Изучение ритуалов перехода в современном религиоведении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Трещенок, Юлия Михайловна

  • Трещенок, Юлия Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 172
Трещенок, Юлия Михайловна. Изучение ритуалов перехода в современном религиоведении: дис. кандидат наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2017. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Трещенок, Юлия Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБРЯДОВ ПЕРЕХОДА

§ 1. Теория и методология Арнольда Ван Геннепа

§2. Интерпретация и развитие концепции обрядов перехода

§3. Процессуальный анализ как основа методологии Виктора Тернера

§4. Символическая антропология Виктора Тернера

§5. Концепции лиминальности и коммунитас в работах Виктора Тернера

§6. Современные тенденции интерпретации и применения концепции

обрядов перехода

ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К

ИССЛЕДОВАНИЮ РИТУАЛОВ ПЕРЕХОДА

§ 1. Отношения связи и дистанцирования между зонами мифоритуального

пространства

§2. Изменение как характеристика обрядов перехода

§3. Система ритуальных символов

§4. Пространственные символы в ритуалах перехода

§5. Социальные символы перехода

§6. Психологические символы границы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение ритуалов перехода в современном религиоведении»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Вполне вероятно, что книга «Обряды перехода» Арнольда Ван Геннепа является наиболее цитируемой работой по антропологии из всех, когда-либо написанных. Несмотря на то, что труд Арнольда Ван Геннепа не получил должного признания при жизни автора, последующая его судьба продемонстрировала потенциал данной концепции. Его идеи нашли свое применение и дальнейшее развитие в чрезвычайно широком круге научных дисциплин, среди которых религиоведение, антропология, культурология, политология, литературоведение, социология, психология и другие. Многие представители последующего поколения ученых, принадлежавших к различным школам и направлениям в антропологии, социологии, политологии, оценившие исследовательскую проницательность и аналитический талант Ван Геннепа, усматривали в его теоретических построениях зачатки будущих методологических принципов, разработанных в рамках их школ. Так, Виктор Тернер называл Арнольда Ван Геннепа отцом процессуального анализа1, представители французского структурализма обнаружили в книге «Обряды перехода» и «Тотемизм на Мадагаскаре» основы структурного подхода2, некоторые современные исследователи, такие как автор нескольких фундаментальных работ по ритуалу - Кэтрин Бэлл, исследователи лиминальности и лиминальных состояний применительно к современности - А. Шаколчаи и Б. Томассен, отмечают вклад А. Ван Геннепа в разработку социальной проблематики ритуала3, и его функциональный метод4. Безусловно, это есть свидетельство заложенного теоретико-методологического потенциала рассматриваемой работы. Однако, последующая разработка и применение концепции обрядов перехода обнаруживает отсутствие единого взгляда на

1 Тернер В. Ритуальный процесс: структура и антиструктура // Символ и ритуал. М., 1983. С.231

2 Zumwalt R. The enigma of Arnold Van Gennep (1873-1957): Master of French Folklore and Her- mit of Bourg-la-Reine. Helsinki. 1988, Р. 27

3 Szakolczai A. Gennep, Arnold van // Encyclopedia of Theory in Social and Cultural Anthropology. Thousand Oaks, 2013

4 Bell C. Ritual. Perspectives and Dimensions. Oxford, N.Y., 1997. P. 37

сущность обрядов перехода. Употребление этого термина в рамках различных направлений и дисциплин, которые рассматривают обряды перехода с определенной, присущей им позиции и при помощи принятых в данной школе методов анализа, способствуют дальнейшей дифференциации подходов к пониманию термина. Сложилась парадоксальная ситуация в отношении концепции обрядов перехода - при том, что это, наверное, наиболее часто употребляемый термин в работах по ритуалу, не существует какого-либо его определения.

Существуют две основные тенденции в изучении ритуалов перехода, одна задана вниманием Арнольда Ван Геннепа к социальному смыслу ритуала и изменению социальных статусов. Это направление редуцирует термин обряды перехода до обрядов индивидуального жизненного кризиса. Другое направление восходит к теоретическому переосмыслению концепции обрядов перехода В. Тернером, который испытал сильное влияние В. Дильтея, философии языка, феноменологической социологии. Концепции и понятия, которые использует в своих работах В. Тернер прочно вошли в арсенал исследователей - приверженцев данного подхода. Во-первых, обряды перехода стали ассоциироваться с процессуальным анализом, что дало основание некоторым исследователям, в достаточной степени безосновательно, расширить значение термина «обряды перехода» до, практически всего, что имеет процессуальную форму и трехчастную структуру. Во-вторых, большое число работ, эксплуатирующих концепцию и терминологию обрядов перехода, сосредоточено вокруг анализа различных жанров культуры. В-третьих, внимание В. Тернера к лиминальной стадии ритуалов перехода, создало направление в изучении лиминальности в развитых, сложноорганизованных обществах.

Таким образом, ни трехчастная схема не определяет ритуалы перехода, ни наличие изменения, ни связь с жизненным циклом, ни все вышеперечисленное вместе. При чрезвычайно широком поле применения термина «обряды перехода» складывается ситуация, когда в различных работах этому понятию придается различный смысл. Возникают парадоксальные ситуации, когда, например, два

автора, посвятили свои статьи ритуалам перехода в современном мире, при этом, один из них, Макс Глакман1, обозначил в качестве проблемы своей работы -причину, по которой ритуалы перехода отсутствуют в современном обществе, а

л

второй, В. Пикеринг , пытается обосновать устойчивость ритуалов перехода и их наличие в современном мире.

Безусловно, предпринимались попытки определить границы термина ритуалы перехода, они, как правило, связаны с изначальной попыткой Арнольда Ван Геннепа связать свою концепцию с классификационной схемой обрядов, и представляют собой варианты подобных схем. Выход за рамки таксономического подхода к исследованию ритуалов перехода достаточно редки. Попытка представить теорию Ван Геннепа, в первую очередь, как методологию, принадлежит Виктору Тернеру. Вместе с тем, анализ теоретико-методологических оснований работы Ван Геннепа и последующей разработки его концепции, безусловно, имел место, однако, в отечественной науке подобное исследование отсутствует. Существуют исследования в рамках различных научных дисциплин, в которых применяется концепция и терминологический аппарат, разработанные Арнольдом Ван Геннепом, при этом исследования направлений, эксплуатирующих теорию и методологию обрядов перехода, не проводилось, равно, как не существует работы, рассматривающей теоретико-методологический подход, имеющий значения в рамках религиоведения и выделяющей специфически религиоведческую проблематику.

Степень разработанности проблемы.

Литература, посвященная ритуалу обширна. Теоретическое осмысление религиозного ритуала принадлежит многим выдающимся исследователям, работавшим в разных отраслях знания и являвшимся авторами классических работ по этнографии, антропологии, религиоведению, культурологии, психологии, социологии и прочим дисциплинам. Многими поколениями ученых накоплен и систематизирован огромный материал и создана теоретико-

1 Gluckman M. Les Rites de Passage // Essays on the Ritual of Social Relations. Manchester, 1962. P. 1-52

2 Pickering W. S. F. The Persistence of Rites of Passage: Towards an Explanation // The British Journal of Sociology. 1974. Vol. 25. № 1. P. 63-78

методологическая база. Осознание того, что ритуал - это не просто эпифеномен социокультурных и экономических явлений, так же то, что он не является факультативным проявлением культуры неразвитых народов, некоей надстройкой над социокультурным основанием, появившейся в результате наивности представителей архаической культуры, неспособности первобытных людей к логическому мышлению и критическому осмыслению действительности, обусловило не угасающий интерес к изучению ритуала и ритуализированных форм поведения.

Среди множества работ, посвященных ритуалу в западной научной традиции можно выделить принадлежащие ритуалистическому направлению, берущему свое начало в трудах Робертснона-Смита и Фрэзера и направление, идущее от Тайлора, представители которого утверждали приоритет мифа. Огромное влияние на развитие представлений о сущности и функциях ритуала оказали работы представителей французского функционализма - Эмиля Дюркгейма, сформировавшего социологический подход к пониманию функций ритуала в обществе и его последователей - М. Мосса, А. Юбера, Р. Герца и других. Иной взгляд на проблему ритуала, отличный от британской антропологической традиции и от функциональной интерпретации ритуала, представил Арнольд Ван Геннеп, автор теории обрядов перехода.

Необходимо отметить, что работ, так или иначе затрагивающих какие-либо аспекты, связанные с изучением ритуалов перехода, несчетное количество, если даже учитывать только те из них, которые лежат в поле антропологической проблематики. Среди них можно выделить некоторые общие направления применения и разработки концепции ритуалов перехода. Во-первых, это работы, связанные с изучением религиозного ритуала в традиционных обществах. Эти труды в целом сосредоточены на интерпретации ритуала в племенных и раннеаграрных обществах, где ритуал - основной способ регуляции общественных отношений, преодоления кризисных ситуаций, воспроизводства и трансляции образца, сохранения целостности группы. Во-вторых, это работы, в которых схема обрядов перехода изъята из сферы ее традиционного применения в

качестве средства анализа племенной культуры и применена для исследования явлений современного общества. Первое отмеченное направление стало развиваться вскоре после выхода в свет книги Арнольда Ван Геннепа «Обряды перехода». Несмотря на то, что его труд не был по достоинству оценен его коллегами во Франции, работа по обрядам перехода получила положительные отзывы за рубежом и пополнила словарь терминов ученых-антропологов. Первыми работами, в которых термин обряды перехода употреблен для описания ритуалов жизненного цикла были А. М. Тоззер, А. Жюно, Э. К. Парсонс, Г. д'Альвьелла, Р. Бенедик. Чэппл и Кун предложили разделить ритуалы, имеющие значение для отдельного человека и для сообщества в целом. Последний тип ритуалов они назвали ритуалами интенсификации1. После того, как книга «Обряды перехода» была переведена на английский язык, теория и методология предложенная Арнольдом Ван Геннепом получила новый импульс к развитию. Приблизительно к этому времени принадлежат критические статьи представителей британского функционализма - М. Глакмана, М. Фортеса, Д. Форда; работы Солона Кимбалла, Фрэнка В. Янга, Джона В. Уайтинга в соавторстве с Ирвином Л. Чаилдом и первые работы, в которых используется теория обрядов перехода, Виктора В. Тернера.

С именем В. В. Тернера связывают наиболее влиятельную тенденцию в изучении ритуалов перехода. Объектом его внимания стала лиминальная фаза ритуалов перехода. Тернер посвятил несколько работ выявлению характеристик лиминальности и лиминальных состояний как в племенных и аграрных обществах, так и в современном мире. Выход за рамки первоначального поля применения теории переходных ритуалов вдохновил множество исследователей на дальнейшие попытки приложения структуры переходных обрядов к явлениям современной культуры и общества - преимущественно к ритуализированным формам поведения; помимо применения схемы обрядов перехода, связанного с разработанным В. Тернером процессуального анализа, применительно к исследованию современности используют тщательно разработанную Тернером

1 Chapple E. D. Principles of Anthropology / E. D. Chapple, C. S. Coon. N. Y., 1942. P. 458

концепцию лиминальности. Исследования лиминальности выходят за рамки комплекса методов и подходов антропологических исследований, проникнув в такие дисциплины, как: психология, литературоведение, история, политология и другие. Этому направлению свойственно использование понятий, тесно связанных у В. Тернера с его пониманием лиминальности - это теория перформативности, понятие трансформации, коллективной рефлексии, структуры опыта. Так же это направление часто вводит в круг своей терминологии понятие трикстера.

Работы, в которых эксплуатируется схема обрядов перехода применительно к феноменам современной культуры и общества, часто сосредоточены вокруг психоэмоционального аспекта переходных ритуалов и проблемы преодоления жизненных переломов. Среди представителей этого направления можно назвать Рональда Граймса, Артура Мэджиду, Р. Е. Дэвис-Флойд, Л. А. Текстер и Я. М. Марискотти. Выявлению аналогии при сопоставлении фаз ритуального процесса и этапов современных жизненных переходов посвящена работа Деминой, касающаяся институционализации в сообществе ученых, есть несколько работ, сопоставляющих психоаналитический метод и обряды перехода: Биилс «Психотерапия как обряд перехода»1; Е. Г. Гребенюк «Ритуал перехода и психотерапия»2; Моррисон «Травма и трансформирующий переход»З. Так же множество работ посвящены анализу образования как современной инициационной практики.

Направление изучения лиминальности представлено такими исследователями, как Б. Томассен, А. Шаколчаи, Т. Карсон; теме лиминальности и полититике уделили внимание Харольд Выдра и Агнес Хорват; фигуре трикстера посвящено специальное исследование Дина Эндрю Николаса4; теме лиминальности в культуре посвящен сборник работ «Лиминальные области в

1 Beels C. Psychotherapy as a rite of passage // Family Process. 2007. Vol. 4б (4). P. 421-436

2 Гребенюк Е.Г. Ритуал перехода и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 97-10S

3 Morrison R. Trauma and transformative passage // The International Journal of Transpersonal Studies. 2012. Vol. 31 (1). P. 3S-46

4 Nicholas D. A. The trickster revisited: deception as a motif in the Pentateuch. New York, 2009

ирландской литературе и культуре»1, лиминальность и перформанс исследуются в

Л

теоретической статье Джоя Кросби «Лиминальность и священное» , Лиминальности в литературе посвящен сборник «За порогом. Исследования

3

лиминальности в литературе» .

Коммуникативный аспект ритуалов перехода, направленных на сообщение двух сфер в религиозном ритуале, выявили Э. Лич4, Е. Новик5, А. К. Байбурин6. Функцию ритуалов перехода как способа социальной дифференциации и установления границ между социальными группами обозначил П. Бурдье,

7

который предложил для них термин ритуалы институционализации .

Необходимо выделить комплекс исследований, посвященных анализу ритуальных символов, находящиеся, в рамках религиоведческой проблематики. Основополагающими для понимания сущности ритуалов перехода, являются работы, посвященные анализу символики границы и символических средств маркирования сфер мифоритуального пространства, и имеющие преимущественное значение для религиоведческого дискурса. В данном случае необходимо указать на влияние московско-тартуской семиотической школы. Разработка средств семиотического анализа принадлежит таким отечественным ученым как В.В. Иванов, В.Н. Топоров, А.Л. Топорков, Т.В. Цивьян, О.А. Седакова, А.К. Байбурин и другим. А.К. Байбурину и А. Л. Топоркову принадлежат работы, в которых анализируются предметные символы границы, их функционирование в ритуале и их способность формулировать взаимоотношения между сферами «своего» и «чужого» пространства.

1 Liminal borderlands in Irish literature and culture. Bern, 2009

2 Crosby J. Liminality and the Sacred: Discipline Building and Speaking with the Other // Liminalities: A Journal of Performance Studies. 2009. Vol. 5. № 1. URL: http://liminalities.net/5-1/sacred.pdf

3 Beyond the Threshold: Explorations of Liminality in Literature. New York, 2007. 272 p.

4 Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М., 2001. 142 с.

5 Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 2004. 304 с.

6 Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л. 1990. С. 3-17; Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 85-86

7 Bourdieu P. Rites of Institution // Bourdieu P. Language and Symbolk Power. Cambridge, UK, 1991. P. 117-126. URL: https://monoskop.org/images/4/43/Bourdieu_Pierre_Language_and_Symbolic_Power_1991.pdf

Символизму смерти и возрождения посвящены исследования М. Элиаде1, В.Я. Проппа2, Д. Кэмпбелла3, С. Грофа4, В. И. Ереминой5, О. С. Борисова6. Мотив смерти - возрождения, символизирующий переходное пограничное состояние, часто используется в работах, связанных с психологической интерпретацией обрядов перехода. Этот символ часто встречается в работах по психоанализу, особенно у психологов - юнгианцев.

Необходимо отметить, что не все авторы данного направления исследований относят свои работы к исследованию ритуалов перехода, однако, несомненно, что, для уяснения сущности и функций переходных ритуалов, данные работы имеют принципиально важное значение.

Среди работ, посвященных концепции ритуалов перехода, нужно так же отметить те из них, что посвящены непосредственно анализу наследия Арнольда Ван Геннепа - отца теории обрядов перехода и Виктора Тернера, исследователя, внесшего наибольший вклад в дальнейшую разработку концепции обрядов перехода и, в особенности, понятия лиминальности. Удивление вызывает то обстоятельство, что подобных работ не так уж и много, особенно тех, что

п

посвящены Ван Геннепу. Можно назвать статью С. Кимбалла в энциклопедии ;

о

статью В. В. Белье в журнале «Нумен» ; работы горячих почитательниц таланта Ван геннепа Н. Бельмон9 и Р. Зумвальт10; работу М. Виздом11, в которой первая и вторая глава раскрывают суть концепции обрядов перехода Ван Геннепа и ее последующее применение; книгу Б. Томассена12, в которой первая глава посвящена анализу биографии А. Ван Геннепа и теоретико-методологических

1 Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М., СПб., 1999. 356 с.

2 Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. 336 с.

3 Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. К., 1997. 336 с.

4 Гроф С. Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти. М.: 2008. 475 с.

5 Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. 208 с.

6 Борисов О. С. Проблема институализации религиозного сознания в культуре: автореф. дис.. ..доктора филос. наук: 09.00.13. СПб., 2006. 38 с.

7 Kimball S. T. Gennep, Arnold Van // International Encyclopedia of the Social Sciences. URL: http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3045000455.html

8 Belier W. W. Arnold Van Gennep and the Rise of French Sociology of Religion // Numen. 1994. Vol. 41. Fasc. 2. P. 141162

9 Belmont N. Arnold Van Gennep: The Creator of French Ethnography. Chicago, 1979. 167 p.

10 Zumwalt R. The enigma of Arnold Van Gennep (1873-1957): Master of French Folklore and Hermit of Bourg-la-Reine. Helsinki, 1988

11 Vizedom M. Rites and Relationships: Rites of Passage and Contemporary Anthropology. Beverly Hills, 1976. 64 p.

12 Thomassen B. Liminality and the Modern. Living through the In-Between. Surrey, 2014. 250 p.

принципов работы «Обряды перехода», и творчеству В. Тернера. Концепции обрядов перехода уделено внимание в монографии Кэтрин Бэлл «Ритуал»1. Из работ, посвященных В. Тернеру можно отметить статьи Р. Граймса2, статью

-5

Мэтью Дэфлема «Ритуал, антиструктура и религия» , вступительную статью Джона Грехема к книге «Виктор Тернер и современный культурный перформанс»4, и статью Тима Олавсена5, посвященную сравнительному анализу концепции коммунитас Тернера и концепции коллективного вскипания Дюркгейма.

Цели и задачи исследования.

Цель настоящей работы состоит в попытке анализа комплекса теоретико-методологических приемов исследования обрядов перехода и систематизации многочисленных взглядов на проблему определения термина, а также, обоснования продуктивности применения структурного и семиотического анализа для изучения обрядов перехода в современном религиоведении.

В соответствии с поставленной целью автор предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать теорию ритуалов перехода Арнольда Ван Геннепа, принимая во внимание ту среду и академическое окружение, в котором родилась данная концепция.

2. Сравнить комплекс методологических приемов и теоретических положений и принципов, которыми руководствовался Ван Геннеп, с методами, подходами и принципами влиятельных направлений в антропологической мысли того времени.

3. Рассмотреть основные положения, составляющие теоретическую базу работ В. Тернера, его терминологический аппарат, основные

1 Bell C. Ritual. Perspectives and Dimensions. Oxford, N.Y., 1997. 368 p.

2 Grimes R. L. Victor Turner's Social Drama and T. S. Eliot's Ritual Drama // Anthropologics New Series. 1985. Vol. 27. №1/2. P. 79-99

3 Deflem M. Ritual, Anti-Structure, and Religion: A Discussion of Victor Turner's Processual Symbolic Analysis. URL: http://www.anthrobase.com/Links/cache/Ritual%20Anti-Structure%20Religion%20-%20Victor%20Turner%20symbolic%20analysis.htm

4 Victor Turner and Contemporary Cultural Performance. New York, Oxford, 2008. 368 p.

5 Olaveson T. Collective Effervescence and Communitas: Processual Models of Ritual and Society in Emile Durkheim and Victor Turner // Dialectical Anthropology. 2001. Vol. 26. № 2. P. 89-124

методологические приемы и их влияние на последующую разработку теории обрядов перехода.

4. Проследить тенденции развития и применения концепции обрядов перехода в современной научной мысли.

5. Обосновать применение комплекса структурных и семиотических методов для исследования обрядов перехода в теоретическом религиоведении.

6. Продемонстрировать значимость религиозного мировоззренческого принципа гетерогенности мифоритуального пространства для семиотического анализа ритуалов перехода.

7. Рассмотреть пространственный, социальный и психологический уровни символизации перехода в ритуале.

8. Проанализировать способы функционирования ритуального символа, его структуру и связь с познавательными категориями.

Научная новизна.

В диссертации впервые выявлен комплекс теоретико-методологических приемов исследования обрядов перехода, а также обоснована продуктивность применения структурного и семиотического анализа для изучения обрядов перехода в рамках теоретического религиоведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы исследования, сформулированные проблемы и выводы могут послужить основой для дальнейшего теоретического исследования и разработки средств и методов анализа ритуалов перехода. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки лекционных курсов по истории религиоведения и антропологии религии.

Методология и методы исследования.

Поставленные автором цели и задачи обусловили применение комплекса исторических методов научного исследования; структурного метода; и семиотического метода.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существуют две магистральные тенденции в современных интерпретациях обрядов перехода. Первая из них восходит к исследователям, воспринявшим концепцию Арнольда Ван Геннепа и сосредоточившим свое внимание преимущественно на ритуалах индивидуального кризиса. Этот тон задан самим Ван Геннепом, который, не смотря на указание на различные виды ритуалов перехода, включающие календарные ритуалы, жертвоприношение, паломничество и прочие, основное внимание сосредоточил на ритуалах жизненного цикла, утверждающих социальное изменение, переход из одного социального статуса в другой. Именно это определение чаще всего встречается в современных исследованиях. Вторая тенденция связна с разработкой теории ритуалов перехода в трудах Виктора Тернера, который в своих работах применял три основных метода: метод процессуального анализа, семиотический метод или метод сравнительной символогии, диалектический метод. Разработанные им теоретико-методологические основания исследования ритуалов перехода определили основания дальнейших исследований в этой области и способствовали дальнейшей дифференциации подходов к пониманию сущности ритуалов перехода.

2. Проблема определения сущности ритуалов перехода. Ритуалы перехода не могут быть признаны в качестве единицы в ячейке классификационной схемы ритуалов ни по признаку выполняемой функции, ни по механизму действия, так как, хотя бы потенциально, обряды перехода включают в себя все возможные обряды. В зависимости от метода, применяемого исследователем, тот или иной обряд может быть рассмотрен в качестве обряда перехода или в качестве продуцирующего или защитного ритуала, что заметил еще А. Ван Геннеп. Ван Геннеп так же писал о том, что, в сезонных ритуалах, схема обрядов перехода соответствует схеме ритуалов симпатической магии. Вместе с тем, сущность ритуалов перехода не заключается исключительно в комплексе теоретико-методологических средств анализа ритуала.

3. Схема ритуалов перехода покоится на универсальной мировоззренческой парадигме гетерогенности окружающего мира. Религиозное

сознание видит пространство неоднородным, разделенным между сферами, которые можно обозначить как сфера посюстороннего и потустороннего мира. Эти дифференцированные области актуализируются в ритуально-мифологическом пространстве и являются фундаментом для сценария переходных ритуалов, в основе которых лежит принцип установления и прерывания связи с потусторонним миром. Отношения связи / дистанцирования между мифоритуальными зонами включают в себя коммуникативный аспект, так как ритуал заключает в себе принцип обмена благами или сообщением с партнером, находящимся по ту сторону границы между сферами.

4. Любые значимые объекты, действия, понятие, отношения в мифо-ритуальном контексте действуют как символы, отсылающие к чему-то помимо себя самих, и как познавательные структуры. При этом их способность к символизации основана на том, что они связывают между собой познавательные категории. То есть, понятийные концепции, наиболее общие, так же как и частные, составляют элементы когнитивной системы, состоящей из структурных элементов, с помощью которых категоризируется опыт. Символы при этом представляют собой элементы связи между дискретными элементами категорий опыта. Символ может соединять как две, так и несколько, чаще несколько, когнитивных категорий, каждая такая связь образует семантическую структуру символа. Понятия, которые ассоциированы в ритуале посредством символа, создают сетку значений, структуру, способную к перегруппировке в зависимости от ритуального сценария. Множество структур создают систему, в которой ассоциированные понятия связываются на мировоззренческом, концептуальном уровне.

Степень достоверности и апробация результатов.

Исследование прошло апробацию на XI международной научно-практической конференции НАУ (Национальной ассоциации ученых): «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени» в июле 2015 года; и на II Международной научно-практической

конференции РГО (Русского географического общества): "Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма" (апрель 2016 года).

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБРЯДОВ ПЕРЕХОДА

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трещенок, Юлия Михайловна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян, Л. А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб: Наука, 1991. -С.109-132

2. Байбурин, А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л.: Наука, 1983. - 188 с.

3. Байбурин, А. К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб: Наука, 1991. - С. 257-265

4. Байбурин, А. К. О жизни вещей в народной культуре // Живая Старина. -1996. - № 3. - С. 2-6

5. Байбурин, А. К. Полярности в ритуале (твердое и мягкое) // Полярность в культуре / Сост. В.Е. Багно, Т.А. Новичкова. - СПб.: Альманах "Канун", 1996. -Вып. 2. - С. 157-165

6. Байбурин, А. К. Похороны и свадьба / А.К. Байбурин, Г.А. Левинтон // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - М: Наука, 1990.- С.64-99

7. Байбурин, А. К. Пояс: (к семиотике вещей) // Сборник музея антропологии и этнографии. Из культурного наследия народов Восточной Европы. - СПб: Наука, 1992. - С.3-13

8. Байбурин, А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб: Наука, 1993

9. Байбурин, А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л. - 1990. - С. 3-17

10. Байбурин, А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Отв. ред. А.С. Мыльников. - Л.: Наука, 1989. - С. 85-86

11. Байбурин, А. К. Семиотический статус вещей и мифология [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

РАН. - URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/mae_xxxvii/mae_xxxvii_16.pdf (дата обращения 12.10.2016)

12. Баранов, Д. А. Образ лягушки в вышивке и мифопоэтических представлениях славян / Д. А. Баранов, Е. Л. Мадлевская // Женщина и вещественный мир культуры: Сб. статей / Сост. Л.С. Лаврентьева. - СПб: Петербургское востоковедение, 1999. - С.111-130

13. Бейлис В. А. Теория ритуала в трудах Виктора Тэрнера // Символ и ритуал.

- М.: Наука, 1983. - С. 7-31

14. Бернштам, Т. А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. - 394 с.

15. Богатырев, П.Г. Магические действия, обряды и верования Закарпатья // Народная культура славян / П.Г. Богатырев, сост. Е.С. Новик, Б.С. Долгин. - М.: ОГИ, 2007. - С. 21-131

16. Богатырев, П.Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Народная культура славян / П.Г. Богатырев, сост. Е.С. Новик, Б.С. Долгин. - М.: ОГИ, 2007. - С.215-279

17. Богордаева, А. А. Цветовая символика в традиционной одежде обских угров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 1999. - №2. - С. 98-104

18. Борисов, О. С. Проблема институализации религиозного сознания в культуре: автореф. дис....доктора филос. наук: 09.00.13. - СПб., 2006. - 38 с.

19. Бугаева, Л. Литература и rite de passage. — СПб.: ИД «Петрополис», 2010.

— 386 с.

20. Васильев, В.И. Обрядовая сторона представлений, связанных с рождением ребенка и свадьбой у ненцев и энцев низовьев Енисея // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. - М.: Б. и., 1990. - С.104-192

21. Васильева, Г.П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник. - М.: Наука, 2006. - Вып.5. - С. 20-32

22. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - С.44-272

23. Гаген-Торн, Н.И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы //Советская Этнография. - 1933. - №5/6. -С.76-88

24. Гемуев, И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. - Новосибирск: Наука, 1990. - 232 с.

25. Геннеп, А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - 198 с.

26. Гирц, К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с.

27. Гребенюк, Е.Г. Ритуал перехода и психотерапия // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Том 24. - № 1. - С. 97-108

28. Гроф, С. Величайшее путешествие: Сознание и тайна смерти. - М.: АСТ, 2008. - 475 с.

29. Гроф, С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследования внутреннего мира / Пер. с англ. Н.И. Папуш и М.П. Папуша. - М.: Издательство АСТ и др., 2004. - 346 с.

30. Губаева, С.С. Путь в зазеркалье (похоронно-поминальный ритуал в обрядах жизненного цикла) // Среднеазиатский этнографический сборник. - М.: Наука, 2001. - Вып.4. - С. 164-175

31. Дильтей, В. Категории жизни [Электронный ресурс] // Вопросы философии. - 1995. - № 10. - С. 129-143. - URL: http://www.bim-bad.ru/docs/dilthey kathegorien.pdf (дата обращения 12.01.2017)

32. Дильтей, В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. - Т. 3. Построение исторического мира в науках о духе / Пер. с нем. под ред. В.А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004. - С.10-413

33. Дуглас, М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу / Пер. с англ. Р.Громовой, под ред. С.Баньковской; вст.ст. и комм. С.Баньковской. - М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 288с.

34. Дынин, В. И. «Переворачивание предметов» в русских народных верованиях XIX-XX вв. // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. - М.: Наука, 2009. - С.655-670

35. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., прим. А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.

36. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - 432 с.

37. Елеонская, Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России / сост. Л. Н. Виноградова. - М.: Индрик, 1994. - 292с.

38. Елфимов, А. Л. Клиффорд Гирц: интерпретация культур // Интерпретация культур. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 523-551

39. Емельянов, В. В. Ритуал в Древней Месопотамии. — СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2003. — 320 с.

40. Еремина, В. И. Ритуал и фольклор. - Л.: Наука, 1991. - 208 с.

41. Жирар, Р. Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Дашевского. Изд. 2-е, испр. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 448 с.

42. Зеленин Д. К. Русские народные обряды со старой обувью // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. - М.: Индрик, 1994. -С. 214-230

43. Зеленин, Д.К. Женские головные уборы восточных славян [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. -URL: http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/zelen/1. php# g3 (дата обращения 12.05.2016)

44. Зорин, Н. В. Русский свадебный ритуал / Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, 2001. - С. 248с.

45. Иванова, Ю. В. Послесловие (к книге Обряды перехода) // Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. - М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. - С. 180-196

46. Ивлева, Л. М. Символизм одежды и вещей. Ряженье в русской традиционной культуре. - СПб.: Российский институт истории искусства, 1994. -235с.

47. Кагаров Е. Г. Состав и происхождение свадебной обрядности [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - URL:http://www.kunstkamera.ru/files/lib/mae_viii/mae_viii_01.pdf (дата обращения 18.05.2016)

48. Кайуа, Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003. - С. 141254

49. Карпова, О. В. Украинские женские украшения в ритуальном контексте // Живая старина. - 1999. - №3. - С. 13-15

50. Карьялайнен, К. Ф. Религия югорских народов: В 3Т. / Пер. с нем. Н. В. Лукиной; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т проблем освоения Севера, Окр. науч. лаб. этнографии и этнолингвистики Ямала. - Томск, 1996. - Т.3

51. Косарев, М. Ф. Западная Сибирь в древности // отв. ред. Ю. С. Гришин; Академия наук СССР, Институт археологии. - М.: Наука, 1984. - 241с.

52. Костырко, В. Обряды перехода сто лет спустя [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас, 2003. - 3(29). - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/29/kost.html (дата обращения 12.01.2017)

53. Кэмпбелл, Д. Герой с тысячью лицами. - К.: София, 1997. - 336 с.

54. Лавонен, H. A. Функциональная роль порога в фольклоре и верованиях карел // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л., 1984. - С. 171-179

55. Лаврентьева, Л. С. "По одежке встречают": Символические функции одежды // Живая старина. - 1996. - №3(11). - С.67-69.

56. Лаврентьева, Л. С. О платке // Сб. статей: Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы. - СПб, 1999. - С.39-52

57. Лебедева, А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков [Электронный ресурс] // Русские семейный и общественный быт. - 1989. - URL:http://www.livemaster.ru/topic/37724-znachenie-poyasa-v-russkih-semejno-bytovyh-obychayah-i-obryadah (дата обращения 12.09.2015)

58. Левинтон, Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде: (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб: Наука, 1991. - С.210-234

59. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1985. - 536 с.

60. Леви-Стросс, К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / пер. с фр. А. Б. Островского. - М.: Академический проект, 2008. - 519 с.

61. Лич, Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 142 с.

62. Лобачева, Н. П. К истории паранджи // Этнографическое обозрение. - 1996. - №6. - С. 78-92

63. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа [Электронный ресурс]. - URL: https://www.psylib.org.ua/books/losew03/txt05.htm (дата обращения 12.01.2017)

64. Лотман, Ю. М. Внутри мылящих миров [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/lotman_semiosphera.htm#_Toc17488784

65. Лярская, Е. В. Женские запреты и комплекс представлений о нечистоте у ненцев [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - URL: http://anthropologie.kunstkamera.ru/files/pdf/002/02_09_liarskaya.pdf (дата обращения 10.06.2016)

66. Лярская, Е. В. Комплекс женских запретов и правил у ненцев Ямала (по материалам экспедиции 1998 года) Этничность и национализм в современном мире [Электронный ресурс] // Сборник работ участников первого конкурса молодых ученых и студентов. — СПб.: Издательство «Петрополис», 2000/ - URL: http://www.starovoitova.ru/rus/texts/06/books/etnich/16.htm. (дата обращения 12.09.2016)

67. Марков Б. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб.: Алетейя, 1999. — 296 с.

68. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

69. Маслова, Г.С. Народный орнамент верхневолжских карел. - М.: Изд. Академии наук СССР, 1951. - 158с.

70. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименком. - М., 1877. - Ч. 1. - 224 с.

71. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

72. Миллер, Г.Ф. Описание сибирских народов /пер. с нем. А.Х.Элерт. - М.: Памятники исторической мысли, 2009. - 456 с.

73. Молотова Т.Л. Марийский народный костюм. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. - 156с.

74. Мосс, М. Набросок общей теории магии / М. Мосс, А. Юбер // Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. - СПб.: Евразия, 2000. - С. 104-232

75. Мосс, М. Очерк о природе и функции жертвоприношения / М. Мосс, А. Юбер // Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. - СПб.: Евразия, 2000. - С. 6-103.

76. Николаева, Д. А. Мифологические представления о материнстве в традиционной культуре бурят // Религиоведение. - 2010. - № 2. - С.3-15

77. Новик, Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. - М.: «Восточная литература» РАН, 2004. - 304 с.

78. Окладникова Е. А. Символы мужского и женского начал в космогонических представлениях индейцев Северной и Центральной Калифорнии // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб: Наука, 1991. - С. 170-183

79. Отто, Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. - СПб: Издательство СПбГУ, 2008. - 272 с.

80. Потапов, Л. П. О некоторых вопросах архаического мировоззрения: По поводу книги Г.Н. Грачевой «Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материале нганасан XIX - начала XX в.)» [Электронный ресурс] / Л. П. Потапов, Е. В. Ревуненкова. - Л.: Наука, 1983. - URL: http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431 -183-1/978-5-88431 -183-1_43.pdf (дата обращения 12.01.2017)

81. Прокофьева, Е.Д. Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л., 1976. -С.106-128

82. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт, 2000. -336 с.

83. Романова, С. В. Женские обряды и трудовые традиции, связанные с животноводством (на материалах Вологодской губернии конца 19 - начала 20 века) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/mae xlvii/mae xlvii 08.pdf (дата обращения 12.05.2016)

84. Савчук, В. В. Кровь и культура. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1995. - 180 с.

85. Салмин, А. К. Традиционные обряды и верования чувашей [Электронный ресурс] // Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_05/978-5-02-025605-7/ (дата обращения 12.10.2016)

86. Симченко, Ю. Б. Понятие надюма у нганасан // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. - М., 1990. - С. 6-33

87. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1977. - 696 с.

88. Степанова, О. Б. Об одной из категорий образов души у селькупов [Электронный ресурс]. - URL:http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-154-1/978-5-88431-154-1 47.pdf (дата обращения 12.05.2016)

89. Сурхаско, Ю. Ю. Религиозно-магические элементы карельской свадьбы // Этнография Карелии / Науч. ред. Р. Ф. Никольская (Тароева), Е. И. Клементьев. -Петрозаводск: Карельский филиал АН СССР, 1976. - С.137-179

90. Тернер, В. Гадание и его символика // Символ и ритуал. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - С. 47-70

91. Тернер, В. Ритуальный процесс: структура и антиструктура // Символ и ритуал. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - С. 104-264

92. Тернер, В. Символы в африканском ритуале // Символ и ритуал. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - С. 32-46

93. Тернер, В. Цветовая классификация в ритуалах ндембу // Символ и ритуал. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - С. 71-103

94. Толстой, Н. И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). - М.: Наука, 1990. - С. 119-128

95. Топоров, В. Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - 496 с.

96. Топорков, А. Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Отв. ред. А.С.Мыльников. - Л.: Наука, 1989. - С.89-102

97. Тохтабаева, Ш. Ж. Семантика казахских украшений // Советская этнография. - 1991. - №1. - С. 90-101

98. Федорова, Е. Г. Жертвоприношение у северных манси [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). - URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/02/978-5-88431-202-9/ (дата обращения 12.01.2017)

99. Фенютин, А. А. Увеселения города Мологи в 1820-1832 годах // Труды Ярославского губернского статистического Комитета. - Ярославль, 1866. - Вып. 1.

100. Франц, М.-Л. фон Процесс индивидуации // Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997. - С. 155-226

101. Фрейд З. Влечения и их судьба. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999. - 428с.

102. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. - Л.: Гослитиздат, 1936. -454c.

103. Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1983. - 703 с.

104. Фурсова, Е. Ф. «Целительные» свойства рубах русских крестьян // Изв. СО АН СССР. Сер. История, филология и философия. - 1992. - № 1. - С. 49-54

105. Хендерсон, Д. Л. Древние мифы и современный человек // Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1997. - С. 104-154

106. Холодная, В. Г. Первый выгон скота [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей. - URL: http://www.ethnomuseum.ru/pervyy-vygon-skota (дата обращения 12.05.2016)

107. Цивьян Т. В. Змея = птица: к истолкованию тождества // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л.: Наука, 1984.-С. 47-57

108. Черных, А.В. Поминальные обряды в народном календаре русских // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. и сост. И.В. Власова. - М.: Наука, 2009. -С. 486-502

109. Чеснов, Я. В. Мужское и женское начала в рождении ребенка по представлениям абхазо-адыгских народов // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. - СПб: Наука, 1991. - С. 132-159

110. Широков, В.Н. «Змея-копытное-птица» в наскальных изображениях Урала [Электронный ресурс]. - URL:http://www.iie-uran.ru/doc/26/77-83.pdf (дата обращения 12.04.2016)

111. Шюц, А. Избранное: мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. — М.: РОССПЭН, 2004. — 1056 с.

112. Элиаде, М. Аспекты мифа - М.: «Инвест - ППП», СТ «ППП», 1996 - 240 с.

113. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении / Пер. с фр. Е. Морозовой, Е. Мурашкинцевой. - СПб.: Алетейя, 1998

114. Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. - М., СПб.: Университетская книга, 1999. - 356 с.

115. Элиаде, М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. - Киев: «София», 2000. - 480 с.

116. Юнг, К. Г. Архетип и символ. - М., 1991. - 304 с.

117. Юнг, К. Г. Человек и его символы / И. Н. Сиренко. - М.: Медков С. Б., «Серебряные нити», 2006. - 352 с.

118. Anttonen, P. J. The Rites of Passage Revisited: A New Look at Van Gennep's Theory of the Ritual Process and Its Application in the Study of Finnish-Karelian Wedding Rituals // Folklore: Critical Concepts in Literary and Cultural Studies. Vol. 3. - London and New York: Routledge, 2005. - p. 178-210

119. Barthes, R. Elements of Semiology. - London: Jonathan Cape, 1967

120. Beels, C. Psychotherapy as a rite of passage // Family Process. - 2007. - Vol. 46 (4). - P. 421-436

121. Belier, W. W. Arnold Van Gennep and the Rise of French Sociology of Religion // Numen. - 1994. - Vol. 41. - Fasc. 2. - P. 141-162.

122. Bell, C. Ritual. Perspectives and Dimensions. - Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1997. - 368 p.

123. Belmont, N. Arnold Van Gennep: The Creator of French Ethnography. -Chicago: University of Chicago, 1979. - 167 p.

124. Beyond the Threshold: Explorations of Liminality in Literature / Ed. H. Viljoen, C. N, van der Merwe. - New York: Peter Lang, 2007. - 272 p.

125. Bourdieu, P. Rites of Institution [Электронный ресурс] // Bourdieu P. Language and Symbols Power. / Ed. and Intr. John B. Thompson. Transl. by G.

Raymond and M. Adamson. - Cambridge, UK: Polity Press, 1991. - P. 117-126.

- URL: https://m0n0sk0p.0rg/images/4/43/B0urdieu Pierre Language and Symbolic Po wer 1991.pdf (дата обращения 12.01.2017)

126. Breaking Boundaries: Varieties of Liminality / Ed. A. Horvath, B. Thomassen, H. Wydra. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2015. - 264 p.

127. Chapple, E. D. Principles of Anthropology / E. D. Chapple, C. S. Coon. - N. Y., 1942. - 718 p.

128. Chavannes, E. Review. Les rites de passage by Arnold van Gennep // T'oung Pao. Second Series. - 1909. - Vol. 10. - № 2. - P. 232-235.

129. Crosby, J. Liminality and the Sacred: Discipline Building and Speaking with the Other [Электронный ресурс] // Liminalities: A Journal of Performance Studies. -2009. - Vol. 5. - № 1. - URL: http://liminalities.net/5-1/sacred.pdf (дата обращения 12.01.2017)

130. Csikszentmihalyi, M. Beyond boredom and anxiety: Experiencing Flow in Work and Play. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000. - 231 p.

131. Davis-Floyd, R. E. Birth as an American Rite of Passage: Second Edition, With a New Preface. - Oakland: University of California Press, 2003. - 424p.

132. Deflem, M. Ritual, Anti-Structure, and Religion: A Discussion of Victor Turner's Processual Symbolic Analysis [Электронный ресурс]. - URL: http://www.anthrobase.com/Links/cache/Ritual%20Anti-Structure%20Religion%20-%20Victor%20Turner%20symbolic%20analysis.htm (дата обращения 12.01.2017)

133. Douglas, M. Natural Symbols: Explorations in Cosmology. - New York: Random House, 1970

134. Essays on the Ritual of Social Relations / Ed. M. Gluckman. - Manchester: Manchester University Press, 1962. - 190 p.

135. Firth, R. Society and Its Symbols // Times Literary Supplement. - London, 1974.

- September 13. - P. 1-2

136. Geertz, C. Islam Observed: Religious Development in Morocco and Indonesia. -New Haven, 1968

137. Geertz, C. Review. The Rites of Passage by Arnold Van Gennep, Monika Vizedom and Gabrielle L. Caffee // Science. New Series. - 1960. - Vol. 131. - № 3416. - P. 1801-1802

138. Gennep A. van Religions, moeurs et légends; essais d'ethnographie et de linguistique: Série 1-5. - Paris: Mercure de France, 1908 - 1914

139. Gennep, A. van Review of E. Dürkheim "Les Formes élémentaires de la Vie religiuse" // Mercure de France. - 1913. - № 101 (374). - P. 389-393.

140. Gennep, A. van. Tabou et totémisme à Madagascar; étude descriptive et théorique. - Paris: E. Leroux, 1904

141. Gilead, S. Liminality, Anti-Liminality, and the Victorian Novel // ELH. - 1986. -Vol. 53. - №1. - P. 183-197

142. Gluckman, M. Les Rites de Passage // Essays on the Ritual of Social Relations / Ed. M. Gluckman. - Manchester: Manchester University Press, 1962. - P. 1-52

143. Gluckman, M. On Drama, and Games and Athletic Contests // Secular Ritual / Ed. S. F. Moore, B. Myerhoff . - Assen, Holland: Van Gorcum, 1977. - P. 227-243

144. Gluckman М. Order and Rebellion in Tribal Africa. - New York: Free Press, 1963

145. Goblet d'Alviella. Review. Les rites de passage by Arnold van Gennep // Revue de l'histoire des religions. - 1909. - Vol. 59. - P. 236-240.

146. Goffman E. Frame analysis. - New York: Harper and Row, Colophon Books, 1974

147. Grimes, R. L. Deeply into the Bone: Re-Inventing Rites of Passage. - Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2000. - 393p.

148. Grimes, R. L. Victor Turner's Social Drama and T. S. Eliot's Ritual Drama // Anthropologics New Series. - 1985. - Vol. 27. - №1/2. - P. 79-99

149. Grimes, R. Rites of passage [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.wabashcenter.wabash.edu/syllabi/g/grimes/Grimes Rites.pdf_(дата

обращения 12.01.2017)

150. Hertz, R. A Contribution to the Study of the Collective Representation of Death // Death and the Right Hand. - Glencoe, IL: The Free Press, 1960. - P. 27-86, P. 117-154

151. Horvath, A. The genealogy of political alchemy: the technological invention of identity change // Breaking Boundaries: Varieties of Liminality / Ed. A. Horvath, B. Thomassen, H. Wydra. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2015. - P. 72-92

152. Horvath, A. Tricking into the position of the outcast: a case study in the emergence and effects of communist power // Political psychology. - 1998. - 19 (2). -P. 331-347

153. Kimball, S. T. Gennep, Arnold Van [Электронный ресурс] // International Encyclopedia of the Social Sciences. - URL: http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3045000455.html (дата обращения: 10.11.2016).

154. Lang, А. Review // Anthropos. - 1909. - Vol. 4. - №. 3. - P. 824-826.

155. Latimer, C. The invisible view: Betwixt and between [Электронный ресурс]. -AUT University, 2008. - URL: http://aut.researchgateway.ac.nz/handle/10292/456 (дата обращения: 10.11.2016).

156. Leach, E. R. Review. The Rites of Passage by Arnold van Gennep, Monika B. Vizedom and Gabrielle L. Caffee; Death and the Right Hand by Robert Hertz, Rodney Needham and Claudia Needham // Man. - 1960. - Vol. 60. - P. 173-174.

157. Liminal borderlands in Irish literature and culture / I. G. Nordin, E. Holmsten. -Bern: Peter Lang AG, International Academic Publishers, 2009

158. Magida, A. J. Opening the doors of wonder: reflections on religious rites of passage. - Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2006. -294p.

159. Makarius, L. Le mythe du 'Trickster' // Revue de l'histoire des Religions. - 1969. - Vol. 175. - №1. - P. 17-46

160. Mauss, M. Review of Hoffmann-Krayer, Die Volkskunde als Wissenschaft // Année sociologique. - 1903. - № 6. - Р. 167-170.

161. Mauss, M. Review of Van Gennep's Rites de Passage // L'Année sociologique. -1910. - № 11. - P. 200-202.

162. Mellor, P. A. Sacred Contagion and Social Vitality: Collective Effervescence in Les Formes élémentaires de la vie religieuse // Durkheimian Studies / Etudes Durkheimiennes. - 1998. - Vol. 4. - P. 87-114.

163. Morrison, R. Trauma and transformative passage // The International Journal of Transpersonal Studies. - 2012. - Vol. 31 (1). - P. 38—46

164. Nicholas, D. A. The trickster revisited: deception as a motif in the Pentateuch. -New York: Peter Lang Publishing, Inc., 2009

165. Olaveson, T. Collective Effervescence and Communitas: Processual Models of Ritual and Society in Emile Durkheim and Victor Turner // Dialectical Anthropology. -2001. - Vol. 26. - № 2. - P. 89-124

166. Pickering, W. S. F. Durkheim's Sociology of Religion. Themes and Theories. -Cambridge: James Clarke & Co, 2014

167. Pickering, W. S. F. The Persistence of Rites of Passage: Towards an Explanation // The British Journal of Sociology. - 1974. - Vol. 25. - № 1. - P. 63-78

168. Ramp, W. Effervescence, differentiation and representation in The Elementary forms // On Durkheim's Elementary forms of religious life. - London, N. Y.: Routledge, 2005. - P. 136-148

169. Rites of Passage in Ancient Greece: Literature, Religion, Society. Bucknell Review, Vol. XLIII, No. 1. / Edited by Mark W. Padilla. - Lewisburg, PA: Bucknell University Press, 1999. - P. 312

170. Sapir, E. The Emergence of the Concept of Personality in a Study of Cul- tures // Journal of Social Psychology. - 1934. - № 5. - P. 408-415

171. Schechner R. Ritual, play and performance / Schechner R., Shuman M. - New York: Seabury Press, 1976

172. Smith, P. Durkheim's Religious Revival / P. Smith, J. Alexander // The American Journal of Sociology. - 1996. - № 102. - P. 585-592

173. Smith, W. R. Lectures on the Religion of the Semites. First series. - London: Adam and Charles Black, 1894

174. Spencer, R. F. Review. The Rites of Passage by Arnold van Gennep, Monika B. Vizedom and Gabrielle L. Caffee // American Anthropologist. New Series. - 1961. -Vol. 63. - № 3. - P. 598-599.

175. Starr, F. Review of Les rites de passage by Arnold Van Gennep // The American Journal of Sociology. - 1910. - № 15. - P. 707-709.

176. Szakolczai, A. Gennep, Arnold van // Encyclopedia of Theory in Social and Cultural Anthropology / Ed. R.J. McGee and R.L. Warms. - Thousand Oaks, California: Sage, 2013

177. Szakolczai, A. Liminality and Experience: Structuring transitory situations and transformative events // International Political Anthropology. - 2009. - Vol. 2. - № 1. -P. 141-172

178. Szakolczai, A. Reflexive historical sociology. - London: Routledge, 2000

179. Szakolczai, A. Sociology, religion and grace: a quest for the renaissance. -London: Routledge, 2008

180. Szakolczai, A. The genesis of modernity. - London: Routledge, 2003

181. Texter, L. A. From Chaos to New Life: Ritual Enactment in the Passage from Illness to Health/ L. A. Texter, J. M. Mariscotti // Journal of Religion and Health. -1994. - Vol. 33. - № 4. - P. 325-332

182. Thomassen, B. Liminality and the Modern. Living through the In-Between. -Surrey: Ashgate Publishing Limited, 2014. - 250 p.

183. Thomassen, B. Thinking with Liminality: To the Boundaries of an Anthropological Concept // Breaking Boundaries: Varieties of Liminality / Ed. A. Horvath, B. Thomassen, H. Wydra. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2015. - P. 39-60

184. Timothy, C. Liminal Reality and Transformational Power: Revised Edition: Transition, Renewal and Hope. - Lutterworth: The Lutterworth Press, 2016

185. Tozzer, A. M. Social Origins and Social Continuities. - New York, 1925. - 286 p.

186. Turner V. Witchcraft and Sorcery: Taxonomy versus Dynamics //Africa: Journal of the International African Institute. - 1964. - Vol. 34. - №. 4. - P. 314-325

187. Turner, V. Betwixt and between. The liminal period in rites of passage [Электронный ресурс]. - URL: http://www2.fiu.edu/~ereserve/010010095-1.pdf (дата обращения 17.01.20017)

188. Turner, V. Dewey, Dilthey, and Drama: An Essay in the Anthropology of Experience // the Anthropology of Experience. - Urbana, Chicago: University of Illinois Press, 1986. - P. 33-44

189. Turner, V. Dramas, Fields, and Metaphors: Symbolic Action in Human Society. -Ithaca, New York: Cornell University Press, 1975. - 309 p.

190. Turner, V. Dramatic Ritual / Ritual Drama: Performative and Reflexive Anthropology // The Kenyon Review, New Series. - 1979. - Vol. 1. - №. 3. - P. 80-89

191. Turner, V. Frame, Flow and Reflection: Ritual and Drama as Public Liminality // Japanese Journal of Religious Studies. - 1979. - Vol. 6. - № 4. - P. 465-499

192. Turner, V. Image and pilgrimage in Christian culture / V. Turner, E. Turner. -New York: Columbia University Press, 2011

193. Turner, V. Images of Anti-Temporality: An Essay in the Anthropology of Experience // The Harvard Theological Review. - 1982. - Vol. 75. - №. 2. - P. 243-265

194. Turner, V. Liminal to Liminoid in Play, Flow, and Ritual: an essay in comparative symbology [Электронный ресурс]. - URL: https://scholarship.rice.edu/bitstream/handle/1911/63159/article_rip603_part4.pdf7sequ ence=1 (дата обращения: 10.11.2016).

195. Turner, V. Process, System, and Symbol: A New Anthropological Synthesis // Daedalus. - 1977. - Vol. 106. - № 3 // Discoveries and Interpretations: Studies in Contemporary Scholarship. - Vol. I. - P. 61-80

196. Turner, V. Revelation and Divination in Ndembu Ritual. - Ithaca, New York: Cornell University Press, 1975

197. Turner, V. Schism and Continuity in an African Society: a Study of Ndembu Village Life. - Manchester: Manchester University Press, 1957. - 348 p.

198. Turner, V. Social Dramas and Stories about Them // Critical Inquiry. - 1980. -Vol. 7. - № 1. - P. 141-168

199. Turner, V. Symbolic Studies // Annual Review of Anthropology. - 1975. - Vol. 4. - P. 145-161

200. Turner, V. The Anthropology of Perfomance [Электронный ресурс]. - New York, 1987. - URL http://erikapaterson08.pbworks.com/f/Antrophology+of+performance(2).pdf (дата обращения 12.01.2017)

201. Turner, V. The Drums of Affliction. - Oxford: Clarendon Press and the International African Institute, 1968. - 326 p.

202. Turner, V. The Forest of Symbols: Aspects of Ndembu Ritual. - New York: Cornell University Press, 1970. - 417 p.

203. Victor Turner and Contemporary Cultural Performance / Ed. Graham St. John. -New York, Oxford: Berghahn Books, 2008. - 368 p.

204. Vizedom, M. Rites and Relationships: Rites of Passage and Contemporary Anthropology. - Beverly Hills: SAGE Publications, 1976. - 64 p.

205. Wydra, H. Liminality and democracy // Breaking Boundaries: Varieties of Liminality / Ed. A. Horvath, B. Thomassen, H. Wydra. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2015. - P. 183-204;

206. Yerkes, R. K. Sacrifice: In Greek and Roman Religions and Early Judaism [Электронный ресурс]. - URL:

https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=inu.39000005819961;view=1up;seq=7_(дата

обращения 18.01.2017)

207. Zumwalt, R. The enigma of Arnold Van Gennep (1873-1957): Master of French Folklore and Hermit of Bourg-la-Reine. - Helsinki, 1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.