Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 - 11 классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Панченко, Дарья Владимировна

  • Панченко, Дарья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 0
Панченко, Дарья Владимировна. Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 - 11 классах: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Волгоград. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Панченко, Дарья Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретические основы формирования понятия «гротеск»

в процессе литературного образования в современной школе

1.1. Философско-эстетическая и литературоведческая интерпретация гротеска как семиотической структуры и как вида художественной образности

1.2. Психолого-педагогический аспект формирования понятийного

и визуального мышления учащихся

1.3. Интегративный подход к формированию теоретико-литературного понятия «гротеск» в практике школьного преподавания

1.4. Специфика восприятия и понимания учащимися гротеска (по

результатам констатирующего эксперимента)

Выводы по 1 главе

Глава 2. Методика формирования у старшеклассников понятия «гротеск» на основе использования вербальных и визуальных

средств его репрезентации

2.1. Программа обучающего эксперимента

2.1.1. Подготовительный этап работы по формированию понятия «гротеск»

2.1.2. Основной этап формирования понятия «гротеск»

2.1.3. Заключительный этап

2.2. Вербальные и визуальные средства репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 - 11 классах

2.3. Итоги обучающего эксперимента

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10 - 11 классах»

ВВЕДЕНИЕ

В период модернизации современной российской системы образования на фоне серьезных изменений в социокультурной среде отмечается острая необходимость повышения интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Усиление воздействия технических средств, преобладание потребительской культуры затрудняют процесс передачи личности культурно-исторического, эстетического опыта человечества, запечатленного в произведениях искусства. Ощущается острый дефицит практик, направленных на формирование навыков обработки и осмысления информационных потоков, которым необходимо пройти через «фильтры» человеческого мышления для того, чтобы знание превратилось в познание. Активизировать когнитивные процессы и стать необходимым исследовательским полем может глубинное взаимодействие с искусством, являющимся, с одной стороны, способом изучения «материала» с его особенным языком, а с другой - реализацией возможностей воображения, их, выражаясь словами выдающегося отечественного ученого-методиста В. В. Голубкова, «художественной мерой» [Голубков, 1962: 211].

Подчеркнем, что коммуникация с искусством на уроке литературы, актуализирующая развитие учебно-познавательных компетенций, не будет полноценной без опоры на теоретическую составляющую предмета «литература», способствующую «углублению читательского опыта учащихся и обогащению их эмоциональной жизни» [Богданова, 2008: 294].

Невозможно научить чему-либо, не формируя в сознании школьников фундаментальный запас знаний. По мнению В. Ф. Чертова, «знаниецентристский подход в образовании, от которого ныне принято отказываться и даже считать исключительно авторитарным подходом, прошел проверку временем. Очевидно, что он нуждается в развитии, преодолении его крайностей, а не в полном отрицании» [Чертов, 2012: 35]. Клип-культура рубежа XX - XXI веков значительно ослабила понятийный аппарат мышления современных людей, вследствие чего деформировалась картина мира вообще и система представлений

о литературе как искусстве в частности. Тем не менее именно искусство можно назвать и своеобразной «моделью образования» [Вартофский, 1988: 395], и способом социализации восприятия ребенка, вступающего через это познание в некое единение с другими людьми. Теоретико-литературный материал в данном контексте становится связующим звеном между индивидуальным читательским пониманием и эстетическим своеобразием художественных произведений, что может способствовать развитию у учащихся «культуры историко-литературных ассоциаций» [Зинин, 2004: 9].

Однако чтобы понять сущность «искусства, необходимо быть подготовленным к общению с ним: требуются специальные знания об основах наук - литературоведения и эстетики - и умение систематизировать их и осмысленно применять их в самостоятельной читательской деятельности» [Антипова, 2005: 3].

Сложность работы с теорией литературы в курсе школьного изучения заключается преимущественно в том, что читателю-подростку довольно трудно увидеть и осмыслить эстетическую образность, которая, по выражению М. М. Бахтина, «вырастает на границах слов» [Бахтин, 2003: 305], осознать появляющийся сверхсмысл за пределами прямых лексических значений и рассмотреть его как художественный элемент. Но именно это открывает перед человеком, вступающим в мир прекрасного, глубину и многогранность произведений искусства, эстетически воздействуя на сознание, порождает множественность ассоциативных связей, задает направления процессам анализа и интерпретации. Указанное свойство словесного творчества требует использования особой методической стратегии и определенного инструментария для того, чтобы художественные тексты не воспринимались учащимися слишком буквально и поверхностно.

В процессе аналитической работы с теоретическим материалом происходит не формализация литературы, приглушающая эмоциональное переживание юных читателей, а совершается увлекательное движение от науки к творчеству.

Открывая для себя законы создания литературных образов, изучая авторские приемы, учащиеся реконструируют эстетическую систему знаков, придуманную художником слова, проходят путь мыслительных операций, как это делал сам автор, и тем самым погружаются в пространство культуры, символический мир искусства, транслирующего ценностные ориентиры общества в определенные исторические эпохи.

Таким образом, работа с формой произведения, с теоретическим его каркасом стимулирует познавательную активность, творческий потенциал учащегося как сотворца. В этой связи можно сказать, что формирование теоретических понятий создает максимально благоприятные условия для эффективной реализации идей деятельностного подхода, развивающего интерпретационную, семиотическую грамотность школьников, что помогает им расшифровывать заложенные в пространстве культуры коды - хранилища общечеловеческих ценностей и представлений людей разных эпох о мире. Одним из таких кодов искусства выступает гротеск - художественный прием, активно используемый в периоды социокультурных трансформаций. Часто наше время называют «эпохой гротеска» [Невярович, 2014: 17]: гротесковые модели составляют основу постмодернистского мышления.

Стоит отметить, что данный тип образности не всегда доступен пониманию обучающихся. Затрудненность рецепции гротеска объясняется в определенной мере изменением общественного сознания, произошедшим в последние десятилетия: абсурдное, безобразное, монструозное не выходит для современных читателей за рамки нормы, а носит скорее развлекательный характер (к этому они приучены массовым искусством), происходит резкая блокировка восприятия прочитанного. Поэтому зачастую учащиеся в ходе анализа сатирических произведений не способны конструировать гротескный контекст и интерпретировать алогичность, уродливость, фантасмагорию как знак.

Разумеется, разговор о функции гротеска на уроках литературы немыслим без рассмотрения данного понятия как культурно-исторического кода, как

способа художественной коммуникации. Исследования М. М. Бахтина [Бахтин, 2010], Ю. Б. Борева [Борев, 1974], А. С. Бушмина [Бушмин, 1957, 1991], Л. М. Геллера [Геллер, 2004], Т. Ю. Дормидоновой [Дормидонова, 2008], Я. О. Зунделовича [Зунделович, 1995], Д. В. Кобленковой [Кобленкова, 2006], Ю. В. Манна [Манн, 1966], Н. Ю. Невярович [Невярович, 2014], Г. А. Недошвина [Недошвин, 1953], Д. П. Николаева [Николаев, 1968, 1977], О. Н. Николенко [Николенко, 2012], Л. Е. Пинского [Пинский, 1961], В. Я. Проппа [Пропп, 2006], Н. Д. Тамарченко [Тамарченко, 2004], В. И. Тюпы [Тюпа, 2004], О. В. Шапошниковой [Шапошникова, 1978, 2001], Б. М. Эйхенбаума [Эйхенбаум, 1969], С. Е. Юркова [Юрков, 1997, 2003], посвященные эволюции гротеска, подтверждают, что интерпретировать его в строгой системе критериев относительно непросто. Об актуальности изучения данного понятия свидетельствуют работы в области эстетики и поэтики [Дормидонова, 2008], [Кобленкова, 2006] и труды, в которых рассматривается семиотический статус гротеска [Тюпа, 2004]. Спорным остается как само определение понятия «гротеск», так и разграничение его со смежными явлениями и приемами.

Процессу формирования теоретических понятий в практике литературного образования всегда уделялось особое внимание. Ведущие психологи и педагоги [см.: Л. С. Выготский, 1982, П. Я. Гальперин, 1966, В. В. Давыдов, 2000, Э. В. Ильенков, 1991, Н. А. Менчинская, 1989, С. Л. Рубинштейн, 2002 и др.] и ученые-методисты [см.: А. Г. Балыбардин, 1981, Г. И. Беленький, 1976, 1983, О. Ю. Богданова, 1980, В. В. Голубков, 1962, А. В. Дановский, 1989, Н. И. Кудряшев, 1961, Н. И. Прокофьев, 1961, Л. В. Тодоров, 1999, М. А. Снежневская, 1983 и др.] исследовали закономерности усвоения теоретических знаний детьми разного возраста. Данный процесс в аспекте литературного образования получил отражение и в работах последних лет [см.: Р. К. Аббасова, 1991, Н. А. Бражкина, 2002, Т. Г Бучугина, 2000, А. Ф. Галимуллина, 2001 и др.].

Традиционно в методике преподавания литературы абстрактные понятия формировались путем наблюдения и выявления характерных признаков. На этом этапе, подробно рассматривая гротескные образные средства, принципиально важно разделять их на словесные и изобразительные, привлекая для анализа примеры из других видов искусства.

Во-первых, сам по себе гротеск обладает визуальной семантикой, для него характерна установка на возникновение устойчивого, «видимого» внутренним взглядом впечатления. Апеллируя к воссоздающему воображению читателей, авторы определенными вербальными приемами задают ориентиры для актуализации зримой сущности персонажей. Можно сказать, что гротескные превращения реализуются на грани слова и изображения. При этом сложная семиотическая организация данного явления содержит несколько смысловых надстроек. Примечательно, что слова «монстр», «монструозный» образованы от латинского глагола «monstro», «mostrare» - показывать. Двухмерная структура гротеска требует не только представления наглядного образа, но и способности увидеть в отвратительных и уродливых существах знак, предостережение -следовательно, наглядную дихотомию «добро-зло». При таком «запуске» семантических механизмов мышления читательский опыт формируется в некие ментальные конструкции, закладывающие основу для восприятия и понимания текстов сатирических произведений, в художественную систему которых включены приемы гротеска, гиперболы, литоты, метафоры, аллегории, оксюморона. Поэтому основывать подобную работу следует на принципах интегративного подхода, способного создать условия для анализа словесных и изобразительных средств репрезентации гротеска.

Идея интеграции различных видов искусства в сфере литературного образования получила отражение в работах целого ряда отечественных методистов: Г. Л. Ачкасовой [Ачкасова, 2000], Т. Г. Браже [Браже, 1996], Н. Б. Гордеевой [Гордеева, 1987], В. С. Гречинской [Гречинская, 1983], В. А. Доманского [Доманский, 2000], B. C. Жерлицыной [Жерлицына, 1988],

Е. Н. Колокольцева [Колокольцев, 1990], С. А. Леонова [Леонов, 1999], В. Г. Маранцмана [Маранцман, 1996], Н. Д. Молдавской [Молдавская, 1976], З. С. Смелковой [Смелкова, 1997], Л. С. Якушиной [Якушина, 1987] и др. По мнению ученых, интеграция двух искусствоведческих дисциплин подразумевает процесс семиотической трансформации подтекста [Лотман, 1998, 1992], его перевод с визуального языка на вербальный (или наоборот) для создания целостного интегрального пространства. Овладеть «языком чтения» - значит понять так называемую «грамматику литературы»: закономерности, набор приемов, кодов. В школьном образовании данные виды деятельности обеспечат эффективное решение не только сугубо учебных, но и коммуникативных задач.

Во-вторых, представители новых поколений живут в другой коммуникационной среде, они больше привыкли к визуальной информации, так как сама культура XXI века, активно перестраивающая психологические и социальные практики людей, становится визуалоцентричной [Митчелл, 2015, 2017]. «Современный ребенок, дитя цифровой эры, воспринимает мир более объемно, с приоритетом визуальности» [Сосновская, 2013: 24].

В этой непростой ситуации зрительно воспринимаемое может выступать как инструмент перевода с привычного для них языка изобразительного на язык литературный в ходе использования иллюстративного материала живописи и графики, современных форм бытования искусства (энвайронмента и арт-перформанса).

Как отмечает Е. С. Романичева, «одним из приоритетных направлений развития методики обучения литературе должно стать создание современных, интегративных по сути своей, технологий чтения и создания текстов новой природы, описание алгоритмов работы с ними в образовательной деятельности» [Романичева, 2017: 50].

Согласно действующим нормативным документам [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего

образования, 2012] на уроках по формированию понятия «гротеск» достигаются метапредметные и предметные результаты, связанные с установлением причинно-следственных связей при определении идеи произведения, соотношении повторяющихся элементов в строении гротескного образа, их идентификации, формулировке дефиниции понятия.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

1) распространением визуальных средств коммуникации и несформированностью у учащихся навыков анализа новых форм бытования искусства и фактов культуры, того, что ведет к осмыслению действительности, в которой живут современные школьники, и необходимостью развития способности преобразовывать читательские, зрительские наблюдения в понятийные структуры в процессе приобретения научного знания, отражающего мир;

2) требованием нормативных документов к достижению метапредметных результатов, связанных с развитием интерпретационных, интеллектуально-познавательных умений, направленных на накапливание читателями-школьниками теоретического опыта и вырабатывание способности расшифровывать культурные коды, заложенные в произведениях искусства;

3) необходимостью использования вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска в качестве инструмента анализа художественного текста, позволяющего определить значение гротескных образов в сатирических произведениях и тем самым прояснить основу данного понятия как способа изображения странного, загадочного, несущего оценочную функцию, связанного с социальной иерархией, концептами власти, остросоциальными проблемами, смыслового катализатора культурной памяти человечества и отсутствием специальных исследований, посвященных данной проблеме.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования у учащихся понятия «гротеск» в процессе использования его вербальных и визуальных

средств репрезентации при изучении сатирических произведений в 10 - 11 классах.

Объектом исследования является процесс изучения в старших классах средней школы сатирических произведений, характеризующихся наличием гротескного типа образности.

Предмет исследования - методика формирования на уроках литературы в 10 - 11 классах средней школы понятия «гротеск» в процессе использования его вербальных и визуальных средств репрезентации.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: процесс формирования у учащихся понятия «гротеск» на уроках по изучению сатирических произведений в старших классах средней школы будет эффективным, если:

- гротеск рассматривается как исследовательское поле, при работе с которым у читателей-школьников вырабатывается навык выявлять уровни подтекстовой и надтекстовой информации, устанавливать связь с культурно -историческим фоном, что значительно повлияет на проведение целостного анализа литературных произведений;

- учитываются приемы изобразительного и словесного выражении гротеска (нарушение симметрии, пропорциональности, деформация; алогизм, избыточность фразы, оксюморон, антитеза, реализация метафоры), служащие его индикаторами в процессе аналитической рецепции художественных текстов, а также особенности гротеска (визуальность, биполярность), связанные с работой воссоздающего воображения и способностью за внешне выраженным планом увидеть знак, и используются современные формы бытования искусства (энвайронмент, арт-перформанс), позволяющие рассмотреть гротескные средства в актуальной культуре;

- опираться на принципы рецептивной эстетики, структурно-семиотического метода и филологической герменевтики (различения первичной и вторичной рецепции вербального и визуального текста; понимания и

интерпретации; герменевтического круга; вертикального контекста; фонового знания; декодирования; наращивания смысла; проблематизации);

- реализовать принципы системно-деятельностного и интегративного подходов (субъектности, рефлективности деятельности, амплификации, целостности, универсальности);

- на основе вербальных и визуальных признаков гротеска разработать систему приемов работы по формированию понятия «гротеск», включающую в себя традиционные (выделение ключевых вербальных и визуальных точек предпонимания; сравнительно-сопоставительный анализ вербальных и визуальных гротескных средств, бинарных оппозиций; создание словесных и изобразительных ассоциативных рядов и др.) и специфические («письмо автору»; прием «конструктор», предполагающий создание схемы понятия или восстановление литературного термина по признакам; «пирамида признаков»; прием индикации или выявления словесных и изобразительных признаков-индикаторов понятия).

Задачи исследования были обусловлены целью, предметом, объектом и гипотезой диссертации:

1) провести теоретический анализ философско-методологических, литературоведческих, психологических трудов в процессе исследования понятия «гротеск» как одного из кодов искусства;

2) проанализировать специфику восприятия учащимися 10 - 11 классов произведений с гротескной направленностью и обозначить этапы формирования данного понятия;

3) выделить этапы формирования понятия «гротеск» с использованием вербальных и визуальных средств его репрезентации;

4) обосновать необходимость использования вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска в процессе формирования у учащихся данного понятия при анализе сатирических произведений;

5) изучить, обобщить методический опыт формирования теоретико-литературных понятий в процессе литературного образования;

6) разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику, направленную на формирование у учащихся 10 - 11 классов понятия «гротеск» с использованием его вербальных и визуальных средств репрезентации.

Методологическую основу исследования составили:

- философские труды Фомы Аквинского, А. Ф. Лосева, Ф. Ницше, К. Розенкранца, У. Эко и др., посвященные эстетике прекрасного и безобразного;

- исследования по рецептивной эстетике Р. Ингардена, Г. Яусса и др.;

- работы по структурно-семиотическому анализу произведений литературы и искусства Р. Барта, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, В. Б. Шкловского, Б. М. Эйхенбаума и др.;

- работы М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, А. С. Бушмина, Л. М. Геллера, Т. Ю. Дормидоновой, Я. О. Зунделовича, Д. В. Кобленковой, Ю. В. Манна, Н. Ю. Невярович, Г. А. Недошвина, Д. П. Николаева, О. Н. Николенко, Л. Е. Пинского, В. Я. Проппа, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, О. В. Шапошниковой, Б. М. Эйхенбаума, С. Е. Юркова и др. о знаковой природе и художественной функции гротеска;

- исследования С. П. Лавлинского, В. Я. Малкиной, Н. Д. Тамарченко,

B. Е. Хализева и др. по проблемам визуального в литературе;

- исследования Г. И. Богина, в которых рассматриваются принципы филологической герменевтики;

- исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Н. А. Менчинской,

C. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, М. А. Холодной, Л. А. Ясюковой и др., содержащие опыт осмысления проблем формирования научных понятий, понятийного, вербального мышления;

- исследования Р. Арнхейма, М. Вертгеймера, В. П. Зинченко, посвященные психологическим основам визуального восприятия и визуального мышления;

- работы А. Г. Балыбердина, Г. И. Беленького, О. Ю. Богдановой, В. В. Голубкова, А. В. Дановского, Н. И. Кудряшева, М. А. Снежневской, Н. И. Прокофьева, М. А. Рыбниковой, Л. В. Тодорова и др., посвященные методическим аспектам изучения теории литературы в школе;

- работы С. А. Зинина, Г. Н. Ионина, Л. И. Коноваловой, В. Г. Маранцмана, Е. С. Романичевой И. В. Сосновской, В. Ф. Чертова, Е. Р. Ядровской и др., посвященные проблемам герменевтического подхода в литературном образовании;

- статьи и монографии Г. Л. Ачкасовой, Т. Г. Браже, В. С. Гречинской, В. А. Доманского, Е. Н. Колокольцева, С. А. Леонова, В. Г. Маранцмана, Н. Д. Молдавской, З. С. Смелковой, в которых рассматриваются особенности реализации принципов интеграции литературы и изобразительного искусства;

- исследования А. М. Антиповой, посвященные взаимосвязи теоретико-литературных понятий и эстетических категорий в школьном курсе литературы, и работы Е. В. Гетманской по проблемам работы с невербальными текстами, влияния мультимедийной среды на процесс чтения.

Для реализации поставленных задач были определены следующие методы исследования:

- теоретический: анализ философских, литературоведческих, психологических, педагогических источников в соответствии с методологическими установками данного исследования;

- социолого-педагогический: анализ учебных программ, учебников, методических рекомендаций в аспекте исследуемой проблемы; разработка методической системы; наблюдения за процессом использования вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений; беседы с учениками и учителями; анализ и обобщение опыта по проблеме диссертации;

- экспериментальный: организация и проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов;

- статистический: анализ и обобщение в процессе исследования экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования: эксперимент осуществлялся на протяжении семи лет с 2010 по 2017 год в средних общеобразовательных учреждениях: гимназии № 3, лицее № 7, частной школе «Поколение» города Волгограда. В педагогическом эксперименте участвовал 161 учащийся 7 - 11-х классов.

Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2010 - 2011 гг.) содержал изучение литературоведческих, философских, психолого-педагогических, методических источников по теме работы; определение целей, задач, гипотезы, разработку теоретической базы и составление программы экспериментальной части исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления начального уровня сформированности у учащихся понятия «гротеск» посредством анкетирования, бесед с учащимися и учителями, наблюдения и анализа.

Второй этап (2012 - 2015 гг.) был посвящен разработке методики, направленной на формирование у учащихся понятия «гротеск» с использованием вербальных и визуальных средств его репрезентации, и проведению обучающего и контрольного экспериментов, в ходе которых была проверена эффективность предложенной нами методики; анализу предварительных результатов и корректировке обучающего эксперимента.

Третий этап (2016 - 2017 гг.) предполагал доработку методических рекомендаций, завершение обучающего и контрольного экспериментов, обобщение и анализ полученных результатов, оформление работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• предложена, теоретически обоснована и экспериментально проверена методика формирования понятия «гротеск» с использованием вербальных и визуальных средств его репрезентации при изучении сатирических произведений

с учетом семиотической природы данного явления и диалогического пересечения его словесных и изобразительных признаков;

• уточнены приемы изобразительного и словесного выражений гротеска, служащие его индикаторами в процессе аналитической рецепции художественных текстов (нарушение симметрии, пропорциональности, деформация; алогизм, избыточность фразы, оксюморон, антитеза, реализация метафоры);

• выделены особенности гротеска (визуальность, биполярность), связанные с работой воссоздающего воображения и способностью за внешне выраженным планом увидеть знак и используемые в рамках развития интерпретационных умений при анализе современных форм бытования искусства (энвайронмент, арт-перформанс);

• определена функция вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска, используемых в качестве инструмента анализа сатирических произведений, работа с которыми строится на основе принципов рецептивной эстетики, структурно-семиотического метода и филологической герменевтики (различения первичной и вторичной рецепции вербального и визуального текста, понимания и интерпретации, герменевтического круга, вертикального контекста, фонового знания, декодирования, наращивания смысла, проблематизации, метасмысла, иконического знака, символа);

• отмечены способы использования гротеска в современном искусстве, составившие методическую основу для развития умения анализировать реалии актуальный культуры постмодернизма (при создании в рамках современной моды гибридных форм костюма, трансформирующих естественное строение человеческого тела, а также как способ художественного конструирования пространства и времени в арт-практике энвайронмента);

• предложены задания, ориентированные на развитие рецептивных и аналитических умений, связанные с анализом и интерпретацией художественных произведений, включающие в себя традиционные (выделение ключевых вербальных и визуальных точек предпонимания; сравнительно-сопоставительный

анализ вербальных и визуальных гротескных средств, бинарных оппозиций; создание словесных и изобразительных ассоциативных рядов и др.) и специфические («письмо автору»; прием «конструктор», предполагающий создание схемы понятия или восстановление литературного термина по признакам; «пирамида признаков»; прием индикации или выявления словесных и изобразительных признаков-индикаторов понятия).

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:

• проанализирована и раскрыта роль использования вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска как инструмента анализа сатирических произведений с опорой на научные исследования в области философии, литературоведения, психологии и методики преподавания литературы;

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Панченко, Дарья Владимировна, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I

1. Булгаков, М. А. Полное собрание сочинений. В 8 т. Т. 5. / М. А. Булгаков. -М. : Азбука, 2013. - 608 с.

2. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений. В 14 т. Т. 3. / Н. В. Гоголь. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. - 375 с.

3. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. Т. 5. / Н. В. Гоголь. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1949. - 511 с.

4. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений : в 14 т. Т. 13. / Н. В. Гоголь. -М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1952. - 564 с.

5. Кабаков, А. Литературный аудиопортрет [Электронный ресурс] /

A. Кабаков // Радио Свободы. - 2002 Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/cicles/writers/kabakov.asp (10.09.2015).

6. Кабаков, А. Московские сказки / А. Кабаков. - М. : Вагриус, 2005. - 304 с.

7. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 2. /

B. В. Маяковский. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1956. - 520 с.

8. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 3. / В. В. Маяковский. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1957. - 640 с.

9. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 12. / В. В. Маяковский. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1959. - 716 с.

10. Маяковский, В. В. Полное собрание сочинений. В 13 т. Т. 4. / В. В. Маяковский. - М. : Гос. изд-во худож. лит., 1956. - 452 с.

11. Платонов, А. П. Деревянное растение : из записных книжек, 1922 год / А. П. Платонов. - М : Правда, 1990. - 46 с.

12. Платонов, А. П. «...я прожил жизнь» : Письма. 1920-1950 гг. - М. : Астрель, 2013. - 688 с.

13. Платонов, А. П. О первой социалистической трагедии / А. П. Платонов // Фабрика литературы: литературная критика, публицистика / сост.,

комментарии Н. В. Корниенко ; подготовка текста Н. В. Корниенко и Е. В. Антоновой. - М. : Время, 2011. - С. 640-644.

14. Платонов, А. П. Размышления о Маяковском / А. П. Платонов // Фабрика литературы. - М : Время, 2011. - С. 423-433.

15. Платонов, А. П. Усомнившийся Макар : Рассказы 1920-х годов; Стихотворения / А. П. Платонов. - М. : Время, 2011. - 654 с.

16. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 8. / М. Е. Салтыков-Щедрин. - М. : Художественная литература, 1969. - 614 с.

17. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 13. / М. Е. Салтыков-Щедрин. - М. : Художественная литература, 1972. - 815 с.

18. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 16. / М. Е. Салтыков-Щедрин. - М. : Художественная литература, 1974. - 528 с.

19. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 18. / М. Е. Салтыков-Щедрин. - М. : Художественная литература, 1976. - 650 с.

II

20. Аббасова, Р. К. Формирование научных понятий у старшеклассников на основе межпредметных связей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Аббасова Рузалия Кайбылдашевна. - Алма-Ата, 1991. - 170 с.

21. Аверинцев, С. С. Похвальное слово филологии / С. С.Аверинцев // Юность. - 1969. - № 1. - С. 98-102.

22. Азаренок, Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире / Н. В. Азаренок // Личность и группа в условиях социальных изменений : материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений / под ред. А. Л. Журавлева. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2009. - С. 110-112.

23. Аквинский, Ф. Сумма теологии. Ч.1. / Фома Аквинский. - М. : Элькор-МК, 2002. - 560 с.

24. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М. : Изд-во института практический психологии, 1996. - 384 с.

25. Антипова, А. М. Взаимосвязь теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий в школьном курсе литературы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Антипова Алла Михайловна. - Москва, 2005. - 43 с.

26. Аристотель, Об искусстве поэзии / Аристотель. - М. : Искусство, 1957. -134 с.

27. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Прогресс, 1974. - 386 с.

28. Асмус, В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики / В. Ф. Асмус. - М. : Искусство, 1968. - 654 с.

29. Ачкасова, Г. Л. Диалог искусств / Г. Л. Ачкасова // Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / под общей ред. Е. Р. Ядровской,

A. И. Дунева. - СПб. : Свое издательство, 2015. - 306 с.

30. Ачкасова, Г. Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Ачкасова Галина Леонтьевна. - СПб., 2000. - 45 с.

31. Байкель, В. Б. Гротеск и немецкая поэтика второй половины ХУШ века /

B. Б. Байкель // От риторической культуры к культуре Нового времени. -Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1994. - 137 с.

32. Балыбердин, А. Г. Формирование литературоведческих понятий в школе (4-7 классы) : учеб. пособие / А. Г. Балыбердин. - Куйбышев, 1981. - 122 с.

33. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт ; пер. с фр.

C. Н. Зенкина. - М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

34. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 4. / М. М. Бахтин. - М. : Языки славянских культур, 2010. - 508 с.

35. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 5. / М. М. Бахтин. - М. : Рус. слов., 1997. - 732 с.

36. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6. / М. М. Бахтин. - М. : Рус. слов., 2002. - 799 с.

37. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Собрание сочинений : в 7 т. Т. 1. / М. М. Бахтин. - М. : Рус. слов., 2003. - С. 265-325.

38. Беленький, Г. И. Изучение теории литературы в средней школе (4-10 классы). Пособие для учителя / Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. - М. : Просвещение, 1983. - 256 с.

39. Беленький, Г. И. Теория литературы в средней школе: Формирование общих понятий: (У11-Х классы) : пособие для учителя / Г. И. Беленький. -Москва : Просвещение, 1976. - 220 с.

40. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений. В. 13 т. Т. 3. / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во Академии наук СССР, 1953. - 676 с.

41. Беляева, Н. В. Актуальные проблемы внедрения ФГОС старшей школы и литературное образование / Н. В. Беляева // Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий. XXI Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 2122 марта 2013 г. / отв. ред. В. Ф. Чертов. - М. : Экон-информ, 2014. - С. 229.

42. Библер, В. С. Мышление и творчество. Введение в логику мысленного диалога / В. С. Библер. - М : Политиздат, 1975. - 399 с.

43. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. - М. : Политиздат. - 1991. -387 с.

44. Библер, В. С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур : основы программы / В. С. Библер. - Кемерово : АЛЕФ, 1992. - 416 с.

45. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов. - М. : Академия, 2008. - 400 с.

46. Богданова, О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе / О. Ю. Богданова. - М. : Просвещение, 1980. - 96 с.

47. Богин, Г. И. Филологическая герменевтика / Г. И. Богин. - Калинин : Изд-во КГУ, 1982. - 86 с.

48. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М. : Республика, Культурная революция, 2006. - 269 с.

49. Борев, Ю. Б. Гротеск // Словарь литературоведческих терминов / Ю. Б. Борев. - М. : Просвещение, 1974. - С. 60-62.

50. Борев, Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки : Опыт прочтения «Медного всадника» / Ю. Б. Борев. - М. : Советский писатель, 1981. - 398 с.

51. Борев, Ю. Б. Комическое, или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия / Ю. Б. Борев. -М. : Искусство, 1970. - 386 с.

52. Бочаров, С. Г. Вещество существования. Выражение в прозе / С. Г. Бочаров // Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т. 2. / С. Г. Бочаров. - М. : Наука, 1971. - С. 346-347.

53. Бочаров, С. Г. Загадка «Носа» и тайна лица // О художественных мирах / С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской культуры, 1985. - С. 124-161.

54. Браже, Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

55. Браже Т. Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития школе / Т. Г. Браже // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : колл. моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона. - Изд. 2-е, доп. - СПб. : ИОВ РАО, 2009. -С. 52-108.

56. Бражкина, Н. А. Формирование понятия о мифе в 5-6 классах : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Бражкина Наталья Александровна. - Самара : СГПУ, 2002. - 240 с.

57. Бродский, И. А. Послесловие к «Котловану» А. Платонова // Сочинения. Том 4 / И. А. Бродский. - СПб. : Издательство «Пушкинский фонд», 1995. -С. 49-51.

58. Бучугина, Т. Г. Формирование теоретико-литературных понятий в системе «трех кругов чтения» : народная и литературная сказка в пятом классе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Бучугина Татьяна Гавриловна. - Самара : СГПУ, 2000. - 205 с.

59. Бушмин, А. С. К вопросу о гиперболе и гротеске в сатире Щедрина // Вопросы советской литературы / А. С. Бушмин. - М., 1957. - С. 7-63.

60. Бушмин, А. С. Против упрощения сложной проблемы / А. С. Бушмин // Русская литература. - 1964. - № 4. - С. 205-219.

61. Бушмин, А. С. Салтыков-Щедрин / А. С. Бушмин // История всемирной литературы. В 8 томах. Т. 7. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им.

A. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.) [и др.]. - М. : Наука, 1981. - С. 96-105.

62. Вартофский, М. Искусство и технология - противоположные модели образования. Использование культурного мифа // Модели. Репрезентация и научное понимание: пер. с англ. / Маркс Вартофский ; ред. и послесл. И. Б. Новика и В. Н. Садовского. - М. : Прогресс, 1988. - 507 с. - С. 376401.

63. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление : пер. с англ. / М. Вертгеймер ; вступит. ст. В. П. Зинченко ; общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко. - М. : Прогресс, 1987. - 336 с.

64. Виноградов, В. В. Поэтика русской литературы : Избранные труды /

B. В. Виноградов. - М. : Наука, 1976. - 508 с.

65. Виноградов, П. Н. Визуальная культура личности: генезис, структура и функции / П. Н. Виноградов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.- СПб., 2010. - № 136. -С. 26-39.

66. Власенко, В. В. Философско-педагогические идеи М. С. Кагана [Электронный ресурс] / В. В. Власенко // Культурологический журнал. Изд-во Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева. - 2011. - № 4. - Режим доступа: http://www.cr-1 ournal.ш/гш/ ртта!s/62.Ыт1&1 id=6 (дата обращения 14.06.2013).

67. Водовозов, В. И. Избранные педагогические сочинения / В. И. Водовозов. -М. : Педагогика, 1986. - 480 с.

68. Выготский, Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.

69. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1986. - 573 с.

70. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. - М. : Искусство, 1991. - 368 с.

71. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

72. Галимуллина, А. Ф. Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики: На материале национальных школ Республики Татарстан : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Галимуллина Альфия Фоатовна. - М. : МПГУ, 2001. - 236 с.

73. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления советской психологии. - М. : Наука, 1966. - С. 236-277.

74. Геллер Л. Из древнего в новое и обратно. О гротеске и кое-что о сэре Джоне Рёскине / Л. Геллер // Абсурд и вокруг : сборник статей / отв. ред. О. Буренина. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - С. 20-29.

75. Гердер, И. Г. Избранные сочинения / И. Г. Гердер. - М. : Художественная литература, 1959. - 392 с.

76. Герчук, Ю. Я. История графики и искусства книги : учебное пособие для студентов вузов / Ю. Я. Герчук. - М. : Проспект Пресс, 2000. - 320 с.

77. Гиппиус, В. В. Люди и куклы в сатире Салтыкова // Гиппиус, В. В. От Пушкина до Блока / В. В. Гиппиус ; отв. ред.: Г. М. Фридлендер. - Л. : Наука, 1966. - С. 341-346.

78. Гирин, Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность / Ю. Н. Гирин. - М. : ИМЛИ РАН, 2013. - 400 с.

79. Голубков, В. В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. - 7-е изд. - М. : Учпедгиз, 1962. - 495 с.

80. Гордеева, Н. Б. Использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы / Н. Б. Гордеева // Межпредметные связи в процессе изучения литературы в школе : Межвузовский сб. научных трудов. -М., 1987. - С. 50-55.

81. Гречинская, В. С. Наглядность на уроках литературы : пособие для учителя / В. С. Гречинская. - Киев : Рад. школа, 1983. - 152 с.

82. Гречинская, В. С. Система использования изобразительного искусства при изучении русской литературы (УШ-Х классы) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Гречинская Валерия Сергеевна. - Киев, 1973. - 184 с.

83. Гюго, В. Из предисловия к «Кромвелю» // Критические статьи, очерки, письма // Собрание сочинений. В 15 т. Т. 9. / В. Гюго. - М. : Терра -Книжный клуб, 2003. - 688 с.

84. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 480 с.

85. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. -М. : Директ-Медиа, 2014. - 7602 с.

86. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования / А. Я. Данилюк. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2004. - 440 с.

87. Дановский, А. В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях / А. В. Дановский. -М. : Прометей, 1989. - 96 с.

88. Дежуров, А. С. Гротеск в немецкой литературе ХУШ века : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 / Дежуров Арсений Станиславович. -М., 1996. - 167 с.

89. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - М. : Учпедгиз, 1956. - 378 с.

90. Дмитренко, С. Гротеск / С. Дмитренко // Литература. - М., 1994. - № 21. -С.16-21.

91. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. - М. : Искусство, 1962. - 315 с.

92. Доманский, В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Доманский Валерий Анатольевич. - Томск : Томский государственный университет, 2000. - 400 с.

93. Дормидонова, Т. Ю. Гротеск как тип художественной образности (от Ренессанса к эпохе авангарда) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Дормидонова Татьяна Юрьевна. - М., 2008. - 157 с.

94. Ефимова, З. С. Проблемы гротеска в творчестве Достоевского / З. С. Ефимова // Научные записки научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры. - Киев : гос. изд-во Украины, 1927. -С. 145-170.

95. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. - М. : Рус. яз., 2000. - 658 с.

96. Жерлицына, В. С. Изобразительное искусство на уроках и внеклассных занятиях по литературе : Обзорные темы в 11-м классе : учебное пособие по спецкурсу / В. С. Жерлицына. - Новосибирск : НГПИ, 1988. - 97 с.

97. Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко -литературного курса / С. А. Зинин. - 2-е изд. - М. : Русское слово, 2006. -240 с.

98. Зинченко, В. П. Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. - М. : Тривола, 1995. - 64 с.

99. Зинченко, В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6. -С. 15-30.

100. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. - М. : Языки славянских культур, 2010. - 592 с.

101. Зунделович, Я. О. Поэтика гротеска : к вопросу о характере гоголевского творчества / Я. О. Зунделович // Русская литература XX века : направления и течения / Урал. гос. пед. ун-т; Редкол.: Лейдерман Н. Л. (отв. ред.) [и др.]. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 2. - С. 135-143.

102. Зунделович, Я. О. Проблемы поэтики / Я. О. Зунделович. - М. : Земля и Фабрика, 1925. - 67 с.

103. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. - М. : Политиздат, 1991. - 464 с.

104. Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. - М. : Издательство иностранной литературы, 1962. - 552 с.

105. Ионин, Г. Н. Взаимосвязь литературоведения и методики преподавания литературы / Г. Н. Ионин. - Л. : Наука, 1986. - 38 с.

106. Иоффе, М. Л. Десять очерков о художниках-карикатуристах / М. Л. Иоффе. - М. : Советский художник, 1971. - 297 с.

107. Каган, М. С. К постановке вопроса о применимости точных методов в науках об искусстве / М. С. Каган // Точные методы в исследованиях

культуры и искусства : материалы симпозиума. - М., 1971. - Ч. 1. - С. 2938.

108. Каган, М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М. : Прогресс-Традиция, 2007. - С. 212-245.

109. Каган, М. С. Философская теория ценности : университетский курс лекций // Каган, М. С. Избранные труды. В 7 т. Т. 2. / М. С. Каган. - СПб. : Петрополис, 2007. - С. 327-501.

110. Каган, М. С. Чтение как феномен культуры // Каган, М. С. Избранные труды. В 7 т. Т. 3. Труды по проблемам теории культуры / М. С. Каган. -СПб. : Петрополис, 2007. - С. 705-718.

111. Кобленкова, Д. В. Проблемы становления теории гротеска / Д. В. Кобленкова // Новый филологический вестник. - 2006. - № 3. - С. 1139.

112. Колокольцев, Е. Н. Взаимодействие искусств в школьном изучении литературы : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Колокольцев Евгений Николаевич. - М., 1993. - 162 с.

113. Колокольцев, Е. Н. «.Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия.» / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. - 1990. - № 3. - С. 8995.

114. Корниенко, Н. В. История текста и биография А. П. Платонова (19261946) / Н. В. Корниенко // Здесь и теперь. - 1993. - №1. - С. 1-320.

115. Кристева, Ю. Эссе об отвращении // Силы ужаса / Ю. Кристева. -СПб. : Алетейя, 2003. - С. 36-67.

116. Крымский, С. Б. Философско-гносеологический анализ специфики понимания // Понимание как логико-гносеологическая проблема : сб. науч. трудов. - Киев : Наукова думка. - 1982. - С. 24-42.

117. Кудина, Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла : методическое пособие, 1 класс / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская. - М. : ИЦ ГАРАНТ, 1992. - 212 с.

118. Кудряшев, Н. И. Заметки о творческом чтении / Н. И. Кудряшев // Литература в школе. - 1961. - № 5. - С. 44-45.

119. Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге / С. Ю. Курганов. - М. : Просвещение, 1989. - 127 с.

120. Лавлинский, С. П. Визуальное в литературе / С. П. Лавлинский, Н. М. Гурович // Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. : Н. Д. Тамарченко - М., 2008. - С. 37-39.

121. Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учеб. пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. - М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2003. - 381 с.

122. Лагун, А. В. Визуальное мышление старшеклассников и его формирование в условиях реализации комплексной музейно-педагогической программы : автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Лагун Александра Викторовна. - СПб., 2009. - 22 с.

123. Лалаева, Д. И. Способы создания юмористического и сатирического повествования (на примере произведений Н. В. Гоголя и сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина) / Д. И. Лалаева // Н. В. Гоголь как явление отечественной культуры : материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя. -Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. - С. 108-114.

124. Леонов, С. А. Интегрированный урок литературы : книга для учителей и учащихся / С. А. Леонов. - М. : Прометей, 1999. - 160 с.

125. Липовецкий, М. Н. Модернизм и авангард : родство и различие / М. Н. Липовецкий // Филологический класс. - 2008. - Вып. 20. - С. 24-31.

126. Литература (Русская литература XX века). 10-11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В. В. Агеносов [и др.]. - М. : Дрофа,

2014. - 416 с.

127. Литература. Рабочая программа к учебникам С. А. Зинина, В. И. Сахарова «Литература. 10 класс» (базовый уровень), С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Литература. 11 класс» (базовый уровень) / авт.-сост. Л. Н. Гороховская. - Москва : Русское слово, 2017. - 109 с.

128. Литература. 5-9 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной : пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина [и др.]. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2014. - 351 с.

129. Литература. Программа : 5-9 классы общеобразовательных организаций / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова ; под ред. Б. А. Ланина. -Москва : Вентана-Граф, 2014. - 159 с.

130. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (базовый уровень), 10-11 классы (профильный уровень) / под ред. В. Я. Коровиной. - 12-е изд. - Москва : Просвещение, 2010. - 252 с.

131. Рабочая программа к учебникам Г. С. Меркина «Литература. 7 класс», «Литература. 8 класс» / авт.-сост. Ф. Е. Соловьева. - Москва : Русское слово, 2016. - 135 с.

132. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. Ф. Чертов [и др.]. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение,

2015. - 160 с.

133. Лихачев, Д. С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы / Д. С. Лихачев. - СПб. : Алетейя, 1999. -508 с.

134. Лосев, А. Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. - М. : Учпедгиз, 1960. - 405 с.

135. Лосев, А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А. Ф. Лосев. - М. : Учпедгиз, 1957. - 620 с.

136. Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. - М. : Мысль. -1978. - 623 с.

137. Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 1. / Ю. М. Лотман. -Таллин : Александра, 1992. - 478 с.

138. Лотман, Ю. М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Тарту, 1970. - Вып. 251. - С. 32-41.

139. Лотман, Ю. М. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / Ю. М. Лотман. - М. : Гнозис, 1994. - 560 с.

140. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. -СПб. : Искусство, 1998. - 285 с.

141. Лучина, Н. Психология цвета [Электронный ресурс] / Н. Лучина. -Режим доступа: http://junona.org/modules.php?name= Content&pa=showpage&pid=1270 (02.03.2015).

142. Малкина, В. Я. Гротескное и фантастическое: образовательный потенциал / В. Я. Малкина, С. П. Лавлинский // Гротескное и фантастическое в культуре: визуальные аспекты / сост. В. Я. Малкина, С. П. Лавлинский. - М. : Издательские решения, 2017. - 288 с.

143. Макаров, А. И. Ритмология культуры / А. И. Макаров, Д. Р. Яворский. - СПб. : Алетейя, 2013. - 280 с.

144. Матвеева, И. И. Комическое в прозе Андрея Платонова 1920-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Матвеева Ирина Ивановна. -М., 1995. - 209 с.

145. Манн, Ю. В. О гротеске в литературе / Ю. В. Манн. - М. : Советский писатель, 1966. - 184 с.

146. Манн, Ю. В. Гоголь в школе / Ю. В. Манн. - М. : ВАКО, 2007. - 280 с.

147. Маранцман, В. Г. Интерпретация художественного произведения как

технология общения с искусством / В. Г. Маранцман // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 91-98.

148. Маранцман, В. Г. Литература. 5 класс. Методические рекомендации / В. Г. Маранцман. - М. : Просвещение, 2008. - 255 с.

149. Маранцман, В. Г. Содружество искусств на уроках литературы : Искусство анализа художественного произведения / В. Г. Маранцман ; сост. : Т. Г. Браже. - М. : Просвещение, 1971. - С. 166-212.

150. Мезенцева, В. Творчество писателя в школьном изучении. 5-11-й классы / В. Мезенцева // Литература. - 2005. - № 20. - С. 28-30.

151. Менчинская, Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избр. психол. тр. / Н. А. Менчинская. - М. : Педагогика, 1989. -218 с.

152. Митчелл, У Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / Уильям Джон Томас Митчелл ; пер. В. Дрозд. - Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. - 240 с.

153. Митчелл, У Дж. Чего на самом деле хотят картинки? [Электронный ресурс] / У Дж. Митчелл ; пер. Д. Потемкина // Художественный Журнал. -2015. - № 94. - Режим доступа: http://moscowartmagazine.eom/issue/1/article/60 (07.01.2016).

154. Молдавская, Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н. Д. Молдавская. - М. : Педагогика, 1976. - 224 с.

155. Молодцова, Н. Г. Развитие визуального мышления у детей младшего школьного возраста на материале произведений живописи : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Молодцова Наталья Геннадьевна. - Нижний Новгород, 2001. - 219 с.

156. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М. : КомКнига, 2005. -416 с.

157. Мосунова, Л. А. Смысловое чтение как деятельность: ее содержание и структура / Л. А. Мосунова // Вестник Вятского государственного

университета. - 2011. - № 2. - С. 151-157.

158. Мурач, Л. А. Формирование понятий о литературных направлениях (классицизм, романтизм, критический реализм) в 8 классе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Мурач Лидия Антоновна. - М., 1976. - 258 с.

159. Невярович, Н. Гротеск в структуре научного и художественного сознания : доксы и парадоксы / Н. Невярович // Швденний архiв. Фшолопчш науки: зб. наук. праць. - Херсон, 2014. - Вип. 61. - С. 17-23.

160. Недошвин, Г. Очерки теории искусства / Г. Недошвин. - М. : Искусство, 1953. - 256 с.

161. Николаев, Д. П. Границы гротеска / Д. П. Николаев // Вопросы литературы. - 1968. - № 4. - С. 76-89.

162. Николаев, Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск / Д. П. Николаев. - М. : Художественная литература, 1977. - 358 с.

163. Николенко, О. Н. Гротеск в романтическом, реалистическом и модернистском дискурсе (Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь, М. А. Булгаков) / О. Н. Николенко // Фшолопчш науки. - 2012. - Вип. 10. - С. 3-20.

164. Ницше, Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 6. : Сумерки идолов. Антихрист. Ecce homo. Дионисовы дифирамбы. Ницше contra Вагнер. - М. : Культурная революция, 2009. - 408 с.

165. Носкова, В. Б. Бахтинские тропинки к школе [Электронный ресурс] / В. Б. Носкова // Дискурс. - 1997. - № 3-4. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34 18.htm (21.06.2013).

166. Панченко, А. М. Древнерусское юродство // Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. - Л., 1984. - С. 72-153.

167. Панченко, Д. В. Процесс формирования у учащихся понятия «гротеск» (на примере изучения рассказа А. Платонова «Усомнившийся Макар» в XI классе) / Д. В. Панченко // Филологический класс. - 2015. -№ 2. - С. 37-42.

168. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические произведения. В 3 т. Т. 2.

/ И. Г. Песталоцци. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. - 634 с.

169. Петренко, В. Ф. Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналогии литературных тропов / В. Ф. Петренко, Е. А. Коротченко // Человек как субъект и объект медиапсихологии : сб. статей. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - С. 721-763.

170. Петренко, В. Ф. Психосемантический подход к изучению искусства как формы познания и конструктирования мира и себя самого /

B. Ф. Петренко // Развитие личности. - М. : Прометей. - 2012. - № 1. -

C. 58-80.

171. Пигулевский, В. О. Ирония и вымысел: от романтизма к постмодернизму / В. О. Пигулевский. - Ростов-на-Дону : Фолиант, 2002. -418 с.

172. Пинский, Л. Реализм эпохи Возрождения / Л. Пинский. - М. : Гос. изд-во художественной литературы, 1961. - 367 с.

173. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3 / Общ. редакция А.Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. - М. : Мысль, 1994. - 654 с.

174. Плотинина, Н. Глупов и глуповцы под судом сатиры // Литература. -М. - 2001. - № 27. - С. 1-3.

175. Подругина, И. А. Формирование системно-понятийного мышления учащихся в учебном процессе / И. А. Подругина, О. М. Коломиец // Преподаватель. XXI век. - 2014. - № 2. - С. 155-162.

176. Подругина, И. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в образовательном процессе средней школы [Электронный ресурс] / И. А. Подругина // Педагогика искусства. - 2015. - №4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-iournal/formirovanie-sistemy-universalnyh-uchebnyh-deystviy-uchashchihsya-v (10.01.2016).

177. Пранцова, Г. В. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие / Г. В. Пранцова,

Е. С. Романичева. - М. : ФОРУМ, 2016. - 368 с.

178. Прокопенко, З. Изучение сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина в 7-м классе / З. Прокопенко // Литература. - 2002. - № 3. - С. 2-4.

179. Прокофьев, Н. И. Формирование понятий по теории литературы в старших классах / Н. И. Прокофьев. - М. : Изд-во Акад. наук РСФСР, 1961. -48 с.

180. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). - М. : Лабиринт, 2006. - 256 с.

181. Разумихин, А. Мертвые души. Опыт современного прочтения / А. Разумихин // Литература. - 2004. - № 13. - С. 2-15.

182. Романичева, Е. С.. Введение в методику обучения литературе: учебное пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. - М. : Флинта, 2012. - 240 с.

183. Романичева, Е. С. Вызовы практики «экранного чтения к современной методике: можно не отвечать?» / Е. С. Романичева // Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 марта 2016 г. / отв. ред. : В. Ф. Чертов. - М. : Изд-во Экон-Информ, 2017. - 152 с. -С. 44-51.

184. Романичева, Е. С. Темы сочинений по сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина / Е. С. Романичева // Литература. - 2004. - № 16. - С. 18-20.

185. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб. : Питер, 2002. - 720 с.

186. Рыбак, Л. А. Образное мышление и урок литературы / Л. А. Рыбак. -М. : Просвещение, 1966. - 201 с.

187. Рыбникова, М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. ; сост. и коммент. И. Е. Каплан ; предисл. В. Г. Костомарова. - М. : Педагогика, 1985. - 246 с.

188. Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. - 3-е изд. - М. : Учпедгиз, 1963. - 313 с.

189. Савина, Л. Н. Методика создания буктрейлера в процессе изучения художественных произведений с гротескной направленностью / Л. Н. Савина, Д. В. Панченко // Грани познания. - 2017. - № 4 (51). - С. 3537.

190. Свердлов, М. Роман-драма : Виктор Гюго / М. Свердлов // Литература.

- 2005. - № 8. - С. 32-35.

191. Свердлов, М. Романтический гротеск : Гофман / М. Свердлов // Литература. - 2004. - № 4. - С. 6-8.

192. Смелкова, 3. С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся / З. С. Смелкова. - М. : Флинта ; Наука, 1997. - 280 с.

193. Смирнова, О. Когда и что делать с гротеском? // Методика с человеческим лицом, или как говорить с детьми о литературе / О. Смирнова // Литература. - 2009. - № 14. - С. 8-10.

194. Соловей, Т. Г. Эффект волшебного стекла : знакомство с понятиями гиперболы, гротеска и литоты / Т. Г. Соловей // Литература в школе. - 2008.

- № 1. - С. 33-38.

195. Сосновская, И. В. Литературное развитие учащихся 5-8 классов в процессе анализа художественного произведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Сосновская Ирина Витальевна. - М., 2004. - 48 с.

196. Сосновская, И. В. «Как слово наше отзовется.» : Монография / И. В. Сосновская. - Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2013. - 192 с.

197. Сосновская, И. В. Некоторые вопросы преподавания литературы сегодня через призму основных законов методики / И. В. Сосновская // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 21 -22 марта 2014 г. / отв. ред. : В. Ф. Чертов. - М. : Изд-во Экон-Информ, 2015. - 158 с. - С.15-25.

198. Старкова, З. С. Содружество искусств на уроках литературы : Из опыта работы : Кн. для учителя / З. С. Старкова. - М. : Просвещение, 1988. -160 с.

199. Стоюнин, В. А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Стоюнин. - М. : Педагогика, 1991. - 367 с.

200. Тамарченко, Н. Д. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Н. Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной «Intrada», 2008. - 358 с.

201. Тамарченко, Н. Д. Теория литературы. В 2 т. Т. 1. / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. - М. : Академия, 2004. - 513 с.

202. Тамарченко, Н. Д. Эстетика гротеска и поэтика романа (о значении системы идей и понятий М. М. Бахтина для современной науки). Гротеск в литературе / Н. Д. Тамарченко // Материалы конференции к 75-летию профессора Ю. В. Манна / ред. : Н. Д. Тамарченко, В. Я. Малкина, Ю. В. Доманский. - Москва ; Тверь, 2004. - 154 с.

203. Тодоров, Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования / Л. В. Тодоров // Педагогика. - 1999. - №8. - С.3-11.

204. Тураев, С. В. Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся / С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, О. Ю. Богданова. - М. : Просвещение, 1988. - 335 с.

205. Тюпа, В. И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В. И. Тюпа. - М. : Академия, 2009. -336 с.

206. Тюпа, В. И. Инновационная технология литературного образования школьников: системно-деятельностный подход // Филологический класс / В. И. Тюпа, В. Б. Носкова. - 2014. - № 1 (35). - С. 21-26.

207. Тюпа, В. И. Культура художественного восприятия и литературное образование. Слово и образ в современном информационном обществе / В. И. Тюпа. - М. : РГГУ, 2001. - 143 с.

208. Тюпа, В. И. Семиотический статус гротеска / В. И. Тюпа // Гротеск в литературе : материалы конф. к 75-летию проф. Ю. В. Манна. - М.; Тверь. -2004. - С. 6-7.

209. Тюпа, В. И. Школа коммуникативной дидактики и гражданское общество [Электронный ресурс] / В. И. Тюпа, Ю. Л. Троицкий // Дискурс. -Новосибирск, 1997. - № 3-4. - Режим доступа: http://metlit. nm.ru/materials/communic/progtupa.html (20.06.2014)].

210. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.

211. Ушинский, К. Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 3 / К. Д. Ушинский. -М. : Дрофа, 2005. - 557 с.

212. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2365 (21.07.2015)

213. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. : Е. Ф. Губский. - М. : Инфра-М, 2009. - 569 с.

214. Фрумкин, К. Г. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К. Г. Фрумкин. - Тамбов : Internum. - 2010. - № 1. - С. 26-36.

215. Хализев, В. Е. Литература как вид искусства. Невещественность образов в литературе. Словесная пластика // Теория литературы. Литература как вид искусства / В. Е. Хализев. - М. : Высшая школа, 2002. - С. 96-97.

216. Холодная, М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.

217. Чебанова, О. «Клоп» Маяковского и комедия дель арте [Электронный ресурс] / О. Чебанова // Литература в школе. - 2002. - № 19. - Режим доступа: http://lit.lseptember.ru/article.php?ID=200201909 (09.06.2015).

218. Чертов, В. Ф. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательной школы / В. Ф. Чертов // Литература в школе. - 2007. -№ 4. - С. 21-24.

219. Чертов, В. Ф. Программа элективного курса «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» / В. Ф. Чертов, Е. М. Виноградова, Е. А.Яблокова, А. М. Антипова // Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение - 2-е издание, доработанное. - М. : Дрофа, 2005.

220. Чертов, В. Ф. Российский учитель-словесник в условиях модернизации образования / В. Ф. Чертов // Преподаватель. XXI век. - 2012. - № 3. - С. 29-38.

221. Шапошникова, О. В. Гротеск / О. В. Шапошникова // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин ; Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М. : НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб. - Стб. 188-190.

222. Шапошникова, О. В. Гротеск и его разновидности : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 / Шапошникова Ольга Владимировна. - М., 1978. -205 с.

223. Шенкман, В. «Неразрушимый вечно город Глупов...» / В. Шенкман // Литература. - 2002. - № 33. - С. 5-8.

224. Шкепу, М.А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / М. А. Шкепу. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 448 с.

225. Шкловский, В. Б. Искусство как прием // О теории прозы / В. Б. Шкловский. - М., 1983. - С. 9-25.

226. Шопенгауэр, А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. Мир как воля и представление. - М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; Республика, 1999. - 496 с.

227. Эйхенбаум, Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе : сб. ст. / Б. М. Эйхенбаум ; сост. и подгот. текста И. Ямпольского. - Л. : Художественная литература, 1969. - С. 306-326.

228. Эко, У. История уродства / У. Эко. - М. : Слово, 2007. - 456 с.

229. Эркень, И. Путь к гротеску. Рассказы / И. Эркень. - М. : Известия, 1984. - 191 с.

230. Юрков, С. Е. Гротеск как выражение хаоса в культуре / С. Е. Юрков // Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск 3 : Размышления о хаосе. - СПб., 1997. - С. 160-174.

231. Юрков, С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (Х1-начало XX вв.) / С. Е. Юрков. - СПб. : Летний сад, 2003. - 210 с.

232. Ядровская, Е. Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования (5-11 классы) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / дровская Елена Робертовна. - СПб, 2012. -43 с.

233. Якушина, Л. С. Литература и кино в процессе образования и воспитания школьников / Л. С. Якушина // Межпредметные связи в процессе изучения литературы в школе : Межвуз. сб. науч. тр. - М., 1987. -С. 100-112.

234. Ясюкова, Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении / Л. А. Ясюкова. - СПб. : ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.

235. Ясюкова, Л. А. Проблемы психологии понятийного мышления / Л. А. Ясюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 12. - Вып. 3. - 2010. - С. 385-394.

236. Ясюкова, Л. А. Роль понятийного мышления в обучении / Л. А. Ясюкова // Вестник практической психологии образования : научно-методический журнал / ред. С. Б. Малых. - 2005. - № 1 (2) январь-март 2005. - С. 22-29.

237. Яусс, Г. Р. История литературы как вызов теории литературы / Г. Р. Яусс // Современная литературная теория. Антология / сост. И. В. Кабанова .- М., 2004. - С. 192-200.

238. Яусс, X. Р. К проблеме диалогического понимания / X. Р. Яусс // Вопросы философии. - 1994. - № 12. - С. 97-106.

239. Kayser, W. Das Groteske in Malerei und Dihtung / W. Kayser. -Oldenburg ; Hamburg, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.