный жанр;

7. Определение смысловой, эстетической и практической эффективности такого рода экспозиционных показов.

Методология исследования.

Парадигма данного исследования строится на использовании комплексного метода, при этом в качестве базовых были избраны сочетания исторического, сравнительного, типологически-системного, проблемно-логического и исторического методов. При рассмотрении вопросов генезиса и развития экспонирования под открытым небом научная работа строится на принципах историзма и объективности, которые делают возможным провести комплексное научное исследование в хронологической последовательности и объективно проникнуть в суть проблемы. Применяются кулыпурно-асторический и исторический методы исследования. При анализе массива примеров выставок и создания типологии современного экспонирования под открытым небом, автор обращается к таким общенаучным методам как:

- проблемно-логический метод, использование которого позволило выделить основные концептуальные положения «экспонирования под открытым небом» в контексте художественно-образного процесса в искусстве, путём деления изучаемой проблемы на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в логической последовательности;

- восхождение от абстрактного к конкретному в контексте изучаемой темы применялся при работе с эскизами и замыслами авторов, а также при создании проектов экспозиций и выборе выставочного пространства;

7

- метод аналогий применялся автором при соотношении сходств рассматриваемых в работе экспозиций под открытым небом;

- анализ исторического и логического позволивший представить изучаемое явление в контексте современных процессов в искусстве;

- типологически-системный, использовался при систематизации полученных в ходе исследования знаний и создании типологии экспонирования под открытым небом, позволивший определить образ «экспозиции под открытым небом» и представить его специфические характеристики, а также определить его место в синтезе искусств отдельного периода.

Вопросы эстетического восприятия и создания визуальных моделей экспозиций под открытым небом были разработаны автором в рамках психологического подхода.1

Помимо общенаучных методов, были использованы узконаправленные искусствоведческие методы. Основные из них: формально-стилистический, топологический метод. Рассмотрим каждый метод более подробно. При описании и анализе художественных форм, используемых в экспонировании < под открытым небом, автором используется формально-стилистический метод, изучена формальная организация произведений, использующихся в данной работе. Проводится анализ художественных средств экспозиции, таких как: пространство, время, цвет, композиция, свет. Также формально-стилистический метод применяется при изучении эстетических средств воздействия2 экспонируемого произведения на зрителя. Иконологический метод позволяет исследовать явление экспонирования под открытым небом как в ракурсе автономного художественного жанра, так и в его связи с общим контекстом истории искусств, включающим в себя предметно-концептуальный, операциональный и нормативный элементы метода. Автор

1 Рудольф Арнхейм (1904-2007) в книге «Искусство и визуальное восприятие» разрабатывает теорию эстетического восприятия. Эстетическое восприятие - активный творческий процесс. Он имеет продуктивные функции, заключающиеся в создании визуальных моделей. Каждый акт визуального восприятия - это активное изучение объекта, его визуальная оценка, отбор существенных черт, сопоставление их со следами памяти, их анализ и организация в целостный визуальный образ.

2 Автором подразумевается: свет, организация пространства, зрелищность, комфорт.

8

рассматривает данный метод в широком смысле, опираясь на работы Э.Панофского, который трактует иконографию в узком смысле (ее историческое понимание в качестве метода толкования образов, сюжетов и аллегорий) и иконографию в широком смысле - как интерпретацию «символических» значений (которые обычно не осознаются самим художником и могут даже явно отличаться от того, что он сознательно стремился выразить). Он называет такую иконографию методом интерпретации, представляющим собой скорее синтез, чем анализ.3 Применение методологических принципов иконографии используется автором при изучении генезиса и развития экспонирования под открытым небом, включающее исследование ее формирования, развития и трансформации во времени, создании классификации и типологии экспозиций под открытым небом. Методика исследования.

Методика исследования включает научно-содержательный и художественно-выразительный анализ, концептуальное осмысление проектного замысла, анализ приемов экспонирования, архитектурной и художественной организации выставочных проектов под открытым небом. Сложная структура природы искусства экспонирования создала предпосылки к использованию автором комплексного метода, сочетающего в себе исторические и сравнительно-типологические виды исследований, что позволило представить целостное представление как о частных, так и общих тенденциях рассматриваемого явления и художественного процесса. Комплексный интегрированный научный подход исследования позволил обратиться к наукам: социологии, философии, эстетике, психологии, этнографии, экономике, а также естественным наукам.

Результаты применения этих методов стали основой последующих теоретических и практических действий. А именно, за период исследования

3 Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 432 с.

автор смогла посетить более 100 экспозиций под открытым небом, как российских авторов, так и зарубежных. Основными площадками стали крупные всемирные ярмарки современного искусства, фестивали, ежегодные проекты крупнейших музеев мира. Наблюдения за экспозиционным процессом дали информацию о его объективных свойствах и связях с другими процессами и явлениями (в том числе социальными). Это позволило получить первичную информацию о предмете исследования. С помощью сравнения, автор установила сходства и различия в формировании и применении экспозиций под открытым небом. Были выявлены общие черты процесса, что позволило отметить некоторые закономерности, описанные в работе. В плане конкретной познавательной задачи, сравнение было осуществлено по наиболее важным существенным признакам, таким как: площадь выставки, количество участников, количество посетителей, художественная выразительность, месторасположение, жанр представленных произведений, материалы и техника исполнения, техническая сложность экспозиции, мастерство исполнения и т.д. Автором проведен анализ каждой составляющей части (признака) экспозиции с целью определения причинно-следственной связи между различными явлениями в процессе формирования экспозиции под открытым небом.

В ходе накопления и обобщения полученного материала, исследовании каждого типичного случая (применение метода частичной индукции) удалось сделать принципиальные умозаключения и сформулировать соответствующие выводы. Поскольку специфика изучаемого явления предполагает исследование единичных неповторимых по своим характеристикам событий, предметов и явлений (каждая экспозиция состоит из уникальных произведений искусств), то возможно будет применить аналогии, когда новое явление уподобляют другому, уже известному явлению.

Первым этапом научной работы стало изучение опыта экспонирования под открытым небом в смежных областях деятельности, таких как

ю

урбанистика, ландшафтный дизайн. Следующий этап научной работы была проведена систематизация имеющихся данных, полученных при изучении литературных источников и натурного ознакомления с объектами экспонирования. Были определены направления, испытывающие дефицит информации, происходило уточнение предположений и уточнение плана исследования.

Основной этап научной работы включал сбор информации, выезд на интересующие выставочные проекты, наблюдение, сравнение, анализ данных с выводами и предложениями для внедрения в практику. В приложении к научной работе представлены собственные реализованные проекты автора под открытым небом. Источники исследования.

Основными источниками исследования проблемы в области коммуникативной природы экспозиции под открытым небом в семиотическом аспекте, а также понятия «пространства» и «художественной открытости» стали работы Ю.М.Лотмана, У.Эко. Автор диссертации обращается к сборникам статей Лаборатории музейного проектирования посвященным теоретическим и практическим аспектам экспонирования, созданию сценариев для пространства музея, тенденциям развития музейной экспозиции: «На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция»5 (составитель и научный редактор М.Т. Майстровская), «На пути к музею XXI века. Музей и новые технологии»6 (составитель и научный редактор H.A. Никишин), «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции,

4 Лаборатории музейного проектирования образована в 1987 г. как подразделение Российского института культурологии. С 2014 г. является подразделением "Института Наследия". В рамках социального проекта "Музей XXI века" ведет разработку теоретических и методических основ нововведений в музейном деле.

5 На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологи ; отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. - М., 1997. - 365 с.

6 На пути к музею XXI века. Музей и новые технологии / Рос. акад. наук, Рос. ин- культурологии ; [сост. и науч. ред. H.A. Никишин]. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. -216, [1] с.: табл.

11

новые сценарии и концепции)»7 (ответственный редактор М.Т. Майстровская), «Музей и новые технологии»8 (составитель H.A. Никишин), «Музей и личность»9 (ответственный редактор A.B. Лебедев), «Музейное проектирование»10 (ответственный редактор A.A. Щербаков), «Музей и регион»11 (ответственный редактор A.B. Лебедев).

Статьи сборников затрагивают как теоретические аспекты проблемы, так и технологии музейной работы в новых социальных и экономических условиях. Современным тенденциям музейной экспозиции посвящены статьи и монографии известных художников-экспозиционеров: К.

Рождественского, Р. Кликса, Е. Розенблюма; теоретиков и музеологов А.Михайловской, Т.Стриженовой, В. Дукельского, М. Майстровской, Н. Никишина, А.Лебедева, Т. Полякова, М. Каулен и др. Практика музейных экспозиций является темой исследований М.Майстровской, М.Гнедовского, Т.Полякова. Статьи А.В.Лебедева «О природе музейного проектирования», А.А.Артамонова «Музей и социокультурные проекты», В.Ю.Дукельского «Проектирование музейной экспозиции», Н.Г.Никитина «Единство ландшафта, эскиза и действия», М.А.Хрусталевой «Из истории проектирования музейных зданий», А.А.Щербакова «Из истории музейного проектирования в России».

Сборник «Музейное проектирование»12 посвящен теоретическим проблемам, технологиям проектирования и анализу конкретных реализованных в последние годы музейных проектов.

7 На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологи ; отв. ред,-

сост. М.Т. Майстровская. - М., 1997. - 365 с.

8 На пути к музею. Музей и новые технологии. М.,1999.

9 Музей и личность /;сост. М.Ю. Юхневич. - М.: Российский ин-т культурологии. Лаб. музейного проектирования, 2007. -168 с.: ил.

10 Музейное проектирование / отв. ред. A.A. Щербаков ¡сост. A.B. Лебедев]. - М.: Лаб. музейного

проектирования ; Российский ин-т культурологии, 2009. - 252, [3] с.

Музей и регион : к 80-летию Рос. ин-та культурологии : / отв. ред A.B. Лебедев ¡сост. В.Ю. Дукельский]. - М.: ЛМП РИК, 2011. - 333, [2] с. Музейное проекгирование/Отв.ред. А.А.Щербакова, сост. А.В.Лебедев М., 2009

При рассмотрении темы в контексте развития ландшафтной культуры и садово-паркового искусства в Главе I, автор обращается к научным трудам разных лет. Основой для раскрытия исторических предпосылок темы стала работа В.Я. Курбатова «Сады и парки» (издание 1916 года). В предисловии к монографии В.Я.Курбатова говорится об особенности и самостоятельном характере этого вида искусства. Отмечается важность знакомства публики с выдающимися садами прошлого и настоящего. Дополнительная ценность монографии в том, что автор основывается на «реальном изучении сада», а не на существующих в то время литературных описаниях. Большая часть исследования посвящена русским садам и паркам. Главной целью автора является «установление понятия о садовом искусстве, как о самостоятельной отрасли искусства, т.е. не отрасли архитектуры, как это многие думают, но противоположной зодчеству отрасли искусства»13. Впервые формулируются существенные и значимые для экспонирования под открытым небом различия в понимании пространства, предназначенного для создания произведения искусства. «Задача зодчего заключается в красивом покрытии пространства, а задача устроителя сада в красивом открытии пространства и в увлечении восхищенного взгляда в даль»14. Особая глава монографии посвящена садовой скульптуре, «которая преследует задачи, отличающиеся от монументальных и архитектурно-декоративных»15.

При рассмотрении вопроса хронологического развития экспонирования под открытым небом в истории садово-паркового искусства, а также особенностей бытования произведений искусства, трактуемого как протоэкспозиция под открытым небом, автор обращается к работе А. Лефевра «Сады и парки» (впервые переведена на русский язык в 1871 году в Санкт-Петербурге)16. Изучение данного источника позволило более детально изучить исторические сады от Древности до Нового времени. Широта охвата

13 Курбатов В.Я. Сады и парки,- Петроград : Изд-во Т-ва М.О. Вольф,1916.- С.2.

14 Там же.

15 Там же.

16 Лефевр А. Парки и сады : пер. с фр. - М.: Фитон+., 2010. - 168 с.

13

представленного материала позволяет рассмотреть характерные особенности национальных стилей садов Вавилона и Рима, Испании, Персии, лучших европейских примеров. Особое внимание в экскурсе посвящено садам России. Также автор в разработке исторических предпосылок зарождения и формирования экспонирования под открытым небом в контексте ландшафтного искусства обращается к научным трудам доктора архитектуры Т.Б.Дубяго, которые представляют обширный научно-исследовательский материал в изучении всемирной истории садово-паркового искусства, так и для изучения российского опыта. В этой связи автор отмечает диссертационную работу Т.Б.Дубяго на соискание ученой степени доктора архитектуры, посвященную русскому садово-парковому искусству первой половины XVIII века.17 Значительный вклад в разработку темы внёс материал прослушанного автором курса лекций Б.М. Соколова18 «Садовые стили Европы», обращающегося как к историческому, так и к современному пониманию сада и искусства под открытым небом, частично изложенный на официальном сайте проекта «Сады и время»19. В ходе описания садов и произведений ландшафтного искусства автор обращается к трудам Л. Харрисона, в частности к его труду «Как читать сады. Интенсивный курс по садово-парковому искусству», М.Н. Соколова «Принцип Рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида». Монография М.Н.Соколова обращается к художественной культуре сада, истории развития основных тем и архетипов культуры, воплощенных в садовом искусстве, данные темы рассмотрены в следующих аспектах: сад и парк - от натуры к искусству и сад и парк - освоение арт-пространства. В ходе исследования автор обращается к сборникам научных статей НИИ теории и истории изобразительного

17 Дубяго Т.Б. Русское садово-парковое искусство первой половины XVIII века :дис..докг. архитектуры.-Л., 1951. - 129 с.

Соколов Б.М. - доктор искусствоведения, профессор Факультета истории искусства РГГУ, член Правления Общества изучения русской усадьбы, организатор науки, фотограф, путешественник.

19 Сады и время : 5000 тысяч лет ландшафтного искусства [Электронный ресурс]. - URL: http:// http7/www.qardenhistory.ru/paqe.php?paqeid=184 (дата обращения: 10.09.2014 ).

14

искусства Российской академии художеств, посвященным садам, в частности: «Сад: символы, метафоры, аллегории» под редакцией Е.Д. Федотовой. В контексте исследования искусства в городской среде автор обращается к работам крупнейшего российского исследователя в области урбанистики - к работам В.Л.Глазычев «Урбанистика», «Городская среда. Технология развития: Настольная книга» и его многочисленным публикациям в периодических изданиях. Источником исследования в вопросе восприятия города стала работа американского ученого Кевина Линча «Образ города». Используются материалы научных разработок относительно восприятия горожанами физических форм города. Указанное исследование имеет большое значение в изучении экспонирования под открытым небом и городского дизайна, вводит в понятийный аппарат современной урбанистики ряд ключевых терминов, в том числе «вообразимость» — способность объекта вызывать у наблюдателя устойчивый яркий образ. В вопросе развития художественных практик в городской среде автор обращается к диссертационной работе на соискание научной степени кандидата искусствоведения Н.М.Гончаренко «Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-2000-х гг»20 в которой основное внимание уделено проблеме восприятия, интерпретации и репрезентации образа города, а также различным художественным практикам, рассматриваемого периода. Отмечается «средовая» сущность города, которая «позволяет значительно расширить понимание границ его образного воплощения в искусстве, признать «урбанистическим» любой художественный образ (независимо от времени и места создания и вида искусства), имеющий отношение к данной среде, а не только архитектурные виды»21. Проблему репрезентации города в искусстве разрабатывал Г.З.Каганов в диссертации «Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве», где по

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Драничкина, Ольга Сергеевна, 2015 год

Библиография:

1. Аристера Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертаций / Н.И. Аристера и Н.И.Загузова. - М. : ИКАР, 1995. - С.200

2. Абель И. Граффити. Изобразительный фольклор мегаполиса / И. Абель // Собраше. - 2006. - № 3. - С. 130- 135.

3. Агафонова А. Город, театр, архитектура и мы / Агафонова А. // Декоративное искусство. - 2006. - № 1. - С. 1-2.

4. Адашевская JI. Манифеста-10. Морфемы и алломорфы / JI. Адашевская // Диалог искусств. - 2014. - № 4. - С. 16-19.

5. Адашевская JI. Остаться на улице / JI. Адашевская // Диалог искусств. -2014.-№2.-С. 9-16.

6. Адашевская JI. На улице возможно всё / J1. Адашевская // Диалог искусств. - 2014. - № 2.- С. 92-95.

7. Аитов P.P. Формирование цветовой среды современных сельских населенных мест (на прим. Татар. АССР) : автореф. дис... канд. архитектуры (18.00.02) / Моск. архит. ин-т. - М., 1986. - 19, [1] с. -Библиогр.: с. 19-20.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1991.

9. Алексеев В. Арт-пространство / Алексеев В. // Art Best-seller. - 2007. - № 1.-С.35.

Ю.Алексеева Т.И. Город как саморазвивающаяся система. Контуры новой парадигмы//Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.

П.Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве : в 2-х т. / Леон-Баттиста Альберти ; в пер. В.Н. Зубова. - Москва : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1935. - 2 т. - (Классики теории архитектуры).

12. Аллахвердиева Н. Паблик-арт - это перепланировка реальности/ Н.Аллахвердиева //Искусство. - №3. - С.49-59.

13.Анциферов Н.П. «Непостижимый город...» : Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Н.П. Анциферов. - Л. : Лениздат, 1991. -333, [3] с.

14. Ахиезер A.C. Воплощение свободы или средоточие зла? Методология анализа города как фокуса урбанизационного процесса / A.C. Ахиезер // Земство : архив провинциальной истории России. - 1994. - № 2. - С. 1628. - Библиогр. в примеч. : с. 27-28.

15. Ахиезер A.C. Город - фокус урбанизационного процесса / A.C. Ахиезер // Город как социокультурное явление исторического процесса : [сб. ст.] / Рос. акад. наук, Науч. совет по комплекс, проблеме «История мировой культуры». - М., 1995.-С. 21-28.-Библиогр.: с. 28.

16. Ахиезер A.C. Город и диалог //Культурный диалог города во времени и пространстве исторического развития. М.: Мир культуры, 1996.

17.Андреева Е. Постмодернизм : искусство второй половины XX - нач. XXI в. / Екатерина Андреева. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 484, [4] с. : ил. -(Новая история искусства).

18. Антипкина E.H. Город-утопия как феномен культуры / E.H. Антипкина Электронный ресурс. - Режим доступа: http://maiskoechtivo.pstu.rU/2007/l/l/l.html

19. Анциферов Н. Город как выразитель сменяющихся культур : картины и характеристики / [Н. Анциферов, Т. Анциферов]. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926. - 224, [2] с. - (Книга о городе). - На тит. л. авт.: Н. и Т. Анциферовы.

20.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. - 392 с.

21.Арнхейм, Р. Динамика архитектурных форм: Пер с англ. М.: Стройиздат, 1984.- 192 с.

22.Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века : учебное пособие для ВУЗов / Арсланов В.Г. - М. : Академический проект, 2003. -767 с.

23. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения / И.Д. Артамонов. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1969. - 221, [3] : ил. - Библиогр.: с. 221-[222].

24. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века / Аронов В.Р. — М. : Советский художник, 1987. — 230 с. : ил. -(Искусство: проблемы, история, практика). - Библиогр.: с. 222.

25. Аронов В.Р. Современная теория дизайна / Аронов В.Р. // Проблемы дизайна. 5 : сборник статей / [сост. и отв. ред.: В.Р. Аронов].- М. : Артпроект, 2009. - С. 7-25.

26. Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда / С. Базазьянц. - М. : Советский художник, 1983. — 240 с.

27. Барсукова Н. Игровая эстетика постмодернизма в городской среде / Н. Барсукова // Архитектура. Строительство. Дизайн. - 2006. - № 3 (44). - С. 58-62.

28. Бархин М. Г. Город. Структура и композиция / М.Г. Бархин. - М. : Наука, 1986.- 264 с.

29. Беккер А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие / А.Ю. Беккер, A.C. Щенков. - М. : Стройиздат, 1986. - 200 с.

30. Беляева E.JI. Движение и время в восприятии городской среды / E.J1. Беляева // Город и время : [сборник статей] / ред. кол.: Э. Гольдзамт [др.]. -М. : Стройиздат. - 1973. - С. 136 - 159.

31. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве [Электронный ресурс] / К. Бишоп // Художественный журнал. - 2005. - № 58/59. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot.

32. Богатырева Е. Время места и место времени / Богатырева Е. // Диалог искусств. - 2014. - № 4. - С.134-135.

33.Боровский А. Укрытие для всех / А. Боровский // Диалог искусств. - 2014. - № 4. - С. 9-15.

34.Боровский А. О рефлексе великого упрощения / А. Боровский // Диалог искусств. - 2014. - № 2. - С. 60-61.

35. Веселова С. Б. Искусство пространства / С. Б. Веселова Электронный ресурс. — Режим

доступа:Ьир://ап1Ьгоро1о§у.ги/ги/1ех15/уе5е1оуа/аЛоГ5р.Ь1т1

36.Власов В. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: терминологический словарь / В. Власов, Н. Лукина. - СПб.: Азбука-классика, 2005. — 320 с.

37.Власов В.Г. Стили в искусстве : словарь : в 3 т. - СПб : Кольна, 1995-1997. -Зт.

38.Во-Ле-Виконт/пер. Зонина М., Бондарев - А. 8са1а, 2012.- С.64.

39.Галкина Е.Л. Музеи под открытым небом / Галкина Е.Л. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры : [сб. ст. / науч. ред. и сост. Э.А. Шулепова]. - М., 1982. - С. 45-57. - (Сборник научный трудов / НИИ культуры ; № 109 ).

40.Гершкович Е. Перезагрузка / Гершкович Е. // Диалог искусств. - 2014. - № 4. - С. 25-29.

41.Глазычев В.Л. Поэтика городской среды / В.Л. Глазычев Электронный ресурс. Режим доступа:Ьир://\у\у\у.§1а2усЬеу.ш/ЬаЬ11а11оп5&с111ез/ 1986poetika.htm

42.Глазычев В.Л. Урбанистика : посвящ. памяти В.Н. Семенова, Г.Д. Дубелира, П.А. Велихова, трудами которых были заложены основы рос. урбанистики / В.Л. Глазычев. — М. : Европа, 2008. - 219, [1] с.

43. Глазычев В.Л. Образы пространства / Глазычев В.Л. // Творческий процесс и художественное восприятие : [сборник] / АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. комплекс, изуч. худож, творчества. - Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 278 с.

44. Глобализация: контуры XXI века : реф. сб. / Рос. акад. наук, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам, Горбачев фонд ; [редкол.: Ю.И. Игрицкий (отв. ред.) [и др.]. - М.: ИНИОН РАН, 2004. - 712 с.

45.Городская среда : Технология развития : настольная книга / Акад. гор. среды ; [подгот. В. Л. Глазычев и др.]. - М. : Ладья, 1995. - 239 с. : ил.

46. Гольц Г.А. Урбанизация как феномен культуры: закономерности социально-информационного разнообразия / Гольц Г.А. // Изв. Рос. акад. наук. Сер. географическая. - 1994. - № 3. - С. 24-37.

47.Гольц Г.А. Философско-методологические проблемы урбанистики: направления междисциплинарного синтеза : аналит. обзор / Гольц Г.А. // Социальные и гуманитарные науки : реферативный журнал. Сер.З, Философия. -М., 1995. - Вып. 4. - С. 115-174.

48. Гройс Б. Комментарии к искусству: Сб. статей / Науч. ред. Мизиано В. М., 2003.

49. Гройс Б. О музее современного искусства // Художественный журнал -М.: 1999.-№23 -С.31-35.

50.Гутнов А. Мир архитектуры : (Лицо города) / А. Гутнов, В. Глазычев ; худож. М. Розенберг. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 350,[1] с.: ил. - (Эврика).

51 .Гнедовский Б.В. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры / Гнедовский Б.В., Добровольская Э.М. - М. : [Б. и.], 1987. - 21 с. - (Сер.: Музейное дело и охрана памятников : обзор. Информ.; вып. 2.)

52.Гончаренко Н.М. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970-х - 2000-х гг. : автореф. дис... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Гончаренко Наталья Михайловна ; [Науч.-исслед. Ин-т теории и истории изобразит, искусств Рос. акад. художеств]. - М., 2011. - 284 с. :.

ил.

53.Давыдов А.Н. Музеи под открытым небом : (реферативный обзор) / Давыдов А.Н., Лисюк В.Е. - М. : [Б. и.], 1986. - 9 с. - (Культура и искусство за рубежом. Сер. Музейное дело и охрана памятников : экспресс-информация; вып. 6.)

54.Давыдов А.Н. Экоскансен: социальная активность музея под открытым небом в свете теории «нового музееведения» / А.Н. Давыдов //

211

Традиционные и новые обряды народов СССР и их отражение в музеях под открытым небом : тез. докл. Всесоюз. науч.-практ. конф. ; сост. А.Б. Пермиловская. - Архангельск, 1989. - С. 9-11.

55. Деготь Е. Национальные павильоны Венецианской биеннале : своими глазами / Е. Деготь // Open Space Электронный ресурс. — Режим доступа : http://www.openspace.ru/mediathek/details/10771/

56. Дуцев М.В. Концепция архитектуры современного центра искусств: диссертация. Нижний Новгород, 2005. 249 с.

57.Евангели А. До и после нулевых / А. Евангели // Диалог искусств. - 2011. -№2.-С. 71-74.

58. Ефимов А., Шулика Т. Открытое проектирование // Музейная экспозиция. Теория и практика музейной экспозиции. Новые сценарии и концепции: сборник научных статей. М.: Российский институт культурологии, 1997. 178 с.

59. Желнина A.A. Визуализация городской культуры и любительская фотография / Анна Желнина // Визуальные аспекты культуры 2006 : сб. науч. ст. / под ред. B.JI. Круткина, Т.А. Власовой ; ГОУВПО «Удмуртский государственный университет». - Ижевск, 2006. - С. 173 -180.

60.Жидков B.C. Искусство и общество / B.C. Жидков, К.Б. Соколов. - СПб. : Алетейя, 2005. - 592 с.

61.3абельшанский Г.Б. Город как архетип культуры / Г.Б. Забельшанский // Проблемы истории архитектуры : Всесоюз. науч. конф., Суздаль 1991 г. : тез. докл. / Госкомархитектуры, ВНИИТАГ. - М., 1990. - Ч. 2. - С. 25-29.

62.Иконников A.B. Архитектура XX века : утопии и реальность. [В 2 т.]. Т. 1. / A.B. Иконников. - М. : Прогресс-Традиция, 2001. 654, [1] с. : ил.

63. Инфраструктура возможностей : [отчёт о работе Круглого стола «Норма культуры...» в рамках Моск. урбанистич. форума] // Диалог искусств. -2014.-№2.-С. 22-25.

64.Каганов Г.З. Образы городской среды в массовом сознании и в искусстве : дис. в форме науч. докл... д-ра. искусствоведения / Каганов Геогрий Зосимович ; Рос. акад. архитектуры и строит, наук, Науч.-исслед. ин-т теории архитектуры и градостроительства. - М., 1999. - 73 с. - Библиогр.: с. 69-72.

65. Калугина Т.П. Историко-типологическое исследование экспозиций художественного музея : дис... канд. ист. наук / Калугина Татьяна Павловна ; АН СССР, НИИ культуры. - М., 1991. - 129 с.

66. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: монография. / Калугина Татьяна Павловна ; СПб.: Петрополис, 2008.- 244 с.

67. Каталог выставки «Стекло на траве и керамика в пейзаже» / сост. Е.Власова, А.Пузанова, А.Поцелуева, М.Зарицкая, О.Старцева; Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.- Санкт-Петербург., 2010. - 98 с.

68.Казакова Л. Стекло в пространстве / Л. Казакова // Декоративное искусство. - 2003. - № 3-4. - С. 48-49.

69.Казакова Л. Стекло в пространстве, пространство в стекле / Казакова Л. // Искусство в современном мире : к 250-летию Российской академии художеств : [сб. ст.] / Рос. акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств ; [сост. М. П. Лазарев]. - М., 2004. -Вып. 1.-С. 161-170.

70.Крамаренко Л. Выставки произведений из стекла / Л. Крамаренко // Юный художник. - 2003. - № 10. - С. 21-23.

71.Кривцун О. Адаптация обществом новых языков искусства / Кривцун О. // Диалог искусств. - 2014. - № 3. - С. 56-58.

72.Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы от античности до наших дней / Эренфирд Клукерт ; сост. Рольф Томан ; фот. Маркуса Басслера [и

др.]. - Москва : Арт-Родник, 2008. - 496 с. : ил., цв. ил. - Библиогр.: с. 488489. - Алф. указ. имен: с. 490-493. - Указ. геогр. назв.: с. 494-495.

73.Коган Л.Б. Урбанизация / Коган Л.Б. // Философская энциклопедия : в 5 т. - М., 1970. - Т. 5.-С. 285. '

74. Колейчук В.Ф. Проблемы визуальной культуры / Колейчук В.Ф., Лаврентьев А.Н. // Эксперимент в дизайне: учеб. пособие / сост. А. Лаврентьев. - М. : Университетская книга, 2010. - С. 151-167.

75. Курбатов В.Я. Сады и парки.- Петроград,1916.

76. Лаврентьев А.Н. История дизайна : учеб. пособие для студентов вузов / А.Н. Лаврентьев. - М. : Гардарики., 2007. - 303, [1] е., [8] л. ил. -(Disciplinae).

77. Лавреньев А.Н. Метаморфозы пространства / Лавреньев А.Н // Эксперимент в дизайне: учеб. пособие / сост. А. Лаврентьев. - М. : Университетская книга, 2010. - С. 60-68.

78. Ландшафтный дизайн : словарь терминов / под. ред. Вергунова А.П. - М. : МАРХИ, 2001.- 120 с.

79.Ламеко О.И. Архитектурная графика конца XVIII - начала XIX века / О.И. Ламеко. - СПб. : ГМЗ "Павловск", 2011. - 219 с. : ил., цв. ил. - (ГМЗ "Павловск" : полный каталог коллекций ; т. 15 : Графика, вып. 1). -Библиогр.: с. 211-212. - Указатели: с. 213-219.

80.Лаппо Г.М. Города на пути в будущее / Лаппо Г.М. - М. : Мысль, 1987. -236, [1] е., [8] л. ил. : ил., карт. - Библиогр.: с. 229-235.

81. Лебедева Г.С. О средовом восприятии городских структур // Городская среда : сб. материалов Всесоюз. научн. конф. / ВНИИТАГ ; сост. A.A. Высоковский, Г.З. Каганов. - М., 1989. - 4.1. - С. 35-41.

82.Лэндри Ч. Креативный город / Чарльз Лэндри ; [пер. с англ. В. Гнедовский и др.]. - М. : Классика-XXI : Институт культурной политики, 2006. - 397, [2] с. - Библиогр.: с. 380-388. - Указ.: с. 394-399.

83.Лисюк В.Е. Музеи под открытым небом : реф. обзор / Лисюк В.Е. // Культура и искусство за рубежом. Сер. Музейное дело и охрана памятников : экспресс-информация. - М., 1981. - Вып. 4. - С. 4-11.

84.Лобанова Ю.В. Художественный образ города как явление культуры / Ю.В. Лобанова // Культурологические исследования: направления, школы, проблемы : сб. научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-С. 97-101.

85.Линч К. Образ города / К. Линч ; пер. с англ. В.Л. Глазычева. - М. : Стройиздат, 1982. - 328 с.: ил.

86.Лихтварк А. Музеи как образовательные и воспитательные учреждения/Образовательные и воспитательные задачи современного музея. Под. Ред. Л.Г.Оршанского - Спб., 1914.- 364 с.

87. Лотман Ю.М. Технический прогресс как культурологическая проблема / Ю.М. Лотман // Зеркало. Семиотека зеркальности [сб. ст. / редкол.: С.Г. Барсукови др.]. - Тарту, 1988. - С. 97-116. - Библиогр. в примеч.: с. 114116. - (Труды по знаковым системам ; вып. 22)(Учёные записки Тартуского государственного университета ; вып. 831).

88. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Лотман Ю.М. // Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : ст., исслед., заметки / Ю.М. Лотман. - СПб., 2001. - С. 150-391.

89. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю.М. Лотман // Семиотика города и городской культуры. Петербург : [сб. ст. / редкол.: М.Л. Гаспаров и др.]. - Тарту, 1984. - С. 30-45. -(Труды по знаковым системам ; вып. 18)(Учёные записки Тартуского государственного университета ; вып. 664).

90. Лотман Ю.М. О природе искусства / Ю.М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - С. 265-271.

91. Лотман Ю.М. Архитектура в контексте культуры // Семиосфера : Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров : ст., исслед., заметки / Ю.М. Лотман. - СПб., 2001. - С. 677-684. - Библиогр. в примеч.

215

92.Лотман Ю.М. «Золотое сечение» и проблемы внутримозгового диалога / Лотман Ю.М., Николаенко Н.Н/ // Декоративное искусство СССР. - 1983 -№9.-С. 31-34.

93.Лефевр А. Парки и сады : пер. с фр. / Андре Лефевр. - М. : Фитон+., 2010. - 168 с. - (Классика садово-паркового искусства).

94.Майлз М. Куда теперь? После креативного города / Малкольм Майлз // Искусство. -2012. - № 3. - С.135-141.

95. Майстровская М.Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования и экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств (опыт обоснования концепции) : дис... канд. искусствоведения : 17.00.05 / Майстровская Мария Терентьевна ; Моск. высш. худож.-промыш. училище (б. Строгановское). -М., 1987.-202 с.

96. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) / Майстровская М.Т // Музееведение. На пути к музею 21 века : сб. науч. тр. / НИИ культуры ; редкол.: Никишин H.A. (отв. ред.) и др. - М., 1989. - С. 50 - 65.

97. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденции развития / М. Майстровская // На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологи. -М., 1997.- С. 7-22. -Библиогр.: с. 21-22.

98. Майстровская М.Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: (в контексте искусства, архитектуры, дизайна) : автореф... д-ра искусствоведения : спец. 17.00.06 / Майстровская Мария Терентьевна ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - М., 2002 - 54 с.

99.Мамонов Б. Манифеста 4 // ncca-kaliningrad.ru. — 2002.

100. Мизиано В. Новая точка сборки / Виктор Мизиано ; записала Даша Барышникова // Искусство. — 2008. — № 4. - С. 88-93.

216

101. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. тр. / [редкол.: В. Ю. Дукельский (отв. ред.) и др.]. - М. : НИИК, 1989. - 221 с. - (Музееведение / М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры).

102. На пути к музею 21 века. Музееведение : сб. науч. тр. / НИИ культуры ; редкол.: Никишин H.A. (отв. ред.) и др. - М., 1989. - 217 с.

103. На пути к музею XXI века. Музееведение : Регион, пробл. развития музейн. дела : сб. науч. тр. / АН СССР, НИИ культуры ; отв. ред. H.A. Никишин. - М., 1990. - 157с.

104. На пути к музею XXI века. Музееведение : Музеи-заповедники : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, НИИ культуры и др. ; отв. ред. H.A. Никишин, О.Г. Севан. - М., 1991. - 237с. - Библиогр. в конце ст.

105. На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция : Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Рос. ин-т культурологи ; отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. -М., 1997. - 365с., [20] л. ил. : ил. - Авт. статей: М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, H.A. Никишин, М.Т. Майстровская, Т.П. Поляков и др.

106. На пути к музею XXI века. Музей и новые технологии / Рос. акад. наук, Рос. ин- культурологи ; [сост. и науч. ред. H.A. Никишин]. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 216, [1] с. : табл. - Авт. статей: М.Б. Гнедовский, A.B. Лебедев, H.A. Никишин, H.H. Павлова, Т.П. Поляков и др.

107. Музей будущего: информационный менеджмент : [сб. ст. / сост. A.B. Лебедев ; науч. ред.: A.B. Лебедев, Е.Л. Иванова, Е.А. Лебедева - М. : Прогресс-Традиция, 2001. - 315 с. - Авт. статей В.Ю .Дукельский, А.Б.Лагутин, А.В.Лебедев, Н.А.Никишин и др.

108. Музей и личность / [сост. М.Ю. Юхневич]. - М. : Российский ин-т культурологии. Лаб. музейного проектирования, 2007. - 168 с. : ил.

109. Музейное проектирование : [сборник] / Рос. ин-т культурологии, [Лаб. музейного проектирования. ЛМП ; сост. - A.B. Лебедев]. - М. : Лаб.

музейного проектирования ; Российский ин-т культурологии, 2009. - 252, [3] с.

110. Музейная коммуникация: модели, технологии, практики / Рос. ин-т культурологи МК РФ ; [отв. ред. В.Ю. Дукельский]. М., 2010. - 158 с.

111. Музей и регион : к 80-летию Рос. ин-та культурологии : [сб. ст.] / Рос. ин-т культурологии, Лаб. музейного проектирования ; [сост. В.Ю. Дукельский]. - Москва : ЛМП РИК, 2011. - 333, [2] с.

112. Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века / М.В. Нащокина. - М.: Арт-Родник, 2007.- 256 с. : ил. - (Сер. «Сады мира»),

ИЗ. Нащокина М.В. Русские сады. Вторая половина XIX - начало XX века / М.В. Нащокина. - М.: Арт-Родник, 2007.- 216 с. : ил. - (Сер. «Сады мира»).

114. Надеин А. Рекламная акция и художественный авангард / Андрей Надеин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advi.ru/archive/article.php3?pid=l 13&mag=37&rub=0

115. Норденсон Э. Вначале был Скансен / Норденсон Эва // Museum. - 1993. -№ 1.-С. 25-26.

116. Ожегов С.И. Словарь русского языка : 70000 слов / Ожегов С.И. ; под ред. Н.Ю. Шведовой ; АН СССР, Ин-т рус. яз. - М. : Рус. яз., 1990. - 921с.

117. Олдноу Т. Dale Chihuly: A Selective Biography / Олдноу Тина // Glass Art Society Journal. - 2003. - pp. 12-15.

118. Полисский H. У городского искусства должна быть совсем другая форма агрессии / Полисский II. // Искусство. - 2012. - № 3. - С. 177-189.

119. Пичот А. Дом-музей Сальвадора Дали, Порт-Льигат (Кадакес) / Антони Пичот, Монсе Агер, Жорди Пуч ; Фонд «Гала - Сальвадор Дали» ; пер с исп. Самарина С. - Фигерас : Триангле Посталс, 2008 г. - 120 с.

120. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада / Панофский Э. ; пер. с англ.: Бабичевский А.Г. ; общ. ред. и послесл. Дажина В.Д. - М.: Искусство, 1998. - 362 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

121. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / Эрвин Панофский ; пер. с англ. В.В. Симонова. - СПб.: Академический проект, 1999.-394 с.

122. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / Эрвин Панофский ; пер. с англ. В.В. Симонова. -СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2009. - 432 с.

123. Паблик андерграунд // Искусство. - 2012. - № 3. - С. 103-117.

124. Проблемы урбанизации. Город и культура / [сост. Л.Б. Коган]. - М. : Информкультура, 1981. - 31 с. - (Культура. Искусство : обзор, информ. / Информ. центр по пробл. культуры и искусства ; вып. 3). - Библиогр.: с. 35-39.

125. Проблемы художественного языка: стиль как содержание. Реальное и идеальное в искусстве и культуре : материалы конференций аспирантов Российского ин-та истории искусств / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. акад. наук, Рос. ин-т истории искусств ; ред.-сост. A.A. Кириллов. -СПб. : РИИИ, 2009. - 137 с.: ил. - Библиогр. в подстроч. прим.

126. Раппопорт А. Граффити: Искусство или контекст? / Раппопорт А. // Искусство. - 2012. - № 3. - С. 143-155.

127. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне : опыт работы Центр, учеб.-эксперим. студии худож. проектирования на Сенеже / Розенблюм Е.А. ; [предисл. Л. Ждановой]. - Москва : Искусство, 1974. - 175 е., 12 отд. л. ил. : ил.;

128. Розенблюм Е.А. Искусство экспозиции / Розенблюм Е.А // Музейное дело в СССР : сб. науч. тр. / Центр, музей революции СССР.- М., 1983. -С. 23-29.;

129. Розенблюм Е.А. Музей и художник / Розенблюм Е.А. // Декоративное искусство.- 1967.-№ 11.-5-10.

130. Рейтинг посещаемости музеев и выставок // The Art Newspaper Russia. -2014. -№4(23).

131. Райсман С. Процент на искусство / Райсман С. // Искусство. - 2012. - № З.-С. 87-101.

132. Райсман С. Процент на искусство / Райсман С. // Искусство. - 2012. - № З.-С. 87-101.

133. Словарь актуальных музейных терминов // Музей. - 2009. - № 5. - С. 4768.

134. Соловьев Н.К. Современная архитектура Франции / Н.К.Соловьев, B.C. Турчин, В.М. Фирсанов. - М.: Стройиздат, 1981.-302 с.

135. Соловьёв Н.К. Взаимодействие пластических искусств в формировании городской среды : (опыт Франции 1970-х годов) : дис... канд. искусствоведения / Соловьев Николай Кириллович ; Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (бывш. Строгановское). -М., 1980. - 103 с.

136. Соколов М.Н. Принцип Рая : главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида / М.Н. Соколов ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобразит, искусств. - Москва : Прогресс-Традиция, 2011. - 703 е., [16] л. цв. ил.: ил. - Библиогр. в прил.: с. 671-681 и в подстроч. примеч.

137. Сосновская И. Нелинейная оптика арт-пространств / Сосновская И. // Диалог искусств - 2011. - № 2. - С. 124-127.

138. Сад: символы, метафоры, аллегории : сб. ст. / отв. ред. Е.Д. Федотова. -М. : Памятники исторической мысли, 2010. - 488 с.

139. Ткачев В.Н. От петроглифов до граффити : монографии / В.Н. Ткачев.-М.: МГСУ, 2010. - 107 с. : в основном цв. ил. - Глоссарий: с. 98-105. -Библиогр.: с. 106.

140. Тейлор Б. Актуальное искусство. 1970 - 2005 / Б. Тэйлор ; пер. с англ. Э. Меленевской. - М. : Слово/Slovo, 2006. - 256 с.

141. Турчин B.C. Авангардистские течения в современном искусстве Запада /B.C. Турчин. -М. : Знание, 1988.-48 с.

142. Трошина М. Контракт архитектора / Трошина Мария // Искусство. -2012. -№ 2 -.С. 167-185.

143. Трушина J1.E. Эстетика среды / JI.E. Трушина // Эстетика сегодня: состояние, перспективы : материалы науч. конф., 20-21 окт. 1999 г. : тезисы докл. и выступлений / [гл. ред.: Акиндинова Т.А.]. - С.Пб., 1999. -С. 84 — 86.

144. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда / B.C. Турчин. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1993. - 248 с.

145. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии / Толстой В.А. ; Акад. художеств СССР. - М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. - 56 с. : ил. - ([Библиотека по изобразительному искусству для народных университетов культуры, художественной самодеятельности и школьных библиотек])

146. Толстова А. Показательная «Манифеста» // Коммерсантъ. - 2013. - 17

авг. - С.22

147. Успенский А. Преграда для оптики / Успенский А. // Диалог искусств. -2014,-№4.-С. 64-65.

148. Федорова З.С. Архитектурно-декоративные элементы в садово-парковом искусстве : учеб. пособие / Федорова З.С. - М. :, 1980. - 250 с.

149. Фегельсон К. Цели техноарта / К. Фегельсон // Искусство и новые технологии : методологические проблемы современного искусствознания / под ред. И.Я. Иоскевича. - Вып. 7. - С.Пб., 2001. - С. 21 - 26.

150. Фоменко А. Андреас Гурски. Медиа-живопись /А. Фоменко // Декоративное искусство. - 2006. - № 5. - С. 74 - 79.

151. Фоменко А. Медиаживопись / Андрей Фоменко // Искусство кино. -2006. - № 2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/]

152. Филлипс, П. С. Темпоральность и паблик-арт / Патрисия С. Филлипс // Искусство. - 2012. - № 3. - С. 18-31.

153. Харрисон Л. Как читать сады : интенсивный курс по садово-парковому искусству / Лоррейн Харрисон ; пер. с англ. Е.М. Опрышко. - М.: Рипол Классик, 2011. -256 с.

154. Холмогорова О. Московские акционисты. Искусство улиц и площадей / О. Холмогорова // Собрание. - 2006. - № 3. - С. 74 - 79.

155. Чертов Л.Ф. Виртуальные пространства изображений / Л.Ф. Чертов // Виртуальное пространство культуры : материалы науч. конф., 11-13 апр. 2000 г. / С.-Петерб. филос. об-во - СПб.:, 2000. - С. 53 - 55.

156. Четыре интервента: уличные художники о своей работе // Искусство.-2012. -№ 3-С. 67-175.

157. Шабанов Н.К. Художественно-педагогический словарь / Шабанов Н.К., Шабанова О.П. - M .: Академический проект, 2005. - 85 с.

158. Шмелев В.Г. Музеи под открытым небом : очерки истории, возникновение и развитие / В.Г. Шмелев. - Киев : Наукова думка, 1983. -122 с.

159. Шульгин П.М. Вопросы взаимодействия туризма и музейного дела / Шульгин П.М // На пути к музею XXI века. Музееведение : Регион, пробл. развития музейн. дела : сб. науч. тр. / АН СССР, НИИ культуры ; отв. ред.

H.A. Никишин.-М.,1990.-С.141 - 149.

/

160. Эко У. Открытое произведение : форма и неопределённость в современной поэтике / Умберто Эко ; пер.с итал. А. Шурбелева. - СПб. : Акад. проект., 2004. - 380с.

161. Эко У. Отсутствующая структура : ведение в семиологию / Умберто Эко ; пер.с итал. В. Резник, А. Погоняйло. - СПб. : Symposium., 2004. - 538 с.

162. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна : сб. обзоров и реф. / под ред. А. Р. Усмановой. - Минск, 1996. - С. 52-73.

163. 1,2 / К. Ruhrberg, M. Schneckelburger, С. Fricke, К. Honnef. - Köln : Tashen, 1998.-840 p.

164. Aurigi A. Cyberspace and the City: The «Virtual City» in Europe / A. Aurigi, S. Graham // A Companion to the City / ed. by Gary Bridge and Sophie

Watson. - Oxford : Blackwell Publishers, 2000. - P. 489 - 502.

222

165. Adelhart Zippelius. Handbuch der Europäiscyen Freilichtmuseen. - Köln, 1974. -360 p.

166. Barbieri O. Site specific_roma 04[Электронный ресурс] / Olivo Barbieri. -URL: http://www.nital.it/sguardi/19/barbieri.php

167. Barthes R. Semiology and the Urban / R. Barthes // Rethinking. Architecture. A Reader in Cultural Theory / ed. by Neal Leach. - London : Routledge, 1997.-P. 166-171.

168. Bourdon D. Christo and Jeanne-Claude. Wrapped Reichstag. Berlin. 197195 : a documentation exhibition / D. Bourdon, M. Cullen. - Köln : Taschen, 2001.- 156 p.

169. Alexander E.P. Arthur Hazelius and Skansen: The Open Air Museum / Edward P. Alexander // Museum Masters, Their Museums and Their Influence / American Assosiation for State and Local History. - Neshville, 1983. - P. 239276.

170. Claire Zimmerman, Mies Van Der Rohe. Taschen, 2010. 96 p.

171. Cohen J. Le Corbusier / Jean-Louis Cohen. Taschen, 2006. 96 p.

172. Harrison S. Pop Art and the Origins of Modernism / S. Harrison. -Cambridge : Cambridge University Press, 2001. - 280 p.

173. Kwon M. Public Art and Urban Identities (1997) [Электронный ресурс]. / Miwon Kwon // EIPCP : Europe institute for progressive cultural politics. -URL: http://eipcp.net/transversal/0102/kwon/en (дата обращения:24.10.2014).

174. Oldnou T. Dale Chihuly, maestro americano/Dale Chihuly, American Maestro / Tina Oldnou. - Vetro. - 2000. - Vol. 3, no. 7(April-June), 2000. - P. 10-17.

175. Wilson S. The Visual Arts / S. Wilson // The Cambridge Companion to Modern French Culture / ed. by N. Hewitt. - Cambridge, 2003. - P. 290 - 318.

176. Art of the 20 century. Painting, Sculpture, New Media, Photography. Vol. 1,2 / K. Ruhrberg, M. Schneckelburger, C. Fricke, K. Honnef. Köln: Tashen, 1998.-840 p.

177. Bisbe N. La Coleccion: Un proyecto Abierto al Presente / Bisbe Nimfa // Coleccion de Arte Contemporáneo Fundación «La Caixa» / Helena Tatav. Nimfa Bisbe. Ban Ki-moon ; Fundació "La Caixa": et al. - Barcelona, 2000. -P. 21-30.

178. Tatay H. Zonas de Riesgo / Helena Tatav // Zonas de Riesgo : Coleccion de Arte Contemporáneo Fundación «La Caixa» / Helena Tatav. Nimfa Bisbe. Ban Ki-moon ; Fundació "La Caixa"; et al. - Barcelona, 2000. - P. 12-13.

179. R. Armengol, M.C. Comet, A. Freixes, H. Hurtado, G. Pau Llengua catalana i literatura 2 - pag. 103-112 (El Noucentisme).

180. D'Ors Führe C. Urbanismo, arquitecura y jardines en el Noucentisme / Carlos D'Ors Führer // Arquitectura española contemporánea : documentos, escritos, testimonios inéditos / coord. por Angel Urrutia Núñez. - 2002. - P. 115-117.

181. García Guatas, M. Zaragoza contemporánea / García Guatas, Manuel // Monumentos conmemorativos / en Guillermo Fatás (dir.) ; Guía Histórico-Artística de Zaragoza ; Institución «Fernando el Católico». - Zaragoza, 2008. -P. 353-373.

182. Oldknow T. Pilchuck: A Glass School / Tina Oldknow. - 1996. - Baltimore : University of Washington Press, 1996. - 293 p.

183. Steenbergen C. Metropolitan Landscape Architecture: Urban Parks and Landscapes / Steenbergen C., Reh W. - Bissum : TOTH, 2011. - 446 p.

184. Dale Chihuly in Barbaralee Diamonstein, Handmade in America // Conversations with Fourteen Craftsmasters / Harry N. Abrams. - New York, 1983.

185. Stranski Z. Die Prinzipien der musealen Ausstellung / Stranski Zbynec // NMK. -1981. - № I (24). - S. 36.

186. Anish Kapoor [Электронный ресурс] - URL: http://www.anishkapoor.com (дата обращения: 10.06.2013).

187. Официальный сайт подводного музея современного искусства города

Канкун(Мексика)[Электронныйресурс]-

224

URL: http://www.underwatersculpture.com/index.asp (дата обращения: 18.10.2013).

188. Пресс-релиз выставки стекла в Царицыно [Электронный ресурс]. -URL: http://www.museum.ru/N36983 (дата обращения: 22.05.2013)

189. Henk Hofstra [Электронный ресурс]. -. URL: http://www.henkhofstra.nl/project.asp?id=7392238 (дата обращения: 30.11.2013).

190. NYARTS :The International guide to the art world [Электронный ресурс].. URL: www.nvartsmagazine.com/bbs2/messages/1190.html (дата обращения: 22.03.2013).

191. Про паблик арт: современное искусство в общественных пространствах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.propublicart.ru/ (дата обращения: 13.05.2013)

192. Екатеринбургский филиал Государственного Центра современного искусства [Электронный ресурс] / Мин-во культуры РФ. - URL: http://www.uralncca.ru/proiect (дата обращения: 14.04.2013).

193. Chihuly [Электронный ресурс]. - URL: http://www.chihuly.com/ (дата обращения: 18.09.2013).

194. Paintings below zero: Gordon Halloran at la fortessa di finistrelle - The cultural olimpiad / Torino-2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.icepaintingproiect.com/ (дата обращения: 21.06.2014).

195. 11 Festival of lights 9.-18. October 2015 in Berlin [Электронный ресурс]. -URL: http://festival-of-lights.de/ ("дата обращения: 11.05.2014).

196. Fete des lumieres [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fetedeslumieres.lyon.fr/Home (дата обращения: 17.09.2014).

197. Искусство создания песчаных скульптур в России [Электронный ресурс] / Ассоциация скульпторов России по снежным, ледовым и песчаным композициям. - URL: www.sandfestival.ru/ (дата обращения: 24.06.2013).

198. Sculpture by the sea [Электронный ресурс]. - URL: www.sculpturebythesea.com/ (дата обращения: 16.08.2013).

199. Fundado Joan Miro [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.fundaciomiro-bcn.org/fiindacio edifici.php?idioma=6_(дата

обращения: 05.07.2014).

200. Musée du quai Branly [Электронный ресурс]. - URL: http://www.quaibranly.fr/ (дата обращения: 12.09.2013).

201. Documenta [Электронный ресурс]. - URL: http://www.documenta.de/ дата обращения: 19.10.2014).

202. Manifesta :The European Biennial of Contemporary Art [Электронный ресурс]. - URL : http://manifesta.org/ (дата обращения: 12.09.2014).

203. Манифеста 10: Европеййская биеннале современного искусства [Электронный ресурс]. - URL: http://manifestalO.org/ru/manifesta-10/exhibition (дата обращения: 20.08.2014).

204. Alfaro exhibe sus esculturas en un jardín botánico de la Costa Brava . [Электронный ресурс] // El Pais : archive. URL:

http://elpais.com/diario/1999/07/02/cultura/9308664Q6 850215.html (дата обращения: 20.06.2014).

205. Artpolitika [Электронный ресурс] - URL: http://www.artpolitika.ru/ls/index.html (дата обращения: 15.03.2013).

206. Santa Clotilde gardens [Электронный ресурс] // Lloret de mar/ - URL: http://lloretdemar.org/en/what-to-see/not-to-be-missed/581-santa-clotilde-gardens-en (дата обращения: 10.06.2014).

207. Enciclopèdia catalana [Электронный ресурс]. - URL: http://www.enciclopedia.cat/enciclopèdies/gran-enciclopèdia-catalana/EC-GEC-0005208.xml#.VG5brripVxnIU дата обращения: 10.01.2014).

208. Miguel Ortiz Berrocal [Электронный ресурс] // Art directory: fine art. -URL: http://www.art-directory.info/fine-art/miguel-ortiz-berrocal-1933/ (дата обращения: 20.07.2014).

209. Guitart i Lostaló, General [Электронный ресурс] // Art nouveau European route. - URL: http://www.artnouveau.eu/en/author.php?author=:341 &id=9 (дата обращения: 13.04.2013).

210. Gordon Halloran : paintings below zero [Электронный ресурс]..- URL: http://www.paintingsbelowzero.com дата обращения: 19.04.2013).

211. Parc art [Электронный ресурс]. - URL: http://www.parcart.net/ дата обращения: 26.07.2014).

212. Guim Domeñe [Электронный ресурс]. - URL: http://www.quimdomene.eom/public-work/#3 (дата обращения: 22.07.2014).

213. Manuel Sola [Электронный ресурс]. - URL: http://www.manuelsola.cat/index.html (дата обращения: 15.07.2014).

214. Официальный сайт «Сады и время» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid::::z68 (дата обращения: 15.09.2014).

215. Официальный сайт павильона «Барселона» арх. Мис ван дер Роэ [Электронный ресурс]. - URL: http://miesbcn.com/totes-les-activitats/pavi 1 ion-interventions/ (дата обращения: 18.09.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.