История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Балаганская, Александра Викторовна

  • Балаганская, Александра Викторовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 266
Балаганская, Александра Викторовна. История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2006. 266 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Балаганская, Александра Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Предпосылки возникновения фарфоро - фаянсового произвова

1.1 Зарождение фарфорового произвова в Китае и Европе

1.2 Начало произвова фарфора в Рии

ГЛАВА 2. «Золотой век» отечественной фарфоровой промышленни

2.1 Социально - экономичие, политичие и культурные овия развития и рвета фарфоро - фаявой промышленни в Рии.]

2.2 Императоий завод и формирование императоой монополии в фарфоровой промышленни

2.3 Произвово фарфора в чных заведениях

ГЛАВА 3. ория появления и развития фаявого произвова в Риой империи

3.1 Становление отечвенной фаявой промышленни

3.2 Основные центры и направления производства риого фая

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История развития фарфоро-фаянсового производства в России XIX-начала XX веков»

Актуальность темы. Современный период истории России можно охарактеризовать сменой экономической модели, переходом к рыночной структуре хозяйствования, активизацией внешнеэкономических связей, вхождением в систему жесткой конкуренции в сфере производства и услуг. В этих условиях становится исключительно актуальным создание и развитие новых производственных отраслей, сочетание утилитарного и эстетического уровня и дизайна продукции как основного условия ее успеха у потребителя. С этими факторами напрямую связаны и будущий уровень развития науки, техники, технологии, производства, и международной экономической успешности страны. Не менее серьезными можно считать проблемы социально - культурного характера. Поиск и разработка новых отраслей производства влечет за собой необходимость формирования соответствующей системы подготовки специалистов. Также встает вопрос о формировании иного типа предпринимателя, способного решать, в первую очередь, практические задачи, выдвинутые требованиями социально -экономического прогресса.

Растущий интерес к истории отечественного фарфора и фаянса в современном обществе с точки зрения ряда научных дисциплин: исторической науки, искусствоведения, антикварного дела, теории и практики фарфорового производства, определяет актуальность данного исследования.

Российское фарфоро - фаянсовое производство можно с уверенностью отнести к сфере экономических открытий страны. Фарфор, попав в Россию в начале XVIII века в числе модных новинок своего времени, привлек к себе внимание не только ценителей прекрасного. Новое производство обещало большие коммерческие доходы. Подъему русской фарфоро - фаянсовой промышленности в XIX способствовали многие причины. Существенным фактором стало наличие в Московской губернии больших залежей керамических глин и лесных массивов, то есть всех необходимых для этого вида промышленности ресурсов, и не было потребности в исключительно i-IIvíПОрТHOIví СЫрЪС (Кал, iíaíipHivíCp, Ь лЛО1На1О0ум0)КНОд1 ПрОйЗВОДСТвс).

В интересах государства стали формирование, развитие и поддержка фарфоро - фаянсовых предприятий. Огромный спрос на изделия отечественного фарфора в конце XVIII - начале XIX века привлек внимание многих купцов - промышлешгаков, а также опытных крестьян - керамистов большого района Московской губернии - так называемой Гжели, издревле славившейся своими гончарными промыслами. Начался период становления и адаптации нового производства к российским условиям.

Исторический опыт формирования и развития новой для России отрасли представляет особую ценность в современных условиях поиска пути оптимального реформирования современной промышленности.

Особое место XIX века в российской истории всегда будет привлекать к себе не только ученых, но и каждого человека, желающего прикоснуться к великой истории и понять суть происходивших культурных процессов.

Исследование позволит осветить важную историческую проблему, показать деятельность нашей страны в деле поиска и разработки месторождений фарфоровых глин, изготовления фарфоровых и фаянсовых изделий, подготовки специалистов формовки, обработки и художественного оформления керамики и других составляющих этого важного процесса. Также изучение данного периода в истории фарфоро - фаянсового производства России, того уникального вклада, который внесли производители в дело сохранения и развития традиций производства, позволяет сделать ряд важных выводов и наблюдений, способствовавших наиболее полному пониманию места и роли фарфоро - фаянсового производства в общей системе промышленности, а также искусства страны.

Объектом диссертационного исследования является история формирования и развития отечественной фарфоро - фаянсовой промышленности в XIX - начале XX веков.

Предметом диссертационного исследования стала производственная деятельность государственных и частных фарфоро -фаянсовых предприятий, а также анализ большинства происходивших в этот период социально - экономических и культурных процессов.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1801 года, начала правления Александра I, под руководством которого в государстве был проведен ряд реформ, ускоривших рост капиталистической мануфактуры, повлиявших на массовое возникновение предприятий фарфоро - фаянсовой промышленности, и до февраля 1917 года.

Начало исследуемого периода тесно связано с вступлением на престол Александра I, и многочисленными социально - экономическими преобразованиями, предпринятыми в период правления императора. В 1801 году было снято запрещение на вывоз из России различных товаров. Подписанный в 1806 году тариф на ввоз заграничных изделий в Россию, можно было с полным правом назвать «заградительным» или «запретительным», так высоки были его ставки. Действие этих двух постановлений существенно способствовало укреплению позиций отечественного производителя, предоставив возможность самим свободно развивать и фарфорово - фаянсовое производство.

С 1801 года допускалась свободная торговля землей без крепостных. Имения разорявшихся помещиков начали покупать купцы, мещане и разбогатевшие государственные крестьяне. В большинстве случаев, на этих землях основывались разнообразные производства, в том числе и фарфоро-фаянсовые мануфактуры.

Возросшая же в начале XIX века потребность в фарфоре, послужила дополнительным стимулом развития фарфоровой промышленности в нашем государстве.

Русский художественный фарфор к началу XIX века становится неотъемлемой частью декоративно-прикладного искусства в синтезе других предметов произведений искусств, оформляющих интерьер: сначала царского двора и знати, а чуть позже, под влиянием интенсивного процесса демократизации искусства фарфора в XIX веке, - мелкопоместного дворянства и городского чиновничества.

Диссертационное исследование завершается февральскими событиями 1917 года.

Внутри рассматриваемого периода можно выделить три этапа. Деление это достаточно условно, и обосновано как происходившими изменениями в области развития самого фарфоро - фаянсового производства, разнообразными процессами, протекавшими в отечественной и мировой промышленности, науке технике, так и важными вехами в истории России.

Территориальные рамки. Формирование и развитие фарфоро -фаянсовое производства в России было сконцентрировано в нескольких районах. Наиболее типичную область фарфоро - фаянсового производства представляет собой знаменитая Гжель, а в XIX - начале XX века территория, охватившая группу селений Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии и Покровского уезда Владимирской губернии1. Благодаря своим залежам белых огнеупорных глин, в том числе и фарфоровой, в этих районах процветало обширное производство кирпича и поливного гончарного товара. Именно в Гжели была найдена белая глина, которая использовалась в дальнейшем в изготовлении изделий на Императорском фарфоровом заводе. Второй типичный район фарфоро - фаянсового производства находился в пределах Волынской губернии, где также были известны залежи каолина и

1 Селиванов А. В. Фарфор и фаянс Российской империи. М. 2002. Стр. 11 огнеупорной глины. Третий крупный район занимает Новгородскую губернию в особенности Боровический уезд, в этом районе собствешю фарфоровое производство не достигло значительного процветания.

Наиболее существенным для истории становления и расцвета отечественного фарфоро - фаянсовой промышленности был Центральный район, объединивший владимирскую, Калужскую, Московскую, Нижегородскую, Орловскую, Пензенскую, Рязанскую, Симбирскую, Тамбовскую, Тверскую, Ярославскую губернии.

Именно эти территории и будут исследованы в диссертации более подробно. Районы установлены автором более или менее искусственно и не совпадают с историческими границами тех районов керамического производства, которые имели место быть в XIX - начале XX веков. В исследовании автором использованы исторические названия, принятые в отечественной картографии в рассматриваемый период.

Однако необходимо отметить наличие менее важных для фарфоро -фаянсового производства промышленных зон. Районы Европейской России и Сибири (в Черниговской, Рязанской, Екатеринославской, Херсонской, Иркутской и др. губерниях), где были открыты залежи огнеупорной глины и каолина. Они не имели существенного веса в развитии фарфоро-фаянсовых традиций, но зато были серьезными поставщиками сырья, которое использовалось на многих заводах в других регионах.

В начале XIX века появляются фабрики в Царстве Польском.

Степень научной разработки и историография темы.

Решению важной задачи «синтеза источников в едином исследованию)1 способствовало привлечение четырех основных групп источников: вещественных, письменных, картографических и изобразительных.

Первые специальные работы, посвященные исследованию русской керамики, появились в начале XX века. В 1903 году из печати вышла книга

1 Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. - М. 1977. - С. 21.

Селиванова А. В. «Фарфор и фаянс Российской империи. Описание фабрик и заводов с изображениями фабричных клейм». Это первое серьезное исследование русского фарфора и фаянса. В нем содержится описание фарфоровых и фаянсовых фабрик Российской империи и Финляндии. В 1904 и 1906 годах были выпущены еще два прибавления. Источниками собранных в книге материалов были статистические обзоры XIX века, описания и указатели выставок российских мануфактур, труды Федченко Г. П. «Гончарное производство» (1862), Яковлева Ф. Я. «Краткий очерк развития фарфорового производства в России» (1882), каталоги частных коллекций Щукина П. И., Лукитина Н. А., Евдокимовых, свидетельства современников - владельцев предприятий Кузнецова М. С., Рачкина И. Ф., Иконникова И. А. и других. Материал в книге Селиванова А. В. характеризует фаянсовые и фарфоровые предприятия по районам и губерниям, а затем по фамилиям владельцев керамических заводов в алфавитном порядке. Кроме описания фабрик с указанием источников, откуда черпались сведения, в названные издания вошли 33 таблицы с изображениями фабричных клейм и других знаков. В 1911 году Селиванов А. В. переиздал 33 таблицы без текста и добавил к ним пять новых таблиц.

Работа Селиванова А. В. до наших дней сохранила высокую прикладную и научную ценность, ее постоянно применяют коллекционеры, искусствоведы, антиквары. В своих книгах автор использовал ныне практически недоступные источники, и, что особенно ценно, сведения, полученные непосредственно от владельцев заводов и их потомков. К немногим недостаткам работ этого автора можно отнести наличие хронологических и статистических неточностей, выявленных в ходе углубленной научной работы его последователями. В 2002 году труды Селиванова А. В. были объединены и переизданы ограниченным тиражом.

В 1907 году была издана книга Вольфа Н. Б. «Императорский фарфоровый завод» с большим количеством фотографий. Работа была посвящена открытию Виноградовым Д. И. секрета фарфора и основанию Императорского фарфорового завода. Сравнительно мало внимания в книге уделено анализу фарфорового производства России в целом. Но данные, опубликованные в этом монументальном труде, при всем своем значении требуют дополнительного исследования и уточнения многих фактов.

Недостаток тематических исследований заставляет в поисках информации обращаться и к работам, косвенно захватывающим рассматриваемую тему. В этом плане особого внимания заслуживает известный труд Бенуа А. Н. « История русской живописи в XIX века» (1902). Эта книга, переизданная в 1999 году, стала «классикой отечественного искусствоведения».1

Бенуа А. отмечает возрождение «бывшего около 100 лет в совершенном загоне»2 декоративного искусства России в конце XIX века. «В сущности, так называемая художественная промышленность и так называемое чистое искусство- сестры близнецы. »3, пишет автор, тем самым подчеркивая появление нового взгляда на развитие видов прикладного искусства. Если учесть, что ряд известных мастеров (В. Серов, К. Сомов, М. Врубель) проводили свои опыты с фарфором и видами керамики, а также то, что в 1907 году в доме М.С. Кузнецова на Мясницкой улице была открыта знаменитая выставка «Голубая роза»4, становится понятнее степень новизны подхода промышленника не только к технологической стороне производства фарфора, но и к художественному аспекту. Истоки этих весьма важных для развития отечественного фарфора перемен рассматриваются в труде Бенуа А. Н.

Одной из ранних работ, в которой был проведен анализ ассортимента продукции частных фарфоровых предприятий с подробным описанием и

1 Володарский В. Живое наследие серебряного века.// Бенуа А. История русской живописи XIX века. - М.

1999. - С.4

2 Бенуа А. Н. История русской живописи XIX века. - М. 1999. - С. 387.

3 Там же. - С. 387.

4 Логинов В., Скальский Ю. И ваши дни благословенны.Из истории российской керамики. - М. 2001.- С. 188. сравнительной характеристикой конкретных изделий, стало исследование Лазаревского И. И. «Среди коллекционеров» 1914 года. Хотя в книге и отсутствует справочный материал по истории заводов и особенностях технологии, этот труд остается своего рода пособием для создания профессионального художественного описания фарфоровой продукции.

Из числа работ, характеризующих процессы экономического развития фарфорового производства, следует особо выделить работу Ленина В. И. «Развитие капитализма в России»1, написанную им в 1896-1899 годы. Этот труд позволяет проследить этапы развития производства, понять причины его изменения, а так же рассмотреть историю фарфорового производства в контексте эволюции отечественной промышленности в целом.

В указателе Гурвица П. А. «Фарфор и фаянс» 1922 года было указано 191 названия отечественных книг, статей и периодических изданий с 1794 по 1921 годы, в которых рассматривалась проблема фарфорово-фаянсового производства. Они расположены в алфавитном порядке, на большинство даны подробные аннотации критического характера.

В 1924 году вышла книга Троцкого И. «Фарфор и фаянс: справочник для коллекционеров. Указатель марок». В ней автором было учтено более 2 тысяч марок отечественного и иностранного фарфора. При клеймах и монограммах указаны мастерская или фабрика. Дата ее возникновения, имена основателей, местонахождение. В некоторых случаях дается сжатая характеристика выпускаемых изделий.

Важное значение имеет работа Егоровой - Котлубай М. Л. «Русский фарфор и фаянс с неизвестными марками» 1935 года, дополняющая представленные предыдущими исследователями данные о производителях фаянса и фарфора.

Наиболее полно специфика технологии производства и особенности сырья для изготовления фарфоровых изделий раскрыты в труде Безбородова

1 Ленин В. И. Развитие капитализма в России.// Полное собрание сочинений. - М. 1975. Т. III.

М. А. «Дмитрий Иванович Виноградов - создатель русского фарфора», вышедшем в 1950 году. Но эта работа освещает в основном историю Императорского фарфорового завода.

Другим, не менее ценным, трудом по истории фарфора стала книга Эмме Б.Н. «Русский художественный фарфор» 1950 года. В ней автор попытался максимально полно осветить историю появления фарфора в Европе и в России. Кроме этого, Эмме был воедино собран как исторический, так и аналитический материал, относящийся к производству русского фарфора.

Именно этот труд Эмме Б.Н. послужил основой для создания, пожалуй, единственного наиболее полного исследования по истории русских частных фарфоровых заводов - книги Попова В. А. «Русский фарфор. Частные заводы» 1980 года. В этом исследовании автор приводит исторические данные о фабриках и подробно рассматривает деятельность каждой. Книга содержит много иллюстративного материала, основанного на закрытых фондах Государственного музея керамики в Кускове. В настоящее время собранный в книге Попова В. А. обширный материал и его анализ требуют углубленного изучения и уточнений с привлечением глубоких архивных изысканий и современных открытий в данной области.

А. Б. Салтыков - один из наиболее авторитетных исследователей в области истории отечественного фарфора, в «Избранных трудах» (М., 1962) отмечает скупость сведений, касающихся периода конца XIX - начала XX веков. Теоретические и практические исследования этого автора до настоящего времени сохранили актуальность и являются основой в изучении данной темы для современных исследований.

Несомненной ценностью работы является описание начального периода истории фарфора России, а также сводки из области технологии фарфорового производства. Отличает труд искусствоведческий подход к описанию истории фарфоро - фаянсового производства.

Следует отметить, что, анализируя историю русского частных фарфоровых предприятий, Салтыков А. основное внимание уделил специфике производства (приводятся архивные данные, статистика), но их продукция почти не исследуется. В книге «Избранные труды» Салтыкова было опубликовано монографическое исследование «Русская керамика XVIII - начала XIX века». В нем на основе уже известных исследований приводятся новые данные и документальные сведения.

Истории фарфорового завода Франца Гарднера, основанного в XVIII веке, посвящена монография Чёрного Н. В. «Фарфор Вербилок». В этой работе вся деятельность завода разделена на три периода. Первый - так называемый «гарднеровский» с 1766 до 1892 год. Второй-«кузнецовский» с 1892 до 1917 года, и, наконец, третий - советский с 1917 до 1960 годов. При создании монографии автор использовал хранящиеся в архивах статистические данные и отчеты о промышленных выставках, прейскуранты и статьи периодической печати.

В работе Лансере А. К. «Русский фарфор» (Л., 1968) дан экскурс в историю Императорского фарфорового завода. К несомненным достоинствам вступительной статьи А. К. Лансере можно отнести обращение к теме развития технологии и техники декорирования, обойденной вниманием во многих исследованиях.

Следует упомянуть трехтомное издание «Русское декоративное искусство» (М.1965) под редакцией Леонова А.И. В этом труде, представляющем собой сборник статей, история фарфоро - фаянсового производства конца XIX - начала XX веков рассматривается в работах Суслова И. М. «Фарфоровая и фаянсовая посуда», и Булочкина Н. В. «Фарфоровая и фаянсовая скульптура».1 В этих статьях достаточно полно, с точки зрения искусствоведения, отражено развитие художественного фарфора начала XIX века. История же рубежа XIX - XX столетий

1 См: Русское декоративное искусство. Под редакцией Леонова А.И. ТЛИ. - М.1965. - С. 128-159. представлена только фактами деятельности императорского фарфорового завода.

В 2003 году к 260 - летию основания первого государственного фарфорового предприятия был издан труд Кудрявцевой Т. В. «Русский императорский фарфор». Это богато иллюстрированное издание освещает историю Императорского фарфорового завода, характеризует специфику вкусов императорской семьи и их влияние на выпускаемую фарфоровую продукцию.

В работах Мозжухиной Татьяны Александровны, ведущего специалиста в области изучения художественного фарфора, наиболее полно исследована история частного завода Попова, работавшего с 1811 года. Несмотря на то, что в научный оборот было введено небольшое количество предметов, ранее не опубликованных, несомненная ценность работ Мозжухиной Т. состоит в том, что в них дан обширный материал, собранный автором в результате многолетних исследований.

Со своей стороны, автор диссертации хотел бы выразить свою благодарность Татьяне Александровне Мозжухиной за оказанную помощь при проведении атрибуции фарфоровых изделий части коллекций фондов Егорьевского и Дмитровского музеев, а также за консультации по ряду возникавших во время исследования вопросов.

В двухтомном труде Андреевой Л. В. «Русская художественная культура конца XIX начала XX века» 1969 года и в небольшой книге Пруслиной К. Н. «Русская керамика конца XIX начала XX веков», изданной в 1974 году, впервые была рассмотрена история развития фарфорового производства «Товарищества М. С. Кузнецова», до последнего времени фактически никем серьезно не изученная. В этих работах содержатся сведения о производстве и художественная оценка кузнецовского фарфора.

Одной из последних крупных работ на эту тему стала диссертация кандидата искусствоведения Мусиной Р. Р. «Русский массовый фарфор конца XIX - начала XX веков: на примере продукции «Товарищества М. С. Кузнецова», написанная в 1982 году. Но и в этой работе поставлены и освещены далеко не все вопросы, касающиеся исторических и художественных особенностей кузнецовского фарфора.

Серьезным исследованием в области изучения отечественного фарфора рубежа XIX - XX веков, а в особенности деятельности предприятий «Товариществам. С. Кузнецова», можно назвать диссертацию НиконоваВ. К. «Фарфоровое производство в России в конце XIX - начала XX в.в.»(М., 2002). Особую ценность представляют впервые опубликованные данные личного архива Никонова В. К., относящиеся к кузнецовским предприятиям.

Самым крупным трудом по истории фарфора, изданных в последние годы, стал двухтомный каталог «Русский фарфор. 250 лет истории». Он был издан в 1995 году на основе крупнейшей выставки, посвященной отечественному фарфору и приуроченной к юбилею первого русского фарфорового завода. В научных статьях и материалах каталога представлены новейшие научные исследования известных специалистов в этой области. Неоспоримым достоинством двухтомника стала публикация уникальных памятников, которые хранятся в фондах фарфора как крупных, так и небольших музеев, а также марочник. К сожалению, произведениям, относящимся к производству частных фарфоровых заводов, уделено недостаточное внимание.

Шеститомное издание «Очерков русской культуры XIX века» (М., 1998) является уникальным сборником исследований состояния и развития общественно - культурной среды, элементами которой были столичный и провинциальны город, деревня, а также усадьба.

В 2001 году была издана монография «И ваши дни благословенны.». Это книга составлена генеральным директором объединения «Гжель» Виктором Логиновым и московским писателем Юрием Скальским. Работа представляет собой документально - художественное повествование о многовековой истории Подмосковья, предопределившей возникновение на этой земле известного керамического центра. События далекого прошлого авторы воссоздали по документам из архивов и музеев России. Книга написана в виде сборника рассказов - новелл о людях с неповторимым творческим почерком, яркой индивидуальностью: Афанасии Гребенщикове, Дмитрии Виноградове. Афанасии Киселёве, Георгии Монахове - Сафронове и других. Собрано множество архивных документов. Популярно рассказано о самом производстве, его особенностях, а также о современном фарфоре Гжели, об освоении художественных традиций.

Необходимо отметить, что при изучении народных художественных промыслов исследователям неизменно приходится сталкиваться с фактом полного отсутствия каких - либо письменных источников о возникновении промысла, путях развития, экономической структуре, лучших мастерах. Скупые точные документальные данные в большинстве случаев дополняются собиранием легенд, рассказов старейших мастеров (как в книге «И ваши дни благословенны.» В.Логинова, Ю. Скальского). Исследователь восстанавливает картину жизни промысла, присоединяя к ним отрывочные данные, разбросанные в журналах и газетных статьях XIX - XX веков.

Существенный недостаток имеющейся отечественной литературы по вопросу специфики технологии производства и декорирования фарфора и фаянса можно восполнить, обратившись к иностранным изданиям. Это вполне допустимо, поскольку отечественное производство фарфора и фаянса до начала XIX века развивалось в едином русле с европейским производством. Особый интерес в этом смысле представляет совместный труд немецких авторов Блеха Р., Глейхмана А., Херрмана Х-Й и др. «Технология тонкой керамики»1. В книге, в частности, кроме общей истории европейского фарфора, освещены вопросы добычи, обработки сырья,

1 Блех Р., Глейхман А., Херрман Х-Й и др. Технология тонкой керамики. Пер. с нем. - М. 1983. приготовления массы, создания моделей и форм, литья, обжига, декорирования готовых изделий.

Не менее важно для изучения вопроса-обращение к исследованиям по истории экономического развития России. Так, внимания заслуживает монументальная монография Бовыкина В. И. «Формирование финансового капитала в России»1. Ее ценность для изучения фарфоро - фаянсовой отрасли состоит, прежде всего, в том, что автор предпринял попытку выделения фарфоро - фаянсовых предприятий из общего числа предприятий силикатной отрасли. Такие сведения о фарфоро - фаянсовых фабриках России позволили более полно и четко представить не только уровень концентрации производства в этой отрасли, но и получить представление об общем количестве предприятий. Не касаясь специально темы развития фарфоро - фаянсовых предприятий, В. И. Бовыкин привел данные о сумме годового производства, его стоимости и т.д. В целом это позволило показать динамику роста крупнейших фарфоро - фаянсовых фирм. Возможность сопоставления и дополнения данных, приведенных Бовыкиным, делают его работу одной из наиболее существенных при изучении фарфоро - фаянсовых предприятий с точки зрения истории отечественной экономики.

Одним из наиболее слабо освещенных вопросов остается уровень заработной платы рабочих фарфорово - фаянсовых фабрик. Скорее всего, это связано с неоднородностью этой отрасли в определенные периоды. Размер заработной платы рабочих крупных предприятий можно определить, ориентируясь на архивные данные об этих предприятиях. Здесь же решается и вопрос об узкой специализации рабочих, занятых на фарфоровом производстве. Однако, полученные данные не позволяют сравнить заработную плату рабочих фарфоровых фабрик и показатель средней заработной платы рабочих на прочих предприятиях страны. В связи с этим,

1 Бовыкин В. И. Формирование финансового капитала в России. - М.1984. невозможно дать оценку положения рабочих фарфоро - фаянсовой отрасли. Сравнительные данные о заработной плате рабочих России, Московского округа, Московской губернии приводит Мейерович М. Г. в статье «Изменения номинальной и реальной зарплаты рабочих Центрального промышленного района России в период империализма (1897 - 1914).1

Исследовательского интереса заслуживает статья Воронковой С. В. «К вопросу о соотношении степени концентрации производства и рабочей силы в губерниях Центрального промышленного района» (по материалам переписи 1900 г.)2.

Сопоставление теоретической части работ Бовыкина В. И. «Формирование финансового капитала в России», Воронковой С. В. «К вопросу о соотношении степени концентрации производства и рабочей силы в губерниях Центрального промышленного района» и исследования Ивановой Н. А. «Промышленный центр России 1907-1914 г.г.»3, позволяют определить признаки концентрации производства, что крайне важно для изучения фарфоро - фаянсовой промышленности в целом.

Много необходимой информации по специфике работы отдельных предприятий, художественных особенностях выпускаемой ими продукции, об основных тенденциях моды, важным культурным событиям, повлиявшим на путь развития отечественной фарфоро - фаянсовой промышленности и пр., можно почерпнуть в статьях периодических изданий и журналов, таких как «Мир искусства», «Аполлон», «Художественные сокровища России», «Старые годы», «Декоративно - прикладное искусство», «Мир музея» и другие. Также уникальные данные по коммерции, ярмаркам, биржам содержаться в первых частных провинциальных газетах «Воронежский листок» (1862 - 1868), «Воронежский справочный листок» (с 1868 года),

1 См; Рабочий класс центра страны и Сибири (конец XIX - начало XX в.в.). Сб. статей под ред. Блинова Н. В.

Бовыкина В. И. -Новосибирск. 1981.

2 См: Пролетариат Центрального промышленного района в революции 1905 - 1907. Ярославль. 1981

3 Иванова Н. А. Промышленный центр России 1907 -1914 г.г,- М. 1995.

Нижегородский ярмарочный листок» (1871 -1872), саратовский «Коммерческий листок» (1864-1869) и др.

Анализ литературы по исследуемому вопросу позволяет условно выделить три периода в истории изучения фарфоро - фаянсового производства. Первый период включает труды, созданные до 1917 года, когда работы в полной мере носят исследовательский характер. С 1917 до 1985 год в истории отечественного фарфора отмечен появлением наибольшего количества работ, многие из которых стали классическими. Написанные за последние десятилетия труды в большинстве своем повторяют предыдущие исследования, однако часть работ действительно объективно раскрывают спорные, неизучешше вопросы, ставят новые проблемы.

Письменные источники включают опубликованные материалы и архивные документы, которые используются не только для восстановления истории фарфоро - фаянсового производства, но и для составления характеристик изделий из фарфора и фаянса.

Среди опубликованных источников большое значение имеют также законодательные акты и делопроизводственные материалы. Все эти законы включены в Полный свод законов Российской империи, и определили политику государственных властей по отношению к фарфоро - фаянсовому производству на протяжении всего XIX столетия.

Комплекс архивных материалов представлен делопроизводственными документами и группами источников промышленного, административно - полицейского учета, хранящимися в фондах Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), содержащие уникальные материалы о деятельности Товарищества М.С. Кузнецова.

К числу основных источников для изучения истории ремесленных и торговых заведений относятся книги учета торговых, фабричных и промышленных заведений, журналы генеральной проверки торговых и промышленных заведений, свидетельства на открытие торгово -промышленных предприятий, оценочные описи недвижимого имущества.

При работе над диссертацией были использованы документы, хранящиеся в фонде 337 Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), в том числе контракты Товарищества с 1886 по 1892 гг. и с 1889 по 1898 гг. Изучение контрактов позволяет осветить вопросы расширение рынка сбыта продукции (контракты об аренде, постройке торговых и складских помещений, помещений, торговых лавок и т.п.); характер потребляемого предприятиями топлива, и его источники (торфяные разработки, договоры поставка дров и т, д.), а также цены на топливо; расширение производства Т-ва. Указанные источники важны не только для изучения собственно «кузнецовского» производства, но и всей истории отечественного фарфора. Так, в фонде 337 содержится купчая крепость на фабрику с землей, приобретенной М. С. Кузнецовым у E.H. Гарднер. Заключение этой сделки знаменует собой коренные перемены, произошедшие в развитии фарфорового производства в конце XIX в.: первая частная фарфоровая фабрика страны стала частью крупного объединения, монополизировавшего фарфоро - фаянсовое производство России. Ярким примером процесса монополизация стали также покупки Т - вом фабрики с землей от «Торгового дома Карякин — Рахманов», фабрики с землей в г. Славянске и т.д.

Материалы фонда 337, помимо контрактов, содержат также книги заказов, главные, балансовые, инвентарные, кассовые и продажные книги, мемориалы, ресконтро покупателей, данные о рабочих и служащих, регистрации судебных дел и т.д. Ценность представляют собой документы, отражающие цены на продукцию кузнецовских фабрик, а также расцепки на разные виды сдельных работ. Эти документы несут в себе информацию не только о ценах на товары, но, что особенно важно — об ассортименте фабрик. Большая часть исследований истории фарфора посвящена продукции, образцы которой находятся в музеях. Таким образом, описание ассортимента фабрик оказывается неполным, приблизительным. Сопоставление перечня ассортимента и полученных данных о признаках оригинальных форм и способов декорирования позволяют с большой степенью точности охарактеризовать ассортимент фабрик возможно полно.

Практически каждое обращение к истории русского фарфора конца XIX—начала XX в. содержит упоминание об активном экспорте продукции отечественных фабрик на азиатские рынки1. Как правило, такая информация не конкретизируется. Архив содержит документы об «азиатских покупателях» фарфора фирмы М.С. Кузнецова, с указанием имен заказчиков и географии продаж.

Взаимоотношения между производителями, торговая и производственная политика крупнейшей фарфорово-фаянсовой фирмы отражены в документах судебных и административных дел Т - ва М.С. Кузнецова. Определенный интерес представляют материалы, отражающие взаимоотношения руководства Т-ва М.С. Кузнецова и фабриканта И.Е. Кузнецова. Здесь, впервые в истории отечественного фарфорового производства затронут вопрос об авторском праве, защите торговой марки и о единоличном праве использования патентованного оборудования.

В фонде 337 содержатся: устав Товарищества, протоколы правления, отчеты, сметы, векселя, чертежи, списки служащих. Ценность такой информация усиливается слабой степенью освещенности в историографии вопросов технического оборудования, состава работников и т.д. Материалы фонда предоставляют возможность ознакомиться с уникальным и крайне важным для изучения фарфорового производства страны документом о «Привилегии на муфельную печь иностранца Иоганна Фюрбрингена

1 См.: Черный Н. Указ. соч. С. 128.; Токмаков И. Историко-статистическое и археологическое описание г. Дмитрова. - М. 1893. - С. 11. г. Шпрыдинг. Бавария). Приобретение Товариществом М.С. Кузнецова права использовать печь этой конструкции означало для этой фирмы еще один шаг вперед, а для отечественного фарфорового производства в целом -подтверждение высокого уровня производства, не уступающего европейскому. Интересно, что в отечественной историографии крайне мало внимания уделено вопросу сырья для производства фарфора. Между тем, этот вопрос является принципиальным для понимания развития отечественного фарфора. Важнейшим достижением крупных отечественных производителей был переход на иностранное сырье, и это в условиях, когда качественные глины поставлялись из Англии или Германии. Следует также отметить низкое качество местных глин. Изучение документов фонда позволяет проследить динамику и географию импорта и добычи глин в России, а также цены и качественные характеристики этих глин1. Приведены также названия фирм — ведущих поставщиков и посредников глин на российский рынок.

Изучение указанных материалов о глинах позволяет впервые конкретизировать одно из важнейших условий успеха крупных отечественных производителей в достижении высокого технического качества фарфора. До сегодняшнего дня подобные данные, несмотря на свою важность, в отечествешюй историографии отсутствовали.

Указанные архивные материалы являются уникальным источником для изучения истории фарфорового производства в России в конце XIX — начале XX в. Необходимо учитывать то, что отличительной чертой этого периода является монополия Т-ва М.С. Кузнецова. Таким образом, показатели этой фирмы становятся показателями, характеризующими фарфоровое производство в стране на определенном этапе.

1 ЦИАМ. Ф.337. Оп. 2. Материалы съездов за 1909 - 1918 г.г.: материалы к пересмотру общего таможенного тарифа Российской Империи по европейской торговле.

Привлечение же материалов по мелким предприятиям осложняется их труднодоступностью или полным отсутствием, т.к. ряд фабрик до сих пор был обойден вниманием исследователей. Указанные архивные материалы практически не привлекались исследователями для описания периода конца XIX — начала XX в., или же обращение к ним носило косвенный, фрагментарный характер.

Помимо архивных документов, в качестве источника для работы над темой были привлечены опубликованные материалы и документы. Здесь, в первую очередь следует указать источник, имеющийся в краеведческом музее г. Дмитрова «Историко - статистическое и археологическое описание города Дмитрова (Московской губернии) с уездом и святынями» И. Токмакова (М. 1893). Работа составлена «в память посещения города в 1891 г. Их Императорскими Высочествами Августейшим Московским Генерал-губернатором Великим Князем Сергеем Александровичем с супругою Великою Княгинею Елизаветой Федоровной»1. Так как одной из достопримечательностей Дмитровского уезда являлась первая частная фарфоровая фабрика Гарднера в Вербилках, автор «Описания.» не мог не уделить ей должного внимания. Момент выхода в свет работы И. Токмакова - 1893 г., явился началом расцвета Товарищества М.С. Кузнецова, который уже был владельцем фабрики в Вербилках. Именно поэтому в «Описании.» значительное место уделено «историко - статистическим сведениям о производстве фарфоровых и фаянсовых изделий. Высочайше утвержденного Товарищества Матвея Сидоровича Кузнецова»2.

На сегодняшний день этот источник является наиболее полным собранием статистических сведений о предприятиях Товарищества. Весьма подробно описана фабрика в Вербилках, фабрика в Дулево и фабрика в с. Кузнецове (Тверская губ.)3. По каждой из фабрик И. Токмаков приводит

1 Токмаков И. Указ. соч. - С. 13 — 14.

2 ТокмаковИ. Указ. соч. - С. 9.

3 Там же. - С.9. следующие сведения: местоположение, история основания, ассортимент, количество вырабатываемого товара, средний заработок рабочих, данные об используемых материалах, некоторых технических приспособлениях и т.д. Частично автор касается даже вопросов технологии производства фарфора, популярно объясняя некоторые ее особенности. Особый интерес представляют такие данные, как: «средства фабрикации»1, включающие в себя описание технического оборудования, и данные о количестве рабочих и их половом составе. В «Описании.» указано количество больниц, церквей, молитвенных домов, школ, библиотек и читален. Несмотря на то, что И. Токмаков описывает Дмитровский уезд, он вполне справедливо рассматривает все фабрики Т-ва М.С. Кузнецова как единое целое.

В «Описании.» дана весьма подробная биография М.С. Кузнецова с указанием, как его личных наград, так и наград фирмы. Работа И. Токмакова и сегодня представляет собой уникальный источник, содержащий в сжатом виде значительное количество данных по истории отечественного фарфора конца XIX века. Выше были указаны работы, авторы которых использовали «Описание.» И. Токмакова в качестве источника . Вместе с этим, данный источник нельзя признать исчерпывающим, ибо он содержит информацию не о всех фабриках, и только на 1893 г. Товарищество М.С. Кузнецова было основано в 1889 г. и после четырех лет своей деятельности еще не достигло высшей точки своего развития. Так же и биография М.С. Кузнецова не полна без описания его достижений в последующий период.

Анализ источников показывает, что наиболее полно в отечественной историографии отражено развитие Товарищество М.С. Кузнецова. Дело в том, что указанная фирма была фактическим монополистом в фарфоро -фаянсовой промышленности. Товарищество оставило наиболее богатое наследие, как в виде образцов продукции, так и в виде источников. Тем не

1 Там же. - С. 9.

2 См,: Черный Н. Указ. соч. С. 265; Примаченко С. Указ. соч. С. 212; Логинов В., Скальский Ю. Указ. соч. - С. 222-225. менее, в стране действовали и другие крупные фирмы, например фирма И.Е. Кузнецова. Этот фабрикант известен не только как производитель высококачественного фарфора и фаянса, но и как изготовитель продукции из художественного стекла, а также владелец крупнейшего стеклянного завода1.

Заслуги Ивана Емельяновича Кузнецова — двоюродного брата М.С. Кузнецова—перед отечественным фарфоровым производством велики. Он проявил себя не только как талантливый организатор, но и как прогрессивный предприниматель. Внимательно изучавший технологию производства фарфора, Кузнецов И. Е. впервые в стране применил ряд технических и технологических новинок, ставших сегодня неотъемлемой частью фарфорового производства. При жизни И.Е. Кузнецов находился в тени родствешшка, с рождения поставленного в более выгодные условия. Сегодня редкий источник содержит хотя бы краткие сведения об этом фабриканте.

Архивные материалы государственного музея - усадьбы «Архангельское», а также многие документы Российского Государственного Архива Дел и Актов (РГАДА)2 позволяют осветить особенности возникновения и развития частного фарфорового производства, в частности о фарфорового завода Н. Б. Юсупова в Архангельском .

Большое значение в пополнении вещественного и архивного материала имели фонды фарфора и фаянса, а также книги описей подмосковных музеев Дмитрова и Егорьевска, где автором была проведена многоплановая научная работа4.

1 См. например: Карякинат. Указ. соч. - С. 15- 79.

2 РГАДА, Ф. 1290, оп. 3, ед. хр.2330, л. 26; Ф.1290, оп. 3, ед.хр.2436. л.98; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2340, л. 12; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2377, л. 41 об. Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2374, л. 48;Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2372, л.17; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2436, л. 98; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2508, л. 4; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр.2451, л. 43; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2501, л. 22; Ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2508, л. 3. *

3 ГМУ «Архангельское», научный архив, № НА - 273, 445.

4 Архив Дмитровского историю - художественного музея. Книги поступлений фонда декоративно - прикладного искусства. Архив Егорьевского историко - художественного музея. Книги поступлений декоративно - прикладного искусства.

Важным источником является также «Историческое описание российской коммерции», данное в 1786 году Чуйковым И. Именно в этом издании содержатся упоминания о создании первых керамических предприятий.

Бесценную информацию о количестве предприятий, действовавших в изучаемый нами период, данные о производственной направленности той или иной фабрики содержат справочные издания, каталоги и описания всероссийских выставок: «Перечень фабрик и заводов Российской империи» (Спб.1897), «Иллюстрированное описание Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года» (Спб. 1870), «Отчет о Всероссийской художественно -промышленной выставке 1882 г. в Москве» (Спб. 1883. Т.У), «Фабрично -заводская промышленность и торговля России: Всемирная Колумбова Выставка 1983 г. в г. Чикаго» (Спб. 1893) «Фабрики и заводы г. Москвы и ее пригородов. Под ред. И. Ф. Горностаева» (М.1904), «Описание Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 г.» (Спб. 1829), «Фабрично-заводские предприятия Российской Империи» (сост. Езиоранский Л. — СПб. 1909), «Список фабрик и заводов России» (СПб., 1910), «Список фабрик и заводов Москвы и Московской губернии» (М., СПб. Варшава, 1910/1916), «Вся Россия» (Киев, 1913. Т. III), «Акционерно - Паевые предприятия России» (под ред. В.В. Лаврова М. 1917) и др.

Необходимым материалом для написания работы стал «Атлас промышленности Московской губернии», составленный Самойловым Л. в 1845 году, а также «Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии», созданный в 1872 году Н. Матисеном. В атласе Самойлова Л. указано месторасположение фабрик, имена владельцев, число станков и машин, объемы годового производства и ассортимент продукции. Н. Матисен, помимо тех же данных, но уже за 1872 год, указывает годы основания предприятий.

В числе других источников следует отметить Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (СПб. 1890-1907). Здесь подробно рассмотрены особенности технологии фарфорового производства с точки зрения развития технической мысли в конце XIX — начала XX в. В издании приведены, в том числе в иллюстрациях, наиболее распространенные модели станков и машин, применявшихся на производстве для обработки массы, описаны некоторые виды декораций.

Более узкую, имеющую непосредственное отношение к фарфору, направленность имеет работа «Художественная керамика» Н. Рота (Спб. 1905), которая на протяжении многих десятилетий оказывалась вне поля зрения исследователей. Преподаватель классов керамики Императорского общества Поощрения художников, автор раскрывает процесс формирования отечественной школы профессиональных керамистов, фарфористов, особо подчеркивая роль отечественной керамики как «искусства, питающего значительные отрасли художественной промышлешюсти»1. Несомненным достоинством работы является оригинальный, с точки зрения выбора исторического материала, обзор мирового развития художественной л керамики , в том числе и фарфора. Также интерес представляет подробное описание технологий производства художественной керамики, включающее чертежи станков, печей и т.д. не лишена эта работа и недостатков: на фоне довольно подробного описания мировой и европейской истории керамики весьма фрагментарно освещены проблемы отечественного производства. Неполно освещена технология производства фарфора, явно отдано предпочтение керамике. Исследование и сегодня может служить источником для изучения европейских производств и особенностей производства художественной керамики в России начала XX века.

1 РоотН. художественная керамика. - Спб. 1905. С. 1.

2 Художественная керамика (греч. - keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия из глин или смесей их с минеральными добавками, обожжённые до каменного состояния. Осн. виды: гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, фарфор.

Кроме перечисленных источников информации, необходимо упомянуть о ценности мемуаров, писем, альбомов и пр., сохранившихся и донесших до нас уникальные сведения не только о происходивших в России политических, экономических и культурных переменах, но и многочисленные данные по исследуемому вопросу.

Цель диссертационной работы. На основе изучения разнообразных, прежде всего архивных источников, работ крупнейших специалистов, собраний музейных коллекций и проведенного автором комплексного исследования сформировать целостное научное представление о процессе становления, развития и расцвета отечественного фарфоро - фаянсового производства с 1801 до 1917 годов.

Цель диссертации определила и задачи исследования. Они включают:

• Краткий анализ предыстории фарфоро - фаянсового производства не только в России, но и зарубежного опыта в этой области;

• Определение исторических этапов эволюции производства российского художественного фарфора и фаянса;

• Наметить основные аспекты внутреннего и внешнего политического курса российского правительства, повлиявшие на отечественную фарфоро - фаянсовую промышленность;

• Выявить особенности функционирования и определить роль конкретных фарфоро - фаянсовых предприятий в процессе становления и расцвета фарфоро - фаянсовой промышленности;

• Произвести исследование основных показателей и условий развития производства в указанный период;

• Проанализировать состав, уровень квалификации, условия труда рабочих и служащих предприятий в указанный период;

• Создать наиболее полную картину производственной деятельности рабочих и инженерно - технических работников (ИТР);

• Определить взаимосвязь между формированием фарфоро -фаянсовых заведений в конкретном районе и развитием инфраструктуры этого, а также и соседних регионов;

• В ходе исследования выявить роль отдельных государственных и культурных деятелей, представителей промышленности и торговли, крупных художников в развитии производства художественного фарфора и фаянса;

Методологическую основу исследования составляют принципы историзма, всесторонности, достоверности, конкретности, научности, объективности и системности, диалектическое понимание процесса исторического развития. Диалектический метод познания объективной реальности дает автору возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости. Это обеспечило историко -эволюционный подход к объекту исследования и включение изучаемых проблем в общий контекст социально - экономического развития Росси в XIX - начала XX веков. При работе над диссертацией были использованы следующие исследовательские методы: аналитический, сравнительно -исторический, статистический, хронологический и другие. Большое значение в работе над темой отводилось методу актуализации, акцентирующему внимание на тех аспектах изучаемых проблем, которые имеют особое значение для модернизации и реформирования современной российской фарфорово - фаянсовой промышленности.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней: - на основе изучения обширного круга источников и литературы по заявленной проблеме, впервые предпринята попытка создания целостного представления о процессе становления и расцвета российской фарфоро -фаянсовой промышленности в период с 1801-1917 годы;

- автором предложена и обоснована новая периодизация развития фарфорово - фаянсовой промышленности в России в XIX - начале XX века;

- комплексный анализ позволил раскрыть сущность и основные особенности «золотого века» российского художественного фарфора и фаянса:

- выявлены общие тенденции и закономерности в эволюции фарфоро -фаянсовой отрасли;

- дается характеристика основных направлений работы по обеспечению фарфорово - фаянсового производства материалом, организации процесса изготовления, художественному оформлению, подготовке кадров мастеров, организации продаж.

Автор стремился извлечь из анализа прошлого рекомендации для современного возрождения отечественного фаянса и фарфора, вывести исследование по всем направлениям на современность.

Научно - практическая значимость исследования состоит в том, что исследованный и обобщенный в известной мере опыт позволяет сделать выводы на будущее, ориентировать государственные и хозяйственные органы, а также предприятий различных организационно - правовых форм собственности, общественных организаций внимательнее относится к историческому опыту создания и функционирования новых производственных отраслей. Необходимо использовать его в практической работе. Исследование тесным образом связано с сегодняшними социально-экономическими проблемами развития Гжельского региона. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть полезны для современного фарфорово-фаянсового производства, так как не только могут предостеречь руководство от возможных ошибок, уже имевших место в истории этой отрасли, при организации процесса производства, художественного оформления, подготовки кадров, организации продаж, но и поможет найти вдохновение новым мастерам в образах прошлого. С другой стороны, диссертация обращает внимание на существенное влияние формы и декоративного оформления товаров массового потребления, в конкретном случае фарфоровой и фаянсовой продукции, на формирование общественного вкуса и возможности воздействия на общество по средствам используемых зрительных образов.

Апробация и реализация работы. Результаты проведенного исследования отражены в ^публикациях.

Структура диссертационного исследования включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Балаганская, Александра Викторовна, 2006 год

1. Архив Дмитровского историко художественного музея . Книги поступлений фонда декоративно - прикладного искусства.

2. Архив Егорьевского историко художественного музея . Книги поступлений фонда декоративно - прикладного искусства.

3. ЦИАМ. ф.З. Купеческая управа.

4. ЦИАМ. ф. 184, оп. 10. ед. хр. 1724, лл. 17,18.

5. ЦИАМ. ф. 16, оп. 29, д. 503, лл. 1-12

6. ЦИАМ. ф. 16, оп. 29, д. 503, л.Ю об.

7. ЦИАМ. ф. 16, оп. 29, д. 503, л. 12

8. ЦИАМ. ф. 16, оп. 29, д. 503, л. 7

9. Российский Государственный Архив Дел и Актов (РГАДА). ф. 1183. Московская контора Синода. Оп.11. Секретный совещательный комитет по делам раскольническим и сектантским в г. Москве.

10. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр.2330, л. 26

11. РГАДА, ф.1290, оп. 3, ед.хр.2436. л.98

12. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2340, л. 12

13. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2377, л. 41 об.

14. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2374, л. 48

15. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2372, л. 17

16. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2436, л. 98

17. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2508, л. 4

18. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр.2451, л. 43

19. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2501, л. 22

20. РГАДА, ф. 1290, оп. 3, ед. хр. 2508, л. 3

21. РГИА. ф. 1088, оп. 2, д.399,1800 -1803 гг., л.6 об

22. РГИА. ф. 1088, оп. 3, д. 1306, л.Ю

23. РГИА. ф.1088, оп. 3, д. 1366, л. 26 об., л. 56 об

24. ЦГИАЛ, ф. 488, оп. 10, №№1145,1863 г.Опубликованные источники.

25. Адресная и справочная книга о фабрично заводских и главных ремесленных и торгово - промышленных предприятиях и другие справочные сведения. Под ред. И. Ф. Горностаева. М. 1904

26. Акционерно паевые предприятия России. Под ред. В. В. Лаврова. М. 1917

27. Атлас мануфактурной промышленности Московской Губернии, составленный и изданный Н. Матиссеном. М. 1872

28. Болыиова В. Очерк истории мануфактур в России. Спб. 1883

29. Благово Д. Рассказы бабушки. Спб. 1885

30. Полный свод законов Российской Империи.

31. Ведомости о мануфактурах в России за 1812 г. Спб. 1814

32. Ведомости о мануфактурах в России за 1813 и 1814 г. г. Спб. 1816

33. Вся Москва. Адресная и справочная книга. М. 1883 -1891

34. Вся Москва. Адресная и справочная книга. М. 1900

35. Вся Москва. Адресная и справочная книга. М. 1913

36. Вся Москва. Адресная и справочная книга. М. 1915

37. Вся Россия. Киев. 1913. Т. III

38. Даль В. И. Толковый словарь русского языка.(Современная версия). М. 2001

39. Закревский Н. Летопись и описание города Киева. М. 1858

40. Иллюстрированное описание Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года. Спб. 1870

41. Иллюстрированное описание Всероссийской мануфактурной выставки 1870г. Спб. 1870

42. Императорский фарофровый завод, 1744 1904. Под ред. Вольфа Н. Б. Спб. 1907

43. Каталог художественных предметов и редкостей собрания С.Э. и В. Я. Евдокимовых. Спб. 1900

44. Каталог русского фарфора коллекции Н. А. Лукутина. М. 190121.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.