История развития системы народного образования Японии и политической борьбы за ее демократизацию, вторая половина XIX в. - первая половина XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, доктор исторических наук Лим, Софья Чунуновна

  • Лим, Софья Чунуновна
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 1999, Южно-СахалинскЮжно-Сахалинск
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 434
Лим, Софья Чунуновна. История развития системы народного образования Японии и политической борьбы за ее демократизацию, вторая половина XIX в. - первая половина XX в.: дис. доктор исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Южно-Сахалинск. 1999. 434 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История развития системы народного образования Японии и политической борьбы за ее демократизацию, вторая половина XIX в. - первая половина XX в.»

В современном обществе все большее значение приобретают качественные, интенсивные факторы развития производства, возрастает экономическая и общественная значимость образования. Впечатляющим примером в этом является Япония, сумевшая уже к концу XIX в. успешно провести капиталистическую модернизациюны, находившейся до революции Мэйдзи 1868 г. в состоянии глубокого застоя в условиях полной самоизоляции. Основные усилия общества были направлены на то, чтобы перенимать и совершенствовать модели развития западныхн, одновременно создаваяйную систему народного образования с обязательным всеобщим начальным обучением.

Во второй половине XX в., после сокрушительного поражения во второй мировой войне Япония, не только сумела восстановить свою экономику, но и достичь быстрых темпов ее развития и стать мощнейшим конкурентом Западной Европе и США на мировом рынке. Когда в конце 60-х гг. заговорили о "японском экономическом чуде", многие аналитики развитых стран стали искать его истоки. Среди множества исследований появились труды и об образовательной системе Японии, авторы которых справедливо указывали на ее огромную роль в достижениях японского общества: Р.Линн "Успехи образования в Японии: уроки для Запада", Б.Дюк "Японская школа: уроки для индустриальной Америки"1 и т.д. Например, работа Г.В.Стивенсона и Дж.У.Стиглера под громким названием: "Почему наши школы находятся в кризисе и чему мы можем поучиться в японской и китайской системах образования?"2, - пыталась разобраться в конфуцианском подходе поощрения образования народных масс.

С 70-х годов японская система образования, особенно ее высшая ступень -университеты, начинает испытывать системный кризис, обусловленный более высокими требованиями по отношению к выпускникам как средних школ, так и вузов в обществе и на производстве, все больше требовавших от них творческого подхода к делу, неординарности мышления в решении трудных проблем.

В связи со всеми вышеназванными аспектами современного японского образования, как его успехов, так и неудач, проявляется интерес ученых к его истокам

1 Lynn, Richard. Educational achivement in Japan: lessons for the West.- M, Macmillan press Ltd., 1988. 151 p.

Duke, Benjamin C.The Japanese school: lessons for industrial America. - N-Y.Präger, 1986. 242 p.

2 Stevenson, Harold W., Stigler, James W. The learning GAP: Why our schools are failing and what we can learn from Japanese and Chinese education. - N-Y.: Summit books, 1992. -235 p. 8 первой половине XX вв., в ходе бурного развития рыночной экономики, характерны сегодня и для наших сограждан. Особенно это касается проблем соотношения государственного регулирования и государственной поддержки науки и просвещения со свободной инициативой в частном образовательном предпринимательстве в новых условиях, когда российский опыт последних лет показал, что хорошо действующая система народного образования является значительным фактором в системе как экономических, так и социально-политических условий развития страны и не сможет развиваться самостоятельно без государственной поддержки. Например, показательно то, что наличие частных школ и вузов, не имевших в Японии такого престижа, как государственные вузы, создавали однако конкуренцию последним, тем самым постоянно повышая их уровень.

Объектом исследования явились исторические процессы становления, формирования и развития системы народного образования Японии, а также политика государства и отношение общества к просвещению в различные периоды. Конкретно рассматриваются и сами учебные заведения, имевшие определенный характер и выполнявшие те или иные задачи в ходе своей деятельности для привилегированных сословий и народных масс в период феодализма, а также повышение их роли в период капиталистической модернизации страны.

Хронологические рамки нашей работы охватывают период второй половины XIX - первой половины XX века, совпавший с активным развитием капиталистических отношений в Японии, начиная с модернизации социально-экономических процессов после революции Мэйдзи и кончая поражением страны во второй мировой войне, крахом агрессивного империалистического экспансионизма. Но для выяснения условий формирования особенностей характера современного просвещения мы сделали значительный исторический экскурс в Японию УШ-ХУШ вв.

Период формирования системы народного образования страны имеет два неравных по своей исторической протяженности этапа. Первый, либеральный, период начался после революции Мэйдзи 1868 г. и отмечен сравнительно демократическим по духу и содержанию Общим кодексом об образовании 1872 г., а также его дополнением и изменением в 1879 г., когда шел активный процесс западных заимствований. Первый период закончился в октябре 1890 г. провозглашением Императорского Рескрипта об образовании. Второй, более длительный

• 18 тированные исследования образования простого сословия. Токио, 1981). В этой работе в большом количестве отдельно по провинциям собраны данные о школах для простого народа, которые еще раз убеждают исследователя в широком распространении грамотности среди горожан, в первую очередь крестьян и самураев низшего ранга.

В попытке исследователя выяснить отличительные черты всей системы народного образования Японии значительным подспорьем явилась книга Сумераги Сидо "Нихон кёику сэйдо но сэйкаку" (Характер японской системы образования. Токио, 1970).

Японского исследователя Томитаро Карасава отличает разносторонность его многочисленных трудов по истории образования Японии, из которых диссертантом использованы книги "Киндай нихон кёику си" (История образования современной Японии. Токио, 1968), "Кёси но рэкиси" (История учительства. Токио, 1955), "Дотоку кёику гэнрон"(Теория "морального воспитания". Токио, 1983.)

Нельзя не заметить, что по своему характеру и содержанию работы японских исследователей могут послужить хорошей источниковедческой базой, так как они содержат подробнейшие статистические сведения и данные об исторических событиях в развитии системы народного образования.

Проблемам учителей, учительскому движению и истории борьбы за демократизацию образования посвящены исследования Охара Куниёси "Дзиюкёи-курон" (Теория свободного образования. Токио, 1923 г.), проведенные еще в период некоторого смягчения политической ситуации в стране - период "демократии Тайсё"; Умихара Тоору "Мэйдзи кёин си но кэнкю" (Исследования истории учителей периода Мэйдзи. Токио, 1973), Токиоми Кайго "Японское образование: его прошлое и настоящее" (Kaigo Tokiomi Japanese EducationA Its Past and Present" Tokyo, 1965).

Японская историография также представлена работами по отдельным проблемам общеобразовательных, профессиональных и высших школ. Среди них исследования на английском языке: Митио Нагаи "Высшее образование в Японии: его подъём и падение" (Nagai Michio. Higher education in Japan: its take-off and Crash. Tokyo, 1971), "Профессиональное образование в индустриальной Японии" под редакцией Тосио Тоёда (Vocational Education in the Industrialization of Japan. Edited by Toshio Toyoda. Tokyo, 1987); на японском языке: Икуо Амано "Кюсэй

92 анству. В японскую лексику вводилось огромное число чуждых народу китайских понятий"1.

В 1711 г. Токугавское правительство старалось определиться в образовательной политике для народа в условиях феодального общества, основываясь на следующих положениях:

1. Обучение грамоте - основа любого образования всех сословий.

2. Тэракоя является тем учреждением, которое исправит и дополнит недостатки домашнего образования.

3. Тэракоя воспитывают в хороших манерах для улучшения традиций, в верноподданности и сыновнем долге,, что лежит в основе практической морали.

4. Содержанием обучения являются книги для чтения, умение читать приказы на досках объявлений и т.д.

5. Обучать по доброму, но к нерадивым относиться строго2.

Такая политика японских правящих кругов давала возможность держать народ в подчинении не через систему наказаний, а через планомерное образование, воспитывающее у подданных лояльность к государству, дававшее знание законов и всех установок общества. Немалую роль сыграла и система пятидворок -коллективной ответственности каждого перед другими и других перед каждым.

Надо было учитывать, что крестьянство в разной степени и в разной форме вело борьбу против феодального угнетения. Эта борьба проявлялась в таких явлениях, как бегство, налоговый бойкот, петиционное движение и восстания. Последние возникают как основная форма протеста в середине ХУШ в. и не прекращаются вплоть до революции 1868 г.3. Массовое участие крестьян в петиционном движении говорило о высокой грамотности крестьян, а для правящих кругов это было постоянным напоминанием о необходимости обращения более пристального внимания на народные школы.

Постепенно частный характер школ тэракоя исчезает и становится общественным (скорее государственным, на наш взгляд). Начинается последовательное вмешательство в деятельность тэракоя со стороны правительства сёгуна То-кугава, особенно с издания в 1722 году указа о пяти принципах морали в школе, который вначале касался школ только столицы Эдо, но затем его действие распространилось по всей стране. Сегунское правительство Токугава Ёсимунэ, пере

1 Попов K.M. Япония: Очерки развития национальной культуры и географической мысли. М., 1964. С.201.

2 Ямасита Такэси. Указ.соч. С.50.

3 Подпалова Г.И. Крестьянское петиционное движение в Японии. М., 1960. С.93.

178

2. Начальная школа Японии в эпоху империализма 80-х годов XIX - начала XX вв. и подавление демократических тенденций в образовании

Вступление Японии на путь империализма был своебразен в том, что если в других империалистических державах свободное предпринимательство переходило к монополистическому и затем уже к государственно-монополистическому капитализму, в котором государством больше манипулировали представители крупной буржуазии, то здесь "существенное место занимали традиции перманентного активного государственного вмешательства в экономику - главным образом в целях агрессии"1.

Японское правительство получило возможность контроля над предпринимательством, так как оно "значительно увеличило помощь частному капиталу, создавая тем самым условия, способствовавшие вмешательству государства в хозяйственную деятельность и сращиванию государственного и частного монополистического капитала. Слияние частного и государственного капитала, в особенности в тех отраслях промышленности, которые тесно связаны с военным производством, .значительно усилило позицию бюрократии, поставив ее в политическом отношении в равное, если не более высокое, положение по отношению к ее партнеру - частному монополистическому капиталу"2. Я.А.Певзнер пишет, что "от многовекового феодального абсолютизма и затворничества Япония унаследовала традиции строгого государственного регламентирования, которые были использованы для создания протекционизма, переросшего затем в государственно-монополистическую систему"3.

Отсюда мы можем понять коренные причины того, что именно государственные чиновники являлись той силой, которые и определяли характер управления народным образованием, его подчинения всецело государственным интересам и нуждам. Тем самым создавалась иллюзия того, что в системе образования не было предпочтения по имущественному или классовому признаку.

Эта система придавала имидж отеческой заботы императора и государства о своих подданных, в равной степени заботящихся и о бедных, которые своими высокими достижениями в учебе могли бы пробиться в более высокие сферы, и о

1 Певзнер Я.А. Государство в экономике Японии. М.,1976. С. 10.

2 Норман Г. Возникновение современного госудврства в Японии. М., 1961. С.95

3 Певзнер Я.А. Указ. соч. С. 11.

185

В процессе быстрейшей модернизации страны значительную роль играло применение дешевого труда детей из бедных семей. Среди рабочих преобладали дети и подростки от 10 до 15 лет, нередко работали и 6-8-летние малыши. В 1899 году работающие дети моложе 14 лет составляли 11%. По отраслям это выглядело иначе. Например, в стекольном производстве их было 37%, в типографиях -32%)'. Дешевый детский труд в условиях введения технических новшеств давал возможность использовать слабые силы детей в тяжком из-за своей монотонности труде у машин. Особенно роль детского труда возрастала тогда, когда Япония воевала с Китаем и готовилась к войне с Россией.

В японской буржуазной литературе того времени находило себе место "оправдание" их применения в больших масштабах детского труда. Бывшие видные буржуазные "либералы", такие, как, например, Тагути, писали в газетах, что если запретить применение детского труда до 14-летнего возраста, то это будет препятствовать развитию японской промышленности. Другой такой "либерал", Мурата, писал, что труд детей "способствует развитию в них промышленных стремлений"2.

Но игнорировать образование работающей молодежи к 1890 г. Министерство образования уже не могло, хотя бы для того, чтобы полностью охватить подрастающее поколение моральным воспитанием в духе верности, лояльности к императору. Это диктовалось также нуждами капиталистических предприятий. Правительством санкционируется появление школ дзицугё хосюгакко - практических дополнительных школ, осуществлявших как общеобразовательное начальное обучение с упрощенным содержанием, так и профессиональную подготовку. Указом об образовании 1890 г. дзицугё хосюгакко стали одной из разновидностей начальной школы3.

Как мы упоминали выше, в 1880 г. из правительственных документов о начальном образовании исчез один существенный тип школ - начальные вечерние школы для работающих детей и подростков. Несмотря на это, сами хозяева небольших предприятий, для того чтобы, не нарушая закона об обязательности начального образования, можно было привлекать к работе детей младше 12 лет,

1 Мацудзаки Митиносукэ. С.22-23.

2 Жуков Е. Указ. соч. С. 143.

3 Сэкигути Тору. Кокумин кёику но ханаси. Т., 1930. С.13 каллиграфия 2 1 рисование 2 2 2 2 1 . пение 2 2 физическое воспитание 3 3 3 5 5 всего 28 28 28 28 28

К 1891 г. все возраставшая потребность в специалистах среднего уровня, привела к смягчению жестких ограничений по развитию средних школ. Было разрешено открывать эти школы в уездных городах и сельских местностях.1 Заметно выросла численность учащихся, принимаемых в повышенные средние школы. Кототюгакко были частью среднего образования, но на самом деле они являлись как бы подготовительными курсами Императорского университета.

Министр образования К.Иноуэ продолжил политику первого министра Мори по превращению повышенной средней школы в высшую профессиональную и в 1894 г. уделил особое внимание их специализации. В связи с этим он провел ряд мероприятий, чтобы сделать эти школы частью высшего образования, и в то же время независимой и самостоятельной системой. Повышенные средние школы (кототюгакко) стали называться высшими школами (котогакко). Этот проект был не чем иным, как созданием вузов, по аналогу наших институтов.

Таким образом, старались все-таки готовить учащихся котогакко к реальной жизни. Ведь многие, не поступив сразу в университеты, делали неоднократные, часто безуспешные, попытки вновь поступить туда. Тем самым не использовался их относительно высокий потенциал на пользу государству.

Но попытка введения профессионализации в высших средних школах оказалась неудачной, и к концу 90-х годов - началу XX в. специальные курсы постепенно были ликвидированы или же превращены в специализированные школы. Так, например, в Кумамото появилась Высшая техническая школа; в Токио, Осака, Сэндай и других - медицинские школы2. Но все же котогакко продолжали выполнять функцию подготовительных курсов для поступления в университеты.

В 1899 г. название "обычная средняя" заменяется просто "средней школой" со сроком обучения 5 лет с возможностью увеличения обучения на 1 год. Это сближало средние и профессиональные школы. Поступать в эти гимназии могли со второго класса повышенной начальной школы, т.е. с 14 лет. Было разрешено открывать филиалы к одной префектурной школе, что в некоторой степени удо

1 Сэкай то нихонно кёикухо. Кодза кёикухо дай 7 кэн. Законы по образованию в практике всего мира и Японии. Лекция по образовательному праву, т.7. Т., 1980. С.165.

2 Japan's modern education. p. 127.

429

140. Канъэн Хокун. Айну но дока то сэнсё. Айнская ассимиляция и прецедент. -Хоккайдо, 1935.

141. Карасава Томитаро. Кёси но рэкиси. История учительства. - Токио: Собунся, 1955.- 354с.

142. Карасава Томитаро. Киндай нихон кёику си. Современная история японского образования. - Токио: Сэйбундо синко, 1968, - 299 с.

143. Карасава Томитаро. Дотоку кёику гэнрон. Теория морального воспитания. -Токио: Кёдосюппан, 1983. - 270 с.

144. Катагири Ёсио. Гакусэй но хэнко кара тосэй кёику э. (1873-1880) От реформ в образовании к его регламентации. // Нихон минею кёику си. Исидзима Ясуо, Умэмура Кадай хэн. История образования японского народа. Под ред. Исидзима Ясуо, Умэмура Кадай. - Токио: Адзуса сюппанся, 1996. С.110-128.

145. Каяно Сигэру, Сасаки Комэй, Номура Гиити и др. Айнуго га коккай ни хи-бику. Айнский язык звучит в парламенте. - Токио: Софукан, 1997. - 302 с.

146. Кимура Масанобу. Хэнкакуки но кёику (кинсэй гоки-1872 нэн). Образование в период перемен (с ХУП в. и до 1872 г.). //Нихон минею кёику си. Исидзима Ясуо, Умэмура Кадай хэн. История образования японского народа. Под ред. Исидзима Ясуо, Умэмура Кадай. - Токио: Адзуса сюппанся, 1996. С.87-108.

147. Кита Акито. Гакко сисэцу но рэкиси то хосэй. История строительства школьных стандартных зданий и законодательства по данному вопросу. - Токио: Эйдэру кэнкюдзё. 1986. - 282 с.

148. Кубо Ёсидзо. Тэнносэй то кёику. Тэнноизм и образование. - Токио: Санъити сёбо, 1991. -262 с.

149. Кубо Ёсидзо. Кокумин гакко кёикуни окэру мудзюн но сёсо. Аспекты противоречий в образовании в "народных школах". // Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций История японского образования в 5-ти томах. Исикава Ма-цутаро, Сайто Сэйдзи и др. Кинсэй 1, Кинсэй П, Киндай 1. Т. 2. - Токио: Дай ити хоки, 1984. - с. 153-175.

150. Кувабара Сандзи. Кото дзёгакко но сэйрицу. Мэйдзи хэн. Учреждение высших женских школ. Мэйдзи. - Токио: Такаяма хонтэн, 1982. - 192 с.

151. Мацудзаки Митиносукэ. Ёкан тюгаку - соно рэкиси то гэндзай. Вечернее среднее образование: его история и настоящее. - Токио: Сироиси сётэн, 1979. - 238 с.

432 рия японского образования, в 5-ти тт. Исикава Мацутаро, Сайто Сэйдзи и др. Гэндай 1. Гэндай П. - Т. 4. - Токио: Дай ити хоки, 1984. - с.45-69.

175. Окивара Ютака. Хикаку кёикугаку. Сравнительная педагогика. - Токио: То-синдо, 1986. - 276 с.

176. Ототакэ Ивадзо. Нихон сёмин кёику си. (История народного образования) . т.1. Переизд. 1930. - Токио: Нодзогава сётэнкан, 1970. - 856 с.

177. Охара Куниёси. Дзиюкёикурон. Теория свободного образования. - Токио: Идэа сёин канко, 1923 г. - 137 с.

178. Сибукава Хисако. Хэйан идзоку но дзёси кёику. Образование женщин аристократии эпохи Хэйан. // Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций. История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро, Сайто Сэйдзи и др. Гэнси, кодай, тюсэй.Древние и средние века. - Т.1. - Токио: Дай ити хоки, 1984.-с.121-145.

179. Оямада Кадзуо. Сосинъин то Фудзивара но буккё. Храм Сосинъин и буддизм Фудзивара. //Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро, Сайто Сэй-дзи и др. Гэнси, кодай, тюсэй.Древние и средние века. - Т.1. - Токио: Дай ити хоки, 1984. -с.96-120.

180. Симода Дзиро. Дзёси кёику. Женское образование. Переизд. с 1904 г. - Токио: Тамагава дайгаку сюппанбу, 1973. - 491 с.

181. Сугавара Сэйко (Масако). Рицурё кокка номин кёка. Государство живущее по законам и воспитание крестьян. //Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро, Сайто Сэйдзи и др. Гэнси, кодай, тюсэй.Древние и средние века. - Т.1. - Токио: Дай ити хоки, 1984. -с.71-95.

182. Сумераги Сидо.Нихон кёику сэйдо но сэйкаку. Характер японской системы образования. - Токио: Тамагава дайгаку сюппанбу, 1970. - 227 с.

183. Сунадзава Кура. Кусуппу орисэппэ. (Название на айнском языке) Разговор о моем поколении. - Саппоро: Хоккайдо симбунся, 1983. - 357 с.

184. Сэйто то томони кангаэру нихон но сёсуминдзоку. Вместе со школьниками подумаем о малочисленных народах Японии. Отв.ред. Танака Рё. - Саппоро: Кё-до инсацу, 1984. - 217 с.

434

195. Фукуниси Нобуюки. Саваянаги дзикэн то дайгаку дзити. Инцидент Саваяна-ги и университетская автономия. //Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций. История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро, Сайто Сэйдзи и др. Гэндай 1. Гэндай П. - Т.З. - Токио: Дай ити хоки, 1984. - с.284-307.

196. Хиротани Такио.Сёкуминти кёику но нихондзин кёси. Образование в колониях и японские учителя. //Нихон кёику си. Курс лекций История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро и др. - Токио: Дай ити хоки, 1984. С.361-381.

197. Ямасита Такэси. Эдодзидай сёмин кёка сэйсаку но кэнкю. (Исследова-ния политики просвещения в период Эдо.) - Токио: Кососёбо, 1969. - 454 с.

198. Янаи Сигэру. Хассэки но дайгакуре. Университеты УШ в. // Нихон кёику си. (дай 5 кэн). Кодза. Курс лекций История японского образования в 5-ти томах. Исикава Мацутаро, Сайто Сэйдзи и др. Гэнси, кодай, тюсэй. Древние и средние века. - Т.1. - Токио: Дай ити хоки, 1984. С.48-70.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК