Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат технических наук Шариков, Павел Викторович

  • Шариков, Павел Викторович
  • кандидат технических науккандидат технических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 160
Шариков, Павел Викторович. Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации: дис. кандидат технических наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат технических наук Шариков, Павел Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ

1.1. История дизайна и эстетики бронзовых колоколов.

1.2. Колокольная бронза.

1.3. Конструкция й йрофиль колоколов.

1.4. Методы литья колоколов.

1.5. Окончательная обработка и настройка колоколов.

1.6. Особенности изготовления языка.

1.7. Выводы к главе 1.

Глава 2.0С0БЕНН0СТИ РЕСТАВРАЦИИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ

2.1. Общие принципы реставрации колоколов.:.

2.2. Методы обследования колоколов

2.3. Классификация дефектов и способы их устранения.

2.4. Методы реставрации с помощью сварки.

2.5. Выводы к главе 2.

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РЕСТАВРАЦИИ БРОНЗОВЫХ КОЛОКОЛОВ МЕТОДОМ СВАРКИ

3.1. Цели и задачи исследования.

3.2. Методика исследований.

3.3. Исследование технологических параметров реставрации колоколов с помощью гелиевой сварки.

3.4. Исследование технологических параметров реставрации колоколов с помощью диффузионной сварки.

3.5. Выводы к главе 3.

Глава 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИССЛЕДОВАНИЙ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование функционально-эстетических параметров бронзовых колоколов и технологии их реставрации»

Колокол - это ударный музыкальный инструмент с самозвучащим телом, относящийся к разряду ударных идиофонов. Он состоит из двух частей: самого колокола и ударного механизма (языка, молотка), которые совместно и создают то неповторимое звучание, отличающееся от всех других ударных инструментов своей широтой спектра, тембром и длительностью звучания. Свой феномен в русской культуре колокол приобрел благодаря использованию в церковном звоне. Именно поэтому основными функциональными качествами для него стали сила звучания, благозвучие и певучесть.

Дизайн колокола основан на соединении оптимизации и компромиссе таких факторов как свойства высокооловянистой бронзы, профиль колокола, технологии его литья, окончательная обработка и выбор языка при удовлетворении эстетических свойств, в первую очередь, таких как художественное оформление, соответствие основного тона определенной ноте, благозвучие, время звучания. Конечно, такой синтез не мог не идти методом компромисса для достижения максимальных функциональных качеств колокола.

Дизайн колокола и его эстетические свойства менялись со временем. Развивалось человечество, совершенствовались наука, техника, культура -соответственно изменялись подходы к эстетике и дизайну колокола. Постоянная работа над улучшением сплава бронзы, формы изделия и технологии литья вначале ставила чисто прагматические цели, связанные с сигнальной функцией колокола, но затем она привели в итоге к созданию канонических традиционных) форм колокола и его эстетических норм. Это, в свою очередь, а также массовое распространение колоколов в церкви и широкое использование символизма при их производстве и в звонах привели к появлению в дизайне колокола (помимо двух основных ипостасей научно-технической и культурно-эстетической) духовно-сакральной ценности, которая до сих пор почитается всеми верующими.

Если взять Западные страны, где колокола появились намного раньше, чем в России, то в развитии их дизайна можно выделить следующие этапы.

1. Период V-VII века н.э. - время, когда появились более или менее благозвучные колокола в провинции Кампания Неаполитанского государства и когда они стали быстро распространяться по всей Европе так, что Римский Папа Сабиниан (602-604) вынужден издать особый указ (буллу) о благословении их использования в церковной службе.

2. Период VIII - XVI века - время дальнейшего распространения колоколов по всей Европе, определения оптимального состава колокольной бронзы, поиска оптимальных форм и методов построения профиля колокола с учетом его эстетических свойств и, прежде всего, его музыкальной организации, разработка технологии литья в глиняную керамику.

3. Период XVII - XX века - время становления классических форм колокола («французская», «немецкая» и др.), переход к мелодизации (гармонизации) звонов, формулирование требований к «идеально» звучащему колоколу, закладка научных основ дизайна и эстетических свойств для колоколов, разработка теории музыкальной организации колоколов и их звонов.

В России история развития колокольного дизайна также претерпела несколько этапов.

1. Период XI - XIV века - время появления колоколов, начало их собственного производства. В этот период колокола пока не находят широкого распространения в силу сопротивления Русской Православной Церкви и опустошений, нанесенных татаро-монгольским игом. Считалось, что колокола идут от латинян, и вся Русь в подавляющем большинстве звонила в деревянные или металлические била.

2. Период XV - XVII века - период расцвета колокольного искусства в России. Разработка литейщиками своего «русского» профиля, переход от очепного способа звона (качание колокола) к язычному, разделение колокольной звонницы на три группы: большие колокола (благовестники), средние (подзвонные, альтовые, теноровые) и малые (зазвонные, трельные), становление церковного звона на ритмической основе и трех партий колоколов, создание устава церковного звона, литье самых больших в мире колоколов.

3. Период XVIII - начало XX века - время массового производства колоколов, насыщение рынка, начало формулирования понятия «идеального» колокола и теории подбора звонниц для русских звонов.

4. Период с 1930 до середины 1980-х годов - время забвения колокольного искусства, прекращение литья колоколов, уничтожение большей части имевшихся колоколов, ограничение звонов по всей стране.

5. Период с 1980-х годов по настоящее время - время возрождения колокольного искусства и звонов, возобновление литья колоколов (с 1987 года вначале в Москве, а затем в других городах), разработка теории музыкальной организации русских колоколов и традиционных звонов, создание научных основ дизайна и эстетики русских колоколов.

Надо отметить, что развитие дизайна колоколов в наше время продолжается. Колокололитейщики ведут интенсивные исследования в области улучшения технологии литья, поиска оптимальных форм, акустики звучания для достижения максимальных функциональных возможностей колокола. И здесь не обходится без новаций и неординарных решений, которые иногда нарушают сложившиеся столетиями традиции и каноны в колокольном деле.

В то же время все деяния рук человечества имеют свой срок жизни. Процессы саморазрушения, воздействие факторов внешней среды, последствия эксплуатации приводят к тому, что реставрация становится одной из необходимейших профессий в технике и искусстве. Ясно, что она должна выподняться своевременно и на высоком профессиональном уровне и предполагает использование последних достижений науки, техники и искусства.

Реставрация в строгом значении слова означает восстановление первоначального облика объекта (изделия) или его эстетических качеств. Сам термин «реставрация» вошел в широкое употребление во второй половине XIX века. Конечно, и в более раннее время выполнялись подобные работы, но они носили, в основном, поновительный характер, часто без учета специфики и особенностей реставрируемого изделия. Методы и средства для достижения целей реставрации могут быть самые разные, но без знания научных основ дизайна конкретного изделия и его эстетических особенностей добиться успехов в этой работе весьма трудно.

В настоящее время достаточно подробно разработана теория реставрации архитектурных памятников и предметов изобразительного искусства. Такие основополагающие документы как: профессиональные кодексы Европейской конфедерации организаций реставраторов и Международного совета по делам музеев, Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, рекомендации ЮНЕСКО дали четкое определение целям, задачам и методам реставрации. В качестве фундаментальной цели реставрации признано сохранение культурных ценностей в Их эстетическом и историческом значении и физической целостности ради современников и будущих поколений. Основная задача реставратора - не навредить, поэтому очень важно не только знать все о предмете реставрации, в совершенстве владеть техническими приемами ее проведения, но и четко представлять себе смысл предпринимаемых действий и их возможные последствия.

В качестве основных методологических подходов в реставрации выработались следующие:

- Консервация, т.е. сохранение объекта (изделия) в максимально возможной неприкосновенности;

- Реставрация, т.е. восстановление объекта в его первоначальном виде;

- Воссоздание, т.е. копирование объекта как при наличии оригинала, так и его разрушении.

Первый метод предполагает упор на сохранение, в первую очередь, материальной основы объекта наследия, второй - на сохранение функциональных возможностей объекта при определенных восполнениях утрат. Третий метод, по мнению многих реставраторов, является крайней мерой, так как только сохранение подлинности считается единственным путем сохранения исторического, культурного и духовного наследия.

Реставрация колоколов является сравнительно мало разработанной в методическом и теоретическом плане как в силу немногочисленности экспонатов в музеях мира, так и наличия большинства памятников на колоколоне-сущих сооружениях церкви, которая часто не в состоянии сама заниматься вопросами реставрации. В разных странах имеются организации (например, Европейский'институт колокольного искусства при Совете Европы (г. Тулуза, Франция), Совет по охране церквей Генерального Синода Англиканской Церкви, московский Колокольный центр), которые пытались выработать свои рекомендации по данной проблеме. Однако их взгляды и подходы к реставрации колоколов иногда настолько разные, что чаще всего специалисты рекомендуют руководствоваться в каждом отдельном случае общими положениями о реставрации, выработанными мировым сообществом, исходя из конкретных условий с учетом всех плюсов и минусов ее последствий.

Литейщики еще со средних веков пытались чинить расколотые колокола, и как правило это делалось по наитию, базируюсь больше на случай, чем на науку. К концу XIX века появляются работы, касающиеся проблем исправления треснутых колоколов путем пайки или сварки [7, 131 и др.], но они не затрагивали научных основ дизайна колоколов и их музыкальных свойств. И только работы Г. Гельмгольца [26], Дж. Стретта (лорда Релея) [135] и П. Блессинга [11], а также успехи развития методов соединения металлов и их сплавов путем сварки позволили встать на осмысленный путь реставрации таких сложных музыкальных инструментов как колокол. На протяжении XX века за рубежом вышли отдельные работы, отражающие вопросы ремонта колоколов путем сварки [4, 132, 146, 160, 163 и др.]. Однако они носят общий или отрывочный характер и серьезной научной значимости не представляют.

В России проблемами колоколов не занимались с 1913 года в силу начавшихся катаклизмов. В 1980-х годах тема возрождения колокольных звонов в нашей стране привлекла многих специалистов. Интересные исследования по колокольной бронзе и модульному методу построения профиля колоколов проведены Т. Шашкиной [154, 155], по музыкальной организации колоколов и традиционных звонов - А. Горкиной [30], по сварке колоколов - О. Магницким и В. Пирайненом [74, 81, 101, 107]. Разработке научных основ дизайна колоколов и их эстетических особенностей посвящена докторская диссертация В. Пирайнена [108].

Исследования в этом направлении являются актуальными, так как они позволяют:

- глубже понять историю и особенности развития дизайна и эстетических свойств колоколов, игравших большое значение в жизни россиян;

- сохранить для потомков образцы колокольного искусства, являющимися частицами нашего исторического, культурного и духовного наследия;

- восстановить уникальные образцы колокольного искусства, вернуть им первозданный вид и дать возможность вновь участвовать в звонах;

- глубже познать традиции и тайны колокололитейного искусства, сравнить качество новых изделий с лучшими образцами прошлого, наметить пути дальнейшего развития этого уникального искусства в рамках существующих традиций и канонов;

- способствовать решению проблемы дефицита колоколов для многих храмов.

Целью настоящей работы являются научный анализ особенностей и истории развития эстетики и дизайна колоколов и разработка методического подхода к технологии их реставрации с гарантированным качеством звучания и прочностью.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Исследование особенности эстетики и дизайна бронзовых колоколов, включая их материал, профиль и качество звучания.

2. Исследование причин возникновения дефектов на колоколах с помощью средств неразрушающего контроля.

3. Сравнение способов сварки и выбор наиболее оптимальных для ремонта колоколов.

4. Исследование технологических параметров выбранных способов сварки на опытных образцах (режимы термообработки, параметры дуги, присадочная проволока, флюсы и т.д.).

5. Исследование технологических параметров ремонта конкретных колоколов.

6. Разработка и предложение надежных методов контроля прочности и качества звучания отремонтированных колоколов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Шариков, Павел Викторович

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Реставрация колоколов — национальная проблема. Возрождение атмосферы колокольного звучания из глубины веков является чрезвычайно сложной и вместе с тем благородной задачей.

2. Дизайн колокола основан на оптимизации нескольких факторов:

• состав колокольной бронзы;

• профиль колокола;

• технологии литья;

• Окончательная обработка

• музыкальная настройка;

• материал, вес и форма языка.

3. Дизайн колокола тесно связан с его эстетическими характеристиками. Главная эстетическая особенность русских колоколов - благозвучие и длительность звучания. Духовная значимость связана с символикой украшений колокола и использованием в церковном богослужении.

4. Разработана методика дефектоскопии колоколов методами неразру-шающего контроля, включающая в себя:

• акустический анализ звучания колокола;

• визуальный осмотр;

• капиллярную (цветную) дефектоскопию;

• ультразвуковую диагностику;

• рентгенографию.

5. Разработаны критерии и нормативная документация ремонтопригодности колоколов, которые обусловлены характером и количеством трещин. Колокол считается не пригодным к ремонту в случаях:

• если трещина идет по вертикали более половины высоты колокола;

• если трещина идет по окружности более половины диаметра колокола;

• если она представляет собой разветвленную структуру;

• если имеется несколько трещин.

6. Наилучшим способом исправить треснувший колокол с гарантированной прочностью и звучанием является метод сварки.

7. Разработана промышленная технология ремонта треснувших колоколов путем гелиодуговой сварки с помощью неплавящегося вольфрамового электрода, которая позволяет исправлять колокола любого веса и при любом виде трещины с гарантированной прочностью и качеством звучания.

8. Разработана промышленная технология ремонта колоколов при наличии трещин шириной не более 3 мм. Основанная на использовании диффузионной сварки в газостате.

9. Разработана система паспортизации колоколов как действующих, так и после реставрации. Паспортизация включает в себя регистрацию основных размеров колокола, его вес, материал, описание украшений, фотографии, диаграммы звучания (частотные характеристики и затухание звука).

10. В результате настоящей работы отреставрированы несколько старинных колоколов. Анализ как субъективных, так и объективных показателей результатов ремонта колоколов подтвердил правильность разработанных методик и технологий сварки бронзовых колоколов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Шариков, Павел Викторович, 2008 год

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. СПб.: Композитор - СПб.: 2006, 720 с.

2. Алешин Н.П., Лупачев В.Г. Ультразвуковая дефектоскопия. Минск, 1987.

3. Бабин. О русских колоколах. // Горный журнал, книга XI, часть IV. М.: 1861, стр. 205-219.

4. Басиста М. Колокола и их ремонт.// Труды НИИ сварочных процессов. -Братислава, 1987.

5. Бахтиаров А. Колокололитейный завод Орлова и литейный завод бронзовых изделий. / Петербургская индустрия. Прогулка по фабрикам и заводам. -СПб.: 1905, стр. 20-28 и 42-50.

6. Белов А.А., Гвоздев Е.М. История дизайна. СПб.: 1993, 46 с.

7. Бенардос Н.Н. Исправление "Царь-колокола" и сооружение в г. Москве всероссийского памятника "Царь-колокольни". СПб.: 1892, 16 с.

8. Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов. // Памятники культуры. Новые открытия. -М.: 1977, стр. 35-52.

9. Благовещенская Л.Д. Колокольня с подбором колоколов и колокольный звон в России (кандидатская диссертация). Ленинград, 1989, 220 с.

10. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. М.: Эдсмит, 2004, 344 с.

11. Блессинг П. О звоне церковных колоколов. // Научное обозрение, № 35. -СПб.: 1911, стр. 1028-1031.

12. Богусевич В.А. Псковские литейщики XVI XVIII вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ, № 9-10. - Псков, 1934, стр. 157-161.

13. Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев. // Новгородский исторический сборник, Выпуск 2. — Ленинград, 1937, стр. 83-104.

14. Бондаренко А.Ф. Развитие колокольного дела в России в XVII веке (кандидатская диссертация). — Москва, 1997, 222 с.

15. Бондаренко А.Ф. Московские колокола XVII века. М.: Русская панорама, 1998, 256 с.

16. Бондаренко А.Ф. Колокол как объект научного исследования. // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков. М.: Труды ГИМ, 2001, Выпуск 127, стр. 312-318.

17. Бондаренко А.Ф. История распространения колоколов и колокольного дела в Средневековой Руси в XI-XVII века (докторская диссертация). М.: 2007, 645 с.

18. Большие благовестные колокола Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -Сергиев Посад, 2004, 50 с.

19. Буклет Всероссийской выставки-ярмарки колоколов в Ярославле в 2000 г. -Ярославль, 2001, 36 с.

20. Васильев Н. Отливка колоколов. // Технический сборник. Том 12. № 8. -СПб.: 1871, стр. 121-128.

21. Вескотт В. Колокола и их музыка. США, Нью-Йорк, 1970, 113 с. (англ. яз.).

22. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. // Музыкальное искусство и наука. Выпуск 1. Сборник статей под редакцией Б.В. Незайкинского. М.: Музыка, 1970, стр. 11-38.

23. Воронов Н.В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М.: ГарантЪ, 2002, 27 с.

24. Гадлин Н.М. и др. Цветное литье. Справочник. — М.: Машиностроение, 1989.

25. Гарбузов Н.А. Музыкальная акустика. М.: 1954, стр. 52-59 (колокола).

26. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физическая основа для теории музыки. Издание 3-е. — СПб.: Тип. тов-ва «Общественная польза», 1875, 595 с. (в двух книгах).

27. Генин В. Дело колокольных фурм и литье колоколов. / Описание уральских и сибирских заводов в 1735 году. М.: 1737, стр. 424-428.

28. Гордеев В.А. Два новгородских колокола XVI века из собрания Музея-заповедника «Коломенское». // Сборник «Искусство христианского мира». -М.: Свято-Тихоновский институт, 2000,стр. 239-246.

29. Горкина А.Н. Музыкальная организация традиционных колокольных звонов (кандидатская диссертация). Москва, 2003, 156 с.

30. Горкина А.Н. Русские колокольные звоны: особенности музыкальной организации. -М.: РАМ им. Гнесиных, 2003, 154 с.

31. Горохов В.А. Звонят колокола. М.: Даниловский благовестник, 2006, 256 с.

32. Горчаков Н. О больших колоколах. // Московские губернские ведомости, тома№ 17 и 18.-М.: 1844, 6 стр.

33. Г.С. О колоколах, достопримечательных по своей величине. СПб.: 1833, 25 с. (Г. Спасский)

34. Гуляев А.П. Металловедение. М.: Металлургия, 1966, стр. 3-112, 162167, 448-461.

35. Дивненко О.В. Эстетика. М.: Изд. «Аз», 1994, 274 с.

36. Дженингс Т.С. Литье колоколов. — Англия, 1992, 32 с. (англ. яз.).

37. Дорошенко С.П., Магницкий О.Н., Могилевский В.Ю., Пирайнен В.Ю. История художественного литья. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2003, 312 с.

38. Духин И.А. Колокольные заводы Москвы. М.: Грошев-дизайн, 2004, 122 с.

39. Ермолов И.П., Останин Ю.Я. Методы и средства неразрушающего контроля.-М.: 1987, 145 с.

40. Забелин И.Е. О металлическом производстве в России (имена художников). // Записки Императорского археологического общества, том 5. — СПб.: 1855, стр. 110-136.

41. Закс И.А. Способ дуговой сварки и наплавки меди и медных сплавов. — Л.: Машиностроение, 1970, стр. 351-367.

42. Захаров Н. Кремлевские колокола. -М.:, Московский рабочий, 1980,62 с.

43. Зверев В.В. От поновления к научной реставрации. М.: ГосНИИР, 1999, 91 с.

44. Иванов В.Н. Словарь-справочник по литейному производству. Издание 2-е. -М.: Машиностроение, 2001, 464 с.

45. Иеромонах Арсений. О Царь-колоколе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. -СПб.: 1880, 47 с.

46. Иофе В.К., Корольков В.Г., Сапожников М.А. Справочник по акустике. -М.: Связь, 1979, 312 с.

47. Искусство колокольного звона. / Учебное пособие для средних специальных учебных заведений Министерства культуры РФ. М.: 1990, 250 с.

48. Кирюхина В.А. Государев колокольный мастер Иван Фальк создатель колокола Церкви Святой Троицы в Никитниках. / Государственный Исторический Музей. - М.: 1998, стр.65-73.

49. Кнаббе B.C. Литейное дело. Отливка изделий из чугуна, стали, железа, бронзы, латуни, цинка, свинца и олова. // Библиотека промышленных знаний под ред. Д. Менделеева, том 6, часть 6. СПб.: 1900, стр. 209-226.

50. Колокола или кампаны. // Руководство для сельских пастырей,.№ 13. -СПб.: 1871, стр. 455-458.

51. Колокола. История и современность. — М.: Наука, 1985, 304 с.

52. Колокола. История и современность. М.: Наука, 1990, 286 с.

53. Колокола и колокольни Ростова Великого. — Музей Ростова Великого, 1995, 248 с.

54. Колокола 16-17 веков в собрании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного художественного музея-заповедника. Вологда, 1986, 6 с. (Отв. ред. Иванова Г.О.).

55. Колокольно-литейный завод А.Д. Самгина. М.: 1896, 18 с.

56. Колокольно-литейный завод П.Н. Финляндского. М.: 1896, 34 с.

57. Кондрашина В.А. Московская школа колокольного литья в русской культуре второй половины XVII в. (кандидатская диссертация). Москва, 2000, 148 с.

58. Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс-информация. Выпуск № 4. Колокола и колокольни. М.: Российская государственная библиотека, 1994, 74 с.

59. Коркунов В.И. Тверские колокола. М.: 2005, 68 с.

60. Костина И. Колокола Андрея Чохова. // Мир музея, № 6 (184) ноябрь-декабрь 2001.-М.: 2001, стр. 31-33.

61. Кузнецов JI.A. Акустика музыкальных инструментов. Справочник. М.: Легпромбытиздат, 1989, 368 с.

62. Лапшин А.В. Развитие теории и практического использования пристеночной кристаллизации (докторская диссертация). Рыбинск, 1996, 292 с.

63. Лапшин А.В. Опыт бронзового литья в русских традициях. Рыбинск, 2001, 80 с.

64. Лер А. Частичные тона в звуке колоколов. Нидерланды, 1986, 10 с. (англ.яз.).

65. Лер А. Искусство карильонов в Нидерландах. Нидерланды, 1991, 320 с. (англ. яз.).

66. Лер А. Проектирование профиля колоколов. Нидерланды, 1991, 65 с. (гол.яз.).

67. Лер А. Статистические исследования исторических вращающихся колоколов в Западной Европе. Нидерланды, 1991, 13 с. (англ.яз.).

68. Лер А. Проектирование качающихся и карильонных колоколов в прошлом и в настоящее время. — Нидерланды, 1987 ( перевод МКЦ с англ. яз., 2000), 85 с.

69. Лер А. Кампаналогия. Нидерланды, 1998, 590 с. (гол. яз.).

70. Лер А. Изготовление колоколов. Голландия, 2000, 152 с. (гол. яз.)

71. Лер А. Технические аспекты звучания колоколов. — Голландия, 2003, 164 с. (гол. яз.)

72. Лисовская О.Б. Демпфирующая способность колокольной бронзы и ее зависимость от структуры (кандидатская диссертация). Киров, 2002, 117 с.

73. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. Художественное литье. СПб.: Политехника, 1996, 231 с.

74. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. О реставрации колоколов. // Литейное производство, № 11. М.:, 1997.

75. Магницкий О.Н., Пирайнен В.Ю. О звучащем металле. // Технология художественной обработки материалов, № 3. СПб.: СЗПИ, 2001.

76. Мансветов В.И. Колокола Московского Исторического Музея и их замечательные надписи. М.: 1912, стр. 20-26.

77. Мартынов А. Московские колокола. / Русский архив. М.: 1896 (репринтное изд. 1994 г.), стр. 63-94.

78. Методическое пособие по описанию колоколен и колоколов. Франция, Тулуза, Европейский институт колокольного искусства, 2002, 250 с. (франц. и англ. яз.).

79. Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. М.: Союз дизайнеров, 2004, 289 с.

80. Монах Теофил. Записки о разных искусствах. // Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и регистрации музейных художественных ценностей. Сообщение № 7. — М.: 1963, стр.66-73, 154177.

81. Музыка колоколов (Сборник исследований и материалов, состав. Никано-ров А.Б.) СПб.: 1999, 272 с.

82. Музыкальные учебные заведения Гнесеных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования. Материалы международной научно-практической конференции 25-28 октября 2005 года. М.: РАМ им. Гнесеных, 2006, стр. 163-250 (о колоколах).

83. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. -М.: Музыка, 1988, 254 с.

84. Наука и жизнь, №№ 6, 7, 8. М., 1893.

85. Немировский Е.Л. Андрей Чохов. М.: Наука, 1982, 105 с.

86. Несколько слов о колоколах из фосфористой бронзы. // Церковная летопись «Духовной беседы». № 18(1 мая). СПб.: 1871, стр. 388-389.

87. Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. СПб.: 2000, 192 с.

88. Новое употребление чугуна. // Горный журнал. Часть 4. № 4. СПб.: 1835, стр.361-362.

89. Новый сплав для колоколов. // Горный журнал. Часть 1. Книга 3. СПб.: 1865, стр. 689.

90. ОДМК ЗИЛ за 15 лет. Литье колоколов. - М.: 2006, 57 с. (Интернет)

91. Оловянишников Н.И. История колоколов и колокололитейное искусство. Издание 4-е. М.: Русская панорама, 2003, 518 с.

92. Орбели И. Колокол с анийскими орнаментальными мотивами 12-13 века. // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества, том 20, выпуск № 1. СПб.: 1911, стр.23-39.

93. Отто Г. Колокола. Германия, Лейпциг, 1884, 256 с. (нем. яз.)

94. Палиев Д. Камбани, клепала и овчарски звънци в България. София, "Му-зика", 1985, 103 с. (болг. яз.)

95. Папанек В. Дизайн для реального мира. М.: Д. Аронов, 2004, 416 с.

96. Первенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1990, 190 с.

97. Петриченко A.M. Книга о литье. Киев, 1972, стр. 46-76.

98. Пирайнен В.Ю., Магницкий О.Н. Организация производства высококачественных колоколов в условиях конверсии.// Отечественная и зарубежная техника. Выпуск 1 (160). СПб.: 1997.

99. Пирайнен В.Ю. Магницкий О.Н. Колокол из ваграночной бронзы.// Литейное производство, № 9. М.: 1998.

100. Пирайнен В.Ю., Бахрак М.Н., Магницкий О.Н. Технологические особенности реставрации колоколов. Ярославль, 1998.

101. Пирайнен В.Ю., Магницкий О.Н. Исследование условий возникновения и развития трещин при реставрации колоколов.// Технология художественной обработки материалов, № 3. СПБ.: СЗПИ, 2001.

102. Пирайнен В.Ю. Новое в литье колоколов. // Тезисы докладов конференции «Колокола православия». Минск, 2002.

103. Пирайнен В.Ю. Развитие технологических и материаловедческих основ эстетики металла. // Тезисы докладов 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Литейное производство» 14-16 апреля 2003 г. — СПб.: СПбГПУ, 2003, стр. 132-134.

104. Пирайнен В.Ю. Развитие эстетики литого металла. // Труды VII Всеро-сийской научной конференции «Дизайн и технология художественной обработки материалов». Челябинск, 2004.

105. Пирайнен В.Ю. Основы современного дизайна в литейном производстве. // Литейное производство, № 5. М.: 2005.

106. Пирайнен В.Ю. Материаловедческие и технологические основы дизайна в литейном производстве. // Тезисы докладов VII Съезда литейщиков России. Новосибирск, 2005.

107. Пирайнен В.Ю. Реставрация колоколов. История и современность. // Тезисы докладов на VI Конгрессе этнографов и антропологов России. -СПб.: 2005.

108. Пирайнен В.Ю. Материаловедческие и технологические основы дизайна художественных и технических изделий (докторская диссертация). -Санкт-Петербург, 2005, 152 с.

109. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и кера-мид. // Древне-Русское искусство. Художественная культура Пскова. М.; Наука, 1968, стр. 204-219.

110. Портнов М.А. Царь-пушка и Царь-колокол. — М.: Московский рабочий, 1980,48 с.

111. Прайс П. Колокола и человек. Англия, 1983, стр. 78- 129 (англ. яз.).

112. Протоиерей Александр Сулоцкий. Замечательные по Сибири колокола. -Омск, 1869, 13 с.

113. Протоиерей Аристарх Израилев (1917-1901). Труды, публикации, исследования. М.: Колокольный центр, 2001, 830 с. (состав. Шариков В.Г.).

114. Пряхин Н. Колокольный звон. Достопримечательные колокола в России.//Русский Паломник, № 19-21.- М.: 1886, стр. 170-172,181-184,195-198.

115. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. М.: Наука, 1974, 127 с.116. > Пухначев Ю.В. Колокол. // Наше наследие, № 5. М.: 1991, стр. 5-20.

116. Пыляев М.И. Исторические колокола. // Старое житье. М.: 1897 (репринтное издание-М.: Книга, 1990, стр. 288-320).

117. Раащ А. Колокольные звоны Майсенеровского фарфора. ФРГ, 1994, 80 с. (нем. яз.).

118. Pare Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства (доклад докторской диссертации). М.: 1998, 80 с.

119. Рева А.В. Вятские колокола. Нижний Новгород, Эльдорадо, 2003, 128 с.

120. Ревершен Л. Как настраиваются колокола? // Журнал новейших открытий и изобретений. № 20. СПб.: 1899, стр. 310-311.

121. Россинг Т. Акустика колоколов. Сборник статей 1890 — 1983 годов. — Англия, 1984, 16 с. (аннотации статей по разделам, англ. яз.).

122. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР, издание 2-е, часть 1. -М.: Машиностроение, 1962, 290 с.

123. Румянцев С.В., Штань А.С., Гольцев В.А. Справочник по радиационным методам неразрушающего контроля. -М.: 1982, 183 с.

124. Руси наследие святое. Борисоглебские колокола: прошлое и настоящее. Борисоглебск, 2006, 3 стр.

125. Русское возрождение, № 72. США, Нью-Йорк, 1998, 223 с.

126. Русское обозрение, книга 12. М.: 1894.

127. Рыков С.А., Пирайнен В.Ю. Акустические исследования литых бил и колоколов. СПб.: СЗПИ, 1998.

128. Святитель Павлин Милостивый и первые христианские колокола. (Авторы-составители: Романова И.В. и Талалай М.Г.) М.; МКЦ, 2006, 48 с.

129. Семенов А.И. Новгородские и Псковские литейщики XVI XVII веков. // Сборник Новгородского общества любителей древности, № 9. - Новгород, 1928, стр.51-56.

130. Славянов Н.Г. О возможности исправления московского Царь-колокола. -М.: 1893, 15 с.

131. Сохранение и ремонт колоколов и их рам (кодекс практических рекомендаций). — Лондон, Совет по охране церквей Генерального Синода Англиканской Церкви, 1993 (перевод МКЦ с английского, 1997), 26 с.

132. Спирина Л.М. Колокола Троице-Сергиевой Лавры (история и современность). — М.: Индрик, 2006, 32 с.

133. Справочник по технической акустике (под ред. М. Хекл, X. Мюллер). -Л.: Судостроение, 1980, 439 с.

134. Стародубцев О.В. Церковное искусство. М.: Лепта Книга, 2007, 728 с.

135. Стрегг Дж. В. (Лорд Рэлей) Теория звука в 2-х томах. М.: Госиздат технико-теоретической литературы, 1955, 503 и 475 с. (перевод с англ. яз.)

136. Субботин А. Колокольное производство. // Историко-статистический обзор промышленности России, том 2. СПб.: 1886, стр. 30-34.

137. Суворов П.И. Неудачный опыт колокольно-литейного искусства. // Известия императорского археологического общества. Том 3. Выпуск 1. — СПб.: 1861, стр.54-57.

138. Товарищество Гатчинского завода А.С. Лаврова. 25 лет существования завода 1876-1901: юбилейное издание. — СПб.: Тип. « Тов-ва худож. печати », 1901, 55 с.

139. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк о колоколах. // Материалы 7-го съезда археологов в Ярославле, выпуск № 2. Ярославль, 1887, стр. 1436.

140. III Оловянишниковские чтения. — Ярославль, 1998, 31 с.

141. Уильяме Э.В. Колокола России. США, 1985, 276 с. (англ. яз.)

142. Уникальный ремонт сваркой знаменитого колокола. // Schweiss Technik, № 10.-ГДР, 1986.

143. Устав церковного звона. Издание 2-е, исправленное. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005, 80 с.

144. Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России. (Часть IV. Великий Новгород, и Часть IX. Музыка в монастыре 16-17 вв.). Москва, 1928, Том 1, Выпуск 2 стр. 128-137, 236, IX-XI, XXII и Том 1, Выпуск 3 стр. 266272.

145. Хьювен Е.В. Акустические измерения церковных колоколов и карильонов. Голландия, 1949, 145 с. (англ. яз.).

146. Царь-колокол. 1748-1930-2003. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2004, 6 с.

147. Церковь и музеи: использование исторически ценных колоколов. Сборник докладов Международной научно-практической конференции 20-25 мая 2006 г. -М.: МКЦ, 2006, 158 с.

148. Шариков В.Г. Альтернатива колокольной бронзе. // Библиотечка литейщика, № 10. М.: 2006, с. 20-23.

149. Шариков В.Г., Зайцев В.В., Иванова М.А., Шариков П.В. Звонарское искусство. Учебно-методическое пособие для звонарей православных храмов. М.: Колокольный центр, 2008, 451 с.

150. Шариков П.В. Практические рекомендации по сохранению колоколов и бил и традиций православного звона. Издание 2-е. М.: МКЦ, 2007, 30 с.

151. Шариков П.В. Реставрация исторически ценных колоколов из высоко-оловянистой бронзы. // Литейное производство, 2007, № 9 — М.: Литейное производство, 2007, № 9 с. 37-42.

152. Шашкина Т.Б. Модульный метод колокололитейного ремесла. // Колокола. История и современность. М.: Наука, 1985, стр. 216-237. \

153. Шашкина Т.Б. Колокольная бронза. // Колокола. История и современность. М.: Наука, 1985, стр. 238-258.

154. Шашкина Т.Б., Кондрашина В.А. Секреты колокольного мастерства. // Природа, № 8.-М.: 1981, стр. 78-87.

155. Шашкина Т.Б., Галибин В.А. Памятники древнерусского колокольного литья (результаты химико-аналитического исследования). // Советская археология. М.: АН СССР, 1986, стр.236- 242.

156. Шашкина Т.Б. Колокола домонгольской Руси по данным археологии. // Памятники культуры. Новые открытия. -М.: Наука, 1995, стр. 477-485.

157. Шварц А.К. Николай Гаврилович Славянов. — Пермь, 1965, 41 с.

158. Шиллинг М. Колокола. Германия, 1988, 370 с. (нем.яз.).

159. Щепкин В.Н. Русская палеография. 3-е издание. — М.: Аспект-Пресс, 1999, 270 с.

160. Эйзен И. Колокол. Исторический обзор по поводу его 1500-летия. // Ежемесячные литературные приложения при журнале "Нива", май-декабрь 1894 год.-СПб.: 1894, стр. 717-734, 111-128,334-346.

161. Элфик Д.П. Искусство изготовления колоколов. Англия, 1988, 133 с. (англ. яз.).

162. Японские металлические сплавы. // Технический сборник. Том 28. № 6 -СПб.: 1879, стр.390-392.

163. Ярешко А.С. Русские колокольные звоны в синтезе храмовых искусств: история, стилевые основы, функциональность (докторская диссертация). -Москва, 2005, 400 стр.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.