История партии "Дашнакцутюн" с 1890 г. по 1907 г. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Киракосян, Наира Бениковна

  • Киракосян, Наира Бениковна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 190
Киракосян, Наира Бениковна. История партии "Дашнакцутюн" с 1890 г. по 1907 г.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 1999. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Киракосян, Наира Бениковна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Образование и деятельность партии

«Дашнакцутюн» (1890-1898гг). § 1.Образование, программа, организационная

структура и состав партии «Дашнакцутюн»

§ 2.Деятельность «Дашнакцутюн» на территории Ирана и

Турции

§ 3.Деятельность боевых групп партии.

«Дашнакцутюн»

Глава 2. Деятельность партии«Дашнакцутюн»

с 1899-1902гг

Глава 3. «Дашнакцутюн» в период 1903-1907гг.

и ее деятельность на территории Российской империи. § 1.Третий съезд партии. Сасунское восстание.

Покушение на Абдул Гамида

§ 2. События 1904 - 1905гг. на Кавказе

§ 3.«Дашнакцутюн» и партии России

в 190 6-190 7гг

Заключение

Приложение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История партии "Дашнакцутюн" с 1890 г. по 1907 г.»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время история национальных политических партий привлекает внимание ученых России, стран СНГ и зарубежных исследователей. Это, в первую очередь, обусловлено значительностью данной

проблематики, имеющей важную роль в полинациональных государствах, обретших независимость и пытающихся найти оптимальную форму государственного устройства. От решения таких вопросов как выявление природы многопартийности в России, соотношение общероссийских и национальных партий, определение путей решения национального вопроса в полиэтнической стране - зависит и дальнейшая перспектива демократических преобразований в России и обеспечение гарантированных прав личности вне зависимости от ее национальности.

К сожалению, в советской историографии при изучении истории партий их деятельность подчинялась постулатам истории КПСС, а противостоящие ей политические партии характеризовались как неоправдавшие свои исторические миссии и зачислялись в разряд «реакционных». Поэтому освещение генезиса и деятельности этих партий было весьма поверхностно и носило обзорный характер. Та же участь постигла и национальные партии. Современная же историография, отказавшись от марксистско-ленинской методологии, еще находится в поиске новых подходов к разработке такой

сложной проблемы, какой является история национальных партий России.1

В конце XIX - нач. XX вв. В Российской империи и на ее окраинах стремительно развивались революционные движения. Возникали различного рода политические партии и течения, боровшиеся против самодержавия. Одной из таких партий была «Дашнакцутюн» (Армянский

Революционный Союз), значившаяся в царской охранке как организатор закавказского антигосударственного

движения. Это была самая многочисленная и влиятельная армянская партия, состоявшая из 3233 групп, из которых 2311 действовали в Российской империи. К 1907г. дашнаки насчитывали в своих рядах около 165 тысяч членов. Возникшая первоначально в целях освобождения Турецкой Армении, она тем не менее вела активную революционную борьбу на территории Российской империи. Причиной этому послужила «русификаторская» политика царского

правительства, проводимая в жизнь Наместником Кавказа князем Голициным. Закрытие армянских школ и конфискация их имущества, а за тем конфискация церковного имущества привели к тому, что дашнаки приняли решение начать революционную деятельность в России.

Основные свои задачи партия видела в защите экономических, политических и национальных интересов армян. Именно обострение национального вопроса и послужило основной предпосылкой возникновения «Дашнакцутюн».

Армянский вопрос, как и все прочие вопросы, которые были частью восточной проблемы (Турция),

1 История национальных политических партий России, М.,19 97, С.5-6

решался не самодеятельностью армян, а соотношением сил государств, интересы которых сталкивались на Востоке. Для международной дипломатии Армения служила лишь объектом разнообразных комбинаций в достижении собственных целей.

Гнет, порабощение, экономическая эксплуатация, политика насильственной ассимиляции, проводимая Османским правительством в Турецкой Армении, создавали почву для национального сплочения, роста национального самосознания и формирования идеологии нации. И несомненно ведущая роль в этом процессе принадлежала интеллигенции. «Никто не жаждет так страстно величия собственной нации, - писал К. Каутский», - как интеллигент, особенно если он принадлежит к маленькой нации». Такой была и армянская интеллигенция.

Армянская общественность (духовенство и

интеллигенция) рассматривала восточный вопрос с точки зрения интересов армян. Ориентация их изменялась с изменением соотношения сил великих держав. Это положение объясняется тем, что армянские политики твердо усвоили положение, что решающим фактором в решении общественных проблем является сила и поэтому следует обращаться к наиболее сильному государству, которое будет в состоянии разрешить армянский вопрос, то есть сможет создать «автономную» Армению под протекторатом того или другого великого христианского государства.

Однако со временем армяне стали понимать, что без

2

Каутский К. Национальные проблемы, Птг., 1918г., С. 51

самодеятельности, агитации и пропаганды, устной и письменной, невозможно завоевать симпатии других стран и наций, нельзя получить помощь других государств, а следовательно, невозможно добиться освобождения, и что эта работа может продолжаться долгие годы и десятки лет. В 18 63г. один из армянских политических деятелей С. Нораткунян в своем письме к одному из представителей армянского духовенства, предлагает политическую программу освобождения армян, в которой говорилось о том, что надо последовать примеру других освободившихся наций (болгары).

Известный армянский публицист С.Назарян считал, что залог освобождения армян лежал в политической самоорганизации нации для образования суверенного государства. Государство, в его представлении, являлось рычагом и общественно организованной силой для осуществления высшей идеи нации. При определении основы нации С. Назарян отмечал язык и культуру, отрицая религию как элемент нации, а богатство он считал основой прогресса.3

Соглашался с С. Назаряном литератор и публицист М. Спандарян. Однако он добавлял, что базой для организации государства служит территория, на которой живет нация. По мнению М. Спандаряна, нет нации без территории, населенной «членами нации». Только на национальной территории возможно развитие языка и культуры как основных элементов национального объединения и самостоятельности. Активными силами

3 Акнуни Д. «Рус асаракакан заргацум» (Развитие русского гражданского общества), Эчмиадзин, 1922г., т.2, С. 203

нации, в его представлении, являлось духовенство и купечество; остальные слои населения не могли играть существенной роли. В противовес этим мнениям газета «Порте» («Опыт») считала, что спасением армян может стать реальное осуществление конституционных положений, способных обеспечить права армян в Турции, и была против восстания.

Все направления армянской политической мысли конца XIX века сходились в одном: для армянского народа необходимо государство с единой территорией, населенной этим народом.

Нужна была организация, которая смогла бы сплотить вокруг себя все слои населения и возглавить национально-освободительную борьбу.

В этой ситуации на политическую арену вышла партия «Дашнакцутюн» («Союз Армянских Революционеров»), которая объединила представителей различных течений армянской политической мысли и поставила цель национальное освобождение армянского народа.

В отечественной исторической науке советского периода исследования носили гиперкритический характер оценок различных движений, политических сил в армянском национально-освободительном движении, в частности партии «Дашнакцутюн». Конечно же о национально-освободительной борьбе умолчать было нельзя. И народ знал имена некоторых героев (Сероб Ахпюр, Андраник, Апро, Мурат и др.), но совершенно не имел представления, что эти люди принадлежали к дашнакской партии. Приведем еще один пример. В 19 65г. был установлен огромный монумент в память о Сардарапатской

битве, после которой была провозглашена независимая Армения.4 Но и здесь не было упомянуто, что битва была выиграна под руководством дашнаков. Создавалось впечатление, что появлялись отдельные личности в решающий момент и брали руководство народным сопротивлением на себя. А борьба в Турции представлялась как спонтанное сопротивление народа. Фактически желание умолчать об истинной деятельности «Дашнакцутюн» приводило не только к тому, что в истории не была освещена реальная деятельность партии, но и к тому, что сам исторический процесс тех лет оставался не раскрытым до конца.

Для наиболее полного представления о партии «Дашнакцутюн», в данной работе будет сделана попытка рассмотрения аспектов создания партии и ее деятельности в конце XIX - начале XX вв., время, когда была создана партия, когда она окончательно оформилась и достигла наибольшей популярности и массовости. Это обусловило хронологические рамки работы, которые охватывают период с 1890г. по 1907г.

Рассматривая в диссертационной работе, историю партии с 1890 по 1907гг., автор анализирует причины и сам процесс ее образования, идейного и организационного

''Воспользовавшись тяжелым положением империи после революции, Турция решила забрать под свою власть почти все Закавказье. Турецкие войска продвигались вглубь Армении и почти дошли до Еревана. В 30-и километрах от Еревана, 21 мая в Сардарапате, под руководством генерала Силикяна, полковника Великяна и др. был дан бой турецкой армии. По призыву дашнаков в этой битве участвовал весь народ. Войску помогали женщины, старики и дети. После победы в Сардарапате, 28 мая, турецкие войска отступили по всему фронту.

оформления, характеризует организационную структуру, программу, численность, социальный состав, динамику развития, тактические принципы партии, ее отношение к другим общероссийским политическим партиям и движениям.

В данной работе мы попытаемся выяснить причину роста революционной активности дашнаков и картину их деятельности в России.

Автор также будет рассматривать в работе деятельность партии «Дашнакцутюн» на территории Турции и Ирана в конце XIX - начале XX века, поскольку эта ее деятельность имела немаловажное значение в истории партии.

Также будет проведен анализ причин, вызвавших рост массовости партии «Дашнакцутюн» в рассматриваемый период.

ИСТОЧНИКИ

Источниковую базу для диссертации составили документы и материалы разного вида и типа, опубликованные и хранящиеся в архиве. Следует отметить, что с источниковой базой существуют проблемы. Дело в том, что в России, Турции и Иране партия находилась на подпольном положении. Следовательно основные документы партии хранятся за рубежом (к сожалению, автор не имел возможности изучить их), а в России есть лишь те материалы, которые так или иначе оказались в правоохранительных органах.

Прежде всего нас интересовали партийные документы,

которые можно разделить на несколько группировок.

В первую очередь это общепартийные нормативные документы. Они представлены программой принятой на съезде Армянского Революционного Союза в 1894г. , программой, принятой на съезде в Брюсселе в 1907гб и уставом принятом на втором съезде партии в 1898г . Данный источник позволяет охарактеризовать такие вопросы темы как цели и задачи партии, ее организация, механизм формирования финансовых средств. Программа 18 94г. имела ярко выраженную национальную окраску, придавая первостепенное значение восстановлению армянского национального государства. Исходя из анализа этой программы можно заключить, что на ее основе создавались предпосылки для организации широкого национально-освободительного движения, для объединения на одной платформе разных общественно-политических направлений. Поэтому программа носила компромиссный и отчасти противоречивый характер. На съезде в Брюсселе был окончательно утвержден Кавказский проект программы партии, который начал создаваться еще в 1905г. Этот проект можно было назвать программой - минимум «Дашнакцутюн», ибо он задал тон в дальнейшей борьбе партии. Кавказский проект содержал два раздела политико-правовой (о политическом и правовом устройстве Западной Армении и Закавказья) и экономический. По

5 Программа Армянского Революционного Содружества, 1894г., «Дрошак» («Знамя»), Вена, 1894г., N2

6 Программа Армянской революционной и социалистической партии «Дашнакцутюн», ГАРФ, фонд 112, опись 1, Л.8-12

7 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д.688

сравнению с программой 1894г. дашнаки большее внимание уделяли экономическому аспекту. В этом разделе отмечается сходство с требованиями эсеров (в частности требование социализации земли). В проекте говорилось также об удовлетворении интересов городских и сельских рабочих. В целом, Кавказский проект, как и первая программа, носил компромиссный характер, но в отличии от нее большее внимание уделял экономическим и социальным вопросам. На съезде в Тифлисе в 18 98г. был детально разработан партийный устав. Этот устав дает нам полное представление о структуре партии (ее составе, организациях, входивших в партию и их компетентности), внутрипартийной дисциплине и некоторых направлениях ее деятельности (террор, партийная печать) .

К другой группе партийных документов относятся протоколы, постановления и резолюции общепартийных съездов и центральных партийных органов, которые дают нам представление о текущей деятельности партии. В нашем распоряжении были такие документы как: постановления и резолюции Эчмиадзинского

общеармянского собрания о признании церковных и монастырских имений национальной собственностью, об организации управления школьными, экономическими, административными и имущественными делами8; протоколы собраний Восточного Бюро9; протоколы Районных собраний

8 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д.688

9 Там же, д.870

партии10; постановление Районного собрания об отношении «Дашнакцутюн» к отделившимся от нее организациям11.

К общепартийным документам относятся воззвания и листовки, содержащие обращения к населению. Сохранились такие общепартийные воззвания, как:

«Сословие, класс, партия» об общественном устройстве и

12

о партиях, защищающих интересы различных классов ; «Государственная Дума или Учредительное собрание», в котором критикуется новый государственный орган и формулируются основные требования народа (рабочего класса)13. Наряду с общепартийными сохранились листовки и воззвания местных партийных органов. Например, «Протест рабочих», призывающая не поддаваться на агитацию за участие в национальных столкновениях; листовки Тифлисского ЦК, содержащие руководство к действию в случае погромов и пожаров, организованных хулиганами и провокаторами14.

Автор использовал в качестве параллельного источника материалы периодической печати, прежде всего центрального органа партии, газеты «Дрошак» («Знамя»),15 издававшейся с 1890г. в Вене, а затем с октября 1896г. по настоящее время в Женеве на армянском языке. Прежде всего эти материалы позволяют глубже понять программные документы. В статьях теоретического характера обстоятельно разъясняются концептуальные положения

10 ГАРФ, ф. 112, оп.1, д. 870 (1)

11 Там же, д.870 (2)

12 Там же, д.870 (3)

13 Там же, д.870 (3)

14 Там же, д.870 (2)

15 «Дрошак», 1891 по N25 1896г. Вена, с N26 1896г. - 1908г., Женева

партии. На основании газетного материала можно судить о том, какие мнения, оттенки, разногласия существовали в партии по теоретическим, программным и тактическим вопросам, какую роль играла партия в тех или иных политических событиях, каковы были ее отношения с другими политическими и общественными организациями, об источниках финансирования партии и т.п. Кроме того, многие резолюции партии сохранились только на страницах «Дрошака», что фактически стало единственным свидетельством тех или иных решений партийного руководства. Также газета постоянно публиковала со своими комментариями выдержки из европейской прессы относительно армянского вопроса. Это позволило автору составить представление об отношении дашнаков к политике Европы в Малой Азии. Из периодических изданий для нас представляет интерес газета «Зеркало мировой прессы»,16 которая издавалась в Ереване в 199119 92гг. (публикации статей из зарубежной прессы) и была использована автором при написании биографий лидеров партии.

Обширный фактический материал содержится в документах Особого Отдела Департамента полиции (циркуляры, доклады, обзоры, справки, журналы наружного наблюдения, агентурные сообщения) .17 Материалы этого отдела по партии «Дашнакцутюн», бывшие до недавнего времени труднодоступными для исследователя уникальны. Эти документы, исходящие от полицейских чиновников в сухой, бесстрастной форме свидетельствуют о численности

16 «Зеркало мировой прессы», Ереван, 1991, N8

17

ГАРФ, ф.102, Департамент полиции. Особый отдел, оп.1909

и материальных возможностях партии, о ее внутренних связях между периферией и центром и наоборот, а также содержат информацию, уточняющую позиции различных внутрипартийных направлений. Мы приведем здесь несколько дел, представляющих для нас особую важность. На пример, в своем обзоре о «Дашнакцутюн» от 1 сентября 1909г. полковник Климович (дело N14(2)) рассматривает деятельность парии на территории России, деля ее на три периода: первый начинается с 1897г., когда «Дашнакцутюн» вступил на путь революционной борьбы с

русским правительством. Но вел ее «глухо,

2 8

замаскировано» ; время с 1903-1905гг. составляет второй период деятельности дашнаков на Кавказе, когда партия публично объявила, что «...она начинает активную революционную борьбу на Кавказе против деспотического

19

правительства» " . Начало же третьему периоду (1905) положил Кавказский проект (программа революционных действий на территории России), выработанный «Советом Дашнакцутюн» и служивший временным руководством к действию для российских органов партии до предстоящего Общего собрания (съезда). При этом Климович указывает, что первоначально партия возникла в целях освобождения турецких армян, содержала немало буржуазных элементов и была «совершенно чужда социализму»20.

Из «Сведения об Армянской революционной организации Дашнакцутюн» (дело N14 (1)) мы узнаем о

18

ГАРФ, ф. 102, Департамент полиции. Особый отдел, оп1909, д.N14

19 Там же, д.N14

20 гп

Там же

существовании партийного банка в Лондоне, учрежденного армянскими капиталистами (Армянский национальный банк), о братстве «Мхитаристов» на острове св. Лазаря в Италии и в Софии, о «местных» комитетах в России: Баку, Тифлис, Елисаветполь, Александрополь, Нахичевань на Дону и др. Также в деле даются краткие сведения о руководителях этих комитетов (чин, должность, связи, чем занимается в партии). В фонде Департамента полиции также имеются материалы предварительного следствия по делу «Дашнакцутюн» следователя Лыжина (Новочеркасск), выдержки из «Дрошака», краткие биографии лидеров партии, сведения об ее образовании и отделениях на Кавказе, в Турции, Иране и т.д. В материалах того же фонда хранятся агентурные сводки21, которые позволяют нам узнать имена дашнаков, их клички и род занятий.

В то же время к этим источникам надо подходить критически, так как агенты полиции часто представляли неточную, субъективную информацию, демонстрируя тем самым свою неспособность вникнуть в суть дела.

Особый интерес представили материалы судебного процесса над дашнаками, состоявшегося в 1911-1912гг. Часть этих материалов находится в фонде А.Ф. Керенского22, хранящемся в Государственном архиве Российской Федерации. Они оказались в этом фонде неслучайно, так как Керенский был адвокатом лидеров партии на процессе. Это был крупный процесс, на котором разбирались все аспекты деятельности партии. По приказу

21 ГАРФ, ф.102, оп.1909, дд.Ш 14(1),14(2), 14(3), 14 ч.1(1), 14 ч.1 (2) , 14 ч.Ы. . .- 14 ч. IX

22 ГАРФ, А.Ф. Керенский, ф.1807, т.II

Столыпина были арестованы и предстали перед судом 15 9 человек (содержались в Новочеркасской тюрьме). На страницах обвинительного акта, подготовленного судебным следователем от 28 мая 1911г., дашнакская партия была представлена как организация, стремящаяся с помощью экономического и политического террора свергнуть самодержавие. Суд над дашнаками состоялся в конце 1911г. в Петербурге перед Особым Присутствием Правительстующего Сената. На суде выступило 500 свидетелей. Русская общественность сочувственно

относилась к дашнакской партии, видя в ней союзника по борьбе с самодержавием. Российская пресса, за исключением «правых» газет, защищала дашнаков. А их защита на суде была представлена такими известными адвокатами как А.Ф.Керенский, А.С.Зарудный,

О.О.Грузенберг. В начале 1912г. был вынесен довольно «мягкий» приговор, по которому 52 человека были приговорены к различным срокам тюремного заключения, четверо сосланы на каторгу в Сибирь (Саркис Манасян, Ованес Газарянц, Амазасп Оганджанян и Армак Муратов).Остальные за недостаточностью улик были освобождены. Документы фонда Керенского помогли автору выявить «ложные» документы, содержащиеся в фонде Департамента полиции, так как защита Керенского строилась на том, что обвинения в адрес дашнаков об антирусской деятельности и стремлении отсоединиться от России выдуманы следствием. Фонд содержит материалы по процессу партии «Дашнакцутюн», протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, расшифровку уловных записей в вещественных доказательствах, названия групп и

центральных комитетов партии, а так же сведения о местах расположения последних. Фонд состоит из 1223 страниц.

Другие материалы судебного процесса находятся в фонде Особого Присутствия Правительствующего Сената для суждения дел о государственных преступлениях, составляя там 82 дела.23 Благодаря документам этого фонда, в которых подробно описывается деятельность партии до 1908г., нам удалось уточнить данные о съездах, программах партии, тактике, структуре, ее

взаимоотношениях с другими организациями и т.д. В делах NN688(1), 691(1) ч.З, 694(3), 698(2), 698(4), 700(2), 703, 870(1) достаточно объективно представлены причины возникновения партии, приводятся выдержки резолюций партийных съездов и собраний, четко обрисована структура партии, дан подробный отчет об Эчмиадзинском собрании 1906г., приводятся некоторые аспекты биографий лидеров партии.

В данной работе были использованы также документы фонда Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев24, в которых содержатся биографические данные о лидерах партии, в частности, об Аветисяне Агороняне, Иосифе Аргутяне, О.Казаряне, Ованесе Качазнуни, Хачатуре Малумяне, Г.Хажаке, Симоне Заваряне и др.

Из работ, вышедших за рубежом необходимо отметить четырехтомные «Очерки по истории партии «Дашнакцутюн», изданные в Бейруте в 1984 году самой партией на

23 ГАРФ, ф. 112, оп.1

24 ГАРФ, ф.533, оп.1, дело!410

армянском языке.25 Работа охватывает период с 189019 83гг. и представляет собой комментированный сборник документов. Комментарии же очень тенденциозны. Практически каждый документ служит издателям поводом для восхваления того или иного достижения партии. Критика источника в принципе незнакома авторам. Ценность книги составляют опубликованные в ней документы партии, например, материалы о III и IV съезде партии, подготовке террористических актов, Кавказский проект и т.д.

«Геноцид армян в Османской империи»26 является сборником документов и материалов из многих источников: армянских, русских, арабских, турецких, немецких, английских, французских и американских. Большая часть документов является официальными рапортами, докладами и письмами консулов, послов, министров и других высокопоставленных чиновников разных государств. Данная работа помогла нам составить правдивую картину положения армян в Турции в конце XIX - начала XX вв. и четче уяснить одну из причин образования партии и одну из основных ее целей.

27

Воспоминания министра финансов С.Ю.Витте помогли выяснить отношение государственных деятелей России к таким фактам как конфискация церковного имущества и закрытие школ.

2 5

Гай гегапохутян дашнакцутян патмуцюн, Бейрут, 1984, 4т.

2 6

«Геноцид армян в Османской империи», Сборник документов и материалов, под редакцией академика М.Г. Нерсисяна. Ереван, 1983

27 Витте С.Ю. Воспоминание., т. II, М., 1960, С.187-188

При написании диссертации не был использован такой тип источников, как письма и дневники, в связи с тем, что нам их выявить не удалось, либо они не сохранились,

на что указывают и другие исследователи, занимавшиеся

28

изучением деятельности партии.

ИСТОРИОГРАФИЯ

Первым историографом партии «Дашнакцутюн» был М.Варандян. Его книга «История А.Р.Дашнакцутюн»,

29

вышедшая в 1932г. в Париже на армянском языке представляет для нас особый интерес, поскольку в основе ее лежат воспоминания самого автора, который был членом партии и принимал активное участие в ее деятельности. В книге дается подробный анализ причин возникновения партии, ее развития и становления. Анализируется программа партии, ее структура, тактика, политическая ориентация, террористические акты, взаимоотношения с другими партиями и т.д. Варандян описывает участие «Дашнакцутюн» в политических

событиях 1890-1912гг., биографии многих членов партии. Он также дает оценку действий государств и различных политических деятелей, имеющих какое-либо отношение к Армении и в частности к партии «Дашнакцутюн». Так как

28 Варандян М. История А.Р. Дашнакцутюн, Париж, 1932

29 Варандян М. Гай гегапохутян Дашнакцутян патмуцюн, Париж, 1932 Второй том книги был не окончен, так как Варандян скончался и не успел его завершить. Он впервые был опубликован в 1950 году.

работа Варандяна в значительной мере является воспоминанием, она не лишена субъективности. В некоторых местах, которые в основном касались действий армянских гайдуков, террористических актов партии, автор не мог удержаться от чрезмерного их восхваления.

30

В 19 91 году была опубликована книга «Век борьбы» , западногерманского радиожурналиста Э.Оганесяна. Книга адресована русскоязычному читателю с целью рассказать об истории партии «Дашнакцутюн» за весь период ее деятельности (1890-1990гг.). Работа Оганесяна помогла нам составить представление о деятельности партии за столетний период. Но, к сожалению, стремление автора рассмотреть такой большой временной отрезок не позволило ему подробно сосредоточить свое внимание на отдельных событиях, имеющих важное значение для нашей темы. Схематично в книге освещаются такие аспекты партии как ее структура, вооруженные силы, источники финансирования. Недостаточное внимание уделено рассмотрению программных документов партии. Например, приводя текст первой программы партии, Э.Оганесян лишь указывает на идеологически недостаточное обоснование программы.

Советская историческая наука в большей степени умалчивала о деятельности партии «Дашнакцутюн», как впрочем о какой-либо иной партии, некоммунистической ориентации, а если не умалчивала, то трактовала в уничижительном духе. Характерна в этом отношении статья о партии «Дашнакцутюн», помещенная в первом издании

30 Оганесян Э. Век борьбы, в 2-х томах, Мюнхен-Москва, 1991

^ 31

Большой Советской Энциклопедии. В статье говорится о том, что дашнаки являлись идеологами армянской буржуазии. Их действия олицетворяли «экономические стремления армянской торговой буржуазии, боровшейся за завоевание самостоятельных позиций.» Программа партии представлена как смесь «вульгарного марксизма, либерализма, народничества, мелкобуржуазного

национализма», являющаяся отражением эсеровских программных документов. Дашнаки упрекаются в том, что они были непоследовательны: совершали террористические акты против правительства и в то же время входили в соглашения с ним. .В то же время, отмечается, что, политика геноцида вытекает из сущности турецкого деспотизма, а преследования армян имели бы место и без дашнакского партизанского движения. Объективности ради следует отметить, что статья несет в себе некоторую позитивную информацию, касающуюся некоторых фактов из истории партии.

Работа М.Кочар «Армяно-турецкие общественно-политические отношения и армянский вопрос в конце XIX -

32

начале ХХвв.» представляет интерес своим освящением общественно-политических отношений армянских партий с османским правительством и турецкими оппозиционными партиями. В монографии анализируется процесс формирования армянских политических партий, исследуются идеологические основы их политических платформ, тактика

31 БЭС, Москва, 1930

3 9

Кочар М. Армяно-турецкие общественно-политические отношения и армянский вопрос в конце XIX - начале ХХвв, Ереван, 1988

и стратегия руководства в национально-освободительном движении. Автором делаются заслуживающие внимания выводы о том, что с момента своего образования в 18 90г. партия «Дашнакцутюн» постепенно становится самой мощной армянской политической партией, главной целью которой было освобождение Западной Армении путем восстания. Однако М.Кочар в своем исследовании обходит молчанием такой важнейший момент, как политический характер партии. Из контекста работы можно заключить, что дашнаки в своей политической борьбе не выходили за рамки национально-освободительной борьбы, что не полностью характеризует партию. Автор в своей работе показывает остроту конфликта «Дашнакцутюн» и партии «Гнчак», вызванного пробольшевистскими претензиями последней.

Монография Дж.С.Киракосяна «Младотурки перед судом

33

истории» представляет интерес, как работа

исследовавшая, историю возникновения и развития младотурецкого движения и его пагубной роли в политических судьбах армян. В работе дается полное описание возникновения и развития младотурецкой партии. К сожалению, автор лишь вскользь упоминает о взаимоотношениях младотурок и дашнаков и, как и М.Кочар, обходит вопрос о политическом характере партии «Дашнакцутюн». Для нас представляют интерес приведенные в работе факты нескольких встреч дашнаков и младотурок, а также воззвания «Дашнакцутюн» к партии «Единение и прогресс».

33 Киракосян Дж. «Младотурки перед судом истории», Ереван, 1989

Монография В. И. Шпильковой «Младотурецкая

революция, 190 8-190 9гг . >>34 помогла автору составить более полное представление об истории младотурецкого движения.

Разработке темы способствовали также труды европейских ученых, посвященных Армении и армянскому

^ 35

вопросу в исследуемыи историческии период.

34 Шпилькова В.И. Младотурецкая революция, 1908-1909гг. , М., 1977г.

35 Brandes G. Armenien und Europa. Genf., 1903

Lanne P. Armenien: der erste Völkermord des 20 Jahrhunderts, München, 1977

The armenian genocide. Institut für armenische Fragen, München, 198 6

Anderson M.S. The eastern question 1774-1923. London, 1966 Walker C. Armenia. London, 1980

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Киракосян, Наира Бениковна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX век - век империй - оказался к империям на удивление немилосердным. Развал этих громоздких политических образований происходил на протяжении всего столетия. Основная причина этого, на наш взгляд, состоит в росте самосознания народов, входивших в империи на правах «малых». Армянское национально-освободительное движение в этом отношении не являлось исключением.

Развитие деятельности партии «Дашнакцутюн» в период с 1890 по 1907гг. положил начало новому этапу национально-освободительного движения армянского народа.

Крайне тяжелое социальное и национальное положение армян в составе Турецкого султаната определило социально-политический аспект деятельности партии «Дашнакцутюн» на территории Турции в конце XIX начале XX вв. Рост национального самосознания и понимание того, что помощи от других государств ждать наивно, а необходимо бороться собственными силами за права нации, привело к образованию организации, вобравшей в себя различные движения. Прекрасно понимая, что развитие армян, как народа, без национальной государственности невозможно и в то же время сознание того, что добиться образования независимого государства нереально, привело к тому, что партия в первую очередь выдвинула требование образования автономии на территории Турции и предоставления прав армянам, которые уровняли бы в правовом отношении армян и турок. В то же время дашнаки заявили, что конечной целью партии является достижение политической и экономической независимости Турецкой Армении путем восстания. Добиться этого без борьбы было невозможно. И партия начала действовать. Применялись любые методы борьбы - начиная от дипломатических переговоров и кончая террором. Партия также считала, что необходимо заключить союз с угнетенными народами Турции и единым фронтом выступить против турецкого господства. Как нам известно, в конце 1907г. был заключен союз с младотурками на Конгрессе оппозиционных сил Османской империи. На территории же Западной Армении заключались союзы с некоторыми курдскими аширетами и т.д.

Первоначально деятельность дашнаков была направлена только на борьбу с Османской империей. Россия же воспринималась как христианское государство, которое защищало армян. И даже в тех случаях, когда боевые группы шли с Кавказа на помощь турецким армянам, по приказу партии не имели право в случае обстрела при переходе границы стрелять в русских солдат. Но со временем позиция партии по отношению к Российской империи изменилась и дашнаки начали активно выступать против самодержавия. В нашей работе мы попытались выяснить причины роста политической активности дашнаков в России и их соотнесенность с политикой России в отношении армян. Поскольку Россия выступала в роли колониального государства, то и неизбежны были всякого рода притеснения по отношению к «малым» народам. Например, факт конфискации имущества армянских церквей и закрытие школ. Местная администрация, во главе с князем Голицыным проявив чересчур большое рвение в политике русификации сумела «уговорить» Петербург пойти на чрезмерную меру в отношении армян. Можно предположить, что причиной этому послужила неосведомленность в истории народа и следовательно власти не ожидали столь бурной реакции проявленной армянами. В такой ситуации дашнаки не могли остаться в стороне. «Дашнакцутюн» выступила в защиту церкви и школ. С этого момента партия решает начать активную революционную деятельность на территории Российской империи, а в частности на Кавказе. Последующее событие, то есть армяно-азербайджанский конфликт не мог оставить партию равнодушным наблюдателем. Дашнаки вновь приняли активное участие в происходящих событиях. Они организовали самооборону и сумели в этом достичь больших успехов. Прекрасно понимая зависимость армянского народа от России, но не желая находиться под гнетом империи, дашнаки решают действовать сообща с другими российскими партиями в борьбе с самодержавием в достижении общих целей. Понимая, что только крах самодержавия позволит достичь этих целей, партия «Дашнакцутюн», привыкшая к действию и здесь остается верной этому принципу. Применяются методы борьбы, использованные уже ранее на территории Западной Армении. Все эти события послужили росту политической активности «Дашнакцутюн» на территории Российской империи.

Автором данной работы была сделана попытка анализа причин, вызвавших рост массовости «Дашнакдутюн» среди армян в рассматриваемый период. Мы также попытались выяснить, почему именно эта партия смогла аккумулировать все чаяния национально-освободительного движения. Предпосылки этого были заложены еще в самом начале формирования партии. Изначально основной целью партии была национально-освободительная борьба. Лидеры партии сознавали, что для серьезной борьбы необходимо объединить все течения армянской политической мысли. Для того, чтобы достичь этого была создана программа, вобравшая в себя идеи различных политических течений. Вследствие этого в программе присутствовали некоторые противоречия и расплывчатые моменты. И тем не менее цель была достигнута. Составленная программа сумела примирить между собой различные течения, выразить желания и стремления почти всех прослоек армянского общества. Это была одна из главных причин успеха партии.

Постоянные активные действия дашнаков, защита населения всеми средствами, включая вооруженные выступления и террор, приводила к тому, что армянское население начинало охотно верить партии и всячески помогать ей. Успех партии в деле возврата имущества армянским церквям и открытие школ предопределил ее популярность.

После того, как дашнаки сумели достичь соглашения в армяно-азербайджанском конфликте и тем самым прекратили бессмысленную войну, опять-таки внесло свою лепту в рост популярности партии.

С другой стороны, все эти конфликты (армяно-азербайджанский) , движущей силой которых в основном являлись национальные противоречия, помешали активному участию дашнаков в революции 1905-1907гг. Активная практическая деятельность партии в определенной степени обусловила слабость разработки теоретических установок. И лишь в 1907 году появилась вторая программа «Дашнакцутюн», которая в принципе также, как и первая носила компромиссный характер - попытка примирить представителей различных течений партии и не вызвать конфликтной ситуации в отношениях с другими партиями, потенциальными союзниками в национально-освободительной борьбе и уже обозначившейся для дашнаков классовой борьбе. Но в то же время эта программа была наиболее фундаментальной и стала руководством в деятельности партии в последующие годы.

Безусловно, партия не была монолитной. В ней имели место и разногласия. Они давали о себе знать особенно тогда, когда предпринимались попытки более четко сформулировать социальную программу партии. Прежде всего, на этой почве из партии выделились мигранисты и младодашнаки. Разногласия, конфликты, отколы ослабляли партию, тем не менее, она оставалась самой влиятельной политической силой в национально-освободительной борьбе армянского народа в рассматриваемый период и приход ее к власти в Армении в 1918г. не был исторической случайностью.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Киракосян, Наира Бениковна, 1999 год

ЛИТЕРАТУРА

24. Варандян М. Г.Г.Дашнакцутян патмуцюн. Париж,

1932, Париж, 1950, 2тт.

25. Гай Гегапохутян Дашнакцутян патмуцюн. Бейрут, 1984, 4тт.

26. Геноцид армян в Османской империи. Ереван, 1983

27. Кочар М. Армяно-турецкие общественно-политические отношения и армянский вопрос в конце XIX - начале ХХвв. Ереван, 1988

28. Киракосян Дж. Младотурки перед судом истории. Ереван, 1989

29. Оганесян Э. Век борьбы. Мюнхен-Москва, 1991

30. Шпилькова В. И. Младотурецкая революция, 1908-1909гг. Москва, 1977

31. Brandes G. Armenien und Europa. Genf, 1903

32. Lanne P. Armenien: der erste Völkermord des 20 Jahrhunderts. München, 1977

33. The armenian genocide. Institut für armenische Fragen. München, 1986

34. Anderson M.S. The eastern question 17741923. London, 1966

35. Walker C. Armenia. London, 1980

Справочная литература

36. Большая Советская Энциклопедия. Москва, 1930

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.