Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: На примере пьес-сказок А. Н. Островского "Снегурочка" и Е. Л. Шварца "Дракон" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Дербенцева, Лариса Вениаминовна

  • Дербенцева, Лариса Вениаминовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 200
Дербенцева, Лариса Вениаминовна. Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: На примере пьес-сказок А. Н. Островского "Снегурочка" и Е. Л. Шварца "Дракон": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Нижний Новгород. 2002. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дербенцева, Лариса Вениаминовна

Введение.

Глава I. Своеобразие поэтики литературной сказки XIX и XX веков.

§1. О жанровой природе литературной сказки.

§2. Взаимосвязь этического и эстетического в литературной драматической сказке.

§3. Формы воплощения авторского сознания в пьесе-сказке

А.Н.Островского «Снегурочка».

§4. Пьеса-сказка ЕЛ.Шварца как произведение XX века. (Особенности сюжета, типа героя, художественной речи).

Глава II. Опыт освоения сказок в школе. (Обзор исследований по теории и истории методики преподавания литературы XIX и XX веков).

§1.Эволюция представлений о задачах и формах изучения драматического произведения в школе.

§2. Анализ сказок в школе. ч

§3. Восприятие драматических сказок XIX и XX веков учащимися Щ? 7-8 классов. (По результатам эксперимента.).

Глава З.Изучение литературной драматической сказки в школе.

§1. Система уроков по пьесе-сказке А.Н.Островского «Снегурочка» в 7 классе.

§2.Система уроков по пьесе-сказке Е.Шварца « Дракон» в 8 классе.

§3. Чтение как способ постижения художественного произведения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: На примере пьес-сказок А. Н. Островского "Снегурочка" и Е. Л. Шварца "Дракон"»

Актуальность исследования. Новый век с его высокими требованиями к разнообразию талантов, к образованию как пути внутренних личностных прозрений, успешности практических навыков напоминает о необходимости изжить в современном преподавании ряд стереотипных представлений. Пришло время не предлагать учащимся «сокращенный образ культуры», не играть со словом вообще и с художественным^ частности - не играть со словом по той же причине, по которой нельзя играть с хлебом (К.Брентано); не имитировать, а создавать условия для подлинного контакта между культурой и человеком.

Методика преподавания литературы как наука может решить ряд проблем, актуальных для общества. Программа по литературе, созданная коллективом учёных и практиков под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора В.Г.Маранцмана, рассматривает историю литературы как диалог культур, как процесс роста высокой духовной культуры; она ориентирована на развитие у учащихся эстетического вкуса к подлинности текстов разных времён, к продуктивному размышлению над ними.

Впервые в истории школьного изучения литературы для старших подростков (7-8 классы) предложены драматические сказки XIX и XX веков. Для успешного освоения новых классических текстов в массовой практике требуется тщательная научная проверка не только восприятия в целом, но и детальное исследование путей аналитической коррекции первичного восприятия; создания системы оснований (литературоведческих, психолого-педагогических, историко-культурных, философских) для определения форм, приёмов, содействующих активному и плодотворному постижению сложных художественных произведений, которые позволяют преодолеть существующий в прежних программах разрыв между современными изменившимися подростками и требованиями к ним, а также возместить недостаток драматургии как рода искусств в чтении школьников.

Литературная драматическая сказка как жанр, своеобразно представляя классику XIX века (необычная для А.Н.Островского пьеса), позволяет развить ориентиры для понимания искусства, литературы XX века (Е.Л.Шварц), где мифологичность, повышенная метафоричность художественного мышления авторов приводят к усложнению, значимости форм, что затрудняет понимание и снижает эмоционально-чувственное восприятие произведений.

Развитие подрастающего человека основано на принципах творчества и сотворчества. Сегодня велика роль социокультурного контекста в развитии человека: его влияние на процесс формирования образа мира, исторической памяти (вплоть до стиля поведения человека и его деятельности) исследуется разными науками: философией, социологией, психологией и др. Роль сензитивных периодов в становлении человека изучается в течение всего века психологией, педагогикой, методикой. В преподавании литературы своеобразно отражаются эти процессы, значительно осложняясь при этом культурными и историческими параллелями. Современное литературное образование школьников должно вырабатывать «систему координат» общечеловеческой культуры.

Уникальность контакта ученика с произведением, с другой культурой обладает свойством поступка (прозрение, по М.Бахтину, имеет реальное содержание как акт духовного роста). Предметная деятельность индивида, опосредованная освоением культурных контекстов, - вот путь совершенствования личности (В.Зинченко).

В современной методике преподавания литературы стремительно развиваются эти тенденции (Богданова О.Ю., Браже Т.Г., Маранцман В.Г., Ионин Г.Н., Леонов С.А. и др.). Учёт требований времени, новых потребностей учащихся, творческий потенциал литературной драматической сказки в их родовой и жанровой специфике— всё это актуально для теории и практики методики преподавания литературы в школе.

Цели исследования: проанализировать историко-литературные и историко-культурные закономерности развития литературной драматической сказки XIX и XX веков, выявить сходство и отличие этических и эстетических функций; изучить своеобразие восприятия произведений старшими подростками (7-8 класс); на основе этих данных разработать системы уроков для массовой практики; в процессе апробации определить наиболее органичные и эффективные формы, методы и приёмы развития всех сфер восприятия: эмоций, воображения, мышления.

Предметом исследования стало создание системы уроков по изучению впервые введённых в школьную программу художественных произведений; при этом важно было обеспечить взаимосвязь чувственного, образного и понятийного, логического уровней анализа для понимания смысла художественных текстов, философичности обобщений у учащихся. Поэтому объектом исследования стала эволюция читательских качеств и их диагностика.

Гипотеза исследования. Литературная драматическая сказка обладает большим творческим потенциалом. Это дополнительные возможности для развития художественной культуры ученика как читателя, т.к. для подростков важна и целостность художественного текста (на этапе первичного восприятия), и его дискретность (на этапе анализа). По мере постижения текста варьирование приёмами развития эмоций, воображения, мышления и др. трансформируется в такие способы учебной деятельности, которые выводят к смыслам текста. Предполагалось, что литературные драматические сказки XIX и XX веков имеют, с учётом специфики и традиций жанра, различия в идейно-тематическом, сюжетно-композиционном, речевом плане, что должно отразиться в методике уроков. Чтение как основной способ учебной деятельности, разнообразие его форм могут обеспечить высокое качество освоения предполагаемых произведений.

Цели, объект диссертационного исследования и гипотеза определили постановку следующих задач:

1. Проанализировать состояние научных представлений о жанровой природе литературной сказки, о её связи с фольклорной традицией, своеобразии функций (этических, эстетических, коммуникативных).

2. Изучить состояние проблемы в истории методической науки, в современных методических концепциях и педагогической практике.

3. Выявить и сформулировать своеобразие литературной драматической сказки XIX и XX веков.

4. Провести обучающий эксперимент по проверке восприятия и анализа драматических сказок в 7и 8 классах средней школы.

5. Разработать системы уроков по изучению литературной драматической > сказки в школе; определить наиболее эффективные приёмы, содействующие интенсификации литературного развития учащихся; сформулировать методически обоснованные принципы учебной деятельности, учитывающей все особенности жанровой природы (авторская сказка, предназначенная для сцены).

Научная новизна.

• Впервые изучены особенности восприятия и анализа литературной драматической сказки XIX и XX веков старшими подростками, «зона ближайшего развития» которых ещё недостаточно исследована.

• Выявлено своеобразие литературной сказки XX века с учётом её исторической и художественной эволюции, значимость для целостного представления учащихся об эпохе, её нравственных и эстетических противоречиях.

• Систематизированы и частично определены новые формы чтения как сквозного и универсального способа постижения художественных текстов; сформулированы условия обучения учащихся на уроках по изучению литературной драматической сказки XIX и XX веков; предложены основания для органичного выбора разных форм чтения на всех этапах изучения произведений.

• Исследованы взаимосвязи этического и эстетического не только в скачке вообще, но и в соотношении этих категорий от XIX к XX веку. «Чудесное» как жанрообразующий принцип сказки даёт возможность увидеть учащимся движение времён, более изменчивых, чем внутренний мир человека.

• Отмечено сходство и отличие в проблематике, содержании и форме сказок XIX и XX веков. Эмоциональность, лиризм сказки А.Н.Островского и повышенная экспрессия сказки Е.Л.Шварца определили методологическую основу предлагаемой системы заданий.

Практическая значимость исследования заключается в соотнесённости с общей концепцией литературного развития школьников, что позволяет внести методологические и методические уточнения в изучение литературной сказки, в том числе драматической. Предложенные системы анализа помогут учителю, студенту, школьнику в освоении оригинальных и сложных текстов. На основе данного исследования разработаны и апробированы спецкурсы, созданы методические рекомендации для учителей. Этот материал может стать основой для программ элективных курсов в профильной школе; изучение литературной драматической сказки разных веков практически значимо для общей художественной культуры старшеклассников, растущих в век интереса к зрительным впечатлениям.

Методы исследования: анализ культурологических, литературоведческих, психологических, педагогических источников; сравнительный и проблемный анализ методологических концепций; обучающий эксперимент; изучение опыта учителей по освоению сказок в школе. На защиту выносятся следующие положения:

1. Литература рассматривается как феномен художественной культуры; динамика литературного процесса XIX и XX веков (на примере литературных драматических сказок) характеризуется не только эволюцией жанра, но и своеобразно выраженными контрастами (в разрешении конфликта, в типологии героя, в связях с фундаментальными общекультурными и национальными ценностями).

Литературную сказку XIX века отличают повышенная эмоциональность, многообразные формы проявления авторского сознания, чётко выраженная позитивная авторская концепция. В сказке XX века эмоции специфичны, они подчинены сложным философским размышлениям героя (авторского «я»), что сказывается на своеобразии полифонизма. Если у А.Н.Островского авторское «кредо» представлено многоголосием разных героев и их согласованием к финалу пьесы, то у Е.Л.Шварца противоречия «ума и сердца» сосредоточены в главном герое, которому предстоит сделать нелёгкий нравственный выбор в «рассогласованном» мире.

2. Современного старшего подростка как читателя отличает не только характерная для этого возраста «эгоцентричность», но и стремление, «перешагивая» через периоды истории литературы, к целостному видению мира, его этических драм, к пониманию человека в его общении с другими, с природой и культурой. Оно (видение) обеспечивается диалектической соотнесённостью и взаимопереходностью этического и эстетического; варьированием в сказках форм «чудесного» как жанрообразующей основы; изменением значения понятия «чуда» (от немотивированного волшебства - до чудес, созданных человеком, до «обыкновенного чуда», до победы этических начал в человеке). Эти закономерности предопределили решение на разных уровнях (от системы уроков - до отдельных заданий).

3. Анализ, ориентированный на синтез знаний, впечатлений и размышлений учащихся, акцентированное внимание к тому, что и как понимают учащиеся в тексте, организация такого учебного процесса, который содействует активному осознанию прочитанного, определил:

• Логику индуктивно соединенных проблемных вопросов и заданий в системе целостного пути разбора пьесы-сказки «Снегурочка» А.Н.Островского и дедуктивный ход размышлений над сказочной пьесой «Дракон» Е.Л.Шварца.

• Своеобразие форм и приёмов работы в процессе изучения сказок XIX и XX веков.

• Анализ как диалог культур, как сотрудничество обеспечивается межкультурными связями (музыка, изобразительное искусство, театр, кино) и формами речевого взаимодействия на уроке;

• Чтение осуществляется как «замедленный» процесс, позволяющий ученикам осознанно выделить образно-тематические «узлы» текста, акцентно закодированные своеобразными «речевыми формулами» («мыслеформы»).

• Усложнение форм чтения в процессе анализа произведений помогает учащимся выявить авторское отношение к миру, к человеку, к вечным нравственным и эстетическим ценностям.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Список используемой литературы включает 172 источника,. Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется состояние исследования проблемы, формулируются основные цели. Первая глава представляет собой анализ состояния проблемы. Во второй главе диссертант анализирует исследования по теории и истории методики преподавания литературы XIX и XX веков. Третья глава предлагает системы уроков по изучению литературной драматической сказки в средней школе. В заключении излагаются основные выводы, полученные в результате выполненного исследования.

Апробация результатов исследования проводилась на конференциях, посвященных проблемам литературного образования в школе и вузе, на городских и областных семинарах для учителей г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, для студентов педагогических институтов г. Нижнего Новгорода и г. Арзамаса. Опытно-экспериментальная работа и внедрение литературной драматической сказки проводилось нами на базе школ г.Нижнего Новгорода, г.Сарова, г.Арзамаса на протяжении пяти лет (1995-2000). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской словесности и культурологии НИРО, кафедры методики преподавания литературы и русского языка НГПУ им. А.М.Горького, кафедры методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И.Герцена.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Дербенцева, Лариса Вениаминовна

Заключение

Гуманизация знания обусловлена тенденцией к сохранению в исторической памяти человека всего истинного, вечного. Освоение культурного наследства действующей личностью важно и для социализации молодёжи, и для развития общества в целом.

В ходе эксперимента способности учащихся-подростков к освоению литературных драматических сказок XIX и XX веков подтвердились: именно в этом возрасте жанр драматической сказки привлекателен, так как, с одной стороны, к сказкам всегда есть интерес и «запас накопленного детскими годами» доверия, а с другой - эмоции, воображение, мысль могут работать продуктивно, в единстве, что для методики как науки всегда обозначает работу по выполнению какого-то крупного, многоаспектного задания. В 7-8 классах это чаще варьирование тональностями урока, акцентированием в сознании учащихся образно-тематических узлов произведения, даже некоторая повторяемость методических техник (особенно связанная с чтением, перечитыванием произведения). Анализ своеобразия драматических сказок XIX и XX веков вёлся с учётом их жанровой природы, эволюций жанра. Соотносились типологические признаки сказки фольклорной и литературной, в том числе драматической; конфликты, герои, время и пространство, сказка и миф, причины обращения к сказке как жанру многих писателей, историко-культурные контексты, связи с разными видами искусств - анализ этих и других особенностей произведений А.Н.Островского и Е.Л.Шварца стали основанием для системного планирования уроков. Некоторое «замедление» процесса обучения (по сравнению с обычным, типовым) в 7 классе способствует тому, что учащиеся могут почерпнуть основную информацию из текста, вычитать её так, чтобы действие пьесы-сказки оказалось «живыми» картинками. Углубление в текст позволяет подросткам не только понять текст на более высоком уровне, чем обычно, ведь характер смыслообразующей деятельности выглядит иначе, чем традиционная методика. Детализация анализа произведения сделала возможным более точное описание техники организации чтения в разных его формах, с учетом полифункциональной речевой деятельности.

Важно и то, что сказка (особенно драматическая) по типу художественного мышления очень перекликается с литературой, искусством XX века, где повышенная метафоричность художественного творчества сказалась на создании множества мифологем, разобраться в которых учащимся помогает классика. «Миромоделирующая» функция сказки оказывается обновлённым (или усечённым, иногда, может быть, искажённым) «кодом» современной жизни. Наша работа является звеном в цепи «практика - теория - практика» и в силу этого, возможно, отвечает ряду потребностей науки и практики в их единой преобразующей силе.

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

В процессе познания литературы как феномена художественной культуры необходимо большее доверие к образному. Тогда интуицию читателя можно рассматривать как системное качество личности, а урок как создание среды познания, в которой понимание является принципиальным качеством литературного образования.

Целостность слова, текста или текстов (динамики культуры XIX и XX веков) держится их внутренней логикой, а сходные образные элементы, возникающие в разных структурах, делают их понятными ученикам. Значение образных деталей, фрагментов зависит в таком случае от исторического момента в развитии искусства, периода творчества художника и от предлагаемых для осмысления контекстов. Читательское развитие, описанное в методике преподавания литературы, в данном случае может обрести одновременно с тенденциями к дифференциации знаний о читательских качествах (воображение, эмоция, мышление) стремление к универсализации этих свойств.

Особенности жанра литературной сказки в XIX веке во многом определяются связями с фольклором. Одни исследователи фольклора XIX века выделяли принцип коллективной природы творчества (Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев, Д.К.Зеленин и др.). Другие отмечали пути исторического движения сюжетов, мотивов, образов как следствие сходства «основ» произведений разных этнокультур (А.Н.Веселовский). В научных исследованиях по сказкам XX века (В.Я.Пропп) историко-генетический подход совершенствовался: сказка, её связи с мифами, ритуально-мифологический материал сказочного вымысла, постепенное разрушение концепции «синкретической правды» (М.И.Стеблин-Каменский), художественная реальность сказки, функциональности таких категорий как эстетическое, этическое, чудесное, время и пространство (Д.С.Лихачёв и др.). Ориентация литературной сказки на «чужое слово», на «переработанную начитанность», по выражению В.Каверина, переориентировало проблему авторской сказки (в работе дан обзор развития литературной сказки XIX и XX веков). Исследование природы литературной драматической сказки привело, например, к предположению о том, что движение категории «чудесного» (от XIX к XX веку) обусловлено сменой эстетических ориентиров. Преображение героя превращается в процесс постепенного накопления эстетических признаков, которые дают возможность ощутить «обыкновенные чудеса». На наш взгляд, чудо в литературной сказке — это даже не событие, а скорее метафора, а чудесное в литературной сказке включается в круг человеческих возможностей. Чудесное как эстетическая категория продолжает действовать в литературной сказке, сохраняя в целом жанрообразующую функцию, но её составляющие — этическое и эстетическое - постепенно лишаются той целостности, которая проявлялась в фольклорной, что приводит к усложнению художественной формы литературной сказки, повышению её экспрессивности, усилению авторского голоса.

Пьеса-сказка А.Н.Островского «Снегурочка» — не типичное для XIX века явление в силу оригинальности, необычной силы лиризма - прорыв в обновлении драматических форм (Ф.Батюшков, Н.П.Кашин, Л.М.Лотман и др.), что подтвердилось сценической историей сказки. Органичность реального и фантастического в «Снегурочке» (Т.Шах-Азизова), роль элементов фольклора в пьесе (Ж.Кулиш), язык и стиль (Е.И.Дудина) и др. - в этом все исследователи видят уникальность сказки А.Н.Островского. Приоритет нравственных норм, явленное зримо национальное самосознание, новые эстетические критерии позволяют говорить не только о знакомстве учащихся с новой пьесой, но, по сути, с концепцией творчества А.Н.Островского. Творчество Е.Л.Шварца изучено мало. Основываясь на исследованиях Е.Калмановского, В.Головчинер, НМ.Липовецкого и др. определялась специфика его пьесы-сказки «Дракон» (опора на опосредованные сюжеты из Андерсена, Шамиссо, Гофмана, так называемый «чужой сюжет»; ориентация на активного, думающего читателя; сознательный отказ автора от «правдоподобия»; наличие сатирического и иронического подтекстов; «эпичность» и «игра»; ассоциации различного типа и пр.) В отличие от веры А.Н.Островского в победу добра, Е.Шварц показывает, как трудна эта дорога для человека.

Опыт изучения сказок в школе в истории методики XIX и XX веков накоплен немалый. Менялись представления о задачах и формах анализа произведений, раскрывалась специфика драмы как рода литературы, значимость восприятия (В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, М.А.Рыбникова и др.). Тщательно разрабатывалась методистами XX века система принципов и приёмы анализа драматического произведения в школе (Р.В. Глинтерщик, Я.Г.Нестурх, Т.С.Зепалова и др.). Сложность работы с такими произведениями отмечена в исследованиях Н.Д.Молдавской, В.Г.Маранцмана и др. Усилием многих ученых сказка сохранена в школьных программах. Этот опыт в работе представлен и современным исследованием отношения к литературной сказке юных читателей (анкетированием, опросами различного характера), что позволяет говорить о растущей потребности учащихся к чтению авторских (в том числе и драматических) сказок, помогающих синтезировать ряд рассогласованных впечатлений об искусстве, корректировать эстетические знания. Более тщательная проверка восприятия предлагаемых для 7-8- классов пьес-сказок это подтвердила. Связь ярких эмоций с устойчивостью образа (специфика образной памяти, трансформация и реинтеграция образов (П.П.Блонский), превращение их в процессе осмысления произведений в устойчивый образ (образ-схема, образ-символ) учитывалась в методике изучения предлагаемых текстов. Процессы внутренней речи, влияющие на понимание (восприятие текста в его лексическом, синтаксическом и семантическом единстве) помогли найти приёмы работы, позволяющие оградить учащихся от внетекстовых ассоциаций и сосредоточить их внимание на смысле (Л.С.Выготский, А.Н.Соколов, В.Г.Марш/цман).

Системы уроков по пьесам-сказкам А.Н.Островского и Е.Л.Шварца (соответственно целостный и проблемный анализ) основаны на методической взаимосвязи приёмов работы, в значительной степени связанной с чтением, которое рассматривается как сквозной универсальный способ интеллектуальной деятельности (и с исторической, и с современной точек зрения): от аналитического чтения (Н.Кошанский), наблюдательного», «эстетического», «курсорного», «статарного» (В.П.Скопин), филологического» (Ф.И.Буслаев), «имманентного»», а затем «литературного» чтения (М.А.Рыбникова) до взаимосвязи чтения и анализа (методисты 60-90 годов XX века), где чтение рассматривается как творческий метод (Н.И.Кудряшев, В.Г.Маранцман). Чтение как метод постижения текста нуждается в определении последовательности и, в связи с этим, определением меняющихся задач (пропедевтическое, первичное, комментированное, чтение с комментариями, аналитическое, выразительное и др.). Все виды, формы чтения прокомментированы с точки зрения опыта практиков и представлены с учетом опыта экспериментального освоения новых произведений, рекомендованных для школьного изучения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дербенцева, Лариса Вениаминовна, 2002 год

1. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М.,Л.: Гослитиздат, 1960.-547с.

2. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова.- М.: Наука. -1972.-634с.

3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики.- М.: Искусство 1968,- 654с.

4. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М.: Индрик, 1994.

5. Афанасьев А.Н. Народ художник// Миф. Фольклор. Литература.- М.: Сов. Россия, 1986. -367с.

6. Батюшков Ф.Д. Генезис «Снегурочки» Островского// Журнал Министерства народного просвещения. 1917. - № 5.-С.35-47.

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества// Собрание избранных трудов.- М.: Искусство. 1979. - 423с.

8. Бахтина В.А. Литературная сказка в научном смысле последнего двадцатилетия //Фольклор народов РСФСР.-Уфа,1979.- С.72-84.

9. Белинский В.Г. Полн. собрание сочинений: В 13 т.- М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1953. -Т.2.-598с.

10. Ю.Биневич Е. На пути к «Дракону»// Нева. 1996. -№ 10. - С. 172.-184

11. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 томах. М., Л.: Гослитиздат, 1962.-Т.8. - 468с.

12. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка»// Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. - Т.36. - 1977.- № 3. - С.234-242.

13. Буренин В. Снегурочка// Санкт-Петербургские ведомости.-1873.-11 сентября.

14. Н.Ведерникова Н.М. Сказка и несказочная проза.- М.: Наука, 1998. 277с.

15. Веселовский А.Н. Разыскания в области русского духовного стиха.-Спб.,1881.

16. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- JL: Гослитиздат, 1940.- 648с.

17. Вилинбахов Г.В. Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец: Образ святого Георгия Победоносца в России-. СПб.:Искусство, 1995.-159с.

18. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр.- М.: Просвещение. 1968. — 303с.

19. Гегель. Эстетика: В 4 т. М.: Мысль,1969. - Т.2. - 465с.

20. Головчинер В. Эпический театр Е.Шварца. -Томск: Изд-во Томского унта, 1992.- 183с.

21. Гончаров И.А. Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском: Собрание сочинений. М.: Худ.лит-ра, 1955.-Т.8- С.182-206с.

22. Дудина Е.И. Язык и стиль весенней сказки А.Н.Островского "Снегурочка". Автореферат на соискание ученой степ.канд.фил.наук,-М.,1974.-27с.

23. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века: от Гоголя до Чехова. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-198с.24.3усман В. Сапожков С. Литературная сказка //Литературная учёба.-1987.-№ 1-С.228-232.

24. Исаева Е. Лирическая структура драматических сказок Е.Шварца/Ю жанрово-стилевом своеобразии (По страницам литературы).-Ташкент,1985.-С.34 44.

25. Калмановский Е. Сказки и мысли //Звезда.-1967. №9.-С.207-216.

26. Лебедев А. Драматург перед лицом критики.- М.:Искусство, 1974.-190с.

27. Левченкова О.С. Феномен чуда в русской литературной сказке 30-90 х годов XX века//Филологические науки. - 2000.-№5.-С.72-80.

28. Лейдерман Н.Траектории «экспериментирующей эпохи»//Вопросы литературы.-2002.-Июль-август.- С.3-47.

29. Леонова Н.М. Литературно-эстетические принципы в драме А.Н.Островского "Снегурочка".Автореферат диссертации на соискание учен.степени кандидата филолог.наук.-Самара, 2001.-19с.

30. Леонова Т.Г. Эволюция жанра сказки в условиях современности // Сибирский фольклор.-Вып. 1.-Томск, 1965.-С. 112-118.

31. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в её историческом развитии.- Томск: Изд-во Томского ун-та, 1982. — 199с.

32. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки: На материале русской литературы 1920-1980 годов.- Свердловск, 1992.-216с.

33. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.- М.: Наука, 1979. — 2с.

34. Ломоносов М.В. Собрание сочинений,- М.; Л.:Изд-во Акад.наук СССР, 1952. Т.7. - 996с.

35. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1976. 367с.

36. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.'.Политиздат, 1991. — 525с.

37. Лотман Л.М. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка»// А.Н.Островский. «Снегурочка». Л.: Сов.писатель,1989. - 347с.

38. Лотман Л.М. А.Н.Островский и русская драматургия его времени.- М.; Л.: Наука.- 1961.-360с.

39. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX века.- Петрозаводск, 1959. 504с.

40. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и её критики. (Заметки фольклориста) //Проблемы детской литературы.- Петрозаводск, 1981.-С.79-91.

41. Ляхова В.В. Категория фантастического в современной драматической сказке для детей // Проблемы метода и жанра.- Томск, 1980. Вып.7. -С.23-30.

42. Макагоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 30-е годы. (1833-1836). -Л.: Худ.литература,1982. 463 с.

43. Малярова Т.Н. Сатирический монтаж и лирическое эмоциональное обобщение в пьесах Е.Шварца// Проблемы типологии и история русской литературы. -Пермь, 1976.-С.56-65.

44. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С.Пушкину: В 2-х частях. М.: Владос,1999. Часть 1. - 256с.

45. Медриш Д.И. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики.-Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1980. —296с.

46. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа.- М.: Наука, 1976.- 407с.

47. Миронов А.В. Великий чародей в Стране берендеев. Ярославль:Верх.-Волж.кн.изд-во, 1974.-160 с.

48. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.-198с.

49. Непомнящий B.C. Поэзия и судьба.- М.: Сов.писатель, 1987. -448с.

50. Одоевский В.Ф. Русские ночи.- Л.Наука,1975. 317с.52.0лешаЮ. Повести и рассказы.-М.: Худ.лит-ра, 1965.-551с.53.0леша Ю. Ни дня без строчки: Из записных книжек.- М: Сов.Россия,1965. 304с.

51. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 16 т.- М.: Гослитиздат, 1953.

52. Островский А.Н. на советской сцене.- М.: Искусство, 1974.-631с.

53. Островский А.Н. и русские композиторы: Письма-. М.; Л.: Искусство, 1937.-304с.5 7.Островский А.Н. и литературно-театральное движение Х1Х-ХХ веков.-Л.: Наука, 1974.- 279с.

54. Островский А.Н. в русской критике:Сб.статей.-М. Гослитиздат, 1953.-452с.

55. Писахов С. Сказки.-М.: Сов.писатель,1957.-171с.

56. Платонов А. Сказки русского народа // Огонек.- 1947. № 26. - С.24-29.

57. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М.:Наука,1965. -302с.

58. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики/Сб.ст.- М.: Изд-во МГУ, 1983.-336с.

59. Пропп В.Я. Эдип в свете фольклора// Ученые записки ЛГУ.- №72 -Сер.фил.наук. 1944. - Вып.9. - С. 141-158.

60. Пропп В.Я. Русская сказка. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. 335с.

61. Пропп В.Я. Морфология сказки.- М.: Наука, 1969. 168с.

62. Пруцков Н.И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л.: Наука, 1974. — 203с.

63. Рассадин С. Обыкновенное чудо: Книга о сказках для театра.- М.: Дет.лит-ра, 1964.-С.221-235.

64. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.- М.: Музгиз, 1955.-398с.

65. Рубина С. Ирония как структурообразующий принцип пьесы Е.Шварца «Дракон»// Содержательность художественных форм.- Куйбышев, 1986.-С.74-82.

66. Скабичевский A.M. Снегурочка//Сын отечества.-1873.-18 сентября.

67. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках.-М.:Худ.лит-ра,1972.-543с.

68. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л.: Наука, 1976. - 104с.

69. Старостина Г.В. Древнерусская литература и народная культура в пьесах А.Н.Островского.- Ульяновск, 1995. — 50с.

70. Трубецкой Е. Иное царство и его искатели в русской народной сказке// Литературная учёба.- 1990. № 2. - С. 100-112.

71. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т.- М.; Л.: Наука, 1961.- Т.5. 541с.

72. Феоктистов И. Вагнер и Андерсен как авторы сказок для детей// Педагогический листок. -1881.- № 4. С. 196-204.

73. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений.- М.: Правда, 1974. Т.2.- 323с.

74. Чернышева Т.А. Природа фантастики.- Иркутск: Изд-во Иркутского унта, 1984. 331с.

75. Хализев В.Е. Драма как род литературы:Поэтика, генезис, функционирование.-М.:Изд-во МГУ, 1986.-264с.

76. Холодов Е.Г. Язык драмы: Экскурс в творческую лабораторию А.Н.Островского.- М.: Искусство. 1978.-274с.

77. Холодов Е.Г. Драматург на все времена.Островский и его время. Островский и наше время.-М.:Искусство, 1975.-424с.

78. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века. -М.-.Наука, 1994.-425с.

79. Шаврыгин С.М. Стихотворная литературная сказка первой трети XIX века. (В.А.Жуковский, А.С.Пушкин,П.П.Ершов).-Ульяновск, 1991,- 57с.

80. Шах-Азизова Т. Реальность и фантазия// Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века.- М.: Искусство, 1982. — 352с.

81. Шварц E.JI. Пьесы. Сказки. Киносценарии.-СПб.: Кристалл,2001.-574с.

82. Штейн A.JI. Мастер русской драмы: Этюды о творчестве А.Н.Островского.-М.:Сов.писатель,1973.-423с.

83. Шустов М.П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века.: Учеб.пособие .-Н.Новгород,2000.-243с.

84. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4т.- М.: Наука, 1967. Т.4. -599с.

85. Ярмиш Ю. О жанре мечты и фантазии// Радуга. -1972. № 11. - С. 177181.1. Глава П.

86. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя: Книга для учителя/Под ред.М.Л.Семановой.-М.:Просвещение, 1987.-175с.

87. Балацкая Л.К. О понимании пословиц учащимися младших классов// Ученые записки НИИ психологии УССР.- Киев, 1949.-Т.1 .-С.49-58.

88. Балталон Ц.П. Экспериментальные исследования классного чтения // Труды П Всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб., 1910.

89. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми.- М., 1926.- 403с.

90. Беленький Г.И. Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983,-256с.

91. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе.-М.:Просвещение, 1990.-188с.

92. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986.-207с.

93. Блонский П.П. Память и мышление.- СПб.: Питер, 2001. — 288с.

94. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы.- М.: Просвещение, 1979.-74с.

95. Ю.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение. — 1968.- 464с.

96. Браже Т.Г. О вариативности анализа // Искусство анализа художественного произведения.- М., 1971. — С.37-52.

97. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения /Т.Г.Браже.-2-е изд., перераб.-СПб.:Глагол,2000.-271 с.

98. З.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка- М.: Просвещение, 1992.-512с.

99. Восприятие и анализ литературного произведения и методика школьного анализа : Сб.статей / Под ред.А.М.Докусова.-М.:Просвещение, 1974.-192с.

100. Выготский Л.С. Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. М.: Издательство Академии пед.наук РСФСР, 1956. - 726с.

101. Выготский Л.С. Психология искусства.-М.: Искусство,1968.-576с.

102. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-СПб: Союз, 1997.-220с.

103. Горобец Н.И. Своеобразие читательской деятельности при изучении драматических произведений: Автореферат на соискание степени кандидата пед.наук,- М., 1990.-22с.

104. Голубков В.В. Методика преподавания литературы.-М.: Просвещение, 1962.-625с.

105. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике.-Тула:Автограф,2000.-222с.

106. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984.-206с.

107. Де-Пуле М.Ф. Старые писатели и новые взгляды на них.- М., 1869.-97с.

108. Дорошкевич А.К. Опыт методического построения урока словесности // Пособие для преподавателей средних школ.- СПб., 1917. — 49с.

109. Жабицкая JL К вопросу о структуре читательских способностей и уровнях литературного развития старшеклассников// Материалы 1У Всесоюзного общества психологов,- Тбилиси, 1971.- С.37-48.

110. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Книга для учителя.-М.: Просвещение,1989.-159с.

111. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спец. курсу.-Л. :ЛГПИ, 1986,-72с.

112. Интерпретация художественного текста в вузе и школе/ Межвуз.сборник научных трудов.-СПб. Юбразование, 1993.-144с.

113. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988.-175с.

114. Колокольцев Е.Н. Взаимосвязь искусств в школьном изучении литературы: Автореферат на соискание степени доктора педагогических наук.-М.,1993.

115. Колосов П.И. Литературно-драматическая работа в школе П ступени // Русский язык в школе. 1923. - Сб.4. - С. 111-132.

116. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников: Учебное пособие.-Чита: Изд-во Читинского пед.инс-та, 1992.-185с.

117. Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах.- М., 1964. — С.97-114.

118. Кошанский Н. Общая риторика.- СПб., 1896. 124с.

119. Кудряшов Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981.-190с.

120. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся IX-XI классов в процессе изучения литературы: Автореферат на соискание степени доктора педагогических наук.-М., 1994.-32с.

121. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. -М.: Педагогика, 1983.- Т. 1.-392с.

122. Маранцман В.Г. Драма: Восприятие и изучение произведений в их родовой специфике //Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.: В 2 ч.- М.: Владос,1994.

123. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроке литературы // Искусство анализа художественного произведения. М.Просвещение,1971.-С.166-211.

124. Маранцман В.Г. Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе.- М.: Просвещение, 1977. -206с.

125. Маранцман В.Г. Сказки АС.Пушкина в школьном изучении//Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С.Пушкина в школе: На пути к А.С.Пушкину.- М.,1999.-С.45-76.

126. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. JI.,1974.- 240 с.

127. Маранцман В.Г. Труд читателя.- М.: Просвещение, 1986.-128с.

128. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы.- М.: Искусство, 1985.-318с.

129. МеркинБ.Г. Эволюция литературной сказки //Культура. Филология, Методика.-Смоленск,2000.-С.52-59.

130. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.- В 2 ч.-М.: Просвещение: ВЛАДОС,1994.

131. Методика преподавания литературы: Учебник по педагогическим специальностям /Под ред.Богдановой О.Ю., Леонова С. А. -М.: Академия, 1999.-400с.

132. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.- М.: Педагогика, 1976.-224с.51 .Незеленов А. О преподавании русской словесности.- СПб., 1880.

133. Нестурх Я.Г. Чтение пьесы по ролям как прием анализа// Искусство анализа художественного произведения.- М., 1971.-С.212-237.

134. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе.-М.: Просвещение, 1971.-256с.

135. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками,- М.: Учпедгиз, 1959.-205с.

136. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. -М., 1885. — 148с.56.0стровский в школе: Книга для учителя/Авт.-сост.Н.Н.Прокофьева.-М.:Дрофа,2001.-256с.

137. Плыщевская Е.Н. Постижение авторской позиции при изучении драматических произведений в 7-8 классах: Автореферат на соискание степени кандидата пед.наук.- М., 1989.-22с.

138. Пономарев Я.А. Психология творчества.-М.:Наука, 1976.-303 с.

139. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе.- Л.: Просвещение, 1968.-174с.

140. Рожина JI.H. Психология восприятия литературного героя школьниками. -М.: Педагогика, 1977.-176с.

141. Русские методисты-словесники в воспоминаниях.- М.Просвещение, 1969. 196с.

142. Рыбникова М.А. Лекции по стилистике. «Горе от ума»// Избранные труды.- М.: Педагогика, 1985. С. 195-208.

143. Рыбникова М.А. Загадки. М.,Л., 1932. - 48с.

144. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М.: Просвещение, 1985.-204с.

145. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы,- СПб.: Глалгол, 1999.- 152с.

146. Семенова А.П. Психологический анализ понимания аллегорий, метафор и сравнений // Ученые записки ЛГПИ им.Герцена. Т.35. - Л., 1941.-С.49-66.

147. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей/Сост.В.Я.Коровина.-М.: Просвещение, 1972.- 143с.

148. Скоробогатов В.А. Коновалова Л.И. Феномен воображения: Сравнительно-исторический анализ.-СПб.: Образоапние, 1992.-115с.

149. Скопин В. О значении письменных упражнений в старших классах гимназии// Учитель. -М., 1863. С.91-97.

150. Смелкова З.С. Педагогическое общение:Теория и практика учебного диалога на уроках словесности.-М.:Флинта;Наука, 1999.-231с.

151. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968. — 248с.

152. Станиславский К.С. Сценическое внимание//Станиславский К.С.Собр.соч.-М.: Искусство, 1989.-Т.2.-С. 144-183.

153. Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы// Избранные педагогические сочинения.- М.Педагогика, 1991. — 367с.

154. Троицкий J1.C. К методике историко-литературного курса // Очерки по методике преподавания литературы в средней школе.- Л., 1940. С.97-106.

155. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.- М.: Наука, 1947.-421с.

156. Узнадзе Д.И. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.

157. Чехов М.А. Воображение и внимание//Собр.соч.-М.: Искусство, 1986.-Т.2.-С.179-188.

158. Чирковская Т.В. Методика работы над драматическими произведениями // Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена.- 1959. Т.203 С.93-123.

159. Шамрей Л.В. Образный диалог времён как принцип и способ изучения художественной культуры.-Н.Новгород, 1993.-113с.

160. Шереметевский В. Слово в защиту живого слова.- М., 1886.

161. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера: Этюды по психологии творчества.-М.:Гослитиздат, 1936.-213с.

162. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.-М.:Искусство, 1964.-86с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.