Иудейские общины сирийских провинций Османской империи как объект влияния великих держав в конце XVIII - середине XIX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Солодухина, Татьяна Григорьевна

  • Солодухина, Татьяна Григорьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 256
Солодухина, Татьяна Григорьевна. Иудейские общины сирийских провинций Османской империи как объект влияния великих держав в конце XVIII - середине XIX в.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2017. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Солодухина, Татьяна Григорьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика и основное содержание работы

2. Характеристика использованных источников

3. Степень научной разработанности темы

ГЛАВА 1. Характеристика иудейских общин Сиро-Палестинского

региона в кон. XVIII - сер. XIX в

§ 1. Топонимическая и политическая характеристика Сиро-Палестинского региона

§ 2. Статус иудейских общин в арабском мире и в системе миллетов

Османской империи

§ 3. Иудеи в сирийских провинциях Османской империи в кон. XVIII -

сер. XIX в.: происхождение, численность, социальный статус, языки

ГЛАВА 2. Иностранное влияние на иудейские общины Сиро-Палестинского региона накануне реформ Мухаммеда Али

(кон. XVIII в. - 1831 г.)

§ 1. Османская Сирия накануне реформ Мухаммеда Али

§ 2. Иудеи в Османской Сирии в кон. XVIII - нач. XIX века как объект

французской ближневосточной политики

§ 3. Деятельность Лондонского Еврейского Общества в Османской Сирии в 20-е гг. XIX

§ 4. Первые американские проповедники в 20-х гг. XIX в. и иудеи Османской Сирии

§ 5. Декабристский проект создания иудейского государства в Азиатской Турции

ГЛАВА 3. Влияние великих держав на иудеев в Османской Сирии в период египетской оккупации (1831 - 1840)

§ 1. Реформы Мухаммеда Али и реформы в Османской империи

§ 2. Строительство англиканской церкви в Иерусалиме: религиозное

влияние

127

§ 3. Иудеи Сиро-Палестинского региона под британским покровитель-

ством: консульская протекции

§ 4. Планы Моше Монтефиоре и Мухаммеда Али: экономический проект

§ 5. Дамасское дело 1840 г.: османские власти, иудеи и великие державы

§ 6. Российские евреи и мечты о Третьем Храме

ГЛАВА 4. Усиление влияния великих держав на иудеев Сиро-Палестинского региона в первый этап Танзимата (1839 - 1856)

§ 1. Краткая характеристика эпохи Танимата

§ 2. Англо-прусский епископат, англиканская церковь - продолжение

религиозной и культурной экспансии

§ 3. Обвинения евреев в ритуальных убийствах после Дамасского дела

§ 4. Российская дипломатия и российские евреи в Сирии в 1840 - нач.

1850-х гг. XIX вв

§ 5. К. М. Базили об иудейском государстве в Османской Сирии и проекты Джеймса Финна: мечты и действительность

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1 (неопубликованные архивные документы)

Приложение 2 (Иллюстративный материал)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иудейские общины сирийских провинций Османской империи как объект влияния великих держав в конце XVIII - середине XIX в.»

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика и основное содержание работы

Постановка проблемы. В XVIII в. Османская империя переживала социально-политический кризис. Важнейшим его проявлением стало ухудшение государственного контроля над различными сферами общественной жизни. С одной стороны, это давало возможность развиваться частной инициативе, с другой - ослабление империи в военном отношении, усиление центробежных тенденций, а вместе с ними и активизация национально-освободительного движения на Балканах угрожали целостности империи. Следствием кризиса стало появление Восточного вопроса1, который представлял собой комплекс противоречий, сложившихся в процессе борьбы великих держав (Российской империи, Австрии, Великобритании, Франции) за сферы влияния и раздел владений ослабевшего османского государства. Восточный вопрос был исчерпан как международная проблема только после Первой мировой войны (1914 - 1918) и подписания мирного договора между странами Антанты и Турцией на Лозаннской конференции в 1923 г.2

Иудеи на территории Османской Сирии, местные и приезжие, с конца XVIII в. оказались вовлечёнными в проблематику Восточного вопроса. Османская Сирия была одним из важнейших регионов в империи, так как связывала между собой Европу и Азию. Как стратегически важная территория, Сирия привлекала внимание великих держав. Характерной ее особенностью был пестрый этно-конфессиональный состав, христианские святыни Османской Сирии были важнейшим объектом политики великих держав, контроль над святыми местами и своими единоверцами данной территории был поводом к соперничеству в рамках Восточного вопроса.

1 МейерМ.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М., 1991. С. 204 - 214.

2 Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало XX в. Авторский коллектив: В.А. Георгиев, Н.С. Киняпина (ответственный редактор),М.Т. Панченкова, В.И. Шеремет. М., 1978. С. 3 - 4.

Иудеи региона - одна из немусульманских этно-конфессиональных групп Османской Сирии - также оказались в фокусе международных отношений. При их изучении как объекта влияния великих держав в кон. XVIII - сер. XIX в. необходимо учитывать две особенности. С одной стороны, иудейские общины данного региона представляли собой этно -конфессиональные группы, существовавшие по своим собственным внутриобщинным законам. С другой стороны, они являлись неотъемлемой частью мусульманского и османского мира и вместе с Османской империей и её мусульманскими и немусульманскими подданными испытывали влияние великих держав. Таким образом, политику великих держав в отношении иудеев Османской Сирии в кон. XVIII - сер. XIX в. целесообразно анализировать в рамках Восточного вопроса и реформ в империи.

Влияние великих держав рассматривается в самом широком смысле, его изучение включает в себя в том числе анализ всевозможных идей и проектов любых представителей великих держав и оценку европейской и американской миссионерской деятельности среди иудеев региона. Фактически, не всегда это влияние будет выражаться в дипломатии или в какой-либо деятельности, исходящей от представителей власти. Например, не самая успешная миссионерская деятельность и даже только слухи, идеи и представления не могут оказаться вне поля зрения исследователя, поскольку они так или иначе проливают свет на заявленную в исследовании проблему. Все эти незначительные только на первый взгляд явления могут быть предтечами серьёзных процессов, поэтому не будем пренебрегать мельчайшими деталями, которые помогут нам создать целостное представление о влиянии великих держав на иудейские общины.

Научная актуальность данной темы состоит в непрекращающемя интересе отечественных и зарубежных востоковедов к истории современного Израиля, к проблемам взаимоотношения Израиля с соседними странами и к

истории сионистского движения, предшествовавшего созданию еврейского государства. Рассмотренная в диссертации тема, которая затрагивает предшествующий период, способствует лучшему пониманию проблем формирования сионизма в контексте взаимоотношений между европейскими державами и Османской империей. Кроме того, соперничество великих держав и их влияние на этно-конфессиональные группы в ближневосточном регионе не прекращается и по сей день, поэтому настоящее исследование поможет в изучении международных отношений в современном мире.

Научная новизна и оригинальность. В диссертации исследуется тема, которая ранее специально не изучалась в отечественном востоковедении. Примеры комплексного изучения иудейских общин в сирийских провинциях Османской империи в качестве объекта влияния великих держав в 1799 - 1856 гг. отсутствуют также в западной и израильской историографии. В данной работе, в отличие от работ предшественников, особенное внимание уделяется анализу неосуществленных идей и проектов в отношении судьбы евреев на территории Османской Сирии и неразрывной связи этих идей и проектов с реальной политикой великих держав и европейской и американской миссионерской деятельностью.

Важно отметить, что автор диссертации вводит в научный оборот материалы Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), которые ранее не использовались исследователями. Материалы АВПРИ позволяют детально исследовать позицию российских властей и российской дипломатии по вопросу возможного использования иудеев в российской политике на Ближнем Востоке и по-новому оценить уже известные в мировом востоковедении сведения о российских иудеях с просроченными паспортами на территории Османской Сирии в перв. пол. XIX в.

В настоящем исследовании впервые в отечественном востоковедении предметно изучаются англоязычные документы Лондонского Еврейского

Общества, позволяющие детально исследовать миссионерскую деятельность англиканских миссионеров в Сиро-Палестинском регионе в перв. пол. XIX в. Новым для отечественного востоковедения также является изучение реакции иудеев в Сиро-Палестинском регионе на европейскую миссионерскую деятельность в перв. пол. XIX в.

Таким образом, в настоящей работе предпринимается попытка восполнить пробел в отечественном и зарубежном востоковедении в отношении выбранной проблематики.

Данная работа представляет собой самостоятельное исследование и основывается на источниках на языках оригинала.

Объект исследования - иудейские общины Османской Сирии. Понятие «иудейские общины Османской Сирии» в данной диссертации включает местных иудеев (османских подданных), а также прибывших в регион иудеев - подданных иностранных держав, - которые приехали на время или переселились навсегда. Кроме того, для изучения всевозможных чаяний иудеев и проектов великих держав, связанных с возвращением иудеев на историческую родину, в качестве объекта исследования будут также рассматриваться иудеи других стран, которых планировалось переселить в Сиро-Палестинский регион. Особые группы, примыкающие к иудаизму, караимы и самаритяне, остаются за рамками нашего исследования, поскольку источники, касающиеся политики великих держав в отношении этих групп весьма незначительны.

Предмет исследования - идеи и проекты великих держав, касавшиеся судьбы евреев в Сиро-Палестинском регионе, миссионерская и дипломатическая деятельность в отношении иудеев Османской Сирии в кон. XVIII - сер. XIX в.

Цель исследования - реконструировать во всем многообразии политику великих держав в отношении иудеев Османской Сирии в кон. XVIII - сер. XIX

в.; определить роль политики великих держав в судьбе иудеев в Османской Сирии, в частности, способствовала ли она она пробуждению их национального самосознания и изменению их положения, а также определить роль евреев региона для самих держав.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить идеи и проекты представителей великих держав (Наполеон, Пестель, Монтефиоре, Финн, отдельные представители протестантизма), касавшиеся иудеев в Османской Сирии;

- охарактеризовать протестантскую прозелитическую деятельность Англии, Пруссии и США среди иудеев Османской империи (в частности Лондонское Еврейское Общество), проанализировать реакцию иудеев, реакцию других держав и реакцию османских властей на эту деятельность, а также степень использования этой религиозной деятельности в политике протестантских государств;

- изучить проблему оказания европейской консульской протекции иудеям в Османской Сирии;

- проанализировать роль обвинений евреев в ритуальных убийствах (в частности Дамасское дело 1840 г.) в соперничестве великих держав в Османской Сирии;

- определить отношение иудеев к влиянию той или иной державы на иудейские общины в Сиро-Палестинском регионе;

- изучить отношение османских властей к влиянию держав на иудеев Османской Сирии;

- изучить отношение одних великих держав к влиянию других великих держав на иудеев Сиро-Палестинского региона.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с 1798 г. по 1856 г.

При выборе хронологических рамок для нашего исследования мы учитывали как внутренние процессы в Османской империи, так и международную ситуацию. Нижняя хронологическая рамка обусловлена событием, которое привлекло особое внимание европейских держав к ближневосточному региону. В 1798 г. генерал Бонапарт, согласно решению французской Директории, встал во главе французского похода в Египет. Нападая на Османскую империю, Бонапарт стремился нанести сокрушительный удар британской колониальной торговле в Средиземноморье и Индии. Кроме того, его целью было использовать Египет в качестве стратегической территории, которая позволила бы укрепить позиции французов в Средиземноморье, а также овладеть английскими колониями в Азии. В 1799 г. французские войска во главе с французским главнокомандующим вторглись в Османскую Сирию. Это вторжение было частью Египетского похода 1798 - 1801 гг., ставшего следствием обострения Восточного Вопроса в результате усиления позиций России на Ближнем Востоке после удачных русско-турецких войн 1768 - 1774 и 1787 - 1791 (присоединение Крыма и Новороссии и право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы).

Поход Бонапарта в Египет и Сирию усилил интерес великих держав к ближневосточному региону и способствовал усилению контактов местных евреев с Европой. До этого времени эти контакты, в основном, ограничивались участием в левантийской торговле3, но в конце XVIII - первой половине XIX в. Османская империя вступает в период реформ, приведших к активизации европейского проникновения в Сиро-Палестинский регион и отразившихся, в том числе, и на истории иудейских общин. В этом контексте можно рассматривать и период правления и локальных реформ Мухаммеда Али (1831 - 1839), и первый период общеимперских реформ Танзимата, (1839 - 1856). За

3 ФадееваИ.Л. Еврейские общины в Османской империи: страницы истории. М., 2012. С. 312 - 313.

верхнюю хронологическую рамку мы возьмем дату окончания Крымской войны. После Крымской войны (1853 - 1856) расстановка сил в Восточном вопросе меняется: в результате этой войны Россия потерпела дипломатическое и политическое поражение, в то время как позиции Великобритании и Франции и их давление на Османскую империю усилилось.

Диссертация разделена на главы в соответствии с периодами в истории Османской Сирии. Первая глава посвящена характеристике иудейских общин Османской Сирии. Вторая глава охватывает период с кон. XVIII в. до 1831 г., когда реформы в империи только начинались, третья глава посвящена периоду египетской оккупации 1831 - 1840 гг., когда полномасштабные реформы были проведены на части территории империи, в том числе и в Османской Сирии. В четвертой главе рассмотрены иудейские общины сирийских провинций Османской империи с конца периода египетской оккупации, с 1839 г. вплоть до 1856 г. (первый этап Танзимата). Данные хронологические рамки выбраны не случайно, так как в указанные три периода идет постепенное нарастание влияния великих держав в отношении немусульманских общин Османской Сирии и одновременно постепенное распространение реформ в империи. Это время в истории иудейских общин, которое предшествует эпохе массового переселения иудеев в регион, эпоха так называемого протосионизма.

Методологическая основа диссертации строится на различных общенаучных и исторических методах исследования.

В работе соблюдается принцип историзма и используется историко-генетический метод исследования, иными словами, все проблемы, процессы и явления рассматриваются в историческом контексте и в развитии на протяжении нескольких исторических периодов. Следуя системно -историческму методу в данной работе, соискатель рассматривает любой исторический факт как часть системы, при этом все звенья этой системы тесно взаимосвязаны и подчиняются правилам, определяющим ее

функционирование. Для более расширенного обоснования выводов в диссертации применяется сравнительно-исторический метод, позволяющий увидеть типичность рассматриваемого явления и понять его закономерности. При этом автор диссертации убежден в многообразии исторических явлений, в том, что любая проблема или явление в конкретных исторических условиях уникальны, при всей своей возможной типичности. В диссертации принимаются во внимание различия между европейским и исламским обществом, а также особенности еврейских общин. Автор критически подходит к анализу разножанровых источников, стараясь по возможности привлекать различные по происхождению источники для решения одной и той же проблемы.

Подход к изучению истории сформирован у автора работы во многом благодаря классическому труду одного из основателей школы «Анналов»4 французского историка Марка Блока «Апология истории или ремесло историка»5. Диссертант руководствовался следующими идеями этой книги:

- необходимость изучения прошлого для понимания настоящего;

- умение спрашивать источник как главная задача исторического исследования;

- использование различного рода источников для подтверждения одного факта, события или явления.

Теоретико-методологическое обоснование диссертации базируется на разноплановых работах: исследованиях Б. Льюиса, З.И. Левина, К.А Панченко, Т.Ю. Кобищанова, Д.Р. Жантиева. Важнейшей установкой этих ученых в освещении истории Османской Сирии является объективность, ориентированность на критическую оценку источников, в которых

4 Название происходит от одноименного журнала «Анналы», основанного в 1929 г. французскими историками Марком Блоком (1886 - 1944) и Люсьеном Февром (1878 - 1856). Школа «Анналов» представляет собой направление в исторической методологии. Важнейшими задачами этой методологии была замена «истории повествования» на «историю-проблему» и изучение истории с привлечением смежных наук (социологии, этнологии, географии).

5 БлокМ. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

встречается образ чужого, стремление не идеализировать реалии мусульманского мира и не преувеличивать гонения6. Согласно Бернарду Льюису, опровергающему эти два стереотипа, правда находится посередине и она многогранна7. Отечественный востоковед Д. Р. Жантиев также опровергает европоцентристский подход и объективно оценивает как западное влияние, так и реформы, проведенные в Османской Сирии в XIX в.8.

Среди работ отечественных исследователей отдельно следует выделить монографию З.И. Левина «Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ)»9. Это исследование, посвященное в основном диаспорам XX в., формирует подход к изучению национального самосознания иудейских общин, проживавших в рассеянии и не утративших стремления возвращаться на историческую родину, а также расселенных по территории Сиро-Палестинского региона и не терявших надежду на восстановление Храма и государства. З.И. Левин полагает, что условием существования диаспоры является ее специфический менталитет10. По определению ученого, менталитет диаспоры - это «образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок диаспоры как социоэтнической группы»11. По словам Левина, «национальные мифы, мифологизированная история и представления о национальной исключительности народа» - источник этнического самосознания, в частности, еврейского народа12. Кроме того, этническая специфика передается из поколения в поколение через сказки, предания и традиции13. Важнейшим

6 Панченко К.А. Османская империя и судьбы Православия на Арабском Востоке (XVI - начало XIX века). М., 1998. С. 13, 133. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVIII - первая треть XIX века). М., 2003. С. 161.

7 Lewis B. The Jews of Islam. Princeton, 1984. С. 4.

8 Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи в конце XVIII - начале XX века. М., 1998. С. 3.

9 Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001.

10 Левин З.И. Менталитет диаспоры... С. 100.

11 Левин З.И. Менталитет диаспоры... С. 9.

12 Левин З.И. Менталитет диаспоры... С. 145.

13 Левин З.И. Менталитет диаспоры. С. 144.

фактором, сохраняющим народ в диаспоре, является также неприязненное отношение к ней со стороны окружения14. Эти особенности диаспоры позволяют понять также и особенности еврейского народа, они в той или иной степени учитывались как еврейскими, так и нееврейскими авторами (представителями великих держав) проектов возвращения иудеев на историческую родину.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что история иудейских общин в Османской Сирии в кон. XVIII - сер. XIX в. позволяет объяснить процессы, происходившие во втор. пол. XIX - перв. пол. XX в. Их изучение способствует наилучшему пониманию исторических корней сионизма и тех исторических процессов, которые предшествовали созданию Государства Израиль, так как в исследуемый период уже развивались идеи возвращения иудеев на историческую родину и возрождения иудейской государственности. В свою очередь, изучение этой проблематики дает возможность глубже понять проблемы современного Израиля и Ближнего Востока.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях, учебных пособиях и лекциях по истории стран Азии и Африки, в спецкурсах, посвященных истории этно-конфессиональных общин в мусульманских странах, в лекциях по истории еврейского народа и истории международных отношений.

Фактологический материал и выводы данного исследования могут быть полезны для составления исторических справок по Ближнему Востоку в интересах государственных структур МИД РФ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Изучение политики великих держав в отношении иудеев Османской Сирии в кон. XVIII - сер. XIX в. включает в себя не только анализ

14 Левин З.И. Менталитет диаспоры... С. 158.

дипломатической деятельности, но и изучение идей и проектов и миссионерской деятельности.

2. Отношение великих держав к иудеям Сиро-Палестинского региона в кон. XVIII - сер. XIX в. отражало суть их взаимоотношений между собой.

3. Введённые в научный оборот материалы Архива внешней политики Российской империи позволяют сделать вывод, что Российская империя в сер. XIX в. не была заинтересована в оказании покровительства иудеям в Сиро-Палестинском регионе и использовании их в своей политике.

4. Миссионерская деятельность не оказала на евреев Сиро-Палестинского региона такого масштабного влияния, как на арабов, не способствовала пробуждению их национального самосознания, хотя все же привела к некоторым важным изменениям в их жизни.

Степень достоверности и обоснованности темы

Достоверность и обоснованность темы подтверждается тем, что заявленная в диссертации проблематика базируется на уже имеющихся научных исторических фактах и исследованиях, посвященных всемирной истории, истории стран Ближнего и Среднего Востока, истории еврейского народа, истории Сиро-Палестинского региона. Результаты настоящего исследования получены в результате анализа и сравнения разноплановых источников, критического осмысления изложенных в источниках фактов с применением методологии исторического исследования.

Апробация работы

Результаты исследования опубликованы в 6 статьях (3 из них в «Вестнике Московского университета» - журнале из перечня ВАК), сделано 2 научных доклада на конференции «Ломоносов» с публикацией тезисов. Диссертация прошла обсуждение на кафедре истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В.Ломоносова.

2. Характеристика использованных источников

Источники, на которые опирается настоящее исследование, следует разделить на три большие группы: 1. документы, 2. публицистика, 3. хроники и мемуары.

К первой группе относятся документы - консульская переписка, законы, официальные постановления. Важнейшим источником для настоящего исследования послужили материалы из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ). Автору диссертации удалось обнаружить в АВПРИ не опубликованные ранее документы, в которых обсуждаются проблемы небольшой группы евреев - обладателей просроченных заграничных паспортов, - прибывших в разные годы из России в Палестину и проживавших там к кон. 40-х гг. XIX в. Это донесение российского генерального консула в Бейруте Константина Михайловича Базили с приложенным к нему списком заграничных паспортов российских евреев. Эти документы составлены на русском языке, они не просматривались и не использовались учеными ранее15. Другие консульские донесения Базили на русском и французском языках, затрагивающие эту проблему, включают, в частности, его отчеты о работе с данной группой российских иудеев с просроченными паспортами и расходах, связанных с этой работой. О группе российских иудеев в Палестине с просроченными паспортами известно по английским консульским донесениям, однако обнаруженные архивные материалы позволяют более точно определить российскую позицию и позицию Базили, а также и то, как эту проблему хотела представить российская сторона. Без российских источников по этому сюжету невозможно сделать правильные выводы о российской политике в отношении иудеев Палестины в перв. пол. XIX в. Базили освещал и другие сюжеты, имеющие

15 АВПРИ (Архив внешней политики Российской империи), ф. 208 «Консульство в Бейруте».

отношение к теме диссертации, например, обращение некоторых российских иудеев в протестантизм16.

В число используемых в диссертации источников входят также документы Центрального архива истории еврейского народа в Иерусалиме. Среди них микрофильмы документов III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии на русском языке, написанных в 1837 г. Они содержат информацию о неких планах и надеждах европейских иудеев на восстановление Иерусалимского Храма17. Эти документы интересны для изучения идей, связанных со стремлением иудеев на историческую родину, и отношения к этому великих держав.

В Центральном архиве истории еврейского народа в Иерусалиме удалось найти документ на иврите 1844 г. - обращение и предупреждение иудейских религиозных лидеров Иерусалима, адресованное местным иудеям. В нем отражена негативная реакция на деятельность протестантских миссионеров18. Данный документ представляет особую ценность, ввиду того что он создан в иудейской среде в Сиро-Палестинском регионе и содержит информацию об отношении иудеев к протестантской проповеди. Иудейские религиозные лидеры Иерусалима неодобрительно относились и к светской деятельности еврейского филантропа Моше Монтефиоре в 1840-х гг., о чем свидетельствуют переписка раввинов на иврите и письмо Монтефиоре19.

Архивный документ 1850 г. на арабском языке из Национальной Библиотеки в Иерусалиме содержит список проживавших в Иерусалиме британских подданных и тех, кто пользовался британским покровительством. Он включает информацию о некоторых раввинах20. Другой архивный

16 АВПРИ, ф. 180 «Посольство в Константинополе».

17 The Central Archives for the History of the Jewish People (CAHJP), RU/523. НИАБ (Национальный исторический архив Беларуси) ф.1297 (микрофильм), опись 1, д. 10464.

18 CAHJP, J-41. Jerusalem, 1844.

19 Динбург Б.-Ц. Ми-Арахьоно шель га-хахам-баши рабби Авраам Гагин (Из архива хахам-баши рабби Авраама Гагина) (на иврите) // Мэасеф-Цийон (на иврите). Иерусалим, 1926. Т. 1. С. 89, 99, 101.

20 The Jewish National and University Library (JNUL). ARC. 4 1513 (77.31). Jerusalem, 1850.

документ из Национальной Библиотеки в Иерусалиме отражает недоброжелательное отношение французского генерального консула к иудеям под французской протекцией, в результате чего иудеи желали перейти под британское покровительство21.

В диссертации также используются опубликованные документы британского и прусского консульств в Иерусалиме с комментариями израильского историка Мордехая Элиава22.

Переписка Наполеона на французском языке (письма, адресованные Директории, обращения к местным правителям и местному населению) времен Египетского похода 1798 - 1801 гг.23 дает правдоподобное представление о целях французского генерала на Ближнем Востоке.

Для оценки российской миграционной политики в отношении иудеев и для характеристики их положения в диссертации используется тексты законов из «Полного собрания Законов Российской империи»24. Важнейшим документом, дающим представление о демографическом составе иудеев Сиро-Палестинского региона, является перепись 1839 г., составленная еврейским

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Солодухина, Татьяна Григорьевна, 2017 год

Список использованных источников и литературы

Источники

Архивные материалы

1. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. 180 «Посольство в Константинополе».

2. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ), ф. 208 «Консульство в Бейруте».

3. The Central Archives for the History of the Jewish People (CAHJP), RU/523. НИАБ (Национальный исторический архив Беларуси), ф. 1297 (Микрофильм).

4. CAHJP, RU/599. 1837 - 1839.

5. CAHJP, J - 41. Jerusalem, 1844.

6. The Jewish National and University Library (JNUL). ARC. 4 - 1513 (77.31). Jerusalem, 1850.

7. JNUL. ARC. 4 - 1513 (19). Caiffa, 1853. Опубликованные источники

1. Ал-Джабарти, Абдар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798 - 1801). Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962.

2. Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001.

3. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М. - Иерусалим, 2007.

4. Бат-Йеор. Зимми. Евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. Том II.

5. Вавилонский Талмуд. Антология Аггады. С толкованиями раввина Адина Эвен-Исраля (Штейнзальца). Перевод и комментарии У. Гершовича и А. Ковельмана. Под общей редакцией р. Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца) и С. Аверинцева. Иерусалим - М., 2004. Том II.

6. Восстание декабристов, документы. Под ред. Члена-корреспондента АН СССР М.В. Нечкиной. Т. VII. М., 1958.

7. Наполеон Бонапарт. Египетский поход. Спб, 2000.

8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXIII. Отделение второе. 1848. Санкт-Петербург, 1849.

9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXIV. 1859. СПб, В Типографии II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1861.

10. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXIII -XXXIV, C 1789 по 6 Ноября 1796, 1817. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1 830.

11. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. IX -X, XXVI, XXXVIII. Отделение первое. 1834, 1836, 1851, 1863. Санкт-Петербург, 1835, 1836, 1852, 1866.

12. Симский, Максим. История иерусалимских патриархов// www.vostlit.info. Доступ 07.01.2014.

13. Сирия, Ливан и Палестина в первой половине XIX века / Составители: М.Р.

Рыженков и И.М.Смилянская. М., 1991.

14. Achille L. Relation historique des affaires de Syrie, depuis 1840 jusqu'en 1842. Paris, 1846. T. II.

15. Anderson M. S. The Eastern Question, 1774 - 1923. New-York, 1965.

16. Bowring J. Report on commercial statistics of Syria. L., 1840.

17. Bicheno J. The Restoration of the Jews. The Crisis of all Nations. L., 1807.

18. Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land. L., 1822.

19. Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Paris, 1859 - 1860. Vol. III - V.

20. Dairies of Sir Moses and Lady Montefiore. Chicago, 1890. Vol. I - II.

21. Eliav M. Britain and the Holy Land, 1838 - 1914. Selected documents from the British Consulate in Jerusalem. Jerusalem, 1997.

22. Eliav M. Die Juden Palastinas in der Deutschen Politik: Dokumente aus dem Archiv des Deutschen Konsulats in Jerusalem, 1842 - 1914. Tel-Aviv, 1973.

23. Finn J. Stirring Times.Vol. I - II. L., 1878.

24. FiskP. A Sermon, Preached in the Old South Church Boston, Sabbath Evening, Oct. 31, 1819, Just Before the Departure of the Palestine Mission. Boston, 1819.

25. Memoir of Rev. Levy Parsons, First Missionary to Palestine from the United States. Second Edition. Hartford, 1830.

26. Missionary Journal and Memoir, of Rev. Joseph Wolf, Missionary to the Jews. Written by himself. Revised and edited by John Bayford, Esq. F. S. A. New-York, 1824.

27. Ubicini M. A. Lettres sur la Turquie. Paris, 1854.

28. Volney M. C.-F. Travels through Syria and Egypt, in the years 1783, 1784 and 1785. Translated from French. L., 1788. Vol. I - II.

29. Wolff J. Travels and Adventures. L., 1861.

30. Ад-Димашки, Михаил. Тарих Хавадис аш-Шам ва-Любнан (История Сирии и Ливана) (на арабском языке). Дамаск, 1982.

31. Дибс Й. Тарих Сурия (История Сирии) (на арабском языке). Бейрут, 1893. Ч. 1.

32. Динбург Б.-Ц. Ми-Арахьоно шель га-хахам-баши рабби Аврахам Гагин (Из архива хахам-баши рабби Авраама Гагина) (на иврите) // Мэасеф-Цийон (Антология Сиона) (на иврите). Иерусалим, 1926. Т. 1. С. 84 - 111. (Письма раввинов, письмо Монтефиоре).

33. Елин И. Гидуль ха-Ишув ха-Иегуди Би-рушалаим (Рост еврейского ишува в Иерусалиме) (На иврите).

34. Мишака, Михаил. Машхад аль-Айян би-Хавадис Сурийя ва-Любнан (Очевидец событий в Сирии и Ливане) // Тарих Билад аш-Шам фи ль-Карн ат-Тасир Ашар (История Сирии в XIXвеке) (на арабском языке). Дамаск, 2006.

35. Мифкад иегудей Эрец-Исраэль (такцат): лефи китвей-яд Монтефиоре 528 (Перепись евреев Земли Израиля (1839): по рукописи Монтефиоре 528) / введение Асулин А. Jerusalem, 1987.

36. Музаккират тарихийя ан химлат Ибрагим-паша аля Сурийя (Исторические воспоминания о кампании Ибрагим-паши в Сирии) (на арабском языке). Дамаск, б.г.

37. Оцар Гназим. Осеф Иггрот ле-Толдот Эрец-Исраэль ми-тох-Китвей-яд Атиким им Мевуот ве-Хеарот мээт Яаков Моше Толедену (Сокровищница. Сборник посланий по истории Земли Израиля из древних рукописей с предисловиями и комментариями Яакова Моше Толедену). Иерусалим, 1960. С. 129 - 132.

38. Фирман меэт ха-Сультанха-Отоманиха-Мафрид Алилот-Дам негед ха-Йегудим (Фирман османского султана, осуждающий кровавые наветы против евреев). Введение и примечания Д. Кушнира// Пеамим, № 20, 1984. С. 37 - 45 (На иврите).

39. Шварц, Йосеф. Твуот ха-Арец (Плоды Святой Земли) (на иврите). Книга вторая. Иерусалим, 1979.

40. Элиав М. Ха-Ишув ха-Иегуди бе-Эрец-Исраэль бе-Реэй ха-Мединиют ха-Германит: Мехбар Теудот ми-Арахьют ха-Консулия ха-Германит б-Ирушалаим, 1842 - 1914 (Евреи Эрец-Исраэль в свете германской политики: Сборник документов немецкого консульства в Иерусалиме, 1842 - 1914). Тель-Авив, 1973 (на иврите).

41. Яри А. Зихронот Эрец-Исраэль (Воспоминания об Эрец-Исраэль) (на иврите). Т. 1. Рамат-Ган, 1983.

42. Яри А. Масаот Эрец-Исраэль (Поездки в Землю Израиля) / сост. и ред. Яри А. Тель-Авив, 1946.

Публицистика

1. Gazette Nationale ou la Moniteur Universel. 1799, 1840.

2. Jewish Intelligence. L. 1835 - 1842.

3. Jewish Intelligencer. By Joseph Samuel C. F. Frey. Vol. 1. New-York, 1837.

4. The Jewish Chronicle. Edited by J. Lillie. New-York, 1846. Vol. I - II. 1844 -1846.

5. The Times. 1840.

6. Га-Магид, еженедельник, (подред. Зильбермана), Лык, 1-й год, [1857].

Интернет-ресурсы

1.www.montefiorecensuses.org

2. http: //parl ipapers .chadwyck.co.uk/marketing/index .jsp Научная литература

1. Арапов Д. Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001.

2. Ацамба Ф. М. Кириллина С. А. Религия и власть в Османском Египте (XVIII - первая четверть XIX в.). М., 1996.

3. Ацамба Ф. М. Религиозная политика французских оккупационных властей в Египте в 1798 - 1801 гг. (Бонапарт, Клебер, Мену) // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение 4/1995. С. 49 - 71.

4. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Публ., вступ. ст. и коммент. И.М. Смилянской. М. - Иерусалим, 2007.

5. Бартольд В. В. Мухаммед в Медине // Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М., 1966. Т. VI. С. 96 - 108.

6. Бартольд В. В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве // Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М., 1966. Т. VI. С. 303 - 319.

7. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми. Москва, 2005.

8. Восточный вопрос во внешней политике России, конец XVIII - начало XX в. Авторский коллектив: В.А. Георгиев, Н.С. Киняпина (ответственный редактор), М.Т. Панченкова, В.И. Шеремет. Москва, 1978.

9. Гессен Ю. И. Евреи в России. Очерки общественной, правовой и экономической жизни русских евреев. С.-Петербург, 1906.

10. Гудожник И. Г. Миссионерство и культурный подъем на Арабском Востоке в XIX - начале XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1993.

11. Еремеев Д. Е. Мейер М. С. История Турции в Средние века и Новое время. М., 1992.

12. Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи в конце XVIII - начале XX века. М., 1998.

12. Жансон К. и Ф. Алжир вне закона. Москва, 1957.

13. Занд Ш. Кто и как изобрёл страну Израиля. М., 2012.

14. Зеленев Е. И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX века). СПб, 2003.

15. Зеленев Е. И. Эволюция провинциального османского управления в Сирии в 19-нач. 20 вв. // Восток в Новое время. Экономика, государственный строй. М., 1991. С.

16. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. 1516 - 1574. М., 2001.

17. ИвановН. А. Система миллетов в арабских странах XVI - XVII вв. // Иванов Н. А. Труды по истории исламского мира. М., 2008. С. 321 - 335.

18. Ильина О. А. Еврейская эмиграция из Российской империи в Палестину, 1880 - 1904 гг.: идеология, практика, мифология.Дис. канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2009.

19. История еврейского народа. Под редакцией Ш. Эттингера. Иерусалим -М., 2002.

20. История Османского государства, общества и цивилизации. Под редакцией Экмеледдина Ихсаноглу. Перевод с турецкого В.Б. Феоновой под редакцией М С. Мейера. Т. 1 - 2. М., 2006.

21. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

22. Кириллина С. А. Очарованные странники. Арабо-османский мир глазами российских паломников XVI - XVIII столетий. М., 2010.

23. Кобищанов Т. Ю. Джихад - неверующим, союз - неверным: Высокая Порта в первые месяцы после французского вторжения в Египет // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 2, 2010. С. 3 - 21.

24. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVIII -первая треть XIX века). М., 2003.

25. Кобищанов Т. Ю. Этно-конфессиональная политика Мухаммеда Али и положение христианских общин в Египте и Сирии // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. С. 3 - 33.

26. Крымский А.Е. История новой арабской литературы. XIX - XXвека. М., 1971.

27. ЛандаР. Г. Ислам в истории России. М., 1995.

28. Левин З. И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001.

29. Луцкий В. Б. Новая история арабских стран. Москва, 1966.

30. Мейер М. С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М., 1991.

31. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI - XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). М., 1981. С. 51 - 62.

32. Новичев А. Д. История Турции. Новое время. Часть вторая (1839 - 1853). Т. III. Ленинград, 1973.

33. Новичев А. Д. История Турции. Эпоха феодализма. XI - XVIIIвв. Т.! Ленинград, 1963.

34. Орешкова С. Ф. Османская империя на рубеже XVII - XVIIIвв.: последний всплеск средневекового величия // От Стамбула до Москвы. Сборник статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. М., 2003. С. 117 - 144.

35. Остапенко Г. С. Церковь и монархия в Великобритании // Религии мира. История и современность. Ежегодник. М., 1999. С. 104 - 109.

36. Панченко К.А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия. 1516-1831. М., 2012.

37. Панченко К. А. Османская империя и судьбы Православия на Арабском Востоке (XVI - начало XIX века). М., 1998.

38. Панченкова М.Т. Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспедиция 1860 - 1861гг. М., 1966.

39. Паньков В.Т. Деятельность российских сионистских организаций по освоению земель в Палестине (1881 -1914 гг.). Дис. канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2005.

40. Перетц В. Н., Перетц Л. Н. Декабрист Григорий Абрамович Перетц: Биографический очерк. Документы. Л., 1926.

41. Религии мира: история и современность. М., 1982.

42. Рудаков Ю. М. Германия и Арабский Восток в конце 19 - начале 20 века. М., 2006.

43. Рясова Т. Г. Этноконфессиональные меньшинства в социокультурной жизни Магриба (1880-1939 гг.). Дис. канд. ист. наук: 07.00.03. М., 2003.

44. Рясова Т. Г. Этноконфессиональные меньшинства как социокультурный феномен средневекового Магриба // Вестник Московского университета. Серия 13. Востоковедение 4/1995. С. 51 - 72.

45. Силин А. С. Экспансия Германии на Ближнем Востоке в конце XIX в. М., 1971.

46. Смилянская И. М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже Нового времени (на материалах Сирии, Ливана и Палестины). М., 1979.

47. Соловьева Т. С. Эмансипация католиков Великобритании в 1829 году // Религии мира: история и современность. М., 1982. С. 168 - 195.

48. Стоу К. Отчужденное меньшинство: Евреи в средневековой Латинской Европе. Иерусалим - М., 2007.

49. Тарле Е. В. Наполеон // Сочинения в двенадцати томах. Том. VII. М., 1959.

50. Тверитинова А. С. Аграрный строй Османской империи XV - XVII вв. Документы и материалы. М., 1963.

51. Фадеева И.Л. Еврейские общины в Османской империи: страницы истории. М., 2012.

52. Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661 - 750). М., 2005.

53. Членов М. А. К вопросу о социолингвистической характеристике еврейской диаспоры (статья вторая). Еврейские языки // Диспоры, № 1, 2003. С. 87 - 109.

54. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система в период Танзимата. Баку, 1967.

55. Шлыков П. В. Вакфы в Турции: трансформация традиционного института. М., 2011.

56. Якушев М. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики России накануне Крымской войны // http: //www.pravo slavie.ru/press/5223. htm# ftn16 24/02/2011

57. Якушев М.И. Христианские субъекты Османской Империи -Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской Империи (30-е гг. XIX в. - начало XX в.). Диссертация на соискание ученой степени к. и. н. М., 2009.

58. Ben-Arieh Y. Jerusalem in the 19th century. The Old City. Yad Izhak Ben Zvi Institute. Jerusalem, 1984.

59. Ben-Arieh Y. Rediscovery of the Holy Land in the Nineteenth Century. Jerusalem; Detroit, 1979.

60. Ben-Arieh Y. The Population of the Large Towns in Palestine During the First Eighty Years of the Nineteenth Century, According to the Western Sources // Studies on Palestine during the Ottoman Period. Ed. By Moshe Ma'oz, Jerusalem, 1975. P. 49 - 69.

61. Ben-Ghedalia Y. The Habsburgs and the Jewish Philantropy in Jerusalem during the Crimean War (1853 - 6) (автореферат). Jerusalem, 2009.

62. Ben-Naeh Y. "One Cup of Coffee": Ordinances Concerning Luxuries and Recreation. A Chapter in the Culture and Social History of the Jewish Sephardi Community of Jerusalem in the Nineteenth Century. Turcica, 37. 2005, P. 155 - 185.

63. Cohen A. Jewish Life under Islam.Cambridge - L.,1984.

64. Cohen A. Palestine in the 18th century. Jerusalem, 1973.

65. Farah E. Caesar. Protestantism and Politics: The 19th century Dimension in Syria // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by DavidKushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 320 - 340.

66. Frankel J. The Damascus Affair: "ritual murder", politics and the Jews in 1840. Cambridge, 1997.

67. Gibb H.A.R. and Bowen H. Islamic Society and West. A Study on Impact of the Western Civilization on Moslem Culture in the Near East. Vol. 1. Part II. L. - New-York - Toronto, 1957.

68. Gidney W.T. The History of the L. Society for Promoting Christianity amongst the Jews, from 1809 to 1908. L., 1908.

69. Gilbar G.G. The Growing Economic Involvement of Palestine with the West, 1865 - 1914 // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by DavidKushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 188 - 209.

70. Glass J. B. and Kark R. Sephardi entrepreneurs in Jerusalem: the Valero family, 1800 - 1948. Jerusalem, 2007.

71. Gottheil F. M. Money and Product Flows in Mid-19th Century Palestine: the Physiocratic Model Applied // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 211 - 230.

72. GrunwaldK. Jewish Schools Under Foreign Flags in Ottoman Empire // Studies on Palestine during the Ottoman Period. Ed. By Moshe Ma'oz, Jerusalem, 1975. P. 164 - 174.

73. Hirschfeld Y. Some Findings on Prussian and Ottoman Policies in Palestine During the 1840s Based on the Writings of Dr. Gustav E. Schultz, the First Prussian Vice-Consul to Jerusalem 1842 - 1851 // Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 263 - 275.

74. Hitti Ph. K. History of Syria, including Lebanon and Palestine. N.-Y., 1957. Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843 - 1914. Oxford, 1969.

75. Issawi Ch. The Fertile Crescent, 1800 - 1914. A Documentary Economic History. N.Y.; Oxf., 1988.

76. Kark R. The contribution of the Ottoman Regime to the Development of Jerusalem and Jaffa, 1840 - 1917// Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 46 - 58.

77. Karpat H. Kemal. Ottoman Population, 1830 - 1914: Demographic and Social Characteristics. Madison, 1985.

78. Karpat H. Kemal. Studies on Ottoman Social and Political History. Selected Articles and Essays. Vol. 81. Brill. Leiden; Boston; Koln, 2002.

79. Kobler F. Napoleon and the Jews. New-York, 1976.

80. Levy A. Millet Politics: the Appointment of a Chief Rabbi in 1835 // The Jews of the Ottoman Empire. Edited with an introduction by A. Levy. Washington D.C.,1994. P. 425 - 438.

81. Lewis B. The Jews of Islam. Princeton, 1984.

82. Ma'oz M. Changes in the position of the Jewish communities of Palestine and Syria in mid-nineteenth century // Studies on Palestine during the Ottoman Period. Ed. by Moshe Ma'oz, Jerusalem, 1975. P. 142 - 163.

83. Ma 'oz M. Ottoman Reform in Syria and Palestine, 1840 - 1861. The Impact of the Tanzimat in Politics and Society. Oxf., 1968.

84. Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World. The Roots of Sectarianism. Cambridge, 2001.

85. Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxf., 2006.

86. Perry Y. British Mission to the Jews in the Nineteenth-Century Palestine. L., 2003.

87. Philipp T. Acre. The Rise and Fall of a Palestinian City, 1730 - 1831.

88. Schmelz U.O. Some demographic peculiarities of the Jews of Jerusalem in the nineteenth century // Studies on Palestine during the Ottoman Period. Ed. By Moshe Ma'oz, Jerusalem, 1975. P. 119 - 141.

89. Shaw S. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Cambridge, 1976. Vol.I.

90. Schroeter D. J. The Changing Relationship between the Jews of the Arab Middle East and the Ottoman State in the Nineteenth century // Jews, Turks and Ottomans. Edited by A. Levy. P. 89 - 90.

91. Schur N. Itineraries by Pilgrims and Travelers as Source Material for the History of Palestine in the Ottoman Period //Palestine in the Late Ottoman Period; Political, Social and Economic Transformation. Ed. by David Kushner. Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, 1986. P. 382 - 401.

92. §enay B. Communal Autonomy of the Jewish "Millet" in the Ottoman-Turkish Tradition // Studia Hebraica, № 6, 2006. P. 75 - 86.

93. Tibawi A. L. American interests in Syria, 1800 - 1901. Oxf., 1966.

94. Tibawi A. L. A Modern History of Syria including Lebanon and Palestine. Edinburgh, 1969.

95. Tibawi A.L. British interestsin Palestine, 1800 - 1901. Oxf., 1961.

96. Winter M. Egyptian Society Under Ottoman Rule, 1517 - 1798. L. - N.-Y., 1992.

97. Zenner W. P. A Global Community: The Jews from Aleppo, Syria. Detroit, MI, 2000.

98. Zimmels H.J. Ashkenazim and Sephardim: Their relations, Differences and Problems as Reflected in the Rabbinical Responsa. L., 1976.

99. Аль-Кудс (Иерусалим) (на арабском). Сборник статей под редакцией профессора Амнона Когена. Иерусалим, 1990.

100. Бен-Цви И. Эрец-Исраэль вишува би-мей ха-шильтон ха-отомани (Земля Израиля и ее ишув в период османского господства) (на иврите). Иерусалим, 1955.

101. Бецалелъ И. Ме-Мирхак Меа-Матаим Шаним (Спустя 100 - 200 лет) (на иврите) // Пеамим, № 20, 1984. С. 15 - 20.

102. Веретэ М. Ра'айон Шиват-Исраэль ба-Махшава ха-Протестантит бе-Англия би-Шнот 1790 - 1840 (Идея возвращения в Святую Землю в протестантской мысли в 1750 - 1840 гг.) // Лифней Хьот ха-Цийонут (До сионизма) (на иврите). Под редакцией Шмуэля Алъмога. № 12, Иерусалим, 1981. С. 47 - 81.

103. Гелъбар Н.М. Напольйон ве-Эрец-Исраэль (Наполеон и Земля Израиля) // Сэфэр Динбург (на иврите), под редакцией И. Баера, Й. Гутмана и М. Сова (на иврите). Иерусалим, 1949. С. 263 - 288.

104. Гелъбар Н. М. Шеэлат Эрец-Исраэль ва-Шаним 1840 - 1841 (Проблема Эрец-Исраэль в 1840 - 1841) // Лифней Хьот ха-Цийонут (До сионизма) (на иврите). Под редакцией Шмуэля Алъмога. №2 12, Иерусалим, 1981. С. 107 - 114.

105. Карагила Ц. Ха-Ишув ха-ехуди бе-Эрец-Исраэль би-Ткуфат ха-кибуш ха-Мицри (1831 - 1840) (Еврейский ишув в Эрец-Исраэль во время египетской оккупации (1831 - 1840)) (на иврите). Тель-Авив, 1990.

106. Карк Р. Духот Консулим Американим кэ-Макор лэ-Лимуд Эрец-Исраэль шель ха-Мэа ха-Йуд-тет (Американские консульские донесения как источник для изучения Земли Израиля в XIX веке) (на иврите) // Катедра, № 50. Иерусалим, 1988. С. 111 - 139.

107. Карк Р. Пэулот Ирият Ерушалаим бэ-соф ха-Ткуфа ха-Отоманит (Деятельность иерусалимского муниципалитета в конце османского периода) (на иврите) // Катедра, № 6. Иерусалим, 1977. С. 74 - 94.

108. Книэлъ Й. Шилхей ха-Ткуфа ха-Отоманит бе-Эрец-Исраэль (1775 - 1917) (Конец османского периода в Эрей-Исраэль ) // Ха-Йегудим бе-Эрец-Исраэль ба-Меа ха-Йуд-тет. Бейн Яшан ле-Хадаш ве-Бейн Ишув Эрец-ха-Кодеш ле-вейн-Цийонут (Евреи Эрец-Исраэль в XIX в. Между старым и новым и между Ишувом святой Земли и сионизмом) (На иврите). С. 13 - 33.

109. Ландау Я. М. Маоз М. Иехудим ва-ло-Иехудим бе-Мицраим у-вэ-Сурия ба-Меа ха-Тша-Эсрэ (Евреи и неевреи в Египте и Сирии в Х1Хвеке) (на иврите) // Пеамим, № 9, 1981. С. 4 - 13.

110. Ленгбойм Ш. Ха-тгува Ха-Яхудит ле-Пеилут ха-Мисьйон бе-Эрец-Исраэль, 1882 - 1917 (на иврите). (Еврейская реакция на деятельность миссии в Эрец-Исраэль, 1882 - 1917). Иерусалим, 2007. Кандидатская диссертация.

111. Малъахи А.Р. Га-роф'им га-ришоним би-Рушалаим (Первые врачи в Иерусалиме) (на иврите) // Луах Эрец-Исраэль (сборник статей). Иерусалим,Т.

111. С. 129 - 135.

112. Маоз М. Амэрика ве-Эрец-ха-Кодеш ба-Ткуфа ха-Отомани (Америка и Святая Земля в османский период) // Ха-Ума Ха-Американит ве-Эрец-Исраэль. Есодот Кишрей ха-Гомлин ха-Меюхадим (Американская нация и Эрец-Исраэль. (на иврите). Под редакцией М. Кауфмана. Перевод с английского И. Гудмана. Иерусалим, С. 125 - 133.

113. Могалер Р. Диврей емей Исраэль дорот ахароним мишилхей ха-меа ха-шмоне-эсреэ ад ямейну. Решит ха-хаскала бэ-Эйропа ха-мизрахит; Эрец-Исраэль (История евреев последних веков с конца XVIII века до наших дней. Начало Гаскалы в Восточной Европе; Земля Израиля) (на иврите). Т. I, книга 4. Тель-Авив, 1956.

114. Тохнийот ли-Ишув Эрец-Исраэль бе-Маса у-Матан им Мухамед Али (Программы поселения в Эрец-Исраэль в переговорах с Мухаммедом Али). Введение и примечания И. Барталя (на иврите) // Пеамим, № 20, 1984. С. 21 -28.

115. Фирман меэт ха-Сультан ха-Отомани ха-Мафрид Алилот-Дам негед ха-Йегудим (Фирман османского султана, осуждающий кровавые наветы против евреев). Введение и примечания Д. Кушнира (На иврите)// Пеамим, №2 20, 1984. С. 37 - 45.

116. Хакер Й. "Ха-Рабанут ха-Рашит" ба-Империя ха-Отоманит ба-Меот ха-тет-вав ва-ха-тет-зайн (Верховный раввинат в Османской империи в XV - XVI вв.) (на иврите) // Цийон (Сион) № 49, 3. 1984. С. 225 - 263.

117. Ха-Река ле-Алилат Дамесек - мин ха-Йоманим (Основание для кровавого навета в Дамаске - из дневников). Введение и примечания М. Маоза (На иврите) // Пеамим, № 20, 1984. С. 29 - 36.

118. Элиав М. Алиято ве-Нфилато шельф ха-Консул ха-Бритиш Джеймс Фин (Возвышение и падение британского консула Джеймса Финна) (на иврите) // Катедра № 65. Иерусалим, Тишрей, 1993. С.37 - 81.

119. Элиав М. Ахават Цийон вэ-Аншей-Ход. Иехудей Германия ви-Шув-Эрэц-Исраэль ба-Мэа ха-Йуд-Тэт (Любовь к Сиону и представители колеля ход. Иудеи Германии и ишув в Эрец-Исраэль) (на иврите). Тель-Авив, 1971.

120. Элиав М. Ха-Интересим ха-Германиим вэ-ха-Ишув ха-Иегуди ба-Мэа ха-Йуд-Тэт // Кешет 12, 4. Тель-Авив, 1970 (на иврите). С. 99 - 109.

121. Элиав М. Ха-Консулия ха-Германит Б-ирушалаим ве-ха-Ишув ха-Иегуди ба-Меа ха-Йуд-Тет (Германское консульство в Иерусалиме и еврейский ишув в XIX веке) (на иврите) // Цийон, алеф. Тель-Авив, 1970. С. 57 - 83.

122. Элиав М. Решимат Консулим би-Рушалаим би-Шилхей ха-Шильтон ха-Отомани (Список иерусалимских консулов в конце османского владычества) (на иврите) // Катедра № 28. Иерусалим, 1983. С. 161 - 176.

123. Элиав М. Эрэц-Исраэль ви-Шува ба-Мэа ха-Йуд-Тэт, 1777 - 1917 (Земля Израиля и ее Ишув в XIX столетии, 1777 - 1917) (на иврите). Иерусалим, 1978.

Справочная литература

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. в 30 тт. М., 1970-1978.

2. Большая российская энциклопедия. Т. V.M., 2006.

3. Вестник Московского университета.

4. Всемирная история. Т. VI. М., 1959.

5.Советская историческая энциклопедия. В 16 тт. М., 1961 - 1976.

6.Encyclopaedia Britannica. Multimedia electronic edition, 2005.

7.Encyclopaedia of Islam, 2nd edition (EI2). 12 vol. L.-Leiden., 2003.

8.Encyclopaedia Judaica. Detroit; N. Y.; San Francisco; New Haven, Conn.; Waterville, Maine; L., 2007. Vol. I - XXII.

Интернет-ресурсы

1.http://www.iewish-languages.org/jewish-english.html

2.www.ippo.ru

3. http://www.hist.msu. ru

4.http://www.history.ru

Приложение 1 (неопубликованные архивные документы)

АВПРИ, ф. 208 «Консульство в Бейруте», оп. 819, д. 315 (чистое), л. 22 - 26. Е.П. В. П.Титову, Бейрут, 12 февраля 1850 г. № 14.

Лист 22 Предписанием В.П. от 27 Сентября 1848 г. за № 729 была препровождена ко мне копия с депеши Господина Государственного Канцлера от 20 Июля того же года за № 2537, вкоей объявляется Высочайшая воля дабы лишить Российскаго подданства Евреев, пребывающих в Палестине с просроченными паспортами, по истечении шестимесячнаго срока и передать их ведению Консульских Агентов Англии и других Держав. На основании правил означенной депеши и указаний, коими Лист 22 оборот В. П-во меня почтили по сему предмету Высочайшая воля в точности ныне исполнена и при сем имею честь представить при особой описи 237 паспортов лиц и семейств Евреев Российских уроженцев, всего 624 лица, кои объявили Консульству намерение свое невозвращаться в Россию, или коих местопребывание нам неизвестно, как сие подробно и поименно значится в помянутой описи. Между сими последними многие должно полагать скончались, но о том Консульство не было уведомлено.

Необходимое при сем соблюдение разных полицейских и канцелярских обрядов, равно и сношения мои с местнымивластями и с консульствами других Держав, а всего более известный навык Евреев уклоняться от прямаго исполнения закона продлили доселе заключение сего дела. Впрочем оно окончено весьма успешно, одним убеждением, без всяких насильственных мер, без вмешательства турецких властей, без всякой угрозы и даже без ссоры с Консульскими Агентами Лист 23 Англии, коих неуместные притязания были устранены.

Опасаюсь утомлять внимание В.П. изложением подробностей сего дела, тем более что возникшия затруднения как со стороны Евреев, так особенно со стороны Английских Агентов приписать должно более природным

навыкам одних и личным видам и прихотям других, чем сущности самаго дела. Посему то соблюдая в точности первоначальным указания В.П. и исполняя оныя я избег повторительных ли частных представлений об оном, до окончательнаго исполнения.

Ныне долгом считаю подвергнуть В.П. существеннейшия обстоятельства дела сего, дабы тем пояснить нынешния отношения Консульства нашего к Евреям лишенным Российскаго подданства, на случай могущих впоследствии возникнуть вопросов по поводу каких либо притязаний сих самих лиц или же на них от внутренних ли Начальств Империи или же от частых лиц.

Из донесения моего от 15 июля 1847 г. за №2 40 В.П. известно что поводом к Лист 23 оборот представлению моему о сем предмете и к предположению моему передать ведению Консульских Агентов Англии Евреев по лишении их Российскаго подданства, послужило ходатайство Английскаго Консула в Иерусалиме Г. Фина и последовавшее от Лорда Пальмерстона к Генеральному Консулу Розе предписание войти непосредственно со мною в объяснение и убедить меня подвергнуть с моей стороны все дело Императорскому Министерству. По утверждении помянутаго представления моего я непреминул словесно сообщить полковнику Розе сущность последовавшаго предписания и в тоже время объяснить намерение мое по истечении предписаннаго срока, предложить Евреям лишенным подданства нашего принять предлагаемое Англичанами покровительство. При этом я особенно настаивал на необходимости, чтобы Г. Фин с своей стороны принял надлежащия меры для внушения должной доверенности лицам, коих домогался он принять под свое ведение, ибо с нашей стороны неподобало бы лишить сих людей покровительства Лист 23а насильственно передавать другому ведомству противу собственнаго их желания.

Генеральный Консул с признательностью принял откровенныя неоспоримыя мои внушения и в том смысле писал Г. Фину. Впоследствии когда были сделаны надлежащия объявления Евреям о сроке, по истечении коего лишались они подданства нашего неоднократно и в пребывание мое в Иерусалиме и в самом Бейруте депутациями от обществ и письменными прошениями ходатайствовали они чтобы мы им доставили преимущественно покровительство Австрийских Агентов и о том же просили у Австрийскаго Генеральнаго Консула и самое правительство чрез посредство своих Венских единоверцев. По просьбе Г. Адельбурга я объяснил подробно ему все обстоятельства сего дела. Просьба Евреев не была принята во внимание Австрийским Правительством. К сожалению Английский Консул с своей стороны проселитическим своим усердием внушал опасения Евреям, Лист 23а оборот которые боялись сугубаго моральнаго насилия со стороны его, в случае когда будут вполне предоставлены его покровительству и произволу. В Мае прошедшаго года пред тем когда исходил шестимесячный срок, в продолжение коего немного только Евреев возвратились в отечество, по предварительном объяснении моем с Управляющим Генеральным Консульством Англии Г. Муром я возложил временно на Г. Фина надзор над Евреями Русскими подданными пребывающими в Иерусалиме, в виде опыта, желая тем доставить Консулу удобный случай поближе ознакомиться с ними, внушить им должное доверие и тем облегчить наступавшую перемену. Сам он приписывал не чувствам массы, но проискам раввинов сопротивление выраженное Евреями принять покровительство Англии и убедительно настаивал чтобы по окончании срока окончательным актом и решительным распоряжением с нашей стороны Евреи были переданы его ведению. Во избежание излишних сопротивлений или переписки с Англичанами я счёл Лист 24 приличным сообщить им окончательно как воззрение мое на сей предмет так и образ действий моих в виде инструкций нашему Вице-Консулу

(в Яффе) Г. Марабути, которую я прочел Г. Муру, чтобы убедить его в невозможности насильственных действий противных человеколюбивым видам Правительства нашего, простирающимся и до подданных лишенных права покровительства нашего, хотя и требовались сии действия Агентом Державы, которая равномерно по человеколюбию принимала сих людей под свое покровительство. Копии с сей инструкции я не сообщил Англичанам, хотя они того просили, дабы не придавать делу более важности чем оно заслуживало, а сообщил им форму аттестата, которым предоставлялось Вице-Консульству снабжать Евреев при отбирании у них паспортов. Сию самую форму аттестата имею честь при сем представить В.П. Из оной усмотреть изволите, что по обезпечении бывшим нашим подданным покровительства Английских Консульств Лист 24 оборот им предоставляется прибегнуть к оному или искать другаго по своему усмотрению. Г. Мур не мог несогласиться со мною в совершенной правильности моих действий и в ошибочном направлении Г. Фина, движимаго более преизбытком ревности к прозелитизму чем благоразумием, человеколюбием или законом каким либо. Замечу здесь мимоходом что самоуправство сего Агента дабы только заставить Евреев обратиться в Христианство простиралось даже до похищения людей. Меж тем он усердно домогался в донесениях своих в Министерство чтобы переход Евреев из нашего подданства к Англичанам был не произвольным, как я предполагал, но непременным, чтобы мы так сказать передали им сих людей и в случае их неповиновения прибегнули бы к полицейским строгостям чрез местное Начальство, дабы исполнить сию меру. Незнаю какое впечатление произвели его доводы в Лондоне но немного времени спустя Г. Мур читал мне депешу Лорда Пальмерстона, которою предписывалось убедить меня что как Англий Лист 25 ское Правительство с своей стороны действует по одному лишь человеколюбию так равномерно и мы не должны иметь в виду в сем деле никаких политических соображений.

Сия депеша основанная вероятно на ошибочных доводах Г.Финна, будто по каким-то политическим видам не соглашался я на его требования, не могла заставить меня переменить систему моих действий, основанных на точном смысле предписаний Начальства, а потому ограничился просьбою Г-ну Муру чтобы он представил своему Министерству те существенным обстоятельства и соображения, по коим притязания Г. Фина были равно несовместны с народным правом и с приличиями и могло бы повлечь непрятныя последствия и для нашего Консульства и для него самаго, в случае необходимости прибегнуть к Турецкой полиции и насилию чтобы подчинить Английскаму Правительству тех Евреев, кои онаго не желали.

Сим заключались объяснения мои с Англичанами. Затем Евреи, довольные правом им предоставленным домогаться Лист 25 оборот покровительства индивидуально каждый по своему желанию, а с другой стороны обезпеченные тем что Англичане во всяком случае обязывались их принять под свое покровительство охотно приняли аттестаты нашего Вице-Консульства в замен отобранных у них паспортов.

Из числа лиц снабженных таким образом нашими аттестатами многие склонились уже на повторительныя убеждения Г. Фина и на обещания его не понуждать их к проселитизму. Другие состоят временно в ведении своих обществ и раввинов Австрийских или Прусских подданных, и вероятно не замедлят принять усердные предложения Англичан и политическую льготу деятельнаго их покровительства, не смотря на сопротивление раввинов ибо Прусские и Австрийские Агенты от них отказываются. Таким образом дело обратилось ныне в соревнование между раввинами и Английским Консульством: мы в стороне и к нам сами Евреи питают признательность за милостивое о судьбе их попечение Императорскаго Правительства.

Лист 26 Во всяком случае замечаю что со времени воспоследовавшаго предписания о лишении подданства Евреев по истечении срока в паспорте

означеннаго перестали они из России переселяться в сей край, где ожидает их нищета и всякие происки, и куда суеверие привлекает скудныя милостьми из Севера и из Запада.

Приложение 2 (Иллюстративный материал)

Еврейская семья на горе Сион

Источник: J. L. Porter. Jerusalem, Bethany and Bethlehem. L., 1887. P. 35.

Евреи Иерусалима

Источник: J. L. Porter. Jerusalem, Bethany and Bethlehem. L., 1887. P. 69.

Михаэль Соломон Александр (1799 - 1845), первый протестантский епископ в Иерусалиме (1841 - 1845)

Источник:http://www.kingscollections.org/exhibitions/archives/beginn тц^аГ^иёе^/акхапёег Доступ 17.03.2017.

Церковь Христа в Иерусалиме, строилась в 1840 - 1849 гг. Источник: http://botinok.co.il/node/61865 Доступ 17.03.2017.

Церковь Христа в Иерусалиме, строилась в 1840 - 1849. Источник: http://botinok.co.il/node/61865 Доступ 17.03.2017.

Константин Михайлович Базили (1809 - 1884),

консул в Сирии и Палестине (1839 - декабрь 1843), генеральный

консул в Сирии и Палестине (декабрь 1843 - 1853)

Источник: Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в

историческом и политическом отношениях. Иерусалим - М., 2007.

Моше Монтефиоре (1784 - 1885), еврейский филантроп, общественный и политический деятель

Источник: http://www.eleven.co.il/article/12834. Доступ 17.03.2017.

Источник:

http://www.runivers.ru/images/spec project/polit ist ils mira/Ottomanskaya Imp eria_xvi_xvii.gif. Доступ 17.03.2017.

Карта Османской империи 1792 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.