История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович

  • Тугуз, Нальбий Салехович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 204
Тугуз, Нальбий Салехович. История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2003. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. КОЛЛЕКТИВ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ

В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.

1.1 Коллективное воспитание и адыгские общества.

1.2 Адыгская семья как воспитательный коллектив.

Выводы.

Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО

ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ.

2.1 Идеал и цель коллективного воспитания

2.2 Задачи и содержание физического, трудового, нравственного, умственного и эстетического воспитания

2.3 Методы и средства коллективного воспитания в адыгской народной педагогике.

2.4 Социализация личности в семье и коллективе.

Выводы.

Глава 3. ТРАДИЦИИ ВЗАИМОПОМОЩИ

В НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ АДЫГОВ.

3.1 Взаимопомощь - как традиция в своде правил «Адыге хабзе».

3.2 Взаимопомощь - форма коллективного воспитания молодежи.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике»

Проблемы коллективного воспитания имеют важное значение. В настоящее время в связи с фундаментальным переосмыслением содержания воспитательной работы одним из принципиальных вопросов является объективное изучение и оценка всех сторон развития образования и воспитания. Анализ современного опыта воспитания, а также результаты исследований в этой области свидетельствуют о том, что не всегда уделяется должное внимание вопросам коллективного воспитания. О модернизации воспитательной работы в России было сказано на последнем совещании ректоров вузов России. Президент России В.В. Путин особо акцентировал внимание на повышение качества воспитательной работы. В свете сказанного на наш взгляд, в условиях возрастания социальной роли личности важнейшей задачей становится повышение эффективности народной педагогики, в том числе в части коллективного воспитания.

Важными задачами коллективного воспитания в современной школе России является формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать реальную жизнь, быть хорошим работником, уметь совмещать личные интересы и общественные. Коллективное воспитание детей в национальных школах осуществляется с помощью системы приобщения к этнопедагогической культуре.

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности коллективной воспитательной работы педагогов. В реализации целей и задач коллективного воспитания в национальной школе и семье большую помощь могут оказать традиции коллективного воспитания адыгской народной педагогики, являющейся не только важным историческим достоянием народа, но и одним из средств сохранения этнической самобытности и резервом обновления воспитательных и образовательных методов.

В современных условиях становится очевидным, что коллективное воспитание начинает играть все большую роль в процессе перехода к школе будущего. На наш взгляд, в современной России мы слишком увлеклись образованием, забывая о воспитательной работе. Хотя каждый из нас знает, что эти два понятия неразделимы. При осуществлении и реализации этих задач большую помощь могут оказать традиции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике, которая является одним из средств сохранения этнической самобытности и средством обновления воспитательных подходов к обозначенной проблеме. Поставленная проблема исследования требует разделения двух близких по смыслу терминов: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п. Народная педагогика предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячилетним опытом человечества и бытующим в народе до наших дней. Термин «этнопедагогика» полнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, племени, народности и нации, сказывающаяся в конечном счете и в «общности психического склада» той или иной этнической группы. Если народная педагогика изучает спонтанное, стихийное проявление воспитательных взаимодействий, запечатленное в образе жизни, фольклоре, обычаях народа, то этнопедагогика включает в свой предмет не только народную педагогику как реальность, но и выявляет закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывает способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части. Используя эти определения, мы исследовали основы коллективного воспитания адыгов.

Изучение опыта коллективного воспитания, накопленного адыгской народной педагогикой, обусловлена сложными и противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. Развитие рыночных отношений, утверждение принципов демократии, установление широких связей со странами Запада наряду с позитивными моментами привели к многочисленным негативным последствиям: чрезмерной коммерциализации культуры и образования, отсутствию ощутимой поддержки их со стороны государства, особенно в части воспитательной работы. Все это ведет к игнорированию закономерностей воспитания, установленных народом, к извращению национального самосознания. Многовековой опыт коллективного воспитания, накопленный адыгской народной педагогикой, может помочь противостоять всем этим негативным тенденциям в жизни общества, поскольку именно способность создавать коллективы и ощущать их воспитательную работу во всех сферах жизнедеятельности стала одним из мощных факторов сохранения и обогащения воспитательного опыта народа, формирования его чувств, взглядов, убеждений.

Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что особенности коллективного воспитания адыгов мало изучены, то есть данный вопрос не рассматривался в таком разрезе. Следовательно, количество публикаций, касающихся проблем коллективного воспитания невелико. В некоторых работах исследователей делалась попытка проанализировать в этнографическом и педагогическом плане влияние пословиц, песен, игр, загадок, обрядов на развитие детей. В советский период адыгская народная педагогика, как и все другие народные педагогики, изучалась недостаточно. Не учитывались в должной мере национальные черты и особенности воспитания. Географ и этнограф Г.С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»). Но для большинства работ этого периода характерно стремление непременно показать лишь темные стороны и отрицательные явления в жизни народа. В жизни Советского Союза, ни о каком учете огромного опыта, накопленного народом как в хозяйственной, так и в социальной сфере, не могло быть и речи, ибо считалось, что крестьяне либо пребывали в забитости, либо при малейшем послаблении немедленно начинали превращаться в эксплуататоров, проявляя частнособственнические интересы. Отсутствие внимания советской педагогики к проблеме изучения народных традиций коллективного воспитания объясняется глубокой внутренней связью народной культуры с религией. Признать это в период господства атеизма было невозможно.

Народная педагогика в 70-90-е годы XX века были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. В их числе: М.Ю. Айбазова, Л.Г. Андреева, Б. Апашев, В.Х. Арутюнян, В.Ф. Афанасьев, Г.И. Батурина, Х.Х-М. Батчаева, Е. Борисова, З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш. Гашимов, М.Б. Гуртуева, М.О. Загазежев, А.Э. Измайлов, А.Б. Измайлова, Ю.С. Кимов, Т.Ф. Кузина, Г. Лунина, В.В. Макаев, З.К. Меретукова, LLI.A. Мирзоев, P.M. Пашаева, В.Д. Семенов, К.Б. Семенов, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, Х.Х. Хадиков, Я.И. Ханбиков, А.Ф. Хинтибидзе, Е.Л. Христова, С.М. Шакарян, И.А. Шоров. Проблемы народной педагогики нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике. Проблемы этнопедагогики обсуждались на II и Ш Международных конгрессах «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (1998 г., 2001 г.).

Тем не менее, до настоящего времени коллективное воспитание в народной педагогике адыгов не было предметом самостоятельного исследования.

Теоретическая и практическая значимость названной проблемы для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме коллективного воспитания в народной педагогике адыгов, использование устаревших методологических подходов и характеристик литературных памятников как источников народной педагогики, а также необходимость использования национальных традиций в целях повышения эффективности современного воспитания и образования обусловили выбор темы настоящей диссертации: «История и современные тенденции коллективного воспитания в адыгской народной педагогике».

Проблема исследования заключается в изучении и анализе историко-педагогического наследия и на его основе раскрыть своеобразие содержания, средств и методов коллективного воспитания, коллективной взаимопомощи адыгов и в показе его значения для педагогической науки.

Объект исследования: процесс коллективного воспитания в народной педагогике адыгов.

Предмет исследования: сущность и содержание коллективного воспитания в адыгской народной педагогике.

Цель исследования: раскрыть и обосновать возможности прогрессивного опыта коллективного воспитания в народной педагогике адыгов.

Задачи исследования:

- раскрыть идеал, цель, задачи и содержание коллективного воспитания как проявление педагогической мудрости народа и доказать, что адыгская семья - как малый педагогический коллектив имела достаточно высокий уровень педагогической культуры;

-выявить и обосновать основные народные средства и методы педагогического воздействия на детей и молодежь в целях их коллективного воспитания;

- рассмотреть способы социализации подрастающего поколения в семье, коллективе и в процессе взаимопомощи;

- показать актуальность традиции народной педагогики в коллективном воспитании для современной педагогической науки, семьи, школы и общества.

Методологические основы исследования:

- аксиологический подход к воспитанию, означающий признание человека наивысшей ценностью в обществе;

- использование плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных, духовно-нравственных, общественных ценностей;

- изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- признание целостного мирового педагогического процесса, своеобразия его проявления в различных странах, регионах;

- конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;

- понимание коллективного воспитания как элемента педагогической культуры общества.

Использовались также культурологический и системно-структурный подходы к исследованию педагогических фактов, явлений, теорий.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный методы, теоретический анализ и синтез, наблюдение, беседы, обобщение и систематизация полученных результатов.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:

- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Н.Д. Никандров, И.П.Подласый, З.И.Равкин, Ю.П.Сокольников, Г.К.Селевко, С.А.Смирнов, ТА.Стефановская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К.

Шаповалов, Е.Н. Шиянов);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного развития (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, B.JI. Вульфсон, Г.Н. Волков, J1.H. Гончаров, М.Г. Загазежев, А.Э.Измайлов, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова, Ф.А. Фрадкин, Е.Е.Хатаев, И.А. Шоров, 3. Якубов).

При изучении психологических аспектов проблемы использовались труды Б.Г. Ананьева, В.В. Белоуса, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, М.Г. Ярошевского.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлено содержание воспитательных воздействий - идеал, цель, задачи, средства и методы коллективного воспитания подрастающего поколения, которые нашли отражение в таких источниках адыгской народной педагогики, как легенды, предания, пословицы, поговорки, песни, загадки, сказки.

- проанализировано, что коллективное воспитание в народной педагогике адыгов имело в основном гуманно-демократическую направленность и отражало национальную специфику жизнедеятельности адыгов, обусловленную стремлением народа к коллективному взаимодействию и нерасторжимой связью целесообразности и преднамеренности, приоритетом нравственных ценностей над материальными;

-определены основные задачи коллективного воспитания в народной педагогике адыгов: физическое, трудовое, нравственное, умственное, эстетическое;

- проанализированы основные средства (игра, общение, труд, искусство, природа, традиции) и методы коллективного воспитания в адыгской народной педагогике (пожелание, беседа, убеждение, объяснение, наставление, пример, показ, упражнение, приучение, поощрение, наказание).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что обобщенный опыт коллективного воспитания детей, накопленный адыгами, представляет собой систему понятий и идей, составляющих фундамент коллективного воспитания в адыгской народной педагогике, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы коллективного воспитания, а также социализации личности в коллективном труде и результаты воспитательного процесса в этой сфере, характеризующиеся своей гуманистической направленностью.

Практическая значимость исследования. Материал исследования, положения и выводы, полученные в процессе работы, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и семинаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, во внеклассной работе (организации занятий по приобщению учащихся к педагогической культуре народа).

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2000-2001 гг.) разрабатывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов.

Второй этап (2001-2002 гг.) осмысливались и обобщались полученные результаты, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационного исследования.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ взглядов народа на содержание коллективного воспитания, показал, что она носила многосторонний характер и осуществлялась для развития многосторонней личности.

2. Цель коллективного воспитания, состояла в формировании идеала совершенного человека с высоким уровнем сознания, человека-хранителя культурно-этнических ценностей, прогрессивных обычаев и традиций.

3. Достижение цели осуществлялось на основе комплекса решаемых задач коллективного воспитания, которые заключались в развитии способности детей воспринимать, чувствовать, оценивать свое место в обществе и правильно сочетать личные интересы с общественными во всех сферах жизни: труде, быту, поведении, природе.

4. Характеристика созданных народом основных средств, методов коллективного воспитания доказывает достаточно высокий уровень сформированности педагогической культуры адыгов.

5. Сложившиеся в народной педагогике адыгов традиции коллективного воспитания могут быть успешно использованы в современной национальной школе Российской Федерации, а также в процессе семейного, коллективного этнорегионального воспитания.

Апробация и внедрение в практику. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2000-2002 гг.), на конференциях по итогам научной работы в Карачаево-Черкесском государственном университете (2001, 2002 гг.), на Всероссийской научной конференции «Нервно-психическое утомление человека в современных условиях» (2002г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и систем образования» (2002г.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского университета, Адыгейского государственного университета.

Структура диссертации. В первой главе «Коллектив как фактор воспитания в адыгской народной педагогике» описываются адыгские общества как воспитательные коллективы. В этой же главе адыгская семья рассматривается с воспитательной позиции в виде малого коллектива. Во второй главе «Традиционная система коллективного воспитания адыгов» раскрывается идеал и цель коллективного воспитания как составная часть идеала совершенного человека, характеризуются источники педагогических взглядов народа, выявляются составные части (задачи) коллективного воспитания и описывается содержание этих задач. Кроме этого, главе содержит анализ созданных народом средств, методов и приемов педагогического воздействия, использовавшихся в коллективном воспитании подрастающего поколения. В третьей главе «Традиции взаимопомощи в народной педагогике адыгов» показана роль взаимопомощи как одного из эффективных подходов к коллективному воспитанию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Тугуз, Нальбий Салехович

Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства коллективного педагогического воздействия, как общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей. Спецификой общения родителей и детей являлась его высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил и способностей, включение детей в систему отношений, желательных родителям, семье и обществу.

Формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением правил «Адыге хабзэ». Большое воспитательное и образовательное значение имела ранняя посильная трудовая деятельность детей. Она обусловливала формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы коллективного воспитания, как уход за детьми, пример родителей, убеждение, упражнения, поощрения и наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благословения родителей, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями, обществом активного самовоспитания молодежи, которое коллективная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими и специфическими для народной педагогики адыгов средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, фамильные сборы, деятельность советов старейшин, участие детей в обрядах, связанных с похоронами. Национальные традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах коллективного педагогического воздействия и социализации подрастающего поколения в условиях адыгского общества является источником обогащения современной теории и методики коллективного воспитания.

Адыгская народная педагогика воспитывает людей в духе сложившихся традиций во времени и пространстве. Все имеющиеся воспитательные институты: семья, фамилия, патронимии и т.п. занимают определенную территорию, пространство, где осуществляется процесс воспитания во взаимодействии между собой. Они входят в структуру тех или иных воспитательных пространств как своеобразные территориальные социально-педагогические целостности, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений.

Виды воспитательных коллективов разнообразны. Главным основанием их классификации выступают размеры территории, численность населения и его сосредоточенность. По этому основанию выделяются 3 группы воспитательных обществ (коллективов): 1) территориально-административных образований (страны, ее районов (псухо)); 2) поселений - аулов; 3) пространств, занимаемых педагогическими системами, - семейными, родовыми и т.п.

В предлагаемой классификации воспитательных коллективов семья относится к третьей группе. Она рассматривается как педагогическая система, в процессе функционирования которой порождается целенаправленный процесс воспитания. Семья - необходимейший и наиболее массовый компонент педагогической действительности и воспитательных пространств как форма их существования, в то же время она сама функционирует как воспитательное пространство.

Выделяют две группы компонентов этнопедагогического пространства:

Первая из них - люди, члены семьи, среди них воспитанники, дети, нуждающиеся в педагогической заботе, и затем воспитатели, оказывающие такую заботу, - это родители, бабушки и дедушки, другие члены семьи, старшие, готовые в той или иной мере проявить эту заботу. Они выступают субъектами педагогического коллектива.

Вторая группа компонентов - это предметы материального мира. Они представляют собой или специально созданные средства воспитания (игрушки, учебники, книги, орудия труда), или предметы, создающие материальные условия для воспитания (жилища для семьи, другие постройки). К ним в условиях семьи можно отнести и домашних животных, помогающих семье обеспечивать себя продуктами и в то же время требующих специального ухода за собой и со стороны детей.

Эти компоненты прослеживаются и в этнопедагогике адыгской семьи.

Под этнопедагогикой адыгской семьи мы понимаем часть народной педагогики, в которой реализуется главнейшая из этнических целей, состоящая в воспроизводстве и воспитании потомства, верного национальным идеалам и воплощающего в себе присущий адыгам менталитет.

Ядро этнопедагогики адыгской семьи составляет традиционная система семейного воспитания. Этнопедагогика адыгской семьи - частица, элементарная клетка этноса, общества. Вместе с ними оно изменяется, развивается, переживает кризисные и иные ситуации.

Как целостная этнически целесообразная и самобытная система воспитания педагогическая культура адыгской семьи позволяет обеспечивать на протяжении многих веков мирное сосуществование многих народов в условиях полиэнической среды. Идеи и опыт традиционной системы воспитания в адыгской семье свидетельствуют о больших возможностях в области культуры общения народов и наций в общечеловеческом аспекте.

Педагогическая культура коллективного воспитания адыгского народа позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.

В современной практике коллективного воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личности; отсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном материале. Прогрессивные педагогические идеи коллективного воспитания могут и должны использоваться и в воспитательной работе учебно-воспитательных учреждений. Идею коллективного воспитания в национальной школе необходимо воспринимать в контексте единого образовательного пространства России, вместе и в сравнении с достижениями общероссийской и мировой культуры.

Работа не претендует на исчерпывающее освещение вопросов коллективного воспитания в национальной школе, но она может быть ориентиром для разработки новых направлений с учетом коллективного воспитания и личностного подхода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коллективное народное воспитание адыгов охватывает почти все стороны подготовки человека к жизни и труду. В этих материалах анализируется многочисленный педагогический фактор, делаются обобщения по вопросам развития и коллективного воспитания человека. Адыгское народное воспитание обогащалось и развивалось вместе с развитием адыгского общества. Рассмотрены различные структурные единицы адыгского общества, а именно: семья, потронимия, род и «братства». Так как существовали эти общества и имели детей, то обязательно существовала коллективное воспитание. Следовательно, в работе сделана попытка, ввести определения коллектива и коллективного воспитания, а также показать ее роль в воспитании личности. Коллектив в понимании адыгов - это социальная общность людей, объединенных по родственному признаку и на основе совместной деятельности. Коллективное воспитание адыгов - это категория народной педагогики, состоящая из воспитанников и воспитателей, взаимодействие которых ориентировано на подготовку совершенного человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тугуз, Нальбий Салехович, 2003 год

1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII-XIX вв. Нальчик, 1974, - 688 с.

2. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. I. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 178 с.

3. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. II. Под ред. Шибинской Е.П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. - 280 с.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.

5. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2,- СМОМПК, 1883.

6. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971. - 201 с.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988. -253с.

8. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996,- 171с.

9. Айтматов Ч.//Литературная газета.- 1986.- 13 сент.

10. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.

11. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. - 318 с.

12. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков

13. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994. - 1 85с.

14. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.

15. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1957.

16. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Нар. образование, 1994, №4, с. 4-8.

17. Бгажноков Б.X. Черкесское игрище. Нальчик, 1991.

18. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов,- Нальчик, 1983.-С.8.

19. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. — 160 с.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

21. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991.- 445 с.

22. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.

23. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1990.-413с.

24. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.

25. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. - 160 с.

26. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

27. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.

28. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

29. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары, 1966. 340 с.

30. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 1 39 с.3 1. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. - 186 с.

31. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока/. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. -329 с.

32. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 407 с.

33. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М.,1967.-С.92-93.

34. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. -Махачкала, 1989. 413 с.

35. Гамзатов Р.Г. Берегите матерей// Комсомольская правда. 1979. -26 авг.

36. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. - 84 с.

37. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. - Т. 1.

38. Гершунский Б.С. Менталитет и образование.-М.:Флинта,1996. -340 с.

39. Глазечев С.И., Грехова Л.И. и др. Культура мира: взгляд из России. -М., 1999. 87 с.

40. Гоголь Н.В. Собр. соч.-М., 1953, Т.6.

41. Гумилев JI.H. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994.

42. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

43. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания.- Нальчик, 1974.

44. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. -136 с.

45. Данилевский И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.

46. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1951. - 284 с.

47. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 140 с.

48. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. -Черкесск, 1994, 9 с.

49. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 105 с.

50. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47-50.

51. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.

52. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 418 с.

53. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. -Нальчик, «Эльбрус», 1996. 168 с.

54. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 223 с.

55. Иванюков И.И. и Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112; кн. 2-я, С. 553-580.

56. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

57. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., T.I. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.

58. Ионин JI.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. - С. 201 - 228.

59. Искандер Фазиль. Софичка // Знамя, 1995, №11, С. 3-80.

60. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под. ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.

61. Калмыков И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. -Черкесск, 1974. 282 с.

62. Кантария М.В. О некоторых пережитках аграрной культуры в быту кабардинцев. УЗАНИИ.Т.8, С.357-361.

63. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/. СПБ, 1913. 180 с.

64. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. -256 с.

65. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.

66. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. - Т. 1.

67. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. -М., 1954. 14 с.

68. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.

69. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.- М., 1961.

70. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, с. 109-144.

71. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. 740 с.

72. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: 1994. 124 с.

73. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988. - 120 с.

74. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.

75. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.

76. Культура семейных отношений. Сб. статей.- М.: Знание,1980.-1 12 с.

77. Кукушкин B.C. и др. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на- Дону, 2000. - 448с.

78. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.

79. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10, с. 13-19.

80. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. -192 с.

81. Лихачев С.Д. Древнерусская культура и современность// Декоративное искусство СССР, 1970. № 1. - С.43.

82. Личный архив. Из этнографических записей 1997 года от Тугуза Османа Асланчериевича, аул Афипсип, Тахтамукайского района.

83. Лоигворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.

84. Люлье Л.Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах, ЗКОРГО, 4, 1857.

85. Макаренко А.С. Организация и воспитание ученического коллектива, кн., М., 1959.

86. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса, пед. соч. в 8тт., т 1, М., 1983, с.267-329.

87. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», «Архив Маркса и Энгельса», т.9, 1941.

88. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.

89. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Вопросыфольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.

90. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138-139.

91. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.

92. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов,- Майкоп, 1980.- 160 с.

93. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986. -124 с.

94. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987.-22 с.

95. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 111 с.

96. Мосолов В.А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.

97. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук.- Казань, 1990. 198 с.

98. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.

99. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1. Майкоп, 1957, С. 159.

100. Народное воспитание у адыгов / черкесов /. / По известиям европейских авторов XIII-XIX вв./. Краснодар, 1974, С.65.

101. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т. 1.- С.35.

102. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т. 1.- С.40.

103. Нарты. Адыгский эпос на адыгейском языке. Собранные тексты в 7 томах. Составитель A.M. Гадагатль.-Майкоп, 1970. Т.З.-С.55.

104. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. - 656 с.

105. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.

106. Овсянников А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, №4, С. 10-14.

107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973, С. 34.

108. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С.25.

109. Пасынков Л. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №Ю, С. 8-16.

110. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания и народной педагогики Дагестана. М., 1972. - 160 с.

111. Песни народов Северного Кавказа. Л.: Сов.писатель, 1976 - 127 с.

112. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2кн. М.: изд. ВЛАДОС, 2000, 256с.

113. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.

114. Попов С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, №2, С. 23-32.

115. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. М.: изд. вост. литер., 1961. - 736 с.

116. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал иперевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. - 366 с.1 19. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.

117. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. - 449 с.

118. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

119. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.

120. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования/ //Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.

121. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, №10, С. 2-25.

122. Российская педагогическая энциклопедия: в двух томах / гл. редактор В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993,- 608с., Т. 1.-М.

123. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.• 128. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.

124. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.

125. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис. . канд. филос. н. СПб., 1992. - 152 с.

126. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.

127. Сикалиев А.И.-М. Общество и герой в ногайском героическомэпосе / Традиции и современность/ Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии/. Черкесск, 1980, С. 3-18.

128. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969.- 548 с.

129. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.

130. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М.: 1983. - 120 с.

131. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989,С.73.

132. Смирнова Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Учен. зап. Адыгейского НИМ, Т.8. Майкоп, 1968, С.35.

133. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.

134. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

135. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX вв.): Дис. . .докт. пед. наук. - М., 1998. - 358с.

136. Сталь К.Ф. Кавказский сборник. Т. XXI. -Тифлис, 1900, С.43.

137. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. - 380 с.

138. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881, С.66.

139. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 287 с.

140. Схаляхо А.А. Адыгэ фольклор,- Ростов на- Дону, 1977.- С.33.

141. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.

142. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. 197с.

143. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996.

144. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. М. , 1994,- 9с.

145. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. "Русский вестник", 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).

146. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.

147. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994, -720с.

148. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952, С.11-136.

149. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М. - Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.

150. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.

151. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. -Т.1.-260 с.

152. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.

153. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.

154. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.

155. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.

156. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

157. Хан-Гирей. Черкесские предания // Адыгские писатели -просветители XIX века. Краснодар, 1986, С.56.

158. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989. - 286 с.

159. Хан-Гирей. «Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем» ч.1,1. СПб, 1836, л.49.

160. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367с.

161. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нард.педагогика, 1993.- 132с.

162. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.:Наука, 1969, С.282-294.

163. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Под ред. Г.М.Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - 272с.

164. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, КБИИФЭ, 1981, С.65-77.

165. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. Майкоп: Адыг.отделение Краснодарск. кн.из-ва, 1989. - 336с.

166. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыг.отделение Краснодарск. кн.из-ва, 1981. - 192с.

167. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. Майкоп ,1989, С.27.

168. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. - 336с.

169. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве //Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. - 78с.

170. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устном народном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987. - 90с.

171. Шоров И.А. Идеи физического воспитания в адыгском народном творчестве //Из истории народного образования Адыгеи. Ростов н/д, 1975, С.66-96.

172. Шоров И.А. Народные детские игры в системе физического воспитания адыгов //Учен. зап. Адыгейского НИИЭЯЛИ. Этнография. -Майкоп, 1968, т.8, С. 189-203.

173. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М., 1969. - 255с.

174. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства //К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, С.23-178.

175. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.

176. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. - 235с.

177. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999. 304 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.