История освоения Юго-восточного Приаралья с древнейших времен до конца I тысячелетия до н.э. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Тажекеев, Азилхан Ауезханулы

  • Тажекеев, Азилхан Ауезханулы
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 320
Тажекеев, Азилхан Ауезханулы. История освоения Юго-восточного Приаралья с древнейших времен до конца I тысячелетия до н.э.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2011. 320 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тажекеев, Азилхан Ауезханулы

Введение.

Глава

История изучения Нижней Сырдарьи

1.1 Геосистема Нижней Сырдарьи с древнейших времен до современности.

1.2 История исследования

1.2.1 Средневековые источники и историко-географическое изучение низовья Сырдарьи в середине XVIII в. - начале XX в.

1.2.2. Исследования Юго-Восточного Приаралья Хорезмской археолого-этнографической экспедицией и современными экспедициями.

Глава

Археологические памятники Нижней Сырдарьи

2.1 Памятники первобытной эпохи (III - II тыс. до н. э.).

2.2 История обводнения Южных протоков Нижней Сырдарьи (Инкардарья, Жанадарья) по археологическим данным.

2.2.1 Инкардарья.

2.2.2 Жанадарья.

2.3 Памятники чирикрабатской культуры низовий Сырдарьи в свете исследований последних лет.

2.3.1 Археологические работы на городище Чирик-рабат.

2.3.2 Археологические исследование на укрепленной усадьбе Баланды 1.

2.3.3 Крепости.

2.3.4 Исследования погребальных памятников на Жанадарье.

Глава

Историческая динамика освоения дельты Сырдарьи

3.1 Низовья Сырдарьи в эпоху неолита и бронзы. Характеристика культуры.

3.1.1 Эпоха неолита.

3.1.2 Эпоха бронзы.

3.2 Скотоводческие культуры на территории Сырдарьинской дельты в эпоху раннего железного века

3.2.1 Могильники Уйгарак, южный Тагискен, «шлаковые» курганы и поселения.

3.3 Древние земледельцы сырдарьинской дельты. Чирикрабатская культура.

3.3.1 Поселения. Строительная техника и особенности архитектурных сооружений.

3.3.2 Погребальные памятники.

3.3.3 Хронология чирикрабатской культуры и некоторые вопросы этнической истории саков низовьев Сырдарьи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История освоения Юго-восточного Приаралья с древнейших времен до конца I тысячелетия до н.э.»

Низовья Сырдарьи (район древней дельты Сырдарьи) с глубокой древности становятся центром кочевых объединений юго-восточного и северного Приаралья, где в местах массовых зимовок и вблизи них создаются оседлые поселения с простейшей ирригацией и ремесленными центрами. С древности в регионе соседствуют хозяйственно-культурные типы оседлых земледельцев дельтовых областей (с ирригацией), оседлых и полуоседлых скотоводов дельтовых областей, в хозяйстве которых традиционно присутствует и земледелие, и хозяйственный тип кочевников-скотоводов пустынь и полупустынь (Вайнберг, 1989, стр. 66-77).

Территория древней Сырдарьинской дельты является уникальной в археологическом отношении областью, где, благодаря уникальным природным условиям, в нетронутом виде сохранились антропогенные ландшафты. В силу специфики водного режима Сырдарьи, когда отмирающие дельтовые протоки в полном объеме уже больше не функционируют, здесь предоставляется возможность сплошного изучения археологических памятников и целых ирригационных районов различных исторических периодов (рис. 1).

Жизнедеятельность человека на территории юго-восточного и восточного Приаралья во все исторические периоды, также как и в соседней историко-культурной области — Хорезм, полностью зависела от режима обводнения территории.

Археолого-геоморфологические исследования древних дельт реки Сырдарьи и ее сухих русел, а также привязанных к ним древних ирригационных систем археологических памятников, показали, что направление стока древней дельты Сырдарьи в течение голоцена неоднократно менялись. За последние полстолетия появилось множество работ по истории обводнения и освоения юго-восточного Приаралья, опубликовано большое число сборников и монографический исследований, проводились специальные конференции и симпозиумы (Формозов, 1945; Формозов 1945а; Толстов, 1959; Толстов, 1958; Толстов, 1961; Толстов, 1961а; Толстов, 1962а; Толстов, Итина 1964; Андрианов, Мурзаев, 1964; Андрианов, Итина, Кесь, 1974; Андрианов, Итина, Кесь, 1975; Андрианов, Левина, 1979; Кесь, 1979; Кесь, Андрианов, Итина, 1980; Андрианов, 1991; Глушко, 1994; Левина, 1998; Галиева, 2002).

Вехой в истории изучения Юго-восточного Приаралья явились широкомасштабные археолого-географические исследования, начатые в 1946 году Хорезмской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С. П. Толстова. По итогам этих работ было выпущено несколько монографий: «Древний Хорезм» (Толстов, 1948), «По следам древнехорезмийской цивилизации» (Толстов, 1948), «По древним дельтам Окса и Яксарта» (Толстов, 1962).

Впоследствии проблемы обводнения и развития ирригации на древних руслах Сырдарьи рассматривались в трудах Б. В. Андрианова «Древние оросительные системы Приаралья» (Андрианов, 1969), Б.И. Вайнберг «Этногеография Турана в древности VII в. до н.э. — VIII в. н.э.», (Вайнберг, 1999), а также в отдельных работах Л. М. Левиной, 3. С. Галиевой «Археолого-ландшафтные исследования с применением дистанционных методов» (Левина, Галиева, 1993). Все эти явилось серьезным вкладом в историю изучения освоения и развития ирригационной системы Приаральского региона.

За время работ Хорезмской археолого-этнографической экспедиции на территории юго-восточного Приаралья было открыто большое количество памятников различных эпох. Тогда же было установлено, что освоение этой территории человеком началось в эпоху неолита, точнее в конце этой эпохи (IV-III тыс. до н. э.). К сожалению, многие материалы, полученные в 50-70 гг. прошлого века, остались неопубликованными, и в настоящее время хранятся в архиве Института этнологии и антропологии им. И. Н. Миклухо-Маклая РАН.

В последние годы в рамках программы «Культурное наследие» Правительства Республики Казахстан работы на территории древней дельты Сырдарьи были возобновлены. В 2004 году в Институте Археологии АН Республики Казахстан была создана Чирикрабатская археологическая экспедиция (ЧРАЭ). Основным объектом работ экспедиции было избрано городище Чирик-рабат. В рамках экспедиции был создан маршрутный отряд, основной целью работ которого было сплошное обследование и картографирование уже известных и вновь открытых памятников. Результаты работ были опубликованы в монографии «Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан, Кызылординская область» (Свод памятников истории и культуры РК, Кызылординская область, 2007). Эти работы проводились под непосредственным руководством диссертанта.

Предметом изучения данного исследования являются антропогенные ландшафты и археологические памятники различных исторических периодов, выявленные на территории юго-восточного Приаралья в ходе многолетних исследований. В работе учтены не только известные ранее, но и вновь открытые объекты. В результате работ последних лет были выявлены принципиально новые по своему функциональному назначению памятники' (крепости Чирикрабатской культуры). Кроме того, были дополнительно изучены уже известные археологические объекты (шлаковые курганы, городище Чирик-рабат, поселение Баланды).

Целью предлагаемой диссертационной работы является обобщение и систематизация всех известных на сегодняшний день археологических материалов, исторических и письменных источников по древнейшей истории области древней дельты Сырдарьи, начиная с эпохи неолита до конца I тыс. до н. э. На основании полученных данных прослеживается динамика освоения человеком одной из древнейших историко-культурных областей Центральной Азии.

Решение поставленной задачи в полной мере может быть осуществимо только при комплексном подходе к изучению археологических и палеоландшафтных материалов.

Освоение этой территории человеком могло происходить только при условии обводнения ее водами Сырдарьи. Поэтому в диссертации предполагается максимально полно рассмотреть и проанализировать историю обводнения древней Сырдарьинской дельты на протяжении всего изучаемого периода. Только при сопоставлении этих данных с археологическими материалами можно реконструировать историю освоения древней Сырдарьинской дельты.

Полученные археологические материалы сами по себе являются ценнейшим историческим источником. Низовья Сырдарьи с древнейших времен являлись той областью, где пересекались основные направления, миграционных процессов, происходивших на территории Центральной Азии. Вследствие этого, в разное время здесь сосуществовали и взаимодействовали различные археологические культуры. Юго-восточное Приаралье было той областью Центральной Азии, где зарождались и формировались новые этносы. При крайне скудном объеме письменных источников, основным источником, в определенной степени освещающем эти проблемы являются новые археологические источники, полученные автором в последние годы.

Как представляется, использование всего объема как археологических, так и исторических источников по данной теме позволяет автору решить поставленные задачи и максимально реконструировать историю освоения человеком юго-восточного Приаралья, а также, по возможности, осветить некоторые вопросы этнической истории этой области на протяжении длительного исторического периода.

Источниковедческой базой диссертации являются археологические данные, полученные в ходе работ Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, материалы ЧРАЭ (2004-2009 гг.) и археологические данные, полученные диссертантом в процессе маршрутных исследований (2004-2007 гг.) (картографирование археологических памятников с помощью Л^). В работе над диссертацией использованы фонды и архив Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР, которые легли в основу диссертации. Кроме того, автором обработаны материалы, имеющие отношение к теме и хранящиеся в Центре Евразийской Археологии ИЭА РАН, Центральном Государственном музее РК в Алмате, Музее Археологии Института Археологии в Алмате, а также в Кызылординском областном краеведческом музее и в Архиве Института археологии РАН.

Данное исследование является первым, наиболее полным сводом археологических памятников Древней Нижней Сырдарьинской дельты.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Тажекеев, Азилхан Ауезханулы

Заключение

Анализ историко-археологических памятников, оставленных древним населением Юго-восточного Приаралья и датируемых III - I тысячелетия до н. э., дает нам основание рассматривать этот регион как историко-культурную область, на территории которой происходили сложнейшие этнические процессы, уходящие корнями в глубь тысячелетий.

Освоение человеком этой местности тесно связано с условиями обводнения этой территории дельтовыми протоками крупнейшей среднеазиатской реки - Сырдарьи. На фоне палеоландшафтных реконструкций удалось установить достаточно жесткую зависимость возникновения, функционирования и запустения поселений, городов, а также изменения в системе землепользования и смену хозяйственно-культурных типов от миграций русла Сырдарьи. Обилие воды, благоприятные климатические условия, почвы дельты, наряду с хорошими сезонными пастбищами в окружающей их пустыне - все эти факторы обеспечивали чрезвычайно благоприятные условия для расселения человека в юго-восточном Приаралье с эпохи неолита до второй половины I тыс. до н.э.

Начало освоение этой территории относится к эпохе неолита.

Кельтеминарская археологическая культура, памятники которой распространены на довольно значительной территории, несомненно, отражает этническую и культурную общность, существовавшую на территории Приаралье к конце 1У-Ш тыс. до н. э. Локальные варианты культуры отражают, по видимому, территории расселения родственных племен или племенных групп. Но отсутствие краниологических материалов эпохи неолита не дает еще нам возможности представить антропологический тип населения кельтеминерской культуры, распространенной на территории Средней Азии и Казахстана.

Изучение материала кельтеминарских стоянок показало, что все они отчетливо делятся на две большие хронологические группы, отражающие два этапа (ранний и поздний) развития кельтеминарской культуры.

По характеру находок к позднему этапу можно отнести материал неолитических стоянок в районах сырдарьинских староречий Инкардарьи, Жанадарьи (Жалпак 1-6) и Кувандарьи (Есен-тобе, Космола 1-6, Талас 1, и Аймора 1). Керамика этих стоянок в целом напоминает керамику стоянки Дингильдже 6 на Акчадарье (Виноградов, 1963, 66-75, 78), что позволяет датировать их концом III — II тыс. до н. э.

Судя по археологическим данным, к концу III - началу II тыс. до н. э., в юго-восточном Приаралье сформировались основные русла древней дельты Сырдарьи. Памятники этого периода немногочисленны, но они определяют существование в то время двух ведущих направлений стока вод древнего бассейна реки Сырдарьи: в западной части по системе русел Инкардарьи на север к правобережному руслу Амударьи - Акчадарье (урочище Чопан казган, стоянки Жалпак), в центральной части Сырдарьинской дельты - с юга на север - от протоков Инкардарьи к Ескидарьялыку (стоянки Космола, Есен-тобе, Талас 1). Это позволяет сделать вывод, что заселение низовьев Сырдарьи шло вдоль русел, и основой хозяйства первобытных племен было отгонное скотоводство. Поскольку такой вид хозяйства не требовал строительства постоянных жилых построек, то следы жизнедеятельности первобытных племен не сохранились в культурном ландшафте и представлены сейчас в виде переотложенных или развеянных стоянок. Временные стоянки в большинстве располагались вблизи действующих в то время русел и протоков, которые в последующем времени затоплялись.

К середине II тыс. до н. э. на территории юго-восточного Приаралья происходит смена культурного и, по всей видимости, этнического состава населения, которая связана с передвижением племен эпохи бронзы. Здесь появились племена носители срубной и андроновской культур, часть которых смешалась с различными группами местного населения. Образовав различные, но все же во многом связанные между собой, культуры поздней бронзы. Они оседали в пригодных для земледелия областях, таких как, например, низовья Амударьи (Тазабагъябская, Амирабадская культура). Обитая в благоприятных природных условиях, эти группы начинают осваивать навыки примитивного земледелия. При этом играли роль не только гидрографические, но и климатические условия. Так, например, в Сырдарьинской дельте следов оседлых поселений и ирригации этого времени не обнаружены (Итина, 1970, стр. 52).

Стоянки эпохой бронзы Средней и Южной Инкардарьи дают возможность вновь рассмотреть предположение, высказанное некоторыми исследователями, о времени заселения и хозяйственном освоении дельты Сырдарьи в древности.

Большинство материалов со Средней Инкардарьи датируется концом II -началом I тыс. до н. э., когда, по всей видимости, население степной бронзы Приаралья меридионально кочевали по древним дельтам Амударьи (Акчадарьи) и Сырдарьи.

Керамические комплексы стоянок на Инкардарье показали, что местная основа гончарного производства связана, вероятно, с андроновской культурой (алаккульским группам) (Андрианов, Итина, 1972). По мнению М. А. Итиной, скотоводы второй половины II ты. до н. э. в значительной мере ориентировались на естественные водные источники, которыми эти районы бедны. Появление алакульцев здесь могло быть связано в основном с меднорудными запасами этих районов, а исходной территорией могли быть южные районы древней Сырдарьинской дельты (староречья Инкардарьи) (Итина, 1977, стр. 233). Насколько нам известно, меднорудных запасов в дельте Сырдарьи не выявлено, основные рудники, которые разрабатывались в эпоху бронзы, находились южнее и западнее в районах центральных Кызыкумов (Виноградов, 1968, стр. 126-134).

Также заселение низовий Сырдарьи могло происходить с востока, из зоны расселения андроновских племен в Центральном Казахстане (Итина, 1977, стр. 233). Аналогии орнаментальным мотивам в керамическом комплексе стоянок бронзового века на древнем русле Инкардарьи можно встретить в андроновских погребениях Восточного и Западного Казахстана (Черников, 1960, стр. 203, таб. 8; Маргулан., 1966, стр. 225; Сорокин, 1966, таб. XXV-5).

К началу I тыс. до н. э., первоначальному этапу активного освоения скотоводческим население района обводненной дельты Сырдарьи, относится уникальный могильник эпохи поздней бронзы Северный Тагискен, который до сих пор остается уникальным для всей территории степной Евразии.

Мавзолеи Северного Тагискена выстроены из прямоугольного сырцового кирпича, который в это время в Приаралье еще неизвестен. Мавзолеи также отличают их оригинальная планировка и сложная конструкция перекрытий. В богатом погребальном инвентаре много керамики, в том числе гончарной, часть которой находит аналогии южных районах Средней Азии (Итина, 1977, стр. 236). Некоторые типы тагискенских гончарных сосудов, такие, как хумы с подкосом, узкогорлые кувшины, схожи с бактрийскими керамическими формами эпохи бронзы (Аскаров, 1977, стр. 62, рис. 31, таб. XVI, XXI, XXIII; Сарианиди, 1977, рис. 25, 29, 3).

Вопрос об историко-культурной принадлежности тагискенского некрополя должен рассматриваться на фоне широкого круга не только археологических, но и исторических проблем. С. П. Толстов и М. А. Итина предположили, что тагискенские погребальные сооружения - наиболее ранние из известных памятников, принадлежащие одному из самых южных сакских племен - сакаравакам (Толстов, Жданко, Итина, 1963, стр. 47).

Прежде всего, в материалах Северного Тагискена обращает на себя внимание четко проявляющаяся традиция андроновской культурной общности. Это выражается в наличии погребений в оградках, условной ориентировке покойников головой на запад. Андроновское происхождение конусовидных серег бесспорно, но еще более ярко демонстрирует андроновские, а точнее федоровские, черты керамика, что проявляется в ее формах, характере и мотивах орнаментации (Итина, Яблонский, 2001, стр. 93-94).

Вторым по значимости был амирабадский компонент, который четко проявляется в керамическом комплексе Тагискена (Толстов, 1962а, стр. 85-87; Итина, Яблонский, 2001, стр. 94). Происхождение его объясняется контактами с населением периода поздней бронзы низовий Амударьи, осуществлявшимися по протокам древней Акчадарьинской дельты, которые сливались с Сырдарьинскими в западной части.

Черты сходства между архитектурой и погребальным обрядом мавзолеев Северного Тагискена и дандыбай-бегазинскими памятниками Центрального Казахстана, проявляются и в деталях планировки, и в сходстве отдельных форм керамики.

Материалы, полученные в ходе археологических работ на протоках Сырдарьинской дельты, позволяют нам по новому взглянуть на формирование и генезис культур бронзового периода. Стоянки периода бронзы немногочисленные, но все они, особенно те, которые расположены на протоках Инкардарьи, относятся к андроновской культуре (единицы - к алакульскому, большинство - к федоровскому варианту). Можно предположить, что федоровский культурный компонент в материалах Северного Тагискена был местного происхождения. На вопрос о культурной принадлежности памятника однозначно ответить пока невозможно.

Предметы материальной культуры, найденные в погребениях Тагискена, не оставляют сомнений в том, что они созданы в обществе, духовная жизнь которого стояла на сравнительно высоком уровне. Л. А. Лелеков считает, что тагискенцы находились на одном уровне с родственными им ведическими и авестийскими племенами, создавшими такие сложные памятники, как Ригведа и Авеста. Для духовой культуры ведического и авестийского общества были свойственны космологические представления, главным стержнем которых являлись понятие огненного первопринципа вселенной и бессмертия индивидуальной души (Лелеков, 1972, стр. 128).

На смену культурному комплексу Северного Тагискена приходят раннесакские памятники УП-У вв. до н. э (Уйгарак, Южный Тагискен, «шлаковые курганы»). Здесь также наблюдается взаимодействие разных культурных традиций (савроматов, саков Центрального и Северного Казахстана, Семиречья и Южного Приаралья).

Наиболее явно черты преемственности между саками низовий Сырдарьи и населением эпохи бронзы прослеживаются при анализе погребальных сооружений и обряда, в то время как погребальный инвентарь такой преемственности не дает, но очень ярко демонстрирует общность культуры и идеологических представлений ираноязычного «скифо-сакского мира» (Толстов, Итина, 1966, стр. 151-175).

По мнению М. А. Итиной и Л. Т. Яблонского, к числу признаков погребальных сооружений, одинаково характерных для Северного Тагискена и могильников Приаралья сакского типа, в частности, относятся следующие: обжигание поверхности площадки перед сооружением погребальной конструкции; сожжение погребальной конструкции; сожжение деревянного перекрытия погребальной камеры; планировка погребального сооружения в виде квадрата вписанного в круг или в концентрические окружности (Итина, Яблонский, 2001, стр. 109-110). Этот планировочный принцип был использован при строительстве всех мавзолеев Северного Тагискена и фиксируется в планировке раннесакских захоронений в могильных ямах и на поверхности древнего горизонта могильников Южный Тагискен, Уйгарак, Сакар-чага (Вишневская. 1973; Яблонский, 1996; Итина, Яблонский, 1997).

Накопленные сведения позволяют придти к следующим основным выводам: для этногенеза скотоводческого населения Приаралья культур сакского типа, наряду с явлениями внутренней трансформации степных культур эпохи поздней бронзы, главное значение имели следующие внешние обстоятельства:

1. Изменения экологической обстановки на территории Приаральского региона (Присарыкамышской дельты Амударьи и Южной Инкардарьинской дельты Сырдарьи), в результате которых, эта территория стала вновь пригодной для обживания (Низовья Амударьи, 1960; Яблонский, 1998; Вайнберг, 1999, стр. 173 - 174).

2. Восточный импульс в этногенезе ранних саков Приаралья, который фиксируется как на археологических, так и на палеоантропологических материалах (Яблонский, 2005). Этот импульс проявился именно на ранних этапах формирования культур сакского типа, как на Сырдарье, так и на Амударье. В последующие эпохи монголоидность в физическом типе населения здесь уже не проявляется достаточно очевидно (Яблонский, 1999), хотя еще заметна на черепах носителей чирик-рабатской культуры Нижней Сырдарьи (Гинзбург, Трофимова, 1972).

3. Традиционные и многоплановые взаимосвязи с населением южных, земледельческих районов Средней Азии, которые, по данным археологии, не прекращались на протяжении второй половины II тыс. до н.э. и продолжились на новом витке культурного развития в начале I тыс. до н.э. (Итина, Яблонский, 2001, стр. 111-112; Яблонский, 2010, стр. 18-19).

Близость культур ранних саков Юго-восточного Приаралья, Центрального и Северного Казахстана и Семиречья вполне закономерна, поскольку все они восходят у андроновскому пласту. Надо отметить, западную, «савроматскую», направленность культурных контактов сырдарьинских саков.

Во второй половине VI и первой половине V вв. до н.э. саки Нижней Сырдарьи, оставаясь западным форпостом сакского культурного мира, вступают в тесные культурные контакты с синхронным кочевым населением степей Южного Приуралья и Зауралья, что находит отражение в археологических материалах всех трех регионов (Таиров, 1991, Итина, 1992;

Корякова, 1993). Исследователи (Таиров, 1986; Таиров, Боталов, 1988, стр. 109) прямо указывают на большое сходство зауральских могильников с погребальными памятниками Приаралья, Северного и, особенно, Центрального Казахстана того же времени.

Итак, при, несомненно, сходных чертах культуры сакского населения Средней Азии и Казахстана, выявляемых археологически, и позволяющих нам говорить о существования сакской этнической общности, все же отдельные племена, несомненно, развивались со своей собственной спецификой в материальной и духовной культуре.

Природные условия дельты Сырдарьи, равно как и культурные связи с территориально близким земледельческим населением низовий Амударьи, где в VII-VI вв. до н. э. было уже достаточно высоко развито ирригационное земледелие, способствовали усилению роли земледелии в хозяйстве приаральских саков и развитию у них полукочевого хозяйства с более прочной оседлостью (Толстов, 1948а; 19486; 1962; Андрианов 1969).

В Южном Тагискене и Уйгараке для VI в. до н. э. фиксируются погребения в грунтовых ямах, окруженные земляным валом и ровиком, забитым хворостом, и в грунтовых ямах, перекрытых деревом и камышом. Те и другие содержат трупоположения и трупосожжения. На Южной Инкардарье встречаются курганы еще одного племени, входившего, видимо, также в состав приаральского сакского племенного союза. Эти курганы отличаются от курганов Тагискена и Уйгарака, хотя роль огня в ритуале, несомненно, роднит их. Речь идет о так называемых «шлаковых курганах (Левина, 1959; Толстов, 1962а, стр. 181-184;), для которых характерен ровик вокруг насыпи, заполненный глыбами керамического шлака. Погребение совершалось не в яме, а на искусственной подсыпке, по обряду трупоположения (Левина, 1979, стр. 178-190). Надо отметить что единство материальной культуры распространенных памятников дает предположение, что жители этих районов, саки, делились на несколько племен, часть которых сжигала покойников в шлаковых» курганах, часть — в курганах со следами кремации на уровне древнего горизонта (Уйгарак), часть же — хоронила их в различного типа могильных ямах (Южный Тагискен, Уйгарак).

В V-IV вв. до н. э. на древней дельте Сырдарьи под сильным культурным влияниям земледельческих оазисов Средней Азии появляются земледельческие поселения и примитивная ирригация. Это влияние проявляется также в приемах строительной техники, особенностях архитектуры, формах гончарной керамики. Как показал детальный анализ керамического комплекса чирикрабатской культуры, проведенный JI. М. Левиной, все виды и типы гончарной посуды находят прямые аналогии в керамике Парфии и Согда V-III вв. до н. э. Но на базе этих заимствованных форм в низовьях Сырдарьи складывается своеобразный комплекс, включающий ряд уникальных типов и вариантов сосудов. Наряду с гончарной, употреблялась и местная, лепная, керамика «сарматоидного» облика, восходящая с сакским комплексам VII-V вв. до н. э. в этом же районе (Левина, 1979). Причем, на чирикрабатских памятниках встречаются находки импортного происхождения: два сосуда изготовлены из гипсового алебастра (лат. - alabastron). В верхней части тулова сосудов имеются две тонкие параллельные полоски. В районе этих полосок у обоих сосудов имеется надпись из пяти знаков «древнегреческого» алфавита (А KAEI). По А. К. Акишеву это название «бальзама», который был налит в эти сосуды. По морфологическим признакам сосуды находят аналогии среди керамического материала III-II вв. до н. э., Египта или Малой Азии (Курманкулов, 2009, стр. 34). Среди импортов также фрагмент стеклянного сосуда синего цвета и фрагмент поминальной маски из гипса (объект №6).

В конце V в. - IV в. до н.э. в связи с улучшением климата или водного режима скотоводческое население переходит к оседлости, причем мы не замечаем каких либо передвижений населения. Происходит сильная варваризация, заметная во всех областях чирикрабатской культуры.

Б. И. Вайнберг считает, что поводом к переходу к оседлости послужили близость и контакты кочевников и земледельцев, а также миграция группы ремесленников, передавших местному населению основные навыки производства. В период ахеменидского господства в Средней Азии подобная практика по отношению к окраинным областям державы была распространена (Вайнберг, Левина, 1992, стр. 48; Вайнберг, 1999, стр. 179). Ахеменидские завоевания в Средней Азии достигли этих пределов, свидетельством чего осталось недостроенная резиденция сатрапов (Бабиш-мулла 1) (Вайнберг, Левина, 1993; Вайнберг, 1999, стр. 260-261). С влиянием Согда и Хорезма, которые входили в состав Ахеменидской державы на заключительном этапе существования этой империи связано широкое распространение здесь сырцовой архитектуры, согдийского по происхождению комплекса гончарной посуды и неукрепленных сельских поселений, связанных с архаической по типу ирригацией (Вайнберг, 1987, стр. 16).

В конце IV в. - III в. до н. э. под влиянием Хорезма, после распада ахеменидской империи (как и в Хорезме), в чирикрабатской культуре происходят экономический и культурный подъем. В бабишмуллинском и баландинском оазисе была коренным образом перестроена оросительная сеть.

В II в. до н. э. жители чирикрабатских городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были покинуть рассматриваемый регион (Чирикрабатский, Бабишмуллинский, Баландинский оазисы) (Толстов, Жданко, Итина, 1963, стр. 57-58; Вайнберг, Левина, 1993, стр. 102; Вайнберг, 1997, стр. 30). По мнению Л. М. Левиной, они ушли на юго-запад - в районы Парфии и частично на восток, где в районе г. Алматы обнаружено несколько аналогичных поселений (Левина, 1998, стр. 47).

Этот процесс связан с изменением гидрографической сети сырдарьинской дельты. Вероятность такого объяснения подтверждается отсутствием в районе Жанадарьи памятников более позднего времени (до средневековья). В III в. до н. э. в западной части дельты Жанадарьи начинается кризис обводнения и ко II в. до н. э., она полностью осушается. Северные протоки Сырдарьи — Ескидарьялык и Кувандарья (район к северу от Жанадарьи) продолжали функционировать, и здесь развивалась джетыасарская культура (Вайнберг, 1997, стр. 30).

В это время в низовьях Амударьи в середине II в. до н. э. гибнут в огне многие хорезмские крепости и поселения (Рапопорт, 1998, стр. 35). Очевидно, это происходит во время массового передвижения степных племен, которое привело к падению Греко-Бактрии и поставило на край гибели Парфию. По мнению Б. И Вайнберг это связано с переселением дахских племен (чирикрабатцы) к границам Парфии (Вайнберг, 1999, стр. 260-264).

В результате проведенного нами исследования удалось проследить историческое развитие обводненности дельтовых равнин Нижней Сырдарьи. Дельтовая область Сырдарьи была еще в глубокой древности заселена, так как. в условиях аридной зоны территория эта, с её многочисленными крупными и мелкими руслами, протоками и старицами, была наиболее благоприятна для расселения человека. Вся многотысячелетняя история племен и народов, населявших южное и юго-восточное Приаралье, теснейшим образом связана с историей функционирования сырдарьинских дельтовых протоков. Именно поэтому весь массив земель древнего орошения низовьев Сырдарьи, площадь которого достигает 2,5 млн. га, представляет собой подлинный заповедник археологических памятников, связанных с историей и этногенезом многих древних, средневековых и современных народов Средней Азии и Казахстана. Все исследованные или зафиксированные памятники, расположенные на территории сырдарьинской дельты - это исторические объекты, жизнь которых была теснейшим образом связана с окружающей природной средой. Это, в свою очередь, предопределяло развитие тех или иных форм хозяйства на той или иной территории в эпоху существования определенной группы памятников. Притом, что хронологические рамки исследованных памятников достаточно широки - от конца IV тыс. до конца I тыс. до н. э., они дали возможность изучения возникновения и развития отдельных форм хозяйства, выявления традиционных хозяйственно-культурных типов для определенных ареалов. Столь широкие хронологические рамки выявленных и исследованных памятников позволили достаточно полно воссоздать этническую, политическую историю, историю культуры и хозяйственную деятельность населения одной из древнейших историко-культурных областей Средней Азии - Юго-восточного Приаралья на протяжении тысячелетий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тажекеев, Азилхан Ауезханулы, 2011 год

1. Ажигали С.Е. Архитектура кочевников феномен истории и культуры Евразии. А., 2002.

2. Андрианов Б.В. Археолого-топографические изыскания в бассейне Жанадарьи в 1956 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 27. М., 1956.

3. Андрианов Б.В. Отчет о работе археолого-топографического отряда в 1957 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 31. М., 1957.

4. Андрианов Б.В. Отчет о работе археолого-топографического отряда в бассейне Жанадарьи в 1958 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 37. М., 1958

5. Андрианов Б.В. Этническая территория каракалпаков в северном Хорезме (ХУШ-Х1Х вв.). ТХЭ. 1958. Т. III.

6. Андрианов Б.В. Отчет о работах Хорезмской археолого-этнографического экспедиции АН СССР на территории Казахской ССР в 1959 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 42. М., 1959

7. Андрианов Б.В. Инкардарьинский маршрут в 1960 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 50. М., 1960.

8. Андрианов Б.В. Изучение каракалпакской ирригации в бассейне Жанадарьи в 1956-1957 гг. // МХЭ. 1960. Вып. 4.

9. Андрианов Б.В. Древние оросительные системы Приаралья. М., 1969.

10. Ю.Андрианов Б.В. История воздействия сельского хозяйства на природу Аральского региона// СГ. 1991.

11. П.Андрианов Б.В., Мурзаев Э.М. Некоторые проблемы этнографии аридгой зоны // СЭ. 1964. №4.

12. Андрианов Б.В., Итина М.А., Кесь A.C. Земли древнего орошения юго-восточного Приаралья. их прошлое и перспективы освоения // СЭ. 1974. №5.

13. Андрианов Б.В., Кесь A.C., На землях древнего орошения в низовьях Сырдарьи // АО. М., 1974.

14. Андрианов Б.В., Итина М.А., Кесь A.C. Земли древнего орошения в низовьях Сырдарьи и задачи освоения // Вопросы географии. №99, М., 1975.

15. Андрианов Б.В., Левина Л.М. Некоторые вопросы исторической этнографии Восточного Приаралья в I тысячелетии н. э. // Археология и этнографии Средней Азии. М., 1979.

16. Андрианов Б.В., Глушко Е.В. Космическое ландшафтоведение и проблемы изучения зон экологического бедствия // Аральский кризис. М., 1991.

17. Аржанцева И.А., Зиливинская Э.Д. Джанкент столица огузов // Культурное наследие. №4. Астана, 2009.

18. Археологическая карта Казахстана. Алматы, 1960.

19. Аскаров A.A. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана. Ташкент, 1977.

20. Аскаров A.A., Альбаум Л. И. Поселение Кучуктепа. Ташкент, 1979.

21. Аубакиров Б.Ж., Нигматов С.А., Перевозов с.В., Природные условия и палеографические процессы района археологического памятника Чирикрабат // Архив Института Археологии МОН PK. Фонд 1, опись 2, д. 2843. Алматы, 2009.

22. Байпаков K.M. Городища типа «торткуль» // Археологические памятники Казахстана. Алматы, 1978

23. Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 189394 гг. // Записки АН, серия 8, т. 1, №4. Спб., 1897.

24. Бартольд В.В. Работы по исторической географии. М., 2002. (перепеч. с изд. 1965 г.).

25. Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана. Сбор, соч., т. III. М., 1965

26. Бернштам А.Н. Кенкольской могильник. JL, 1940.

27. Бернштам А.Н. Проблемы древней истории и этногенеза Южного Казахстана // Известия АН. Каз. ССР. Серия археологическая. Вып. 2. А., 1949.

28. Бларамберг И.В. Воспоминания. М., 1978.

29. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычай. М.,1989.

30. Будникова Т.И. Типы рельефа. Современные рельефообразующие процессы. Геоморфологическое районирование // Физическая география Республики Казахстан. Алматы, 1998.

31. Вайнберг Б.И. Модели взаимодействия скотоводов и земледельцев по археологическим материалы из Хорезма и сопредельных областей Средней Азии. // Советско-французский симпозиум по археологии Центральной Азии и соседних районов. Алматы, 1987.

32. Вайнберг Б.И. Объединения древних кочевников Приаралья и восточного Прикаспия. // Скифо-Сибирский мир. Кемерово, 1989. Часть 1.

33. Вайнберг Б.И. Экология Приаралье в древности и средневековье // ЭО. №1. М., 1997.

34. Вайнберг Б.И. Этногеография Турана в древности VII в. до н. э. VIII в. н. э. М., 1999.

35. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Поселение Актобе 2 // Древности Чардары. Алматы, 1968.

36. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабатская культура в низовьях Сырдарьи. // Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

37. Вайнберг Б.И., Левина Л.М. Чирикрабатская культура. Низовья Сырдарьи в древности. М., 1993. вып. I.

38. Вактурская H.H. Хронологическая классификация средневековой керамики Хорезма // ТХЭ. 1959. Т. I.

39. Вактурская H.H. Новые данные о городище Асанас // Археология и этнография Средней Азии. М., 1979.

40. Виноградов A.B. Археологической разведки в Кызылординской области Казахской ССР в 1954 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 21. М., 1954.

41. Виноградов A.B. К вопросу о южных связях кельтеминарской культуры // СЭ. 1957. №1.

42. Виноградов A.B. Археологическая разведка в районе Аральска -Саксаульской в 1955 г. // ТИИАЭ АН КазССР. Алматы, 1959. Т. 7.

43. Виноградов A.B. Новые материалы для изучения кельтеминарской культуры // МХЭ. 1963. вып. 6.

44. Виноградов A.B. Тысячелетия, погребенные пустыней. М., 1966.

45. Виноградов A.B., Итина М.А. Средняя Азия в эпоху камня и бронзы // CA. 1968. №1.

46. Виноградов A.B. Древние охотники и рыболовы Среднеазиатского междуречья. ТХЭ. М., 1981. Т. XIII.

47. Виноградов A.B., Кузьмина Е.Е., Смирин В.М. Новые первобытные памятники в Северо-Восточном Приаралье. // Проблемы археологии Урала и Сибири. М., 1973.

48. Вишневская O.A. Курганный могильник Уйгарак // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 63. М., 1963.

49. Вишневская O.A. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н. э. ТХЭ. Т. VIII. М., 1973.

50. Вишневская O.A., Итина М.А., Ранние саки Приаралья // Проблемы Скифской археологии. М., 1971.

51. Воробьева М.Г. Керамика Хорезма античного периода // Керамика Хорезма. ТХЭ. 1959. Т. IV.

52. Воронина B.JI. Строительная техника Древнего Хорезма // ТХЭ. 1952. Т. I.

53. Галиева З.С. История культурных ландшафтов Восточного Приаралья в IX в. до н. э. XV в. н. э. // Диссертация на соискания ученой степени кандидата исторических наук. М., 1999.

54. Галиева З.С. Эволюция культурных ландшафтов Восточного Приаралья VII в. до н. э. VII в. н. э. на примере бассейна Эскидариьялыка. Методы реконструкции // МКВ. М., 2002. Вып. 3.

55. Гинзбург В.В., Трофимова Т.А. Палеоантропология Средней Азии. М., 1972.

56. Глушко E.B. Методика исследования аридных зон экологического бедствия // География и природные ресурсы. №1. Новосибирск, 1994.

57. Григорьев В.В. Кабулистан и Кафиристан. 1867

58. Грязнов М.П. Восточное Приаралье // Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. М-Л., 1966.

59. Грязнов М.П. Пастушеские племена Средней Азии в эпоху развитой и поздней бронзы. // КСИА. 1970. 122.

60. Гулямов Я.Г. История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней. Ташкент, 1957.

61. Джаналиева K.M. Характеристика геосистем // Физическая география Республики Казахстан. Алматы, 1998.

62. Жданко Т.А. Каракалпаки Хорезмского оазиса // ТХЭ. 1952. Т. I.

63. Жетибаев Ж., Курманкулов Ж. Городище Чирик-рабат // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

64. Итина М.А. Степные племена среднеазиатского междуречья во второй половине II начале I тысячелетия до н. э. // СЭ. 1962. №3.

65. Итина М.А. Из история населения степной полосы среднеазиатского междуречья в эпоху бронзы//КСИА. 1970. 122.

66. Итина М.А., История степных племен Южного Приаралья. ТХЭ. Т. X. М., 1977.

67. Итина М.А. Загадочное ограды на курганных группах низовьев Сырдарьи и Южного Приуралья. // Древности Евразии в свифо-сарматское время. М., 1984.

68. Итина М.А. Ранние саки Приаралья // Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М., 1992.

69. Итина М.А., Вактурская H.H., Левина Л.М. Работа Хорезмской экспедиции в низовьях Сырдарьи // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 88. М., 1971.

70. Итина М.А., Андрианов Б.В. Отчет о работе Сырдарьинского отряда Хорезмской экспедиции в 1971 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед.хр. 88. М., 1971.

71. Итина М.А., Андрианов Б.В. Отчет о работах Сырдарьинского отряда Хорезмской археологической экспедиции в 1972 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед.хр. 97. М., 1972.

72. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Саки Нижней Сырдарьи. М.,1997.

73. Итина М.А., Яблонский Л.Т. Мавзолеи Северного Тагискена. Поздний бронзовый век Нижней Сырдарьи. М., 2001.

74. Каллаур В.А. Древние города и селения (развалины) в Перовском.уезде в доменах рек Сырдарьи и Яны-Дарьи // ПТКЛА, IX/ 1904.

75. Кастанье И.А. Древности Киргизской степи и Оренбургского края // Труды Оренбургской ученой Архивной комиссии. Оренбург. 1911. Т. XXII. Вып. 22.

76. Кесь A.C. Аральские море в голоцена // Археология и этнография Средней Азии. М., 1979.

77. Корякова, Л.Н. Культурно-исторические общности Урала и Западной Сибири (Тоболо-Иртышская провинция на ранней и средней стадиях железного века). Дис. док. ист. наук в форме научного доклада. Новосибирск, 1993

78. Кудайбердыулы Ш. Родословная. Алматы, 1990.

79. Кузьмина Е.Е. (Рец.) CA. 1975. №2. Вишневская O.A. Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н. э. ТХЭ. 1973. Т. VIII.

80. Кузьмина Е.Е. Классификация и периодизация памятников андроновской культурой общности. Актобе, 2008.

81. Курманкулов Ж., Бирмуханова А., Калиева Ж., Утубаев Ж. Археологические исследования на городище Чирик-рабат и в его окрестностях // Отчет об археологических исследованиях по Государственной программе «Культурное наследие» в 2004 г. Алматы, 2005.

82. Курманкулов Ж., Жетибаев Ж., Утубаев Ж., Искаков А. Археологические исследования памятников городища Чирик-рабат // Отчет об археологических исследованиях по Государственной программе «Культурное наследие» в 2006 г. Алматы, 2007.

83. Курманкулов Ж. Городище Ор-кала (Бештам-кала) // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

84. Курманкулов Ж. Поминально погребальный комплекс - Сенгир-там // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

85. Курманкулов Ж.К., Аржанцева И.А., Зиливинская Э.Д. Рузанова С.А., Сыдыкова Ж.Т. Материалы Джанкентекой археологической экспедиции. Археологические работы на городище Джанкент в 2006. Алматы, 2007.

86. Курманкулов Ж., Болелов С. Б., Утубаев Ж., Дарменов Р., Торежанова Н. Исследования укрепленной усадьбе Баланды 1 в 2007 г. // Отчет об археологических исследованиях по Государственной программе «Культурное наследие» в 2007 г. Алматы, 2008.

87. Курманкулов Ж., Переводчикова Е.В., Болелов С.Б. Новые данные о раннем слое на городище Чирик-рабат // Маргулановские чтения 2009. Петропавл, 2009.

88. Курманкулов Ж., Жетибаев Ж. ППрпс рабаттагы археологиялык зерттеулер // Культурное наследие. №4. Астана, 2009.

89. Левина Л.М. Отчет о раскопках кургана со шлаковым кольцом №4 // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 42. М., 1959.

90. Левина Л.М. Отчет о раскопках могильника Бабиш-мулла 6 в полевом сезоне 1960 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 50. М., 1960.

91. Левина Л.М. Керамика нижней Сырдарьи. ТХЭ. Т. VII. М., 1971.

92. Левина Л.М. Отчет о работе Сырдарьинского отряда Хорезмской экспедиции в 1971 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 88. М., 1971.

93. Левина Л.М. Отчет о работе Сырдарьинского маршрутного отряда в 1972 г. // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 97. М.,1972

94. Левина Л.М. Работы Джетыасарском урочище // Археологические открытия 1973 года. М., 1974.

95. Левина Л.М. Новые исследования памятников Джетыасарской культуры в Восточном Приаралье // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л., 1975.i

96. Левина Л.М. Отчет о работах Джетыасарского отряда ХАЭЭ Института этнографии АН СССР в 1976 году // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 118. М., 1976.

97. Левина Л.М. Исследования в Джетыасарском урочище // Археологические открытия 1976 года. М., 1977.

98. Левина Л.М. Поселения VII-V вв. до н. э. и «шлаковых» курганы Южных районов Сырдарьинской дельты // Кочевники на границах Хорезма. ТХЭ. Т. XI. М., 1979.

99. Левина Л.М. Раскопки городищ Джетыасарского оазиса // Археологические открытия 1979 года. М., 1980.

100. Левина Л.М. Среднеазиатские связи Джетыасарской культуры в первом тысячелетии н. э. // Культура и искусство древнего Хорезма. М., 1981.

101. Левина Л.М. Отчет о работах Джетыасарского отряда ХАЭЭ Института этнографии АН СССР в 1986 году // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 178. М., 1986.

102. Левина Л.М. Джетыасарские склепы // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. И, часть I. Склепы. М., 1993а.

103. Левина Л.М. Раскопки могильников в окрестностях городищ Бедаик-асар, Кос-асар и Томпак-асар // Низовья Сырдарьи в древности. Вып. III. Джетыасарская культура. Часть II. М., 19936.

104. Левина Л.М. Этнокультурная история Восточного Приаралья. М., 1996.

105. Левина Л.М. К истории исследований Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в Восточном Приаралье // Приаралье в древности и средневековье. М., 1998.

106. Левина Л.М., Птичников A.B. Динамика ирригации в древних руслах в урочище Джетыасар (Восточное Приаралье) // Аральский кризис (историко-географическая ретроспектива). М., 1991.

107. Левина Л.М., Галиева З.С. Археолого-ландшафтные исследования с применением дистанционных методов. Низовья Сырдарьи в древности, вып. III. Джетыасарская культура, часть I. М., 1993.

108. Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких орд и степей // Известия географические. Часть-1. Т.12. Спб., 1832.

109. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996.

110. Лелеков Л.А. К истолкованию погребального обряда в Тагискене // СЭ. 1972. №1.

111. Лерх П.И. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 г. // Отчет ИАК. Спб., 1870.

112. Литвинский Б.А. Среднеазиатские железные наконечники стрел // CA. 1965. №2.

113. Литвинский Б.А. Сакская проблема // НАА. 1980. Вып. 6.

114. Лоховиц В.А. Раскопки квадратного погребального сооружения на городище Чирик рабат // МХЭ. 1963. Вып. 6.

115. Лунин Б.В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане. ТКЛА (1895-1917). Ташкент, 1958.

116. Макшеев А.И. Описание низовьев Сырдарьи // Морской сборник. Т. XIII, №9/ отд. III. Спб., 1856.

117. Макшеев А.И. Остатки старинного города на Сыр-Дарье // Санкт-Петербургские Ведомости. №60. 1867а.

118. Макшеев А.И. Ещё несколько слов о развалинах Джаны-кента // Русский Инвалид. №87. 18676.

119. Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев A.M. Древняя культура Центрального Казахстана. Алматы, 1966.

120. Марущенко A.A. Елькен-депе. // ТИИАЭ АН. Туркм. ССР. Ашхабад, 1959. Т. V.

121. Массон В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы // МИА. 1959. №73.

122. Массон В.М. Алтындепе // ТЮТАКЭ. Л., 1981. Т. 18.

123. Мейер. Киргизская степь Оренбургского ведомства. 1865

124. Мошкова М. Г. Памятники прохоровской культуры // САИ. 1963. 10.

125. Мошкова М.Г. Савроматские памятники северо-восточного Оренбуржья // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М., 1972.

126. Обельченко О. В. Лявандакский могильник // История материальной культуры Узбекистана. 2. Ташкент, 1961.

127. Орлов М.А. Памятники садово-паркового искусства средневекового Хорезма//ТХЭ. 1952. Т. I.

128. Пугаченкова Г.А. К познанию античной раннесредневековой архитектуры Северного Афганистана // Древняя Бактрия. М., 1976.

129. Пьянков И.В. Массагеты Геродота // ВДИ. 1975. №2.

130. Ранов В.А. Наскальные рисунки у кишлака Лянгар (Западный Памир) // Изв. ООН АН ТаждССР. 1960.1 (22).

131. Рапопорт Ю.А., Трудновская С.А. Курганы на возвышенности Чаш-тепе // Кочевники на границах Хорезма. ТХЭ.1979. Т. XI.

132. Рапопорт Ю.А. Краткий очерк истории Хорезма в древности // Приаралья в древности и средневековье. М., 1998

133. Рапопорт Ю.А., Неразик Е.Е., Левина Л.М., В низовьях Окса и Яксарта. Образы древнего Приаралья. М., 2000.

134. Ремезов С. Чертежная книга Сибири, составленная в 1701 г. Спб., 1882.

135. РычковП. Топография Оренбургская. Спб., 1762.

136. Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М., 1977.

137. Смирнов К.Ф. Вооружение савроматов // МИА. 1961.

138. Смирнов К.Ф. Савроматы. М., 1964.

139. Смирнов К.Ф., Попов С.А. Сарматское святилище огня // Древности восточной Европы. М., 1969.

140. Смирнов К.Ф., Потапов С.А. Савромато-сарматские курганы у с. Липовка Оренбургской области // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. М., 1972.

141. Смирнов Е.Т. Древности на среднем и нижнем течении р. Сырдарьи. -ПТКЛА, 2, проток. От 17.11-1987 г.

142. Сорокин С.С. Боркорбазский могильник // Труды Гос. Эрмитажа. М-Л., 1961.

143. Сорокин B.C. Андроновская культура // САИ. М. Л., 1966.

144. Стасов В.В. Собрание Сочинений Стасова. Т. III. Музыка и театр. Спб., 1894.

145. Тажекеев A.A., Отчет о разведке на территории Кызылординской области по своду памятников 2006 г. // Архив Института Археологии, МОН, PK, фонд. 1, опись 2, д. 2805. Алматы, 2006.

146. Тажекеев A.A. «Шлаковый» курган Тастобе // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

147. Тажекеев A.A. Городище Мырзалы // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

148. Тажекеев A.A. Поселение Арсыбай // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

149. Тажекеев A.A. Поселение Арсыбай 2 // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

150. Тажекеев A.A. Усадьба Иркибай // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

151. Тажекеев A.A. Поселение Ак-Мамбет // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

152. Тажекеев A.A. Поселения Каттакорда // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

153. Тажекеев A.A. Поселение Сырлы-там // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

154. Тажекеев A.A. Поселение Сырлы-там 1 // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

155. Тажекеев A.A. Поселение Алты-булак // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

156. Тажекеев A.A. Курган Бельтам // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

157. Тажекеев A.A. Городище Алыб-кала // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

158. Тажекеев A.A. Городище Кабул-кала // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

159. Тажекеев A.A. Городище Карабас // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

160. Тажекеев A.A. Курган Алты-булак 1 // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

161. Тажекеев A.A. Курган Алты-булак 2 // Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Кызылординская область. Алматы, 2007.

162. Тажекеев A.A. «Шлаковые» курганы в бассейне Инкардарьи и Жанадарьи (в печати) // РА. М., 2011

163. Тажекеев A.A., Дарменов Р.Т. Еримбет-жага стоянка эпохи бронзы (в печати) // ЭА. М., 2011.

164. Таиров А.Д. Новые памятники раннего железного века из Южного Зауралья // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. Челябинск, 1986.

165. Таиров А.Д., Боталов С.Г. Курган у с. Варны // Проблемы археологии Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1988.

166. Таиров А.Д. Ранние кочевники Южного Зауралья в VII-II вв. до н.э. // Автореферат дис. канд. ист. наук. М. 1991.

167. Толстов С.П. Новые материалы по истории культуры древнего Хорезма // ВДИ. 1946. №1.

168. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948а.

169. Толстов С.П. Древней Хорезм. М., 19486.

170. Толстов С.П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция АН СССР 1945-1948 гг. // ТХЭ. Т. I. М., 1952.

171. Толстов С.П. Итоги двадцати лет работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции (1937-1956) // СЭ. №4. М., 1957.

172. Толстов С.П. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция АН СССР 1949-1953 гг. // ТХЭ. Т. II. М., 1958.

173. Толстов С.П. Варварские племена периферии античного Хорезма по новейшим археологическим данным // Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. M-JL, 1959.

174. Толстов С.П. Древняя ирригационная сеть и перспективы современного орошения // ВАН СССР. №11. М., 1961.

175. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М., 1962а.

176. Толстов С.П. Приаральские скифы и Хорезм // СЭ. №4. М., 19626

177. Толстов С.П. Результаты историко-археологических исследований 1961 г. на древних руслах Сырдарьи // СА. №4. М., 1962в.

178. Толстов С.П. Приаральские скифы и Хорезм // СЭ. №4. М., 1963.

179. Толстов С.П. Об использовании данных исторических наук для практики народного хозяйства // Земли древнего орошения. М., 1969.

180. Толстов С.П., Кесь А. С. Проблемы древнего течения Амударьи в свете новейших геоморфологических и археологических данных. — Материалы ко второму съезду географического общества СССР. М., 1954.

181. Толстов С.П., Итина М.А. Проблема суярганской культуры // CA. №1. M., 1960.

182. Толстов С.П., Воробьева М.Г., Рапопорт Ю.А. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции в 1957 г. // МХЭ. Вып. 4. М., 1960.

183. Толстов С.П., Жданко Т.А., Итина М.А. Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1958-1961 гг. // МХЭ. Вып. 6. М., 1963.

184. Толстов С.П., Итина М.А. Могильник Тагискен // Архив ИЭА, РАН, фонд 142, опись 2, ед. хр. 63. М., 1963.

185. Толстов С.П., Итина М.А. Саки низовьев Сырдарьи // CA. №2. M., 1966.

186. Трудновская С.А. Круглое погребальное сооружение на городище Чирик-рабат// МХЭ. Вып. 6. М., 1963.

187. Тынышбаев М. Материалы по истории казахского народа. Ташкент, 1925.

188. Федчина В.Н. Как создавалось карта Средней Азии. М., 1967.

189. Формозов A.A. Кельтеминарская культура в Западном Казахстане // КС. №XXV. M., 1949.

190. Формозов A.A. К вопросу о произхождении андроновской культуры //КС. Вып. XXXIX. М., 1951.

191. Формозов A.A. О роли Закаспийского и Приаральского мезолита и неолита в истории Европы и Азии // CA. №1. М., 1972.

192. Ханыков Я,В. Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная в 1740-1741 гг. поручиком Гладышевым и геодезистом Муравиным // Географические известия. 1850. Октябрь-ноябрь.

193. Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы//МИА. №88. М-Л., 1960.

194. Яблонский Л.Т. Формирование культуры саков Южного Приаралья. CA. №1. М., 1991.

195. Яблонский Л.Т. Саки Южного Приаралья (археология и антропология могильников). М., 1996.

196. Яблонский Л.Т. Археолого-антропологическая гипотеза к проблеме формирования культур сакского типа // Центральная Азия. Источники, история, культура. М., 2005

197. Яблонский Л.Т. Модель раннего этногенеза в скифо-сакской контактной зоне // РА. №4. М., 1998.

198. Яблонский Л.Т. С.П. Толстов и изучение памятников ранних скотоводов Приаралья (сакская проблема) // Отзвуки Великого Хорезма. М., 2010.

199. Rebecca Beardmore, Glan Luka Bonora, Znoldasbek Kurmankulov, Preliminary Report on the 2007-2008 IAEK Campaigns in the Syrdaiya Delta // East & West, IsIAO, Rome, 2009.1. Список сокращение184 )V1. АН Академия наук

200. АО Археологические открытия1. ИА Институт археологии1. ИГ Институт географии

201. ИЭА Институт этнологии и антропологии

202. КГУ Кызылординский Государственный университет

203. КСИА Краткие сообщения Института Археологии

204. МИА Материалы и исследования по археологии

205. МКВ Материальная культура Востока

206. МОН Министерство образования и науки

207. МХЭ Материалы Хорезмской экспедиции

208. HAH Национальная академия наук1. PK Республика Казахстан1. СЭ Советская этнография

209. ТХЭ Труды Хорезмской экспедиции

210. ТКЛА Туркестанский кружок любителей археологии

211. ТЮТАКЭ Труды Южно-Туркменистанскойкомплексной экспедиции

212. ХАЭЭ Хорезмская археолого-этнографическаяэкспедиция

213. ЧРАЭ Чирикрабатская археологическая экспедиция

214. ЭО Этнографическое обозрение

215. Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН1. На правах рукописи04201 1 54747 " ТАЖЕКЕЕВ АЗИЛХАН АУЕЗХАНУЛЫ

216. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ПРИАРАЛЬЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.