Исторические традиции современного балетного образования: на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Фомкин, Алексей Викторович

  • Фомкин, Алексей Викторович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 213
Фомкин, Алексей Викторович. Исторические традиции современного балетного образования: на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Санкт-Петербург. 2008. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фомкин, Алексей Викторович

Введение.

Глава 1. Традиции балетного образования в дореволюционной России (1710-1917 гг.).

1.1 Характеристика традиций в хореографическом искусстве и образовании.

1.2 Эволюция системы подготовки балетных танцовщиков для

Петербургской императорской сцены.

1.2.1 Предпосылки возникновения и становление системы подготовки балетных танцовщиков в России (1710-1756 гг.).

1.2.2. Подготовка балетных танцовщиков в период становления театрального дела в России (1756-1829 гг.).

1.2.3. Подготовка балетных танцовщиков в Санкт-Петербургском императорском театральном училище (1829-1917 гг.).

1.3. Особенности системы подготовки балетных танцовщиков для Петербургской императорской сцены.

Глава 2. Традиции балетного образования в советской

России (1917-1991 гг.).

2.1. Становление и развитие модели среднего специального учебного заведения в области балета (на примере Ленинградского хореографического техникума (училища) имени А.Я.Вагановой) (1917-1991 гг.).

2.2. Особенности подготовки артистов балета в Ленинградском хореографическом техникуме (училище) имени А.Я.Вагановой и их влияние на формирование высшего образования в искусстве балета.

2.3. Сравнительный анализ традиций подготовки артистов балета в России и балетных школах Европы (на примере Франции и Швеции).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические традиции современного балетного образования: на материале деятельности танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой»

Актуальность исследования обусловлена специфическими особенностями обучения в балетном искусстве и новой парадигмой образования, требующей выработки принципиально новых механизмов организационно-методического, научного и информационного обеспечения образовательного процесса в балетных учебных заведениях. Реформы последних десятилетий потребовали определенного уровня готовности молодежи к жизни в новых реалиях развивающегося социума. И потому особое внимание закономерно уделяется совершенствованию системы российского образования: глубокому переосмыслению ее социальной роли, методологий и технологий обучения, а также правового, финансового, экономического, кадрового и материально/ технического обеспечения.

В нашей стране сложилась весьма эффективная система подготовки творческой смены во всех видах искусства. Изменение роли культуры и искусства в жизни нашего общества в начале XXI в., вызванное демократическими преобразованиями, приводит к сложному взаимодействию новаторства и традиций во всех сферах общественного сознания.

Система хореографического образования складывалась в нашей стране на протяжении многих лет, она действует и дает положительные результаты в области подготовки профессионалов высокого класса. Артистов балета в России выпускают училища (колледжи), выросшие из двух центров — Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Общеизвестны заслуги и авторитет этих учебных заведений, выпускникам которых обязан своей славой русский балет. Однако поддержание эффективности их деятельности зависит от степени приближения процесса обучения к современным требованиям и его постоянного обновления. На рынке творческого труда, как и на всяком другом, совершается процесс непрерывных преобразований; появляется нужда в специалистах новых творческих профессий, изменяется внутреннее содержание квалификации. Значительные социальные изменения требуют и от балетного образования новых решений и подходов, постановки вопросов, на которые не всегда удавалось найти ответы в прошлом.

Балет - самостоятельное, имеющее свою только ему присущую специфику, искусство. Суть этой специфики в исключительном определяющем значении физического аппарата танцовщика — его тела, формирующегося в течение восьмилетнего цикла подготовки артиста балета в среднем профессиональном образовании. Проблемы организации, управления, структуры и содержания учебных планов, программ, технологий обучения артистов балета только начинают разрабатываться в педагогической науке. Связано это с тем, что балетное образование в дореволюционную эпоху развивалось в условиях - изоляции от системы-общего образования и непросто вписывалось в систему советского образования. По сути, закрытый характер балетного образования сохранялся во все периоды его истории.

Методическая часть профессиональной подготовки артистов балета научно разрабатывалась благодаря деятельности первого профессора балетного искусства, народной артистки РСФСР А.Я. Вагановой. В 1934 г. вышла в свет ее книга «Основы классического танца» [Л., 1934], в которой переосмыслен и систематизирован художественно-исполнительский опыт предшествующих поколений, заложен научный фундамент теории и практики балетного образования. А.Я. Ваганова — основатель высшего хореографического образования. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века под ее руководством в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были созданы педагогическое и балетмейстерское отделения, где оформились черты вузовских специальностей: педагогики хореографии, искусства хореографа, истории и теории хореографического искусства. Однако большая часть идей А.Я.Вагановой реализовались лишь в начале 90-х гг. прошлого века, когда Ленинградское и Московское хореографические училища были преобразованы в высшие учебные заведения, а артисты балета стали получать высшее профессиональное образование.

Сегодня Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой готовит артистов балета, хореографов, педагогов балета, искусствоведов (балетоведов), менеджеров исполнительских искусств и концертмейстеров. В 2005 г. Академия первой из учебных заведений искусства получила статус «нетипового учебного заведения для подростков и лиц, имеющих выдающиеся способности». Это стало официальным подтверждением той значительной роли, которую сыграла и продолжает играть Академия в системе отечественного хореографического образования, а также специфики организации образовательного процесса в ней.

Сегодня перед балетным образованием стоит задача, с одной стороны, сохранения достигнутого уровня практической подготовки профессиональных артистов балета, с другой, приведения сложившихся традиций подготовки артистов балета в соответствии с уровнем и задачами развития современного общества. Решить эту задачу возможно исключительно на основе анализа исторического опыта формирования структуры и содержания балетного образования.

Проблема исследования заключается в актуализации богатых исторических традиций отечественного балетного образования для дальнейшего его развития в современных условиях.

Проведенный анализ позволяет выделить в настоящее время следующие противоречия между:

- высокими требованиями к профессиональной компетентности специалиста и отсутствием теоретического обоснования процесса ее формирования у артистов балета;

- традиционно сложившейся ранней профессионализацией при подготовке артистов балета и отсутствием эффективных психолого-педагогических мер ее поддержки; традиционной особой структурно-функциональной организацией балетных учебных заведений (обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего, среднего и высшего профессионального образования) и отсутствием нормативно-правового поля, адекватного реальной образовательной практике; изменившимися условиями профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и недостаточной общепедагогической методической обеспеченностью процесса формирования творческой личности артиста балета высшей квалификации; временной протяженностью обучения артистов балета и существующими уровнями образования.

Разрешение данных противоречий в теории и практике определили актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы.

Анализ литературы, педагогических и психологических исследований ученых позволили установить, что с исторической, эстетической и методической точек зрения балет исследован в трудах Л.Д. Блок, И.И. Соллертинского, Ю.И.Слонимского, В.М. Красовской, В.М.Гаевского, В.В.Ванслова, Б.П. Валу-кина, Г.Д. Добровольской, П.М. Карпа, Е.Я. Суриц, H.JI. Дунаевой, М.А. Ильичевой, O.A. Федорченко и др. Балетное образование рассматривают историки искусства: Я.Я. Штелин, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, A.A. Гозенпуд, A.JI. Волынский, М.В. Борисоглебский и др. Деятельность Академии Русского балета имени А .Я. Вагановой нашла отражение в большом количестве разнообразных изданий: в монографиях, посвященных выдающимся педагогам балета — М.И. Петипа, А.Я. Вагановой, А.И. Пушкину и др.; в мемуарах - И.И. Валь-берха, А.П. Глушковского, М.М. Фокина, Т.П. Карсавиной, В.Э. Дандре, Б.Ф. Нижинской, М.Ф. Кшесинской, М.М. Михайлова, Ф.В. Лопухова, В.А. Теля-ковского и др.; в программах учебных дисциплин, учебных пособиях, учебниках, сборниках учебных планов и альбомах, авторы которых: А.Я.Ваганова, A.B. Лопухов, А.В.Ширяев, А.И.Бочаров, Н.П. Ивановский, H.H. Серебренников, Н.П. Базарова, B.C. Костровицкая, A.A. Писарев, В.П. Мей, Л.Н.Сафронова и др.

Обобщенная картина развития хореографического образования в России складывается из анализа многочисленных материалов конференций в ведущих вузах отрасли: «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004), «Реализация стандартов высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и искусства» (СПбГУТиД, ноябрь 2004 года); «Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 28-29 апреля 2005 г.) и др.

Однако существующая литература не рассматривает балетное образование как целостное педагогическое явление, а потребность в таких исследованиях в последнее время возрастает.

Цель исследования: выявить исторические традиции, способствующие развитию современного балетного образования на примере Танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Объект исследования: система российского хореографического образования.

Предмет исследования: исторические традиции современного балетного образования.

Гипотеза исследования состоит в том, что исторические традиции будут способствовать развитию отечественного балетного образования, если: выделить исторические этапы развития балетного образования; раскрыть идеи, содержание, механизмы подготовки артистов балета на разных исторических этапах развития балетного образования; определить традиционно сложившиеся специфические особенности подготовки артистов балета в системе отечественного образования; раскрыть отличия в подготовке артистов балета в России и в старейших европейских балетных школах и влияние их на качество подготовки специалистов.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-педагогической литературы по проблеме исторического развития традиций отечественного балетного образования и имеющихся в нем противоречий.

2. Исследовать исторические изменения программ обучения и воспитания артистов балета.

3. Выявить и обосновать исторически сложившийся характер образовательного процесса в образовательных учреждениях искусства балета.

4. Провести сравнительный анализ сложившихся исторических традиций подготовки артистов балета в России и старейших балетных школах Западной Европы (во Франции и Швеции).

Методологическую базу исследования составляют: системный и сравнительно-исторический подходы, позволяющие исследовать проблемы балетного образования на личностном, педагогическом и организационном уровнях; технологический подход, обеспечивающий конструктивный перенос общих закономерностей и принципов системы высшего профессионального образования на образовательные системы по подготовке специалистов искусства балета; аксеологический подход, определяющий условия согласования внешних и внутренних целей развития системы балетного образования. Теоретическую основу исследования составили работы, раскрывающие: общенаучные основы системного анализа (И.В.Блауберг, Л.Ф.Берталанфи, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.);

- положения о соотношение инноваций и традиций (И.Ю. Алексашина, А.Г. Асмолов, Т.К. Клименко, Н.Л. Селиванова, Е.В. Ткаченко);

- сущность традиций, как средства воспитания подрастающего поколения (Н.П. Добронравов, И.С.Дриц, И.А. Колесникова, A.C. Макаренко, В.В. Струнин, И.Ф. Сюбарева, Б.А. Титов, Б.Е. Ширвиндт); традиции гимназического образования (В.В. Лаптев, Н.Ф.Радионова, Н.И. Роговцева);

- духовно-ценностные основы профессионального обучения (A.A. Аронов, А.И. Арнольдов, O.A. Блох, З.И.Васильева, В.А. Волобуев, JI.C. Зорило-ва);

- особенности личностно-ориентированного обучения (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, Г.К. Селевко, В.В.Сериков, И.К. Шалаев, И.С. Якиманская и др.);

- средства искусства для эстетического воспитания и развития личности (Бахтин М. М., Верб М.А., Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев A.A.);

- вопросы профессиональной подготовки специалиста в сфере культуры (Т.И. Бакланова, А.Д. Жаркова, В.Г. Кузнецова, В.П. Подвойский, B.C. Садовская, В.И. Черниченко, H.H. Ярошенко);

- проблемы подготовки специалистов в сфере хореографического искусства (Т.И. Калашникова, Г.В. Бурцева, М.Н. Юрьева, J1.A. Савельева JI.A, Е.В. Николаева, JT.B. Богомолова, Л.Ф. Майстрова, И.Е. Ересько, E.H. Попова, А.Б. Че-реднякова, В.В. Королев, Ю.В. Ушакова, С.Н. Темлянцева, Ю.А. Герасимова, Т.И. Калашникова, E.H. Фокина, Н.В. Ершова, В.Н. Нилов, О.Г. Румба, O.A. Рындина);

- теоретические основы обучения искусству танца (М.И. Петипа, Х.П. Ио-гансон, Н.Г. Легат, А.Я. Ваганова, В.И. Пономарев, А.И. Пушкин, B.C. Кост-ровицкая, Н.П. Базарова, В.П. Мей, Н.И. Тарасов);

- структуру и содержание разных уровней профессионального образования (С.М.Архангельский, С.Я.Батышев, В.П.Беспалько, Б.С.Гершунский, Н.Ф.Талызина, И.Г.Шамсутдинова, А.С.Базиков и др.);

- проблемы элитного образования (Г.К.Ашин, А.И. Репет, В.М.Лобзаров);

Методы исследования: системный анализ, историко-педагогический метод, предусматривающий теоретический анализ педагогической и психологической литературы и использование методов исторической реконструкции; сравнительно-педагогический метод для сравнительного анализа и систематизации отечественного и зарубежного опыта работы по подготовке специалистов в области балета.

Источниковедческую базу исследования составили:

- материалы Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного архива литературы и искусства (ЦГАЛИ СПб), Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), архива и музея Академии Русского балета им. А .Я. Вагановой,

- материалы справочных изданий в области образования, педагогики, а также театрального и хореографического искусств;

- публикации в периодической печати, посвященные Санкт-Петербургскому императорскому Театральному училищу, Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, проблемам балетного образования;

- документы и материалы, отражающие становление и развитие образования и театрального дела в России;

- документация нормативного характера (законодательные акты, уставы учебных заведений, инструкции, протоколы, отчеты, учебные программы), материалы съездов, совещаний, дискуссий по вопросам хореографического образования;

- мемуары деятелей балетного искусства.

Хронологические рамки исследования: 1710-1991 год.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2002 - 2004 гг.) было проведено изучение искусствоведческой, психологической, социологической, педагогической и специальной литературы с целью теоретического осмысления данной проблемы, ее актуальности и разработанности в научных исследованиях. Проведена оценка современного состояния проблемы, разработаны инструментарий и методика исследования, уточнена проблема и сформулирована авторская гипотеза.

На втором этапе (2004 - 2006 гг.) был произведен сбор эмпирических данных о деятельности Академии Русского балета имени А.Я.Вагановой посредством работы в архивах, бесед, опросов, педагогического наблюдения. На данном этапе были выявлены основные исторические периоды становления системы балетного образования в России. В процессе работы произошло уточнение и углубление первоначальной гипотезы, скорректировано содержание понятия «балетное образование» в приложении к процессу подготовки специалистов для балетного театра.

На третьем этапе (2006 - 2008 гг.) проводилась работа по дальнейшему теоретическому осмыслению проблемы. На основании проведенного анализа выявлены основные исторические традиции подготовки артистов балета, обобщены эмпирические данные, внесены необходимые уточнения и изменения, сформулированы выводы, выполнено оформление работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование балетного образования в России включает следующие периоды: первый (1710-1756 гг.) - исторически профессиональная подготовка танцовщиков в^Петербурге^началась-в Танцевальной Ея Императорского Величества школе и была ориентирована только на ремесленное обучение; второй (1756-1829 гг.) - учреждение русского театра (1756) предопределило преобразование школы в Театральную. Сначала, в виде четырех объединенных школ (танцевальной, драматической, музыкальной, живописной), затем после реформы А.Казасси (1792 г.) — обучение воспитанников всем театральным искусствам (балету, драме, музыке, живописи) одновременно и далее на основании достигнутых успехов специализация в одном из них. третий (1829-1917 гг.) - подразделяющийся на подпериоды:

1829-1863 гг. - отказ от структуры обучения предыдущего периода в пользу изначальной специализации в определенном виде образования с постепенным отделением подготовки артистов балета от других видов театрального образования.

1863-1888 гг. — неудавшаяся попытка ликвидации училища привела к большей структурной упорядоченности подготовки танцовщиков и началу методической работы. Был введен единый блок дисциплин общего образования для всех отделений (балетного, оперного, драматического); инструмен тальный класс училища упразднен в связи с открытием Консерватории.

1888-1917 гг. — ликвидация драматического и оперного отделений; совершенствование структуры училища в соответствии с задачей подготовки танцовщиков; ориентация обучения на профессиональные задачи определяет положение общего образования как второстепенное. четвертый (1917-1991 гг.) — подразделяющийся на подпериоды:

1917-1928 гг. - либерализация балетного образования, включение училища в систему среднего специального образования; соединение профессиональной подготовки артистов балета с системой образования в части общего образования Единой трудовой школы;

1928-1938 гг. - создание Ленинградского хореографического техникума; складывается государственная система хореографического образования, объединяющая прежние его формы - балетное образование и новые - танцевальное образование для широких масс; отрываются новые отделения: исполнительское, педагогическое, балетмейстерское, национальное (для подготовки артистов балета для союзных республик). Модель балетной подготовки впервые отвечала структуре системы образования;

1938 - 1991 гг. - создание Ленинградского хореографического училища до преобразования его в высшее учебное заведение; идет возврат к «профессиональной» модели подготовки артистов балета; утвержден учебный план подготовки артистов балета, интегрирующий в рамках единого плана несколько уровней образования: основное общее и среднее профессиональное; формируется высшее профессиональное образование в искусстве балета. 2. В течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школы - Академии Русского балета им. А .Я. Вагановой были опробованы следующие модели организации подготовки артистов балета:

- модель узко-профессиональной подготовки — обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.); модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А.Казасси) (1756-1829 гг.); модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению - городскому училищу (1829-1917 гг.); модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991).

3. Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования.

4. Подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего включающего службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат, отдел практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку).

5. Традиционно сложившаяся структура подготовки артистов балета в России-представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего, среднего и высшего профессионального образования.

6. Традиционно сформировавшими специфическими особенностями балетного образования в России являются: здоровье (телесная природа и специальные параметры) как определяющее условие обучения балету; ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте; специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование доктором и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений; наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам;

- конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;

- обязательная связь профессиональной подготовки с требованиями работодателя — государственного театра оперы и балета;

- высшее образование в балете предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности Хореографическое искусство, квалификация артист балета и определенного стажа работы в балетной труппе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что: впервые осуществлен историко-педагогический анализ становления и развития системы развития балетного образования в России; предложена периодизация этапов его становления и развития; раскрыты основные педагогические закономерности этого процесса и выявлены педагогические модели, опробованные в балетном образовании в течение указанного периода; выявлены исторические традиции, на основе которых сформировались специфические требования к подготовке артистов балета в части содержания, технологий и контроля; впервые в отечественной педагогике систематизированы и классифицированы отличительные особенности подготовки специалистов в области балетного искусства; показано значение данных особенностей для дальнейшего развития балетного образования; определено, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования; установлено, определяющим условием для обучения балету является состояние телесного аппарата обучающегося; установлено, что традиционно сложившаяся структура подготовки артистов балета в России представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего, среднего и высшего профессионального образования и предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего включающего службы специального сопровождения: медицинскую, психологическую, интернат, столовую и т.д.); системно рассмотрены и уточнены педагогические понятия: «хореографическое образование», «балетное образование»; впервые в научный оборот введена информация о структуре и содержании подготовки в старейших балетных школах Европы — балетной школе Парижской Оперы и Королевской Шведской балетной школы.

Практическая значимость:

Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по истории и теории хореографического искусства, истории образования в России, при подготовке кадров высшей квалификации, для исследований в области педагогики искусства и русского балетного театра, как основа для создания монографии «Академия Русского балета им. А.Я.Вагановой», методических пособий, как материал для справочных и энциклопедических изданий, -при создании для организации образовательного процесса в балетных учебных заведениях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: использованием взаимодополняющих научных подходов к изучению проблемы; непротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позиций; разработанностью категориального аппарата; применением методов, адекватных предмету, целям, задачам исследования; введением в научный оборот архивных материалов и использованием широкой источииковой базы исследования.

Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в 20 публикациях, в отчетах по научным проектам Минобрнауки России за 2005-2007 гг., нашли отражение в выступлениях на различных конференциях: «Культурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2004); «Хореографическое образование на рубеже XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития» (Тамбов, 28-29 апреля 2005 г.);

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Фомкин, Алексей Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В развитии подготовки танцовщиков в «Танцевальной Ея Императорского Величества школе» -— Санкт-Петербургском Императорском Театральном училище в ХУШ-начале XX вв. выявлены следующие периоды.

Первый период (1710-1756 гг.) - подготовка танцовщиков в России находится в стадии становления. Ассамблеи Петра I, создание им первых профессиональных школ, формируют предпосылки для возникновения танцевальной педагогики в России. Сначала танцу обучаются частным образом. Затем танец входит в программы государственных учебных заведений. В 1738 г. создается первое профессиональное учебное заведение, готовящее танцовщиков — Танцевальная школа. Задачи ее деятельности сводятся к узко профессиональной подготовке. Срок обучения 3 года.

Второй период (1756-1829 гг.) — время поиска результативной структуры подготовки танцовщиков. На основе Танцевальной школы создана театральная, объединявшая под единым руководством - балетную, драматическую, музыкальную, живописную школы. Всех воспитанников обучали этим искусствам одновременно и далее на основании достигнутых успехов специализировали в одном из них. Срок обучения возрастает от 3 до 5 лет.

Третий период (1829-1917 гг.) - стабилизация балетного образования и отказ от структуры обучения предыдущего периода в пользу изначальной специализации в определенном виде образования. Подготовка артистов балета отделилась от других видов театрального образования и к середине XIX в. стала основной программой Петербургского Театрального училища. Срок обучения к началу XX в. - 7 лет.

Четвертый период (1917-1991 гг.), распадающийся на следующие подпе-риоды.

1917-1928 гг. - либерализация балетного образования, включение училища в систему среднего специального образования; соединение профессиональной подготовки артистов балета с системой образования в части общего образования Единой трудовой школы;

1928-1938 гг. - создание Ленинградского хореографического техникума; складывается государственная система хореографического образования, объединяющая прежние его формы — балетное образование и новые — танцевальное образование для широких масс; отрываются новые отделения: исполнительское, педагогическое, балетмейстерское, национальное (для подготовки артистов балета для союзных республик). Модель балетной подготовки впервые отвечала структуре системы образования;

1938 - 1991 гг. - создание Ленинградского хореографического училища до преобразования его в высшее учебное заведение; идет возврат к «профессиональной» модели подготовки артистов балета; утвержден учебный план подготовки артистов балета, интегрирующий в рамках единого плана несколько уровней образования: основное общее и среднее профессиональное; формируется высшее профессиональное образование в искусстве балета.

Период с 1991 г. по настоящее время еще не завершен, но уже отмечен признанием за Академией статуса «нетипового образовательного учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности».

В таблице 4 дается сопоставление этапов развития системы хореографического образования (обучения, методических основ) и становления хореографических профессий в контексте формирования государственной системы образования в России.

В течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школы — Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой были опробованы следующие модели организации подготовки артистов балета:

1. модель узко-профессиональной подготовки - обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.);

2. модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (1756-1829 гг.);

3. модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению - городскому училищу (1829-1917 гг.);

4. модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991).

Становление вузовской модели, начавшееся в 1991 г., еще не завершено.

В рамках этих моделей оформились основные элементы системы профессионального обучения танцовщиков: учебная работа — с 1738 г.; нравственное образование (воспитательная работа) — с 1829 г.; физическое образование — с 1853 г. по 1917 г.; методическая работа - формально с 1853 г.; научная работа — с 1928 г. по 1941 г. и с 1991 г. Общая продолжительность подготовки артистов балета колебалась от 6 до 10 лет (к 1991 г. установилась 7 лет 10 месяцев).

Сравнение отечественной подготовки артистов балета с западными аналогами показывает, что ключевой особенностью балетного образования (подготовки артистов балета) в России является тесное соединение профессионального и общего образования.

Подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего включающего службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат и др.).

Традиционно сложившаяся структура подготовки артистов балета в России представляет собой сочетание в рамках единого учебного процесса нескольких уровней образования, при котором обучающийся одновременно осваивает образовательные программы общего, среднего и высшего профессионального образования.

Традиционно сформировавшими специфическими особенностями балетного образования в России являются: состояние здоровья (телесная природа и специальные параметры) как определяющее условие обучения балету; ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте; специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование доктором и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений; наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой неспособные дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам; конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования; обязательная связь профессиональной подготовки с требованиями работодателя - государственного театра оперы и балета; высшее образование в балете предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности Хореографическое искусство, квалификация артист балета и определенного стажа работы в балетной труппе (не менее 8 лет).

Сравнение отечественных традиций подготовки с западными примерами показывает, что традиционной особенностью образования в области балета является тесное соединение общего и профессионального образования в России. Указанные особенности балетного образования в России обусловили и возникновение особой модели балетного учебного заведения, которого не знает европейская образовательная практика — профильной балетной академии, которой стало Ленинградское хореографическое училище в 1991 г. после преобразования в Академию Русского балета имени А.Я.Вагановой. В новых экономических и правовых условиях 1990-х гг. преобразование в вуз рассматривалось как возможность закрепления целостного (восьмилетнего) цикла обучения артиста балета со средним профессиональным образованием, которых стал выпускать созданный в 1991 г. Исполнительский факультет. Таким образом, был сохранен традиционный для балета учебный план, интегрирующий несколько уровней образования. Учитывая европейский опыт при формировании вузовской структуры руководство академии не пошло по пути дробления ее на три учебных заведения, соответствующих уровням общего, среднего профессионального и высшего образования, как это предлагалось Министерством культуры России. Фактически начал формироваться особый вуз (прием в который происходит в 10-летнем возрасте), являющий собой модель непрерывного образования и впитавший в себя лучшие исторические наработки. Не случайно за прошедшие 18 лет несколько раз пересматривалась структура (см. приложение 4.14 и 4.15) и устав Академии (в 1991, 1996, 2005 гг.) (см. приложение 1.20 и 1.21) [30]. В Академии созданы три факультета: Исполнительский (1991 г.), Педагогический (1991 г.) и Повышения квалификации (2004 г.) и, таким образом, взято лучшее из Положения о государственном Петроградском Театральном (балетном) училище 1918 г. Именно тогда училище состояло из учебного, научного и просветительного отделов. Учебный отдел (ныне Исполнительский факультет) отвечал за общее образование и «подготовку деятелей театра». Научный отдел (ныне - Педагогический факультет) занимался научно-практической разработкой проблем художественного творчества и балетного искусства. Просветительный отдел (ныне — ФПК) ведал популяризацией знаний о балетном искусстве. С открытием на Педагогическом факультете специальностей высшего образования (Педагогики хореографии - 1991 г., Инструментального исполнительства — 1993 г., Истории и теории хореографического искусства — 1995 г., Искусства хореографа - 1996 г., Менеджмента исполнительских искусств — 2003 г.) на новом историческом витке продолжилась работа, начатая А.Я.Вагановой в 1930-е гг., когда в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были подготовлены педагоги и балетмейстеры. В 1998 г. возрождена, закрытая в 1923 г., домовая церковь академии во имя Святой Троицы [223]. В 1999 г. на базе Академии учреждено Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства (УМО). Введена должность проректора по учебно-методической работе и УМО. В развитие идей А.Я.Вагановой о создании научного центра по хореографии в начале 2000-х гг. в Академии создан научный отдел, учреждена аспирантура введена должность проректора по научной работе. Началось регулярное издание «Вестника Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», были выпущены монографии, посвященные выдающимся артистам и преподавателям, комплекты программ, методические пособия. Не канула в Лету и идея 1930-х гг. о высшем образовании для артистов балета. В 1993 г. Академия выступила с инициативой разработки положения о подготовке в порядке эксперимента артистов балета с высшим образованием (бакалавров), однако такая модель не соответствовала действующему законодательству. Работа над ней продолжается. Учитывая вклад Академии в развитие системы балетного образования Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 64 «О включении отдельных объектов в государственный свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Академия была отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России (единственная из балетных учебных заведений) [31].

Либеральные реформы в образовании 1990-г гг., поставившие в центр образовательного процесса студента, в значительной степени обострили противоречия между сложившимися традициями подготовки артистов балета и нормативами системы образования (особенно в части отчислений на уровне основного общего образования). Утвержденные в 2000 и 2004 гг. государственные образовательные стандарты по специальности Хореографическое искусство (квалификация артист балета), к сожалению, не смогли изменить ситуацию. Поэтому при утверждении нового устава 2005 г. за Академией в соответствии с п. 13 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» был закреплен статус «нетипового образовательного учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности» [30]. Действующие законы позволяют особым образом вести образовательную деятельность с особо одаренными гражданами только в нетиповых образовательных учреждениях, к которым относится Академия Русского балета. Закон «Об образовании», допускает установление сроков освоения образовательных программ высшего образования в соответствии с положениями о вузах соответствующих видов. Это дает возможность устанавливать в Академии балета особые сроки для обучения артистов балета, в том числе до уровня бакалавра. Регламентация приема в вуз, также не включает особенности и практику приема граждан, посвятивших себя исполнительскому балетному искусству. Ведь именно с нетипового приема конкретной личности начинается совершенно неповторимая ни в какой другой профессии цепочка особым образом интегрированных ступенек основного общего, среднего и высшего профессионального образования. Именно неординарное сложение знаний, умений и навыков на всех этих ступеньках в установленные природой и традиционной практикой сроки рождают творческого специалиста с особыми физическими возможностями, качественно отличающегося от выпускника любого другого вуза. Речь идет именно об этом, т.к. описанный выше процесс создания артиста балета выходит за правовое поле, описывающее типовые схемы последовательного получения общего и профессионального образования, что для артиста балета нереализуемо в принципе.

Целесообразно обозначить дальнейшие возможные направления научных исследований рассмотренной проблемы. Дальнейшее развитие балетного образования в его отечественном варианте потребует комплексных научно-педагогических исследований целого спектра вопросов. В первую очередь -проблемы ранней профессионализации в образовании артистов балета, затем исследования возможностей оптимизации содержания гуманитарной части обучения артистов балет и технологий его реализации с учетом краткости профессиональной деятельности [111; 112; 113; 114; 115]. Требует глубокой разработки проблема адаптации артистов балета после выхода на пенсию. Не разработанным остается до сих пор вопрос о структурных и содержательных основах методики А.Я.Вагановой. Возможно, целесообразно рассмотреть в научном ключе вопрос об отнесении Академии Русского балета к числу учреждений элитного образования. В качестве обоснования данного положения нами сделана сравнительная таблица характеристик элитных школ (В.М. Лобзаров) и балетных учебных заведений (см. приложение 3.15) [140].

Реформа образования требует приведения системы среднего и высшего профессионального образования в балете в соответствие с задачами и реалиями текущего момента и государственной политикой в области образования. При этом крайне опасен необдуманный перенос европейской практики балетного образования на отечественную почву. Исторический путь, пройденный Академией Русского балета имени А.Я.Вагановой, позволяет говорить о наличии в России значительной национальной традиции подготовки специалистов в области балета. Своевременное обновление этой традиции — залог дальнейшего и непрерывного развития русского балета.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фомкин, Алексей Викторович, 2008 год

1. Архивные источники

2. РГАЛИ. Ф. 259. Оп.1. Д.39. Л. 3.

3. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л. 4.

4. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д.78, л. 4-5.

5. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 172, л. 5.

6. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 146, л.24-25.

7. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д.78, л.34.

8. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 78, л. 34.

9. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 1-8.

10. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 50, л. 9.

11. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, 172, л .2,4.

12. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 255, л.2-3.

13. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 255, л. 1.

14. Архив АРБ им. Вагановой, ф.2, д. 17.

15. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 21.

16. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 21.

17. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 21.

18. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 43.

19. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 12.

20. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13.

21. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13. 21 .Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13. 22.Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 14.

22. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 14.

23. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13.

24. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13.

25. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 691, л. 67-70.

26. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 691, л. 71-72.

27. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 14.

28. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 10.

29. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13.

30. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 12.

31. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 9.

32. ЦГАЛИ. Ф. 259. Оп.1. Ед. хр. 19. Л. 2.

33. РГИА. Ф. 498. Оп. 1. Ед. хр. 3857. Л. 124.

34. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 125, л. 24.

35. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 639, л. 5.

36. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 4.

37. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 2.

38. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 6, л. 1.

39. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 828.

40. ЦГАЛИ, ф.259, оп.1, д. 707.

41. Архив АРБ им.Вагановой, ф. 2, д. 13, л. 17-19.1. Печатные издания

42. Аверинцев С.С. Вступительная статья //Идеи эстетического воспитания : антология : в 2 т. М., 1973. Т. 1 : Античность. Средние века. Возрождение. С.132-133.

43. Адищев В. И. Музыка в российских школах закрытого типа : (историография вопроса) // Искусство и образование. — 2005. — № 2. — С. 56-68.

44. Адищев В. И. Музыкальное образование в женских институтах и кадетских корпусах России второй половины XIX — начала XX века / В. И. Адищев. — М. : Музыка, 2007. — 340 с. — Библиогр.: с. 316-336.

45. Алешинцев И. А. История гимназического образования в России : (XVIII и XIX в.) / И. А. Алешинцев. —СПб. : О. Богданова, 1912. — X, 346, VI с.

46. Античная музыкальная эстетика / вступ. очерк и собр. текстов А.Ф. Лосева. — М., 1960. — 304 с.

47. Арапов П. Н. Летопись русского театра / П. Н. Арапов. — СПб. : Тип. Н. Тиблена и К, 1861. — 4., IV, 386 с.

48. Аурова Н. Н. Идеи просвещения в 1-ом Кадетском корпусе (конец XVIII- первая четверть XIX в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8, История. — 1996. — № 1. —С. 34-42.

49. Аурова Н. Н. Система военного образования в России : кадетские корпуса во второй половине XVIII — первой половине XIX века / Аурова Н. Н. — М. : Ин-т рос. истории, 2003. — 274 с. — Библиогр. в примеч.

50. Балет : энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М. : Сов. энцикл., 1981. —623 с. : ил.

51. Басаев В. Р. Становление и развитие кадетских корпусов в императорской России (XVIII-начало XX вв.) : автореф. дис. . канд. ист. наук / Басаев В. Р. ; Ом. гос. пед. ун-т. — Омск, 2000. — 38 с.

52. Белова Г. JI. Женское институтское образование в России // Педагогика.- 2002. — № 9. — С. 76-83.

53. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы : очерки приклад, философии образования / Е. П. Белозерцев ; Моск. пед. гос. ун-т и др. — Волгоград : Перемена, 2000. — 459 с. — Библиогр.: с. 444-460.

54. Блок JI. Д. Классический танец : история и современность / JI. Д. Блок ; вступ. ст. В. М. Гаевского. — М. : Искусство, 1987. — 556 с. : ил. — (Русская мысль о балете).

55. Большая советская энциклопедия // Кузьмин Б.А. Среднее специальное образование //Большая советская энциклопедия. 3-е изд., М., 1976. Т. 23, кн. 1 : Собаки Струна. С. 370—372.61 .Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист / Ф. Боссан ; пер. с фр., коммент.

56. Богомолова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Исслед. центр эсте-тич. воспитания. —М., 1997. — 179 с.

57. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов н/Д : Изд-во Ростов, пед. ун-та, 2000. — 351 с.

58. Борисов А. И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа : автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Борисов Алексей Иванович ; Самар. гос. пед. ун-т. — Самара, 2001. — 24 с.'

59. Бочарникова Э. В. Московское хореографическое училище : крат. ист. очерк /Э. Бочарникова, О. Мартынова. — М. : Искусство, 1954. — 145 с. : ил.

60. Буковская Т. И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России : автореф. дис. . канд. ист. наук / БуковJекая Т. И. ; С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2003. — 22 с.

61. Бурцева Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Бурцева Галина Вячеславовна; Барнаул, гос. пед. ун-т. — Барнаул, 2000. — 16 с.

62. Ваганова А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова ; вступ. ст. И. И. Соллертинского. — Л. : ГИХ., 1934. — 192 с. : ил.

63. Агриппина Яковлевна Ваганова : статьи, воспоминания, материалы / ред. Н. Д. Волков, Ю. И.Слонимский. — JI. ; М. : Искусство, 1958. — 343 е. : ил.

64. Вербинина Н. В. В школе русской драмы / Н. В. Вербинина ; лит. обраб. Е. А. Полежаевой. — М. : ВТО, 1978. — 255 с. : ил.

65. Волынский А. Л. Книга ликований : азбука классич. танца / А. Л. Волынский ; вступ. ст., коммент. В. М. Гаевского. — М. : Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 299 с. : ил. — Прил.: Проблема рус. балета: с. 261270.

66. Всеволодский-Гернгросс В. Н. История театрального образования в России /В. Н. Всеволодский-Гернгросс. — СПб. : Дирекция Имп. театров, 1913.

67. Т. 1 : XVII и XVIII вв. — 463 с. — (Материалы по истории театра в России).

68. Всеволодский-Герн гросс В. Н. Театр в России при императрице Елисавете Петровне / В. Н. Всеволодский-Гернгросс. — СПб. : Гиперион, 2003. — 333 с. : ил. — (THEATPON : История и теория зрелища ; 1).

69. Всеволодский-Гернгрос В. Н. Театр в России при императрице Анне Ио-анновне и императоре Иоанне Антоновиче / В. Н. Всеволодский-Гернгрос. — СПб. : Тип. Имп. театров, 1914. — 4., 101 с. : ил.

70. Гаевский В. М. Дивертисмент : судьбы классич. балета / В. М. Гаевский.- М. : Искусство, 1981. — 378 с. : ил.

71. Гаевский В. М. Мариинский балет: «чужое» и «свое» / В. М. Гаевский, П. Д. Гершензон // Критич. масса. — 2005. — № 3/4. — С. 35—46.

72. Герасимова Ю. А. Развитие педагогических качеств в профессиональной подготовке хореографов в вузах культуры и искусств : автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.08 /Герасимова Юлия Александровна; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2007. — 24 с.

73. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России : от истоков до Глинки / А. А. Гозенпуд. — Л. : Музгиз, 1959. — 781 с. : ил.

74. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по направлению подготовки 530700 Искусство балета, квалификация бакалавр. — М. : Радуга, 2003. — с. 36.

75. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 050500 Хореографическое исполнительство, квалификация артист балета. — М. : Радуга, 2003. — с. 32.

76. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 050700 Педагогика^балета. — М. : Радуга, 2003. — с. 32.

77. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 050600 Искусство хореографа. —- М. : Радуга, 2003. — с. 36.

78. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности 050800 История и теория хореографического искусства. — М. : Радуга, 2003. — с. 36.

79. Государственный образовательный стандарт специальности среднего профессионального образования 0506 Хореографическое искусство. — М. : АРБ имени АЛ.Вагановой, 2001. — с. 48.

80. Государственный образовательный стандарт специальности среднего профессионального образования 0506 Хореографическое искусство. — М. : МГАХ, 2004. —с. 45.

81. Гудовичев В. Н. Театрально-драматическое образование в России первой четверти XIX века : из истории театр, педагогики в России : учеб. пособие / В. Н. Гудовичев ; Моск. гос. ин-т культуры — М.: б. и., 1968. — 64 с.

82. Гуревич JI. Я. История русского театрального быта / JT. Я. Гурсвич. — М.; Л. : Искусство, 1939. — Т. 1. — 304 с. : ил.

83. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи : в 2 т. / В. А. Гурковский ; Фонд содействия кадет, корпусам им. Алексея Йордана. — М. : Белый берег, 2005. ■— Т. 1. — 262 с. ; Т. 2. — 366 с. — Библиогр.: с. 334-338.

84. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка.// Традиция. — 2-е издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа» .—СПб.—М., 1880, 1881, 1882, 1882. Режим электронного доступа : http://www.agape-biblia.org/books/Book05/P230.HTM#40065.

85. Дембо Н. А. Основы медицинского отбора поступающих в хореографические училища / Н. А. Дембо ; предисл. Г. Турнера. — Л. : Ленингр. гос. ордена Трудового Красного знамени хореогр. училище, 1941. — 56 с. : ил.

86. Догорова H.A. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от XVII до начала XX века : автореф. дис. . канд.искусствоведения : 24.00.01 / Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. — Саранск, 2006. —211 с.

87. Дризен Н. В. Иван Перфильевич Елагин / Н. В. Дризен. — СПб. : Тип. товарищества «Обществ, польза», 1893. — 26 с.. — Отд. отт.: Рус. старина. 1893. Окт.

88. Дризен Н. В. Материалы к истории русского театра / Н. В. Дризен. — М. : А .А. Бахрушин, 1905. — 4., 311 с.

89. Евментьева J1. В. Записки балерины / JI. В. Евментьева. — JI. : Редактор, 1991. — 158 с. : ил.

90. Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II : пер. с фр. / Репринт, воспроизведение изд.: СПб., 1907. - М. : Орбита, 1989. — 749 с.

91. Ершова Н. В. Хореография на льду. Становление и пути дальнейшего развития : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.01 /Ершова Нина Владимировна ; Гос. ин-т театр, искусства им. А. В. Луначарского. — М., 1985. —24 с.

92. Жолован С. В. Традиции как фактор развития образовательной системы школы : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Жолован Степан Васильевич ; С.-Петерб. акад. постдиплом, пед. образования. — СПб., 2003. — 21 с.

93. Жуков В. И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы / В. И. Жуков. — М. : Маркетинг : Союз, 2001. — 843 с. — Библиогр. в конце разд.

94. Журкина Д.Т. Индийский классический танец основные направления и школы : автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.01 / Гос. ин-т театр, искусства им. A.B. Луначарского. — М., 1973. — 23 с.

95. Закон РСФСР о народном образовании : принят на седьмой сес. Верхов. Совета РСФСР восьмого созыва 8 авг. 1974 г. — М. : Известия, 1974. — 46 с.

96. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера / Р. В. Захаров. — М. : Искусство, 1954. — 431 с. : ил.

97. Зосимовский В. А. Библиографический справочник по хореографии / В. А. Зосимовский. — М. : Профиздат, 1959. — 96 с.

98. Зотов Р. М. И мои воспоминания о театре //Репертуар рус. театра. — 1840. — Т. 1, кн. 4. — С. 1—20 ; Т. 2, кн. 7. — С. 21—39 ; кн. 9. — С. 40—55.

99. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI—XIX вв. / Н. П. Ивановский ; под ред. Ю. И. Слонимского. — Л.; М. : Искусство, 1948. — 216 с. : ил.

100. Институтки : воспоминания воспитанниц ин-тов благородных девиц / сост., подгот. текста и коммент. В. М. Боковой, Л. Г. Сахаровой Л.Г. ; вступ. ст. А. Ф. Белоусова. — М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 568 с. : ил. — (Россия в мемуарах).

101. Исаков В. М. Педагогические и правовые проблемы сохранения и развития хореографического образования // Материалы X международнойконференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство», 16—18 апр. 2003 г. / РГПУ им.Герцена. — СПб., 2003. — 379 с.

102. Искусство в РСФСР : отчет сектора искусств Наркомпроса РСФСР VIII Всесоюз. съезду Всерабиса (за период работы 1929-1931 гг.). — М. ;JI. : Наркомпрос РСФСР, 1932. — 16 с.

103. Искусство и дети: эстетич. воспитание за рубежом / ред.-сост. В.П. Шестаков. — М., 1969. — С. 121.

104. История среднего профессионального образования в России / П. Ф. Анисимов, В. М. Демин, В. М. Зуев и др. ; М-во образования Рос. Федерации, Науч.-метод. центр сред. проф. образования. — М. : Новь, 2000. — 700 с. : ил.

105. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры : история С.Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее / М. С. Каган. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Паритет, 2006. — 477 с. : ил.

106. Калашникова Т. И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 /Калашникова Татьяна Игоревна; Бурят, гос. ун-т. — Улан-Удэ, 2004. — 23 с.

107. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; под ред. А. М. Арсеньева. — М. : Педагогика, 1982. — 704 с. — (Педагогическая библиотека).

108. Каратыгин П. А. Записки / П. А. Каратыгин ; подгот. текста, вступ. ст., примеч. Н. В. Королевой. — JI. : Искусство, 1970. — 327 с. : ил. — (Театральные мемуары).

109. Киселева Т. Г. Народное образование и просвещение в России : реальность и мифы / Т. Г. Киселева. — М. : МГУКИ, 2002. — 214 с. — Библиогр.: с. 200-214.

110. Классики хореографии : сборник. / отв. ред. Е. И. Чесноков ; [примеч. А. Г. Мовшенсона]. — JI. ; М. : Искусство, 1937. — 365 с. : ил.

111. Клименко Т. К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Педагог: наука, технология, практика. — 1999. — № 2. —С. 20—25.

112. КоменскийЯ. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / Я. А. Коменский; отв. ред. А. И. Пискунов. — М. : Педагогика, 1982.

113. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства / С. С. Комиссаренко. — СПб. : Изд-во СПбГУП, 2003. — 300 с. — (Библиотека Гуманитарногоуни-верситета; вып. 16).

114. Королев В. В. Формирование творческой активности студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / Королев Валерий Валентинович ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2003. — 23 с.

115. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр : очерки истории : от истоков до середины XVI11 века / В. М. Красовская. — JI. : Искусство, 1979. —295 с. 1 ил.

116. Крылов В. М. Званье скромное и гордое кадет : ист. и культ, традиции кадет, корпусов России / под науч. ред. А. Н. Мячина / В. М. Крылов, В. В. Семичев. — СПб.: Петербург XXI век, 2004. — 159 с. — Библиогр. в примеч.

117. Куликова С. В. Взаимодействие традиций и инноваций как методологический ориентир исследований инновационных процессов в образовании // Пед. образование и наука. — 2005. —№ 1. — С. 47—51.

118. Лагутин В. Д. Российское образование в контексте мировой истории / В. Д. Лагутин. — Калуга : Гриф, 2001. — 233 с. : ил. — Библиогр.: с. 233-234.

119. Ленинградское государственное орденов Ленина и Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой, 1738-1988 : альбом. / [сост. И. М. Гурков ; авт. текста И. М. Гурков и др.]. — Л. : Музыка, 1988. — 159 с. : ил.

120. Ленинградское государственное хореографическое училище : обзор работы за сов. период. — Л. ; М. : Искусство, 1940. — 16, 56 с. : ил.

121. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Лесгафт ; вступ. ст. И. Н. Решетень. — М. : Педагогика, 1988. — 399 с.

122. Леонтьев А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века Электронный ресурс. // Русский язык : электрон версия газ. / Изд. дом «Первое сентября» — 2001. — №33. — Режим доступа: Ир://гш. 1 september.ru/2001/33/4 13.Ыт (05.09.2008).

123. Леонтьева Г. К. Карл Брюллов / Г. К. Леонтьева. — М. : Терра, 1997. — 461 с. : ил. — (Мастера : жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).

124. Лепин Д. Н. Закрытый мир: быт и традиции кадетских корпусов первой трети XIX века // Культура исторической памяти: невостребованный опыт : материалы Всерос. науч. конф., Петрозаводск, 25-28 апр. 2003 г. — Петрозаводск, 2003. — С. 57-68.

125. Локк Дж. Педагогические сочинения. — Т.З.М., 1985. — С.291

126. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании: сб. ст. /М.В.Ломоносов. — М. : Педагогика, 1991. — 343 с. — (Педагогическая библиотека / [гл. ред. В. Д. Шадриков]).

127. Лопухов А. В. Основы характерного танца / А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров ; вступ. ст. Ю. И. Слонимского. — Л. ; М. : Искусство, 1939. — 188 с. : ил.

128. Лукиан. Избранная проза : пер. с древнегреч. / Лукиан из Самосаты ; сост., вступ. ст., коммент. И. Нахова. — М. : Правда, 1991. — 718 с. : ил.м

129. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т. / А. С. Макаренко ; гл. ред. М. И. Кондаков. — М. : Педагогика, 1983-1986.

130. Мариупольская Т. Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки : теоретич. и методич. аспекты : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.02 / Мариупольская Татьяна Геннадиевна; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2002. — 53 с.

131. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. / авт. пре-дисл. Н. Г. Думова. — М. : Прогресс-Культура : Газ. «Труд», 1994. — Т. 2, ч. 2. —491 с.: ил.

132. Мордисон Г. 3. История театрального дела в России : основание и развитие гос. театра в России (XVI-XVIII вв.) : в 2 ч. / Г. 3. Мордисон. — СПб. : СПАТИ : Сильван : Чарли, 1994. — Ч. 1. — 223 с.

133. Народное образование в СССР : общеобразоват. шк. : сб. док., 19171973 / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Ф. Ф. Литвинов. — М. : Педагогика, 1974. — 559 с.

134. Натарова А. П. Из воспоминаний артистки А. П. Натаровой // Ист. вести. — 1903. — Т. 94, окт. — С. 25—44 ; нояб. — С. 420—442 ; дек. — С. 778— 803.

135. Никитин В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08 / Никитин Вадим Юрьевич ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2007. — 48 с.

136. Нилов В. Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.05 /Нилов Вячеслав Николаевич ; Моск. гос. ун-т культуры. — М., 1998.— 21 с.

137. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр ; пер., ред., вступ. ст. Ю. И.Слонимского. — Л. ; М. : Искусство, 1965. — 375 с. : ил.

138. О театре : сб. ст. / под общ. ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского. — Л.; М. : Искусство, 1940. —216 с.

139. Об образовании : Закон Рос. Федерации : от 10 июля 1992 г. № 3266-1 :по сост на 20 апреля 2008 г. . — Новосибирск. : Сибирское университетское издательство, 2008. — 62 с.

140. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова ; Рос. Акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : ИТИ Технологии, 2007. — 941 с.

141. Очерки истории российского образования : к 200-летию М-ва образования Рос. Федерации : в 3 т. — М. : МГУП, 2002. — Т. 1. — 350 с. ; Т. 2. — 315 с. ;Т. 3.— 227 с.

142. Панаева А. Я. Воспоминания / А.Я.Панаева ; вступ. ст., ред. текста, коммент. К. И. Чуковского. — М. : Гослитиздат, 1948. — 488 с. : ил. — (Серия литературных мемуаров).

143. Пантюхова Л. А. Ленинградское государственное хореографическое училище / Л. Пантюхова. — Л. ; М. : Искусство, 1948. — 64 с.

144. Педагогические идеи Роберта Оуэна. — М., 1940. — С 74-76.

145. Пенионжкевич К. Б. Устав, правила, программы и распоряжения по гимназиям ведомства Министерства народного просвещения : сост. по офиц. источникам с включением новейших распоряжений / К. Б. Пенионжкевич. — Пг. : П. Луковников, 1916. — VIII, 252 с.

146. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов ; сост. и коммент. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок. — М. : Педагогика, 1985. — 496 с.

147. Платон. Сочинения : в 3 т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. — М., 1971. Т. 3, ч. 1.

148. Плещеев А. А. Наш балет (1673-1896) : балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 г. / А. А. Плещеев. — СПб. : тип. А. Бенке, 1896. — 8., 391, [5] с. : ил.

149. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. 14, 15, 17, 19, 21,24,28, 30, 31.-—СПб: 1830.

150. Положение о городских училищах. — Казань: 1883. — 68 с.

151. Пономарева В. В. Мир русской женщины : воспитание, образование, судьба : XVIII — начало XX века / В. В. Пономарева, Л. Б. Хорошилова. — 2-е изд. — М. : Рус. слово, 2008. — 315 с. — Библиогр.: с. 303-309.

152. Правила приема в хореографические училища СССР на 1940/41 учебный год / Ком. по делам искусств при СНК СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М. ; Л. : Искусство, 1940. — 12 с.

153. Правила приема в хореографические училища СССР на 1941/42 учебный год / Ком. по делам искусств при СНК СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М. ; Л. : Искусство, 1941. — 12 с.

154. Правила приема в хореографические училища СССР на 1947/48 учебный год / Ком. по делам искусств при Совете министров СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М.; Л. : Искусство, 1947. — 7 с.

155. Правила приема в хореографические училища СССР на 1948/49 учебный год / Ком. по делам искусств при Совете министров СССР, Гл. упр. учеб. заведений. — М.; Л. : Искусство, 1948. — 8 с.

156. Приемные требования для поступающих в хореографическое училища СССР.-М. : 1973, —8 с.

157. Примерные учебные планы для I и II ступени в Единой Трудовой школе. — М. : Гос. изд-во, 1920. — 8 с.

158. Принципы построения типовых учебных планов вузов, втузов, рабфаков техникумов на 1930/31. — М. ; Л. : Наркомпрос РСФСР : Гос. изд-во, 1930. — -71 с.

159. Программы специальных дисциплин хореографических училищ. — М. ; Л. : Музгиз, 1947.— 100 с.

160. Румба О. Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 /Румба Ольга Геннадьевна; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2006. — 23 с.

161. Русский балет : энциклопедия / редкол.: Б.П.Белова и др.. — М. : Большая Рос. энцикл. : Согласие, 1997. — 631 с. : ил.

162. Руссу Н. В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.01 /Руссу Надежда Валерьевна; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. — Кемерово, 2006. — 24 с.

163. Сафонова 3. Г. История образования в России : учеб. пособие для студентов пед. ун-тов / 3. Г. Сафонова. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2001. — 331 с. — Библиогр. в конце разд.

164. Сборник материалов по художественному образованию : учеб. планы и программы для учеб. заведений по различ. видам худож. образования. — М. : Госиздат, 1928. — Сб. 2. — 101 с.

165. Сборник основных служебных материалов / РСФСР, М-во культуры. — М. б. и., 1983. —[За март 1983 г.]. —34 с. ; [За ноябрь 1983 г.]. —42 с.

166. Система народного образования в СССР : (метод, пособие по педагогике) / Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск : б. и., 1966. — 20 с.

167. Скальковский К. А. В театральном мире : наблюдения, воспоминания и рассуждения / К. А. Скальковский. — СПб. : тип. А. С. Суворина, 1899. — XL, 395 с.

168. Слонимский Ю. И. Дидло : вехи творч. биогр. / Ю. И. Слонимский ; поел есл. А. Мовшенсона. — Л. ; М. : Искусство, 1958. — 262 с. : ил.

169. Слонимский Ю. И. Советский балет : материалы к истории сов. балет, театра / Ю. И. Слонимский. — М. ; Л. : Искусство, 1950. — 368 с. : ил.

170. Соболева О. С. Продуктивность творческой деятельности артистов балета : автореф. дис. . нд. психол. наук : 19.00.13 / Соболева Ольга Сергеевна ; Гуманитар.-прогност. акад.. — М., 2005. — 22 с.

171. Соковикова Н.В. Введение в психологию балета. / Н.В.Соковикова ; — Новосибирск : Сова, 2006. — 300 с.

172. Соколов А. А. Театральные болота : хроника-роман : в 4 ч. / А.А.Соколов. — СПб. : Петерб. листок, 1869-1882. — Ч. 1. — 1869. — 355 с. ; Ч. 2 : От берега до берега. Жизнь в провинции. — 1870. — 281 с. ;

173. Ч. 3 : Розы и тернии. — 1873. — 236 с. ; Ч. 4 : История «розового негодяя». --1882.—206 с.

174. Соллертинский И. И. Статьи о балете / И. И. Соллертинский ; предисл. М. Друскина. — JI. : Музыка, 1973. — 208 с.

175. Соснина И. Г. Специальные способности артиста балета : природа, структура, диагностика : дис. . канд. психол.наук : 19.00.01 / Соснина Ирина Григорьевна; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 1997. — 155 с.

176. Специальности высших учебных заведений СССР по отраслям народного хозяйства и культуры : на 1 февр. 1952 г. / М-во высш. образования СССР, Метод, упр. ; сост. и ред. Г. П. Головинский. — [М. : б. и., 1952]. — 88 с.

177. Справочник для поступающих в техникумы на 1930/31 год. — М. ; JI. : Нар. ком. просвещения РСФСР : Госиздат, 1930. — 116 с.

178. Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и искусства. — М. : Профиздат, 1964. — 192 с.

179. Среднее специальное образование : сб. основ, постановлений, приказов и инструкций : в 2 ч. / М-во высш. и сред. спец. образования СССР ; под ред. А. А. Богданова, А. И. Фурсенко. — М. : Высш. шк., 1983. —Ч. 1. — 464 с.

180. Страницы истории : С.-Петерб. гос. акад. театр, искусства : сборник / ред.-сост. Т. Е. Кузовлева. — СПб. : СПГАТИ, 2000. — 381 с. : ил.

181. Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов : тенденции развития / Е. Я. Суриц. — М. : Искусство, 1979. — 358 с. : ил.

182. Тарасов Н. И. Классический танец : школа мужского исполнительства / Н. И. Тарасов. — М. : Искусство, 1971. — 493 с. : ил.

183. Татищев В.И. Разговор о пользе наук и училищ. — М., 1887. — С. 82.

184. Театральная энциклопедия: в 6 т. /[гл. ред. С. С. Мокульский, П. А. Марков]. — М. : Сов. энцикл., 1961-1967.

185. Телегина Л. А. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессиональной деятельности : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 /Телегина Лариса Анатольевна; Казан, гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. — Казань, 2004. — 22 с.

186. Устав средней школы / Нар. ком. просвещения РСФСР. — М. : б. и., 1939. —24 с.

187. Учебные программы / Ленингр. гос. хореогр. техникум ; предисл. И. И. Соллертинского, Ю. И. Слонимского. —Л. : б. и., 1936. — 82 с. : ил.

188. Учебный план и программы вступительных испытаний / Ленингр. гос. хореогр. техникум ; сост. Л. С. Леонтьев, А. М. Монахов, В. И. Пономарев ; общ. ред. И. И. Соллертинского. — Л. : б. и., 1928. — 16с.: ил.

189. Ушакова Ю. В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук :1300.02 / Ушакова Юнона Васильевна ; Ин-т худож. образования. — М., 2001.—23 с.

190. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский ; гл. ред. М. И. Кондаков. —М. : Педагогика, 1988-1990.

191. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» : от 22 авг. 1996 г. № 125-ФЗ. — М. : Омега-JT, 2006. — 47 с.

192. Федорченко О. А. Петроградское театральное (балетное) училище в годы военного коммунизма: будни и праздники // Пермский ежегодник-96 : Хореография. История. Документы. Материалы. — Пермь, 1996. — 178 с.

193. Ферлюдин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России / П. И. Ферлюдин. — Саратов : типо-литогр. П. С. Феокритова, 1893.

194. Вып. 1 : Академии наук и университеты. — 4., X, 187 с.

195. Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Фокина Елена Николаевна ; Тюмен. гос. ун-т. — Тюмень, 2002. — 24 с.

196. Фурье Ш. Избранные сочинения. — Т.2. — М., 1951. С. 191 -222; — Т. 3.1. М., 1954 С.354-411.

197. Хазин О. А. Пажи, кадеты, юнкера : исторический очерк : (к 200-летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса) / О. А. Хазин. — 2-е изд., доп. — М.: СП Мысль, 2005. — 151 с.: ил. — (Библиотека российского офицера).

198. Худеков С. Н. История танцев : в 4 ч. / С. Н. Худеков. — СПб. : тип. «Петерб. газ.», 1913-1918. — Ч. 1. — 1913. —308 е.: ил. ; Ч. 2. — 1914. —X, 370 с. : ил ; Ч. 3. — 1915. — XII, 400 е.: ил ; Ч. 4. — VIII, 309 с. : ил.

199. Художественное образование в парадигме современной культуры : сб. ст. / Рос. акад. образования, Ин-т худож. образования ; [ред.-сост.: Е. В. Боякова, А. И. Радомский ; науч. ред. Е. М. Торшилова]. — М. : Грета-Сервис, 2006. — 206 с.

200. Художественное образование : учеб. планы муз. и худож. вузов : (с объяснит. зап.). — М. : Главпрофобр, 1927. — 88 с.

201. Чарнолуский В. И. Школьное законодательство в РСФСР / В. И. Чарнолуский. — М. : изд. авт., 1927. — 127 с.

202. Череднякова А. Б. Формирование имиджа будущего педагога-хореографа в вузе культуры: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Череднякова Анна Борисовна ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.

203. ШамоваТ. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студентов вузов / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин ; под ред. Т. И. Шамовой. — М. : ВЛАДОС, 2001 . — 319с.

204. Шевелев А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVIII-XIX веков в педагогике кадетских корпусов // История педагогики сегодня : сб. ст. / С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства. — СПб., 1998. — С. 95120.

205. Шевелев А. Н. Школа. Государство. Общество : очерки социал.-полит. истории общ. школьного образования в России второй половины XIX в. / А. Н. Шевелев. — СПб. : СПбГУПМ, 2001. — 244 с. — Библиогр.: с. 224-236.

206. Шмид Г. К. История средних учебных заведений в России / Е. Шмид. — СПб. : тип. В. С. Балашева, 1878. — 684 с.

207. Шпанагель С. JL Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России : автореф. дис. . канд. пед. наук / Шпанагель Сергей Львович ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2002. — 19с.: ил.

208. ШтелинЯ. Музыка и балет в России XVIII века : перевод. / Я. Ш гелин. — СПб. : Союз художников, 2002. — 319 с. — Библиогр.: с. 319.

209. Эстетика. Словарь. Под ред А.А.Беляева и др. — М.,1989. — С. 135

210. Ecole de Dance. The Paris Opera Ballet School. — Paris : Opera National de Paris, 2006. 64 p.

211. International encyclopedia of Dance : in 6 vol. / Dance Perspectives Foundation ; ed. by S. J. Cohen, G. Dorris et al.. — New York : Oxford Univ. press, 1998.

212. ReynaF. Des origines du ballet / F. Reyna. — Paris : A. Tallone, 1955. — 201 p. : ill.

213. The Royal Swedish Ballet, 1773-1998 / ed. by G. Dorris. — London : Dance Books Ltd, 1999. — 160 p.: ill.

214. Sachs C. World history of the dance / C. Sachs ; transl. by B. Schonberg. — New York., 1965. — IX, 469 p. : ill.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.