Ислам в общественно-политической жизни современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Ряжапов, Нил Халиуллович

  • Ряжапов, Нил Халиуллович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 163
Ряжапов, Нил Халиуллович. Ислам в общественно-политической жизни современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2005. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ряжапов, Нил Халиуллович

Введение

Раздел 1. Ислам в поликонфессиональном обществе: методологические основы исследования

Раздел 2. Особенности участия мусульманских организаций в политической жизни российского общества

Раздел 3. Политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций России

Раздел 4. Механизм влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в общественно-политической жизни современной России»

Актуальность исследования. Более четырех веков мусульмане и православные совместно проживают на территории России. По-разному складывались отношения между исламом и российским государством: от неприятия и отторжения до признания ее в качестве традиционной для страны религии. Важно понять и те основные детерминанты, которые определяли, определяют и будут определять характер, содержание, направленность деятельности российской мусульманской уммы как органичной и естественной части российского социума.

Постоянно растет количество мусульман в России за счет более высокой рождаемости и миграции из стран СНГ, увеличивается социальная и политическая активность различных мусульманских субъектов. За последние 15 лет количество зарегистрированных мусульманских организаций увеличилось многократно: духовных управлений мусульман (ДУМ) - с 2 до 56, религиозных организаций и групп с 86 - до более 4000. Налаживаются отношения мусульманских организаций и их лидеров с государственными органами всех ветвей власти, общественными и религиозными организациями, научными и социальными учреждениями. За последние годы заключены договоры о совместной деятельности с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции и т.д. Процесс этот идет активно не только в Центре, но и на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Процессы включенности в политическую жизнь общества российских мусульман и их организаций нуждаются в постоянном тщательном анализе и прогнозировании.

В связи с этим необходимо провести анализ содержания политических интересов российских мусульман, их специфики в условиях отсутствия длительных традиций отечественного богословия и опыта участия в общественной и политической жизни. Наряду с Русской православной церковью (РПЦ), духовные управления мусульман вступили в борьбу за влияние на политические и государственные структуры России, поскольку власть недостаточно отражает интересы мусульман и не учитывает специфику мусульманской уммы. Именно поэтому вопрос включенности мусульманских организаций в политическую жизнь России остается одним из самых дискуссионных в отечественной науке.

За последние десять - пятнадцать лет российское государство ушло из духовной и идеологической сферы, отказалось и далее жестко регулировать религиозные отношения. Образовавшийся после распада СССР идеологический и духовный вакуум заполняется различными политическими, националистическими идеологиями. Появляется большое количество религиозно-политических движений, в том числе и исламских (например, ваххабистских групп), которые ставят перед собой исключительно политические цели - создания шариатского государства на Северном Кавказе. В этой ситуации российское государство нуждается в союзниках в лице традиционных религий нашей страны, в том числе исламе, его политическом и духовно-нравственном потенциале для гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений.

Стремительные изменения политической и геополитической конфигурации (после распада СССР) мировой арены привели к определенным изменениям в политике мусульманских стран. Во многих из них продолжается поиск и выработка вектора отношений с Россией, имеющей многочисленное мусульманское население. Подобный поиск своего места и роли в исламском мире продолжается и в Российской Федерации.

Серьезный научный интерес представляет анализ противоречивого отечественного опыта проживания мусульманской уммы в неисламском обществе и ее влияние на общественно-политическую практику современной России.

Степень научной разработанности проблемы.

Связанные с исламом социально-политические процессы в мире и в Российской Федерации стали объектом многочисленных исследований1.

Анализ научной литературы об исламе показывает, что отечественные исследователи пишут в основном об исламском вероучении, мусульманах и о деятельности различных мусульманских субъектов применительно к мусульманским странам, то есть об обществах, где мусульмане составляют большинство. В нашей стране наибольшее количество таких научных работ было издано в 80-х гг. XX века Институтом востоковедения Академии Наук СССР2. В отечественных работах прошлого века рассматривались политические аспекты исламского вероучения и современных концепций джихада, интеграционных процессов в мусульманском мире; концепции

1 См., например: Ахмадуллин В.А. Политика советского государства по отношению к мусульманской религии (1917-1945 гг.): Дне. „.канд. истор. наук. -М., 2002; Емельянова Н.М. Ислам как фактор формирования этнорелигиозной идентичности у кабардинцев: Дис. „.канд. истор. наук. - М.г 1998; Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения на постсоветском пространстве печатью США: Дис. .канд. истор. наук. - М., 1998; Ислам в СНГ. - М, 1998; Ислам в России: традиции и перспективы: (Материалы научно-практической конференции). - М., 1998; Ибрагимов М. Мусульмане в постсоветском пространстве // Диа-Логос: Религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283; Гайнутдин Р. Ислам, вера, милосердие. - М., 1997; Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика: Дис. .докг. фил ос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003; Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. - М., 1996; Его же. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998; Нуруллаева Ш.Ф. Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии): Дис. .канд. филос. наук -М., 1995; Сюкияйнея Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997; Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в революции и гражданской войне. 1917-1921 гг.: Дис. .канд. истор. наук. - Махачкала, 1997; Ушаков В.А, Иран и мусульманский мир, 1979-1998 гг. - М., 1999; Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения: Дис. .канд. филос. наук. - М., 1993; Шевелев В.К Модернизация исламских обществ: Дис. .докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 1997, и др.

2 См., например: Ислам. Сборник статей. - М., 1931; Ислам: проблемы идеологии, политики л экономики. - М,, J 985; Ислам в истории народов Востока. - М., 1986; Ислам в Восточной, Центральной и Южной Африке. - М.,1991; Ислам в западной Африке. - М., 1988; Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1982, и др. исламского государства, «мусульманского социализма» и «мусульманской революции», проблемы государственно-правового развития мусульманских стран; деятельность национальных и международных мусульманских организаций, разнообразные виды религиозно-политической борьбы, роль ислама в развитии национальных движений и усилении национально-освободительной борьбы1 и т.д.

Зарубежные ученые в прошлом веке также чаще анализировали роль ислама в государствах с мусульманским большинством населения. Они признавали ислам неотъемлемой частью политической культуры и утверждали, что ислам благодаря своему универсализму, который переходит расовые, идеологические и географические границы, обеспечивает своеобразие и определенную степень культурно-религиозного единства мусульманского мира. Но чтобы стать «третьей мировой системой», как того хотят мусульманские идеологи, писали, например, американские ученые, необходима определенная степень интеграции мусульманских стран между собой, а также в экономическую, политическую, идеологическую и военную систему западных стран2.

В советское время предпринимались попытки проанализировать роль и место ислама в общественной жизни нашей страны. В содержательном плане работы преимущественно касались истории распространения ислама на

•ч территории СССР , социальной, культурной и духовно-нравственной роли

1 См., подробнее: Ислам в современной политике стран Востока. - М., 1986; Ислам: религия, общество, государство. - М., 1984; Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. - М., 1986.

2 Islam and International Relations Ed. By V. Proctor. -N.Y., 1965; Piscatory J.P. Islamic Values and National Interest; Dessouki A.E. H. The Islamic Resurgence: Sources, Dynamics and Implications// Islamic Resurgence in the Arab World. N.Y., 1982; Ayoob M. The Politics of Islamic Reassertion. -L., 1981; Ochsenwald W. Saudi Arabia and the Islamic Revital// International Journal of Middle East Studies. 1981. -V. 3; Ayubi N.N.M. The Political Revital of Islam: the Case of Egypt//International Journal of Middle East Studies. 1980. -V. 12.

3 См.: Ислам. Историографические очерки. - М, 1991; Мугадиев З.Дж. Северокавказский мюридизм (история и современность): Дис.канд. истор , наук. ислама1. Однако в этот период не было работ, где бы рассматривались политическая роль и значение ислама в политике советского государства.

Проблема влияния исламского фактора на социально-политические процессы современной России изучена недостаточно. В работах отечественных ученых в основном исследуются либо исторические особенности ислама или в целом ислам в Российском государстве2, либо в связи с такими антисоциальными явлениями, как терроризм, сепаратизм, радикализм, экстремизм3, либо в региональном аспекте, применительно к постсоветскому пространству или к Северному Кавказу4. В то же время мало

Махачкала, 1989, и др.

1 См, например: Ислам в СССР. - М., 1983; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М, 1989; Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М., 1978; Ахмедов А.В. Социальная доктрина ислама. - М., 1982; Аширов Н. Ислам и нации. - М., 1975; Вагабов М.В., Вагабов М.Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 1978; Яхьяев М.Г. Ислам как социальный феномен социалистического общества: Дис .канд. филос. наук. -М„ 1989, и др.

2 См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Дис. .докт. филос. наук. - М., 1994; Ъаширов JI.A. Ислам и современные этнополитические процессы в современной России. - М., 2000; Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России (опыт философского анализа): Дис. .канд. филос. наук. - М., 2003; Ислам и мусульмане в России. - М., 1999; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описание, статистика). - М., 2001; Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане: Дис. .докт. истор. наук. - М., 1997, и др.

3 См.: Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. . канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова Н.М Мусульмане Кабарды. — М., 1999; Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. — М., 1993; Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. №2. - С. 112-128; Ислам, в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. - Ростов-на-Дону. - 2002. - № 11; Малашенко АВ. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Малышева Д Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №7. — С. 114-128; Сюкияшен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997, и др.

4 См.: Голуное СВ. Ислам в СНГ в общественно-политической и научной мысли Запада: Дис. .канд.ист.наук. - М.,1998; Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы: Дис. .канд. филос. наук. - М., 2003; Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. - М., 1999; Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. - М., 1993; Жириновский В. В. Исламская дута (Россия - Афганистан). - М., 2000; он же. Последний, бросок на Юг. - М.т 1995; Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Южнороссийское обозрение. -Ростов-на-Дону, 2002. № 11; Йоисои Л., Эсеиов М. Политический ислам и конфликты в научных работ, в которых бы полно и системно анализировались роль и значение ислама, мусульманских субъектов в немусульманской России, раскрывался бы политический потенциал мусульманской уммы, механизм ее влияния на политику немусульманского государства, тенденции и перспективы политического участия российских мусульманских организаций1. Кроме того, мало научных работ, в которых исследовался бы позитивный потенциал ислама, политики государства по отношению к исламу2. В данной работе в какой-то мере восполняется этот пробел.

Объект исследования — мусульманская общность России и представляющие ее духовные управления и общественно-политические организации мусульман.

Предмет исследования — место и роль ислама в общественно-политических процессах в современной России.

Цель исследования — проанализировать место и роль мусульманских организаций в общественно-политической жизни современного российского государства и механизмы политического участия3 мусульманской общины.

Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

• определить место и роль ислама в поликонфессиональном обществе;

Евразии// Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 4. - С. 45-51; Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. — М., 2001; Мугадиев А. Мусульмане в постсоветском пространстве/У Диа-Логос: религия и общество. - М., 1997. - С. 265-283, и др.

1 Например, см.: Газиева Г., Мелъков С. Мусульманская умма в современном российском обществе. - М., 2003; Черноаасая Д. Мусульмане Ярославля. - Ярославль, 2001.

2 См., например: Ислам и политическая стабильность. Опыт четырнадцати веков и перспективы (Материалы конференции). - М.: Издание Государственной Думы РФ, 2002.

3 Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической и любой иной управляющей деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Участие приобретает качество политического, когда личность, группа, слой, класс вовлекаются в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления, носящих политический характер. См.: Политология: Энциклопедический словарь. - М.: PUBLISHERS, 1993- С. 305-306.

• проанализировать детерминанты включенности ислама в общественную жизнь Российской Федерации;

• выявить особенности участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества;

• исследовать мусульманскую умму в качестве объекта российской политики,

• проанализировать особенности политической субъектности духовных управлений и общественно—политических организаций мусульман;

• изучить тенденции и перспективы участия российских мусульманских организаций в политической жизни России;

Теоретическую основу диссертации составили работы отечественных и зарубежных исследователей — религиоведов, философов, политологов, историков, правоведов, государственных и религиозных деятелей, а также материалы дискуссий, научно-практических конференций международного и национального масштабов, авторефераты диссертаций и публицистические материалы.

Исследование опирается на положения и выводы, научный аппарат философии, религиоведения, политологии, юриспруденции, социологии и конфликтологии.

Методологической основой анализа предмета исследования явились методы системного, структурно-функционального и институционального анализа. Для решения поставленных задач использовались социологические методы, а также методы прогнозирования, моделирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований о влиянии ислама на общественно-политическую жизнь современной России и политологических изысканий, проведенных государственными учреждениями, научно-исследовательскими заведениями и средствами массовой информации, а также лично автором по проблемам, относящимся к теме исследования (автор принял участие в подготовке и проведении исследования «Электоральные предпочтения российских мусульман» (2003 г.), а также в разработке теоретических материалов социологического исследования «Российские мусульмане. Кто они?» в 2001 г.). Диссертант принял участие в ряде научных и научно-практических конференций по исламской проблематике.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней:

• анализируются теоретические основы функционирования мусульманской общины в поликонфессиональном российском обществе, где ислам является религией меньшинства;

• показывается влияние мусульманских организаций на общественно-политические процессы в современной России;

• исследуются механизмы влияния ислама на внутреннюю и внешнюю политику России;

• раскрывается политический и социально-нравственный потенциал мусульманских организаций современной России;

• формулируются некоторые практические рекомендации по дальнейшему развитию взаимоотношений между органами государственной власти и мусульманскими организациями.

Практическая значимость исследования. В диссертации систематизированы и сформулированы теоретические положения о характере влияния исламского фактора на политику и общественную жизнь в современной России; предложены пути, средства и способы повышения политического потенциала мусульманской уммы в современных условиях.

Проведенное исследование дает возможность сформулировать ряд рекомендаций для органов государственной власти в РФ и духовных управлений мусульман в целях дальнейшего развития государственнои исламских отношении.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы для содержательного, конструктивного православно-исламского диалога.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на секции международной научной конференции «Будущее мусульман России в начале третьего тысячелетия» (Москва, май 2000 г.), выступлениях перед офицерским составом органов военного управления Военно-воздушных Сил РФ. Принципиальные идеи диссертации были апробированы автором в совместной работе с отделом стратегических и социологических программ развития государственно-исламских отношений Совета муфтиев России при подготовке и проведении социологических исследований среди мусульман Европейской части России (в 2001-2002 гг. по теме «Российские мусульмане. Кто они?»; в 2003 г. по теме «Электоральные предпочтения российских мусульман»).

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Ряжапов, Нил Халиуллович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проведенного в диссертации анализа следует ряд выводов.

Во-первых, к проблеме ислама и исламского фактора, их влияния на общественную жизнь и политику светского государства, отмечается устойчивый интерес в обществе, государственных структурах, научном сообществе, средствах массовой информации, в религиозных организациях. Проводите я большое количество конференций, «круглых столов», очных и заочных (в СМИ и в Интернете) дискуссий, ежегодно растет количество публикаций, в определенной мере совершенствуется российское законодательство, учитывающее реалии общественной жизни РФ и уммы как атрибута российского социума.

В последние годы изучается богатый исторический опыт проживания мусульман в России в целях применения его в политической практике современной России. Исследуется возможность адаптации правовых норм и институтов ислама в светском государстве, каковым является Российская Федерация.

Во-вторых, процесс возрождения ислама в мире и в России противоречив, недостаточно изучен, поэтому требует своего дальнейшего исследования. Вместе с тем уже заложены серьезные основы для исследования исламского фактора как достаточно нового научного направления, находящегося на стыке нескольких наук: философии, политологии, религиоведения, геополитики, теории национальной безопасности, ориенталистики, международных отношений.

Под исламским фактором автор понимает социально значимую деятельность различных исламских субъектов, оказывающую влияние на общество. Исламский фактор влияет на политическую, социальную, духовную сферы общественной жизни, проявляется на государственном, общественном и партикулярном уровнях. При политологическом анализе, как правило, собственно религиозные детерминанты исламского фактора не рассматриваются в качестве приоритетных, поскольку они не оказывают решающего, определяющего влияния на политическую сферу в светском обществе и государстве. Тем не менее религиозный аспект исламского фактора не остается вне рамок научного анализа.

В-третьих, проведенный анализ позволил выявить достаточно четкую грань между исламом и исламским фактором.

Нигде в мире до сих пор не был реализован «исламистский проект» в чистом виде. В сторону светских изменений и «послаблений» движутся в настоящее время политические режимы в центрах суннитского и шиитского ислама - в Саудовской Аравии и Иране. Ближе всех к построению общества, живущего по законам шариата, подошли талибы на территории Афганистана в конце XX века.

В современной России у ислама нет и не было своего политического проекта. Хотя в последнее время активизируются социально-политические организации, которые стремятся использовать отдельные положения исламского вероучения для достижения собственных политических интересов.

В-четвертых, различные мусульманские субъекты играют определенную роль (которая поддается описанию и анализу) в общественной жизни, в политике немусульманского общества и светского государства. Как правило, мусульманские организации, зависят от отношений с властными структурами, от взглядов политической элиты на использование уммы, ее политического и мобилизационного потенциала. То есть в политике мусульманские организации играют не самостоятельную роль, а ориентируются на властные структуры, на государственные органы. Критериями легитимного и легального участия мусульманских организаций в политической жизни поликонфессионального общества является полное соответствие их публичной деятельности действующему законодательству и ее поддержка общественным мнением (то есть отсутствие в обществе тех или иных форм исламофобии и связанных с ней мигрантофобии, ксенофобии, для нашей страны - кавказофобии).

Особенностями участия российских мусульманских организаций в политической жизни российского общества являются: слабая политическая субъектность российской уммы; неразвитость гражданского общества в РФ; слабость мусульманской элиты в России; не преодоленность негативного советского опыта государственно-конфессиональных отношений; отсутствие устойчивых традиций участия мусульманских организаций в политической жизни; недостаточная правовая разработанность политических норм в Коране и Сунне; не универсальность опыта мусульманских стран и евроислама для России; преобладающее влияние Русской православной церкви на политические процессы в РФ; остающееся влияние на российскую умму со стороны мусульманских стран и зарубежных организаций; специфичность организационно-управленческого устройства российской мусульманской общины.

Российская умма обладает определенным политическим и мобилизационным потенциалом, который не может не учитываться и не использоваться властными структурами. В научных целях потенциал уммы в работе разделен на две составляющих: ее общественный потенциал как социальной группы и способность участвовать в процессах, связанных с обладанием политической властью; они рассмотрены раздельно.

Первая часть политического потенциала российской уммы связана с тем, что мусульмане живут в российском обществе и являются его естественной частью. В диссертации рассмотрены в качестве политического потенциала уммы традиции ислама, количество мусульман, система управляемости уммы, конфликтогенность российского общества и внутриисламской жизни, легитимность ислама для российского общества и исламофобия, степень самостоятельности ислама в политике и политические амбиции ислама.

Вторая часть политического потенциала российской уммы связана с качеством и особенностями властных отношений в РФ. По всей видимости, сакрализация власти происходит в России в основном в ритуализированной форме. Диссертант пришел к выводу, что в ближайшие годы мусульманские организации не смогут стать реальной политической силой в России и не только в силу секулярного характера политических отношений и действующего в стране законодательства, но и в силу неразвитости политических интересов и несформированности политических ожиданий самих мусульман. Политическая система России не нуждается в новых сильных субъектах, тем более религиозных, разве только в качестве очередной группы поддержки властных структур. В ближайшие годы мусульманские субъекты не составят политическую оппозицию власти.

Таким образом, остаются социальные задачи и часть политических задач, таких, как обеспечение национальной и военной безопасности, воспитание патриотизма, а также участие в реализации внешней политики в отношениях с мусульманскими странами. Участвовать в решении этих задач отечественные мусульманские организации могут в качестве общественных организаций, как сформировавшиеся элементы нарождающегося в России гражданского общества.

В работе описан механизм влияния мусульманских субъектов на политику в России, выделены такие компоненты механизма влияния, как мировоззренческо-ценностный; нормативно-правовой; институционально-организационный; функционально-деятельностный. Раскрытие содержания компонентов механизма влияния исламских субъектов на политику российского государства позволяет ответить на вопрос о приоритетности того или иного вида деятельности различных исламских субъектов, их способности и готовности принять и реализовать наиболее адекватное решение в сфере политики.

В диссертации дается оценка политической деятельности исламских субъектов: на первое место ставятся общепризнанные мировым сообществом и национальными государствами нормы, а исламские положения используются во вторую очередь, если они не противоречат первым. Если же на первое место ставятся исламские нормы в любой трактовке, а общепризнанные положения отвергаются либо занимают по отношению к ним подчиненный характер, либо отвергаются в принципе, то априори деятельность исламских субъектов будет деструктивной (в любой сфере, а не только в политической).

В работе описаны тенденции и перспективы вовлечения мусульманских организаций в политическую жизнь России в ближайшем будущем: участие в выборах, в управлении в стране и в регионах и самоуправлении на местах, обсуждение новых законов, участие в митингах, в передаче политической информации, массовых компаниях и т.п. Наиболее важной составляющей в настоящее время участия мусульманских организаций в политической жизни страны автору видится изменение имиджа российской уммы, постоянное доказательство общественному мнению, что умма является естественной, пусть и специфической, составной частью российского социума, что от ислама, мусульман и их отечественных организаций не исходит угроза российскому социуму.

В результате проведенного исследования автор сформулировал ряд рекомендаций теоретико-методологического и практического характера. Положения, разработанные в диссертации, целесообразно использовать в ходе подготовки законодательных актов и других нормативных документов по политическим проблемам и проблемам безопасности профильными комитетами Федерального Собрания РФ, органами исполнительной власти, научными и научно-исследовательскими организациями.

Диссертант отдает себе отчет в том, что некоторые теоретические положения и обобщения диссертационного исследования нуждаются в дополнительной научно-теоретической и информационно-аналитической доработке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ряжапов, Нил Халиуллович, 2005 год

1. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика /Сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев, В.В.Ряховский М., Юриспруденция,2001. - 448 Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5.03.1992 г. № 2446-1 -ФЗ

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125 ФЗ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

3. Закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 № 130-ФЗ

4. Закон Российской Федерации «О политическом экстремизме» М., 2000.

5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 2000.

6. Военная доктрина Российской Федерации. М., 2000. Концепция внешней политики Российской Федерации. М., 2000.1.. Монографии, сборники статей.

7. П 21. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология ипрактика. Ростов-на-Дону:СКНЦ ВШ, 2001. - 77 с. II 22. Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика.

8. Ростов-на-Дону: ИППК РГУ, 2003. 200 с. II 23. Евразийская партия - Союз Патриотов России. Материалы II съезда.- М: Рефах, 2002. 68 с.

9. II 24. Емельянова Н.М. Мусульмане Кабарды. М.: Граница, 1999. - 142 с. II 25. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций.- М.: ИВ РАН, 2003. 358 с.1. 26. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М.:

10. Лотос, 1993.-271 с. II 27. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге ХХТ века. -М.:

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.