Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента: сер. VII - сер. XIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Валид Али Мохамед Махмуд

  • Валид Али Мохамед Махмуд
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2009, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 394
Валид Али Мохамед Махмуд. Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента: сер. VII - сер. XIII вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Ростов-на-Дону. 2009. 394 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Валид Али Мохамед Махмуд

Введение.

Глава I. Проникновение ислама и процесс исламизации населения средневекового города.

1.1.Арабское завоевание.

1.2. Этапы и специфика распространения ислама в Дербенте VII - начала XIII вв.

1.3. Мусульманское духовенство в социальной структуре средневекового Дербента.

Глава П. Исламские художественные традиции в памятниках материальной культуры Дербента сер. VII — сер.ХШ вв.

2.1. Ближневосточные строительные традиции в памятниках монументальной архитектуры мусульманского города.

2.2. Влияние исламского искусства на развитие художественного ремесла Дербента сер.ЛШ - сер.ХШ вв.

2.3. Раннемусульманские захоронения и надгробные памятники средневекового Дербента (УП-ХШ вв.).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам и исламские традиции в духовной и материальной культуре населения средневекового Дербента: сер. VII - сер. XIII вв.»

Дербент вошел в историческую науку как один из крупнейших памятников сасанидского оборонительного строительства на Кавказе и главный оплот наиболее значимых раннесредневековых и средневековых империй Ближнего и Среднего Востока в их борьбе с могущественными объединениями кочевников евразийских степей.

Однако широкомасштабные археологические раскопки, проводившиеся здесь более четверти века (1970-1995) под руководством А. А. Кудрявцева, не только открыли совершенно новые неизвестные этапы древней истории города и отодвинули истоки его возникновения более, чем на 3500 лет, к рубежу эпох энеолита и ранней бронзы, но и позволили показать Дербент как важнейший торгово-экономический, идеологический и культурный центр средневекового Кавказа, самый крупный, наряду с Бердаа, город этого региона.1

Среди многочисленных древних и средневековых городов СевероВосточного и всего Кавказа, Дербент выделяется не только своими размерами, военно-политическим и торгово-экономическим значением, но и тем, что ,, является одним из наиболее широко раскопанных и отображенных в письменных источниках археологических памятников данного региона. Он входит в число немногих древних городов, просуществовавших на протяжении нескольких тысячелетий, от возникновения до наших дней на одном месте и сохранивших в значительной мере свое древнее ядро, впечатляющую монументальную фортификацию, уникальную архитектуру и городскую структуру. В то же время он остается самым известным средневековым городом этого региона, в котором с наибольшей полнотой нашли отображение сложные процессы генезиса городской цивилизации на Северном Кавказе, феодализации и урбанизации местного общества» .

Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, сегодняшней ситуацией на Северо-Восточном Кавказе, где представители радикальных исламских течений, избравших террор как одно из главных средств в достижении своих целей, пытаются аппелировать в идеологическом обосновании методов и форм этой борьбы, к основным принципам и догмам раннего ислама, искажая его содержание и вклад в историческое и социокультурное развитие народов региона.

В советской историографии арабское завоевание Северного Кавказа, как и других регионов страны, рассматривалось только с позиций, где абсолютно преобладали негативные оценки. В значительной мере это соответствовало действительности и завоевание Кавказа, как и любое завоевание вообще, принесло народам региона многочисленные разрушения, разграбления и налоговые тяготы. Однако включение этих территорий в состав Арабского халифата, в сферу его торгово-экономических и социо-культурных отношений, оказало большое влияние на развитие народов Восточного и СевероВосточного Кавказа и других областей региона, особенно на формирование духовной и материальной культуры населения его средневековых городов, крупнейшим из которых являлся Дербент.

Вторжение арабов, принесших с собой новую религию и государственный язык, включение мелких феодальных княжеств в систему единого государства, установление новых культурных и экономических связей привело к существенному изменению всего облика духовной и материальной культуры».3

Ислам в этот период находился в стадии формирования правовых и этических норм, художественно-эстетических представлений и культурных традиций - это оказало огромное влияние на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и идеологических представлений населения средневекового Дербента.

Для обитателей Северо-Восточного Кавказа, как и многих других регионов, ислам постепенно превращался из религии завоевателей, принятой завоеванными «ради живота своего», в верование по убеждению, в собственную религию,4 хотя исламизация многих районов Горного Дагестана растянулась на столетия.

Именно проблеме исламизации населения средневекового Дербента и изучению существенных изменений в облике его духовной и материальной культуры в период VII — ХП1 вв. посвящено данное диссертационное исследование.

Объектом исследования является город, который выступает одной из древнейших, но одновременно и самой современной формой расселения людей, в которой нашел наибольшее отражение уровень социально-экономического и культурного развития общества на конкретном историческом этапе. Арабские завоевания УП — УШ вв., принесшие на завоеванные территории единую новую религию и язык, способствовали формированию, во многом, единообразной культуры, получившей название «исламской», а также способствовали появлению в исторической литературе понятия «мусульманский период» (и «домусульманский период» для эпохи, предшествующей арабскому завоеванию) и «мусульманский город» (соответственно - «домусульманский город»), первый из которых является объектом исследования.

Предметом исследования выступают духовная и материальная культура 4 средневекового населения мусульманского Дербента УП - XIII, вв. Важнейшими аспектами здесь являются история арабского завоевания города и его основные этапы, исламизация населения Дербента и его периодизация, пути формирования исламской художественной культуры, монументального декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и погребальных сооружений, а также похоронных обрядов.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период от середины VII века, когда под стенами Дербента появляются первые арабские отряды, возглавляемые известными в исламском мире военачальниками, до середины Х1П века, когда Дербент попадает под власть монгольских государей (монгольских правителей Ирака-Ильханов и ханов Золотой Орды), в связи с чем и духовная, и материальная культура его населения развиваются под влиянием несколько иных традиций.

Территориальные рамки работы определяются современными границами г. Дербента, Дербентского и Табасаранского районов Республики Дагестан и Кубинского района Республики Азербайджан, на территории которых располагался средневековый Дербентский эмират.

Источниковая база диссертации. В отличие от многих мусульманских городов средневекового Кавказа, история которых весьма скупо отражена в письменных, эпиграфических, а зачастую и в археологических источниках, изучение Дербента в свете проблемы, выбранной в качестве темы диссертационного исследования, опирается на солидную источниковедческую базу, представленную разнообразными сообщениями о городе VII - XIII вв. арабских, персидских, кавказских, византийских, западноевропейских и местных дагестанских авторов; арабоязычными надписями на его стенах, архитектурных памятниках и погребальных надгробных сооружениях; сохранившимися до наших дней архитектурными и погребальными памятниками; впечатляющим по количеству и выразительности археологическим материалом, накопленным в результате раскопок в Дербенте на протяжении более чем двадцати пяти лет (1970-1995) Дербентской археологической экспедицией Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (с 1985г. Дагестанского научного центра АН СССР, ныне Института истории, археологии и этнографии РАН), под руководством доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и Республики Дагестан, академика Международной Академии наук высшей школы Кудрявцева Александра Абакаровича.

Приношу ему глубокую благодарность за разрешение использовать в диссертационном исследовании обширный археологический материал его раскопок.

Нарративные источники, обозначенные как первая группа источников, являются очень важным и необходимым компонентом источниковой базы диссертации, особенно широко использованы при написании разделов первой главы исследования.

Первая группа источников включает в себя сведения арабских, армянских, албанских, грузинских, персидских, византийских, западноевропейских и местных дербентских и дагестанских авторов о Дербенте VII-XIII вв. При работе над письменными источниками и необходимости их сопоставления мною были использованы собственные переводы некоторых арабских текстов, а так же исследования и переводы Х.Д. Френа, А. Казем-бека, В.В. Бартольда, В.Ф. Минорского, Н.В. Ханыкова, К.П. Патканова, Н.О. Эммина, H.A. Караулова, М.И. де Гуе, И. Крамерса, П.К. Жузе, М. Алиханова-Аварского, Л.И. Лаврова, A.A. Бакиханова, Е.А. Пахомова, В.А. Крачковской, Л.Т. Гюзальян, А.П. Новосельцева, З.М. Буниятова, Б.Н. Заходера, Г. В. Цулая, О.Г. Большакова, М.-С. Саидова, А.Р. Шихсаидова, М.Х. Нейматовой, С.Б. Ашурбейли, и др. Перевод и комментарии целого ряда арабских нарративных источников и эпиграфических памятников были использованы с дополнениями, уточнениями и толкованиями диссертанта.

Сведения о Дербенте раннемусульманской поры, содержащиеся в произведениях ряда византийских, сирийских, армянских, албанских, грузинских авторов УП-VIII вв. (Феофан Исповедник, Михаил Сириец, Ананий Ширакаци, Себеос, Гевонд, Моисей Каганкатваци и др.) весьма отрывочны и скупы. В основном, они касаются отдельных вопросов политической истории города (Моисей Каганкатваци «Хроника Сумбата»), возникновения его укреплений (Гевонд, Себсос) и их военно-стратегической роли в регионе (Моисей Каганкатваци, Гевонд), но наряду с этим, в данных источниках содержатся некоторые сведения о первых мусульманских строениях и памятниках культовой архитектуры раннесредневекового города (Моисей Каганкатваци).

Особая роль Дербента в охране северных границ Арабского халифата, о чем свидетельствует уже само арабское название города Баб ал-абваб (Ворота ворот), военно-политическое, торгово-экономическое и религиозноидеологическое значение города привлекали к нему широкое внимание средневековых историков и географов. Среди многочисленных сочинений, в которых освещаются время появления ряда фортификационных сооружений, наиболее известных мечетей и мусульманских памятников монументального искусства, а так же те или иные аспекты арабского завоевания и военно-политической истории города, социальной структуры мусульманского общества Дербента VIII — ХП1 вв., выделяются труды таких известных арабских авторов, как Баладзори (cSjjj^M1) , Я'куби (c^íj^X Ибн Хордадбех (Uihji (jj1)? ат-Табари (csj^1) , ал- Куфи (cAs^)> Мас'уди ал-Истахри jiJa^VI), Ибн Хаукал (Jáj^ Oí1)) ал- Макдиси (^улЬЛ) и др.

Это было время расцвета арабской географической и исторической науки в халифате5 - в период VIII-X вв. крупнейшего государства средневекового Востока, в состав которого вошел Дербент, и где складывались общая исламская культура, художественное ремесло, монументальное искусство, язык, письменность и религия.

Среди многочисленных сочинений арабских историков и географов IX-X вв. выделяется труд Баладзори (ум. 892 г.), носящий название «Футух ал-булдан» (оЩ\ (Книга завоевания стран), который в главе о завоевании

Армении дает много проверенного материала о Дербенте, частично основанного на сасанидских исторических традициях. Особенно важны его сведения об арабских походах и восстановительных работах, проводимых Масламой б. Абд ал-Меликом ^ Сa в Дербенте о возведении или перестройке им «Пятничной» Джума-мечети, о «квартальных » мечетях, а также об истории строительства фортификационной системы города, о мечетях в башнях городских стен и о его «морских стенах», их протяженности и приемах возведения. Причем, здесь Баладзори, в отличие от более поздних авторов, приводит наиболее правдоподобное описание строительства стен в море.

Тарих» (История) Я'куби (eríj5*^1 6uü) (ум. в 897 г.) является «въедающимся и точным источником», содержащим в себе много ценнейших сведений по раннесредневековой истории Дербента и времени арабского завоевания, а так же о строительных и военно-политических усилиях арабских наместников по укреплению здесь власти халифов, о возведении соборной и квартальных мечетей в городе VIII века, о переселении сюда 24 тысяч арабских воинов из центральных районов Арабского халифата. Этот автор приводит детали, отсутствующие у Баладзори. Особенно важны для нашего исследования его данные о происхождении дербентских Хашимидов - первых местных мусульманских правителей города.

Сочинение перса Ибн Хордадбеха «Китаб ал-масалик вал-мамалик» (Книга путей и государств) <ЛЗ£ - ¿¿1) , которую В.В.

Бартолъд назвал самым ценным произведением арабской географической литературы, отличается большой точностью и тщательностью подбора фактов. Ибн Хордадбех (-М^-Ъ^ был одним из слушателей и читателей Саллама ат-Тарджумана (сА^эи^ отправленного халифом ал- Васиком Биллахом

Ь ¡35(^51 ЯЬШ))(842-847) к Дербентской стене - стене библейских - «Гог и Магаг» (арабе. Ддхуд и Мадхут) Этот автор дал самый ранний и подробный рассказ «о путешествии к стене Дджудж и Маджудж - знаменитых Гог и Магог», т. е. к Бабал-абваб (мЬ/^ ч4г). Ат-Таржуман (и^^1) дал такое впечатляющее описание оборонительного комплекса последнего, что ряд исследователей не исключают возможность отождествления сообщений саллама ат-Тарджумана (и^^1 Я^Хл) с Великой Китайской стеной, хотя ведущие специалисты не сомневаются в их отнесении к Дербенту.

Ат-Табари (соД^), автор конца 1Х-нач. X в., в своей книге «Тарих ар-расул вал-мулук» <-1^6^) ' (История пророков и царей), представляющей всемирную историю от сотворения мира до правления халифа ал-Мухтадира (.>£1*11 ЯзЛаЛ) (914-915 гг.), сообщает интереснейшие сведения об исламских памятниках Дербента и об этапах возведения дербентских укреплений в проходе тремя сасанидскими царями. В X в. этот труд был переведен на персидский язык сасанидским визирем Балами (ум. 974 г.), который дополняет интересными деталями данные ат-Табари (<5 о мусульманских культовых сооружениях и памятниках города, о ремесле и торговле Дербента в X в. о художественном ремесле и ткацком производстве, а также о развитии ковроделия здесь. Он первым из средневековых мусульманских авторов выделяет составные части структуры города: «шахристан» (СР^je-")- город между стенами, «кала» - крепость (цитадель), «шахр»- город в общем понятии.

Абу Мухаммад ал-Куфи (¿А^1 (ум. в 926 г.), написавший трехтомный труд «Китаб ал-Футух» (cj^ ч-^) (Книга завоеваний), является одним из относительно мало известных арабских историков, которого ряд европейских исследователей считает «автором, написавшим романтическое произведение о времени первых мусульманских завоеваний»6. Однако «Книга завоеваний» ал-Куфи (cAj^Oj извлечения из которой по истории Азербайджана и Дагестана VII- IX вв. были изданы З.М. Буниятовым, является новым и важным источником по истории средневекового Дербента, так как в этом сочинении есть ряд сведений, отсутствующих у Баладзори, Я'куби, ат-Табари) 'cs^jmi ' i5 jj j^ml) -.

Автор сочинения «Мурудж ад-Дзахаб» (ч-л^М ¿rj>«) (Россьши золота^ около 934 г.) Мас'уди (¡j^j^AI) дает «крайне ценное описание Ширвана и ал-Баба»8,основанное на его личных изысканиях, полученных во время многочисленных путешествий, хотя и не совсем ясно, бывал ли он сам в Дербенте. Внимания заслуживают его сообщения об истории строительства Джума-мечети и квартальных мечетей города, описания Горной и «морских стен», Дербента, их протяженности и приемов возведения. Особенно интересны данные об историческом месте укреплений Дербента в кавказской фортификационной системе и его экономике, о торговых связях города и антивизантийской деятельности дербентских купцов-мусульман в Северном Причерноморье, а также сообщения о дербентско-ширванских отношениях.

Важные сведения о Дербенте содержатся в труде «Китаб ал-масалик вал-мамалик» («ííIUaIIj táiLuuJI ц-AjS) (Книга путей и государств) автора первой полвины X в. ал- Истахри ((¿j^b.^yi), являющегося выдающимся представителем «классического периода халифатской географии». Ал-Истахри рисует Дербент крупнейшим центром международной торговли, главным портом на Каспии, городом с высокоразвитым ремеслом. Особенно интересны его данные о текстильном производстве Дербента, экспорте тканей и одежды на ближневосточные рынки, о торговле мехами и рабами. Очень важны для моей работы сообщения ал-Истахри о Джума-мечети и квартальных мечетях, об арабских воинах-переселенцах, о размерах города и его торговых связях, о дербентовской гавани и её строительстве.

Значительный интерес представляет сочинение Ибн ал-Факиха(^^ ¿я1) (X в.), который в своем труде «Китаб ал-булдан» (и'Д^ ч^) (Книга о странах) дает ценное описание мусульманской и доисламской архитектуры Дербента, его древнейших ворот, отдельных памятников исламского монументального искусства и великолепных каменных скульптур, украшавших ворота и сооружения города мусульманского времени.

Ибн Хаукал ^1) (X в.) - еще один известный представитель арабской классической средневековой географии - воспроизводит в своем труде «Китаб ал-масалик вал-мамалик» (^^Ь ¿НииЛ (Книга путей и государств) в основном материалы, сообщаемые Истахри, но дополняет их очень важными данными о культовой исламской архитектуре, размерах города, его порте, об уровне развития ремесла и торговли. В связи с этим справедливы замечания известных специалистов, что как труды «Истахри (с^Ь'-ЛЛ) Не являются только копией Балхи, так и Ибн Хаукал (сД^ о?')- не только копия Истахри »9.

Очень важные данные о Дербенте сообщает автор второй половины X в. ал-Мукаддаси (^»»и^М) («Лучшее из делений для познания климатов»), который приводит весьма ценные описания исторической топографии средневекового Дербента, дает характеристику отдельных культовых памятников города, его фортификационной системы и сообщает уникальную подробность о местонахождении соборной мечети (Джума-мечети) «посреди базарных площадей», где находился и фонтан или источник ('айн). Наряду с Хилалем ас

Саби (суД^ сДл)(автор XI в.), этот автор сообщает о способах крепления каменных блоков кладки памятников и оборонительных стен города.

Особую ценность среди нарративных источников Х1-ХШ вв. представляют местные исторические хроники, важнейшими из которых являются: «Тарих Баб ал-абваб» ¿оЦ)(История Дербенда), «Рейхан ал-хакаик ва бустан ад- дакаик» (сэ^1 и^ сЗ^^1 иЦи)(Базилик истин и сад тонкостей), «Тарихи Дербенд-наме» (История Дербенда).

Хроника «Тарих Баб ал- сокращенный вариант которой дошел до нас в сочинении известного турецкого историка Ахмеда Ибн Лютфуллаха (Мюнеджим-баши), является уникальным источником, рисующим социальную структуру и сложные процессы развития феодального общества самого крупного мусульманского города Северо-Восточного и всего Кавказа. Сам Мюнеджим-баши неоднократно подчеркивал, что его главный источник был составлен в Дербенте около 500 г. х., т.е. 1106 г., хотя фактически хроника завершается 468 г.х. (1075 г.).

В «Тарих ал-Баб» содержатся ценнейшие материалы по политической истории Дербента Х-ХГ вв., данные об яростной социальной борьбе внутри дербентского мусульманского общества и о сословном составе последнего. Источник рисует расстановку сил в обществе, социальный статус и место мусульманского духовенства в нем, позволяет судить о структуре и роли исламских группировок в острых сословных противоречиях в Дербенте, показывает сложные взаимоотношения эмиров города с местной аристократией и соседними феодальными правителями Кавказа. Очень важны и уникальны сведения источника по социальной и исторической топографии мусульманского Дербента и о его культовой архитектуре.

Не менее ценным для изучения социальной структуры и истории становления идеологических представлений мусульманского населения города является, обнаруженное в середине XX в. дагестанским арабистом М.-С. Саидовым сочинение дербентского ученого ХЗ в. Абу Бакра Мухаммеда ад-Дербенди «Рейхан ал-хакаик ва бустан ал-дакаик» (<¿^1 й^ (З-1^1 ¿и^), рисующее Дербент как один из крупных очагов суфизма не только на Кавказе, но и на всем мусульманском Востоке. Эта средневековая дагестанская историческая хроника содержит очень важные сведения о социальной структуре дербентского средневекового общества, и его сословном характере, о составе городских низов, их идеологических представителях, о городском ремесле, о категориях ремесленников и мелких торговцев, о суфийских шейхах и уровне их влияния на городской люд Дербента и его повседневную жизнь.

Известная историческая хроника «Тарихи Дербенд-наме» представляет собой компилятивный труд, основанный на извлечениях из ценных арабских и персидских источников, сделанных Мухаммедом Аваби Акташи (цЯЗ*! е^Ы Многие данные «Дербенд-наме» перекликаются с материалами «Тарих Баб ал-абваб» чЛ? ¿и15), но в отличие от последней, симпатии ее автора целиком на стороне местной феодальной знати города - раисов.

Несмотря на легендарность и даже фантастичность отдельных мест этой хроники, несмотря на ее явную компилятивность и тенденциозность, «Дербенд - наме» является важнейшим источником по истории города и средневековым этапам его развития, по вопросам возникновения и функционирования крупнейших фортификационных, жилых, культовых и погребальных сооружений Дербента мусульманского времени, а также социальной структуре и исторической топографии последнего. Достоверность целого ряда сообщений этого исторического сочинения, таких как: версии о досасанидском, значительно более древнем возникновении города, о перестройке Джума-мечети из христианского храма и о строительстве квартальных мечетей, о хронологии кладбища «Кирхляр», о раннеарабском поселении «Пир Дамешки», о разновременности строительства северной и южной стен Дербента, была подтверждена археологическими исследованиями.

Среди других арабоязычных источников этого времени выделяются труды ал-Гарнати и Ибн ал-Азрака (олУ^! ¿«Ь су^Ъ*^), посетивших город в XII в. и оставивших важные сведения о дербентских правителях, об их особых взаимоотношениях с царями Грузии и с другими государями Кавказа, о мусульманском населении самого Дербента и расположенного в его окрестностях раннеарабского поселения «Пир Дамешки» ¡3^) (Старый

Дамаск), а так же данные о размерах Дербента в XII в., имеющие большое значение для понимания процесса формирования топографии и структуры мусульманского города, а так же о численном составе его населения.

Значительную ценность для истории Дербента мусульманской поры имеют сведения таких известных авторов ХШ в., как Ибн ал-Асир, Йакут, Закария Казвини 'сД^1 о¿1), которые опирались в своих сочинениях на труды предшественников, но значительно дополнили их ценными реалиями ХП-ХШ вв. о структуре города и его архитектурных, в том числе мусульманских культовых памятниках, о ремесле, торговле, земледелии и скотоводстве. Особенно важны данные Ибн ал-Асира и

Йакута (сД^эЫЬ и^) о мусульманских правителях Дербента и Ширвана, о текстильном производстве города, не потерявшем своей роли в его экономике и в ХП-ХП1 вв., а также их сообщения о связях Дербента с сельскохозяйственной округой, где располагались «исламские центры», а также роли сельского хозяйства в экономике города.

Ряд интересных данных по истории Дербента содержатся в поэтических произведениях ХП-ХП1 вв. (Низами Гянджеви, Хакани, Муджир - и Байлакани и др.) и в сочинениях многих других авторов этой эпохи (Идриси, Ибн Сайда Азизи, Абу-л-Фиды, Рашид ад-дина, Хамдаллаха Казвини, ал-Джуржани, ал-Бакуви и др.) ^¿¡рИ льЗ^ сЫ! ^ аи^Ь

Значительно меньше сведений о Дербенте содержат грузинские и армянские источники Х1-ХШ вв. Здесь выделяются хроники «Жизнь картлийских царей» (Леонти Мровели, Ж в.), «Жизнь Вахтанга Горгасала» (XI в.), «Всеобщая история» ( Вардан Великий, ХШ в.), «История Армении»

Киракос Гандзакеци, XIII в.), «Хронографическая история» (Мхитар Айриванский, XIII в.) и др.

В этот период сообщения о Дербенте появляются и в западноевропейской литературе, где можно отметить важные сведения о городе ХП1 в., его оборонительных стенах, городской структуре, ткацком производстве и развитом шелководстве, содержащиеся в трудах знаменитых средневековых дипломатов и путешественников Вильгельма Рубрука и Марко Поло.

Эпиграфические материалы. Эпиграфические памятники Дербента, представленные многочисленными разнохарактерными надписями на его каменных погребальных надгробиях, средневековых гражданских и культовых сооружениях, оборонительных стенах, являются важным источником по истории города VII — XVIII вв. По языку они, в основном, делятся на две большие группы: ираноязычные, включающие среднеперсидские (сасанидские - V-VII вв.) и новоперсидские надписи, в большинстве своем связанные с развитием Дербента в период XV- XVIIIbb. и арабоязычные, из которых мы рассматриваем лишь относящиеся к исламскому периоду его существования в Vn-XVIII вв.

Арабоязычные надписи Дербента, относящиеся к исследуемому в диссертационной работе периоду (VII — ХШ вв.), можно разделить на две группы: надписи на погребальных надгробиях и строительные надписи на архитектурных сооружениях фортификационного, культового, жилого назначения.

К первой группе, в основном, относятся надгробные надписи на саркофагах кладбищ Кирхляр и Джюм-Джум, содержащие, обычно, выдержки или отдельные суры Корана и краткие сведения о погребенном. К этой группе эпиграфических памятников относится и самая ранняя в Дагестане и на всем-Северном Кавказе надпись с датой 469г.х. (1076-1077гт.), нанесенная «цветущим» и «простым» куфи на саркофаг, известный как могила «Джюмджум»11. Надписи нанесены почерком, в основном, «куфи» (ранние) и «насх» (XI-XIIIbb.).

Вторая группа эпиграфических памятников, относящихся к исследуемому периоду, представлена разнообразными строительными надписями на стенах и воротах северной и южной городских стен, на стенах и воротах цитадели Нарын-кала, на мечетях города, включая наиболее значительную и известную из них — Джума-мечеть.

Особенно важна здесь надпись на куполе Джума-мечети, содержащая сведения об интересующем нас периоде (надпись 770 г. х. — 1368-1369 гг., в которой сообщается о постройке Джума-мечети в VIII в. и о перестройке ее в XTV в.). В работе мною, в основном, были использованы публикации и переводы X. Д. Френа, И. Н. Березина, JI. И, Лаврова, а также Н. В. Ханыкова, Е. И. Пахомова, А. Р. Шихсаидова, М. X. Найматовой и др., в отдельных случаях - собственные переводы и дополнения.

В отличие от пехлевийских надписей Дербента, арабоязычные, как и новоперсидские надписи, были нанесены не только на стенах города и цитадели, но и на целом раде других памятников, включающих культовые сооружения, общественно-бытовые постройки. Погребенья и надгробья содержат важные сведения о социальном, экономическом, политическом, культурном развитии Дербента VIII — XIII вв.

Несмотря на довольно канонизированный текст эпитафий, они порой содержат ряд очень важных сведений об исторических событиях этого периода и о социальном положении погребенного.

Надписи в одних случаях высекались на стенах уже построенных ранее сооружений (например, на конструкциях Джума-мечети, на стенах цитадели, на северной и южной городских стенах), в других случаях - наносились на специальные плиты из местного камня-ракушечника, которые потом вставлялись в стену возведенных или отремонтированных построек (Бала-мечеть, Кирхляр-мечеть и др.).

Наиболее ранняя строительная надпись, сохранившаяся теперь лишь в зарисовках Д. Кантемира, относится к 728 г. или 734г. О постройке или ремонте ворот в южной стене города сообщает надпись 770 г., дошедшая до нас тоже лишь в альбоме Н. В. Ханыкова.

Особый интерес для данного исследования имеют те строительные надписи, в которых помимо общих сведений о постройке и даты ее сооружения приводится профессиональное звание мастера-строителя, подчеркнутое специальным термином. Первая надпись с подробным термином «ал-банна» строитель относится к XI — XII вв. Ее наиболее полный и точный перевод был

1 ^ издан JI. И, Лавровым % который справедливо указывает на ошибку С. О. Хан-Магомедова, читающего в надписи дату — 865г.

Большую ценность представляют надписи, содержащие социальные термины и титулы (например, надгробная плита XI в. с кладбища Кирхляр, где сообщается, что погребенный был шейх , имам (^Ц), «кадии кадиев» «oUball ^13»13 и очень малочисленная группа памятников, носящих характер юридических актов, подобно надписи на южной городской стене возле дома Юсуф-хана (¿М- '-^jd), в которой сообщается о передаче «в вакф почтовой станции» источника воды вместе с колодцем.14

Для надписей Дербента VIII — Х1П вв., как и вообще для ранних арабоязычных памятников Кавказа, характерен почерк «куфи» (<А£), который использовался в надписях Дербента вплоть до ХШ в., сосуществуя в XI — Х1П вв. с почерком «насх» Одним из ранних примеров применения «насха» в архитектуре города может служить строительная надпись у ворот Дубара-капы, датируемая 580 г.х. (1184-1185).

В ХШ-ХУШ вв. почерк «насх» получает широкое распространение и повсеместно используется в надгробных и строительных арабоязычных надписях Дербента.

Строительные, надгробные, юридические, хозяйственно-бытовые, благопожелательные надписи, выявленные в Дербенте, позволяют уточнить время постройки отдельных мусульманских памятников и сооружений города, дают представление о динамике развития и формирования исторической топографии последнего, содержат социальную и профессионально-ремесленную терминологию, раскрывающую структуру местного феодального общества, характеризуют уровень развития строительного дела здесь и степень профессионального мастерства ремесленников.

Археологический источник. Археологический материал является наиболее ценным и совершенно новым источником по истории развития фортификационной, религиозной и жилой архитектуры, культовых и погребальных памятников мусульманского города, исламского художественного ремесла и искусства, который стал доступен для исследования в результате широких многолетних археологических раскопок, впервые начатых в Дербенте в 1970 г. экспедицией Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, с 1991 года Научного центра РАН под руководством основателя Дербентской археологической экспедиции, доктора исторических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации и республики Дагестан, академика Международной Академии наук высшей школы, ныне декана исторического факультета и заведующего кафедрой археологии и региональной истории Ставропольского государственного университета - Кудрявцева Александра Абакаровича.

В результате археологического изучения Дербента удалось исследовать многочисленные памятники фортификационной, культовой и гражданской архитектуры, впервые изучить художественное ремесло, монументальное и декоративное искусство, а также мусульманские захоронения средневекового города, получить обширную информацию о различных сферах материальной и духовной культуры обитателей Дербента УП-ХУШ вв. Впервые на Северном Кавказе здесь были выявлены и изучены сложноплановые дворцовые комплексы, административные постройки, церкви, мечети водохранилища, бани, караван-сараи, складские помещения, дома знати и торгово-ремесленного люда, ремесленные мастерские и остатки разнохарактерного производства, впечатляющая по многочисленности и разнообразию художественная керамика, изделия из стекла, камня, металла, кости, различные орудия труда, оружие, предметы украшения.

Стратиграфические исследования, проводившиеся на всей территории средневекового Дербента и за его стенами, позволили выявить внушительную многослойность его культурных отложений (до 17 м. в цитадели Нарын-кала и до 8-12 м. в верхней части города)15 и проследить динамику развития города. Древнейшее ядро Дербента сформировалось на вершине холма в районе цитадели и продолжало существовать как его военно-административный центр вплоть до начала ХЕХ века. Здесь исследовались многослойные отложения мусульманского времени (УШ-ХУШ вв.), расположенные непосредственно над слоями раннесредневекового (сасанидского) периода и более древних культурных наслоений от эпохи энеолита и бронзы, до раннего железного века и античного периода.16

Стратиграфические отложения УШ-ХУШ вв. включают восемь культурных слоев, относящихся к семи историческим этапам развития мусульманского города:

1) УИ-Х вв.- арабское время; 2) X — первая половина XIII вв. — время Дербентского эмирата; 3) вторая половина XIII - XIV вв.- монгольское время; 4) XV - начало XVI вв. — Дербентская династия Ширваншахов; 5) XVI в. — период турецкого владычества в Дербенте; 6) конец ХУ1-ХУШ вв.- Дербент под властью Сефевидского Ирана; 7) конец XVII- XVIII вв.- период Дербентского ханства. Из них первый и второй этап укладываются в хронологические рамки диссертационной работы.

Стратиграфические исследования и конкретный археологический, материал очень важны для выявления времени возведения и функционирования мусульманской гражданской и культовой архитектуры, путей развития художественного ремесла, искусства и погребальных памятников в Дербенте, этапов их становления и генезиса.

В связи с этим, археологический материал из культурных напластований Дербента УП-ХУШ вв., при изучении выбранной мной темы, по истории становления и специфике развития мусульманских памятников гражданской погребальной и культовой архитектуры средневекового города, пути формирования его исламского художественного ремесла и искусства, является очень важным и крайне необходимым источником, без которого невозможно решить весь комплекс поставленных задач. С целью изучения поливной художественной керамики VIII — XIII вв., дающего представление о путях развития исламского декоративно-прикладного искусства Дербента этого периода, а также при изучении гражданской и культовой архитектуры средневекового города и раннемусульманских захоронений VII — VIII вв., с разрешения А. А. Кудрявцева, использовались материалы его отчетов о работе Дербентской экспедиции в 1970-1995 гг.17

Поливная художественная керамика, в отличие от простой глазурованной и неглазурованной посуды, весьма быстро меняла цвет и качество глазурей, технологию изготовления и приемы орнаментации, что" позволяет проследить основные направления формирования художественных традиций и с довольно большой точностью определить хронологические рубежи бытования, используя хорошо разработанную классификацию подобных изделий для средневековых мусульманских памятников Закавказья, Передней и Средней Азии.

Разнообразные нарративные источники, и особенно местные исторические хроники, арабоязычные эпиграфические памятники, гражданская и культовая исламская архитектура VII — ХШ вв., обширный археологический материал, представленный в культурных напластованиях Дербента мусульманского периода, позволяют с должной полнотой осветить поставленные в диссертационном исследовании вопросы.

Степень изученности проблемы (историография). Средневековые города Кавказа, особенно Восточного и Северо-Восточного, имеющие много общего в своем развитии с городами мусульманского Востока, изучены по целому ряду аспектов, в том числе социокультурного характера, пока еще недостаточно, что делает весьма актуальной избранную мной тему диссертации.

Во второй половине XX века в западной и российской историографии стало уделяться значительно больше внимания средневековому городу, в том числе и восточному, именуемому обычно «мусульманским». Это было связано с расширением археологических раскопок подобных памятников, без обширных материалов которых изучение средневековых городов мало перспективно. Одним из таких объектов, где проводились широкие археологические исследования, стал средневековый Дербент.

Хорошая сохранность средневековой планировки и топонимики в некоторых из мусульманских городов и наличие определенного количества сообщений о них в письменных источниках, дополняемых материалами раскопок, позволяют успешно решать целый ряд вопросов формирования исторической топографии подобных городов, их культурного, административного и социально-экономического развития. Значительное внимание западными специалистами уделялось и уделяется, при этом, проблемам изучения исламского монументально-декоративного искусства, в том числе художественного ремесла, гражданской (в основном дворцовой) и культовой архитектуры (мечетей), роли религиозных братств и дервишей в жизни средневековых исламских центров, изучению кварталов и квартальных общин мусульманских городов, являющихся основной ячейкой их социальной структуры. В связи с изучением средневекового мусульманского города российскими специалистами справедливо отмечалось, что «к сожалению, вопрос о городе на Востоке, особенно о городе средневековой эпохи, не разрабатывался в советской историографии с должной полнотой, будучи

1 £ несправедливо заслоняемым проблематикой аграрных отношений». Эти проблемы актуальны и при исследовании закономерностей развития мусульманских городов Восточного и Северо-Восточного Кавказа, в том числе социокультурного развития мусульманского Дербента. Формирование исламских художественных традиций в культуре населения является одним из важных аспектов данного исследования.

В соответствие с проблемно-хронологическим принципом можно выделить пять основных периодов истории изучения Дербента мусульманского времени:

1. первая половина XVIII века, точнее 1722 — середина ХУТПв.;

2. 20-е годы XIX — середина XIX вв.;

3. конец XIX — начало XX вв.;

4. середина 20-х - середина 30-х гг. ХХвека

5. вторая половина XX в.

В первый период сопровождавшие в персидском походе в Дербент Петра I ученые описывают и делают чертежи оборонительных сооружений города и Горной стены, но наряду с этим Д. К. Кантемир срисовывает 3 арабских и 3 пехлевийских надписи, а также описывает арабские (куфические) надписи на гробницах арабского поселения Пир Дамешки («Пиридимиски»). Описание арабских надписей и их рисунки, а так же упоминание отдельных памятников приводят И. Г. Гербер, И. Я, Лерх, Дж. Ханвей, С. Г. Гмелин и др.

Во втором периоде проявляется большой интерес к местной исторической хронике «Тарих и Дербенд-наме», которую переводят на русский и европейские языки. К переводу скопированных за ЮОлет арабских надписей Дербента Ю. Клапрот дает первый квалифицированный перевод на французский язык, а М. А. Казем-Бек — на английский.

Третий период ознаменовался возросшим интересом к военно- . патриотической истории Дербента и к его отдельным памятникам, в том числе мусульманским. Перевод «Дербенд-наме» на русский язык М. Алихановым-Аварским, ряд статей о Дербенте академика В. В. Бартольда, первая монография о городе Е. И. Козубского.

Четвертый период ознаменовался рядом историко-археологических экспедиций и архитектурных обследований города (А. С. Башкиров, И. А.

Орбели, Е. А. Пахомов, П. Спасский, Б. Н. Засыпкин, н. Б. Бакланов и др.), однако раскопки здесь так и не начались.

Пятый период характеризуется интересом дагестанских историков и архитекторов к истории Дербента и его историко-архитектурным объектам в связи с написанием первых обобщающих трудов по истории Дагестана (Очерки истории Дагестана, История Дагестана) и начавшимися здесь первыми в истории города археологическими раскопками в 1970 году (А. А. Кудрявцев).

Интерес к мусульманским памятникам Дербента и его многовековой истории возник у исследователей давно, значительно раньше, чем к другим известным городам Кавказа. Изучение древностей города началось со времени персидского похода Петра I в 1722 г., когда по приказу императора, сопровождавшие его ученые сделали описание и чертежи фортификационных сооружений Дербента и первые зарисовки арабских надписей на его памятниках.

Среди наиболее ранних работ о Дербенте можно отметить труды Д.К. Кантемира, Ф.З. Байера, И.Г. Гербера, И. Я. Jlepxa, С.Г. Гмелина, Дж. Каппеля, П.Г. Буткова, Е. Коцебу, Э. Эйхвальда, Э. Эркерта, A.B. Комарова и др.

Большой вклад в изучение нарративных источников и эпиграфических памятников города в дореволюционный период внесли известные востоковеды Х.Д. Фрэн, Н.В. Ханыков, К.К. Фезе, П.С. Савельев, И. Бартоломей, Ю. Клапрот, М. Казем-Бек, H.A. Караулов, И. д'Оссон, а отдельных вопросов его средневековой истории касались такие крупные специалисты, как Б.А. Дорн, И. Маркварт, В. В. Бартольд и др.

Первый экземпляр знаменитой исторической хроники «Тарихи Дербенд-наме» был преподнесен еще Петру I во время его пребывания в Дербенте и на многие годы стал предметом изучения крупнейших российских и западных специалистов. Переводы и попытки изучения «Дербенд-наме» предпринимались неоднократно в России и за рубежом начиная с 1789 г., но первый квалифицированный перевод хроники на французский язык сделал известный русский востоковед Ю. Клапрот в 1829 г., а в 1851 г. на английский язык этот труд перевел профессор М.А. Казем-Бек, получивший за эту работу звание члена-корреспондента Российской Академии наук и Демидовскую премию. Сам М.А. Казем-Бек был уроженцем Дербента и принадлежал к знатному роду, занимавшему высокие посты в XVIII веке при правителях города.

Первая попытка написать историю Дербента на основании данных ряда письменных источников и местных легенд была предпринята Е.И. Козубским (История города Дербента, 1906),19 но оказалась неудачной и вызвала резкую критику В.В. Бартольда, считавшего, что «задача оказалась не по силам автору».

Сам В.В. Бартольд уделял большое внимание средневековой истории Дербента и на базе доступных ему арабоязычных источников написал ряд ценных статей (Дербент, 1908; К истории Дербента, 1910; Новое известие о стенах Дербента, 1913; О месте Прикаспийских областей в истории мусульманского мира),20 посвященных истории города в мусульманский период и его политическому развитию, арабскому завоеванию и этапам исламизации, конструктивным особенностям городских стен и приемам* их возведения, культовым памятникам (Джума-мечеть), морской торговле и порту Дербента IX — XI вв.

Новый этап в изучении Дербента начался в советское время, когда в обследованиях памятников города приняли участие такие крупные ученые, как A.C. Башкиров, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, К.В. Тревер, Е.А. Пахомов, М.И. Артамонов и др.

Большой вклад в изучение культовых памятников,Дербента, в частности Джума-мечети, в установление времени её возведения и первоначального назначения, внесли работы М.И. Артамонова, уделившего также внимание истории дербентских укреплений и их роли в борьбе с раннесредневековыми л | кочевниками (Древний Дербент, CA, 1946; История хазар, 1962) и К.В. лл

Тревера (Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, 1959.).

Уникальным источником и важным исследованием по истории Дербента и его социокультурному развитию в VTII — XI в. является опубликованная профессором Кембриджского университета В.Ф. Минорским работа «История Ширвана и Дербенда», где даны фрагменты политической истории средневекового города, его социальной структуры и стратификации, описано мусульманское духовенство и его роль в жизни средневекового города, показаны острые противоречия в местном феодальном обществе.

Особенно значительный вклад в изучение средневековой эпиграфики города внесли работы Л.И. Лаврова, который систематизировал и издал большую часть арабоязычных надписей Дербента (Эпиграфические памятники Северного Кавказа),24 являющихся важным источником по погребальным мусульманским памятникам Дербента VII—XIII вв. и социальной стратификации исламского общества средневекового города.

Ряд важных вопросов социокультурного и военно-политического развития Дербента, роли духовенства в его социальной структуре и интерпретации погребальных мусульманских памятников, города затронуты в работах Р.М. Магомедова (История Дагестана и Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1969). Большой вклад в изучение арабских надписей, высеченных на стенах сооружений и мусульманских надгробиях средневекового Дербента внес А.Р. Шихсаидов (Ислам в средневековом л/г

Дагестане; Дагестан в Х- XTV вв.; Эпиграфические памятники Дагестана). Определенный интерес представляет библиографическое исследование А.К.

0*7

Рзаева (Мухаммед Али М. Казем-Бек), посвященное известному востоковеду М. Казем-Беку, переведшему «Дербенд-наме». Наряду с иностранными историками, археологами, востоковедами, значительный вклад в изучение средневекового Дербента и, в частности, в исследование некоторых памятников исламской архитектуры города внесли архитекторы, в числе которых называют Н. Б. Бакланова (Архитектурные памятники Дагестана), Л. С. Бретаницкого (Зодчество Азербайджана XII — XVbb. и его место в архитектуре Переднего

Востока.) и особенно С. О. Хан-Магомедова, обследовавшего и описавшего ряд сохранившихся средневековых сооружений VI —XVHI вв.

Описанию и изучению башен и стен крепости, мечетей и ворот Дербента, сооружений Горной стены, посвящен ряд ценных работ С.О. Хан- Магомедова (Дербент; Ворота Дербента; Джума-мечеть в Дербенте; Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана), который провел квалификационное обследование сохранившихся здесь средневековых сооружений, но высказал не совсем верное, по моему мнению, предположение о времени основания и первоначальном назначении Джума-мечети.

Ряд ценных сведений о мусульманской архитектуре и роли ислама в повседневной жизни населения позднесредневекового Дербента содержится в диссертационном исследовании и публикациях Е.А. Кудрявцева (Позднесредневековый город Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII вв.; Периодизация развития отраслей ремесленного производства средневекового города; Развитие исторической топографии цитадели Нарын-кала в период

Q 1

Дербентского эмирата).

Некоторые аспекты исторического развития Дербента подведены» в обобщающих трудах дагестанских исследователей (Очерки истории Дагестана; История Дагестана; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века).

Отдельных аспектов средневекового развития города касались в своих работах известные специалисты: Н.В. Пигулевская, Б.Н. Заходер, З.М. Буниятова, С.Б. Ашурбейли, Я.А. Манандян, П.И. Спасский, JI.H. Гумилев, М.И. Исаков, A.B. Саламзаде, Ш.М. Ахмедов, М.С. Гаджиев, H.A. Магомедов и др.

Работы дореволюционных, советских и современных историков, востоковедов, и архитекторов внесли весомый вклад в изучение ряда вопросов истории средневекового Дербента, но решить узловые проблемы его развития, выявить динамику роста и основные этапы становления, пути и закономерности формирования, причины упадка и расцвета социальных противоречий и культурных достижений крупнейшего феодального города Кавказа, позволили лишь многолетние комплексные исследования Дербентской археологической экспедиции, материалы и выводы которых нашли отражение в монографиях и статьях ее руководителя и участников (М.Г. Гаджиева, Г.Г. Гамзатова, C.B. Гусева, Е.А. Кудрявцева, Г.Д. Дибирова, H.A. Магомедова, Н.К. Касумова и др.). Наиболее ценными для моего исследования являются монографии: Древний Дербент; Великий город на Каспии; Феодальный Дербент; Пути развития северокавказского города,33 а также статьи А. А. Кудрявцева (Раскопки средневековых ханских дворцов в Дербенте; Художественная поливная керамика Дербента второй пол. VIII -Хвв.; О новой хронологии Дербента; Интерпретация сведений «Тарих Баб ал-абваб» по исторической топографии средневекового Дербента; О месте духовенства в социальной структуре феодального Дербента; Дербентский могильник; Средневековый Дербент как религиозный центр Восточного Кавказа; К изучению архитектуры средневекового Дербента (УШ — ' ХП1 вв.); пути развития художественных ремесел Дербента; Derbend; и др.)-34

Цель и задачи исследования. Цель исследования: выявить и проанализировать в историческом аспекте особенности и специфику развития Дербента в VII -XIII вв. в период, когда происходила исламизация его населения и показать влияние ближневосточных исламских художественных традиций на формирование облика духовной и материальной культуры его средневекового населения. Для реализации этой, поставленной в диссертационной работе, цели было необходимо решить следующие задачи исследования:

- рассмотреть историю арабского завоевания Дербента в VII — VHI вв. и превращения его в оплот халифата на северных границах «мусульманского мира»;

- выявить сущность и поэтапность исламизации населения средневекового Дербента;

- проанализировать роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города, сопоставив его с известными средневековыми центрами мусульманского Востока;

- раскрыть на базе сохранившихся и раскопанных археологами памятников специфику формирования и развития фортификационной, культово-религиозной, жилой архитектуры мусульманского Дербента VII — XIII вв.;

- показать пути становления и развития исламского монументального и прикладного искусства; проанализировать погребальные мусульманские сооружения средневекового города и показать специфику исламских захоронений;

- провести сравнительный анализ развития Дербента VII — XIII вв. с мусульманскими городами средневекового Востока и Кавказа.

Методологическая основа исследования включает в себя две составляющие: общенаучные принципы анализа и методы собственно исторической науки.

Общенаучные принципы историзма и объективности в сочетании с многофакторным подходом к рассматриваемому историческому явлению позволили раскрыть вопросы развития Дербента VII — ХШ вв. в конкретно-исторических условиях без субъективных оценок и устоявшихся стереотипов. Используемый в исследовании проблемно-хронологический метод дал возможность наиболее полно проследить вопросы исламизации населения средневекового Дербента и влияние ближневосточных мусульманских традиций на формирование духовной и материальной культуры населения города в указанный хронологический период.

Специфичность и многоаспектность объекта исследования, его историческая сложноплановость и разнохарактерность обусловили применение историко-культурологического и междисциплинарного подходов, в частности приемов социологического, культурологического и науковедческогс исследований.

При написании диссертационной работы мною, в процессе отбора и классификации конкретных исторических материалов, использованы специальные исторические методы познания прошлого: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный.

Научная новизна исследования заключается в попытке впервые в российской историографии проанализировать влияние ближневосточных исламских художественных традиций на формирование облика духовной и материальной культуры населения Дербента VII — ХП1 вв.

На основе переосмысления известных арабских источников и новых данных (ал-Куфи) впервые выделяются этапы исламизации населения города.

В отличие от существовавшем в советской историографии мнении об одних негативных последствиях арабского завоевания Северо-Восточного Кавказа, автор, не отрицая всех ужасов и разрушений, связанных с арабо-хазарскими войнами, в которые оказалось втянуто население Дагестана, стремится показать положительные аспекты для развития этого региона, в связи с включением его в сферу экономического и культурного влияния Арабского халифата — крупнейшего высокоразвитого государства средневекового мира этой поры.

В диссертационном исследовании впервые делается попытка показать конкретное влияние ближневосточных исламских художественных традиций на становление художественного ремесла и монументального искусства Дербента УП — ХШ вв., проанализировав для этого фортификационную архитектуру города и цитадели, планировку, конструктивные приемы и пространственно-композиционные решения Джума-мечети и других культовых памятников, жилую архитектуру, представленную, выявленными в ходе раскопок, дворцовыми комплексами, домами дербентской средневековой знати и торгово-ремесленного шода. В диссертационной работе впервые исследуются раннемусульманские захоронения средневекового Дербента и рассматриваются его погребальные сооружения не только как объекты, содержащие эпиграфические материалы (арабских надгробных надписей), но и как памятники исламской похоронной обрядности.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. На основе изучения широкого круга арабских, албанских, армянских, грузинских и местных средневековых источников рассмотрены причины, хронология и характер арабского завоевания Дербента и делается вывод об особом значении раннесредневекового города в арабо-хазарских войнах на Кавказе, как главного военно-политического оплота халифата на северных границах «мусульманского мира». Одновременно в указанный период Дербент выступал как главный идеологический исламский центр на Северном Кавказе.

2. Анализ материалов дал возможность выделить основные этапы исламизации населения средневекового города и позволил сделать вывод, что она имела значительную специфику на каждом из них: от весьма значительной религиозной толерантности на ранних этапах, до весьма активного исламского давления на поздних.

3. Всестороннее изучение данных местных арабоязычных исторических хроник, написанных, как считают специалисты, в самом Дербенте в Х1-ХП вв., позволило показать роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города и в жизни его обитателей. В противовес высказанному некоторыми дагестанскими историками мнению о слабости мусульманского духовенства Дербента УП-ХШ вв., не осознающего «своих особых интересов и не способного их отстоять», автор приходит к выводу о весьма значительном месте последнего в социальной и военно-политической жизни средневекового города.

4. В работе рассмотрены роль «гази» и других религиозных группировок в социальной структуре Дербента УП-Х1П вв. и сделан вывод о том, что положение последних несколько- отличалось от аналогичных групп населения других мусульманских городов средневекового Востока, а в Х-ХШ вв. «гази» сходят с политической арены и не играют уже заметной роли в общественной жизни Дербента.

5. Исследование и анализ обширного архитектурного наследия Дербента УП-ХШ вв. позволили сделать вывод о том, что фортификационная, культовая, жилая архитектура средневекового города развивалась под сильным влиянием исламского монументального искусства крупнейших мусульманских городов средневекового Востока, но опиралась, при этом, на уже сложившиеся в городе строительные традиции предшествующего периода.

6. На базе обширного археологического материала, полученного в результате широких раскопок Дербента в 1970-1995гг., исследована продукция художественного ремесла средневекового города и сделан вывод о путях формулирования декоративно-прикладного искусства Дербента, опиравшегося в своем развитии на художественные традиции и достижения известных средневековых центров мусульманского Востока.

7. В диссертационной работе на основе археологических раскопок и обследований исламских захоронений впервые исследовался раннемусульманский обряд погребения, выявленный на территории Дербентского могильника и изучались надгробные сооружения-саркофаги дербентских средневековых кладбищ Кирхляр и Джум-джюм, позволяющие сделать вывод о высоком социальном статусе погребенных и о генезисе форм погребальных надгробий-саркофагов.

Практическая значимость представленной диссертационной работы состоит в возможности использования его результатов в работе Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Древний Дербент, включенного 3 июля 2003г. в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в сохранении, изучении, консервации и музеефикации памятников истории и культуры Дербента VII —ХП1 вв. Ряд положений и материалов диссертационной работы может быть использован при изучении истории Северо-Восточного Кавказа, распространения ислама в Северокавказском регионе и пути формирования культуры его населения. Основные положения и выводы работы имеют практическое значение при разработке и написании исследований по истории народов Дагестана, курсов по выбору студентов по истории и культуре народов Северного Кавказа, при написании обобщающих исследований по истории мусульманского города Восточного и Северо-Восточного Кавказа, и всего Ближнего и Среднего Востока в целом.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры археологии, древнего мира и средних веков Южного Федерального университета. Значимые положения диссертации апробированы автором в публикациях и докладах на международных, российских и региональных научных и научно-практических конференциях в Каире:

1. V конференция арабских археологов - Союз арабских археологов -«Археологические исследования арабского мира» 19-20 октября 2002 г. -Археологический факультет Каирского университета, 2002 г.;

2. I Файумская конференция - Каирский университет - «Египет в средних веках (его историческая, культурная и цивилизационная роль, а также будущее развитие археологических и туристических достопримечательностей Египта)» 30 апреля - 2 мая 2003 г.;

3. Конференция арабских историков - Союз арабских историков в Каире — «Отношения Египта со странами Средиземноморья и их воздействие на исламский мир» март 2004 г.; 50 юбилейная конференция египетских археологов - «Археологические и исторические исследования средних веков» -Каирский университет 2005 г.; в Ростове-на-Дону:

4. Ш Межвузовская конференция студентов и аспирантов юга России «Итоги историко-археологических исследований в г. Азове и на Нижнем Дону в 2007 году». Исторический факультет ЮФУ, Ростов-на-Дону 2007 г.;

5. IV Межвузовской археологической конференции студентов и аспирантов юга России. - Исторический факультет ЮФУ, Ростов-на-Дону 2008 г.; в Азове:

6. IV Международная научная конференция «Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве». — Азовский музей, Азов 2008 г.; в Казани:

7. Международная научная конференция "Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII - XV вв.)". - Казань, 17 марта 2009 г.; в Ставрополе:

8. IX минаевские чтения по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа. Ставрополь, 2009 г.

Мною опубликованы такие статьи, как:

1. «Разработка методов строительства османских куполов и минаретов в исламском Египте» Сборник V конференции арабских археологов - Союз арабских археологов - «Археологические исследования арабского мира» 19-20 октября 2002 г. - Археологический факультет Каирского университета, 2002 г.

2. «Изображения людей с крыльями в христианских и исламских манускриптах 11-13 вв. в соавторств с проф. Моной МухамедПадр / л^Статья опубликована в сборнике I Файумской конференции «Египет в средних веках (его историческая, культурная и цивилизационная роль, а также будущее развитие археологических и туристических достопримечательностей Египта)» 30 апреля — 2 мая 2003 г. — Каирский университет 2003 г.

3. «Мамелюкская керамика Музея исламского искусства в Каире (сравнительное изучение украшений и надписей» «Сборник археологических исследований» Археологического факультета Каирского университета. Каир, 2005 г.

4. «Архитектурные особенности средневековых мечетей по данным археологии», Сборник «Диалог городской и степной культур на Евразийском пространстве», Азов, 2009 г.

5. «Распространение ислама в Дагестане: средневековый этап», Сборник Южного Федерального Университета, Исторического факультета «Археология. Древний мир и средние века». Выпуск III. Ростов-на-Дону, 2009 г.

6. «Раннемусульманские надгробные памятники средневекового Дербента (VIII — XI вв.)», опубликована в реферируемом издании, входящем в список ВАК, «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион», общественные науки, 2009 г., номер 4.

7. «Особенности Османской архитектуры (Сравнительный анализ двух мечетей в Египте и Турции)», Сборник Южного Федерального Университета, Исторического факультета «Археология. Древний мир и средние века». Выпуск IV. Ростов-на-Дону, 2009 г.

8. «Из истории арабского завоевания Дербента» // «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии» IX минаевские чтения по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа. Ставрополь, 2009 г.

9.«Дербентская Соборная мечеть (Джума-мечеть) и Каирская мечеть Ибн Тулуна. (Сравнительный анализ архитектурных построений)» в печати.

Структура диссертации. Работа состоит из «Введения», двух глав, «Заключения», списка использованных источников и литературы, приложения и построена по проблемно-хронологическому принципу.

Во «Введении» обосновывается актуальность избранной темы, объект и предмет исследования; хронологические и географические рамки, формулируются цели и задачи работы, ее новизна, методологическая основа, и практическая значимость.

В главе I «Проникновение ислама и процесс исламизации населения средневекового города» рассматриваются история арабского завоевания Дербента, его роль в арабо-хазарском противостоянии на Кавказе, превращении города в главный оплот Арабского халифата в регионе, а так же этапы исламизации населения Дербента и специфика этого процесса.

Выявляется роль мусульманского духовенства в социальной структуре средневекового города и его взаимоотношения с властью и городским людом Дербента VII - XIII вв.

В главе II «Исламские художественные традиции в памятниках материальной культуры Дербента УП-ХПЗвв.» исследуются пути формирования фортификационной, культовой, жилой архитектуры мусульманского города и влияние ближневосточных исламских традиций на их развитие. Проводится анализ становления и развития художественного ремесла средневекового Дербента и влияния исламской культуры на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства мусульманского города VII - XIII вв.

Впервые освещаются особенности погребального обряда раннемусульманских захоронений Дербента и анализируются его средневековые каменные надгробные саркофаги.

В «Заключении» формулируются выводы, выносимые на защиту и практические рекомендации изучения исламских традиций в духовной и материальной культуре Дербента VII — XIII вв.

ГЛАВА ^ПРОНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА И ПРОЦЕСС ИСЛАМИ-ЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Валид Али Мохамед Махмуд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важных аспектов исследования мусульманского средневекового города является изучение его художественной культуры, представленной разнообразными памятниками фортификационной, культовой, жилой архитектуры, отраслями художественного ремесла, монументального и декоративно-прикладного искусства. Культура средневекового Дербента формировалась в период развития и укрепления феодальных отношений, социально-экономического и политического возвышения города, совпавшими .'фонологически со временем широкого распространения и укрепления ислама, как главной религии его полиэтнического населения.

Его архитектура, изобразительное искусство и художественное ремесло формировались под сильным влиянием культуры мусульманского Востока, чему способствовали тесные связи Дербента с известными средневековыми центрами Передней и Средней Азии, Закавказья и других регионов, но, при этом, их развитие опиралось на местные культурные традиции, сложившиеся здесь в предшествовавшие албанскому и сасанидскому периодам.

Исламская монументальная архитектура Дербента УН-ХШвв. представлена фортификационными, культовыми, жилыми сооружениями, в которых с наибольшей полнотой нашел отражение прогресс, достигнутый в этой области материальной культуры.

Строительная техника в средневековый период УП-ХШвв. претерпела определенные изменения. Прежде всего, они коснулись размеров облицовочных блоков, которые значительно уменьшились по длине и ширине, а также стали более тонкими, что облегчило всю конструкцию стены. Изменения размеров блока было связано с новыми задачами, стоявшими перед архитектурой Дербента. Грандиозное по масштабам фортификационное строительство уступило место широкому гражданскому, связанному с бурным ростом средневекового города. Это не могло не сказаться на строительной технике и приемах обработки камня. Исчезла строгая стандартизация блоков, уменьшилась толщина стен, наиболее распространенными стали облицовочные плиты размером 0,30-0,60x0,25-0,50x0,10-0,15м. В это время уже почти не применяется способ кладки со строгим чередованием тычковых и ложковых плит облицовки. Широко стали употреблять блоки вытянутой формы типа бруска, размером около 0,5-0,8x0,25-0,35x0,25-0,Зм, укладываемые не в облицовку, а сплошь, в монолитную кладку с обычной перевязкой. В период XI-XIII вв. появилась рустованная кладка из блоков небольших размеров и более широко стал применяться жженый кирпич, из которого теперь возводили не только отдельные конструкции, как в сасанидское время, но и целые сооружения.

Наибольший расцвет строительства из кирпича приходится на XI-XIII вв. Для периода VIII в. отмечено применение жженого кирпича более крупных размеров - 28-30x28-4,5-5см, что было связанно со значительной преемственностью и влиянием сасанидских строительных традиций на архитектуру города раннеарабского времени. В 1Х-ХШвв. размеры кирпича уменьшались и стали соответствовать строительным стандартам всего средневекового Востока 20-24x20-24x4-4,5см.

Средневековый период, ознаменовавшийся экономическим подъемом города, расцветом его ремесла и торговли, был связан с дальнейшим развитием гражданской, культовой и оборонительной архитектуры Дербента. Количество новых памятников в фортификационной системе города невелико. Наиболее значительными из них являются полукруглые башни в восточной и южной стенах цитадели и города, новые ворота, перестроенные проемы старых раннесредневековых ворот в цитадели и городских стенах. Арабское завоевание не внесло значительных изменений в сложившуюся систему оборонительных сооружений Дербента. Арабы, в основном, восстанавливали разрушенные участки стен города и цитадели, используя, при этом, заготовленные еще при Сасанидах блоки или заменяя их аналогичными по форме и размерам. Однако арабскую кладку в стенах Дербента отличает более строгая горизонтальность рядов и отсутствие скосов на боковых гранях блоков, способствовавших прочному закреплению облицовки.

Новым явлением здесь предстают арочные перемычки и стрельчатые разгрузочные арки в перекрытии ворот городских стен и цитадели. Наряду с этими видами перекрытий, характерными для ближневосточной исламской культуры и появившимися здесь при арабах, продолжали использоваться плоские клинчатые перемычки и ложные своды, характерные для сасанидского периода.

Военно-политическая обстановка на Кавказе в Х-ХП1 вв. и социально-экономическое развитие средневекового Дербента привели к изменению роли отдельных частей его фортификации в обороне города и цитадели, что способствовало появлению новых сооружений, укрепивших, в основном, цитадель. Все полукруглые средневековые башни, кроме неоднократно перестраивавшейся башни восточной стены, выполнены из рустованного камня размером 0,2-0,35x2-0,25-0,18-0,2м, уложенного на известковом растворе и служащего облицовкой бутовому заполнению стен. Рустованная кладка довольно часто использовалась при строительстве средневековых оборонительных сооружений Закавказья^ и Ближнего Востока в 1Х-Х1И* вв. Новые полукруглые башни и башни-выступы на стыках северной и южной городских стен, со стенами цитадели, превратили цитадель города в отдельный мощный рубеж обороны, своеобразный феодальный замок.

Одним из наиболее ярких памятников культовой архитектуры средневекового города является главная соборная мечеть Джума-мечеть, в которой с наибольшей полнотой воплотились старые сасанидские и новые арабские строительные традиции. Анализ архитектурно-планировочных решений и пространственных композиций Джума-мечети, строительный материал и конструктивные особенности кладки стен памятника, позволяют считать верным мнение тех исследователей, которые сопоставляют здание этого культового сооружения с христианской базиликой, возведенной в городе в VI в. Изучение жилой архитектуры Дербента УН-ХШ вв. показало, что она представлена тремя крупными группами памятников, выявленных в ходе археологических раскопок средневекового города: комплексами халифский престол. В 126 г.х. (743/744 гг.) халиф Валид (^Ь ц был убит сторонниками Аббасидов и Мерван (иЬ->°), опиравшийся на свои закаленные в боях отряды сирийцев, сумел победить в борьбе за власть, став последним халифом из династии Омейадов (74-750гг.). Однако изменить ситуацию в Халифате он уже не мог, так как движение сторонников Аббасидов опиравшихся на развитые обширные провинции Халифата — Хорасан и Ирак (сэ^Ь и^1^ - набрало силу и Мерван (иЬ^0) — последний

Омейад на халифском престоле, грозный победитель хазар и «владык гор», был убит.

В 133 г.х. (750/751 гг.) в Халифате к власти пришла династия Аббасидов (0.и'"Ь*^) и уже ее первый халиф — ^и^11)ал-Саффах Абу-л

Аббас (750-754 гг.) в число главных военно-политических приоритетов поставил кавказские дела. Хорошо понимая военно-стратегическую, политическую и экономическую роль Закавказья, Восточного и Северного Кавказа, он назначил «наместником Джазиры (Северной Месопотамии) Армении и Азербайджана (¿й^оЯ? своего брата Абу Джаффара ал

Мансура (ол»*-.^! первой военной» операцией которого стал захват «Баб ал-алана»89 (Дарьяльского ущелья).

Окончательно укрепившись в Дербенте, который после деяний Масламы и Мервана Я^клл) превратился в главный оплот мусульман на северной границе Халифата, арабы стремились захватить вторые по значимости «Ворота» Кавказа, через которые хазары и аланы могли нападать на закавказские провинции Халифата и оказывать помощь Византии, активизировавшей военные действия в Западной Армении.

В 137 г.х. (754/755 гг.) Абу Джаффар ал-Мансур (^■^М взошел на халифский престол под именем ал-Мансура и, хорошо зная обстановку на северных границах государства, уделял особое внимание Восточному Закавказью, где в числе главных приоритетов выделял Дербент. Ал-Я'куби сообщал, что халиф Мансур наученный горьким опытом борьбы с кочевниками и, понимая стратегическое значение в ней ал

Баба, даже в трудные для Халифата времена, изыскивал возможности поддерживать укрепления Дербента и их защитников. Так, не имея «достаточных денег на их ремонт, он (Мансур - В.А.М) собрал по тюрьмам 7 тысяч пленных (или преступников - В.А.М.) и послал их укреплять Баб ал-абваб» (мЬ/^1 чЛ?)9°- Однако, согласно данным ал-Куфи (сА£^)> это были не пленные, а «7 тысяч лучших храбрецов Сирии, ал-Джазиры, Ирака . и каждый воин стоил нескольких»91.

Ал-Мансур ^л"-1'^) назначил наместником Восточного Закавказья Йазида ас-Сулами (¿^л^Л который, еще в период пребывания Мансура на посту наместника Джазиры, Армении, Азербайджана, отличился в походе последнего на «Баб ал-алан».

Пожаловав Йазиду ас-Сулами эту высокую должность, ал

Мансур посоветовал ему укрепить свое положение в регионе и породниться с хазарами, что последним и было выполнено. Йазид попросил себе в жены дочь хазарского хакана и получил на это согласие ее отца, уплатив последнему, по данным. ал-Куфи (<А£И)> большой «калым» в

О"} размере «100 тысяч дирхемов (^>0» . Хазарская принцесса, по имени Хатун, прибыла к Йазиду в Берда'а «с пышной свитой и огромным обозом». 93 Она «приняла ислам», «изучила Коран» и, став женой арабского наместника, родила двух сыновей. Но всего через два года хазарская царевна и ее дети неожиданно скончались, что вызвало справедливый гнев хакана, обвинившего арабов в убийстве своей дочери и совершившего крупный набег на Закавказье. В 736 г. большое хазарское войско под руководством полководца Ражтархана вторглось на территорию Албании и Грузии, разорив многие города и селения этих областей94. Источники (Михаил Сириец) сообщают, что только из Грузии «было уведено 50 тысяч человек». Не исключено, что хазарское вторжение произошло не только через Дербент, но и через Дарьяльское ущелье. На это указывают как области, подвергшиеся нападению (Албания и Грузия), так и сообщения грузинской хроники, где излагается история картлийской царевны Шушан, которая отвергла предложение о браке с хазарским военачальником

Еще одним видом художественного ремесла, в котором с наибольшей полнотой отразилось влияние исламского средневекового искусства на культурное развитие Дербента УП-ХШ вв., является художественная резьба по штуку (или стуку). Этот вид декоративно-прикладного искусства не нашел распространения на Кавказе, где известно лишь два культовых памятника в Азербайджане и три мечети в Дагестане (не считая Дербента), в орнаментации стен которых отмечена резьба по штуку. Этот вид оформления интерьеров погребальных, культовых, жилых памятников монументальной архитектуры был широко распространен в средневековую эпоху на Ближнем и Среднем Востоке и был освоен мастерами Дербента 1Х-Х1 вв. на базе существовавших исламских художественных традиций, скорее всего путем прямого заимствования. Есть мнение, что штуковые рельефы дагестанских мечетей селений Кара-кюре, Кала-корейш, относящиеся к Х-ХП вв., были выполнены дербентскими мастерами, достигшими высокого уровня развития этого художественного мастерства, и выполнявшими подобные виды работ по заказу феодальных правителей отдельных областей и селений средневекового-Дагестана. Одним из ярких видов художественной резьбы по камню являются скульптурные изображения львов на древнейших воротах южной и северной городских стен Дербента и у его водоемов (изображение человека с лисицей у ног), а так же намогильные надгробия на древних кладбищах средневекового города.

Изучение показало, что культура Дербента мусульманского периода складывалась с одной стороны, под влиянием достижений таких мировых держав, как Сасанидский Иран и Арабский халифат, опиравшихся на лучшие традиции древнего востока, а с другой — обогащалась элементами яркой культуры народов Северо-Восточного Кавказа и кочевников евразийских степей.

Находясь на перекрестке мировых цивилизаций, Дербент выступал как бы связующим звеном культур исламского и кочевого миров, трансформируя их культурные импульсы на местной дагестанской основе.

Влияние различных эпох и религий, школ и направлений, неразрывно слившихся с местными культурными традициями, способствовали формированию яркой своеобразной культуры средневекового города, нашедшей отражение в его архитектуре, искусстве, художественных ремеслах и идеологических воззрениях средневекового населения.

Дербент в сер. VII-сер. ХП1 вв. вошел в ареал распространения единой культуры, сложившейся в средневековый период на мусульманском Востоке, именуемой В. В. Бартольдом культурой «мусульманского мира» и являлся одним из крупных социально-экономических и культурно-идеологических центров этого мира. В то же время город находился на северной границе ареала распространения этой культуры и являлся последним крупным очагом ее на Восточном Кавказе и в Прикаспии, связующим звеном Закавказья и Северного Кавказа. В силу этого Дербент оказывал значительное влияние на развитие средневековых городов и поселений всего Дагестана, выступая главным центром распространения ближневосточных культурных традиций. Однако он не был инородным восточным городом в местной дагестанской среде. Исследование материальной и духовной культуры обитателей Дербента и сопредельных территорий Дагестана показало, что в средневековый период здесь складывались общие этнокультурные исламские традиции, основанные на неразрывной слитности передовых достижений мусульманского Востока и местной дагестанской культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Валид Али Мохамед Махмуд, 2009 год

1. Нарративные источники:

2. Ал-Балазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден. 1866.

3. Ал-Бируни. Минералогия. М., 1963.

4. Ал-Истахри. Книга путей и царств / Пер. В. Ф. Минорского // История Ширвана и Дербента.

5. Ал-Истахри. Книга путей и царств. Пер. Н. А. Караулова «Сведения арабских географов IX X вв. о Кавказе». СМОМПК, XXIX. Тифлис, 1901.

6. Ал-Йакуби. Тарих. Лейден, 1883.

7. Ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1987.

8. Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов / Пер. H.A. Караулова//СМОМПК. ХХХУШ. Тифлис, 1908.

9. Армянская география У11 в., приписываемая Моисею Хоренскому/Пер. К.П. Патканова. СПб:, 1887.

10. Ат-Табари. История пророков и царей./Пер. А.Р. Шихсаидова. Махачкала, 1971. Рукописный фонд Ин-та ист. Языка и литературы. №4803.

11. Ат-Табари. Тарих ар-расуль ва-л-мулук. Лейден. 1866.

12. Баллами. Тарих-е Табари. Лакхнау, 1879.

13. Баладзори. Книга завоевания стран // Пер. П.К. Жузе. Баку, 1927.

14. Барборо Иосафат. Путешествие // Путешественники об Азербайджане / Состав. З.И. Ямпольский. Баку, 1961.

15. Белевы путешествия через Россию и разные асиятские земли, а именно в Испаган, в Пекин, в Дербент и Константинополь. СПб., 1770. Ч. I.

16. Бутков П. Г. Выдержки из.«Проекта отчета о Персидской экспедиции в виде писем», 1796. // История, география и этнография Дагестана ХУШ-Х1Х вв. / Под ред. М.О. Косвена, Х.-М. Хашаева. М., 1958.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.