Измененные состояния сознания и их роль в творческой деятельности: философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Виноградова, Светлана Геннадьевна

  • Виноградова, Светлана Геннадьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 172
Виноградова, Светлана Геннадьевна. Измененные состояния сознания и их роль в творческой деятельности: философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 2006. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Виноградова, Светлана Геннадьевна

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Измененные состояния сознания как предмет философского анализа.

§ 1. Историко-философские предпосылки и теоретические основания становления представлений об измененных состояниях сознания.

§ 2. XX век: нетрадиционные философские трактовки сознания и формирование представлений о его измененных состояниях.

§ 3. Структурно-функциональные и аксиологические характеристики измененных состояний сознания.

Глава 2. Измененные состояния сознания и творчество.

§ 1. Изменение состояний сознания как механизм творческой деятельности.

§ 2. Измененные состояния сознания в контексте мифотворчества и художественного творчества.

§ 3. Духовно-религиозные практики как пути достижения измененных состояний сознания и творческого преобразования личности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Измененные состояния сознания и их роль в творческой деятельности: философский анализ»

Актуальность темы исследования. Проблема сознания является одной из центральных в философии, широко обсуждавшейся на всем протяжении ее развития. Традиционно она ставилась, прежде всего, в русле психофизической проблемы; вместе с тем в истории анализа сознания можно проследить и иной подход, связанный с выделением двух ракурсов: изучением «нормального» сознания, то есть рациональных аспектов его функционирования и исследованием «скрытого», «внеразумного» в сознании. В таком контексте значимой оказалась фиксация того обстоятельства, что сознание имеет множество потенциальных, так называемых «измененных», состояний, анализ которых открывает новые перспективы в решении целого ряда онтологических и гносеологических вопросов, включая проблематику креативной активности человека.

Осмысление и разработка практик достижения измененных состояний сознания как одного из способов духовного самосовершенствования всегда была характерна для культур Востока, обращение к этим состояниям, осуществлялось также в мистических направлениях христианства и ислама. Что же касается собственно философии Запада, то и в ее рамках высказывались такие идеи, которые можно рассматривать как теоретические предпосылки разработки представлений об измененных состояниях сознания. Однако лишь в XX в. - в связи с бурным развитием науки, включая гуманитарное знание, возрастанием интереса к восточной философии и культуре - на Западе и в России формируется новое видение проблематики сознания и его измененных состояний.

Принципиальное значение в этом плане имела разработка холономного подхода, в рамках которого измененные состояния сознания интерпретируются как явления, обеспечивающие и выражающие особые формы духовной связи человека с миром, как альтернативное (по отношению к рациональным формам) средство его постижения и духовного освоения. При этом оказывается, что скрытое содержание сознания, недоступное непосредственному рациональному осмыслению и не раскрывающееся на обыденном уровне, постигается именно в его измененных состояниях и имеет существенное значение для творческой деятельности.

Из этого следует, что философский анализ измененных состояний сознания позволяет уточнить представления о механизмах и личностном значении творчества, о содержании и назначении целого ряда культурных практик, открывает новые возможности реализации скрытых резервов человеческой психики, активизации креативных способностей человека. С другой стороны, исследование феномена творчества способствует выявлению сущностных и ценностных характеристик измененных состояний сознания.

В настоящее время накоплен большой материал, касающийся проявлений измененных состояний сознания в таких сферах деятельности, которые соотносятся с творчеством, а также с необычными личностными свойствами, с древними культурными традициями (магией, шаманизмом, духовно-религиозными практиками).

Философский анализ измененных состояний сознания предполагает использование таких данных и опору на результаты философских и конкретно-научных исследований сознания, в совокупности представляющих собой междисциплинарную область познания. Последнее обстоятельство обусловливает определенные методологические трудности. Главная из них состоит в том, что при всем богатстве и разнообразии накопленного материала, раскрывающего отдельные стороны функционирования человеческого сознания, достаточно сложно объединить нейропсихологические, психофизиологические, медико-психологические, антропологические, социологические данные. Естественнонаучные и социогуманитарные подходы отличны друг от друга, различаются также и парадигмы, в рамках которых интерпретируются данные об измененных состояниях сознания в различных областях гуманитарного знания. Помимо этого, наука (прежде всего, речь идет о естествознании) стремится к объективному описанию действительности, независимому от ценностей человеческого существования. Этим определяется ориентация на объективно-научные методы, игнорирующие то, что субъективно переживается человеком. Между тем, именно в исследовании творческой деятельности и духовных практик особенно важной является интроспекция, «включенное наблюдение», позволяющее охватить «внутреннее» в сознании, выявить то, что открывается субъекту непосредственно в акте самонаблюдения: данности сознания и его измененных состояний. Анализ такого опыта, далее, расширяет возможности самопознания.

К настоящему времени разработаны достаточно полные феноменологические описания измененных состояний сознания, выявлена их структура, функции и свойства, однако ценностная компонента измененных состояний сознания как альтернативного средства познания, которое проявляется в творческой деятельности, в ряде духовных практик, выявлена недостаточно, прежде всего, в плане разработки философского аспекта данной проблемы.

Все это определяет актуальность темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В работах, посвященных проблематике сознания и репрезентирующих многочисленные, не сводимые друг к другу концепции данного феномена, в той или иной степени затрагивается тема измененных состояний сознания.

Существенно важным для раскрытия природы измененных состояний сознания является использование теоретических положений классической философской мысли в рамках западной традиции. Это определило необходимость обращения к трудам Платона, Аристотеля, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Р.Декарта, Дж.Локка, И.Канта, Ф.Брентано, Ф.Ницше, Э.Гуссерля, А.Бергсона, Х.Ортега-и-Гассета, М.Мерло-Понти, К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, З.Фрейда, К.Г.Юнга. По мнению диссертанта, в работах этих мыслителей были заложены основы для формирования нетрадиционных философских трактовок сознания, в которых есть «место» и для его измененных состояний.

При написании диссертации использовались также работы отечественных философов и психологов, в которых представлен, с одной стороны, фундаментальный («традиционный») подход к исследованию сознания - труды В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Г.Спиркина, Д.И.Дубровского, Э.В.Ильенкова, а с другой - подход «нетрадиционный» - исследования М.К.Мамардашвили, В.В.Налимова, А.В.Иванова, В.П.Зинченко, В.И.Молчанова, И.А.Бесковой, В.Ф.Петренко. Кроме того, различные аспекты исследования измененных состояний сознания нашли отражение в используемых диссертантом работах Л.И.Спивака, Д.Л.Спивака, Н.А.Носова, Д.И.Дубровского, М.В.Фролова, Е.А.Файдыша, С.В.Дремова, И.Р.Семина, В.Л.Райкова, П.С.Гуревича, М.Ю.Опенкова.

Особое значение для анализа проблематики диссертации имели работы западных специалистов в области трансперсональной психологии, разрабатывавших нетрадиционные концепции сознания. Поскольку в данной работе проблема исследовалась в континуальном, дискретном и аксиологическом аспектах, при написании диссертации использовались три группы источников. При анализе континуального аспекта измененных состояний сознания в диссертации использовались работы У.Джеймса (который впервые использовал термин «измененные состояния сознания», хотя, разумеется, не принадлежал к числу представителей трансперсоналыюй психологии), К.Мартиндейла, С.Грофа. Источниками исследования дискретного аспекта измененных состояний сознания стали работы Ч.Тарта, К.Уилбера, А.Людвига.

Особое значение для проведения данного диссертационного исследования имела разработка вопроса об аксиологическом аспекте измененных состояний сознания. В таком контексте использовались труды представителей как классической, так и современной философии - Плотина,

Дионисия Ареопагита, М.Экхарта, Г.Сузо, Я.Беме, Григория Паламы, Каллиста Ангеликуда, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, М.Элиаде, С.Грофа, Р.Лейнга, Р.Уолша, Н.Друри, О.Хаксли, А.Уотса, Т.Маккенны, К.Кастанеды, а также отечественных авторов - М.М.Бахтина, В.В.Налимова, И.А.Бесковой, В.М.Найдыша, Е.Я.Режабека, А.С.Бурштейна, В.И.Левита, В.М.Розина, Л.В.Яценко, А.К.Якимовича, В.В.Майкова, В.В.Козлова.

Существенным для написания диссертации было также использование работ посвященных методологии научного познания - Л.А.Микешиной, В.А.Лекторского, В.Н.Садовского и др.

Объект исследования - измененные состояния сознания как специфическая (альтернативная, внерациональная) форма познания и самопознания, реализующаяся в творческой деятельности, в духовно-религиозных практиках.

Предмет исследования - основные характеристики измененных состояний сознания, их роль в творческой деятельности, включая креативное самосовершенствование человека.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ сущностных характеристик и ценностных компонентов измененных состояний сознания и их роли в творческой деятельности.

Цель диссертации конкретизируется в следующих задачах:

- выявить историко-философские предпосылки и основания становления представлений об измененных состояниях сознания;

- проанализировать «нетрадиционные» философские концепции сознания, разработанные в XX веке, и раскрыть эвристическое значение формирующихся на их основе теоретических подходов к исследованию измененных состояний сознания;

- раскрыть сущностные характеристики и аксиологическое значение измененных состояний сознания;

- выявить функциональное значение измененных состояний сознания в творческих процессах; проанализировать особенности изменения состояний сознания в процессах мифотворчества и художественного творчества;

- исследовать роль изменения состояний сознания в духовно-религиозные практиках, выявить их личностное, креативное значение.

Методологическая основа исследования

Методологической основой диссертационного исследования является применение структурно-функционального и аксиологического подходов. Важное значение для написания диссертации имело использование принципов целостности, системности и историзма, а также приемов компаративного анализа.

В диссертации использовались идеи и подходы к анализу сознания, разработанные в процессе становления философии жизни, феноменологии, экзистенциализма, в рамках трансперсональной психологии. Особое значение для диссертанта имели работы У.Джеймса, С.Грофа, Ч.Тарта, М.К.Мамардашвили, В.В.Налимова, А.В.Иванова, И.А.Бесковой и ряда других авторов.

Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании:

- показано, что в истории философии, наряду с тенденцией акцентирования роли разума, существовала и тенденция поиска «внеразумного», невыразимого в душе, особенно ярко проявившаяся в учении Плотина, в средневековой философии, в мистической традиции. Выдвинут тезис о том, что высказанные в этих рамках идеи (касающиеся переживания состояний экстаза, «потери себя», «энергийного обожения» и др.) могут рассматриваться как предпосылки становления представлений об измененных состояниях сознания;

- установлено, что существенное значение для разработки современных интерпретаций измененных состояний сознания имели идеи, предложенные в XX веке в русле философии жизни, феноменологии, экзистенциализма и психоаналитической традиции. К их числу отнесены представления о глубинных слоях и до-смысловой сфере психики; «мгновенном целом» как состоянии сознания и потоке переживаний, представляющем собой его необъективируемую основу; трансцендировании как «стоянии на границе»; актуализации уровней сознания как механизме смены его состояний и др.;

- показано, что в современных отечественных и зарубежных концепциях сознания оно предстает как многослойный и одновременно целостный феномен, функционирование которого выражается в смене доминирования его «слоев», в изменении его состояний. Выделены и проанализированы два методологических подхода - «континуальный» (У.Джеймс, К.Мартиндейл и др.) и «дискретный» (Ч.Тарт, К.Уилбер, С.Гроф и др.), раскрыто их эвристическое значение для исследования, соответственно, динамики и статики измененных состояний сознания;

- на основе применения выделенных подходов обосновано, что совокупность измененных состояний сознания представляет собой целостное образование, все элементы которого обладают набором общих характеристик, предложена классификация измененных состояний сознания. Установлено, что важной формой функционирования сознания' является смена его состояний, открывающая возможность погружения в глубинные пласты психики. Обосновано, что вследствие этого переход в измененное состояние сознания может рассматриваться как специфическая форма адаптации к изменяющимся ситуациям, как способ познания и самопознания;

- выявлено, что фундаментальным механизмом творческой деятельности является смена состояний сознания (интуиции, вдохновения, катарсиса и др.). В этих состояниях открывается «доступ» к неосознаваемому опыту и воспоминаниям, к глубинным пластам психики, воспринимаемым как «необычная (эзотерическая) реальность». Последняя представлена в диссертации как особый вид виртуальной реальности, невыразимые содержания которой могут быть воспроизведены только в символической форме в различных видах творчества;

- установлено, что в результате изменения состояний сознания человека - творца в процессах мифотворчества и художественного творчества его отношение к миру приобретает синкретичный и мистериальный характер, создаваемые образы становятся глубоко символичными и трансперсональными по своему содержанию, а творческий акт наделяется личностными смыслами;

- на основе анализа техник шаманизма, а также теоретических оснований и практик дзэн-буддизма, исихазма и суфизма показано, что для них характерна разработка способов достижения состояний, которые соответствуют признакам измененных состояний сознания (необычное восприятие реальности; однонаправленность внимания, например, на Бога; чувство восторга и др.). Установлено, что эти практики предполагают самопознание и творческое саморазвитие человека, а в социокультурном плане с ними связана разработка идеалов нравственного совершенства.

Теоретическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации могут использоваться в ходе дальнейших философских исследований феномена сознания и его измененных состояний, внерациональных компонентов познавательной деятельности, различных видов творчества. Идеи диссертации могут найти применение при анализе путей самопознания и самоопределения человека, формирования его отношения к целям и способам самосовершенствования, а также при исследовании личностного и культурного значения духовно-религиозных практик.

Практическая значимость диссертации. Положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут использоваться при чтении курса философии, спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии, а также курсов культурологии и искусствознания.

Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии Московского педагогического государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Виноградова, Светлана Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертации проведен философский анализ измененных состояний сознания и их роли в творческой деятельности.

В ходе исследования, прежде всего, был рассмотрен историко-философский процесс развития представлений о сознании с тем, чтобы выявить идеи, оказавшиеся значимыми для интерпретации его измененных состояний в Новейшее время. Это позволило выделить два существенно значимых аспекта анализа сознания. Первый из них - это описание тех способов, которыми вещи даны в сознании, то есть, по сути, описание содержания и механизмов работы сознания; именно он преобладал в философии вплоть до конца XIX века. Второй аспект анализа сознания связан с поисками путей объяснения самой возможности его существования, то есть с выявлением сути сознания, этот аспект характерен для философии XX века. Вместе с тем, как показано в диссертации, во все эпохи существовали концепции, в рамках которых описывались особые, специфические, необычные («измененные») состояния сознания.

В ходе историко-философского анализа установлено, что, несмотря на все различия метафор и трактовок сознания («души»), предложенных в античности и в Новое время, они все же в принципе совпадали в том, что все содержание сознания рассматривалось как предметное. Важно иметь в виду, далее, что в истории философии достаточно ясно прослеживаются две тенденции в понимании сознания: преобладающая тенденция акцентирования роли разума (вплоть до отождествления разума и сознания) и тенденция поиска и интерпретации «внеразумного» в сознании. В рамках этой тенденции (наиболее ярко проявившейся в средневековье) осуществлялось обращение к таким содержаниям психики, которые скрыты от повседневного сознания и постигаются только в его измененных состояниях. Высказанные в этом русле идеи, касающиеся переживания состояний экстаза, «потери себя», «энергийного обожения» и др., могут, как показано в диссертации, рассматриваться в качестве предпосылок становления представлений об ИСС.

При анализе философских концепций сознания XX в. было установлено, что вышеуказанные тенденции (трактовки) - разумеется, в несколько модифицированной форме - были по-прежнему представлены в соответствующих исследованиях. С одной стороны, продолжалась разработка такого понимания сознания, при котором акцент делался на его познавательной (разумной, рациональной, «препарирующей» реальность) деятельности. При этом сознание представало как отражение действительности (что, конечно, предполагало его рефлексивность). С другой стороны, сознание рассматривалось как непосредственно «схватывающее», понимающее, знающее само себя и свою основу. Именно в этих рамках открывалась возможность изучения измененных состояний сознания.

Существенное внимание в диссертации уделено тому обстоятельству, что в западной философии XX в. все в большей степени распространялось представление о том, что сознание и субъективность - это специфический вид бытия, суть которого невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. В связи с этим создавалась особая онтология человеческого сознания и субъективности, разрабатываемая по нескольким направлениям. Для данной работы наиболее важными в этом плане оказались следующие из них: трактовка сознания как тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни» Ф.Ницше, концепция «жизненного разума» Х.Ортеги-и-Гассета); вычленение дорефлексивного уровня сознания и его описание в «сущностной чистоте» и «феноменальной явственности» (Э.Гуссерль, Ф.Брентано, Ж.-П.Сартр); анализ детерминации сознания через язык и структуры бессознательного (герменевтика, Л.Витгенштейн, психоанализ, структурализм).

В целях выявления путей становления представлений об ИСС в диссертации были подвергнуты специальному анализу трактовки сознания, разработанные в русле философии жизни, феноменологии, экзистенциализма и психоаналитической традиции. При этом было выяснено, что представления о глубинных слоях и до-смысловой сфере психики, «мгновенном целом» как состоянии сознания и потоке переживаний, о трансцендировании как «стоянии на границе», об актуализации разных уровней сознания как механизме смены его состояний имели существенное значение для разработки современных интерпретаций ИСС.

В ходе анализа в диссертации были проведены различия между традиционным и нетрадиционным подходами к анализу сознания в XX в. В рамках первого из них внимание фиксируется на том, что сознание является высшей формой отражения действительности, в рамках второго - на том, что оно представляет собой многослойный и одновременно целостный континуальный феномен, особую онтологическую реальность. Анализ ряда моделей сознания (М.К.Мамардашвили, A.M.Пятигорского, В.В.Налимова, А.В. Иванова, И.А.Бесковой) позволил сделать вывод о том, что для сознания характерны разные типы динамики, что оно имеет способность к трансцендированию, к переходу на разные уровни и в разные состояния.

Не менее значимым (а в контексте темы диссертации, возможно, и более важным) для данного исследования стал анализ работ, непосредственно ориентированных на создание представлений о «невыразимом» опыте человека, и, собственно, об ИСС - исследований в области трансперсональной психологии, развивающих холономный подход к изучению сознания (Ч.Тарт, К.Уилбер, К.Мартиндейл, С.Гроф и др.). Исследования такого рода осуществлялись преимущественно на Западе, хотя соответствующие идеи коррелируют с идеями отечественных авторов, более того, они во многом стимулировали исследования ИСС в нашей стране.

В диссертации показано, что в рамках трансперсональной психологии были разработаны две фундаментальные модели ИСС, которые отразили взаимодополнительные аспекты сознания - континуальный (непрерывный, целостный, текучий) и дискретный (прерывный, константный). Обоснование идей дискретности и континуальности сознания, осуществлявшееся как в отечественной, так и в зарубежной исследовательской литературе, обусловило формирование континуального и дискретного подходов к исследованию сознания и ИСС. Эвристические возможности этих подходов реализуются при решении разных познавательных задач (прежде всего, соответственно, динамики и статики сознания), а значит, при изучении ИСС они должны были дополнять друг друга.

Проблема измененных состояний сознания является по сути своей междисциплинарной, именно поэтому особое значение приобретает философский ракурс ее рассмотрения. С этих позиций оказывается возможным выявление сущности, признаков, структуры, функций ИСС, их включенности с социокультурный контекст. В диссертации установлено, что философский анализ ИСС предполагает выделение и исследование трех их модусов, к числу которых отнесены: 1) дискретный модус. При его анализе в диссертации были рассмотрены вопросы об иерархической структуре сознания, о его уровневой организации; 2) континуальный модус, характеризующий сознание во всем континууме его состояний, в его динамике. Исследование данного модуса сделало необходимым анализ функционирования сознания, развитие изменений в нем, а также интерпретацию содержания его состояний; 3) аксиологический модус. Его разработка потребовала проведения анализа самосознания в контексте выявления субъективной значимости изменений состояния сознания, соотнесения их с различного рода ценностями, а также определения аксиологического статуса ИСС в разных культурах.

При рассмотрении ИСС в данных модусах (при применении соответствующих подходов) в диссертации были выявлены их структурно-функциональные и аксиологические характеристики. При этом было показано, что совокупность ИСС представляет собой целостное образование, все элементы которого обладают набором общих характеристик и признаков, является единым, целостным, но структурно дифференцированным феноменом. В диссертации установлено, что важной формой динамики сознания является смена его состояний, это обусловливает их полиморфность, открывает возможность погружения человека в глубинные пласты собственной психики. На этом основании было обосновано положение о том, что переход в ИСС может рассматриваться как специфическая форма адаптации к изменяющимся ситуациям, как альтернативный (по отношению к дискурсивному) способ познания и самопознания.

В диссертации показано, что измененные состояния сознания, будучи неразрывно связанными с самосознанием, взаимодействуя с ним, могут принести покой и умиротворение, наполнить человека жизненной и творческой энергией, их содержание может быть интегрировано в представления человека о самом себе и о мире. Такие ИСС можно рассматривать не только как особый путь получения знаний («оформления реальности»), но и как источник творчества.

Далее в диссертации был специально рассмотрен вопрос о функциональном значении ИСС в творческой деятельности; полученные при этом выводы были конкретизированы на основе анализа роли ИСС в мифотворчестве и художественном творчестве.

В ходе исследования показано, что в основе творческой деятельности лежит способность сознания претерпевать изменения, при которых происходит актуализация разных уровней сознания, его переход из одного состояния в другое. Поэтому творческий процесс представлен в диссертации как процесс смены состояний сознания. Особое значение в этом плане придано специально проанализированным состояниям вдохновения, интуитивного озарения, катарсиса, экстатического «выхода за собственные пределы», в которых, собственно, и рождаются новые решения, новое видение проблемы или ситуации. Это происходит потому, что в таких -измененных - состояниях сознанию открывается «доступ» к неосознаваемому опыту и воспоминаниям, к скрытым глубинным пластам сознания, к бессознательному и его архетипам. Изменение состояний сознания делает возможным, «открытие» каждого из его уровней, и на каждом из них проявляется конкретный уровень творчества, со свойственной ему спецификой, видением и знанием. Пережитой опыт воспринимается как опыт пребывания в особой - «необычной», или «эзотерической» реальности. Последняя представлена в диссертации как особый вид виртуальной реальности - «реальность измененных состояний сознания».

При анализе мифотворчества в диссертации показано, что опыт ИСС в данном случае транслируется на основе «вербального реализма» через гаптическую систему и закрепляется в магии. В работе установлено также, что при изменении состояний сознания и в мифотворчестве, и в художественном творчестве восприятие связей и отношений действительности приобретает синкретичный, нерасчлененный, целостный, а также мистериальный характер. Именно такая мистериалыюсть, сакральность, которую придает творческому процессу переживание ИСС, обусловливает создание необычных образов - метафоричных, символичных, трансперсональных (существенное значение для обоснования данного положения имел проведенный в диссертации анализ творчества П.Клее). Вместе с тем переживание опыта ИСС придает творческому акту личностное, смысловое значение, на первый план выдвигается их ценностный аспект.

В целях более полного раскрытия аксиологического значения опыта переживания ИСС и, главное, их роли в творческом самосовершенствовании личности в диссертации был проанализирован ряд широко распространенных в разных культурах практик изменения человеком самого себя, имевших, как правило, мистический характер. К числу репрезентативных были отнесены техники шаманизма, а также практики дзэн-буддизма, исихазма и суфизма.

При их анализе было выявлено, что такие практики ориентированы на достижение ощущения «слияния» человека с Богом, постижения «Тайны». В современных исследованиях отмечается, что представления о Боге могут в данном случае интерпретироваться как результат символизации образов глубинных, архаических слоев психики, постичь которые можно, лишь войдя в измененное состояние сознания. Понятие «Тайны» при этом рассматривается как тождественное понятию «Бог» и как важная составляющая духовной культуры эпох, для которых был характерен мистериальный тип отношения человека к миру. При анализе мистических ориентации в диссертации установлено, что на первый план здесь выдвигается особый индивидуальный духовный опыт, в рамках которого первостепенное значение приобретает эмоционально-аффективная сторона духовной жизни; ее кульминационным пунктом становится состояние экстаза.

При рассмотрении шаманизма в диссертационном исследовании выявлено, что опыт ИСС, как и пути его обретения, является универсальным. Реализация шаманских практик (прежде всего, инициации) обусловливает преобразование (творческое развитие) личности. Характер же этого личностного развития определяется вполне осознанными мировоззренческими установками человека, сквозь призму которых он осмысливает опыт погружения в глубины собственной психики - в «эзотерическую» реальность. Такое осмысление переживаний ИСС имело первостепенное значение в древних культурах с их мифологическим мировоззрением и магизмом.

Дальнейший анализ значения опыта переживания ИСС, используемого в шаманизме, выявление культурных функций соответствующих практик позволил показать, что осмысление трансперсонального опыта шамана предоставляло возможности структурирования представлений о Вселенной. «Миры» Вселенной, как показано в диссертации, можно рассматривать как миры визионерских пространств, а ее структуру - как архетипическую.

В диссертации показано, что, входя в измененные состояния сознания, шаман обретает опыт организации и интерпретации постоянно изменяющегося потока визуальных образов. Наличие у шамана таких «умений» указывает на сходство его деятельности с творческим процессом.

Средства, используемые шаманом - ритмические движения и звуки -являются важными компонентами таких видов художественного творчества, как музыка и танец. Кроме того, сам шаман являлся по сути своей творцом, художником, который актуализировал, открывал, творил и преобразовывал миры «визионерских пространств» с их образами, формами, явлениями. Этим и определялось отношение к шаманам и оценка их возможностей в древних культурах.

В ходе анализа практик дзен-буддизма в диссертации выявлено, что они нацелены на актуализацию способности спонтанного восприятия мира, мобилизацию скрытых резервов психики, интеграцию физических, интеллектуальных и духовных способностей; все эти параметры характерны для перехода сознания в измененное состояние. Основными методами достижения такого перехода в дзэн-буддизме являются концентрация внимания (сосредоточение на объекте) и пассивное созерцание. «Перестройка» сознания, при которой индивидуальное «Я» воспринимается как континуальный поток сознания, в дзен-буддизме имеет сходство с творческим процессом; само обретение дзен-буддистом ощущения единства с миром (с использованием коанов, дзадзен, мондо) имеет креативный характер.

При рассмотрении теоретических оснований и практик исихазма в диссертации установлено, что особое значение для адептов этого учения имел вопрос о путях самосовершенствования, о способах работы человека над собой. В работе обоснован тезис о том, что такие способы были ориентированы на изменение состояний сознания, что должно было способствовать изменению человека - творению им самого себя, формированию у него у него ощущения собственного преображения, а значит, и развитию его креативной природы.

В диссертации проанализированы представления исихастов об этапах движения человека по пути обожения - вплоть до этапа созерцания Фаворского света, при этом обоснован тезис о том, что представления о

Фаворском свете могут быть интерпретированы как представления об эзотерической реальности, которая открывается в опыте ИСС. Поэтому представления о Фаворском свете можно трактовать как представления о «Тайне», которую стремится постичь человек и которая открывается ему только в опыте ИСС - в опыте «трансцендирования». Поскольку же открывающаяся эзотерическая реальность или, если угодно, «запредельное» бытие, невыразима в вербальности, вполне закономерным становится принятие принципа безмолвия как состояния, способствующего постижению и репрезентации реальности измененных состояний сознания.

Узрение» Фаворского света рассматривалось исихатсами как составная частью процесса «обожения», «претворения» человека, то есть - в современной трактовке - креативного процесса. В этом смысле человек, идущий по пути «обожения», по сути своей являлся творцом, художником. Он преобразовывал себя и открывал эзотерическую реальность как Тайну в самом себе, что сопровождалось переживанием радости, единения с высшим началом, вневременности и внепространственности.

Таким образом, оказывается, что процесс самосовершенствования человека в практике исихазма обладает характеристиками, объединяющими его с художественным творчеством. Вместе с тем, как показано в диссертации, он предстает как процесс духовного «просветления» («видения» Света в самом себе в результате творческого процесса). Из этого следует, что творчество, согласно установкам исихазма, было неразрывно связано с реализацией стремления человека к самосовершенствованию, самосозиданию (в данной терминологии - к обожению). Только при этом условии оказывалось возможным и подлинное художественное творчество, в том числе в сфере изобразительного искусства, ведь художник был призван символически представить образы «иного мира» в материальных изображениях.

На основании анализа опыта мистических переживаний суфиев, а также техник, применяемых для их достижения, в диссертации установлено, что здесь выделяются особые «состояния», которые - в современной терминологии - можно рассматривать как измененные состояния сознания с характерными для них трансформациями в восприятии мира. Примечательно, что можно проследить сходство между состояниями суфиев и системой измененных состояний сознания, зафиксированных С.Грофом. Их можно интерпретировать как переживания, имеющие место в результате мгновенного озарения, а значит, как способы интуитивного познания, позволяющие раскрывать глубинный опыт человека, что ведет к формированию у него нового отношения к действительности. Поэтому данный процесс можно рассматривать как процесс самопознания и самосовершенствования, выражающийся, прежде всего, в осознании человеком своих возможностей и способностей.

Результатом появления мистического ощущения установления духовной связи с Божеством в суфизме считается открытие внутреннего духовного видения, которое сродни видению во сне или видению снов. Обретение такого видения, которое можно интепретировать как «прорыв к континуальность сознания», в его глубинные пласты, предполагало активизацию суфием «тонкости восприятия», пробуждение пяти латаиф -«мест озарения» - «точек», через которые происходит «прорыв» в ИСС.

Рассмотрение техник суфизма привело диссертанта к выводу о том, что они ориентированы на появление ощущения «потери себя» и вхождения в состояние мистического единства с Богом (состояние «фана»). Это предполагает концентрацию внимания, обретение которой можно интерпретировать как процесс последовательной смены состояний сознания, в конечном счете, обусловливающий погружение в эзотерическую реальность.

В целом проведенный анализ позволил обосновать несколько важных положений. Для всех рассмотренных духовно-религиозных практик характерны одни и те же черты, связанные с тем, что все они ориентированы на достижение измененных состояний сознания. Во всех случаях для этого используются техники, дающие возможность освобождения от земных желаний, достижения внутренней настроенности на восприятие необычной, эзотерической реальности - реальности, скрытой в глубинных пластах психики и открывающейся в ИСС. Во всех случаях переживания ИСС имеют место состояния интуитивного озарения, экстатические состояния, трансовые состояния, психоделические состояния, мистические состояния.

Рассмотренные духовные практики, далее, имеют много общих характеристик с любыми видами творческой деятельности, включая мифотворчество и художественное творчество. Все они являются по своему характеру процессами самопознания, самосовершенствования -«самотворчества», «восхождения» по ступеням, на которых происходит изменение сознания и его состояний, что воспринимается адептами как движение к некоему «высшему» состоянию, которое становится доступным для тех, кто достиг высшей стадии совершенства и «чистоты».

Такого рода модели воспроизводятся в самых разных культурах, они имеют особое социокультурное значение, так как в их рамках (по крайней мере, в религиозных культурах) предлагается и идеал нравственного совершенства, и описание движения к нему. Они являются особым путем получения знаний («оформления реальности»), а соответствующие переживания - источником творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Виноградова, Светлана Геннадьевна, 2006 год

1. Абаев И.В. Архаичные формы религиозной теории и практики в чань-буддизме // Буддизм и средневековая культура Центральной Азии. -Новосибирск, 1980.

2. Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология: Сб. статей. Иваново, 1997.

3. Александров И.А. Начала космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира. М., 1997.

4. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1). СПб., 2000.

5. Аристотель О душе // Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

7. Батищев Г.С. Философия творчества. СПб., 1998.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

10. Ю.Беляев Е.И. Философский анализ: методологические аспекты. -Саратов, 1999.

11. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. СПб., 2000.

12. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память // Собрание сочинений в 4 тт. Т.1.- М., 1992.

13. З.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

14. Н.Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993.

15. Бескова И.А. О природе трансперсоналыюго опыта // Вопросы философии. 1994. №2. с.40-46.

16. Бескова И.А. Проблема творчества в свете восточной эзотерической традиции // Грани научного творчества / Под ред. А.С. Майданова. -М., 1999.

17. Бескова И.А. Эволюция и сознание: новый взгляд. М., 2002.

18. Бессознательное. IV. Тбилиси, 1985.

19. Бессознательное. Сборник. Новочеркасск, 1994.

20. Бодлер Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин, Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве. -М., 1997.

21. Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

22. Бургиньон Э. Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001.

23. Бурштейн А.С., Левит В.И. Реальность мифа. Свердловск, 1985 (http://aburch.sytes.net/aburchpage/ABworks/RM/RM9.asp).

24. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.

25. Беликов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. №11. с.З-30.

26. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы: Сб. ст. / Под ред. Н.А.Носов / РАН. Ин-т Человека. Лаб. виртуалистики, Рос. акад. госслужащих при Президенте РФ. Ин-т повыш-я квалификации госслужащих. Каф. Упр. Персоналом. -М., 1997.

27. Виткевич С.И. Пейотль. Наркотики // Иностранная литература. 1995. №11. с.156-157.

28. Выготский Л.Н. Психология искусства. М., 1968.

29. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. -М., 1997.

30. Головачева 3, Головачев В. Кто мы? Опыт трансперсонального восприятия. М., 2000.31 .Голосковер Э.Я. Логика мифа. М., 1987.

31. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М., 2001.

32. Гоулмен Д. Многообразие медитативного опыта. Нью-Йорк, 1977.

33. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психологии. М., 2005.

34. Гроф С. Космическая игра. М., 2004.

35. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.

36. Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания. М., 2001

37. Гроф С., Халифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.

38. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии.-М., 1998.

39. Гудимова С.А. Символы культур: Сб. статей / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. Науч. исслед. М., 2002.

40. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. №2. с.25.

41. Дао Дэ Дзин // Древнекитайская философия. Т. 1.- М., 1972.

42. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.

43. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

44. Джеймс У. Психология. М., 1991.

45. Дискурсы эзотерики (философский анализ). М., 2001.

46. Добротолюбие. Т.5. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.

47. Дремов С.В., Семин И.Р. Измененные состояния сознания: психологическая и философская проблема в психиатрии. — Новосибирск, 2001.

48. Друри Н. Трансперсональная психология. М., Львов, 2001.

49. Друри Н. Шаманизм. Харьков, 2000.

50. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография. М., 1980.

51. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

52. Дубровский Д.И., Черносвитов Е.В. К анализу структуры субъективной реальности (ценностно-смысловой аспект) // Вопросы философии. 1979. №3. с.57-69.

53. Дыренкова Н.П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен Сибири // Сб. музея этнографии и антропологии им. Петра Великого АН СССР. Ленинград, 1930.

54. Елькина Е.Е., Стерледев Р.К. Трансфизическое видение мира и человека в новых моделях познания реальности // Смыслы мира: мифология в истории и культуре. Вып.8. М., 2001.

55. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1990.

56. Завадская Е.В. Культура Востока в современном Западном мире. М., 1977.

57. Иванов В.А. Сознание и мышление. М., 1994.

58. Измененные состояния сознания: современные исследования. Аналитический обзор Л.П.Мордвинцевой. -М., 1995.

59. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М„ 1996.

60. Инайят Хан X. Очищение ума. М., 1999.

61. Инайят Хан X. Учение суфиев. М., 1998.

62. Кандинский В. К вопросу о форме // Избранные труды по теории искусства. Т. 1. М., 2001.

63. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

64. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., 1994.

65. Капра Ф. Уроки Мудрости. М., 1996.

66. Кастанеда К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Киев, 1995.

67. Квинси Т. Де Исповедь англичанина, употреблявшего опиум. СПб., 2001.

68. Арх. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950.

69. Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб, 2001.

70. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск, 1999.

71. Козлов В.В. Анализ феноменов расширенных состояний сознания // Этюды о новой психотерапии. Минск, 1995.

72. Козлов В.В. Психология и феноменология расширенных состояний сознания. -М., 1994.

73. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. ИСС: психология и физиология. М., 1997.

74. Крючкова В.А. Антиискусство: теория и практика авангардных движений. М., 1985.

75. Кудашов В.И. Проблема сознания в современной философии// Личность, творчество, современность: Сб. науч. тр. Вып.4. -Красноярск, 2001.

76. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1974.

77. Купарашвили М.Д. Трансценденталии бессознательного и современный дискурс // Вестник Омского университета. Вып.4. Омск,1996.

78. Лейнг Р. Разделенное «Я». Киев, 1995.

79. Лекторский В.А. Субъект, объект познания. М., 1980.

80. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

81. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

82. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Киев, 1998.

83. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общ. ред. А.А.Белика. М., 2001.

84. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Сочинения. В 3 т. Т.1. -М.,1985.

85. Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003.

86. Магический кристалл / Под ред. И.Т.Касавина. М., 1994.

87. Майков В.В., Козлов В.В. Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М., 2004.

88. Маккенна Т. Истые галлюцинации. М., 1996.

89. Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. М., 1995.

90. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

91. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968. №6. с.14-25.

92. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

93. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М., 1996.

94. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10. с.3-18.

95. Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.,1997.

96. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. ЮЬМикешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. - М.,2002.

97. Ю2.Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. -М., 1997.

98. Мифы народов мира: В 2-х тт. М., 1982.

99. Мишучков А.А. Специфика и функции мифологического сознания // Теоретический философский журнал «Credo». 2000. №6 (24). с. 15-17.

100. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. №3. с.13-17.

101. Юб.Моррисон Д. Стихи. Песни. Заметки. М., 1993.

102. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

103. Ю8.Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М., 2002.

104. Найдыш В.М. Философия мифологии. XIX нач. XXI в. - М., 2004.

105. Ю.Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

106. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995.

107. Николаенко Н. Возвращение из небытия // Наука и жизнь. 2001. №8. с.50-54.

108. Ницше Ф. Собрание сочинений: В 2-х тт. М., 1996.

109. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. / Ин-т фил-и РАН, Нац. общ.-науч. фонд; Научно-ред. совет: преде. В.С.Степин, зам-ли преде. А.А.Гусейнов, Г.Ю.Семигин, уч. секр. А.П.Огурцов. М., 2000.

110. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., Киев, 1998.

111. Носов Н.А. психологические виртуальные реальности. М., 1994.117.0рофино Д. Практики смерти и умирания. М., 2001.118.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. Ст. Г.М.Фридлендера; Сост. В.Е.Багно.-М., 1991.

112. Палама Григорий. Святогорский томос // Альфа и Омега. Учебные записки Общества для распространения Священного Писания в России. 1995. №3(6). с.69-76.

113. Палама Григорий. Триады в защиту священнобезмолствующих / Пер., послесл., прим. В.Вениаминова. М., 1995.

114. Ш.Пендюрина Л.П. Шри Ауробиндо. -М., Ростов-на-Дону, 2005.

115. Персиков Я.М. Хвост пчелы: изменение состояния сознания как изменение культурной парадигмы. СПб, 1996.

116. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

117. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. -Петрозаводск, 1991.

118. Платон Государство // Собрание сочинений: В 4 т. Т.З. М., 1994.

119. Платон Федона // Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М., 1993.

120. Платон Федр // Собрание сочинений: В 4 т. Т.2. М., 1993.

121. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

122. Поликарпов В. Медитация и творчество // Наука и религия. 1993. №4. с.24-25.

123. Померанец Г.С. Традиция и непосредственность в буддизме чань (дзэн) // Роль традиции в истории и культуре Китая. М., 1972.

124. Портнов А.Н. Проблемы сознания и ноосферы в отечественной и зарубежной философии XX в.: Материалы международной научной конференции. Иваново, 2000.

125. Поэзия и проза Древнего Востока / БВЛ. М., 1973.

126. Похилько А.Д. Феноменология парадоксальных интенций сознания: непризнанные гении в поисках смысла своего бытия. Армавир, 2001.

127. Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. Собрание типа I. Под ред. А.Г.Дунаева. М., 2002.

128. Преподобный Максим Исповедник. Творения: В 2 кн. Кн. 2. М., 1993.

129. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

130. Проблема сознания в современной западной философии. Критика некоторых концепций. М., 1989.

131. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Ленинград, 1946.

132. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск, 2003.

133. Пути за пределы «Эго». М., 1996.

134. Путь к священному безмолвию: малоизвестные творения святых отцов-исихастов / Составл., общ. ред и прим. А.Г.Дунаева. М., 1998.

135. Рациональное и иррациональное в современном западном сознании. Вып.1-4. М., 1985-1988.

136. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). М., 2003.

137. Режабек Е.Я. Становление мифологического сознания и его когнитивности // Вопросы философии. 2002. №1. с.52-66.

138. Ремизов А. Сны и предсонье. СПб., 2000.

139. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. М., 1971.

140. Розин В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения // Социально-гуманитарные знания. 1997. №6. с.78-83.

141. Традиционная и современная технология: (философско-методологический анализ). М., 1999.

142. Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М., 2002.

143. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М., 1957.

144. Самосознание европейской культуры XX в.: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сб. статей. М., 1991.

145. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. -М., 2002.

146. Семенов В.В. От теории познания к теории сознания. Отходная методологии XX в. Пущино, 1997.

147. Семенов В.В. Философия души. Сверхчувственная материя и диалектика бессознательного. Пущино, 2001.

148. Серл Д. Открывая сознание заново. М., 2002.

149. Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб., 2000.

150. Спивак Д.Л. Матрицы: Пятая проза? (Филология ИСС) // Родник. 1990. с.9-12.

151. Спивак Д.Л. Язык при ИСС. Л., 1989.

152. Спивак Л.И., Спивак Д.Л. ИСС. Типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. Т.1. №4. М., 1996.

153. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

154. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М., 2003.

155. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного трансперсонального состояния и психотехники. СПб, 2005.

156. Уолш Р. Дух шаманизма. М., 1996.

157. Уотс А. Психоделики и религиозный опыт // Забриски Rider. 1998. №6-7. с.81-85.

158. Уотс А. Путь Дзэн. Киев, 1993.

159. Успенский П.Д. Четвертый путь. М., 2001.

160. Философия сознания в XX в.: проблемы и решения: Межвузовский сб. науч. тр. Иваново, 2000.

161. Основные принципы психоанализа. М., 1998.

162. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник произведений. М., 1990.

163. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

164. Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. Киев, 1994.

165. Хант Г. О природе сознания. М., 2004.

166. Харнер М. Путь шамана. М., 1999.

167. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

168. Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб, 1996.

169. Хисматулин А.А. Суфизм. СПб., 1999.

170. Черносвитов Е.В., Курашов А.С. Сознание в структуре самосознания (К философскому анализу эффективности как предметного переживания) // Вопросы философии. 1987. №10. с.73-80.

171. Шевалье Д. Пауль Клее.-М., 1995.

172. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 2000.

173. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996.

174. Ш.Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. Киев, 2000.

175. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 1998.

176. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

177. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

178. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Феномен духа в искусстве и науке. -М., 1992.

179. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб, 2002.187ЛОнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. М., 2003.

180. Якимович А.К. Магическая Вселенная. Очерки по искусству, философии и литературе XX в. М., 1995.

181. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. -М., 2003.

182. Ясперс К. Общая психопатология. -М., 1997.

183. Яценко JI.B. Творчество и свобода. Воронеж, 1994.

184. Dionysius the Areopagite The Divine Names and the Mustical Theology. -London: SPCK, 1983.

185. DREAMING: Antropological a psychologocal interpretation/ Ed by Tedlock B. Cambridge etc, 1987.

186. Husserl E. Gesammelte Werken «Husserliana» Bd. 1-30. Haag, 1950-1996. Bd. 3.

187. Klee P. Theorie de l'Art moderne. P. 1969.

188. Lapassade G. Les etals modifies de la conscience. P., 1987.

189. Plotinus The Enneads. London: Faber and Faber, 1956.

190. Pribram K. The Holographic Hypothesis of Brain Funotioning// S.Grof (ed.). Ancient Wisdom, Modern Science, State University of New York Press, 1984.

191. Ringbom S. Art in 'The Epoch of the Great Spiritual'. Occult Elements in the Early Theory of Abstract Painting // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, vol. XXIX, London, 1966.

192. Sutich A.J. The Founding of Humanistic and Transpersonal Psychologie: A Personal Account. 1976.

193. Weil P. L'homme sans frontiere: les etats modifies de la conscience. P., 1988.

194. Wilber K., Meadow M.J. In: Symposium Report: Spiritual aspects of altered states of consciousness. The Journal of Transpersonal Psychology. Palo Alto, Cal.: Transpersonal Institute, 1979, 11,1. /7

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.