История становления и развития изобразительного искусства таджикского народа: 20-80-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Бойназаров, Бойназар

  • Бойназаров, Бойназар
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 155
Бойназаров, Бойназар. История становления и развития изобразительного искусства таджикского народа: 20-80-е годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бойназаров, Бойназар

Введение

Глава 1. Традиции изобразительного искусства Таджикистана

Глава 2. Формирование новых направлений в изобразительном искусстве Таджикистана в 20-30-е годы XX века

Глава 3. Задачи изобразительного искусства в годы Великой

Отечественной войны и послевоенный период

Глава 4. Изобразительное искусство Таджикистана в 50-6о-е годы XX века

Глава 5. Основные тенденции в изобразительном искусства Таджикистана 70-80-х годах XX века Заключение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История становления и развития изобразительного искусства таджикского народа: 20-80-е годы XX века»

История таджикского искусства уходит в глубокую древность. Археологические исследования свидетельствуют, что еще в древнейший период многие его виды отличались высоким уровнем развития. Великолепные образцы памятников того времени по своему исполнению, по свидетельству ученых, не уступают прославленным произведениям эллинизма.1 В свете археологических открытий XX века живопись, скульптура, прикладное искусство таджиков Центральной Азии представляются крупным художественным явлением. Оригинальность этого искусства предстает перед нами как ярко выраженная художественная система со своими стойкими принципами, обнаружившими себя в преемственности образов и форм, а также связей с другими передовыми художественными школами Среднего и Ближнего Востока, Индии и Китая.2

Во все эпохи таджикская земля была узлом, в котором скрещивались крупнейшие на Азиатском материке художественные культуры. Главные отрезки Великого Шелкового пути из Китая в страны Средиземноморья проходили через Центральную Азию. Эта трансазиатская магистраль сыграла огромную роль во взаимодействии художественных культур Востока и Запада.3

Археологические открытия позволяют по достоинству оценить величие художественных традиций народов Средней Азии, в том числе и таджикского народа. После нашествия арабов, некоторые виды искусства (например, круглая скульптура) постепенно начали исчезать и впоследствии почти полностью прекратили свое существование. Это связано с распространением ислама, в частности, с его отрицанием возможности восприятия божества в виде зрительного образа, что служило основанием для

1 Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. ~ М.: Наука, 1972. - С. 170-180.

Мугаченкона Г.А., Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Лзии.-М.: Искусство. 1982. - С. 3-4. Якубовский Л.К). Живопись древнего Пенджикента. - М.: Наука. 1947. - С. 13-77. преследования идолопоклонства и иконописи. В дальнейшем рьяные поборники ислама распространили этот запрет на изображение людей и животных.4

Этот факт определил своеобразие дальнейшего формирования и развития изобразительного искусства народов Средней Азии, в том числе Таджикистана. Социальная раздробленность и территориальная разобщенное гь таджикского народа негативно повлияли на консолидацию культуры таджиков. Это продолжалось вплоть до 20-х годов XX в.5

Идеология Социализма решительно и твердо высказывала своё отрицательное отношение к абстрактному и формалистическому искусству. Этот вид искусства для них был неприемлемым по идеологическим соображениям.

Существовало мнение, что абстракционизм неприемлем в станковой живописи, что этот вид искусства не имеет широкой мысли в художественных произведениях и окружающем мире. Следовательно, на свободу творчества и независимый образ мышления художники не имели права. В свободном и демократическом обществе художники имеют право на свободную творческую деятельность.6

В советский период в документах Правительства Таджикистана подчеркивалась важность проблемы повышения культуры в формировании всестороннего развития личности, а также дальнейшего развития как народных, так и новых профессиональных форм искусства.

Для решения этой исторической задачи возникла необходимость в широком и глубоком изучении проблемы формирования национального искусства и его специфики. В большинстве ранее опубликованных работ историческою и искусствоведческого характера эти проблемы рассматри

11 К гаченкова Г.А. Рсмпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии. М.: Искусство. 1982. - С. 39-49.

5 История искусства народов СССР, т.2. - М.: Изобразительное искусство. 1973. - С.5-8. л Советское искусство 1917-1957. - М.: Искусство, 1957. - С. 5-25. ваются или в общекультурном контексте, или по отдельным видам. До сих пор в этом направлении не было ни одной обобщающей работы, которая оы отражала исторические и культуроведческие аспекты.

В 20-30-е годы XX в. в связи с образованием Таджикской республики встала задача создания новой культуры, возникла острая необходимость в подготовке специалистов данного профиля. С помощью представителей интернациональной профессиональной интеллигенции стали практиковаться творческие поездки, которые стали зародышами будущих учреждений культуры в республике. Уже в 1933 году было создано Оргбюро (Союз) художников, а также открыто художественное училище, учрежден музей изобразительного искусства.7

В художественном училище началась творческая подготовка национальных кадров. Способная молодежь направлялась на учебу в вузы крупных центров СССР. Именно в этот период происходит возрождение традиционного таджикского изобразительного искусства и становление новых его жанров: живописи, графики, скульптуры европейской школы, декоративно-прикладного искусства. В период советского строительства были провозглашены принципы народности и реализма в искусстве. Но зачастую они оставались лозунгами. При административном методе управления искусством это приводило к конъюнктуре и отрицательно сказывалось на художественном процессе.8

На современном этапе развития Таджикистана как суверенного государства ставится задача объективного отражения истории изобразительного искусства и определения перспектив его дальнейшего развития. Постановка этой проблемы- основная цель нашего исследования.

Цель и задача исследования. В диссертации ставится задача на основе документальных источников, имеющихся в архивах, музеях и мастер Ib исюрии культурного строительства в Таджикистане.-Т. I. - Душанбе: Ирфон, 1966. - С. 480-493. * Партарчив ЦК Компартии Таджикистана, Ф.З. ОН 5, ед. 866, J1. 99-101. Ф. 1502, №1 ед.хр 7. - Л. 8-9. f ских художников, во всей полноте осветить путь исторического развития изобразительного искусства республики с 1920 по 1980-е годы, охаракте ризовать важнейшие художественные явления, осветить в историческом плане развитие всех жанров изобразительного искусства Таджикистана, а также отразить творческую деятельность ведущих художников. Мы попытались показать роль общемировых ценностей искусства в процессе формирования и развития таджикского изобразительного искусства, совершенствования его профессионализма.

Степень изученности проблемы. В Таджикистане в годы Советской власти был накоплен богатый опыт проведения мероприятий по организации, формированию и развитию изобразительного искусства. В 30-40 годы XX в. история изобразительного искусства Таджикистана нашла свое отражение лишь в статьях и очерках, опубликованных в юбилейных сборниках, газетах и журналах. Начиная с 50-х годов ХХв. научно-исследовательская работа в области изобразительного искусства значительно активизировалась, что объясняется появлением новых профессиональных кадров художников, историков, культурологов, искусствоведов, ■этнографов.

Истоки зарождения и становления художественной культуры таджикского народа исследуются в трудах А.Ю.Якубовского,9 Е.В.Зеймаль, Б.А.Литвинского.10

Позже эти исследования продолжили таджикские искусствоведы Н.А.Белинская, А.В.Мешкерис, Н.З.Юнусова, Л.С.Айни, М.А.Рузиев, Р.Муродов, М.М.Ашрафи, Л.Додхудоева, М.Мамадназаров, М.Назаров, Г.Майтдинова, Р.Мукимов, С.Мамаджанова, Х.Мухидинов, Л.Наджафов, Х.Сатторов, Е.Чудович, Т.Овчарова, М.Саадян и другие. В своих исследованиях они впервые аргументированно проанализировали большой разно1 Якубовский Л.К) Живопись древнего Пенджикента. - М.: Наука. I954. С. 85-91. "' Литвинский Б.А. Зеймапь E.B. Аджина-тепе. - М.: Искусство. I971. - С. 40-60. образный материал по всем видам таджикского изобразительного искусства. В известной работе Б.Гафурова "Таджики"11 исследуется механизм об' тественного развития истории таджикского народа, описывается смена общественно-экономических формаций в Средней Азии и дается научный анализ национальных духовных ценностей, что имеет важное значение для исследования истоков преемственности и предпосылок формирования таджикского изобразительного искусства.

Изучение истории культуры и искусства таджикского народа в определенной мере нашло отражение в целом ряде научных работ, ученых. К ним относятся труд «Из истории культурного строительства в Таджики

12 стане» (1-й и 2-й тома) , где значительное место отводится развитию таджикского национального искусства, прослеживаются пути формирования разных его видов с момента зарождения до 1957 года. Известное место в данных трудах занимает история таджикского изобразительного искусства.

В начале 60-х годов некоторые аспекты истории искусства таджикского народа были рассмотрены в книге М.Назарова "Искусство таджикского народа"13, где впервые была сделана попытка изложить историю формирования разных видов и жанров искусства в научно-популярной форме. М.Назаров в своем труде хронологически изложил огромный фактический материал и личный опыт работы в сфере культуры, что придало книге особую ценность. Автор подчеркивает, что современное искусство и культура таджикского народа зародились на базе ценностей прошлого при всесторонней помощи и интернациональной поддержке художественной интеллигенции.

Большую плодотворную работу по сбору, систематизации и изучению материалов по истории искусства проделали искусствоведы и культу" Гафурон Б. Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972. - С.270-510. * |: Ич истории культурного строительства в Таджикистане, тт. I и 2. - Душанбе: Ирфон. 1966,- С. 487-497. " Назаров М. Искусство таджикского народа. - Душанбе: Ирфон, 1961. - С.213. 1 рологи Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша ЛИ Республики Таджикистан: ими подготовлены и изданы многочисленные статьи, сборники и книги. В «Очерках о художниках Таджикистана»14 коллектив авторов осветил творчество мастеров живописи, скульптуры и театральной декорации на разных исторических этапах.

О развитие плакатного искусства в Таджикистане рассказывает книга В.Л.Мсшкерис,15 где показан путь развития этого вида искусства. Формирование народного, а также профессионального таджикского прикладного искусства исследованы в работах А.Белинской, М.Рузиева, Н.Юнусовой и других. В публикации Н.А.Белинской "Декоративное искусство горного Таджикистана"16 подчеркивается, что богатое народное искусство очень популярно среди людей, любимо и почитаемо в стране.

М.Рузиев; з книге "Резное дерево Чорку1''17 на основе исторического и фактического материалов исследует древние корни народного промысла, в частности, художественной резьбы по дереву.

I о

Н.В.Юнусова в книге "Таджикская вышивка" на основе исследований и подбора материалов характеризует национальную вышивку, которая имеет богатый эстетический идеал, от поколения к поколению передававшиеся среди народных мастеров. В книге М.Хошмухамедова характеризуется творческое мастерство художника и его участие на всесоюзных выставках и за рубежом в 1955-1970г.

Истории таджикского изобразительного искусства посвящены работы Л.Айни «Искусство Средней Азии эпохи Авиценны», «Изобразительное искусство Таджикской ССР», «Искусство таджикской Социалистиче

14 Очерки о художниках Таджикистана. - Душанбе: Дониш. 1975. С. 5-49.

15 Мешкерпс В.Л. Плакат Таджикистана. - Сталинабад: Таджикгосичдат, i960. - С.5-10.

Ьелинекая I I.A. Декоративное искусство горного Таджикистана,- Душанбе: Дониш, 1965. - С. 15-20.

17 Рушен М. Pcjhoc дерево Чорку. - Душанбе: Дониш, 1975-С.33-38. х Юн\сона Н.З. Таджикская вышивка. - М.: Искусство, 1979,- С. 5-30. Она же: Л.Хошмухамедов. -М.: Советский художник, 1987.-С.3-59 ской республики»19. В его произведениях даётся характеристика развития художественного искусства в разные периоды и представляют обобщение трудов по истории искусства республики, но автор не ставил задачей рассмотрения всего комплекса достижений отдельных жанров искусства.

В книгах Р.Муродова «Пейзаж горного края», «Мастер кисти и резца»20 и других даётся анализ развития профессионализма в изобразительном искусстве Таджикистана.

Книга Л.Додхудоевой «Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи»21 имеет историческое значение, а в книге "Художники Таджикистана" отражены творческие успехи молодых художников на Всесоюзных выставках в 1970-1975 годах.

В работах Т.Чудович, Х.Сатторова, Л.Наджафова, К.Бузрукова, Л.Виноградовой, А.Кульковой, Т.Овчаровой, и других дана характеристика разных творческих подходов к созданию художественного образа современного человека в различных жанрах живописи.

М.М.Ашрафи в работе «Персидско-таджикская поэзия в миниатю

22 pax X1V-XVI1 веков» подчеркивает значение миниатюры в системе мировой культуры.

Н.Негматов на основе исторического и археологического материала рассказывает о состоянии средневековых исторических памятников и духовной культуры Средней Азии, а также об историческом развитии искусства и науки в эпоху государства Саманидов.23

Историко-архитектурный аспект оценивается в исследованиях

19 Лйни Л. Искусство Средней Азии эпохи Авиценны-Душанбе: Ирфон.1980.- С.10-15. Айни Л. Изобразительное искусство Таджикской ССР. - М.: Советский художник, 1990. - С. 6-11.

20 Муродов Р. Пейзаж горного края. - Душанбе: Дониш, 1986. С. 3-60. Он же: Мастер кист и резца. -Душанбе: Дониш, 1990. -С.3-20.

Дочхудоева Л.II. Художники Таджикистана.- М.: Советский художник, 1983.- С. 3-15. Она же: Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. - М.: Наука. 1985. - 306 с. Анфафи М.М.Персидско-таджикская почзия в миниатюрах X!У-ХVII ни. - Душанбе: Ирфон. 197-1. - С. 66-98.

2' Негматов Н. Государство Саманидов.-Душанбе: Дониш, 1977. С. 157- 170.

В.Веселовского, М.Мамадназарова, Р.Мукимова, С.Мамаджановой и др.24 Ими же рассмотрены вопросы истории архитектуры в монографии "Архитектура Советского Таджикистана", где впервые обобщено развитие зодчества Таджикистана в 1920-1980-х годах.

Большая заслуга в деле систематизации материала по изучению изобразительного искусства Таджикистана и профессионального анализа его видов и жанров принадлежит таким исследователям 30- 40-х годов, как Б.В.Веймарн,25 Н.В.Черкасова,26 С.М.Долгоносова.27 В их трудах нашли отражение вопросы, связанные с данной проблемой. Таким образом, анализ исторической литературы и других материалов позволяет считать, что имеется немало содержательных работ, отражающих состояние и пути формирования истории развития и становления изобразительного искусства в республике.

Однако авторы для освещения данной темы использовали отдельные виды изобразительного искусства, на основе которых делали искусствоведческие выводы. В этих трудах рассматривались пути формирования и начало развития изобразительного искусства Таджикистана. Несмотря на большое значение данных работ для исследования вопросов изобразительного искусства, необходимо отметить, что далеко не все виды и жанры изобразительного искусства нашли в них достаточно глубокое, комплексное, всестороннее освещение.

В настоящее время особенно остро ощущается недостаток обобщающих работ историко-искусствоведческого характера, что дает нам право утверждать необходимость углубленной разработки данной проблемы.

4 Веселовский В., Мамадназаров М. Мукимов Р., Мамаджанова С. Архитектура Советского

Таджикистана. -М.: Стройиздат. 1987.-С.219-225. 317-319. 2<1 Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. М.: Искусство. 1940. - С. 27-37.

2(' Веймарн В.В. Черкасова Н.В. Изобразительное искусство Таджикистана,- М.: Искусство, 1941 - С. 5-7. :7 Долгоносова С'.М. Изобразительное искусство Таджикской ССР - М.Советский художник, 1957-С.З-ЗО.

Основным источником исследования послужили документы республиканских государственных архивов, в которых обнаружены, а затем изучены многочисленные материалы, характеризующие пути формирования и развития изобразительного искусства в республике. Материалы сконцентрированы в различных фондах Партийного архива Центра политических исследований при ЦК компартии Таджикистана, а также в Центральном государственном архиве Республики Таджикистан.

Материалы упомянутых архивов являются основным источником для изучения истории изобразительного искусства. Они отражают непосредственные научно-исследовательские и организационные контакты между творческими работниками Союза художников Таджикистана и производственными учреждениями и, бесспорно, помогают воссоздать деятельность картинных галерей, ставших в своё время организующим творческим центром, своеобразным каналом перспективного развития изобразительного искусства Таджикистана.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые предпринят исторический анализ становления и развития изобразительного искусства таджикского народа. В диссертации рассмотрено формирование видов и жанров изобразительного искусства Таджикистана. Настоящее исследование основывается на изучении и обобщении новых материалов, освещающих проблему профессионализма при создании художественного образа в изобразительном искусстве таджикского народа; в диссертации обоснованы принципы образовательной системы учебной работы в области преподавания искусства в школах.

Методологической основой исследования является объективно-исторический подход к решению анализируемых вопросов. В процессе изучения истории изобразительного искусства таджикского народа диссертант руководствовался такими важными принципами, как бережное отношение к культурному наследию прошлого, объективная оценка наиболее ценного и прогрессивного в нём, использование воспитательного и образовательного потенциала искусства в формировании активной, всесторонне развитой личности в процессе творческих занятий изобразительным искусством.

Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки нашей работы охватывают 1920-1980 годы. В рассматриваемом историческом периоде нас интересовали формирование и пути развития изобразительного искусства Таджикистана. В разные годы они отличались своими особенностями: 20-30-е годы -это время зарождения и становления новых видов и жанров изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, время создания творческих коллективов Союза, а также учреждений культуры в Таджикистане. Годы войны и послевоенные годы были ознаменованы расширением профессиональной деятельности творческих коллективов, подготовкой художников. В 60-80-е годы ХХв. отмечается прилив новых творческих сил: в республику приезжают специалисты, окончившие средние и высшие учебные заведения страны. В эти годы наблюдается большой творческий энтузиазм в искусстве, появляются крупные художники, принесшие всесоюзную и мировую известность таджикскому изобразительному искусству.

Практическая значимость результатов исследования. Основные положения диссертации целесообразно использовать в обобщающих трудах по истории искусства Таджикистана. Данная работа может послужить пособием при чтении общих и специальных курсов по истории изобразительного искусства Таджикистана, при проведении лекционных занятий на педагогических, искусствоведческих, исторических, архитектурных и других факультетах высших учебных заведений, для занятий в художественных и общеобразовательных школах.

В ходе анализа и обработки материала по изобразительному искусству Таджикистана автор принимал участие в составлении и внедрении программы но изобразительному искусству для II, III, IV классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения, учебника «Уроки изобразительного искусства» для II, III, IY классов и дидактического материала по истории изобразительного искусства Таджикистана для YI класса, одобренных Министерством образования Республики Таджикистан. В своей основе они способствуют формированию эстетического и гуманитарного воспитания учащихся.

Апробация результатов исследования. Основные положения результатов исследования нашли отражение в лекциях и семинарах, прочитанных и проведённых на педагогическом факультете ТГПУ им. К.Джураева, а также в ЦИППК ПРО и MC в работе с учителями средних школ Республики Таджикистан.

Основные положения диссертации были изложены в докладе, обсуждённом на научно-практической конференции «Историческое развитие изобразительного искусства в Таджикистане» (Душанбе, 1996), а также на заседании кафедры методики начального обучения ТГПУ им. К.Ш.Джураева и опубликованы в печати.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, альбома иллюстраций произведений художников Таджикистана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бойназаров, Бойназар, 2004 год

1..Айни Л. Изобразительное искусство Таджикской ССР. - М.: Советский художник, 1990. -С. 3-223.

2. Айни Л. Искусство Средней Азии эпохи Авиценны. Душанбе: Ирфон, 1980. - С.3-200.

3. Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент, 1975. - С. 3-60.

4. Ашрафи М.М. Бехзод и развитие Бухарской миниатюры XYI в. -Душанбе: Ирфон, 1980. С. 6-40.

5. Ашрафи М.М. Персидско-таджикская поэзия в миниатюрах XIY-XYIb. -Душанбе: Ирфон, 1974. С. 6-122.

6. Белинская H.A. Декоративное искусство горного Таджикистана. — Душанбе: Дониш, 1965. С. 15-20.

7. Белинская H.A., Рузиев М.А., Юнусова Н.З. По законам красоты. — Душанбе: Дониш, 1981.-С. 137.

8. Белинская H.A., Юнусова Н.З. Архитектурно-декоративное искусство северного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1963. - С. 10-36.

9. Богомолов Ю.А. Массовые виды искусства и современная художественная культура. — М: Искусство, 1980. С. 10-20.Ю.Бурова Г., Лебедев А. Новое о В.В.Верещагине. -М.: Искусство, 1972.1. .Веймарн Б. Искусство Средней Азии. М: Искусство, 1940. - С. 27-187.

10. Веймарн Б. Таджикское искусство. БСЭ, т. 53. С. 453-459.

11. Веймарн Б., Черкасова Н. Изобразительное искусство Таджикистана. -М: Искусство, 1941.-С. 5-17.

12. Веселовский В., Мукимов Р., Мамадназаров М., Мамаджанов С. Архитектура Советского Таджикистана. М: Стройиздат, 1987. -С. 219-319.

13. Винокурова Л. Художники театра. В кн.: Очерки о художниках Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1975. - С. 183-187.

14. Волков В. Заметки о творческой конференции художников СреднейАзии и Казахстана. Звезда Востока, 1955, № 11.- С. 121-124.

15. Гафуров Б.Г\ Таджики-древнейшая, древняя и средневековая история.-М: Наука, 1972.-С. 245-510.

16. Г ончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М: Педагогика, 1986. - С. 8-10.

17. Гусева М. Голос молодых. М: Творчество, 1961. - С. 18-20.

18. Давидов Е. Новые отряды художников Таджикистана. Коммунист Таджикистана, 1956, 8 июля.-С. 3.

19. Давидов Е. Художники Таджикистана. Коммунист Таджикистана, 1958, 16 сентября. - С.4.

20. Дарский Э. Среднеазиатский устав цеха живописцев. Проблемы востоковедения, 1959, № 3. - С. 106-109.

21. Дашевский Ю.С., Стасов В.В. Об искусстве Средней Азии. Советская этнография, 1951, №4.-С. 136-142.

22. Джонбобоев А. Передвижная выставка. — Коммунист Таджикистана, 1961, 9 сентября.-С. 3.

23. Додхудоева Л. Художники Таджикистана. М: Советский художник, 1983.-С. 3-15.

24. Додхудоева Л. Лидерство в культуре: Центральная азия в древности исредневековье, Душанбе, 2003.

25. Додхудоева Л. Саловьёв. В. Колорет далёкой эпохи о книге искусствосредней Азии эпохи Авиценна. Душанбе. Ирфун, 1980.-С.З-10.

26. Долгоносова С.М. Изобразительное искусство Таджикской ССР. — М: Советский художник, 1957. -С. 3-80.

27. Древности Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1985.-С. 15-303.

28. Духовная культура таджиков и истории мировой цивилизации, Душанбе, 2002

29. Ершов И. Керамика Таджикистана. — Декоративное искусство, 1968, № 1. С. 37-40.

30. Жданов С. Живописцы Таджикистана. Коммунист Таджикистана, 1938, 29 августа. -С. 3.33 .Живопись древнего Пенджи кента. -М: АН СССР, 1954. С. 203.34.3адаин В. Мувафаккияти санъати тасвирии точик дар Литвия. -Точикистони совета, 1957, 21 июля.-С. 4.

31. Иванов C.B. К вопросу об изучении стенных росписей горных таджиков. М: АН СССР, 1957. - С. 80-85.

32. Иоффе Н. Молодые художники. Комсомолец Таджикистана, 1954, 4 октября. - С. 2.

33. Иоффе Н. Народный мастер Баротбеков. — Декоративное искусство СССР, 1960, №3.-С. 28-29.

34. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т.1. -Душанбе: Дониш, 1966.-С. 213.

35. Из истории культурного строительства в Таджикистане. Т.2. -Душанбе: Дониш, 1972. -С. 371-379.

36. Исаков А. Древний Пенджикент. Душанбе: Ирфон, 1982. - С. 93.41 .Искусство таджикского народа. Сталинабад: Дониш, 1965. - С. 78-79.

37. Искусство таджикского народа. Душанбе: Дониш, 1979. - С. 13-50.

38. История искусства народов СССР. М: Искусство, 1973.- С. 10-32.

39. История искусства народов СССР, т.1. М: Искусство, 1973. -С.10-50.

40. История искусства народов СССР, т.2. М: Искусство, 1973. - С. 66-98.

41. История таджикского народа, т. 1-2. Душанбе; 1998- 1999г.

42. Искусство, т. 1. — М: Просвещение, 1969. С. 465-466.

43. Ким Н.С. Народное художественное творчество Советского Востока. -М: Наука, 1985.-С. 195.

44. Клебеева Р. Расцвет искусства таджикского народа. — Ленинградская правда, 1957, 22 апреля. С. 3.

45. Кабилов А. Самоотверженный труд работников науки и искусства в годы Великой Отечественной войны, выпуск 7. Душанбе: Дониш,1958. С. 113-128.

46. Камолиддин Бехзод и актуальные проблемы культуры ЦентральнойАзии. Душанбе, 2002.

47. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М: Искусство, 1963. — С.283.

48. Крымский В. По горным дорогам Средней Азии. Творчество, 1936, № 4. - С. 17.

49. Кулькова А. По велению времени. В кн.: Очерки о художниках Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1975. - С. 162-176.

50. Лебедев Г. Творческая выставка участников Великой Отечественной войны. Коммунист Таджикистана, 1945, 4 марта. - С. 2.

51. Липински Н. Корхои санъати нафис дар панчсолаи дуюм. Рохбари дониш, 1932, №5-6.-С. 10.

52. Литвинский Б.А. Материальная культура Таджикистана, выпуск 2. -Душанбе: Дониш, 1970. С. 200.

53. Лопатина Е. Накануне декады Таджикского искусства. -Советское искусство. -1941. -23 февраля. -С.З.

54. Мамадназаров М. Архитектура народного жилища Западного Памира и его современная модификация: Автореферат канд.дисс. Л: 1977. - С. 320.

55. Майтдинова Г. Раннесредневековые ткани Средней Азии. Душанбе: 1977.-С. 10-20.

56. Майтдинова Г. История таджикского костюма, Душанбе, т. 1. 2003.61 .Марксистско-ленинская культура. М: Искусство, 1970. - С. 140-146.

57. Материалы центрального государственного архива Республики Таджикистан. Ф.И. ОП 3, д. 10 77. - Л. 2-15.

58. МашевЯ. Солхои пурошуб дар тасвири мукаламон. Асархои рассомони точик, дар бораи чанги граждани. Точикистони совети, 1966, 19 октября.-С. 4.

59. МаГшин Е.Л. Эстетика-наука о прекрасном. М: Просвещение, 1982. -С. 192.

60. Мешкерис В.Л. Плакат Таджикистана. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1960.-С. 5-60.

61. Митлянский Д.Ю. По таджикским дорогам. М: Искусство, 1970. -С. 111-120.

62. Михайлова М. Растущий коллектив на выставке художников. -1955, 3 июля.-С. 4.

63. Муродов Р. Пейзаж горного края. Душанбе: Дониш, 1986. -С. 3-60.

64. Муродов Р. Мастер кист и резца. -Душанбе: Дониш, 1990. -С.3-20. Муродов Р. О современной таджикской живописи. М.: Искусство. Мухидинов С.Р. Изучение истории изобразительного искусства таджикского народа (досоветский период). Душанбе: 2003.- С.3-10.

65. Мыжерева К. Сокровища Эрмитажа. Коммунист Таджикистана, 1959, 9 июля. С. 2.71 .Нагель В. Вторая выставка художников Таджикистана. Коммунист Таджикистана, 1935, 21 мая.-С. 4.

66. Назаров М.Н Становление таджикской советской художественной культуры. Душанбе: Ирфон, 1986. - С. 5-40.

67. Назаров М.Н. Искусство таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1975,-С. 10-100.Назаров. М.Н. Искусство сближает людей. Душанбе: Ирфон, 1973.- С. 30-124

68. Наджафов А. Новое начинается с поиска. Гулистон, 1962, № 2. —С. 116120.

69. Наджафов А. Ритмы времени. В кн: Очерки о художниках Таджикистана. -Душанбе: Дониш, 1975. -С. 100-108.

70. Некрасова О.Л. Педагогические условия художественноговоспитания детей младшего возраста в изостудии при музее: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. М: 1987. - С. 17.

71. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М: Просвещение, 1987. - С. 192.

72. Нечаев КЗ., Круковский Б. Искусство таджикского народа. Комсомолец Таджикистана, 1939, 22 апреля. С. 3.Новик А. Художники Таджикистана в Москве: искусство, 1984, №12.С. 6-10

73. Никулина О. Искусство и время. Творчество, 1959, № 12. - С. 17-20.

74. Очерки по истории культуры таджикского нароа, Душанбе: 2002.

75. Павлов Г. Мастер восточного орнамента.- Ленинабадская правда,- 1951, 11 апреля.-С.З.

76. Памир в живописи работ художника Беляева В. Коммунист Таджикистана, 1937, 6 марта. С.З.

77. Г1артархив ЦК Компартии Таджикистана. Ф.З. ОП 5, д. 866. -Л. 99-101. - Ф.З. ОП. 109, ед. 140. - Л. 83-86.Писарчик А.К Народное прикладное искусство тадиков. Душанбе: Дониш 1987.-С. 46-50.

78. Помяновский Б. Удачная выставка. Коммунист Таджикистана, 1944, 2 апреля.-С. 3.

79. Пугаченкова Г.А. Искусство древнего Согди. -Известия АН Таджикистана, выпуск 2, 1952. С. 55-64.

80. Г1угаченкова Г.А. По местам миниатюр. Известия АН Узб.ССР, №4, 1954.-С. 106-112.

81. Рузиев M. Искусство таджикской резьбы по дереву. Душанбе: До-ниш, 1976.-С 33-38.

82. Рузиев М. Резное дерево Чорку. Душанбе: Дониш, 1975. - С. 20-57.

83. Рузиев М. Декоративно-прикладное искусство таджиков, Душанбе, 2003.

84. Румянцева O.P. Молодые художники Таджикистана. М: Советский художник, 1987.-С. 3-50.

85. Сангинов М. Художники Таджикистана. Коммунист Таджикистана, 1934, 20 июля.

86. Саттаров X. Руководство Компартии Таджикистана развитием изобразительного искусства в республике. Душанбе: Ирфон, 1971. -С. 250.

87. Ю.Сборник статей, посвященных искусству таджикского народа.Сталинабад: АН Тадж. ССР, 1956. С. 217. 111 .Сечкина Л.Г1. Трудовой подвиг таджикского народа в годы Великой Отечественной войны. - Душанбе: Дониш, 1960. - С. 3-120.

88. Скульптура и живопись древнего Пенджикента. М: Искусство,1959.-С. 5-60.

89. Славентатор Д. Пенджикентская живопись. Вечерний Ленинград, 1951,21 января.-С. 4.

90. Сувинский М. Перед декадой. Известия, 1941, 13 марта - С.4

91. Таджикская живопись. В кн.: Государственный музей искусства пародов Востока.-М: 1971.-С. 190.

92. Таджикское искусство, Москва, 2001.

93. Турсунзаде Ф.М. Художественные традиции и прогресс искусства. -Душанбе: Ирфон, 1976. С. 115-120.121 .Фальбов П. Об оформлении здания. Коммунист Таджикистана, 1958, 24 апреля. С.2.

94. Фрейдин Г. Отчет республиканского дома народного творчества. -В кн.: Из истории культурного строительства Таджикистана, т.1. -Душанбе: Ирфон, 1966.-С. 539-541.

95. Хижняк Ю.Н. Волшебные узоры Таджикстана. Душанбе: Маориф, 1983 .-С. 5-10

96. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир! М.: Просвещение, 1986. С. 7-15

97. Хошмухамедов P.M. Изобразительное искусство Таджикистана. -Советская культура, 1957, 7 апреля. С.4.

98. Хошмухамедов P.M. Орзуи рассом. Точикистон, 1957, № 12. -С.6-7.

99. Хушвахтов X. О развитии изобразительного искусства в республике. -Творчество, 1969, № 7. С. 8-10.Хушвахтов Х.О. Гаворит дружба. Творчество; 1972, №12. С. 18. 128.Чвырь A.J1. Таджикские ювелирные украшения. М: Искусство, 1977. -С. 4-15.

100. Черкасова Н. Художники Средней Азии. Советское искусство, 1951, 2 июля. - С.4.Черкасова Н. На выставке таджикского искусства. Творчество, 1957, №5. С. 79

101. Чудович Е. В семье единой. К 60-летию образования СССР. М: Советский художник, 1982. - С. 3-6.

102. Чудович Е. Изобразительное искусство Таджикской ССР.- М: Советский художник, 1982. С. 3-50.

103. Шермухамедов С.Ш. Некоторые вопросы теории и практики развития истории культуры. Ташкент: 1980. - С. 10-70.

104. Шишкин В.А. Изобразительное искусство народов Средней Азии. -Ташкент, 1958. С. 600- 604.

105. Шишкин В.А. К вопросу о древних культурных связях народов Средней Азии с другими странами и народностями. — М: Искусство, 1959.-С. 20-26.

106. Шмербин С. Дар бораи наккош М. Олимов. Точикистон. 1957.12.-С. 16

107. Юнусова Н.Э. Таджикская вышивка. М: Советский художник, 1969. -С. 5-10.

108. Юнусова Н.З, Хошмухамедов А. М: Советский художник, 1987. -С. 5-60.

109. Юнусова Н.З. Художник пейзажа. В кн.: Очерки о художниках Таджикистана. -Душанбе, 1975. -С.177-182.

110. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников. -М., 1973.-с. 65-111.

111. Якубовский А.Ю. Культура и искусство Средней Азии. Л: 1940. -С. 58-70.

112. Якубовский А.Ю. Живопись древнего Пенджикента. М: АН СССР, 1947.-С. 13-77.

113. Яшина Б. На передвижной выставке изобразительного искусства. -Коммунист Таджикистана, 1952, 22 июня. -С.4.СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.

114. Абдурахманов М.А. "Земля дехканам", 1972.

115. Абдусамадов Д. " Сад юности", 1982.

116. Ахунов О. "Рассвет", 1964.

117. Ашуров А. "Гиссарские овцы", 1947.

118. Ашуров А. "Дележ урожая", 1957.

119. Багдасаров Р.С. "Освобождение", 1964.

120. Баротбеков Ю. "Орнаментальное панно", 1944.

121. Бекназаров М. "Встреча", 1981.

122. Бесперстов А.Т. "Декабрь", 1968. Ю.Боборыкин P.M. "Памирский хлебороб, 1963. 11 .Боборыкин P.M. "Чабаны Сагирдашта", 1967. 12.Бурцев Е. "На байской земле", 1934.

123. З.Бурцев Е. "Поимка Ибрагим-бека", 1937.

124. Вишнепольский С.И. "Сиявуш и Судоба", 1973.

125. Ганиев A.A. "Восстание", 1977.1 б.Ганиев A.A. "Бюст В.И.Ленина", 1969.

126. Гейвандов П.А. "Декрет о земле", 1969.

127. Давудов 3. "Портрет Авиценны", 1980.

128. Жумагазин К. "Памятник Фирдоуси", 1963. 20.3акиров К. "Фидель Кастро", 1961.21 .Камелин А. "Портрет старушки", 1960.

129. Краснопольский С.А. "Берегите мир" 1964.

130. Кузьмин Г.Н. "Весенний пейзаж", 1975.

131. Нуриддинов С. "Интерьер ресторана Таджикистан", 1980. 25.0динаев В. "Певцы". Панно в здании Гос. цирка в Душанбе, 1979. 26,Олимов М. "Орнаментальное панно", 1974.

132. Планутите Г.А. "Тревожные годы", 1978. ► * 28.Пулатов B.C. "Праздник на главной площади столицы", 1990

133. Сайфуддинов Л. "Размышление 1981.

134. Сан го в И.Н. "Красная гора", 1982.31 .Сафаров Р.А "Светлый день", 1982.

135. Татаринова Е.А. " Студентка", 1972.

136. Умаров П.А. "Чинара", 1982.

137. Хабибуллаев З.Н. "Жажда", 1972.

138. Хошмухамедов М. "Горы Таджикистана", 1965.

139. Хушвахтов Х.Д. "Натюрморт", 1980.

140. Шарипов С.Н. "Памяти далеких лет", 1981.БУРЦЕВ Г

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.