История Буддийской церкви в Бурятии: 1945-2000 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна

  • Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 154
Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна. История Буддийской церкви в Бурятии: 1945-2000 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Улан-Удэ. 2005. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ

1Л. Духовный собор буддистов 1946 г. «Положение о буддистском духовенстве СССР» 1946, 1969 гг.

1Л Л. Политика Советского государства в отношении буддийской церкви в послевоенные годы

1.2. Иволгинский дацан и его значение в возрождении буддизма: история создания, религиозная деятельность

1.2.1. Традиционные хуралы Иволгинского дацана и ежедневная религиозная деятельность

1.2.2.Агинский дацан

1.3. Бурятское духовенство и биографии хамбо-лам как источник по истории буддийской церкви

1.3.1. Хамбо-лама Лубсан Нима Дармаев (1946-1956)

1.3.2. Хамбо-лама Еши Доржи Шарапов (1956-1963)

1.3.3. Хамбо-лама Жамбал Доржи Гомбоев (1963-1983)

1.3.4. Хамбо-лама Жимба Жамсо Эрдынеев (1983-1990)

1.3.5. Хамбо-лама Мунко Цыбиков (1990-1992)

1.3.6. Духовенство 90-х годов

ГЛАВА И. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БУДДИЙСКОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ: 1945-2000 гг.

2.1. Международная деятельность ЦДУБ и БТСР

2.1.1. Азиатский буддийский комитет за мир (АБКМ)

2.1.2. Визиты Его Святейшества Далай-ламы и Кушок Бакула ринпоче

2.2. Возрождение традиций монастырского образования

2.2.1. Обучение студентов-хувараков в Монголии

2.2.2. Буддийский институт «Даши Чойхорлин»

2.2.3. Обучение в монастырях Индии

2.2.4. Агинская буддийская академия

2.3. Реорганизация Центрального духовного управления буддистов СССР

2.3.1. Государственно-церковные отношения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История Буддийской церкви в Бурятии: 1945-2000 гг.»

В связи с демократизацией общества происходят значительные изменения в религиозной жизни Российского государства. Буддийская церковь

Бурятии получила импульс для возрождения и восстановления религиозной традиции и свободу для общественной деятельности на благо общества. Постепенно восстановливаются традиционные религиозные институты и международные духовные связи, которые существовали в дореволюционной буддийской церкви России вплоть до 30-х гг. прошлого века.

В советский период, несмотря на атеистическое воспитание трудящихся, буддизм среди забайкальских бурят не исчез бесследно из духовной жизни народа. Буддийские традиции прочно вошли в жизнь и быт бурятского народа, в его культуру, мифологию, сказки, изречения, в живую ткань народной культуры. Поэтому, даже в период поголовной атеизации населения, отделить буддийское миропонимание от народного, этно-регионального на практике не представлялось возможным неслучайно, социологи и пропагандисты атеистического образа жизни, доказывавшие, что «религия вымирает», с горечью констатировали: «однако». и призывали «усилить пропаганду атеистического воспитания» среди населения.

Значителен интерес к буддизму у нового поколения граждан России. Из традиционной религии монголоязычных народов Российской империи -бурят, калмыков и тувинцев - буддизм становится религией представителей разных народов страны. Выявился феномен так называемого «русского буддизма», его последователи, организовывают религиозные общины в ряде крупных городов России, а также в Бурятии. Часть русских буддистов, начиная с 60-х гг. XX века, имеют тесные исторические связи с бурятскими дацанами, ее священнослужителями. Молодежь из республик, областей, городов России обучается буддийской философии в бурятских дацанах.

Между тем, отсутствуют комплексные исследования, посвященные изучению судеб бурятского буддийского духовенства, истории буддийской церкви с послевоенных десятилетий. Вне поля исследовательского интереса остаются внутриорганизационные процессы, которые протекают в буддийской церкви Бурятии с начала демократизации. Однако, процессы, происходящие на разных уровнях жизнедеятельности церкви (правовом, административном, образовательном, обрядовом и т.п.) в значительной степени влияют на общество, на менталитет народа, систему нравственных ценностей, образ жизни, сказываются на тенденциях в области воспитания и образования новых поколений граждан страны.

В данной работе впервые предпринимается попытка комплексного изучения истории возрождения буддийской церкви Бурятии с послевоенных лет 1945 г. вплоть до 2000 г.

Актуальность исследования. Ситуация, складывающаяся в современном мире, характеризуется ростом влияния религии в общественной и политической жизни общества и государства, что обуславливает возрастающее значение объективных научных знаний о буддийской религии в Бурятии, истории развития буддийской церкви, ее роли и значения для общества в целом. Огромный интерес в последние годы в нашей стране проявляется к традиционным формам культуры, в частности бурятской, которую часто связывают с религиозной формой сознания. Несмотря на попытку тотального уничтожения, буддийская церковь в значительной степени сохраняет влияние на общественную жизнь Республики и остается неотъемлемой частью национальной культуры бурятского народа. Обращение к своей истории становится важным фактором национально-культурного и духовного возрождения бурятского народа. В связи с вышесказанным, изучение истории буддийской церкви в послевоенные годы и ее современного состояния имеет большое научное значение и актуальность.

Период с 30-х вплоть до 50-х гг. XX в., это особый период в истории буддийской церкви, когда церковная организация и духовенство подверглись жестоким гонениям и репрессиям. В послевоенные годы наступает «религиозная оттепель» и постепенно происходит процесс реставрации буддизма, как религиозного института и реабилитация репрессированного духовенства. Во время Великой Отечественной войны духовенство различных конфессий, в том числе и буддисты, принимает активное участие в движении в защиту Отечества. Государственная политика в отношении церкви существенно меняется, но, тем не менее, положение буддийской церкви в атеистическом государстве оставалось полностью зависимым от государственной политики и коммунистической идеологии. Актуальность темы очевидна, так как история буддийской церкви является частью истории Российского государства и способствует восстановлению исторической памяти народа.

В эпоху социализма историческая наука была лишена возможности провести объективный анализ истории буддийской церкви в Бурятии. В связи с определенными историческими причинами специальных комплексных исследований по данной теме не проводилось. Исследования отдельных аспектов религии и церкви хотя и проводились, но в них почти не освещались вопросы процессов восстановления церкви: ее структур и религиозной деятельности, проблемы взаимоотношений государства и церкви. В основном эти исследования несли идеологическо-атеистическую направленность, поэтому в связи с недостаточной изученностью темы ставится вопрос о актульности исследований в заявленной теме диссертации.

В 90-е годы XX в. интерес общества к буддийской религии и церкви значительно возрастает. Церковь обрела свой правовой статус в демократической России. На фоне, когда происходят положительные процессы в церковно-государственной демократизации, историки получили возможность доступа к закрытым архивным материалам для проведения б комплексных исследований по истории буддийской церкви. Изучение истории церкви приведет к более глубокому пониманию значения, роли религии и церкви в нравственной и духовной жизни народа и общества. Процесс возрождения религии и церкви в эпоху демократизации требует более объективного изучения прошлого опыта взаимоотношений церкви с государством. Анализ прошлого необходим для более глубокого осознавания многовекового опыта буддийской цивилизации, что в дальнейшем послужило для утверждения веротерпимости и взаимопонимания в демократической России.

Цель диссертации заключается в воссоздании целостной истории восстановления и возрождения буддийской церкви в Бурятии в середине XX века. Для решения, которой поставлены следующие конкретные задачи:

- исследовать восстановление официальной деятельности буддистов в Бурятии в послевоенное десятилетие;

- проанализировать историческое значение «Положения о буддистском духовенстве в СССР» 1946, 1969 гг.;

- проследить историю строительства Иволгинского дацана и его религиозно-общественную деятельность;

- проанализировть процесс становления внутрицерковной организации с послевоенных лет вплоть до настоящего времени, показать роль и значение бурятского духовенства в восстановлении буддизма;

- определить значение международной деятельности Центрального духовного управления буддистов, Буддийской традиционной сангхи России в жизнедеятельности буддийской церкви на разных этапах ее истории; выявить основные направления церкви по возрождению монастырского образования в условиях свободы религии. Объектом исследования является буддийская церковь Бурятии и ее центральные органы управления ЦДУБ, БТСР.

Предметом исследования является история восстановления, возрождения буддийской церкви, ее основные направления деятельности.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1945 по 2000 гг. Это объясняется тем, что, в 50-70 гг. XX века происходил процесс официализации деятельности буддийских лам дореволюционной формации под тотальным надзором государства для выполнения религиозных обрядов. Другим важным аспектом деятельности в послевоенной буддийской церкви стала международная деятельность Центрального духовного управления буддистов, под руководством правительства, в целях использования религиозного фактора в странах Юго-Восточной Азии в политических интересах СССР.

В период демократизации с 80-90 гг. XX века начался процесс возрождения традиционного религиозного образования, создания правовых отношений между церковью и государством, строительство внутрицерковной жизни на самостоятельных началах.

В основе исследования лежат принцип историзма и объективности, сравнительно-аналитический подход при изучении данных официальных архивных документов, документов внутреннего пользования и под грифом «секретно», касающихся взаимоотношений церкви и государства в период социализма.

Источниковая база: В ходе исследования был изучен большой массив официальных документов и архивных источников по истории буддизма в Забайкалье, хранящихся в государственных и ведомственных архивах: ГАРФ, г. Москвы, РГИА, г. Санкт-Петербурга, ГАЧО, г. Читы,

НАРБ, г. Улан-Удэ, Документы фондов архивов УФСБ РБ, Фонд ОК КПСС

1-П, архив Иволгинского дацана, архива Отдела памятников письменности

ИМБиТ СО РАН. Эти источники могут быть классифицированы по содержанию и по составу на следующие основные группы:

1. Акты и другие официальные документы законодательного характера

Положение о буддистском духовенстве СССР» 1946, 1969 гг., Устав 8

Буддийской традиционной Сангхи России 1998 г, протоколы съездов буддистов 1946, 1969 гг. из фонда Р-248 Совета Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР. В этом фонде сосредоточены постановления, распоряжения, отчеты, протоколы заседаний СНК БМАССР, переписка с Советом по делам религии при СНК СССР, проект «Положения о буддистском духовенстве в СССР» 1946 г., доклады об утверждении «Положения.» 1946 г., протоколы съездов буддистов 1946, 1956 гг., списки участников съездов, документы о создании ЦДУБ; документы, затрагивающие вопросы территориального землепользования; заявления верующих, описи об имуществе Иволгинского дацана; информационные отчеты и докладные записки уполномоченных о религиозной деятельности ЦДУБ, проведении религиозных мероприятий и праздников, количестве верующих, посещающих дацаны и хуралы; списки лам Иволгинского дацана с 19451970 гг.; внешней деятельности ЦДУБ, об участии делегаций бурятских буддистов в различных международных конференциях и визитах зарубежных рулигиозных деятелей и буддийских делегаций в Иволгинский дацан.

НАРБ. Фонд Р-248 е., on. 1, д.д. 68, 69, 158, 74, 3523, оп. 3, д. 158, л. 22, д. 3703, л. 1-11; д. 3704, лл. 11-17;

Фонд Р-248 , on. 1, д.д. 68, 69, 74, 96, 158, 163, 146, 174, 176, 189, 242, 262, 339, 3523, 3703, 3704, 3715, 3728, 3530, 3889, 4325, 4413, 4466, 4706; Фонд Р-248, оп. 2, д. 5, 10, 15, 45, 75, 78, 99;

Фонд Р-248, оп. 3, д.д. 4, 8, 21, 48, 58, 96, 60,63, 68. 69, 74, ,158, 163, 202, 207;

Фонд Р-248, оп. 4, д.д. 68, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 83, 84, 85, 86, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 98, 99, 101, 104, 105, 106, 107, 109, 110; Фонд Р-248, оп. 20, д. 3518, лл. 9-12, д.3519, лл. 1, 12, д. 3520, лл. 1-2, 4-6 д.3521, л.36, 3523, лл.16-20, д. 3525, л. 24, д. 3530, лл. 2-4, д. 3534, лл. 15-16, д. 3535, л. 36;

Фонд Р-1854, on. 1, д. 33, лл. 12-14;

ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации, г. Москва, фонд 6991, он. 3, д. 10);

РГИА (Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург) фонд 821, оп. 133, д.д. 84, 389, 420, 422, 435, 446, 443, 444, 441,

448, 476;

ГАЧО (Государственный архив Читинской области, г. Чита) ф. lo. on. I, д.д. 1129, 1442, 1270, 16493, 1345, 1346, 1470, 1924, 3744, 1270, 1342, 2028, 3278, 3708, 4545, 5587, 3694.

2. Отчеты уполномоченных по делам религиозного культа при Совете Министров БМАССР, Бурятской АССР с 1945 г. по 1980 г. Ринчино JLJL, Гармаева Н.Г., Ленхобоева Ц., Очиржапова Д.Б., Сахьянова В.А., Раднаева А.Б., Мулонова М., Цыдыпова в фондах НАРБ Р-1857- Уполномоченный Совета по делам религии при СНК СССР по БМАССР. Группа документов Фонд Р-1857 содержит сведения: переписка с партийными советскими органами о проведении религиозных обрядов, протоколы заседаний ЦДУБ, о международной деятельности бурятского духовенства, сведения о пребывании иностранных буддийских делегаций в Иволгинском дацане, переписка хамбо-лам с зарубежными религиозными деятелями, информации о религиозных праздниках, также документы и сведения о поступлении и расходовании денежных средств во время хуралов, отчеты уполномоченных поквартально, отчеты о поездках делегаций ЦДУБ в Непал, Индию, Цейлон и другие страны, а также справки, представления, переписка о деятельности Иволгинского дацана, заявления и ходатайства от верующих, и религиозных общин.

Фонд Р-1857, on. 1, дд. 10,12, 13, 14, 15, 20,35, 46, 55, 99, 116, 170, 174, 269, 285;.

3. Списки буддийского духовенства за период 1946, 1948,. (НАРБ, ф. 248, оп. 4, дд. 68,70,71,74), списки верующих (НАРБ, ф. 248, оп. 4, лл. 44-57), книга регистрации и протокол общего собрания буддийской общины от 28 декабря 1945 г.

4. Международная деятельность Центрального духовного управления буддистов СССР, НАРБ, фонд 248, оп. 4, дд. 80-107.

5. Заявления верующих о приглашений лам на совершение религиозных обрядов, о переносе Хамбын сумэ, об открытии молитвенных домов (НАРБ, фонд 248, оп. 3, оп. 4, дд. 68, 85, 99, 101-108).

6. Архивы научных учреждений:

Архив востоковедов Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН - ф. 47, on. 1, д. 31.

Архив Отдела памятников письменности ИМБиТа СО РАН:

Личные фонды. Фонд Балданжапова П.Б. (ФАБ) - on. 1, д.д. 13, 14, 33, 100,

102, 105, 204, 268, 273, 274, 275, 276, 277, 278, 288, 302, 303, 308, 314, 315,

318,321,323,341,342.

Фонд Б. Базаржапова - on. 1, д. 13, 16, 19, 20, 38, 44. Фонд Г.Н. Румянцева - on. 1, д. 158.

Фонд Г.-Д. Нацова, инв. № 8, оп. 2, д.д. 24, 29, 33, 44, 52, 54, 85, 83, 70.

7. Ведомственные архивы:

Фонд архива УФСБ по Республике Бурятия:

Фонд ОК КПСС 1-П, on. 1, д. 955 содержат сведения о судьбах буддийского духовенства, подвергшихся политическим репрессиям в 30-50-х гг., в том числе анкетные данные, информационные сводки, донесения сотрудников.

8. Полевые материалы диссертанта: сбор сведений и биографий буддийских лам - это воспоминания хамбо-лам Ж.Ж. Эрдынеева, Д. Аюшеева, ректора буддийского института в Улан-Баторе Сонинбаяра, Балбар ламы из Шэнэхэна (КНР), дид хамбо-ламы Ц. Дондукбаева, ширээтэ Агинского дацана Б. Цыбикова, Ч.Д. Дугарова, Д.Х. Самаева, Ч. Будаева. Были использованы материалы, собранные по воспоминаниям родственников, односельчан.

Степень изученности темы. Необходимость исследования данной проблемы исходила вследствие слабой ее изученности, одной из объективных причин которой было закрытость темы и запрет в советский период.

Дореволюционных публикаций по истории буддизма в России достаточно много и они представлены в трудах ученых, краеведов, демократически настроенной интеллигенции, это работы A.M. Позднеева, О.М. Ковалевского, А.П. Баранникова, Н.А. Бестужева, в донесениях и записях русских перво-проходцев, участников академических экспедиций С. Гмелина, П. Палласа, И. Георги, в сообщениях и донесениях царских послов Н. Спафария, И. Избрандта, Ф. Ланге. В трудах представителей православного духовенства (архиепископов Нила и Вениамина, иеромонахов Гурия и Мефодия), изучавших буддизм с пристрастием, лишь для того, чтобы доказать об истинности своей религии, христианства. Следующие публикации - это донесения и записки чиновников и лиц различных правительственных органов, наделенных особыми полномочиями по исследованию религиозной ситуации. Это отчет князя Э. Ухтомского, барона Шиллинга, Лавинского и других чиновников. Задача и цель их публикаций была для формирования общественного мнения для будущих, намечаемых правительственных реформ. Как мы видим, дореволюционный период характеризуется богатством и обилием материала по истории буддизма.

Победа социалистической революции поставила совершенно иные задачи перед общественными науками и средствами массовой информации.

В особенности, это касается всех религиозных конфессий в стране. Это было время воинствующего наступления на религию и духовенство, его активного разоблачения, как идейных врагов социализма. В публикациях

1925-38 гг. резко изменяется оценка буддийской религии и церкви, где главной задачей явилась атеистическая пропаганда - религия как «опиума для народа». В 1925 г. в Верхнеудинске вышли брошюры М.Н. Ербанова

Строительство Бурятии», «Ламский вопрос в Бурятии», положив начало репрессивной политики большевистской партии в отношении буддийской

12 церкви и ее священнослужителей. Названия нижеперечисленных публикаций красноречиво свидетельствуют о постепенном нарастании борьбы Советской власти с религией и церковью: «Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним» (Тогмитов, 1930), «Ламаизм и война» (Долотов, 1930), а также публикации Кочетова А.С. (Кочетов, 1937), А. Оширова «О бурятском ламаизме и борьбе с ним» (1930), А. Смирнова (1932) Урсыновича (Урсынович, 1935), Б.Н. Вампилова (1938), так, например, в его статье дацаны характеризуются как «центры морально-бытового разложения и рассадниками эпидемий». Этот период характеризуется ярой антирелигиозной пропагандой против религии и церкви. Однако не во всех публикациях о буддизме содержится атеистическое направление. Несмотря на нападки на религиозные конфессии и его деятельность в государственном масштабе, ученые не оставляют своих религиоведческих исследований. В 1919 г. В Петрограде вышел в свет 2-х томный труд бурятского ученого Г. Цыбикова «Буддист-паломник у святынь Тибета», в предисловии которого С.Ф. Ольденбург отмечал, «что истинная Россия жива и работает в полном сознании своей духовной силы». Русские ученые востоковеды Ф.И. Щербатской, С.Ф. Ольденбург, Б .Я. Владимирцов, О.О. Розенберг в содружестве с учеными ламами бурятских дацанов, учеными этнографами - краеведами из числа бурят изучают наследие буддийской цивилизации. Русская школа буддологии становится одной из самых сильных школ востоковедения в мировой науке о Востоке.

Репрессии и гонения на религиозные конфессии, затем военные годы приостановили религиоведческие исследования. До 50-х годов практически не было каких-либо публикаций о буддизме. В 60-е годы на основе бывшего Бурятского института культуры был учрежден Бурятский комплексный научно-исследовательский институт (БКНИИ), где по заданию партии перед учеными поставлена задача подорвать основы религиозной обрядности и буддийских праздников как «пережитков прошлого». В этот

13 период вышли публикации Ф.М. Шулунова «Происхождение и реакционная сущность ламаизма» (1950), А. Атарханова «Происхождение и реакционная сущность ламаизма» (1952), Н.И. Ербанова «Происхождение и сущность религиозных обрядов и праздников» (1956), «В чем вред религиозных праздников и обрядов ламаизма» (1959). Характерны названия научных сборников 60-70 гг. XX в., идеологически-атеистического содержания, где само название несет в себе непримиримую позицию к религии, например, «Критика идеологии ламаизма и шаманизма» (1964), «Вопросы преодоления пережитков прошлого в быту и сознании людей и становление новых обычаев, обрядов и традиций у народов Сибири» (1966), «Вопросы преодоления пережитков ламаизма, шаманства и старообрядчества» (1971).

Параллельно атеистической пропаганде в эти годы начинаются научные исследования по монголоведению и тибетологии, т.к. институту были частично переданы изъятые из буддийских монастырских книгохранилищ, собрания старопечатных книг на тибетском языке и старомонгольской письменности. Начиная с 1955 по 1986 гг. востоковедами Института общественных наук СО АН СССР К.М. Герасимовой (1952, 1964, 1965, 1969, 1974), Р.Е. Пубаевым и Б.В. Семичовым (1960), Р.Е. Пубаевым (1968), совместно с Г.Л. Санжиевым (1991), В.М. Митыповым (1991), и этнографом Н.Л. Жуковской (1983), Л.Л. Абаевой (1980, 1983, 1988), Ц.П. Ванчиковой (1994) были написаны статьи, посвященные разным аспектам деятельности и самоорганизации бурятской церкви, начиная от вопросов формирования доходов дацана и прочих видов хозяйственно-экономической деятельности • буддийской церкви до международной деятельности ЦДУБ СССР, сущности ламаизма, фрагментов истории Иволгинского дацана.

К.М. Герасимовой написаны фундаментальные монографии по истории буддизма в дореволюционном Забайкалье: «Ламаизм и национально-колониальная политика царизма в Забайкалье XIX - начале

XX веков» (1952), «Обновленческое движение бурятского ламаистского

14 духовенства (1917-1930). Новым этапом в изучении истории бурятского буддизма является коллективная монография Г.Р. Галдановой, К.М. Герасимовой, К.М. Дашиева «Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX в. (1983). Хотя трактовка некоторых исторических явлений и фактов имела определенную идеологическую направленность, тем не менее, эти труды остаются классикой исторического исследования по буддизму советской эпохи. В кандидатской диссертации Л.Л. Абаевой «Транформация ламаистской церкви на обновленческих принципах» (Абаева, 1980), сделаны важные выводы о значении «Положения Буддистской церкви в СССР» 1946 г. В диссертации Б.С. Дугарова о деятельности международной буддийской организации «Всемирного братства буддистов», рассмотрена международная деятельность и участие ЦДУБ СССР в этом движении. Первое упоминание за рубежом о международной деятельности бурятских хамбо-лам в период СССР предпринял в 1969 г. буддолог Р. Рахул (Шри Ланка) в статье «Бандидо Хамбо-Лама, Сибирь». Р.Е. Пубаевым опубликована обзорная статья о состоянии буддийской церкви в СССР, в которой он рассмотрел структуру организации ЦДУБ и международную деятельность бурятского духовенства (1971). В.Б. Цыбикжаповым в статье «Современная церковная организация ламаизма в Бурятии» был дан краткий общий обзор структуры бурятской буддийской церкви послевоенного времени.

В Советский период изучались традиционное вероучение популярного буддизма, культовая практика буддизма, отдельные памятники буддийской бурятской литературы, словарные пособия и справочники буддизма, история сиддханты, тибетский язык и тибетская медицина, вводились в научный оборот старописьменные памятники истории, культуры и права бурят. Ученые были вынуждены работать с оглядкой или выполнять социально-политический заказ. Вплоть до 70-х гг. XX века они не могли не руководствоваться идеей о скором исчезновении религии как исторического анахронизма, т.к. могли быть обвинены в «пропаганде буддизма». Сама же

15 сущность этико - философского учения буддизма вплоть до 80-х гг. фактически оставалась вне сферы профессиональных интересов буддологов, за исключением единственного капитального труда - перевода с тибетского языка философского трактата Васубандху "Абхидхармакоша", выполненного буддологом Б.В. Семичовым, учеником Ф.И. Щербатского в 1980 г.

70-90-е годы характеризуются фундаментальными исследованиями и переводами по буддийской философии на материалах первоисточников. Был разработан и опубликован «Источник мудрецов, тибето-монгольский терминологический словарь буддизма» (1968). Для ориентации в тибетской исторической и религиозной литературе изданы историографические обзоры, аннотированных каталогов рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Бурятского научного центра (БНЦ).

Более глубокому научному исследованию буддизма и его наследия способствовала реорганизация Института общественных наук в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. В последние годы институтом опубликовано множество монографий и работ по различным аспектам буддийской философии, истории школ тибетского буддизма, о традиции монастырского образования, по истории строительства дацанов и т.д.

Начало нового исторического этапа в истории России в период распада социалистического лагеря, краха СССР ознаменовалось широким интересом научной общественности к проблематике буддизма. На глазах современников изменялась структура и организация буддийской церкви, значительно расширилась сфера ее деятельности. Как часть истории

Российского государства буддизм и его современное состояние рассмотрен в работе Е.С. Сафроновой «Буддизм в России» (1998). В статье Е. Пореша

Русский буддизм - как это возможно? обсуждается феномен «русского буддизма» (2002), последователи, которого насчитывают уже несколько поколений в России, начиная с дореволюционного периода, учеников

16

Агвана Доржиева, буддиста латыша Теннисона, жившего в Санкт-Петербургском храме и других ученых востоковедов, принявших буддийскую религию. В работе чешского исследователя JT. Белка «Тибетский буддизм среди бурят» (2001) предпринята попытка сбора данных о жизни современных дацанов Бурятии и новых течений буддизма во внецерковных общинах. Б.В. Базаров впервые рассмотрел судьбу буддийской конфессии как феномен общественной жизни республики (1993). Значительный вклад в понимание истории взаимоотношений государства и церкви на основе изучения комплекса законов и документов предпринят И.С. Цыремпиловой в работе «Религия и власть в Республике Бурятия: история взаимоотношений (1919-1940)» (2000). В диссертации А.А. Данзановой «Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму 1920-30-е гг.» (2002) показан процесс становления законодательной основы в молодом Советском государстве, обновленческое движение на ранних этапах советизации, борьба с духовенством и антирелигиозная политика государства в эпоху сталинизма. В 2001 году диссертантом написана брошюра по истории строительства послевоенного Иволгинского дацана, опубликован ряд важных архивных документов 5060-х годов (2001).

С 1980 года была возобновлено изучение жизни и деятельности глав буддийской церкви хамбо-лам и духовенства. Специальные исследования, переводы со старомонгольской письменности текстов биографий бурятских хамбо-лам прошлого восстановлены и введены в научный оборот Г.Н.

Заятуевым, Д.Б. Улымжиевым (1993), Ш.Б. Чимитдоржиевым, Ц.П.

Ванчиковой, В.Б. Базаржаповым, Е.С. Митыповой, В популярном издании

Иволгинского дацана «Легшед» в последние годы публикуются статьи и переводы ученых востоковедов и выпускников дацанской школы, посвященные истории дацанов Забайкалья и жизнеописания выдающихся хамбо-лам. На основании собственных исследований и вышедших публикаций в 2004 г. диссертантом опубликована монография о жизни и

17 деятельности всех 24 хамбо-лам к 240-летию института хамбо-лам в Забайкалье - Бурятии.

В целом, необходимо отметить о том, что с 50-х гг. по 70-е гг. деятельность буддийской церкви изучалась в отдельных аспектах с точки зрения атеистической идеологии, политэкономии социализма, истории пережитков религии, структуры внутрицерковной организации. Только в 80-90-е годы в отечественной буддологии значительно вырос объем научных публикаций по различным проблемам буддизма, истории развития буддийской церкви в Российском государстве, его роли в бурятском обществе и взаимоотношених с государством.

На основе изучения статей и монографий, касающихся избранной темы можно констатировать: тема истории буддийской церкви Советского периода, не была полностью закрыта от интереса исследователей. Однако комплексного исследования по восстановлению буддийской церкви в послевоенные годы, направлений деятельности, возрождения традиций монастырского образования практически не проводилось.

Новизна. В диссертации впервые предпринято комплексное исследование значительного хронологического периода истории восстановления буддийской церкви Бурятии и ее основные направления деятельности с 1945 по 2000 гг., которая обусловлена малой исследованностью темы. В настоящей работе синхронизированы и сопоставлены документы и свидетельства из источников разного уровня компетенции: государственно-административные, внутрицерковные, письменные «парадные» жития высших представителей буддийской церкви Бурятии, а также устная история в свидетельствах учеников и потомков выдающихся деятелей буддийской церкви 50-70 гг., начавших процесс становления церкви в послевоенные десятилетия.

Впервые рассмотрена история восстановления института Пандито хамбо-лам в послевоенные годы, религиозная и общественная деятельность бурятского духовенства и их роль в восстановлении и возрождении

18 буддийской церкви. История возрождения традиции монастырского образования, организация буддийских институтов на базе Иволгинского и Агинского дацанов и за рубежом. Автором вводится в научный оборот ряд новых исторических и историографических источников, раньше недоступных для исследования. Впервые использованы архивные материалы: списки буддийского духовенства за 1946, 1948, 1950 гг. Иволгинского дацана, которые ранее нигде не публиковались, отчеты уполномоченных по делам религиозных культов, до недавнего времени находившихся под грифом «секретно». Эти документы представляют особый интерес, так как именно в них отразилась история восстановления буддийской церкви и фактическое отношение аппарата чиновников к вопросу религии.

Практическое значение: работа может стать основой для разработки учебного курса "История религии", "История Отечества" для студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля.

Апробация: основные положения диссерации апробировались на научной конференции, посвященной 55-летию Иволгинского дацана (2001), на международном симпозиуме «Мир буддийской культуры» Агинское-Чита-Улан-Удэ, 2001 г., на международной конференции «Буддизм и культура Центральной и Восточной Азии» в 2003 г., на Республиканской научной конференции «Цыбиковские чтения - 8» в 2003 г., на международной конференции «Мункуевские чтения» в 2004 г., на научной конференции, посвященной 240-летию института Пандито хамбо-лам в сентябре 2004 г., на региональной научной конференции «Агван Доржиев -выдающийся политический, общественный, религиозный деятель и видный российский дипломат» в г. Улан-Удэ 2004 г. Основные положения диссертации опубликованы в 10 статьях, брошюре «Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлин» 1946-2001» (2001) и монографии «Институт Пандито Хамбо Лам» (2004).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух заключения, примечания, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна

Заключение

В истории буддийской церкви советского и постсоветского периода можно выделить два основных периода: период официального восстановления буддийской церкви и начало периода возрождения. Первый период, продолжавшийся с 1946 г. по 80-е г., снял обвинения с церкви и духовенства как внутренних врагов существующей системы социализма. Однако буддизм, наряду с другими религиями, в свете антирелигиозной государственной идеологии рассматривался как идеалистическая идеология, исторический анахронизм, который должен исчезнуть с повышением культуры и благосостояния советского человека - строителя коммунизма. Начало восстановления буддизма на государственно - правовом уровне пришлось на период «перестройки», предшествующей демократизации, и захватывает период вплоть до начала 90-х гг. О процессе изменения исторической ситуации в буддийской церкви можно говорить в связи с подготовкой смены старшему поколению буддистов из среды молодежи, закончившей школы, техникумы и вузы и обучавшихся в духовной школе в Монголии. 5-ти летнее образование в Монгольском монастыре, начатое с 1970 г., не предусматривало восстановления полноты монастырского образования, а тем более - воспитания священнослужителей. Подготовка выпускников Буддийской академии в Улан-Баторе преследовала конкретную цель - прежде всего выпустить исполнителей ежедневных служб и определенного круга ритуалов, эмчи (врача) тибетской и монгольской медицины, художника-иконописца.

Процесс возрождения буддизма начинается с 1990 г. в новых исторических условиях после выходов законов о религиозных организациях и их деятельности. Именно в этот период постепенно восстанавливается полнота жизнедеятельности монастыря с различными факультетами.

Необходимо отметить, что церковь находится в процессе начала возрождения, т.к. возрождение основ монастырской жизни предусматривает

130 религиозно- нравственное воспитание монашества. Такие условия в Бурятии еще не созданы. Так как в результате жестокой борьбы государства с религией общество пришло к тому, что была утрачена преемственность духовно-нравственных ценностей и воззрений, этических норм поведения, что сказалось не только на состоянии общества, но и выразилось в путях и методах реформ, которые сегодня имеют место в постсоветской России.

Постановление» от 1944 г. в отношении неправославных конфессий внесло кардинальные изменения в статус церкви в государстве послевоенного периода. Государство руководствовалось исключительно фискальными соображениями: церковная организация обеспечивала полный контроль над внутренней жизнью населения; церковь становилась инструментом дополнительного налогобложения и сборов с бурятского населения на различные, в том числе международные, акции СССР. Священнослужители дореволюционной формации, выжившие после заключения и ссылок, понимали институт церкви как возможность возрождения дхармы и буддийской нравственности среди народа. Благодаря их самоотверженному труду были сохранены традиции бурятской буддийской церкви прошлых столетий и еще в советскую эпоху был сделан шаг к будущему возрождению традиций буддийского образования в Бурятии. Таким образом, среднее поколение священнослужителей сыграло роль переходного звена для перехода к свободе церкви в эпоху демократических реформ.

В период холодной войны и соревнования двух сверхдержав перед

Советским Союзом встала проблема сдерживания гонки вооружения. В международной жизни Азиатского субконтинента 60-70х гг. XX века большую роль играли политики-буддисты из стран Юго-Восточной Азии.

Поэтому буддийский фактор (ср. человеческий фактор, т.е. человек, религия не являлись при социализме самоцелью, а лишь средством достижения высоких целей государства) стал использоваться во внешнеполитических интересах. Это, в свою очередь, позволило бурятским

131 буддистам возобновить внешние контакты с зарубежными буддийскими организациями. Бурятские буддисты, закрытой от внешнего мира республики, смогли донести до единоверцев в Азии, что буддизм в СССР существует; им удалось, наконец, возобновить обучение служителей церкви в соседней Монголии, хотя в ограниченном виде - краткого курса (4-5 лет).

В эпоху перестройки и демократизациии церковь впервые обрела самостоятельность и правовые гарантии в качестве равноправного института общества. На основе имеющихся контактов были выстроены партнерские отношения с международными буддийскими организациями. Бурятская церковь получила помощь для постепенного возрождения традиционных видов монастырской деятельности, полноты образовательных программ и, в частности, началось восстановление системы изучения чойра - буддийской философии и логики- ядра образовательного процесса в индо-тибетском буддизме. С возвращением из тибетских монастырей в Индии нового поколения образованных бурятских монахов монастырское движение постепенно примет более устойчивые черты самоорганизации и внутреннего распорядка, соответствующего монастырской нравственности и образованности.

Важно в этой связи отметить, что классическая буддийская церковь трудилась во благо государства и верующих, принимала активное участие в цивилизационном развитии обществ Азии. Сочетание светского и духовного образования, практикуемое в монастырских школах, позволит выстраивать диалогические связи между церковной общиной и общественными институтами. В будущем, возможно, опыт технологий монастырского образования будет изучаться социологами, психологами для применения в методике преподавания различных предметов в светской модели непрерывного образования, в том числе далеких от буддизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Чимитдоржин, Дугбима Гомбоевна, 2005 год

1. Положение о Буддистском духовенстве в СССР от 22 мая 1946 г.

2. Устав религиозной организации «Буддийская традиционная Сангха

3. России» от 22 марта 1996 г.

4. Устав религиозной организации Буддийского института «Даши Чойнхорлин» от 16 августа 1992 г.

5. Устав местной религиозной организации буддистов Иволгинского дацана «Хамбын Сумэ» с. Верхняя Иволга Иволгинского района Республики Бурятия от 10 сентября 1995 г.1. Авторефераты

6. Абаева JLJI. Трансформация. ламаистской церкви на обновленческих принципах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1980. - 21 с.

7. Басхаев А.Н. Ламаистская церковь в Калмыкии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. -Волгоград, 1999. 18 с.

8. Доржигушаева О.В. Социально-онтологические основания буддийской этики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Улан-Удэ, 1996. - 20 с.

9. Егонова С.З. Цанидская традиция образования в историко-культурной трансляции философского учения буддизма. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Чита, 2004. - 23 с.

10. Цыбенов Б.Д. Распространение буддизма среди хори-бурят (XVIII-начало XX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2001. - 22 с.1. Диссертации

11. Данзанова А.А. Религиозная политика Советского государства по отношению к буддизму 1920-30-е гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Улан-Удэ, 2002. - 153 с.1. Литература

12. Абаева Л.Л., Андреев В.ГГ., Бакаева Э.Л. и др. Буддизм: словарь под общей редакцией Н.Л.Жуковской. М., 1992. - 287 с.

13. Абаева Л.Л. Историческое значение «Положения о Буддистскомдуховенстве в СССР» 1946 г. // Тезисы конференции аспирантов и молодых сотрудников института востоковедения АН СССР. М., 1997. - С. 126-127.

14. Абаева Л.Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. М., 1992. - 141 с.

15. Абаева Л.Л. Религии в этнокультурной традиции народов Центральной Азии. Т.2. // Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 2000. - С. 93-96.

16. Абаева Л.Л. Модернистские тенденции в современном буддизме // Методологические аспекты изучения духовной культуры. Улан-Удэ, 1988. -С. 80-95.

17. Абаева Л.Л., Жуковская Н.Л. Традиция и модернизация в истории ламаизма / Религии мира: история и современность. Ежегодник. М., 1983. -С. 129-150.

18. Абаева Л.Л., Тугутова Д. Система образования в буддийских монастырях Бурятии // Буддизм России, № 23, 1995. С. 18-19.

19. Аякова Ж.А. Карма, как нравственный закон в буддийской философии // Социально-философские аспекты буддизма в Бурятии. Улан-Удэ, 2004. - С. 299-302.

20. Ангаева С.П. Буддизм в Бурятии и Агван Доржиев. Улан-Удэ, 1999. -140 с.

21. Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. Улан-Удэ, 1992. -128 с.

22. Атеизм и религия: проблемы истории и современность // Актуальные проблемы истории религии, атеизма в свете марксистско-ленинской науки. Материалы научной конференции. Л., 1974. - 268 с.

23. Базаров А.А. Источник мудрецов. Раздел: логика. Перевод с тибетского, предисловие и примечания А.А. Базарова. СПб., 2001. - 126 с.

24. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. -СПб.,: Наука, 1998. 183 с.

25. Базаров А.А. Тибетский диспут в системе монастырского образования // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - С. 40-58.

26. Базаров Б.В. Общественные течения ламаизма и судьба буддийской конфессии // Цыбиковские чтения 6: Проблемы истории и культуры монгольских народов. - Улан-Удэ, 1993. - С. 67-68.

27. Базаров М. Роль буддизма в консолидации бурятского народа // Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог: материалы международной конференции. Агинское-Чита-Улан-Удэ, 2001. - С. 139-142.

28. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста, 1994. - 128 с.

29. Барадин Б. Жизнь в тангутском монастыре Лавран 1906-1907 гг. / Подготовка к публикации, введение, комментарий, индексы Ц.П.Ванчиковой: 2-ое издание. Улан-Удэ, 2003. - 295 с.

30. Берзин А. Тибетский буддизм: история и переспективы развития. М., 1992.-37 с.

31. Баяртуев Б.Д. Буддизм и идеи просветительства в Бурят-Монголии дооктябрьского периода // Литература и религия, проблемы взаимодействия в культурном контексте. Улан-Удэ, 1999. - С. 12-16.

32. Болсохоева Н.В. Система медицинского образования в Тибете // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной Азии. -Улан-Удэ, 2003. С. 9-13.

33. Брянский М.Г. Атеизм и религия в Бурятии. Улан-Удэ, 1986. - 54 с.

34. Буддизм в Саянах: история и современность. Улан-Удэ, 2003. - 15 с.

35. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. -Новосибирск: Наука, 1990. 216 с.

36. Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1995. - 126 с.

37. Буддизм и средневековая культура народов центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1980. 176 с.

38. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность: материалы научно-практической конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. -194 с.

39. Буддизм и традиционные верования народов центральной Азии. -Новосибирск: Наука, 1981. 185 с.

40. Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1997.

41. Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 193 с.

42. Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2003. - 198 с.

43. Буддийский мир. Альманах. М.: Раритет, 1994. - 208 с.

44. Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 200 с.

45. Бурятские летописи. Улан-Удэ, 1995. - 197 с.

46. Вампилов Б.Н., Кочетов А.Н. Классовая сущность буддизма-ламаизма // Профсоюзы СССР, 1938, № 2. С.43-48.

47. Ванчикова Ц.П. К истории 11 хоринских родов V/ Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995. - С. 43-52

48. Ванчикова Ц.П. Предание о кругосветном путешествии или Повествование о жизни Агвана Доржиева. Перевод на рус. яз. Предисловие. -Улан-Удэ, 1994. 121 с.

49. Ванникова Ц.П. Монголоязычные биографии бурятских лам // Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 1995.-С. 33-42.

50. Ванникова Ц.П. Б. Барадин и его Лавранский дневник // Материалыконференции «Цыбиковские чтения». Улан-Удэ, 1998. - С. 17-21.

51. Ванникова Ц.П. О двух первых настоятелях Цугольского дацана // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан-Удэ, 1999. - С. 92-94.

52. Ванникова Ц.П. О сочинении дорамба-ламы Буян-Далая по истории буддизма в Бурятии // Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. -Улан-Удэ, 2000. С. 188-196.

53. Ванникова Ц.П. Тибетские и монгольские источники о деятельности первых настоятелей Цугольского дацана // Культура Центральной Азии: письменные источники. Улан-Удэ, 2000. - Вып. 4. - С. 85-100.

54. Васильева И. Д., Цыренжапова Д.С. Миротворческая и просветительская деятельность буддийского духовенства Забайкалья (XIX-начало XX вв.) // Тезисы, доклады научно-практической конференции. -Красноярск, 1989. С. 37-38.

55. Вашкевич В. Ламаиты в Восточной Сибири. СПб, 1885. - 144 с.

56. Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста, 1987. - 131 с.

57. Вопросы преодоления религиозных пережитков в СССР. М,- Л., 1966. - 298 с.

58. Вопросы преодоления пережитков прошлого в быту и в сознании людей, становления новых обычаев: материалы научноОпрактической конференции Улан-Удэ, 1968. - 305 с.

59. Вопросы преодоления пережитков прошлого и становление новых обычаев. Улан-Удэ, 1971. - 108 с.

60. Вопросы пережитков ламаизма, шаманизма и старообрядчества. Улан-Удэ, 1971. - 141 с.

61. Вопросы научного атеизма. Буддологические исследования в Бурятии. Вып. 16. М., 1974. - 408 с.

62. Выдающиеся бурятские деятели (XVII- нач. XX вв.). Часть II. Улан-Удэ, 2001. - 151 с.

63. Выдающиеся деятели-выходцы из Хори-бурят. Очерки. Улан-Удэ. 2002.-211 с.

64. Выдающиеся бурятские деятетели. Выпуск 5. Улан-Удэ, 2004. - 186 с.

65. Выдающиеся бурятские деятели. Выпуск 6. Улан-Удэ, 2005. - 233 с.

66. Галданова Г.Р., Герасимова К.М., Дашиев Д.Б. Ламаизм в Бурятии XVIII начала XX вв. - Новосибирск: Наука, 1983. - 235 с.

67. Гандантэгчинлин хийд, шашны дээд сургуулийн хураангуй туух цагаан лавайн дуун эгшиг хэмээх оршивой. Улаанбаатор, 1995. - 45 с.

68. Герасимова К.М. Материалы о доходах дацанских казначейств // Зап. Бурят-Монгольского НИИК. Вып. XX. Улан-Удэ, 1955. - С. 134-153.

69. Герасимова К.М. Ламаизм и национальная политика царизма в Забайкалье в XIX в. и начала XX в. Улан-Удэ, 1957. - 158 с.

70. Герасимова К.М. Обновленческое движение бурятского ламаистского духовенства (1917-1930 гг.). Улан-Удэ, 1964. - 179 с.

71. Герасимова К.М. Сущность изменения буддизма // Критика идеологии и шаманизма. Улан-Удэ, 1965. - С. 45-56.

72. Герасимова К.М. Некоторые особенности преодоления ламаизма в современных условиях / Строительство социализма и утверждение научноматериалистического, атеистического в регионах распространения ламаизма. -М., 1981. С. 104-118.

73. Герасимова К.М. О бурятской и буржуазной интеллигенции XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального,национального возрождения народов республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995.- С. 43-50.

74. Герасимова К.М. Обряды защиты жизни в буддизме Центральной Азии. -Улан-Удэ, 1999.- 138 с.

75. Гирченко ВВ. Русские и иностранные путешественники XVII, XVIII и первой половины XIX веков о бурят-монголах. Улан-Удэ, 1939. - 92 с.

76. Далай-лама. Политика доброты. Сборник. М., 1996.

77. Тензин Гьяцо Далай-лама XIV. Сострадание и всеобщая ответственность. М., 1992.

78. Дандарон Б.Д. Буддизм. Сборник статей. СПб., 1996. - 142 с.

79. Дандарон Б.Д. О четырех благородных истинах Будды // Буддийский мир. Альманах. М., 1994. - С. 84-124."

80. Дандарон Б.Д. Черная тетрадь. СПб., 1995.

81. Долотов А.С. Происхождение ламаизма. Верхнеудинск, 1932. - 27 с.

82. Долотов А.С. Ламаизм и война. Верхнеудинск, 1937. - 23 с.

83. Донец A.M. Концепция отрицания в Бурятском буддизме // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 82-93.

84. Донец A.M. Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. - 268 с.

85. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение.- Улан-Удэ. 2001. С. 292-297.

86. Ербанов М.Н. Ламский вопрос в Бурятии. Верхнеудинск, 1926. - 73 с.

87. Ербанов Н.И. В чем вред религиозных праздников и обрядов ламаизма. -М., 1959. 34 с.

88. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX вв. (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998. -342 с.

89. Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории культуры.

90. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001.- 179 с.

91. Жамсуева Д.С. К истории Эгитуйского дацана // Легшед, №4, 1999.

92. Жамсуева Д.С. Творческая деятельность духовенства агинских дацанов // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 142-153.

93. Железнов А.И. О тибетских традициях в бурятском буддизме / Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. - С. 5479.

94. Жуковская Н.Л. Буддизм в Бурятии (взгляд из Москвы) // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и восточной Азии. -Улан-Удэ, 2003. С. 138-143.

95. Жуковская Н.Л.Современный ламаизм. М., 1969.

96. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религий. М.: Наука, 1977. -199 с.

97. Жуковская Н.Л. Размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя // 250 лет официального признания буддизма в России // Этнографическое обозрение, 1992.№ 3. С.118-131.

98. Жуковская Н.Л. Буддизм в истории монголов и бурят: политические и культурные аспекты // Альманах «Буддийский мир». М., 1994. - С. 9-17.

99. Жуковская Н.Л. Возрождение буддизма в Бурятии: проблемы и перспективы // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1997.-С. 6-10.

100. Жуков А.В., Янков А.Г., Баринов А.О., Дроботушенко А.В. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Чита, 2003. -160 с.

101. Иволгинский дацан: история, современность и перспективы (Материалы научно-практической конференции). Улан-Удэ, 2001. - 124 с.

102. Из истории религиозных конфессий Бурятии. XX век. Сборник Ф документов. Улан-Удэ, 2001. - 260 с.

103. Из истории спецслужб Бурятии // Материалы научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1977. - 101 с.

104. Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары. Перевод с тибетского Очирова Б. Улан-Удэ, 1996.

105. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987. - 223 с.

106. Кочетов А.Н. Буддизм. М.: Наука, 1983. - 177 с.

107. Кочетов А.Н. Ламаизм. М.: Наука, 1973. - 199 с.ф 98. Критика идеологии ламаизма и шаманизма. Улан-Удэ, 1965. - 132 с.

108. Куроедов В.А. Религия и церковь. М. 1984.

109. Лепехов С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Выпуск 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 160 с.

110. Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 238 с.

111. Лепехов С.Ю. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 3-39.

112. Ломакина И.И. О судьбе реликвий Агинских дацанов в годы сталинизма // Мир буддийской культуры. Агинское-Чита-Улан-Удэ. - 2001. - С. 157157.У

113. Лиштованный Е.И. Исторические взаимоотношения Сибири и

114. Монголии: культура и общество (XIX в.-30-е гг. XX в.). Улан-Удэ, 1998. -172 с.

115. Мельниченко Б.Н. Буддизм и королевкая власть. СПб., 1996. - 164 с.

116. Методологические аспекты изучения истории духовной культуры Востока. Улан-Удэ, 1997. - 181 с.

117. Мир буддийской культуры: Материалы международного симпозиума. -Агинское-Чита-Улан-Удэ, 2001. 214 с.

118. Минерт Г.Л. Памятники архитектуры Бурятии. Новосибирск, 1983.

119. Митыпов В.М. Международная деятельность ЦДУБ // 250-летие официального признания буддизма в России. Тезисы докладов научной конференции. Улан-Удэ, 1991. - С.29-31.

120. Михайлов Т.М. История и культура бурятского народа. Улан-Удэ, 1999.

121. Монгуш М.В. История буддизма в Туве. Новосибирск: Наука, 2001. -200 с.

122. Морохоева З.П. Влияние буддизма на бурятскую культуру // Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск: Наука, 1994. - С. 63-95.

123. Мункуевские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2004. - 196 с.

124. Мурашкин В.П. Система проведения хуралов в бурятско-монгольской традиции // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.-С. 109-115.

125. Наднеева К.А. Современное состояние ламаизма // Ученые записки МОПИ. Т.220. Вып. 12. М., 1968. 138 с.

126. Национальная интеллигенция и духовенство: история и современность. Тезисы и материалы докладов научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994,- 134 с.

127. Нацов Г.-Д. Материалы по истории и культуре бурят. Часть 1. Улан-Удэ, 1995. - 156 с.

128. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Часть II. Улан-Удэ, 1998. - 187 с.

129. Нестеркин С.П. О философских основаниях пути просветления в традиции «Абхисамаяламкары» // Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Выпуск 2. Улан-Удэ. 1997. -С. 146-164.

130. Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 48-82.

131. Нестеркин С.П. О церковной иерархии центральноазиатского буддизма. // Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии: Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. - С. 143-148.

132. Обычное право хоринских бурят. Памятники старомонгольской письменности. Новосибирск: Наука, 1992. - 312 с.

133. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994.

134. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в истории советского общества. Религия, общество и государство в XX в. Материалы конференции. М., 1991.

135. Овчинников B.C. Реакционная сущность идеологии ламаизма / Вопросы научного коммунизма. Чита, 1971. - С. 128-158.

136. Овчинников B.C. Современная идеология и тактика ламаистского вероучения в СССР // Забайкальский краеведческий ежегодник. Чита, 1971, вып.5. - С. 76-83.

137. Ориент. Альманах. Выпуск 1. Буддизм и Россия. СПб., 1992. - 176 с.

138. Ориент. Альманах. Выпуск 2-3. Исследователи Центральной Азии в судьбах России. СПб., 1998. - 284 с.

139. Очиров Б., Очирова Ц.-Х. Некоторые материалы, касающиеся жизни и деятельности первого бурятского Хамбо Ламы Д.Д.Заяева // Культура

140. Центральной Азии: письменные источники Улан-Удэ, 2000. - С. 110-117.

141. Первая Буддийская выставка в Петербурге. Очерк академика С.Ф.Ольденбурга. СПб., 1919. - 41 с.

142. Позднеев A.M. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии. Улан-Удэ, 2000. - 492 с.

143. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. - 182 с.

144. Пубаев Р.Е., Семичов Б. Происхождение и сущность буддизма-ламаизма. Улан-Удэ, 1960. - 48 с.

145. Пубаев Р.Е. Задачи научно-атеистической пропаганды по преодолению пережитков ламаизма и шаманизма // Критика идеологии, ламаизма и шаманизма. Материалы семинара лекторов-атеистов. Улан-Удэ, 1965. — С. 19-21.

146. Рандалов Ю.Б. Некоторые теоретические аспекты развития социального строя Республики Бурятия // Национальная интеллигенция. Духовенство и проблемы национального возрождения народов РБ. Улан-Удэ, 1995.-С. 51-53.

147. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. -М.-С.-П., 2002.-495 с.

148. Религиозно-философский альманах. Дхарма. Улан-Удэ, 1996.

149. Румянцев Г.Н. Архив засак ламы Г.Г. Гомбоева. Улан-Удэ, 1959. - 72 с.

150. Санжиев Г.Л., Санжиева Е.Г. Бурятия XVII-XIX вв. История. Улан-Удэ, 1999.-356 с.

151. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М.: Изд-во РАГС, 1998. - 172 с.

152. Седьмая буддологическая конференция. Тезисы. СПб., 2000. - 79 с.

153. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия XVI начало XX века. - Новосибирск: Наука, 1988. - 104 с.

154. Современные проблемы буддизма, шаманизма и православия. Улан-Удэ, 1980.- 135 с.

155. Средневековая культура Центральной Азии: письменные источники. К истории хоринских родов. Улан-Удэ, 1995.

156. Строительство социализма и утверждение научно-материалистического мировоозрения. М., 1981.

157. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. -254 с.

158. Тогмитов Б.Д. Современный ламаизм в Бурятии и задачи дальнейшей борьбы с ним. Верхнеудинск, 1932. - 45 с.

159. Урбанаева И.С. О некоторых особенностях распространения и возрождения буддизма в современную эпоху // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. - С. 168-173.

160. Урсынович С.П. Буддизм и ламаизм. М., 1935. - С. 201-203.

161. Ухтомский Э. Институт Пандито Хамбо Лам у бурят в его отношении к ламаизму и миссии. Православный собеседник. Казань, 1911.

162. Хаптаев П.Т. Краткий очерк истории бурят-монгольского народа. -Улан-Удэ, 1949,- 195 с.

163. Цыбикжапов В.Ц. Современная церковная организация ламаизма в Бурятии // Вопросы преодоления ламаизма, шаманизма и старообрядчества. -Улан-Удэ, 1971.-С. 69-77.

164. Цыремпилова И.С. Религия и власть в республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940 гг.). Улан-Удэ, 2000.

165. Чимитдоржиев В.А. Сотериологические мотивы в буддизме. Чита, 2002.- 128 с.

166. Чимитдоржиев Ш.Б. Начало распространения буддизма в Бурятии // Бурятский буддизм: история и идеология. Улан-Удэ, 1991. - С. 18-28.

167. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурятские лхарамбы за рубежом // Взаимоотношения народов России, Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Улан-Удэ, 2000. - С. 7-11.

168. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят-монголы: история и современность. Улан-Удэ, 2001.- 128 с.

169. Чимитдоржин Д.Г. Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлинг»: история, события и люди. В.Иволга, 2001. - 86 с.

170. Чимитдоржин Д.Г. Институт Пандито хамбо-лам. Улан-Удэ, 2004. -189 с.

171. Шулунов Ф.М. Происхождение и реакционная сущность ламаизма. -Улан-Удэ, 1950.-32 с.

172. Яковлев В. Постижение. Москва, 1998.

173. Vanchikova Ts.P. Rnam Thars of the first abbots of the Buryat Tsugol monastery // Archiv Orientalni. Vol. 71. - Praha, 2003.

174. Vanchikova Ts.P. Religious situation in Buryatia after 1990s // Geopolitical Relations between Contemporary Mongolia and Neighboring Asian Countries -Mongolia and North East Asia. Taipei, 2004.

175. Vanchikova Ts.P. Tibetologica Buryatica // Archiv Orientalny. Vol. 58. -Praha, 1990

176. Vanchikova Ts.P. Buddhist monks and Buddhist temples of Eastern Transbaikal region // Summaries of the 3rd International symposium on Mongology. Huh-khot, 1998.1. Периодическая печать.

177. Бадмаринчинов Н.Д. Принят новый устав буддистов России // Буддизм. Информационный бюллетень, № 3, 1996, С. 4.

178. Базаров Б.В. Духовенство в Бурятии в период репрессий // Буддизм. Информационный бюллетень, 1996. № 3. С.6.3. // Буддизм №№ 1,2,3 1995, 1996 гг.

179. Вампилов Б.Н. Тибетская медицина оружие контрреволюционного ламства // Бурят-Монгольская правда, 1937, 3 июля.

180. Ванчикова Ц.П. Иволгинский дацан // Наука в Сибири, 1994, № 24.

181. Ганшин И.В. Гандан центр монгольского буддизма // Наука и религия № 11

182. Дондоков Б.Д. Сангха открытая организация (ответ на статью В.Б. Цыбикдоржиева «Сангха - не закрытая каста» // Бурятия, 2001, 15 декабря.

183. Донец A.M. Вималакирти Нирдеша сутра // Легшед, № 5, 2001, № 6, 7, 2002.

184. Жуковская Н.Л. Советская буддология. Библиографический обзор за 1959-1969 гг. // Народы Азии и Африки, 1970, № 6. С. 148-156.

185. Жуковская Н.Л. Изучение ламаизма в СССР (1917-1976) // Народы Азии и Африки, 1977, №2. С. 187-196.

186. Зомонов М. Все познается в сравнении, или еще раз о свободе совести // Духэриг, 2004, 1 апреля.

187. Кочетов А.Н. Ламы-агенты японской разведки // Бурят-Монгольская правда, 1938, 3 марта.

188. Намсараева С. Полезно ли родиться в России // СНГ-Религии, 1999, 8 декабря.

189. Цыбикдоржиев В.Б. Сангха не закрытая каста. О состоянии буддизма в России и Бурятии // Бурятия, 1 сентября 2001.

190. Одинцов М.В. Сталин и ламы // Наука и религия, 1995Ю, № 7. С. 22-23.

191. Одинцов М.В. Хождение по мукам // Наука и религия, 1991, № 7. С. 2-3. 104.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.