Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович

  • Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 180
Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович. Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Худжанд. 2012. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович

Введение.

Глава I. Исторические особенности развития музыкальной культуры города Ху джанда.

1. Формирование музыкальной среды средневекового Худжанда.

2.Песенная культура Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий (сферы формирования вокальных жанров).

3. Традиционная жанровая система песенной культуры Худжанда вторая половина XIX - начало XX столетий).

Глава II. Профессиональные и народно-профессиональные вокальные жанры.

1. Исторические виды музыкального обучения.

2. Вокальные жанры в классической музыке.

3. Вокальные жанры в религиозной музыке.

Глава III. Вокальные традиции в музыкальном фольклоре

Худжанда.

1. Календарные песенные жанры.

2. Обрядовые песенные жанры.

3. Семейно-бытовые жанры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Из истории песенной культуры Худжанда второй половины XIX - начала XX столетий»

Актуальность темы. Песенный фольклор является неотъемлемой частью духовной культуры таджикского народа. Возникнув в глубокой древности, этот вид народного творчества дошел до наших дней. До недавнего времени песенный фольклор занимал одно из ведущих мест среди разнообразных сфер народного искусства Таджикистана. В зависимости от исторического периода и региона песенный фольклор отличается большим разнообразием. С научной точки зрения очень важным и интересным является песенный фольклор одного из древних культурных центров таджикской культуры - города Худжанда во второй половине XIX - начале XX вв.

Выбор темы обусловлен наличием сложившейся уже в средние века в Худжанде своей музыкальной среды и своеобразного песенного фольклора. Письменные источники свидетельствуют, что песенный фольклор имел большое влияние и на другие жанры музыкального искусства.

Народно-песенное творчество во все времена отражало настроения общественной жизни и всегда являлось значимой частью быта, духовной и трудовой деятельности народа. В Худжанде даже умершего провожали в потусторонний мир песнопениями. В связи с этим исследование музыкальной культуры, в особенности фольклора даже одного города, имеет большую научную актуальность. Постановка такой темы очень важна для дальнейшего развития современной музыкальной культуры, находящейся всегда во взаимодействии с народным песенным творчеством.

Музыкальное наследие Худжанда, и в особенности его песенная культура, как и другие жанры искусств, отражает содержание народной мысли о добре и зле, красоте природы. Жители Худжанда с древнейших времён выражали в песнях свои чувства и на протяжении веков создали песенный фольклор, в котором в художественной форме нашли отражение многовековая история, трудовая и социальная жизнь, а также философское воззрение и эстетическая мысль горожан. Музыкальная культура города богата также обрядовыми песнями.

Песнетворчество, как в средневековом, так и современном Худжанде, является одной из популярных и весьма развитых сфер традиционной музыки. Музыкальная культура Худжанда вобрала в себя особенности, которые характерны в целом для песенного творчества древних городов Центральной Азии. Вокальные музыкальные жанры в практике народа больше сохранились в устной форме, которые свидетельствуют об исторических, профессиональных устоях этих традиций. Важным моментом является и тот факт, что песенная традиция Худжанда оказала заметное влияние на культуру и развитие искусства других регионов современного Таджикистана. Особенно это касается жанровой классификации народных песен, выявления и определения их стилевых и музыкальных особенностей. Примечательно, что фольклор Худжанда в последнее время видоизменяет свои стилистические, формообразующие основы в связи с новыми социальными и экономическими преобразованиями. В диссертационной работе мы старались комплексно исследовать музыкальный фольклор Худжанда в контексте социальной жизни населения и художественного вкуса как культурного и эстетического явления.

Степень изученности проблемы. Исследования известных этнографов и фольклористов М.Андреева, Ф.Зехниевой, Н.Кислякова, М.Мардоновой, Е.Пещеревой, Р.Рахимова, Р.Кадирова, Р.Джумаева, Х.Эшонкулова сыграли важную роль в изучении традиционной обрядовой практики, в особенности музыкальной практики таджиков Х1Х-ХХ веков1.

Однако, ннесмотря на свою значимость, история песенной культуры таджикского народа и особенно Худжанда остается до настоящего времени

1 Ишанкулов Х.Р. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX - начало XX вв.). Душанбе: Дониш, 1972,- 120 е.; Зех,ниева Ф. Сурудхои маросими туи точикон. Душанбе, 1978; Мардонова А.; Ч,умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор.//Дар чустучуи фархднги водии Х,исор. Душанбе, 1992,- С. 24-59; Нурджанов Н.Х. Свадьба.//Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе: Дониш, 1976,- С.26-67; Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1990.-156 е.; Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада.//История и этнография народов Средней Азии (Сборник статей). Душанбе: Дониш, 1981,- С. 106-122; Ч^умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор (пажухиши этнолочй- фолклорй). Душанбе, 2001. -121 с. мало изученной. Исследование традиционной музыкальной культуры таджикского народа, в особенности городской культуры, началось в конце XIX века. Истоки формирования городской музыкальной культуры, в частности музыкальной культуры города Худжанда и его округа в Х1Х-ХХ вв., нашли отражение в исследованиях русских исследователей,2 а также ряда современных исследователей3.

Некоторые стороны культурной и музыкальной жизни Худжанда были также освещены известными историками - Н.Негматовым А.Мирбобоевым, Н.Турсуновым, С.Марофиевым, А.Раджабовым4, а также музыковедами -Н.Н.Мироновым, О.Л.Данксером, Б.Кабиловой, З.М.Таджиковой, Н.Хаки-мовым. Отдельные аспекты данной темы в разное время были затронуты и исследователями5.

2 Эйхгорн А. Музыкально - этнографические материалы. Под ред. Беляева В. М. - Ташкент, Изд. АН. Узб. ССР, 1963; Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане.- Пг.,1916. Крестовский В.В. В гостях у эмира Бухарского. СПб., 1887; Костенко Л.Ф. Путешествие в Бухару русской миссии в 1871 году. Спб., 1871; Лагофет Д.Н. В горах и на равнинах Бухары. СПб., 1913; Наливкин М., Наливкина В. Очерки быта женщин оседлого населения Ферганы. - Казань, 1886; Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. - Москва: Музыка, 1970; Музыкальная фольлористика в Узбекистане.- Ташкент, 1963.

3 Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков//Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986; Рачабов А. Афкори мусик,ии точик дар асрхои XII - XV. - Душанбе, 1989; Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии,- Душанбе, 2000; Его же - Таърих ва назарияи Шашмак,ом. - Душанбе, 2003; Х,акимов Н. Омузишгох,и санъати ба номи Содирхон Хрфизи Хучандшах,р.- Хучанд, 1999; Х,акимов Н. Мусик,и чашни ару-сии точик. - Хучанд, 2003; Х,акимов Н. Шашмак,ом дар карни XX: анъана ва навоварй (нашри дувум бо тасх,еху иловах,о).-Хучанд, 2006; Ёкубов А. Анъанах,ои накшсарой дар шимоли То-чикистон. - Душанбе, 1991

4 Негматов Н., Марофиев С. Выдающийся классик таджикского искусства Содирхон//Сообщения Государственного объединенного музея историко-краеведческого и изобразительного искусства. Вып.VI. - Душанбе, 1966. - С. 141-146; Мирбобоев А. Суннатх,ои Наврузй//Илм ва хдёт. -1991, № 3. - С.2; Турсунов Н.О. Шах,ри офтобй. - Душанбе, 1989; Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков//Исследования по истории и культуре Ленинабада. - Душанбе, 1986. - С. 224-225

5 Миронов Н. Музыка таджиков. Сталинабад, 1932; Музыка таджиков. Составители: Н.М. Зубков и A.C. Ленский. Ташкент - Сталинабад, 1941; Данксер О.Л. Собрание и изучение таджикской народной песни.//Искусство таджикского народа. Труды АН таджикской ССР. Т. 42. Сталинабад, 1956.; Таджикова 3. Свадебные песни таджиков (по материалам Зеравшанских искусствоведческих экс-педиций).//История и современность. Проблемы музыкальной культур народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. М.: Музыка, 1972. - С.249-266; Таджикова 3. О музыкальном искусстве Бухарских женщин-созанда.//Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Москва: Советский композитор, 1987-С. 74-82; Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1978.-182 е.; Нурчонов Н., Крбилова Б. Мавригй. - Душанбе, 2010; Хакимов Н. Бунёди мусикии точик. Хучанд, 1998; Х,аки-мов Н. Санъати мусик,й (самтхои ташаккул ва тафсиру таснифи он)//Инъикоси масъалахои фарханг дар ВАО.- Хучанд, 2009,- С. 57-100.

Вместе с тем, до сих пор отсутствует фундаментальное исследование песенного искусства и других видов музыкального фольклора таджикского населения Худжанда. По этой причине диссертант сделал свой выбор в пользу исследования песенной культуры Худжанда и ближайших к нему населённых пунктов, связанной с музыкальной культурой Бухары, Самарканда, Ко-канда и других городов.

На основании имеющейся классификации музыкального фольклора мы впервые дали стройную классификацию жанровых особенностей песен города Худжанда. А также определили основные типы народного песнетворчест-ва. В нотных расшифровках мы передали все особенности образцов народного песенного искусства, ранее записанных на магнитофонную ленту, а также хранящихся в виде видеоматериалов.

Ввиду недостатка музыкально-этнографического материала, мы уже с начала 1989 года приступили к сбору расспросного этнографического материала. За этот отрезок времени, включающий более 20 лет, имели встречи и беседы со многими жителями кварталов Худжанда, а также исполнителями профессионального музыкального искусства и исполнителями народных песен. Именно их данные легли в основу настоящей диссертации. В настоящее время указанные материалы хранятся в фонде кафедры Истории и теории музыки факультета искусств Худжандского государственного университета имени академика Б.Г. Гафурова. В ходе полевых работ были дополнительно собраны сведения о творчестве известных певцов и исполнителей Содирхона Хофиза, Максуджона Болтуева (Танбури), Маъруфходжи Баходурова6 и десятков других народных певцов.

Из трудов, в которых имелись бы сведения, касающиеся непосредственно народного творчества Худжанда, в первую очередь следует назвать работу русского исследователя Н.С.Лыкошина7, опубликованную в начале XX столетия. В этой книге приводятся сведения, посвященные быту, обычаям, рели

6 Мы имели несколько бесед с Маъруфходжой Баходуровым в его доме (в 1990-1993 гг.)

7 Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. - Петроград, 1916 гиозным воззрениям и мировоззрению таджикского народа, в том числе, жителей г.Худжанда.

Как. было отмечено, исследований, посвященных непосредственно музыке Худжанда, не существует вовсе. Но в некоторых работах этот вопрос затрагивается в общих чертах. Из исследований, выпущенных сравнительно нео давно, следует отметить некоторые монографии профессора Н.Хакимова , в которых есть отдельные главы, посвященные музыкальному искусству Худжанда.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание актуальность темы, недостаточность её разработанности при её высокой теоретической и практической значимости, в исследовании ставится цель дать на основании богатого музыкально-этнографического материала представление об исторических особенностях развития музыкальной культуры и песенного наследия Худжанда XIX - XX столетий в контексте культуры таджиков, дать характеристику и классификацию основных видов народного песенного творчества Худжанда, а также определение особенностей отдельных жанрово-темати-ческих групп, их существование и социальное использование.

Для достижения поставленных целей мы поставили перед собой решение следующих задач:

- сбор и расшифровка песенного материала XIX - начала XX вв.;

- рассмотрение и обоснование классификации песенных жанров;

- раскрытие музыкальных и локальных особенностей;

- изучение важнейших частей музыки и поэтики их взаимосвязей;

- установление основных исторических этапов формирования и развития традиционной музыкальной практики Худжанда в конце XIX - начале XX веков;

8 Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга I. Социофункциональные аспекты эволюции музыкальной культуры таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. - Худжанд, 2001. - 457 е.; Его же. Музыкальная культура таджиков. Книга II. История музыкального инструментария таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история. - Худжанд, 2004,594 е.; Его же. Мусик,ии чашни арусии точик.- Хучанд, 2003. - 142 с.

- определение социальных сфер функционирования музыкальной практики Худжанда;

- определение закономерностей исторического формирования песенной культуры и музыкально-жанровой системы;

-раскрытие процесса взаимодействия и взаимовлияния традиционного и европейского музыкального творчества;

- выявление результатов синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций жанров и форм.

Хронологические рамки исследования определены второй половиной XIX века и началом XX столетия. Это обусловлено наличием следующих исторических факторов:

1) коренные изменения социальных условий функционирования музыкальной культуры как следствие изменения социально-экономических условий её бытования;

2) возникновение и формирование новых традиций и форм музыкальной практики, основанных на европейской музыкальной культуре;

3) изменение художественного и идейного содержания музыкальной культуры, средства трансляции музыкальной культуры.

Источниковедческая база исследования включает в себя труды отечественных и зарубежных учёных, посвящённых истории и духовной культуре, в особенности музыкальной культуре таджикского народа исследуемого исторического периода.

Разработка основных положений диссертации осуществляется на основе изучения комплекса источников:

- материалов полевых исследований (системы песенных жанров, вокальные, вокально-инструментальные жанры, тексты песен и т.д.);

- образцов песен сохранившихся на различных носителях;

- трудов отечественных ученых посвящённых культурному строительству в Таджикистане, в частности материалы двухтомного издания «Из истории культурного строительства в Таджикистане», «Музыкальная жизнь Советского Таджикистана», составленные на основе архивных материалов, газет и журналов.

Методологическая основа исследования. В работе использованы ис-торико-типологический и музыкально-аналитический методы исследования. Принцип историзма, комплексный, системный подход изучаемого исторического явления позволили выявить пути формирования и развития традиционной музыкальной культуры города Худжанда, а также пути синтеза традиционной музыкальной практики и европейских музыкальных традиций в XX столетии. Мы опираемся на базовые методологические положения, используя достижения отечественной исторической науки, разработки по истории культуры и искусства, в частности, исследования по ориентальной истории музыкальной культуры, как Таджикистана, так и стран зарубежного Востока. Важнейшим компонентом комплексного метода исследования является изучение взаимодействия традиционной и европейской музыкальной практики.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- истоки формирования и особенности музыкальной культуры Худжанда, её связи с другими музыкальными школами, в частности, с такими крупными центрами, как Бухара, Самарканд, Коканд и Ташкент;

- взаимосвязи классической и фольклорной музыки с поэзией и устным народным творчеством;

- место вокальной и хоровой музыки в музыкальной жизни горожан. «Накш» как особая форма песенной музыки. Этапы его формирования;

- сатирическая, траурная и другие жанры музыкальной культуры;

- профессиональные певцы и музыканты. Их творческая жизнь. Связь поэзии с музыкой;

-музыкальные школы. Их связи с музыкальными школами других городов Центральной Азии.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые даётся музыкально-этнографическая, жанровая характеристика одного из уникальных явлений музыкальной культуры таджиков - песенного наследия населения Худжанда. Определены музыкальные и стилистические особенности местной музыкальной культуры, являющиеся принципиальными в период изучения исследуемого материала.

Данное исследование по существу является первой попыткой изучения музыки песенной культуры Худжанда, её структуры и видов, а также их взаимосвязи с национальным творчеством соседних народов. Всё это способствовало расширению знаний в сфере фольклорных традиций Худжанда, а также позволило нам с уверенностью привести в работе результаты наших исследований со ссылкой на конкретные виды народного музыкального творчества населения Худжанда.

Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы для создания обобщающего труда по истории таджикской музыкальной культуры Х1Х-ХХ столетий и для специальных лекционных курсов по истории отечественной культуры.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации отражены в одном учебном пособии и шести научных статьях диссертанта. Отдельные теоретические положения исследования были изложены на международных симпозиумах и конференциях (Исфара, 2003, Худжанд, 2008).

Диссертация обсуждена на заседании Центра гуманитарных исследований ЮНЕСКО при Худжандском государственном университете имени академика Б. Гафурова (протокол № 6 от 06 февраля 2006 года), на кафедре отечественной истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (протокол № 11 от 26 апреля 2012 года) и рекомендована к публичной защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений с образцами традиционных песен.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В свете всего вышеизложенного мы, прежде всего, должны отметить, что таджикские народные песни имеют различные виды, для них характерны гибкость, цезурная точность отдельных частей. Вместе с тем можно утверждать, что все виды и формы, которые мы наблюдали (одно, двух-, трёхчаст-ные и другие), также характерны и для музыки других соседних народов, и схожие особенности таджикской музыки об этом свидетельствуют. Также единые особенности мы можем наблюдать и в методах развития мелодии (вариантность, расширение, секвенции), которые используются в таджикской национальной музыке, что также наблюдаются в ладах и основах ритмики. Движение мелодии может быть восходящее, нисходящее, а также восходяще-нисходящее, только для таджикской музыки характерны два последних вида движений.

Таджикская музыка имеет характерные особенности. Естественно, что все особенности музыки того или иного народа определяет мелодия.

В таджикской музыке, которая развивалась в основном как монодийное искусство (за исключением инструментальных пьес для дутора, думбурака, отчасти танбура, в которых содержатся элементы многоголосия), выразителем национальных особенностей является мелодия, которая воспринимается как взаимодействие ладотональности и метро-ритмической основы. Вместе с тем, по результатам анализа некоторых видов песен, мы можем утверждать, что особенностью мелодии является характер основного мотива, который составляет основу мелодии, и методов развития основного мотива путём использования вариантности, секвенций (нисходящих) и разработки самого мотива. Метод же развития основного мотива характеризуется поступенностью, что также является особенностью таджикской музыки.

Многоплановость идейного и эмоционального содержания отражены не только в разнообразии музыкальных образов, которые также способствовали появлению отличных музыкальных обрядов (свадебных Ёр-ёр, похоронных причитаний) и бытовых (Алла - колыбельные песни), а также широких и разнообразных по своему содержанию жанров, таких как суруд, лапар, ялла и ашула. Каждый из перечисленных жанров, имеют свои особенности по форме и типам исполнения (сольные - любовные, песни-суруд, ашула; диалоги в лапарах; сольное и хоровое исполнение в ялла). Следует отметить, что они имеют общие особенности с жанром суруд.

В современном Худжанде из этих музыкальных жанров больше развиваются жанры Суруд, Лапар, Ялла, которые пополняются новым содержанием и составляют основу песенной культуры таджиков.

Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что жанровая система народной музыки Худжанда содержит в себе много особенностей, которые характерны для других инструментальных и вокальных жанров, а также для музыки как обрядовой, так и внеобрядовой, связь между которыми является очень тесной. Это имеет отношение к архитектонике песен, принципам выразительности и развития интонационной сферы, неоднообразности ритма в мелодиях.

Вместе с тем, в жанрах обрядовой музыки имеются особенности, которые характерны только для их внутреннего строения. Например, тесная связь с происходящими действиями в обрядах; связь между словом и музыкальным стилем; в образно-эмоциональных строениях; разнообразие определяющих выразительных элементов драматизации музыки; в них наблюдаются две степени разнообразных мышлений: первое - древнее унисонное групповое, и второе - унисонное антифонное и сольное последовательное.

Таким образом, основу музыки таджикского народа составляет народная песня, и это выражается в простейших мелодических построениях метра и ритма, а также в строении и видах календарных песен, обрядовых и производственных, семейно-бытовых, из которых в определённой мере вышли другие виды музыкального творчества. Основу достижений музыкальной культуры таджикского народа составляют музыкальный фольклор и профессиональная музыка устной традиции, и несомненно, сама жизнь народа, богатая история и развитие, имеющие высокую степень, культура таджикского народа.

Судьба национальной культуры во многом зависит от глубины и устойчивости её корней, от духовной взаимосвязи практики прошлых эпох, которую можновозродить, синтезируя неиссякаемое богатство.

Всё это отражается в народной музыке, которая является основной частью духовной культуры таджикского народа, и вместе с тем в ней отражаются этнические особенности. Исследование обрядовой музыки населения Худжанда, с одной стороны, позволило нам осветить определённую реконструкцию мировоззрения народа и его составляющие, а с другой стороны, позволило выявить моменты исторической связи народов и их общности. Такая постановка вопроса возникает во время сравнительного исследования.

Обрядовая музыка, как и сам обрядовый фольклор, появилась в результате определённых исторических и эстетических условий, и вместе с тем сложились особенности характерные для них, а также жанровая система. В связи с этим, каждое обрядовое музыкальное произведение в исследуемый социально-культурный период содержит в себе определённые элементы, а также отражает взаимовлияющие уровни.

В Худжанде с древних времён существовала система праздников и обрядов, которые дошли до нашего времени в несколько видоизменённом виде. Так, праздники «Мехргон», «Навруз», наступления весны, первого посева, тюльпана, а также сбора урожая и другие, имеют отношение к хозяйственной деятельности человека. Также появились обряды, проводимые зимой, после завершения работ в поле. Они не имеют никакого отношения к трудовой деятельности, это так называемые «Гап» (букв. «Разговор»). Мужские вечеринки: этот обряд сопровождался исполнением разнообразных народных песен с использованием и без использования музыкальных инструментов. Данный обряд совершался в основном в чайханах, или в других отдельных местах, где звучала музыка вокальная и инструментальная (дутор и дойра были популярными музыкальными инструментами таких вечеринок).

Сравнительный анализ цикла обрядов населения Худжанда показал, что независимо от того, что они видоизменились, эволюционировались, в них сохранились древние элементы и легендарные смыслы. Например, виды календарных обрядовых песен - «Сумалак», «Рамазон» являются примером жизненности данных обрядов.

Музыка привлекалась во время празднования разнообразных торжеств -в общественных и семейно-бытовых, сельскохозяйственных обрядах и ритуалах. Например, в свадьбе инструментальная музыка, песня, текст и танцы занимали важное место, ибо умение талантливо использовать музыкально-поэтический, а также инструментально-танцевальный материал позволяет шире раскрыть художественные образы свадебных обрядовых действий. Целый ряд свадебных действий начинался именно со специальных инструме-нальных пьес, а также заканчивался ими. Это позволяло повысить эмоциональное воздействие на человека, при этом выполнялись определённые функции.

Всё это получило отражение в обрядовой музыке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Саидкаримов, Бахтиёр Ахмадхонович, 2012 год

1. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн. 1 .Пер.М.А.Салье. -Ташкент, 1954

2. Зайнулобиддин Мах,муди Х,усайнй. К^онуни илмй ва амалии мусик,й. -Душанбе: Дониш, 1987

3. Избранные произведения Содырхона (Бобошарифова). Сталинабад, 1946

4. Коран. Пер. комм.И. Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1986

5. Наршахи Мухаммад. История Бухары. Пер. с персидского Н. Лыкоши-на. Под редакцией В.В.Бартольда. Ташкент, 1897

6. Среднеазиатский трактат по музыке Дервиша Али XVII века. Сокращённое изложение персидского (таджикского) текста с введением, примеч. и указ. Семёнова A.A. Ташкент, 19462. КНИГИ И МОНОГРАФИИ

7. Абдуллаев P.C.Обрядовая музыка Центральной Азии. Ташкент, 1994

8. Айнй С. Ёддоштх,о. Ч- III. Сталинобод, 1950

9. Айни С. Коротко о моей жизни. Собр. соч. T.I.- М., 1960

10. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987

11. Асрорй В. Жанр^ои хурди фолклори тоцик. Душанбе, 1990

12. Ахмедов М. Хаджи Абдулазиз Расулов. Ташкент, 1974

13. Бартольд В.В. Таджики. Исторический очерк //Бартольд В.В. Сочинения. Т.П. 4.1.-М., 1963

14. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Бартольд В.В. Сочинения. Т.П. 4.1. -М., 1963

15. Беляев В.М. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып.1. М., 1962

16. Виноградов В. Классические традиции иранской музыки. М.,1982

17. ВызгоТ.С. Музыкальные инструменты Средней Азии. М.,1974

18. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М., 1972

19. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Изд. 3-е. М., 1965

20. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. JL, 1975

21. Зехдиева Ф. Сурудхои маросими туи точикон. Душанбе, 1978

22. История и этнография народов Средней Азии.- Душанбе, 1981

23. Ишанкулов Х.Р. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX начало XX вв.). - Душанбе, 1972

24. Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1. М.: Советский композитор, 1978.-182 с.

25. Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916

26. Масов Р. История топорного разделения. Душанбе, 1991

27. Миронов H.H. Музыка таджиков. Самарканд, 1931

28. Миронов Н. Таджикские песни. М., 1936

29. Музыка таджиков. Составители: Н.М. Зубков и A.C. Ленский. Ташкент Сталинабад, 1941

30. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919-1945 гг). Вып.1. Отв. ред. Нурджанов Н.Х. Душанбе, 1974

31. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946-1956 гг). Вып.П. Отв. ред. Нурджанов Н.Х., Таджикова З.М. Душанбе, 1975

32. Музыкальная эстетика стран Востока. Общая редакция и вступительная статья В.П.Шестакова. М., 1967

33. Муродй Точ;ибоев Х,оцимурод Аз таърихи дини Ислом (дастури мух-тасар аз таърихи дин). Хуцанд, 1998

34. Нагмаи ниёгон: ба муносибати 1400-солагии Борбад. Тахдик, ва тахдяи А.Рачабов. Душанбе, 1988

35. Низомов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Душанбе, 2000

36. Низомов А. Таърих ва назарияи Шашмак,ом. Душанбе, 2003

37. Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов. Душанбе, 2001

38. Нурджанов Н. Традиционный театр таджиков. T.I.- Душанбе, 2002. Нурчонов Н., Крбилова Б. Мавригй. Душанбе, 2010;

39. Раджабов 3. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане. Душанбе, 1976

40. Раджабов 3. Поэт-просветитель таджикского народа Асири. Душанбе, Дониш, 1974

41. Раджабов 3. Страницы прошлого. Душанбе, 1986

42. Рахимов P.P. "Мужские дома" в традиционной культуре таджиков. Ленинград: Наука, Ленинградское отделение, 1990.-156 с.

43. Рачабов 3. Аз таърихи афкори цамъиятй-сиёсии халк,и тоцик дар ни-маи дуюми асри XIX ва аввали асри XX. Сталинобод, 1959

44. Рацабов А. Афкори мусикди тоцик дар асрх,ои XII XV.- Душанбе, 1989

45. Рустамов Д. Маъруфхоца Бах,одуров. Хуцанд, 2000

46. Саидкаримов Б. Х,аёти мусик;ии Хуцанд дар охири асри XIX ва аввали асри XX. Хуцанд, 2002

47. Салимов Ю. Ёдгори умр. Хуцанд, 2003

48. Содирхон Бобошарифов (Содирхон Хрфиз). Асарх,ои мунтахаб. Му-раттиб, муаллифи пешгуфтор, хдвошй ва фехристи осор Н.Х,акимов. -Хучднд: Нашриёти «Меркурий принт».- 2011.- 96 с.

49. Турсунов Н.О. Шахри офтобй. Душанбе, 1989242. Туёна. Сталинобод, 1950

50. Ульмасов Ф.А. О генезисе восточной монодии. Худжанд, 1995

51. Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга I. Социофункцио-нальные аспекты эволюции музыкальной культуры таджиков: древнейшая, древняя и раннесредневековая история.- Худжанд, 2001

52. Хакимов Н. Музыкальная культура таджиков. Книга II. История музыкального инструментария таджиков: древнейшая, древняя и ранне-средневековая история. Худжанд, 2004

53. Эйхгорн А. Музыкально этнографические материалы. Под ред. Беляева В. М. - Ташкент, Изд. АН. Узб. ССР, 1963

54. Х,акимов Н. Бунёди муси^ии точик. Хучанд, 1998

55. Дакимов Н. Мусикии чашни арусии точик. Хучанд, 2002

56. Хакимов Н. Шашмак,ом дар карни XX: анъана ва навоварй (нашри дувум бо тасхеху иловато)-Хучанд, 2006

57. Ч,умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии ХисоР (пажухдши этнолочй- фолклорй). Душанбе, 2001. -121 с.

58. Файзуллаев М. Праздничная и похоронно-поминальная обрядность у населения Худжанда. 2008. - С.23

59. Худойбердиев С. Х°ФИ30НИ мумтози халк,ии Точикистон. Тошканд -Хучанд, 2000

60. Шермухаммадов Б.Назми халкии бачагонаи точик (тасвир ва тахдик,и мухтасар).- Душанбе, 1973

61. Еафуров Б.Е. Точикон. Ч.Л. Душанбе, 19833. СТАТЬИ

62. Азизова Ф. Зебопарй//Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. 4,-1. -Душанбе, 1988. -С.463.

63. Айнй С. Назаре ба гузаштаи санъати точик//Шарк,и сурх. 1941, № 3 (10).-С. 11-16.

64. Айнй С. Сарсухан ба китоби «Шашмак,ом»//Шарки сурх. 1958. - С.47

65. Айнй С. Шашмакрм. Сарсухан//Айнй ва мусикД.-Душанбе,1978 С. 9

66. Айрапетянц Д. Оилаи хушбахти мо//Хак,ик,ати Ленинобод.-1954,5 июн

67. Ализода Е. Чарог пойи худро равшан намекунад//Точикистони сурх. -1930, 23 март.

68. Аминзода А. Дар майдони адабиёт//Бедории Точик. 1928, 13 сентябр.

69. Болту ев М. Асирй ва Содирхон//Х,ак,икати Ленинобод. 1964, 15 август

70. Бертельс Е.Э. Назми «Шашмаком»//Шашмаком. К^исми I. Ма^оми якум. Бузрук. М., 1950. - С. 17.

71. Вызго Т., Рашидова Д. Музыкально-теоретическое наследие великих среднеазиатских мыс-лителей//Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. -Ташкент, 1969. С. 165

72. Данскер О.Л. Музыкальная культура Советского Таджикиста-на//Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946-1956 гг.). Вып. 2. Душанбе, 1975. - С. 5-42.

73. Данскер О.Л. Собирание и изучение таджикской народной песни/Пруды АН Таджикской ССР. Т. 42. Сталинабад, 1956. - С. 98-99.

74. Курбанмамадов А. Музыкальная эстетика Ибн Сино//Памир. Душанбе, 1979. -№ 10.

75. Латифй О., Рабиев А. Устои даврон//Маданияти Точикистон. 1982, 10 декабр

76. Листопадов А. Записано 150 песен//Рабочий Ходжента. 1935, 3 июля.

77. Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада.//История и этнография народов Средней Азии (Сборник статей). Душанбе: Дониш, 1981.-С.106-122

78. Мардонова А.; Ч^умъаев Р. Ч,ашни арусии точикони водии Х,исор.//Дар чустучуи фархднги водии Хдсор. Душанбе, 1992.- С. 24-59

79. Мирбобоев А. Суннатньои НаврузТ//Илм ва н>аёт.- 1991, № 3 С.2

80. Набиев В.М. Иди гули лола дар точикони Исфара//Таърих ва этногра-фияи точикон. Хучанд, 2011. - С.12-19

81. Негматов Н., Марофиев С. Выдающийся классик таджикского искусства Содирхон//Сообщения Государственного объединённого музея историко-краеведческого и изобразительного искусства. Вып. VI.1. Душанбе, 1966.-С. 141-146

82. Нурджанов Н.Х. Свадьба.//Таджики Каратегина и Дарваза. Вып. 3. Душанбе: Дониш, 1976.- С.26-67

83. Пещерева Е.М. Праздник тюльпана (лола) в селении Исфара Коканд323. ского уезда//В.В. Бартольду, туркестанские друзья, ученики и почитатели. Ташкент, 1927. - С. 374-383;

84. Раджабов А. Ранние сведения о циклических музыкальных произведениях в таджикских источниках//Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. -Ташкент, 1978. -С. 41-46.

85. Раджабов А. Ходжент и музыкальная культура таджиков// Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986.-С.224 - 225

86. Рачдбов А. Дурдонах,ои «Шашмак,ом»//Адабиёт ва санъат. 1984, 21 июн.

87. Рацабов 3. Содирхон Х,офиз//Тоцикистони Сурх. 1939, 11 июл. Салтовская Е.Д. О разных костяных предметах из Ашта//ООН АН Таджикской ССР. - 1968, № 2 (52). - С. 109

88. Таджикова З.М. О соотношении метрики стихосложения и метрорит-мики напева в таджикских песнях//Известия отделения общественных наук АН Тадж.ССР. Душанбе, 1968, № 2. - С. 45-50

89. Таджикова 3. О музыкальном искусстве Бухарских женщин-созанда.//Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность. Москва: Советский композитор, 1987 С. 74-82

90. Таджикова З.М. Свадебные песни таджиков//История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Таджикистана и Туркмении,- М., 1972. С.249-266

91. Хакимов Н.Г. Исторические этапы становления музыкальной культуры таджиков//Страницы жизни и творчества. -Душанбе, 1990 С. 117123.

92. Хакимов Н. К вопросу о традиционной структуре и социофункциональ333. ных сферах музыкального искусства.//Проблемы возрождения и развития национальных культур в Республиках Средней Азии и Казахстана. Шымкент, 1992.

93. Хакимов Н. К вопросу о методологии исследования традиционной музыки народов Востока //Учёные записки. Гуманитарные науки.-Худжанд, 2005, № 10.- С. 131-158

94. Хакимов Н. Санъати мусикй (самтх,ои ташаккул ва тафсиру таснифи он)//Инъикоси масъалах,ои фархднг дар BAO.- Хучанд, 2009.- С.57-100.

95. Холматов М. Очил дуторчй// Тирози ч;ах,он. 1993, 17 апрел

96. Холматов М. Ягона шогирди Содирхон//Х,ак,икдти Ленинобод. 1990, 10 август

97. Шах,обов Ф. Айнй ва «Шашмаком»//Садои Шарц. Душанбе, 1978. -№ 1. - С.125-127.

98. Шах,обов Ф. Назаре ба таърихи «Шашмак,ом»//Садои Шарк,. Душанбе, 1972.-№ 10.-С.83-91.

99. Шах,обов Ф. Савтх,ои наврузй//Садои Шарк,. 1977, № 3.

100. Шах,обов Ф. Санъаткори мумтоз//Таъзими аср. Душанбе,2004. - С.67-71.

101. Цветаев М. Музыкальное искусство Советского Таджикистана// Таджикская Советская Социалистическая республика. Душанбе, 1984.

102. Шакурй Б. Дилбохти «Шашмак,ом». Сухане чанд аз эцоди як нафар мак,омхон//Адабиёт ва санъат. 1990, 21 июнь. - С. 11.

103. Шах,идй 3. Ба таракдиёти маданияти музыка ва пропагандаи он ахдми-ят дих,ем//Точикистони Советй. 1957, 22 ноябр.

104. Ща^идй 3. Чанд сухан дар бораи дофизони халк//Маориф ва маданият. 1978, 9.02.

105. Хасанов С. Концерти кал он дар Хонаи дехдон/ЛГоцикистони сурх. -1929, 13 ноябрь4. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

106. Музыкальная энциклопедия. Т.З. М.,1976

107. Музыкальная энциклопедия. Т.4. М., 1978

108. Музыкальная энциклопедия. Т.5. М., 1981

109. Музыкальный энциклопедический словарь.-М., 1990

110. Фархднги забони точ;икй. Т.1. М., 1969

111. Фархднги забони тоцикй. Т.2. М., 1969

112. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик. X. I. Душанбе, 1988.

113. Энциклопедияи адабиёт ва санъати тоцик. X. II. -Душанбе, 1989.

114. Энциклопедияи советии тоцик. Ч,.2.- Душанбе, 1980.

115. Энциклопедияи советии точик. Ч.З. Душанбе, 1981.

116. Энциклопедияи советии точик. 4^.4. -Душанбе, 1983.

117. Энциклопедияи советии точик. Ч,.6. Душанбе, 1986.

118. Энциклопедияи советии точик. Ч,.7. Душанбе, 1987.

119. Энциклопедияи советии точик. Ч.8. Душанбе, 1988.5. АВТОРЕФЕРАТЫ

120. Абдурашидов A.A. Танбур и его функция в изучении ладовой системы Шашмакома. — Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Ташкент, 1991. -26 с.

121. Газиева М.С. Интернациональные связи Таджикстана в 30-е годы XX века. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Худжанд, 2011. - 22 с.

122. Зубайдов А.Д. История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30 80-е годы XX века. Автореферат диссерта ции на соискание учёной степени кандидата исторических наук.-Душанбе, 2005.- 29 с.

123. Мирбобоева Т.Х. Вклад Согда и согдийцев в Великом Шёлковом Пути (ВШП). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. - Худжанд, 2005. - 22 с.

124. Назарова Jl.А. Таджикская симфоническая музыка (в аспекте эволюции композиторского творчества). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. - М., 1983. - 22 с.

125. Таджикова 3. Песенная культура таджиков. Автореферат кандидат -ской диссертации. Л., 1977.- 20 с.

126. Хакимов Н.Г. Инструментальная культура иранских народов (древность и раннее средневековье). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.- М.,1986 - 27 с.

127. Хакимов Н.Г. Исторические этапы формирования музыкальной культуры таджиков (эпоха древности и раннего средневековья). Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук. -Худжанд, 2006. - 50 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.