Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Гоголева, Марина Трофимовна

  • Гоголева, Марина Трофимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Якутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 231
Гоголева, Марина Трофимовна. Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Якутск. 1999. 231 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гоголева, Марина Трофимовна

Введение.

Глава I. Научные основы изучения героического Зпоса (олонхо) в якутской школе.

§ 1. Олонхо - героичесщй эпос якутов.

§ 2. Жанровые особенности олонхо.

§ 3. Педагогический потенциал олонхо.

Выводы.

Глава II. Теоретические основы и практика изучения эпоса в школе.

§ 1. Изучение эпоса как методическая проблема.

§ 2. Состояние преподавания олонхо в якутской школе.

Выводы.

Глава III. Методика изучения олонхо в якутской школе.

§ 1. Жанровые особенности олонхо - основа методики его изучения.

§ 2. Поэтапное приобщение учащихся к олонхо.

§ 3. Изучение поэтики героического эпоса в 5 - 11 кл.

§ 4. Данные результатов опытно-экспериментального исследования

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение героического эпоса олонхо в якутской школе»

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Проблема преодоления дефицита духовности в период острых социальных потрясений выдвинула на передний план вопрос о приоритетности гуманитарного образования. Обращение к личности ученика, учет его индивидуальных качеств в процессе обучения, нацеленность на формирование его нравственно-эстетических идеалов, на развитие его мышления и творческих способностей оказались в центре образовательного процесса. (24, 18) Литературное образование школьников решает задачи становления личности как никакой другой предмет в школе, и изменения в этой сфере, их актуальность обусловлены развитием общества на современном этапе. Современные потребности общества в литературном образовании продиктованы необходимостью поставить барьер бездуховности, псевдокультуре, которые все больше проникают в жизнь нашего общества и принимаются молодежью за истинные ценности. Как показывают исследования последних лет, эффективное формирование духовно богатой личности, воспитанной на лучших образцах словесного искусства, возможно только при учете национальных, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (17, 18, 46, 47, 53, 108, 168, 204, 205, 211). Особенно это проявляется в изучении фольклорных произведений в школе. Недооценка значения фольклорного эпоса, как важного фактора в развитии культуры любого народа, отношение к фольклору, как к явлению прошлого, унификация образовательных программ привели к тому, что эпические произведения устного народного творчества перестали влиять на формирование духовности молодого поколения.

Героический эпос якутов (олонхо) возник в эпоху разложения родового строя (134, 162) и развивался в течение многих веков, вбирая в себя все лучшее из духовного наследия предков. Исследователи единодушны во мнении, что олонхо - синтез многих искусств: словесного, музыкального, вокального, театрального, что это - вершина якутского фольклора, и в нем отображаются мировоззренческие, эстетические, нравственные идеалы якутского народа (31, 58, 63, 71, 111, 134, 160, 162, 213). Необходимость учета изменившихся социокультурных условий обусловила процесс трансформации многих жанров фольклора, это коснулось и эпоса: с утратой живой традиции бытования олонхо стал книжным эпосом, но остался значимым явлением в культурной жизни народа. Литература, театральное искусство, музыка, изобразительное искусство развиваются благодаря творческому освоению идей и образов олонхо. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности якутского народа, потому что олонхо утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Новая функция эпоса, как живительного источника искусства, не заслоняет его познавательной и развлекательной функций: в олонхо сконцентрированы знания о тайнах мироздания, природы и человека,, в этом виде народного творчества богатство души и яркий талант народа. Жемчужина народного поэтического слова сокрыта в эпическом стиле повествования, язык олонхо -непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации. Олонхо относится к тем произведениям устного народного творчества народов, которые считаются явлением в мировой культуре; 1993 год ЮНЕСКО объявлен годом олонхо, и в связи с этим организованы юбилейные. мероприятия в Париже. Но вместе с тем налицо процесс отчуждения олонхо от молодежи, на глазах нынешнего поколения якутов эпос из живой традиции бытования превращается в некий, чисто номинальный символ национальной культуры. Не востребован обществом огромный педагогический потенциал народного эпоса, не задействованы его возможности в воспитании подрастающего поколения. Сегодня олонхо для молодых - абстрактное понятие, не имеющее отношения к реальным проблемам сегодняшнего дня, и потому не представляющее интереса для большинства молодежи. Эмпирические исследования показали: несмотря на то, что героический эпос всегда изучался в школе, нет подлинного приобщения учащихся к олонхо, и приходится признавать тот факт, что это уникальное творение народа остается вне духовной жизни учащихся. Так как сложившаяся практика применения традиционных методов изучения памятника не дала положительных результатов, необходим пересмотр принципов и методики изучения олонхо в школе. Это диктуется и изменениями в содержании и технологии образования в • связи с принятием Концепции обновления и развития национальной школы в Республике Саха (Якутия) (1991 г.). Изучение фольклорных произведений составляет необходимый этап литературного образования. Лучшие образцы фольклорных произведений включены в школьную программу. Вопрос о роли фольклора в школьном курсе литературы и о различных подходах к его изучению не обойден вниманием методистов, в их работах затрагивается и методика изучения отдельных жанров фольклора (10, 15, 17, 18, 38, 40, 46, 50, 113, 121, 196, 200). Но проблема изучения героического эпоса остается малоизученной, а методические исследования, связанные с олонхо, почти не проводились. Настоящая работа - опыт поиска эффективного пути изучения олонхо в якутской школе. Этими положениями определяется актуальность и научная новизна данного исследования.

Объект исследования - процесс восприятия и изучения олонхо в якутской школе.

Предмет исследования - теория и методика литературного образования учащихся 5-11 классов в процессе изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе.

Специфика жанра олонхо, которую школьник не в состоянии постигнуть в течение нескольких уроков в 6 и 9 классах, не позволяет относиться к олонхо так, как к любому другому жанру фольклора. Учителя же родной литературы считают эту тему наиболее трудной и в литературоведении,. и в методике преподавания. В связи с этим нами определяется цель исследования:

- Теоретически обосновать и разработать систему и методику изучения героического эпоса (олонхо) в якутской школе, которая будет способствовать более полному и глубокому постижению олонхо учащимися уникального явления духовной культуры своего народа.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипотеза:

Изучение героического эпоса (олонхо) будет наиболее эффективным:

- если учитывается эстетическая природа изучаемого произведения устного народжного творчества и осуществляется комплексный анализ идейно-эстетической природы произведения, то есть проявляется разностороннее внимание к различным его аспектам: лингвистическому, смысловому, литературоведческому;

- если отрывки, рекомендуемые для чтения доступны учащимся и используются уже имеющиеся знания, умения и навыки в области анализа устнопоэтических произведений, полученные на уроках родной литературы в более младших классах и имеются возможности для их переноса на изучаемые и анализируемые произведения;

- если при изучении олонхо используется высокий уровень художественно-коммуникативной природы произведения для формирования условий для личностно значимого восприятия олонхо в целях развития эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;

- если обучение основывается на синкретической природе устнопоэтического произведения посредством взаимосвязанного изучения с другими видами искусства: живописью, музыкой, сценическим творчеством;

- если определить специфику изучения олонхо в якутской школе с учетом национальных особенностей учащихся и идейно-художественных достоинств изучаемого произведения.

Для доказательства выдвинутых положений в исследовании

1. Определить научно-методические основы изучения олонхо в якутской школе.

2. Выявить трудности приобщения учащихся к героическому эпосу.

3. Осмыслить методику изучения фольклорного эпоса в традициях национальных школ.

4. Формулировать гипотезу исследования, доказать выдвигаемые положения с помощью теоретических обоснований и экспериментальных работ.

5. Создать методическую модель изучения олонхо в якутской школе, предварительно определив ее этапы и обосновав отбор произведений, проверить ее эффективность в процессе обучения.

6. Изучить возможность применения предложенной модели в общеобразовательных школах, разработать методические рекомендации по ее творческому применению.

Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования:

- изучение литературоведческой, . психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы в аспекте исследования. ■

- анализ учебных программ, учебных и методических пособий по родной литературе, анализ текстов олонхо с целью выявления наиболее подходящего материала для изучения в школе.

- изучение и обобщение передового опыта учителей; моделирование системы обучения, помогающей решению поставленных проблем;

- анкетирование, беседы с учителями и учащимися, проведение констатирующего, обучающего экспериментов, анализ устных и письменных ответов, творческих работ учащихся; проведение контрольно-констатирующих средств;

- оценка эффективности форм работы по предлагаемой модели, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Методологическую основу диссертации составляют:

- философские, литературоведческие труды, исследования по психологии, педагогике, методике преподавания литературы, в которых рассматриваются вопросы культурологии, фольклористики, возрастной психологии, литературного образования школьников, специфики восприятия художественного произведения, развития личностных качеств школьников в процессе изучения фольклорных произведений, совершенствования учебного процесса;

- различные аспекты анализа эпических произведений, поэтики устного народного эпоса, постановки проблем преподавания фольклорных произведений в школе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлены литературоведческие и педагогические основы изучения устного народного эпоса (олонхо) в якутской школе, а также трудности приобщения к нему учащихся и намечены пути их устранения;

- рассмотрена методическая модель изучения олонхо на протяжении обучения учащихся в 5-11 кл. якутской школы;

- предложена методическая модель, . отражающая процесс поэтапного приобщения к жанровой специфике, идейно-эстетическим ценностям, художественно-изобразительным средствам фольклорного эпоса и условия эффективного, личностно значимого освоения олонхо учащимися якутских школ;

- раскрывается специфика восприятия олонхо учащимися и обосновывается возможность опоры на жанровые особенности произведения при изучении героического эпоса в якутской школе;

- определяется значимость освоения учащимися поэтики устнопоэтического эпоса в целях эффективного изучения олонхо и развития творческих способностей учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

- основные положения диссертации, методическая система могут быть использованы для дальнейших исследований по проблемам методики изучения героического эпоса в национальной школе;

- результаты исследования, полученные в данной работе в форме методических разработок, могут быть использованы в преподавании фольклорного эпоса в национальных школах, при составлении программ и методических пособий по курсу якутской литературы;

- материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов для студентов педагогических училищ и вузов.

Достоверность выводов и рекомендаций исследования подтверждается их теоретическим обоснованием, опорой на ведущие положения литературоведческой и психолого-педагогической науки, данными экспериментальных работ и личным опытом работы автора в школе.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1981-1990гг.) - изучение педагогического опыта и работ по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, фольклору; накопление и обобщение наблюдений за процессом изучения и восприятия героического эпоса (олонхо) в 5 и 8 классах якутской школы; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня обученности учащихся и трудностей преподавания; определение теоретических предпосылок построения гипотезы.

Второй этап (1991-1995 гг. ) - изучение научной литературы по теме исследования; уточнение гипотезы исследования; подготовка экспериментальных материалов и учебных пособий; проведение обучающего эксперимента в школах и проверка научной достоверности гипотезы.

Третий этап (1996-1999 гг.) - продолжение экспериментальной работы, обобщение полученных данных, их теоретическое осмысление, уточнение и коррекция основных положений исследования, оформление диссертации.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации:

- апробированы в процессе опытно - экспериментального обучения в 1 Кулятской и Борогонской средних школах Вилюйского улуса в Нюрбинском техническом лицее г. Нюрбы, в Чурапчинской средней школе и гимназии Чурапчинского улуса, в Качикатской средней школе Хангаласского ■ улуса Республики Саха (Якутия); Всего в эксперименте принимали участие 630 учащихся и 38 учителей.

- отражены в докладах на улусных (районных) семинарах по методике преподавания якутской литературы с 1982 по 1998 гг.; на региональных конференциях: учителей "Урок будущего" в 1993 г. (г. Вилюйск); работников образования "Качество образования" в 1998 г. (г. Мирный); на республиканской конференции "Проблемы обучения родному языку в школе" в 1987 г. (г. Якутск); отражены в трех опубликованных работах.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Гоголева, Марина Трофимовна

• Выводы по всей 3 главе:

- Изучение в школе героического эпоса проводится с учетом ряда факторов, обусловленных спецификой произведения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся.

- Сквозной идеей, пронизывающей весь процесс изучения героического эпоса в школе, представляется постепенное углубление в жанровую природу произведения,- раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов и мировоззренческих идеалов учащихся.

- Приобщение учащихся к олонхо-трудоемкий и длительный процесс, требующий разносторонних подходов к поэтапному формированию знаний об эпосе, теоретико-литературных понятий, развития личностных качеств.

- Восприятие народного эпоса имеет ряд особенностей, детерминированных жанровой спецификой произведения. К ним относятся: большой объем олонхо, сложность исполнения, отстраненность содержательной стороны эпоса от проблем реальной жизни сегодняшнего школьника, сложные конструкции эпического текста, своеобразие художественно-изобразительных средств.

- Проникновение в поэтику олонхо, обеспечивающее понимание эмоционально-смыслового единства художественных средств эпоса, представляется обязательным условием для подлинного постижения учащимися идейно-эстеических ценностей произведения.

- Синкретичность олонхо позволяет сочетать различные подходы к изучению героического эпоса: культуроведческий, рассматривающий олонхо как зародыш многих видов народного искусства; системный или целостный, учитывающий взаимосвязь познавательных и воспитывающих задач; личностно-ориентированный, нацеленный на развитие личностных качеств ученика.

- Выбор методов и приемов обучения, обусловленный характером изучаемого материала, возрастными особенностями учащихся, варьирует в соответствии с этапами приобщения учащихся к олонхо. Если на начальном этапе обучения превалируют репродуктивные виды работ, выполняемых устно, то на втором этапе ученическая деятельность направлена на применение полученных знаний в новых условиях, поэтому преобладают поисковые и творческие задания, а также упражнения на практическое освоение навыков исполнения. На завершающем этапе используются методы, обеспечивающие формирование личностных качеств учащихся, исследовательского характера.

202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Героический эпос якутов (олонхо) по своим идейно-художественным достоинствам стоит в одном ряду с лучшими устнопоэтическими эпосами народов мира и продолжает играть активную роль в развитии духовной культуры народа.

2. Актуальность изучения в школе олонхо диктуется необходимостью приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям через освоение ими духовного наследия своего народа, формирования у них нравственно-эстетических идеалов в период социальной нестабильности, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения олонхо.

3. Методическая модель изучения героического эпоса базируется на учете жанровых особенностей и синкретичной природы олонхо, специфике восприятия фольклорного эпоса современными школьниками, на возрастных особенностях учащихся; в соответствии с этими положениями и этапами литературного образования школьников, изучение олонхо проводится поэтапно в 5 - 11 классах средней школы.

4. Установлено и подтверждено результатами исследования, что восприятие олонхо современными школьниками затруднено большим объемом произведения, сложностью композиционного строя, архаичным языком, своеобразием исполнения, поэтому проникновение в поэтику олонхо, обеспечивающее понимание эмоционально-смыслового единства художественных средств эпоса, представляется обязательным условием для подлинного постижения учащимися идейно-эстетических ценностей произведения.

5. Главной идеей, пронизывающей весь процесс изучения героического эпоса в школе, является постепенное углубление в жанровую природу произведения, раскрытие его идейно-эстетических ценностей и формирование на этой основе читательских качеств, эстетических вкусов, мировоззрения учащихся.

6. Выделены три этапа изучения героического эпоса в школе:

- начальный, охватывающий период обучения в 5-6 классах, когда закладываются основы для понимания жанровой специфики олонхо, художественно-изобразительных средств и особенностей исполнения фольклорного эпоса;

- основной - (7-9 кл.), когда формируются теоретико-литературные понятия о жанровой природе олонхо, осваиваются основные художественные средства устнопоэтического эпоса, определяются пути развития личностных качеств учащихся в процессе обучения;

- завершающий - (10-11 кл.), когда у учащихся формируются ценностные ориентации под влиянием идейно-эстетических воззрений, содержащихся в народном эпосе, и реализуются цели творческого освоения идей, образов олонхо.

7. Разнообразие подходов к изучению олонхо обусловлено характером изучаемого материала, его синкретичной природой и возрастными особенностями учащихся: культуроведческий, рассматривающий олонхо как зародыш многих видов народного искусства; системный или целостный, учитывающий взаимосвязь познавательных и воспитательных задач; личностно-ориентированный, нацеленный на развитие личностных качеств ученика.

8. Выбор методов и приемов изучения варьируется в соответствии с этапами обучения и включает: практическую направленность уроков в освоении изобразительных средств эпоса и ориентацию на коллективное исполнение олонхо; организацию творческих и исследовательских работ учащихся.

9. Данное исследование можно рассматривать лишь как один из вариантов осмысления методики изучения олонхо в школе, и в дальнейшем наряду с совершенствованием ее методов и приемов, намечаются поиски путей приобщения школьников к олонхо с. более раннего возраста.

205

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гоголева, Марина Трофимовна, 1999 год

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2.-М.: Учпедгиз, 1963.

2. Айзерман Л.С. Испытание доверием: Записки учителя. М.: Просвещение, 1991.-191 с.

3. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. ,1992.

4. Алексеев Э.Е. О музыкальном воплощении олонхо. // Якутский героический эпос "Модун Эр Содотох" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1996.

5. Андросов Е.Д. Таатта олоьгхоЬуттара /Таттинские олонхосуты. на якут. яз. /. - в 2-х частях. - Якутск: Ситим, 1993.

6. Антонов Н.В. Дьулуруйар Ньургун Боотур /Переложение в прозе олонхо для школьников. на якут. яз. - Якутск: Кн. изд-во,1993. -ил. -92 с.

7. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. Якутск: Кн. изд-во, 1971. -176 с.

8. Антонов Н.К. Наследие предков. Якутск: Бичик, 1993.

9. Аргунова Н. Олонтхо рок музыканан /Олонхо - в рок музыке, -на якут. яз//. - Сахаада. - 26. 12. 1996.

10. Ю.Артоболевский Г.В. Очерки по художественному чтению. М. : Учпедгиз, 1959. - 268 с.

11. П.Афанасьев Л.А. Алгыс буоллун /Якутские благословения. на якут, яз /. - Якутск: Изд-во ЕНМЦ, 1992.

12. Аханянова Н.А. Поэтический синтаксис олонхо и характер эпической эпитетации. // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

13. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литра, 1975.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. литра, 1986.

15. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (4-10 кл. ): Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.-256 с.

16. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? / Книга для учителя /. -М.: Просвещение, 1991. 169 с.

17. Бекоева В.И. Изучение фольклорных произведений на уроках родной литературы в осетинской школе /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /. М. , 1975.

18. Бежаева Ф.Г. Эстетическое развитие учащихся при изучении нартского- эпоса в осетинской школе /.Дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук /. -М. , 1996.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

20. Бетлингк О.Н. О языке якутов / Пер. с нем. Рассадин В. И. /. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -646 с.

21. Бирюкова С.К., Ахметзьянов М.Г. Уроки внеклассного чтения в 4-7 кл. Л., 1985.

22. Бирюкова С.К., Хайруллин Р.З. Литература народов России. — Л.: Просвещение, 1999.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 2. - Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

24. Богданова О.Ю., С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. Методика преподавания литературы. Под ред. О. Ю. Богдановой. .- М.: Academia, 1999. - 400 с.

25. Богданова О.Ю. Обзорная тема//Методика изучения литературы в старших классах. Под.ред. О.Ю.Богдановой., В.Г.Маранцмана.-ч.2.- М.: Просвещение, 1979.-304 с.

26. Борисов А.С. Через олонхо станем известны всему миру // Саха сирэ. от 23. 08. 1998.

27. Браже Т.Г. О вариативности анализа // Искусство анализа художественного произведения (Пособие для учителей). Сост. Т. Г. Браже. - М.: Просвещение, 1971.

28. Букварь для якутов. Миссионерское издание. Казань, 1885.

29. Букварь для якутов. Издание Православного Миссионерского общества. Казань: Типо-литография Имперского университета, 1898.

30. Буяльский Б.А. Исккусство выразительного чтения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-176 с.

31. Бурцев Д. Об историзме олонхо // Чолбон, 1996. N6.

32. Васильев Г.М. Живой родник. Об устной поэзии якутов. -Якутск: Кн. изд-во, 1973.

33. Васильев Г.М. Якутское стихосложение. Якутск: Кн. изд-во, 1965. - 125 с.

34. Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1995.

35. Вербовая Н.Н. Обучение выразительному чтению на уроках русской литературы в 5-11 классах национальной школы. М.: НИИ Нац. школ, 1989.

36. Вербовая Н.Н. Национальная школа: Изучение теоретико-литературных понятий /Пособие для учителя. М.: ИНПО, 1995.

37. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 590 с.

38. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1986.

39. Волков С.В., Сабитова И.В. и др. Проблемы преподавания фольклора в школе // Материалы международной конференции "Фольклор и современность", посвященной памяти Н.И. Савушкиной. М.: Изд. МГДТДиЮ. - С. 109. .

40. Воробьев П.Г. Изучение устного народного творчества в 5 классе средней школы. М.: Учпедгиз, 1965.

41. Вундт В. Очерки психологии. б. м., б. г., пер. с нем. приват-доцента Московского университета В. Д. Викторова.

42. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

43. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1965.

44. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.

45. Герасимов Г. Олонхо образтара саха норуотун ойуулуур-дьуИуннуур искусствотыгар. /Образы олонхо в изобразительном искусстве якутов. на якут. яз//. - Саха сирэ. - 01. 06. 1993.

46. Гиносян Н.Р. Обучение жанрам устного народного творчества в школе. /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/. -Ереван, 1973.

47. Гогоберидзе Г.М. Этнокультурный аспект литературного образования в национальной школе / Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук. Ереван, 1973.

48. Гоголев А.И. Древний южносибирский субстрат в якутской мифологии // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

49. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Якутск: Кн. из-дво, 1980. - С. 3-106.

50. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1855.

51. Горький A.M. О литературе. М. , 1953.

52. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1991. -172 с.

53. Грибина JI.B. Обучение эмоционально-оценочному анализу художественного произведения при изучении русской литературы в средних классах национальной (адыгейской) школы / Автореф. дисс. на соиск. .учен. степ. канд. пед. наук. М., 1995.

54. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М., Л.: Просвещение, 1966.

55. Дегожская А.С., Чирковская Т.В. Искусство общения учителя и ученика на уроках литературы // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей. Сост. Т.Г.Браже. - М.: Просвещение, 1971.

56. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.

57. Емельянов Н.В., Петров В.Т. Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ" / Вступ. ст. к "Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ", серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1993.

58. Емельянов Н.В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983.

59. Ермолаев В.Ф. Чурапчы ологосоИуттара /Чурапчинские олонхосуты. на якут. яз. /. -Якутск: Бичик, 1994.

60. Ефремов П.Е. Долганское олонхо. Якутск: Кн. изд-во, 1984.

61. Жйрков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к 21 веку. Якутск: Кн. изд-во, 1993.

62. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. JL: Наука, 1974.

63. Завьялова О.Ю. Эпические сказания манден: Опыт анализа структуры и поэтики. / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук/. - СПб, 1996.

64. Зайцева О.Н. , Ладыгин М.Б. Литературное образование. М.: Дрофа, 1996. - 124 с.

65. Захарова А.Е. Якутская детская литература: Учебное пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1981. -54 с.

66. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск: Кл. изд-во, 1976.

67. Ибраев Ш. Художественно-изобразительные средства "Китаби дедем Коркут" / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук/. М. , 1979.

68. Иванов-Кюндя А.А. Художественная форма якутской поэзии // Алое зарево. -/ На якут. яз. /. Якутск: Кн. изд-во, 1979.

69. Илларионов В.В. Знаменитый олонхосут /К 150-летию Д. М. Говорова//. Чолбон. -1998. -N12.

70. Илларионов В.В. Искусство якутских олонхосутов. Якутск: Кн. изд-во, 1982.

71. Илларионов В.В. Исполнительское мастерство олонхосутов // Матер. Всесоюзной научной конф. "Джангар" и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских народов. М.: Наука, 1980.

72. Илларионов В.В. О л онгхоИуттуун Kepcyhyy /Встреча с олонхосутом. на якут, яз// Олох суола. - 04. 06. 1996.

73. Илларионов В.В. Олон-хо уйэлэр кирбиилэригэр / Олонхо -на рубеже, веков. - на якут, яз /. - Саха сирэ. - 08. 06. 1998.

74. Илларионов В.В. Туелбэ олонж>лор / Региональные олонхо. -на якут, яз// Эдэр коммунист. 31. 08. 1990.

75. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

76. Казагачева З.С. Изучение алтайского эпоса в школе // Материалы конференции "Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока". Якутск, 1978.

77. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения // Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1979. -N5.

78. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. Грозный, 1984.

79. Кардашеский Г. Р. Саха ырыаларын уонна олонгхону оскуолада уорэтии туЬунан /Об изучении якутских песен и олонхо в школе. на якут, яз //Родной и русский языки в школе. - Якутск: Кн. изд-во, 1975.

80. Карро Ж. Перевод якутского эпоса и его этнологический смысл // Сб. научных трудов ЯИЯЛИ СО РАН "Фольклор и современная культура". Якутск, 1991.

81. Каррыева А. Б. Поэтическая система образов "Героглы". -Ашхабад: Ылым, 1990.

82. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М. : Просвещение, 1988.

83. Кондратьев А. Учение айыы и благословения // Саха сирэ. -14.08. 1991.-на якут. яз.

84. Кондратьев А.А. Тереебут литератураны 5 кылааска уорэтии /Изучение родной литературы в 5 классе: Пособие для учителей /. -Якутск: Кн. изд-во, 1986. 88 с.

85. Константинов И.В. Олонхо как историко-этнографический источник // Основоположник якутской советской литературы. -Якутск: Кн. изд-во, 1974.

86. Константинов И.В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. - С. 106108.

87. Копырин Н.З. Изобразительные средства якутской поэзии. -Якутск: Бичик, 1997. 176 с.

88. Ксенофонтов В. Прекрасные женщины в олонхо Ойунского // Кыым. -31. 03. 1993. на якут. яз.

89. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов. Т. 1, 1 книга / Художник М. Г. Старостин /. -Якутск: Нац. кн. изд-во, 1992. - 416 с.

90. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.: Просвещение, 1981.

91. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения: Пособие для учителей. -Сост. Т. Г. Браже. М.: Просвещение, 1971.

92. Курдюмова Т.Ф. Принципы организации школьного курса литературы / Оптимизация воспитательного воздействия курса литературы на учащихся. ответ, ред. Курдюмова Т.Ф. -М., 1981.

93. Кулаковский А.Е. Научные труды. / Подготовили к печати Н. В. Емельянов, П. А. Слепцов/. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 484 с.

94. Ларионов В.Р. Саха айыы киЬитэ / Якут - человек айыы. -на якут. яз. /. - Якутск: Кудук, 1998.

95. Левидов А.М. Автор образ - читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.

96. Левидов A.M. Литература и действительность. Л.: Советский писатель, 1987.

97. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

98. Лернер И .Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1976. - N3.

99. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х т. , Т. 2. М.: Педагогика, 1983.

100. Литературный энциклопедический словарь /Подг. Е.И.Бонч-Бруевич и др. /; под общей редакцией В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М. : Сов. энцикл. , 1987. - 750 с.

101. Ю2.Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб: Искусство, 1996.

102. ЮЗ.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975.

103. Ю4.Лурия А.Р. Язык и сознание. М. : Изд-во МГУ, 1979.

104. Ю5.Маак Р.К. Вилюйский округ Якутской области. 2-ое изд. -М.: Яна, 1994.

105. Максимов Д. Театр и олонхо// Кыым. 25. 02. 1993.

106. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников. Л.: Просвещение, 1974.

107. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе /Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.

108. Маранцман В.Г. Содержание и этапы литературного образования. //Методика преподавания литературы. Под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. - Ч. 1. -М.: Просвещение, 1995.

109. ПО.Мелетинский Е.М. Миф и историческая поэтика фольклора // Матер. Всесоюзной научной конф. "Проблемы исторической поэтики фольклора". М. , 1977.

110. Ш.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и археологические памятники. М.: Изд-во Вост. лит. , 1963. - 462 с.

111. Меркин Г.С. , Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству /Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

112. ПЗ.Молдогалиев Т. Изучение устного народного творчества в 4 -5 классах киргизской школы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, канд. пед. наук. Фрунзе, 1973.

113. Мординов А.Е. Ойунский всегда жив в .моей памяти и сердце //Чолбон, 1993. N 8.

114. Мухина А.Ф. , Шитикова Л.И. Младшим школьникам о "Калевале". Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1985.

115. Пб.Мухоплева С.Д. Олонхо и заклинательные песни-алгысы // Поэтика эпического повествования. Якутск, 1993.

116. Мухоплева С.Д. Олотсо хаЬан, ханна уескээбитэй? /Где и когда возникло олонхо?- на якут. яз//. Саха сирэ. -15. 04. 1998.

117. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни. -Новосибирск: ВО Наука, 1993.

118. Николаев Е.М. Саха оскуолатыгар фольклору уерэтии программата (1-9 кылаастарга) /Якутский фольклор (1-9 кл.). -Проект программы. на якут, яз //Сахаада. - 18. 09. 1991.

119. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

120. Новгородов С.А. Аа§ар кинигэ /Книга для чтения. на якут, яз. - Москуба: Kypyir кинигэтин бэчээттиир сир, 1923.

121. Новиков А.Г. О менталитете народа саха. Якутск: Кн. изд-во, 1995.

122. Новиков JI.A. Искусство слова. 2-ое изд. - М.: Педагогика, 1991. - 144 е.: ил. - /Б-чка Детской энциклопедии "Ученые -школьнику".

123. Нюргун Боотур Стремительный / Воссоздал на основе народных сказаний . П.А.Ойунский. Пер. на русский язык В.В.Державина. - Якутск: Кн. изд-во, 1975. - илл.

124. Окладников А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству // История Якутской АССР. М. , JI.: Изд-во АН СССР, 1955. -Т. i. -С. 276, 277.

125. Олокпхо тыла /Язык олонхо: Олонхо для детей младшего школьного возраста. Сост. Е.П.Чехордуна, художники И.И.Попов, В.Ф.Ноева. - на якут. яз. - Якутск: Бичик, 1999. - 96 с.

126. Павлов А. Олонхо тыына /Дух олонхо. на якут, яз //. -Сахаада. - 06. 06. 1998.

127. Павлов Б. Олонхо саха одотун хааныгар баар эбит / Олонхо заложено в душе ребенка. на якут, яз //Саха сирэ. - 22. 01. 1998.

128. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990.

129. Первоначальный учебник русскага языка для якутов / Материалы для разговорных уроков. Издание 2 Православного Миссионерского общества. Казань: Типо-литография В.М.Ключникова, 1900.

130. Петров Н.Е. Олонхо туЬунан /Об олонхо. на якут. яз//. -Сахаада. - 25. 06. 1998.

131. Петрова Т.И., Винокурова М.С., Филиппова М.Е. Сахалыы сайта. 11 кылаас /Родная речь: Пособие для учащихся 11 кл. -Якутск: Бичик, 1994. -80 с.

132. Петросян А.А. История народа и его эпос. М.: Наука, 1983.

133. Пиров М.Х. Изучение устного народного творчества в 4-5 классах таджикской школы / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1981.

134. Поликарпова Е.М. Литература уруога айар улэ /Урок литературы - творчество: Книга для учителя. - на якут, яз /. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. -88 с.

135. Поликарпова Е.М., Буслаев К. Нюргун Боотур уонна Тимир Дьигистэй. /Книга для раскрашивания. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1996.

136. Поликарпова Е.М., Гоголева М.Т. Олонхону ыччакка / Олонхо-молодежи: Книга для учителя. - на якут. яз/. -Якутск: Кудук, 1998. -64 с.

137. Поликарпова Е.М. ХоЬоонноохтук аадыы /Выразительное чтение: Пособие для учителя. на якут. яз/. - Якутск: Кн. изд-во, 1992. - 64 с.

138. Полозова Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. М.: Знание, серия "Педагогика и психология", 1978. -N8.

139. Попова А.С. Олоьгхо киэн киэлитигэр /На просторах олонхо.- на якут. яз. Якутск: НИПК "Сахаполиграфиздат", 1995. - 128 с.

140. Попова А.С. Олоьгхо ус дойдута /Три мира олонхо. на якут, яз // - Сахаада. - 01. 04. 1992.

141. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989.

142. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990.

143. Программы средней общеобразовательной школы. Русский язык и литература. 5-11 классы национальных школ РСФСР, Л.: Просвещение, 1989.

144. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998.

145. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.

146. Пропп В.Я. Язык былин как средство художественной выразительности. Л.: ЛГУ, Учпедгиз, 1954.

147. Путилов Б.Н. Предисловие к книге В.Я.Проппа "Фольклор и действительность". М.: Наука, 1976.

148. Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории //Материалы научной конференции "Проблемы исторической поэтики фолькора".- М. , 1977.

149. Путилов Б.Н. Эпос народов Сибири и его историческая типология // Вопросы языка и фольклора народностей Севера. -Якутск: Кн. изд-во, 1972.

150. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия //Типология народного эпоса. М.: Наука, 1975.

151. Пухов И.В. От фольклора к литературе / Статьи о литературе и фольклоре. Якутск: Кн. изд-во, 1980.

152. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

153. Решетникова А.П. Музыка якутских олонхо. // Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ"/Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 19

154. Рожин И.Н. Саха литературатын 8-с кылааска уеРэтии / Изучение якутской литературы в 8-м классе: Пособие для учителей. -на якут. яз/. Якутск: Кн. изд-во, 1982. '

155. Рыбникова М.А. Избранные труды.-М.: Педагогика, 1985.247 с.

156. Русина Н.С. Обращение к различным видам искусства в процессе изучения русской литературы / Методика преподавания русской литературы в 9-11 кл. — Под ред. К.М. Нартова. — JL: Просвещение, 1989.

157. Садыков К.Дж. Кыргызский героический и русский былинный эпос в свете типологической общности / На примере кыргызского эпоса "Эр Тоштук" / Автореф. дисс. на соиск. учен, степ. канд. филол. наук/. Алма-Ата, 1991.

158. Самойлова Е.А. Изучение в школе произведений эпических жанров русского фольклора как средства постижения национальной культуры народа / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1996.

159. Саха норуотун тылынан уус-уран айымньыта /Якутский фольклор. Программа для 8-11 классов с углубленным изучением якутского языка и литературы. Якутск, 1991. - Сост. Н.И.Филиппова.

160. Саха тыла 5-11 кылааска / Якутский язык для 5-11 кл. 2-ой вариант программы. - Сост. Винокурова М.С /. - Якутск, 1993.

161. Саха фольклора. Хомуурунньук /Якутский фольклор. Сборник. Сост. Д.К.Сивцев. - Изд. 2-ое. - Новосибирск: Наука, 1996. - 336 с. с илл.

162. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1991.

163. Селиванов Ф.М. Поэтика былин. М.: Изд-во МГУ, 1977.

164. Селиванов Ф.М. Русский эпос. М.: Высшая школа, 1988.

165. Семенов В.А. Творчество П.А.Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд. , 1980. 222 с.

166. Серошевский B.JT. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М. , 1993. - 736.

167. Ситников В.И. , Ситникова С'.А. Проблемы практической фольклористической деятельности в современном селе // Матер, межд. конф. "Фольклор и современность". М.: Изд. МГДТДиЮ, 1995.

168. Слепцов Д.М. Кетер Мулгун /Летающий Мюлпон. олонхо на якут, ком яз. - Предисл. В.В.Илларионова. - Якутск: Ситим, 1993. - 127 с.

169. Слепцов П.А. Якутский литературный язык. Формирование и развитие общенациональных норм. Новосибирск: Наука, Сиб. отд. 1990.

170. Смелкова З.С. Межпредметные связи в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1987.

171. Ш.Стеблева И.В. Поэзия тюрков 6-8 вв., М.: Наука, 1965.

172. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.

173. Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо / Эпос народов СССР. М.: Наука, 1985. - 608 с.

174. Суворовский А. Литературныя беседы с детьми. Вып. 1. -СПб, 1912.

175. Тобуроков Н.Н. История якутской литературы. Ч. 1. -Якутск: Кн. изд-во, 1994.

176. Тобуроков Н.Н. Вечный поиск волшебства. Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 136 с.

177. Тобуроков Н.Н. Проблемы сравнительного стиховедения. -М.: Наука,' 1991. -178 с.

178. Тодоров Л.В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФСР /Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук. М. , 1989.

179. Томашевский Б.В. Поэтика /Краткий курс. М.: "GG", 1996. - 126 с.

180. Тон1 Суорун. Ырыа-xohooH /Песнопение. на якут. яз. /. -Якутск: Кн. изд-во, 1944. -74 с.

181. Тереебут литературабыт. 5 кылаас / Родная литература. Хрестоматия для 5 класса. Сост. Р.М.Поскачин, И.А.Божедонов. -на якут. яз/. - Якутск: Кл. изд-во, 1980.

182. Тереебут литературабыт. 8 кылаас / Родная литература. Хрестоматия для 8 класса. Сост. Г.И.Кардашевкий, П.Е.Ефремов, С.И.Горохов. - на якут. яз/. - Якутск: Кн. изд-во, 198

183. Убрятова Е.И. Якутский язык в его отношении к другим тюркским языкам, а также к языкам монгольским и тунгусо-маньчжурским //Доклады на 25 конгрессе востоковедов. М. , 1960. -С. 2.

184. Уваровский А.Я. Ахтыылар /Воспоминания. на якут. яз. -Якутск: Кн. изд-во, 1992.

185. Упорова З.М. "Калевала" в школе. Петрозаводск: Карельское кн. изд-во, 1966.

186. Ураксина P.M. Роль фольклора в формировании башкирской детской литературы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Уфа, 1995.

187. Уххан. Кун CyhyMa Куо /Лучезарная СуЬума Куо. на якут, яз. // Сахаада. - 14. 04. 1993.

188. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. -Киев: Радяньска школа, 1980.

189. Филиппова Н.И. , Гоголева М.Т. Аман ее / Заветное слово: Учебное пособие, -на якутском языке/. -Якутск: Кн. изд-во, 1994.

190. Филиппова Н.И. Олонпхону оскуолада уорэтии /Изучение олонхо в школе: Пособие для учителей. на якут. яз. /. - Якутск: Кн. изд-во, 1981.

191. Филиппова Н.И. Упражнения по использованию средств устной народной поэзии // Обучение якутскому и русскому языкам в школе. Якутск, 1991.

192. Флоряну М.А. Взаимосвязанное изучение родного и русского фольклора как первоначальный этап литературного образования учащихся / На материале школ с молдавским языком обучения. -Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М. , 1979.

193. Хайбуллаева Х.М. Изучение произведений дагестанского фольклора в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

194. Хамаганов В.Ж. Изучение устного народного творчества на уроках родной литературы. / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1991.

195. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос "Гэсэр". Улан-Удэ, 1976.

196. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худ. лит-ра, 1986.

197. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. М.: Наука, 1969.

198. Черкезова М.В. Литература и культура: Пособие для учителя национальной школы. М.: ИНПО, 1999. - 128 с.

199. Черкезова М.В. Русская литература в национальной школе. -М.: Педагогика, 1981.

200. Чернышевский Н.Г. Статьи по философии и эстетике // Собр. соч. Т. 4. -М.: Правда, 1974.

201. Шарапова Н.Н. Изучение героического эпоса «Джангар» на уроках родной литературы в 5-11 кл. калмыцкой школы / Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — М., 1998.

202. Щепилова Л.В. Методика анализа литературного произведения. Практикум по курсу "Введение в литературоведение". М. , 1963.

203. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974.

204. Юсифов Ф.А. Пути развития устной речи учащихся при преподавании фольклора (4-7 кл. ) / Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Баку, 1988.

205. Ягудин Т.И. Изучение башкирского фольклора в 5-7 классах /Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Уфа, 1968.

206. Ядрихинский П.П. Дьырыбына Дьырылыатта /Богатырка Дьырыбына Дьырылыатта: Якутское олонхо. Запись, послесловие и комментарии П. Н. Дмитриева. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 200 е., ил. А. Андреевой.

207. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

208. Якутский героический эпос "Кыыс Дэбилийэ" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. - 330 с.

209. Якутский героический эпос "Модун Эр Содотох" / Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996.224

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.