Исламский фундаментализм в политическом процессе современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Задорожный, Иван Николаевич

  • Задорожный, Иван Николаевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 188
Задорожный, Иван Николаевич. Исламский фундаментализм в политическом процессе современной России: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2006. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Задорожный, Иван Николаевич

Введение

Раздел 1. Исламский фундаментализм как социально-политический феномен

Раздел 2. Социально-политический механизм влияния исламского фундаментализма на политические процессы в России.

Раздел 3. Основные направления предотвращения влияния негативных проявлений исламского фундаментализма на политические процессы в Российской Федерации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фундаментализм в политическом процессе современной России»

Проблема роста исламского фундаментализма, с которой столкнулась Россия, носит многоплановый характер. Поиск путей ее решения требует взвешенного и беспристрастного подхода. Это вызвано не только опасным характером любых экстремистских проявлений самих по себе, но и деликатностью религиозного аспекта данной проблемы. Наиболее серьезными сегодня представляются вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения идеологии исламского фундаментализма в России.

Современная активность исламских фундаменталистов в известном смысле может рассматриваться и как своего рода реакция на идею глобализации. Правда, это обстоятельство не следует преувеличивать: исламский ответ на «американский вызов» лежит, прежде всего, в области идеологии. Серьезно говорить об исламской альтернативе в экономике или государственном строительстве, а тем более в военной сфере не приходится. Однако нельзя игнорировать и то, что в рамках противодействия глобализму исламские радикалы действуют последовательно и жестко. Конечно, их понятие врага в широком смысле отнюдь не ограничивается Америкой или Западной Европой, но, что важно, включает и Россию.

Актуальность диссертационного исследования обуславливается следующими обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью более детального рассмотрения вопросов, тем или иным образом, связанных с «ренессансом» ислама в России, которые в последние 10-15 лет воспринимались в нашей стране упрощенно: в российском научном сообществе доминировали две диаметрально противоположные точки зрения. Сторонники первой воспринимают ислам, как зло, которое угрожает существованию Российского государства. Сторонники второй точки зрения исходят из того, что ислам - это религия, которую исповедует значительная часть населения страны, а значит, она имеет конструктивный характер. В настоящее время имеется необходимость объективно оценить роль и место исламского фундаментализма в политическом процессе современной России.

Во-вторых, потребностью в выявлении факторов, способствующих религиозной дестабилизации в российском исламе, что представляет собой угрозу для национальной безопасности Российской Федерации. Последние события на Северном Кавказе показали, что в исламе, который исповедуют мусульмане России, начинают доминировать экстремистские концепции.

В-третьих, характером распространения исламского фундаментализма на территории Российской Федерации. В этой связи актуальным является выявление содержания фундаментализма, его форм, проявлений и тенденций распространения, оценка его влияния на состояние национальной безопасности России.

В-четвертых, недостаточной проработкой представителями российского политического руководства позиции государства в отношении проблемы религиозного экстремизма, отсутствием четкого понимания существа проблемы исламского фундаментализма и его связи с мусульманским экстремизмом.

В-пятых, потребностью в комплексном исследовании геополитики мусульманских стран с целью преодоления возникших в 90-е годы проблем и противоречий в отношениях между ними и Российской Федерацией, значительная часть которых была вызвана опасениями российской стороны по поводу возможной причастности официальных кругов мусульманских стран к распространению идей исламизма в России.

Степень научной разработанности проблемы.

Важность вопросов, касающихся участия ислама в политическом процессе России последнего десятилетия, необходимость детальной проработки причинно-следственных связей и огромная заинтересованность в точном и быстром прогнозировании дальнейшего развития ситуации обусловили появление значительного числа монографических и диссертационных исследований, а также научных статей по данной проблеме. Условно их можно разделить на три группы.

В первую группу источников1 автор выделил законы и нормативно-правовые акты, определяющие и регламентирующие вопросы обеспечения национальной безопасности, в которых рассматриваются основные внешние и внутренние угрозы, основные задачи и направления обеспечения различных видов национальной безопасности, определяются участники формирования и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Работы, относящиеся ко второй группе источников, посвящены изучению проблем влияния исламских религиозных течений на политические процессы в различных государствах, проблемам религиозной нетерпимости в вопросах веры и экстремизма в сфере политики.

Так во второй половине XX века в значительной степени возрос интерес к научной разработке проблем связанных с причинами радикализации исламских течений, что в немалой степени было связано с реакцией на экспансию западной культуры на территорию мусульманских государств. Среди трудов отечественных учёных-исламоведов можно выделить исследования A.JI. Борисова, A.M. Васильева, A.A. Игнатенко, A.B. Коровикова, Р.Г. Ланда, З.И. Левина, Л.И. Медведко, Л.Р. Полонской, A.B. Сагадеева, М.Т. Степанянца. Главная особенность этих работ

1 См.: Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М.: Юридическая литература. -1993; Указ Президента Российской Федерации №24 от 10 января 2000 года «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 12 января; Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 11 июля; Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. - 2000. - 25 апреля; Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» И Красная звезда. - 1996. - 5 июня; Закон Российской Федерации «О безопасности» // Российская газета. - 1997.-6 мая; Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации // Красная Звезда. - 2003. - 11 октября; Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп. от 26 марта 2000г., 21 марта 2002 г.); Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 года № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»; Закон республики Дагестан от 5 сентября 2000 года «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан».

2 Васильев A.M. «Пуритане ислама?» - М., 1967; Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). — М., -1982; Васильев A.M. Египет и египтяне. - М., 1986; Васильев A.M. История Саудовской Аравии. - М., 1999; Игнатенко A.A. Халифы без халифата. - М., 1988; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. - М., 1988; Медведко Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. - М., 1988; Коровиков A.B. Исламский экстремизм в заключается в том, что они касались текущего момента, подкрепляли, разъясняли то или иное изменение правительственного курса по отношению к политизации ислама.

Особый интерес представляют, научные труды конца XX - начала XXI века. К ним относятся работы К.С. Гаджиева, Р.И. Гайнутдинова, И.П. Добаева, A.B. Малашенко, С.А. Мелькова, К.И. Полякова, JI.P. Сюкияйнена.1 К числу их достижений следует отнести разработку проблем, связанных с вопросами соотношения исламской религии и экстремизма. Данные проблемы также активно разрабатывались учеными: В.О. Бобровниковым, Ф.В. Димаевой, Э.Ф. Кисриевым, Д.В. Макаровым, P.M. Мухаметшиным, A.A. Нуруллаевым и др.2

Работы, относящиеся к третьей группе, посвящены исследованию взаимосвязи геополитики с национальными интересами и национальной безопасностью, анализу угроз национальной безопасности РФ, одним из источников которых является религиозный экстремизм. Данные проблемы арабских странах. - М., 1990; Борисов А.Л. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). - М., 1991; Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития? // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 11; Сагадеев A.B. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Азия и Африка сегодня. - 1994. - № 6; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995.

1 Добаев И.П. Традиционный ислам и салафийя в этнополитических процессах Чечни // Современное положение Чечни. Сборник научных статей/ Северо-Кавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ / Отв. ред. В.В.Черноус. - 2001. - Вып. 4; Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М., 2001; Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. - М.: ВУ, 2001; Поляков К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы XX в. (на примере арабских стран) // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под. ред. A.B. Малашенко и М.Б. Олкотт. - М., 2001; Гаджиев КС. Геополитика Кавказа. -М.: Междунар. отношения, 2003; Гайнутдинов Р.И. Ислам в современной России (опыт философского анализа). - Автореф. дис. .канд. фил. наук. - М.: МГУ, 2003; Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. - Автореф. дис. .д-ра. фил. наук. - Ростов н/Д.: ИППК РГУ2001, 2003; Сюкшйнен Л.Р. Ислам против ислама. Об исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и Кавказ. - 2002. - №3.

2 Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М., 2002; Димаева Ф.В. Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы. — Автореф. дис. .канд. фил. наук. — М.: РАН, 2003; Ислам и мусульмане в России. Сборник статей / Под общ. ред. - Муртазина М.Ф., Нуруллаева A.A. - М., 1999; Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. - М.:ОГИ, 2004; Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М., 2000; Мухаметшин P.M. Татары и ислам - Казань: Фэн, 2003.

3 Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Мантов В.Л., Пирумов B.C. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и терминов. Под общ. ред. Манилова В.Л. - М.:РАЕН, 1998; Алексеев С.А. Политика Турции на Кавказе и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации: автореф. дис. .канд. полит, наук. — М.; ВУ, 2003; Баринов В.В. Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их влияние на безопасность России (политологический анализ): автореф. дис. .канд. полит, наук. - М.: Пограничная академия ФСБ РФ, 2005; Бельков O.A. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности. // Безопасность. - 1994. - №3. - С. 45; Возжеников A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. активно разрабатывались учеными: O.A. Бельковым, A.B. Возжениковым, Я.В. Волковым, B.C. Пусько, B.JI. Маниловым, A.A. Першиным, В.Н. Смирновым, В.М. Шевцовым и др.

К четвертой группе источников относятся работы таких ученых, как С.М. Елисеев, М.В. Жеребкин, И.В. Лиханова, О.М. Михайлёнок, Р. Матвеев, О.М. Смолин, которые рассматривают различные стороны политического процесса в России.1

Вместе с тем в современной отечественной научной литературе практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные анализу влияния исламского фундаментализма на политические процессы в Российской Федерации, а также на реализацию концепции национальной безопасности российского государства. Этот факт, а также актуальность проблемы и обусловили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования — исламский фундаментализм как социально-политический феномен.

М.: Изд-во РАГС, 2002; Волков Я.В. Геополитика и безопасность в современном мире. - М.: ВУ, 2000; Голубев В.И., Пусько B.C. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. - М.: ВУ, 1996; Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований Под. общ. ред. Е.М. Кожокина. - М., 1995; Ляхов Е.Г., Попов A.B. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - М., Ростов н/Д, 1999; Манилов B.J1. Теория и практика организации системы обеспечения национальной безопасности России: Автореф. дис. .д-ра полит, наук. - М., 1995; Морозов Ю.В., Лутовинов В.Н. Агрессивный экстремизм под прикрытием ислама: авантюра в Дагестане, ее последствия и уроки // Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. — М., 1999; Першин A.A. Обеспечение пограничной безопасности // Вестник границы России. - 1997. - №11. - С. 84; Рыжов O.A. Политические конфликты современности. -М.: ВУ, 1999; Смирнов В.Н. Противоречия формирования и функционирования военной безопасности Российской Федерации (Социально-философский анализ): Автореф. дис. .д-ра полит, наук. - М.: ВУ, 1996; Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. - М., 2001; Черноус В.В. Становление самоидентификации народов Северного Кавказа и геополитические утопии на Кавказе // Кавказ: проблемы геополитики и национальные интересы России: науч. чтения. - Ростов н/Д., 1998; Шевцов В.М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства. (На примере России). — М.: ВУ, 1997; Шутова О.С. Структурна модель государственной политики в области отношений с религиозными объединениями: автореф. дис. .канд. филос. наук. - М.: РАГС, 2004; Brzezinski Zb. The Choice. Global Domination or Global Leadership? - N.Y., 2004; Huntington S.P. The Clash of Civilazation. Remarking of World Order. -N.Y.: Touchstone, 1997.

1 Елисеев С.М. Политические отношения и современный политический процесс в России. — СПб.: Питер, 2000; Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования. - М.,1999; Лиханова И.В. Дестабилизирующие факторы политического процесса и национальная безопасность // Вестник Московского университета. Серия 12. — 2004. — № 3. - С. 34; Матвеев Р. Политические процессы в правовом поле // Власть. - 2003. - №7. - С.56; Михайлёнок О.М. Национальная безопасность России: Военно-политические аспекты. — М.: ИСП РАН, 2003; Смолин О.М. Политический процесс в современной России: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, изд-во: «Проспект», 2006.

Предмет исследования — особенности влияния исламского фундаментализма на политический процесс в России.

Цель исследования состоит в раскрытии сущности и особенностей исламского фундаментализма, способов его воздействия на политические процессы в Российской Федерации.

В соответствии с целью исследования автор определяет и выделяет следующие исследовательские задачи:

- изучить сущность и особенности исламского фундаментализма на территории Российской Федерации;

- раскрыть социально-политический механизм влияния исламского фундаментализма на политические процессы в России;

- исследовать роль исламских фундаменталистских организаций на территории субъектов Российской Федерации; оценить возможные перспективы сотрудничества с ними государственных органов власти, а также условия возникновения конфликтов на конфессиональной основе;

- определить комплекс мер по предотвращению негативного влияния исламского фундаментализма на социально-политические процессы в России; выявить внешние источники распространения исламского фундаментализма на территории Российского государства и определить способы защиты от угроз исламского экстремизма.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные теоретические положения современной политической науки, геополитической теории и теории научного познания, требования принципов политической и исторической наук: объективности, историзма и всестороннего изучения явлений и процессов. При изучении объекта и предмета исследования автор использовал методы классификации и систематизации информации, исторический метод, общенаучные методы: индукции и дедукции, моделирования и эмпирического сбора документального и статистического материала, а также системный, логический, проблемно-хронологический, сравнительный и структурно-функциональный подходы. Посредством данных методов автор провел изучение эволюции, особенностей структурных и содержательных изменений, современного состояния изучаемой проблемы, провел анализ взаимосвязи современного политического процесса Российской Федерации и такого социально-политического феномена как исламский фундаментализм.

Источниковой базой для проводимого исследования явились, прежде всего, оригинальные источники: труды идеологов исламского фундаментализма и ваххабизма1 (Абу аль-Маудуди, Аббас аль-Аккад, Ахмад Такиддин ибн Таймийя, Ахмад ибн Ханбаль, Мухаммад Абдо, Сейид Кутб, Хасан ат-Тураби, Хасан аль-Банна, Фейсал Мавляли, Юсуф аль-Кардави и многих других), монографии и диссертации отечественных специалистов в области исламоведения, национальной безопасности и международных отношений, труды зарубежных специалистов. Кроме того, были использованы законодательные документы и акты, различные аналитические обзоры, материалы периодических изданий, средств массовой информации на русском, арабском и английском языках.

В диссертационном исследовании также была использована справочно-аналитическая информация, изложенная на сайтах Интернета, отражающая разнообразие существующих подходов к определению степени влияния исламского фундаментализма на политический процесс, содержание доктрин

1 Абдель-Хамид Джуда ас-Саахар. Истории о пророках. - М.: «Сантланда», 1992; Абдуллахи Ахмад ан-Наим. На пути к исламской реформацию Гражданские свободы, права человека и международное право.

- М., 1999; Абу аль-Маудуди. Основы ислама. - М.: «Сантланда», 1993; Кутб Сейид. Под сенью Корана. -М.: «Умма», 2003; Кутб Сейид. Вехи на пути Аллаха. - Махачкала, 1997; Мустафа Махмуд. Спор с безбожником. - Грозный, 1991; Фатхи Якана. Ислам, идеи, движения, перемены. - М.: «Сантланда», 1992; Хасан Зайд Мухаммад бен Акил. Учение об иджтихаде: его исторические корни и эволюция. Дис. . канд. фил. наук. - М., 1987; Ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман (Ибн Абд аль-Ваххаб). Книга единобожия. М., 1999; Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. - М., 1994; Амин Ахмад. Зу'ама аль-ислах. - Каир, 1948; Абдарразик Али. Аль-Ислам ва усуль аль-хукм. - Каир, 1925; Абдо Мухаммад. Тафсир аль-Кур'ан аль-карим.

- Каир, 1983; Аркун Мухаммад. Аль-Фикр аль-ислами. Кура' ильмийя. - Бейрут, 1987; Кутб Сейид. Аль-Мустакбаль лихаза-д-дин. - Бейрут, 1983; Хасан аль-Банна. Рисалят аль-му'тамар аль-хамис. - Каир, б/г (на араб, яз.); Adams Ch. Islam and Modernism in Egypt. - L., 1933; Ayman Al-Yassin. Religion and State in the Kingdom of Saaudi Arabia. - London, 1985; NazihAyubi. Political Islam. - L.: Routletdge, 1991. и стратегий национальной безопасности ведущих европейских и ближневосточных стран.

Научная новизна исследования состоит:

Во-первых, в определении характера влияния исламского фундаментализма на политический процесс в России;

Во-вторых, в выявлении специфики и особенностей эволюции исламского фундаментализма на территории субъектов Российской Федерации;

В-третьих, в раскрытии причин, внутренних и внешних факторов, детерминирующих современное состояние и содержание исламского фундаментализма в России;

В-четвертых, в результатах анализа угроз национальной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, исходящих от исламских экстремистских структур;

В-пятых, в обосновании прогнозов направлений возможного влияния внешних сил на мусульман России с целью дальнейшей выработки мер по нейтрализации угроз национальной безопасности в конфессиональной сфере.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования обобщений и выводов в практической деятельности государственных органов, отвечающих за обеспечение национальной безопасности, в интересах стабилизации и укрепления отношений с мусульманским миром, в возможности прогнозирования развития различных ситуаций, с целью решения проблемы религиозного экстремизма. Данное исследование, также, призвано обогатить знания специалистов, занимающихся проблемами взаимоотношений России и мусульманского мира, специалистов службы зарубежной военной информации и коммуникации, а также для использования в процессе обучения курсантов и слушателей Военного университета и других военно-учебных заведений.

Апробация исследования. Основные положения диссертации, были изложены автором в ходе лекционных и практических занятий с курсантами факультета зарубежной военной информации Военного университета в рамках курса «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах», на научно-практических конференциях: межвузовская научная конференция «Языки мира. Мир языка», конференция «Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути решения», конференция «Информационные технологии и Вооруженные силы: изучение, использование и перспективы», состоявшихся в Военном университете, в ходе научных сообщений на кафедре зарубежной военной информации Военного университета.

Основные теоретические положения. выносимые на защиту:

1. Авторский подход к определению сущности и содержания исламского фундаментализма как социально-политического феномена.

2. Определение места и роли исламского фундаментализма в политической жизни России.

3. Оценка условий, способствующих проникновению радикальных исламских идей на территорию Российской Федерации.

4. Содержание социально-политического механизма влияния исламского фундаментализма на политический процесс в Российской Федерации.

5. Политологическая характеристика исламского экстремизма как угрозы национальной безопасности России и основные направления предотвращения его негативного влияния на политический процесс.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Задорожный, Иван Николаевич

Результаты исследования могут найти применение в ходе проведения общественно-государственной подготовки со всеми категориями военнослужащих, воспитательной работы с офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами при рассмотрении проблем обеспечения национальной и военной безопасности, как ее составной части, изучение военно-политической обстановки на Северном Кавказе.

Сделанные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, однако их учет в деятельности государственных, общественных органов и религиозных объединений, использование в высших учебных заведениях позволило бы обратить внимание на положительную роль такого религиозно-политического течения как исламский фундаментализм в обеспечении национальной и военной безопасности государства, а также на важность учета его влияния на политические процессы в России при формулировании и реализации национальных интересов Российской Федерации.

Диссертант отдает себе отчет в том, что некоторые теоретические положения и обобщения диссертационного исследования нуждаются в дополнительной научно-теоретической и информационно-аналитической доработке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в диссертационном исследовании анализ посвящен актуальной и довольно емкой проблеме современной российской действительности на рубеже XX - XXI веков. Учитывая профиль диссертационного совета — политические науки, а также свой личный научный и практический интерес, автор сосредоточил основное внимание на изучении теоретических, методологических и политических аспектов анализируемой проблемы.

Имеющийся фактографический материал, уже опубликованные результаты исследований, касающиеся участия исламского фундаментализма в политическом процессе России, официальные правительственные документы позволяют концептуально анализировать некоторые наиболее важные, центральные аспекты данной проблемы, сформулировать некоторые выводы, обобщения и рекомендации.

Первое. Ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. Помимо религиозной системы с различными богословскими школами ислам рассматривается как модель идеальной организации общества, включающую в себя три типа религиозного сознания: традиционалистский, фундаменталистский и модернистский. Поскольку одного исламского пути для всех исламских стран не существует, поэтому нередко в центре общественного внимания оказываются различные модели исламского развития.

Фундаментализм как идея возврата к истокам или начальным формулам ортодоксии появился в России в начале 90-х годов XX в., когда доктрины религиозной системы, нормированные толкованием богословскими авторитетами священных текстов, перестали в должной мере отвечать потребностям российских мусульман в период социокультурного кризиса, после распада Советского Союза. Итак, под фундаментализмом следует понимать идеологию религиозных движений и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за возвращение вере ее изначальной чистоты.

Второе. Заполнение идейного вакуума на постсоветском пространстве фундаменталистскими теориями в настоящее время происходит, по меньшей мере, в двух направлениях: умеренном или экстремистском. Объясняется это тем, что современный исламский фундаментализм, как религиозно-политическое течение в исламе, представляет собой конгломерат различных теорий, объединенных изначальными посылками в отношении ислама и сходностью взглядов на современный мир.

Третье. Ценности фундаментального ислама способны внести существенный вклад в оздоровление нравственного климата в ряде северокавказских республик России. Можно утверждать, что умеренной направление в фундаментализме позволит создать своеобразную защиту от влияния и распространения радикализма. Однако такое положение вещей возможно при соблюдении ряда условий, таких как: духовное, нравственное, и идеологическое воспитание мусульманского общества, активное участие государства в процессе выстраивания государственно-исламских отношений, повышение степени централизации и сплочения исламских организаций Российской Федерации, повышение степени контактности российской уммы с официальными, иностранными, религиозными организациями.

Четвертое. Динамика развития религиозно-политической ситуации в 90-е годы в России показала, что исламский фундаментализм выступает одним из важных факторов, определяющих отношения нашей страны с внешним миром. Россия оказалась на пути вхождения в зону возрастающей нестабильности (Ближний и Средний Восток, Кавказ, Центральная и Южная Азия). Ученые говорят о новой волне исламского радикализма, захлестнувшей эти регионы. Особую тревогу вызывает тот факт, что процесс дестабилизации религиозно-политической ситуации в самой России протекает на фоне:

• снижения роли международного сообщества в разрешении региональных проблем и, как следствие, увеличение использования силы при решении спорных вопросов, имеющих форму межконфессионального или межэтнического конфликта, применение принципа «коллективной ответственности» населения за деятельность национального руководства;

• качественно нового по уровню привлечения технических средств и масштабам использования специальных пропагандистских методов воздействия на общественное мнение («информационные войны», информационно-пропагандистское обеспечение тех или иных международных акций, «психологическая война» и т.п.);

• морально-психологического привыкания населения к экстремальным методам решения конфликтов («этнические чистки», использование вооруженных сил для полицейских по сути операций и т. п.).

Пятое. Нарушение биполярной системы социально-экономической и политической конкуренции между социализмом и капитализмом во всем мире привело к радикализации ислама и в России. В первую очередь ее источником явилась деятельность международных исламских организаций. На этом фоне на территории северокавказского региона стали распространяться идеи исламского фундаментализма. В исследовании автор выделяет следующие социально-политические условия, способствовавшие значительному распространению радикальных идей исламского фундаментализма на Северном Кавказе:

• невнятная политика Российского государства по отношению к исламу;

• слабость традиционных для страны исламских организаций, их длительное в прошлом организационное и идеологическое подавление;

• продолжительная изоляция российских мусульман и их религиозных институтов от ведущих мировых центров ислама;

• низкий уровень материального состояния населения в 90-е годы 20 века;

• отсутствие обоснованной информационной политики Российского государства по отношению к исламу;

• формирование российского ислама как системы и иерархии именно внутри России, под воздействием ее политической системы. Шестое. Идеи исламского фундаментализма последовательно реализуются как формальными, так и неформальными исламскими структурами, что объективно оказывает влияние на современный политический процесс России. При этом большинство официальных религиозных организаций принимают в политической жизни современной России мобилизационное участие, которое, направлено на поддержку политической системы, народного единства и одобрение проводимой политики. Однако в политической жизни Российской Федерации созидательный потенциал ислама ими реализуется крайне слабо и оказывает недостаточное влияние на процесс поступательного общественного развития и укрепление демократических правовых основ российской государственности.

Такое положение выгодно сказывалось на деятельности радикальных фундаменталистских течений, оказывающих идеологическую, военную и финансовую поддержку сепаратистским элементам. Зачастую данная деятельность была направлена на подрыв светской власти и установления власти религиозной. В данном случае перед нами ясно вырисовывается пример неконвенционального типа политического участия неформальных исламистских структур — религиозный экстремизм, терроризм.

К началу XXI века радикальный фундаментализм превратился в значительный фактор политической дестабилизации на Северном Кавказе.

Важно отметить, что в данном случае речь идет о том, что большинство идей исламского фундаментализма были «вырваны из контекста» и стали лишь прикрытием той или иной деятельности, связанной с борьбой за власть.

Седьмое. Фундаментализм нельзя причислять к радикальным религиозно-политическим течениям, поскольку он не признает жестокости, ему чужд экстремизм и терроризм. Однако этого нельзя сказать о радикальном политизированном течении исламского фундаментализма, опирающемся на мощную поддержку из-за рубежа. Такое политизированное течение представляет непосредственную угрозу для национальных интересов России, поскольку вносит дестабилизацию в политический процесс и всегда готово к использованию вооруженной борьбы и терроризма.

Восьмое. Влияние исламских организаций фундаменталистского толка на политический процесс имеет как конструктивный, так и деструктивный характер. Деятельность фундаменталистских политических партий умеренного толка имеет позитивный характер и преследует своей целью возрождение исламской традиции в стране, тогда как сторонники идей радикального фундаментализма стремятся к осуществлению политической экспансии, что дестабилизирует обстановку в тех регионах России, где проживает значительное число мусульман.

Девятое. Продолжается процесс активного сближения ряда конфессий с политической властью и государственными структурами. Это позволяет утверждать, что религиозные объединения учатся функционировать в условиях большей открытости, плюрализма мнений и толерантности. Одновременно с этим они пробуют сотрудничать и выстраивать отношения с многочисленными конфессиями, органами государственной власти и формирующимся в Российской Федерации гражданским обществом. Вместе с тем процесс выстраивания цивилизованных отношений Российского государства с мусульманским религиозным сообществом протекает чрезвычайно неоднозначно, изобилует противоречиями и не до конца осознается субъектами и участниками государственно-конфессиональной политики.

Десятое. Изучаемая тема еще долгое время будет оставаться актуальной для общественных и религиозных организаций, государственных структур и научных кругов нашей страны. И это представляется вполне естественным, поскольку в России активно продолжается процесс реисламизации.

Содержание, результаты творческого анализа, обобщения и выводы диссертации позволяют сформулировать рекомендации теоретико-методологического и практического характера:

1. В теоретико-методологическом плане, по мнению автора, наиболее перспективными направлениями научных исследований, касающихся вопросов противостояния исламизму и экстремизму могут быть:

- определение четкой общественно-политической роли и статуса ислама;

- разработка образовательной модели, решающей вопрос повышения уровня религиозной грамотности населения;

- совершенствование конфессиональной политики;

- разработка российской программы исламского богословия с привлечением официального российского исламского духовенства;

- совершенствование юридической базы взаимоотношений между государством и религией;

- исследование роли и места исламских партий и обществ, вносящих раскол в единение российских мусульман, в религиозно-политической жизни российского общества;

- отслеживание и анализ религиозно-политической ситуации в стране.

Автор отмечает, что в качестве основных направлений по предотвращению негативных проявлений исламского фундаментализма (религиозного экстремизма и терроризма) российские власти преимущественно используют меры политико-правового характера: вносят законодательные инициативы, позволяющие российскому государству первому применять вооруженные силы в борьбе с религиозным терроризмом и экстремизмом; ужесточают законодательство по борьбе с терроризмом и экстремизмом; вырабатывают механизмы совместных действий различных государств по нейтрализации террористических угроз; организуют процессы информационного обмена, концентрации и систематизации оперативной информации.

Данные действия наглядно демонстрируют стремление государства защититься от угроз, однако ощутимых результатов данные действия пока не принесли, поскольку государственные власти не смогли оценить конструктивную роль ислама в обеспечении национальной безопасности.

2. Для того, чтобы эффективно противостоять радикальным религиозным течениям, автор предлагает следующие рекомендации практического плана:

Первая группа включает в себя рекомендации, которые могли бы быть рассмотрены институтом Президента Российской Федерации, исполнительными и законодательными органами государственной власти России в целях совершенствования методов работы с российскими мусульманскими религиозными организациями.

Правительству Российской Федерации необходимо изменить характер и функции государственных органов по делам религий, а на межгосударственном уровне выработать единый подход к определению понятия «экстремизм». Представляется важным также отслеживать и постоянно повышать контроль деятельности исламских партий и обществ, вносящих раскол в единение российских мусульман.

В практической деятельности научных институтов важно не допустить политической эксплуатации религиозного вероучения, а также представляется своевременным и целесообразным организовать профессиональную богословскую подготовку и повысить квалификацию кадров, работающих в сфере государственно-конфессиональных отношений.

На наш взгляд, среди основных направлений оптимизации политики государства по отношению к мусульманским объединениям, можно выделить следующие:

- создание государственного органа по делам религий (в том числе и мусульманской);

- разрешение вопроса предоставления конфессиям экономических и иных льгот;

- участие мусульманских религиозных объединений в формировании национальной идеологии.

Кроме того, в целях предотвращения вовлечения в политические процессы в нашей стране зарубежных исламистских организаций необходимо принять меры по усилению государственного контроля за деятельностью всех религиозно-политических организаций и группировок, в отношении которых имеются обоснованные подозрения в проведении ими деятельности, далекой от заявленных при регистрации целей или несовместимой с их статусом (для представительств иностранных организаций).

Материал исследования может быть использован в деятельности органов государственной власти и управления Российской Федерации по реализации национальных интересов России и обеспечению ее безопасности в северокавказском регионе.

Вторую группу составляют рекомендации по совершенствованию изучения религиозных конфессий в вузах Министерства обороны, других силовых структур, в ходе преподавания общей и военной политологии, теории военной безопасности. Положения, разработанные в диссертации, целесообразно использовать в деятельности российских мусульманских организаций и объединений, печатных и электронных средств массовой информации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Задорожный, Иван Николаевич, 2006 год

1. Монографии, сборники статей.

2. Абдурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов B.JI., Пирумов B.C. Геополитика и национальная безопасность. Словарь основных понятий и терминов. Под общ. ред. Манилова B.JI. М.:РАЕН, 1998.

3. Абутамам, Мамонов В.Е., Пацына B.JI., Шмайлов А.Н. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Харьков, 1994.

4. Абделъ-Хамид Докуда ас-Саахар. Истории о пророках. М.: «Сантланда», 1992.

5. Абдуллахи Ахмад ан-Наим. На пути к исламской реформацию Гражданские свободы, права человека и международное право. М., 1999.

6. Абу алъ-Маудуди. Основы ислама. М.: «Сантланда», 1993.

7. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

8. Акопов JI.B. Контроль в управлении государством. Ростов н/Д, 2002.

9. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999.

10. Ат-Тамими Мухаммад ибн Сулейман (Ибн Абд алъ-Вах-хаб). Книга единобожия. М., 1999.

11. Ахмадуллин В., Мелъков С.А. Государственно-исламские отношения в России. М., 2000.

12. Багауддин М. Намаз. М., 1999.

13. Бартольд В.В. Ислам. Петроград, 1918.

14. Баширов JT.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М.: РАГС, 2000.14. "Безопасность Евразии". 2002. - №4.

15. Белая книга российских спецслужб. М.: Обозреватель, 1996.

16. Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов н/Д, 2002.

17. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002.

18. Борисов A.JI. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век).-М., 1991.

19. Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск восемнадцатый). Редакторы: М.Р. Арунова, А.О. Филоник., М., 2003.

20. Вагабов М.В. Ислам и семья. Махачкала, 1973.

21. Васильев A.M. «Пуритане ислама?» М., 1967.

22. Васильев A.M. Египет и египтяне. М., 1986.

23. Васильев A.M. История Саудовской Аравии. М., 1999.

24. ВолковЯ.В. Геополитика и безопасность в современном мире. М.: ВУ, 2000.

25. Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. -М., 1999.

26. Гаджиев КС. Геополитика Кавказа. М.: Междунар. отношения, 2003.

27. Газиева Г., Мельков С.А. Мусульманская умма в современном российском обществе. М., 2003.

28. Гайнутдин Р. Ислам: вера, милосердие. М., 1997.

29. Гайнутдин Р., Муртазин М. В молитве спасение. М., 2001.

30. Гайнутдин Р. Выборы в России и выбор мусульман. М., 2004.

31. Голубев В.К, Пусько B.C. Современная концепция безопасности и проблемы ее реализации. М.: ВУ. -1996.

32. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние).— М., 1966.— С. 82.

33. Дегтярев А. А. Основы политической теории. М., 1998.

34. Жданов Н.В., Игнатенко A.JT. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.35

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.