Истолкование поэзии Фридриха Гёльдерлина в поздней философии Мартина Хайдеггера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Сафронова Наталия Дмитриевна

  • Сафронова Наталия Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 295
Сафронова Наталия Дмитриевна. Истолкование поэзии Фридриха Гёльдерлина в поздней философии Мартина Хайдеггера: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2019. 295 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сафронова Наталия Дмитриевна

Введение

Глава 1. Методологические особенности толкований поэзии Гёльдерлина в лекциях Хайдеггера

§1.1 «Сочинённое» как искомое в толковании. Приёмы конструктивной

тавтологии и отклонения

§1.2 Промедление у слова. Самоустранение толкования. Настроенность и

«томление по недосказанному»

§1.3 «Послушность» поэтическому слову. Толкование как диалог

§1.4 Топос беседы и раскрытие ландшафта языка. Позволение-быть как

настрой толкователя

§1.5 ^особы раскрытия пространства-времени слова. Диалогическая форма и праязык

Глава 2. «Речная поэзия» Гёльдерлина в осмыслении Хайдеггера

§2.1 Ландшафтные особенности Рейна и Дуная в философско-поэтической обработке Гёльдерлина и Хайдеггера. Борьба истока и проистёкшего в

существе потока

§2.2 Пограничное существо потоков. Триада «потоки-полубоги-поэты». Реки как посредники в «возвращении-домой»

Глава 3. «Возвращение-домой» в лекциях о Гёльдерлине

§3.1 «Бездомность» человека. Закон странствия к «своему»

сквозь «чужое»

§3.2 Подготовка «праздника» встречи богов и людей

в «воспоминании» и «благодарности»

Заключение

Библиография

Приложение 1. Переводы избранных сочинений

Фридриха Гёльдерлина

Приложение 2. Иллюстрации

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Истолкование поэзии Фридриха Гёльдерлина в поздней философии Мартина Хайдеггера»

Актуальность темы исследования.

Начиная с 1930-х гг. тексты Мартина Хайдеггера несут отпечатки интенсивного диалога с поэзией - диалога, который не прекращался вплоть до конца жизни философа и нашёл выражение в многочисленных докладах, лекциях и заметках, посвящённых толкованию произведений Фр. Гёльдерлина, Р.М. Рильке, Шт. Георге, И.-П. Хебеля, А. Рембо, П. Целана. Действительно, Хайдеггер является примером философа, для которого осмысление поэзии было не мимолётной интеллектуальной забавой, а тем философским вызовом, который стимулировал его разыскания на протяжении многих десятилетий и в ответ на который сформировалось оригинальное хайдеггеровское понимание поэзии как смысло- и миротворчества. Однако при том, что признание поворота поздней мысли Хайдеггера в сторону поэзии является в исследовательской литературе общим местом, в вопросе о конкретном влиянии поэтов на мысль Хайдеггера ещё остаются значительные «белые пятна» - например, лекционные курсы 1930-1940 гг., посвящённые толкованиям поздних гимнов Фридриха Гёльдерлина.

Актуальность выбранной темы может быть охарактеризована в два шага. Во-первых, необходимо очертить, почему именно изучение философско-поэтического диалога с Гёльдерлином является одной из важнейших задач историко-философского освоения наследия Хайдеггера. Во-вторых, нужно показать, почему именно лекционные курсы о Гёльдерлине, выбранные в качестве основного материала исследования, требуют гораздо большего исследовательского внимания, чем им было уделено до сих пор.

Ограничение поля данного исследования фигурой Гёльдерлина обусловливается тем, что этот поэт рубежа XVIII-XIX веков сыграл уникальную роль в оформлении поздней философии Хайдеггера. Детальное рассмотрение всех аспектов этого влияния представляет собой важную историко-философскую задачу, определённый шаг в осуществлении которой

стремится осуществить автор данной работы. Первенство Гёльдерлина проявляется не только в том количестве текстов, которые посвящены ему в хайдеггеровском корпусе сочинений1, но и в содержательном плане. Известно признание Хайдеггера в интервью газете «Шпигель», что «моё мышление стоит в неминуемом отношении к поэзии Гёльдерлина» 2 . По не менее красноречивому замечанию Ганса-Георга Гадамера, именно «благодаря Гёльдерлину мышление Хайдеггера вновь обрело дар речи»3. Действительно, никакой другой поэт не оказал такого влияния на хайдеггеровский философский словарь, круг вопросов и подход к их осмыслению. С. Циглер, издательница лекций о «Рейне» и «Германии», видит в бытийно-историческом проекте Хайдеггера 1930-1940х гг.4 «с одной стороны, продолжение разработки результатов „Бытия и времени" и с другой стороны, плод его встречи с Гёльдерлином»5, а также демонстрирует определяющее влияние последнего на хайдеггеровские размышления о существе языка6 . Переводчик лекций о Гёльдерлине на английский язык, У. Макнил, также прослеживает их влияние

1 Если другим перечисленным выше поэтам посвящено относительно небольшое количество

текстов в наследии Хайдеггера, то толкования Гёльдерлина охватывают объёмный корпус текстов: во-первых, наиболее известный сборник выступлений о Гёльдерлине, составляющий 4-й том Полного собрания и вышедший в русском переводе в 2003 году (См. Хайдеггер, Мартин. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина / Пер. Ноткина Г.Б. СПб.: Академический проект, 2003). Во-вторых, вышеупомянутые лекционные курсы, прочитанные Хайдеггером о гимнах «Германия» и «Рейн» в зимнем семестре 1934-1935 гг., «Воспоминание» в зимнем семестре 1941-1942 гг. и «Истр» - в летнем семестре 1942 г. Кроме того, ряд статей и выступлений, написанных под влиянием Гёльдерлина, вошёл в такие значимые тома Полного собрания, как 5, 7 и 13, заметки о нём часто встречаются во всех изданных томах Чёрных тетрадей (94-97), наброски к его толкованиям формируют большую часть 75 тома Полного собрания.

2 Heidegger, Martin. «Only a God Can Save Us»: The Spiegel Interview (1966) / Trans.

Richardson, William J. // Heidegger: The Man and the Thinker / Ed. T. Sheehan. NY: Routledge, 1981. P. 45-67. Номер страницы дан по оригинальному изданию интервью, нумерацию которого Ричардсон воспроизводит в своём переводе: Der Spiegel. 1976. №30 (Mai). S. 216.

3 Гадамер, Г.-Г. Бытие Дух Бог // Пути Хайдеггера: Исследования позднего творчества.

Минск: Пропилеи, 2007. С. 218.

4 Речь идёт о 65, 66, 69, 70 и 71 томах Полного собрания, в которых объединены

размышления Хайдеггера об «истории» (Geschichte) и её двух началах, «первом» и «другом» (der erste Anfang - der andere Anfang), «событии» (Ereignis), кризисе современности как эпохи доминирования технико-рассчитывающего мышления (Machenschaft).

5 Ziegler S. Heidegger, Hölderlin und die ÄX^Qsta. Berlin: Duncker & Humblot, 1991, S. 18.

6 ibid., S. 262-263.

на хайдеггеровский поворот к языку, его понимание сущности поэзии и искусства в целом, на проблематику диалога культур и исторической памяти, вопросы судьбы народа и поэтического обитания (Wohnen) человека на земле7. Плотная работа с текстами Гёльдерлина в 1930-1940 гг. подготавливает хайдеггеровское понимание языка как исконного «поэтического созидания» (Dichtung), его оригинальную трактовку «события» (Ereignis) как основной категории истории, «четверицы» (das Geviert) как игры четырёх начал (смертного, божественного, небесного и земного) в существе вещей. Наконец, именно в обращении к Гёльдерлину некоторые исследователи видят один из мощнейших импульсов для перехода от политической ангажированности текстов первой половины 1930-х годов к настрою «позволения-быть», определяющему более позднюю философию Хайдеггера8.

Ответ на причины исключительной значимости Гёльдерлина для Хайдеггера кроется в первую очередь в родстве тех интуиций, которыми направлялись их философско-поэтические поиски. Первым, и на мой взгляд, главным пунктом их соприкосновения была тема «ухода богов» (на языке Гёльдерлина) и «забвения бытия» (на языке Хайдеггера). Как замечает в этой связи Гадамер, «сетование [Гёльдерлина] на оставленность и взывание к исчезнувшим богам, а также его знание о том, что „нам всё же много встречается божественного", были для него [Хайдеггера] некой гарантией того, что даже в надвигающейся мировой ночи совершенной бездомности и удалённости богов для диалога мышления найдётся его партнёр» 9 . Действительно, Гёльдерлин присутствует как незримый собеседник во всех поздних размышлениях Хайдеггера о «забвении-бытия» (Seinsvergessenheit): тема «ухода богов» органично встраивается в его критику современности и, с другой стороны, даёт ему своеобразную идейную опору для развития

7 McNeill, W. Heidegger's Hölderlin Lectures // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed.

Raffoul Fr. and Nelson Eric S. Bloomsbury, 2013. P. 24.

8 Gosetti-Ferencei, Jennifer Anna. Heidegger, Hölderlin and the Subject of Poetic Language:

Toward a New Poetics of Dasein. NY: Fordham University Press, 2004. P. 10.

9 Гадамер, Г.-Г. Бытие Дух Бог // Пути Хайдеггера: Исследования позднего творчества.

Минск: Пропилеи, 2007. С. 218.

размышлений о возможности «иного начала» истории и грядущем приходе «последнего бога».

Другой, не менее важным пунктом встречи между Гёльдерлином и Хайдеггером является их живой интерес к процессам смыслообразования, происходящим в языке. Для обоих характерно стремление проникнуть в те пласты языка, где «отливаются» смыслы - где-то путём внимательного вслушивания в слово, где-то - путём насильственного нарушения синтаксических и семантических связей, создания неологизмов, разложения повседневного языка на первоэлементы и последующего синтеза новых словоформ и смыслов. Исследователь творчества Гёльдерлина, А.Л. Вольский так интерпретирует принадлежащую Н. фон Хеллинграфу характеристику гёльдерлиновского стиля как «harte Fügung», «жёсткого лада»: он «проявляется, прежде всего, в выделении отдельного слова в противовес контексту, в разрушении устоявшихся синтаксических связей, в противоборстве с логическим развитием синтаксических и текстовых связей, иными словами, во внесении асимметрии в симметрию» 10. Интересно, что это описание может быть во многом перенесено и на хайдеггеровскую манеру работы с языком. Как отмечает У. Аллен, интерес Хайдеггера к поэтическому языку, который «часто воспринимался как необъяснимый или эксцентричный», на самом деле, «происходит из самой сердцевины его мысли, поскольку это вопрос о природе языка и, точнее, вопрос о том, какой язык способен артикулировать смысл бытия» 11. В этом поиске на границе артикуляционных возможностей языка хайдеггеровская мысль встречается с гёльдерлиновской, обнаруживая в последней не просто новые выразительные возможности, но и пути учреждения «другого начала» истории, которое неосуществимо без трансформации устоявшихся способов мышления и говорения о мире12.

10 Вольский А.Л. Фридрих Гёльдерлин: Поэзия как герменевтика // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. №11 (72, ноябрь). С. 148.

11 Allen W. S. Ellipsis. Of Poetry and the Experience of Language after Heidegger, Hölderlin, and Blanchot. State University of New York, 2007. P. 8.

12 Стоит обратить внимание на то, как рассматриваемые темы языка, истории и божественного связываются в следующем фрагменте из доклада Хайдеггера «Гёльдерлин

Нельзя закрывать глаза и на ещё один аспект, делающий Гёльдерлина частым спутником хайдеггеровских поисков. Обоих немецких творцов живо беспокоил вопрос о связи человека со своей родиной и о судьбе германского народа. Не стоит упускать из виду, что, как подчёркивает Поль де Ман, «Комментарии Хайдеггера создавались как раз перед началом и во время Второй мировой войны и напрямую связаны с мучительными раздумьями об исторической судьбе Германии, раздумьями, отзывающимися эхом в рассматриваемых „национальных" поэмах Гёльдерлина»13. Впрочем, вопрос политического подтекста в текстах самого Гёльдерлина и толкованиях Хайдеггера весьма запутан и сам по себе требует детального исследования. Более подробно он будет рассмотрен в главе 3 настоящего исследования, здесь же мы вынуждены ограничиться простой констатацией их общей озабоченности исторической судьбой Германии.

У этой единой «национальной» направленности Хайдеггера и Гёльдерлина есть ещё один любопытный аспект. Дело в том, что они происходили из соседних швабских регионов на юге Германии14, и это ещё более усиливало для Хайдеггера ощущение неслучайной связи собственной мысли с поэзией Гёльдерлина. Родившись неподалёку от истока Дуная, Хайдеггер разделял с Гёльдерлином глубокую привязанность к живописным ландшафтам родных земель и с примечательно серьёзным философским вниманием изучал «природные» гимны Гёльдерлина, такие как «Истр» 15 и «Рейн». Известно, что в XVIII веке семья Хайдеггеров проживала в так называемом Donauhaus, «дунайском доме», ещё известном под названиями

и сущность поэзии»: «Заново учреждая сущность поэзии, Гёльдерлин впервые определяет некое новое время. Это время отлетевших богов и грядущего бога» - См. Хайдеггер, Мартин. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина / Пер. Ноткина Г.Б. СПб.: Академический проект, 2003. C. 93.

13 Man, Paul de. Heidegger's Exegeses of Hölderlin // Blindness and Insight: Essays in the Rhetoric of Contemporary Criticism. 2nd Edition. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1983. P. 254.

14 Оба родились в юго-западных германских землях Баден-Вюртемберга, Хайдеггер - в городке Мескирх на самом юге Германии, Гёльдерлин - в более северном городе Лауффен-ам-Неккар.

15 «Истр» - древнегреческое название нижнего Дуная.

7

«овчарни» (Schäferstall) или «пастушьего двора» (Schäferhof). Schäferhof входил во владения замка Вильденштайн в местечке Бойрон неподалёку от Мескирха, где родился философ. По воспоминаниям современников, философ любил показывать гостям Schäferhof в качестве своего родового гнезда. Рюдигер Сафрански в биографическом очерке о Хайдеггере приводит фрагмент, позволяющий оценить то значение, которое он придавал своему происхождению из этих верхнейдунайских мест: «В лекции 1942 года Хайдеггер истолковывал дунайский гимн Гёльдерлина "Истр". К рукописи лекции была прикреплена заметка, которая впоследствии не была включена в печатный текст: "Вероятно, было неизбежно, чтобы поэт Гёльдерлин оказал решающее влияние на критическую мысль того, чей дед был рождён в то самое время, когда был написан и гимн 'Истр'... - рождён, согласно записям, in ovilii (т.е. в овчарне на ферме), которая расположилась неподалёку от берега реки в долине Верхнего Дуная, под величественными скалами"»16. Это философско-поэтическое внимание Хайдеггера и Гёльдерлина к родным ландшафтам представляет, на мой взгляд, не менее важный, чем «политический», аспект их идейной связи, который станет предметом подробного изучения в данном исследовании.

Итак, из вышесказанного уже становится ясной исключительная важность Гёльдерлина как собеседника Хайдеггера и его заметная роль в генезисе мысли философа. Однако, при общем согласии хайдеггероведов в отношении значимости Гёльдерлина, нельзя сказать, что степень его влияния изучена детально. Одним из самых значительных пробелов в этом вопросе являются лекционные курсы о гимнах «Германия» и «Рейн» 17, «Воспоминание»18 и «Истр»19, прочитанные Хайдеггером в 1934-1935 и 1941-1942 гг., а также 75-й

16 Safranski, Rüdiger. Martin Heidegger: Between Good and Evil. Harvard University Press, 2002. P. 3.

17 Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 39: Hölderlins Hymne «Germanien» und «Der Rhein». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1980. Далее - GA 39.

18 Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 52: Hölderlins Hymne «Andenken». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1982. Далее - GA 52.

19 Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 53: Hölderlins Hymne «Der Ister». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1984. Далее - GA 53.

том Собрания20 , где объединены наброски к толкованиям Гёльдерлина, преимущественно относящиеся к 1940-м гг., а также написанные под сильным влиянием поэта путевые заметки философа о своих путешествиях к греческим берегам. Лекции хронологически предшествуют большинству известных хайдеггеровских статей и выступлений о Гёльдерлине21. Однако они интересны не только тем, что показывают, каким образом Гёльдерлин входит в поле хайдеггеровского осмысления, но и тем, что проливают свет на тот стилистический и тематический прыжок, который принято называть «поворотом» в философии Хайдеггера.

Нужно отметить, что обращение к лекционным курсам 1930-1940-х гг. о Гёльдерлине, а также других ключевых для него фигурах, Ницше, Пармениде и Гераклите, неизбежно в контексте исследования «поворота». Оно продиктовано, в частности, десятилетним перерывом в публикациях Хайдеггера (1929-1942 гг.). Это обстоятельство заставляет искать следы существенных трансформаций мысли философа в текстах лекционного жанра, созданных в этот период. Среди них лекции о Гёльдерлине имеют особое значение, позволяя проследить генезис хайдеггеровских размышлений о сущности «истории» (Geschichte) и «судьбы» (Schicksal), «четверице» (Geviert), «проникновенности» (Innigkeit) и «бытии-между» (das Inzwischen), «возвращении-домой» (Heimischwerden) и «обитании» (Wohnen) человека на земле.

Степень разработанности темы исследования.

Хайдеггеровские толкования Гёльдерлина вызывали далеко не всегда положительный, но неизменно живой отклик, в среде философов и филологов, о чём свидетельствуют работы Г.-Г. Гадамера22 и В. Бимеля23, критические эссе

20 Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 75: Zu Hölderlin. Griechenlandreisen. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2000. Далее - GA 75.

21 Исключение составляет знаменитый доклад «Гёльдерлин и сущность поэзии», прочитанный в 1936 г., в промежутке между рассматриваемыми лекционными курсами.

22 См., например, эссе 1943 «Гёльдерлин и Античность» в сборнике Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 207-228. Следы хайдеггеровских интерпретаций Гёльдерлина прослеживаются в важном одноимённом эссе «Актуальность прекрасного» - там же, с. 266-323.

Теодора Адорно24 и Поля де Мана25, небольшая, но очень значимая переписка Хайдеггера с филологом Максом Коммереллем26 . Пионерским глубоким исследованием диалога между мыслителем и поэтом стала книга «Гёльдерлин и Хайдеггер», написанная учеником Эмиля Штайгера, филологом Бедой Аллеманном27. Эта работа увидела свет ещё при жизни Хайдеггера, в 1954 году, и оказала обратное влияние на самого философа, заставив его переосмыслить суть «поворота к отчизне» (vaterländische Umkehr) у Гёльдерлина, в чём он признаётся в одном из писем к Ханне Арендт28.

Работа О. Пёггелера «Встреча Хайдеггера с Гёльдерлином»29 является, насколько мне известно, первым текстом, раскрывающим исторические и политические предпосылки хайдеггеровского интереса к этому поэту. Эта линия продолжена и значительно углублена в цикле эссе Фр. Эдлера, анализирующего причины «гёльдерлиновского ренессанса» в нацистской Германии и сравнивающего мотивы обращения к поэту у Хайдеггера и А. Боймлера30.

23 Biemel, Walter. Poetry and Language in Heidegger // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 65-105.

24 Adorno, Theodor W. Parataxis // Noten zur Literatur. Gesammelte Schriften Band 11. Frankfurt am Main. Suhrkamp Verlag, 1974. S. 447-491.

25 Man, Paul de. Heidegger's Exegeses of Hölderlin // Blindness and Insight: Essays in the Rhetoric of Contemporary Criticism. 2nd Edition. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1983. Линию критики, общую для де Мана и Адорно, характеризующуюся указанием на то, что Хайдеггер наделяет поэта чрезмерными полномочиями в учреждении истории человечества, продолжает эссе Gethmann-Siefert, Annemarie. Heidegger and Hölderlin: The over-usage of 'Poets in an impoverished time' / Trans. Taft, Richard // Martin Heidegger: Critical Assessments. Ed. Macann, Cristopher. 4 vols. London, New York: Routledge, 1992. Vol. 3. P. 247-276.

26 В ней, в частности, обсуждаются важные методологические вопросы, касающиеся границ филологической, с одной стороны, и хайдеггереской философской интерпретации Гёльдерлина. Ознакомиться с перепиской можно в Kommerell, Max. Briefe und Aufzeichnungen. 1919-1944 / Hrsg. Jens, Inge. Olten und Freiburg i. Br., 1967.

27 Allemann, Beda. Hölderlin und Heidegger. Zürich, Freiburg i. Br.: Atlantis, 1954.

28 Подробно этот сюжет рассматривается в книге Trawny, Peter. Heidegger und Hölderlin oder Der Europäische Morgen. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2010. §28.

29 Pöggeler, Otto. Heideggers Begegnung mit Hölderlin // Man and World. 1977. №10 (1). S. 1361.

30 Edler, Frank H. W. Alfred Baeumler on Hölderlin and the Greeks: Reflections on the Heidegger-Baeumler Relationship:

- Part I // Janus Head. 1999, Spring. Vol. 1, №3.

- Part II // Janus Head. 1999, Fall. Vol. 2, №2.

В целом, корпус литературы, могущей быть объединённой под рубрикой «Хайдеггер и поэзия» или «Хайдеггер и Гёльдерлин», настолько объёмен, что простое перечисление источников заняло бы немало места. Достаточно сказать, что глава о Гёльдерлине присутствует почти в каждом обзорном исследовании творчества философа 31 . Кроме того, диалог с Гёльдерлином образует неустранимый фон исследований, посвящённых языку и поэтике Хайдеггера, а также связи его мысли с литературой (например, у У. Аллена32, Б. Бабич33, Кш. Зиарека34, М. Фроман-Мёриса35, в значимых сборниках «О Хайдеггере и языке»36 и «Мартин Хайдеггер и вопрос литературы»37). Определённым знаком возрастающего интереса к диалогу мыслителя и поэта стал выход в 2000 г. сборника Хайдеггеровского общества под редакцией П. Травни, специально посвящённого вопросам хайдеггеровской рецепции Гёльдерлина38. Учитывая эти обстоятельства, более уместным кажется сосредоточиться именно на тех

- Part IIIa // Janus Head. 2000, Fall. Vol. 3, №2. В последнем из опубликованных по этой теме эссе (См. Edler, Frank H. W. Heidegger, Hölderlin, and National Socialism // Janus Head. 2001, Fall. Vol. 4, №2) Эдлер полемизирует с критикой хайдеггеровского гипостазирования роли поэзии, изложенной в Harries, Karsten. «The Root of All Evil»: Lessons of an Epigram // International Journal of Philosophical Studies. 1993.Vol. 1 (1) (March).

31 Приведу всего несколько примеров: Pöggeler, O. Martin Heidegger's Path of Thinking / Transl. Magurshak, Daniel and Barber, Sigmund. Humanities Press International: 1989, repr. 1990. P. 174-190. Ridling, Zaine. The Lightness of Being: A Comprehensive Study of Heidegger's Thought. Kansas City, 2001. P. 621-790. Trawny, Peter. Martin Heidegger. Frankfurt / New York: Campus Verlag, 2003. P. 126-136.

32 Allen, William S. Ellipsis: Of Poetry and the Experience of Language after Heidegger, Hölderlin, and Blanchot. NY: State University of New York Press, 2007.

33 Babich, Babette E. Words in Blood, Like Flowers: Philosophy and Poetry, Music and Eros in Hölderlin, Nietzsche, and Heidegger. NY: State University of New York Press, 2006.

34 Ziarek, Krzysztof. Language After Heidegger. Bloomington: Indiana University Press, 2013.

35 Froment-Meurice, Marc. That Is To Say: Heidegger's Poetics. / Trans. Plug, Jan. Stanford: Stanford University Press, 1998.

36 On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. Отдельно стоит отметить эссе В. Маркса из этого сборника, где он рассматривает роль поэта в учреждении «новой» истории - См. Marx, Werner. The World in Another Beginning: Poetic Dwelling and the Role of the Poet - ibid., p. 235-258.

37 Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. Особый интерес для нашей темы представляет изданное в этой книге эссе Р. Шюрманна - См. Schürmann, Reiner. Situating René Char: Hölderlin, Heidegger, Char and 'There is' - ibid., p. 173-194.

38 «Voll Verdienst, doch dichterisch wohnet der Mensch auf dieser Erde»: Heidegger and Hölderlin / Hrsg. Trawny, Peter. Martin-Heidegger-Gesellschaft. Band 6. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2000.

исследованиях, которые обращаются непосредственно к текстам, образующим объект настоящего исследования.

На сегодняшний день существует не так много исследовательских работ, детально рассматривающих содержание лекций о Гёльдерлине 1930-1940 гг., и ещё меньше - касающихся содержания 75 тома Полного собрания. Объясняется это тем, что лекции были опубликованы в Полном собрании лишь в 1980-1984 гг., а 75 том - только в 2000 г. Пионером в этой области была издательница первого цикла о «Германии» и «Рейне», С. Циглер. Её книга «Хайдеггер, Гёльдерлин и ÄX^Gsia» 39 предлагает образцовый филологический и тематический анализ лекций о Гёльдерлине, в их связи с бытийно-историческими томами и другими лекционными курсами о Гераклите и Пармениде. Циглер демонстрирует, как в диалоге с поэтом выковывается поздний хайдеггеровский словарь и новые подходы к осмыслению времени, истории и бытия. Впрочем, филологический уклон данного исследования оставляет место для более подробной философской проработки обнаруживаемых Циглер связей, что, в частности, будет стремиться осуществить данное исследование.

Важное пропедевтическое значение играет статья переводчика всех трёх лекционных томов У. Макнила40: в частности, он прослеживает следы диалога с Гёльдерлином в таких известных текстах, как «Введение в метафизику», «Время картины мира», «Что зовётся мышлением?», «Вопрос о технике» и др., а также в хайдеггеровской разработке категории «события» (Ereignis)41. Также следует отметить статьи А. Гругана42, Дж. Йанга43 и Д. Жанико44. Последний

39 Ziegler S. Heidegger, Hölderlin und die ÄX^Qsta. Berlin: Duncker & Humblot, 1991.

40 McNeill, W. Heidegger's Hölderlin Lectures // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed. Raffoul Fr. and Nelson Eric S. Bloomsbury, 2013. P. 223-236.

41 Истолкование Хайдеггером категории «события», уверен МакНил, неразрывно связано с гёльдерлиновской строкой из «Мнемосины»: «lang ist die zeit, es ereignet sich aber das Wahre» - ibid., P. 227.

42 Grugan, Arthur A. Heidegger: Preparing to Read Hölderlin's «Germanien» // Research in Phenomenology. 1989. Vol. 19. №1. P. 139-168.

43 Young, Julian. Poets and Rivers: Heidegger on Hölderlin's «Der Ister» // Heidegger Reexamined / Ed. Dreyfus, Hubert and Wrathall, Mark. NY: Taylor & Francis, 2002. P. 79-104.

рассматривает роль диалога с поэтом с точки зрения хайдеггеровской задачи «преодоления метафизики» - направление, которое принимает и другое исследование лекционных курсов, проделанное Онетто-Муньосом 45 . Упоминания заслуживает также работа Х. Хелтинга, анализирующего историю хайдеггеровского осмысления Гёльдерлина, в том числе и лекции 1930-1940 гг. через призму вопроса о «священном»46.

В 2000-е гг. свет увидели ещё несколько исследований, представляющих важность для выбранной темы. В 2010 году вышла работа П. Травни «Хайдеггер, Гёльдерлин и утро Европы»47, где автор не только детальнейшим образом анализирует лекционные курсы из перспективы центрального для них вопроса о «родине», но и включает в поле рассмотрения мало изученный «Диалог земли заката»48. Интересно, что Травни называет этот неприметный текст из 75 тома «вершиной хайдеггеровских интерпретаций Гёльдерлина»49, что ещё более заостряет необходимость его освоения, в том числе и в русскоязычном хайдеггероведении. Ориентация на вопросы германской и европейской судьбы несколько редуцирует многомерное философское содержание лекций, однако эта книга, наряду с работой Циглер, является, на мой взгляд, одним из главных достижений среди зарубежных исследований лекционных курсов о Гёльдерлине.

Значительный шаг в направлении осмысления лекционной проблематики был сделан Дж.А. Госетти-Ференсей в её рассмотрении проблемы «поэтической субъективности» у Гёльдерлина и Хайдеггера50. Она различает в

44 Janicaud, Dominique. The 'Overcoming' of Metaphysics in the Hölderlin Lectures // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 383-391.

45 Onetto-Munoz, Breno. Überschritt ins Unumgängliche: Heideggers dichterische Wende jenseits der Metaphysik. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1997.

46 Helting, Holger. Heideggers Auslegung von Hölderlins Dichtung des Heiligen: Ein Beitrag zur Grundlagenforschung der Daseinsanalyse. Berlin: Dunker und Humblot, 1990.

47 Trawny, Peter. Heidegger und Hölderlin oder Der Europäische Morgen. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2010.

48 Работа Травни предлагает первую подробную интерпретацию «Диалога земли заката».

49 ibid., 135.

50 Gosetti-Ferencei, Jennifer Anna. Heidegger, Hölderlin and the Subject of Poetic Language: Toward a New Poetics of Dasein. NY: Fordham University Press, 2004.

лекциях две глобальные, спорящие друг с другом тенденции: с одной стороны, тему «насильственного учреждения истины» (violent institution of truth), ещё несущую на себе следы политической вовлечённости Хайдеггера начала 1930-х гг., и с другой стороны, более близкое гёльдерлиновскому духу «мышление как отрешённость» (Gelassenheit thinking) или «позволение-быть» (letting-be). Соответственно, опираясь на лекции, а также на мало или вообще не использовавшиеся Хайдеггером теоретические работы Гёльдерлина и современную поэзию, автор стремится построить новую «поэтику Dasein», в которой были бы нейтрализованы тоталитарные тенденции, но сохранены плодотворные интуиции хайдеггеровских толкований. Ориентация на раскрытие философского потенциала лекций с точки зрения того переосмысления, которому в них подвергаются основы языка и человеческого пребывания на земле, - то, что роднит работу Госетти-Ференсей с данным исследованием. Впрочем, оно будет также стремиться дополнить или пересмотреть некоторые её выводы: например, включить в «поэтику Dasein» проблематику «настроенности» (Stimmung), а также усмотреть в теме «учреждающего слова»51 не только глобальные политические обертоны, но и более тонкие философские аспекты.

Стремление «дополнить» хайдеггеровские истолкования разделяет с Госетти-Ференсей и М. Бохда, автор последней (2016 г.) на данный момент книги о Гёльдерлине и Хайдеггере52. Впрочем, его проект по достраиванию хайдеггеровской интерпретации идёт не путём раскрытия смысла самих

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сафронова Наталия Дмитриевна, 2019 год

Библиография

[1] Adorno, Theodor. W. Noten zur Literatur. Gesammelte Schriften Band 11. Frankfurt am Main. Suhrkamp Verlag, 1974.

[2] Allemann, Beda. Hölderlin und Heidegger. Zürich, Freiburg i. Br.: Atlantis, 1954.

[3] Allen, William S. Ellipsis: Of Poetry and the Experience of Language after Heidegger, Hölderlin, and Blanchot. NY: State University of New York Press, 2007.

[4] Babich, Babette E. Words in Blood, Like Flowers: Philosophy and Poetry, Music and Eros in Hölderlin, Nietzsche, and Heidegger. NY: State University of New York Press, 2006.

[5] Bambach, Charles R. Heidegger's Roots: Heidegger, National Socialism, and the Greeks. Ithaca and London: Cornell University Press, 2003.

[6] Beck, Adolf. Das Hölderlinbild in der Forschung von 1939 bis 1944 // Iduna. 1944. №1. S. 203-224.

[7] Beck, Adolf. Das Hölderlinbild in der Forschung von 1939 bis 1944 // Hölderlinjahrbuch. 1947. №2. S. 190-227.

[8] Beißner, Friedrich. Hölderlins Übersetzungen aus dem Griechischen. Stuttgart: Metzler, 1933.

[9] Biemel, Walter. Elucidations of Heidegger's Lecture «The Origin of Art and the Destination of Thinking» // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 370-382.

[10] Biemel, Walter. Poetry and Language in Heidegger // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 65-105.

[11] Bojda, Martin. Hölderlin und Heidegger: Wege und Irrwege. München / Freiburg: Verlag Karl Alber, 2016.

[12] Brencio, Francesca. Foundation and Poetry: Studia Philosophiae Christianae 2013. №49 (4). P. 181-200.

[13] Bruns, Gerald. Heidegger's Estrangements: Language, Truth, and Poetry in the Later Writings. New Haven and London: Yale University Press, 1989.

[14] Burik, Steven. The End of Comparative Philosophy and the Task of Comparative Thinking: Heidegger, Derrida, and Daoism. NY: State University of New York, 2009.

[15] Courtine, Jean-François. Phenomenology and/or Tautology // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 241-257.

[16] Dalle Pezze, Barbara. Martin Heidegger and Meister Eckhart: A path towards Gelassenheit. Lewiston, Queenston, Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2008.

[17] Dastur, Françoise. Language and Ereignis // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 355-369.

[18] Derrida, Jacques. The Beast and the Sovereign Vol. II / Trans. Bennington, Geoffey. Chicago: The University of Chicago Press, 2011.

[19] Davis, Thomas. Meeting Place // Heidegger and the Earth: Essays in Environmental Philosophy / Ed. McWhorter L. Kirksville: The Thomas Jefferson University Press, 1992. P. 77-91.

[20] Dilthey, Wilhelm. Das Erlebnis und die Dichtung: Lessing, Goethe, Novalis, Hölderlin. 14. Auflage. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1965.

[21] Dreyfus, Hubert and Spinosa, Charles. Highway Bridges and Feasts: Heidegger and Borgmann on How to Affirm Technology // Man and World. 1997. 30. P. 159-177.

[22] Edler, Frank H. W. Alfred Baeumler on Hölderlin and the Greeks: Reflections on the Heidegger-Baeumler Relationship. Part I // Janus Head. 1999, Spring. Vol. 1, №3.

[23] Edler, Frank H. W. Alfred Baeumler on Hölderlin and the Greeks: Reflections on the Heidegger-Baeumler Relationship. Part II // Janus Head. 1999, Fall. Vol. 2, №2.

[24] Edler, Frank H. W. Alfred Baeumler on Hölderlin and the Greeks: Reflections on the Heidegger-Baeumler Relationship. Part IIIa // Janus Head. 2000, Fall. Vol. 3, №2.

[25] Edler, Frank H. W. Heidegger, Hölderlin, and National Socialism // Janus Head. 2001, Fall. Vol. 4, №2.

[26] Emad, Parvis. Thinking More Deeply into the Question of Translation: Essential Translation and the Unfolding of Language // // Martin Heidegger: Critical Assessments. Ed. Macann, Cristopher. 4 vols. London, New York: Routledge, 1992. Vol. 3. P. 58-84.

[27] Escoubas, Eliane. Ontology of Language and Ontology of Translation in Heidegger // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 341-347.

[28] Froment-Meurice, Marc. That Is To Say: Heidegger's Poetics. / Trans. Plug, Jan. Stanford: Stanford University Press, 1998.

[29] Gadamer, Hans-Georg. Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. 2. Auflage. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck), 1965.

[30] Gelven M. Heidegger and Tragedy // Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. P. 215-227.

[31] Gethmann-Siefert, Annemarie. Heidegger and Hölderlin: The over-usage of 'Poets in an impoverished time' / Trans. Taft, Richard // Martin Heidegger: Critical Assessments. Ed. Macann, Cristopher. 4 vols. London, New York: Routledge, 1992. Vol. 3. P. 247-276.

[32] Glazebrook Tr. Heidegger and Environmental Philosophy // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed. Raffoul Fr. and Nelson E.S. Bloomsbury, 2013. P. 433-439.

[33] Gosetti-Ferencei, Jennifer Anna. Heidegger, Hölderlin and the Subject of Poetic Language: Toward a New Poetics of Dasein. NY: Fordham University Press, 2004.

[34] Grugan, Arthur A. Heidegger: Preparing to Read Hölderlin's «Germanien» // Research in Phenomenology. 1989. Vol. 19. №1. P. 139-168.

[35] Mitchell, Andrew J. The Fourfold // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed. Raffoul Fr. and Nelson E.S. Bloomsbury, 2013. P. 297-302.

[36] Guardini, Romano. Form und Sinn der Landschaft in den Dichtungen Hölderlins. Tübingen und Stuttgart: Rainer Wunderlich, 1946.

[37] Guardini, Romano. Hölderlin: Weltbild und Frömmigkeit. Leipzig: Hegner, 1939.

[38] Haar, Michel. Heidegger and the God of Hölderlin // Research in Phenomenology. 1989. Vol. 19. №1. P. 89-100.

[39] Haar, Michel. The Song of the Earth: Heidegger and the Grounds of the History of Being / Trans. Lilly R. Bloomington: Indiana University Press, 1993.

[40] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 5: Holzwege. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1977.

[41] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 7: Vorträge und Aufsätze. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2000.

[42] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 9: Wegmarken. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1976.

[43] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 11. Identität und Differenz. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2006.

[44] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 12: Unterwegs zur Sprache. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1985.

[45] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 13: Aus der Erfahrung des Denkens. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1983.

[46] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 39. Hölderlins Hymne «Germanien» und «Der Rhein». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1980.

[47] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 52: Hölderlins Hymne «Andenken». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1982.

[48] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 53: Hölderlins Hymne «Der Ister». Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1984.

[49] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 65: Beiträge zur Philosophie (Vom Ereignis). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1989.

[50] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 69: Die Geschichte des Seyns. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1998.

[51] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 70: Über den Anfang. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2005.

[52] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 75: Zu Hölderlin. Griechenlandreisen. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2000.

[53] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 77: Feldweg-Gespräche (1944/1945). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1995.

[54] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 94: Überlegungen II-VI (Schwarze Hefte 1931-1938). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2014.

[55] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 95: Überlegungen VII-XI (Schwarze Hefte 1938/1939). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2014.

[56] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 96: Überlegungen XII-XV (Schwarze Hefte 1939-1941). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2014.

[57] Heidegger, Martin. Gesamtausgabe. Band 97: Anmerkungenn I-V (Schwarze Hefte 1942-1948). Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2015.

[58] Heidegger, Martin. «Only a God Can Save Us»: The Spiegel Interview (1966) / Trans. Richardson William J. // Heidegger: The Man and the Thinker / Ed. T. Sheehan. NY: Routledge, 1981. Pp. 45-67.

[59] Heidegger, Martin. Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2006.

[60] Heidegger and Rhetoric / Ed. Gross, Daniel M. and Kemmann, Ansgar. State University of New York Press, 2005.

[61] Heidegger-Jahrbuch 1: Heidegger und die Anfänge seines Denkens / Hrsg. Denker A., Gander H.-H., Zaborowski, H. Freiburg / München: Verlag Karl Alber, 2004.

[62] Helting, Holger. Heideggers Auslegung von Hölderlins Dichtung des Heiligen: Ein Beitrag zur Grundlagenforschung der Daseinsanalyse. Berlin: Dunker und Humblot, 1990.

[63] Hermeneutische Positionen: Schleiermacher, Dilthey, Heidegger, Gadamer / Hrsg. Birus, Hendrik. Göttingen, 1982.

[64] Herrmann, Friedrich-Wilhelm von. 'The Flower of the Mouth': Hölderlin's hint for Heidegger's thinking on the essence of language / Trans. Emad, Parvis

and Maly, Kenneth // Martin Heidegger: Critical Assessments. Ed. Macann, Cristopher. 4 vols. London, New York: Routledge, 1992. Vol. 3. P. 277-292.

[65] Hölderlin, Sämtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe, begonnen durch Norbert v. Hellingrath, fortgeführt durch Friedrich Seebass und Ludwig v. Pigenot. Zweite Auflage. Band III. Berlin, 1922. Bände I, II, IV, V, VI. Berlin, 1923.

[66] Hölderlin, Friedrich. Sämtliche Werke. Große Stuttgarter Ausgabe 8 in 15 Bände. / Hrsg. Beissner Fr. Stuttgart: Kohlhammer, 1943-1985.

[67] Hölderlin, Friedrich. Sämtliche Gedichte. Frankfurt am Main: Deutscher Klassiker Verlag (Band 4), 2005.

[68] Ijsseling, Samuel. Mimesis and Translation // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993.P. 348-354.

[69] James, S.P. 'Thing-centered' holism in Buddhism, Heidegger and Deep Ecology // Environmental Ethics. 2000. № 22.4. Pp. 359-375.

[70] Janicaud, Dominique. The 'Overcoming' of Metaphysics in the Hölderlin Lectures // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 383-391.

[71] Jünger, Friedrich Georg. Die Wildnis // Anteile: Martin Heidegger zum 60. Geburtstag. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1950. S. 235-244.

[72] Kisiel, Theodore. Political Interventions in the Lecture Courses of 1933-1936 // Heidegger-Jahrbuch 5. Heidegger und der Nationalsozialismus II Interpretationen. Freiburg / München: Verlag Karl Alber, 2009. S. 110-129.

[73] Kisiel, Theodore. The Siting of Hölderlin's 'Geheimes Deutschland' in Poetizing of the Political // Heidegger-Jahrbuch 5: Heidegger und der Nationalsozialismus II Interpretationen. Freiburg / München: Verlag Karl Alber, 2009. S. 145-154.

[74] Kommerell, Max. Briefe und Aufzeichnungen. 1919-1944 / Hrsg. Jens, Inge. Olten und Freiburg i. Br., 1967.

[75] Kluckhohn, Paul. Hölderlin im Bilde der Nachwelt: Gedenkrede bei dem Akademischen Festakt in Tübingen am 7. Juni 1943 // Iduna. 1944. №1. S. 1-12.

[76] Lack T. Re-enchanting the World: Martin Heidegger on Art, Technology and Ecology. Lulu.com, 2012.

[77] Lafont, Cristina. Hermeneutics // A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 265284.

[78] Lin Ma. Heidegger on East-West Dialogue: Anticipating the Event. NY: Taylor & Francis, 2008.

[79] Löwith, Karl. Weltgeschichte und Heilgeschehen // Anteile: Martin Heidegger zum 60. Geburtstag. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1950. S. 106-153.

[80] Lukacs, Georg. Goethe And His Age. / Trans. Anchor, R. London: Merlin Press, 1968.

[81] Maly, Kenneth. Earth-Thinking and Transformation // Heidegger and the Earth: Essays in Environmental Philosophy / Ed. McWhorter L. Kirksville: The Thomas Jefferson University Press, 1992. P. 53-68.

[82] Man, Paul de. Heidegger's Exegeses of Hölderlin // Blindness and Insight: Essays in the Rhetoric of Contemporary Criticism. 2nd Edition. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1983.

[83] Martens, Gunter. Hölderlin-Rezeption in der Nachfolge Nietzsches-Stationen der Aneignung eines Dichters // Hölderlin Jahrbuch. 1982-1983. №23. S. 54-78.

[84] Marx, Werner. The World in Another Beginning: Poetic Dwelling and the Role of the Poet // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 235-258.

[85] McNeill, W. Heidegger's Hölderlin Lectures // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed. Raffoul Fr. and Nelson Eric S. Bloomsbury, 2013. P. 223-236.

[86] Mitchell, P.M. Hölderlin in Germany, 1940-1945 // Monatshefte. 1946. Vol. 38, №7. P. 403-412.

[87] Munz A. Heidegger, Nietzsche, Hölderlin: Gegenströmungen. Stuttgart, 1994.

[88] Nowell-Smith, David. The Art of Fugue: Heidegger on Rhythm // Gatherings: The Heidegger Circle Annual. 2012. №2. P. 41-64.

[89] Okrent, Mark B. The Truth of Being and the History of Philosophy // A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 468-483.

[90] Onetto-Munoz, Breno. Überschritt ins Unumgängliche: Heideggers dichterische Wende jenseits der Metaphysik. Frankfurt am Main: Peter Lang, 1997.

[91] Osterhammel, Jürgen. Stratosphärische Phantasie: Räume, Karten und Sehepunkte zu Hölderlins Zeit. // Hölderlin Jahrbuch. 2012-2013. №38. S. 9-34.

[92] Ott, Heinrich. Hermeneutic and Personal Structure of Language // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 169-193.

[93] Otto, Walter F. Die Zeit und das Sein // Anteile: Martin Heidegger zum 60. Geburtstag. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 1950. S. 7-28.

[94] Padrutt, Hanspeter. Heidegger and Ecology // Heidegger and the Earth: Essays in Environmental Philosophy / Ed. McWhorter, Ladelle. Kirksville: The Thomas Jefferson University Press, 1992. P. 11-35.

[95] Palmer, Richard E. Hermeneutics: Interpretation Theory in Schleiermacher, Dilthey, Heidegger and Gadamer. Evanston: Northwestern University Press, 1969.

[96] Palmer, Richard E. The Postmodernity of Heidegger // Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. P. 71-92.

[97] Pellegrini, Alessandro. Friedrich Hölderlin: Sein Bild in der Forschung / Übersetzt von Gaßner, Cristoph. Berlin, 1965. S. 47-63.

[98] Pindar. Olympian Odes. Pythian Odes / Ed. and trans. Race, William H. // Loeb Classical Library, Vol. 56. London / Cambridge: Harvard University Press, 1997, revised 2012.

[99] Pöggeler, Otto. Heideggers Begegnung mit Hölderlin // Man and World. 1977. №10 (1). S. 13-61.

[100] Pöggeler, O. Martin Heidegger's Path of Thinking / Transl. Magurshak, Daniel and Barber, Sigmund. Humanities Press International: 1989, reprinted 1990.

[101] Pöggeler, Otto. Heidegger's Topology of Being // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 107-146.

[102] Pigenot, Ludwig v. Hölderlin: Das Wesen und die Schau. München: H. Bruckmann, 1923.

[103] Re-reading the canon: Feminist interpretations of Heidegger / Ed. Holland N. and Huntington P. The Pennsylvania State University Press, 2001.

[104] Ridling, Zaine. The Lightness of Being: A Comprehensive Study of Heidegger's Thought. Kansas City, 2001.

[105] Römpp, G. Heideggers Philosophie: Eine Einführung. Wiesbaden: Marix Verlag, 2006.

[106] Rorty, R. Essays on Heidegger and Others // Philosophical papers, Volume 2. NY: Cambridge University Press, 1991.

[107] Rorty, R. Heidegger, Contingency, and Pragmatism // A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 511-532.

[108] Rorty, R. Overcoming The Tradition: Heidegger and Dewey // Consequences Of Pragmatism. University of Minnesota Press, 1992. P. 37-59.

[109] Rosenfeld, Alvin H. 'The Being of Language and the Language of Being': Heidegger and Modern Poetics // Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. P. 195-213.

[110] Safranski, Rüdiger. Martin Heidegger: Between Good and Evil. Harvard University Press, 2002.

[111] Savage, Robert. Hölderlin after the Catastrophe: Heidegger - Adorno - Brecht. Rochester: Camden House, 2008.

[112] Schöfer, Erasmus. Die Sprache Heideggers. Pfullingen: Neske, 1962

[113] Schöfer Erasmus. Heidegger's Language: Metalogical Forms of Thought and Grammatical Specialties // On Heidegger and Language / Ed. Kockelmans, Joseph J. Evanston: Northwestern University Press, 1972. P. 281-301.

[114] Schürmann, Reiner. Situating René Char: Hölderlin, Heidegger, Char and 'There is' // Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. P. 173-194.

[115] Sheehan, Thomas. The Turn: All three of them. // The Bloomsbury Companion to Heidegger / Ed. Raffoul Fr. and Nelson E.S. Bloomsbury, 2013. P. 31-38.

[116] Spanos, William V. Heidegger, Kierkegaard, and the Hermeneutic Circle: Towards a Postmodern Theory of Interpretation as Dis-closure // Boundary 2. Winter, 1976. Vol. 4, №2: Martin Heidegger and Literature. P. 455-488.

[117] Spinosa, Charles. Derrida and Heidegger: Iterability and Ereignis // in A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 484-510.

[118] Stahl, Gerry. Attuned to Being: Heideggerian Music in Technological Society // Martin Heidegger and the Question of Literature / Ed. by Spanos, William V. Bloomington: Indiana University Press, 1979. P. 297-324.

[119] Stenstad, Gail. Singing the Earth // Heidegger and the Earth: Essays in Environmental Philosophy / Ed. McWhorter L. Kirksville: The Thomas Jefferson University Press, 1992. P. 69-76.

[120] Taminiaux, Jacques. The origin of «The Origin oft he Work of Art» // Reading Heidegger: Commemorations / Ed. Sallis, John. Bloomington / Indianapolis: Indiana University Press, 1993. P. 392-404.

[121] Taylor, Charles. Heidegger on Language // A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 433-455.

[122] The Letters of John Keats in 2 Vols. / Ed. Rollins H.E. Cambridge University Press, 1958. Vol I. P. 193-194.

[123] Torno, Timothy. Finding Time: Readings for Temporality in Hölderlin and Heidegger. NY: Peter Lang, 1995.

[124] Trawny, Peter. Heidegger und Hölderlin oder Der Europäische Morgen. Würzburg: Königshausen und Neumann, 2010.

[125] Trawny, Peter. Martin Heidegger. Frankfurt / New York: Campus Verlag, 2003.

[126] «Voll Verdienst, doch dichterisch wohnet der Mensch auf dieser Erde»: Heidegger and Hölderlin / Hrsg. Trawny, Peter. Martin-Heidegger-Gesellschaft. Band 6. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann, 2000.

[127] Winkler, R. Dwelling and Hospitality: Heidegger and Hölderlin // Research in Phenomenology. 2017. Volume 47, No. 3. Pp. 366 - 387.

[128] Wrathall, Mark A. Unconcealment // A Companion to Heidegger / Ed. Dreyfus, Hubert L. and Wrathall, Mark A. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. P. 337537.

[129] Vandevelde, Pol. Heidegger and the Romantics: The Literary Invention of Meaning. NY / Abingdon: Routledge, 2012.

[130] Young, Julian. The Fourfold // The Cambridge Companion to Heidegger / Ed. Guignon, Charles. Cambridge University Press, 2006. P. 373-392.

[131] Young, Julian. Poets and Rivers: Heidegger on Hölderlin's «Der Ister» // Heidegger Reexamined / Ed. Dreyfus, Hubert and Wrathall, Mark. NY: Taylor & Francis, 2002. P. 79-104.

[132] Yung H.Y. and Yung P. To Save the Earth // Philosophy Today. 1975. №19.2. P. 108-117.

[133] Ziarek, Krzysztof. Language After Heidegger. Bloomington: Indiana University Press, 2013.

[134] Ziegler S. Heidegger, Hölderlin und die AX^Osia. Berlin: Duncker & Humblot, 1991.

[135] Zimmerman, Michael E. Heidegger, Buddhism, and Deep Ecology // The Cambridge Companion to Heidegger / Ed. Guignon, Charles. Cambridge University Press, 2006. P. 293-325.

[136] Zimmerman М.Е. Implications of Heidegger's thought for deep ecology // The Modern Schoolman. 1986. №64. Pp. 19-83.

[137] Zimmerman М.Е. Rethinking the Heidegger-Deep Ecology Relationship // Environmental Ethics. 1993. 15.3. P. 195-224.

[138] Антонова Е.М. Строительные леса у Собора: Мартин Хайдеггер и поэтическое мышление // Философия и культура. 2017. № 6. С. 36-43.

[139] Апаева А.Ю. Онтология произведения искусства. Интерпретация поэзии у Мартина Хайдеггера. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: 2015.

[140] Берковский, Наум. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-Классика, 2001.

[141] Бибихин В.В. Дело Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность / Под ред. Мотрошиловой Н.В. М.: Наука, 1991. С. 166-171.

[142] Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2009.

[143] Бибихин В.В. Слово и событие: Писатель и литература. М.: 2010.

[144] Бимель, В. Мартин Хайдеггер сам о себе. / Пер. Верникова А. Челябинск: Урал, 1998.

[145] Бофре, Жан. Диалог с Хайдеггером, в 4-х книгах. СПб.: Владимир Даль, 2009.

[146] Бросова Н.З. На пути к философии: Казус Хайдеггер // Вопросы философии. 2012. №12. С. 165-169.

[147] Бросова Н.З. «Лесные тропы» бытия. Феноменология истории Мартина Хайдеггера // Вопросы философии, 2006. №11. С. 155-163.

[148] Бросова Н.З. Ностальгия ума и сердца в метафизике провинции М. Хайдеггера // Horizon: Феноменологические исследования. 2012. Том 1 (2). С. 117 - 134.

[149] Васильева Т.В. Поэтика античной философии. М.: Академический проект, 2008.

[150] Васильева Т.В. Семь встреч с Хайдеггером. М., 2004.

[151] Васильева Т.В. «Стихослагающая» герменевтика М. Хайдеггера как метод историко-философского исследования // Проблемы марксистско-ленинской методологии истории философии. М.: Наука, 1987. С. 198-208.

[152] Вольский А.Л. М. Хайдеггер: Герменевтика как поэзия // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 9. №46. С. 94-107.

[153] Вольский А.Л. Фридрих Гёльдерлин и творчество европейского мифа // Вопросы философии. 2016. №6. С. 77-86.

[154] Вольский А.Л. Феномен памяти в поэзии и поэтике Фр. Гёльдерлина // Учёные записки КНАГТУ. 2014. №III-2 (19). С. 47-52.

[155] Вольский А.Л. Фридрих Гёльдерлин: Поэзия как герменевтика. // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. №11 (72, ноябрь). С. 144-156.

[156] Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

[157] Гадамер, Г.-Г. Пути Хайдеггера: Исследования позднего творчества. Минск: Пропилеи, 2007.

[158] Гадамер Г.-Г. Хайдеггер и греки / Пер. и прим. Быковой М. Ф. // Логос. 1991. №2. С. 56-68.

[159] Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997.

[160] Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры: Критика философии М. Хайдеггера. М.: Высшая школа, 1963.

[161] Гёльдерлин, Фридрих. Гиперион. Стихи. Письма. М.: Наука, 1988.

[162] Гёльдерлин, Фридрих. Смерть Эмпедокла / Пер. Голосовкера Я.Э. // Якубанис Г. Эмпедокл: философ, врач и чародей. Гёльдерлин Фр. Смерть Эмпедокла. Киев: СИНТО, 1994.

[163] Дао дэ Цзин / Пер. Борушко О. Интернет-ресурс: https://www.e-reading.club/book.php?book=131944 [дата обращения: 03.04.2019].

[164] Еврипид. Вакханки // Еврипид. Трагедии в 2 тт. / Пер. Анненского И. М., Наука, Ладомир, 1999. Т. 2. С. 388-447.

[165] Инишев И.Н. Концепция визуального образа в феноменологической герменевтике // В кн.: Ежегодник по феноменологической философии Вып. IV. Изд-во РГГУ, 2015. С. 49-73.

[166] Инишев И.Н. Хайдеггер и российское философствование: продуктивность дистанции // HORIZON. Феноменологические исследования. 2018. Т. 7. № 2. С. 546-553.

[167] Инишев И.Н. Хайдеггер и философия языка // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 7/08. С. 62-79.

[168] Йейтс, У.Б. Кельтские сумерки. М.: Азбука, 2014.

[169] Коначева С.А. Религиозные феномены в перспективе вопроса о бытии: хайдеггеровская интерпретация поэзии Гёльдерлина как феноменология священного // Логос. 2010. №5 (78). С. 43-54.

[170] Кузнецов В.Г. Герменевтика и её путь от конкретной методики до философского направления // Логос. 1999. №10. С. 43-88.

[171] Марков А.В. Проблема судьбы творца у позднего Хайдеггера. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М.: 2002.

[172] Миронов В.В., Миронова Д.В.Г. Ein Knabe, der träumt, или Опьянение властью // Логос. 2018. Т. 28. №3. С. 149-183.

[173] Миронов В.В., Миронова Д.В.Г. Философ и власть: случай Хайдеггера // Вопросы философии. 2016. №7. С. 21-38.

[174] Михайлов А.В. Мартин Хайдеггер: Человек в мире. М.: Московский рабочий, 1990.

[175] Михайлов А.В. Философия Мартина Хайдеггера и искусство // Избранное. Историческая поэтика и герменевтика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 390-420.

[176] Михайлов И.А. Идея герменевтической феноменологии // Философская мысль. 2016. №5. С. 1-15.

[177] Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-традиция; Дом интеллектуальной книги, 1999.

[178] Михайловский А.В. Мартин Хайдеггер - философ на лесной тропе (к 120-летию со дня рождения) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2009. №2 (6). С. 112-121.

[179] Михайловский А.В. Незримый град «Тайной Германии» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2013. №1 (13). С. 105-114.

[180] Михайловский А.В. Три принципа «политической теологии» в круге Штефана Георге // Вопросы философии. 2012. №5. С. 149-160.

[181] Молчанов В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

[182] Молчанов В.И. Философия М. Хайдеггера и проблема сознания // Философия М. Хайдеггера и современность / Под ред. Мотрошиловой Н.В. М.: Наука, 1991. С. 154-160.

[183] Мотрошилова Н.В. Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология-герменевтика, 2005.

[184] Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие-время-любовь. М.: Академический проект, 2013.

[185] Мотрошилова Н.В. «Чёрные тетради» Мартина Хайдеггера: по следам публикации // Вопросы философии. 2015. №4. С. 131-162.

[186] Ницше, Фридрих. Рождение трагедии из духа музыки // Фридрих Ницше. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 47-157.

[187] Ницше, Фридрих. Несвоевременные размышления. СПб.: Азбука, 2012.

[188] Орлов, Д.У. От конструирования к поэзису: Герменевтический метод Хайдеггера // EINAI: Философские и теологические исследования современности. 2012. Том 1 (1). С. 35-50.

[189] Отто, Вальтер Ф. Дионис. Миф и культ. Эранос, 1938.

[190] Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980.

[191] Подорога, В.А. E-rectio. Гео-логия языка и философствование М. Хайдеггера // Философия М. Хайдеггера и современность / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М.: Наука, 1991. С. 102-120.

[192] Подорога, В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка. М.: Ad marginem, 1995.

[193] Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М: Наука, 1993.

[194] Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга, 1990.

[195] Рильке, Р.М. Прикосновение. Сонеты к Орфею. Хайдеггер, М. Петь - для чего? / Пер. Бакусева В. М. М., 2003.

[196] Рильке, Р.М. Сонеты к Орфею / Пер. Слободкиной О. Интернет-ресурс: https://www.stihi.ru/2011/08/06/4450 [дата обращения: 03.04.2019]

[197] Рикёр, Поль. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Канон-Пресс-Ц, 2002.

[198] Сафрански, Рюдигер. Хайдеггер: германский мастер и его время / Пер. с нем. Баскаковой Т.А. при участии Брун-Цехового В.А. М.: Молодая гвардия, 2005.

[199] Фалёв Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008.

[200] Фалёв Е.В. Герменевтический метод М. Хайдеггера в применении к стихотворению Стефана Георге «Слово» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. №1. 1997. С. 94-105.

[201] Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. Бибихина В.В. СПб.: Наука, 2006.

[202] Хайдеггер, М. Время и бытие / Пер. Бибихина В.В. СПб.: Наука, 2007.

[203] Хайдеггер, М. Гимны Гёльдерлина «Германия» и «Рейн» / Пер. Смирнова Д.В. // VOX. 2007. №2. C. 1-45.

[204] Хайдеггер, Мартин. Исток художественного творения. / Пер. Михайлова А.В. М.: Академический проект, 2008.

[205] Хайдеггер, Мартин. Из разговора на просёлочной дороге о мышлении. К вопросу об отрешённости / Пер. А.С. Солодовниковой // Мартин Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге: Избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. С. 112-133.

[206] Хайдеггер, Мартин. Интервью журналу «Экспресс» / Пер. Плотникова Н. С. // Логос. 1991. №1. С. 47-58.

[207] Хайдеггер, Мартин. О сущности истины // Философские науки. 1989. №4.

[208] Хайдеггер, Мартин. «.. .поэтически обитает человек» / Пер. Сафроновой Н.Д. // Аспекты. Сборник статей по философским проблемам истории и современности. 2012. №7. С. 232-252.

[209] Хайдеггер, Мартин. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е. Борисова. Томск: Водолей, 1998.

[210] Хайдеггер, Мартин. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.

[211] Хайдеггер, Мартин. Размышления II-VI (Чёрные тетради 1931-1938) / Пер. Алексея Б. Григорьева под ред. Михаила Маяцкого. М.: Издательство Института Гайдара, 2016.

[212] Хайдеггер, Мартин. Разъяснения к поэзии Гёльдерлина / Пер. Ноткина Г.Б. СПб.: Академический проект, 2003.

[213] Хайдеггер, Мартин. Феноменологические интерпретации Аристотеля. / Пер. Артёменко Н.А. СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012.

[214] Шекспир У. Полное собрание сочинений в 8 тт. Т.6. М.: Искусство, 1960.

[215] Ширмахер, Вольфганг. Строить, жить, мыслить: Этические выводы из философии природы Мартина Хайдеггера // Контекст-1992: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1993. С. 200-209.

[216] 5 главных принципов Фрэнка Лойда Райта. Интернет-ресурс: https://www.admagazine.ru/architecture/5-glavnyh-principov-frenka-lloida-raita [дата обращения: 20.10.2018]

Приложение 1. Переводы избранных сочинений Фридриха Гёльдерлина

Der Rhein526 Рейн

I

1 Im dunkeln Efeu saß ich, an der Pforte

2 Des Waldes, eben, da der goldene Mittag,

3 Den Quell besuchend, herunterkam

4 Von Treppen des Alpengebirgs,

5 Das mir die göttlichgebaute,

6 Die Burg der Himmlischen heißt

7 Nach alter Meinung, wo aber

8 Geheim noch manches entschieden

9 Zu Menschen gelanget; von da

10 Vernahm ich ohne Vermuten

11 Ein Schicksal, denn noch kaum

12 War mir im warmen Schatten

13 Sich manches beredend, die Seele

14 Italia zu geschweift

15 Und fernhin an die Küsten Moreas.

II

16 Jetzt aber, drin im Gebirg,

17 Tief unter den silbernen Gipfeln

18 Und unter fröhlichem Grün,

19 Wo die Wälder schauernd zu ihm,

20 Und der Felsen Häupter übereinander

21 Hinabschaun, taglang, dort

22 Im kältesten Abgrund hört

23 Ich um Erlösung jammern

24 Den Jüngling, es hörten ihn, wie er tobt',

25 Und die Mutter Erd anklagt',

26 Und den Donnerer, der ihn gezeuget,

27 Erbarmend die Eltern, doch

28 Die Sterblichen flohn von dem Ort,

29 Denn furchtbar war, da lichtlos er

30 In den Fesseln sich wälzte,

31 Das Rasen des Halbgotts.

III

I

1 В тёмном плюще я сидел, в преддверии

2 Леса, в ту пору, когда полдень златой,

3 Родник посещая, спускался

4 Вниз ступенями Альп, что

5 Зову божественносозданным

6 Замком Небесных,

7 По преданию древних, но где

8 Ещё многое, в тайне решённое,

9 Род людской настигает; оттуда,

10 Не чая, вдруг воспринял я

11 Судьбу, ведь ещё не условилось

12 Многое в жаркой тени для меня,

13 Душою блуждавшего

14 Через Италию к дальним

15 Морейским брегам.

II

16 Но теперь, в лоне гор,

17 В глубине серебрёных вершин,

18 И под лучезарной листвой,

19 Где леса, трепеща, клонятся к нему,

20 И выступы скал, поверх своих глав,

21 День напролёт, сверху взирают,

22 Там, в пронизанной холодом бездне я слышал,

23 Как, стеная, взывал о свободе,

24 Юнец, и доносилось, как свирепствуя он,

25 Землю-матерь винит,

26 И громовержца, которым взращён,

27 Участье родителей вызвав, однако

28 Смертные из тех мест поспешили бежать,

29 Ведь ужас рождало, когда беспросветно

30 В цепях бушевало, кружась,

31 Неистовство полубога.

526 Friedrich Hölderlin. Sämtliche Werke. 6 Bände. Band 2. Stuttgart, 1953. S. 148-156.

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

Die Stimme wars

des edelsten der Ströme,

Des freigeborenen Rheins,

Und anderes hoffte der, als droben

von den Brüdern,

Dem Tessin und dem Rhodanus,

Er schied und wandern wollt,

und ungeduldig ihn

Nach Asia trieb die königliche Seele.

Doch unverständig ist

Das Wünschen vor dem Schicksal.

Die Blindesten aber

Sind Göttersöhne. Denn es kennet der Mensch Sein Haus und dem Tier ward, wo Es bauen solle, doch jenen ist Der Fehl, daß sie nicht wissen wohin In die unerfahrne Seele gegeben.

IV

Ein Rätsel ist Reinentsprungenes. Auch

Der Gesang kaum darf es enthüllen. Denn

Wie du anfingst, wirst du bleiben,

So viel auch wirket die Not,

Und die Zucht, das meiste nämlich

Vermag die Geburt,

Und der Lichtstrahl, der

Dem Neugebornen begegnet.

Wo aber ist einer,

Um frei zu bleiben

Sein Leben lang, und des Herzens Wunsch Allein zu erfüllen, so Aus günstigen Höhn, wie der Rhein, Und so aus heiligem Schoße Glücklich geboren, wie jener?

V

Drum ist ein Jauchzen sein Wort.

Nicht liebt er, wie andere Kinder,

In Wickelbanden zu weinen;

Denn wo die Ufer zuerst

An die Seit ihm schleichen, die krummen,

Und durstig

umwindend ihn,

Den Unbedachten,

zu ziehn

Und wohl zu behüten begehren Im eigenen Zahne, lachend Zerreißt er die Schlangen und stürzt Mit der Beut und wenn in der Eil Ein Größerer ihn nicht zähmt, Ihn wachsen läßt, wie der Blitz, muß er

Die Erde spalten, und wie Bezauberte fliehn Die Wälder ihm nach und zusammensinkend die Berge.

VI

32 То был голос потока, что благороднее всех,

33 Вольнорождённого Рейна,

34 И уповал на другое, когда наверху от собратьев

35 Тессина с Роданом, он

36 Отделился, чтоб странствовать, и нетерпеливо

37 Влеклась душа королевская в Азию.

38 Но желанье постичь

39 Не способно судьбы.

40 Всех слепцов же незрячей

41 Богов сыновья. Ведь человеку

42 Известен свой дом, и зверям,

43 Где им положено строить,

44 У тех же изъян, что не ведают сами, куда,

45 Душе неопытной отданы.

IV

46 Загадка - происшедшее из чистого истока.

47 И песней обнажить того нельзя.

48 Ведь какой тебе зачин положен,

49 Так тебе и пребывать. И многое творит

50 Нужда, как и надзор,

51 А действеннее всех рожденье,

52 И луч сиянья, что рождённому на свет

53 Спешит навстречу.

54 Но где же тот, кому дано

55 Свободным оставаться

56 Всю жизнь, и пожеланье сердца

57 Одному исполнить, тот, кто, как Рейн,

58 Из благодатных высей,

59 И священных недр

60 Так счастливо, как он, рождён?

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.