Историко-археологическое изучение Западной Монголии: эпоха бронзы - скифское время тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Сэрээтэрийн Урантугс

  • Сэрээтэрийн Урантугс
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 204
Сэрээтэрийн Урантугс. Историко-археологическое изучение Западной Монголии: эпоха бронзы - скифское время: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Санкт-Петербург. 2007. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сэрээтэрийн Урантугс

Введение.

Глава 1. Русские путешественники - исследователи об археологических памятниках Западной Монголии (вторая половина

XIX - начало XX века).

1.1. Г.Н. Потанин (1835-1890гг.).

1.2 А.М. Позднеев (1851-1920 гг.).

Глава 2. Археологические открытия в Западной Монголии (во второй половине XX - начале XXI вв.).

2.1. С.В. Киселев ( 1905 - 1962 гг).

2.2. Советско-Монгольская историко-культурная экспедиция.

2.3. В. В. Волков (1933-2000 гг.).

2.4. Новейшие открытия в Западной Монголии (конец XX - начало

XXI вв.).

Глава 3. Вклад монгольских исследователей в археологическое изучение Западной Монголии.

3.1. Основные этапы развития монгольской археологии.

3.2. История изучения археологических памятников бронзового века в Западной Монголии.

3.3. Изучение археологических памятников раннего железного века в Западной Монголии.

Глава 4. Предварительный анализ основных категорий памятников.

4.1. Опыт типологии херексуров.

4.2. Сюжетная классификация петроглифов эпохи бронзы.

4.3. К изучению т.н. "карасукских" бронз.

4.4. Оленные камни.

Глава 5.Культуры эпохи палеометалла Западной Монголии и Саяно

Алтая (сравнительная характеристика).

5.1. Районирование археологических памятников Западной Монголии.

5.2. Сравнительный анализ памятников Западной Монголии и Саяно

-Алтая.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-археологическое изучение Западной Монголии: эпоха бронзы - скифское время»

Актуальность темы исследования. Изучение археологических памятников Западной Монголии различных исторических периодов играет важную роль в познании древней цивилизации Центральной Азии. Без этого представление об истории и культуре Китая, Ирана, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока и других сопредельных территорий будет неполным. В древности Западная Монголия находилась на перекрестке торговых путей, связывающих Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию. Западная Монголия неоднократно становилась источником миграционных волн, сыгравших определяющую роль в культурогенезе кочевников в очень широком ареале Евразийских степей. Именно здесь, в монгольских степях зарождались великие переселения племен и народов, приводившие к серьезному изменению политической и экономической карты Азии и Европы.

Физико - географическое положение Западной Монголии

Монголия - одна из немногих стран мира, сохранившая вплоть до XXI века полностью кочевое хозяйство. На жизнь кочевника Центральной Азии огромное влияние оказывают ее природные условия. Начиная с эпохи бронзы (2 тыс.до н.э.) судьба скотоводов полностью зависела от состояния пастбищ, от засухи, ветров, гололеда, вызывавшего большую смертность скота и т.п. Кроме того, богатство страны теми или иными полезными ископаемыми, обилие полудрагоценных камней, изолированность и отдаленность от соседних народов, континентальность и суровость климата не могли не отразиться на жизни древнего монгольского общества, его хозяйственном укладе и общественных отношениях. Эта зависимость от суровых природных условий наложила отпечаток на культуру, мифологию, искусство и, прежде всего, нашла отражение в древнейших археологических памятниках страны.

Монголию называют географическим феноменом, не имеющим аналогов на Земле. В пределах этой страны находится самый южный очаг распространения вечной мерзлоты, а в ее западной части, в котловине Больших озер, проходит самая северная в мире граница сухих пустынь. Расстояние между линиями распространения вечной мерзлоты и началом пустынь не превышает 300 км. Кроме того, в Монголии сохранились многообразные ледниковые формы рельефа, зачастую целые ледниковые ландшафты.

Экскурс в западно-монгольскую древность следует начинать с краткого физико-географического очерка страны, поскольку это помогает понять многие специфические черты древних скотоводческих обществ Центральной Азии. Монголия многим кажется страной бескрайних степных равнин и пустынь. Монголия в целом находится между 41° 35' и 52° 09' северной широты и 87° 44' и 119° 56' восточной долготы, и представляет собой обширное плоскогорье, высотой в среднем 400м над уровнем моря. Из 8158 км пограничной линии Монголии 3485 км приходится на долю ее границ с Россией и 4673 км на долю границ с Китаем1.бщая площадь Монголии определяется в 1.566.500 км2, что в несколько раз превышает взятые вместе площади Великобритании, Франции и Германии в их довоенных границах.

По характеру поверхности и физико - географическим условиям территорию Монголии можно разделить на пять крупных

1 Приведенные географические сведения взяты из книги Ш. Цэгмид (1969) и других специальных изданий. районов Алтайский, Хангайско - Хэнтейский, Котловину Больших озер, Восточно - Монгольский и Гобийский.

Фактор «растянутой вертикальной зональности», характерной в целом для территории Монголии, не отмечается в пределах Монгольского Алтая.

Здесь вертикальная зональность зависит, как сейчас так и в предшествующее время, от изменения климатических условий в ту или иную сторону. Природные зоны либо поднимаются в горы, либо опускаются вниз. Подобные изменения, несомненно, увязывались с деятельностью человека в различные исторические периоды.

Монгольский Алтай представляет собой самую обширную горную систему на территории Монголии. В системе Монгольского Алтая направления горных хребтов доминируют с северо-запада на юго- восток. Основные элементы рельефа определены процессом орогенеза в позднетретичное и раннечетвертичное время, хотя здесь частично сохранились и более древние поверхности. Определенное воздействие на рельеф оказали оледенения четвертичной эпохи. До сих пор Монгольский Алтай представляет собой зону проявления современного горного оледенения. В строении Монгольского Алтая наблюдается резкая ассиметрия. Если северный склон, обращенный к долинам рек Ховд, Буянту и котловине Больших озер, короткий и относительно пологий, то южный, обращенный к Джунгарской впадине, длинный и достаточно крутой.

Монгольский Алтай отделен от Хангайской горной системы глубокой депрессией, занятой котловиной Больших озер, площадь которой составляет многие сотни кв.км. В котловине сохранились пять крупных реликтовых водоемов с пресной и соленой водой: Хар-ус, Хар-нуур, Дургун, Хяргас, Уве. В озера впадает несколько крупных рек: Ховд с водосбором на Монгольском Алтае, Завхан, Хунгуй, которые стекают с Хангая. Котловина Больших озер -огромный бессточный бассейн Центральной Азии. Для него характерен ряд своеобразных физико - географических особенностей, проявляющихся с глубокой древности. Поверхность котловины наклонена с юга на север. Так, нижняя отметка оз. Уве лежит на уровне 734 м, во то время как оз. Хяргас находится на уровне 1034 м. Ландшафты котловины отличаются пустынностью. Наряду с плоскими столообразными равнинами, здесь располагается множество сильно разрушенных возвышенностей. Район котловины Больших озер представляет особый интерес для поиска, а также изучения археологических памятников. В частности, интерес вызывает увязка определенных памятников каменного века с примечательными элементами рельефа, сформировавшихся в процессе образования котловины.

Но в действительности объект нашего исследования территория Западной Монголии - расположена высоко над уровнем моря. Географическая граница в основном совпадает с горной системой Монгольского Алтая и котловиной Больших Озер, Восточную границу Западной Монголии можно провести по западным склонам Хангая, а западную по восточным отрогам Тянь -Шаня. Что касается Западной Монголии в горной части Монгольского Алтая, где имеются различные типы речных долин, межгорных впадин, побережий древних озерных котловин и окрестностей современных озер, то здесь выделяются две физико -географические зоны: высокогорный пояс и ареал горных степей и леса. Высокогорный пояс совпадает с зоной распространения каменистых россыпей, снежников и ледников. Здесь распространены кобризиево-осоковые луга и заросли кустарников. Нижняя граница пояса проходит приблизительно на высоте 3000 м над уровнем моря. Зона горных степей и леса представлена несколькими поясами растительного покрова, горные субальпийские степи -петрофильными вариантами сухих ковыльных и ковыльнополынных степей и горнопустынными участками ковыльной степи. Нижняя граница этой зоны проходит на высоте около 1500 - 2000 м над уровнем моря. Средняя высота Монгольского Алтая 3200-3500 м над уровнем моря, высшая точка Монголии горная вершина Хуйтен в Монгольском Алтае поднимается на 4374 м над уровнем моря, Таван Богд - 4082 м, Цаст уул - 4193 м, Мунххайрхан - 4204 м. Общая площадь Западной Монголии составляет 415,400 км2 и включает территории Баян - Улгий, Ховд, Завхан, Уве, Говь - Алтай аймаков (Рис. 1-6). Западная Монголия граничит с республиками Горный Алтай и Тыва Российской Федерации, с Казахстаном, с Синьцзян - Уйгурским автономным районом КНР2.

О благоприятных в климатическом и природном отношениях условиях жизни древнего населения, племён бронзового и раннего железного века свидетельствуют многочисленные археологические памятники, открытые в различных частях страны, в том числе на территории Западной Монголии. Они особенно многочисленны в предгорных областях Монгольского Алтая, Хангая и Хэнтея, в речных долинах других горных районов страны.

Географических привязок памятников эпохи палеометалла практически не производилось, хотя совершенно очевидно, какое впечатление, как неотъемлемая часть исторического ландшафта, они производили на всех исследователей и путешественников,

2 В защищенной в 2006 году кандидатской диссертации Б.С. Задваева (Задваев,2006) в понятие Западной Монголии включена и область Восточного Туркстана (Джунгария). Однако, с географической и историко - культурной точек зрения такое зрения такое обьединение представляется неоправданным. оказавшихся в этих суровых и малонаселённых районах Центральной Азии.

Общая степень изученности темы

Первые сведения о монгольских кочевниках дают европейские монахи XIII века: Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Эти авторы рисуют картину быта, нравов, облик обитателей средневековой Монголии. Китайский путешественник Чжан Дэхой подробно описывает могильники и памятники в районе р. Тамир. Немало интересных сведений о Монголии сообщили русские путешественники XVII-XVIII вв. Василий Тюменец, Иван Петлин, Федор Байков и Николай Спафарий.

Материалы, добытые русскими путешественниками, пробудили живой интерес в Западной Европе и России и на долгое время стали основными источникам для изучения страны. Во второй половине XIX в. неоценимый вклад в научное исследование Монголии внесли русские ученые - Н.М.Пржевальский, Г.Н. Потанин, А.М.Позднеев, М.В.Певцов, Н.М. Ядринцев, В.И. Роборовский, С.А. Козин, П.К. Козлов и другие. Они провели в общей сложности шестнадцать крупных экспедиций, результатами которых стали составление географических карт, геодезических и топографических съемок Центральной Азии, а также изучение этнографии, религии, языка и археологических объектов. Ими были сделаны первые зарисовки оленных камней, указаны местонахождения херексуров и жертвенников. В трудах Г.Н. Потанина, П.К. Козлова, A.M. Позднеева уделяется большое внимание археологическим памятникам, даются первые их описания вместе с публикациями фотографий.

В число памятников бронзового и раннего железного века Монголии входят оленные камни, плиточные могилы, херексуры, наскальные рисунки и случайно найденные изделия. Оленные камни являются уникальными памятниками конца бронзового и начала железного века. С того времени, когда русские путешественники Г.Н.Потанин и А.М.Позднеев в своих путевых заметках написали об этих памятниках, опубликовали их рисунки и фотографии, они до сих пор являются предметом самого пристального внимания многих исследователей. Своеобразными памятниками древней истории Центральной Азии являются также плиточные могилы и херексуры. Начиная с XIX века, они исследовались участниками многих экспедиций, но до сих пор их хронология и культурная атрибуция остаются во многом дискуссионными, так как найденные при раскопках предметы, особенно в херексурах, крайне немногочисленны. В тоже время в музейных собраниях страны уже накопилось большое количество великолепных бронзовых изделий, найденных вне культурного контекста, при случайных обстоятельствах.

В итоге многолетних работ по изучению бронзового и раннего железного века Монголии вышли многочисленные научные труды. Однако, систематическое исследование памятников Западной Монголии, в частности курганов скифского времени, началось только в конце 40-х годов XX века. Необходимо отметить при этом, что археологические памятники Западной Монголии несколько отличаются от археологических памятников Восточной и Центральной части страны. По многим характеристикам они сближаются с соседними культурами Саяно - Алтая и Южной Сибири. И хотя археологическое изучение этого региона началось ещё во второй половине XIX в. и продолжается по настоящее время, до сих пор нет ни одной обобщающей работы, в которой давался бы историографический обзор проведенных здесь археологических исследований и сравнительный анализ имеющихся материалов с культурами сопредельных территорий.

Цели и задачи исследования. Главной целью настоящей работы является историографический анализ археологического изучения памятников эпохи бронзы и раннего железного века Западной Монголии, общая характеристика полученных материалов и определение их места в культурогенезе древнего населения Центральной Азии.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть работы русских путешественников - исследователей в Западной Монголии (вторая половина XIX - начало XX века).

2. Осветить археологическое изучение древностей Западной Монголии советскими (российскими) и монгольскими исследователями во второй половине XX - начале XXI вв.

3. Дать обшую оценку имеющихся материалов по выделенным категориям памятников.

4. Провести сравнительный анализ памятников эпохи бронзы -скифского времени Западной Монголии и территории Саяно-Алтайского региона.

Методологическая база исследования характеризуется комплексом принципов, в первую очередь, принципом историзма, диалектическим и сравнительно - историческим подходами и системным анализом научного материала.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, Заключения и пяти Глав, посвященных решению выше обозначенных задач, а также Списка использованной литературы (на русском, монгольском и иностранных языках) и Альбома иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Сэрээтэрийн Урантугс

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Открытие и исследование в Западной Монголии памятников эпохи бронзы и раннего железа имеют очень давнюю историю. Начало её было положено в конце XIX в экспедициями Г.Н. Потанина.

2. За прошедшие сто с лишним лет можно выделить несколько наиболее значительных этапов в археологических исследованиях памятников Западной Монголии:

1 этап - от первого путешествия Г.Н. Потанина (1876-1877 гг) до выхода в свет известного труда Г.Е. Грумм - Гржимайло "Западная Монголия и Урянхайский край" (1926 г). Впрочем, для археологического изучения Западной Монголии книга Г.Е. Грумм - Гржимайло существенного значения не имела. 2 этап - с поездки в Монголию C.B. Киселева в 1946 году до конца 80-х гг. XX вв, включая весь период деятельности Советско -Монгольской историко - культурной экспедиции (сначала под руководством А.П. Окладникова, затем А.П. Деревянко). К этому периоду относятся первые выборочные археологические раскопки в Монголии, издание корпуса "оленных камней" (Волков, 1981г.) и начало становления монгольской археологии (Н. Сэр - Оджав, Д. Доржсурэн и др.) 3 этап - от 90-х гг. XX в. по настоящее время. Организация многочисленных, в основном международных с участием иностранных специалистов, экспедиций по изучению древностей Западной Монголии. Начало планомерных раскопок и дальнейшее развитие монгольской школы археологии. Широко публикуются на русском, монгольском и иностранных языках петроглифические комплексы Западной Монголии. Однако другие археологические материалы пока остаются не опубликованными.

3. В каждом из выделенных периодов доминирует исследование какого - то одного (или нескольких) видов археологических памятников, а не всестороннее изучение древних культур. На 1-ом этапе - это визуальное описание херексуров и отдельных оленных камней; на 2-ом этапе -выборочные раскопки погребений эпохи палеометалла (херексуров и отдельных объектов - от афанасьевской культуры до поздней бронзы включительно). Большое внимание направлено на систематическое изучение оленных камней. На 3-ем этапе совершенно очевидно доминирует изучение наскальных изображений, в результате чего Западная Монголия становится одним их мировых центров древнего петроглифического искусства. Вновь созданные международные экспедиции ставят перед собой задачу как можно более широкого охвата археологических памятников Западной Монголии различных исторических эпох. Но эта работа пока ещё находится в процессе осуществления.

4. В настоящее время по уже собранному и опубликованному материалу можно представить основные особенности культурогенеза на территории Западной Монголии в эпоху бронзы и раннего железа. При этом, поскольку "собственной" периодизации древних культур монгольская археология не имеет, приходится использовать уже сложившуюся систему южносибирской (саяно -алтайской) археологии. Наиболее обеспеченными источниками оказываются период ранней бронзы (афанасьевская и, возможно, чемурчекская культуры) и поздней бронзы ("карасукские" бронзы, херексуры, оленные камни). Андроновская эпоха (середина II тыс. до н.э.) остаётся пока не заполненной. Скорее всего, в это время происходило формирование традиции безынвентарных погребений на горизонте (памятники монгун - тайгинского типа, поздним вариантом которых являются херексуры). Эпоху раннего железа представляет могильник Улангом (III - II вв. до н.э.), до сих пор сохраняющий значение самого крупного памятника скифского времени на территории Монголии, а также раскопанные в последние годы отдельные курганы V - III вв. до н.э. Имеются все основания объединить эти памятники в самостоятельную чандманьскую культуру (V - II вв. до н.э.), очень близкую или даже родственную пазырыкской культуре на Алтае и саглынской (уюкской) культуре в Туве. 5. Сравнительный анализ Западно - монгольских материалов показывает их наибольшую близость с соседними культурами Южного Алтая и Западной Тувы, что дает основание рассматривать три указанные региона (Западная Монголия -Южный Алтай - Западная Тува) в рамках единой широкой -историко - культурной области. Насколько правомерно такое объединение - должны показать будущие исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сэрээтэрийн Урантугс, 2007 год

1. Алексеев В.П. Новые данные о европеоидной расе в Центральной Азии // Бронзовый и железный век Сибири ("Древняя Сибирь", вып.4). Новосибирск, 1974, с. 370-390

2. Варенов A.B. К датировке северокитайских памятников цинлунского типа с "карасукскими" ножами // Западная и Южная Сибирь в древности (К 60 -летаю со д.р. Ю.Ф. Кирюшина). Барнаул, 2005, с. 162-165

3. Монголии. Улаанбаатар, 1967. Волков В.В. Раскопки в Монголии.- //АО 1971г. М., 1972, с. 554556

4. Волков В.В., Новгородова Э.А. Археологические исследования в

5. Монголии //АО 1972 года. М.1973, с. 498-499 Волков В.В. Улангомский могильник.// АЭМ Новосибирск, 1975, с 101-107

6. Волков В. В. Погребение в Норовлин уула ( Монголия ) // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирск, 1975а, с. 76-79

7. Волков В.В. Археологические исследования в Монголии. // АО1975 года. М.1976, с. 579-580 Волков В.В. Экспедиция в Монголии. // АО 1978 года. М.1979, с. 595-597

8. Волков В.В. Оленные камни Монголии Улаанбаатар, 1981 Волков В.В. Советско-Монгольская экспедиция.// АО 1980 года.

9. Волков В.В. Оленные камни Монголии. Изд. 2-ое. М., 2002 Волков В.В. Оленные камни Монгольского Алтая // Памятники археологии и древнего искусства Евразии. М., 2004, с. 9-21

10. Волков В.В. В.Е. Войтов., С.А. Кореневский. Э.А. Новгородова.

11. Археологические исследования в Монголии. //АО 1976 года. М.1977, с. 586-588 Волков В.В. Гришин Ю.С. Раскопки и разведки в Монголии.//

12. АО 1969 года. М.1970, с. 444-446 Волков В.В., Э.А. Новгородова. Археологические исследования в

13. Монголии //АО 1970 года. М.1971, с. 460-462 Волков В.В., Э.А. Новгородова Археологические исследования в

14. Монголии // АО 1972 года. М.1973, с. 535-536 Волков В.В., Э.А. Новгородова Археологические работы в

15. Грумм Гржимайло. Г.Е. Западная Монголия и Урянхайскийкрай. Л.,1926. том II. Грязнов М.П. Памятники майэмирского этапа ранних кочевников на Алтае. — КСИИМК XVIII, 1947,с. 9-17

16. Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. JL, 1950. Грязнов М.П. Аржан царский курган раннескифскоговремени. JL, 1980 Грязнов М.П. Афанасьевская культура на Енисее. СПб., 1999.

17. Деревянко А.Д., Д Олсен (США). В.Т.Петрин., Д.Цэвээндорж (Монголия)С.В.Николаев, Р.Ривс (США), А.Н.Зенин, А.И. Кривошапкин, В.П.Мыльников,

18. Кирюшин Ю.Ф. Тишкин A.A. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая. Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территории. Барнаул., 1999, с. 70-75

19. Киселев C.B. Археологическая поездка в Монголию // КСИИМК. СССР XXI с. 35-38

20. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири. М., 1951.

21. Клеменц Д.А. Археологический дневник поездки в Монголию в 1891 году. Труды Орхонской экспедиции Спб., 1895.

22. Кляшторный С.Г. Савинов Д.Г. Бронзовая статуэтка из Баянхонгора ( Монголия ) // Вест. САИПИ, № 2, 2000, с. 8-11

23. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Святилище Нарийн Хурумта: древние европеоиды в центре Азии // Археология, этнография и антропология Евразии, № 3,2004, с. 8897

24. Ковалев A.A. Древнейшая миграция из Загроса в Китай и проблема прародины тохаров // Археолог: детектив и мыслитель (К 75 летию со д.р. JI.C. Клейна). СПб., 2004, с. 249-292

25. Ковалёв A.A. Чемурческий культурный феномен: эпоха ранней бронзы Алтая и Центральной Азии // Западная и Южная Сибирь в древности ( Сб. научных трудов к 60-летию Ю. Ф. Кирюшина ). Барнаул, 2005, с. 178184

26. Коновалов П.Б. Наваан Д, Санжмятав Т. Керексуры в Тосонцэнгэле.(р. Идэр, Монголии) Улаанбаатар, 1995. с.47-58

27. Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая. Оленные камни. Новосибирск, 1979

28. Монголии.// АО 1994 года. М.1995, с. 324-325 Кубарев В.Д. Цэвээндорж Д. Terra incognita в центре Азии // Археология, этнография и антропология Евразии. № 1,2000, с. 48-56

29. Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура ( Монгольский Алтай ). Новосибирск-Улан-Батор-Юджин, 2005 Кызласов JI.P. К изучению оленных камней и менгуров.// КСИА.

30. Вып. 154. М., 1978, с. 25-30 Кызласов JI.P. Древняя Тува (от палеолита до IX века). М., 1979

31. Максименков Г.А. Материалы по ранней истории татарской культуры. СПб., 1993

32. Маннай оол М.Х. Тува в скифское время. М., 1970.

33. Мамонова H.H. Антропологический тип древнего населения Западной Монголии по данным палеоантропологии // Сб. МАЭ. вып. XXXVII. JL, 1980. с. 98-103

34. Мамонова H.H. Демография Улангомского могильника. (Саяно -Тувинская культура V- III вв.до н.э.)- АЭМ. Новосибирск., 1978, с. 123-135

35. Мамонова H.H. Боевые травмы на черепах из могильника Улангом (V-IIIbb. до н.э) Российская археология №4.1997.108-121

36. Марсадолов JI.C. Пазырыкский феномен и попытки его объяснения, итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территории. Барнаул., 1999, с. 104107

37. Молодин В.И., Полосьмак Н.В. Новиков A.B. Богданов Е.С.

38. СлюсаренкоИ.Ю.,ЧеремисинД.В.

39. Археологические памятники плоскогорья Укок (Горный Алтай). Новосибирск, 2004.

40. Молодин В.И., Черемисин Д.В., Новиков A.B. Оленные камни Аргамджи (плоскогорье Укок). // Археология, этнография и антропология Евразии. № 4, 2004, с. 5763

41. Автореф. к.и.н. М. 1997. Новгородова Э.А. Ножи карасукского времени из Монголии и

42. Южгой Сибири //МАС.М., 1962, с. 11-17 Новгородова Э.А. Центральная Азия и карасукская проблема. М., 1970.

43. Новгородова Э.А. Древнейшие изображения колесниц в горах

44. Окладников А.П. Петроглифы Монголии. JL, 1980 Окладников А.П., Запорожская В.Д. Петроглифы Забайкалья. Л., 1970

45. Окладников А.П. Худяков Ю.С. Асеев И.В. Конпацкий А.К.

46. Савинов Д.Г. Могильник Бертек 33 // в кн. "Древние культуры

47. Бертекской долины". Новосибирск, 1994а, с. 39-49 Савинов Д.Г. Афанасьевская культура // "Древние культуры

48. Бертекской долины". Новосибирск, 19946, с. 130-135 Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. Спб., 1994.

49. Русского Географического общества. 1845-1895. Т.2, СПБ., 1896.

50. Стамбульник Э.У. Чугунов К.В. Погребения эпохи бронзы на могильном поле Аймирлыг // Окуневский сборник -2. Культура и ее окружение. СПб., с. 292-302

51. Урантугс С. Загадки Чандманьского могильника // XIII международная научная конференция. М., «Ломоносов-2006».

52. Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края //

53. МЭ.Т.1У.вып,2.Л., 1929,с.41 -62

54. Тереножкин А.И. Киммерийцы. Киев, 1976

55. Тишкин A.A.« Горбунов В.В. Комплекс археологических памятников в долине р. Бийке ( Горный Алтай ) Барнаул., 2005

56. Тумэн Д. К палеоантропологии Западной Монголии // SA. institut of history AS MPR. t. VII. F. 10.1976

57. Тумэн Д. Антропологические исследования древнего населения Западной Монголии по данным палеоантропологии.-исследования по палеоантропологии и краниологии //АЭМ. Новосиблирск. 1978,с.123-135

58. Тумэн Д. Вопросы раннего этногенеза монголов в свете данных палеоантропологии // ОУМЭ-н IV их хурал. I дэвтэр УБ., 1985 с. 341-345.

59. Тумэн Д. Антропологические данные древних кочевников Монголии. SA. т. 10. F. 7. с 117-148. УБ., 1985.

60. Хаврин C.B. Карасукская проблема? // ПАВ, вып. 8, СПб., 1994, с. 104-113

61. Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.-С. 136- 162.

62. Худяков Ю.С. Боевые колесницы в Южной Сибири и Центральной Азии // Северная Евразия в эпохубронзы: пространство, время, культура. Барнаул, 2002, с. 139-141

63. Цыбиктаров А.Д. О датировке херексуров в Южной Бурятии.

64. Забайкалья. Улан-Удэ, 1998 Цыбиктаров А.Д. Центральная Азия на заре бронзового века // Археология, этнография и антропология Евразии, № 3, 2002, с. 107-123.

65. Цэвээндорж Д. В.Д.Кубарев Работы в Западной Монголии. // АО1995 года. М.1996, с. 391-393 Членова Н.Л. Происхождение и ранняя история племен татарскойкультуры. М, 1968 Членова Н.Л. Хронология памятников карасукской эпохи. М, 1972

66. Членова Н.Л. Оленные камни как исторический источник.

67. Новосибирск., 1984. Членова Н.Л. О поздней дате карасукских бронз в Монголии, Горном Алтае, Забайкалье и Ордосе // ПАВ, № 4, 1993, с. 31-69

68. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980 Эрдели И. Некоторые итоги работ Монгольско Венгерской экспедиции // Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978, с. 136-150

69. Эрдэнэбаатар Д. О некоторых итогах исследований херексуров в Монголии // Центральная Азия и Прибайкалье в древности. Улан-Удэ, 2002, с. 70-721. На монгольском языке:

70. Батмунх Б. Ховд аймгийн нутаг дахь эртний туух соёлын дурсгал УБ., 2000

71. Баяр Д. Эрдэнэбаатар Д. 1989 онд Баян Улгий аймгийн нутагт эртний судлалын хайгуулын ажлын тайлан. АХГБС.

72. Баяр Д. Ховд аймгийн нутаг олдсон хун чулуудын тухай SA. t. XIV. F-7, УБ., 1979.

73. Баяр Д. Монгол Алтайд шинээр олдсон зарим буган хушууний тухай // SA. t XV. f.5 с. 53-64 УБ., 1995.

74. Баяр Д. Эрдэнэбаатар Д. Монгол Алтай н хун чулуун хушуу. УБ., 1999.

75. Батсайхан 3. Монголын хурлийн уеийн дурсгалуудын он цаг ба угсаатны уйл явц.ТС.29.Р-9 с.43-53. УБ., 1995

76. Бямбадорж Т. Уве аймгийн туух соёлын дурегалууд УБ., 1999

77. Гантулга Ж. Хурэл тумрийн туруу уеийн хадны зургийн судалгааны зарим асуудалд (Монголын баруун бус нутагийн жишээн дээр) SA. t.II (XII) f. 7 с. 63-73. УБ., 2005

78. Дорж Д. Монголын хурлийн уеийн хадны зураг. (Петроглифы бронзового века).- Эртний судлал- угсаатны зуйн бутээл (Труды по археологи и этнографии) SA Т. II, f-26, УБ., 1963

79. Доржсурэн Д. Волков В.В. Ховд аймгийн Манхан сумын нутагт эртний судлалын малтлага хайгуул хийсэн тухай -SA, t. II, f. 2, УБ., 1963. с 51-68.

80. Доржсурэн П. Говь-Алтай Цагаан-голын хадны зураг (наскальные изображения на р. Цагаан-гол в Гови-Алтае) БА. X. II. УБ., 1963, с. 16-26

81. Дулам С. Монгол домогзуй. УБ., 1989.

82. Едилхан X. Монгол Алтайн хадны зураг. Улгий., 2003

83. Намнандорж О. 1953 оны экспедицийн замын тэмдэглэлээс ШУТ. №1., УБ.,1954

84. Наваан Д. Дорнод Монголын хурлийн уе. УБ., 1975.

85. Наран Б. Баруун Монголын эртний нуудэлчдийн увчлэлт. УБ., 2003.

86. Пэрлээ X. Монгол ард улсын эрт дундад уеийн хот суурины товчоон (Краткое описание древних и средневековых городов и поселений на территории Монголии). УБ., 1961.

87. Пэрлээ X. Монголын эдийн боловсролын хоёр нэр томъёо бух дарах, gisa. Гурван угуулэл. УБ., 1962

88. Ренчин Б. Монголчуудын цагаан, хар, шар буугийн тухай.

89. Угсаатан судлал. УБ., 2003. Т. XV. Р. 13. ( перевод с английского языка О. Болд)

90. Санжмятав Т. Монголын хадны зураг. УБ., 1995.

91. Сэр-Оджав Н. Монголын тов, умард хэсгийг археологийн талаар судлан шинжилсэн нь (Археологическое изучение центральных и северных районов Монголии).— Монголын хурлийн уе (Бронзовый век Монголии). Т. IV. Вып. 7. УБ., 1966.

92. Сэр Оджав Н. Баян - Улгий аймгийн археологийн дурсгалыг судласан нь. ТС. г. VIII £ 1 с. 17-26. УБ., 1969

93. Сэр Оджав Н. Эрдэм шинжилгээний угуулул, илтгэлийн эмхтгэл. УБ., 2003.

94. Сэр-Оджав Н. Монголын эртний туух УБ., 1977.

95. Урантугс С. Баруун Монголын археологийн судалгааны тойм. УБ., 2005.

96. Турбат II. Эртний монголчуудын оршуулгын дурсгалын зуг 4Hr//SA. t. XXI, f. 6, УБ., 2003, с 66-68.

97. Турбат Ц., П.Х.Жискар. Д.Батсух. Монгол Алтайд пазырыкийн булшийг анх удаа малтан судалсан тухай.// Алтай судлал. №1.с. 52-63. УБ., 2005

98. Турбат Ц , Н.Баярхуу. Т.Идэрхангай, Х.Едилхан. Монгол Алтайн баруун хэсгийн туух археологийн дурсгалууд" тусулийн явцаас // предварительный отчеты 2004-2005г.

99. Цэвээндорж Д. Шинээр олдсон хадны зосон зураг. SA. t VII. F . 4, с. 29-38 УБ., 1976.

100. Цэвээндорж Д. Чулуун хэв. ШУА., 1979.№ 1.

101. Цэвээндорж Д. Монгол нутагаас олдсон зарим буган хушуу. SA. t. VII, f-13, УБ., 1979, с. 36-85

102. Цэвээндорж Д. Чандманий соёл// SA. t. IX. f.3 УБ., 1980.

103. Цэвээндорж Д. Ишгэн толгойн хадны зураг // SA. t.X.f. 2. 1982.С.6-12.

104. Цэвээндорж Д. Монголын хуй нэгдэлийн урлагийн дурсгал Уб., 1983.

105. Цэюэндорж Д. 1983 онд Хубсгул, Завхан, Архангай аймагт ажилласан нуудэлчдийн дурсгал судлах ангийн тайлан. АХГБС.

106. Цэюэндорж Д. Монголын хуй нэгдэлийн урлагийн дурсгал УБ., 1983.

107. Цэюэндорж Д. Хар Цагаан Усны хадны зураг. Монгол -Солонгосын хамтарсан эрдэм шинжилгээ - 3. Сэул 1994.

108. Цэвээндорж Д. Монголын эртний урлагийн туух. УБ., 1999

109. Цэвээндорж Д., Баяр Д. Цэрэндагва Н. Очирхуяг II Монголын археологи. УБ., 2002. с. 101.

110. Цэвээндорж Д. и др. Монголын археологийн судалгаа. Боть I IV. УБ., 1999., 2000., 2002., 2004.

111. Цэвээндорж Д. Кубарев В.Д., Якобсон Э„ Арал толгойн хадны зураг. УБ., 2005

112. Эрдэнэбаатар Д. 1980 онд Баян Улгий аймагт ажилласан хээрийн шинжилгээний тайлан ШУА. АХГБС. С. 130-131 УБ., 1990

113. Эрдэнэбаатар Д. Хурлийн уеийн шинэ олдворууд. SA.t. XV, f-4, УБ., 1995.

114. Эрдэнэбаатар Д. Монголын нуудэлчидийн хурлийн уеийн тумурлуг боловсруулалтын асуудалд. SA.t. XVII, f-6, УБ., 1997

115. Эрэгдэндагва Д. Ховд аймгийн нутаг дахь зарим хад хушууний зураг. SA. t. IV. F. II. УБ., 1961, с. 11-13

116. Шагдар Ш. Монгол орноор жуулчлах тавин зам УБ., 1995.

117. Шинэхуу М. Хадны суг зураг. ШУА, № 2 с. 66-68 УБ., 1976.

118. Чогсом Б. Петроглифын судалгаанд нэмэрлэх «Монгол Алтай дахь эртний бугын дур» // SA. t. VII, f. XV. с. 94-108. УБ., 1979.на иностранных языках:

119. Grano J.G. Archeologische Beobachtangen ven meiner Reise in der Nordlichen granzgegenden Chinas in den Jahren 1906 und 1907 // JS FO, XXVI, Helsingfors,1909

120. Grano J.G Archeologische Beobachtangen ven meiner Reise in Sud -Sibiric and der Nurd West - Monglolei in JaHre 1909 // JSFO, XXVIII, Helsingfors,1912

121. Nowgorodowa E.A. Aete Cunst der Mongolei. Zeipzig, 1980

122. Nowgorodowa E.A. Ulangom: ein skythenzeitliches Graberfeld in

123. Central Asia. Bishkek., 2001 Gai Shanlin. Petroglyphs in the Wulanchabu Grassland (with an english abstract). Beijing., 1989.1. Список сокращения1. АВ Археологические вести

124. АО Археологические открытия в СССР

125. АЭМ Археология и этнография Монголии

126. АЭАМ Археология, этнография и антропология Монголии

127. ИАН Известия Академии Наук

128. ИАЭт Институт археологам и этнографии СО РАН

129. Изв.ВГО Известия Всесоюзного Географического общества

130. КСИА Кратки сообщения Института археологии

131. КСИИМК Краткие сообщения Института истории материальнойкультуры

132. МАИКЦА Международная ассоциация по изучениюкультурЦентральной Азии

133. MAC Монгольский археологический сборник

134. МАЭ Музей антропологии и этнографии

135. МЭ Материалы по этнографии

136. ПАВ Петербургский археологический вестник1. РА Российская археология1. СА Советская археология1. Подписи к иллюстрациям

137. Рис. 7. Схема маршрута путешествия Г.Н. Потанина в 1876 1877 гг.

138. Рис. 13. Некоторые виды бронзовых изделий из могильника Улангом.

139. Рис. 15. Художественные изделия из могильника Улангом (по Л.Наваану, Д.Цэвээндоржу, Вл.А.Семенову)

140. Рис.16. Внешний вид херексура из Уушигийн увур после расчистки (аэрофотосъемка).

141. Рис. 17.Херексуры Западной Монголии в процессе расчистки.

142. Бурхан толгой;2- Эмгэнт хошуу; 3, 4 -Битуугийн цагаан (по Ц Турбат, Ч. Амартувшин, У. Эрдэнэбат)

143. Рис. 18. Оленный камень из Дээд Улаан говийн ам. Аймак Ховд (фото Ц. Энхбат)

144. Рис. 19. Оленный камень из Мянган хонхор сума Цэнгэл. Аймак Баян-Улгий (фото Ц. Энхбат)

145. Рис. 20. Оленные камни из Дээд Улаан Говь. Аймак Ховд (фото Ц.Энхбат).

146. Рис. 21. Петроглифы из Хар Цагаан Ус. Аймак Уве (по Д.Цэвээндоржу)

147. Рис. 22. Петроглифы из Цагаан Утуг. Аймак Уве (по Д.1. Цэвээндоржу)

148. Рис. 23. Петроглифы из Зураагийн Хад. Аймак Уве (по Д.Цэвээндоржу)

149. Рис. 24. Петроглифы из Шаахар толгой. Аймак Уве (по Д. Цэвээндоржу)

150. Рис. 25. Наскальное изображение оленя в"стиле оленных камней" из Цагаан гол сума Наран. Аймак Говь- Алтай.

151. Рис. 26. Схема типологии херексуров с круглой оградой

152. Рис. 27. Схема типологии херексуров о квадратной оградой

153. Рис. 1. Карта Монголии. Красной линией ограничена территория западно-монгольских аймаков.

154. Рис. 2. Карта аймака Говь-Алтай.

155. Рис. 3. Карта аймака Завхан.1. Рис. 4. Карта аймака Уве.даваа ¡,-ЪЬ.вУейгол {у Чондма^1. Алтантээл1. Зэрэе1. Булгак• Да рви1. МфНЖ ¿нОрханлаантолго1

156. Рис. 5. Карта аймака Ховд.1. Иогоонн'1. Цагаанч1. Согоо1. Цагаангтко АлтанцЗ1. Бугатч?лг он1. Цзнгэл ХаОр, У 3943шэртэош V1. VI тай

157. Рис. 6. Карта аймака Баян-Улгий.

158. Рис. 1. Схема маршрута путешествия Г.Н. Потанина в 1876-1877 гг.

159. Рис. 7. Схема маршрута путешествия Г.Н. Потанина в 1879 г.

160. Рис. 9. Херексуры Западной Монголии с округлыми оградами (по рисункам Г.Н.1. Потанина).а

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.