Из истории и культуры населения правобережья Сыр-Дарьи Ходжентского уезда Самаркандской области в XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Дехконов Норали

  • Дехконов Норали
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 184
Дехконов Норали. Из истории и культуры населения правобережья Сыр-Дарьи Ходжентского уезда Самаркандской области в XIX - начала XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Худжанд. 2006. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дехконов Норали

Введение.4-13.

Глава I. Историко-географичсский обзор округов проживания полуоседлого населения северной части Худжандского уезда Самаркандской области.14-69.

§ 1. Описание территории расселения и история формирования полуоседлого населения северной части Худжандского уезда.14-21.

§ 2. Археологические данные, сведения письменных источников древнего периода, средних веков, нового времени о полуоседлом населении Мавераннахра и Худжандского уезда.22-69.

Глава II. Демографическое состояние, этнический, профессиональный, социальный состав и хозяйственная деятельность полуоседлого населения правобережья средней Сыр-Дарьи.70-119.

§ 1. Численность, этнический, половозрастной и социальный состав полуоседлого населения по населённым пунктам правобережья средней Сыр-Дарьи.70-81.

§ 2. Основные виды занятий полуоседлого населения региона (отгонное скотоводство, богарное земледелие, ремёсла, промыслы).82-111.

§ 3. История археологических исследований и геологоразведки полезных ископаемых Кураминского хребта.112-119.

Глава III. Особенности быта и культуры полуоседлого населения области Кураминского хребта и Шуркуля.120-155.

§ 1. Традиционная культура полуоседлого населения региона (жилище, брачно-семейные отношения, верования).120-137.

§ 2. Исторические памятники, искусство и этнические особенности быта (поверья, народная медицина, приметы, календарь, одежда, пища) полуоседлого населения области Кураминского хребта и Шуркуля.138-155.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Из истории и культуры населения правобережья Сыр-Дарьи Ходжентского уезда Самаркандской области в XIX - начала XX вв.»

Актуальность темы. С приобретением суверенитета Республика Таджикистан вступила в новый этап своего развития, что отражается и в науке. В Таджикистане усилился интерес к изучению таджикского народа и всех аспектов этнической истории на территории республики. На передний план исследовании выступают многие проблемы, которым ранее уделяли недостаточное внимание. Одной из них является изучение истории и культуры полуоседлого населения.

Издревле территорию Средней Азии населяли народности и племена, различающиеся по образу жизни и типу хозяйствования: оседлые земледельцы и кочевые скотоводы. Однако наряду с этим в процессе оседания кочевников появилась и промежуточная прослойка населения - полуоседлое, полукочевое. Одним из зон современного расселения полуоседдого населения Таджикистана является северная (правобережная) часть нынешней Согдийской области, в пределах Матчинского, Аштского и севера Бободжон Гафуровского районов.

Следует отметить тенденцию современности - в исторической науке изучению этнической истории стало уделяться больше внимание. Она рассматривается как часть отечественной истории. И это не случайно. Изучение истории всех народов и малых этнических групп на территории республики является непременным условием системно-исторического рассмотрения истории республики. Необходимость рассмотрения накопленных знаний по изучению полуоседлого населения продиктовано всем ходом развития исторической науки. Появилась острая потребность в выявлении основных закономерностей жизни полуоседлого населения и в изучении региональных особенностей этого процесса. Причем проблему составляет комплекс сложных вопросов, включающих этническую историю сложения полуоседлого населения на территории Северного Таджикистана, расселение, быта, историко-этнографическое изучение хозяйства, многовекового производственного опыта полуоседлого населения, его хозяйственно-культурных традиций

Выбор темы диссертационного исследования обусловлен её актуальностью для отечественной исторической науки: часть кишлаков полуоседлого населения оказалась под водами Кайраккумского водохранилища, жители мигрировали в другие районы, современные нововведения в способах производства и технические достижения теснят все традиционное в быту и хозяйстве полуоседлого населения,, быстро меняя облик материальной и духовной культуры этих этнических групп Таджикистана, так что важные сведения могут быть безвозвратно утрачены.

Суммируя вышесказанное, можно выделить несколько аспектов актуальности разрабатываемой темы:

- научно-познавательный (получение новых знаний на основе анализа этнической истории и особенностей материальной и духовной культуры полуоседлого населения)

- научно-теоретический (изучение результатов этногенеза и культурогенеза отдельной группы населения в контексте истории и истории культуры народов Таджикистана)

- научно-прикладной (выявление всего положительного многовекового опыта сочетания разных типов хозяйствования с целью использования их традиций для решения локальных экологических проблем в Таджикистане)

Степень изученности. Следует отметить, что к началу XXI в. наука достигла зримых высот на всех её направлениях, включая отечественную историю и этнографию. Однако если провести обзор историко-этнографической литературы, то сразу бросается в глаза малая изученность именно этой промежуточной прослойки населения Средней Азии. Специальных научных исследований по теме предлагаемой диссертации, как показал библиографический поиск, нет. Историки и географы древности и средневековья, описывая население бассейна Средней Сырдарьи, указывали на местные племена, населявшие предгорную полосу Кураминского хребта и правобережье Сырдарьи, не делая при этом особого акцента на их истории и культуре. В период позднего средневековья описание народностей и племен несколько изменилось: авторы выделяли из общего списка те или иные племена и роды в зависимости от их значимости в политической жизни страны, численности и т.д.

Русская востоковедческая наука придавала большое значение изучению истории и культуры полуоседлого населения Туркестанского края. Так, Аристов Н.А. написал несколько работ, содержащих очень ценные сведения по этническому составу тюркских племен и народностей, академик В.В.Бартольд сделал очень ценную выборку данных средневековых авторов и написал ряд работ посвященных истории кочевников и полуоседлого населения Мавераннахра, были опубликованы и другие работы, содержащие интересные материалы по полуоседлому населению бассейна Средней Сырдарьи и Ферганской долины1. В этих работах приводятся интересные и, что очень важно, достоверные сведения о хозяйстве, быте и культуре полуоседлого тюркоязычного населения правобережья Сырдарьи.

Некоторые сведения по исследуемой теме содержатся в архивных материалах. Нами изучены статистические данные, извлеченные главным образом из Всероссийских и Всесоюзных переписей населения (особенно, 1926 г.). Указанные извлечения - весьма ценный источник.

Однако следует отметить их односторонность - демографо-статистическую направленность, без освещения истории, культуры, особенностей быта, народных промыслов, обычаев и др., представляющих особый интерес для историко-этнографического исследования.

В XX веке отмечается планомерное изучение истории и этнографии населяющих Среднюю Азию народов и этнических групп. Работы видных

1 Аристов И.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. -СПб., 1897; Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. - Казань, 1886; Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в ХУП веке. - Соч., Т.П.-Ч.2. - М: 1964.; Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов. - Соч., Т.У. - М.: 1968; Бартольд В.В. Современное состояние и ближайшие задачи изучения истории турецких народностей. - Соч., Т.У. - М.: 1968; Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии. Перевод, примечания И.Н.Козьмина. - Иркутск, 1929 и др. ученых - С.П.Толстого, А.М.Золотарева, М.Г.Левина, Н.Н.

Чебоксарова, Т.А.Жданко, Б.В.Андрианова, С.И.Вайнштейна, Г.Е.Маркова и др. стали существенным вкладом в теоретическую концепцию о хозяйственно-культурных типах.

В этих исследованиях рассматриваются вопросы, имеющие отношение в целом ко всему региону. Однако, несмотря на бессомненную научную ценность этих исследований, они носят общий характер, либо же в них затрагивается частный вопрос или отдельный аспект рассматриваемой нами проблемы. В числе общих работ, посвященных социально-экономическим вопросам истории и этнографии кочевых и полуоседлых народов Центральной Азии в ХУШ-Х1X вв. следует назвать монографические исследования С.Е.Толибекова1, Б.Х.Кармышевой2, К.Шаниязова3, Х.Аргынбаева4, Г.П.Снесарёва3, С.М.Абрамзона6. у

Отдельные аспекты проблемы затронуты в работах Н.О.Турсунова и целом о ряде коллективных монографий .

В вышеуказанных работах на историко-экономическом, архивном и полевом этнографическом материале, с привлечением статистических данных, всесторонне исследуются социально-экономические вопросы скотоводческого

1 Толибеков С.Е Кочевое общество казахов в XVII - начале XX в. Политикоэкономический анализ. - Алма - Ата, 1971. Кармышева Б.Х. Узбеки-локайцы Южного Таджикистана. Историко-этнографический очерк животноводства в дореволюционный период//Труды ИИАиЭ АН Тадж.ССР.Т.28, вын.1. - Сталинабад, 1954.

Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа (Историко-эгнографическое на метериалах кипчакского компонента). - Ташкент, 1974

4 Аргынбаев X. Этнографические очерки по скотоводству казахов. - Алма-Ата, 1969

5 Снесарёв Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. - М., 1969

6 Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и'историческо-культурные связи. - Л., 1971; Абрамзон С.М. Влияние перехода к оседлому образу жизни на преобразование социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников (на примере казахов и киргизов) // Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана/ Труды института этнографии, т. 98. - Л., 1978.

7 Турсунов И.О. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана в XIX -начала XX веков,- Душанбе, 1976; Он же. Развитие городских и сельских поселений Северною Таджикистана в XVIII-начале XX вв.-Душанбе, 1991.

8 Хозяйство Каракалпаки в XIX - начале XX в. // Материалы к историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана. - Ташкент, 1972; Хозяйство казахов на рубеже XIX - XX вв.// Материалы к историко-этнографическому атласу,- Алма-Ата, 1980; Семья и семейный обряды у народов Средней Азии и Казахстана. -М.; 1978. хозяйства кочевого, полукочевого, полуоседлого и оседлого населения Центральной Азии в ХУШ - начале XX в.

Систематическое исследование материальной и духовной культуры отдельно взятой группы населения на фоне её этнической истории, как самостоятельное научное направление оформилось лишь недавно. Подавляющее большинство работ написанных на стыке истории и этнографии носят обобщенный характер, что не дает возможности рассмотреть особенности этногенеза и культурогенеза малых групп. Вместе с тем назрела научная и практическая необходимость в исследованиях иного вида, восполняющих имеющийся пробел в исторической науке Таджикистана.

Систематизация и обобщение накопленного до настоящего времени дореволюционными российскими, советскими и современными таджикскими авторами огромного фактического историко-этнографического, археологического и исторического материала позволяет типологизации хозяйства, перейти к новому методу исследования - этапам исторической материальной и духовной культуры населения и народов разных регионов, что является качественно новым этапом в развитии исторической и этнографической науки. За последнее время это направление получило заметное развитие как в исторических так и в этнографических исследованиях. Наша работа связана с этой проблемой - она посвящена исследованию материальной и духовной культуры полуоседлого населения одного региона современного Таджикистана -северной части Худжандского уезда.

Источниковедческая база. Диссертация написана на базе широкого круга разнообразных источников. Этапы этнической истории населения рассматриваемого нами региона прослежены на основе данных археологии и письменных источников. На протяжении XX века на правобережной части бассейна Средней Сырдарьи проводились археологические раскопки многих памятников, результаты которых опубликованы в виде материалов и предварительных полевых отчетов'. По истории позднесредневековой Ферганы есть немало письменных источников, содержащих некоторые сведения по кочевому и полуоседлому населению данного региона. Часть этих письменных источников хорошо проанализированы исследователями2. Среди письменных источников следует отметить историческое сочинение «Маджму ат-таварих». Это сочинение было написано в Фергане в ХУ1 в. двумя авторами и посвящено жизнеописанию касанских шейхов, деятельность которых описывается в связи с историческими событиями конца XIУ - начала ХУ1 в. Большой интерес для нашей темы представляют этнографические данные, в частности перечень названий 92 «узбекских племен», или «племен илатийа», т.е. кочевников в том числе и тех, которые населяли Кураминскую зону3. Другой интересный источник - «Тухфат ат-таварихи хани» Аваз Мухаммад Аттара. В этой работе изложена история Ферганы и Кокандского ханства с ХУ1 в. до 60-х годов XX века. Для нас представляет интерес раздел работы, где даются некоторые сведения о тюркских племенах. Третья группа источников - опросные материалы. Полевые записи, опросы, анкетирование и зарисовки явились важнейшим источником по изучению истории, культуры и современного быта полуоседлого тюркоязычного населения правобережья Сырдарьи и Моголтавско-Кураминских гор в пределах Таджикистана. При необходимости привлекались архивные и статистические данные. Сравнительно-исторический метод исследования и анализ всех категорий источников позволил решить задачи, стоящие перед автором данного диссертационного исследования.

Объект исследования. Объектом нашего диссертационного исследования является история заселения, структура, состав, особенности хозяйства и культуры полуоседлого населения правобережной части Согдийской области

См.: Задпепровский Ю.А. Взаимодействие кочевников и древних цивилизаций и этническая история Средней Азии //Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата: 11аука, 1989. - С.257-265 "См. Ромодин А. Некоторые источники по истории Ферганы и Кокандского ханства (ХУ 1-Х IX вв.) в рукописных собраниях Ленинграда. Доклады делегации СССР на ХХУ Международном конгрессе востоковедов // Груды ХХУ Международного конгресса востоковедов, - T.3. - М., 1963

Собрание истории (Маджму ат-Таварих). Фотографическая репродукция отрывков рукоп. текста, введение, указатели. Подготовил к печати А.Т.Тагирджанов. - Л:, 1960

Республики Таджикистан. Чересполосное расположение степей, горных долин, ущелий, а также определенные социально-экономические факторы обусловили и создали благоприятные условия для развития в бассейне Средней Сырдарьи комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства, способствовали длительному сохранению полукочевого быта, а следовательно и родо-племенных традиций среди полуоседлого населения. Исследование истории и культуры полуоседлого населения сохранившим значительные культурные ценности, позволяет их использовать в будущем.

Цель и задачи исследования. Задача формирования исторического сознания, которая стоит перед исторической наукой в целом, является важнейшей социальной, научной и образовательной задачей, на решение которой должны быть нацелены все вспомогательные исторические дисциплины, в том числе и этнология, имеющая богатый арсенал методов накопления и анализа материала. И в связи с этим, целью нашего исследования является изучение прошлого и настоящего полуоседлого тюркоязычного населения, компактно проживающего в северной части Согдийской области Республики Таджикистан, раскрыть особенности в его материальной культуре, быте и занятиях.

Для осуществления поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи: проследить процесс сложения населения района с древнейших времен и до наших дней на основе скрупулезного изучения письменных, археологических, этнографических источников; рассмотреть природно-экологические, исторические и социально-политические факторы, сказавшиеся на взаимодействие и взаимовлияние оседлого населения и кочевников в формировании полуоседлого населения, накопление необходимого ценного фактического материала; уточнить зону исторического расселения полуоседлого населения из сопоставления современной карты и собранных извлечений, данных всех категорий источников; рассмотреть деятельность полуоседлого населения посредством изучения определенной системы производительных сил - орудий труда, способностей совокупного производства и организации труда, накопленного производственного опыта, системы хозяйствования; выявить особенности в обрядности, фольклоре и традициях полуоседлого населения; определить преемственность и инновации в культурогенезе полуоседлого населения.

Хронологические рамки исследования охватывают историю и культуру полуоседлого населения Согдийской области в XIX-XX вв. с историческим экскурсом по процессу формирования данной группы населения с древнейших времен до начала XX века.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация является первым этнологическим исследованием истории быта и культуры, полуоседлых тюркоязычных групп Северного Таджикистана ,

Полевые этнографические материалы собирались автором в составе Этнографической экспедиции Худжандского государственного университета им, академика Б.Г.Гафурова (руководитель - доцент Джахонов У.) в 1990-1997 гг., а также в ходе индивидуальных научных командировок в Матчинский и Аштский районы Худжандского уезда. Проведено обследование в многочисленных селениях, кишлаках и чабанских кошах в горах Карамазара и Моголтау. Основные наши информаторы - люди, возраст которых превышал 60 лет, представляющие разные социальные и этнические группы полуоседлого населения. Такой подбор информаторов, естественно, имел большое значение для повышения научной значимости и достоверности сообщаемых ими сведений.

В научных исследованиях автора по теме диссертации получены данные, где впервые:

- комплексно исследованы вопросы этногенеза и культурогенеза, исторического развития и формирования группы населения отдельно взятого района Средней Азии;

- рассмотрены разные аспекты взаимодействия оседло-земледельческого и кочевого населения в бассейне Средней Сырдарьи;

- прослежены преемственность и инновации в развитии культуры полуоседлого тюркоязычного населения северной части Согдийской области Республики Таджикистан;

- рассмотрены и выявлены особенности материальной культуры, быта и занятий полуоседлого населения;

- в научный оборот вводится целый ряд новых этнографических наблюдений, полученных в ходе полевых работ автора.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической базой исследования послужили концептуальные разработки корифеев русской и советской этнологии, теоретические разработки таких видных ученых этнологов и историков как В.В.Бартольд, Б.Г.Гафуров, Б.Х.Кармышева, а также этнографические, культурологические, социальные и исторические концепции ученых-обществоведов Таджикистана. Методологическую основу диссертации составили труды Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова по вопросам возрождения исторической памяти, самосознания нации, возрождения национальных ценностей1, а также общенаучные принципы историзма, комплексного и компаративного анализа.

Материалы исследования основываются на полевых исследованиях автора, анализе источников и научной литературы. С целью эмпирического обоснования была выработана методика сбора информации, включившего в себя этносоциологическое интервьюирование, анкетирование и опрос в ходе беседы.

Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории (на таджикском, русском и английском языках). - Душанбе, 1996. -80 е.; Его же: Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов (на таджикском и русском языках). - Лондон, 1999. - 238 е.; Его же: Фарханг хастии миллат аст // Точикистон: дах соли истиклолият, вахдати милли ва бунёдкори. Чилди 3 . - Душанбе: Ирфон, 2001.

Сбор полевого материала проводился на всей территории проживания полуоседлого населения Северного Таджикистана.

Научная и практическая значимость диссертации. Впервые в научный оборот вводятся материалы полевых исследований по материальной и духовной культуре полуоседлого населения значительной части Северного Таджикистана.

Автором подготовлена карта региона с указанием всех пунктов с полуоседлым населением. Ценность карты в том, что на ней нанесены даже те пункты, которые были заброшены или оказались на дне «Таджикского моря» (Кайраккумского водохранилища).

Материалы исследования могут быть использованы при создании сводных этнографических работ, в подготовке методических указаний при чтении лекций в рассматриваемых районах, написании учебных работ и пособий по этнографии, истории и истории культуры Таджикистана.

Апробация работы. Апробация результатов исследования имела место как в виде публикаций статей, брошюр, так и сообщений и выступлений на конференциях. Основные положения диссертации были изложены на заседаниях кафедры археологии и этнографии, кафедры истории таджикского народа исторического факультета Худжандского государственного университета им. академика Б. Г. Гафурова, а также в трёх брошюрах, две в соавторстве с У. Джахоновым, на узбекском языке. Брошюра «Из истории культуры населения Шуркуля и Самгарского массива в советский период (1925-1991)» опубликована на русском языке.1

Структура, состав и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Прилагается карта населенных пунктов и зона расселения полуоседлого тюркоязычного населения правобережной части Худжандского уезда Республики Таджикистан, составленная диссертантом, а также список информаторов, сведения которых использованы в диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Дехконов Норали

Выводы:

Данные нашего исследования позволяют сделать вывод, что быт и культура полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Согдийской Народы мира: историко-географический справочник. / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. -624 с. области, несмотря на синтез и заимствования многих элементов культуры, быта и хозяйственной деятельности у местного таджикского населения, всё же сохранили свою традиционную этнокультурную основу.

В этом плане, конечно, на первом месте стоит язык, старинный фольклор, родовые и семейные связи, обычаи, бытовая утварь, традиционная одежда, пища, обряды, праздники, легенды, поверья и календарь. Что мы и попытались показать на некоторых примерах из культуры полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Согдийской области.

На синтез и смешение культуры кочевого и оседлого населения большое влияние оказали следующие факторы:

- совместное проживание на общей территории и постоянные контакты двух указанных групп населения;

- хозяйственная совместная деятельность, особенно в колониальный и советский период истории Таджикистана;

- влияние общих моральных, религиозных этических исламских принципов и взглядов на менталитет народных масс и др.

Изучение культурных традиций полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Согдийской области позволяет сохранить исторические корни отдельных этнических групп, лучше понимать друг друга разным нациям и народностям и на этой основе крепить дружбу и совместно трудиться на благо нашей общей любимой Родины - Республики Таджикистан.

Заключение

С преобразованием Республики Таджикистан в независимое суверенное государство таджикский народ вступил в новый этап своего развития. Начался активный процесс обновления во всех сферах социально - экономической, духовной культурной жизни, оживился интерес к своему прошлому.

В республике усилился интерес к изучению своей истории культуры возрождению национальных традиций. Учение - историки республики с новой, объективной позиции стали рассматривать страницы прошлой истории, чтобы заполнит те "белые пятна", которые по ряду объективных и субъективных причин или идеологических соображений остались вне внимание, упущенными или забытыми.

На передний план исследований выступают многие проблемы, которым ранее уделяли недостаточное внимание. Одной из таких проблем является проблема изучения истории, культуры, быта полуоседлого населения различных регионов Средней Азии.

Известно, что на территории Средней Азии с древнейших времен проживали племена и народности, различающиеся по своему образу жизни и типу хозяйствования: оседлые земледельцы, ремесленники и кочевые скотоводы. Наряду с этим в процессе оседания кочевников появился и промежуточный тип - полуоседлое, полукочевое население.

Изучение этнической истории всех народов и различных групп на территории Таджикистана является одной из важных задач и непременным условием системно - исторического рассмотрения проблем истории одной из зон современного расселения полуоседлого населения Таджикистана - северной (правобережной) части нынешней Согдийской области, в пределах Матчинского, Аштского, севера Бабаджан Гафуровского районов.

Нужно отметить, что современная историческая наука достигла больших успехов на всех направлениях, включая этническую историю. Однако обзор историко-этнографической литературы показывает мало изученность некоторых вопросов, а именно истории формирования, переходу к полуоседлому типу хозяйства, культуры и быта промежуточной прослойки полуоседлого, полукочевого населения северной (правобережной) части нынешней Согдийской области.

В историко-географических трудах древних и средневековых авторов можно найти немало интересных сведений и материалов о народах и племенах населявших предгорную полосу Кураминского хребта и правобережье Сырдарьи.

Важный вклад в изучении истории и культуры полуоседлого населения Средней Азии, в том числе современного Таджикистана внесла русская востоковедческая наука. В работах Н.А. Аристова, академика В.В. Бартольда, В.В. Радлова и других дается ценные сведения об этническом составе тюркских племен и народностей, в том числе полуоседлому населению бассейна Средней Сырдарьи и Ферганской долины.

В их трудах на основе данных средневековых авторов, приводится этнографический материал, интересные и достоверные сведения о хозяйстве, быте и культуре полуоседлого тюркоязычного населения правобережных территорий Сырдарьи.

Труды известных ученых С.П. Толстого. A.M. Золотарева, М.Г. Левина, Н.Н. Чебоксарева, Т.А. Жданко, П.В. Андрианова, С.И. Вайнштейна, Г.Е. Маркова и других являются важным вкладом в изучение истории и этнографии, хозяйственно - культурных типов народов Средней Азии.

Среди общих работ посвященных социально - экономическим вопросам истории и этнографии кочевых и полуоседлых народов Центральной Азии в XVIII-XIX вв. следует назвать монографические исследования С.Е. Толыбекова, П.Х. Кармишевой, К. Шониязова, X. Аргенбаева, Г.П. Снасарева, С.М.

Абрамзона и других. В вышеназванных работах на основе данных древних и средневековых письменных источников, архивных и полевых этнографических материалов с привлечением статических данных исследуется социально - экономические вопросу кочевого, полукочевого, полуоседлого и оседлого населения Центральной Азии.

Накопленный богатый историко-этнографический, археологический материал, их систематизация и обобщение позволяет перейти к новому методу исследования - типологизации хозяйства, материальной и духовной культуры населения разных регионов, что являются новым этапом и направлением в развитии отечественной историко-этнографической науке.

История рассматриваемой части правобережной Средней Сырдарьи была долгой, сложной и богатой на события. Изучение совокупности данных самых разнообразных и разновременных источников позволило проследить этническую историю с глубокой древности до наших дней. Население региона и его этническая история требует к себе пристального внимания как объект богатой и чрезвычайно информативной истории. Как показал анализ разных источников, население здесь формировалось на базе местных ираноязычных туров и сакских племен, отмеченных в письменной традиции как «саки которые за Согдом», заяксартские саки. В результате неоднократных миграций сюда проникают юэчжи, кангюй, усуни и другие скотоводческие группы. Одновременно, сюда проникают и заселяют присырдарьинские районы согдийцы. Вероятно, осевшие саки и согдийцы оставили нам такие археологические памятники как Тудаи Хурд, Тудаи Калон, Калаи Афрасиаб, Кухи Урда, Сомгор и другие, представившие огромный фактический материал по изучению формирования населения региона и его материальной культуры. Позднее, во второй половине 1 тыс. н.э. начинается процесс инфильтрации тюркоязычных племен. Самой поздней группой стали даштикипчакские узбекские племена, заселившие район после завоевания Мавераннахра Шейбаниханом. Ещё позднее на данную территорию проникают отдельные роды казахов и киргизов. В процессе этнической истории правобережья Сырдарьи в пределах нынешней Согдийской области Республики Таджикистан можно выделить несколько этапов:

1 этап: Эпоха поздней бронзы и раннего железа (вторая половина II -первая четверть I тыс. до н.э.). Обитатели - скотоводческие ираноязычные племена авестийского круга. Культура степной бронзы. Кайраккумская культура.

2 этап: Ранний железный век (вторая четверть - середина I тыс. до н.э. VII - IV вв. до н.э.). Обитатели - скотоводческие племена саков: «Саки, которые за Согдом», «Заяксартские саки». Поселения позднего этапа Кайраккумской культуры. Древние рудники Карамазара. Могильник Ходжи Ягона, Даханинский могильник, петроглифы Моголтау и Курамы.

3 этап: III в.до н.э. - III в.н.э. Период значительных передвижений кочевников Правобережней части бассейна Средней Сырдарьи. Саки, юэчжи, кангюйцы и усуни. Постепенный уход с исторической арены последних сакских племен. Инновации в материальной культуре. Вхождение территории в состав государства Канпой.

4 этап: IV - VIII вв. н.э. Первое упоминание названия Илак применительно к данной территории. Эфталитский период. К этому времени относится широкое распространение погребальных сооружений типа «мугхона». Территория оказалась включённой в составе Тюркского каганата. Проникновение отдельных тюрков на подгорную полосу Кураминского хребта (находки в аштских могильниках). Период арабских завоеваний. Тюргешский каганат.

5 этап: IX - XII вв. н.э. Этот период характерен широкой эксплуатацией полезных ископаемых Кураминских гор. Территория под властью Илекханов, в составе Саманидского государства и Караханидского каганата. Отмечается активное взаимодействие кочевого и оседлого население, распространение комплексного хозяйства.

6 этап: XIII - XVIII вв. Территория в системе удельного управления. Расселение джалаиров. Этнические взаимодействия пришлого и местного населения. Кураминцы. Проникновение узбекских племен даштикипчакского происхождения и киргизов. Становление и развитие сельских поселений полукочевого населения рассматриваемой территории. Большая дробность и смешанность этнического состава населения при устойчивом сохранении этнического самосознания и самоназвания, которые начинают постепенно утрачиваться лишь в XX веке, когда активизируется процесс консолидации разных тюркоязычных групп в узбекский народ. В это время, т.е. в XX веке, которое можно назвать периодом стабилизации исторического процесса, происходит общая нивелировка этнических свойств.

Благодаря исследованиям историков, этнографов, археологов, антропологов, палеолингвистов и других специалистов мы предлагаем охарактеризовать материальную и духовную культуру населения правобережья Средней Сырдарьи в каждую из выделенных нами этапов этнической истории. Из шести этапов, первые три можно выделить как ранний период, когда все этнические группы, обитавшие на указанной территории, безусловно, были ираноязычными. В четвертом этапе начинается процесс проникновения тюркоязычных элементов. Одновременно с периодизацией этнической истории, анализ материалов позволил нам выявить особенности, характерные для этнической истории рассматриваемого района:

- устойчивая преемственность в хозяйственном укладе населения с конца бронзового века до новейшего времени при большой мозаичности и пестроте в этническом составе.

- устойчивые традиции в духовной культуре на протяжении трех тысячелетий при значительных инкорпорациях элементов материальной культуры соседних оседлоземледельческих историко-культурных областей.

Этническая история населения проживающего на территории северной части бассейна Сыр-Дарьи Худжансдкого уезда дает очень наглядный пример процесса трансформации хозяйственного уклада, демографического состояния, профессионального состава местного населения. Несмотря на то, что естественно-географические условия региона были доминантой в складывании образа жизни и занятия населения, наблюдается постепенный переход от кочевничества к оседлости. Начавшийся в древности процесс оседания кочевников значительно ускоряется в новое и новейшее время. На смену кочевничеству приходит интенсивное оседлое скотоводство, развивающееся главным образом в условиях комплексного сельского хозяйства. Если взглянуть на этническую и хозяйственную историю нашего региона, то указанная тенденция очевидна.

Пришедшие в начале XVIb. узбекские племена были поздними кочевниками (ранними кочевниками были саки, скифы, гунны). Узбекские племена Шейбанихана были кочевниками, которые в силу разных причин встали на путь постепенного оседания, часть которых оказалась и в исследуемой нами зоне. Здесь, на предгорьях Курамы мы видим переходные от кочевничества к оседлости формы - полукочевое и полуоседлое типы хозяйства.

Постепенно, узбекское население принимало хозяйственный уклад местного оседлого таджикского населения. Пришедшие позднее, казахские и киргизские этнические группы, в большей мере сохраняли кочевой образ жизни. Так, даже в середине XX века, отдельные казахские и киргизские семьи продолжали жить в юртах и заниматься исключительно скотоводством. Напротив, у узбекского населения единственным типом жилища стали стационарные постройки, а роль скотоводства заметно снизилась, хотя и оставалось на первом месте, оно всё же уступило значительную долю другим видам хозяйственной деятельности: богарному земледелию, занятию ремеслом, различным промыслам и торговле.

Данные нашего исследования позволяют сделать вывод, что быт и культура полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Худжандского уезда, несмотря на синтез и заимствования многих элементов таджикского населения, всё же сохранили свою традиционную этно-культурную основу.

В этом плане, конечно, на первом месте стоит язык, старинный фольклор, родовые и семейные связи, бытовая утварь, традиционная одежда, пища, обряды, праздники, календарь, легенды поверья и календарь. Что мы и попытались показать на некоторых примерах из культуры полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Худжандского уезда.

На синтез и смешение культуры кочевого и оседлого населения большое влияние оказали следующие факторы:

- совместное проживание на общей территории и постоянные контакты двух указанных групп населения;

- хозяйственная совместная деятельность, особенно в колониальный и советский период истории Таджикистана; - влияние общих моральных, религиозных этических исламских принципов и взглядов на менталитет народных масс и др.

Комплексное исследование проблем этногенеза, культурогенеза, формирования и исторического развития полуоседлого тюркоязычного населения северной части Худжандского уезда Таджикистана имеет большое теоретическое и практическое значение.

Изучение культурных традиций полуоседлого населения бассейна средней Сыр-Дарьи Худжандского уезда позволяет сохранить исторические корни отдельных этнических групп, лучше понимать друг друга разным нациям и народностям и на этой основе крепить дружбу и совместно трудиться на благо нашей общей любимой Родины - Республики Таджикистан.

В данной работе исследованы история формирования нового типа хозяйства и культура полуоседлого населения правобережной части Худжандского уезда Таджикистана. Чересполосное расположение степей, горных долин, ущелий, определенные социально-экономических факторы обусловили и создали благоприятные условия для развития в бассейне Средней

Сырдарьи комплексно скотоводческо- земледельческого хозяйство способствовали длительному сохранению полукочевого быта, а следовательно и родо-племенных отношений и традиций среди полуоседлого населения.

Этнокультурные группы полуоседлого населения как объект исследования и изучения является богатым аккумулятором значительных культурных ценностей, которые могут быть использованы в будущем.

Об этом так сказал уважаемый Президент Республики Таджикистан Э. Ш. Рахмонов: «Признавая уникальность культуры каждого народа, мы, в то же время, не отказываемся от культуры всей Средней Азия являющейся во многих областях тысячелетним сплавом культур всех населяющих её народов. Это определяет наше искренне дружественное отношение ко всем народам Средней Азии .».1

1 Рахмонов Э. III. Таджикистан на пороге XXI века. - Душанбе, 2001. - С. 55.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дехконов Норали, 2006 год

1.Архивные материалы

2. Список насилении пунктов Тадж.ССР. Издание УАХУ, Тадж. ССР город Сталинабад 1932г.

3. Центральный Гос. архив Казак. ССР-ф. 78-Оп. 2-Д. 9582,1857-58г-Л. 46.

4. Центральный Гос. архив Узб. ССР. -ф. 17. -Оп. 1-Д. 3733-Л. л. 32-37.

5. Центральный Гос. архив Узб. ССР. -ф. 17-Оп. 1. -Д. 3440. -Л. л. 4-6.1. Источники

6. Аристов М.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностейи сведения об их численности-СПб. 1897

7. Бетгер Е.К. Извлечение из книги «Пути и страны» Абул-Касима Ибн

8. Хаукаля. // Труды САГУ им. В.И.Ленина. Ташкент, 1957.

9. Бичурин И.Я. Собрание сведений о народах, обитающих в Средней Азии вдревности. В.З-х томах. - М.:-Л.: 1950-1953

10. Броневский С.Б., Левшин А. Отечественные записки Ч.43.-СПБ. 1830.

11. Валиханов Ч.Сочинения. В 5 т. 7. 1,-Алмаата,1961

12. Вельяминов-Зернов В.В. Сведения о Кокандском ханстве // Вестник РГО.1. Т.18.-СПБ, 1856.

13. География Туркестанского края.- СПб, 1886.

14. Григорьев В.В. О скифском народе саках. СПб, 1871.

15. Зарубин И.И. Список народностей Туркестанского края. Л.: 1925.

16. Зуев Ю.А. «Джам ат-таворих» Рашид-ад-дина как источник по раннейистории джалаиров // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1989.-М.: 1972.

17. Ибрат. Фаргона тарихи. Ташкент, 1991.16. «Маджму-ат-таворих» («Собрание историй») фотографическаярепродукция отрывков рукописного текста, введение и указатели. Подготовил к печати А.Т.Тагирджанов. JL: 1960.

18. Марков Е. Россия в Средней Азии. Т,2.-СПб, 1901.

19. Махмуд Ибн Вали. Море тайн относительно благородных. (География).

20. Введ., прим и указатели П.А.Ахмедова. Ташкент, 1977.

21. Мухаммад Юсуф Мунши. Мукимханская история. Перевод с таджикскогопредисловие, примечания и указатели А.А. Семенова Ташкент, 1956.

22. Миздендорф А.Ф. Очерки Ферганской долины СПб, 1882.

23. Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. Под ред.

24. Н.А.Маева. Вип 1. - СПб, 1872.

25. Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии.1. М.:1968.

26. Наливкин В.П. Краткая история Кокандского ханства. Казан. 1886.

27. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. -Т.83.

28. Самаркандская обл. СПб, 1903.

29. Там же. Т.89. Ферганская обл.-СПб,1904.

30. Потанин Н.Р. Записки о Кокандском ханстве // Вестник ИРГО.- Вип.18.-СПб,1856.

31. Самаркандские документы ХУ-ХУ1 веков. (О владениях Ходжи Ахрара в

32. Средней Азии и Афганистана). М.: 1974.

33. Список населенных пунктов Тадж. ССР. Издание УНХУ Тадж. ССР.1. Сталинабад, 1932.

34. Свод этнографических понятий и терминов. Вип.З. (Материальная культура).-М.: 1989.

35. Страбон. География в 17 книгах. Перевод Г.А. Стратановского. М.: 1964.

36. Филипп Ефремов. Девятилетнее странствование. М.: 1950.

37. Хафизи Таниш Бухари. Шараф-номайи-шохи. -Ч.г. М.: 1989.

38. Хорошкин А. Народы Средней Азии. (Историко- этнографическиеэтюды) // Туркестанские ведомости. -1871. -№1. 9.

39. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х томах — Часть 2.

40. Подред.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, Кузищина.- М.:1980.

41. Худуд-ул олам. Дар зери тахрири A.M. Мухторов.- Душанбе, 1989.

42. I Монографии и статьи в научных сборниках.

43. Абдувахидов Р. Скотоводческие занятие таджиков Кулябской области вконце XIX и начале XX веков.- Душанбе, 1997.

44. Абдувахидов Р. Традиционный способ использования пастбищ в Кулябскомрегионе. // материал по истории таджикского народа. Ленинабад, 1989.-С.27-29.

45. Абдурахимов С. Я. Взаимодействие человека с природными ресурсами эпохи

46. Саманидов в Таджикистане. Худжанд, 1999.

47. Абдурахимов С.Я. Геоэкологические проблемы техногенеза на территории

48. Северного Таджикистана. Пермь,2003.

49. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические историко-культурные связи1. Л.: 1971

50. Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и Индии М.:1977.

51. Акишев К. А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усулей долины р. Или1. Алма-ати, 1963.

52. Андрианов Б. В. Неоседлое население мира: (историко-этнографическоеисследование). М.: 1985.

53. Аргинбаев X. Этнографические очерки по скотоводству казахов.1. Алма-Ата, 1989.

54. Ахмедов П.А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI

55. XVIII вв. Письменные памятники. Ташкент. 1985.

56. Бабаева Н.С. Древние верования горных таджиков Южного Таджикистана впохоронно поминальной обязанности (конец XIX и начало XX вв.)

57. Баротов С. А. Культура скотоводов северной Ферганы в древности и раннемсредневековье (по материалам курумов мугхона). АКД.- Самарканд. 1991.

58. Бартольд Р. Б., Новиков В. В. Каменное чудо Таджикистана. Душанбе,1994.

59. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч.Т.1.- М.: 1963.

60. Бартольд В.В.История культурной жизни Туркестана// СочТ.2.-Ч.2.-М.:1963.

61. Бартольд В.В. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII веке // Соч.1. Т.2.-Ч.2.-М.:1964.

62. Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана// Соч., 3. -М.: 1965.

63. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов // Соч. Т.5.М.: 1968.

64. Бартольд В.В. Современное состояние и ближайшие задачи изученияистории турецких народностей // Соч.Т5.-М.:1968.

65. Беляева Т.В. Архимческий, античный и раннесредневековый Ходжент поданным письменных и археологических источников // Исследования по истории и культуре Ленинабада и Душанбе: Дониш, 1986.

66. Бейсембиев Т.К. Ферганские номады в Кокандском ханстве и ихисториография. // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата. 1989.

67. Брикина. Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине 1 тыс.н.э.-М.:1982.

68. Буряков Ю.Ф. Историческая топография древних городов Ташкентскогооазиса (историко-археологический очерк Лага и Илага). Ташкент, 1975.

69. Буряков Ю.Ф. Генезис и этап развития городской культуры

70. Ташкентского оазиса. Ташкент, 1983.

71. Буряков Ю.Ф. Торговые пути и их роль в урбанизации бассейна Яксарта / /насреднеазиатских трассах Великого шелкового пути. Очерки и истории и культуры.- Ташкент 1991.

72. Вайнштейн С.И. Проблемы происхождения и формирования хозяйственноготипа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии М.: 1973.

73. Воднев В.В. Культурная преемственность-фактор национального сознания //

74. Актуальные проблемы гуманитарных исследований. Сборник научных трудов.- Вып. 1 .-Москва-Худжанд 2004.

75. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, и средневековая история. М.:1972.

76. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя, и средневековая история. Кн.21. Душанбе.1989.

77. Грайваронский В.В. От кочевого образа жизни к оседлости (на опыте МНР)1. М.,1979.

78. Гулямов Я. Г. История Хорезма с древнейших времен до наших дней.1. Ташкент,1957.

79. Дехконов Н., Жахонов У. Дёнгиз остидаги кишлоклар. (Тарихийэтнографик очерк) (Затопленные кишлаки). Худжанд: Наргис, 1999. 52с. на узб.яз.

80. Дехконов Н., Жахонов У. Мастчох нохиясидаги узбеклар (Тарихийэтнографик очерк) (Узбеки Матчинского района. (Историко этнографический очерк)). Худжанд: Омор, 2000. 520,- на узб. яз.

81. Дехконов Н. Из истории культуры населения Шуркуля и Самгарскогомассива в советский период (1925 1991).- Худжанд: Омор, 2000. - 72 с. 70 а) Очерк истории и культуры населения правобережья Сыр-Дарьи Согдийской области. - Худжанд, Наргис, 2006. - 120 с.

82. Жданко Т Номадизм в Средней Азии и Казахстане // История,археология и этнография Средней Азии. К. 60-летию С.П.Толстого. -М.: 1968.

83. Жолдисбаев С.Ж. Зимовки- поселения и жилище-казахов Семиречья (ХУ1

84. XIX вв.)// Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. -Алма-ата, 1989.

85. Заднепровский Ю.А. Взаимодействие кочевников и древних цивилизацийэтническая история Средней Азии // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма.- Ата, 1989.

86. Исламов У.И. Оманжулов Т. Некоторые итоги изучения эпохи мустье

87. Ташкентского оазиса// История материальной культуры Узбекистана. -Вып.20.-Ташкент, 1986.

88. Исломов О.И., Рутковская J1.M. Геолого-археологическая характеристикадревнего рудника «кони МанЬур» // Археология Средней Азии.-4.- Тр. САГУ.-Вып.З.Ташкент, 1957.

89. История народов Узбекистана. Т. 1.Ташкент, 1950.

90. История таджикского народа. Т. 1 .Древнейшая и древняя история.1. Душанбе, 1998.

91. Караев О. История Караханидского каганата.-Фрунзе, 1983.

92. Кармишева П.Х. Узбеки-лакайцы Южного Таджикистана. Историкоэтнографический очерк животноводства в дореволюционный период// Труды ИИА и Э АН Тадж. ССР.-Т.28.-Вып.1-Сталинабад, 1954.

93. Кармишева П.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистанаи Узбекистана (по этнографическим данным). М.:1976.

94. Кляшторный С.Г. Древнетюркская руническая надпись на бронзовом перстнеиз Ферганы // Археологические работы в Таджикистане.- Вып.5.-Сталинабад, 1959.

95. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник поистории Средней Азии. М.Наука,964.

96. Кузмина Е.Е., Лившиц В.А. Еще раз о происхождении юрты //

97. Прошлое Средней Азии (археология, нумизматика, эпиграфика, этнография.) Душанбе, 1987.

98. Литвинский П.А., Даханинский могильник эпохи бронзы в Западной Фергане

99. Краткие сообщения Института истории материальной культуры-Вып.80.- М.:-Л.:1960.

100. Литвинский Б.А. «Саки» которые за Согдом // Труды АН Тадж. ССР. Т.1. СХХ. Сталинабад, 1960.

101. Литвинский Б.А. Окладников А. .П., Ранов В. А. Древности Кайракуммов.

102. Древнейшая история Северного Таджикистана). Душанбе, 1962.

103. Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы. (Раскопки.

104. Погребальный обряд в свете этнографии). М.: 1972.

105. Литвинский Б.А. Проблемы этнический истории древней ираннесредневековой Ферганы // История и культуры народов Средней Азии (древняя и средние века). М.: 1976.

106. Марков Г. Е. Кочевники Азии. М.: 1976.

107. Масон М. Е. Из истории горной промышленности Таджикистана // Труды

108. Таджикско-Помирской экспедиции. Вып. 2. - Л.: 1934.

109. Мирбабаев Н. К., Рахимов Н. Т. К истории ландшафта и климата Худжанда //

110. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Вып. 2. М.: - Худжанд, 2004.

111. Набиев Р. Н. Из истории Кокандского ханства. Ташкент, 1972.

112. Неъматов Н. Н. Сакко-Согдийский синтез на Средней Сырдарьи //

113. Взаимодействие кочевых культур и древние цивилизаций. Алма-Ата, 1989.

114. Неъматов Н. Н. Исследования СТАКЭ в 1983 году // Археологическиеработы в Таджикистане. Вып. 23 (1983). - Душанбе, 1991.

115. Некоторые вопросы брака и свадебные обряды таджиков к.

116. Шахристан // Сборник научного кружка при Восточном факультете САГУ. Вып. 1.-Ташкент, 1927.

117. Нерадих Е. Е. Предки таджикского народа в IV-V вв. н. э. // Историятаджикского народа. Т. 1. М.: 1963.

118. Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин J1. В. Пути развития феодализма.-М.: 1972.

119. Нуриддинов Ш, Мансуркулов К. Сомгор сохиби. Хужанд.- 1995.

120. Оразов А. Скотоводства у туркмен в конце XIX начале XX вв. - под ред. д.и. н. Г. Е. Марковы. Ашгабад, 1995.

121. Панфилов О. В. Сакские мотивы в петрография Моголтау // Скифосибирский мир: искусства и идеология. Кемерово, 1984.

122. Панфилов О. В. Исследования Западной Ферганы // Археологическиеработы в Таджикистане. Вып. XXIII. (1983). - Душанбе, 1991.

123. Писарчик А. К. Строительные материалы и конструктивные приёмынародных мастеров Ферганской долины в XIX-XX вв. // Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. 1 // Труды Института этнографии. -Новая серия. - 1. XXI. - М.: - Л.: 1954.

124. Птицын Г. В. К вопросу о географии «Шахнамэ» // Труды Отдела Востока

125. Государственного Эрмитажа. Т. 4 - Л.: 1974.

126. Пугаченкова Г. А. Образ канпойца в согдийском исскустве // Изхудожественной сокровищницы Среднего Востока. Ташкент, 1987.

127. Радлов В. В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии.

128. Перевод примечания Н. Н. Козьмина. Иркутск, 1929.

129. Раевский С. Г. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опытреконструкции скифской идеологии. М.: 1977.

130. Рахимов Н. Т. Музей археологии и фортификации Худжанда. Краткийпутеводитель. Худжанд, 2003.

131. Рахимов Н. Т. Из истории материальной культуры

132. Таджикистана. Замок Каппетены . Худжанд, 2001.

133. Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1996.

134. Рахмонов Э. Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до1. Саманидов. Лондон, 1999.

135. Рахмонов Э. Ш. Фарханг хает, миллат аст // Тохикистон: дах солиистиклолият, вахдати миллй ва бунёдкори. Хилди 3. Душанбе: Ирфон, 2001.

136. Ромодин А. Некоторые источники по истории Ферганы и Кокандскогоханства (XVI-XIX вв.) в рукописи собраньях Ленинграда. Доклады делегации СССР на XXV Международном конгрессе востоковедов // Труды востоковедов. Т. 3. - М.: 1963.

137. Ричков П. И. Топография Оренбургской губернии // Оренбургские степи втрудах П. И. Ричкова, Э. А. Эверомана и С. С. Недстроева. М.: 1949.

138. Салтовская Е. Д. К вопросу о северо-Ферганских саках эпохи железа //

139. Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Л.: 1975.

140. Салтовская Е. Д. О погребениях ранних скотоводов в Северо-Западной

141. Фергане // Краткие сообщения Института археологии (КСИА). Вып. 154.-М.: 1978.

142. Семёнов А. А. Первые Шайбаниды и борьба за Мавераннахр // Труды АН

143. Тадж. ССР. Т. 12. - Сталинабад, 1954.

144. Снесарев Г. П. Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и

145. Казахстан. М.: Наука, 193-28.

146. Снесарёв Г. П. Реликты до мусульманских верований и обрядов у узбеков1. Хорезма.-М.: 1969.

147. Султанов Т. И. Опыт анализа 92 «племен илатицы» // Средней Азии вдревности и раннем средневековье. (История и культуры). М.: 1977.

148. Сухарева О. А. Свадебные обряды таджиков г. Самарканда и некоторыхдругих районов Средней Азии. М.: - Л.: 1974.

149. Толибеков С. Е. Кочевое общество казаков в XVII начале XX вв. Политико-экономический анализ. - Алма-ата, 1971.

150. Турсунов Н. О. Сложение и пути развития городского и сельскогонаселения Северного Таджикистана в XIX начале XX века. - Душанбе, 1976.

151. Турсунов Н. О. Об истории связях таджиков и киргизов Северного

152. Таджикистана в прошлом // Материалы по истории таджикского народа. -Ленинабад, 1989.

153. Турсунов Н. О. Развитие городских и сельских поселений Северного

154. Таджикистана в XVIII начале XX вв. - Душанбе, 1991.

155. Турсунов Н. О. Таърихи точикон. Худжанд, 2001.

156. Тревер К. В., Якубовский А. Ю., Воронец М. Э. История народов

157. Узбекистана. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI века. -Ташкент, 1950.

158. Хозяйство казаков на рубеже XIX-XX вв. // Матералы к- историкоэтнографическому атласу. Алма-Ата, 1980.

159. Хозяйство Каракалпакии в XIX начале XX в. // Материалы к историкоэтнографическому атласу Средней Азии и Казахстан. Ташкент, 1972.

160. Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа. (Историкоэтнографические исследование на материалах кипчакского компонента). -Ташкент, 1974.

161. Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и Ирана // ИИВ АН

162. СССР. Вып. 15. - М.: - Л.: 1058.

163. Якубов Ю. Государственное управление в советский период //

164. Государственность и религия в духовном наследии Киргизии // Труды Института мировой культуры. Вып. 3. - Бишкек-Лейпциг, 2003.

165. Якубовский А. Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент,1941.1.. Материалы периодической печати:

166. Дехконов Н. Сув остидаги колган кишлоклар Затопленные кишлаки.

167. Ленинобод Хакикати.- 1997.- 15 февраль.

168. Дехконов Н Шуркул ковунлари Шуркульская дыня. Ленинобод Хакикати.1997,- 8 март.

169. Дехконов Н. Афсановий пахлавонлар Сказочные богатыри. Ленинобод1. Хакикати.-1997.- 18 июль.

170. Дехконов Н. Шуркул туз конлари Шуркульские солевые место рождения.

171. Ленинобод Хакикати.- 1997.- 20 августь.

172. Дехконов Н. Шуркул казоклари (Казахи Шуркуля) //Хакикати Ленинобод.1997.- 18 июня.

173. Дехконов Н. Шуркул козоклари маданияти (Культуры казахов Шуркуля) //

174. Хакикати Ленинобод. 1999. - 25 авг.

175. Джани-заде Т. М. О чем могут рассказать музыкальные инструменты XIXвека? (Этнографические концепции и музыкальная культура народов Средней Азии) // Ирано-Славики. 2004. - №1.

176. Жданко Т. А. Проблемы подуоседлого населения Средней Азии и

177. Казахстана // Советская этнография. 1961. - №2. 141.3адненровский Ю. А. Тюркские памятники в Фергане // Советская археология. - 1967. - №1.

178. Мамарасулов С. Мевагулни ким сурайди ? Кто спрашивает о Мевагуле?. //

179. Ленинобод Хакикати.- 1997.- 14 июнь.

180. Мамарасулов С. Ватан хакида суз Слова о родине. // Кадрият 2000.- апрель.

181. У. Литература на иностранном языке

182. Crezshevitch I. An Irasuustis viev or the some controversy. Usmorial lean ole

183. Menasee, par Ph Criqnoux et a Tafazzoi. Imperimeric orintaligte.- Conwain. 1974.- P.54-55.

184. Herrfeld E. Sakstan. Archatooloqische Mittei lunqeg aus Iran. Bd. 4.- Berlin.1931.-P.9-10.

185. Herrfeld E. Zoroaster and his world.- U.r.Princeton. 1947.11.-Р.7/-13/

186. Konon S. Kharashtni instructions with the exceptions of thost of Asoka, Corpus Inscriptionum Indicarim, V,2, Ed by Stein Konov,- Calcuta. 1929, P,VIII,-XIX.

187. Markwart I. Untersuchunqen zuz Ceschichte von Eran. Philoloqus. Bu. 54.Vo

188. Yingen. 1985. Sonderdruch aus Philoloqus. Suppl.10. Leipziq. 1905.- P.-242-243

189. Plinq. Natural history with an Enqlich trans. By Rackham.- Vol. 1-9-Iondon.1947- 1958.

190. Rapson E.I. The Cambridqe history of Indif. Vol. l.Anceint Indif.

191. Ed.E.I.Rapson.- Cambridqe. 1922.-P-564-565.1. VI. Список информаторов1. Ф.И.О. Год рожд. Уроженец

192. Абдугодиров АмадалЬ 1947 Карамазар

193. Алимгулов Абдугодир 1.950 Червон аул

194. Беригулов Сулаймонгул 1906 Уяс

195. Бобоханов Бобораим 1936 Султанобод

196. Баромгулов Мирзогул 1946 RypuoH4a6 Душабоев Тоир 1954 Уяс

197. Дегонов Абдумахид 1930 Батлаук

198. Мавлонов Турсунбой 1932 Уяс

199. Мавлонова Ойимниссо 1939 Уяс

200. Мирзогулов ТурсуналЬ 1947 Чол-ота

201. Мамадов Юлдош 1954 Карамазар

202. Мардонгулов Манон 1930 Калении

203. Маматгулов Эржигит 1944 Иипчог

204. Ортигов Охунхон 1932 Кек-курак

205. Тангиров Эранбой 1940 Карамазар

206. Турсунбоев Херабой 1928 Карабуйин

207. Тошматова Зулфия 1932 Карабуйин

208. Терагулов Парпибой 1929 Янгиабад район Ж.Расулов

209. Терагулов Турсунбой 1950 Курионча

210. Худойгулов Эргаш 1928 Карабуйин

211. Холмурзаев Шербой 1928 Таш.обл. респ.Узбекистан

212. Холназаров Эгамназар 1910 Батлаук23 {амдамов {айдгул 1943 Хал га-тугай

213. Холмурзаев Абдухаббор 1951 Уяс

214. Шодиев Эргаш 1928 Хуханд-ХГУ

215. Элмурзаева Ойсара 1910 Беш овул

216. Эгамназаров Имомназар 1948 Султонобод

217. Эргашев Абдурамон 1951 Уяс

218. Эрматов Кучкар 1910 Батлаук

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.