Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII - XIX веках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кокаева, Фатима Анатольевна

  • Кокаева, Фатима Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 139
Кокаева, Фатима Анатольевна. Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII - XIX веках: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2000. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кокаева, Фатима Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.4-И

ГЛАВА I. ИСТОКИ ШКОЛЫ И ПРОСВЕЩЕНИЯ НА

СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.12

§1.1. Краткая этническая справка о северокавказских народах и социально-политические, духовные предпосылки развития просвещения и просветительскопедагоги ческой мысли народов Северного Кавказа.12

§1.2. Просветительско-мисс'ионерская деятельность

Осетинской духовной комиссии и Общества восстановления православного христианства на

Кавказе.19

Выводы.29

ГЛАВА II. ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА.32

§2.1. Общая характеристика школы и педагогической мысли северокавказских народов в рассматриваемый период.32

§ 2. 2. Горские школы и их роль в распространении грамотности среди населения.59

§ 2. 3. Общественно-политическое и педагогическое движение на Северном Кавказе в XIX веке.

Культурно-просветительские и научные общества.63

Выводы.89

Глава III. Видные педагоги-просветители и педагоги - публицисты рассматриваемого периода.93

К.М.Атажукин (1841-1899).94

И.Д.Кануков (1851-1890 гг.). 97

Ч.Е. Ахриев (1850-1914 гг.).105

Умалат Лаудаев (1827г.).110

А.А.Гассиев (1844-1915 гг.).113

ВЫВОДЫ.121

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII - XIX веках»

Актуальность исследования. Достижения истории отечественного образования, школы являются результатом закономерного и длительного развития всей практики воспитания и педагогической мысли народов России, в том числе народов Северного Кавказа. Раскрытие истоков просвещения и педагогического творчества представителей народной интеллигенции, выявление определяющих факторов и демократических тенденций в общественно-педагогическом движении народов Северного Кавказа является важнейшей задачей нашего исследования. Не менее важной задачей мы считаем раскрытие творческого содружества представителей передовой русской науки и горских просветителей, ставшего одним из решающих факторов развития школы и формирования прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов. Основная же задача состоит в раскрытии особенностей школьной политики царского правительства, позитивных и негативных сторон ее влияния на развитие правительственных школ и педагогической мысли народов Северного Кавказа во второй половине XVIII - в 30-70-ых гг. XIX в.

На основе историко-педагогического обобщения исследуемого процесса в работе выявлены общие тенденции становления и развития школы и педагогической мысли народов Северо-Кавказского региона и показаны их проявления в отдельных его этнических районах на различных исторических этапах.

Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика России на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв. изучена крайне недостаточно. Между тем ее научная разработка имела бы не только научно-теоретическую, но и практическую значимость. Современная школа не может быть в стороне от богатейшего педагогического наследия народов, населяющих нашу страну, а должна практически использовать его в своей деятельности для значительного улучшения своей образовательно-воспитательной системы. Богатейший историко-педагогический опыт северокавказских народов может помочь нам в решении тех или иных сложных современных проблем воспитания и образования молодежи.

Использование этого опыта особенно актуально сегодня, когда обновление российского общества требует выработки новых подходов к оценке педагогического наследия, преодоления односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей северокавказских народов.

В исследованиях ряда авторов (А.О.Хоретлева, Т.Ф.Аристовой, И.П.Копачева и др.) по истории дореволюционной школы основной недостаток заключается в тенденции к усилению политизации истории, сама же живая творческая деятельность педагогов оставалась нераскрытой. Отсюда необходимость более детального изучения исторических процессов и выявления их значимости для развития школы и педагогической мысли народов нашей страны. Только такой методологический подход может определить те теоретически и практически значимые направления проблемы истории отечественного образования и педагогической мысли, которые подлежат изучению.

Для воссоздания целостной картины возникновения очагов просвещения, становления, развития школы и педагогической мысли горских народов, а также раскрытия особенностей просветительской политики правительства России на Северном Кавказе в XVIII - XIX веках важное значение имеют не только исторические, историко-лингвистические, а главное - историко-этнографические, историкопедагогические и фольклорные произведения дореволюционных и современных авторов.

В российско-кавказоведческой историографии XVIII - XIX вв. в отношении горских народов Северного Кавказа, культуры, просвещения и школы определились два взгляда: дворянско-буржуазных историков и этнографов Н.Ф.Дубровина, Ф.И.Леонтовича, П.П. Надежди-на и выдающихся представителей прогрессивной русской культуры

A.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.М. Ковалевского,

B.Ф. Миллера, Д.Д.Семенова, Л.М.Неверова и др., которые, руководствуясь гуманными целями, предпринимали практические шаги по развитию школы, культуры и просвещения горцев, что, естественно, способствовало их сближению с Россией.

Научно-педагогические основы изучения истории школы и педагогической мысли народов нашей страны заложены Е.Н.Медынским, В.З.Смирновым, М.Ф.Шабаевой, А.И.Пискуновым, З.И.Равкиным, М.В.Михайловой, Н.Егоровым, В.А.Сластениным и др.

Диссертационные исследования ряда авторов (Г.С.Богдасаров, И.П.Копачев, А.О.Хоретлев, У.Умаров), кроме Е.Е.Хатаева, осуществлялись, главным образом, на материале национально-автономных образований Северного Кавказа, а не в масштабе целого региона. В некоторых из них давались краткие обзоры истории дореволюционной школы по автономиям, но ни в одном из них проблема истоков просвещения и педагогической мысли народов и просветительской политики правительства России на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв. не стала предметом специального исследования.

Таким образом, несмотря на наличие исследований, посвященных отдельным аспектам школы и педагогической мысли советского времени, истоки просвещения и педагогической мысли северокавказских народов фактически не подвергнуты научному анализу и обобщению. Не исследованными оказались истоки просвещения и школьной политики правительства России в Северо-Кавказском регионе в XVIII-XIX вв. По этим вопросам до сих пор нет монографий и диссертационных исследований.

С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы истоки просвещения и педагогической мысли северокавказских народов в контексте просветительской политики правительства России в XVIII-XIX вв. Решение этой проблемы является целью данного исследования.

Объект исследования: школа, просвещение, педагогическая мысль и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв.

Предметом исследования является зарождение первых очагов просвещения, школ, становление и развитие педагогической мысли и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе в XVIII-XIX вв.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выделены следующие задачи:

1. Выявить политико-экономические и духовные предпосылки истоков просвещения, становления и развития школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в рассматриваемый период;

2. Проанализировать школьный курс политики правительства России и показать позитивные и негативные стороны ее влияния на развитие школы и педагогической мысли северокавказских народов в XVIII-XIX вв.;

3. Раскрыть особенности общественно-политического и педагогического движения на Северном Кавказе в конце XVIII-XIX вв. и его влияние на развитие школы и педагогической мысли северокавказских народов;

4. Показать вклад видных педагогов и просветителей Северного Кавказа в развитие школы и педагогической мысли этих народов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о социально-исторической обусловленности воспитания и обучения, о диалектике общего и особенного; о критическом и бережном отношении к культурному наследию прошлого и его объективной оценке.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- изучение и анализ архивных материалов, раскрывающих, уточняющих и дополняющих исходные исследовательские позиции;

- теоретический анализ историко-педагогических, этнографических, литературных, фольклорных источников по теме исследования;

- изучение и теоретический анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ Северного Кавказа;

- изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы, педагогической мысли и просвещения северокавказских народов.

Источниковой базой исследования явились труды видных просветителей Северо-Кавказского региона XVIII-XIX вв., материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды - 11; 30; 33), Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания (фонды 11; 12; 24; 130; 147; 148), публикации по теме исследования, материалы периодической печати.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: определена и решена важная научная проблема историко-педагогического регионоведения:

- воссоздана целостная картина зарождения первых очагов просвещения, школы, педагогической мысли народов Северного Кавказа в XVIII-XIX вв.;

- выявлен противоречивый характер просветительской политики правительства России на Северном Кавказе в рассматриваемый период;

- показаны негативные и позитивные стороны ее влияния на развитие школы и педагогической мысли северокавказских народов;

- рассмотрены основные направления зарождения и развития общественно-политического и педагогического движения на Северном Кавказе в конце XVIII и в XIX веках и его влияние на развитие школы и педагогической мысли северокавказских народов;

- показан вклад видных горских педагогов и просветителей Северного Кавказа в развитие школы и педагогической мысли этих народов.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в деятельности современной северокавказской народной школы, на курсах повышения квалификации педагогов, при чтении спецкурсов по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, написании дипломных сочинений студентами, а также расширяют научные представления об общественно-политической и педагогической мысли кавказских народов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

-зарождение очагов просвещения, книг, первых образованных людей, становление и развитие школ и педагогической мысли народов Северного Кавказа было предопределено добровольным присоединением их к России;

-прогресс школьного образования на Северном Кавказе стал возможным после этого исторического акта и приобщения народов этого региона к передовой русской культуре;

- школа и педагогическая мысль северокавказских народов находились в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходивших в стране и на Кавказе;

-проводимая правительством школьная политика на Северном Кавказе была противоречивой. Она заключалась в том, что ограничивала детям неимущих граждан доступ в средние звенья образования и создавала особые образовательные привилегии для княжеско-феодальных сословий и торгово-промышленной буржуазии. Тем самым сохранялись сословно-крепостнические пережитки в системе образования, что не всегда отвечало и интересам развития капитализма на Северном Кавказе;

- пореформенный период стал переломным не только в истории российского образования, но и северокавказской школы и передовой мысли его народов. Школьные реформы, проводимые правительством в этот период обозначили тенденцию количественного роста школ в регионе;

- вторая половина XIX века стала и временем формирования прогрессивной горской интеллигенции, выступавшей в содружестве с передовыми русскими учеными-кавказоведами по разработке письменности горских народов и созданию для них светских школ;

-освободительное движение, развернувшееся в России еще с XVIII в., оказало революционизирующее влияние и на народы Северного Кавказа, где в ту пору и особенно в начале XIX века обозначился значительный подъем общественно-политического и педагогического движения, объединившего широкие слои - народную интеллигенцию, учительство и учащуюся молодежь в борьбе за ликвидацию полукрепостнической системы образования и создание демократической школы.

Апробация результатов исследования:

1. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, педагогики и психологии СевероОсетинского государственного университета им.К.Л.Хетагурова; докладывались на 5 региональных конференциях, а также конференциях по итогам НИР СОГУ (1996-2000).

2. По результатам исследования было опубликовано 4 работы, в том числе монография.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии. В заключении даны общие выводы и резюмируются основные результаты исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кокаева, Фатима Анатольевна

ВЫВОДЫ

Пореформенный период был переломным не только в смысле количественного роста школ, но и в смысле появления на Северном Кавказе прогрессивных деятелей культуры, общественной мысли и просветителей-педагогов, значительно продвинувших вперед развитие научной и педагогической мысли своих народов.

Наиболее видными представителями просветительско-педагогической мысли горских народов рассматриваемого периода были: адыгские просветители У.Х.Берсей (1807-1887 гг.) и К.М.Атажукин (1841-1899 гг.), осетинский писатель-этнограф И.Д.Кануков (1851-1890 гг.), просветитель А.А.Гассиев (1844-1915 гг.), ингушский и чеченский просветители Ч.Е.Ахриев (1850-1914 гг.) и Умалат Лаудаев (1827 г.).

Своей разносторонней деятельностью просветители способствовали развитию в регионе народных школ, женского и педагогического образования. В творческом содружестве с представителями передовой русской науки они приступили к изучению истории, этнографии, культуры своих народов и разработке их письменности.

Просветительско-педагогическая мысль горских народов вбирала в себя демократические элементы из передовой русской культуры и опиралась на прогрессивные традиции своих народов, не допуская тем самым национальной обезличенности.

Прогрессивная горская интеллигенция выступала в содружестве с видными учеными-кавказоведами по разработке письменности горских народов и созданию для них светских школ. Знакомясь с историей России, ее передовой демократической культурой, лучшие люди Кавказа начинали говорить и думать по-русски, становились истинными поборниками интернационализма.

Освободительное движение, развернувшееся в России еще в XVIII веке, оказало большое влияние на народы Северного Кавказа, где в ту пору и в особенности в начале XIX века обозначился значительный подъем общественно-политического и педагогического движения, объединившего народную интеллигенцию, учительство и учащуюся молодежь в борьбе за ликвидацию полукрепостнической системы образования и созданию демократической школы.

В конце XIX и начале XX века обозначился новый подъем общественно-педагогического движения, объединивший учительскую интеллигенцию и школьную молодежь Северного Кавказа. В начале 1900 годов появились марксистские кружки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные тенденции развития отечественного образования обострили интерес к исследованию историко-ретроспективных аспектов становления образовательных систем различных регионов Российской Федерации. Северо-Кавказский регион обладает уникальной историей развития просвещения, которая привлекает к себе внимание исследователей в области педагогики, истории, социологии, социальной психологии и других научных направлений.

Данное диссертационное исследование позволяет автору выявить политические и социально-экономические факторы развития школы и педагогической мысли северокавказских народов. Источники свидетельствуют, что с древнейших времен исторические судьбы северокавказских народов переплетались между собой, с византийцами, греками, грузинами, в особенности с русским народом, устанавливались мирные, дружественные контакты между ними, носящие плодотворный характер, и являлись важнейшим фактором экономического и духовного их прогресса, шел процесс взаимообогащения культур и традиций этих народов.

Подтверждая выдвинутое предположение, можно констатировать, что время зарождения школ, очагов просвещения и появления первых образованных людей на Северном Кавказе относится к XVIII-началу XIX вв. Это объективный, закономерный результат длительного развития торгово-экономических, дипломатических и историко-культурных контактов русского и северокавказских народов, присоединения Кавказа к России, положившего начало его социально-экономическому и духовному развитию.

Прогрессивные последствия присоединения народов Северного Кавказа к России заметно стали проявляться уже во второй половине XIX века, что нашло свое отражение в стремлении первых образованных горцев-осетин, адыгов, черкесов и других народов создать свою письменность.

Конец XVIII и первые десятилетия XIX века для народов Северного Кавказа ознаменовались дальнейшим приобщением к русской культуре. Именно этот период является временем появления на Северном Кавказе очагов просвещения и школ светского характера. В 20-30-х годах при южных форпостах России стали появляться школы и пансионы для юных заложников-аманатов, которых русские брали у горских дворянских сословий с целью поддержания верноподданнических отношений с Россией.

Прогрессивные сдвиги в развитии просвещения и школ на Северном Кавказе в дореформенный период произошли только после присоединения этого региона к России, положившего начало социально-экономическому и духовному развитию горских народов, хотя школ и образованных людей здесь было еще крайне мало. В некоторых национальных регионах (например, в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии) не было учебных заведений светского характера. Заметные же сдвиги в школьном строительстве, обозначившиеся в первой половине XIX века, обуславливались активностью самого населения.

Пореформенный период был переломным в истории России и народов Северного Кавказа, ознаменовавшим более быстрое развитие школ по сравнению с предшествующими десятилетиями. Однако в определении задач школьной политики правительства решающую роль играли факторы социально-экономического и политического характера. Неадекватность этого курса школьным нуждам северокавказских народов подтверждается периодически меняющимися положениями об управлении школами Кавказа.

Таким образом, пореформенный период ознаменовался наиболее интенсивным развитием школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа, протекавшем в условиях ломки старых крепостнических порядков, проникновения в их жизнь капиталистических отношений, борьбы с засильем в школе ислама. Школа и педагогическая мысль находились в непосредственной зависимости от политических и социально-экономических перемен, происходивших в стране. Эти перемены обуславливали и задачи противоречивого просветительского курса правительства на Северном Кавказе. Противоречивость школьной политики правительства России на Кавказе выражалась в том, что, с одной стороны, правительство стремилось унифицировать школы края со школами внутренней России, без учета местных особенностей, а с другой, ограничивая детям неимущих горцев доступ в средние и высшие учебные заведения, общественную и частную инициативу, создавало особые привилегии для княжеско-феодальной знати. Оно сохраняло сословно-крепостнические пережитки в школьной системе образования.

В итоге, система школьного образования на Северном Кавказе, хотя и становилась более разветвленной, но продолжала оставаться сословно-классовой, тупиковой и малодоступной для детей неимущих граждан. И тем не менее в пореформенный период, за исключением Балкарии, Карачая и Чечено-Ингушетии, в системе образования определились более контрастно тенденции количественного роста школ, вызванные к жизни, главным образом, реформами 60-х годов XIX века, проводимыми правительством под напором общественно-педагогического движения.

Вторая половина XIX века стала временем формирования прогрессивной горской интеллигенции, выступавшей в содружестве с лучшими представителями русской культуры и науки на Кавказе по разработке письменности горских народов и созданию для них светских школ. Знакомясь с историей России, ее передовой демократической культурой, лучшие люди Кавказа начинали говорить и думать по-русски, становились истинными поборниками интернационализма.

Общественно-педагогическое движение, развернувшееся в стране в 50-60-х гг. XIX века, объединило народную интеллигенцию, передовое учительство за демократические реформы в обществе и народном просвещении. В период реакции 70-80 гг. XIX века движение пошло на спад. Были ликвидированы прогрессивные завоевания школы 60-х годов, усилился классицизм, в образовании установился надзор за народными учителями, изучение местных языков в школе и проведение учительских съездов запрещалось. Школы окончательно унифицировались с системой образования внутренних губерний России.

В конце XIX и начале XX века обозначился новый подъем общественно-педагогического движения, объединивший широкие слои учительства, учащейся молодежи и народной интеллигенции за демократизацию школьного образования. Набирало темпы и развитие педагогической мысли северокавказских народов. Они питались не только передовой русской культурой, но и имели свою национальную почву. Она вбирала в себя прогрессивные народные традиции и обычаи, используемые в воспитании молодежи. Педагогическая мысль в лице прогрессивной учительской и народной интеллигенции отражала как общеинтернациональные, так и национально-особенные тенденции общественно-педагогического движения. т

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кокаева, Фатима Анатольевна, 2000 год

1. Абаев М. Горские аграрные вопросы//Мусульманин, 1905. № 115. С 191-197.

2. Абаев М. Из писем в редакцию//Мусульманин, 1910. № 4. С 115116.

3. Абаев М. О калыме//Мусульманин, 1911. № 18-21, 24. С870-873.

4. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1986. 324 с.

5. Андронников И. Кто такой Кодзоков? // Ираклий Андронников. "Я хочу Вам рассказать". М., 1971. 575 с.

6. АРИСТОВА Т.Ф. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕ-НИЯ//КУЛБТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. М.: НАУКА, 1968. С 270-282.

7. Атажукин К.М. Попытки введения кабардинской письменности //К.М.Атажукин. Избр. труды. Нальчик, 1971. С 1128-149.

8. Ахриев Ч.А. Экономический и домашний быт жителей Ингушского округа// Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. 292 с.

9. БАСАРИ С. АБХАЗИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИЯХ. СУХУМИ, 1923. 217 С.

10. Ю.Бекоева Т.А. Просветительско-педагогические идеи П.К.Услара: Монография/Под ред. проф. Е.Е.Хатаева. Владикавказ: Изд-во СО-ГУ, 2000. 159 с.

11. БЕРЖЕ А. ВЫСЕЛЕНИЕ ГОРЦЕВ С КАВКАЗА// РУССКАЯ СТАРИНА, 1882. № 1. С162-175.

12. Берозов Б. Друг Коста Хетагурова// Социалистическая Осетия. 1989. 11 марта.

13. Берсей У. Букварь черкесского языка. Тифлис, 1885. 125 с.

14. Боталиева Х.Х. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа. Авто-реф. дисс. . канд.пед.наук. Карачаевск, 2000. 25 с.

15. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во П-ой половине XIX начале XX вв. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Пятигорск, 2000.20 с.

16. Гамзардашвили Л. Даниэль Чонкадзе. Тбилиси, 1960. 139 с.

17. Г АР ДАНОВ М.К. ДИГОРОН ДЗУРД (РОДНОЕ СЛОВО). В 2 Ч. ДЗАУДЖИКАУ, 1924. 115С.

18. ГАССИЕВ А.А. ГОРСКОЕ И КАЗАЧЬЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕ-НИЕ//ТЕРЕК, 1909.1 АВГУСТА.

19. ГАССИЕВ А.А. ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО МЕЖДУ ИНОРОДЦАМИ КАВКАЗА// А.ГАССИЕВ. ИЗБР.ПРОИЗВ. ВЛАДИКАВКАЗ: ИР, 1992. 430 С.

20. Гассиев А.А. Коран, его происхождение и образование //Труды Киевской духовной академии. Т.2. Киев, 1870. С 273-323.

21. Гассиев А.А. Методическое пособие к учебнику начальной русской грамматики. Тифлис, 1890. 78 с.

22. ГАТУЕВ К. ОСЕТИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПРИЮТ//ТЕРЕК, 1913. 19 ФЕВРАЛЯ.

23. Гогебашвили Я.С. Избр.пед.соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. 295 с.

24. Гойгов А.Г. Избранное. Грозный, 1961. 216с.25.3екох У.З. Умар Берсей просветитель адыгского народа//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института (АНИИ). Майкоп, 1957. С 100-110.

25. Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества (ИКОИРГО). Тифлис, 1903. Т.16. 74 с.

26. Ильина М.Н. Поездка в Сванетию. СПб, 1913. 127 с.

27. ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ. 1958. № 1. С 150-152

28. ИСТОРИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ АССР. М.: НАУКА, 1967. Т. 1.482 С.

29. ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (КОНЕЦ XVIII В. 1917 Г.). М.: НАУКА, 1988. 659 С.

30. ИСТОРИЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII В. М.: НАУКА, 1988. 543 С.

31. ИСТОРИЯ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ АССР. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 1987. Т. 1.529 С.

32. КАВКАЗСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА 1851 ГОД. ТИФЛИС, 1850. 187 С.

33. Кавказский календарь на 1869 год. Тифлис, 1868. 187 с.

34. КАВКАЗСКИЙ КАЛЕНДАРЬ НА 1872. ТИФЛИС. 1871. 226 С.

35. Кануков А. Об обществе родителей и педагогов//Бесплатный терский листок объявлений, 1909. 6 мая.

36. Кануков И.Д. Школьный юбилей//Владивосток, 1897. 5 января.

37. Кануков И.Д. К вопросу об уничтожении вредных обычаев среди кавказских горцев. Соч. Орджоникидзе, 1963. 239 с.

38. Кануков И.Д. В пасмурный день//Дальний Восток, 1894. 11 сентября. 321 с.

39. Кануков И.Д. Из Владивостокской жизни//Сибирский Вестник, 1889. 1 сентября.

40. Кануков И.Д. В осетинском ауле. Соч. Орджоникидзе, 1963.475 с.

41. Кануков И.Д. Заметки горца. Соч. Орджоникидзе, 1963. 397 с.

42. КАРАЧАЕВЦЫ. ЧЕРКЕССК, 1978. 335 С.

43. Кешев А. На холме//Адыгские писатели-просветители XIX в. Краснодар, 1976. 264 с.

44. КОПАЧЕВ И.П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (XVIII В. 30-Е ГГ. XIX В.). АВТОРЕФ. ДИС. . КАНД.ПЕД.НАУК, 1960. 21 С.

45. Косвен М.О. Адыгейский историк и этнограф Хан-Гирей//Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. 260 с.

46. Косвен М.О. Проблема общественного строя горских народов Кавказа в ранней русской этнографии//Советская этнография, 1951. Вып. 1. С 3-13.

47. КОСВЕН М.О. ЭТНОГРАФИЯ И ИСТОРИЯ КАВКАЗА. М.: НАУКА, 1961.260 С.

48. КРАСНОВ М.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О СТАВРОПОЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ. СТАВРОПОЛЬ, 1887. 321 С.

49. КРОПОТКИН В.В. ВИЗАНТИЙСКИЕ МОНЕТЫ ИЗ ТМУТАРАКАНИ// КЕРАМИКА И СТЕКЛО ДРЕВНЕЙ ТМУТАРАКАНИ. М., 1963. С 175-184.

50. КУМЫКОВ Т.Х. О ПРОГРЕССИВНОМ ЗНАЧЕНИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ КАБАРДЫ 1С РОС-СИИ//СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСТОРИИ КАБАРДЫ. НАЛЬЧИК, 1955. С 71-83.

51. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. Нальчик, 1965. 337 с.

52. Кумыков Т.Х. Этапы и особенности развития общественной мысли Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи в XIX начале XX в.: Материалы конференции. Нальчик, 1976. С11-18.

53. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик, 1962. 321 с.

54. ЛАВРОВ Д.Я. ЗАМЕТКИ ОБ ОСЕТИИ И ОСЕТИНАХ//СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОПИСАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ И ПЛЕМЕН КАВКАЗА. ТИФЛИС, 1883. ВЫП. 3. С303-315.

55. Лаудаев У. Чеченское племя//ССКГ. Тифлис. 1872. Вып. 4. 52 с.

56. Лермонтов М.Ю. Измаил-Бей. М.: Правда, 1988. Соч. Т. 1. 382 с.

57. Мартиросиан Г.К. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933. 343 с.

58. МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ОСЕТИНСКОГО НАРОДА. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 1942. Т. 5. 285 С.

59. Меретуков В.Н. Семейная община у адыгов//Ученые записки Адыгейского НИИ языка и истории. Майкоп, 1970. С 300-311.

60. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Владикавказ, 1992. 713 с.

61. МОДЗАЛЕВСКИЙ Л.А. ЗАКАВКАЗСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕ-МИНАРИЯ//НАРОДНАЯ ШКОЛА. 1977. № 2. С 32-67.

62. МОДЗАЛЕВСКИЙ Л.А. ХОД УЧЕБНОГО ДЕЛА В КАВКАЗСКОМ КРАЕ С 1802 ПО 1880 ГОД//ПАМЯТНАЯ КНИЖКА КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА НА 1880 ГОД. ТИФЛИС, 1880. С 40-62.

63. Магометов А.Х. Этнография осетин. Орджоникидзе, 1970. 175 с.

64. Народы Кавказа. М.: Наука, 1960. 611 с.

65. Неверов Я.М. К вопросу об образовании инородцев//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1869. № 12. С 123-134.

66. Неверов Я.М. Еще об образовании кавказских горцев//Кавказ, 1859. №39. С 82-103.

67. НЕВСКАЯ В. КАРАЧАЙ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. СТАВРОПОЛЬ, 1964. 199С.

68. Ногмов Ш.Б. О быте, нравах адыгейских и черкесских пле-мен//Кавказ, 1849. 7 февраля.

69. ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА КАВКАЗЕ ЗА 18601910ГГ. ТИФЛИС, 1910. 200 С.

70. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX вв.: Материалы конференции. Нальчик, 1976. С 12-24.

71. ОТЧЕТ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА ЗА 1881 ГОД. ТИФЛИС, 1882. 184 С.

72. ОТЧЕТ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА О СОСТОЯНИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1897 ГОД. ТИФЛИС, 1897. 192 С.

73. ОТЧЕТ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА О СОСТОЯНИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1878 ГОД. ТИФЛИС, 1879. 161 С.

74. ОТЧЕТ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА О СОСТОЯНИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1876 ГОД. ТИФЛИС, 1877. 174 С.

75. ОТЧЕТ ПОПЕЧИТЕЛЯ КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА О СОСТОЯНИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА 1907 ГОД. ТИФЛИС, 1908. 463 С.

76. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ АДЫГЕИ. МАЙКОП, 1957. Т. 1. 484 С.

77. Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957. Т1. 390 с. Т2.475 с.

78. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ АССР. ГРОЗНЫЙ, 1972. Т. 1.360 С.

79. ПАМЯТНАЯ КНИЖКА КАВКАЗСКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА НА 1879 ГОД. ТИФЛИС, 1878. 466 С. 383 С. ПРИЛОЖ.

80. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1991. Кн. 5. 410 с. Т1. 303 с. Т2. 372 с.

81. ПЕСНИ ТЕРЕКА. ГРОЗНЫЙ, 1987. 202 С.

82. ПИСАТЕЛИ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 1973. 232 С.

83. ПИСКУНОВ А.И., ДНЕПРОВ Э.Д. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ СССР. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX В. М.: ПЕДАГОГИКА, 1976. С 3-17.

84. ПЛЕТНЕВ А С.А. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КЕРАМИКА ТАМАНСКОГО ГОРОДИЩА // КЕРАМИКА И СТЕКЛО ДРЕВНЕЙ ТМУТАРАКАНИ. М., 1963. С 67-72.

85. ПУШКИН А.С. ТАЗИТ. СОЧ. В 3 Т. М.: ИЗД-ВО ХУД.ЛИТ., 1978. Т. 2. 494 С.

86. Расулова З.М. Образование и воспитание в имамате Шамиля. Ав-тореф. дис. . канд. пед. наук. Махачкала, 2000. 20 с.

87. Русский биографический словарь СПб, 1861. 391 с.

88. Сабанчиев И. Пореформенная Балкария в отечественной историографии. Нальчик, 1989. 292 с.

89. Самсонова Т.В. Основные направления развития социальной педагогики в России конца XIX начала XX вв. Автореф. . дис. канд. пед. наук. Н.Новгород, 1997. 22 с.

90. Сафарьянц С. Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1964. 193 с.

91. СМИРНОВ Н.А. ПОЛИТИКА РОССИИ НА КАВКАЗЕ В XVIII-XIX ВЕКАХ. М., 1958. 312 С.

92. СТАСБ И. КУБАНСКАЯ УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНА-РИЯ//НАРОДНАЯ ШКОЛА, 1872. № 1. С 39-47.

93. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за пятнадцатилетний период (1879-1893 гг.). Тифлис, 1894. 423 с.

94. Суменова З.К. Инал Кануков. Орджоникидзе, 1972. 250 с.

95. ТАМБИЕВА 3. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛА-СТИ//НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ. СТАВРОПОЛЬ, 1974. С 49-57.

96. Танеев С.Н. О музыке горских татар// Вестник Европы, 1886. Т. 1. Кн. 1. С 94-117.98.ТЕРЕК. 1906. 17 ИЮНЯ.99.Терек. 1908. 15 июля.

97. Терские ведомости. 1875. 19 декабря, 10 января, 23 февраля.

98. Терские ведомости. 1891.14 марта.

99. Терские ведомости. 1907. 9 июля.

100. Терские ведомости. 1878. № 16, 22,23.

101. Терский календарь на 1899 год. Владикавказ, 1898.

102. ТОЛСТОЙ Л.Н. КАЗАКИ. ПОЛН.СОБР.СОЧ. М.-Л., 1929. Т. 6. 313 С.

103. ТОТОЕВ М.С. К ИСТОРИИ ДОРЕФОРМЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ. ОРДЖОНИКИДЗЕ, 1955. 174 С.

104. ТОТОЕВ М.С. ИСТОРИЯ РУССКО-ОСЕТИНСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ. ОРДЖОНИКИДЗЕ. 1977. 78 С.

105. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.171 с.

106. Уманц Ф.М. Проконсул Кавказа. СПб, 1912. 273 с.

107. Уруймагов Х.А. Начальная школа в Осетии//Утро гор. 1910. № 1. С 37-47.

108. Уруймагов Х.А. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии//Казбек, 1900. № 875. С 133-147.

109. Урусбиева Ф.А. Просвещение и культура в Балкарии в XIX -начале XX в.//Очерки истории балкарской литературы. Нальчик, 1981. С 31-49.

110. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: Наука, 1983. 125 с.

111. Хан-Гирей. Бесльний Абат//Адыгские писатели-просветители. Краснодар, 1986. С 100-119.

112. ХАТАЕВ Е.Е. ПРОСВЕТИТЕЛИ ГОРСКИХ НАРОДОВ XIX ВЕКА. ОРДЖОНИКИДЗЕ: ИЗД-ВО СОГУ, 1985. 129 С.

113. ХАТАЕВ Е.Е. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА СЕВЕРНОГО КАВКАЗА. М., 1993. 181 С.

114. ХАШХОЖЕВА Р.Х. ХАН-ГИРЕЙ//ХАН-ГИРЕЙ. ИЗБР. ПРОИЗВЕДЕНИЯ. НАЛЬЧИК, 1974. С 10-20.

115. ХАШХОЖЕВА Р.Х. КАЗИ АТАЖУКИН// КАЗИ АТАЖУКИН. ИЗБР. ТРУДЫ. НАЛЬЧИК, 1971. С 123-134.

116. Хашхожева Р.Х. Адиль-Гирей Кешев//Адиль-Гирей Кешев. Избр. труды. Нальчик, 1976. С 3-14.

117. Хетагуров К.Л. Мать сирот. Собр.соч. Т. 1. 1959. 455 с.

118. ХОРЕТЛЕВ А.О. ВЛИЯНИЕ РОССИИ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ В АДЫГЕЕ (XIX НАЧАЛО XX В.) МАЙКОП, 1957. 213 С.

119. Хут Ш.Х. Адыгские писатели-просветители XIX в. Краснодар, 1986. 295 с.

120. Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан). Автореф. дис. . канд. пед. наук. Махачкала, 1999. 23 с.

121. Цораева Ф.Н. Г.М.Цаголов видный просветитель-педагог северокавказских народов конца XIX - первой трети XX века. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ, 1999. 23 с.1. Архивные материалы

122. Архив Академии педагогических наук (АПН) СССР. Ф. 14 (Центральный НИИ нерусских школ). On. 1. Д. 241. Л. 1-2.

123. АРХИВ СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА. Ф. 2. ОП. 1. Д. 9. Л. 1-2.

124. Центральный государственный архив Республики Кабардино-Балкария. Ф. 2. (Управление Кабардинским округом). On. 1. Д. 322. Л. 9-84.

125. ЦГА Республики Кабардино-Балкария. Ф. 6. On. 1. Д. 909. Л. 139.

126. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания. Ф. 12 (Канцелярия Начальника Терской области -1917-1920 гг.) Оп. 7. Д. 122. Л. 1-16. Л. 78-80.

127. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания. Ф. 123 (Дирекция народных училищ Терской области- 1917- 1920). On. 1. Д. 1026. Л. 1-26.

128. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания. Ф. 198. (Общество распространения образования среди горцев Терской области.). On. 1. Д. 17. Л. 34-47.

129. ЦГА Республики Северная Осетия Алания. Ф.148.0п.1. Д.70. Л.1.37.

130. ЦГА Республики Северная Осетия Алания Ф.49. Оп.1. Д.644. Л.1.36.

131. Национальный архив Республики Грузия. Ф. 422 (Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа). Оп. 73. Д. 385. JI. 1158. Д. 411. Л. 7-15.

132. Национальный архив Республики Грузия. Ф. 423. (Канцелярия Главного инспектора учебных заведений на Кавказе и за Кавказом). On. 1. Д. 406. Л. 1-8.

133. Национальный архив Республики Грузия. Ф. 802. Оп. 10. Д. 74. Л.4.11.

134. Национальный архив Республики Грузия. Ф. 12. Оп. 7. Д. 2987. Л.1.64.

135. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ РОССИИ. Ф. 733 (ДЕПАРТАМЕНТ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ (1829-1861 ГГ.) ОП. 82. Д. 329. Л. 1-13.

136. ЦГИА России Ф. 1268. Оп. 19. Д. 177. Л. 2-354.

137. ЦГИА России. Ф. 1263. (Отчет Начальника Терской области за 1881-1888). Оп. 2. Д. 5187. Л. 325-354.

138. ЦГИА России. Ф. 1290. Оп. 11.Д.2373.Л. 8-12.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.