Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ибрагим А. И. Абед Халил

  • Ибрагим А. И. Абед Халил
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1996, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 194
Ибрагим А. И. Абед Халил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 1996. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ибрагим А. И. Абед Халил

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ИСТОРИКО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ИСТОЧ

НИКАХ ИСЛАМА.

1.1. Исторические предпосылки использования ислама как воспитательного средства.

1.2. Теоретический анализ влияния ислама на нравственное воспитание детей (Коран и Сунна как источники развития нравственности у мусульман и возможности их использования в воспитании детей).

Глава 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ИСЛАМА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ - ПОДРОСТКОВ

2.1. Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня религиозно-культурологических знаний подростков.

2.2. Методы использования источников ислама в нравственном воспитании учащихся.

2.3. Формы совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании детей на народных религиозно — культурологических традициях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста»

i

Происходившие в истории различных государств общественные кризисы всегда сопровождались изменениями в сфере образования и культурных ценностей. Российская Федерация переживает именно такие процессы. Общественная кризисная ситуация, характерная для нее, уже прошла определенные этапы. И как теперь становится ясным, пути обновления образования и воспитания в России оказались весьма тернистыми. Если в конце 80-х годов их фоновым обозначением было всеобщее ликование по поводу наступления времени возрождения духовности в стране, то на сегодняшнем этапе это настроение изменилось в сторону обратного. Многие отечественные обществоведы отмечают, что в культуре сегодняшней действительности весьма выражены тенденции моральной дестабилизации. Здесь имеются в виду I ^ прежде всего регрессивные изменения в области духовных потребностей людей. Если в первые годы перестройки большинство из них связывали смысл своей жизни с духовными приобретениями (самосовершенствование, профессиональное самоутверждение, общественная деятельность, духовное согласие в семье, ответственность перед обществом за свои деяния и т.п.), то сегодняшнее большинство и взрослых, и подрастающих детей ориентируются на такую норму, как • умение создавать материальную основу своей жизни, приумножать, в первую очередь, не свои духовные возможности, а денежные средства. Безусловно, соображения экономического процветания людей имеют значение, но когда в сознании людей, и в особенности молодежи, это начинает выступать культом, предметом поклонения, появляются основания говорить о серьезных болезнях в нравственной культуре общества. Возникает закономерный вопрос, как их "лечить" ?

Едва ли не центральное место в научных дискуссиях в поисках ответа на поставленный вопрос занимает обсуждение проблемы о месте религии в формировании нравственности человека и ее социальном значении в преобразовании современного мира. Для нас сегодня очень справедливо звучат слова известного иранского писателя-теолога Сайида Муджтаба Рукни Мусави Лари: "Жестокость, раздоры, несправедливость, тирания, война - все свидетельствует в пользу истины, что правительств и их законов никогда не было достаточно, чтобы контролировать чувства, верования и ощущения человека, как и для того, чтобы установить строй, основанный на справедливости, счастье, мире и спокойствии в обществе. Наука и знания никогда не смогут разрешить проблемы человеческой жизни, не смогут они помешать и ее крушению, если не будут действовать в союзе с религией" (115, с.98).

Соглашаясь во многом с позицией только что названного автора, и мы признаем сегодня факт безмерной губительности последствий, возникщих с победой большевизма в результате насильственного вмешательства во взаимоотношения человека с его верой в Бога, Аллаха. Именно с приходом Советской власти были введены прямые запреты на какое-либо участие религии в общественном и духовном строительстве. Особенно большому террору подверглись в 20-30-е г.г. священнослужители и просто верующие (и христиане, и мусульмане, и буддисты), а вкупе с ними философы, искусствоведы, протестовавшие против разрушения и уничтожения культовых сооружений и, конечно, священных книг, когда их ссылали в лагеря и расстреливали многих из них, ни в чем не повинных.

Но самая дорогая цена заплачена за все эти времена тем, что были разрушены основы национальной культуры народов, предана и искажена их подлинная история, размыты нормы добра в отношениях между людьми, так как они веками поддерживались посредством религиозного влияния.

Сегодня религия с ее многовековой культурой вышла из "подполья", вновь занялась духовно-созидательной деятельностью. Меняется и позиция школы при всей ее светскости. В строящейся новой школе созревает намерение "открыть двери" для всяческого благотворного влияния на наших детей воспитательного потенциала религии во имя построения, а может быть, и спасения их духовного мира.

Таким образом, можно констатировать постепенное изменение ценностной позиции школы в сторону положительного отношения к средствам религиозного просвещения.

Но здесь на повестку дня сразу же можно поставить несколько вопросов принципиального значения, связанных с определением путей и пределов использования религиозного вероучения в воспитании детей.

1. Учитывая, что религия несет в себе определенное, достаточно последовательное и завершенное мировоззрение и, следовательно, претендует на появление в сознании людей, впитывающих ее идеи, соответствующих идеологических приоритетов, школа однозначно не может предоставить все полномочия религиозным служителям в духовном воспитании детей. Это положение оговорено в статьях Закона об образовании РФ и РТ. Так, в ст.4 п. 10 Закона об образовании РТ подчеркивается независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, религиозных и общественных организация и движений (89), из чего следует, что общеобразовательная школа должна быть ограждена от прямого идеологического диктата, откуда бы он ни исходил.

2. Использование религиозных источников в воспитательных целях делает актуальной и проблему подготовленности педагогических кадров, понимающих подлинную нравственную ценность этической системы религии и способных использовать ее духовный потенциал в интересах личностного развития воспитанника.

3. Признавая возможность использования в современной нравственной практике школы воспитательного потенциала религии, необходимо специально изучить связи научной педагогики и системы нравственного формирования личности в религиозном опыте и найти реальные пути их взаимодействия в интересах совершенствования духовного становления детей.

Эти вопросы стали предметом обсуждения и исследования в последние годы в научных публикациях философов, социологов, теологов, педагогов. Появились и диссертационные исследования по педагогике, направленные на определение новых подходов к воспитанию детей с учетом опыта религиозной воспитательной практики.

Сопоставляя идейные позиции исследователей-религиоведов, рассматривавших эту проблему в конце 80-х - 90-х годах, с теми, кто изучал ее в предшествующие годы, можно отметить, что диссертационные исследования последних проводились однозначно в духе атеистической пропаганды, когда вновь и вновь подчеркивалась полная несовместимость религиозного и научного мировоззрения, а педагогические аспекты проблемы виделись в задаче полного преодоления таких "пережитков сознания", как вера в Бога или Аллаха. Перспектива преодоления "излишней религиозности" в людях связывалась с необходимостью изменения самого образа жизни, в особенности, сельского населения или же средствами продуманного научно-атеистического воспитания, направленного, прежде всего, на верующих (Гейдаров Г., Сафаров Ф.М. и др.), что соответствовало идеологическим одномерным установкам советского общества этого периода. Тем не менее, уже в этот период можно отметить работы исследовательского плана и публицистического характера, в содержании которых было выражено уважительное отношение к значимости феномена "религия" в духовной жизни людей. Так, одним из первых в отечественной литературе дал развернутую характеристику истории и современного положения ислама с точки зрения этнографической науки

Еремеев Д.Е.

В серии публицистических статей очень откровенно была заострена I проблема соотношения нравственности и религии, подготовленных известным писателем В.Тендряковым.

Характеризуя изменившиеся позиции сегодняшних специалистов-религиоведов, следует отметить, что в их публикациях усиливается тенденция изучения и оценки феномена религиозной культуры не столько с позиции ее мировоззренческих идей, сколько особенностей ее социально-психологических механизмов влияния на человека (Раушенбах Б., Попов Л.А. и др.).

Заслуживают внимания предложения авторов ряда работ, которые пытаются определить и обосновать связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечают продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии подрастающего поколения (Тайчинов М.Г., Лихачев Б.Т., Г.Р.Балтанова и др.).

- Плодотворными и отвечающими духу и концепции современной гуманистической школы являются педагогические исследования, посвященные воспитанию молодежи на традициях, опыте старших поколений, так или иначе затрагивающих вопросы использования и i

1 религиозно-культурологических традиций (Арутюнян В.Х., Афанасьев

В.Ф., Волков Т.Н., Гашимов А.Ш, Ханбиков Я.И., Нигматов З.Г. и др.). I

Исследованиями религии мусульман достаточно обстоятельно занимались такие ученые, как М.Т.Степаньянц, А.И.Ионова, Л.Р.Полонская, М.Б.Пиотровский, Н.Аширов, Р.Р.Мавлютов.

Глубоко вопросы исламоведения рассматривались в работах известных зарубежных ученых (У.Монтгомери Уотт, Г.Э. фон Грюнебаум, Ф.Роузентал, А.Массе, А.Мец и др.).

Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои труды вопросам исламской морали, можно, в первую очередь, назвать Мухаммада Фарук ал-Набхана, Хасана Афшара, Абд аллаха Мурси, Мустафы Зайда, Абд ал-Вахха Халлафа, Сухи ал-Салиха, Али Мансура, Абд ал-Карима Зайдана, Сайида Муджтаба Рукни Мусави Лари и др.

Из последних работ ученых-теологов арабского Востока, содержащих наиболее ценные мысли о воспитании детей средствами исламской морали, следует упомянуть таких авторов, как Мухаммед Аль-газали, Юсуф Аль-Кардави, Мухаммед Кутуп и др.

Интересной и близкой целям нашего исследования является диссертация Мустафиева А. А., посвященная изучению путей использования исламских устоев в воспитании учащихся средних общеобразовательных школ. В ней рассмотрены прежде всего задачи обновления содержания образования и выделены определенные подходы к организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы на основе использования этики ислама.

Сразу же отметим, что большинство диссертационных исследований, посвященных оценке места ислама в духовном развитии детей, выполнялись на материале, изучающем ситуацию этого феномена в регионах, где проживает население, достаточно однородное по своему этническому составу (Средняя Азия, Кавказские республики, страны зарубежного Востока).

Исследование названной проблемы, на наш взгляд, находится еще в начале пути определения действительного значения и возможностей использования в нравственном воспитании детей духовного влияния религии.

Определяя главные направления научного поиска в области нравственного потенциала ислама, автор данной диссертации, являясь по происхождению гражданином Иордании, попытался остаться на позиции как можно более объективной оценки действительной ценности ' исламской культуры в решении сложных проблем воспитания, j специфичных для школ Российской Федерации, на примере рассмотрения положения дел в таком самостоятельном регионе в ее ' составе, как Республика Татарстан.

Ислам - одна из наиболее распространенных религий мира, но характер его влияния на культуру человеческих сообществ неоднозначен и зависит от конкретно-исторических обстоятельств данного общества.

Так, говоря о сегодняшних реалиях существования ислама, мы должны иметь в виду два варианта его религиозно-культурологического влияния на людей. Первый из них отражает условия существования ислама в так называемых странах "исламского мира", где он обладает силой, максимально детерминирующей мировоззрение и нравственность самых широких слоев населения в этих странах. Другой вариант характерен для государства, в котором признаки мусульманской цивилизации не являются преобладающими, хотя и присущи по культурно-историческим традициям части его населения, как это характерно для некоторых народов Российской Федерации. Отличие второго от первого состоит еще в том, что по государственным установлениям в обществе такого типа секулярные явления выражены сильнее по сравнению с религиозными традициями.

Помимо констатации факта различия в формах проявления ислама в сегодняшнем мире, для нас еще более интересным предметом выступает осмысление сущности исламской морали как ценного источника нравственного развития человечества и освоение соответствующего опыта в его педагогически приемлемом виде. Это побудило нас обратиться с глубоким вниманием и к первичным источникам ислама (Коран и Сунна), и к учениям, связанным со становлением средневековой арабо-масульманской этической мысли (Абу Аль-Хасан Аль-Маварди, Ибин Кайим Аль-джавзиа, Ибн Кудама Аль-макдиси), и к трудам современных авторов зарубежного Востока, соотнеся все накопленное богатство восточных традиций воспитания с положениями научной педагогики сегодняшнего дня.

В условиях Российской Федерации наиболее влиятельными и присущими культуре ее народов являются две конфессии: христианство , и ислам. Каждая из названных религиозных культур обладает своей структурой, этической нормативностью, ценностями и понятиями и выраженной направленностью на нравственное усовершенствование человеческой природы. Есть среди нашего населения и последователи других направлений религиозных вероучений (иудаизм, католицизм и др.). Как справедливо указывает М.Г.Тайчинов, в этих условиях нужно оставаться на позиции равноправия религий и исходить из того, что их объединяет, а именно осуществление функции закрепления в людях духовности и веры и подлинно гуманистических ценностей (124: с.39).

С другой стороны, учитывая ориентацию современной школы на развитие регионального принципа в организации образования, а именно с опорой на культурные, национальные особенности каждого региона, следует отметить, что, очевидно, в зависимости от таких особенностей можно говорить о возможности акцентированного внимания к культуре определенной религии, которая соответствует духовной направленности, истории, традициям народонаселения этого региона.

Поддерживая эту продуктивную идею, мы выбрали объектом своего внимания исламскую мораль как объективно существующий феномен не только в жизнедеятельности последователей мусульманской веры, но и как источник нравственных добродетелей, питающий традиции и обычаи современных татар.

В связи с этим, нам представляется актуальным подвергнуть исследованию возможности ислама и его источников в нравственном воспитании учащихся-подростков. Имея в виду задачи перспектив развития образования в Республике Татарстан в направлении усиления народно-национальных традиций в воспитании детей, эта проблема может внести свою лепту в осуществление региональной программы воспитания учащейся молодежи. Не умаляя значения вклада других религиозных вероучений в совершенствование духовной жизни человека, отметим, что имеющиеся отечественные публикации последнего времени, а также центральные средства массовой информации преобладающее внимание уделяют православной конфессии и идеям христианства, тогда как действительное значение исламских нравственных устоев достаточно ясно не раскрывается. Хотя справедливости ради, следует отметить большое внимание к этим вопросам со стороны республиканских средств массовой информации, журналов художественно-публицистической направленности. И это вполне справедливо, так как ислам сочетает в себе многие человеческие добродетели, четко сформулированные этические нормы, касающиеся и личного поведения верующих, и их социальной ответственности. Необычайно высоко в исламе поднято значение семейного воспитания, чуткого отношения детей к родителям. Всячески поощряется в . исламской этике добрососедство, реальная помощь нуждающимся, милосердие ко всем несчастным и обиженным.

Таким образом, на фоне обострившихся задач нравственного оздоровления подрастающих поколений, которые заставляют воспитателей искать новые источники поддержки духовных начал в i личности, есть все основания попытаться дать взвешенную j педагогическую оценку многовековому опьггу ислама в нравственном I регулировании поведения человека и определить пути использования его : лучших традиций в процессе социализации подрастающей личности в современном мире.

Как показывает изучение опыта работы школ Республики I j Татарстан, обращение к источникам религиозной культуры в лучшем случае связывается с организацией отдельных мероприятий, как-то: приглашение для проведения единичной беседы на религиозную I тематику служителей культовых учреждений или проведение особо значительных праздников национально-религиозного характера. Отсутствует какая-либо система, обоснованная методика обращения к религиозным источникам в целях нравственного воспитания личности. Не ведутся и серьезные научные поиски в этой области. Сказанное позволяет обозначить противоречие между реально существующим огромным воспитательным потенциалом исламского вероучения и j неразработанностью методики использования источников ислама как средства нравственного воспитания учащихся-подростков. Отсюда вытекает проблема: каковы формы и методы использования ? нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся-подростков.

Теоретическая неразработанность проблемы и ее большая ^ практическая значимость и побудили нас избрать тему исследования: i "Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста".

• ■

В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс нравственного совершенствования учащихся-подростков, а предметом-исследования выступает изучение и использование источников ислама в нравственном воспитании учащихся-подростков.

В соответствии с сущностью выявленной проблемы, а также объектом и предметом исследования, нами определена цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить формы и методы использования нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста.

В исследовании предусматривалась тщательная проверка следующей рабочей гипотезы:

Использование нравственного потенциала ислама выступает как эффективное средство воспитания учащихся-подростков, если: использование исламского вероучения не противоречит принципам научной педагогики, исключающим всякое давление на мировоззренческие установки учащихся, их представление об образе жизни, а преимущественное внимание уделяется обогащению их национального самосознания на основе усвоения культурологических знаний и этических ценностей, содержащихся в источниках ислама;

- при использовании народных религиозно-культурологических традиций реализуется принцип учета возрастных особенностей подростков; обеспечивается специальная подготовка воспитателей к осуществлению нравственно-преобразовательной деятельности на источниках ислама (в том числе, их личностно-профессиональные данные, глубокая философская культура, умение находить методически верные пути решения поставленной воспитательной задачи);

- будут разработаны специальные формы и методы использования источников ислама в нравственном воспитании учащихся-подростков;

- обеспечено содержательно и организационно сотрудничество школы и семьи в воспитании подростков на основе народных религиозно-культурологических традиций.

Задачи исследования: i

1. Провести историко-педагогический анализ по всесторонней оценке воспитательного потенциала ислама с целью выявления его j актуального значения для нравственного совершенствования школьников.

2. Изучить особенности учащихся-подростков в современной общеобразовательной школе по критерию способности и готовности к восприятию религиозно-культурологических знаний.

3. Обосновать формы и методы использования нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся.

4. Разработать программу совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании детей на народных религиозно-культурологических традициях.

Методологической основой исследования являются:

- положения концепции татарского национального образования, воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан, законы об образовании Российской Федерации и Республики Татарстан о необходимости всемерного использования в воспитании детей i I национальных культурных традиций;

- постановления Верховного Совета России и Республики Татарстан и соответствующие директивные документы о свободе совести;

- основные положения концепций ведущих исследователей в области теории и практики нравственного воспитания школьщжов й (О.С.Богданова, И.Ф.Харламов, Л.И.Новикова, Л.И.Рувинский,

Д.М.Гришин, Е.В.Бондаревская, В.Е.Гурин, Л.А.Волович и др.);

- труды исследователей по средневековой и современной религиозной философии и культуре стран мусульманского Востока, работы представителей отечественного исламоведения (указаны выше).

Историковедческую базу диссертации составили: дореволюционные теолого-этические трактаты и современные теологические сочинения, написанные на арабском, английском, русском, татарском языках; переводные работы мыслителей средневековья и труды современных и отечественных мусульманских и европейских теоретиков ислама; мусульманская периодика; выступления представителей мусульманского духовенства и богословов христианства на страницах педагогических, художественно-публицистических и научно-публицистических журналов; тексты Корана и Сунны и др.

Методы исследования: анализ документов, теоретический анализ выявленной педагогической проблемы, контент-анализ источников ислама с целью выявления их воспитательного потенциала; изучение массовой школьной практики; целенаправленное педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, метод моделирования; изучение опыта духовной деятельности отдельных представителей мусульманской общины в Республике Татарстан, педагогический эксперимент.

Экспериментальной базой исследования явились школа-лицей N 6, школа-лицей N 11, русско-татарская школа N 80 г. Казани. В ходе формирующего эксперимента было охвачено 648 учащихся седьмых, восьмых, девятых, десятых, одиннадцатых классов из выше названных школ.

На этапе констатирующего эксперимента был изучен также опыт ряда других школ г. Казани ( NN 3, 5, 122, 155).

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования; использованием большого числа разнообразных источников, написанных на разных языках; целенаправленным анализом педагогической практики; результатами опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

- выявлены воспитательные возможности источников ислама в нравственном воспитании учащихся-подростков; разработана методика изучения уровня религиозно-культурологических знаний учащихся-подростков;

- определены формы и методы использования источников ислама в нравственном воспитании учащихся-подростков: обеспечение включенности элементов исламской культуры в общую систему задач перспективного развития татарской национальной школы на основе принципов культуросообразности и уважения к духовному наследию татарского народа; необходимость специальной содержательной переработки источников исламского вероучения, их "деидеологизация" путем выбора таких духовно значимых текстов, восприятие которых углубляет представления учащихся об общечеловеческих нравственных ценностях; организация просвещения учителей с целью повышения уровня их компетентности в области воспитательной культуры ислама и освоение ими методики использования его нравственного потенциала в процессе воспитания учащихся; обеспечение повышения уровня педагогической культуры родителей на основе возрождения в семейном воспитании положительных народных религиозно-культурологических традиций);

- разработана программа совместной работы школы и семьи в воспитании подростков на народных религиозно-культурологических традициях.

Практическая значимость исследования:

Разработанная в диссертации программа ознакомления школьных педагогов с культурой ислама будет способствовать повышению компетентности учителей национальных школ в области понимания его нравственного потенциала.

Подготовленные на основе эксперимента рекомендации о формах и методах использования источников ислама в нравственном совершенствовании подростков могут содействовать внедрению в организацию воспитательного процесса в современной школе нетрадиционных подходов, отвечающих принципам гуманного отношения к личности ученика и развивающих народно-национальные основы этого процесса.

На защиту выносятся:

1. Историко-педагогический анализ и характеристика воспитательного потенциала Ислама.

2. Формы и методы использования нравственных ценностей ислама в воспитании учащихся подросткового возраста.

3. Разработанная в ходе исследования программа совместной деятельности школы и семьи в нравственном воспитании подростков на народных религиозно-культурологических традициях.

Апробация исследования: Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, докладывались на международных научно-практических конференциях (Казань, 1994; Заинек, 1995; Чебоксары, 1995; Арск, 1996), на VTI научной конференции молодых ученых и специалистов в КГПУ и др.

Теоретические позиции и некоторые методические предложения были апробированы в ходе опытно-педагогической работы на базе летних региональных детско-юношеских лагерей, созданных усилиями представительства Всемирной Ассамблеи Молодежи в г. Казань и Уфа (1994 г.), в г. Майкоп, Владикавказ и Омск (1995 г.).

Результаты исследования отражены также в публикациях автора. Структура диссертации соответствует логике исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ибрагим А. И. Абед Халил

ЗАКЛЮЧЕНИЕ u u свете принятом в сегодняшней школе концепции гуманистического воспитания особо значимой становится задача формирования духовно-нравственной культуры личности школьника. Сложность ее решения обусловлена с одной стороны, негативными явлениями социального характера (неустойчивое, противоречивое состояние морального сознания в обществе, выражающееся в усилении тенденций "накопительства", "меркантилизма", падении престижа духовных ценностей), с другой - необходимостью переосмысления школьными педагогами многих понятий и практических методов воспитания, всегда считавшихся основополагающими для традиционной школы. Дальнейшее развитие и утверждение новых ценностей в системе школьного воспитания требует и обновленных подходов, методических решений, способных усилить ее духовно-преобразовательную роль в формировании подрастающей личности.

В качестве одного из средств обогащения системы нравственного воспитания в современной школе в ключе нетрадиционных подходов в нашем диссертационном исследовании были рассмотрены воспитательные возможности культуры исламского вероучения, представленной в его источниках и сохранившихся и по сей день народных традициях, обычаях, нравах, характерных для значительной части населения России, и, в частности, Республики Татарстан. Обосновывая степень значимости ислама как воспитательного средства, мы исходим, прежде всего, не из его институциональной сущности, а из признания за ним силы духовно-нравственного порядка, способной внести свой вклад в укрепление нравственной состоятельности человеческого сообщества и, в особенности, в дело нравственного совершенствования подрастающего поколения.

Обращение к нравственному потенциалу ислама, применительно к проблемам воспитания детей в школе, мы также связывали с необходимостью актуализации в современной воспитательной практике школы принципов культуросообразности и уважения к лучшим традициям воспитания, сложившимся в историческом, самобытном опыте каждого народа. Это особенно значимо для перспектив развития национальных школ.

Следуя основной идее нашего исследования, мы обратились к тщательному изучению и осмыслению основных источников ислама с позиций выявления всего ценного, что составляет особенности его морали и воспитательных наставлений, то есть сосредоточились на исламе, как на этическом учении.

Для более углубленного понимания морально-этических ценностей исламской культуры, мы посчитали необходимым уделить внимание историко-педагогическому анализу развития исламской этической мысли, начиная с истоков ее рождения в деятельности Мухаммеда, изучения ее становления в последующих исторических эпохах и кончая оценкой его реальной значимости в воспитании людей в современном мире. При этом, нами учитывались мнения и суждения и светских ученых - религиоведов (зарубежных и отечественных) и взгляды теологов исследователей. Это позволило дать всестороннюю оценку нравственному потенциалу ислама и соотнести опыт заложенных в нем традиций воспитания с положениями современной гуманистической педагогики.

В результате проведенного анализа мы убедились в непреходящей ценности многих положений этического учения ислама, касающихся бережного отношения к ценности человеческой личности, в оказании помощи человеку быть человеком, в поддержке идей милосердия, заботы о своих близких и далеких людях, в трепетном отношении ко всем живым существам и Природе в целом, к возвышению идей любви, мира, надежды, справедливости.

Нравственный потенциал ислама ярко выражен, прежде всего, в его основных источниках.

В частности, своеобразно трактуется в них сам процесс воспитания ребенка, сравниваемый с возведением здания - кирпич за кирпичом, что подчеркивает его постепенность, последовательность накопление в личности нравственных качеств и полезных привычек. Об этом есть указания в Хадисах. В воспитании рекомендуется пользоваться многообразием методов воспитания, ставя их в зависимость от особенностей личности воспитуемого. Из воспоминаний о деятельности пророка Мухаммеда следует, что те или иные моральные воздействия по отношению к сироте, ребенку из благополучной семьи, взрослому, подростку должны быть абсолютно различными, что вполне созвучно известному принципу научной педагогики индивидуального подхода в воспитании. В качестве наиболее значимого способа воздействия на личность рассматривается стимулирование, хотя оно и понимается в русле идеологии ислама (главные стимулы нравственного совершенствования: вера в Аллаха; боязнь ада; поощрение щедрости через следование обычаю Садака и др.). Своеобразны в системе исламского воспитания словесные методы воздействия: диалогичность, рассуждающий характер текстов Корана и в Хадисах помогают моральному самоуглублению подростка, эмоциональность изречений, содержащихся в этих же источниках, стимулирует пробуждение нравственных чувств; увлекательность и образность коранических сказок облегчает доведение их морального смысла до ума ребенка.

Большое эмоциональное воздействие способна оказывать проповедь, в которой содержатся ценные нравственные наставления, призывы к справедливости, добрым делам и воспитывается отвращение к мерзости порока.

Обращение к нравственному потенциалу ислама мы связываем в значительной мере с необходимостью совершенствования системы семейного воспитания.

Известно, что по канонам ислама, воспитание в семье должно быть основано на ценностях любви друг к другу, сочувствия, взаимопомощи, культа старших по возрасту членов семьи, почитание детьми своих родителей, заботы друг о друге братьев и сестер, наличия постоянных трудовых обязанностей детей в семье. Изучение ситуации сохранения в семье названных, безусловно, достойных традиций воспитания по отношению к контингенту учащихся и их семей, оказавшихся в поле нашего зрения, показало, что названные традиции и соответствующие им методы воспитания (семейный совет, семейное чтение, родительское наставление, воспитание в труде) в сегодняшней семье используются крайне редко, с чем мы и связываем отчасти ослабление ее влияния на I нравственное развитие детей. Это укрепило наше предположение о

I необходимости обогащения педагогической культуры современных родителей путем возвращения в систему семейного воспитания его лучших традиций и необоснованно забытых методов воспитания.

Проведенное нами изучение источников ислама позволило представить опыт нравственного воспитания на исламских устоях в виде своеобразной модели системы нравственного воспитания детей в совокупности всех его необходимых компонентов: цели, социально-педагогических условий, содержания, совокупности разнообразных методов и средств воспитания. Комментируя эту систему, можно сказать, что в ней отражены все важнейшие стороны духовного становления ребенка: подчинение нравственными императивам, укрепление стремления к здоровому образу жизни, всестороннее развитие ума, коллективистическая направленность, воспитание качеств гражданина и патриота своей родины, способность воздерживаться от неумеренности в материальном потреблении.

Целенаправленное воспитание всех названных аспектов личностного самосовершенствования в исламском педагогическом видении связывается с применением большого разнообразия методов и средств воспитания, которые мы систематизировали в виде классификации, включающей в себя три следующие группы: методы и средства воспитания на источниках ислама, методы и средства формирования нравственных идеалов и полезных привычек; методы и средства воспитания на источниках ислама, методы и средства стимулирования нравственно выдержанного, добропорядочного поведения.

Ставя вопрос о возможности применения системы нравственного воспитания на основе ислама в современной школе, подробно охарактеризованной в нашем исследовании, мы руководствовались принципами исключения возможностей его идеологического влияния на сознание школьников и поддержки тех элементов культуры ислама (идей, ценностей, текстов, содержащих их, традиций и методов воспитания), которые способствуют воспитанию в детях высоких моральных качеств и принципов, приобщению их к подлинно гуманистическим ценностям, позволяют лучше понять нравственное достоинство своего народа.

Реализация нравственного потенциала ислама в системе школьного воспитания, помимо названных установок методологического характера, потребовала тщательного изучения особенностей современных подростков с целью определения значимости религиозно-культурологических знаний и ценностных представлений в их нравственном становлении. Это привело нас к необходимости разработки специальной методики изучения личности по данному параметру, подробно описанной в содержании диссертации. Опираясь на результаты эмпирического исследования, проведенного с помощью названной методики, мы пришли к выводу о важности внимания школьных педагогов к этому аспекту нравственного формирования личности и необходимости более действенного отношения с их стороны к использованию в воспитании детей нравственно-духовных возможностей религиозной культуры, в частности, педагогически ценных возможностей источников ислама.

Как показало исследование, практическая реализация нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся - подростков может состоять в целенаправленном использовании следующих форм и методов:

- через обеспечение включенности элементов исламской культуры в общую систему задач перспективного развития татарской национальной школы на основе принципов культуросообразности и уважения к духовному наследию татарского народа;

- путем специальной содержательной переработки источников исламского вероучения, их "деидеологизации" за счет вычленения таких духовно значимых текстов, восприятие которых углубляет представление учащихся об общечеловеческих нравственных ценностях;

- через организацию просвещения учителей с целью повышения уровня их компетентности в области воспитательной культуры ислама и освоение ими методики использования его нравственного потенциала в процессе воспитания учащихся;

- путем обеспечения повышения уровня педагогической культуры родителей на основе возрождения в семейном воспитании положительных народных религиозно-культурологических традиций.

С целью экспериментальной проверки эффективности перечисленных выше форм и методов нами была разработана программа и методика нравственного воспитания учащихся - подростков с использованием источников ислама, которую мы считаем возможным применять прежде всего в татарской национальной школе и, отчасти, и в других типах школ. В программе представлены три направления: 1. Организация работы малого университета для учителей по проблеме: "Ценности исламской культуры и воспитание детей", в рамках которого происходило целенаправленное изучение методики использования источников ислама в нравственном воспитании подростков;

2. Организация деятельности школьного клуба для учащихся по интересу к культуре ислама с целью обогащения их представлений о нравственных ценностях и заповедях гуманистического характера, ярко и эмоционально поданных в соответствующих источниках.

3. Организация совместной работы школы и семьи по воспитанию детей на религиозно-культурологических традициях, одним из важных пунктов которой являлось проведение просветительского цикла бесед для родителей с целью разъяснения для них основных ценностей исламской этики и способов и методов воспитания, основанных на исламских устоях.

Предложенная нами система воспитательной работы была апробирована на базе трех школ г.Казани, и в течение определенного нами срока для ее экспериментальной проверки мы подробно фиксировали все происходившие в уровне нравственного развития учащихся - подростков изменения.

Проведенное исследование, в целом подтвердив выдвинутую гипотезу, позволило сделать следующие основные выводы.

1. Обращаясь к достижениям религиозного опыта нравственного познания человека, а конкретно к опыту нравственного достояния ислама, научная педагогика берет в свой актив все то ценное из этого опыта, что может служить нравственному оздоровлению всего общества и возвышению духовных потребностей каждого его члена. Историкопедагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей он функционировал как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

2. В воспитательном плане вероучение ислама сильно и своими возможностями в нравственном воспитании детей. На основе изучения этих возможностей мы смоделировали целостную систему исламского воспитания, охарактеризовав последовательно все компоненты: цели, условия, принципы, содержание, методы и средства, чтобы впоследствии использовать ее лучшие стороны в разработке программы нравственного воспитания учащихся - подростков с использованием источников ислама.

3. Конкретизации системы мер воспитательного характера предшествовало тщательное исследование индивидуально-типологических особенностей современных подростков с точки зрения выявления связи уровня их общей нравственной воспитанности и культуры с влиянием на нравственное совершенствование личности религиозно-культурологических знаний и традиций. По результатам решения данной исследовательской задачи нами была представлена развернутая типология учащихся подросткового возраста по разным параметрам их духовного склада (духовность, национальное самосознание, наличие религиозных и других иррациональных способностей, характер семейной среды и др.). Этот материал позволил конкретизировать задачи нравственного воспитания подростков на основе использования воспитательного влияния ислама.

4. Изучение возможностей исламской этики, особенностей духовного облика современных подростков, а также опыта воспитательной работы школьных воспитателей, позволило нам выявить

I формы и методы использования источников ислама в нравственном воспитании учащихся - подростков.

5. Все названные условия послужили основой разработки

J ^ программы формирующего эксперимента, подробно изложенной в

J настоящей диссертации и ее приложениях. Реализация этой программы в t организованной нами опытно-экспериментальной работе, позволила прийти к положительным результатам, доказывающим эффективность j предложенной нами системы воспитательных воздействий. i < i

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ибрагим А. И. Абед Халил, 1996 год

1. Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.:Сантлада, 1993. - 95 с.

2. Абдель Хамид Джуда Ал-Саххар. Истории жизнеописания посланника Аллаха. Сер. "Религиозные повествования". Кн.2. М.: Сантлада, 1992. - 156 с.

3. Абдель Хамид Джуда Ал-Саххар. Истории о пророках. Сер. "Религиозные повествования". Кн.1. М.: Сантлада, 1992. - 131 с.

4. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу: о внутрисемейных отношениях. Минск: Нар. асвета, 1992. - 124 с.

5. Аль-Худа: Журнал исламского поколения /Гл.ред. Джамиль; ред. Камаль ассайид. Кум. - № 28. - 1993. - 34 с.

6. Алексий (Патриарх Московский и Всея Руси). Христианский взгляд на человека и образование: Фрагм. выступления на общ. годич. собор. Рос. акад. образования, Москва, март 1993 г. //Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С.6-8.

7. Амлетаева М.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения. Омск, 1988. - 104 с.

8. Амирова С. С. Саморганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования:Дисс.д-ра пед.наук/КГПУ: Науч.ред.Н.А.Половникова. -Казань: КГПУ, 1995. 384 с.

9. Афанасьева Т.М. Душа и тело: О самовоспитании личности. М: Мол.гвардия, 1990. - 240 с.

10. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

11. Ахмад Х.М.Б. Введение в священный Коран. Лондон - М., 1991. - 460 с.

12. Ахмад Х.М.Б. Священный Коран: Антология. Лондон - М., 1991. - 48 с.

13. Ахмад Х.М.Б. Философия исламских учений. Лондон - М., 1991. - 139 с.

14. Аутов, Мухамади. Воспитание интелектуально-нравственной готовности школьников к непрерывному образованию: Автореф.канд.пед.наук/Душанб.ун-т Душанбе, 1993. - 17 с.

15. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР. Анализ зарубежных концепций.- Казань: изд-во Казан.ун-та, 1991. 146 с.

16. Балтанова Г.Р. Социально-философский анализ зарубежных концепций эволюции ислама в России и СНГ: Автореф.дисс.канд.филос.наук. М., 1994.

17. Балтанова Г.Р. Школа, религиоведение и культурология: линии сопряжения. В сб.: Школа и национальное согласие. - Казань, 1996. -С. 109-110.

18. Белкин Л.С. Ситуация успеха, как ее создать: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 168 с.

19. Богданова О.С., Совершенствовать нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников 1981 N4.

20. Борхес Х.Л. Письмена Бога: Сборник: Перевод/Сост., авт., вступ.ст., с.5-24 и примеч. И.М.Петровский. М.: Республика, 1992. -510 с.

21. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1991. 156 с.

22. Виничук Л.С. А.С.Макаренко о воспитании сознательной дисциплины. Киев: Вища школа, 1988. -144 с.

23. Воспитать человека/Сост. и предисл. Н.И.Мона В. Хова. М.: Мол.гвардия, 1989. - 157 с.г

24. Гараджа В.М. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Аспект Пресс, 1996.

25. Гайфуллин В. Образование В Татарстане: проблемы и перспективы. Народное образование. - 1995. № 7. - С.79.

26. Гейдаров Г.И. Теоретические и метологические проблемы преодоления пережитков морали ислама:Дисс.д-ра филос.наук. Баку, 1986. - 177 с.

27. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций/Калинингр.ун-т. Калининград, 1995. - 94 с.

28. Гурова Р.Г. От составителя // Формирование личности школьника в коллективе. М., 1959.

29. Губанова Т. Типы школ России. Учительская газета. - 1992. -№ 10-11. - 17 марта. - С.11.

30. Гудинг О., Леннокс О. Путь личного опыта: Библия и нравственное воспитание в школах //Учительская газета. 1993. - № 35. - 7 сент.

31. Гудинг О., Леннокс О. Путь мудрости: Библия и нравственное воспитание в школах //Учительская газета. 1993. - № 41. - 19 окт.

32. Гудинг О., Леннокс О. Путь пророка: Библия и нравственное воспитание в школах //Учительская газета. 1993. - № 42. - 26 окт.

33. Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников:(Педагогическая наука реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.

34. Джемс В. Многообразие религиозного опыта: пер. с англ. -Спб.: Андреев и сыновья, 1993. 418 с.

35. Демакова И.Д. Должность или призвание: Беседы с организатором внеурочной воспитательной работы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.

36. Жданов Н.А., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989.- 352 с.

37. Жданова Н.В. Исламская концепция миропорядка:Дисс.д-ра филос.наук. М., 1989.

38. Журавлев В.Н. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. - 168 с.

39. Закон Российской федерации об образовании. //Росс.газ. -1992. -31июля. с.3-6.

40. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях / Сб-к нормативных актов (с изменениями и дополнениями на 1 января 1994 г). Москва: "Феникс", 1994. с.14-26.

41. Идейно-нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Книга для учителя/ Д.И.Водзинский, С.ВЛундина, Е.В.Перевозная и др. ; Под ред.Д.И.Водзинского, Ж.Е.Завадской. -Минск: Нар.асвета, 1991. 174 с.

42. Измайлова А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средний Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. -252 с.

43. Изотов А.В. Как стать лучше?: О самовоспитании подростков. -Йошкар-Ола: Марийское кн.изд-во, 1991. III с.

44. Ионова А.И. Современный ислам, человек и общество/ А.И.Ионова, А.К.Сультангалиева, П.С.Юсупов. М.: Знание, 1991.

45. Ислам: Энциклопедический словарь/Ан СССР, Ин-т востоковедения; В.Милославский и др. М.: Наука, 1991. - 311 с.

46. Исмаил бей Гаспринский. Россия и Восток. Казань: Татарское кн.изд-во, 1993. - 132 с.

47. История религии/А. Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. М.: Центр "Руник", 1991. - 255 с.

48. Караев Б. С. Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее влияния на молодежь:Дисс.д-ра филос.наук. М., 1991. -С.44-65.

49. Каримова И.А. Современная мусульманская проповедь: Дисс.д-ра филос.наук. М., 1991. -С.11-44.

50. Кирабаева Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха Средневековья). М.: Изд-во УДН, 1987. - 176 с.

51. Козырев Ю. Чтобы называться человеком разумным.// Народное образование, 1991, № 7.

52. Коран/Пер.Н.Ю.Крачковкого. М.: Буква, 1991. - 528 с.

53. Корчак Я. Воспитание личности: Книга для учителя/ Составит., вступ.ст. и коммент. В.Ф.Кочнов. М.: Просвещение, 1992. - 282 с.

54. Коссов Б. Тестирование профессиональных склонностей творческих способностей молодежи: (Прогноз развития сельских и городских школьников и студентов). М., 1995. - 48 с.

55. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Изд. 3-, доп. и перераб. - Минск: Высш.шк., 1991. - 286 с.

56. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Книга для учителя. Минск: Народная асвета, 1990. - 173 с.

57. Кураев А. Духовная жизнь это практика: О духовном образовании в школе .Беседа с деканом филос.- богосл.фак.Рос. правосл.ун-та А.Кураевым/Записала Г.Алексеева //Нар.образование. -1993. -№6. - С.60-64. Продолж. Начало: № 1.

58. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М., 1983. - С.6-10.

59. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н.Тостого.-философские аспекты//Педагогика. 1993. №1. - С.82-87.

60. Культура, нравственность, человек:Сб.ст./Ан Респ.Узбекистан, Ин-т философии и права им.И.М.Муминова; Отв.ред.О.П.Умурзакова. -Ташкент: ФАН, 1991. 98 с.

61. Кучинский С.А. Человек моральный. 2-е изд., доп. - - М.: Политиздат, 1989. - 302 с.

62. Лаврова К.Н. Нравственный закон во мне. М.: Знание, 1991.62 с.

63. Левитов Н.Д. Вопросы психологии личности.//Сов.педагогика, 1948, № 6.

64. Легенький Г.И. Цель и способы воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 136 с.

65. Лихачев Б.Т. Школа и церковь: новые отношения?//Сов.педагогика. 1991. - № 6. - С.33-36.

66. Макдауэлл Д. Необходимый разговор: О половом воспитании в семье:(Пер.с англ.). М.: Совмест.с амер.препршггием Соваминко, 1991. - 25 с.

67. Марван Ибрагим Аль-Кайси. Исламские мораль и манеры. -Казань: Иман, 1994.

68. Марван С. Права человека в исламе/Апанаевская мечеть города Казани; пер.с англ.Г.Вахитова. Казань: Иман, 1995. - 36 с.

69. Методы психолого-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения/Е.А.Залученов, В.К.Зарецкий, Л.А.Ненашева и др. М., 1995. - 48 с.

70. Митрохин J1.H. Философия религии. М.: Республика, 1993.414 с.

71. Мой мир и я. Путь к единению.Пособие для учащихся/Под ред.проф.Б.П.Битинаса. Международный фонд образования, 1993. -216 с.

72. Мудрик А.В. Самые трудные годы. М.: Знание, 1990. - 62 с.

73. Мусави Лари С.М.Р. Молодежь и нравственность/Центр исламоведческих исследований "Иршад", пер.Р.Алиева. Баку, 1993. -175 с.

74. Мустафиев А.А. Пути использования исламских устоев в воспитании учащихся средних общеобразовательных школ.Автореф. канд.пед.наук/Азерб.пед.ун-т. Баку, 1992. - 17 с,

75. Мусульманские обряды, обычаи//Специальный выпуск "Идель". 1992. - № 9-10.

76. Мухаммед ибн Джалиль Зину. Столпы ислама и веры. М.: Изд.Пк "Сантлади", 1992. - 153 с.

77. Мухаметдинов Р. Нация понятие вечное. -Ж."Идель". - 1995. - № 5-6. - С.25-26.

78. Мюллер И.П. Моя система для детей: Физическое развитие детей. М.: Сп "Интерграф Сервис", 1991. - 74 с.

79. Назначение православия лишь в том, чтобы воспитывать человека духовно: Ответы преподавателей Моск.духов.акад.на вопросы участников Рождест.образоват.чтений//Учит.газета. 1994. - 1 февр. - № 5. - С.11.

80. Некоторые изречения. Хэдислэр. Казань -1992.

81. Насир аль-Омар. Счастье: иллюзия и реальность. М.: - 1994.

82. Насыри Каюм. Книга о воспитании. Казань: Татар.кн.изд-во, 1992. - 142 с.

83. Нигматов З.Г. Народные традиции как средство воспитания социалистической гуманности у старших подростков/На материалах школ татарской АССР/:диссерт.канд.пед.наук. Казань, 1980. 229 с.

84. Нигматов З.Г. Традиции семейного воспитания: (методическая рекоменд. в помощь учителям и родителям) сост. З.Г. Нигматов; Пед.общество РСФСР Тат.отд.тат.ин-т усоверш. учителей Казань, 1984. -52 с.

85. Нигматов З.Г. Воспитание социалистической гуманности у школьников. Казань: Татар.кн.изд-во, 1987. - 128, 2.

86. Нигматов З.Г. Использование советских традиций в воспитании учащихся : учеб.пособие. Казань: КГПИ, 1985. - 71 с.

87. Нравственное воспитание школьников в коллективе // Под ред. Т.Е. Конниковой. JL, 1970.-316 с.

88. Об образовании: закон РТ\Республика Татарстан. 1993. - 30 ноября.

89. Основы религиоведения: Учеб.для вузов/Ю.Ф.Борунков, М.П.Новиков, И.Н.Яблоков; Под ред.И.Н.Яблокова. М.: Высшая школа, 1994. - 368 с.

90. Павловская О. А. Нравственность. Личность. Трудовой коллектив/Под ред.А.И.Головнева: АН БССР. Минск: Наука и техника, 1991. - 95 с.

91. Пашаева С.Ш. Наука и нравственное воспитание: Моногр. М.: Высшая школа, 1984. -152 с.

92. Педагогика для всех:Афоризмы и мысли/Сост.В.В.Чечет. -Изд2-е, доп. -Минск: Народная асвета, 1992. 190 с.

93. Педагогика здоровья:Сборник. М.: Педагогика-Пресс, 1992.284 с.

94. Петршце И.П. О половом воспитании детей и подростков. -Минск: Народная асвета, 1990. 159 с.

95. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. Изд.2-е, доп. и перераб. - М.: Педагогика, 1983. - 224 с.

96. Педагогика в понятиях и определениях.Учеб.пособие.„ Саратов, 1991. 28 с.1

97. Педагогическое стимулирование нравственного развития ипознавательной активности школьников//Сб.науч.статей. Киров-Йошкар-Ола, 1975.

98. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.217 с.

99. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

100. Подросток (проблемы воспитания детей в семье):Пер. с венгер. М.: Прогресс, 1977. - 175 с.j 102. Положение женщины в исламе. -Лондон. М., 1991. - 23.

101. Попов Л.А. Воспитательный потенциал религии//Педагогика.1992. N° 7/8. С.78-32.i

102. Принцип гуманизма основа народной педагогики//Тезисы докладов 3 международной научно-практической конференции "В будущее, сохраняя народные педагогические традиции". - Казань, 1996.

103. Ражабов У.М. Воспитание чувства гуманизма у младших школьников средствами детского фольклора:Автореф.канд.пед.наук. -Ташкент, 1992. 20 с.

104. Рахматуллох P.O. Что такое религия ислама?/Пер.с узбШ.Холмурод. Ташкент:Езуеши, 1992. - 46 с.

105. Религия и общество: Хрестоматия по социол.религии для вузов. М.: Наука, 1995. - 300 с.

106. Рерих Н.К. О вечном.'.Книга о воспитании. М.: Политиздат, 1991. - 416 с.

107. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1981. - С. 184.

108. Сабиров А.Р. Исламские традиции и здоровье. Историко-этнографический обзор здравоохранительных традиций татар (XVIII в,-начало XX в). Казань: Шифа, 1996. - 80 с.

109. Сайида Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992. - 118 с.

110. Самир Али Сайд. Мусульманская модель национального воспитания и образования. В сб.Народная педагогика - основа воспитания. - Казань, 1993. - С. 116-117.

111. Сенека, Луций и др. Если хочешь быть свободным: Книга о воспитании: Сборник. Пер. М.: Политиздат, 1992. - 379 с.

112. Современный ислам. Проблемы исламоведения: Сб.обзоров/Ред.-состА.В.Сагадеев. М.: ИННОН, 1992. - 105 с.

113. Солдатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток//Педагогика. 1993. - № 1.

114. Соловьев В. Магомет. Его жизнь и религиозное учение/Жизнь замечательных людей. Алма-Ата, 1990. - 79 с.

115. Сафаров Ф.М. Идеализация социальных и нравственных взглядов раннего ислама как момент приспособления мусульманства к современным условиям:Дисс.д-ра филос.наук. М., 1969. - с. 12-20.

116. Счастная A.M. По ступенькам нравственности: О воспитании старших дошкольников в семье. Минск: Народная асвета, 1990. - 63 с.

117. Тагирова-Шайдаева Г.М. Исламская этика и социально-нравственные воззрения верующих мусульман:Дисс.д-ра филос.наук. -М., 1990.

118. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание// Педагогика. 1993. - № 2. - С.38-40.

119. Тема для классного часа.Книга для учителя/ Сост.А.С.Ряшина.- М.: Просвещение, 1990. 190 с.

120. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. -Санкт-Петербург, 1850.

121. Тюнников Ю.С., Хасанова Г.Ф., Харисов Ф.Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования: Метод.пособие. -Казань, 1994.

122. У.Монтгомери Уотт. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976. - 127 с.

123. Устименко С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков//Вопросы психологии. 1984 - № 1.

124. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии. 1988. - № 6.

125. Филиппов Б. Религия и школа.//Свободная Мысль, № 6, 1993.

126. Фурутан А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям:Пер.с англ./Предисл.К.Г.Митрофанова. М.: Прогресс, 1992.- 192 с.

127. Хабибуллина JI.К. Реализация воспитательных фунзщий свободного времени школьников в современных социально-педагогических условиях:Дисс.канд.пед.наук. Казань: КШУ, 1995. -224 с.

128. Хамза Мустафа Ниязи. Источники Корана. М.: Изд-во "Сантлада", 1993. - 80 с.

129. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа./Пособие для студентов и аспирантов./Научн.ред. Р.А.Низамов. Казань, 1975. 162 с. Казань гос.пед.ин-т.

130. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет:Пер.с англ. М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 191 с.

131. Юнг К. Психология и религия//Юнг К.Г. Архетип и символ. -М., 1991.

132. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., Космополис, 1994. - 223 с.

133. World leage, Mekkah Al. Mukkarramah, P. 103202 — Work and Islam, Professor Medhi Bazargan, P. 63.J

134. Подчеркните те ответы, которые вы считаете правильными.1

135. Как вы понимаете отзывчивостьа) умение оказать помощь людям;б) умение понимать людей.

136. Как вы понимаете чуткость?а) умение оказать помощь людям;б) умение понимать людей.

137. Всегда ли нужно говорить человеку правду о его недостатках?а) всегда;б) иногда;в) никогда.

138. Предположим, что у вашего друга есть недостатки (грубость, жестокость, бездушие). Как ему помочь?а) не говорить ему об этом;б) каждый день напоминать ему об этих недостатках;в) говорить в удобных случаях, пресекая его проступок.

139. Как можно помочь товарищу, которому тяжело ходить в школу -с трудом ходит на костылях?а) каждый день сопровождать его в школу и обратно;б) готовить с ним уроки у него дома;в) оставить его в покое.П

140. Что больше всего ты ценишь в людях?а) доброту; б) робость; в) скромность; г) стеснительность; д) человечность.

141. Можно ли назвать гуманным человеком твоего товарища? Почему?1. Можно, потому что он:а) честен; б) храбр; в) любит людей и всегда готов им помочь; г) не дерется; д) слабых не обижает.

142. Кому в вашем классе нужно, по-твоему, помочь? В чем? (Запиши его-ее фамилию, укажи 1-2 причины).Ш

143. Гордость, это хорошее или плохое качество человека? а) плохое; б) хорошее; в) затрудняюсь ответить.2. Что такое высокомерие?а) чувство удовлетворения от чего-нибудь;б) чувство самоуважения;в) высокое мнение о себе;г) чувство собственного достоинства.

144. Может ли гордый человек быть скромным, вежливым, внимательным?а) да; б) нет.

145. Гордость это заносчивость.а) да; б) нет. 6. Заносчивость это высокомерие, а) да; б) нет.1.

146. Подчеркните ту оценку, которую ты себе можешь поставить. 1. Забочусь о младших:защищаю, помогаю всегда иногда никогда

147. Вежлив с товарищами всегда иногда никогда

148. Уважаю старших всегда иногда никогда

149. Сочувствую в беде всегда иногда никогда

150. Люблю растения и животных всегда иногда никогдаV

151. Подчеркни ту оценку, которую заслуживает твой товарищ. 1. Забочусь о младших:защищаю, помогаю всегда иногда никогда

152. Вежлив с товарищами всегда иногда никогда

153. Уважаю старших всегда иногда никогда

154. Сочувствую в беде всегда иногда никогда

155. Люблю растения и животных всегда иногда никогда

156. АНКЕТА N2 (Коротко напишите ваши ответы)

157. Хочешь ли ты, чтобы тот, кого ты ненавидишь, терпел неудачи?

158. Стараешься ли ты не приносить вред другому?

159. Раздражает ли тебя, если кто-то в чем-то лучше тебя?

160. Хочешь ли ты получить высшее образование?

161. Каковы твои планы на будущее?

162. Считаешь ли ты, что есть помехи твоим планам?

163. Чем ты занимаешься в свободное время?

164. Какое увлечение (хобби) у тебя есть?

165. В какой форме выражают свои требования по отношению к тебе родители?

166. В форме приказа, заставляя подчиниться без обсуждения;

167. Настаивают всегда на своем, но в ласковой форме;

168. Выражают в жесткой, обидной форме, что вызывает с моей стороны сопротивление;

169. Не навязывают никаких требований;

170. Все, что я должен выполнить, предварительно совместно обсуждаем.

171. Как часто происходит твое общение с родителями?

172. Ежедневно, специально выделяем время вечером;

173. Общаемся нерегулярно, только когда есть свободное время;

174. Родители не находят времени для общения со мной.

175. Находишь ли ты время для общения и взаимоотношений со своимибратьями, сестрами?

176. Очень дружим, постоянно общаемся и помогаем друг другу;02. Общаемся иногда;

177. У меня нет времени на общение с братьями и сестрами;

178. У меня нет братьев и сестер.

179. Обсуждаете ли вы сообща вместе с родителями семейные проблемы?

180. Да, и достаточно регулярно;02. В редких случаях;

181. Родители избегают обсуждения со мной семейных проблем.

182. Пытаются ли оказать на тебя давление родители в вопросах выбора друзей?01. Да, и очень настойчиво;

183. В тех случаях, когда мой друг им не нравится;03. Не оказывают давления.

184. Заведено ли у вас дома обсуждать общественные проблемы, прочитанные актуальные газетные статьи или совместное чтение каких-либо источников?

185. Да, это у нас практикуется;02. Довольно редко;03. Такого никогда не бывает.

186. Как часто ты выполняешь трудовые домашние обязанности (уборка, мытье посуды, труд на садовом или огородном участке и др.)?I

187. У меня есть ежедневные обязанности по домашнему труду;

188. Нерегулярно, но приходится выполнять некоторые трудовые обязанности по дому;03. Ничего не делаю.

189. АНКЕТА N4 /Напишите коротко ваши ответы/

190. Важно ли для тебя ощущать себя представителем своего народа?

191. Да, очень 02. Более менее 03. Не имеет значения

192. Считаешь ли ты, что каждая нация должна жить на своей территории?

193. Да 02. Не обязательно 03. Не согласен

194. Считаешь ли ты себя обязанным жить в своей стране и помогать своему народу?

195. Да 02. По возможности 03. Нет

196. Считаешь ли ты, что религия нужна твоему народу для сохранения его национального духа?

197. Обязательно 02. В определенной степени 03. Не нужна

198. Считаешь ли ты, что религия нужна в деле воспитания твоего народа?

199. Обязательно 02. В какой-то степени 03. Нет

200. Веришь ли ты в Судный День? 01. Да 02. Нет

201. Веришь ли ты в воздаяние за хорошие дела и в расплату за плохиепоступки?01. Да 02. Нет

202. Веришь ли ты в предопределение (судьбу)? 01. Да 02. Нет

203. Веришь ли ты в гороскопы и в предсказания астрологов? 01. Да 02. Нет

204. Веришь ли ты в воскрешение (оживление) после смерти? 01. Да 02. Нет

205. С оптимизмом ли ты смотришь в будущее? 01. Да 02. Нет1. АНКЕТА N6 1

206. Веришь ли ты в существование Аллаха, Бога? 01. Да 02. Ида, и нет 03. Нет

207. Веришь ли ты, что Всевышний Аллах, Бог знает про все сущеенасвете?01. Да 02. Нет

208. Веришь ли ты в то, что Всевышний Аллах, Бог посылает пророков кверующим? 01. Да 02. Нет

209. Веришь ли ты в то, что Всевышний Аллах, Бог дал каждому пророкуего книгу?01. Да 02. Нет5. Молятся ли твои родители?01. Да 02. Иногда 03. Нет6. Молишься ли ты сам(а)?01. Да 02. Редко 03. Нет

210. Чувствуешь ли ты наблюдение Аллаха, Бога за твоими поступками?01. Да 02. Не всегда 03. НетП

211. Стараешься ли ты исправить зло, если ты его видишь? 01. Да 02. Не всегда 03. Нет

212. Ведешь ли ты себя в жизни так, что не делаешь людям того, чтоты не хочешь для себя?01. Да 02. Не всегда 03. Нет

213. Нравится ли тебе делать другим людям добро, как будто делаешь самому себе?01. Да 02. Иногда 03. Нет

214. Чувствуешь ли ты свою вину, если причиняешь другому вред? 01. Да 02. Не всегда 03. Нет

215. Радуешься ли ты, когда видишь других людей довольными? 01. Да 02. Не всегда 03. Нет

216. Исполняешь ли ты свои обещания? 01. Да 02. Не всегда 03. Нет

217. ПРОГРАММА и основное содержание факультатива "Диалог религиозных культур" для учащихся школы-лицея N 11

218. ТЕМА. "ЭТИКА ОСТРАЯ ПОТРЕБНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ1. ЖИЗНИ"

219. Метод: проблемное обсуждение через проведение ситуационнойигры.

220. П "Арена": подготовка к состязанию, стремление выиграть, азарт.

221. Ш "Деловой мир" - мир разума, весов, выверенности, точного расчета.1. "Детский сад" - наивность, постоянное самопрощение в неверных поступках; подчиненность сиюминутным желаниям, путь наименьшего сопротивления.

222. V Мир Ритуалов и этикета - Действие по заданному сценарию, по принятым образцам, условности, соблюдение правил приличий.

223. VI Святая церковь - это не вера сама по себе, а мир людей, у которых в душе есть хоть что-то святое. Святынями для большинства людей являются: Бог, Любовь, Дети, Родина, Родители, Честь, Смерть.1. VTI Человеческое общение.

224. VIII Мир - Я: все зависит от моего выбора.

225. В конце игры говорится о том, что понять свой мир можно лишь через глубокие спокойные раздумья и в этом очень помогают древние культуры, к числу которых относится и религия.1. Занятие 2.

226. ВВЕДЕНИЕ В МИР ДУХОВНОСТИ ЕГО ЗАКОНОВ И1. ПОНЯТИЙ.

227. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЙ: подготовить учащихся к восприятию ценных культурологических религиозных знаний путем обогащения словаря духовных понятий.

228. Названные понятия подробно изучаются и осмысливаются в их семантическом значении.1. Занятие 3.

229. ТЕМА: ДУХОВНОСТЬ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНОСТЬ: ЧТО1. ВАЖНЕЕ?

230. В центре внимания слова Д.М.Достоевского: "Если отобрать у человечества веру в бессмертие, не только любовь, но всякая живая сила, питающая мир, тут же иссякнет".

231. Здесь обсуждаются следующие вопросы:

232. О важнейших человеческих ценностях.

233. Что такое сердечные привязанности.3. Любовь это великая сила.

234. Соотношение духовной и физической природы человека.

235. Занятие 4. ТЕМА: "О НЕПРЕКЛОННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: НАДО ЛИ ГОТОВИТЬСЯ К СМЕРТИ?"1. Что такое Смерть?

236. Есть ли жизнь после смерти? Сведения американского врача Раймонда Моуди об ощущениях людей, переживших состояние клинической смерти.

237. Сила веры в бессмертие человеческого духа и преодоление страха смерти.

238. Занятие 5. ТЕМА: "ЧТО ЕСТЬ БОГ?" МЕТОД: Коллективное размышление по следующим вопросам:

239. Если мечта Бога была так благородна и возвышенна, как, по-Вашему мнению, ему нравится современный мир?

240. Много ли людей, много ли Его детей приносят радость Его сердцу? Многие ли достигли Его идеала?

241. Многие ли люди во всей истории были истинными Его детьми?

242. Занятие 6. ТЕМА: "НАУКА И РЕЛИГИЯ" 1. Подготовка самостоятельно подготовленных сообщений учащимися по темам:1./ Что такое наука?2/ В чем заключается сущность религии?3/ Что между наукой и религией есть общего и в чем их отличие? П. Разыгрывание сценки

243. Великие ученые защищают Бога"

244. Занятие 7. ТЕМА. "РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО" Основные вопросы:1/ Религия и культура2/ Религия и нравственность3/ Воспитывает ли религия сегодня?14/ Разнообразие религий. Понятие о терпимости.

245. Разбор рассказа Будды "Слепцы и слон"1. Занятие 8*

246. Ряд занятий специально посвящаются защите учащимися рефератов по отдельным религиозным культурам.

247. ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО КЛУБА "ТАКВА" на базе школы N 80 г. Казани

248. Девиз: "Учимся любви и братству!"

249. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

250. Общение, просвещение, приобретение духовного опыта членами клуба происходит по нескольким направлениям его функционирования

251. Культурологическое просвещение учащихся в области познания культуры ислама.

252. П. Освоение общечеловеческих ценностей и гуманистических норм на основе обращения к источникам ислама.

253. Ш. Воспитание на примере через ознакомление с жизнеописаниями Пророков; в особенности, Мухаммеда.1.. Пропаганда заботы о физическом самочувствии через знакомство с исламскими традициями.

254. V. Привлечение членов клуба к выполнению деятельности, связанной с актами милосердия по отношению к нуждающимся /старые люди, беспомощные, сироты; забота об исторических памятниках, чистоте улиц и парков и т.п./.

255. VI. Педагогическая помощь в составлении программ самовоспитания по линии духовного совершенствования.

256. ТЕМАТИКА ЦИКЛА БЕСЕД И СООБЩЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИЗУЧЕНИЕМ КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА

257. Общее понятие об исламе, его происхождении.

258. Рождение и детство Мухаммеда. Зрелые годы. Религиозный поиск. Первые проповеди. Бегство в Медину. Распространение ислама.3. Учение ислама:- Откровение- Единый Бог- Религиозная практика4. Пять столпов Ислама

259. Ислам в жизни татарского народа.

260. Нравственная система ислама.

261. БЕСЕДА "НРАВСТВЕННАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА"

262. ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными моральными ценностями ислама, отвечающими духу гуманистической морали.

263. КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ БЕСЕДЫ:

264. Нравственным в исламе считается то, что ведет к благосостоянию индивидуума или общества, а все что вредит этому то безнравственно.

265. Возможности человека для нравственного совершенствования неограниченны и требуют постоянной работы в душе.

266. Нравственность главное царство жизни человека, уберегающее его от преобладания эгоистических желаний и мелких интересов.

267. Вся система жизни человека должна быть основана на всем хорошем и свободна от всего злого.

268. Лучшие качества личности по исламу: доброта, благородство, милосердие, сострадание, мир, бескорыстие, доброжелательность, справедливость и правдивость по отношению ко всему мирозданию во всех ситуациях.

269. Самые отвратительные качества: своекорыстный эгоизм, тирания, распутство и непослушание.

270. БЕСЕДА "КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ БЫЛ МУХАММЕД"

271. ЦЕЛЬ: на примере жизнеописания пророка Мухаммеда, дать представление о примере высоконравственного служения интересам человеческого сообщества.1. КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ БЕСЕДЫ:

272. Встречен он был враждебно и восемь лет испытывал беспрестанную травлю и нападки.

273. Кем он стал? Не перечисляя всего того, что было сделано Мухаммедом для культуры, образования, политического устройства своей страны, остановимся на духовных приобретениях его личности.

274. АНКЕТА для руководителей и учителей школ

275. Должно ли измениться отношение школьного учителя к религии как к средству воспитания детей, или она должна оставаться на прежних атеистических позициях?

276. Сейчас многими признано большое значение религии в историистановления культуры народов (национального характера, традиций воспитания, образования и т.п.). Какие формы изучения этого ее аспекта в школе вы могли бы предложить:

277. Введение специального предмета по истории и культуре религий;

278. Включение соответствующего материала в содержание традиционных школьных учебных предметов (история, литература, язык, музыка и др.);

279. Организация факультатива по изучению культуры определенной религии;

280. Не стоит уделять специальное внимание религиозной культуре, школа должна быть светской;05. Другое

281. Нужны ли какие-либо контакты школьным педагогам срелигиозными деятелями и в каких формах:

282. Приглашение в школу представителей духовенства для выступлений по вопросам нравственного воспитания;

283. Ознакомление с литературой, издаваемой современными теологами по вопросам воспитания нравственности;

284. Организация общих дискуссий по вопросам нравственного воспитания;

285. Приглашение священнослужителей для общения с учащейся молодежью;05. Другое

286. Что вы больше всего цените в воспитательном потенциале религии?

287. Мудрость и глубину мысли, нравственную чистоту текстов священных книг (Коран, Библия);

288. Религиозные обычаи и традиции;

289. Культурные достижения (красота обрядов, культовых сооружений);04. Другое

290. Нужно ли в татарской национальной школе больше внимания уделять культуре Ислама, чем других вероучений?01. Да 02. Нет

291. Какова должна быть позиция школьного педагога к возможности вовлечения школьников в сомнительные религиозные движения и сообщества с выраженной антигуманной направленностью?

292. Приход в школу к учащимся для проведения беседы о нравственности;

293. Проведение уроков для детей и взрослых с целью изученияjf Исламского вероучения

294. Выступление в школе перед родителями, ^ придерживающимися Исламских устоев в воспитании своихдетей;

295. Вовлечение учащихся школ в выполнение практической деятельности по сохранению и восстановлению памятниковархитектуры, относящихся к культовым учреждениям, или к какой-либо другой благотворительной деятельности, организуемой мусульманскими службами;

296. Оказание помощи школе в работе с трудными подростками, лишенными должной родительской опеки, или вступившими на путь правонарушений и совершения частых безнравственных поступков;08. Добавьте свои предложения

297. ПРОГРАММА* ознакомления школьных педагогов с культурой Ислама

298. Цель: ознакомление с культурными ценностями исламского вероучения и определение его возможностей в нравственном воспитании детей.1. Лекции 6 часов.1. Семинары 4 часа1. Тематика занятий

299. Роль религии в нравственном оздоровлении общества. Ее возможности в воспитании детей.

300. Основные положения исламского вероучения.

301. Ученые мира о священном Коране.

302. Пример жизни Мухаммеда как высокий образец нравственного совершенства.

303. Ведущие нравственные добродетели Ислама и их общечеловеческое содержание.

304. Формы и методы использования источников Ислама в нравственном воспитании подростков.

305. Основные методические разработки и рекомендации по использованию нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся содержатся в тексте диссертации (2.2 , 2.3 Главы II).

306. Ученые мира о священном Коране1

307. Т.P. Hughes Dictionary of Islam p. 526 - 27

308. The Qoran interpreted, London:

309. Oxford University Preaa, 1964, p. X6

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.