Итальянская лауда: жанр и форма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Зубова, Ольга Валерьевна

  • Зубова, Ольга Валерьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 293
Зубова, Ольга Валерьевна. Итальянская лауда: жанр и форма: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2012. 293 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зубова, Ольга Валерьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. К истории лауды

Культурные и исторические предпосылки возникновения жанра

Авторы текстов ранних лауд

Братства лаудистов

Виды лаудических служб

Исполнительские составы

Флагелланты

Лоренцо Медичи

«Cantasi come»

Джироламо Савонарола

Иннокентий Даммонис

Серафино Рацци

Собрания Оратория святого Филиппа Нери

Глава 2. Собрания лауд - лаударии и другие источники

Кортонский лаударий

Флорентийский лаударий

Рукописи XIV-XV веков

Первые печатные издания лауд

«Libro primo delle laude spirituali» Серафино Рацци

Глава 3. Композиция лауды

Строение поэтических текстов

Музыка монодической лауды

Проблема лада

Амбитус

Звукоряд

Финалис

Мелодические формулы

Мелодический стиль

Музыкальная форма

Музыкальные транскрипции монодических лауд

Композиция многоголосной лауды

О музыкальном стиле лауд XIV-XV веков

Лауды рубежа XV-XVI веков

Музыкальный склад

Мелодический стиль

Проблема лада в многоголосии

К вопросу о музыкальных заимствованиях

Формы многоголосных лауд рубежа XY-XVI веков

Структуры фроттольного типа

Формы многоголосных лауд на латинские тексты

Заключение: Судьба лауды в Новейшее время

Издания лауд и факсимиле

Литература

Нотные примеры

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Факсимиле из Кортонского и Флорентийского лаудариев и транскрипции из издания «La lauda е i primordi della melodía italiana» Ф.Люцци

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Словарь мелодических формул одноголосных лауд

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Музыкальные и поэтические схемы лауд Кортонского и Флорентийского кодексов

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Названия (с переводом на русский) всех лауд из издания Еппесена

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Итальянская лауда: жанр и форма»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена итальянской лауде. Этот музыкально-поэтический жанр, пока еще малоизвестный в нашей стране, представляет немалую ценность для науки.

Во-первых, лауды, зародившиеся в XIII веке, — единственный памятник итальянской нелитургической музыки этого времени.

Во-вторых, лауды демонстрируют удивительное смешение церковной и светской традиций, находясь на их пересечении.

В-третьих, лауда принадлежит к тем жанрам-долгожителям, чей «век» измеряется многими столетиями. Пережив два ярких взлета, один в самом начале своего пути (в конце XIII-XIV веках), другой после Тридентского собора (во второй половине XVI века), неброско присутствуя в музыкальном пейзаже эпохи Нового времени, он творчески иссяк только в век индустриализации. Конечно, на протяжении семи столетий его музыкальные характеристики существенно изменялись, следуя веяниям времени, отчасти даже размывались основные критерии жанра. Тем более, интересно наблюдать развитие лауды в связи с основными этапами музыкальной истории.

Лауда — песнопение духовного содержания, исполнявшееся вне церковной службы. Лауды появились и долгое время существовали в практике религиозных братств мирян в городах Центральной Италии (в основном областей Тосканы и Умбрии). Изначально важнейшим признаком лауды, отличавшим этот жанр от латинских церковных песнопений, было пение на вольгаре, то есть на итальянском народном языке1.

В переводе с итальянского «lauda» — хвала, восхваление, прославление.

Это слово, как и сама идея восхваления Господа, существовало задолго до появления жанра лауды. Латинским аналогом «laudes» называли вторую из восьми служб оффиция2 Хвалительные псалмы 148, 149 и 150 (Laúdate Dominum de caelis, Cantate Domino canticum novum и Laúdate Dominum in sanctis eins), входящие в эту службу и давшие ей имя, в совокупности также именовались «laudes». И то же слово — laudes — использовалось применительно к вставкам-восклицаниям, помещенным в текст «Gloria in excelsis». Это слово входило и в выражение laudes regiae (ряд приветственных возгласов, поющихся в честь короля или императора)3. Кроме того, laudes — одно из песнопений мозарабской

1 Разъяснение термина вольгаре на см. с.20, сноска 19.

2 Лауды служили с наступлением утренней зари, отчего они именовались также «laudes matutinas» — утренние хвалы.

3 Crocker R.L. Laudes regiae // NGD2. — V. 14 — Р.375-376.

литургии4, а родственным словом, laus, именовалось песнопение галликанской литургии. Слово laus имело и более широкий смысл, употребляясь как обозначение средневековых мелодий, главным образом, ординария, как синоним слова «мелодия»5.

Жанр лауды органично сочетает в себе церковное и светское начала.

Влияние церковной традиции не могло не отразиться в музыкальном языке лауд. Поскольку певцы-лаудисты были хорошо знакомы с литургическим репертуаром и их слух был «напитан» хоральными напевами, нет ничего удивительного в том, что в монодических лаудах обнаруживаются музыкальные формулы, типичные для грегорианского хорала. А среди многоголосных лауд встречаются сложные полифонические композиции в духе литургической музыки этого времени.

Однако музыкальный язык лауд не был ограничен церковными нормами. Некоторые монодические лауды отстоят от грегорианского хорала настолько же далеко, насколько экспрессивные стихи Якопоне да Тоди6 — от литургических текстов. Более того, М.А. Сапонов замечает, что: «деятельность религиозного братства лаудистов < .. > не отличалась по своим певческим навыкам, по технике ремесла от творчества поющих жонглеров-словесников» [Сапонов 1996,178]. Сохранившиеся образцы весьма разнообразны, и многие из них корреспондируют со светскими жанрами своего времени, порой даже весьма легковесными. Например, монодические лауды находились в тесной взаимосвязи с баллатой, многоголосные — с карнавальными песнями и фроттолой.

Таким образом, лауда активно взаимодействовала со многими жанрами как популярной, так и «ученой» музыки.

О принадлежности к церковной культуре явственно говорит сама тематика лауд, основанная на традиционных христианских сюжетах — Рождестве, Страстях, Воскресении и пр. Лаудические песнопения прославляют Христа, Деву Марию, апостолов, святых. Более того, в текстах лауд встречаются как перефразированные, так и прямо заимствованные фрагменты литургических текстов и Священного писания, но не на латыни, а на вольгаре (например, одна из лауд Флорентийского собрания (LII:6) начинается словами «Gloria in cielo е расе in terra», ср. Gloria из мессы).

Однако, в отличие от преимущественно прозаических текстов литургии, в лаудах распеваются стихи; они наделяют и музыку иными качествами. Ритмизованноеть, регулярность стиха, вкупе с вольгаре, языком повседневной жизни, делают лауды более приземленными. Однако именно это (некоторая «сниженность» песнопений) позволяло

4 Laudes // NGD2. — V. 14 — Р.375.

5 Stäblein В. Laudes II MGG. — Bd.8 — Sp.548-549.

6 Якопоне да Тоди (ок. 1230-1306) —умбрийский поэт, автор лауд; подробнее о нем см. сс.24-25.

итальянским купцам и ремесленникам осознавать их как свое достояние и свое личное приношение Богу, тогда как церковные молитвы для большинства из них были далеки и малопонятны.

Жанр лауды в равной мере принадлежит письменной и устной культуре.

Почти одновременно с возникновением лауды, во второй половине XIII века, появляются и книги, их фиксирующие — лаударии, в том числе котированные. Б.Вилсон сообщает, что в конце XIV века каждое лаудическое братство имело свой котированный лаударий [Wilson 1992, 244]. В этом можно усмотреть и «бухгалтерскую основательность» торгового сословия, составлявшего немалую часть лаудической братии, и обычаи церковной среды того времени, в тесной связи с которой развивались братства.

С другой стороны, большинство лаудариев, дошедших до наших дней, содержат только стихи. В пору наивысшего расцвета жанра, в XIV веке, широко распространяется практика «cantasi соте» («поется как»): в текстовых сборниках даются отсылки к популярным сочинениям того времени, по модели которых рекомендуется распевать лауды. Таким образом, во многих случаях (если не в большинстве) музыка лауд обходилась без записи, передавалась изустно.

Лауды — многогранное социокультурное явление, объект изучения не только музыкальной науки, но также и истории и литературоведения.

Изучение лауды берет свое начало в XIX веке в Италии и лежит в русле Рисорджименто, породившего интерес к прошлому нации, ко всему исконно итальянскому. Примечательно, что в то время, когда началось изучение лауды, практика лаудирования еще не исчезла окончательно. Однако внимание ученых было обращено к древним манускриптам, к поэтическим текстам, а не к остаткам живой традиции.

Отправной точкой для музыкального знания о лауде стало открытие сотрудником Библиотеки Этруекской Академии и Коммуны Кортоны Джироламо Манчини в 1876 году Кортонского лаудария, содержащего 46 мелодий XIII века7. Это событие повлекло за собой появление уже в XIX веке целого ряда работ, поначалу преимущественно литературоведческих, таких ученых, как Энрико Беттацци, Родольфо Реньер и Гвидо

о

Мадзони.

7 Назовем некоторые публикации Манчини:

Mancini G. I manoscritti della librería del Comune e dell'Accademia Etrusca di Cortona. — Cortona, 1884. Mancini G. Laudesi francescane dei disciplinati di Cortona // Miscellania francescana. — 1889. — №4. — P. 48-55. Mancini G. II contributo dei Cortonesi alia coltura italiana. —Firenze, Carnesecchi, 1898 (rist. anast. Cortona, Calosci, 1982).

8 Bettazzi E. Notizie di un laudario del sec. XIII. — Arezzo, Bellotti, 1890.

Bettazzi E. Laudi della cittá di Borgo S. Sepolcro // Giornale storico della Letteratura Italiana — 1891. — №18. — P.242-276. Mazzoni G. Laude cortonesi dal sec. XIII // «II propugnatore», n.s. П, 1889, Р. П. — P. 205-270; Ш, 1890, P. 1. — P. 5-48. Это публикация текстов кортонских лауд.

Публикация текстов лауд времен Лоренцо Медичи была осуществлена еще раньше, в 1863 году, Густаво Камило Галетти (Galletti G.C. Laude spirituali di Feo Belcari, di Lorenzo de' Medici, di Francesco d'Albizzo, di Castellano Castellani e di altri, comprese nelle quattro più antiche raccolte. — Florence, 1863). Видный итальянский ученый Алессандро д'Анкона включил отдельные лауды в собрание «Народная итальянская поэзия» (Апсопа d'A. La poesia popolare italiana. — Livorno, 1878; 21906). Библиограф Аннибале Теннерони выпустил в 1909 году объемный каталог манускриптов, включающих лауды (Tenneroni А. ed.: Inizii di antichi poesie italiane religiose e morali: con prospetto dei codici che le contengono e introduzione alie laudi spirituali. — Florence, 1909). Он также опубликовал некоторые лауды Якопоне да Тоди (Tenneroni A. Saggio bibliográfico dei cantici del beato Iacopone da Todi. — 2 ed. — Foligno: Miscellanea Francescana, 1901.—P. 169-170).

Первым музыкантом, написавшим работу о лауде, стал итальянский композитор и органист Доменико Алалеона (Alaleona D. Le Laudi Spirituali italiane nei Secoli XVI e XVII e il loro rapporte coi canti profane // Rivista Musicale Italiana. — 1909. — №16. — P. 1-54). Однако его статья посвящена не Кортонскому манускрипту, а гораздо более позднему явлению — лаудам XVI-XVII веков. Другая его публикация, повествующая об истории оратории, также важна, поскольку лаудам в ней уделяется немало внимания (Alaleona D. Studi su la storia dell'oratorio musicale in Italia. — Turin, 1908). В книге постулируется, что появление жанра оратории стало вершиной эволюции лауды. Однако на сегодняшний день это представление является дискуссионным [Smither 1969; Smither 1977, 75-78].

О лаудах того же, посттридентского, периода рассказывается и в первой неитальянской статье, принадлежащей англичанину, профессору Кембриджского унивеситета Эдварду Денту (Dent EJ. The Laudi Spirituali in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. — Proceedings of the Musical Association. — 1916-1917. — № 92. — P. 63-95.). Среди несомненных достоинств этой публикации — нотные примеры из коллекций С.Рацци, Дж.Анимуччи, Ф.Сото, а также из некоторых собраний XVII века. Дент касается и более раннего периода истории лауды, однако сетует на то, что музыкальные примеры представить невозможно. Однако назвать статью Дента «исследованием» еще нельзя, это лишь начальное и довольно поверхностное знакомство с жанром.

Первой полноценной публикацией монодических лауд стало издание итальянского музыковеда Фернандо Льюцци «La lauda е i primordi della melodía italiana» (Лауда и возникновение итальянской мелодии), появившееся лишь полвека спустя открытия Кортонского манускрипта (I-CT 91), в 1935 году. Льюцци включил в свое издание не только кортонские лауды, но и песнопения Флорентийского лаудария начала XIV века (I-Fn BRI 8),

Сохранив порядок следования песнопений в манускриптах, Ф.Льюцци поместил в своем собрании факсимиле и транскрипции всех котированных лауд (46 кортонских и 89 флорентийских), а также собственные комментарии. Этому предпослан обширный очерк, посвященный истории лауды, ее поэтическим и музыкальным особенностям.

Оформление и качество издания «La lauda е i primordi della melodía italiana» заслуживает наивысшей оценки, хотя столь внимательное отношение к музыкальным памятникам имеет политическую подоплеку. В 30-е годы XX века, когда это издание подготавливалось, правительство Муссолини строило амбициозные планы возвращения Италии былого величия в музыкальной сфере и почетного звания «родины музыкального искусства». В связи с этим активно финансировались не только исполнение итальянских сочинений и собирание итальянского фольклора, но и исследования и издания старинной музыки. В этом аспекте изучение лауды — «источника итальянской мелодики» — имело исключительное значение.

Однако самому исследователю, подготовившему это «имперское» издание, вскоре, в 1939 году, пришлось бежать от фашистского режима в Бельгию. Скажем несколько слов о его жизненном пути.

Деятельность Фернандо Льюцци (1884-1940), учившегося композиции у Макса Регера, но выбравшего исследовательскую стезю, была связана в основном с преподаванием (теория и композиция в Пармской, Неаполитанской, Флорентийской консерваториях, музыкальная эстетика во Флорентийском и Римском университетах, Академии Святой Цецилии). Научные интересы Ф.Льюцци находились главным образом в сфере музыкального средневековья и Возрождения. Его работы о лауде, ранней христианской гимнографии, итальяно-фламандских взаимовлияниях, Палестрине легли в основу современных фундаментальных представлений о старинной итальянской музыке.

Обширный очерк, предваряющий факсимиле и транскрипции лауд в издании «La lauda е primordi della melodía italiana», — не единственная работа Ф.Льюцци в этой области; ему принадлежат также:

- Melodie italiane inedite del Duecento // Archivum romanicum. — 1930. — №xiv.

- Ballata e lauda alle origini della lírica musicale italiana // R. Accademia di Santa Cecilia:

annuario 1930-31,— 1931.

- Profïlo musicale di Jacopone // Nuova antología. — 1931. — №cclxxix.

Все последующие работы о монодической лауде в XX веке немыслимы без вклада Ф.Льюцци. И хотя его транскрипции в наше время считаются не вполне корректными, а

некоторые положения успели за семьдесят пять лет устареть, это не умаляет ценности первого и удивительно кропотливого исследования о лауде.

Следующие публикации монодических лауд появились уже в конце XX века:

• Terni С. ed. Laudario di Cortona. — Florence, 1988.

• Wilson В., Barbieri N., eds.: The Florence Laudario / An Edition of Florence, Biblioteca nazionale centrale, Banco ran 18 // Recent Researches in the Music of Middle Ages and Early Renaissance. — № 29. — 1995.

• Dürrer M, ed. Altitalienische Laudenmelodien: das einstimmige Repertoire der Handschriften Cortona und Florenz. — Kassel, 1996.

В том же 1935 году под редакцией выдающегося датского теоретика Кнуда Еппесена вышло и первое критическое издание многоголосных лауд (Jeppesen К., Brondal V., eds. Die mehrstimmige italienische Laude um 1500. — Leipzig, 1935). Еппесен отобрал для своего собрания 98 образцов, преимущественно из Первой и Второй книг лауд Петруччи (1508 и 1507 гг.), а также из нескольких манускриптов рубежа XV-XVI веков. В него вошли сочинения Иннокентия Даммониса, Бартоломео Тромбончино, Маркетто Кара, Джакомо Фольяно, Паоло Скотто, Пьетро да Лоди, Диомедеса, Алессандро Демофона Венетуса, Джованни Баттиста Дзессо, Лодовико Миланезе, Филиппо Люрано и других композиторов. Публикация снабжена солидным очерком по истории лауды и основательным аналитическим разделом.

Труд Еппесена по-прежнему остается уникальным по своему охвату. Последующие издания многоголосных лауд, возникшие уже во второй половине XX века, не дублируют его: они освещают какой-либо отдельный манускрипт, в который, в числе других жанров, вошли лауды, или собирают из разных источников песнопения, связанные с отдельной личностью.

Две публикации Джулио Каттина представляют рукописи конца XV века — Veneto Marc. It. IX. 145. и Capetown, Grey 3. b. 2:

Cattin G., ed.: Laudi quattrocentesche del Cod. Veneto Marc. It. IX, 145. — Bologna, 1958. Cattin G., ed. Italian Laude and Latin Unica in Ms. Capetown, Grey 3. b. 2. — Corpus Mensurabilis Musicae. — № 76 — 1977.

Франческо Луизи издал лауды на стихи известного венецианского поэта Леонардо Джустиниани (1388-1446) (LuisiF., ed.: Laudario giustinianeo. — Venice, 1983.).

Американский исследователь Патрик Мэй ей собрал лауды, связанные с деятельностью Джироламо Савонаролы, почерпнув их из различных источников (Масеу Р.,

ed. Savonarolan Laude, Motets and Anthems // Recent Researches in Music of the Renaissance. — № 116. — Madison, 1999). Некоторые из них предположительно пелись во времена Савонаролы, другие сочинены его последователями и посвящены ему.

Лишь одна публикация имеет множественные пересечения с собранием Еппесена; Dammonis Innocentius Laude libro primo. — Venezia 1508; ristampa anastatica, presentazione di Giulio Cattin e introduzione di Francesco Luisi. — Venezia, 2001. Новое издание включает все 66 лауд Иннокентия Даммониса, вошедшие в Первую книгу (таким образом, их примерно вдвое больше, чем в издании 1935 года). Однако в нем представлены факсимиле лауд в формате хоровой книги, а не транскрипции (как у Еппесена), и, соответственно, оно адресовано скорее исследователям, чем исполнителям.

Издание включает предисловие Джулио Каттина и вступительный очерк Франческо Луизи на итальянском, французском и английском языках. Луизи приводит подробное описание манускрипта, новые гипотезы о личности Даммониса, атрибуцию поэтических текстов, а также некоторые замечания о музыке лауд.

Публикации Льюцци и Еппесена дали возможность большому кругу людей ознакомиться с музыкой лауд и открыли широкую дорогу ученым следующих поколений. Однако освоение этой области на Западе началось не сразу, а после окончания Второй мировой войны.

Во второй половине XX века к лауде обращаются многие музыковеды, прежде всего (как и в первой половине XX века) итальянские: Джулио Каттин, Федерико Гизи, Агостино Дзиино, Франк д'Акконе, Дон Пьеро Дамилано, Джорджио Варанини, Микеле Ланари, Франческо Луизи, Клементо Терни, Джанкарло Ростиролла и многие другие. Начиная с середины 70-х годов к изучению лауды все больше подключаются представители других стран: США — Элизе Маррией Кэмбон, Сирилла Барр, Блейк Вилсон, Патрик Мэйси, Джонатан Гликсон; Германии — Элизабет Дидрихс, Мартин Дюррер. Свою лепту в знания о лауде внес и известный испанский ученый, Хигино Англес.

Обычно исследователи ограничивают поле своей деятельности каким-либо одним временным периодом, локальной традицией, отдельным манускриптом или определенным аспектом изучения лауды.

Многие статьи весьма плодовитого в данной области автора — Джулио Каттина — посвящены конкретным источникам XV века, включающим лауды наряду с другими жанрами этого времени [Cattin 1960, 1968, 1973, 1977]. Две статьи Агостино Дзиино также знакомят читателя с памятниками XIV [Ziino 1978] и XVI веков [Carboni, Ziino 1973]. В

диссертации Джона Гросси [Grossi 1979] и в статье Б лейка Вилсона [Wilson 1996] подробно рассматривается Флорентийский лаударий (I-Fn BR18)9. Указанные выше публикации монодических лауд Терни, Вилсона и Дюррера также включают всесторонний анализ лаудариев.

В следующих работах можно почерпнуть сведения о репертуаре менее известных лаудариев из Флоренции [Bettarini 1970], Кортоны [Varanini 1981], Лукки [Terruggia 1976] и о так называемых конкордансах (одинаковых лаудах в различных манускриптах): Bettarini R. Notizia di un laudario // Studi di filologia italiana. — 1970. — №28. — P. 55-66. Terruggia A.M. Aggiunta al laudario frammentato dell'Archivio di Stato di Lucca // Studi e problemi di critica testuale. 1976 — №12. Varanini G. Laude cortonesi dal secolo XIII al XV, vols.I/i-2, II. — Florence, 1981.

Последняя из названных работ посвящена Кортонским лаудам XIII-XIV веков. Что касается других локальных традиций, то более всего изучена флорентийская: [Ассопе 1970, 1975], [Fischer 1970], [Fabbri 1980], [Bridgman 1984], [Barr 1990], [Wilson 1992,1997], [Macey 1993, 1998, 1999, 2001]. Из этого ряда выделяется книга Блейка Вилсона (Wilson В. Music and Merchants: the Laudesi Companies of Republican Florence. — Oxford, 1992). Ее автор, работавший во флорентийских архивах и обнаруживший массу документов, касающихся деятельности флорентийских лаудических братств, сумел воссоздать объемную картину их жизни. Обильно цитируя записи из уставов компаний, расходных книг, писем и прочих документов, автор сообщает о социальном составе и численности братств, иерархии их членов, о видах лаудических служб и их регламенте, рассуждает о составе исполнителей в различные времена, констатирует наличие приглашенных профессиональных певцов и инструменталистов. Одно из достоинств этой книги — публикация (в приложении) списка всех сохранившихся документов лаудических компаний и 36-ти фрагментов из них на итальянском языке. Работа имеет исторический ракурс и поэтому содержит мало музыкальных примеров.

Деятельность венецианских Scuole Grandi и Scuole Piccoli, также практиковавших пение лауд, освещается в не менее основательной книге американского музыковеда

9 Лаударии представляют огромный интерес не только для музыковедения, но и для искусствоведения, и для

истории литературы. Назовем некоторые из большого числа таких работ:

Moleta V. The Illuminated Laudari Mgll and Mgl2 // Scriptorium. — 1978. — № 32. — P.29-50.

Popolo C. Del, ed. Laude fiorentine: II lauderino della Compagnia di San Gilio, 2 vols. — Florence, 1990.

Popolo C. Del A proposito del «Laudario di Modern» // «Filologia italiana». — 2004. — №1. — P. 73-88.

Betka U. L. Marian Images and Laudesi Devotion in Late Medieval Italy, ca. 1260-1350. — Ph.D. Dissertation. —

University of Melbourne, 2001.

Джонатана Гликсона (Glixon J. Honoring God and the City: Music at the Venetian Confraternities, 1260-1807. — New York: Oxford University Press, 2003).

Более широкий взгляд на лаудические братства отличает труд Сириллы Бар, которая также провела собственное архивное исследование (Barr С. The Monophonie Lauda and the Lay Religious Confraternities of Tuscany and Umbría in the Late Middle Ages — Kalamazoo, 1988). В поле зрения исследовательницы попадают не только лаудические компании, но и братства флагеллантов (несколько обделенные вниманием музыковедов по объективным причинам)10 из двух наиболее активных, с точки зрения лаудирования, регионов — Тосканы и Умбрии. Обсуждению в равной мере подлежат исторический контекст и музыкальные особенности лауд, вопросы ритмического прочтения и исполнительства. Здесь можно найти и массу полезной информации о «священных представлениях» (rappresentazione sacre). Это первая монография на английском языке по монодической лауде, созданная спустя полвека после публикации Льюцци.

Лаудам более позднего периода, исполнявшимся в Конгрегации Оратория Филиппа Нери, отведен крупный раздел в книге Ховарда Смитера (Smither Н.Е., ed. A history of the Oratorio. Vol. 1.: The Oratorio in the Baroque Era; Italy, Vienna, Paris. — University of North Carolina Press, 1977). Его перу также принадлежит статья «Narrative and Dramatic Elements in the Laude Filippine» (Нарративные и драматические элементы в лаудах времен Святого Филиппа Нери), развенчивающая распространенное представление о том, что лауда развивалась по пути драматизации жанра и породила жанр оратории [Smither 1969]. Большой вклад в изучение лауды XVI-XVII веков внес итальянский музыковед Джанкарло Ростиролла. Семь его очерков, посвященных как общеисторическим вопросам, так и конкретным коллекциям лауд, вошли в фундаментальное издание, приуроченное к шестидесятилетию ученого [Lauda XVI-XVII].

Многие исследователи фокусируют свое внимание на отдельных личностях — поэтах: Якопоне да Тоди [Bettarini 1969], Гарцо [Banfi 1976], Лоренцо Медичи, Кастеллано Кастеллани [Cattin 1977], композиторе Иннокентии Даммонисе [Glixon 1990]. Тема, начатая Джулио Каттином [Cattin 1971], — музыка вокруг Савонаролы — была подхвачена и развита Патриком Майей [Масеу 1992, 1998, 2001]. Итогом его многолетней работы стала книга «Bonfire Songs: Savonarola's Musical Legacy» [Масеу 1998] и музыкальная коллекция

10 До наших дней не дошло ни одного котированного флагеллантского лаудария.

У Сириллы Бар имеется также статья, посвященная лаудированию у флагеллантов: Вагг С. Lauda Singing and the Tradition of the Disciplinati Mandata: a Reconstruction of the Two Texts of the Office of Tenebrae // La musica al tempo del Boccaccio e i suoi rapporti con la letteratura: Siena and Certaldo. — 1975. —P. 21-44.

«Savonarolan Laude, Motets and Anthems», вышедшая в серии Recent Researches in Music of the Renaissance [Macey 1999].

Исторических трудов в библиографии лауды значительно больше, чем теоретико-аналитических. Однако во многих работах все же рассматривается музыкально-поэтическое строение песнопений; прежде всего, в очерках к упомянутым выше современным изданиям лауд [Liuzzi 1935], [Jeppesen 1935], [Cattin 1977], [Wilson 1995], [Durrer 1996], [Macey 1998], [Dammonis 2001] и в названной книге Сириллы Бар [Barr 1988]. Отметим также исследование Агостино Дзиино о Кортонском лаударии: Ziino A. Strutture strofíche nel laudario di Cortona. — Palermo, 1968.

Пространное исследование Элизабет Дидрихс включает доскональный текстологический и музыкальный анализ первых многоголосных лауд (Diedrichs Е. Die Anfänge der mehrstimmige Lauda vom Ende des 14. bis zur Mitte des 15. Jahrhunderts. — Tutzing, 1986). В книге приведено столь значительное число нотных примеров (около ста), что она вполне может быть причислена к музыкальным публикациям. В ней соседствуют песнопения из различных рукописей конца XIV-XV веков, преимущественно двух- или трехголосные, записанные в оригинальной нотации своего времени (но голоса сведены вместе). Все это позволяет проследить эволюцию многоголосного письма в лаудах.

Немало работ посвящено феномену «cantasi come» («поется как»), или «духовному переодеванию» светских жанров [Ziino 1971, 1973], [Cattin 1978, 1992], [Wilson 1998], а также взаимодействию лауды со светскими жанрами: мадригалом XIV века [Wilson 1997], карнавальными песнями [Масеу 1993], страмботто [Ghisi 1953].

О лаудах в составе флорентийских sacre rappresentazioni и истоках итальянского театра говорится в работах Бартоломеиса [Bartholomeis 1943], Бекерини [Becherini 1951], Фортини [Fortini 1961].

Наконец, вопросы транскрипции монодических лауд и их ритмического решения ставятся Англесом [Anglès 1968], Монтероссо [Monterosso 1962] и другими.

В отечественном музыкознании ситуация существенно иная. Специальные работы по итальянской лауде на русском языке до сих пор отсутствуют. В трудах Р.И. Грубера и Т.Н. Ливановой жанру уделяется несколько абзацев, в своем «интонационном контексте» на него ссылается Б.Асафьев в исследовании «Музыкальная форма как

процесс»11. В книге Т.С. Кюрегян и Ю.В. Столяровой «Песни средневековой Европы» лаудам отведен небольшой раздел. Таким образом, даже упоминания лауд в русскоязычных работах можно перечесть по пальцам. Однако в справочных статьях по истории итальянской музыки, по необходимости кратких, лауды обязательно присутствуют, что говорит об их значимости12.

Обобщающие труды по музыке Средневековья и Возрождения, созданные в нашей стране в последние десятилетия, служат прекрасной базой для изучения жанров этого времени, в частности лауды.

Интерес представляют исследования, освещающие как церковную, так и светскую традиции, что обусловлено дуалистическим характером объекта настоящей работы. Большой вклад был сделан в последнее время в области изучения западноевропейской средневековой монодии. Тесно связаны с лаудой вопросы ладовой основы грегорианики, поскольку мелодика хорала оказала влияние на музыкальный язык лауды. Они, в частности, рассматриваются в книге Н.И. Ефимовой «Раннехристианское пение в Западной Европе VTII-X столетий», в монографии Ю.В. Москвы «Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции», в статьях И.Г. Лебедевой, В.Г. Карцовника, в лекции Л. С. Дьячковой. Работ, посвященных светской музыке эпохи, несколько меньше. Назовем исследование М.А. Сапонова «Менестрели», живописующую яркую картину менестрельной культуры, уже упоминавшуюся хрестоматию Ю.В. Столяровой и Т.С. Кюрегян «Песни средневековой Европы» — первую отечественную работу, знакомящую с богатым наследием cantus publicus, диссертацию C.B. Сараевой «Песенные жанры миннезанга».

Несмотря на то, что лауды не относятся к высокой полифонической традиции (изначально это монодический жанр, на более позднем, многоголосном этапе — преимущественно гармонической направленности), важными ориентирами служат работы, связанные с полифонической музыкой, прежде всего средневеково-ренесеансные тома «Истории полифонии». В исследовании Ю.В. Евдокимовой «Многоголосие Средневековья. X-XIV века» (История полифонии. Вып.1) специфика музыкальной ткани итальянского Треченто рассматривается на материале баллат и ранних мадригалов. Но именно тогда

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зубова, Ольга Валерьевна, 2012 год

Литература

Принятые сокращения

МСГ — Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ. — М.: Практика, 2001. — 1095 е., ил. МЭ — Музыкальная энциклопедия в 6 томах / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1973-1982.

МЭС — Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. — М.; Советская энциклопедия, 1990. — 672 е.: ил.

СМКСК — Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. Материалы музыковедческого конгресса (Московская консерватория 27 сентября - 1 октября 1989 г.) / Сост. Т.Е. Баранова — М.: МПС, 1989. — 573 с. ССК — Словарь средневековой культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. — М.: РОССПЭН, 2003. — 632 с. — (Серия «Summa culturologiae»)

Laude XVI-XVII — La lauda spirituale tra cinque e seicento: poesie e canti devozionali nell'Italia della controriforma. Studi di Giancarlo Rostirolla, Danilo Zardin, Oscar Mischiati. — Roma: IBIMUS, 2001. — 831 p.

MGG — Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. / Hrsg. von F.Blume. Bde. 1-14. Suppl. Bd. 1-2.— Bärenreiter Kassel — Basel — London — New York, 1949-1976.

MGG2 — Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. / Hrsg. von L.Finscher. 26 Bd. in 2: Sachteil, Bde. 1-9. Personelteil, Bde. 1-17. — 2., neubearb — Kassel: Bärenreiter — Basel — London — New York — Prag —Stuttgart: Metzler — Weimar, 1994-2007.

NGD1 — The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vols. 1-20 / Ed. by S.Sadie. — London: Maximilian Press LTD, 1980.

NGD2 — The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vols. 1-29 / Ed. by S.Sadie. — 2. ed. — London: Grove, 2001.

1. Ars notandi. Нотация в меняющемся мире // Научные труды МГК / Ред.-сост. И. А. Барсова. — Сб. 17. — М„ 1997. — 124 с.

2. Абрамсон М.Л. Человек итальянского Возрождения. Частная жизнь и культура. — М.: Российский.гос. гуманит.ун-т, 2005. — 428 с.

3. Аверинцев С. С. Католицизм // ССК. — С. 217-229.

4. Авертцев С. С. София-Логос. Словарь. Второе, исправленное издание. — Киев: Дух \ литера, 2001. — 460 с.

5. Адриан Пети Коклико . Сотрепёшт тгшсез ( 1552) / Публ ., пер ., исслед . и коммент. Н. И. Тарасевича.- М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2007. - 500 с.

6. Азаров А.А. Русско-английский словарь религиозной лексики. — М: РУССО, 2002.—768 с.

7. Алисова Т.Е., Муравьева Г.Д. Итальянский язык. Граматика. Хрестоматия. - М.: МГУ, 1997. — 256 с.

8. Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. —М.: Наука, 1988. — 296 с.

9. Андреев М.Л. Лоренцо Медичи // История литературы Италии. В 4 т. Т. II, Возрождение, кн. 1. Век Гуманизма / Под ред. М.Л.Андреева. — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 439-463.

10. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте / Пер. с фр. и предисл. В.Д.Балакина. — М.: Мол.гвардия, 2004. — 287 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — Л.: Музыка, 1971. — 376 с.

12. Баранова Т.Б. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории ХУТ-ХУП веков // Из истории зарубежной музыки, Вып. 4, — М.: МГК, 1980. — С. 6-27.

13. Баранова Т.Б. Танцевальная музыка эпохи Возрождения // Музыка и хореография современного балета. Вып. 4. / сост. Ю.Розанова, Р. Косачева. — М.: Музыка, 1982. — С. 8-35.

14. Барский В.М. «Тайное хроматическое искусство» в музыке позднего Средневековья и Возрождения // СМКСК. — С. 322-332.

15. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — 1-я половина XVIII века). — М.: МГК, 1997. — 571 е., илл., нот.

16. Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М.: Наука, 1978. — 200 с.

17. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989. — 272 с.

18. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. — М.: Изд-во РГГУ, 1995, —446 с.

19

20.

21

22.

23.

24.

25.

26,

27.

28.

29,

30

31,

32

33

34,

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М.: Художественная литература, 1965. — 543 с. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М. : Художественная литература, 1975. — 502 с.

Башканова Е.А. О чем поет Кукуруку // Старинная музыка: Практика, Аранжировка, Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М.: ПРЕСТ, 1999. — С. 47-57.

Бедуш Е.А. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто // Дис. ... канд. иск. — М. : МГК, 2007. — 239 с.

Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия, Испания, Англия. — Л.: Искусство, 1973. — 472 с.

Булучевский Ю.С. , Фомин B.C. Старинная музыка. Словарь-справочник. — М., Музыка, 1974. — 144 с.

БуркхардгЯ. Культура Италии в эпоху Возрождения. — М. : Юристъ, 1996. — 591 с. Векки Дж. О невменной и квадратной нотации в кодексах Ассизи и Оффиций св. Франциску Джулиано ди Спира // Ars notandi. Нотация в меняющемся мире. / Сост. И.А.Барсова — М. : МГК, 1997. — С. 26-32.

Виллари П. Джироламо Савонарола и его время / Пер. с итал. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 832 с. Виппер Р.Ю. История Средних веков. — М. : Издательство БАЛУЕВ, 2002. — 320 с. Вязкова Е.В., Лебедева И.Е. Некоторые современные концепции анализа средневековой монодии // Эстетические проблемы музыкознания: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 97. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1988. — С. 93-110. Распаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. — М.: Наука, 1989. — 302 е.; М.: Фортуна Лимитед, 22003. — 272 с.

Голдобин Д. Ренессансная орнаментика и барочный тематизм // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М.: ПРЕСТ, 1999. — С. 92-98. Ерубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1: С древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1. — М.-Л.: Музгиз, 1941. — 593 с.

Ерубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1 : С древнейших времен до конца XVI века. Ч. 2. — М.-Л.: Музгиз, 1941. — 514 с.

Ерубер Р. И. История музыкальной культуры. Т. 2: Италия, Франция, Испания с середины XV до начала XVII века. Ч. 1. — М.: Музгиз, 1953. — 413 с.

35. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 2: Италия, Франция, Испания с середины XV до начала XVII века. Ч. 2. — М.: Музгиз, 1959. — 492 с.

36. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. Учебное пособие для музыковедческих отделений консерваторий. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Музгиз, 1960.—488 с.

37. Гуревт А.Я. Популярное богословие и народная религиозность Средних веков // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М. : Наука, 1976. — С. 65-91.

38. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М.: Искусство, 1981,—359 с.

39. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры // Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. — М.-СПб.: Университетская книга, 1999. — 560 с. — С. 17-262.

40. Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства // Избранные труды. Т. 2. Средневековый мир. — М.-СП6.: Университетская книга, 1999. — 560 с. — С. 263-547.

41. Данилова И.Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной картины кватроченто. — М.: Искусство, 1975. — 127 с.

42. Данилова И.Е. Итальянский город XV века: Реальность, миф, образ. — М.: РГГУ, 2000.—253 с.

43. Данилова И.Е. «Видение... пречудное и отнюдь несказанное»: Представление Благовещения в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1439) глазами Авраамия Суздальского // «Исполнилась полнота времен... ». Сборник статей. — М.: РГГУ, 2004. — С. 304-319.

44. Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен...». Сборник статей. — М.: РГГУ, 2004. — 589 с.

45. Данте Алигъери О народном красноречии // Данте Алигьери. Малые произведения. —М.: Наука, 1968. — С. 270-304.

46. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. — М.: Наука, 1988. — 344 с.

47. Даркевич В.П. Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVI вв. — М.: Индрик, 2006. — 518 с.

48. Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 1. — М.: Иностр.лит., 1963. — 534 с.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61

62

63

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. Т. 2. — М: Иностр.лит., 1964. — 648 с.

Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. — М.: Государственное издательство, 1924. — 240 с.

Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 г. — М. : Искусство, 1941. — 614 с.

Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. Commedia deH'arte, —■ M.: Издательство Академии наук СССР, 1954. — 300 с.

Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. — М.: Книжная находка, 2002. — 304 с.

Джулиани М. 1563: духовные мадригалы после Тридентского Собора — 1963: церковные канцонетты после II Ватиканского Собора. Музыкальные издания духовного содержания с итальянскими текстами // Музыкальная культура христианского мира. — Ростов-на-Дону, 2001. — С. 246-262. Динцелъбахер П. Мистика // ССК. — С. 295-301.

Добиаъи-Рождественская О.А. История письма в Средние века. — М.-Л.; Академия наук, 1936. — 227 с.

Добиаил-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. — М.: Наука, 1987. — 352 с.

Дубравская Е.С. Луиджи Даллапиккола: Три лауды (1936-37) // Научный вестник Московской консерватории №1 2010. — С. 168-192.

Дубравская Т.Н. Итальянский мадригал XVI века // Вопросы музыкальной формы, Вып. 2. — М.: Музыка, 1972. — С. 55-97.

Дубравская Т.Н. Мадригал (жанр и форма) // Теоретические наблюдения над историей музыки. — М.: Музыка, 1978. — С. 108-126.

Дубравская Т.Н. История полифонии. Вып. 2 Б. Музыка эпохи Возрождения: XVI век. — М: Музыка., 1996. — 412 с.

Дъячкова Л.С. Средневековая ладовая система западноевропейской монодии: вопросы теории и практики: Лекция по спецкурсу «Гармония». — М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 1992. — 42 с.

Дъячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке (IX — начало XX века): Учебное пособие. — М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2009. — 232 с.

64. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / Пер. с фр. М.Ю.Рожновой, О.Е.Ивановой; коммент. Д.Э.Харитоновича. — М.: Ладомир, 2002, — 379 с.

65. Евдокимова Ю.К. История полифонии. Вып. 1. Многоголосие средневековья. X XIV век. — М.: Музыка, 1983. — 454 с.

66. Евдокимова Ю.К. История полифонии. Вып. 2а. Музыка эпохи Возрождения: XV век. — М.: Музыка, 1989. — 414 с.

67. Евдокимова Ю.К., Симакова H.A. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним — М.: Музыка, 1982. — 253 е.: нот., нот.ил.

68. Ефимова Н.И. О ладовых интонационных формулах западно-европейской монодии (по материалам музыкально-теоретических трактатов Средневековья) // Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории. — М.: МГК, 1987.

— С. 39-56.

69. Ефимова НИ. Ранние тонарии и их роль в развитии западно-европейской монодии // СМКСК. — С. 156-169.

70. Ефимова Н.И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII-X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. — М.: МГУ, 2004. — 284 с.

71. Жебар Э. Мистическая Италия. — Томск: Водолей, 1997. — 191 с.

72. Зорько Е.Ф., Майзелъ Б.Н., Скворцова H.A. Новый итальянско-русский словарь.

— М.:Рус.яз., 1995 —1018 с.

73. Зубова О.В. Судьба итальянской лауды // Культура Тихоокеанского побережья: Материалы III международной научно-практической конференции «Новое видение культуры мира в XXI веке» — Владивосток: Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги России, 2005. — 430 с. — С. 131-136.

74. Зубова О.В. Слава далеких веков — «лауда» // Музыка и время. — 2006. — №12.

— С. 9-14.

75. Зубова О.В. Первая книга лауд Петруччи и ее авторы // Musiqi Dünyasi (Баку). — 2007. — №3-4/33. — С. 70-73.

76. Зубова О.В. К истории изучения и исполнения монодических лауд // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. 6-9 апреля 2009 года / Под общ. и науч. ред. В.Р. Ириной-Коган. Авт. проекта и ред.-сост. Г.Р. Консон. — М.: Человек, 2010. — 744 с. —С. 61-70.

77. Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. — СПб.: Алетейя, 2003. — 544 с.

78. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — 316 с.

79. Истоки францисканства: Святой Франциск Ассизский: писания и биографии. Святая Клара: писания и биография. — М.: Духовная Библиотека, 1996. — 1060 с.

80. История зарубежного театра: [Учеб. пособие для культ.-просвет, и театр, уч-щ и ин-тов культуры] / Под ред. Г. Н. Бояджиева, А. Г. Образцовой Ч. 1. Театр Западной Европы от античности до Просвещения. — М.: Просвещение, 1981 — 336 с.

81. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Изд. 5-е, испр. доп. Под ред. М.П.Алексеева, В.М.Жирмунского, С.С.Мокульского и др. — М.: Высшая школа: Академия, 2000. — 462 с.

82. История Италии: в трех томах. Т. 1. Под ред. С.ДСказкина, Л.А.Котельниковой, В.И.Рутенбурга. АН СССР. Институт всеобщей истории. — М.: Наука, 1970. — 579 с.

83. История литературы Италии. В 4 т. / Под ред. М.Л.Андреева, Р.ИХлодовского. Т.1: Средние века— М.: ИМЛИ РАН, 2000. — 590 с.

84. История литературы Италии. В 4 т. / Под ред. М.Л.Андреева. Т.2: Возрождение, кн. 1: Век Гуманизма— М.: ИМЛИ РАН, 2007. — 720 с.

85. История средних веков: Учеб. для студентов исторических факультетов / М.Л.Абрамсон, А. А.Кириллова, Н.Ф.Колесницкий и др. Под ред. Н.Ф.Колесницкого. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 575 с.

86. История средних веков. В 2-х томах. / Под ред. Карпова С.П. Т.1. — М.: Высш. шк^ 1990 _ 495 е.; Т.2. — М.: изд-во МГУ, Инфра-М, 2000. — 432 с.

87. История средних веков в двух томах: Учеб. для ист. фак. вузов. / Под ред. Е.АКосминского, С.Д.Сказкина. — М.: Политиздат, 1951. — 746 с.

88. Карсавин Л.П. Культура Средних веков. / Примечания А.В. Арсентьев — М.: Издательский дом «Книжная находка», 2003. — 222 с.

89. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века: Учебное пособие / Вступ.ст., коммент. М.А. Бойцова — М.: Высш. шк., 1992. — 191 с.

90. Карсавин Л.П. Сочинения. Т. 2. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ вв. преимущественно в Италии. — СПб.: Алетейя, 1997. — 481 с.

91. Карцовник В.Г. О невменной нотации Раннего Средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А.Л. Порфирьева. — Л.: ЛГИТМИК, 1987. — С. 21-41.

92. Карцоеник В.Г. Hymnologica I. Тропы входных антифонов в истории западноевропейского хорала // Музыкальная культура средневековья. Теория. Практика. Традиция. — Л.:ЛГИТМИК, 1988. — С. 24-50.

93. Карцоеник В.Г. Григорианский хорал в свете этномузыкознания: невмы, артикуляция, звуковысотный аспект // Народная музыка: история и типология. — Л.: ЛГИТМИК, 1989. — С, 50-59.

94. Карцоеник В.Г. Григорианское пение // МЭС. — С. 150.

95. Касаткин А.А. Очерки истории итальянского языка. — Л.: ЛГУ, 1976. — 204 с.

96. Катунян М.И. «Тенор правит кантиленой». К изучению модальной гармонии в музыке эпохи Возрождения // Методы изучения старинной музыки: Сборник научных трудов Моск. консерватория им. П. И. Чайковского. — М.: МГК, 1992.

— С. 188-208.

97. Катунян М.И. Рефренная форма XVI XVII веков (К становлению музыкальных форм эпохи Барокко) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 132. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1994,—С. 70-101.

98. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа 400-1500 годы. — М.: Весь мир, 2001. — 384 с.

99. КлейнерБА. «Додекахорд» Глареана. Дис.... канд. иск. — М: МГК, 1994. —187 с.

100. Коляда Е.И. Некоторые принципы формообразования нидерландской шансон XV- XVI вв. // СМКСК. — С. 287-299

101. Коляда Е. Светская вокальная музыка нидерландских композиторов XV-XVI вв. // Из истории форм и жанров вокальной музыки: сб. научн. трудов. Ред. Ц.Э.Цытович. — М.: МГК, 1982. — С. 22-38.

102. Коляда Е.И. Философско-культурный смысл категорий "concinnitas" и "varietas" в композиционном мышлении Ренессанса II Музыка в контексте духовной культуры. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992. — С. 32-57.

103. Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность — М.: МГК, 2007. — 173 с.

104. Кофанова Е. Трактат Томаса Морли «Простое и доступное введение в практическую музыку»: вопросы теории и практики. Дис. ... канд. иск. — М.: МГК, 2000,— 312 с.

105. Куделин А.Б. Арабская литература: поэтика, стилистика, типология, взаимосвязи.

— М.: Яз. славян, культуры, 2003. — 511 с.

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113,

114.

115

116

117

118

119

Кузнецов И.К. О взаимодейтсвии принципов контрапункта и гармонии в музыке

Палеетрины и Лассо // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти /

Научные труды МГК. Сб. 33. — М.: МГК, 2002. — С. 70-85.

Кюрегян Т.С., МоскваЮ.В., ХолоповЮ. Н. Григорианский хорал: учеб. пособие /

Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; пер. Ю. В. Москва. - М.:

Научно-издат. центр «Московская консерватория», 2008. — 260 с.

Кюрегян Т.С., Бедуш Е.А. Ренессансные песни. — М. : Композитор, 2007. — 424 с.

Кюрегян Т.С., Столярова Ю.В. Песни средневековой Европы. —М.: Композитор,

2007, —208 с.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Пер. с фр,/ Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. — М.: ИГ «Прогресс», Прогресс-Академия, 1992. — 376 с.

Лебедев С.Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII-XVII вв.): Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 65 / Ред. Ю.К. Евдокимова. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. — С. 34-58. Лебедев С.Н. О модальной гармонии XIV в. // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 92. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. — С. 5-33.

Лебедев С.Н. Проблемы модальной гармонии в музыке раннего Возрождения. Дис ... канд.иск. — М.: МГК, 1987. — 216 с.

Лебедев С.Н., Поспелова Р.Л. Música Latina. Хрестоматия. Латинские тексты в музыке и музыкальной науке — СПб.: Композитор, 2000. — 256 с. Лебедева И.Г. К изучению формульной структуры в хоральной монодии Средневековья ... // Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. Сб. науч. тр. — Л.: ЛГИТМИК, 1988. — С. 11-23. Лебедева И. Принципы мелодической организации западноевропейской средневековой монодии. Автореферат дисс.. канд. иск. — Л., 1988. — 24 с. Лебедева И.Г. Проблема формульности в средневековом хорале // СМКСК. — С. 148-155.

Лесовиченко А. Художественное творчество в системе христианского культа: Исследовательский очерк <...> / Под. ред. М.Сапонова. — Новосибирск: изд. НГТУ 2001. — 26 с.

Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 года: в двух томах. Т.1. — М.: Музыка, 1983. — 696 с.

120.

121.

122.

123.

124.

125,

126.

127,

128,

129.

130.

131

132

133

134

135

Лортц Й. История церкви в 2-х т. Т. 1. — М.: Христианская Россия, 1999. — 511с. Лортц К История церкви в 2-х т. Т. 2. — М.: Христианская Россия, 2000. — 579 с. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978. — 624 с. Лыжов Г.И. Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI-XVII вв. // Старинная музыка: Практика, Аранжировка. Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М.: ПРЕСТ, 1999. — С. 82-91.

Лыжов Г.И. Теоретические проблемы мотетной композиции 2-й половины XVI в. (На материале magnum opus musicum Орландо ди Лассо). Дис. ... канд. иск. —

М.:МГК, 2003.—410 с.

Матыеш АЛ, О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения, = Казань: КГК, 1996, — 36 с.

Макьявелли Н. История Флоренции. / Пер. с ит. Н. Я. Рыковой. Общ. ред., послесл. и коммент. В. И. Рутенбурга. 2-е изд. — М.: Наука, 1987. — 440 с. Матюшина ИГ. Древнейшая лирика Европы: В 2 кн. — М,; Издат. центр РГГУ, 1999. —491 с.

Москва Ю.В. Антифонарий № 1553/V из библиотеки Львовского Гос. ун-та в свете певческих и рукописных традиций европейского Средневековья. Дис. ... канд. иск. — М.: МГК, 1995.

Москва Ю.В. Модальность григорианского хорала на примере мессы францисканской традиции. Дис. ..докт. иск. — М.: МГК, 2007, Москва Ю.В. Францисканская традиция мессы. Модальность григорианского хорала: Монография. — М.: МГК, 2007. — 496 с.

Музыкальная культура Средневековья. Теория. Практика. Традиция. Сб. науч. тр. — Л.: ЛГИТМИК, 1988. — 167 с.

Музыкальная культура христианского мира (Материалы международной научной конференции). —Ростов-на-Дону, 2001.

Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. В.П.Шестаков. —М.: Музыка, 1966. — 574 с.

Неф К. История западноевропейской музыки. Пер. с фр. — Л.: Academia, 1930. — 314 с.

Осокш H.A. Савонарола и Флоренция. Историческая монография. — Казань: Тип. ун-та, 1865.

136. Панкина Е. В. Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV - первой трети XVI веков. Автореферат дисс.. канд. иск. — Новосибирск, 1998. — 16 с.

137. Поспелова Р.Л. Западная нотация XI-XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). Исследование. — М.: Композитор, 2003. — 416 с.

138. Поспелова Р.Л, Ладовое учение в трактате Псевдо-Одо «Диалог о музыке» / С приложением комментированного перевода глав 8-18 // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. — М.: Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова НПФ «ТС-ПРИМА», 2006. — 390 с. — С. 16-45.

139. Поспелова Р.Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных. — М.: МГК, 2009. — 712 с.

140. Прокофьев Н. И. Русские хождения XII—XV вв. // Литература древней Руси и XVIII в. (Учен. зап. МГПИ, № 363). — М„ 1979. — С. 205-208,254-264.

141. Румянцева М.А. Эволюция гармонической вертикали западноевропейского многоголосия XIII - начала XV веков. Дис. ... канд. иск. — М.: Рос. акад. музыки им. Гнесиных, 2007. — 200 с.

142. Ручьевская Е.А. Слово и музыка. — Л.: Музгиз, 1960. — 56 с.

143. Ручьевская Е.А., Широкова В.И. и др. Анализ вокальных произведений. — Л.: Музыка, 1989. — 249 с.

144. Савонарола Дж. Трактат об управлении Флоренцией (пер. У.С. Рахновской) // Средние века. Вып.63 — М„ 2002. — С. 268-301.

145. Савонарола Дж. Письма и речи (пер. Д.Н. Бережкова) // Виллари П. Джироламо Савонарола и его время / Пер. с итал. — М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. — 832 с.

146. Сайте Ченти Т. Джироламо Савонарола. Монах который потряс Флоренцию. / Савонарола Дж. Молитвы из темницы. — М.: Издательство Францисканцев, 1998.-272 с.

147. Сапонов М.А. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения. — М.: Музыка, 1982. — 77 с.

148.

149.

150.

151.

152,

153.

154,

155.

156

157,

158

159

160

161

Сапонов М.А. Устная культура как материал медиевистики // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время / Сб. научных трудов. Л.: 1989. — С. 58-72

Сапонов М.А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья, — М.: Классика-ХХ1,2004. — 400 с.

Сараево С.В. Песенные жанры миннезанга. Автореферат дисс. . канд. иск. — Новосибирск, 2010. — 21с.

Семенов В.Б. Заджаль и романские строфы XII и XIII вв. // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — № 3. — М., 2003.

Симакова НА. Многоголосная шансон и формы ее претворения в музыке XV-XVI вв. // Историко-теоретические вопросы западноевропейской музыки (от Возрождения до романтизма). Сб. трудов. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1978, Вып. 40. — С. 32-52.

Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. — М.: Музыка, 1985. — 360 с.

Словарь средневековой культуры / Под ред. А .Я. Гуревича, — М.: РОССПЭН, 2003. — 632 с. — (Серия «Summa culturologiae»)

Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения. Материалы музыковедческого конгресса (Московская консерватория 27 сентября - 1 октября 1989 г.) / Сост. Т.Е. Баранова — М.: МПС, 1989. — 573 с.

Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М.: ПРЕСТ, 1999.— 183 е.: нот. Стикко М. Святой Франциск Ассизский. — Милан: «Христианская Россия», 1992, —244 с.

Стоклщкая-Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города. — М.: Соцэкгиз., 1960. — 193 с.

Стоклицкая-Терешкович В.В., Плешкова С.Л. Средневековый город в Западной Европе в XI-XV вв. Вып. 1. — М., МГУ, 1969.

Тарасевич Н.И. "Тема" как категория музыкальной теории XV-XVI вв. // Музыка. Творчество, исполнение, восприятие. — М.: МГК, 1992. — С. 79-99. Тарасевич НИ. Понятие «musica» и «musicus» в трактате А. П. Коклико «Compendium musices» // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. — М.: Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации,

162.

163.

164.

165.

166.

167.

168.

169

170.

171.

172

173

174

175

176

177

Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова НПФ «ТС-ПРИМА», 2006. — 390 с. — С. 71-86.

Тарле Е.В. История Италии в Средние века — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 208 с. Топорова A.B. Анализ одной группы лауд Якопоне да Тоди // Тезисы 5-й научной конференции молодых ученых и специалистов. — М., 1988. — С. 53-56. Топорова A.B. Ранняя итальянская лирика. — М.: Наследие, 2001. — 200 с. Топорова A.B. Городская и придворная литература кватроченто // История литературы Италии. В 4 т. Т. II, Возрождение, кн. 1. Век Гуманизма / Под ред. М.Л.Андреева. — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 593-613.

Топорова A.B. Религиозная поэзия // История литературы Италии. В 4 т. Т.1: Средние века / Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского. — М.: ИМЛИ РАН, 2000. — С. 109-148.

Топорова A.B. Джироламо Савонарола и религиозная литература // История литературы Италии. В 4 т. Т.II, Возрождение, кн. 1. Век Гуманизма / Под ред. М.Л.Андреева. — М.: ИМЛИ РАН, 2007. — С. 614-633.

Тяжелое ÄH. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. — М.: Искусство, 1981. — 384 с.

Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. — Спб.: Мирт, 2001. — 428 с. У сков Н. Ф. Монастырь // ССК. — С. 313-320.

Федотов В. К вопросу о ритмике в музыке XIII в. // СМКСК. — С. 215-226. Федотов ГЛ. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) / Вступ. ст. Н.И. Толстого; Послесл. С.Е. Никитиной; Подготовка текста и коммент. А.Л. Топоркова. —М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192 с. Хейзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Наука, 1988. — 540 с. Хлодовскш Р.И. Анджело Полициано // История литературы Италии. В 4 т. T.II, Возрождение, кн. 1. Век Гуманизма / Под ред. М.Л.Андреева. — М.: ИМЛИ РАН, 2007, —С. 482-514.

Ходоровская Е. Гармоническая структура многоголосия в музыке XVI столетия // Традиция в истории музыкальной культуры. Античность. Средневековье. Новое время. — Л.: ЛГИТМиК, 1989. — С. 84-107. Холопов Ю.Н. Средневековые лады // МЭ, Т. 5. Холопов Ю.Н. Монодия // МЭС — С. 353.

178.

179.

180.

181.

182.

183.

184.

185.

186.

187

188

189

190

191

192

Холопов Ю.Н. Гармонический анализ в трех частях: 4.1. Гармония старых стилей (I. Модальная гармония Ренессанса). —М.: Музыка, 1996. — 91 с. Холопов Ю.Н. Месса // Григорианский хорал: Сб. науч. тр. / Сост. Т.С. Кюрегян, Ю.В. Москва. — М.: МГК, 1997. — С. 38-65.

Холопов Ю.Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: Материалы научно-практической конференции. — М.: ПРЕСТ, 1999. — С. 11-46. Холопов Ю.Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Научные труды МГК. Сб.ЗЗ. — М., 2002. — С. 54-70.

Холопов Ю.Н, Поспелова Р.Л. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Научные труды МГК. Сб.ЗЗ. — М., 2002. — С. 32-53. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений.Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 496 с.

Холопова ВН., Рестаньо Э. София Губайдулина. — М.: Композитор, 1996. — 360 с. Цветочки Франциска Ассизского. Первое житие святого Франциска / Пер. с лат. Св. Франциск Ассизский. Сочинения / Пер. с лат. Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский / Пер. с англ. — СПб. : Амфора, 2000. — 447 с. Шишмарев В. Ф. История итальянской литературы и итальянского языка. Избранные статьи. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1972. — 360 с. Щербин А. Д. Литературная история русских сказаний о Флорентийской Унии. — Одесса, 1902.

Эко У. Эволюция средневековой эстетики / Пер. с ит. Ю.Ильина; пер. с лат. А.Струковой. — Спб.: Азбука-классика, 2004. — 288 с.

Ассопе F.A. D'Le compagnie dei laudesi in Firenze durante l'Ars Nova // LArs Nova italiana del Trecento III / ed. F.A. Gallo. — Certaldo: Centro di Studi sull'Ars Nova italiana del Trecento, 1970. — P. 253-280.

Accone F.A. D' Alcune note sulle compagnie florentine dei laudesi durante il Quattrocento // Rivista italiana di musicología. — 1975. — №X. — P. 86-114. Agostino G. D' Sources, MS, §VIII, 3: Italian polyphony, cl325-cl420 // NGD. — V.23. —P. 888-892.

Alaleona D. Studi su la storia dell'oratorio musicale in Italia. —- Turin: Fratelli Bocca, 1908.—382 p.

193. Alaleona D. Le Laudi Spirituali italíane nei Secoli XVI e XVII e il loro rapporto coi canti profane // Rivista Musicale Italiana. —1909. — №16. — P. 1-54.

194. Ancona A. D'La poesía popolare italiana. — Livorno: F. Vigo, 1878. — 476 p.

195. Angles H. The Musical Notation and Rhythm of the Italian Laude // Essays in Musicology: a Birthday Offering for Willi Apel, ed. H. Tischler. — Bloomington, IN, 1968,—P. 51-60.

196. Banfi L. Garzo laúdese // Giornale italiano di filología. — № 7. — 1976. — P. 137-153.

197. Banfi L, Varanini G., Burgio A.C., eds.: Laude cortonesi dal secolo XIII al XV. Vol. 14 — Florence: L.S. Olschki, 1981-1985.

198. Barr C. Lauda Singing and the Tradition of the Disciplinad Mandato: a Reconstruction of the Two Texts of the Office of Tenebrae // La música al tempo del Boccaccio e i suoi rapporti con la letteratura. / Ed. A.Ziino — Siena, Certaldo: Centro di studi sull'Ars nova italiana del Trecento, 1975. — P, 21-44.

199. Barr C. Musical Activities of the Pious Lay Confraternities of Quattrocentro Italy: a Chronicle of Change // Fifteenth Century Studies. — 1983 — № 8. — P. 15-36.

200. Barr C. The Monophonic Lauda and the Lay Religious Confraternities of Tuscany and Umbría in the Late Middle Ages — Kalamazoo: Medieval Institute Publications, Western Michigan University, 1988. — 213 p.

201. Barr C. Music and Spectacle in Confraternity Drama of Fifteenth Century Florence: the Reconstruction of a Theatrical Event // Christianity and the Renaissance / ed. T. Verdón, J.Henderson —NY, 1990. — P. 377-404.

202. Bartholomeis V., ed. Laude drammatiche e rappresentazioni sacre. Vol. 1-3. — Firenze: F. Le Monnier, 1943.

203. Becherini B. La música nelle "sacre rappresentazioni" fiorentine // Rivista musicale italiana. — 1951. — №liii. — P. 193-241.

204. Bent M. A Contemporary Perception of Early Fifteenth-Century Style: Bologna Q15 as a Document of Scribal Editorial Initiative // Música disciplina. — 1987. — №41. — P. 183-201

205. Bent M. Ms Bologna Q15: the making and remaking of a musical manuscript. — Lucca: LIMEditrice, 2008.

206. Besseler H. The Manuscript Bologna Biblioteca Universitaria 2216// Música disciplina. — 1952. — №6. — P. 39-65.

207. Betka U. L. Marian Images and Laudesi Devotion in Late Medieval Italy, ca. 12601350. Ph.D. Dissertation. — University of Melbourne, 2001.

208.

209.

210.

211.

212.

213.

214.

215.

216.

217.

218,

219.

220

221

222

223

224

Bettarini R. Jacopone e il laudado urbinate. — Florence: Sansoni, 1969. — 763 p. Bettarini R. Notizia di un laudario // Studi di filología italiana. — 1970. — №28. — P. 55-66.

Blackburn B.J. «Te Matrem Dei laudamus»: a study in the Musical Veneration of Mary // Musical Quaterly. — 1967. — № 53. — P. 53-67.

Bloxam M.J. "La contenance italienne": "La contenance italienne": The Motets on Beata es Maria by Compère, Obrecht and Brumel // Early Music History. — 1992. — №11—P. 39-89.

Bloaxam M.J., Schneider C. Lauda // MGG2. Sachteil.Vol.5— Kassel, 1996. — S. 922-934.

Bonaccorsi A. Il folclore musicale in Toscana. —Firenze: L. S. Olschki, 1956. — 151 p. Bridgman N. La vie musicale au quattrocento. — Paris: Gallimard, 1964. — 294 p. Bridgman N. La musique à Venise. — Paris: Presses Universitaires de France, 1984. — 157 p.

Brucker G.A. The Society of Renaissance Florence: A Documentary Study. — New York: Harper & Row, 1971. — 282 p.

Brucker G.A. The Civic World of Early Renaissance Florence. — Princeton: ACLS History E-Book Project, 1977. — 548 p.

Cambon E.M. The Italian and Latin Lauda of the Fifteenth Century. Dissertation. — Tulane University, 1975. — 896 p.

Carboni F., Ziino A. Laudi musicali del 16 secolo: il manoscritto Ferrajoli 84 della Biblioteca Apostólica Vaticana // Cultura neolatina. — 1973. — №XXXm. — P. 273-329 Cattin G., ed. Laudi quattrocentesche del Cod. Veneto Marc.lt. IX. 145. — Bologna: Italgraf, 1958. — 13 p.

Cattin G. II manoscritto Venet. Marc. Ital. IX, 145 // Quadrivium. — 1960. — №4. — P. 30-31.

Cattin G. Le composizioni musicali del Ms. Pavia Aldini 361 // L'Ars Nova italiana del Trecento II / ed. F.A. Gallo. — Certaldo: Centro di studi sull'Ars nova italiana del Trecento, 1968, —P. 1-21.

Cattin G. Polifonía quattrocentesca italiana nel códice Washington, Library of Congress, ML 171 J6 // Quadrivium. 1968 — №IX. — P. 87-102. Cattin G. Nuova fonte italana della polifonia intorno al 1500 (MS. Cape Town, Grey 3. b. 12) // Acta musicologica. — 1973. — № 45. — P. 165-221.

225. Cattin G., ed. Italian Laude and Latin Unica in Ms. Capetown, Grey 3. b. 12. — Corpus Mensurabilis Musicae. — № 76 — American Institute of Musicology, Hänssler-Verlag, 1977. — 108 p.

226. Cattin G. I "cantasi come" in una stampa di laude della Biblioteca Riccardiana (Ed.r. 196) // Quadrivium. — 1978. — №19. — P. 5-52.

227. Cattin G. "Contrafacta" internazionali: musiche europee per laude italiane // Musik und Text in der Mehrstimmigkeit des 14. und 15. Jahrhunderts. — Kassel, 1984. — P. 411—442.

228. Cattin G. La monodia nel medioevo. — Torino: EDT srl, 1991. — 310 p.

229. Cattin G. Le laude intonate sulle musiche del codice Squarcialupi / The Laude set to the Music of the Squarcialupi Codex // II codice Squarcialupi MS Mediceo Palatino 87, Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze, ed. F.A. Gallo. — Florence: Libreria Musicale Italiana, 1992. — P. 243-252.

230. Crocker R.L. Laudes regiae // NGD2. — V, 14. — P. 375-376.

231. Dent E.J. Music of the Renaissance in Italy. Annual Italian Lecture of the British Academy. — London: H. Milford, 1934. — 27 p.

232. Dent E.J. The Laudi Spirituali in the Sixteenth and Seventeenth Centuries // Proceedings of the Musical Association. — 1916-1917. — № 92. — P. 63-95.

233. Diedrichs E. Die Anfänge der mehrstimmige Lauda vom Ende des 14. bis zur Mitte des 15. Jahrhunderts. — Tutzing: H. Schneider, 1986. — 437 p.

234. Dürrer M. ed.: Altitalienische Laudenmelodien: das einstimmige Repertoire der Handschriften Cortona und Florenz. 2 Bands. — Kassel: Bärenreiter, 1996. —Band 1: Textteil — 157 s.; Band 2: Notenteil — 211s.

235. Early medieval music up to 1300 / Ed. A.Hughes. — Oxford: Oxford University Press, 1954, —434 p.

236. Ernetti P., Rossi L. II laudario cortonese. — Roma: Edi-Pan, 1980. — 66 p.

237. Fabbri M. Laude spirituali di travestimento nella Firenze della Rinascenza // Arte e religione nella Firenze de' Medici. — Florence, 1980. — P. 145-158.

238. Fallows D. Oxford, Bodleian Library MS. Canon.misc.213 [facs. and description]. — Chicago: University of Chicago Press, 1995. — 362 p.

239. Fallows D. Giustiniani, Leonardo // NGD2. — V.9. — P. 916.

240. Fallows D. Sources, MS, §IX: Renaissance polyphony // NGD2, — V.23. — P. 892-914.

241. Fallows D., Stevens G./D 'Agostino G. Jacopone da Todi // NGD2. — V. 12. — P. 740.

242. Fischer K. von, On the technique, origin and evolution of Italian trecento music // The Musical Quaterly. — Vol.XLVII. — 1961. — № 1. — P. 41-57.

243. Fischer K. von Quelques remarques sur les relations entre les laudesi et les compositeurs florentins du Trecento // L'Ars Nova italiana del Trecento III / ed. F.A.Gallo. — Certaldo: Centro di studi sull'Ars nova italiana del Trecento, 1970. — P. 247-252.

244. Fischer K. von, D 'Agostino G. Balista // NGD2. — V.2. — P. 563-564.

245. Fortini A. La lauda in Assisi e le origini del teatro italiano. — Assisi: Edizioni Assisi, 1961, — 560 p.

246. Galetti G.C, Laude spirituali di Feo Belkari, di Lorenzo di Medici, di Francesco d'Albizzo, di Castellano Castellani e di altri, comprese nelle quatro piu antiche raccolte.

— Firenze: Presso Molini e Cecchi dietro il Duomo, 1863. — 287 p.

247. Gallo F.A., ed. II códice musicale 2216 della biblioteca universitaria di Bologna [facsímile édition] / Monumenta lyrica medii aevi italica 3: Mensurabilia. 2 vols. — Bologna: Forni, 1968-70.

248. Gallo F.A., ed II códice musicale Panciatichi 26 della Biblioteca Nazionale di Firenze.

— Florence: Olschki, 1981. — 43 p.

249. Gallo F.A., ed. II códice Squarcialupi: MS Mediceo Palatino 87, Biblioteca Laurenziana di Firenze. / Ars Nova. 2 vols. — Lucca & Florence: Librería Musicale Italiana/Giunti, 1992.

250. Ghisi F. I canti carnascialeschi nelle fonti musicali del XV e XVI secolo. — Firenze: A.M.I.S, 1937. — 223 p.

251. Ghisi F. Strambotti e laude nel travestimento spirituale della poesia musicale del Quattrocento // Collectanea historiae musicae. — 1953. — P. 45-78.

252. Ghisi F. Gli aspetti musicali della lauda ira il XIV e il XV secolo, prima metà // Natalicia musicologica Knud Jeppesen septuagenario collegis óblate / ed. B.Hjelmborg and S.Sorensen. — Olso: Norsk Musikforlag A/S; London: J.&W.Chester Ltd.; Stockholm: AB Nordiska Musikförlaget; Frankfurt: Wilhelmiana Musikverlag, 1962.

— P. 51-58.

253. Ghisi F. Antiche canzoni popolari nella "Corona di sacre laudi" di Matteo Coferati (1689) // Liber amicorum Charles van den Borren. — Antwerp: LLoyd, 1964. — P. 69-81.

254. Ghisi F. Studi e testi di música italiano dall' Ars Nova a Carrissimi. — Bologna, 1971.

255. Gianturgo C. Liuzzi IINGD2. — V. 15. — P. 13-14.

256. Gizzarelli E.F. Laude spirituali // Bulletin of the American Musicological Society. — 1940 —№4, —P. 18-19.

257.

258.

259.

260.

261.

262.

263.

264.

265.

266,

267

268

269

270

271

Glixon J. The Polyphonic Laude of Innocentus Dammonis. — Journal of Musicology. — 1990. — № 8. — P. 19-53.

Glixon J. Honoring God and the City: Music at the Venetian Confraternities, 12601807. — New York: Oxford University Press, 2003. — 392 p.

Grossi H.J. The Fourteenth-Century Florentine Laudario Magliabecchiano II, I, 122 (B.R. 18): A Transcription and Study. Dissertation. — Catholic University of America, 1979, —364 p.

Haar J. Essays on Italian Poetry and Music in the Renaissance. — Univ. of California Press, 1986, —246 p.

HandshinJ. Uber die Laude...// Acta Musicologica. — 1938. — Vol. 10, —P. 14-31. Harran D. Frottola // NGD2. — V. 9. — P. 294-300.

Henderson J.S. Piety and Charity in Late Medieval Florence. — Oxford: University of Chicago Press, 1993. — 533 p.

Iacopone da Todi Laude / A cura di Franco Mancini. — Bari: Laterza, Societä filologica romana, 1974. — 864 p.

Jaenecke J. Eine unbekannte Laudensammlung des 15. Jahrhunderts // RenaissanceStudien: Helmuth Osthoff zum 80 Geburtstag / eds. L.Finscher, H.Osthoff— Tutzing: Schneider, 1979,—P. 127-144.

Jeppesen K., Brondal V. eds. Die mehrstimmige italienische Laude um 1500. / Das 2.

Laudenbuch des Ottaviano dei Petrucci (1507) in Verbindung mit einer Auswall

mehrstimmiger Lauden aus dem 1. Laudenbuch Petrucci's (1508) und aus

verschiedenen gleichzeitigen Manuskripten. — Leipzig: Breitkopf & Härtel;

Kopenhagen: Levin & Munksgaard, 1935. — 266 s.

Jeppesen K. Laude // MGG. — Band 8. — Kassel, 1960. — S. 314-323.

Karp T. Editing the Cortona Laudario // Journal of Musicology. — 1993. — № 11. —

P. 73-105.

La lauda spirituale tra cinque e seicento: poesie e canti devozionali nell'Italia della controriforma. Studi di Giancarlo Rostirolla, Danilo Zardin, Oscar Mischiati. — Roma: IBIMUS, 2001, —831 p.

Lanari M. Studio sul laudario di Cortona / Pubblicato in parte nel CD "Laudario di Cortona", prodotto dall'Ensemble Micrologus di Assisi e finanziato dall'Accademia Etrusca di Cortona. — 1999. Laudes // NGD2. — V. 14. — P. 375.

272. Liuzzi F. Melodie italiane inedite del Duecento // Archivum romanicum. — 1930. — №XIV. — P. 527-560.

273. Liuzzi F. Ballata e lauda alie origini della linca musieale italiana // R. Accademia di Santa Cecilia: Annuario 1930-31. — Roma, 1931. — P. 527-546.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.